Поздний "Лигети-стиль": произведения 1990 - х - 2000 - х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Трайнина, Елена Леонидовна

  • Трайнина, Елена Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 273
Трайнина, Елена Леонидовна. Поздний "Лигети-стиль": произведения 1990 - х - 2000 - х годов: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Трайнина, Елена Леонидовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава первая Художественный мир композитора и этапы

развития «Лигети-стиля»

Глава вторая Вокальные произведения позднего периода

творчества: «Выразительные средства «отражают эмоциональное наполнение текста

2.1. Nonsense Madrigals (19.88-93)

2.2. Síppal, dobbal, nádihegedüvel (2000)

Глава третья Инструментальные произведения позднего периода

творчества: «Мой проект репрезентирует <...> новый музыкальный язык...»

3.1. Konzert für Violine und Orchester (1989-93)

3.2. Hamburgisches Konzert für Horn solo

und Kammerorchester (1998-99, ред. 2003)

Заключение

Список

литературы

Приложение A Ligeti in Conversation: беседа с Питером Варнаи (пер. с

английского Е. Трайниной)

Биография

Хронологический список произведений

Приложение В Нотные иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поздний "Лигети-стиль": произведения 1990 - х - 2000 - х годов»

ВВЕДЕНИЕ

Mein Werk ist sehr bunt - wie mein Leben.

György Ligeti 1

Творческая личность Дьёрдя Лигети (György Sändor Ligeti, 1923 - 2006) -личность знаковая, во-первых, в силу общепризнанной авторской индивидуальности, а во-вторых, - по причине новаторских и ультрасовременных композиторских находок. Это обеспечило композитору в начале творческой деятельности - на волне авангарда 50-х - стремительный взлет интереса к его произведениям и в дальнейшем упрочило авторитет.

За более чем полувековую композиторскую деятельность Лигети остается в центре внимания мировой музыкальной общественности, а его творчество продолжает привлекать и слушателя, и исследователя. Чем можно объяснить то, что его произведения звучат в концертных залах в исполнении лучших солистов и музыкальных коллективов по всему миру наряду с произведениями признанных мэтров авангарда, а его опусы публикуются старейшими европейскими издательствами и крупнейшими звукозаписывающими фирмами?

Отвечая на этот вопрос, отметим, что все это объясняется рядом причин, среди которых - многозначность творчества Лигети, которая отличает все его произведения. В одном из своих интервью композитор сказал: «Я нахожусь в тюрьме: с одной стороны - стена авангарда, с другой - стена прошлого. Я хочу избежать этого»2.

' «Мое творчество пестро - как и моя жизнь» (Cobbers A. Interview with Gyorgy Ligeti // Crescendo, 2002. № 4).

" Griffiths P. Gyorgy Ligeti, Central-European Composer of Bleakness and Humor. Dies at 83 // The New York Times. June 13, 2006. URL: http://www.nytimes.com/2006/06/13/arts/music/131igeti.html

Однозначным нельзя назвать и творческий метод композитора: на протяжении всего композиторского пути он неоднократно трансформировался, приобретая новые черты и преобразуя ранее приобретенные. «Варьировать методы от пьесы к пьесе»3 - эта авторская установка оставила след загадочности, того «Warum?», которое озадачивает реципиента от ранних опусов до поздних творений.

Лигети говорил: «Мне неинтересно делать то, что было. Если поставлен новый эксперимент и получен новый результат, то не стоит повторять этот эксперимент. Иначе мы уподобимся школьнику, который дома проделывает школьные химические опыты, а это просто ремесленничество»4.

Дистанцирование от ранее созданного, всесторонне «пережитого» является «продуктом» своего времени. Музыкальный авангард второй половины XX века, по словам А. Соколова, основывался на «эстетике избегания», которая превратилась в одну из важнейших установок этого временного периода5. Стремление создавать что-то новое, индивидуальное, стимулирующее творческий процесс, заставляло автора постоянно находиться в поиске материала и средств его организации6. Следовательно, каждая новая, неповторимая композиционная структура, или сама идея оказывались неоднозначными по отношению как к предыдущим структурам, так и к конвенциональной системе мышления в целом. (Это касается и «системы ожиданий», т. е. «кодов», в том числе и «музыкальных кодов»7, - ожиданий определенных результатов композиторского процесса.)

Стремление к новизне, калейдоскопическая смена образов и способов их музыкального воплощения, - все это свидетельствует об устойчивой тенденции к

3 Gyôrgy Ligeti in Conversation. London, 1983. P. 32.

4 Цит. по: Лобанова M. Дьёрдь Лигети : Эстетические взгляды и творческая практика 60 - 70-х гг. (критика и размышления) // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики : Сб. научных трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94. М.. 1987. С. 154.

5 Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века. M., 2004. С. 89. В другой своей книге автор пишет: «Избегая проторенных путей, композитор вынужден заранее специально обдумывать структурную основу своего сочинения, заботиться о ее эффективном донесении до слушателя. В соответствии с этим и композиционные модели современных произведений всегда претендуют на неповторимость и максимальную оригинальность, в чем также принципиально отличаются от своих предшественников типа риторической диспозиции» (Соколов А. Музыкальная композиция XX века : Диалектика творчества. М., 1992. С. 97).

6 Как отмечает Лобанова, «отказ от канонической системы мышления в XX веке» можно сравнить с принципом inventio - девизом эпохи барокко, где «главная заслуга композитора - найти, обнаружить, ввести в употребление, открыть» (Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр : История и современность. М., 1990. С. 98).

' Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб, 2004. С. 99, 507.

обновлению творческого «макромира». Однако, меняясь, художественный мир Лигети сохраняет поэтику и стилистику, сохраняет свой идиолект. Стефан Плайстов в статье, посвященной памяти композитора, отметил: «Его [Лигети] целью было создавать нечто новое в пределах sound'a: это делало его современным, но всегда оставляло таким же»8.

Фигура Лигети-композитора, Лигети-педагога, его активная творческая деятельность обращает на себя внимание зарубежных музыкальных критиков и музыковедов, а в последние два десятилетия - и отечественных. О Лигети писали такие крупные музыковеды как Д. Бернард9, Д. Бульян10, М. Сёрби " , Э. Салменхаара12, К. Флорос13, И. Хёслер14, Р. Штайниц15, и др.

Работы западных исследователей поднимают достаточно обширный ряд вопросов, связанных и с Лигети-композитором, и с его деятельностью в целом. Особо необходимо отметить то, что на европейских языках уже издано несколько монографий и биографических исследований - таких авторов, как О. Нордволл (1968)16, П. Гриффите (1983)17, Р. В. Рихарт (1991)18, В. Бурде (1993)19, Р. Туп (1999)20.

В 1994 году была издана монография немецкого музыковеда Ульриха

О 1

Дибелиуса Ligeti: Eine Monographie in Essays , которая содержит очерки по

8 Plaistow S. György Ligeti / The Guardian. 14 June 2006. URL: http://www.guardian.co.uk/news/2006/jun/ 14/guardianobituaries.artsobituaries

9 Bernard J. Inaudible Structures, audible music. Ligeti's problem and his solution // Music Analysis, 1989. vol. 6/3.

10 Bouliane D. Immaginare Bewegung: György Ligetis «Etudes pour piano» // Musik Texte, 1989. 28/29.

" Searby M. Ligeti's Chamber Concerto: Summation or Turning Point? // Tempo, № 68. 1989. P. 30-34; Ligeti is Postmodernist? //Tempo. № 199. 1997.

12 Salmenhaara E. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions. Atmosphères, Aventures und Requiem von György Ligeti; aus dem Finnischen übergtragen von Heike Sander in Zusammenarb. mit dem Verfasser. Helsinki, 1969.

L' Floros C. György Ligeti: jenseits von Avantgarde und Postmoderne. Wien, 1996.

14 György Ligeti in conversation with Péter Vârnai, Josef Häusler. Claude Samuel, and himself. London, 1983.

13 Steinitz R. György Ligeti. Music of the Imagination. London, 2003; Music, Maths and Chaos // MT, March,

1996. P. 14-20; The Dynamics of Disorder // MT, May, 1996. P. 7-14: Weeping and Wailing // MT, Aug, 1996.

P. 17-22.

16 Nordwall O. György Ligeti: Eine Monographie. Mainz, 1971.

" Griffits P. György Ligeti. London, 1983 (2/1996); György Ligeti, Central-European Composer of Bleakness and Humor, Dies at 83 //New York Times. June 13, 2006. URL: http://www.nytimes.com/2006/06/13/arts/music/131igeti.html

18 Richart R. W. György Ligeti: a bio-bibliography. New York, 1990.

19 Bürde W. György Ligeti: Eine Monographie. Zürich, 1993.

20 Toop R. György Ligeti. London, 1999.

Dibelius U. György Ligeti: Eine Monographie in Essays. Meinz, 1994.

актуальным проблемам художественного творчества и новое для того времени интервью с композитором.

Книга Рихарда Штайница «Gyôrgy Ligeti. Music of the Imagination»22 посвящена исследованию всех значительных сочинений Лигети не только в подробном биографическом контексте (детских впечатлений композитора, перелома в жизни и отъезда из Венгрии в Австрию в 1956 году, и т. д.), но и сквозь призму эстетических взглядов.

Автор, вслед за Лигети и свойственным ему ироническим отношением к действительности, дает имя частям и главам. Среди них - пятая глава «Кривые зеркала: Юмор и антилогика», в которой рассматриваются такие произведения 60-х годов, как Volumina, Poème symphonique, Aventures, Nouvelles Aventures и Виолончельный концерт; название восьмой главы, где исследуются Melodien, говорит само за себя - «Паучья сеть: Лабиринт мелодий». Особым примером изобретательности является девятая глава, сочетающая в своем названии, подобно «словам-бумажникам», два ключевых для Лигети слова - часы и беспорядок: Dis(c)loc(k)ation and Transformation, и посвященная анализу Clocks and Clouds. Открывающая третью часть глава «Алиса в стране Брейгелландии: Гротескный праздник (карнавал) эротики и смерти» намекает на связь Лигети с эстетическими тенденциями современных пост-практик, но не проводит подобных параллелей.

Среди публикаций о Лигети и его творчестве, увидевших свет в последние годы, выделяется книга французского ученого Жозе Делапласа , вышедшая в 2008 году. В ней поднимается широкий спектр проблем, начиная от жанровых предпочтений и композиционных особенностей, и заканчивая философско-эстетическими установками.

Издательский дом Schott Music подвел своего рода итог творческой жизни композитора, выпустив в 2007 году под редакцией Моники Лихтенфельд двухтомное собрание сочинений Дьёрдя Лигети24.

22 Steinitz R. György Ligeti. Music of the Imagination. London, 2003.

Delaplace J. György Ligeti: un essai d'analyse et d'esthetique musicales. Presses Universitaires de Rennes, 2007.

24 Ligety György: Gesammelte Schriften. Herausgegeben von Monika Lichtenfeld. Schott Music, Mainz 2007. 2 Bände, 876 S.

«Панорамный обзор» научных статей позволяет судить о тематике и проблематике этих изданий. Они посвящены, как правило, отдельному произведению (ряду произведений) или конкретным композиционным приемам и средствам выражения. Так, например, очерк Д. Бернарда25 посвящен вопросу о невоспринимаемых на слух структурах в музыке Лигети; в своей работе, посвященной произведениям, созданным до 1974 года, С. Плайстов последовательно анализирует Atmospheres, Melodien, Clocks and Clouds. Проблема взаимодействия метода Лигети с сериальной музыкой поднимается в статье М. Лихтенфельд «Дьёрдь Лигети или конец сериальной музыки»26, а также У. Урбана «Сериальная техника и барочный дух в пьесе для клавесина

• 27

Continuum» . Заслуживает упоминания одна из последних работ французского

28

исследователя Симона Гало , в которой исследуются проблемы симметрии / асимметрии и ритма в мадригале «Морская кадриль» из цикла позднего периода Nonsense Madrigals.

Важные вопросы, посвященные значению Лигети в художественно-музыкальном процессе второй половины XX века, поднимают музыковеды Великобритании и Австрии, например: английский музыковед Майк Сёрби, акцентируя внимание на «неоднозначности» творчества композитора, в одной из своих статей заостряет вопрос: «Лигети постмодернист?..» 29 ; К. Флорос рассматривает творческое наследие Лигети «...по ту сторону авангарда и постмодерна»30.

Из отечественных музыковедов к творчеству Лигети проявили интерес Н. Гуляницкая31, С. Савенко32, И. Сниткова33 и др. На русском языке существует

25 Bernard J. W. Inaudible Structures, Audible Music: Ligeti's Problem and his Solution. Man, vi. 1987.

26 Lichtenfeld M. György Ligeti oder das Ende der seriellen Musik // Melos, xxxix. 1972.

27 Urban U. Serielle Technik und baroker Geist in Ligetis Cembalo-Stiik '"Continuum" // Musik und Bildung 5. 1973. P. 63-70.

28 Gallot S. Symétrie et asymétrie dans "The lobster quadrille" de György Ligeti : au rythme d'une danse dégingandée // Mitteilungen der Paul Sacher Stiftung. Basel, 2005. Nr. 18. P. 37-42.

29 Searby M. Ligeti is Postmodernist// Tempo. N 199, 1997.

30 Floros С. György Ligeti : jenseits von Avangarde und Postmoderne. Vienna, 1996.

31 Гуляницкая H. Лигети о Лигети : композиторский самоанализ // Процессы музыкального творчества : Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. №160. Вып. 5. М., 2002.

32 Савенко С. Немецкая музыка после второй мировой войны // XX век. Зарубежная музыка : очерки и документы. Вып. 1. М.,1995; О стилистических тенденциях творчества Лигети (конец 50-х - 80-е годы) // Д. Лигети: Жизнь и творчество : Сб. статей. М.. 1993.

единственный сборник, посвященный композитору, - «Д. Лигети: Жизнь и творчество» (ред. Ю. Крейнина, 1993)34, в котором представлены как статьи самого Лигети о музыкальной форме, так и статьи музыковедов о композиторе. С сожалением можно отметить, что единственная монография о Лигети российского автора - музыковеда Марины Лобановой, ныне живущей в Германии, - издана в 2002 году на английском языке и отсутствует в русском варианте. В книге «Дьёрдь Лигети: стиль, идеи, поэтика»35 исследована эволюция творческого метода комозитора, начиная от венгерского периода вплоть до настоящего времени, на фоне музыкального авангарда второй половины XX века. Тесное научное взаимодействие автора с композитором позволило, что очень важно, обсудить некоторые вопросы с ним лично - книга содержит несколько интервью с Лигети.

В статьях российских музыковедов анализируются вопросы о стилистических тенденциях в творчестве композитора (М. Лобанова) 36 , организации пространственно-временного континуума у Лигети (К.

37 38

Болашвили) , специфики «полифонической» структуры (И. Сниткова) , а также вопросы, касающиеся в целом творческого облика композитора в зеркале композиторского самоанализа (Н. Гуляницкая)39. Необходимо также упомянуть, что в 1991 году уже была попытка осознания творчества Лигети в дипломной работе 3. Рустамовой и сделан ряд обобщений в диссертации С. Тюлиной.

В одной из недавних работ Р. Разгуляева (Нижний Новгород, 2006) объектом диссертационного исследования стало фортепианное творчество

33 Сниткова И. Специфика полифонической структуры сверхмногоголосия // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. М., 1985.

34 Д. Лигети: Жизнь и творчество: Сб. статей / Сост. Ю. Крейнина. М.. 1993.

0 Lobanova М. Gyorgy Ligeti: style, ideas, poetics. Berlin, 2002.

36 Лобанова M. Д. Лигети - эстетические взгляды и творческая практика 60 - 70-х годов (критика и размышления) // Теория и практика современной буржуазной культуры : проблемы критики / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М„ 1987. Вып. 94.

'7 Болашвили К. К проблеме организации пространственно-временного континуума у Лигети // Д. Лигети : Жизнь и творчество : Сб. статей. М.. 1993.

38 Сниткова И. Специфика полифонической структуры сверхмногоголосия // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. М., 1985.

39 Гуляницкая Н. Лигети о Лигети : композиторский самоанализ // Процессы музыкального творчества : Сб. трудов РАМ им Гнесиных. № 160. Вып. 5. М.. 2002.

Лигети, а также проблемы стиля и интерпретации, рассматриваемые на примере Фортепианного концерта и двух тетрадей Фортепианных этюдов40.

Среди отечественных исследований обращает на себя внимание труд Светланы Тюлиной - диссертация «Состояние звуковысотной системы в современной музыке (Штокхаузен, Лигети: 1960 - 80-е годы)»41. Автору удалось достаточно полно воссоздать и систематизировать пеструю картину ведущих течений и направлений второй половины XX века, а также рассмотреть состояние звуковысотной системы в современной музыке на примере творчества ряда композиторов, в том числе и Лигети. «Пуантилистичное» мелькание имени композитора в различных статьях и «несфокусированность» сведений о его творчестве оставляют на почве российского музыкознания некое пространство для дальнейшего исследования. Имеются в виду: во-первых - проблема стилевого развития; во-вторых - проблемы, касающиеся осмысления творчества Лигети с позиций «стиля эпохи» и характерных для этого времени тенденций в искусстве и культуре. Все это представляется нам вполне актуальным.

Кроме того, в настоящем исследовании предпринимается попытка рассмотреть сочинения Лигети позднего творческого периода с позиции современного эстетического сознания. Под «современным эстетическим сознанием» (термин В. В. Бычкова) понимается совокупность культурных явлений XX века, и особенно его последней трети, которая прошла под знаком новой художественной парадигмы - постмодернизма, применительно к которому Умберто Эко сказал, что он есть «духовное состояние»42.

В попытке осмысления тенденций постмодернизма вырабатывается множество понятий и категорий, среди которых центральным становится понятие «постмодернистской чувствительности». Она интерпретируется как «специфическая форма мироощущения и соответствующий ей способ

40 Разгуляев Р. Фортепианное творчество Дьёрдя Лигети: Проблемы стиля и интерпретации: дисс. ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород. 2006.

41 Тюлина С. Состояние звуковысотной системы в современной музыке (Штокхаузен. Лигети: 1960 - 80-е годы): Дисс...канд. искусствоведения. М.,1995.

42 Эко, У Заметки на полях «Имени розы». СПб.. 2007. С. 77.

теоретической рефлексии» 43 . Как отмечает И. П. Ильин, выделяется ряд литературоведов и философов, «которые стремятся выявить основу постмодернистской чувствительности, видя в ней некий общий знаменатель «духа эпохи», породившей постмодернизм как эстетический феномен»44. Среди них Жан-Франсуа Лиотар, Дэвид Лодж, Доуве Фоккема, Юрген Хабермас, Ихаб Хасан и др.

«Постмодернистская чувствительность» повлияла также на тип нарративного дискурса. Феномен «поэтического мышления» становится фундаментальным признаком «постмодернистской чувствительности» и проявляется в иррационализме, свободной ассоциативности и особой метафоричности текста. «Его суть, - по И. П. Ильину, - заключается в том, что философы обращаются к самому способу художественного, поэтического постижения мысли, заявляя, что только таким способом ее вообще можно выразить»45. «Поэтическое мышление» как характерная манера письма, начиная с Хайдеггера, присутствует не только в трудах философов (Ж. Делёз, Ж. Деррида и др.), но и литераторов (например, У. Эко, А. Роб-Грийе).

Не осталось в стороне и музыковедение с попыткой самостоятельного осмысления постмодерна как культурного явления. Вслед за философско-литературоведческими изысканиями в этой области, музыковедческое познание постепенно приближается к решению проблем постсовременности46.

Поэтому привлечение понятия постмодернистской чувствительности к исследованию музыкальных явлений соответствующего временного периода представляется вполне обоснованным. Свойственные данной категории такие характерные особенности, как восприятие мира как хаоса (аиерархического,

4' Ильин И. П. Постмодернистская чувствительность // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. С. 328.

44 Ильин И. П. Постмодернизм // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.. 2004. С. 325.

45 Там же. С. 326.

46 См.: Гуляницкая Н. Музыкальный постмодернизм? // Вестник РГНФ. 2007. № 4 (49); «Эхо» деконструктивизма в музыке // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: Сб. тр. по материалам конф. 30 окт. - 1 ноября 2007 / РАМ им. Гнесиных. М., 2007.

Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции: Учебное пособие. М., 2005.

В ноябре 2007 годы в МГК им. Чайковского состоялась конференция «Постмодернизм в контексте современной культуры» посвященная (в рамках Дня музыки Паскаля Дюсапена в Москве).

дробного универсума); феномен «поэтического мышления», раскрывающийся в склонности к эссеистичному изложению и теоретической рефлексии; а также присущие постмодернистской мысли фрагментарность, идеи лабиринтной композиции, категория абсурда находят свое особое воплощение и в сфере музыкального искусства.

Об этом свидетельствует многокрасочная палитра музыкальных течений и техник, явившихся миру во второй половине столетия. Все это подготовительные стадии музыкального постмодернизма, запечатлевшие поиски художников Нового времени. Подтверждением тому служит не только постоянно обновляемый «репертуар» стилевых и композиционных приемов известнейших композиторов - таких, как П. Булез, К. Шктокгаузен, Я. Ксенакис, Л. Ноно, Л. Берио, К. Пендерецкий, В. Лютославский и других, - но и, что немаловажно, авторское вербальное осмысление собственного творческого наследия.

В этой связи направление художественного поиска Дьёрдя Лигети соприкасалось с мэйнстримом, но при этом имело индивидуальные черты. Взятая в качестве эпиграфа к работе цитата Лигети, запечатленная в одном из многочисленных интервью, гласит: «Мое творчество пестро - как и моя жизнь»47. В контексте «"посленового" времени» (А. В. Иконников) эти слова композитора обретают особое значение. Это слова человека, который, несмотря на декларативное дистанцирование от популярных тенденций и всевозможных «нео-у>, признает разорванность, фрагментарность собственного творчества, разворачивающегося внутри полиморфного пространства-времени современной Культуры. Кроме того, многократные аналитические погружения в глубины собственного творческого сознания, запечатленные в ряде эссе, интервью, аннотаций, способствовали кристаллизации «идиостиля».

Основная проблема - исследовать поздний «Лигети-стиль» и установить его художественные особенности в контексте «стиля времени».

Arnt Cobbers. Interview with Gyorgy Ligeti // Crescendo. 2002. № 4.

Вводимый в употребление термин «Лигети-стиль» заимствуется у самого композитора и понимается как совокупность индивидуально-авторских черт, которые проявляются в неразрывном единстве формы и содержания (то есть имеется в виду, по Лосеву, «весь потенциал художественного произведения»). Проблема стиля рассматривается на разных иерархических уровнях, охватывая «стиль времени», «индивидуально-авторский стиль», «стиль периода творчества» и «стиль произведения».

В связи с этим необходимо определить субпроблемы исследования:

■ определить жанровые признаки избранных произведений, в сравнении с таковыми в сочинениях предшествующих периодов;

■ определить метод исследования каждого произведения;

■ установить характерные черты формы-содержания;

■ установить, в какой мере поздний стиль композитора отражает основные тенденции современного художественно-эстетического сознания.

Объектом выступает творческое наследие Дьёрдя Лигети.

Предметом исследования является поздний «Лигети-стиль».

В качестве материала диссертации избраны вокальные и инструментальные произведения Дьёрдя Лигети 1990-х - 2000-х годов. Отбор материала осуществлен на основе жанровых признаков, позволяющих установить философско-эстетические предпочтения автора и характерные стилевые черты. Это дает возможность сравнить опусы и выявить, каким образом стилевое развитие проявило себя в рамках одного десятилетия и в пределах отдельного произведения определенного жанра.

Методология диссертационного исследования представляет собой попытку применить современные научные подходы к изучению музыкального произведения в опоре на интердисциплинарность научного знания. Такой комплексный подход предполагает сочетание методов, присущих как музыковедению, так и другим гуманитарным наукам. Музыковедческий подход включает в себя сравнительно- и культурно-исторический методы, а также способы анализа музыкального произведения, выработанные в области

музыкально-теоретических дисциплин (гармония, полифония, анализ музыкальных форм и пр.).

Среди общегуманитарных, наряду с системным и структурным, выделяются семиологический метод, позволяющий раскрыть смысл «эстетических сообщений» (коими являются музыкальные произведения Лигети); герменевтический метод, дающий возможность интерпретировать выбранный музыкальный текст как неотъемлемую часть «Лигети-стиля», неотделимого, в свою очередь, от культурного контекста эпохи; компаративный метод, применяемый на разных уровнях исследования и играющий важную роль в выявлении стилевого развития.

Особое значение для диссертационного исследования имеют труды, посвященные вопросам стиля и стилистики (С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев, А.Ф. Лосев А. В. Михайлов, В. В. Медушевский), проблемам семиологии (Ю. Лотман, У. Эко), и музыкальной семиологии в том числе, а также основам и категориям нонклассической эстетики, постмодернизма (В. В. Бычков, И. П. Ильин, Н. Б. Маньковская и др.).

Научные результаты, выносимые на защиту.

1) «Лигети-стиль» обладает художественным развитием;

2) «Лигети-стиль» позднего периода имеет характерные содержательные модели, а также обнаруживает и свои поэтико-конструктивные принципы;

3) отражая современное художественно-эстетическое сознание, поздний «Лигети-стиль» несет на себе отпечаток некоторых черт постмодернизма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования существенно расширяют представления о художественном творчестве Дьёрдя Лигети, об особенностях его стилевого развития, а также о его соприкосновении с современными ^ост-практиками.

Материалы диссертации могут быть использованы в курсах теории и истории музыки, в частности, в истории зарубежной музыки второй половины XX

века и современной гармонии. Результаты работы могут получить развитие в последующих научных исследованиях, а также найти отклик у тех, кто в целом интересуется проблемами музыкальной культуры конца столетия и, в частности, творчеством Дьёрдя Лигети.

Степень достоверности исследования подкрепляется высказываниями Дьёрдя Лигети (в отношении своих философско-эстетических установок, а также собственных произведений и композиционно-технических приемов), которые были опубликованы в виде бесед интервью в печатных и электронных изданиях. Кроме того, достоверность подтверждается и самим материалом исследования: музыкальный текст, обладающий определенными коммуникативными свойствами и стилевыми знаками, способствует собственной интерпретации. На этом основании, а также в опоре на методологическую базу, позволяющую сопоставить авторские аналитические наблюдения с высказываниями композитора, делаются основные выводы диссертации.

Выдвигая рабочую гипотезу, мы предполагаем единство «Лигети-стиля», признаем и некое единство его рабочих методов и композиционных приемов.

Однако есть основания полагать, что такое единство не совсем «едино». Прерываясь в середине творческого пути, нить «единства» возобновляется в конце - в позднем периоде творчества. Характерный для Лигети самоанализ приводит автора к тому, что он уже однажды использовал. Нет, это не копирование себя. Лигети, как уже отмечалось, не приемлет подобного. Это скорее «нео-Лигети» (несмотря на его отрицание всевозможных «нео»), воспринявший и воссоздавший творческие устремления предшествующих периодов на другом уровне.

А. Соколов называет подобную ситуацию договаривайием своего. Им упоминается С. Губайдулина, Я. Ксенакис, П. Булез и др., которые в разное время, возвращаясь к идеям созданных ранее произведений, к особенностям структуры композиций, воплощали их на другом музыкально-концептуальном уровне, либо совсем в иной сфере деятельности. Поэтому важно выяснить, дает ли качественно

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трайнина, Елена Леонидовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. AeepuHîfee, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. -СПб. : Азбука-классика, 2004. - 476 с.

2. Адорно, Т. Философия новой музыки / Теодор В. Адорно; Пер. с нем. Б. Скуратов. - М. : ЛОГО£ : XXI в., 2001 - 343 с.

3. Акопян, JJ. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. -М. : Практика, 1995. -256 с.

4. Ананьев, Ю. Новая парадигма мироотношения в культуре конца XX века / Ю. Ананьев // Искусство XX века : Уходящая эпоха? / Сб. статей. Том II. - Н. Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997. - С. 186.

5. Английская абсурдная поэзия. Эдвард Лир. Хилэр Бэллок. Сэр Уильям Гилберт. Роальд Даль / Пер. с англ. и сост. М. Фрейдкина. -М. : Фраза, 1998.

6. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм : Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Ю. Андреева. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 488 с.

7. Арановский, М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) / М. Г. Арановский // Вопросы музыкального стиля : Сб. статей. - Л. : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1978.

8. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика : Пер. с фр. / Ролан Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс : Универс : Рея, 1994.-615 с.

9. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления : очерки / В. П. Бобровский; отв. ред. Е. Чигарева. Вып. 1. - M. : URSS, 2010. - 272 с.

10.Беседы с Альфредом Шнитке / [Сост., предисл. А. В. Ивашкин]. - М. :

Классика-XXI, 2005. - 315 с. \\. Бобровский, В. П. К вопросу о драматургии музыкальной формы / В. П. Бобровский // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М. : Музыка, 1989.-С. 26-64.

12. Болашвжи, К. Г. К проблеме организации пространственно-временного континуума у Лигети / К. Г. Болашвили // Д. Лигети: Жизнь и творчество : Сб. статей.-М. : РИИ, 1993.

13. Борее, Ю. Б. Художественная культура XX века / Ю. Б. Борев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

14. Буданов, В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании / В. Г. Буданов. - M. : URSS, 2009. - 239 с.

15. Бульян, Д. Застывшее время и повествовательность. Беседа с Д. Лигети / Д. Бульян // Советская музыка, 1989. - С. 110-113.

16. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков ; 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2008. - 573 с.

17. Валькова, В. Б. Алеаторика Лютославского и особенности ее использования во Второй симфонии / В. Б. Валькова // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1977.

18. Валькова, В. Б. Музыкальный тематизм - мышление - культура : Монография / В. Б. Валькова. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. ун-та, 1992. - 163 с.

19. Вольные мысли : К юбилею Сергея Слонимского / [Ред.-сост. : Т. Зайцева, Р. Слонимская] - СПб. : Композитор, 2003. - 612 с.

20. Ванслов, В. В. Путями истории: О художественной культуре XX века / В. В. Ванслов. - М. : Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств , 2002. - 147 с.

21. Вёреш, Ш. Огненный колодец : Стихи : Пер. с венг. / Вереш Шандор; [Предисл. В. Малыхиной]. - М. : Радуга , 1988. - 183 с.

22. Волконский, А. М. Основы темперации / А. М. Волконский. - М. : Композитор, 2003.

23. Герман, М. Ю. Модернизм : искусство первой половины XX века / М. Ю. Герман. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 476 с.

24. Гецелев, Б. С. Факторы формообразования в крупных инструментальных произведениях второй половины XX века / Б. С. Гецелев // Искусство XX века : Уходящая эпоха? / Сб. статей. Том II. - Н. Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997.

25. Григорьева, Г. В. Музыкальные формы XX века / Г. В. Григорьева. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 175 с.

26. Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию : [Учеб. пособие для муз. вузов] / Н. С. Гуляницкая. - М. : Музыка, 1984. - 256 с.

27. Гуляницкая, Н. Лигети о Лигети: композиторский самоанализ / Н. С. Гуляницкая // Процессы музыкального творчества : Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. №160. Вып. 5. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002.

28. Гуляницкая, Н. С. Музыкальный постмодернизм? / Н. С. Гуляницкая // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. №4 (49). - М. : РГНФ, 2007.-С. 164-172.

29. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке : Исследование / Н. С. Гуляницкая. - М. : Музыка, 2009. - 256 с.

30. Гуляницкая, Н. С. «Эхо» деконструктивизма в музыке / Н. С. Гуляницкая // Музыковедение к началу века : Прошлое и настоящее : по м-лам междунар. конф. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. - С. 58-66.

31 .Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретация / Е. Гурко. - Минск : Экономпресс, 2001. - 320 с.

32. XXI век: Проблемы культуры и образования : Сб. научных статей / Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Московский гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред. Н. В. Кротова, В. И. Черниченко]. - М. : МГУКИ, 2006.-216 с.

33. Давыдова, К. В. Гипертектстуальность как свойство художественного текста: дис.... канд. филол. наук : 10.02.04 / Давыдова Кира Валерьевна. - Армавир, 2006.-205 с.

ЪЛ.Делёз, Ж. Логика смысла / Жиль Делез ; [пер. с фр. Я. И. Свирского]. - М. : Академический проект, 2011. - 470 с.

35. Демурова, Н. М. «Живее некуда»... Алиса в Стране Чудес и ее создатель / Н. М. Демурова // Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес ; Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье ; Пища для ума / Льюис Кэрролл ; [пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова]. - М. : Эксмо, 2007. - 606 с.

36. Дробышева, Е. Э. Аксиология постмодерна: ирония : монография / Е. Э. Дробышева. - Санкт-Петербург : С.-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики, 2008. - 179 с.

37. Денисов, Э. В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие / Э. В. Денисов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М. : Музыка, 1989. - С. 95-133.

38. Деррида, Ж. Письмо и различие / Жак Деррида ; [пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина] М. : Акад. проект, 2007. - 494 с.

39.Драное, А. В. Контекст / А. В. Дранов // Современное зарубежное литературоведение : Страны Зап. Европы и США : Концепции, школы, термины : Энцикл. справ. / [А. В. Дранов и др.] - М. : Интрада, 1996. - 317 с.

40. Евдокимова, Ю. К, Дубравская, Т. Н., Протопопов, В. В. История полифонии : в 6 вып. / Ю. К. Евдокимова, Т. Н. Дубравская, В. В. Протопопов. М. : Музыка, 1983-1996.

41. Ермакова, И. Лимерик / И. Ермакова // Энциклопедия «Кругосвет». -Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LIM ERIK.html

42. Ершова. Е. Музыкальные формы XX века / Е. Ершова // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования / [отв. ред. Л.С. Дьячкова] - М. : РАМ им. Гнесиных, 2000. - 239 с.

43. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма : [В 2 вып.] / В. Задерацкий ; [МГК им. П. И. Чайковского] - М. : Музыка, 1995.

44. Задерацкий, В. В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии / В. В. Задерацкий // Музыкальный современник : Сб. статей : Вып. 5.1. / [Сост. С. Зив] - М. : Сов. Композитор, 1984. - С. 18-57.

45. Западное искусство. XX век: Образы времени и язык искусства / отв. ред. : Г. В. Макарова ; Гос. ин-т искусствознания. - М. : Едиториал УРСС, 2003. -230 с.

46. Западное искусство. XX век. Проблемы интерпретации / отв. ред. : И. И. Рубанова. - М. : УРСС, 2007. - 288 с.

47. Западное литературоведение XX века : Энциклопедия / [Науч. ред. Е. А. Цурганова]. - М. : Intrada, 2004. - 560 с.

48. Ивбулис, В. Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на западе / В. Я. Ивбулис. - М. : Знание, 1988. - 62 с.

49. Иконников, А. В. Архитектура XX века: Утопии и реальность : Изд. в 2 т. / А. В. Иконников. - М. : Прогресс-Традиция, 2001.

50. Ильин И. 77. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. - М. : Интрада, 1996. - 256 с.

51. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М. : Интрада, 1998. - 255 с.

52. История философии : Энциклопедия / [Сост. и глав. науч. редактор А. А. Грицанов]. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с.

53. Каллер, Дж. Теория литературы : краткое введение / Джонатан Каллер : пер. с англ. А. Георгиева. - М. : Астрель : ACT, 2006. - 158 с.

54. Клюев, Е. В. Теория литературы абсурда / Е. В. Клюев; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2000. - 102 с.

55. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Синергетика : Нелинейность времен и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М. : КомКнига, 2007. - 272 с.

56. Кокорева, JJ. М. Музыкальная культура Польши XX века : К. Шимановский. В. Лютославский, К. Пендерецкий: Очерки / Л. М. Кокорева. - М. : МГК им. Чайковского, 1997. - 161 с.

57. КорневиЩе : Книга неклассической эстетики : [Сборник] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; [Редкол.: В. Бычков и др.]. - М. : ИФРАН, 1998. - 247 с.

58. Кузнецов, И. К. Теоретические основы полифонии XX века : Исследование / И. К. Кузнецов ; МГК им. Чайковского. - М. : НТЦ «Консерватория», 1994. -285 с.

59.Куприянова, Л. А. Семантика музыкальной композиции: дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Куприянова Людмила Аркадьевна. -Магнитогорск, 2000. - 242 с.

60. Курбатская, С. А. П. Булез, Э. Денисов : Аналитические очерки / С. Курбатская, Ю. Холопов. - М. : ТЦ Сфера, 1998. - 363 с.

61. Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес. Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. Пища для ума: Сказки, рассказы, стихи, эссе / Льюис Кэрролл; [пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова; вступит, ст. Н. Демуровой; коммент. М. Гарднера, Н. Демуровой]. -М., 2007.

62. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII - XX веков / Т. С. Кюрегян; МГК им. П. И. Чайковского. - М. : ТЦ Сфера, 1998. - 343 с.

63. Лайне, С. В. Искусство XX века : Россия и Европа / С. В. Лайне. - М. : Просвещение, 2003. - 167 с.

64. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года : Учебник : В 2-х тт. Т. 1. По XVIII век / Т. Н. Ливанова. - М. : Музыка, 1983. - 696 с.

65. Лигети, Д. Превращения музыкальной формы / Д. Лигети // Д. Лигети: Жизнь и творчество : Сб. статей. - М. : РИИ, 1993. - С. 167-189.

66. Лигети, Д. Форма в новой музыке / Д. Лигети // Д. Лигети: Жизнь и творчество : Сб. статей. -М. : РИИ, 1993. - С. 190-207.

67. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна / Жан-Франсуа Лиотар ; Пер. с фр. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя : CEU, 1998. - 159 с.

68. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. - М. : Наука, 1979.-376 с.

69. Лобанова, М. Н. Д. Лигети - эстетические взгляды и творческая практика 60 -70-х годов (критика и размышления) / М. Н. Лобанова // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики : Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - С. 140-172.

70. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр : История и современность / М. Н. Лобанова; МГК им. П. И. Чайковского. - М. : Сов. композитор, 1990. -221 с.

71. Лобанова, М. Н. Дьёрдь Лигети и музыкальный авангард / М. Лобанова // Музыка. - М., 1976. С. 43-48.

72. Лобанова, М. Н. Логика и композиция «новой музыкальной драмы»: «Приключения» Дьёрдя Лигети / М. Н. Лобанова // Московский музыковед. Вып. 1.-М., 1990. С. 152-177.

73. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. - Киев : Collegium, 1994.-288 с.

1 А. Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А . Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1995. -944 с.

75. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб. : «Искусство - СПБ», 2004. - 704 с.

76. Лучинская, Е. Постмодернистский дискурс: семиологический и лингвокультурологический аспекты интерпретации / Е. Н. Лучинская. -Краснодар : Куб. гос. ун-т, 2002. - 194 с.

77. Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов : дисс... канд. Иск. : 17.00.02 / Маклыгин Александр Львович. - М., 1985. - 170 с.

78. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 346 с.

79. Мартынов, В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности / В. И. Мартынов. - М. : Классика-ХХ1, 2011. - 285 с.

80. Махлин, В. Л. Пространственная форма. Структура-фактура. Структурализм. Интертекстуальность. Постмодернизм / В. Л. Махлин // Современное

зарубежное литературоведение : Энциклопедический справочник. - М. : Интрада, 1996.-320 с.

81. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства : Словарь-справочник в двух книгах / С. Махлина. - СПб. : Композитор-СПб., 2003. - Кн. 1. - 264 с. - Кн. 2. -340 с.

82. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки : Исследование / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.

83. Медушевский В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект / В. В. Медушевский // Советская музыка. - 1979. - № 3. - С. 30-39.

84. Михайлов А. В. Методы и стили литературы / А. В. Михайлов ; [ред.-сост., авт. послесл. и коммент. Л. И. Сазонова]. - Москва : ИМЛИ РАН, 2008. - 175 с. Михайлов, М. К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы / М. К. Михайлов // Критика и музыкознание : Сб. статей. - Л. : Музыка, 1975.-С. 51-75.

85. Михайлов, М. К. Стиль в музыке : Исследование / М. К. Михайлов. - Л. : Музыка, 1981.-262 с.

86. Назайкииский, Е. В. О многослойности музыкального времени / Е. В. Назайкинский // Музыка и категория времени : Сб. материалов 5-й конф. из цикла «Григорьев, чтений» / [Отв. ред.: М. С. Скребкова-Филатова и др.] - М. : Тип. Россельхозакадемии, 2003.

87. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

88. Науменко, Т. И. Музыковедение: стиль научного произведения (опыт постановки проблемы) : [монография] / Т. И. Науменко. - Москва : РАМ им. Гнесиных, 2005.-210 с.

89. Новейший философский словарь / [Ред.-сост. : А. А. Грицанов] - Минск : Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

90. Новикова В. Семантика абсурда / В. Ю. Новикова. - Краснодар : Тип. ГУК КК Кубанькино, 2005. - 149 с.

91. Огданец, М. Ю. Проблема стиля в эстетике постмодернизма: дисс... канд. филос. наук : 09.00.04 / Огданец Марина Юрьевна. - М., 1997. - 148 с.

92. Олизько, Н. С. Интертекстуальность постмодернистского художественного дискурса (на материале творчества Дж. Барта) : попытка семиотико-синергетического анализа / Н. С. Олизько. - Челябинск : Энциклопедия, 2007.

- 158 с.

93. Остромогильский, И. В. Тембро-звуковые и визуальные аспекты фактуры произведений Д. Лигети 1960-80-х годов : дис....кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Остромогильский Илья Вениаминович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург , 2012. - 317 с.

94. Открытая музыка: Дьёрдь Лигети. Материалы информационного сайта ВВС.

- Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_ 5154000/5154768.stm

95. Пайтген X., Рихтер П. X. Красота фракталов / Х.-О. Пайтген, П. X. Рихтер; Перевод с англ. П. В. Малышева, А. Г. Сивака. - М. : Мир, 1993. - 175 с.

96. Петрусёва, Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции / Н. А. Перусёва. - Москва-Пермь: «Реал», 2002. - 350 с.

97. Постмодернизм : Энциклопедия. - Мн. : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2001.- 1040 с.

98. Постмодернизм в контексте современной культуры : материалы международной научной конференции в рамках русско-французского проекта «День музыки Паскаля Дюсапена в Москве», (17 ноября 2007 г.) / МГК им. П. И. Чайковского; [редкол.: А. С. Соколов, О. В. Гарбуз (ред.-сост.), М. В. Воинова]. - Москва : Московская консерватория, 2009. - 189 с.

99. Постмодернизм: pro et contra : Материалы Междунар. науч. конф. «Постмодернизм и судьбы худож. словесности на рубеже тысячелетий», Тюмень, 16-19 апр. 2002 г. / [Редкол. - Т.И. Борко и др.]. - Тюмень : Вектор Бук, 2002.-291 с.

100. Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и научные редакторы А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. -1040 с. - (Мир энциклопедий).

101. Пригожий, И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / И. Пригожин. - Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 216 с.

102. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. с англ. Ю. А. Данилова ; Изд. 6-е. -M. : URSS, 2008.-294 с.

103. Разгуляев, Р. А. Фортепианное творчество Дьёрдя Лигети : Проблемы стиля и интерпретации : дисс.... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Разгуляев Руслан Александрович. - Нижний Новгород, 2006. - 254 с.

104. Редепеннинг, Д. Композиторское творчество под знаком постмодерна на примере Джорджа Крама, Вольфганга Рима и Хенрика Турецкого / Д. Редепеннинг // Искусство XX века : Уходящая эпоха? / Сб. статей. Том II. -Н. Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997.-С. 202.

105. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций : очерки о герменевтике / Поль Рикёр ; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. - М. : Академический проект, 2008.-695 с.

106. Ришар, Л. Энциклопедия экспрессионизма : Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Лионель Ришар ; [Пер. с фр.: Н. В. Кисловой и др.]. - М. : Республика, 2003. -430 с.

107. Савенко, С. И. Немецкая музыка после второй мировой войны / С. И. Савенко // XX век. Зарубежная музыка. Вып.1. М. : Музыка, 1995. - 160 с.

108. Савенко, С. И. О стилистических тенденциях творчества Лигети (конец 50-х - 80-е годы) / С. И. Савенко // Д. Лигети: Жизнь и творчество : Сб. статей. -М. : РИИ, 1993.

109. Савенко, С. И. Карлхайнц Штокхаузен / С. И. Савенко // XX век. Зарубежная музыка. Вып.1. М. : Музыка, 1995. - 160 с.

110. Саввина, Л. В. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики : автореф. дис. ...д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Саввина Людмила Владимировна. - Саратов, 2009. - 42 с.

111. Сергиенко, Р. И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века : : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Сергиенко Раиса Ивановна. -Минск, 1998.-239 с.

112. Симакова, Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения : [Учеб. пособие] / Н. А. Симакова. - М. : Музыка, 1985. - 360 с.

113. Симакова, Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга вторая. Фуга: ее логика и поэтика / Н. А. Симакова. - М. : Издательский Дом «Композитор», 2007. - 800 с.

114. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература: Новая философия, новый язык : [монография] / И. С. Скоропанова. - Минск : Институт совр. знаний, 2000. - 350 с.

115. Сниткова, И. И. Специфика полифонической структуры сверхмногоголосия / И. И. Сниткова // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1985.

116. Сокал, А. Интеллектуальные уловки : Критика соврем, философии постмодерна / Ален Сокал, Жан Брикмон; Пер. с англ. А Костиковой и Д. Кралечкина. - М. : Дом интеллектуал, кн., 2002. - 241 с.

117. Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию XX века / А. С. Соколов. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 231 с.

118. Соколов, А. С. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века /

A. С. Соколов // Двенадцать этюдов о музыке: к 75-летию со дня рождения Е.

B. Назайкинского : Сб. статей / сост. Л. Н. Логинова. — М.: МГК им. Чайковского, 2001.-С. 101-109.

119. Соколов, А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества : Исследование / А. С. Соколов. - М. : Музыка, 1992. - 227 с.

120. Стогний, И. С. Музыкальный интертекст: к проблеме коннотаций / И. С. Стогний // Музыковедение, 2013. - №1.

121. Стогний, И. С. Коннотации музыкального текста // Искусство и образование.

- 2012. - №4 (78). - С. 72-82.

122. Теория современной композиции : [учебное пособие] ; отв. ред. В. С. Ценова.

- М. : Музыка, 2007. - 624 с.

123. Томашевский, Б. В. Краткий курс поэтики : учебное пособие / Б. В. Томашевский. - М. : КДУ, 2007. - 192 с.

124. Топер, 77. Экспрессионизм как культурный феномен Новейшего времени / П. Топер // Германия. XX век. Модернизм, авангард, постмодернизм : [Ред.-сост. В. Ф. Колязин]. - М. : РОССПЭН, 2008. - С. 73-90.

125. Тюлина, С. В. Расслоение музыкального пространства-времени как феномен современного художественного мышления / С. В. Тюлина. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1995. - 28 с.

126. Тюлина, С. В. Состояние звуковысотной системы в современной музыке : Штокхаузен, Лигети: 1960-80-е годы : дис. ...канд. искусствоведения : 17.00.02 / С. В. Тюлина. - М., 1995. - 196 с.

127. Устинова, Т. В. Языковая игра в художественном тексте и варианты ее перевода : На материале литературных сказок Льюиса Кэрролла и их переводов на русский язык : автореф. дис. ... кандидата филол. наук : 10.02.20 / Устинова Татьяна Викторовна. - М., 2004. - 25 с.

128. Фатеева, Н. А. Интертекст в мире текстов : контрапункт интертекстуальности / Н. А. Фатеева. - M. : URSS, 2006. - 280 с.

129. Федосова, Э. 77. Категории пространства и времени в музыкальном анализе / Э. П. Федосова // Пространство и время в музыке : Сб. трудов. Вып. 121. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1992. - С. 3-12.

130. Федоров, В. Инструментальные сочинения К. Пендерецкого начала 60-х годов / В. Федоров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1977. - С. 292-319.

131. Фишер-Лихте, Э. Постмодернизм: продолжение или конец модернизма? / Эрика Фишер-Лихте // Германия. XX век. Модернизм, авангард, постмодернизм : [Ред.-сост. В. Ф. Колязин]. - М. : РОССПЭН, 2008.

132. Фещеико, В. В. Autopoetica как опыт и метод, или О новых горизонтах семиотики // Семиотика и Авангард: Антология / ред.-сост. Ю. С. Степанов и др. - М. : Культура : Академический проект, 2006.

133. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне : [Сб. лекций] / Юрген Хабермас ; [Пер. с нем. М. М. Беляева и др.]. - М. : Весь мир, 2003. - 414 с.

134. Хаи-Магомедов, С. О. Конструктивизм - концепция формообразования / С. О. Хан-Магомедов. - М. : Стройиздат, 2003. - 700 с.

135. Харт, К. Постмодернизм / Кевин Харт. - Пер. с англ. К. Ткаченко. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 272 с.

136. Хейзинга, Й. Homo Ludens / Й. Хейзинга ; Пер. с нидерланд. В. Ошиса. - М. : ООО «Издательство ACT», 2004. - 539 с.

137. Холопова, В. Н. Зрительный ряд в музыке / В. Н. Холопова // Пространство и время в музыке : Сб. трудов. Вып. 121. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1992. - С. 13-19.

138. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений : учебное пособие / В. Н. Холопова. - СПб. : Лань, 2006. - 489 с.

139. Холопова, В. Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. - Челябинск : Аркаим, 2002.-253 с.

140. Цареградская, Т. В. Аспекты музыки XX века (обзор некоторых англоамериканских трудов 70-х годов) / Т. В. Цареградская // Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1985.

141. Цареградская, Т. В. Время и ритм в музыке второй половины XX века : О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис : дис....доктора иск. : 17.00.02 / Татьяна Владимировна Цареградская. - М., 2002. - 329 с.

142. Цареградская, Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана / Т. В. Царгерадская. - М. : Классика-ХХ1, 2002. - 374 с.

143. Цареградская, Т. В. О свойствах временного континуума в музыке Яниса Ксенакиса / Т. В. Цареградская // Искусство XX века : Уходящая эпоха? / Сб. статей. Том II. - Н. Новгород : Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997. - С. 119.

144. Ценова, В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной / В. С. Ценова. - М. : МГК им. Чайковского, 2000. - 197 с.

145. Чередниченко, Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи / Т. Н. Чередниченко. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.

146. Чистякова, М. Ю. Луиджи Ноно : Исследование композиционных принципов : дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Чистякова Марина Юрьевна. - Москва, 2000. - 256 с.

147. Шахназарова, Н. Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах И. Стравинского, П. Хиндемита, А. Шенберга / Н. Г. Шахназарова. -М., 1975.

148. Шёнберг: вчера, сегодня, завтра / [Ред. : Е. И. Чигарева, Е. А. Доленко]. - М., 2002.-238 с.

149. Шенье-Жардон, Ж. Сюрреализм / Жаклин Шенье-Жандрон; Пер. с фр. и коммент. Сергея Дубина. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 410 с.

150. Шульгин, Д. И. Современные черты композиции Виктора Екимовского : Моногр. исслед. / Д. И. Шульгин. - М. : Гос. музык.-пед. ин-т им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2003. - 569 с.

151. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Умберто Эко. -СПб. : «Симпозиум», 2004. - 544 с.

152. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Умберто Эко. - СПб. : Академический проект, 2004. - 384 с.

153. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / Умберто Эко ; Пер. с итал. Е. А. Костюкович. - СПб. : «Симпозиум», 2007. - 92 с.

154. Якобсон, Р. Работы по поэтике: Переводы / Роман Якобсон ; Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. - М. : Прогресс, 1987. - 462 с.

155. Bernard, J. Inaudible Structures, audible music. Ligeti's problem and his solution / J. Bernard // Music Analysis, 1989. - Vol. 6/3.

156. Bouliane, D. Immaginare Bewengung: György Ligetis "Etudes pour piano"/ D. Bouliane // Musik Texte, 1989. - 28/29.

157. Cobbers, A. Interview with György Ligeti / A. Cobbers // Crescendo, 2002. - № 4.

158. Davis, D. M. Artculture : Essays on the post-modern / Douglas Davis ; Introd. by Irving Sandler. - New York : Harper & Row, 1977. - 176 p.

159. Delaplace, J. György Ligeti un essai d'analyse d'esthetique musicales / Joseph Delaplace. - Press universitaires de Rennes, 2007. - 282 p.

160.Edwards, P. The Music of Gyorgy Ligeti and his Voilin Concerto: a Study in Analysis, Reception and the Listening Experience : A Thesis...for Cand. Philol.degree / Peter Edwards. - University of Oslo, 2005.

161. Gurewitsch, M. New York's Date With the End of Time [о постановке оперы Д. Лигети Le Grand Macabre] / Matthew Gurewitsch // The New York Times. May 21, 2010. - Режим доступа: http://www.nytimes.com/2010/05/23/arts/music/ 23macabre.html

162. Griffits, P. Modern music: the avant-garde since 1945 / Paul Griffits. - London : Dent, 1981.-331 p.

163. György Ligeti in Conversation with P. Várnai, J. Häusler, С. Samuel, and himself / Péter Várnai, Josef Häusler, György Ligeti, Claude Samuel. - London : Eulenburg, 1983,- 140 p.

164. Hassan, I. The postmodern turn: Essays in Postmodern theory and culture/ Ihab Habib Hassan. - Columbus : Ohio State University Press, 1987 - 267 p.

165. Kurtag, G. Struck by Apollo! Remembring György Ligeti / György Kurtag // The Hungarian Quaterly. Vol. XLVIII, No. 188. - Budapest, 2007. - P. 52-57.

166. Ligeti Project III. Teldec Classics, 2001 (8573-87631-2) / CD-ROM : Буклет-аннотация к компакт-диску.

167. Lobanova, M. N. György Ligeti: Style, Ideas, Poetics / Marina Lobanova. Transí, from the Russ. Ms. By Marc Shuttleworth. - Berlin : Verlag Ernst Kuhn, 2002. -449 c.

168. Liitoslawski, W. About the element of chance in music / Witold Lutoslawski // From the composition seminar in Stockholm. - Stockholm : Nord. Musikförl., 1968.

169. Malpas, S. Postmodern debates / Ed. by Simon Malpas. - New York : Palgrave, 2001.- 181 p.

170. Mandelbrot B. Benoit Fractals. Form, chance and dimension / Benoît В. Mandelbrot. - San Francisco : W. H. Freeman, 1977. - 365 p.

171. Nordwall, О. György Ligeti / Ove Nordwall // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London : Oxford University Press, 1980. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

172. Pasler, J. Postmodernism / J . Pasler // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London : Oxford University Press, 1980. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

173. Plaistow, S. Ligeti's recent music / Stephen Plaistow // The Musical Times, 1974. - №5. - P. 379-381.

174. Searby, M. Ligeti's Chamber Concerto - Summation or Turning Point / Michael Searby // Tempo : Cambridge University Press, 1989. - №168. - P. 30-34.

175. Searby, M. Ligeti is Postmodernist? / Michael Searby // Tempo : Cambridge University Press, 1997. - №199. - P. 9-15.

176. Shaffer, K. Ligeti's 'Stylistic Caesura'? Or Toward A History Of Harmony In Ligeti's Late Works / Kris Shaffer. - Режим доступа: http://kris.shaffermusic.com/media/SHAFFER-LigetiStylisticCaesura.pdf

177. Steinitz, R. György Ligeti. Music of the Imagination / Richard Steinitz. - London: Faber and Faber, 2003. - 429 p.

178. Taylor, V. Encyclopedia of postmodernism / Ed. by Victor E. Taylor a. Charles E. Winquist. - London; New York : Routledge, 2004. - 466 p.

179. Taylor, S. A. Ligeti, Africa and Polyrhythm / Stephen Andrew Taylor // The World of Music. - Berlin : Verlag für Wissenschaft und Bildung 2003. Vol. 45 (2). P. 8394. - Режим доступа: http://www.stephenandrewtaylor.net/taylor-ligeti,africa.pdf

180. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London : Oxford University Press, 1980. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

181. Tusa, J. Transcript of the John Tusa Interview with Gyorgy Ligeti / John Tusa // BBC Radio 3. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/programmes/pOOnbl

n3 ligeti_transcript. shtml

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.