Философско-антропологические образы и смыслы любви в русской культуре и философии рубежа XIX - XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Киселева, Надежда Александровна

  • Киселева, Надежда Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 164
Киселева, Надежда Александровна. Философско-антропологические образы и смыслы любви в русской культуре и философии рубежа XIX - XX веков: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2015. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Киселева, Надежда Александровна

Содержание

Введение

Глава 1:Феномен любви: философское понимание и русские

культурные традиции

1.1. Интерпретация феномена любви в контексте

отечественной культуры и философии

1.2. Противоречия и трансформация традиционной модели любви

в русской культуре XIX века

Глава II: Специфика религиозно-антропологической модели любви

в России на рубеже Х1Х-ХХ веков

2.1. Амбивалентная природа человека и любви в философской антропологии Н.Ф. Федорова

2.2. Антиномичность образов любви в русской

религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ веков

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические образы и смыслы любви в русской культуре и философии рубежа XIX - XX веков»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рядом культурно-исторических, этико-социальных и научно-мировоззренческих факторов. Во-первых, в начале XXI века российское общество вступило в период своеобразной корректировки исторических, цивилизационных, морально-нравственных и метафизических ориентиров, которая содержит как положительные инновационные моменты, так и элементы релятивистские, связанные с перекодировкой традиционных духовных норм и принципов жизни.

Во-вторых, трансформация затронула сферу онтологических, смысложизненных ценностей, освободив место новым формам семейных отношений, новым способам жить, работать и любить. Любовь и брак, как некий духовно-материальный стержень, делающий жизнь человека целенаправленной и осмысленной, все больше утрачивают традиционность и определяются образами сексуальности, часто продуцируемыми индивидами под воздействием массмедиа. Современная культура пропагандирует свободную форму сексуального поведения, практики «открытых отношений» и «пробного брака», гомосексуальных союзов, претендующих на легализацию. Подобная установка на «свободное», «прогрессивное» отношение к традиционным ценностям формирует этику, нацеленную на утверждение культа тела, когда исключительно сексуальность становится формой самоидентификации, самовыражения и самоутверждения личности.

В связи с этим особый интерес представляет наследие русских мыслителей, занимавшихся проблемами существования человека на рубеже XIX-XX веков, когда Россия также переживала кризис, и система духовно-нравственных ценностей подвергалась изменениям. В ту переломную эпоху новым идеям «панэстетизма» и предельного индивидуализма, зародившимся на почве «первой сексуальной революции» эпохи модерна, противостояло мировоззрение представителей русской философии и литературы - Ф.М.

Достоевского, JI.H. Толстого, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского,

3

П.А. Флоренского и многих других, - которых объединяло стремление к общей цели: на основе христианской этики, расширив её церковно-догматические рамки, найти новые пути совершенного развития человека и человечества. В духовно-нравственной атмосфере эпохи рубежа XIX-XX веков возникает и философия русского космизма, которая несла в себе специфические нравственно-этические ориентиры выживания человечества, утверждая идеи активной духовной эволюции человека и преображения Вселенной путём гармонизации научного прогресса и религиозного миропонимания. В диалоге религиозного и философского мировоззрений формируется сложная концепция любви, ядром которой становится поиск онтологических оснований любви, её способности выводить человека за пределы субъективности в мир трансцендентного.

Таким образом, эти два полюса мироощущения прошлого оправдывают нашу установку на реконструкцию единой модели любви в рамках религиозно-философской антропологии рубежа XIX-XX веков с позиции её имманентного теоретико-философского содержания и культурно-исторической специфики.

Степень научной разработанности проблемы. Заметный след в

разработке темы, идей и образов любви оставили представители

отечественной философии и литературы: Ф.М. Достоевский и JI.H. Толстой,

И.С. Тургенев и Н.Г. Чернышевский, A.C. Хомяков и И.В. Киреевский,

В.С.Соловьев и Н.Ф. Фёдоров, С.Н. Булгаков и П.А. Флоренский,

Н.А.Бердяев и C.JI. Франк, И.А. Ильин и Н.О. Лосский, Б.П. Вышеславцев и

Л.И. Карсавин, В.В. Розанов и А.Ф. Лосев, и многие другие. Эти мыслители

развивали художественно-эстетический, историко-философский,

феноменологический, философско-антропологический и социокультурный

подходы в понимании любви. Эти литературно-философские искания

соотносятся с традициями отечественного богословия: Нила Сорского,

Паисия Величковского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова,

Макария (Булгакова), Филарета (Гумилевского), Антония (Сурожского),

4

Иоанна Мейендорфа, утверждавших в русской национальной культуре неразрывную связь любви духовной и плотской.

В исследованиях таких авторов, как С.С. Аверинцев, С.А. Азаренко, Ю.М. Бородай Г.Д. Гачев, И.С. Голод, П.С. Гуревич, Л.В. Жаров, О.П. Зубец, A.A. Ивин, В.В. Кожинов, Т.А. Кузьмина Д.С. Лихачёв,, A.B. Лукьянов, К.Н. Любутин, В.Т. Лясовский, В.А. Малахов, Б.В. Марков, E.H. Некрасова, Д.В. Пивоваров, А.З. Рубинов, Ю.Б. Рюриков, A.M. Страхов, Г.Я. Стрельцова, С.Г. Семенова, Г.Л. Смирнова, Г.П. Федотова, В.В. Харитонов, В.П. Шестаков и другие, дана онтологическая, аксиологическая, философско-антропологическая, нравственная, культурологическая характеристика общечеловеческих и национальных типов, образов и моделей любви.

Специфика духовной и социокультурной организации цивилизованного человечества в русском космизме исследована в работах

A.A. Аронова, Г.П. Аксенова, И.И. Булычева, В.В. Варавы, В.О. Глуховцева,

B.В. Демьянова, В.Д. Комарова, В.П. Казначеева, М.А. Кузнецова, Л.А. Левиной, В.В. Лыткина, А.Д. Московченко, Ю.В. Олейникова, В.В. Рыкова,

C.Г. Семеновой, и других.

Определённый вклад в обсуждение указанной тематики внесли диссертационные исследования последнего десятилетия, где феномен любви анализируется в различных аспектах: работы Е.С. Турутиной (2004), Е.Г. Кочетовской (2006), В.Б. Харыбина (2006), A.B. Севрюка (2006), A.M. Руденко (2007), Р.Б. Сабекия (2007), М.В. Базаровой (2008), К.Ю. Тарновского (2011) Л.П. Филенко (2012), З.И. Хабибулиной (2012) и других.

Проблемам духовного бытия человека, отечественной и мировой культуры, сущностным характеристикам духовности посвящены работы последних десятилетий: К.А. Абдульхановой-Славской, Д.М. Азаматова, Р.Г. Апресяна, Ш.П. Апрышко, Л.П. Буевой, Д.Ж. Валеева, A.A. Валькова, A.C. Гагарина, Б.С. Галимова, A.A. Гусейнова, С.И. Голода, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, Н.И. Дряхлова, М.С. Кагана, А .Я. Канапацкого, В.А. Кувакина,

А.Б. Курлова, Т.Ф. Кузнецовой, В.А. Лекторского, A.B. Лукьянова, М.А.

5

Маслина, M.K. Мамардашвили, JI.A. Мясниковой, Ф.Н. Неганова, H.A. Некрасовой, Д.В. Пивоварова, С.М. Поздяевой, В.Д. Попова, З.Я. Рахматуллиной, A.B. Семушкина, В.Г. Федотовой, З.В. Фоминой, С.С. Хоружего и других.

Можно отметить, что научная и философская рефлексия в пространстве выявленной тематики упустила такой момент, как сложный диалог русских религиозных философов и писателей рубежа XIX-XX веков с гностицизмом, формирование в русской культуре модели любви на стыке православного и гностического мировоззрений. Более того, в современной науке фактически отсутствует целенаправленное и системное исследование глубинной, экзистенциальной специфики гностицизма, его отличия как от «языческой», так и от христианской аксиологии. К авторам, в той или иной степени изучающим гностические основания русской культуры и метафизики, следует отнести М.Е. Бойко, A.B. Дьякова, И.И Евлампиева, А.П. Козырева, A.M. Эткинда, И.Г. Яковенко. Мы исходим из того, что синкретизм рациональной философии, науки, православной этики и гностического «еретизма» определил трансформацию и антиномичность образов любви в социокультурной атмосфере рубежа XIX и XX веков.

Обозначенная тема исследования в предложенном аспекте не рассматривалась в качестве предмета научно-философского понимания, что и позволило нам выявить узловые философско-антропологические и философско-культурологические проблемные точки в избранном предметном поле.

Объектом исследования является феномен любви в отечественной культуре и религиозной философии.

Предмет исследования - модели любви в русской культуре и религиозной философии рубежа XIX-XX веков.

Цель исследования: интерпретация идей и образов любви в русской культуре и религиозно-философской антропологии рубежа XIX-XX веков.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи диссертации:

- определить философско-культурологические смыслы и значения феномена любви в контексте мировой и отечественной культуры и философии;

- исследовать культурно-исторические, религиозно-мифологические и философско-теоретические истоки и трансформации традиционных парадигм любви в отечественной культуре и философии;

- выявить амбивалентность научно-философского и религиозного понимания любви в космической антропологии Н.Ф. Федорова;

- реконструировать связь гностического мировоззрения с антиномичной моделью любви в религиозной философии B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и Н.О. Лосского в контексте культурного кризиса рубежа XIX-XX веков.

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования. Общетеоретической и философско-методологической основой диссертации является сравнительно-исторический, сравнительно-философский и философско-культурологический подходы в исследовании феномена любви в русской культуре и философии XIX-XX веков. Сложность объекта и предмета исследования обусловила разнообразие использованных методов исследования.

Историко-генетический метод помогает выявить причинно-следственные связи, которые раскрывают формирование особого понимания двояко-родственной природы любви в русской духовной культуре.

Методы исторического и логического исследования позволяют проследить культурно-историческую доминанту в становлении и развитии любви как личностного чувства, открывающего пути и смыслы самореализации человека. В процессе анализа использовался компаративистский и деятельностный подходы с привлечением

аксиологического принципа в осмыслении исследуемого материала на разных культурно-исторических этапах.

Феноменологический метод напрямую сопряжен с историко-культурным и историко-философским анализом функционирования культурных явлений и схватывающих их философских концептов, что способствует раскрытию сущности любви во всем многообразии ее проявлений: от телесно-душевного уровня до культурно-исторического.

Метод системного и комплексного анализа предусматривает изучение любого явления как динамической системы, обладающей своей структурой и функциональной значимостью, позволил представить комплексное осмысление роли любви как преобразующей силы в духовной эволюции человека.

В качестве источниковой базы диссертации стали труды отечественных богословов и философов религиозной направленности, русских этнографов, фольклористов и филологов.

Научная новизна исследования:

- дано понимание традиционной модели любви в отечественной культуре как универсалии и категории, интегрирующей смыслы народно-мифологических и православно-христианских архетипов со значениями светских образов, рациональных понятий и культурных практик;

- определены культурно-исторические и политико-идеологические предпосылки трансформации традиционной модели любви и эксплицированы смысловые контексты её трансформаций и противоречий в отечественной культуре XIX века;

- выявлена двойственная природа идей и образов любви в религиозно-философской антропологии Н.Ф. Федорова как теоантропоургической акции «отцетворения», связанной в русском космизме с позитивистской интерпретацией феномена любви в духе модернизированного христианства и «гностицизма наоборот»;

- реконструирована связь гностического мировоззрения с антиномичной моделью любви и её синкретическими интерпретациями в религиозной философии B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и Н.О. Лосского, оказавшейся в оппозиции к традиционным христианским смыслам и образам любви.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозно-мифологические архетипы русской культуры включают несколько уровней: языческие, христианские верования и явления народного сектантства. Однако православие образует мировоззренческое ядро отечественной культуры, формирующее быт и нравы русского народа, его этнокультурные традиции, мировоззренческие приоритеты, символы и нравственно-этические смыслы любви как культурной универсалии. Религиозность русской культуры при всей её сложности и противоречивости определила ценностную ориентацию любви как культурного феномена, жизнетворящей (земной, телесно-душевной) и преображающей (душевно-духовной) онтологической силы, поддерживающей человеческий и природный мир во всеобщей гармонии.

2. Реформы Петра I, связанные с секуляризацией общества, распространением «народной веры» и индивидуализма эпохи догоняющей модернизации, привели к снижению духовного влияния церкви и десакрализации традиционной модели любви. В социокультурной атмосфере XIX века традиционно-православная этика любви утратила актуальность, проповедуются полярные идеи любви: чувственность в народной среде сочетается с аскетизмом и отрицанием плоти в сектах гностического толка, среди просвещенной общественности распространяется светская позитивистская модель любви и брака, связанная с гуманистической моралью и показным благочестием и набожностью. Многоаспектность мировоззренческих установок в понимании любви оказывается благодатной почвой для формирования её новой антиномичной модели, продуцирующей

ценностные разломы в межличностных тендерных отношениях и семье.

9

3. Понимание любви в космической антропологии Н.Ф. Федорова строится на синтезе науки, философии, модернизированного христианства и гностического мистицизма «наоборот» (превознесение телесности). Любовь в такой интерпретации приобретает характер рационально-магического средства и механизма единения сознания, чувств и действий человека и человечества для практического воплощения федоровского проекта «воскрешения отцов». Смысловая парадоксальность любви прослеживается в том, что она становится своеобразным теоантропоургическим актом и служит не делу деторождения, а отцетворения, в котором опровергается её плотское, «родотворное» значение, и она выступает в роли родового, безличного чувства, априорно присутствующего в каждом человеке и открывающего антропокосмическую эру человечества.

4. Отечественная религиозная философия представления о человеке формирует в синтезе различных модификаций гностицизма, христианской аскезы и народного эроса. В историософской концепции любви B.C. Соловьева главенствует любовь-эрос, которой он придает мистический теургический характер, смыслы тайнознания и «тайнотворчества» и вводит в эротический дискурс понятие «сизигия», заимствованное у гностиков и определяющее преображение естества человека эротической энергией и рождение Богочеловека. П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков определяют любовь как теургию, действие самого Бога, дающего спасительную благодать на человека и возможность доразвития человека посредством любви до Бога, его «ософиение». Такие образы любви близки святоотеческой традиции, однако трактовки христианских догматов носят характер свободной теософии, испытавшей влияние гносиса. Н.О. Лосский более последователен в стремлении сохранить в качестве мировоззренческого ориентира этику православия, его «теономная этика любви» исходит из национальной душевно-духовной ментальности (её женская вариативность), художественно-образного построения модусов любви, ориентированной на

сострадание, альтруизм и жертвенность.

10

Научно-теоретическое значение работы определяется тем, что изложенные в ней результаты углубляют наличные представления о роли любви в духовной эволюции человека, показывая всю сложность и многозначность этого феномена. Специальное исследование трансформации образа любви от древнеславянских представлений до антропокосмизма восполняет определенный пробел в отечественной философии. Теоретические результаты исследования способствуют более глубокому пониманию смысла и значения любви в жизни личности и социума.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования внедрены в практику преподавания в ОрелГИЭТ дисциплин социально-гуманитарного циклов, специальных курсов по философской антропологии. Материалы и выводы диссертации будут использованы в различных отраслях знания (эстетике, этике, философии, истории, психологии, религиоведении), в воспитательных практиках, связанных с духовностью, духовными смыслами, творчеством и смыслом жизни человека.

Личный вклад автора заключается в обоснованной интерпретации религиозно-мифологических истоков традиционной отечественной модели любви и её культурно-исторических трансформаций в эпоху модернизации российской цивилизации. Впервые выявлены противоречия модели любви в научно-религиозном космизме Н.Ф. Федорова и реконструирована амбивалентная гностико-христианская природа идей и образов любви в религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ веков. Лично автором введено понятие «гностицизм наоборот», раскрываются философско-культурологический и богословский смыслы исследуемых феноменов духовности и любви, что связано с авторской рефлексией проблематики в строгом, логико-философском дискурсе. Авторский вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы; в подготовке научных публикаций, отражающих ход и результаты исследования.

Диссертация соответствует следующим пунктам паспорта специальности: «Универсум культуры», «Проблемы культурантропологии», «Феномены человеческой субъективности», «Философско-религиозная антропология», «Способы представления человека в русской культуре и философии», «Человек в концепциях космизма», «Человек как особый род сущего», «Антропологические конфигурации философии», «Философия культуры в системе знания» и др.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в 20 публикациях автора (общим объемом 9 п.л., из них 8,4 п.л. авторские), среди которых главы в четырех коллективных монографиях, 16 научных статей, 4 статьи в журналах, включенных в список ВАК.

Результаты исследования неоднократно освещались автором в докладах на научных конференциях, в том числе: на II Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления организации работы с молодежью в современных условиях» (Орел, 2010); VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Болгария, г. София, 2011); IV Международной научно-практической конференции «Русский космизм: прошлое, настоящее и будущее» (Орел, 2011), III Международной научно-практической конференции «Основные направления организации работы с молодежью в современных условиях» (Орел, 2012), IV Международной научно-практической конференции «Традиции и современное состояние культуры и искусств». (Белорусь, Минск, 2013), V Международной научно-практической конференции «Традиции и современное состояние культуры и искусств». (Белорусь, Минск, 2014), Научно-практической конференции с международным участием «Современное гуманитарное знание» (Орел, 2014), III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики современного гуманитарного знания» (Орел 2014), V Международной научно-практической конференции «Человек.

Коммуникация. Культура» (Санкт-Петербург, 2015).

12

Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

Структура диссертации определена поставленными задачами и логикой их обоснования и решения. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1 Феномен любви: философское понимание и русские культурные традиции

В данной главе дается теоретическое обоснование любви как социокультурной универсалии и философской категории, интегрирующей в себе разнообразные смыслы и значения, которые на уровне констант формируют традиционную парадигму любви в отечественной культуре.

С этой целью исследуется религиозная направленность русской культуры и выявляется имманентная взаимосвязь понимания любви и культурно-исторических традиций народа.

1.1. Интерпретация феномена любви в контексте отечественной культуры и философии

Прежде чем исследовать специфику феномена любви в русской культуре и философии, необходимо определиться с понятием «любовь», выявить основные подходы в её определении. Отметим, что, будучи сложным комплексным феноменом, «любовь» не имеет однозначной дефиниции, хотя существует множество словарных статей в различных научных изданиях, где представлены интерпретации этого термина и понятия.

Так в «Советском энциклопедическом словаре» под любовью понимается «интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею... Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности»1. В энциклопедическом словаре «История философии» читаем: «ЛЮБОВЬ -универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно

1 Любовь // Советский энциклопедический словарь. / Гл.ред. A.M. Прохоров. Изд. 4-е., М., 1987. С. 734.

14

направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Любовью называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носителя любви она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить любовь, ни переадресовать ее на другой предмет»2. В «Новой философской энциклопедии» Р.Г. Апресян пишет: «ЛЮБОВЬ - в самом общем смысле -отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, т.е. одна из высших ценностей. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, состояниям и опытам, напр., сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие и т. д.) - это отношение к другой личности (или по крайней мере индивидуальности)» .

Очевидно, что в данном случае психологический аспект в рассмотрении любви является определяющим: в таком словарном толковании любви дается указание на наличие определенных свойств любви, связанных с качествами личности, способной к её «переживанию». Лишь в философских изданиях дополнительно вводятся указания на «субъект-субъектное отношение» и некие аксиологические, в основном этические, измерения любви. Подобные определения любви мы находим и в других научно-энциклопедических изданиях.

Размытость и односторонность в научной трактовке феномена любви вполне естественна, что связано со сложностью и объемностью этого явления, в смысловом пространстве которого соединились разновекторные начала: индивидуальное и общечеловеческое, относительное и абсолютное, сознательное и бессознательное, природное и духовное. Такой даже не

2 Можейко М.А. Любовь // История философии: Энциклопедия / Сост. Грицанов A.A. Мн., 2002. С. 578.

3 Апресян Р. Г. Любовь // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М., 2010. Т. 2. С. 464.

15

амбивалентный, а полифонический характер феномена любви породил в науке и философии многочисленные её понятийные интерпретации, разнообразные типологии форм и образов.

К пониманию смысловой наполненности любви можно подойти с различных точек зрения: в психологическом аспекте, как уже отмечалось ранее, любовь рассматривается в качестве природного чувства особого рода, имеющего социально-нравственную направленность и раскрывающего смысл и значимость человеческой жизни в сфере межличностных отношений; в социологическом плане любовь связана с проблемами брака, стабильности семьи, демографической составляющей общества как важнейших социальных явлений; с позиции ценностного похода любовь осмысливается как потенциальный источник саморазвития личности, раскрытия творческих возможностей самореализации4.

Наиболее репрезентативным, в плане соотнесенности с тематикой данной диссертационной работы, нам представляется философско-культурологический аспект исследования феномена любви, который тесно связан с исторически определенными социокультурными явлениями, детерминируется логикой и последовательностью развития культуры, которая сама обозначена как социальное явление. Это делает возможным выйти на качественно новый теоретический уровень понимания любви, как значимой культурной и философской универсалии, определяющей направленность в развитии человека и общества. В рамках философско-культурологического подхода возможна этико-философская, социально-философская и историко-культурологическая категориальная интерпретация феномена любви, что позволяет выявить и проанализировать многоуровневую, полифоническую и диалогическую природу любви, отражающую её онтологическую, гносеологическую и аксиологическую

4 Подробнее см.: Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии. Волгоград, 2005, С. 59; Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003, С. 206; и др.

сущности во взаимосвязи с проблемой изучения человека как субъекта культуры.

Одним из ранних центров культуры считается Древняя Греция, именно там появляется первая разработанная терминология различных типов любви, таких как «филиа» - это любовь-дружба, приязнь индивида к индивиду, обусловленная личностным и социальным выбором; «сторгэ» - любовь-нежность, часто связанная с семейной жизнью, «агапэ» - жертвенная, духовная любовь к ближнему; наконец, «эрос» - стихийное, страстное восторженное чувство, направленное на плотское или духовное, ассоциирующееся с великой объединяющей энергией, которая поддерживает гармонию в мире. Наибольшее обоснование последний тип любви получает у Платона, который раскрывает и анализирует универсальные свойства и качества эротической любви. Платоновский Эрос отражает двойственную сущность любви, которая обнаруживает два своих противоположных пути: один направлен на удовлетворение плотских желаний, по нему ведет Афродита Пандемос, другой путь характеризуется Платоном как стремление к возвышенному, к самосовершенствованию, им управляет Афродита Урания. Обращенность эротического влечения на самого себя, выраженное в желании восполнения утраченной целостности (миф о Золотом веке), соединяется с попыткой преодоления своего «я», выходом за пределы индивидуальности, что открывает человеку возможности самопознания и самореализации в творчестве. Высшее предназначение любви-эроса, по Платону, состоит в стремлении к вечному обладанию благом, т.е. бессмертием, которое понимается с физической точки зрения как продолжение рода, а с духовной, как знание, оставленное потомкам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Киселева, Надежда Александровна, 2015 год

Библиографический список

1. Аблеев, С.Р. Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция: автореф. дис... д. филос. наук: 09.00.01 / Аблеев Сергей Рифатович. -Киров, 2010.-51 с.

2. Абрамов, М.А. Русский космизм: идея единства культуры и многоплановая реальность: автореф. дис... д. культурологи: 24.00.01 / Абрамов Михаил Александрович. - Саранск, 2007. - 44 с.

3. Абрамова, Т.В. Космизм в русской религиозной философии: (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков): Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Абрамова Татьяна Владимировна. - М., 1994. - 146 с.

4. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверенцев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

5. Аксенов, Т.П. Творчество будущего / Г.П. Аксенов // Философия русского космизма. - М., 1996. - С. 148-163.

6. Акулинин, В.Н. Философия всеединства / В.Н. Акулинин. -Новосибирск: Сибирское отделение «Наука», 1990. - 156 с.

7. Алексеева, В.И. Монистические тенденции философии космизма (Социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Алексеева Вера Ильинична. - Москва, 2005. - 163 с.

8. Аксаков, К.С. Эстетика и литературная критика. Соч. Т. 1 / К.С. Аксаков. - М., 1995. - 526 с.

9. Апресян Р. Г. Любовь / Р. Г. Апресян // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. - Т. 2. - С. 464-466.

Ю.Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Творения: В 4-х т. Т.З / свт. Афанасий Великий - М.: Изд-во Спассо-Преображенского монастыря, 1994. - 540 с.

П.Афанасьев, А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А.Н. Афанасьев; сост., подгот. текста, статья, коммент. A. JI. Топоркова. - М.: Индрик, 1996. - 640 с.

12.Афанасьев, А.Н. Славянская мифология / А.Н. Афанасьев. - М.: Эксмо, 2008. - 152 с.

13. Бабина, В.Н. Осмысление духовной целостности в русской религиозной философии Х1Х-ХХвв. / В.Н. Бабина // Известия вузов. Поволжский регион. Сер. Гуманитарные науки.- 2009. - №3 (11). - С. 30-38.

14.Баева, JI.B. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография / JI.B. Баева. - М.: Прометей МПГУ, 2003. - 235 с.

15.Бакулин, М.Ю. Иконописное творчество в русской православной культуре: дисс... канд. философ, наук: 24.00.01 / М.Ю. Бакулин. -Тюмень, 2003.

16.Башкова, Н.В. Преображение человека в философии русского космизма / Н.В. Башкова. - M.: URSS, 2007. - 219 с.

17.Бенедиктов, H.A. Русские святыни. Очерки русской аксиологии / H.A. Бенедиктов. - Н.: Алгоритм, 2003. - 272 с.

18.Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. - М.: Философское общество СССР, 1990. - 240 с.

19.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. -М.: Наука, 1990.-224 с.

20.Бердяев, H.A. Русская идея. Судьба России / H.A. Бердяев - М.: Изд-во В. Шевчук, 1997.-542 с.

21. Бердяев, H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / H.A. Бердяев. - М.: ACT, 2011. - 639 с.

22.Бердяев, H.A. Эрос и личность. Философия пола и любви / H.A. Бердяев - М. : ACT, 2001. - 960 с.

23.Бердяев, H.A. Дух и реальность, Признаки духа. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. - М.: Изд-во Республика, 1994. - 252 с.

24.Беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания. - М.: Изд. Православное братство Св. Апостола Иоанна Богослова, 2000. - 464 с.

25.Булгаков, С.Н. Природа в философии Вл. Соловьева // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т. 1.-М., 1993.

26.Булгаков, С.Н. Религия человекобожества у JI. Фейербаха // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т. 1.-М, 1993.

27.Булгаков, С.Н. Дар любви. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство [Электронный ресурс] / С.Н. Булгаков. URL: http://lit.lib.rU/s/shestakow_w_p/text_0010.shtml. Дата обращения 20.03.2012.

28.Булгаков, С.Н. Дневник духовный [Электронный ресурс] / С.Н. Булгаков. URL: http://krotov.info/library/02_b/ul/gakov.htm. Дата обращения: 12.03. 2012.

29.Булгаков, С.Н. Маркс как религиозный тип / С.Н. Булгаков - СПб.: Изд-во Д. Е. Жуковского, 1907. - 55 с.

30.Булгаков, С.Н. Новозаветное учение о Царстве Божием. Протоколы семинария профессора протоиерея, Булгакова С.Н. (По записи JI.A. Зандера) [Электронный ресурс] / С.Н. Булгаков. URL: http://krotov.info /library/ 02 _b/ul/gakov.s-032. Дата обращения: 1.02. 2012.

31.Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

32.Булгаков, С. Н. Утешитель / С.Н. Булгаков- М.: Общедоступный православный университет, 2003. - 464 с.

33.Булычев, Ю.Ю. О духовно-архетипическом основании и ключевых формах русского культурного самосознания / Ю.Ю. Булычев // Русское самосознание. - 2000. - № 9. - С. 52-69.

34.Варава, B.B. Нравственная философия Николая Федорова / В.В. Варава // Н.Ф. Федоров: pro et contra: к 175-летию со дня рождения и 100-летию смерти Н.Ф. Федорова: Антология. В 2-х кн. - СПб.: РГХМ, 2008.-1216 с.

35.Варава, В.В. Этика неприятия смерти / В.В. Варава. - Воронеж: Изд-во Воронежск. Гос. университета, 2005. - 240 с.

36.Василий Великий, архиеп. Кесарийский. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. В 7-ми т.Т.1 / Св. Василий Великий. - М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1891,- [б.с.].

37.Василий Великий, архиеп. Кесарийский. Духовные наставления / Св. Василий Великий. - М.: Сретенский монастырь, 1998. - 461с.

38.Василенко, Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции / Л.И. Василенко // Философия русского космизма. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - С. 290-301.

39.Воробьев. В. Покаяние. Исповедь. Духовное руководство [Электронный ресурс] / В.Воробьев, протоиерей - URL: http://azbyka.ru/tserkov/ duhovnaya_zhizn/sem_ tserkovnyh. Дата обращения : 15.03.2013.

40.Вундт, В.М. Миф и религия / В.М. Вунд / Пер. с нем. - СПб.: Издание Брокгауз - Ефрон, 1913. - 172 с.

41.Вышеславцев, Б.Н. Этика преображенного эроса / Б.Н. Вышеславцев . -М.: Республика, 1994. - 368 с.

42.Вышеславцев, Б. Н. Значение сердца в религии / Б. Н. Вышелавцев // Путь. - 1925,- №1. - С. 79-98.

43.Гаврюшин, Н.К. А был ли «русский космизм»? / Н.К. Гаврюшин // Вопросы истории естествознания и техники. - 1993. -№ 3. - С. 104-105.

44.Гачева, А.Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров: Встречи в русской культуре / А.Г. Гачева. - М.: ИМЛИРАН, 2008. - 576 с.

45.Гачева, А.Г. «Философия общего дела» Федорова в духовных исканиях русского зарубежья / А.Г. Гачева // Философский контекст русской литературы 1920 - 1930-х годов. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 320 - 374.

46.Георгиевский, Г. Христианство в понимании русских людей в домонгольский период [Электронный ресурс] / Г. Георгиевский. URL: http: www.litres.ru/g-georgievskiy/html. Дата обращения: 12.04.2013.

47.Гершензон, М.О, Иванов, В.И. Переписка из двух углов / М.О. Гершензон, В.И. Иванов // Наше наследие. - 1989. - №3. - С. 125-145.

48.Гиндин JI.A, Литаврин Г.Г. (отв. ред.). Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 (1-6 вв.) / Л.А. Гиндин, Г.Г. Литаврин. - М, Вост. лит. РАН, 1994. - 473 с.

49.Гиренок Ф.И. Интуиции русского космизма // Философия русского космизма. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - С. 264-289.

50.Гиренок, Ф.И. Космизм / Ф.И. Гиренок // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. -М, 2010. - Т. 2. - С. 314-315.

51.Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма / Сост., предисл. и коммент. O.A. Карчевцева. - СПб. : Худож. лит. С.-Петерб. отд-ние, 1995. - 526 с.

52.Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия /А.Б. Демидов. -Минск.: Экономпресс, 1999. - 180 с.

53.Дмитриев, A.B., Сычев, A.A. Смех: социофилософский анализ /A.B. Дмитриев, A.A. Сычев. - М.: Альфа-М, 2005. - 592 с.

54.Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия / A.B. Дьяков. - М.: РГСУ «Союз», 2003. - 328 с.

55.Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках: русская философия в поисках Абсолюта. В 2-хт. / И.И. Евлампиев. -СПб.: Алетейя, 2000. - 414 с.

56.Евлампиев, И.И. История русской философии / И.И. Евлампиев. — М.: Высшая школа, 2002. - 584 с.

57. Ермаков, СЛ. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность: монография / С.А. Ермаков. - Н. Новгород: НГУ, 2002. - 334 с.

58.Ефимова, Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти: Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов: Дисс... канд. филос. наук: 09.00.03 / Ефимова Наталья Михайловна - Киров, 1996. - 176 с.

59. Зарин, С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: этико-богословские исследования / С.М. Зарин. - М.: Паломник, 1996. - 693 с.

бО.Зеньковский, В.В. Идея православной культуры // Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX-XX в. Современное прочтение. Сост. Г. Я. Миненков / В.В. Зеньковский. -Минск, 2003. С. 361-367.

61.Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2-х т. / В. В. Зеньковский.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

62. Зеньковский, В. В. Основы христианской философии / В.В. Зеньковский. -М.: Канон, 1996.-560с.

63.Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. - М.: Шк.-пресс, 1996. - 271 с.

64.Иванов, Вяч. И. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 2; Т. 3 / Вяч. И. Иванов. -Брюссель, 1974. Т. 2. - 851с.; 1979, Т.З. - 896 с.

65.Иванюк, Т.И. Феноменлюбви/ Т.И. Иванюк. - М.: Тор, 2003. - 224 с.

66.Игнатий; Брянчанинов Д.А.; еп. Кавказский и Черноморский. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1 / Брянчанинов И. - М.: Паломник, 2014. - 490 с.

67.Иларион (Алфеев), игумен. Святоотеческое учение о человеке: лекция в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия Рождества Богородицы. Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь [Электронный ресурс] / Алфеев Иларион, игумен - http: www:hilarion.ru/2010. Загл. с экрана.

68.Иларион (Алфеев), игумен. Введение в православное догматическое богословие / Алфеев Иларион, игумен. М. - Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. - 570 с.

69.Идейно-философское наследие Илариона Киевского. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Институт философии АН СССР, 1986. - 288 е..

70.Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. - М.: ACT,

2002. - 586 с.

71.Ильин, И.А. Путь к очевидности. О духовности инстинкта / И.А. Ильин. - М.: Республика, 2005. - 1993. - 432 с.

72.Ильин И.А. О русской культуре. Собрание сочинений в Ют. Т.6 Кн.2. -М.: Русская книга, 1996 - С.З76-620.

73.Ильин, И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Ч. III Аналитические записки и публицистика (1928-1941). - М.: Русская книга, 2001. - 592 с.

74.Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - М.: ACT,

2003.-365 с.

75.Ильичева, И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) / И. М. Ильичева. - М.: Букинист, 2003.-208 с.

76.Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица или скрижали духовные / преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. - СПб.: Наука, 1998. -545 с.

77.Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические / Преподобный Исаак Сирин. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012- 847с-(Духовная сокровищница).

78.История философии: Энциклопедия /Сост. Грицанов А. А. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.

79.Исупов, К.Г. Судьбы классического наследия и философско-

эстетическая культура Серебряного века/ К.Г. Исупов. - СПб.: Изд.

Русской христианской гуманитарной академии, 2010.

151

80. Киреевский, И. В. Поли. собр. соч. в 2 т. Т. 1. / И. В. Киреевский. - М.: Типография Императорского Московского Университета ,1911.- 289 с.

81. Климова, С. В. Идеалы и образы любви в российском обществе / С. В. Климова // Социально-гуманитарные знания. - 2003- № 1.- С. 280 - 295.

82.Климова, С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры / С. М. Климова. - СПб.: Алетейя, 2004. - 329с.

83.Ключевский, В. О. Сочинения в восьми томах. Т.8 / В.О. Ключевский-М.: Гос. Изд-во полт. л-ры, 1959. - 492 с.

84.Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1991. - 533 с.

85.Кнорре, Б. К. Федоровское религиозно-философское движение: История и современность: дисс... кандидата философских наук: 09.00.13 / Б. К. Кнорре. - Москва, 2003. - 200 с.

86.Кожевников, В.А. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам / Сост., общ. ред. и вступит, статья Д.А. и АД. Кожевниковых / В.А. Кожевников. - М.: Мысль, 2004. - 576 с.

87.Козырев, А. П. Соловьев и гностики / А. П. Козырев. - М.: Савин С.А., 2007. - 544 с.

88.Козырев, А. П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели / А. П. Козырев // Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 59-78.

89.Козырев, А. П. Парадоксы незавершенного трактата [Электронный ресурс] / А. П. Козырев. URL: http://www.vehi.net/soloviev/kozyrev.html#_ftnl: Дата обращения: 01.12.2013.

90.Кокаревич, М. Н. Основные культурообразующие доминанты русской культуры / М. Н. Кокаревич, Ю. А. Кучерук // Вестник 1111У. Сер. Гуманитарные науки. - 2006. - В.7. (58) - С. 79-82.

91.Кондаков, И. В. Культурология. История культуры России / И.В. Кондаков. - М.: Омега-JI, Высш. школа, 2003. - 616 с.

92.Коринфский, А. А. Народная Русь / А. А. Коринфский. - Смоленск: Русич, 1995.-656 с.

93.Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. - М.: Проспект, 1998.-396 с.

94.Куракина, О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен / О. Д. Куракина. -М.: МФТИ, 1993. - 183с.

95.Куракина О. Д. Поэсис русского космизма: космическая драма отвлеченных начал // Человек и искусство. Вып. 1. Антропос и поэсис. М.:ИФРАН, 1998. - С. 47-65.

96.Лаврова, О. В. Любовь в эпоху постмодерна. Ad hoc коучинг о людях «До востребования» / О. В. Лаврова. - М.: Дело и сервис, 2010. - 448 с.

97.Лафарг, П. Происхождение и развитие понятия души / Поль Лафарг / ред. пер. В.В. Адоратский; предисл. В.В. Адоратский. - М.: Красная новь [Главполитпросвет], 1923. - 67 с.

98.Лебедев, С. Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем / С. Д. Лебедев // Синергетика, философия, культура. - М.: РАГС, 2001. - С. 313-320.

99.Лещук, И. И. Лабиринты духовности / И. И. Лещук. - Одесса : Христианское просвещение, 2001. - 164 с.

100. Лиманская, Е. Н. Икона в традиционной русской культуре: диссер... к. филос. н.: 09.00.13 / Е. Н. Лиманская - Ростов-на-Дону : РГБОД, 2009. - 129 с.

101.Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси: монография / Д. С. Лихачев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1970. - 134 с.

102.Лосев, А. Ф. Владимир Соловьёв и его время / А. Ф. Лосев - М.: Молодая гвардия, 2009. - 617 с. (Сер. «Жизнь замечательных людей»).

ЮЗ.Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М.: Сов. писатель, 1994. - 474 с.

104.Лосский, Н. О. Свобода воли / Н. О. Лосский. - Париж: Умса-ргеБз, 1927.- 182 с.

105.Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа / И.О. Лосский - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

106.Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / О. Н. Лосский. - М.: Республика, 1994.-432 с.

107.Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная, и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. - М.: Республика, 1995. - 400 с.

108.Лосский, Н. О. Очерк мистического богословия восточной церкви / Н.О. Лосский. - М.: Ценр «СЭИ», 1991. - 289 с.

109. Лурье, М. Л. Ритуальный сюжет суда следствия в святочных играх. Мифология и повседневность. Вып.2 / М. Л. Лурье // Материалы научной конференции. 264-26 февраля 1999 г. - СПб., 1999. - С. 171-174.

ПО.Лыткин, В.В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма / В.В. Лыткин - Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2003. - 193 с.

111.Лыткин, В.В. Понятие космизма и проблема его классификации / В.В. Лыткин // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8(127). - Вып. 20. - Белгород, 2012. - С. 265-272.

112.Лях, Е. Е. Тема любви в текстах новозаветных апокрифов: любовь "земная и "небесная"/ Е.Е. Лях // Ярославский педагогический вестник. Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - №1(58). - С. 235-245.

ПЗ.Макарий Египетский, пресвитер. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед святителем Феофаном Затворником / Макарий Египетский. - М.: Правило веры, 2011.-285 с.

114.Макарий Египетский, пресвитер. Духовные беседы / Макарий Египетский; пер. с греческого - М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994.-514 с.

115.Макарий Египетский, пресвитер. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед святителем Феофаном Затворником / Макарий Египетский. - М.: Правило веры, 2011.-285 с.

Пб.Макарий Египетский, пресвитер. Духовные беседы /Макарий Египетский / Перевод с греческого/ Макарий Египетский. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 514с.

117.Мапельман, В.М. Идея космической перспективы человечества в русской философской литературе: социально-философский анализ: диссертация... докт.филос.наук: 09.00.11/ В.М. Мапельман. - М.,1999. - 324с.

118.Мень, А. Сын человеческий / А. Мень. -М.: Вита, 1991. -336 с.

119.Миклина, H.H. Концепт лада в контексте русского культурного дискурса: дисс...канд.филосф.наук: 09.00.13 / H.H. Миклина. -Ставрополь, 2009. - 322 с.

120.Милано, А. Женщина и любовь в Библии. Эрос, arana, личность / А. Милано. - СПб.: Алетейя, 2011. - 344 с.

121.Мильдон, В.И. Сказка - ложь... (вечно женственное на русской земле) / В.И. Мильдон // Вопросы философии. - 2001.- №5. - С. 132-148.

122.Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. По дольный. - М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

123.Мифологии древнего мира / пер. С.К. Апта. - СПб.: Азбука-классика, 2005.-240 с.

124.Можайскова, И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования). В 4 частях. 4.2. / И.В. Можайскова. - М.: Вече, 2001. - 479 с.

125.Мурунова, А.Н. Социокультурные детерминанты русского менталитета: диссертация...канд. философск. наук: 24.00.01/ А.Н. Мурунова. - Н.Новгород, 2005. - 185 с.

126.Невлева И. М. Философия духовного творчества: Монография. / И.М.

Невлева, Л.В. Соловьева. - Белгород: БУКЭП, 2012. - 381 с.

155

127. Некрасова, Нина Андреевна. Феномен духовности: бытие и ценность: диссерт.. ..д.филос.н.: 09.00.01 / H.A. Некрасова. - Иваново, 2002. - 303 с.

128.Никитин, В. А. Учение Н.Ф. Федорова и проблемы христианской антропологии / В.А. Никитин // «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения): сборник научных статей в 2 ч. / сост. А.Г. Гачева, М.М. Панфилов: Ч. 1. - М.: Пашков дом, 2010. - С. 243-244.

129.Нисский, Г. Об устроении человека / Святитель Григорий Нисский; перевод и послесловие В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского - СПб.: AXIOMA, 1995. - 176 с.

130.Нисский, Г. Человек есть образ Божий / Святитель Григорий Нисский. - М.: Храм Космы и Домиана на Маросейке, 1995.-30 с.

131.Новейший философский словарь / гл. науч. редактор и составитель A.A. Грицанов - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1999 - 877 с.

132.Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая / Сост., вступ. ст. А.Г. Гачевой, С.Г. Семёновой, коммент. А.Г. Гачевой при участии АЛ. Евстигнеевой, Т.Г. Никифоровой, С.Г. Семёновой. - СПб.: РХГИ, 2004.- 1112 с.

133.Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга вторая / Сост., вступ. ст. А.Г. Гачевой, С.Г. Семёновой. - СПб.: РХГИ, 2008. - 1216 с.

134.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / под ред. чл-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987. - 795 с.

135.0мельченко Н.В. Опыт философской антропологии: Монография. / Н.В. Омельченко. — Волгоград: Изд. ВолГУ, 2005. - 216 с.

136.Орлова, О.В. Духовность как основа культуры и языка / О.В. Орлова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2010 - Т.11— №2. - С. 200-207.

137,Осокин, Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях / Ю.В. Осокин. - M.: URSS, 2007. - 384 с.

138.Панченко, А.И. Смех как зрелище // Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.

139.Парамонов Б.М. М.Ж.: Мужчины и женщины / Б.М. Парамонов. - М.: ACT, 2010.-813 с.

140.Парошина, P.A. Духовность и ее развитие в свете синтеза науки, философии и религии. (Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века: Сборник научных статей / P.A. Парошина. - Красноярск, 2003. -С.235-251.

141.Письма B.C. Соловьева. В 3 т.Т.2./ Под ред. Э.Л. Радлова. - СПб.: Типография т-ва «Общественная польза», 1908-1911. - 336 с.

142.Платон; Игумнов. Православное нравственное богословие / Архимандрит Платон. - СПб.: ТСЛ, 2008. - 119 с.

143 .Платонов, O.A. Русский труд / O.A. Платонов. - М.: Современник, 1991.-334с.

144. Поляков, Л.В. Учение В.Эрна о русской философии // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX-XX вв. - М.,1998. - С. 85-105.

145.Римский, В. П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма: Монография / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ; Везелица 1997. - 199 с.

146.Римский, В. П. Православие и русская культура в XXI столетии: опыт культурологического прогноза / В. П. Римский // Христианство и культура: науч.-богослов. сб. / БелГУ; Регион, обществ, фонд «Образование», Белгор - Старооск. епархия РПЦ [и др.]; под ред. В. П. Римского. - Белгород, 2002. - С. 14-22.

147.Римский, В. П. Миф и религия: Монография. / В.П. Римский. -Белгород: Крестьян, дело, 2003. - 200 с.

148.Регельсон, Л. Л. Образ Святой Троицы в проекте Николая Федорова // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829— 1903)[Сб.]. -М.: Пашков дом, 2004. - С.43-60.

149.Розанов, В.В. Собрание сочинений. Том 26. Религия и культура / В.В. Розанов. - М.: Республика. Росток, 2008. - 896 с.

150.Руденко, A.M. Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна: дисс... канд. филос. наук: 09.00.13 / A.M. Руденко. - Ростов-на-Дону, 2007. - 164 с.

151.Русская философия: Энциклопедия / под общ. ред. М.А. Маслина. -Изд. 2-е, дораб. и доп. - М.: Кн. Клуб Книговек,1214. - 831 с.

152.Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

153.Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство X-XIII веков: альбом / Б.А. Рыбаков - Д.: Аврора, 1971. - 128 с.

154.Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков - М.: Наука, 1987. -782с.

155. Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков - М.: АиФ Прикг, 2003. - 443с.

156.Сабекия, Р.Б. Феноменология любви: Основания самореализации человека: дисс.. .док. филос. наук: 09.00.01./ Р.Б. Сабекия. - Уфа, 2006. - 330 с.

157.Самохвалова, В.И. Человек и мир: три модели отношения. Православный синергизм, русский космизм, современная синергетика /

B.И. Самохвалова // Дельфис. - 2002. - №2 (30). - С.47-50.

158.Сурожский, А. Материя и Дух / А. Сурожский - М.: Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", 2011. - 272 с.

159.Свод древнейших письменных известий о славянах. В 2-х т. T.l I-YI вв. / Сост. Л.А. Гиндин и др. - М.: Наука, 1991. - 348с.

160.Семёнова, С.Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни /

C.Г. Семёнова. - М.: Советский писатель, 1990. - 384 с.

161.Семёнова, С.Г. Паладин вечности / С.Г. Семёнова // Вопросы философии. -1993.-№ 1.-С. 126-132.

162.Семенова, С. Г. Философ будущего века: Николай Федоров / С.Г. Семенова. - М.: Пашков дом, 2004. - 584 с.

163.Скворцов, В.Н. К вопросу об определении понятия "духовная культура" / В.Н. Скворцов // Вестник Ленинградского гос.университета им. А.С.Пушкина. 2009. -Т.1. -№3. - С. 48-55.

164.Смирнов, С.И. Древнерусский духовник / С.И. Смирнов. - М.: Правосл.Св.-Тихон. Богословский ин-т, 2004. - 553с.

165.Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. A.M. Прохоров. -Изд. 4-е. - М.: Сов.энциклопедия, 1987. - 1600 с.

166.Соколов, A.B. Национальная философия и взаимодействие философских традиций / A.B. Соколов, Л.Е. Яковлева // Вестник Московского университета. - Сер.7.Философия. - 2003. - №6. - С. 34-52.

167.Соловьев, В. С. Задачи христианского государства. /Л. А.Коган. О черновых записях размышлениях В. С.Соловьева. // Вопросы философии. - 2000. - №10 - С. 112-127;

168.Соловьев, В. С. Сочинения. В 2 т. / Сост., ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и A.B. Гулыги / B.C. Соловьев. Т. 1. - М.: Мысль, 1988. - 892 с. (Философское наследие).

169.Соловьев, В. С. Сочинения. В 2 т. / Сост., ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги // В. С. Соловьев. Т. 2. - М.: Мысль, 1988. - 892 с, 822 с. (Философское наследие).

170.Соловьёв В. С. Философия искусства и литературная критика / В. С. Соловьев. - М.: Искусство, 1991. - 702 с.

171.Старец Силуан. Жизнь и поучения: Сборник / Сост. В.А. Запорожец / Силуан, старец. - М.: Воскресение, 1991 - 462 с.

172.Старшенбаум, Г.В. Наша любовь: Психоанализ отношений / Г.В. Старшенбаум. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 171 с.

173.Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М, 1997.

174.Страхов, A.M. Отечественная философия пола и любви (культурно-философская антропология) XIX- начала XX вв.: Монография / A.M. Страхов - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВИ АПСН, 2006. - 147 с.

175.Толстая, С. М. Душа // Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т.1. / С.М. Толстая. - М.: Институт славяноведения РАН, 1995. - С. 90-92.

176.Толстой, Н.И. Язычество древних славян// Очерки истории культуры славян.: Монография / Н.И. Толстой. - М.: Индрик, 1988. - 624 с.

177.Топорков, A.JI. Материалы по славянскому язычеству (культ матери -сырой земли в дер. Присно) // Древнерусская литература. Источниковедение. - JL: Наука, 1984. - С. 222-233.

178.Троицкий, C.B. Христианская философия брака / C.B. Троицкий. -Paris: VMCA-press, 1933. -218с.

179.Трофимов В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы / Рос.филос. общ.; Межвуз. центр проблем непрерыв. гуманит. образования при УГУ им. A.M. Горького / В.К. Трофимов. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. -159 с. (Философское образование. В.7)

180.Трубецкой, E.H. Три очерка о русской иконе/ E.H. Трубецкой, кн. -Новосибирск: Сибирь-XXI век, 1991. - 110 с.

181. Трубецкой, E.H. Мировоззрение Владимира Соловьева. В 2-х.т., т.1 / E.H. Трубецкой. -М.: Товарищество тип. А.И. Мамонтова, 1913.-617 с.

182.Трубецкой, С. Н. Учение о логосе в его истории / С.Н. Трубецкой. -М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков «Фолио», 2000. - 535 с.

183.Уваров, М. С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры / М.С. Уваров. — СПб.: БГТУ, 1996.-212 с.

184.Федоров, Н.Ф. Сочинения: общ. ред. A.B. Гулыга; Вступ. статья, примеч. и сост. С.Г. Семеновой / Н.Ф. Федоров — М.: Мысль, 1982. -

711 е., 1 л. портр. - (Филос. наследие).

160

185.Фёдоров, Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. / Н.Ф. Фёдоров. - М.: Прогресс-Традиция, 1995-1999.

186.Фёдоров, Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. Дополнения. Комментарии к т. 4 / Н.Ф. Фёдоров. - М.: Традиция, 2000. - 640 с.

187.Фёдоров, Н.Ф. Сочинения / Сост., вступ. и прим. С.Г. Семёновой / Н.Ф. Фёдоров. М.: Раритет, 1994.-416 с.

188.Федоров, Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.1 / Н.Ф. Федоров. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 699 с. - (Philosophy).

189.Федоров, Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.2 / Н.Ф. Федоров. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 592 с. - (Philosophy).

190. Федоров, Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта / Ю.М. Федоров. - Новосибирск: ВО Наука, 1996. - 829 с.

191.Феофан; Говоров Г.В, еп. Владимирский и Суздальский (1815-1894). Начертание христианского нравоучения / Святитель Феофан Затворник Вышинский. -М.: Лепта, 2005. - 751 с.

192.Феофан; Говоров Г.В, еп. Владимирский и Суздальский. Толкования иже святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. - М.: Московский Сретенский монастырь, 1998.-462 с.

193.Фесикова, О.В. «Философия общего дела» Н.Ф.Федорова в контексте современной нравственной философии: дисс...канд. филос. наук: 09.00.05 / О.В. Фесикова. - Тула, 2011. - 173 с.

194.Филенко Л. П. Русский космизм: социокультурный проект и рациональный конструкт. Дисс. ... к. филос. н. / 09.00.13. / Л. П. Филенко. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2012. - 181 с.

195.Философия русского космизма. Отв. ред. А.П. Огурцов, Л.В. Фесенкова. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - 376 с.

196.Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / Свящ. П. Флоренский. — М.: Гаудеамус: Академич. проект, 2012.-904 с.

197.Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины. У водоразделов

мысли: сочинения в 2-х томах / П.А. Флоренский. - М.: Правда, 1990.

i

T.l. (I). - 352 е.; Т. 1 (II) - 447 с. - (Прил. к ж. Вопросы философии).

198.Флоренский, П.А. Небесные знамения. Соч в 4-х тт. - Т. 3(1) / П.А. Флоренский, священник. - М.: Мысль, 1999. - С. 46-98.

199.Флоровский, Г.В., Особое мнение ( по делу прот. С. Булгакова. 1937) / Г.В. Флоровский, С.С. Четвериков // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2001-2002 годы. Под ред. М.А. Колерова. - М.: Три квадрата, 2002. - 224 с.

200. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. - Киев: Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991. - 600 с.

201.Франк, C.JI. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию / C.JI. Франк - М: Терра.Кн. Клуб Книговек, 2015. - 379 с.

202.Фулье, А.-Ж.-Э. Критика новейших систем морали / А. Фулье; пер. с фрнц.О. Конради и Е. Максимова. - Изд. 2-е. - M.: URSS, 2008. - 404 с.

203.Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы: на пути к либеральной евгенике / Ю. Хабермас. - М.: Весть мир, 2002. - 144 с.

204.Хабибуллина, З.Н. Роль идей русского космизма в современном обществе / З.Н. Хабибуллина // Этносоциум. -2011.- № 9 (41)-С. 95-101.

205.Хабибуллина, З.Н. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова: проектно-созидательная концепция/ З.Н. Хабибулина // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 10. - С. 165-173.

206.Хайтун, С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции / С. Д. Хайтун.- Изд.2. - M.: URSS, 2005. - 533с.

207.Хоружий, С. С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хоружий. - М.: Парад, 2005. - 446 с. (Современная философская мысль).

208.Хоружий, С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 2003. -№1. -С. 41-49.

209.Хренов, H. А. Культура в эпоху социального хаоса / H.A. Хренов. -М.: Едиториал УРСС, 2002 -. 448 с.

•а

210.Цепелева, Н. В. Проблема добра и зла в философии Н.О. Лосского

I

/Н.В. Цепелева. - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2009. - 144 с.

• »

211.Цимбаев, Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в.: в помощь студенту-историку / Н. И. Цимбаев - М.: Гос.публичная ист. Б-ка, 2013. - 446 с.

212.Черная, Л. А. Антропологический код древнерусской культуры / Л. А.

Черная. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 463с. 213.Чухно, Т. А. О самом главном: философия любви/ Т. А. Чухно // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 287. -С. 72-87. (Серия «Философия. Социология. Политология. Культурология»)

214.Шендерюк, М.Г. Образы России и феномен русской духовности в мировой и отечественной истории и культуре / М. Г. Шендерюк // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. - 2007. -№12,-С. 102-103.

215.Шестаков, В. П. Европейский эрос: философия любви и европейское искусство / В. П. Шестаков.- Изд. 2. - M.: URSS, 2011. - 223 с.

216.Шинкаренко, В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства: миф и сказка / В. Д. Шинкарев. - M.: URSS, 2005. - 206 с.

217.Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию. Сочинения / Г. Г. Шпет- СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.», 1996. - 153 с.

218.Эткинд, А. М. Хлыст. Секты, литература и революция / А. М. Эткинд. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 688 с.

219.Яковенко, И. М. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации/ И. М. Яковенко. - М.: Русский путь, 2011. - 320с.

220.Busch J. W. The power of consciousness and the force of circumstances in Sartre's philosophy / J. W Busch. - Bloomington, Indianopolis, 1990. - 128.

221.Fromm E. The dogma of Christ and either essays on religion / E. Fromm. -N.-Y., 2009.-212 p.

222.Koeher, L. Fedorov N.F. The philosophy of Action. Institute for the Human Actions / L. Koeher-Pitsburg, 1979. - 327 p.

223.Lukashevich, S. N.F. Fedorov /1828-1903/. A study in Russian Utopian Thought / S. Lukashevich - Newark, the University of Delaware Press, London, Associated Univ. Press, 1977. - 403 p.

224.Hussey J. M. The Orthodox in the Byzantine Empire / J. M Hussey/ -Oxford University Press, 1991. - 660 p.

225.Marcuse H. Eros and civilization / Marcuse H. - Beacon, 1974. - 277 p.

226.Pekar A. B. The Perfect Christian: Religious Ideal of St Basil the Great / A. B. Pekar. - New York: Basilian Fathers Publ, 1968. - 224 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.