Помощь как социальный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Васюков, Ростислав Викторович

  • Васюков, Ростислав Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 152
Васюков, Ростислав Викторович. Помощь как социальный феномен: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Васюков, Ростислав Викторович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПОМОЩИ

1.1. Социально-философский анализ методологических подходов к

исследованию помощи

1.2 Смыслообразующие основания помощи как социального феномена

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА

2.1 Социально-философский аспект деятельности субъекта помощи

2.2 Объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Помощь как социальный феномен»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Помощь - универсальный и многомерный социальный феномен, представляющий интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Закономерно, что мировые и отечественные научные исследования различных аспектов этого феномена за последнее десятилетие демонстрируют устойчивый рост.

В первую очередь, речь идет об исследованиях в рамках таких наук и научно-практических направлений, как медицина, социология, психология, социальная работа, этология, социобиология и других. Этот рост, помимо внутренних условий, стимулирован вызовами современной социальной ситуации в развитых государствах, в рамках которой происходит усложнение и дифференциация видов деятельности. Общество этих государств, модернизируя социальные контуры взаимодействия, заинтересовано в эффективной реализации субъектного потенциала общества и индивида, в том числе в форме помощи. Эта заинтересованность выражена в документах разного уровня: от уставов некоммерческих и религиозных организаций до программ суверенных правительств и межгосударственных структур.

Вместе с тем, следует отметить, что акцент на достижениях конкретных наук, раскрывающих феномен помощи с естественнонаучной и прикладной точек зрения, оставил на периферии внимания как зарубежных, так и отечественных ученых такой важный аспект помощи, как социально-философский. В результате, несмотря на отмеченное многообразие научных работ, до сих пор в научной литературе отсутствует специальное социально-философское исследование помощи как социального феномена, дающее целостное представление о его природе, сущностных чертах, смыслообразующих основаниях и тенденциях развития.

В современных работах также недостаточно проблематизировано экзистенциальное измерение этого феномена, отсутствует исследование социально-философскими средствами опыта вовлеченности одного человека

в трудную жизненную ситуацию другого - в такую ситуацию, которая актуализирует акт помощи, делает его оправданным, инспирируя духовное самоопределение помогающей и получающей помощь личностей.

Кроме того, существенной проблемой как с научной точки зрения, так и с точки зрения социальной практики, сегодня становится понятийная неразличимость помощи и услуги, помощи и альтруизма.

Таким образом, в данном диссертационном исследовании предпринята попытка разрешить сразу несколько актуальных на сегодняшний день задач. Во-первых, в нашей работе мы формируем теоретико-методологическую базу исследования помощи как социального феномена и тем самым создаем методологические условия и возможности как для дальнейших исследований различных аспектов данного феномена, так и для исследования других социальных феноменов. Во-вторых, выявленные нами смыслообразующие основания помощи позволят прояснить проблему формирования понятия помощи, наметить контуры разграничения понятий помощи и услуги, помощи и альтруизма, что представляется важным в научном и социально-практическом плане. В-третьих, социально-философский анализ деятельности субъекта помощи раскрывает мировоззренческие установки и ценностные ориентации человека, оказывающего помощь, а также основания помогающей деятельности общества как субъекта. И наконец, в-четвертых, исследование условий развития помощи как социального феномена предоставляет возможность оценить некоторые из текущих тенденций помощи, а также наметить пути и способы управления данными тенденциями.

Степень разработанности темы исследования. Проблема помощи имплицитно находила выражение уже в творчестве мыслителей глубокой древности.

Первые теоретические воззрения на феномен помощи можно обнаружить в творчестве китайских (Конфуция, Лао-Цзы), индийских (Будды), античных (в первую очередь, Платона, Аристотеля, Сенеки,

Цицерона и др.) философов. Если принимать во внимание христианских мыслителей, то большое влияние не только на раскрытие духовно-нравственных детерминант помощи, но и на состояние общественного сознания в его отношении к практике помощи, милосердия, поддержки и призрения оказали труды Августина Блаженного, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фомы Аквинского и многих других.

Среди мыслителей эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времен проблема помощи разрабатывается в трудах Н. Макиавелли, М. Монтеня, А. Смита, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, М. Штирнера, Ф. Ницше, К. Маркса и многих других.

Проблемы помощи касались и русские философы. Особенно здесь следует отметить творчество Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, П.А. Кропоткина и других.

Со стороны философии XX века особое влияние на современное понимание экзистенциального измерения помощи оказали идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж. Бодрийяра, М. Шелера, Э. Фромма, H.A. Бердяева, Л.И. Шестова и многих других.

Как особая форма социальных отношений помощь обретает теоретическое развитие в исследованиях большинства западных социально-философских и социологических теорий. Здесь можно выделить феноменологический подход к пониманию отношений социальных субъектов, нашедший свое развитие в работах Э. Гуссерля, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, А. Шюца, Г. Гарфинкеля и других. Среди социологических теорий особого внимания в контексте помощи заслуживают концепция социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон и др.). Также представляет интерес социально-антропологическая версия данной концепции (Б. Малиновский, М. Мосс, К. Леви-Стросс).

Значительный вклад в исследование альтруизма как составляющей помощи внесли работы ученых, интересовавшихся этологическими и социобиологическими проблемами (У. Гамильтон, Р. Фишер, Дж. Холдейн,

Э. Уилсон, Р. Аксельрод, А. Гоулднер, Р. Трайверс, М. Ридли, К. Лоренц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Мак-Фарленд, Р. Докинз, В.П. Самохвалов,

A.B. Марков, Г.В. Правоторов, X. Харбах, Н.Тинберген, В.П. Эфроимсон,

B.Р.Дольник и мн. др.). В работах данных авторов нашли свое развитие исследования социобиологических и генетических детерминант человеческого поведения, одной из разновидностей которого является и помощь.

Социально-психологические аспекты помощи как феномена отчасти раскрываются в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Д. Бьюдженталя, К. Хорни, В. Франкла, К. Левина, Ф. Перлза, Д. Сандлера, К. Дэра, А. Холдера, Д. Майерса, Р. Чалдини, Б. Хеллингера, И. Ялома, Р. Столороу, Б. Брандшафта, B.C. Дерябина, Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Л.Г. Почебут и других. Данные исследователи раскрывают особенности влияния социальных факторов на психологию индивида, в том числе и на формирование тех установок, которые инспирируют индивидуальные акты помощи.

Психолого-педагогические аспекты помощи представлены в трудах М. Монтессори, К. Роджерса, Б. Хеллингера, Г. Олпорта, Э. Эриксона, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, О.С. Газмана, Т.П. Шульги, Б.Ю. Шапиро, А.И. Мещерякова, С.А. Беличевой, М.А. Гулиной, Л.В. Мардахаева, В.В. Сизиковой, В.Г. Бочаровой, Н.Б. Шмелевой и других. В исследованиях этих ученых рассматриваются как сущность конкретной психолого-педагогической помощи, так и неискоренимые психолого-педагогические свойства помощи как явления в целом.

Исторические аспекты помощи рассматривают в своих работах М. Пейн, М. Штерн, М. Саппс, К. Уэлс, Д. Камплинг, Ж. Ле Гофф, М.В. Фирсов, К.В. Кузьмин, П.И. Нещеретний, Л.В. Бадя, Е.И. Холостова, O.A. Аникеева, М.Н. Коныгина, Е.Ю. Костина, А.Д. Григорьева, Т.А. Ромм и другие.

Перечисленные исследователи во многом посвятили себя изучению исторического развития различных институтов помощи.

Социологические аспекты помощи и социология помощи как явления рассматриваются Э. Гидденсом, Н. Смелзером, Р. Мертоном, Ф. Теннисом, П. А. Сорокиным, В. А. Ядовым, А.И. Кравченко, П. Д. Павленком, В.И. Жуковым, Г.И. Осадчей, С.И. Григорьевым, С.С. Новиковой, Е.Р. Ярской-Смирновой и другими.

Социально-философский подход к исследованию помощи имплицитно отражен в монографиях и учебных пособиях таких отечественных ученых, как Н.В. Мотрошилова, В.Г. Федотова, В.И. Митрохин, В.А. Никитин, O.A. Митрошенков, А.Я. Иванюшкин, Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова, В,П. Ляшенко, П.Д. Павленок, Г.П. Медведева, И.М. Меликов, Г.П. Отюцкий, Г.Н. Кузьменко, И.А. Гобозов и других. Эти исследователи раскрывают наиболее общие проблемы взаимоотношения человека и общества, проясняют философские основания помощи.

На сегодняшний день наиболее полно теоретические аспекты помощи раскрыты в исследованиях, посвященных теории и методологии социальной работы, М. Пейна, Ф. Холлис, X. Перлман, С. Шардлоу, Ю. Гриза, У. Рида, К. Джермена, А. Гиттермана, Л. Доминелли, П.Д. Павленка, В.А. Никитина, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева, В.И. Жукова, М.В. Ромма, Г.П. Медведевой, Т.А. Ромм, Л.И. Кононовой, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова, М.Н. Коныгиной, A.C. Сорвиной и многих других.

В последнее десятилетие проведено множество диссертационных исследований, посвященных различным видам помощи (в особенности медицинской, социальной, психологической, юридической, экономической). Однако не более двадцати работ касаются философского рассмотрения помощи как социального феномена, при этом большинство из них имеют своим непосредственным предметом не помощь, а такие близкие к ней феномены как благотворительность, альтруизм, социальную работу.

Подобный дефицит обусловливает необходимость специального социально-философского исследования помощи как социального феномена.

Объектом данного диссертационного исследования выступает феномен помощи.

Предмет диссертационного исследования - развитие феномена помощи

Цель исследования - раскрыть основные тенденции развития помощи как социального феномена.

Для реализации поставленной цели исследования предполагается решить несколько основных задач:

1. Определить основные методологические подходы к исследованию помощи как социального феномена.

2. Выявить смыслообразующие основания помощи как социального феномена.

3. Произвести социально-философский анализ помощи как социального феномена в контексте деятельности ее субъекта.

4. Прояснить объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена.

Гипотеза исследования. Помощь - многосущностный социальный феномен духовной и материальной природы.

Методологические основания исследования:

1. Феноменология Э. Гуссерля. Сосредоточение на субъекте как основном гносеологическом источнике. Феноменологическая социология А. Шюца как использование феноменологического метода в исследовании социальной реальности. «Жизненный мир» и «Системный мир» Ю. Хабермаса как выражение двойственного отношения субъекта к социальной реальности. Помощь как продукт сознательной деятельности субъекта, как феномен сознания субъекта.

2. Учение К. Маркса о классовой борьбе и теория взаимопомощи П.А. Кропоткина. Критика государства как макросубъекта помощи.

3. Рассмотрение духовных и мировоззренческих источников помощи в философском творчестве Б. Спинозы, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля,

A. Шопенгауэра, а также идеи борьбы и индивидуализма как противопоставление идеям помощи и взаимопомощи в трудах Ч. Дарвина, Т. Гоббса, М. Штирнера, Ф. Ницше. Социальная реальность и ирреальность помощи в конфликте представлений о ценностях борьбы и взаимопомощи.

4. Философия экзистенциализма, в частности, экзистенциальные идеи Э. Фромма («Иметь или быть?» как констатация фундаментальной онтологической дилеммы, «Бегство от свободы» как принцип «заблуждающегося» эгоизма), философия Другого и проблема отчужденности в творчестве Ж.-П. Сартра, забота как модус экзистенции в философии М. Хайдеггера. Экзистенциальное измерение помощи.

5. Русская экзистенциальная философия и ее идеи, связанные с духовными детерминантами общественной и индивидуальной жизни, обоснованные в творчестве H.A. Бердяева, C.J1. Франка, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Духовно-нравственная детерминация помощи.

6. Отечественные теории социальной работы (П.Д. Павленок,

B.А. Никитин, Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, М.В. Фирсов и др.). Помощь в контексте конкретной социальной практики и ее основных проблем и противоречий.

7. Этологические теории альтруизма (У. Гамильтон, Э. Уилсон, Р. Трайверс, В.П. Эфроимсон). Социально-психологические подходы к объяснению поведения, целью которого является оказание помощи (Д. Майерс, Р. Чалдини). Анализ предмировоззренческих детерминант помощи.

В основе проделанного нами исследования лежат принципы плюрализма, историзма, диалектики, самоорганизации. К основным методам исследования относятся следующие виды анализа: феноменологический, экзистенциальный, деятельностный, поведенческий, системный, структурно-

функциональный, семантический, аксиологический, историко-материалистический. Кроме того в работе используется ряд общенаучных методов, таких как классификация, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, концептуализация, аналогия, анализ и синтез.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены основные методологические подходы к исследованию помощи, среди них: историко-материалистический, феноменологический, аксиологический, экзистенциальный, деятельностный, системный и поведенческий.

2. Выявлены смыслообразующие основания помощи как социального феномена, к которым отнесены: нуждаемость, духовная свобода и творчество.

3. Произведен социально-философский анализ помощи как социального феномена в контексте деятельности ее субъекта. Раскрыты социально-философский аспект помощи как определенной системы социальных отношений и перспективы данной деятельности.

4. Прояснены объективные и субъективные условия развития помощи как социального феномена.

Положения, выносимые на защиту:

1. Помощь - многомерный социальный феномен, требующий многостороннего исследования, обеспеченного привлечением разнообразных методологических подходов. Помощь раскрывается как историческое явление, претерпевающее постоянные изменения, связанные с изменениями социальной реальности, в которой оно существует; как феномен, существующий исключительно для субъекта и ограниченный рамками субъекта; как непреходящая и важнейшая ценность в аксиологических иерархиях общества и индивида; как вид деятельности общества и индивида; как определенная система социальных отношений; как тип социального поведения.

2. К смыслообразующим основаниям помощи отнесены: нуждаемость как определенное состояние потребности, обусловливающее необходимость привлечения Другого в собственную экзистенциальную ситуацию; духовная свобода, исключающая из помощи элемент социально-экономической принужденности; творчество как процесс поиска решения проблемной ситуации и фактор созидания в деятельности субъекта помощи.

3. Деятельность субъекта помощи обусловлена социальными, социобиологическими, этическими, эстетическими, психологическими, педагогическими и экономическими детерминантами. Особое место в рамках деятельности субъекта занимает проблема установления границ помощи, связанная в свою очередь с проблемой благосостояния как самого субъекта, так и других реальных и гипотетических участников данных отношений.

4. Среди основных факторов, определяющих тенденции развития помощи как социального феномена, предложено рассматривать социальное отчуждение и сострадание. Социальное отчуждение препятствует помощи в двух основных формах: безразличии и враждебности. Сострадание способствует развитию потенциала помощи при условии определенной рефлексии субъекта.

Теоретическая значимость работы.

Данная работа во многом проясняет теоретические основания многочисленных практических видов помощи, в том числе и профессиональной.

Результаты данного диссертационного исследования могут найти применение в исследованиях различных видов и аспектов помощи как социального феномена. Положения и выводы, сделанные в ходе исследования, систематизируют и углубляют знания о сущности, основаниях и структуре помощи как социального феномена в целом, и ее тенденций развития, в частности. Данное диссертационное исследование раскрывает принципиально новые аспекты помощи как социального феномена.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость работы состоит в возможности и целесообразности применения ее результатов в научных, учебных и практических целях. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы при разработке и чтении вузовских курсов по философии, социологии, теории социальной работы, а также спецкурсов соответствующей тематики.

Апробация диссертационного исследования.

Диссертация была обсуждена на кафедре социальной философии, религиоведения и теологии Российского государственного социального университета. Основные положения данного диссертационного исследования были апробированы на: III Московском открытом конгрессе общественных просветительских организаций, X Годичных научных чтений социально-гуманитарного факультета Российского государственного социального университета, Третьей Всероссийской научно-практической конференции ученых-историков и преподавателей «Отечественная история второй половины XX века: проблемы и противоречия», Круглом столе для аспирантов и преподавателей Российского государственного социального университета «Проблемы философии и методологии современной науки», посвященном памяти Г.И. Рузавина.

Материалы данного диссертационного исследования использовались для проведения лекционных и практических занятий со студентами Российского государственного социального университета по дисциплинам: «Этика», «Философская антропология», «Этика и психология семейных отношений».

Итоги исследования представлены в семи публикациях, включая пять статей в изданиях, рекомендованных ВАКом. Общий объем научных работ по теме диссертации составил более 2,5 п.л.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа,

заключения и списка литературы, состоящего из 248 источников, в т.ч. 14 на иностранных языках.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПОМОЩИ

1.1. Социально-философский анализ методологических подходов к

исследованию помощи

Помощь является значимым, во многом определяющим как общественное, так и индивидуальное бытие феноменом. Исследование такого масштабного явления как помощь неизбежно связано с претензией на постижение глубокого смысла как общественной, так и индивидуальной жизни.

В подобном исследовании невозможно полностью ограничиться идиографическим рассмотрением предмета, репрезентацией помощи как, пусть и уникального, но «одного из многих» социального феномена. В рамках заданной темы, очевидно, будет непродуктивным находиться в фарватере такого типа познавательной практики, который связан с искусственной изоляцией исследуемого явления от существующих в индивидуальном и общественном бытии наиболее общих ценностных и смысловых ориентиров. Подобный подход чреват целым рядом сущностных упущений [178, С. 219].

Тем не менее, значительная часть теоретических усилий сегодня направлена именно на обособленное изучение тех или иных аспектов или форм помощи. В какой-то степени это оправдано тенденциями развития современной социальной жизни, непрерывным появлением все новых форм и аспектов общественных отношений, в то же время без попытки глубинного, философского исследования помощи, такая познавательная активность обречена на вечную, малоосмысленную гонку.

Исторически понимание помощи и ее сущности органически было связано с пониманием или интерпретацией таких категорий как «благо», «справедливость», «любовь», «дружба». В зависимости от трактовки

вышеуказанных категорий формировалось и теоретическое видение помощи. Поэтому, с одной стороны, можно заключить, что практически любой философ, в своем творчестве затрагивавший проблемы этики и социальной философии, имплицитно или косвенно предоставлял основания для той или иной точки зрения на феномен помощи. С другой же стороны, по сути, вплоть до XX века целенаправленных исследований феномена помощи произведено так и не было.

Необходимо отметить, что интерес к проблеме помощи со стороны различных мыслителей существовал с древнейших времен. Широкий контекст идей, связанных с попыткой описания и объяснения материального мира некоторыми досократиками [10, С. 13-15], позволяет предположить и наличие в этом контексте социального и этического аспектов помощи. Некоторые исследователи усматривают соответствующий этический смысл уже в единственном доподлинно известном истории философии высказывании Анаксимандра [151]. Принцип отпадения от «единого», гипертрофированная индивидуализация нарушают закон справедливости, что, безусловно, может иметь социальный и этический контексты, связанные с проблемой помощи [61, С. 327-328].

Уже в античной философии возникает представление о социальной консолидации, одним из важнейших источников которой, является помощь, В данном контексте особого внимания заслуживает идея Эмпедокла о двух важнейших движущих силах материальных элементов: Любви - силы, которая производит соединение и Вражды - силы разъединяющей [12, С. 5873].

Нельзя не отметить и соответствующий теоретический потенциал философских идей Гераклита и атомистической концепции Демокрита [152, С. 57-67, 85-96].

На теоретические идеалы помощи, вне всякого сомнения, повлияла философия Сократа, одной из важнейших черт которой была калокагатия -своеобразный синтез понятий «прекрасного», «хорошего» и «полезного»

[180, С. 24]. Помощь в подобном ракурсе приобретает и эстетическое обоснование.

Наиболее близко связанным с феноменом помощи явлением, ставшим предметом многочисленных рассуждений древнегреческих философов, было явление дружбы или дружественности.

Дружба как отношение между людьми, так или иначе, рассматривается в качестве основания социальной солидарности, помогающей активности, совместного общежития в целом у Пифагора, Платона и Аристотеля [11, кн. 8; 148, С. 116-143].

Большой вклад в развитие философии помощи внес знаменитый древнегреческий врач, «отец медицины» Гиппократ. Этические идеи, выраженные в знаменитой «Клятве» и по сей день являются руководящими для специалистов, оказывающих помощь в сфере медицины [41].

Необходимо отметить и таких римских мыслителей как Цицерон, Сенека и Гален. Цицерон уделял в своих работах значительное место вопросу защиты людей от несправедливости, также он отмечал пагубную социальную роль излишней щедрости и благотворительности [214, С. 69-70]. Сенека рассматривал помощь как безусловное проявление человеческой добродетели [163, С. 307-313]. Гален в особенности своими открытиями в медицине, безусловно, развил понимание теоретического и практического аспектов медицинской помощи.

Древняя Восточная философия также предоставляет неоценимый материал для исследования феномена помощи [183]. Особое место здесь занимают философские знания Древней Индии и Древнего Китая.

Практически вся древнеиндийская философия связана с феноменом помощи, прежде всего, в том смысле, что, по сути, важнейшей ее практической целью выступает избавление от страдания. Наиболее конкретно дилемма между помощью самому себе и помощью другим разворачивается в двух направлениях буддизма - Хинаяне и Махаяне.

Древнекитайская философия, в лице двух основных своих направлений — конфуцианства и даосизма - затрагивает другие важнейшие аспекты помощи [27, С. 345-360, 413-432].

Конфуцианство ставит вопрос о соотношении индивидуальных и общественных (государственных) интересов. В рамках этого учения происходит поиск гармонии и консенсуса во взаимоотношениях индивида и общества.

Даосизм нацелен, прежде всего, на духовное состояние человека. С особой отчетливостью в даосизме раскрывается взаимосвязь духовного состояния человека и характера его поступков. Также в данном учении утверждается принцип «недеяния», что, безусловно, отражает важнейший аспект помощи как деятельности и перекликается с принципом Гиппократа «не навреди».

Дальнейшее существенное теоретическое развитие вопрос о помощи приобретает у мыслителей эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времен.

Помощь как взаимный обмен индивидов, неизменно ориентированных личным интересом представлена А. Смитом в «Теории нравственных чувств» [169].

Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо в своих философских изысканиях затрагивают социально-педагогический аспект помощи [93; 156]. Каждый из этих мыслителей отмечает важность помощи индивиду, прежде всего, во внедрении в систему общественных отношений, то есть, по сути, в социализации.

И. Кант и Г. Гегель рассматривают помощь индивиду с позиции общественных и государственных задач [39, С. 382-385; 66, С. 186-187]. В определенной степени, именно эти философы подходят наиболее близко к постановке вопроса о построении государственной системы помощи.

Большую роль в исследовании сострадания как ведущего основания нравственности в целом и сострадания как источника помощи как деятельности играют работы А. Шопенгауэра [222-224].

Нельзя не отметить и определенное противопоставление идеям помощи и взаимопомощи в философском творчестве Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ф. Ларошфуко, М. Штирнера, Ф. Ницше. Эти мыслители заставляют усомниться в «естественности» помогающей интенциональности человеческого сознания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васюков, Ростислав Викторович, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). [электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 7 октября 2011).

2. Конвенция о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 7 октября 2011).

3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS № 163) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996 г.). [электронный ресурс] URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/163.htm (дата обращения 7 октября 2011).

4. Августин. О Граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 1296 с.

5. Агапов, Евгений Петрович Социальная помощь в контексте культуры: диссертация ... д-ра филос. наук: 24.00.01 Ростов-на-Дону, 2001. 303 с.

6. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: МФФ, 1998. 344 с.

7. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.

8. Аквинский Ф. Сумма теологий. М.: Алетейя, Ника-Центр, 2007. 560 с.

9. Ананьев Б. Г.Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

10. Аристотель. Метафизика. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 608 с.

11. Аристотель. Никомахова этика. [Электронный ресурс] URL: http://philosophv.ru/library/aristotle/nic_ethic.html (дата обращения 15 сентября 2011)

12. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. 544 с.

13. Аутвейт У. Реализм и социальная наука // Социо-логос. В.1. 1991. 7279.

14. Бадя JI.B., Елфимова Н.В. История и организация социальной работы в России. М.: Институт социальной работы, 1996. 144 с.

15. Балашов С.К. Логико-правовой анализ понятий форм и видов вины // Философия права. №1. 2007. С. 99-102.

16. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Изд-во «Логос», 2002. 390 с.

17. Беломоева О.Г. Мировоззренческая установка и современный социокультурный процесс // Гуманитарные науки и образование. №4. 2010. С. 122-125.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

19. Бердяев Н. О назначении человека. М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 478 с.

20. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: Изд-во Сварог и К, 1997. 414 с.

21. Бердяев H.A. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/path/38/l (дата обращения 11 апреля 2012).

22. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.

23. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: "Добросвет", 2000. 387 с.

24. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с.

25. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

26. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.

27. Бэттани и Дуглас. Великие религии Востока. В двух частях. М.: Типограф1я И.Д. Сытина, 1899. 506 с.

28. Вальверде К. Философская антропология, [электронный ресурс] URL: http://society.polbu.ru/valverde antropology/chQ6 i.html (дата обращения 24 июня 2012).

29. Васильев A.M., Газарян Е.И. Проблема выхода из духовного кризиса цивилизации в культурном и антропологическом аспектах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №10. 2011. С. 38-40.

30. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

31. Винер Н. Творец и робот. М.: Тайдекс-Ко, 2003. 248 с.

32. Вирченко Ю.А. Философско-правовые аспекты категории «моральный вред» // Вестник московского государственного гуманитарно-экономического института. №1. 2012. С. 61-65.

33. Витгенштейн JI. Философские работы. Часть I. М.: «Гнозис», 1994. 612 с.

34. Внутских А. Ю. Отбор как всеобщая закономерность развития и его проявление в социуме // Философия и общество. №4. 2005. С. 73-92.

35. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. И сост. A.A. Грицанов. М.: ACT Мн.: Харвест. Современный литератор, 2002. 976 с.

36. Волков Т.П. Культура и общество в XXI веке: сценарии развития // Теория и практика общественного развития. №3-4. 2009. С. 88-97.

37. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

38. Гаранина О.Д. Человек — личность - общество. Философское учение о человеке и обществе. М.: МГТУГА, 2003. 83 с.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мир книги, Литература, 2009. 464 с.

40. Гельвеций. Сочинения в двух томах (комплект). М.: Мысль, Философское наследие. 1973. 1354 с.

41. Гиппократ. Этика и общая медицина; Письма. М.: Мир книги, Литература, 2010. 336 с.

42. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1991. 731 с.

43. Гобозов И. А. Общество и государство: их взаимодействие // Философия и общество. №2. 2011. С. 5-22.

44. Гобозов И.А. Социальная философия М.: Академический Проект. 2007. 352 с.

45. Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб.: Питер, 2002. 352 с.

46. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Эксмо, 2008. 736 с.

47. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. 1987. 589 с.

48. Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 464 с.

49. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991.539 с.

50. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: Изд-во УРАО, 2003. 208 с.

51. Джейранов Ф.Е. Философия Ницше сквозь призму отчуждения и свободы человека // Вестник челябинского государственного университета. №18. 2011. С. 139-145

52. Дильтей В. Введение в науки о духе. М.: Директ-Медиа, 2007. 1016 с.

53. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: ACT: Астрель, 2011. 570 с.

54. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. М.: Изд-во Эксмо. 2003. 800 с.

55. Дудкин A.C. Социальная помощь как форма общественных отношений (Социально-философский аспект): диссертация... канд-та филос. наук: 09.00.11 Пенза, 2006. 144 с.

56. Дуреев С.П. Человек и общество: управление и самоуправление // Вестник омского университета. №1. 2009. С. 149-159.

57. Зелинская Е.Ю. Духовные потребности с точки зрения русской философии // Вестник костромского государственного университета им. н.а. Некрасова. Т. 13, №1. С. 236-239.

58. Иванюшкин А .Я. Феномен биоэтики в современной культуре // Вестник московского городского педагогического университета, серия: философские науки. №1. 2010. С. 53-65

59. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Цивилизационный сдвиг -действительность или возможность? / М.: Издательство «ФОРУМ» - 2009. 320 с.

60. Ильин А.Е., Савин Д.А., Ильина Г.В. Оценка существенности социальных гарантий // Вестник курской государственной сельскохозяйственной академии. Т.6, №6. 2011. С. 29-31.

61. История этических учений / Под ред. A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.911 с.

62. Ишмухаметова Б. Р. Духовная свобода и проблема выбора // Научные проблемы гуманитарных исследований. №1. 2010. С. 269-272.

63. Калинина М. В. Социальные и личностные ресурсы преодоления трудных жизненных ситуаций // Симбирский научный вестник. №1. 2011. С. 96-101.

64. Каменская М.В. Рыночное бытие России как пространство социальной несправедливости // Среднерусский вестник общественных наук. №2. 2009. С. 19-24.

65. Камю А. Миф о Сизифе. [Электронный ресурс] URL: http://philosophy.rU/library/camus/01/0.html (дата обращения 4 августа 2012)

66. Кант И. Метафизика нравов: В 2 частях. М.: Мир книги, Литература, 2008. 400 с.

67. Карпинская Р. С., Никольский С. А. Социобиология: Критический анализ. М.: Мысль, 1988. 205 с.

68. Карпицкий H.H. Тупик антропоцентризма и новые способы философской проблематизации // Эпистемология и философия науки. Т.7, №1. 2006. С. 242-247.

69. Карсавин Л.П. Философия истории. М.: ACT: ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 510 с.

70. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.

71. Киселева В.А., Кружилин A.B. Взаимосвязь фактора справедливости и несправедливости мотивации и производительности труда // Вестник южноуральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. №28(245). 2011. С. 81-88.

72. Клевцова Е.В. Эволюция теории человеческих потребностей // Омский научный вестник. Т.59, №5. 2007. С. 94-97.

73. Ковалев A.M. Изменяющийся и самоорганизующийся мир: идеи, размышления, гипотезы. Т.2. (Философия природы и общества). М.: Изд-во МГУ, 1999. 435 с.

74. Коваленко Л.Г. Справедливость как социальный механизм жизнеосуществления человека и общества // Известия алтайского государственного университета. №4-5. 2008. С. 245-251.

75. Кононова Л.И. Пути и условия реализации ресурсов клиентов в процессе социальной работы // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №3. 2010. С. 8-14.

76. Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: Академический проект Культура, 2009. 187 с.

77. Коныгина М.Н, Полтавская A.A. Функции социально-помогающей деятельности в архаический период ее развития // Известия ТРТУ. Т.56, №1. 2006. С. 194-197.

78. Коныгина М.Н., Шевердяева М.В. Технологизация социально-помогающей деятельности: от истории к современности // Известия ТРТУ. Т.69, №14. 2006. С. 232-237.

79. Коростелев С.А. Иванов А.И., Исмаилова П.М. Медицинская помощь в ракурсе системного и процессного подходов // Ремедиум. №10. 2009. С. 4046.

80. Коряковцева М.А. Влияние конкуренции на мировоззренческие ориентации личности // Вестник чувашского университета. №4. 2009. С. 149156.

81. Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. 464 с.

82. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. 240 с.

83. Кропоткин П. А. Этика [электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/elib/Kropotkin_Eth.html (дата обращения 22 сентября 2011)

84. Кузьменко Г.Н. Глобализация культуры: утраты и приобретения // Социальная политика и социология. №4. 2006. С. 24-25

85. Кузьмин М.А. К вопросу о сущности понятия мотивация творчества // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. №9. 2008. С. 288-290

86. Кулибанова В. В. Маркетинг сервисных услуг. СПб.: Вектор, 2006. 192 с.

87. Лаверычева Ирина Германовна Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма: диссертация... канд-та филос. наук: 09.00.13 Санкт-Петербург, 2009. 222 с.

88. Лаверычева И.Г. Философский взгляд на историческую динамику социальных проявлений эгоизма и альтруизма // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №123. 2010. С. 74-81.

89. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

90. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 536 с.

91. Лекторский В.А. Наследие деятельностного подхода и современность, [электронный ресурс] URL: http: www.situation.ru/app/i_art_l 126.htm (дата обращения 22 ноября 2011).

92. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999. 416 с.

93. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 2 / Под ред. И. С. Нарского. М.: Мысль, 1985. 560 с.

94. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Прогресс, Универс, 1994. 272 с.

95. Лосев А. Ф. История античной эстетики, [электронный ресурс]. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/lose002/index.htm (дата обращения 3 марта 2012).

96. Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2000. 704 с.

97. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 256 с.

98. Льюис К. О любви к себе, [электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Fiction/lyuis/olubvi.php (дата обращения 6 августа 2012).

99. Мазуренко Е.А. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни: диссертация... канд-та филос. наук: 09.00.11 Архангельск, 2006.186 с.

100. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2012. 800 с.

101. Макайвер Р. Реальность социальной эволюции, [электронный ресурс] URL: http://www.sbiblio.com/biblio/archive/mak_real/ (дата обращения 2 декабря 2012).

102. Макарова М.Н. Новый профессионализм: универсальность контекста // Вестник Удмуртского университета. №1. 2009, с. 47-62.

103. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. 520 с.

104. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: «ОГИ», 2005. 184 с.

105. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: «Рефл-бук», 1998. 304 с.

106. Мамардашвили М. Опыт физической метафизики. М.: Прогресс-Традиция. 2009. 304 с.

107. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 288 с.

108. Мамонько O.A. Категория «социальной реальности»: объективный и субъективный аспекты // Ученые записки орловского государственного университета, серия: гуманитарные и социальные науки. №4. 2012. С. 122125.

109. Мардахаев JI.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

110. Марков А. В. Эволюционные корни этики: от бактерий до человека // Историческая психология и социология истории. Т.З, №2. 2010. С. 152-184.

111. Маркс К. К критике гегелевской философии права; Нищета философии. М.: Мир книги, Литература, 2009. 416 с.

112. Марксизм и современность: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения К. Маркса (МГПУ, 15 мая 008 г.) / Под ред. Б.Н. Бессонова, O.A. Сергеевой. Вып. 2. М.: МГПУ, 2009. 208 с.

113. Марсель Г. Быть и иметь / Перевод И. Н. Полонской. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 159 с.

114. Медведева Г.П. Социальная работа как вид деятельности общества: диссертация... д-ра филос. наук: 09.00.11 Москва, 2011. 321 с.

115. Медведева Г.П. Сущность социальной работы: проблемы социально-философского анализа. М.: Изд-во РГСУ, 2005. 204 с.

116. Медведева Г.П. Человек в системе социальной работы // Вестник тамбовского университета, серия: гуманитарные науки. №10. 2008. С. 174180.

117. Медведева Г. П. Этика социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 208 с.

118. Меликов И.М. Духовная деятельность человека. М.: МГУП «Мир книги», 1998. 159 с.

119. Меликов И.М. Личность и свобода: религиозно-философский аспект // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 136-148.

120. Меликов И.М. Свобода в духовной жизни. М.: «Елочкин», 2002. 186 с.

121. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Дашков и К, 2004. 344 с.

122. Минюрова С.А. Личностно-профессиональное саморазвитие как порождающая субъекта деятельность // Образование и наука. №2. 2006. С. 95-104.

123. Митрохин В.И. Философия социальной работы. / Отв. ред. В.И. Митрохин. М.: Союз, 1998. 208 с.

124. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: «Восточная литература» РАН, 1996. 360 с.

125. Мотрошилова Н.В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: «Феноменология - Герменевтика», 2003. 678 с.

126. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.

127. Никитин В.А. Теоретические основы социальной работы // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: философские науки. №1.2011.С. 59-73.

128. Ницше Ф. Веселая наука / Пер. с нем. М. Кореневой, С. Степанова, В. Топорова. СПб.: Издательство Дом «Азбука-классика», 2007. 352 с.

129. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. 448 с.

130. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2008. 848 с.

131. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом/ Перевод с нем. Вступ. Ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мир книги, Литература, 2009. 464 с.

132. Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 328 с.

133. Ортега-и-Гассет X. Восстание Масс, [электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_voss/01 .php (дата обращения 4 апреля 2012)

134. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М.: Академический проект, 2003. 158 с.

135. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. 400 с.

136. Павленок П.Д. Ещё раз о сервисе, его сущности, видах, сервисологии как науке // Сервис plus. №1. 2010. С. 102-109.

137. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2008. 267 с.

138. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 476 с.

139. Пакулина С.А., Кетько С.М. Механизм детерминации деятельности личности в становлении-развитии ее самостоятельности // Мир Психологии. №3. 2011. С. 234-247.

140. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

141. Пейн М. Социальная работа: современная теория. М.: Академия, 2ÖÖ7. 400 с.

142. Першин Ю.Ю. Археология религии: жертва и жертвенность. Философское эссе, отклик на книгу: В.В. Савчук. Кровь и культура // Мысль: журнал петербургского философского общества. Т.9, №1. 2010. С. 169-176.

143. Пестриков A.B. Социальные маргиналы в системе современного общества: генетический и типологический анализ // Вестник костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Т. 14, №3. 2008. С. 255258.

144. Петров Л.И. Потребность как предмет социокультурной рефлексии // Омский научный вестник. №3. 2012. С. 238-242.

145. Петряев В.В. Феномен творчества как атрибут общества // Философия и общество. №3. 2008. С. 123-126.

146. Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения. М.: «Логос», 2000. 448 с.

147. Пискорская С.Ю., Летунова О.В. Стандарты социальности индивидуалистического типа общества // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. №3. 2006. С. 131-135.

148. Платон Диалоги. M.: Эксмо. 2009. 640 с.

149. Поли. собр. творений св. Иоанна Златоуста. В 12 т. т.5. Кн. 2. Репр. изд. М.: Св. Иоанн Златоуст, 2001. С. 417-1005.

150. Прилукова Е. Г. Генезис власти: человек самовластный // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. №9 (226). 2011. С. 119-122.

151. Райхерт К. Проблема перевода изречения Анаксимандра как проблема реконструкции архаичной картины мира. [Электронный ресурс] URL: http://www.philosophY.ua/lib/22raihert-doxa-8-2005.pdf (дата обращения: 1 ноября 2012).

152. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 992 с.

153. Родионова В.И. Изменение целеполагания в контексте технологизации социальных практик // Научные проблемы гуманитарных исследований. №6. 2011. С. 291-297.

154. Романец Ю.В. Принцип справедливого равенства субъектов правоотношения между собой // Журнал российского права. №7. 2010. С. 4654.

155. Рудзит И.А. Эгоизм как внутренний нравственно-этический фактор развития самосознания человека // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. №1. 2006. С. 56-65.

156. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. 416 с.

157. Савкина Н. Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи // Вестн. Тюм. гос. ун-та, Тюмень: ТюмГУ. №5. 2010. С. 64-69.

158. Салихов Г.Г. Современное общественное развитие: проблемы и пути решения // Вестник башкирского университета. Т. 15, №1. 2010. С. 173-176.

159. Салоуэй Ф.Дж. Теория эволюции и альтруизма, [электронный ресурс] URL: http://if.mss.ru/issue/12/20030326_sal.html (дата обращения 2 октября 2011).

160. Самигуллина В.Г. Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию // Казанский педагогический журнал. №9-10. С. 116123.

161. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 638 с.

162. Сартр Ж.П. Стена. [электронный ресурс] URL: http://lib.ru/SARTR/wall.txt (дата обращения 14 февраля 2011).

163. Сенека Jl.А. Нравственные письма к Луцилию. Кемеровское кн. изд-во, 1986. 464 с.

164. Сергеева Л.А. Актуальность системного подхода в современном информационном обществе // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. №2. 2011. С. 248-254.

165. Симонова Т. М. Социология социальных проблем: субъективистская парадигма // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. Т.9, №1. 2008. С. 144-152.

166. Скородумова О.Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постиндустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы [Электронный ресурс] URL: http://zpu-iournal.ru/e-zpu/2009/4/Skorodumova/ (дата обращения 29 июня 2012).

167. Сливицкая О.В. Л. Толстой и А. Герцен в противостоянии ресентименту // Труды объединенного научного центра проблем космического мышления. Т.1. 2007. С. 570-623.

168. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.

169. Смит А. Теория нравственных чувств. [Электронный ресурс] URL: http://gallery.economicus.ru (дата обращения 12 октября 2012).

170. Современный психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, ACT, 2007. 496 с.

171. Соловьев В. Оправдание добра. [Электронный ресурс] URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/index.html (дата обращения 20 февраля 2012).

172. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. 250 с.

173. Сорокин П. А.Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992. 543 с.

174. Социология: Энциклопедия. / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

175. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. М.: Современный литератор, 1999. 1408 с.

176. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. М.: Мир книги, Литература, 2010. 480 с.

177. Старостин В. П. Сострадание как социально-нравственный феномен // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т. 19, №45. 2007. С. 260-264.

178. Степанищев А.Ф. Номотетизм и идиографизм как парадигмальные установки в контексте методологических особенностей гуманитарных знаний // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 6 (39). С. 218-222.

179. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/09.php (дата обращения 16 октября 2012).

180. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.

181. Суркова Е.Г. Творческая парадигма совладания с трудными жизненными ситуациями // Знание. Понимание. Умение. №2. 2011. С. 222228

182. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М.: Индрик, 2002. 416 с.

183. Тихонравов Ю.В. Религии мира. М: Universa М, 1996. 336 с.

184. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. М.: Айрис-Пресс, 2008. 640 с.

185. Токарева С. Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 256 с.

186. Токарева С.Б. Проблема антропологизации духовной реальности // Вестник волгоградского государственного университета. Серия 7: философия, социология и социальные технологии. №3. 2003. С. 199-203.

187. Токвиль А. Старый порядок и революция. СПб.: Алетейя, 2008. 248 с.

188. Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм. Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П.Я Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 47-54.

189. Толпыкин В.Е. Системность как методологический принцип современной постнеклассической науки // Теория и практика общественного развития. №7. 2011. С. 27-29.

190. Томильцева Д.А. Опыт прощения: социально-философский анализ // Известия уральского федерального университета. Серия 3: общественные науки. Т.73, №1. 2010. С. 7-17.

191. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издатетьство ACT», 1999. 261 с.

192. Тюленева Т.В. Подходы к пониманию сущности творчества // Гуманитарные исследования. №1. 2009. С. 195-201.

193. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс - Традиция, 2005. 544 с.

194. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999. 256 с.

195. Фирсов M.B. История социальной работы. М.: Академический Проект: Трикста, 2004. 608 с.

196. Флоренский П.А. Автореферат; Троице-Сергиева Лавра и Россия; Иконостас; Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность; Предполагаемое государственное устройство в будущем. М.: Мир книги, Литература, 2010. 464 с.

197. Фодоря А.Ю. Социальный институт взаимопомощи и его эволюция: диссертация... канд-та социол. наук: 22.00.04 Москва, 2004. 227 с.

198. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М.: ACT, 2007. 512 с.

199. Франк С. Л. Религиозные основы общественности, [электронный ресурс] .URL:

http://www.gumer.info/bogoslov Buks/bogoslov/FrankS/Relosn.php (дата

обращения 12 февраля 2012).

200. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Эксмо-Пресс, 1999.384 с.

201. Фрейд 3. Малое собрание сочинений /Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 992 с.

202. Фромм Э. Иметь или быть? М.: ACT: Астрель, 2010. 314 с.

203. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990. 159 с.

204. Фромм Эрих Ситуация человека /Мир человека. Хрестоматия. Состав. Малышевский А.Ф. М.: Интерпракс, 1995. С. 27-28.

205. Фромм Э. Человек для самого себя. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. 349 с.

206. Фуко М. Рождение клиники. М.: Академический Проект, 2010. 252 с.

207. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 380 с.

208. Хайдеггер М. Вопрос о технике, [электронный ресурс] URL: http://philosophv.mitht.ru/heidegger.htm (дата обращения 11 апреля 2012).

209. Хайдеггер М. Что такое метафизика?. М.: Академический Проект, 2007. 303 с.

210. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. 317 с.

211. Хлякин О.С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты: диссертация... канд-та филос. наук: 09.00.11 Красноярск, 2004. 129 с.

212. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.

213. Холостова Е.И. О некоторых новых подходах к теории социальной работы // Вестник мордовского университета. №2. 2010. С. 45-49.

214. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: «Наука», 1974.247 с.

215. Чаадаев П.Я. Философические письма: Статьи. Афоризмы. Письма. М.: Эксмо, 2006. 544 с.

216. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. СПб.: Питер, 2013. 336 с.

217. Чернышевский Н.Г. Что делать? Библиотека всемирной литературы (БВЛ), том 122. М. Художественная литература, 1969. 448 с.

218. Чешев В.В. Понимающая социология М. Вебера в свете категорий «поведение» и «деятельность» // Вестник томского государственного архитектурно-строительного университета. №2. 2006. С. 31-49.

219. Чудинов С.И. Роль ресентимента в искажении нравственного альтруистического чувства народнических террористов в России // Научные ведомости белгородского государственного университета, серия: философия, социология. Право. Т.8, №8. 2009. С. 217-228.

220. Шевяков А.Ю. Неравенство и социально-экономическая безопасность //Экономика региона. №3. 2008. С. 162-172.

221. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей, [электронный ресурс] URL: http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/86/37/ (дата обращения 14 октября 2012).

222. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 256 с.

223. Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 220-237

224. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Мн.: Харвест, 2005. 848 с.

225. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков.: Основа, 1994. 560 с.

226. Шустов А.Ф. Социальная оценка и социальная ответственность развития техники // Проблемы современного антропосоциального познания. 2003. С.74-82.

227. Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1056 с.

228. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / ред.-сост. А. А. Пископпель, J1. П. Щедровицкий. М.: Шк. культ, политики, 1995. 759 с.

229. Энгельс Ф., Происхождение семьи и частной собственности и государства. [электронный ресурс] URL: http://www.revolucia.rU/eng_pscg.htm#doist (дата обращения 4 мая 2011).

230. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики, [электронный ресурс] URL:http://www.practicablehumanism.narod2.ru/delopravoe/biblioteka/efroimson 2.htm (дата обращения 3 марта 2011).

231. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

232. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 336 с.

233. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

234. Ясперс К. Современная техника, [электронный ресурс] URL: http://www.ido.rudn.rU/ffec//philos/chrest/gl4/yaspers.html (дата обращения 11 апреля 2012).

235. Cooper D. Verstehen, holism and fascism // "Verstehen" and human understanding. Cambridge, 1996. P.17-28, 73-94, 95-108.

236. Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology. New York: Aldine de Gruyter, 1989. 1109 p.

237. Eibl-Eibesfeldt I. Ethology - biology of behavior. N.Y.: Hol-Rink&Winston, 1975. 225 p.

238. Emerson R. M. Social exchange theory // Annual Review of Sociology / Ed. A. Inkeles et al. Palo Alto. 1976. V. 2. P.335 - 362.

239. Hamilton W.D. The evolution of altruistic behavior // Readings in Sociobiology / Ed. by Т.Н. Clutton-Brok. N.Y. 1978. P. 31-44.

240. Hamilton W.D. The genetical theory of social behavior, I.II. // Journal of Theoretical Bio logy. 1964. Vol. 7(1). P. 1-52.

241. Hoffman M .L. Is altruism a part of human nature.// Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol.40. P. 121-137.

242. Homans G. C. The nature of social sciences. N.Y. 1967. 467 p.

243. Okasha S. Biological Altruism [Электронный ресурс]. URL: http://plato.stanford.edu/entries/altruism-biological (дата обращения 15 декабря 2011).

244. Ridley М. The Origins of Virtue: Human Instincts and the Evolution of Cooperation. - New York: Viking, 1998, 61 p.

245. Shaver R. Egoism [электронный ресурс] URL: http://plato.stanford.edu/entries/egoism/ (дата обращения 8 ноября 2011).

246. Trivers R.L. Social Evolution. Menlo Park, CA: Banjamin/Cummings, 1985. 448 p.

247. Wilson E. 0. Sociobiology: the new synthesis. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1975. 697 p.

248. Zafirovski M. Spencer is dead, long live Spencer: Individualism, holism, and the problem of norms//British j. of sociology. L. 2000. Vol.51. N 5. P. 553-579.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.