Молодежная клубная культура на рубеже XX-XXI веков: аксиологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Слесарева, Ирина Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат философских наук Слесарева, Ирина Вячеславовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
1.1 Генезис представлений о молодежной культуре в западной и отечественной философской традиции.
1.2 Типология молодежной культуры.
1.3 Ценностные основания молодежной культуры.
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖНАЯ КЛУБНАЯ КУЛЬТУРА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: PRO ЕТ CONTRA.
2.1 История клубной культуры: противостояние элитарного и массового.
2.2 Клаббинг как форма горизонтальной организации молодежного пространства.
2.3 Интеллектуальная клубная культура как один из видов самоидентификации и социализации молодежи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века2005 год, кандидат культурологии Самоявцев, Михаил Владимирович
Социокультурная среда города как фактор формирования современной молодежной субкультуры2010 год, кандидат культурологии Моргунова, Галина Егоровна
Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ2010 год, кандидат социологических наук Брешин, Алексей Андреевич
Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства2007 год, доктор педагогических наук Мирошкина, Марина Руслановна
Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры: на материалах Республики Бурятия2011 год, кандидат культурологии Чечева, Анастасия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Молодежная клубная культура на рубеже XX-XXI веков: аксиологический аспект»
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития культуры одной из основных ее особенностей становится полифонизм, стремление к индивидуализации, вызову и эпатажу. Наиболее полно и четко этот процесс прослеживается в молодежной клубной культуре — противоречивом, динамичном и пластичном пространстве, позволяющем реализовать идеал свободы и протеста против социально обусловленных ценностных штампов и клише. В связи с этим пространство молодежной культуры представляет интерес не только как явление, обусловленное экономическими, социальными параметрами, но и как особая система ценностей, сложившаяся и постоянно обновляющаяся на протяжении своего существования, содержащая в себе деструктивные и конструктивные основания. Исследование молодежной культуры как наиболее мобильного и изменчивого слоя культуры есть и будет актуальным, поскольку в нем отражаются изменения пространства социальной нормативности, аксиологические и мировоззренческие кризисы, идеологические противоречия.
В последние десятилетия пристальное внимание уделяется молодежной культуре в свете социальных преобразований, предоставляющих возможность полярного культурного выбора, стимулирующего поиск идентичности, выстраивания нового стиля, образа жизни молодежи. Перед исследователями стоит вопрос о критериях, определяющих современную молодежную культуру. Является ли она при всей своей неоднородности и противоречивости единой и нерасчлененной? Или ее стоит понимать и анализировать как нечто совершенно разрозненное и разноплановое, не подверженное систематизации, опосредованное конфликтом элитарного и массового в культуре информационного общества?
Теоретических изысканий о феномене молодежной клубной культуры в России практически нет. Однако термины «клаббинг» и «клубная культура» стали достаточно расхожими, поскольку современная действительность, современная мода, стиль диктуют определенные правила организации жизненного пространства, и различного рода клубы становятся его неотъемлемой частью. Необходимо учитывать, что клубная культура представляет собой разноплановое явление, берущее свое начало с середины XVIII века и выражающееся в диапазоне от ночного клаббинга до интеллектуальных клубов.
Клубная культура представляет большой интерес для философов, культурологов, социологов, антропологов. В связи с этим необходимо не только описывать многоплановость феномена, но, фиксируя основные параметры и стилевые особенности, изучать ценности, лежащие в основании клубной культуры, позволяющие ей развиваться и сохраняться на протяжении десятилетий.
Степень разработанности темы. Проблема определения понятия «молодежная культура» и его основных характеристик возникает в контексте определения понятия «культура» в целом. В философии, социологии, антропологии, культурологии на сегодняшний день сложилось несколько подходов, ставших теоретической и методологической основой для изучения молодежной культуры: описательная концепция изучения культуры Э. Тэйлора, Э. Тоффлера, О. Шпенглера, К. Ясперса; теория социального наследия Л.Г. Ионина, Э. Сепира; концепция культуры как совокупности ценностей, создаваемых и транслируемых поколениями М. Вебера, Р. Мертона, П.С. Гуревича; психоаналитическая концепция культуры как совокупности всех сублимаций 3. Фрейда, концепция культуры как игры Й. Хейзинги, символическая концепция культуры Э. Кассирера.
Современные исследователи молодежной культуры ставят перед собой цель определить социализирующие и коррекционные возможности молодежных объединений для развития личности молодого человека, а также факторы, способствующие социализации молодых людей.
Существуют принципиальные различия в зарубежной и отечественной традиции. В Европе и, прежде всего, в Америке анализ молодежной культуры происходил и происходит параллельно развитию данного явления - возникновению новых направлений, их расширению и изменениям, научная мысль фиксировала процесс изнутри, опираясь на знаковые события в жизни молодежи, культовые музыкальные и литературные произведения. Важно, что ключевое звено подобных исследований - взаимоотношения между субкультурами в свете определенных противостояний между различными социальными группами в обществе - внутренние, и внешние, межнациональные отношения внутри корпоративного государства; желание проследить динамику или механизм этнокультурных процессов в современном мире. Проблема молодежной культуры детально изучена в работах таких западных исследователей, как К. Кенистон, А. Керви, К. Манхейм и др., актуализирована в художественной литературе, в произведениях У. Берроуза, Д. Керуака, Дж. Олдриджа.
В основе исследований культуры в русской философской мысли лежат концепции М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана, определяющие ключевые особенности развития культуры, место и роль человека в ней.
Большинство современных исследований строится на обобщении существующего материала, иногда игнорируя собственно российскую специфику развития и функционирования молодежной культуры.
Работы отечественных авторов можно разделить на несколько групп. Такие исследователи, как П.И. Бабочкин, A.B. Кукаркин, З.В Сикевич, М.А Султанова анализировали европейскую и американскую молодежные культуры, сосредоточив свое внимание на описании внешних проявлений той или иной молодежной субкультуры.
Другая группа авторов, к которой можно отнести A.C. Запесоцкого, С.И. Левикову, систематизируют существующий материал, проводя аналогии, находя различия между западными и российскими молодежными культурами.
Третья группа - работы, написанные в последние годы - A.A. Велик, В.А. Бобахо, П.С. Гуревича, В.А. Лукова, Е.В. Омельченко, В.М. Розина, В.И. Чупрова, Т.Б. Щепанской, представляют собой детальные методологические и практические исследования, направленные на социологическое и философское осмысление феномена молодежной культуры.
Четвертую группу составляют работы, в которых исследовательский акцент ставится на психолого-социологических основах и механизмах возникновения молодежных культур. В этой области можно выделить работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, особенно культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни. Среди отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина и др.
Изучение субкультур в России является предметом социологического анализа, культурология только начинает осваивать этот феномен, признавая важность изучения и воздействия на формирование и развитие молодежных субкультур в обществе.
В диссертационной работе также использовалась литература, посвященная феномену клуба. Описание английского клубного пространства представлено в книгах Н.Д. Алхазоровой, Л.И. Кройтореску, В.В. Овчинникова, Р. Портера.
Среди источников, посвященных клубам, как элементу дворянской субкультуры, особенно выделяются работы A.B. Буторова, Е.В. Выгузовой. Л. В. Завьяловой. Отдельные главы посвящены феномену дворянского клуба в книгах В.М. Боковой, H.A. Хренова.
Классическими работами по социологии клубного пространства в советский период являются учебно-методические пособия А.И. Лучанкина и А.А.Сняцкого.
Феномен молодежной клубной культуры на современном этапе практически не изучен. Однако молодежь как наиболее активно осваивающая Интернет-пространство, нередко помещает клубное поле в виртуальный мир. В связи с этим в работе представлен анализ клубной культуры, как одной из наиболее динамично развивающейся и многоаспектной: от клаббинга до культуры интеллектуальных клубов на основе анализа интернет-источников. Обойти их вниманием означает отвлечь внимание исследователя от весомого пласта молодежной культуры.
В качестве объекта исследования выступает молодежная культура как феномен современного общества. Предмет исследования - ценностные основания, молодежной клубной культуры на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Цель исследования - рассмотреть культурологические основания и ценностные ориентации молодежной культуры на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (1990-е - 2008-й гг.) на примере анализа клубной культуры. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить особенности подходов к изучению проблемы становления и развития молодежной культуры в западной и отечественной философской традиции, определить возможные границы влияния и взаимодействия молодежной культуры на развитие культуры в целом; охарактеризовать основания для типологизации молодежной культуры, позволяющие выявить ее неоднородность, социально-идеологическую обусловленность, расширить границы понимания специфики различных видов молодежных субкультур; проанализировать ценностные ориентации, лежащие в основе молодежной культуры, определяющие многообразие форм ее проявления, обеспечивающие ее изменчивость и устойчивость;
- дать определение понятию «клуб», «клубная культура», рассмотреть особенности пространства клубной культуры, выявить спектр факторов, условий и обстоятельств, способствующих ее возникновению и существованию;
- рассмотреть ценности и ценностные ориентации культуры ночных клубов (клаббинга), особенности, позволяющие индентифицировать ее на фоне других молодежных субкультурных явлений, раскрыть основания и факторы, обусловившие развитие данного вида клубной культуры на современном этапе. на примере анализа культуры молодежных интеллектуальных клубов показать возможности молодежной клубной культуры в качестве основного фактора самоидентификации и социализации молодежи; раскрыть специфику культуры молодежных интеллектуальных клубов, позволяющей формировать и пропагандировать социально обусловленные интеллектуально значимые ценности и ценностные ориентации.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что молодежная клубная культура - сложное и многоуровневое явление, динамично развивающееся на основе противоречия ценностных систем массовой и элитарной культуры, характеризуется следующими особенностями:
- культура музыкальных и танцевальных клубов - клаббинг -отличается в зависимости от музыкального стиля и направления степенью эпатажности, деструктивности, нонконформизма; культура интеллектуальных клубов базируется на конструктивном и социально ориентирующем стремлении создать замкнутое элитарное интеллектуальное пространство, позволяющее молодому человеку актуализировать и реализовать свой творческий потенциал; ценности и ценностные ориентации молодежной клубной культуры имеют амбивалентную природу и интерпретируются в различных социальных, нравственных и стилевых контекстах.
Научная новизна исследования и личный вклад диссертанта состоит в следующем: представлено определение понятия «клубная культура», «клубный человек»; в работе комплексно исследован феномен молодежной культуры с позиций ценностных ориентаций, лежащих в ее основании; определены основные факторы, позволяющие молодежной клубной культуре являться одним из способов самоидентификации и социализации молодежи; раскрыты механизмы социализации молодежи в рамках культуры интеллектуальных клубов, ориентированные на формирование позитивных мировоззренческих и ценностных установок.
Автор разработал модель анализа, основывающуюся на вычленении системных для того или иного вида молодежной субкультуры конструктивных ценностных ориентаций, способствующих рассмотрению клубной культуры как одного из современных механизмов самоидентификации и социализации молодежи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Исследование генезиса представлений о молодежной культуре показывает, что данное явление постоянно обновляется, создавая новые формы и виды, одни из которых восстанавливают предшествующие традиции или конформистски встраиваются в общекультурный контекст; другие следуют бунтарскому желанию свободы индивидуалистского самовыражения. Конфликт поколений в пространстве культуры выражается в резких намеренных противоречиях и конфронтации официальной или разделяемой большинством культуре и эпатирующей деятельности, которая на определенном этапе меняет статус молодых людей, имеет выраженное социально деструктивное начало. Однако носителями молодежной культуры она воспринимается как организующая конструктивная сила, система, имеющая свои ценности и нормы.
2. Ключевым основанием для типологизации молодежной культуры, способствующем детальному изучению и пониманию феномена, является система ценностей и ценностных ориентаций, возникающих и функционирующих в той или иной молодежной общности, позволяющих ее представителям пережить процесс самоидентификации, который в условиях меняющихся ценностей и идеологий проблематичен. Резкое разделение общества на довольно закрытые группы инициирует возникновение молодежных субкультур, ценности и установки которых оппозиционны не только общепринятым (например, скинхеды, сатанисты, готы и другие), но и зачастую друг другу (например, выраженная агрессивность, нетерпимость к другим у скинхедов и утонченная, преувеличенная эмоциональность, чувствительность у эмо, ценность жизни у хиппи и культ смерти и умирания у сатанистов). В результате анализа существующих типологий молодежной культуры можно сделать вывод, что современная молодежная культура неоднородна, что обусловливает существование различных видов молодежных субкультур, многие из них существуют на протяжении нескольких поколений, в рамках которых, в свою очередь, отмечается несколько направлений.
3. На сегодняшнем этапе существует сфера молодежной культуры, в которой доминируют позитивные установки, позволяющие адаптироваться в социальной и культурной среде. Это сфера, где решающую роль играют интеллектуальные ценности, способствующие развитию и актуализации независимости, толерантности, свободы, творчеству. В большей мере молодежная культура, складывающаяся в пространстве интеллектуальных клубов, характерна для студенчества, которое отличает тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Накопление интеллектуального потенциала становится доминантой ценностного сознания, позволяющей ориентироваться на утверждение и достижение конструктивных ценностей личности: креативность мышления, общение с единомышленниками, самореализация, нестандартность, знание как таковое, которое при условии его накопления и развития предполагает и деньги, и материальные ценности.
4. Закономерными и обоснованными являются следующие определения понятий «клуб» и «клубная культура»:
Клуб — это институцианализированное или виртуальное добровольное сообщество, объединенное интересами включенных в него людей, на основе общих ценностей, коммуникационного единства и социальной комфортности. Клуб имеет характерные внешние (регистрация клубов в официальных органах, обязанность членов вносить регулярные взносы, устав) и внутренние (наличие субъектов, входящих в сообщество, их коммуникативное взаимодействие, наличие частных интересов, локализованное социокультурное пространство) признаки.
Клубная культура — это система ценностей, ценностных ориентаций, диктующих стиль жизни, направленный на реализацию интересов и частных предпочтений ее носитетелей, самоактуализацию личности, предоставляющий возможность ощутить социальную комфортность с единомышленниками, культивирующий такие ценности, как индивидуализм, безграничная свобода и общение.
5. Клаббинг как стиль жизни, подчинен импульсивности и желанию свободы, при котором большая часть свободного времени посвящается посещению клубов, неформальному общению, страстному увлечению музыкой, танцем, движением. Культура молодежных интеллектуальных клубов содержит в своей основе четкую систему ценностей, главной из которых может быть названо личностное интеллектуальное развитие и знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники, социально-экономической сферы. Культура интеллектуальных клубов представляет собой элитарное, направление культуры, противостоящее деградации и деструктивности личности и общества, формирующее социально и интеллектуально значимые ценности и ценностные ориентации: знания, профессионализм, компетентность, творчество.
Методологическое основание исследования. Диссертационное исследование построено на методологии комплексного анализа, который предполагает сочетание разных методов, каждый их которых не является самодостаточным, но приобретает качество взаимодополнительности. Комплексный подход характерен для культурологических исследований в целом, поскольку позволяет отображать сверхсложный объект — культуру.
Системный подход, применяемый в диссертации, позволяет рассматривать молодежную культуру в ее целостном бытии и, одновременно, анализировать ее составные элементы и характер их взаимодействия.
Типологический метод научной классификации позволяет увидеть многообразие видов молодежной культуры, ценностей и ценностных ориентаций, лежащих в ее основании;
Сравнительно-исторический метод помогает выявить изменения, происходящие в пространстве клубов на разных этапах развития молодежной культуры.
Использование культурантропологической методологии позволяет рассматривать проблематику клуба, обращаясь к молодому человеку как носителю молодежной клубной культуры.
Методика ценностного подхода в рамках культурологического знания применяется при анализе ценностных ориентаций участников пространства интеллектуальных клубов.
В качестве методологической базы при анализе феномена молодежной культуры использованы теоретические разработки отечественных и зарубежных философов, культурологов, социологов К. Леви-Стросса, X. Ортеги-и-Гассета, С. Торнтон, Д. Фрэйзера, О. Шпенглера, К. Ясперса, М. Мид, Т. Парсонса, С. Фриса, Ш. Эйзенштадта М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, B.C. Библера, Ю.Н. Давыдова, В.И. Добрыниной, П.С. Гуревича, С.Н. Иконниковой и других.
Практическая значимость. Результаты исследования, содержащиеся в теоретических положениях и выводах, в фактическом материале могут быть использованы для дальнейших поисков в области теории молодежной культуры, а также практического изучения клубной культуры.
Достоверность полученных результатов обеспечена соответствием методов исследования его задачам и логике, репрезентативной источниковой базой, апробацией в печати, выступлениями на научно-практических конференциях, внедрением материалов диссертации в практику преподавания соответствующих курсов и спецкурсов студентам-культурологам и социологам.
Апробация работы. Основные теоретические и методологические положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры культурологии ГОУВПО «МГУ имени Н. П. Огарева», на Огаревских чтениях (Саранск, 2004-2006), IX Ежегодной Всероссийской конференции «Горизонты культуры: от массовой до элитарной» (Санкт-Петербург, 2007), а также на XXIII Международной конференции финно-угорских студентов (Саранск, 2008). Теоретические положения диссертационной работы используются в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Культурология», «Социология молодежи».
Структура и объем диссертации определяется логикой раскрытия проблемных аспектов. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем работы 169 страниц, библиографический список из 218 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Молодежная субкультура в Республике Адыгея: социологический анализ2006 год, кандидат социологических наук Бурдеева, Надежда Олеговна
Педагогический потенциал клубных объединений любителей джаза в развитии художественного творчества молодежи2012 год, кандидат педагогических наук Денежко, Ирина Владимировна
Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики2006 год, кандидат социологических наук Райхштат, Антон Олегович
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа2007 год, кандидат философских наук Мельник, Лилия Игоревна
Взаимодействие молодежных субкультур Хабаровского края2011 год, кандидат культурологии Чибисова, Ольга Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Слесарева, Ирина Вячеславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежная культура представляет собой особую систему ценностей, стилевых норм и установок, сложившуюся и постоянно обновляющуюся на протяжении всего существования. При всей своей неоднородности и противоречивости на современном этапе она предстает единой, нерасчлененной основой для формирования постмодернистического информационного динамично развивающегося общества. Молодежную культуру характеризует особый стиль, оказывающий принципиальное влияние на все сферы жизни молодежи.
Основным критерием выделения новых типов молодежной культуры являются ценности и ценностные основания, способствующие культурной идентификации, интериоризация ценностей молодежной культурной общности, которые определяют целостность личности человека в постоянно меняющихся условиях. В результате анализа существующих типологий молодежной культуры можно сделать вывод, что современная молодежная культура неоднородна, что обуславливает существование различных видов молодежных субкультур, в рамках которых, в свою очередь, отмечается несколько направлений, а в некоторых случаях поколений. На современном этапе развития общества, с его экономической и политической нестабильностью обособление молодежной культуры представляется неизбежным и закономерным в силу того, что как особая социально-возрастная группа молодежь нуждается в самоопределении и самоидентификации, которые в мире меняющихся ценностей и идеологий проблематичны.
Однако в последние годы наметилась тенденция резкого разрыва в молодежной среде. Резкое разделение общества на довольно закрытые группы способствует тому, что возникают молодежные субкультуры, ценности и установки которых не только оппозиционны общепринятым, но и зачастую противоречат друг другу. Такое разнообразие и противоречивость представляется интересным для дальнейших исследований и предполагает более детальный анализ ценностных установок и ориентаций, существующих в молодежной культуре и определяющие ее виды.
Изучение и анализ ценностей и стилевого многообразия, лежащих в основе молодежной культуры и определяющих динамику ее развития, являются теоретическими и методологическими предпосылками типологизации молодежной культуры, что позволяет философам, культурологам, социологам локализовать в рамках общепринятых типологий новые виды молодежных субкультур - культуру молодежных клубов разной направленности. В подобных клубах формируется особая субкультура, возникают своеобразные нормы, ценностные ориентации, символы и т.д.
На современном этапе клубная культура является неотъемлемым атрибутом западноевропейской культуры, а для российского общества это новшество, характеризующееся закрытостью, обособленностью и доступностью для небольшого привилегированного круга лиц. В России феномен клубной культуры практически не изучен, немногочисленные работы, посвященные клубной культуре, принадлежат социологам и отличают описательностью. В результате анализа и систематизации проявлений молодежной клубной культуры в российском обществе, в исследовании были сделаны следующие выводы.
Первое. Пространство молодежной клубной культуры на сегодняшний день является феноменом, оказывающим достаточно значимое влияние на развитие и динамику молодежной культуры. Клубная культура не противопоставляет себя культуре как таковой. Напротив, ее характеризует в глобальном масштабе определенный конформизм, умение «примерять на себя». Претензия на элитарность и отличает стиль этого вида молодежной культуры. С одной стороны ее отличает преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. С другой — ослабление избирательности в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей.
Второе. Само понятие молодежного стиля и его значимость актуализируются в контексте клубной культуры как одного из наиболее динамично развивающихся, и в то же время не характеризующихся ярко выраженными девиантными отклонениями и деструктивностью направлений. Молодежная клубная культура базируется на стремлении создать «маленький порядок в большом беспорядке».
Основаниями и факторами, обусловившими развитие клубной культуры являются объективные процессы глобализации, стирающие возможность культурного своеобразия и различий, а потому стимулирующие появление стремления в молодежной среде к объединению на основе модных увлечений и интересов: музыки, неформального общения, наркотиков, алкоголя, секса, раскрепощенности.
Третье. Молодежная клубная культура постоянно обновляется, создавая новые формы и виды, одни из которых восстанавливают предшествующие традиции или конформистки встраиваются в общекультурный контекст, следуя консьюмеристским тенденциям (так называемый клаббинг), или создают что-то новое, формируют новую систему ценностей, которые оказывают влияние на общество в целом (интеллектуальные игровые клубы). На уровне материальных ценностей в молодежной культуре наметились существенные различия. Некоторые молодежные субкультуры не признают традиционных материальных ценностей и дистанцируются от ценности богатства, профессиональной успешности и целесообразности так называемого здорового образа жизни. Таковы, например, субкультуры хиппи, битников, толкиенистов. Другие молодежные субкультуры напротив строятся на признании доминирующей ценности здорового образа жизни, накопления материальных благ и активного пользования услугами. Это так, называемые субкультуры «супермаркета» - клаббинг, или профессионально ориентированные — яппи.
Четвертое. Клаббинг для молодежи становится определенным стилем жизни и поведения. Желание молодежи идти в ногу со временем, воспроизводить и актуализировать пропагандируемые образцы является этапом взросления молодого человека. Именно в таком возрасте («уже не дети, но еще не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения, выражая собственную индивидуальность. Клубная культура отвечает запросам молодежной аудитории, ее отличает динамизм, событийность и нацеленность на развлечения. Молодой человек, попадая в пространство клуба, осознает себя органичной частью общности раскрепощенных и динамичных людей, объединенных музыкой и удовольствиями. Коммуникация в этом случае происходит не на основании норм и правил предшествующих поколений, а на основе желания развлечений, удовольствий и альтернативного творчества.
Пространство клуба имеет ряд особенностей, позволяющих идентифицировать его на фоне других субкультурных явлений: помимо особого стиля поведения, образа жизни, культурное пространство клуба включает в себя особый язык, состоящий не только из музыкальных терминов, но и многочисленных неологизмов и арго, предполагает наличие у ее носителей знаний об основных этапах развития и становления музыки, конкретного клуба или истории творчества какого-либо клаббера
Развитие клубной культуры (клаббинга) связано с объективными процессами глобализации, которые стирают возможность культурного своеобразия и различий, а потому стимулируют появление стремления в молодежной среде к объединению на основе модных увлечений и интересов: музыки, неформального общения, наркотиков, алкоголя, секса, раскрепощенности.
Пятое. Культура молодежных интеллектуальных клубов, содержит в своей основе четкую конструктивно направленную систему ценностей, главной из которых может быть названо интеллектуальное развитие и знания различной направленности, противостоящее деградации и деструктивности личности и общества. Культура интеллектуальных клубов основывается на ценностях, формирующих у молодежи социально и интеллектуально значимые ценности и ценностные ориентации. Характерной особенностью является самореализация, то есть дальнейшее развитие, интеллектуальный рост. Эту группу характеризует тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Накопление интеллектуального потенциала становится доминантой ценностного сознания, позволяющей ориентироваться на утверждение и достижение конструктивных ценностей личности.
Высшими ценностями для нее являются общение с единомышленниками, самореализация, нестандартность, креативность мышления, знание как таковое, которое при условии его накопления и развития предполагает и деньги и материальные ценности.
Сущность молодежного интеллектуального клубного пространства также основывается на создании и развитии идей современного общества, формировании мировоззренческих установок, координации и трансформации общественного мнения. Противопоставление массового и индивидуального в мировой культуре проявляется в этом контексте как стремление молодого человека самовыразиться и в то же время успешно социализироваться в современном обществе.
Условия современной жизни, постоянно растущие требования к молодому человеку в плане творческих способностей, общей эрудиции, критического мышления в целом создают предпосылки для организации молодежи на основании различных интересов и преференций в клубы, являющиеся сплачивающим фактором, позволяющим социализироваться и интегрировать индивидуальную систему ценностей в общее понимание социокультурных ценностей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Слесарева, Ирина Вячеславовна, 2008 год
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер ; пер. с англ. И. Г. Ясавеева ; под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2004. - 620 с.
2. Акопян, К. 3. Массовая культура / К. 3. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Каргалицкая и др.. М. : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2004. - 304 с.
3. Аксютина, О. Панк в России 90-х: протест или товар? / О. Аксютина // Филосовские науки. 2003. - № 4. - С. 32-50.
4. Актуальные проблемы культуры XX века / В. И. Добрынина, А. В. Большаков, В. И. Гараджа и др.. М. : О-во «Знание», 1993. — 191 с.
5. Андреева, И. Н. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей / И. Н. Андреева, Н. Я. Голубкова, Л. Г. Новикова // Социс. 1989. -№ 4. - С. 48-56.
6. Андреенкова, А. В. Материалистические / постматериалистические ценности в России / А. В. Андреенкова // Социс. 1994. - № 11. - С. 73-81.
7. Антонович, И. И. После современности: Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма / И. И. Антонович. Мн. : Беларуская навука, 1997.-446 с.
8. Асмолов, А. В. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. В. Асмолов. -М. : Изд-во МГУ, 1986. 183 с.
9. Бабочкин, П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамичноизменяющемся обществе / П. И. Бабочкин. М. : Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии «Социум», 2000. - 175 с.
10. Багдасарьян, Н. Г. Культурология Электронный ресурс. / Н. Г. Багдасарьян, И. Е. Чучайкина // Электронная библиотека. М., [2007]. - Режим доступа: http://www.engineer.bmstu.ru/res/kultura. — Загл. с экрана.
11. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — 2-е изд. М. : Худ. лит., 1990.-534 с.
12. Беккер, Г. П. Аутсайдеры / Г. П. Беккер // Социология. Хрестоматия / под общ. ред. А. И. Сухарева. Саранск, 2000. - С. 507-513.
13. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Сейла Бенхабиб ; пер. с англ. ; под ред. В. И. Иноземцева. М. : Логос, 2003. — 350 с.
14. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М. : ACT, 2007. - 668 с.
15. Буторов, А. А. Московский Английский клуб. Страницы истории /
16. A. А. Буторов. М. : Изд-во Московского Английского клуба, 1999. -280 с.
17. Бычков, В. В. XX век: предельные метаморфозы культуры / В.
18. B.Бычков, JL В.Бычкова // Полигнозис. 2000. - № 2. - С. 63-76 ; № 3. -С. 67-85.
19. Вардомацкий, А. П. Сдвиг в ценностном измерении? / А. П. Вардомац-кий // Социс. -1993. № 4. - С. 46-55.
20. Вебер, М. Хозяйство и общество / Макс Вебер // Вебер, М. Избранные произведения / Макс Вебер ; пер. с нем ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. - С. 602-643.
21. Вершинин, М. В. Современные молодежные субкультуры: скинхеды Электронный ресурс. / М. В. Вершинин // Библиотека Школы ДЭИР.- М., 2007. — Режим доступа: http://www.psyfactor.org/vershinin3.htm. -Загл. с экрана.
22. Воронина Н. И. Теоретическая культурология. В 2 ч. / Н. И. Воронина.- Изд. 2-е, перераб. и доп. Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 228 с.
23. Выготский, JI. С. Проблема культурного развития ребенка / JI. С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -1991. -№4.-С. 5-18.
24. Выгузова, Е. В. Элитарные клубы в культурном пространстве России конца XVIII — начала XX вв. : автореф. дис. .канд. культурологии / Е. В. Выгузова. — Екатеринбург, 2005. 18 с.
25. Гарнье, Л. Электрошок: Записки диджея. / Лоран Гарнье, Давид Брен-Ламбер. М. : Амфора, 2005. - 272 с.
26. Генис, А. С. Вавилонская башня Электронный ресурс. / А. С. Генис // Иностранная литература : электрон, журнал. 1996. — № 9. - М., [2007].- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/inostran/l 996/9. Загл. с экрана.
27. Герасимов, В. В. Из истории Санкт-Петербургского Английского клуба / В. В. Герасимов // Петербургские вечера. СПб., 1995. - С. 11— 29.
28. Глядя на запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры : сборник. / пер. с англ. О. Оберемако и У. Блюдиной. — СПб. : Алетейя, 2004. 278 с.
29. Гмызина, Э. В. Человек в мире современной культуры. Ч. 2 / Э. В. Гмызина. Киров : Изд-во ВятГУ, 2004. - 32 с.
30. Гречаник, А. А. «Они знают что, где и когда» Электронный ресурс. /
31. A. А. Гречаник // Всеукраинская техническая газета : электрон, газета.- Луганск, 2006. Режим доступа: http://www.vtg.lg.ua/index.php?year=2006&id=351. - Загл. с экрана.
32. Гришин, В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде /
33. B. А. Гришин // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы : сборник. М., 1990. - С. 20-30.
34. Гуревич, П. С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации / П. С. Гуревич // Общественные науки и современность. — 1995. — №4.-С. 154-162.
35. Гуревич, П. С. Философия человека Ч. 2. / П. С. Гуревич ; РАН, Ин-тфилософии. -М. : ИФ РАН, 2001.-221 с.
36. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М. : Гардарики, 2001. — 335 с.
37. Давыдов, Ю. Н. Эстетика нигилизма: искусство и «новые левые» / Ю. Н. Давыдов. М. : Искусство, 1975. - 270 с.
38. Давыдов, Ю. Н. Социология контркультуры: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. М. : Наука, 1980. - 264 с.
39. Делез, Ж. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари ; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина ; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 672 с.
40. Джексон, Ф. Клубная культура / Фил Джексон ; пер. с англ. М. Леоновича, О. Турухиной. Екатеринбург : У-Фактория, 2005. -212 с.
41. Денисенко, М. Б. Сексуальное поведение российской молодежи / М. Б. Денисенко, Ж.-П. Далла Зуанна // Социс. 2001. - № 2. - С. 8387.
42. Добрынина, В. И. Культурные миры молодых россиян / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич // Альма матер: Вестн. высш. шк. 2000. -№ 10.-С. 19-23.
43. Завьялова, Л. В. Петербургский Английский клуб (1770-1917) / Л. В. Завьялова // Петербургские чтения-95. СПб., 1995. - С. 171-173.
44. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 1999.- 174 с.
45. Запесоцкий, А. С. Эта непонятная молодежь. : Проблемы неформальных молодежных объединений / А. С. Запесоцкий, А. Файн. М. : Профиздат, 1990. - 224 с.
46. Запесоцкий, А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. С. Запесоцкий // Социс. 2006. - № 12. - С. 98-104.
47. Зорина, Н. В. Литературные прообразы массовой культуры в США / Н. В. Зорина // США. 1990. - № 5. - С. 54-58.
48. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 474 с.
49. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. М. : Логос, 2000. - 431 с.
50. Исламшина, Т. Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т. Г. Исламшина, О. А. Максимова, Г. Р. Хамзина // Социс. 1999. -№5.-С. 132-136.
51. Исламшина, Т.Г. Молодежные субкультуры / Т. Г. Исламшина, Р. С. Цейтлин, А.Л. Салагаев и др.. Казань: Издательство КГТУ, 1997.— 116 с.
52. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — СПб. :
53. Акад. гуманитар, наук, СПб. гос. ун-т, 1997. 205 с.
54. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Эрнст Кассирер // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. - С. 3-31.
55. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
56. Керви, А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни Электронный ресурс. / Алекс Керви // Электронная библиотека VOOKstock-Project. М., [2001]. - Режим доступа: http://vookstock.narod.ru/DIPLOM.HTM. - Загл. с экрана.
57. Керуак, Д. Бродяги Дхармы : роман Электронный ресурс. / Джек Керу-ак // Электронная библиотека. — М., [2006]. Режим доступа: http://www.keruak.ru/chapter-al-bookz-1624. - Загл. с экрана.
58. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну : учебник / Н. Б. Кириллова. М. : Академический Проект, 2005. - 448 с.
59. Клакхон, К. Что такое культура? / Клайд Клакхон // Хрестоматия по культурологии / сост. А. И. Кравченко. М., 2006. - С. 42-49.
60. Клакхон, К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / Клайд Клакхон ; пер. с англ. ; под ред. А. А. Панченко. СПб. : Евразия, 1998. -352 с.
61. Кнабе, Г. С. Культурно-антропологическая идентификация : Вчера, сегодня, завтра / Г. С. Кнабе // Сквозь границы : культурологический альманах. Вып. 2. Киров, 2003. - С. 118-144.
62. Козлова, Н. Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов / Н. Н. Козлова // Общественные науки и современность. — 1994. № 3. - С. 142—150.
63. Колябина, Т. С. Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности : автореф. дис. .канд. социол. наук / Т. С.
64. Колябина. Краснодар, 2006. - 30 с.
65. Корзун, Н. А. Феномен массовой культуры / Н. А. Корзун // Москва. — 1987.-№6.-С. 134-153.
66. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М. : Просвещение, 1989.-255 с.
67. Кон, И. С. Возрастные когорты в науках о человеке и обществе / И. С. Кон // Социс. 1978. - № 3. - С. 76-78.
68. Коган, А. И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) / А. И. Коган // Социс. — 1997.- №9.-С. 67-69.
69. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 159 с.
70. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 352 с.
71. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. М. : Академический проект, 2003. - 288 с.
72. Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы / А. В. Кукаркин. — М. : Политиздат, 1978. -350 с.
73. Кукаркин, А. В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология / А. В. Кукаркин. Изд.2-е. — М. : Политиздат, 1977.-400 с.
74. Кулиджанишвили, А. Э. Ценность как принцип, объясняющий социальное бытие человека / А. Э. Кулиджанишвили, В. Е. Горозия // Человек постсоветсткого пространства : сб. материалов конф. Вып. 3 / под ред. В. В. Парцвания. СПб., 2005. - С. 296-306
75. Культурология: XX век : энциклопедия. В 2-х т. / ред.-сост. С. Я. Левит. -СПб. : Университетская книга, 1998.— 447 с.
76. Курчашова, Т. В Неформальные объединения молодежи и проблема их взаимодействия в сфере досуга / Т. В. Курчашова, С. Н. Морева // Соц. технология в сфере культуры и досуга : сборник. Тамбов, 2001. -С. 48.
77. Кутьина, А. А. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий / А. А. Кутьина, Г. А. Луке, А. А. Матвеева ; под общ. ред. Г. А. Луке, О. Б. Фурсова. Самара, 2002. - 104 с.
78. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии. Исследования массовой и популярной культуры / Т. Кендо // Личность. Культура. Общество. 2002. - Вып. 1, т. 2. - С. 283-309.
79. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. -1996. — № 5. С. 3-19.
80. Левикова, С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М. : Фаир-Пресс, 2004. 608 с.
81. Левикова, С. И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова. — М. : Вузовская книга, 2002. — 360 с.
82. Леви-Стросс, К. Структурная антропология Электронный ресурс. / Клод Леви-Стросс // Lib.ru. Электронная библиотека Славы Янко. -М., [2004]. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/strossstrukturantrop.htm. — Загл. с экрана.
83. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии Электронный ресурс. / А. Н. Леонтьев // Электронная библиотека Koob.Ru. М., [2007]. -Режим доступа:http://www.koob.ru/leontjevan/leontjevlekciipoobshejpsihologii. -Загл. с экрана.
84. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996.-№4. -С. 4-36.
85. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000. - 519 с.
86. Лисовский, В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В. Т. Лисовский. СПб. : Наука, 2003. - 368
87. Лисовский, В. Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы / В. Т. Лисовский. — Л. : Наука, 1987.-367 с.
88. Лисовский, В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В. Т. Лисовский // Тугариновские чтения : материалы науч. сессии. СПб., 2000. - С. 40-44. - (Серия «Мыслители», вып. 1).
89. Лотман, М. Ю. Быт и культура // М. Ю. Лотман Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб. : Искусство-СПБ, 1994. - 399 с.
90. Лотце, Р. Г. Микрокосм / Р. Г. Лотце // Лотце Р. Г. Избранные труды / Р. Г. Лотце. М. : Прогресс, 1980. - 156 с.
91. Луков, В. А. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры / В. А. Луков // Сб. научных трудов. СПб., 1990. - С. 81-84.
92. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социс. 2002. - № Ю. - С. 79-87.
93. Лукьянова, Е. «Приколисты» и «пофигисты» / Е. Лукьянова // Хрестоматия по культурологии / сост. А. И. Кравченко. — М, 2006. — С. 285-290.
94. Лутовинов В. Современная молодежь: основные ценности, позиции,ориентиры Электронный ресурс. / В. И. Лутовинов, Е. Г. Родионов // Обозреватель. 1997. - № 9. - М., [2007]. - Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N0997/007.htm. - Загл. с экрана.
95. Лучанкин, А. И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. В 2 кн. Кн. 1 / А. И. Лучанкин, А. А. Сняцкий ; РАН, Ин-т философии и права, Ин-т культур.-образоват. технологий. 2-е изд.. -Екатеринбург : УрО РАН, 1997. - 396 с.
96. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Николаева ; закл. ст. М. Вавилова. — М. ; Жуковский : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
97. Манхейм К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм ; пер. М. И. Левиной и др. ; ред.-сост.: Я. М. Бергер [и др.]. М., 1994. - С. 7-260.
98. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Роберт Мертон // Мертон, Р. Социология преступности (Современные буржуазные теории) / Роберт Мертон ; пер. с фр. Е. А.Самарской. М., 1966. - С. 299-313.
99. Мертон, Р. Явные и латентные функции Электронный ресурс. / Роберт Мертон // Электронная библиотека «Socioline.ru. Социология по-ново-му». — М., [2007]. Режим доступа: http://www.socioline.ru/node/824. — Загл. с экрана.
100. Мёрдок, Дж. Фундаментальные характеристики культуры / Дж. Мёр-док // Хрестоматия по культурологии / сост. А. И. Кравченко. — М., 2006. С. 56-59.
101. Мид, М. Типология культур / Маргарет Мид // Хрестоматия по культурологии / сост. А. И. Кравченко. — М., 2006. С. 60-81.
102. Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями / Маргарет Мид // Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / Маргарет Мид. — М., 1988. С. 322-361.
103. Новиков, К. Н. Чисто английское безумство Электронный ресурс. / К. Н. Новиков // Электронная библиотека. М., [2007]. - Режим доступа : http://www.langust.ru/news/041005.shtml. - Загл. с экрана.
104. Олдридж, Дж. Прощай, Анти-Америка! : роман / Джеймс Олдридж // Олдридж, Дж. Избранное / Джеймс Олдридж. Харьков, 1985. - С. 120-195.
105. Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко. М. : ИС РАН, 2000. - 264 с.
106. Омельченко, Е. Л. Молодежь: Открытый вопрос / Е. Л. Омельченко. -Ульяновск : Изд-во «Симбирская книга», 2004. 184 с.
107. Омельченко, Е. Л. Молодежь в публичном пространстве современности Электронный ресурс. / Е. Л. Омельченко // Электронная газета ПОЛИТ.РУ. М., [2006]. - [2 дек.]. - Режим доступа: http://www.polit.ru. - Загл. с экрана.
108. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / Хосе Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гассет. — М., 2003.-С. 209-268.
109. Парсонс, Т. Теоретические ориентиры. Системы действия и социальные системы / Т. Парсонс // Системы современных обществ : сборник. -М., 1997. 342 с.
110. Пилкингтон, X. «Продвинутые» и «обычные». Стратегии Локальной Жизни / X. Пилкингтон, Е. Старкова // Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры : сборник. / пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб., 2004. - С. 118-152.
111. Полюга, В. Традиции игровой культуры Электронный ресурс. / Вадим Полюга // Электронная библиотека сайта «Ролевые игры живого действия». Екатеринбург, [2007]. - Режим доступа: http://www.rpg.ru/rpg/36515. - Загл. с экрана.
112. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социс. 1999. - №6.-С. 96-99.
113. Разлогов, К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм / К. Э.
114. Разлогов, А. Ю. Мельвиль. М. : Искусство, 1981. - 264 с.
115. Рассадина, Т. А. Нравственные ориентации жителей российской провинции / Т. А. Рассадина // Социс. 2004. — № 5. - С. 52-61.
116. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. / Г. Риккерт ; пер. под ред. С. И. Гессена. М. : Республика, 1998. - 413 с.
117. Розин, М. В. Динамика личности в неформальных (молодежных) объединениях / М. В. Розин // Сов. педагогика. 1989. - № 5. - С. 8085.
118. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир Электронный ресурс. / С. Л. Рубинштейн // Электронная библиотека Koob.ru. М., [2006]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/rubinshtein. - Загл. с экрана.
119. Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социс. 1998.-№5. -С. 94.
120. Самойлов, Л. (Клейн Л. С.) Этнография лагеря / Л. Самойлов // Советская этнография. 199?. - № 1. - С. 96-108.
121. Селиванова, 3. К. Смысложизненные ориентации подростков / 3. К. Селиванова // Социс. 2001. - № 2. - С. 87-92.
122. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир ; пер. с англ. Е. Н. Перцова ; общая ред. Е. А. Кибрик. — М. : Прогресс, 1993. 656 с.
123. Сергеев, С. А. Молодежные субкультуры в республике / С. А. Сергеев // Социс. 1998. -№ 11. - С. 95-102.
124. Сикевич, 3. В. «Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога / 3. В. Сикевич. — Л. : Лениздат, 1990. — 206 с.
125. Соколов, А. В. Ценностные ориентации постсоветскогогуманитарного студенчества / А.В.Соколов, И.О. Щербакова // Социс. 2003.-№6.- С. 115-123.
126. Соколов, М. Как писать этнографию молодежной субкультуры Электронный ресурс. / М. Соколов // Электронная библиотека. М., [2006]. — Режим доступа: http://subculture.narod.ru. - Загл. с экрана.
127. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин. — М. : Политиздат, 1992. С. 429-431.
128. Стогс^, И. 1999.Роман в стиле техно / И. Стогов. М. : Амфора,2004. 272 с.
129. Султанова, М. А. Концепции контркультуры (США: 60-80-е годы) / М. А. Султанова : автореф. дис. .канд. филос. наук / РАН, Ин-т философии. М., 1993. - 21 с.
130. Сурина, И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии / И. А. Сурина. М. : Социум, 1999.- 183 с.
131. Тарасов, А. Н. Бритоголовые в сумерках : беседа с директором Центра новой социологии и изучения практ. политики «Феникс» о скинхедах. / А. Н. Тарасов ; записал В. Бурт // Лит. газета. 2004. - № 30 (28 июля - 3 авг.). - С. 1, 5.
132. Тарасов, А. Н. О молодежи в жанре доноса Электронный ресурс. / А. Н. Тарасов // Скепсис 2006 : электрон, науч.-просветит. журнал. -М., [2006]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id118.html. — Загл. с экрана.
133. Тернер, В. Символ и ритуал / Виктор Тернер. М. : Наука; Главная редакция восточной литературы, 1983. - 103 с.
134. Тоффлер, Э. Третья волна / Элвин Тофлер. М. : ACT, 2004. - 784 с.
135. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. 261 с.
136. Фрейд, 3. Тотем и табу / Зигмунд Фрейд // Фрейд, 3. Я и Оно : сочине-ния / Зигмунд Фрейд. М. : Харьков, 2005. - С. 363-529.
137. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Д. Д. Фрэзер. М. : Эксмо, 2006. - 906 с.
138. Фридман, Т. Плоский мир: краткая история XXI века / Томас Фридман ; пер. с англ. М. Колопотина. М. : ACT : ACT МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 601 с.
139. Фрис, С. Социология контркультуры Электронный ресурс. / Саймон Фрис // Электронная библиотека. — Ульяновск, [2006]. — Режим доступа: www.region.ulsu.ru. — Загл. с экрана.
140. Фрис, С. Социология молодежи / Саймон Фрис ; пер. Е. Л. Омельченко // Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко. М., 2000. - С. 42-78.
141. Хазанова, В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба, 1917—1941. — М. : Жираф, 2000. 159 с.
142. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Йохан
143. Хейзинга. M. : ООО «Издательство ACT», 2004. - 539 с.
144. Хриенко, Т. В. Динамика духовных ценностей современной молодежи / Т. В. Хриенко // Социал.-гуманитар, знания. 2005. — № 1. -С. 197-202.
145. Хренов, Н. А. Мифология досуга / Н. А. Хренов. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. -448 с.
146. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме. М. : Наука, 2001. - 203 с.
147. Шапинская, Е. Н. Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры // Современные концепции эстетического воспитания. — М., 1998.
148. Шапинская, Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий / Е. Н. Шапинская // Полигнозис. 2000. - № 2. - С. 77-96.
149. Шварцман, К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций / К. А. Шварцман. М. : Политиздат, 1989. - 208 с.
150. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Макс Шелер // Шелер, М. Избранные произведения / Макс Шелер. М. : Гнозис, 1994.-490 с.
151. Шинкаренко, Ю. На палубе «АРГО», или Поход за властью. Из новейшей истории жаргонного языка подростков Электронный ресурс. // Урал : электронный журнал. — 1997. № 2. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/ural/1997/2/shinkar.html. - Загл. с экрана.
152. Шмидт, В. Р. Массовая и элитарная культура в зеркале тендерного подхода / В. Р. Шмидт, К. В. Шуркин // Социс. 2000. - №7. - С. 5864.
153. Шпенглер, О. Закат Европы В 2 т. / Освальд Шпенглер. М. : Айрис Пресс, 2003. - Т. 1.-528 с.
154. Щеглова, С. Н. Артефакты молодежной субкультуры / С. Н. Щеглова
155. Хрестоматия по культурологии / сост. А. И. Кравченко. М., 2006. -С. 290-296.
156. Щенникова, JI. С. Духовные ориентиры псковских студентов / Л. С. Щенникова // Социс. 1999. - № 8 - С. 98-100.
157. Щепанская, Т. В. Система: тексты, традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. М. : ОГИ, 2004. - 286 с.
158. Эйзенштадт, Ш. Прорывы «осевого времени»: их особенности и происхождение / Ш. Эйзенштадт // Современные теории цивилизаций сб. ст.. -М., 1995.-Вып. З.-С. 54-61.
159. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ (Сравнительное изучение цивилизаций) / Ш. Эйзенштадт. — М.: Аспект-Пресс, 1999. -416 с.
160. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; пер.: А. Д. Андреева, А. М. Прихожан, В. Ривош. 2-е изд. - М. : МПСИ, 1996.-352 с.
161. Юнг, К. Г. «Аффект цивилизации» / Карл Густав Юнг // Юнг, К. Г. Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. М., 2006. - С.
162. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 567 с.
163. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономика, 2003. — 411 с.
164. Ямпольский, М. Россия: культура и субкультуры / М. Ямпольский // Общественные науки и современность. 1993. - № 1. — С. 58-67.
165. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / Карл Ясперс ; пер. с нем. М. И. Левиной ; вступ. ст. П. П. Гайденко ; сост. М. И. Левиной, П. П. Гайденко. М. : Республика, 1994. - 527 с.
166. Bell, D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties / D. Bell. Glencoe, 1962. - 540 p.
167. Bourdieu, P. Artistic taste and cultural capital / P. Bourdieu // Culture & Society. Cambridge, 1995. - P. 206.
168. Gaul, J. Pokolenia i wartosci / J. Gaul // Odra. Wroclaw, 1994. - R. 34.- № 3. — S. 12-16.
169. Clark, P. British Clubs and Societies C. 1580-1800 : The Origins of an Associational World Электронный ресурс. // «Интеллектуальный Форум». Режим доступа: http://if.mss.rU/issue/6/20010822port-pr.html- Загл. с экрана.
170. Collins, R. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change / R. Collins. Cambridge : The Belknap Press of Harvard University Press, 1998. - 1100 p.
171. Keniston, K. The Uncommitted Alienated Youth in American Society / K. Keniston. -N.Y., 1965.-231 p.
172. Кгоевег, A. L. Style and Civilizations / A. L. Кгоевег. N.Y. : Cornell University Press, 1957. — 191 p.
173. Toffler, A. The Third Wave / A. Toffler. N.Y., 1980. - 366 p.
174. Электронный сайт «Интелрос — Интеллектуальная Россия» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.intelros.ru. -Заглавие с экрана.
175. Электронный сайт «Internet-клуб "Что? Где? Когда?". All rights reserved». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://internet.chgk.info. — Заглавие с экрана
176. Электронный сайт «Мир знатоков» — «Znatoki in the World». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://internet.chgk.info/znatoki/chgk2.html. — Заглавие с экрана.
177. Электронный сайт «Брэйн-клуб им. Че Гевары». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.brain.kherson.ua. - Заглавие с экрана.
178. Электронный сайт «Клуб интеллектуального творчества г. Саранск». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://saransk.chgk.info.1. Заглавие с экрана.
179. Электронный сайт «Клуб Интеллектуального Творчества». Электронный ресурс. Режим доступа: http://kit-sar.narod.ru. -Заглавие с экрана.
180. Электронный сайт «Максим Поташев. Об игре и не только» Электронный ресурс. Режим доступа: http://potashev.ru. - Заглавие с экрана.
181. Электронный сайт «Пермский интеллектуальный клуб. «Кривое Зеркало» сайта клуба «IGC» Электронный ресурс. Режим доступа: http://igc-club.narod.ru/. Заглавие с экрана.
182. Электронный сайт «Ассоциация московских клубов «Что? Где? Когда? и Брейн-ринг». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.chgk.msk.ru. - Заглавие с экрана.
183. Электронный сайт «Нижегородский Клуб Интеллектуальных Игр» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kulichki.com/znatoki/chgk2.htm. Заглавие с экрана.
184. Электронный сайт «Ассоциация интеллектуальных клубов ГУ-ВШЭ» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hse.ru/studlife2002/studorg/asso. - Заглавие с экрана.
185. Электронный сайт «Ночной клуб «City Moscow» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.city-moscow.ru/artclubber.php. -Заглавие с экрана.
186. Электронный сайт «CLUBWAVE. Все развлечения твоего города». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://clubwave.ru. — Заглавие с экрана.
187. Электронный сайт «Нижегородский информационно-развлекательный портал. Клаббинг». Электронный ресурс. Режим доступа: http://enter.nn.ru/contenter/clubbing . — Заглавие с экрана.
188. Электронный сайт «Будням. NET»/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bydnam.net. - Заглавие с экрана.
189. Электронный сайт «UFACLUBLIFE. ALL ABOUT CLUBBING IN UFA». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ufaclublife.ru. - Заглавие с экрана.
190. Электронный сайт «CLUBZ.INFO. Клубная жизнь onlain». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://clubz.info. — Заглавие с экрана.
191. Электронный сайт «PARTY». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.party.scn.ru. — Заглавие с экрана.
192. Электронный сайт «Развлекательный портал молодежи «Е-MOTION -движение мысли». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-motion.com.ua. - Заглавие с экрана.
193. Электронный сайт «АРТ-город Журнал молодежной неформальной культуры». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.underzine.spb.ru. - Заглавие с экрана.
194. Электронный сайт «Молодежные движения и субкультуры Петербурга» Электронный ресурс. Режим доступа: http://subculture.narod.ru/links.htm. - Заглавие с экрана.
195. Электронный сайт «Ролевые игры живого действия» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rpg.ru/rpg — Заглавие с экрана.
196. Электронный сайт «Ролевые игры в Беларуси» Электронный ресурс.- Режим доступа: http://rpg.by. Заглавие с экрана.
197. Электронный сайт «Всеукраинский портал «Мир ролевых игр» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rol.in.ua. -Заглавие с экрана.
198. Электронный сайт «Портал о живых ролевых играх и ролевом движении» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lrpg.ru.1. Заглавие с экрана.
199. Электронный сайт «Агентство ролевых новостей» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.roleplay.ru. Заглавие с экрана.
200. Электронный сайт «Информационный портал «Ролевик»
201. Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.roleviki.ru/news.php. Заглавие с экрана.
202. Электронный сайт «Челябинский портал ролевых игр» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.chelkon.ru. — Заглавие с экрана.
203. Портер, Р. Происхождение и история Английских клубов Электронный ресурс. / Р. Портер // Интеллектуальный Форум. — 2001. -Вып. 6. Режим доступа: http://if.russ.rU/issue/6/20010822port-pr.html- Загл. с экрана.
204. Торнтон С. Клубные культуры. Музыка, медиа и субкультурный капитал Электронный ресурс. // НИЦ «Регион» (Ульяновск). 2007. -Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcultl4/textl3/. -Загл. с экрана.
205. Электронный сайт «Национальный клуб» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.clubnation.ru/news/club-news/news376.html. -Заглавие с экрана.
206. Электронный сайт газеты «Итоги» Электронный ресурс. — Режим доступа:http://www.itogi.ru/paper2001.nsf/Article/Itogi20010316203932.html.1. Заглавие с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.