Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Логунова, Елена Германовна

  • Логунова, Елена Германовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 146
Логунова, Елена Германовна. Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ижевск. 2012. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Логунова, Елена Германовна

Содержание

Введение

Глава 1. Гуманитарная составляющая феномена милосердия

1.1 Лингвистическое и художественное осмысление оснований милосердия

1.2 Становление концепции милосердия в мировых религиях

Глава 2. Феномен милосердия: взаимосвязь теории и практики

2.1 Отражение милосердия в философии экзистенциализма

2.2 Основные теоретические подходы и тенденции развития милосердия как социальной практики

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен милосердия: опыт социально-философского анализа»

Введение

Актуальность исследования. Милосердие как аксиологический императив осознается и признается главной ценностью, которую трудно вычленить и зафиксировать в социальной жизни, но без утверждения и развития которой невозможно представить дальнейший прогресс общества. Милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. В наше время общество, как никогда, ощущает необходимость гуманного обращения не только в отношении человек-человек, но и в отношении человек-природа, окружающая среда. Милосердие как явление широко обсуждается в научном сообществе, но до сих пор остается слабо разработанным, сложным и противоречивым для восприятия социально-философским феноменом.

Трудности начинаются уже с момента определения самого феномена и его интерпретации. Имеет ли милосердие биологические корни, или это только социальный феномен? Можно ли развить данное качество в человеке? Можно ли отнести милосердие к просоциальному поведению? Эти вопросы остаются в научном сообществе открытыми. Различные представления и воззрения конкурируют друг с другом, однако, до сих пор не удалось придти к комплексной теоретической модели, обеспечивающей многосторонность видения и объяснения возникающих противоречий.

Сегодня феномен милосердия анализируется учеными -представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики, психиатрии. Рассмотрение милосердия с философской точки зрения предполагает прояснение генезиса, сущностных оснований этого явления, направленность и динамику последующих изменений. Социально философский анализ базируется на принципе взаимодополнительности наследования и развития, позволяя более системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения деятельности человека. Социально-философский инструментарий позволяет

раскрыть функции и сущность феномена милосердия. Особенность методологической функции милосердия определяется пониманием того, что сопереживание, сочувствие и понимание являются внутренними моментами любого просоциального поведения.

В социальной философии создан широкий спектр категорий для выражения милосердия, для его понимания, оценки, интерпретации и включения в общественные отношения. Это, прежде всего, такие категории, как: «сострадание», «сочувствие», «альтруизм», «благотворительность», «помилование» и т.д. Все они выражают ту или иную грань общей социально-философской проблемы милосердия. Вместе с тем, возникает необходимость уточнить сущностные основания каждой из этих близкородственных категорий и определить отличия от категории «милосердие».

В данном исследовании понятие «милосердие» рассматривается через сеть различного рода взаимосвязанных социальных практик (лингвистических, религиозных, художественных). Под «социальной практикой» мы понимаем относительно устойчивую форму социальной деятельности. Каждая практика представляет собой артикуляцшо разнообразных социальных элементов в рамках относительно устойчивой конфигурации. Так, язык является средством усвоения культурных навыков и способом социализации индивидов, религия - распространенным средством легитимации и поддержания социального порядка, а художественная литература позволяет воссоздать внутри себя целостные образцы жизни и пережить их на индивидуальной основе. В соответствии с этим, можно говорить о том, что лингвистические, религиозные и художественные аспекты в наибольшей мере способны выразить сложный и противоречивый характер милосердия.

До настоящего времени ни сам феномен милосердия, ни способ его бытия не становились объектом комплексного социально-философского анализа. Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность этих

вопросов для решения практических задач обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Большое внимание проблеме милосердия уделялось философами-экзистенциалистами А. Камю, Г. Марселем, Ж.-П. Сартром, которые показали, что милосердие - это нравственная ценность, в высшей степени положительная и созидательная. Экзистенциалисты считали, что естественным актом милосердия является признание в другом человеке личности и проявление к ней уважения. Такие русские мыслители, как H.A. Бердяев, Л.И. Шестов, обращали внимание на то, что милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству.

Наличие в обществе феномена милосердия признают многие ученые, но сама проблема его определения и концептуализации не становится яснее от простой констатации факта. В последнее время в философской литературе появились труды Р.Г. Апресяна, В.П. Старостина, B.C. Хазиева, в которых милосердие трактуется как одна из сложнейших для восприятия, рассмотрения и изучения проблем, к которой обязана обращаться любая социальная теория и практика. Такие отечественные авторы, как О.С. Голодок, Р.П. Рыбаков, Т. Ю. Сидорина, изучают социальную поддержку нуждающихся, поэтому основным центром их научных изысканий становится феномен благотворительности.

Западное обществознание уже не менее столетия вплотную исследует феномен милосердия во всех его аспектах. Круг точек зрения этих авторов достаточно широк. Это - социобиологические трактовки милосердия, экзистенциальные исследования и социально-психологические изыскания. Например, Д. Кирсон, С. О'Коннор, Дж. Шварц, П. Р. Шэйвер рассматривают милосердие как совокупность страданий и любви, Л. Дж. Андервуд, С. Дж. Пост, Б. Фер, В. Б. Харлбат, Дж. П. Шлосс, С. Шпрехер - как подтип или вариант любви; С. Д. Бэтсон, Ш.Ш. Голдсмит, Р. Дж. Дэвидсон, Е. Собер,

Дж. Хэйд, К. Р. Шерер - как исконно человеческое качество.

Несмотря на разнообразие трактовок феномена милосердия, можно выделить два основных подхода. С одной стороны, милосердие рассматривается как врожденное качество - исследуются его биологические основы, которые подтверждают связь между чувством милосердия и деятельностью в определенных отделах головного мозга. Этому уделяется внимание в работах Р. Вузноу, Д. Гоэтц, Д. Келтнера, Э. Саймон-Томас, Д. Смита. С другой стороны, - оно характеризуется как приобретенное свойство в процессе становления человеческого общества. Здесь изучаются социальные основы милосердия и находятся доказательства связи между сочувствием и стремлением помочь другому. Эти вопросы затрагиваются в работах Л. Блюма, Н. Нюссбаума, С. Дж. Поста, Э. О. Рорти. С позиции данного подхода, становится возможным описание процесса объективации духовного потенциала личности и интенций духа, что находит свое воплощение в содержании социокультурного поля, в стремлении личности к состраданию и милосердию.

За многообразием подходов стоит осознание необходимости актуализации и развития милосердия в современном обществе. Поэтому изучение различных аспектов данного феномена является насущной задачей, а само милосердие должно стать объектом пристального социально-философского анализа.

Объектом исследования является милосердие как социальный феномен; предметом - особенности формирования милосердия в социокультурном контексте.

Цель исследования - выявление и раскрытие категории «милосердие» как социального феномена, воздействующего на личностные качества человека. Эта цель обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

1. выявление связи лингвистического аспекта милосердия, раскрывающего общую логику формирования этого концепта на примере

различных национальных языковых миров с художественным аспектом милосердия как средства усвоения нравственных ценностей;

2. выявление религиозных аспектов феномена милосердия как фундаментального условия человеческого бытия и существенного нравственного требования;

3. уточнение философских аспектов милосердия как способа осмысления людьми своего предназначения в мире;

4. выявление феноменологической модели милосердия как способа проявления в сознании смыслов феномена путем интенции или направленности сознания на исследуемый предмет.

Научная новизна исследования представлена положениями, выносимыми на защиту:

1. В результате лингво-исторического и художественного анализа выделены две понятийные пары - «милосердие - благотворительность» и «милосердие - помилование», рассматриваемые как результат исторического развития семантического поля милосердия, с направленностью расширения социальных практик милосердия, развития культурной среды. Художественная литература заставляет пережить, задуматься о проблемах милосердия, благотворительности и помилования, становясь проявлением чувственно-эмоционального опыта. Используя языковые возможности, она раздвигает исторически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и вооружает обобщенным опытом.

2. Выявлены сходства и различия в понимании милосердия с позиций трех мировых религий. С одной стороны, буддизм, христианство и ислам обнаруживают единство в том, что милосердие является главным принципом, высшим законом жизни людей; а с другой, - предъявляют существенные различия в понимании ими этого чувства. С позиции буддизма, милосердие оказывается приближено к аскетическому упражнению, необходимому для приобретения индивидуального опыта. С христианской точки зрения,

милосердие составляет долг человека: именно в милосердии человек призван осуществить нравственный идеал. В исламской религии милосердие предписано не только человечеству, но и всем живым существам.

3. Определены философские аспекты милосердия как способа осмысления людьми своего предназначения в мире в философии экзистенциализма. Здесь определяющим становится понимание милосердия как неотъемлемого внутреннего качества, внутренней мотивации к бескорыстному совершению добра.

4. Обоснована феноменологическая модель милосердия, с позиции которой милосердие рассматривается как имманентное свойство субъекта, позволяющее пережить чужие чувства и эмоции, как свои, обогатиться этим опытом, присвоить его, сделать его фактом своей жизни.

Методологической основой исследования явились труды классиков мировой философской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов. Определяющими для данной работы явились феноменологические идеи Э. Гуссерля, позволяющие исследовать глубинные основы сознания, мышления в целом («ноэзис»), а также смысл метафизической сущности рассматриваемого феномена милосердия («ноэма»).

Применялись логический и исторический методы, сравнительный и текстологический анализ. Концептуально-теоретическая направленность диссертационного исследования потребовала привлечения материала из широкого спектра областей накопленного философского знания, в том числе - из истории философии, а также новейших данных общественных наук.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные идеи изложенного в диссертации подхода к анализу милосердия могут содействовать привлечению внимания к проблемам жестокости и равнодушия современного общества, а, значит, - к осознанию необходимости соответствующих организационных мер и научного поиска. Некоторые выводы могут иметь прикладное значение в рамках благотворительной

работы, здравоохранения, социального обеспечения, а также в деле организации системы различных филантропических институтов, т.е. стать одним из ресурсов для оказания коррекционно-терапевтической помощи по уменьшению страданий людей. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки спецкурсов, а также в преподавании философии, социологии, психологии и других социально-гуманитарных дисциплин.

Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационной работы получили апробацию на международных научно-практических конференциях: «Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы» (Пенза, 2011), «Теория и практика тендерных исследований в мировой науке» (Пенза, 2011), «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений» (Санкт-Петербург, 2011); всероссийских научно-практических конференциях: «Петраковские чтения» (Ижевск, 2010, 2011), «Мировоззренческие основание культуры современной России» (Магнитогорск, 2011), «Человек в мире культуры: культура повседневности» (Екатеринбург, 2011), «Современные социально-политические технологии» (Ижевск, 2011), «Онтология и поэтика Традиции: язык и текст» (Ижевск, 2011); межвузовской дисциплинарной научно-практической конференции «Русская духовность в языке и тексте» (Ижевск, 2011).

Теоретические положения и выборочные результаты диссертационного исследования были использованы в процессе преподавания общего курса философии студентам дневного отделения ФГБОУ ВПО «Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Работа изложена на 146 страницах. Список литературы включает 191 наименование источников.

Глава 1

Гуманитарная составляющая феномена милосердия

1.1 Лингвистическое и художественное осмысление оснований

милосердия

В данном исследовании мы будем рассматривать категорию милосердие через сеть взаимосвязанных социальных практик различного рода (лингвистических, художественных, религиозных). Концепт «социальные практики» позволяет преодолеть разрыв между установкой на изучение социальных структур и установкой на изучение социального действия и взаимодействия, т.е. установками, которые в равной степени необходимы в социальных исследованиях и в социальном анализе1. Под «социальной практикой» мы понимаем относительно устойчивую форму социальной деятельности. Каждая практика представляет собой артикуляцию разнообразных социальных элементов в рамках относительно устойчивой конфигурации. В этой связи необходимо затронуть рассмотрение языка как фундамента процесса социализации.

В социокультурных исследованиях язык изучается как инструмент социализации. Процесс обучения коммуникации посредством языка является центральной особенностью человеческого развития, так как это и есть освоение культуры. Э. Oxee и Б. Шиффелин считают, что: «Процесс становления членов общества в большой степени реализуется через язык, посредством приобретения знания его функций, социального распределения и интерпретаций между социально определенными ситуациями, то есть через языковый обмен в особых социальных ситуациях»2. Таким образом, видим,

1 Chouliaraki, L., Fairclough, N. Discourse in Late Modernity. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999.

2 Ochs, E. and B. Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and their Implications. In: R. A. Shweder and R. A. LeVine (eds.) Culture, Theory: Essays on Mind, self, and Emotion. Cambridge: Cambridge University Press, 1984, p. 277.

что язык является средством усвоения культурных навыков и способом социализации индивидов.

Язык как сущностная сила человека оказывается соразмерным бесконечному миру и потому способным в тесном единстве языкомышления адекватно отражать бесконечный мир и схватывать его сущностные свойства1. В этой связи можно упомянуть гипотезу Сепира — Уорфа, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. Исходя из этого можно утверждать, что отношение к такой социально-философской категории, как милосердие, зависит в первую очередь от родного языка индивида. Поэтому свое исследование мы начинаем с анализа языкового аспекта бытия милосердия. Исследование средств выражения ментальности по данным лексики в ее историческом развитии представляет собой одно из актуальных направлений современной лингвистики, которая устанавливает существование определенной связи между языком и особенностями ментальности народа; язык и образ мышления взаимосвязаны; слова, заключающие в себе лингвоспецифичные концепты, одновременно «отражают» и «формируют» образ мышления носителей языка» .

Д.Н. Ушаков говорит о том, что милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается . Необходимо отметить, что слово милосердие заимствовано из старо-славянского языка, где оно является словообразовательной калькой лат. misericordia (miser «достойный сожаления, милости» - мило, cord - серд-, ia - ие). Согласно М. Фасмеру существительное «милосердие» производное от древнерусского милосьрдъ, старославянского милосрьдъ, чешского milosrdny, польского

1 Береснева Н.И. Философия языка: проблема бесконечности // Философия и общество. -2005,- № 3. - С. 159.

2 Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-С. 256.

3 Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов/ под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: ООО «Издательство ACT»: «Издательство Астрель», 2004. - С. 433.

miosierny - кальки из латинского misericordia. Значение слова «милосердие»

|

- «доброта, сострадание» . Именно поэтому представляется интересным рассмотреть понятие милосердия на конкретном языковом материале, исследовать лексику как средство выражения «милосердия» и развитие данного концепта по данным историко-этимологических и толковых словарей.

Танах документирует раннее развитие милосердия, связанного с любовью матери. У древних евреев было несколько слов, обозначающих жалость и милосердие. Одно из них - chemalah - используется, когда Иов обращается к своим друзьям: «Пожалейте меня». Корнем этого слова является chaman, что означает «сохранить». Другое слово - chesed, этимология которого неясна . Как «милость» переводятся еврейские слова hen и hesed. При этом, однако, hen означает «благосклонность», «расположение» по отношению к какому-либо человеку, a hesed - это поступок, вознаграждающий за преданность, верность и за оказание помощи, более точный перевод, этих слов - «милосердие» и «милостыня», соответственно, данные слова (hen и hesed) означают внутреннее намерение и реализацию этого намерения в действии. Употребляемое в похожих значениях более широкое по смыслу слово rahamim переводится как «милосердие», «сострадание». Самое характерное еврейское слово hebraic получено из rechem («чрево»), которое приводит ко множественному числу rachamim («милосердие»; переведенное как «внутри милосердия») и глаголу racham («любить» или «щадить»; в качестве существительного переводится как «чрево»). Данное слово говорит о храброй и стойкой любви матери к своему потомству. Еврейскому слову rahamim вполне соответствует греческое haris, которое является однокоренным со словом hara - «радость».

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. / пер. с нем. 2-е изд., стереотип. - М., 1987. Т. 4. - С. 621.

2 Williams George Н. Mercy in the Grounding of a Non-Elitist Ecological Ethic [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://department.monm.edu/classics/speel_festschrifit/williams.htm, свободный. - Проверено 05.03.2011.

Милосердие — это постоянное настроение души, выражающееся в сострадании и жалости, благости и доброжелательности, искренности и благосклонности, честности и справедливости по отношению к ближним.

Проведем анализ греческого слова euG7E)uxyxvía (ешркпсЪша) в значении «милосердный», «сострадательный». Как известно, такое словоупотребление входит в греческий язык вместе с христианством и используется в литургической и богословской лексике. В церковнославянском языке слову еиал;^ауху1а соответствует его точная калька благоутробный (81) — «благо», апХауууа — «утроба»). Между тем в классическом греческом языке слово засвидетельствовано лишь в чисто медицинском контексте у Гиппократа и означает «иметь здоровую утробу». Как видим, до милосердия еще достаточно далеко. В. Бауэр представил свою концепцию объяснения слова еиатгАяухуи* (ешркпскша)1. По его мнению апХаухуа — это внутренности, включая сердце и грудобрюшную преграду. Для греков сердце и грудобрюшная преграда являются вместилищами чувств. Отсюда слово гх><5ккаууу[а (еизркпсИта) действительно обозначает чувства милосердия, любви и жалости2. Впервые данное слово в значении «милость» было использовано в Септуагинте - собрании переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э.

В Новом Завете словом «милосердие» могут переводиться с греческого языка различные слова, выражающие разные оттенки этого понятия. Например: еХеоС, (е1еоз)— сострадание, милосердие; огкирцо^ (о1кйгтог) — щедрость, милосердие; сгоцлаОга (вутрайпа) — помилование, сострадание, милость; ауабсооиуг! ^аЙюБугн)— доброта, подаяние, благость; ХРЛОТОС (сЫ^ог) — хороший, добрый, честный, полезный, благородный, милосердный; Срг|ототг|^ (гпзШйг) —благосклонность, благость,

1 Bauer W. Griechisch-deutsches Worterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments und der übrigen urchristlichen Literatur. Auflage. Berlin, 1958. p. 1511.

2 Аверинцев С. ЕУЕПААГХМА Историко-филологические исследования / Сборник статей памяти академика Н. И. Конрада. M., 1974.

милосердие1. Так, в поэме Гомера «Илиада» используется слово неопределенной этимологии: sXsoC, (eleos), которое, возможно, означало исключительное милосердие. Аристотель, размышляя о человеческих чувствах выделяет слово жалость - eXeoC, (eleos). На сегодняшний день еХеой, (eleos) превратилось в сострадательное милосердие.

Существуют доказательства того, что слова, означающие милосердие, религиозно совершенствовались на протяжении многих поколений.

В латинском языке слово «милосердие» появилось из греческого, как перевод греческого слова eleos. В латинском двойственность и противоречивость феномена милосердия выражена словами misericordia (в значениях милосердие, сожаление, сострадание, участие, жалость; жалоба; жалкое состояние, достойное сострадания положение, сострадание) и caritas -недостаток, скудность, уважение, почет, предмет любви, привязанности, высокий уровень цен. Отсюда, возникло русифицированное словосочетание «каритативная деятельность», в значении милосердия, благотворительности.

Латинское слово misericordia близко греческой svcTckayyyia (eusplanchnía), использовавшейся в Септуагинте и Новом Завете. Уже у Цицерона это означало «боль в сердце у того, кто знаком с горем и изведал болезни». Латинское слово liberalitas приобрело в христианском использовании, а затем в романских языках значение не только милосердия, жалости, но и сохранения, помилования2. Латинский язык и его местные наречия расширили терминологию эмоций, которые движут людьми.

Обратимся к рассмотрению категории милосердия в романо-германской языковой группе. Следует отметить, что в романских языках различия между человеческим и божественным осуществлялось при рассмотрении благочестия. Покорное или любящее отношение человека к Богу и общественному благу, его милосердие и сострадание отображалось в

1 Williams George Н. Mercy in the Grounding of a Non-Elitist Ecological Ethic [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://department.monm.edu/classics/speel_festschrift/williams.htm, свободный. - Проверено 05.03.2011.

2 Stokes W., Strachan J. Thesaurus Paleo-Hibernicus. Cambridge: Cambridge University Press, 1901-1903.

словах pieta, piedad, piti, откуда произошла английская жалость (pity). Жалость - это практически исключительное сострадание к презренному; милосердие набожного к тем, кто проливает слезы, является своеобразным атрибутом божества, который позволяет набожному человеку испытывать чувство сострадания к своим собратьям и другим существам.

В английском языке противоречивость феномена милосердия представлена следующими понятиями: mercy, charity, compassion.

Mercy - «прощение Богом деяний его созданий» от старофранцузского mercit «награда, подарок, любезность, доброе дело», от латинского mercedem «вознаграждение, заработная плата, оплата услуг» (в разговорной речи латыни стала употребляться в значении «одолжение, милостыня»), которое, в свою очередь, произошло от merx - «рынок, товарообмен, обмен». В церковной латыни VI в. употребляется в значении небесной награды для тех, кто проявляет доброту к неимущим. Значение «склонность к прощению и проявлению сострадания» употребляется с начала XIII в. Следует отметить, что происхождение слова mercy первоначально связано с принесением некоторого материального добра (милостыни), и лишь затем добро трансформируется в нравственное понятие (происходит это уже довольно поздно в XIV в.). Видимо поэтому термин mercy чаще употребляется в юридическом смысле (помилование, амнистия, индульгенция и др.), нежели в религиозном, где чаще применяются термины forgiveness (прощение) и salvation (спасение, как «акт любви Бога по отношению к людям»)1. Именно поэтому, в настоящее время mercy используется больше в значении милость, помилование, прощение (to beg for mercy — просить пощады; to have mercy (up)on — щадить, миловать (кого-л.)) .

Слово charity используется с середины XII в. - «доброжелательность для бедных», от французского charité и от латинского caritatem

Online etymology dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etymonline.com/, свободный. - Проверено 05.03.2011.

2 London Dictionary of Contemporary English / Editorial Director Adam Gadsby, London: «Pearson Education Ltd» 2001. - P. 896.

(общеупотребительного caritas), что означает «дороговизна, уважение, привязанность», которое в свою очередь произошло от carus - «дорогой, ценный», в основе которого лежит ка- «нечто подобное желанию». Латынь также иногда использует agape в значении dilectio - «высокое уважение, любить»1. В настоящее время charity используется в значении любовь, благотворительность, милостыня, подаяние (act of charity — благотворительная акция; to accept charity — принять подаяние; to ask for charity — просить милостыню)2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Логунова, Елена Германовна, 2012 год

Список литературы

1. Алиева, JI. А. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Владимира Соловьева / Л. А. Алиева // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 1999. - № 5. - С. 70-86.

2. Апресян, Р. Г. Идейные истоки новоевропейского понятия «мораль» / Р. Г. Апресян // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. -2001.-№ 1.-С. 36-47.

3. Апресян, Р. Г. Этика : энциклопедический словарь / Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2001. - 671 с.

4. Аристотель. Риторика / Аристотель ; под ред. О. А. Сычева, И. В. Пешкова ; пер. с древнегреч. и примеч. О. П. Цыбенко ; коммент. ст. В. Н. Марова. - 2-е изд-е, перераб. - М. : Лабиринт, 2007. - 256 с. -(Классическая библиотека).

5. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 1994. - 480 с.

6. Береснева, Н. И. Философия языка : проблема бесконечности / Н. И. Береснева // Философия и общество. - 2005. - № 3. - С. 146- 159.

7. Большой толковый словарь русского языка : около 60000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : ООО Изд-во «АСТ» ; Изд-во «Астрель», 2004. -1368 с.

8. Ванд, Л. Э. Генеалогия культуры и веры : зримое и тайное / Л. Э. Ванд, А. С. Муратова. - М. : Рудомино, 2000 . - 523 с.

9. Вузовская наука - Северокавказскому региону : материалы X региональной конференции (Ставрополь, 2006). Т. 3. Экономика. -Ставрополь : СевКавГТУ, 2006. - 225 с.

10. Гегель, Г. Философия религии : соч. в 2 т. / Г. Гегель ; пер. с нем. М. И. Левиной. - М. : Изд-во «Мысль», 1975. - 532 с.

11. Горелов, А. А. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. -М. : Флинта ; МПСИ, 2006. - 416 с.

12. Гуревич, А. Я. Избранные труды. Средневековый мир / А. Я. Гуревич. -СПб. : Издательство СПбГУ, 2007. - 560 с.

И.Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль ; пер.с нем. А. В. Михайлова. - М. : ДИК, 1999. -336 с.

14. Гуссерль, Э. Собрание сочинений : в 3-х т. / Э. Гуссерль ; пер. с нем. В. И. Молчанова. - М. : Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001.

15. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. -М. : Русский язык, 1998. - [Репр. воспр. изд. 1955 г.].

16. Дьяконов, Г. В. Психология эгоцентризма и образы духовности : опыт диалогической рецензии / Г. В. Дьяконов // Социальная психология. -2004.-№4(6).-С. 159- 175.

17. Калашников, Е. А. Философско-теологическое учение Аль-Мухасиби : автореф. дис. / Е. А. Калашников. - М., 2004.

18. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю ; пер. с фр. - М. : Политиздат, 1990. - 415 с.

19. Камю, А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы. Из «Записных книжек» / А. Камю ; пер. с фр.. - М. : НФ «Пушкинская библиотека» ; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 809 с.

20. Канапацкий, Н. А. Философский анализ истинности человеческой духовности : дисс. канд. филос. наук : 09.00.01 : защищена 24.12.2009 / Канапацкий Александр Яковлевич. - Уфа, 2009. - 218 с.

21. Карпова, И. Милосердие - не мужское дело? [Электронный ресурс] / Карпова И., Василюк Ф. Е // Нескучный сад. - 2004. - № 3 (10). - Режим доступа:

http://www.nsad.ш/mdex.php?issue=l 1&зес1юп=9999&аг1лс1е=231 (дата обращения: 22.01.2012)

22. Кожемяченко, Н. Р. Русская религиозная философия как соединение справедливости и любви-милосердия в абсолютной правде / Н. Р.

Кожемяченко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2008. - № 2. - С. 80-84.

23. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский ; общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. ; пер. и прим. М. Л. Гаспарова. - М. : Мысль, 1979. - 624 с.

24. Мажу ко, С. О равнодушии : обратная перспектива [Электронный ресурс] : Электронная версия журнала Фома / С. О. Мажу ко. - Режим доступа: http://www.foma.ru/

25. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд - Спб. : Питер, 2007. - 794 с.

26. Марсель, Г. Быть и иметь / Г. Марсель ; пер. И. Н. Полонской. -Новочеркасск : Агентство «Сагуна», 1994. - 160 с.

27. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии : избр. работы / Г. Марсель ; пер. с фр. ; сост., авт. вступ. ст. и примеч. Тавризян Г. М. - М. : Изд-во «Гуманитарная литература», 1995. - 215 с.

28. Назиров, Р. Г. Жесты милосердия в романах Достоевского / Р. Г. Назиров // Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет : сб. статей. — Уфа, 2005. - С. 125 - 133.

29. Никонов, Н. Закон милосердия / Н. Никонов // Урал. - 2003. - № 12.

30. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше. - М., 1990.

31. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под общ. ред. акад. С. П. Обнорского. - 3-е изд. - М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. - 848 с.

32. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. - М. : Азъ, 1993. - 955 с.

33. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. - СПб. : Северо-запад, 1995. -572 с.

34. Попов, А. А. Религия и мораль : взаимодействие в современных условиях / А. А. Попов // Общественные науки и современность. - 1999. -№ 3. - С. 171 - 178.

35. Распутин, В. Г. Повести и рассказы / В. Г. Распутин. - М. : Современник, 1985. - 736 с.

36. Рогачева, Т. В. Мужские и женские стереотипы отношения к здоровью в современной России [Электронный ресурс] / Рогачева Т. В. // Медицинская психология в России : электрон, науч. журн. - 2010. - № 4. -Режим доступа: ЬИр:// medpsy.ru

37. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.

38. Рыбаков, Р. П. Бедность как социальный феномен : социально-философский аспект : дисс...канд. филос. наук: 09.00.11 : защищена 18.03.2009 / Рыбаков Роман Петрович. - М., 2009. - 144 с.

39. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1 -2(15-16).-С. 120- 139.

40. Самсонов, А. И. Из истории русской гуманистической мысли / А. И. Самсонов. - М. : Просвещение, 1993. - 287 с.

41. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов: сборник. -М., 1989. - С. 319-344.

42. Семененко, И. И. Афоризмы Конфуция / И.И. Семененко ; рец. Г. Э. Горохова и др. - М. : Изд-во «Московского университета», 1987. - 302 с.

43. Сидорина, Т. Ю. Феномен благотворительности и моральное самосознание / Т. Ю. Сидорина // Вопросы философии. - № 2. - 2011. - С. 22-31.

44. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку, расположенный. Вновь пересмотренный, исправленный и пополненный. Ч. 1 -6. - 2-е изд. - Спб. : Изд-во при имп. акад. наук, 1806 - 1822.

45. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку, расположенный. Вновь пересмотренный, исправленный и пополненный. Ч. 1 - 6. - 2-е изд. - Спб. : Изд-во при имп. акад. наук, 1867—1868.

46. Смит, Т. Б. Благотворительность и помощь бедным в Европе : современный период / Смит Т. Б. // Благотворительность в России. 2004/2005 : исторические и социально-экономические исследования. -СПб, 2005.-С. 173.

47. Соловьев, В. С. Оправдание добра: в 2 т. / В. С. Соловьев. - М., 1992.

48. Соловьев, В. С. Собрание сочинений и писем : в 15 т. / В. С. Соловьев. -М., 1993.

49. Соловьев, В. Философский словарь Владимира Соловьева / В. Соловьев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 464 с.

50. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. : Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М. : ИНФРА, 2004. - 427 с.

51. Старостин В. П. Сострадание как социально-философский феномен : дисс. канд. филос. наук : 09.00.11 : защищена 29.05.2008 / Старостин Владимир Петрович. - Якутск, 2008. - 180 с.

52. Субботина, Н. Д. Проблема «естественного состояния» в теории Томаса Гоббса и социально-философский анализ категории «естественное» / Н. Д. Субботина // Философские науки. - 2009. - № 11 - С. 88-98.

53. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры / П. Тиллих. - М. : Юрист, 1995.- 161 с.

54. Тодд, О. Альбер Камю, жизнь / О. Тодд // Иностранная литература -2004. - № 4. - С 256.

55. Трагическая мудрость философии : избр. работы / Г. Марсель; пер. с фр., сост., авт. вступ. ст. и примеч. Тавризян Г. М. - М. : Изд-во «Гуманитарная литература», 1995. - 215 с.

56. Трубецкой, Н. Религии Индии и христианство. - М. : Изд-во Срет. Монастыря, 2000.

57. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 4 / М. Фасмер ; пер. с нем. - 2-е изд., стереотип. - М., 1987. - 621 с.

58. Фирсов, М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с

59. Франк, С. JI. Смысл жизни / С. JL Франк ; сост. и предисл. А. С. Филоненко. - М. : ООО Издательство ACT, 2003. - 750 с.

60. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм ; пер. JI. А.Чернышевой. - М. : Педагогика, 1990. - 157 с.

61. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм ; пер. с англ. и послесл. JT. А. Чернышевой. - М. : Изд-во «Коллегиум», 1992. - 253 с.

62. Хазиев, В. Милосердие как основа гуманизма / В. Хазиев // Здравый смысл. -2005. -№2(35).

63. Цвейг, С. Избранные произведения : в 2-х т. / С. Цвейг ; под ред. Н. Высоцкой. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 560 с.

64. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М. : Мысль, 1992. — 121с.

65. Швейцер, А. Письма из Ламбарене / А. Швейцер. - Л. : Наука, 1978. -390с.

66. Швейцер, А. Этика сострадания / А. Швейцер // Человек. - 1990. - № 5. -С. 133.

67. Шестов, Л. И. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия / Л. И. Шестов. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 68 с.

68. Шопенгауэр, А. Афоризмы и истины : сочинения /А. Шопенгауэр. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Изд-во Фолио, 2001. - 736 с.

69. Эмпирик, С. Сочинения : в 2 т. / С. Эмпирик ; пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской, А. Ф. Лосева. ; общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. - М. : Мысль, 1976.

70. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 82 т., 4 доп. т. - М. : Терра, 1990.

71.Юнусов P.P. Межъязыковая паронимия в разновременных переводах романа Ю.И.Крашевского «Графиня Козель» на русский язык / Р. Р. Юнусов // Русская и сопоставительная филология. Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 288 - 294.

72. Adams, R. E.Compassion fatigue and psychological distress among social workers: A validation study / R. E. Adams, J. A. Boscarino, C. R. Figley // American Journal of Orthopsychiatry. - 2006. - № 76 (1). - P. 103 - 108.

73. Alessandrini, M. Community volunteerism and blood donation : Altruism as a lifestyle choice / M. Alessandrini // Transfusion Medicine Reviews. - 2007. -№21 (4).-P. 307-316.

74. Barber, B. Compassion in medicine : Toward new definitions and new institutions / B. Barber // New England Journal of Medicine. - 1976. - № 295. -P. 939-943.

75. Batson, C. D. Compassion or compliance: Alternative dispositional attributions for one's helping behavior / C. D. Batson, C. A. Harris, K. D. McCaul, M. Davis, T. Schmidt // Social Psychology Quarterly. - 1979. - № 42 (4). - P. 405-409.

76. Batson, C. D. Evidence for altruism : Toward a pluralism of prosocial motives / C. D. Batson, L. L. Shaw // Psychological Inquiry - 1991. - № 2. - P. 107-122.

77. Batson, C. D. The altruism question : Towards a social social-psychological answer / C. D. Batson. - Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1991. - 260 p.

78. Batson, C. D. Why act for the public good? Four answers / C. D. Batson // Personality & Social Psychology Bulletin: Special Issue: The self and the collective. - 1994. - № 20. - P. 603-610.

79. Belle, D. Social ties and social support / D. Belle // Lives in stress : Women and depression. - Beverly Hills, CA, 1982. - P. 133 - 144.

80. Ben Ze'ev, A. Pity, compassion and mercy / A. Ben Ze'ev // The subtlety of emotions. - Cambridge, MA, 2000. - P. 327-352.

81. Benner, P. A. Expertise in nursing practice : Care, clinical judgement, and ethics / P. A. Benner, C. Tanner, C. Chesla. - New York : Springer, 1996. - 432

P-

82. Bern, S. L. Sex typing and androgyny : Further explorations of the expressive domain / S. L. Bern, W. Martyna, C. Watson // Journal of Personality and Social Psychology. - 1976. -№ 34. - P. 1016-1023.

83. Bernard, J. The female world/J. Bernard. - New York : Macmillan, 1981.

84. Blum, L. Compassion / L. Blum, A. O. Rorty // Explaining Emotions, Berkeley, CA, 1987. - P. 507-517.

85. Brody, H. The healer's power / H. Brody. - New Haven, CT : Yale University Press, 1992. - 305 p.

86. Cambell Donald T. On the Conflicts between Biological and Social Evolution and between Psychology and Moral Tradition / Donald T. Cambell // American Psychologist. - 1979 - № 30, - P. 1103-1126.

87. Cassell, E. J. Compassion / E. J.Cassell, C. R. Snyder, S. J. Lopez (Eds.) // Handbook of positive psychology - London : Oxford University Press, 2002. -P. 434-445.

88. Cassell, E. J. Compassion / In C. R. Synder, S. J. Lopez (Eds.) // Handbook of positive psychology. - Oxford : Oxford University Press, 2002. - P. 434-445.

89. Cates, D. F. Choosing to Feel : Virtue, Friendship, and Compassion for Friends / D. F. Cates. - Notre Dame, Ind. : University of Notre Dame Press,

1997.-298 p.

90. Clark, C. Misery and company: Sympathy in everyday life / C. Clark. -Chicago : The University of Chicago Press, 1997. - 316 p.

91. Clary, E. G. The motivations to volunteer : Theoretical and practical considerations / E. G. Clary, M. Snyder // Current Directions in Psychological Science, 1999. - № 8 (5). - P. 156-159.

92. Clary, E. G. Understanding and assessing the motivations of volunteers : A functional approach / E. G. Clary, M. Snyder, R. D. Ridge, J. Copeland, A. A. Stukas, H. Haugen, P. Miene // Journal of Personality and Social Psychology. -

1998. -№74 (6).-P. 1516-1530.

93. Crocker, J. Creating and undermining social in communal relationships : The role of compassionate and self-image goals / J. Crocker, A. Canevello, A. // Journal of Personality and Social Psychology. - 2008. - № 95 (3). - P. 555-575.

94. Crocker, J. From egosystem to ecosystem : Implications for relationships, learning, and well-being / Crocker, J. H.A. Wayment, J. J. Bauer (Eds.) // Transcending self-interest : Psychological explorations of the quiet ego. Washington, D. C: American Psychological Association, 2008. - . P. 63-72.

95. Cronin, H. The ant and the peacock / H. Cronin. - New York, NY : Cambridge University Press, 1991. - 508 p.

96. Dalai Lama. Dialogues, part I : Fundamental questions / Dalai Lama, In R. Davidson, A. Harrington (Eds.) // Visions of compassion : Western scientists and Tibetan Buddhists examine human nature. - Oxford : Oxford University Press, 2002.-P. 81-103.

97. Dalai Lama. Dialogues, part II : Pragmatic extensions and applications / Dalai Lama; In R. Davidson, A. Harrington (Eds.) // Visions of compassion: Western scientists and Tibetan Buddhists examine human nature. - Oxford, 2002.-P. 213-246.

98. Darwin, C. The descent of man, and selection in relation to sex / C. Darwin (Original work published 1871). - London : Penguin Books, 2004. - 130 p.

99. Davidson, R. J. Empirical exploration of mindfulness : Conceptual and methodological conundrums / R. J. Davidson // Emotion. - 2010. - № 10 (1). -P. 8-11.

100. Davidson, R. J. Toward a biology of positive affect and compassion / R. J. Davidson, A. Harrington // Visions of compassion: Western scientists and Tibetan Buddhists examine human nature. - Oxford, 2002. - P. 107 - 130.

101. Davidson, R. J. Toward a biology of positive affect and compassion. / R. J. Davidson, A. Harrington (Eds.) // Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. - New York, 2002. - P. 107130.

102. Davis, M. H. Empathy : A social psychological approach / M. H. Davis. -Boulder, CO : Westview, 1996. - 260 p.

103. Davis, M. H. Measuring individual differences in empathy : Evidence for a multidimensional approach / M. H. Davis // Journal of Personality and Social Psychology. - 1983. - № 44. - P. 113-126.

104. Davis, M. The first year : Influences on the satisfaction, involvement, and persistence of new community volunteers / M. Davis, J. A. Hall, M. Meyer // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2003. - № 29 (2). - P. 248 - 260.

105. Dougherty, C. J. Physician's duty of compassion / Dougherty C. J., Purtillo R. // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. - 1995. - № 4. - P. 426-433.

106. Dreher, D. E. The vocation identity questionnaire: Measuring the sense calling / D. E. Dreher, K. E. Holloway, E. Schoenfelder // Research in the Social Scientific Study of Religion. - 2007. - № 18. - P. 99-120.

107. Eagly Alice H. Gender and Helping Behavior : A Meta-Analytic Review of the Social Psychological Literature / Alice H. Eagly, M. Crowley // Psychological Bulletin. - 1986. - № 100(3). - P. 283-308.

108. Einoff, C. J. Empathic concern and prosocial behaviors : A test of experimental results using survey data / C. J. Einoff // Social Science Research. -2008. - № 37 (4). - P. 1267-1279.

109. Eisenberg R. Sex differences in empathy and related capacities / N. Eisenberg, R. Lennon // Psychological Bulletin. - 1983. - № 94. - P. 100-131.

110. Eisenberg, N. Empathy-related emotional responses, altruism, and their socialization / N. Eisenberg; In R. Davidson, A. Harrington (Eds.) // Visions of compassion : Western scientists and Tibetan Buddhists examine human nature. -Oxford, 2002.-P. 131-164.

111. Eisenberg, N. The relation of empathy to prosocial and related behaviors / N. Eisenberg, P. A. Miller // Psychological Bulletin. - 1987. - № 101. - P. 91119.

112. Eisenberg, N. The relations of effortful control and impulsivity to children's sympathy : A longitudinal study / N. Eisenberg, N. Michalik, T. L.

Spinrad, C. Hofer, A. Kupfer, C. Valiente, M. Reiser 11 Cognitive Development. - 2007. - № 22. - P. 544-567.

113. Ekman, P. Emotions revealed : Recognizing faces and feelings to improve communication and emotional life / P. Ekman. - New York, NY : Holt, 2003. -274 p.

114. Figley, C. R. Compassion fatigue : Psychotherapists chronic lack of self care / C. R. Figley // Journal of Clinical Psychology. - 2002. - № 58 (11). - P. 1433-1441.

115. Figley, C. R. Compassion fatigue: Coping with secondary traumatic stress disorder in those who treat the traumatized / In C. R. Figley (Ed.). - New York: Brunner/Mazel, 1995. - 272 p.

116. Fislce, S. T. A model of (often mixed) stereotype content: Competence and warmth respectively follow from perceived status and competition / S. T. Fiske, A. J. Cuddy, P. Glick, J. Xu // Journal of Personality and Social Psychology. -

2002. - № 82. - P. 878-902.

117. Frost, P. J. Toxic emotions at work : How compassionate managers handle pain and conflict / P. J. Frost. - Boston, MA : Harvard Business School Press,

2003.-251 p.

118. Gilbert, D. T. Immune neglect : A source of durability bias in affective forecasting / D. T. Gilbert, E. C. Pinel, T. D. Wilson, S. J. Blumberg, T. P. Wheatley // Journal of Personality and Social Psychology. - 1998. - № 75 (3). -P. 617-638.

119. Gilbert, P. Compassion and cruelty: a biopsychosocial approach / P. Gilbert // Compassion : Conceptualizations, research, and use in psychotherapy -London, 2005.-P. 9-74.

120. Gilbert, P. Fear of compassion : Development of a self-report measure / P. Gilbert, K. McEwan, M. Matos, A. Rivis // Psychology and Psychotherapy : Theory, Research, & Practice. - 2011. - Vol. 84. - Issue 3. - P. 239-255.

121. Gilbert, P. Focused therapies and compassionate mind training for shame and self-attacking / In P. Gilbert, Irons, C. (Ed.) // Compassion :

Conceptualisations, research, and use in psychotherapy. - London, 2005. - P. 263-325.

122. Gilbert, P. Human Nature and Suffering / P. Gilbert. - Lawrence Erlbaum Associates, 1989.

123. Gilligan, C. In a different voice : Psycho logical theory and women's development / C. Gilligan. - Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 1993.-216 p.

124. Goetz, J. L. Compassion: An evolutionary analysis and empirical review / Goetz J. L., Keltner D., Simon-Thomas E. // Psychological Bulletin. - 2010. -№ 136. - P. 351-374.

125. Goleman, D. Destructive emotions : A scientific dialogue with the Dalai Lama / D. Goleman. - New York : A Bantam Book, 2003. - 432 p.

126. Hacker, T. The relational compassion scale : development and validation of a new self rated scale for the assessment of self-other compassion : Submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Doctorate in Clinical Psychology /Thomas Hacker. - University of Glasgow, 2008. - 102 p.

127. Haidt, J. The moral emotions / J. Haidt, R. J., Davidson, K. R. Scherer, H. H. Goldsmith (Eds.) // Handbook of affective sciences. - New York, NY, 2003. -P. 852-870.

128. Hertenstein, M. J. Touch communicates distinct emotions / M. J. Hertenstein, D. Keltner, B. App, B. A. Bulleit, A. R. Jaskolka // Emotion. -2006.-№6.-P. 528-533.

129. Hoffer, E. The true believer. Thoughts on the nature of mass movements / E. Hoffer. - New York : Harper and Row, 1951.

130. Hoffman, M. L. Development of prosocial motivation : Empathy and guilt / M. L. Hoffman, N. Eisenberg // The development of prosocial behavior. - New York, 1984.-P. 218-231

131. Hoffman, M. L. Is altruism part of human nature? / M. L. Hoffman // Journal of Personality and Social Psychology. - 1981. -№ 40. - P. 121-137.

132. Hoisington David W. A Theory of Compassion Development [Электронный ресурс] / Hoisington David W. A. - Режим доступа: www.CompassionSpace.com

133. Hughes, P. M. What is Involved in Forgiving? / Hughes P. M. // Journal of Value Inquiry. - 1993. - P. 331-340.

134. Hwang, J. Y. The development of the Santa Clara Brief Compassion Scale: An abbreviation of Specher and Fehr's Compassionate Love Scale / Hwang J. Y., Plante Т., Lackey K. // Pastoral Psychology. - 2008. - № 56(4). -P. 421-428.

135. Iyer, A. White guilt and racial compensation : The benefits and limits of self-focus / A. Iyer, C. W. Leach, F. J. Crosby // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2003. - № 29 (1). - P. 117-129.

136. Jacobson, J. M. Compassion fatigue, compassion satisfaction, and burnout: Reactions among employee assistance professionals providing workplace crisis intervention and disaster management services / J. M. Jacobson // Journal of Workplace Behavioral Health. - 2006. - № 21 (3-4). - P. 133-152.

137. Ladner, L. The lost art of compassion: Discovering the practice of happiness in the meeting of Buddhism and psychology / L. Ladner. - Sa n Francisco, CA : Harper, 2004. - 304 p.

138. Lang Soft Translation & Educational Software [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://slovnik.seznam.cz/

139. Lazarus, R. S. Emotion and adaptation / R. S. Lazarus. - New York : Oxford University Press, 1991. - 289 p.

140. London Dictionary of Contemporary English / Editorial Director Adam Gadsby. - London : «Pearson Education Ltd», 2001. - 1757 p.

141. Madigan T. J. Nietzsche and Schopenhauer on compassion / T. J. Madigan // Philosophy now : a magazine of ideas. - 2000. - № 29. - P. 8-9.

142. Miller, J. P. Educating for wisdom and compassion : Creating conditions for timeless learning / J. R. Miller. - Thousand Oaks, С A : Corwin Press, 2006.

143. Neff, К. D. Development and validation of a scale to measure self-compassion / K. D. Neff// Self and Identity, 2003. - № 2. - P. 223-250.

144. Neff, K. D. Self-compassion : An alternative conceptualization of a healthy attitude toward oneself / K. D. Neff// Self and Identity. - 2003. - № 2 (2).-P. 85-101.

145. Neff, K. D. Self-compassion and adaptive psychological functioning / Neff K. D., Kirkpatrick K. L., Rude S. S. // Journal of Research in Personality. -2007.-№41 (l).-P. 139-154.

146. Neff, K. D. Self-compassion and self-construal in the United States, Thailand, and Taiwan / K. D. Neff, K. Pisitsungkagarm, Y. Hseih // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2008. - № 39 (3). - P. 267-285.

147. Neff, K. D. Self-compassion versus global self-esteem : Two different ways of relating to oneself / K. D. Neff, R. Vonk // Journal of Personality. -

2009.-№77(1).-P. 23-50.

148. Nussbaum, M. C. Compassion : The basic social emotion / M. C. Nussbaum // Social Philosophy and Policy. - 1996. - № 13. - P. 27-58.

149. Nussbaum, M. C. Upheavals of thought : The intelligence of emotions / M. C. Nussbaum. - Cambridge : Cambridge University Press, 2001. - 751 p.

150. Oliner, S. P. The altruistic personality : Rescuers of the Jews / Oliner, S. P., Oliner, P. - New York: The Free Press, 1988.

151. Online etymology dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etymonline.com/

152. Oveis, С. Compassion, pride, and social institutions of self-other similarity / C. Oveis, D. Keltner // Journal of Personality & Social Psychology. -

2010.-№4.-P. 618-630.

153. Oveis, C. Compassion, Pride, and Social Intuitions of Self-Other Similarity / C. Oveis, E. J. Horberg, D. Keltner // Journal of Personality and Social. - 2010. - Vol. 98, №. 4. - P. 618-630.

154. Peterson, C. Character strengths and virtues : A handbook and classification / C. Peterson, M. E. P. Seligman. - New York : Oxford University Press, 2004.

155. Pettigrove, G. Forgiveness and Interpretation / G. Pettigrove // Journal of Religious Ethics. - 2007. - № 35 (3). - P. 429-452.

156. Pfifferling, J. H. The hidden cost of disasters : Supporting those healers exposed to trauma / J. H. Pfifferling // American Journal of the Medical Sciences. - 2008. - № 336 (2). - P. 201-203.

157. Plante, T. The Santa Clara strength of religious faith questionnaire / Plante T., Boccaccini M // Boccaccini Pastoral Psychology. - 1997. - № 45. - P. 375387.

158. Plummer, C. A. Volunteerism among social work students during hurricanes Katrina and Rita : A report from the disaster area / C. A. Plummer, A. L. Ai, C. M. Lemieux, R. Richardson, S. Dey, P. Taylor, S. Spence, H. Kim // Journal of Social Service Research. - 2008. - № 34 (3). - P. 55-71.

159. Plummer, C. A. Volunteerism among social work students during hurricanes Katrina and Rita : A report from the disaster area / C. A. Plummer, A. L. Ai, C. M. Lemieux, R. Richardson, S. Dey, P. Taylor, S. Spence, H. Kim // Journal of Social Service Research. - 2008. - № 34 (3). _ p. 55.71.

160. Plutarch. On the Control of Anger / Plutarch ; Jeffrey Henderson (ed.) // Moralia. - Cambridge, MA, 2000. - P. 89-160.

161. Pommier, E. A. The compassion scale. Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy: retrieved 27.05.2011 / E. A. Pommier. - Austin: University of Texas, 2010. - 249 p.

162. Post, S. G. Altruism, happiness, and health : It's good to be good / S. G. Post // International Journal of Behavioral Medicine. - 2005. - № 12 (2). - P. 6677.

163. Post, S. G. Benevolent Unlimited Love, Happiness, and Health / S. G. Post // The Journal of Science and Healing. 2005. - Vol. 1, № 5. _ p. 360-364.

164. Post, S. G. The tradition of agape / S. G. Post, L. G. Underwood, J. P. Schloss, W. B. Hurl but (Eds.) // Altruism and altruistic love : Science, philosophy, and religion in dialogue. - New York, NY, 2002. - P. 51-64.

165. Roszkowski, M. J. Shifting gears : Consequences of including two negatively worded items in the middle of a positively worded questionnaire / M. J. Roszkowski, M. Soven // Assessment & Evaluation in Higher Education. -2010.-№35.-P. 117-134.

166. Sarason, S. B. Caring and compassion in clinical practice : Issues in the selection, training, and behavior or helping professionals / S. B. Sarason. - San Francisco, CA : Jossey-Bass Publishers, 1985.

167. Seligman, M. E. P. Authentic happiness / M. E. P. Seligman. - New York : Simon & Schuster, 2002. - 336 p.

168. Seligman, M. Positive Psychology : An introduction / M. Seligman, M. Csikszentmihalyi // American Psychologist. - 2000. - № 55 (1). - P. 5-14.

169. Shaver, P. R. Emotion knowledge: Further exploration of a prototype approach / P. R. Shaver, J. Schwartz, D. Kirson, C. O'Connor // Journal of Personality and Social Psychology/ - 1987. - № 52. - P. 1061-1086.

170. Simon-Thomas, E. R. The voice conveys specific emotions / E. R. Simon-Thomas, D. J. Keltner, D. Sauter, L. Sinicropi-Yao, A. Abramson // Emotion. - 2009. - № 9(6). - P. 838-46.

171. Smith, A. The theory of moral sentiments / A. Smith; Edited by D. D. Raphael, A. L. Macfie. - Oxford : Clarendon Press, 1976.

172. Smith, D. H. Altruism, volunteers, and volunteerism / D. H. Smith // Journal of Voluntary Action Research. - 1981. - № 10 (1). - P. 21-36.

173. Sober, E. Unto others : The evolution and psychology of unselfish behavior / E. Sober, D. S. Wilson. - Cambridge, MA : Harvard University, 1998.-334 p.

174. Sorensen, S. Adult attachment and preparing to provide care for older relatives / S. Sorensen, J. D. Webster, L. A. Roggman // Attachment and Human Development. - 2002. - № 4 (1). - P. 84-106.

175. Sprecher, S. Compassionate love for close others and humanity / S. Sprecher, B. Fehr // Journal of Social and Personal Relationships. - 2005. - № 22.-P. 629-651.

176. Staub, E. Commentary on part I / Staub E., N. Eisenberg, J. Strayer // Empathy and its development. - New York, 1987 - P. 103-115.

177. Stosny, S. Compassion power : Helping families reach their core value / S. Stosny // The Family Journal : Counseling and Therapy for Couples and Families. - 2004. -№ 12 (1). - P. 58-63.

178. Swinburne, R. Responsibility and Atonement / R. Swinburne. - New York : Oxford University Press, 1989. - 224 p.

179. Tombs, D. The Offer of Forgiveness / D. Tombs // Journal of Religious Ethics. - 2008. - № 36 (4). - P. 587-593.

180. Underwood, L. G. The human experience of compassionate love : Conceptual mapping and data from selected studies / L. G. Underwood, J. P. Schloss, W. B. Hurlbut (Eds.) // Altruism and altruistic love : Science, philosophy, and religion in dialogue. - New York, 2002. - P. 72 - 88.

181. Vaux, A. Variations in social support associated with gender, ethnicity, and age / A. Vaux // Journal of Social Issues. - 1985. - № 41. - P. 89-110.

182. Ventimiglia, J. C. Sex roles and chivalry : Some conditions of gratitude to altruism / J. C. Ventimiglia. // SexRoles. - 1982. - № 8. - P. 1107-1122.

183. Von Dietze, E. Compassionate care : A moral dimension of nursing / E. von Dietze, A. Orb. - Nursing Inquiry. - 2000. - № 7. - P. 166-174.

184. Weiner, B. An attributional analysis of reactions to stigmas / B. Weiner, R. P. Perry, J. Magnusson // Journal of Personality and Social Psychology. -1988.-№ 55.-P. 738-748.

185. Weiner, B. Pity, anger, and guilt: An attributional analysis / B. Weiner, S. Graham, C. Chandler // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1982. - № 8.-P. 226-232.

186. Williams, G. H. Mercy in the Grounding of a Non - Elitist Ecological Ethic [Электронный ресурс] / Williams G. H. - Режим доступа: http://department.monm.edu/classics/speel_festschrift/williams.htm

187. Williams, S. N. Forgiveness, compassion, and Northern Ireland : A response to Nigel Biggar / S. N. Williams // Journal of Religious Ethics. - 2008. -P. 581-593.

188. Wilson, J. Volunteering. / J. Wilson // Annual Review of Sociology. -2000. - № 26 (1). -P. 215-241.

189. Winterich, K. P. Donation Behavior toward In-Groups and Out-Groups : The Role of Gender and Moral Identity / K. P. Winterich, V. Mittal, W. T. Ross // Journal of Consumer Research. - 2009. - № 36 (2). - P. 199 - 214.

190. Wolterstorff, N. Jesus and Forgiveness. / N. Wolterstorff, P. K. Moser // Jesus and Philosophy : New Essays. - Cambridge, 2008. - P. 215-231.

191. Wuthnow, R. Acts of compassion : Caring for others and helping ourselves / R. Wuthnow. - Princeton: Princeton University Press, 1991. - 330 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.