Скука как экзистенциал культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Макогон, Эллада Рубеновна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат философских наук Макогон, Эллада Рубеновна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИОПРИРОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ СКУКИ
1.1. Понятие скуки
1.2. Психофизиологические основания скуки
1.3. Социальные основания скуки
1.4. Культурные основания скуки
ГЛАВА 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
СКУКИ
2.1. Категория скуки в истории философской мысли
2.1.1. Идея вечного повторения как субстанции скуки в древней философии
2.1.2. Понимание скуки в античной и средневековой философской традиции
2.1.3. Учение А. Шопенгауэра о скуке, лишенной предмета воли
2.1.4. С. Кьеркегор о скуке как созерцании Ничто
2.1.5. Д-р Эрдманн о скуке как восприятии чистого времени
2.1.6. Диалектика скуки и ужаса у М. Хайдеггера
2.1.7. Скука как преддверие абсурда у А. Камю
2.1.8. Похвала скуке И. Бродского
2.1.9. Представления о скуке в русской литературе
2.2. Скука и смысл жизни
2.2.1. Праздность
2.2.2. Пресыщение
2.2.3. Утрата смысла жизни
2.3. Скука в современном обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В своем альбоме запиши: Fastidium est quies - скука Отдохновение души.
Пушкин A.C.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Концепт "скука" и его лингвистическое представление в текстах романов И.А. Гончарова2003 год, кандидат филологических наук Сороченко, Елена Николаевна
Концепция времени в экзистенциальной философии Карла Ясперса2001 год, кандидат философских наук Байдаева, Фатима Батыровна
Социальные аспекты смерти: Философско-антропологический анализ2004 год, доктор философских наук Минеев, Валерий Валерьевич
Смысл существования как взаимодействие социального и экзистенциального в человеке2002 год, кандидат философских наук Инговатов, Владимир Юрьевич
Интеллектуально-духовные основания российского права2010 год, доктор юридических наук Медушевская, Наталья Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Скука как экзистенциал культуры»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное состояние общества характеризуется неустойчивостью, разупорядоченностью и повышенной чувствительностью к ходу времени. Хаос и нигилизм в массовом сознании чреваты опасными последствиями. Мрачнейший пессимизм, настроение абсолютной безысходности приводят к тотальной апатии, человек становится безвольной частицей гигантского потока, устремляющегося неведомо куда.
Имеется точка зрения, что человеческое сознание, как и природа, не терпит пустоты. По мнению О.Хаксли, природа презирает вакуум и в духе тоже. [136, с. 19] И «культовое сознание» с разрушением одного идола, заменяет его новым. Однако кризисные состояния общества, способствующие его дезориентации, привносят в культурную среду пустоту и скуку. Скука предстает одним из важных симптомов, указывающим на упадок в духовной жизни общества.
Наряду с личным переживанием, скука является социокультурным феноменом и экзистенциалом культуры. Мы определяем скуку как форму социального бытия, порождаемую монотонной повторяемостью повседневного существования, пресыщенностью, утратой ценностей, смысла деятельности и жизни, что приводит как в личностном, так и социальном плане к отрицательному
восприятию пустого, неструктурированного времени. Существует скука деструктивная и творческая.
Скука - это вполне закономерное социальное явление, порождаемое противоречивостью развития цивилизации и культуры. Она может возникнуть по причине высвобождения большого количества свободного времени и утраты смысла и интереса к жизни. Потребительское общество скучает от пресыщения. Чрезмерная суетливость, страх и неуверенность в завтрашнем дне не устраняет скуку, даже если она явно и не ощущается. В этом случае диагноз звучит иначе: скука правит таким обществом. Обществу, переживающему период кризиса, не хватает стимула, подъема, активности в решении важнейших задач. Люди этого общества не скучают из-за нехватки времени в борьбе за выживание, но их жизнь проходит скучно вследствие монотонности и не инте-ресности.
Многие современные западные исследователи (A. Caruba, К. Sam), анализируя массовое явление нервно-психологических расстройств, характеризуют наше время как эпидемию скуки, обозначая ее вместе с депрессией как «культурную чуму»
Русская скука в образе обломовщины рядом исследователей оценивается позитивно. Такое отношение имеет негативные последствия, что требует пристального изучения. По словам Е.В.Золотухиной-Аболиной, некая весьма внушительная ленца, стремление к праздности как наилучшему состоянию, издавна свойственны нашему общественному сознанию. [24, с. 87] Однако в обломовщине как социальном явлении уживается, наряду с томлением, чувством пустоты и скукой, и мечта о потерянном рае, как идеале мирной, безмятежной жизни в гармонии с природой.
Ситуация в современном обществе ведет к постепенному, неуклонному «умиранию», вследствие покорного разрушения своего сокровища, как материального, так и духовного. «Величие России - только в ее Культуре. А культура - это основа всего» (Д. С. Лихачев).
Состояние скуки в обществе в период застоя ощущается особенно остро. И наше общество проходит в своем развитии циклы скуки как периоды привлекательного, но опасного застоя, колеблясь между катастрофичной эффективностью и неэффективностью. Самый «сытый», благополучный этап советской истории (правление Л. И. Брежнева) оказался временем самой острой фрустрации и разочарования, в то время как в эпоху Сталина невиданные жертвы и лишения, постоянный каторжный труд и даже кровавые репрессии воспринимались как должное и соседствовали с мощным эмоциональным подъемом, переходящим в эйфорию. Однако состояние эйфории закономерно сменяется разочарованием, а разочарование порождает нигилизм, отчуждение и скуку.
Долгое время в нашей стране считалось, что основные причины увеличения числа нервно-психических расстройств в капиталистических странах обусловлены самой природой капитализма, а при социализме носят преходящий, временный характер. Однако напряженность во всех системах общественного развития имеет общую причину, а именно: необходимость освоения новых способов хранения и переработки информации, овладение новой техникой, требующей больших умственных усилий и вместе с тем уменьшение физического труда, что ведет к изменению, а порой и к расстройству нервно-психической структуры человека. Благополучные страны Запада, где «сытость», как цель сама по себе, уже достигнута, страдают от паразитизма в массовом масштабе. Наступает своего рода истощение от богатств. Немецкий социолог А. Беллебаум считает, что с улучшением жизненных условий одновременно распространяется и опыт скуки. 40% всего населения ощущает скуку в воскресенье. [96, с. 12]
Любое творчество предполагает периоды подъема и спада, а между ними паузы ожидания, в которые якобы нет движения ни вперед, ни назад. Такие «кажущиеся пустыми паузы покоя» нужно пережить. Эти временные паузы, как необходимое условие переходного этапа, предстоит выдержать и нашему
обществу в процессе формирования нового социального порядка. Нужно переосмыслить нашу жизнь и взглянуть в глаза наихудшему, не боясь возможной утраты душевного равновесия.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемой скуки занимаются уже две с половиной тысячи лет. Древние философы (Экклезиаст, Гераклит) считали аксиомой мысль о вечной повторяемости всех событий, где нет ничего нового под солнцем и все суета - сует, а Космос предстает в образе периодически возгорающегося огня. Экзистенция скуки, таким образом, видится в идее всеобщей повторяемости существенных сторон бытия.
Процесс индивидуализации человека побудил к осмыслению и объяснению ранее не вычленяемых и не дифференцируемых эмоциональных переживаний, таких как: тоска, скука, отчаяние, тревога и др. Феномен скуки крайне редко исследовался самостоятельно, без определенного контекста.
Анализ степени разработанности проблемы скуки в отечественной литературе позволяет сделать вывод, что феномен скуки как социокультурное явление в нашей стране почти не исследовался. Скука рассматривалась лишь в психологии и условно определялась как безэмоциональное состояние человеческой психики, а так же в педагогике - как проблема использования свободного времени (Г.А. Евтеева, М.Е. Литвак) [См. 22; 47].
Ни в одной советской энциклопедии не значится статьи о скуке. Советские исследователи часто ограничивались анализом проблемы свободного времени и рационального использования досуга. Свободное время связывали с категориями свободы выбора и цели деятельности (В.М. Свинников, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов) [См. 64; 12]. Впоследствии была реабилитирована частная жизнь, которая ранее рассматривалась, как мещански пошлая сфера человеческого существования, и стали больше вычленять в досуге «человеческий фактор» (В.В. Водзинская, Г.П. Орлов) [См. 9; 56].
Проблеме свободного времени в социалистическом обществе посвящен ряд работ следующих авторов: А.Э.Мурзин, В.Д.Патрушев, С.А.Кравченко
[См. 52; 57; 40]. Только в период рассвета перестройки стали говорить о скуке как напрасном убивании времени на партийных съездах. Например, в статье В. Хорошко «Слушатели скучают» говорится, что скука появляется, когда начинает вырисовываться проблема оторванности провозглашенных принципов от реальной жизни [См. 80, с. 18]. Однако лауреат Нобелевской премии С. Беллоу утверждает, что скука в современной политической революции может сделать больше, чем справедливость. В январе 1917 года, возможно, именно это подтолкнуло скучающего Ленина написать множество скучных памфлетов и писем об организационных вопросах [97, 233].
Западная научная мысль тщательно исследовала возрастание и пагубное влияние такого социального явления как скука. Различные аспекты проблемы скуки - природа сплина, меланхолии, ипохондрии, acedia, нарушения в восприятии времени, скука и досуг, темпоральные характеристики скуки, связь феномена скуки и утраты чувства собственного достоинства, проблема скуки в литературе - рассматриваются в научных трудах за последнее столетие. Однако нередко негативные явления в обществе находились чаще в лице соседа, нежели у себя. Например, исследование депрессии, одиночества и скуки в Америке проводились немецкими авторами.
Анализ западной литературы о скуке за последние полтора века позволяет сделать следующие выводы:
В конце XIX века проблеме скуки, как темпоральному явлению, были посвящены философские работы: J.E.Erdmann и A.Daniel [См. 119, 112].
В первой половине XX века проблема скуки рассматривалась, во-первых, как негативное последствие развития индустрии: однообразие, монотонность на производстве (в Германии - R.Spitz: в Англии - S.Wyatt, J.N.Langdon) [См. 175; 183; 184]; во-вторых, как проблема психологии, психопатологии и психиатрии, а так же в связи с унынием, разочарованием и страхом в послевоенные годы (W.J.Revers, E.Bergler, W.Lorenz) [См. 169; 100; 149].
Во второй половине XX века: (в 50-е, 60-е гг.) исследование продолжалось в русле психологически-биологической проблематики. (E.Levinger, W.Heron) [См. 148; 130]. Основная масса исследований скуки касалась социальной проблемы: досуг и свободное время, страх перед праздностью и одиночеством (G.Jacobi, P.R.Hofstaetter, H.-G.Gadamer, Fr.Pappert, J.Balsdon) [См. 137; 133; 123; 164; 94]. В обществено-политической прессе стали появляться социологические статьи с критикой духовного состояния современного общества, в основном американского (A.K.Cohen, D.Oberndoerfer, J.Bodamer) [См. Ill; 160; 103].
В 70-е, 80-е годы проблему скуки рассматривали в аспекте свободного времени. Неумение распоряжаться им приводит к агрессивному поведению, что нашло отражение в работах следующих авторов: Э.Фромм, F.R.Goetzl, N.Klinkmann [См. 77; 124; 145]. Была подвергнута анализу попытка преодоления скуки (A.Gurycka, R.Bleistein, A.Caruba) [См. 126; 102; 109].
В этот же период ведет активную деятельность в Гамбурге (1981-1987) научно-исследовательский институт Свободного времени. Многие психологические проблемы стали рассматриваться как социологические (H.P.Dreitzel, G.Kamphausen) [См. 115; 141]. Феномен скуки исследуется в социально-экономическом контексте, например, в работе Т.Веблена «Теория праздного класса» 1984, известная на Западе с 1971.
В 90-е годы многие ученые вновь проявляют интерес к феномену скуки как социокультурному явлению. Проводится глубокий духовно-исторический и культурно-социологический анализ. В тоже время скука исследуется как явление, сопряженное с трудовой деятельностью [См. 96; 114]. В 1994 году у нас издается «Философия обыденной жизни» Е.В.Золотухиной-Аболиной, где подробно и всесторонне исследуется, наряду с другими феноменами обыденной жизни, лень и называется скука как ее родная сестра. В этом же году опубликована работа известного австрийского ученого В.Крауса «Нигилизм и идеалы», в которой автор рассматривает нигилизм как порождение скуки.
Многие исследователи возвращаются к вопросу проблемы скуки на материале художественной литературы (M.Kathmann, W.Lutz, P.Meyer Spacks) [См. 142; 151; 154]. В 1996 году появляется работа K.Sam о творческом потенциале скуки «Es lohnt sich nur der Weg nach innen: ueber das kreative Potential der Langeweile». И, наконец, в 1998 году выходит две статьи A.Caruba: «The Plague of Boredom» и «Bored to death in America», в которых основатель института Скуки ставит диагноз нашему времени как «Эпидемия скуки».
В современной западной литературе лишь вскользь говорится о скуке как о явлении культуры и совсем не исследуется этнический аспект феномена скуки. В проводимых ранее исследованиях темпоральный аспект затрагивает переживание скуки на индивидуальном уровне, не касаясь восприятия времени целым обществом. В данной работе была предпринята попытка исследования выше перечисленных слабоизученных моментов явления скуки.
Объектом исследования данной диссертации является скука как экзи-стенциал культуры и парадоксальное социальное явление, порождаемое противоречивым развитием цивилизации и культуры; анализируются его основания и последствия.
Предмет исследования включает в себя анализ социоприродных и культурных причин скуки, ее экзистенциально-метафизического смысла в истории философии, видов (исторический, этнический). Скука рассматривается как одна из причин утраты смысла жизни и как социальная болезнь современного общества.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования в теоретическом анализе парадоксальной природы скуки как экзи-стенциала культуры.
Задачи:
1. Определить скуку как философско-культурологическое понятие.
2. Рассмотреть психофизические основания скуки.
3. Исследовать скуку как социальное явление и рассмотреть в темпо-
ральном аспекте.
4. Выявить культурные основания скуки и подходы ее преодоления в этническом аспекте.
5. Проанализировать категорию скуки в историко-философской мысли.
6. Построить модель одного из возможных вариантов процесса смысло-утраты: Праздный образ жизни => пресыщение => утрата смысла жизни.
7. Дать анализ современного общества как особого мира скуки, провести исследование проблемы преодоления скуки.
Теоретико-методологическая основа исследования. В ходе исследования социокультурного феномена скуки применялись антропологический, аксеологисеский, исторический, лингвистический и компаративный методы. Аксеологический метод исследования позволил проанализировать, например, категорию скуки в истории философской мысли, а также при рассмотрении социальной дифференциации скуки и для выявления этнических аспектов скуки. Философски-антропологический метод был использован при исследовании психофизиологических оснований скуки. Компаративный метод нашел применение в работе при анализе религиозного толкования скуки и при решении проблемы ее преодоления.
Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:
1. Дано определение феномену скуки как форме социального бытия, ак-туализующемуся по причинам: монотонности, утраты ценностей, смысла деятельности и жизни.
2. Выявлены психофизические основания скуки. Найдена взаимосвязь между скукой и нервными расстройствами маниакально-депрессивного круга.
3. Скука исследована в темпоральном аспекте не как индивидуальное переживание, а как социальное явление. Проанализирована социальная дифференциация скуки, феномен скуки выделен как особый вид социального отчу-
ждения, порождающий одиночество, индивидуализм и конформизм.
4. В скуке обнаружено проявление этнического аспекта культуры, влияние географического и национального фактора на степень, и цикличность скуки.
5. Проанализирован историко-философский материал по проблеме скуки. Выводы и наблюдения, сделанные в ходе исследования русской художественной литературы, введены в научный оборот. Русской скука представлена двумя типами: мировоззренческим («обломовщина», русская хандра и позиция сознательной праздности) и творческим («душевная невзгода»).
6. Генезис скуки и сопряженная с ним утрата смысла жизни, представлена по нисходящей линии: от социально-заданного положения (праздного образа жизни) к утрате духовных ориентиров и ценностей через пресыщение, что ведет к утрате смысла жизни. Различия в религиозных трактовках скуки и труда в православии и протестантизме влияют на формирование мировоззрения.
7. Современное общество характеризуется как зараженное «эпидемией скуки», где остро встает проблема: как преодолеть социальный недуг.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1 .Скука есть форма социального бытия, порождаемая монотонной повторяемость^ повседневного существования, пресыщенностью, утратой ценностей, смысла деятельности и жизни, что приводит как в личностном, так и социальном плане к отрицательному восприятию пустого, неструктурированного времени.
2. Скука является чисто человеческим фактором, имеющим определенные психофизические основания. Она связана с такими явлениями психофизического расстройства, как стресс, невроз, депрессия. Скука имеет весьма парадоксальную природу: с одной стороны, она - результат стрессового состояния в современном обществе, а с другой - способ избежать стрессовых
ситуаций и отдых. Скука не обязательно приводит к болезненной депрессии, но депрессия всегда начинается со скуки.
3. Скука - явление социальное, которое возникает в результате противоречия между развитием цивилизации и культуры, как некий диссонанс между возросшим потенциалом времени и упадком жизненных ценностей. Проблема отчуждения тесно связана со скукой как социокультурным феноменом через такие факторы, как бессилие, бессмысленность, нормативная дезорганизация, самоотстранение, культурное отстранение и социальная изоляция.
4. Скука как культурное явление включает в себя исторические и этнические особенности, что накладывает отпечаток на национальный характер того или иного народа, того или иного периода истории.
5. По мере усложнения социокультурных связей и осмысления своего отчуждения в обществе, представление о скуке изменилось от примитивной констатации о вечном повторении и бессмысленности земной суеты до признания в природе скуки, наряду с негативными, и позитивных моментов. Таким образом, происходит адаптация человечества к негативным последствиям развития цивилизации.
6. Генезис скуки тесно связан с одним из возможных вариантов смысло-утраты. Различие в религиозных трактовках скуки и труда влияет на формирование пассивного (православие) или активного отношения к жизни (протестантизм).
7. Причины скуки в современном обществе составляют такие социальные явления как: рационализация, механизация, стандартизация, бюрократизация, демократизация, урбанизация и т.д. Скука сегодня - это социальная болезнь, которая убивает в культуре активный, творческий элемент.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют расширить наши знания в области обыденного сознания, культурологии, психологии, социальной философии, истории философии, социологии и этимологии. Данные исследования и результаты можно
использовать при подготовке спецкурсов: психология скуки, современный мир культуры, негативные последствия развития цивилизации.
Апробация работы Положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на Всероссийском научном симпозиуме «Психология и педагогика в системе профессионального образования», 1997 г.; г. Таганрог, на Научно-теоретической конференции в ТРТУ март 1998 г.; на Южно-Российской научно-практической конференции «Человек в пространстве культуры» (14-16 апреля 1998 г., г.Ростов-на-Дону); на VI Международной конференции «Циклы природы и общества» (12-18 октября 1998 г., г.Ставрополь), а также на XIV Международных чтениях «Великие преобразователи естествознания: Илья Пригожин» (18-19 ноября 1998 г. г.Минск).
Объем и структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав: заключения и списка литературы из 187 наименований. Общий объем работы - 144 страниц машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества2012 год, кандидат философских наук Литинская, Джинна Григорьевна
Практики праздности в современной молодежной культуре2012 год, кандидат наук Петров, Вадим Евгеньевич
Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры: проблемы девиантологического анализа2007 год, доктор социологических наук Хагуров, Темыр Айтечевич
Идея прогресса в русской религиозной философии Серебряного века2004 год, доктор философских наук Волгин, Олег Степанович
Экзистенциальные основания молодежных субкультур: философско-антропологическая рефлексия2011 год, кандидат философских наук Чернышенко, Василий Васильевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Макогон, Эллада Рубеновна
Выводы:
- Современное общество заражено синдромом массовости: массовая культура, массовая стандартизация, массовое производство и т.д. Культура стала ориентированна на ширпотреб. Скука не нова в мире, но только в наше время существуют доступные жизненные стимуляторы, на который есть массовый спрос (телевидение, реклама, видео продукция, парки для проведения свободного времени).
- Наше время заполнено до отказа и одновременно оно является «пустым», т.е. негативно воспринимаемым. Почему? - Дело в том, что современный механизм развлечения масс в высшей степени препятствует сосредоточению духа, доставляя отдых, оно инфантилизирует человека. Моментальная доступность обедняет духовный мир человека и культуру в целом.
- Экзистенциальный вакуум (чувство пустоты и бессмысленности) и вызванная им фрустрация (тревожность) сегодня представляют не индивидуальное патологическое состояние психики, а социогенный фактор. Основным проявлением экзистенциальной фрустрации является скука как неспособность проявлять интерес и инициативу. Усугубляет обстановку взаимосвязь скуки с властью, агрессией и преступностью. (Экзистенциальный вакуум в обществе = > фрустрация = > агрессивность).
- Скука имеет ряд негативных последствий как социальное явление: суицид, депрессия, отсев из школ, наркомания, преступность, снижение производительности труда, потеря собственного достоинства, адюльтер, ослабление иммунной системы.
- Банально-тривиальная скука преодолима посредством советов и рекомендаций, например: обращение к обучению; самосовершенствование; сокращение времени на просмотр телепередач; осмысление собственной жизни; активизация воли; умение управлять собой; настрой на положительные эмоции.
В целом по второй главе можно заключить следующее:
Проблема скуки актуальна в наши дна и представляет собой огромный научно-исследовательский интерес, что подтверждается постановкой проблемы скуки в историко-философской мысли сегодня и в прошлом. Феномен скуки затрагивает основную проблему бытия - смысл и ценность человеческой жизни.
Экзистенциально-метафизическая скука не имеет ничего общего с тривиальным бездельем или отсутствием интереса к тому или иному занятию. Скука, позволяющая уберечь экзистенцию от растворения в эфире повседневности, пробуждающая сознание красноречивым вопросом: «зачем?» и говорящая с людьми на языке времени, вторгаясь в круг общепринятых ценностей, является творческой, приносящей, в конечном счете, благо.
Скука представляет собой форму бытия не только человеческого существования (праздный образ жизни), общества (аномия), но и всего Сущего.
Феномен скуки получил сегодня массовое распространение по причинам засилья массовой культуры, делающей человека пассивным, и экзистенциального вакуума в обществе. Избавиться возможно от скуки банально-тривиальной и мировоззренческой. Скука в экзистенциально-метафизическом смысле в принципе не устранима, так же как и творческая. Для того чтобы излечить общество от социальной болезни скуки, необходимо устранить ее негативные социокультурные основания. Очень часто - это не реально. Однако цикличная природа скуки позволяет на время избавляться от нее, а в момент духовного подъема общества появляется возможность творческого преобразования негативных последствий цивилизации в культурное наследие.
Несмотря на негативные моменты в деле поиска смысла жизни, скука часто выступает инициатором что-либо изменить в жизни. В этом случае скука является неким побуждающим сознанием, катализатором воображения, моральной пропозицией, этической дилеммой. Социальные последствия скуки, проявляющиеся в повседневной жизни, помогают определить облик и направление развития современного общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого ее дня и каждого часа, то возникает вопрос: почему же человек устает, пресыщается и скучает от самого ритма жизни, часто воспринимаемого как чередование однообразных событий? - Возможно, ответ нужно искать в самой жизни, которая столь противоречива, что порой предстает человеческому взору то исполненной смысла, то полной абсурда. Итак, безобидный вопрос: что такое скука и как к ней нужно относиться, - незаметно приводит нас к проблеме более широкого плана: в какое время мы живем?
Нынешнее время отлично от прошлого скоростью его наполняемости, что подтверждает открытие, сделанное российским философом А. Лосевым в 20-е годы. И в моменты такого «сгущения времени» люди часто теряют ориентацию. Изменение «нормирования времени» ведет к дезориентации и апатии, что дорого, в конечном счете, обходится обществу. Цивилизация призвана создавать комфорт посредством достижений науки и техники, а культура -облагораживать деятельность человека. Посредствам культуры субъект воплощает во внешних формах свою внутреннюю сущность и обогащает данный ему мир результатами творческой переработки.
Относительная безопасность жизни, комфорт, возможность удовлетворения многих желаний, эффективные усилия техники, гигиены и санитарного обеспечения среды обитания избаловали человека. Переизбыток удобств приводит к утрате способности воспринимать обыкновенное счастье, даваемое жизнью. Предъявляются все новые и новые претензии. Отсюда, с одной стороны, - «девальвация бытия», которая выражается в отрицании жизненных ценностей, скука как отвращение от жизни, с другой, - наслаждение жизнью, ее настоящим.
Про нашу страну нельзя сказать, что цивилизация избаловала наших соотечественников своим комфортом, стабильностью социальной системы и другими удобствами жизни. Борьба за выживание крепко укоренилась в русском сознании. Востоку свойственна размеренность и скрупулезность, Западу - суетливая деловитость, Россия же вобрала в себя две эти крайности и мечется между ними, не смягчая, не сглаживая противоречия и не находя компромисса. По негласной статистике, русскому человеку скучно на Западе, легкая жизнь не устраивает его. Он ищет приключений, дразня респектабельных буржуа, чтобы только не застревать в скуке комфортабельной жизни.
Известно, что культура в России получала особый расцвет в эпохи нестабильности, негласности и прочих социальных неурядиц. Можно предположить, что в России наблюдается иная почва для появления причин скуки. Скука появляется вследствие оторванности культуры от реальных потребностей общества и несоответствия действительности и идеала. Такие явления, как: усталость, пессимизм, застой, упадок и т. п. позволяют судить об оторванности носителей культуры от ее сущности.
Прогресс цивилизации обезличивает и истощает культуру из-за возрастания в ней пассивного элемента, растворяя элемент участия в пассивном созерцании. Раньше проводили досуг, развлекая себя сами, теперь же развлекаются тем, что их развлекают.
Скука имеет очень противоречивую природу. Она дает человеку отдых и вместе с тем утомляет, парализует наш дух и побуждает к действию. Нередко именно скука являлась причиной множества исторических событий, замечательных художественных произведений и научных открытий. Скука может существовать на поверхности Бытия как тривиальное, житейское явления жизни в форме безделья или отсутствия интереса к тому или иному занятию или принимать форму экзистенциала культуры, творческого потенциала действия. В первом случае человек растворяет свою экзистенцию в бесконечном потоке времени, во втором - спасает от растворения в мире конкретных вещей.
Высокодифференцированное общество, массовая культура и высокий уровень цивилизации способствуют преобразованию индивидуальных отклонений в психическом состоянии человека до уровня массовой социальной эпидемии. Опасность скуки как тягостного и утомительного состояния души, заключается в том, что с нее всегда начинается депрессия, которая очень часто требует медицинского вмешательства.
К социальным основаниям относятся следующие явления: изменения в структуре восприятия социального времени, высокий жизненный уровень и относительная безопасность существования, аномия, рационализм, механизация, стандартизация, урбанизация, демократизация, фрустрация, высокая дифференциация общества, отчуждение от социальных институтов, от норм и ценностей общества, фетишизация труда.
Культурные основания скуки можно обозначить следующим образом: возрастание пассивности в культуре; потеря, ничем не компенсируемого, культурно-традиционного содержания жизни и образование культурной пустоты в образе стандартизации; низведение культуры до уровня престижной сферы бизнеса; влияние на культуру климатических условий; этнические и этимологические особенности культуры; сакрализация мира.
Если стимул к развитию цивилизации растет пропорционально враждебности среды, то суровые условия жизни той или иной национальной культуры оставляют меньше времени на скуку. У скуки есть свои национальные особенности. Даже этимология слова «скука» в разных языках дает некоторое представление о разнице смысловой нагрузки понятия. Например, в большинстве славянских языков скука ассоциируется с грустным и одиноким плачем. А в немецком языке под скукой подразумевается долгий отрезок времени. Такое понимание данного феномена порождает национальную особенность немецкого характера, как пунктуальность. Во французской скуке - Ennui - больше всего выражается чувство досады и огорчения, а в английской - Spleen -раздражительность, плохое настроение и пресыщение жизнью. Понимание русской скуки отражено лишь в художественной литературе, ввиду того, что русская философия всегда была тесно связана с литературой и религией. Духовное же познание в православии исключает скуку и уныние.
Скука может иметь творческий и деструктивный характер. Первая содержит в себе сосредоточение потенциальной созидательной энергии для творческой деятельности и духовного поиска, вторая - приводит к агрессии и суициду. Одни мыслители видят в скуке только негативные стороны (Н.Клинкман, С.Н.Паркинсон), другие - лишь позитивные (М.Хайдеггер, И.Бродский, К.Зам), а третьи - и то, и другое вместе взятые (А.Камю, А.Беллебаум, Й. Эрдман), но только прагматичные американцы всерьез считают, что могут победить это явление в массовом масштабе. С 1983 года в США существует и активно действует Институт Скуки, возглавляемый А.Карубой.
Целенаправленное устранение экзистенциально-метафизической скуки из жизненной среды обречено на неудачу. Существуют методы преодоления лишь банально-тривиальной разновидности скуки. Причина заключается в том, что как только общество достигает высокого уровня благосостояния, оно оказывается охваченным скукой, ибо деньги, комфорт и обширный досуг покупают время, а времени свойственно повторяемость событий и, как следствие этого, скука.
Конечно, человек выше одной только «сытости» и ему требуется творческая деятельность, которая стимулировала бы его не извне, а изнутри. Однако эта фаза развития общества, где творческое саморазвитие личности стало бы внутренней потребностью, представляет собой далекий идеал и мечту. Сегодня срабатывает шопенгауэровская схема: общество мечется между скукой и нуждой, а культура становится, что парадоксально само по себе, пассивной сферой деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макогон, Эллада Рубеновна, 1999 год
ЛИТЕРАТУРА:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат. 1992. - 400 с.
2. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. С. -Петербург: Мифрил. 1995.-ХХУШ+244с.
3. Богданов В. А. Лабиринт сцеплений. М.: Детск. лит. 1986. - 142 с.
4. Болгов В. И. Бюджет времени при социализме: теория и методология исследования. М.: Наука. 1973. -287 с.
5. Быховский Б. Э. Къеркегор. М.: Мысль. 1972. - 238 с.
6. Вебер М. Доклад: Наука как призвание и профессия.// Судьба искусства и культуры в западно-европейской мысли XX в. М. 1979.
7. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. 1984. - 367 с.
8. Библия. Книга Экклезиаста. Изд.: Объединенные библейские об-ва.
9. Водзинская В. В. Активность личности в сфере досуга //В сб.: Активность личности в социалистическом обществе. М.: Наука. 1976.
10. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека Ростов-на-Дону: РТУ. 1994. -288 с.
11. Гончаров И. А. Обломов. М.: Правда. 1979. - 560 с. Гончаров И. А. Обыкновенная история. М.: Правда. 1963.
12. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М.: Наука. 1972.
13. Горький М. Мать. М.: Современник. 1984.
14. Гудименко Д. В. Политическая культура России: преемственность эпох.// Полис 1994 №2 156-164.
15. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.-445 с.
16. Давидович В. Е. Культура мира на исходе XX столетия.// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общ. науки. 1996. №4. 11-15.
17. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.:Молодая гвардия. 1982. - 287 с.
18. Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство. 1991. - 271 с.
19. Даль Вл. Токовый словарь. Т. 3. СПб. - М.: Изд. Вольфа. 1882.
20. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? Избр. М.: Детгиз. 1961. -
63 с.
21. Достоевский Ф. М. Бесы. Л.: Наука. 1990. - 639 с.
22. Евтеева Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени.// Автореф. докт. дисс. Л.: ЛГУ. 1980.
23. Замуля А. Кто сумеет взять Трою?// Республика Карелия. 2/1997.
24. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы (курс лекций). Ростов-на-Дону: Феникс. 1994.
25. Иванов Ю. М. Человек и его душа. М. 1991. 272 с.
26. Ивлиев В. А. Малые трактаты Сенеки. Таганрог: ТРТУ. 1997.
27. История философии: Запад - Россия - Восток. М., 1996.
28. Камю А. Сочинения. М.: Прометей. 1989. - 416 с.
29. Камю А. Бунтующий человек. М.: Изд. полит, лит. 1990. - 415 с.
30. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.: Медицина. 1980. - 448 с.
31. Карпов М. М. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону: РГУ. 1994. -
112 с.
32. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., Аспект пресс. 1996.- 215 с.
33. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М.: Мысль. 1988. 283 с.
34. Кон И. С. В поисках себя. М., Изд. полит, лит. 1984. - 335 с.
35. Коноплева Н. Время - материал, из которого сделана жизнь.// Приложение к «АиФ» № 2 1998.
36. Константинов В. Н. Социальная активность и пассивность людей. Владимир. ВГПИ. 1990.
37. Корзун Н Рок, игры, мода и реклама М.: Сов. Россия. 1989. 136 с.
38. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. В поисках взаимосвязи индивидуального и социального в человеке //Материалы Всероссийского симпозиума: Психология и педагогика. Таганрог. ТРТУ. 1997. 32-38.
39. Кожемякина О. Профессия - служить Богу.// «ТП»1997.
40. Кравченко С. А. Модель «общества досуга и развлечений»: мифы и деятельность.// Научный коммунизм. №5 1986.
41. Краткий этимологический словарь русского языка.// Под ред. Шанского Н. М., Иванова В. В., Шанской Т. В. М. Просвещение. 1971.
42. Краус В. Нигилизм и идеалы. М.: Радуга. 1994. - 253 с.
43. Кришнамурти Дж. Свобода от известного. К.: София. 1991. - 88 с.
44. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика. 1993. - 383 с.
45. Кэнко-хоси. Записки от скуки. М.: Наука. 1970. - 256 с.
46. Лермонтов М. Ю. Избр. произв. в 2-х тт. Т. 1. М.: Худ. лит. 1963.
47. Литвак М. Е. Безэмоциональные состояния.// Командовать или подчиняться? Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 200-207.
48. Маршак С. Соч.: В 4 т. Т. 2. М. 1958.
49. Матрусенко Л. Депрессия: самолечению не подлежит!// Cosmopolitan. Март 1997. 133-134
50. Моруа А. Досуг // Превратности любви. М.: Дом. 1993. 412-415.
51. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука - Сибирское отделение. 1989. - 205 с.
52. Мурзин А. Э. Актуально ли изучать свободное время?// Соц. иссл. №11 1993. 95-99.
53. Назарова О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М.: Знание.
1989.
54. Общая психология.// Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение,
1986.
55. Овчинников В. В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел. М.: Советский писатель. 1988.-608с.
56. Орлов Г. П. Свободное время и личность. Свердловск: УрГУ. 1983.
57. Патрушев В. Д. Увеличение свободного времени трудящихся и задачи профсоюзов по его рациональному использованию.// Человек, свободное время и профсоюзы. М. 1980.
58. Поликарпов В. С., Поликарпова В. А. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. - 576 с.
59. Поликарпов В. С. Философские вопросы естествознания. Лекция 8. Таганрог: ТРТУ. 1997.
60. Пригожин П., Стингере И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс. 1986. - 431 с.
61. Пушкин А. С. Соч. в 3-х тт. Т. 1. М.: Худ. лит. 1985.
62. Пушкин А. С. Евгений Онегин. М.: Худ. лит. 1984.
63.Русская литература XVIII века. Л.: Просвещение. 1970.
64. Свинников В. М. Социализм и свободное время. Право на отдых. М.: Высшая школа. 1985.
65. Сенека Л. А. О провидении. Керчь. 1905.
66. Селиванов Ф. А. Смысл жизни (диалог мировоззрений).// В научно-популярной серии «Философия и жизнь». 11/1991. 45-60.
67. Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1982.
68. Словарь-справочник: Человек и общество.// Под ред.: Коротец И. Д. Штомпель Л. А., Штомпель. М. . Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.
69. Согомонов Ю. В. Левицкий А. Г. «Социальная пассивность: сущность и формы. Владимир. 1982.
70. Солоухин Вл. Стихотворения. М.: Современник. 1982.
71.Социокультурные исследования Японии.// Реферативный сборник. М. 1981.
72. Спиноза Б. Избр. произ. М. 1957. Т. 1.
73. Толстой JI. Н. Собр. соч. в 20-ти томах. М. 1964. Т. 16.
74. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука. 1987. 255 с.
75. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. М.: Прогресс. 1971.
76. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. 368 с.
77. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика. 1994. 447 с.
78. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика 1993. 445 с.
79. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня.// Homo ludens. М.: Прогресс. Прогресс - Академия. 1992. 241-446.
80. Хорошко В. Слушатели скучают.// Знаменосец. 1986.
81. Чефранов Г. В. Достоинство и свобода.// Радиосигнал. ТРТУ. №14, 16 Апрель 1990.
82. Чехов А. П. Собр. соч. в 12-и тт. Т. 6. М.: Худ. лит. 1964.
83. Чехов А. П. Собр. соч. в 12-и тт. Т. 9. М.: Худ. лит. 1964.
84. Чехов А. П. Письма. Т. 12. М.: Худ. лит. 1964.
85. Шеллинг Ф. Соч. В 2 т. Т 1. М.: Мысль. 1987. - 637 с.
86. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. М. 1993.
87. Штейнер Е. С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность?// Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М. 1990.
88. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М. 1969.
89. Эфроимсон В. П. Загадка человеческой гениальности М.: Знание. 1991. -64с.
90.Юнг К.: Психологические типы. СПб.: «Ювента». 1995. - 716с.
91. Ясперс К.: Духовная ситуация времени. М.: ИНИОН. 1990. - 214с.
92. Ardrey, R.: Der Gesellschaftvertrag. Das Naturgesetz von der Ungleichheit der Menschen. Dt. Wien/ Muenchen/ Zuerich, 1971.
93. Baer K. The Meaning of Life// The Meaning of Life: Questions, Answers and Analyses/ Ed. by S. Sanders and D. R. Cheney. N. Y., 1980.
94. Baisdon, J. P. V. D.: Work and Leisure, in: Ders., Life and Leisure in Ancient Rome, London 1967, 130 p.
95. Beckers, G.: Georg Buechner «Leonce und Lena». Ein Lustspiel der Langeweile, Hamburg 1961.
96. Bellebaum, A.: Langeweile, Ueberdruss und Lebenssinn. Opladen: Westdt. Verl., 1990. - 247 s.
97. Bellow, S.: Humboldts Vermaechtnis. Roman, dt. Muenchen. 1980.
98. Benjamim, W.: Melancholie und Acedia, in: Ders., Urspruenge des deutschen Trauerspiels, Frankfurt a. M. 1963
99. Bernstein, H. E. Boredom and Ready-Made Life in Social Research, 42/1975,513 S.
100.Bergler, E.: On the Disease-Entity Boredom («Alysosis») and its Psychopathology, in: Psychiatric Quarterly, 19/1945, 38 ff.
101. Bleicher, G.: Freie Zeit, Langeweile, Literatur: Studien zur therapeutischen Funktion der englischen Prosa-literatur im 18 Jh. Berlin (u. a.): de Gruyter, Zugl: Saarbrücken, Univ., Hab. Sehr. 1977. - 263 s.
102. Bleistein, R.: Freizeit ohne Langeweile. Wege zu einer erfuellten Freizeitgestaltung, Freiburg 1982.
103. Bodamer, J.: Die Langeweile als Zeiterscheinung, in: Ders., Wir auf der Szene unseres Lebens, Freiburg/ Muenchen 1960, 98 S.
104. Bodamer, J.: Leere und Langeweile. Krankheitssymptome der modernen Gesellschaft, in: Die politische Meinung, 6/1961, 48 S.
105. Brodsky, J. Listening to boredom.// Harper's Mar. 1995. 11-13.
106. Broesching, E.: Die Lebenslage aelterer Menschen im laendlichen Raum. Eine empirische Untersuchung als Grundlage zur Planung von sozialen Diensten. Stuttgart. 1983. 131 S.
107. Bucher, R.: Depression und Melancholie. Eine historische und triebpsychologische Untersuchung zur Struktur und Klassifizierung von Depressionsformen, Bern 1977.
108. Busse, W.: Der Hypochondrist in der deutschen Literatur der Aufklaerung, Diss. Mainz 1952.
109. Caruba, A.: The Plague of Boredom. Journal: World & I. January 1998. 319-327.
110. Caruba, A.: Bored to death in America. Maplewood. N. J. The Boring Institute. 1998. 9 p.
111. Cohen, A. K.: The Study of Social Disorganization and Deviant Behavior, in: Merton, R. K. / Broom, L. / Cottrell Jr., L. S. (Hrsg.), Sociology Today, Vol. II, New York 1959, 461 S.
112. Daniel, A.: Ueber die Langeweile, in: Ostfriesisches Schulblatt, Nr. 57/1887, Emden.
113. Diccionario general. Espenol - Ingles. Paris: Librairie Larousse. 1983.
114. Doehlemann, M.: Langeweile? Deutung eines verbreiteten Phaenomens. Franrfurt a. M.: Suhrkamp, 1991. - 228 S.
115.Dreitzel, H.P.: Die Einsamkeit als soziologisches Problem, Zuerich 1970.
116. Eichler, G.: Spiel und Arbeit. Zur Theorie der Freizeit, Muenchen 1979.
117. Engell, L.: Vom Widerspruch zur Langeweile: logische und temporale Begruendungen d. Fernsehens. Diss., Koeln, Univ., 1989. - XII, 336 S.
118. Enninger, H. J. W.: Bedeutungsgeschichte von Licere-Leisir /Loisier-Leisure, Diss. Bonn 1968.
119. Erdmann, J. Ueber die Langeweile. Vortrag, gehalten im wissennschaftlichen Verein. Berlin: Hertz. 1852. - 36 s.
120. Fischer, H.: Acedia und Landschaft in der Dramen Georg Buechner, Diss. Muenchen 1958.
121. Finke, E.:Stoerungen im Zeitleben bei Schizophrenen, med. Diss. Duesseldorf 1961.
122. Freyer, H.: Theorie des gegenwaertigen Zeitalters, Stuttgart 1955.
123. Gadamer, H. -G.: Ueber leere und erfuellte Zeit, in: Ders. (Hrsg.), Die Frage Martin Heideggers. Beitraege zu einem Kolloquium mit Heidegger..., Heidelberg 1960; 17 S.
124. Goetzl, F. R.: Boredom: Root of Discontent and Aggression, Berkley
1975.
125. Guardini, R.: Vom Sinn der Schwermut. Zuerich. 1948.
126. Gurycka, A.: Przeciw nudzie. O aktywnosci. Nasza Ksiegarnia. Warszawa 1977.
127. Heger, H.: Die Melancholie bei den franzoesischen Lyrikern des Spaetmittelalters, Dess. Bonn 1965.
128. Hengst, H.: Kinder und Massenmedien - Denkanstoesse fuer die Praxis, Heidelberg 1981.
129. Henningesen, D./ Strohmeier, A.: Gewaltdarstellungen auf Video-: Ausmass und Motive jugendlichen Gewaltvideokonsums, Bochum 1968.
130. Heron, W.: The Pathology of Boredom, in: Larrabee, E. / Meyersohn, R. (Hrsg.), a. a. 0., 1958, 136 p.
131. Hilsbecher, W.: Versuchs ueber Oblomow, in: Merkur. Deutsche Zeitschrift fuer europaesches Denken, Nr. 222, XX/1966, H. 9, 841 S.
132. Hoche, A.E.: Langeweile.// Aus der Werkstatt, Muenchen 1935.
133. Hofstaetter, P. R.: Die amerikanische und die deutsch Einsamkeit, in: Verhandlungen des 13. Deutschen Soziologentag, Frankfurt a. M. 1957, 87 S.
134. Huebner, B.: Die Langeweile, Diss. Freiburg 1962.
135. Huenerbein, A.: Die religioese Unlust. Ihre Ursachen und ihre Bekaempfung. Eine religionspsychologische Untersuchung, Speyer 1949.
136. Huxley, A.: Accidie, in: Ders., On the Margin. Notes and Essays, London 1928.
137.Jacobi, G.: Langeweile, Müsse und Humor und ihre pastoraltheologische Bedeutung, Berlin 1952. 236 ff.
138. Jahoda, M.:Wieviel Arbeit braucht der Mensch? Arbeit und Arbeitslosigkeit im 20. Jahrhundert, Weinheim/ Basel 1983.
139. Jehl, R.: Melancholie und Acedia. Ein Beitrag zur Anthropologie und Ethik Bonaventuras, Paderborn 1984.
140. Kalkuehler, F.: Die Natur des Spleens bei den englischen Schriftstellern in der ersten Haelfte des 18. Jahrhunderts, Diss. Muenchen 1920.
141. Kamphausen, G.: Freizeit als Freiheit? Zur Ideologie der Selbstverwirklichung in Soziologie und Paedogogik, in: Acham, K. (Hrsg.), Kreativitaet und Leistung, Koeln 1986, 190 S.
142.Kathmann, M.: Liebe, Langeweile, Automaten und politische Bedeutung in Georg Buechners Lustspiel «Leonce und Lena». Marburg: Tectum - Verl., 1996.
143.Kieregaard, S.: Tagebuecher. Muenchen. 1953.
144. Kierkegaard,S.: Diapsalmata, in: Ders., Entweder-Oder. Ein Lebensfragment, Erster Teil, Jena 1932.
145. Klinkmann, N.: Gewald und Langeweile, in: Kriminologisches Journal, 4/1982, 254 S.
146. Lefebre, H.: Kritik des Alltagslebens, Bd. I., dt. Muenchen 1974.
147. Lepenies, W.: Melancholie und Gesellschaft, Frankfurt a. M. 1981.
148. Levinger, E.: Von der menschlichen Langewele. Psychischen-biologische Betrachtungen, in: Schweizerische Medizinische Wochenschrift, 81/ 1951, 113 S.
149. Lorenz, W.: Zwischen Angst und Langeweile, in: Erdkreis, 9/1949.
150. Lyman, St. M. The Seven Deadly Sins: Society and Evil. N. Y. 1978.
151. Lutz, W.: Untersuschungen zur existentiellen Langeweile in sieben ausgewaehlten Romanen der amerikanischen Literatur. Frankfurt am. Main (u. a.) Lang., 1995. - 246 s.
152. Marquard, O.: Plaedoyer fuer die Einsamkeitfaehigkeit, in: R. Walther (Hrsg.), a. a. O., 1983.
153. Maurina, Z.: Dostojewski. Menschengestalter und Gottessucher, dt. Muenchen 1960.
154.Meyer Spacks, P.: Boredom: The Literary History of a State of Mind. Univ. of Chicago Pr. (Trd.) 1995. - 290 p.
155.Mock, A: Luthers Krankheit, in: Ders., Abschied von Luther. Psychologische und theologische Reflexionen zum Lutherjahr, Koeln 1958, 32 S.
156. Mosler, P.: Georg Buechner «Leonce und Lena»: Langeweile als gesellschaftliche Bewusstseinsform. Bonn: Nonvier. 1974. - 85 s.
157. Nietzsche, F.: Menschliches allzumenschliches ein Buch fuer freie Geister. Erster Bd. Leipzig: Druck der Spamer A. 1939.
158. Noelle-Neumann, E.: Macht Fernsehen traege und traurig? Weniger Lebenslust, Arbeitsreude und Fortschrittsglaeubigkeit in unserer Gesellschaft, FAZ, 13. 8. 1977.
159. Obermueller, K.: Melancholie in der deutschen Barockliteratur. Bonn
1974.
160. Oberndoerfer, D.: Von der Einsamkeit des Menschen in der modernen amerianischen Gesellschaft, Freiburg 1958.
161. Opaschowski, H. W.: «Allein in der Freizeit», Schtiftenreihe zur Freizeitforschung des B.A.T. Freizeit-Forschungsinstituts, Bd. 2, Hamburg. 1981.
162. Opaschowski, H.W.: Das Fernsehen der 80er Jahre, Langeweileverursacher jder Lange weile Verhinderer?, in: Animation, 3/ 1983.
163. Panofski, E./ Saxl, F.: Duerers. Melencholia I. Eine quellen- und typengeschichtliche Untersuchung, Leipzig/ Berlin 1923.
164. Pappert, Fr.: Philosophie der Einsam, Muenchen/ Basel 1955.
165. Peters, E.: Notes Toward an Archaeology of Boredom, in: Social Research, 42/1975, 507f.
166. Pieper, J.: Müsse und Kult. Muenchen. 1985.
167. Post, W.: Melancholie und Arbeit. Unveroeff. Vortrag, Dies Academicus, Sommersemester, Universitaet Bonn. 1985.
168. Riesmann, D. et. al: Die einsame Masse. Eine Untersuchung der Wandlungen des amerikanischen Charakters, dt. Hamburg 1958.
169. Revers, W. J.: Das Zeitproblem in der Psychologie, in: Archiv fuer die gesamte Psychologie, 116/1964, 279 S. 160.
170. Revers, W. J.: Die Psychologie der Langeweile, Meisenheim 1949.
171. Sam, K.: Es lohnt sich nur der Weg nach innen: ueber das kreative Potential der Langeweile. Bergisch Gladbach: Bastei Luebbe, 1996. - 299 s.
172. Sam, K.: Sich Zeit nehmen fuer die Langeweile, in: Psychologie heute, 10/1980.
173.Seid, P.: Zum Thema der Langeweile bei E^a de Queiros, Diss. Zuerich, Univ., Philos. Fak. 1978. - 486 S.
174.Schwarz, Ch.: Langeweile und Identitaet: eine Studie zur Entstehung und Krise des romantischen Selbsgefuehls, Diss., Heidelberg: 1993. 269.S.
175. Spitz, R.: Wiederholung, Rhythmus, Langeweile, in: Imago. Zeitschrift fuer Anwenddung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften, 23/ 1937, 171 S.
176. Starobinski, J.: Geschichte der Melancholiebehandlung von den Anfaengen bis 1900, Documenta Geigy, Acta psychosomatica, Nr 4, Basel 1960.
177. Stenzel, K.: Pascal Theorie Des Divertissment, Diss. Muenchen 1965.
178. Strenzke, G.: Die Problematik der Langeweile bei Joseph von Eichendorff. Diss. Hamburg, Univ., 1973. - 415 s.
179. Tokarski, W. / Schmitz-Scherze, R.: Freizeit, Stuttgart 1985.
180.Voelker, L.: Langeweile: Untersuschungen zur Vorgeschichte eines literarischen Motiv. Muenchen: Fink., 1975. - 215 s.
181. Wellershoff, D.: Langeweile und unbestimmtes Warten, in: Ders., Die Arbeit das Lebens. Autobiographische Texte, Koeln, 1985. 265 S.
182. Wiegand, A.: Die Schoenheit und das Boesen. Muenchen. 1967.
183. Wyatt, S.: Das Problem der Monotonie und Langeweile bei der Industriearbeit (1929), dt. in: Industrielle Psychotechnik, 4/ 1930, 114 S.
184. Wyatt, S. / Langdon, J.N.: Fatique and Boredom in Repetetive Work, London 1937.
185. Zenta Maurina: Die Langeweile und gehetzte Mensch (1962).
186. Zijderveld, A. C.: Cliche and Boredom. The Supersedure of Meaning by Function in the Experience of Time, in: Ders., On Cliche. The Supersedure of Meaning by Function in Modernity, London 1979. 75 p.
187. Zimmermann, J. G.: Ueber die Einsamkeit. 4 Teile. Leipzig. 1884 und 1885.1: 29 f. 30, 32, 179.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.