Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Луговая, Елена Александровна

  • Луговая, Елена Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 186
Луговая, Елена Александровна. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 2012. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Луговая, Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

3

Глава I. Философские основания и исторические традиции культурного

феномена добровольчества

1.1. Философско-мировоззренческие основания добровольчества

1.1.1. Добродетель в философской системе А. Шопенгауэра

1.1.2. Добро как понятие-представление в аксиологических установках

1.2. Добровольчество как сегмент российского социокультурного пространства

1.2.1. Эволюция феномена добровольчества до XIX столетия

1.2.2. Добровольчество в Х1Х-ХХ веках

Глава II. Современное состояние и перспективы развития добровольчества в

России

2.1. Институциализация добровольчества в РФ

2.1.1. Общие основания правовой культуры добровольческой деятельности в России

2.1.2. Особенности институциализации добровольчества в различных социокультурных сферах

2.2. Реализация и потенциал добровольчества в России

2.2.1. Культурный феномен добровольчества как социальный опыт: основные формы и их реализация

2.2.2. Многогранность культурного феномена добровольчества: особенности, проблемы, перспективы

Заключение

Библиографический список Приложение

155 159

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Процесс всеобщей и многосторонней глобализации в современном мире усиливает культурную интеграцию разных стран и народов, формирует единое социокультурное пространство. Эти обстоятельства актуализируют механизмы межкультурногс диалога и обмена. Особое значение приобретает проблема культурологического осмысления и сохранения исторических традиций и культурных идентичностей и феноменов. Вследствие распада СССР социокультурное пространство России раскрылось, что способствовало возникновению новых возможностей культурного выбора. Готовые модели западных социальных практик и культурных образцов проникали в страну, оказывая влияние на возрождающиеся и приспосабливающиеся к современным условиям российские культурно-исторические феномены и традиции.

Одним и таких феноменов является добровольческая деятельность, б которой сегодня переплетаются отечественные и зарубежные культурные традиции и новации. С одной стороны - духовно-нравственные традиционные императивы, создающие ее основу; с другой - влияние масштабных трансграничных процессов, вызовов новых глобальных трендов и прочих социокультурных изменений на трансформацию форм добровольчества. В свою очередь, сочетание традиций и новаций способствует прогрессивному развитию этого культурного феномена и повышению эффективности реализации его функций (адаптивной, коммуникативной, трансляции и передачи социокультурного опыта и пр.) в современном российском социуме.

Добровольческая деятельность получила широкое распространение во всем мире, и ее роль в общественном развитии ценится высоко. ООН, признавая добровольчество богатым источником энергии и навыков, в своих резолюциях настоятельно рекомендует включать добровольчество компонентом в национальные стратегии социокультурного развития государств. Добровольчество, представляя собой важнейший ресурс

укрепления в обществе солидарности, может способствовать снижению конфликтности и смягчению противоречий в трансформирующихся социумах.

В России культурный феномен добровольчества находится в стадии институциализации. Об этом свидетельствуют упоминания о нем на уровне Федерального законодательства, Посланий Президента. Организация смены «Технологии добра» в рамках Всероссийского инновационного Форума «Селигер» является уникальным примером объединения и демонстрации добровольческой деятельности. Для нашей страны такая форма взаимодействия общества и государства в настоящий момент представляется перспективной, так как и общество, и государство объективно нуждаются в расширении круга доверия и сотрудничества между различными социальными группами и органами власти всех уровней. Представляется, что в силу некоторых объективных обстоятельств, это взаимодействие еще не достигло наивысшей точки своего развития и находится в стадии активного роста.

Сам термин «добровольчество», а в современном западном понимании «волонтерство» (Volunteerism), происходит от лат. Voluntair, voluntas - добрая воля и означает вид деятельности, осуществляемой людьми на добровольной и безвозмездной основе. На протяжении длительного периода времени понятия «волонтер» или «доброволец» употреблялись в военном контексте. Более столетия назад волонтерами называли лиц, добровольно поступающих на военную службу1.

В конце XX века в коннотации рассматриваемого термина происходят изменения. В современном понимании доброволец - это тот, «кто добровольно участвует в каком-либо деле». Милитаристский подход к трактовке понятия признан устаревшим2. Имеющий западное происхождение термин «волонтер» и славяноязычный термин «добровольчество» употребляются нами в

1 Большая советская энциклопедия / Государственный институт «Советская энциклопедия»; гл. ред. О.Ю. Шмидт. М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. Т. 22. С. 794.

2 Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Астрель: ACT, 2001. С. 151-152.

синонимичном значении. Но приоритет отдается понятию «добровольчество» как наиболее близкому российской культуре, имеющему исконно русское происхождение и, по нашему мнению, наиболее полно отражающему смысл рассматриваемой деятельности.

К настоящему моменту достаточно полно исследованы экономические аспекты добровольчества, психологические характеристики волонтеров, вопросы мотивации, а также добровольческая активность в рамках формирования гражданского общества. Однако недостаточно изученным представляется феномен добровольчества в социокультурном контексте. В трудах отечественных авторов отсутствуют специализированные исследования, в которых было бы представлено культурологическое осмысление добровольческой деятельности. Добровольчество рассматривается нами как одна из форм проявления благотворительности, как деятельность, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект такой деятельности; как историко-социальный опыт, имеющий свою интерпретацию в культурных текстах философии, религии, права.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разностороннего анализа и осмысления культурного феномена добровольчества для понимания тенденций, динамики и потенциала его развития в России.

Степень научной разработанности проблемы. При рассмотрении комплекса научных проблем, связанных с темой диссертационного исследования, можно выделить несколько принципиально важных для ее понимания направлений. Проблематика исследования нашла свое отражение в трудах социологов, философов, историков и юристов.

Так, нравственные принципы и категории, лежащие в основе феномена добровольчества, такие как альтруизм, добро, свобода воли, сострадание и бескорыстие рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных мыслителей. Среди них О. Конт (впервые сконструировал и ввел в научный

оборот термин «альтруизм»), А. Смит, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Г. Спенсер. Как принцип человеческих отношений, согласно которому благо другого обладает приоритетом по сравнению с личным благом, альтруизм получил свое развитие в произведениях А. Шопенгауэра, B.C. Соловьева. Н.О. Лосский в своих сочинениях уделял внимание проблемам этики, нравственности и ее категориям, нравственно-психологическим особенностям характера русского народа через призму типичных для него добродетелей и пороков. Иной взгляд на мораль и нравственное поведение встречается в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Альтруистическая мораль буржуазного общества представляется лицемерной, а разрешение противоречия между индивидуальным эгоизмом и альтруизмом в области морального сознания признается невозможным. Решение этой проблемы лежит в упразднении социальных антагонизмов и рождении новых принципов морали основанных на коллективизме.

Вопросы истории благотворительности и добровольчества как одной из ее форм рассматривались в работах известных отечественных историков, таких как Н.М.Карамзин, М.П. Погодин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, филолога Д.С. Лихачева, этнолога и фольклориста М.М. Громыко. Русские философско-религиозные мыслители A.C. Хомяков, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский рассматривают человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия в рамках русской православной традиции. Важнейшей социокультурной особенностью православия они называют соборность, предписывающую решать проблемы сообща. Некоторые современные ученые связывают возникновение добровольчества исключительно с христианизацией Руси, среди них Р.Н. Азарова, П.И. Бабочкин. Но существует и другая точка зрения. К примеру, социокультурная концепция А.И. Ракитова (концепция культурного ядра), позволяет взглянуть на добровольческий труд как на культурный феномен, сформировавшийся в дохристианский период. Существует несколько точек

зрения, касающихся вопроса периодизации истории благотворительной деятельности в России. Эта тема раскрывается в трудах исследователей Б.Ш. Нувахова и И.Г. Лавровой.

Вопрос формирования правовой культуры в сфере добровольческой деятельности, ее правовое регулирование рассматривался в работах отечественных исследователей - Е. Борисовой, А. Толмасовой, А. Локтионовой, Ю. Чекмаревой, Е. Ермолаевой, А. Шадрина.

В рамках дискуссии о гражданском обществе сформировано несколько точек зрения на социальный капитал. Наиболее широкую известность получили взгляды П. Бурдье, Дж. Коулмена, Р. Путнама. Феномен добровольчества в качестве социального капитала выделяют отечественные исследователи Л.А. Кудринская, О.В. Решетников. В контексте изучения гражданского общества в России данную тематику затрагивают А.Н. Аринин, З.Т. Голенкова.

Проявление любых форм добровольческой деятельности связано с коммуникативными процессами в области межличностных контактов. Проблемы коммуникации разрабатываются представителями социально-гуманитарных наук более века. Автор ориентируется на методологию, заданную классическими трудами М. Вебера, Ю.М. Лотмана.

Большое количество исследований посвящено рассмотрению форм социальной практики добровольчества. Среди зарубежных авторов можно выделить А. Циммер, С. Нэрлиха, У. Бека, А. Эверса. В контексте целевой ориентированности этот вопрос рассматривается в трудах C.B. Тетерского, H.A. Терновой. Особое значение для данного исследования имеют работы Г.П. Бодренковой, Н.Ю. Слабжанина, Е.Л. Шековой, в которых добровольчество рассматривается с позиций социальной помощи и благотворительности.

Таким образом, многие проблемы, связанные с различными аспектами добровольчества представляются в значительной мере изученными отечественными и зарубежными исследователями. Однако существует ряд вопросов, нуждающихся в дальнейшем культурологическом осмыслении. Так,

эвристический потенциал добровольчества в России, институциализация добровольческой деятельности, многообразие форм ее проявления в социокультурном пространстве нашего государства изучены не достаточно.

Объект исследования: феномен добровольческой деятельности.

Предмет исследования специфика происхождения и развития феномена добровольчества в российском социокультурном пространстве.

Цель исследования: выявить социокультурную специфику и оценить эвристический потенциал феномена добровольчества в современной России.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач исследования:

- осуществить анализ и обобщение философско-мировоззренческих и культурологических оснований добровольческой деятельности;

- выявить особенности исторической динамики добровольчества в контексте российского социокультурного пространства;

- эксплицировать добровольчество как часть российской культуры;

рассмотреть правовую культуру, создающую основу для институционализации феномена добровольчества в России и определить вектор изменений форм добровольческой деятельности;

- провести эмпирическое исследование, ориентированное на определение социокультурных характеристик добровольчества;

- исследовать эвристический потенциал добровольчества в России.

Теоретико-методологические основания работы. Методологическим

основанием исследования является системный подход, предполагающий использование методов, являющихся релевантными предмету исследования и способствующих достижению поставленных задач. Системный подход позволил рассматривать добровольчество в социокультурном пространстве как самостоятельный феномен, имеющий комплекс внутренних и внешних связей. Структурно-функциональный подход использовался при исследовании

факторов, влияющих на динамику и трансформацию добровольчества, при выявлении различных форм данного социокультурного феномена.

Культурологический подход позволил рассмотреть феномен добровольчества как важнейший элемент культуры общества, необходимый для укрепления доверия, саморегуляции и, таким образом, самовоспроизводства культурной системы в целом.

Среди общенаучных методов особое значение для исследование имел исторический метод. В соответствии с ним был проведен анализ социокультурного пространства в исторической ретроспекции, позволивший рассмотреть феномен добровольчества как часть культуры российского народа и динамически развивающееся явление, проследить историческую преемственность в сохранении и трансляции таких культурных ценностей как милосердие, взаимопомощь, бескорыстие.

Важную роль играл антропологический метод, позволяющий изучить феномен добровольчества в его живом наполнении человеческими интерпретациями. В частности он применялся в период участия автора в добровольческой деятельности.

При проведении авторских эмпирических исследований применялся социологический подход. С его помощью получены сведения о демографической, социальной и профессиональной структуре, а также мотивации волонтеров, работающих в музейной сфере. Данные исследования методом глубинного интервью легли в основу рекомендаций для общественных организаций и государства по повышению эффективности добровольческой деятельности.

В работе использовались концептуальные теоретические положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных исследователей в области культурологии, философии, истории, социологии и других социально-гуманитарных наук. Среди них B.C. Соловьев (подход к пониманию добра), Е.С. Троицкий (идея соборности), Ю.М. Лотман (семиотический подход), Л.А.

Кудринская (исследования добровольческого труда в современном обществе), Н.Ю. Слабжанин (исследования, посвященные добровольчеству как социальной помощи, современным формам добровольчества), П. Бурдье (концепция социального капитала), Д. Вибкен, Г. Прайн (исследования добровольчества как неформального образовательного процесса).

Эмпирическая база и методы исследования. Диссертационная работа построена на авторских эмпирических исследованиях, проведенных в период с 2009 по 2011 гг. При сборе информации использовались следующие методы: глубинное интервью с добровольцами и руководителями общественных организаций; анализ документов, регламентирующих добровольческую деятельность; включенное наблюдение, осуществлявшееся в период личного участия автора в добровольческих проектах; экспертный опрос руководителей проектов по обучению добровольцев. Эмпирические данные получены с использованием различных уровней включенности автора в изучаемый контекст.

Другими источниками информации послужили нормативно-правовые акты и документы: Всеобщая декларация добровольчества, Резолюции ООН, Конституция РФ, Федеральный закон № 1Э5-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», Гражданский и Налоговый кодексы, Стратегия государственной молодежной политики в РФ на 2006 - 2016 гг., Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ.

Источниковая база исследования дополнена вторичной социологической информацией: данными исследований ВЦИОМ, международного агентства ЕсЫтап.

В работе использованы компаративный и системный методы в соответствии с культурологическим подходом к решению поставленных задач. Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов

дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа предмета изучения, решения поставленных в диссертационном исследовании задач и достижения цели.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выявлены философско-мировоззренческие и культурологические основания добровольчества, в основе которых лежат нравственные категории альтруизма, свободы воли, сострадания, добра и бескорыстия.

2. Предложена авторская историческая периодизация развития феномена добровольчества в России.

3. Обосновано понимание феномена добровольчества как неотъемлемой части менталитета и культуры русского народа.

4. Проведен комплексный анализ общих оснований правовой культуры добровольческой деятельности, включая правовые нормы с учетом последних изменений.

5. Предложено авторское разделение форм проявления добровольческой активности на традиционные и современные. В качестве иллюстрации рассмотрены добровольческие практики в сфере культуры (работа в музее), здравоохранения (профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодежи), а также в рамках деятельности Русской Православной Церкви и благотворительных мусульманских организаций.

6. Рассмотрен феномен добровольческой деятельности в качестве социокультурного капитала. Представлено авторское видение добровольчества как культурного капитала сквозь призму реализуемых этой деятельностью функций.

7. Исследован потенциал добровольческой деятельности в России. Выделен ряд проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на развитие этой социокультурной практики. На основе проведенного исследования предложены возможные варианты их решения.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в опыте системного обобщения, социокультурного осмысления накопленной информации по рассматриваемым проблемным вопросам. Полученные результаты позволяют увидеть историю добровольчества в России не просто как составной части благотворительности, а в качестве самостоятельного феномена.

В теоретических выводах представлены проблемы, препятствующие преобразованию добровольчества в отдельный социокультурный институт в России, в частности недостатки действующих правовых норм, правовой культуры российского общества в сфере добровольчества. Проведен авторский анализ социокультурного феномена добровольческой деятельности, ее форм, проявлений и потенциала. Полученные выводы могут быть использованы для изучения способов проявления активной гражданской позиции как на региональном, так и на государственном уровне.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных анализу добровольческой деятельности. Ряд положений может послужить концептуальной основой для работы сотрудников общественных организаций, работников социальной сферы, руководителей социально-ориентированных проектов и мероприятий.

Результаты исследования могут быть востребованы в учебных и методических пособиях по проблемам подготовки волонтеров, в том числе по конкретным направлениям работы (в частности, профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодежи), а также при чтении лекций и спецкурсов по социологическим и культурологическим дисциплинам.

Ряд выводов автора способен оказаться полезным при совершенствовании законодательства, касающегося добровольческой деятельности. Основные положения диссертации целесообразно использовать в ходе совершенствования учебно-воспитательного процесса при подготовке

специалистов для работы в социальной сфере.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Добровольческая деятельность имеет философско-мировоззренческие и культурологические основания в социокультурном пространстве России и представляет собой одну из форм проявления благотворительности, деятельность, направленную на достижение социально значимых целей, осуществляемую без принуждения и оказывающую социализирующее влияние на субъект такой деятельности. Аксиологическую основу добровольчества как социокультурного феномена составляют философски осмысленные категории и принципы альтруизма, добра, свободы воли, бескорыстия.

2. Добровольчество укоренено в российском культурном пространстве, и проявляется в нем на протяжении сотен лет, что позволяет предложить авторскую периодизацию для этого явления в России. I этап -дохристианский период взаимопомощи внутри родовой общины; II этап (конец X в. - середина XVI в.) - развитие добровольчества, основанного на нормах христианской добродетели; III этап (середина XVI в. - конец XVIII в.) -секуляризация добровольческой деятельности, ее частичная институциализация в рамках государственных благотворительных учреждений; IV этап (XIX в. -1917 г.) - развитие добровольчества под патронатом представителей аристократии, появление женского добровольчества, добровольческий труд как выражение гражданской активности интеллигенции; V этап (1922 г. - 1991 г.) -добровольческий труд в СССР; VI этап (с 1991 г.) - добровольчество в РФ.

3. Добровольческий труд в России во все времена охватывал различные категории населения, тем самым, объединяя их единой целью -помогать нуждающимся и участвовать в решении социальных проблем. Деятельность добровольцев проявлялась в разнообразных видах помощи -предоставление одежды, пищи и крова, врачебная помощь, обучение ремеслам, воспитание детей и пр. А в условиях отсутствия государственной системы

социального обеспечения населения благотворители и добровольцы в определенной степени выполняли ее функции. Ретроспективное исследование социокультурных предпосылок и традиций милосердия и добровольчества в России дает нам множество примеров и доказательств того, что феномен добровольчества является неотъемлемой частью менталитета и культуры русского и других народов России.

4. Институциализация понимается как процесс преобразования добровольческого движения как культурного феномена в отдельный институт, посредством разработки и применения норм права, относящихся к сфере добровольческой деятельности. В правовом поле РФ существует комплекс законов, нормы которых частично регулируют добровольчество. На сегодняшний момент законодательство в обозначенной сфере не совершенно. Чтобы сделать добровольчество в нашей стране более организованным, массовым, институциализированным и избежать его хаотичности, требуется преобразование законодательного оформления и правового обеспечения добровольческой деятельности.

5. Социокультурные реалии обусловливают появление новых форм добровольчества, наряду с существованием прежних. Такое развитие является вполне естественным процессом для добровольчества как культурного феномена. Разделение форм добровольческой деятельности на традиционные и современные позволяет увидеть как современная социокультурная ситуация влияет на развитие добровольческой деятельности.

6. Многообразие форм проявления, особенностей и традиций социальной практики добровольчества позволяет рассмотреть этот феномен в качестве социокультурного капитала. В работах отечественных и зарубежных авторов по данной тематике добровольчество рассматривается лишь как социальный капитал. Для более наглядной характеристики добровольчества как культурного капитала целесообразно обратиться к его функциям, которые оно выполняет в этом качестве. Для иллюстрации нами выделено три функции: 1)

неформальный образовательный процесс; 2) знакомство с другой культурой, страной, языком; 3) социализация. При реализации обозначенных функций добровольчество затрагивает вербальный и невербальный уровни коммуникации, в том числе в межкультурном пространстве.

7. Современный феномен отечественного добровольчества как социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей является источником социокультурных инноваций и обладает большим потенциалом. Как один из видов социальной практики благотворительности добровольчество в различных масштабах представлено практически во всех регионах России и выступает в качестве одной из движущих сил прогрессивного развития культуры, отражающей ее креативно-деятельностную природу и выступающей в качестве нормативной основы коллективного существования и жизнедеятельности людей. Добровольчество выражает как институциональные, так и внеинституциональные, нормативно-обыденные формы социального бытия членов общества; является символическим основанием межкультурных коммуникаций, формой межкультурного диалога.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 14 публикациях общим объемом 4,0 п.л., из которых 3 статьи опубликованы в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Теоретические положения, практические выводы, рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию на 11 научных мероприятиях:

международных научных и научно-практических конференциях: «Дельфийские игры на современном этапе развития» (Саратов, 2008); «Психологические проблемы бытия человека в современном обществе. Здоровье личности и ее адаптация» (Магнитогорск, 2009); IV Международные Гуржиевские исторические чтения (Черкассы, 2009); «Ломоносов - 2011» (Москва, 2011);

всероссийских научно-практических конференциях: «Механизмы взаимодействия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии» (Саратов, 2008); «Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия» (Саратов, 2009); «Участие молодежи в формировании гражданского общества в России» (Саратов, 2009); «Перекрестки науки и практики» (Саратов, 2009); «Прихоперье и Саратовской край в панораме веков» (Балашов, 2009); «Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика: история, теория и практика» (Санкт-Петербург, 2011);

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Луговая, Елена Александровна, 2012 год

Библиографический список

I. Нормативно-правовые акты

1. Резолюция ООН А/КЕ8/56/38 от 10.01.2002

2. Резолюция ООН А/КЕ8/57/106 от 13.02.2003

3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

4. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЭ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Российская газета. 1995. 17 августа; 2010. 27 декабря.

5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 1996. 24 января; 2011. 21 ноября.

6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

7. «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

8. Федеральный закон от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 5 декабря; 2011. 22 июля.

9. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Российская газета. 2009. 28 июля; 2011. 09 декабря.

10. Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI

Паралимийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» // Российская газета. 2010. 03 августа.

11. Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» // Российская газета. 2011. 11 мая.

12. Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 № 1433-р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 19.09.2005. № 38. Ст. 3866.

13. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р была утверждена «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622.

14. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «О Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

15. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

16. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.09.2007 № 610 «О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией» // Российская газета. 2007. 27 октября.

18. Приказ Федеральной миграционной службы РФ от 29.11.2010 № 432 «Об утверждении формы и порядка направления уведомления о привлечении иностранного гражданина для участия в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи, в качестве волонтера» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 11. 2011. 14 марта.

II. Литература:

19. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

20. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсое. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994.

2\. Аптекман О.В. Из истории революционного народничества. «Земля и воля». Изд. 1924 и 1925 г.

22. Аристотель. Никомахова этика / пер. Н.В. Брагинской // Сочинения в 4 т. Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1975-1983. Т. 4.

23. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, Игорь Мещан. Время волонтеров // Фома. Православный журнал для сомневающихся. Март, 2009.

24. Астров Н.И. Воспоминания. Т. 1. Париж, 1941.

25. Барова В.В. Добровольцы в социальных учреждениях. Тюмень: БФРГТ, 2001.

26. Батенева Т. СПИД: остановить пока еще можно. URL: http://www.inauka.ru/health/article32678.html

27. Бардина К. В России уровень доверия к бизнесу по-прежнему ниже, чем в Европе и США. URL: http://www.finam.ru

28. Беккер М. «Я» у Вл. Соловьева и Декарта // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия «Symposium». Выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

29. Берг U.C. Всесоюзное географическое общество за 100 лет. 1845-1945. М.- Л., 1946.

30. Бергер О. Народ, разучившийся улыбаться // Возрождение. 1949. № 6.

31. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

32. Березовая Л.Г., Берлякова H.H. История русской культуры. Т.1. М.: Владос, 2002.

33. Благотворительность в России. Т.1. СПб., 1895.

34. Благотворительность и милосердие: рубеж XIX-XX веков / Авт. - сост.: В.Н. Занозина, Е.А. Адаменко. СПб.: Лики России, 2000.

35. Благотворительные учреждения Российской Империи. Т.1. СПб., 1900.

36. Бодренкова Г.П. Добровольчество // Социальная работа. 2006. № 1.

37. Большая советская энциклопедия / Государственный институт «Советская энциклопедия»; гл. ред. О.Ю. Шмидт. М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. Т. 22.

38. Большая советская энциклопедия. Т.2. М., 1950.

39. Борисова Е. Дружественный капитал // Эксперт. 2006. № 24.

40. Бурдъе П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5.

41. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1992.

42. Ведомство учреждений императрицы Марии: Краткий исторический очерк. СПб., 1912.

43. Вестник благотворительности. 1999. № 2.

44. Весь Петроград на 1916 год: Адресная и справочная книга. Пгр., 1916.

45. ВиилмаЛ. Душевный свет. Екатеринбург, 2001.

46. Вокляревский В. Городские Попечительства о бедных в Москве // Русская мысль. 1896. № 96.

47. Волонтер и общество. Волонтер и власть / Сост. C.B. Тетерскищ под ред. Л.Е. Никитиной. М., 2000.

48. Волонтеры в помощь детям-сиротам. Благотворительный фонд. URL: http://www.otkazniki.ru

49. Всеобщая декларация добровольчества. Амстердам. Январь, 2001. URL: http :// w\v w. soc ial. i aba. r u/factu re/dec 1 ar ati on/

50. Выступление B.B. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 08.07.2000 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

51. Гаврюшин Н.Г. Вехи русской религиозной эстетики // Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

52. Гете И.В. Фауст // Сочинения в 10 т. Т. 2.

53. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10.

54. Голенкова 3. Т. Гражданское общество // Социологическая энциклопедия. Под. ред. В.Н. Иванова. М.: Мысль, 2003.

55. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. ИМ. Калъной. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2000.

56. Грахам С. Путь Марфы и путь Марии. 1915.

57. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.

58. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека. 1872.

59. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М. - Л., Т. 2. Кн. 1. 1927.

60. Дебогорий-Мокриевич В. Воспоминания. 1894.

61. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи // Пресс-Выпуск № 1785. URL: http://www.wciom.ru

62. Ермолаева Е.В. Труд добровольцев // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2006. № 3.

63. Житие и чудеса преп. и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. 4.1. URL: http:/7kotlovka.ru

64. Журнист Л. А. На страже здоровья добровольцы // Библиотека. 2005. № 1.

65. Ильинский П.А. Русская женщина в войну 1877-1878 гг. СПб., 1879.

66. Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II) / Сост. В.В. Алексеев, В.А. Степанов. Донецк: Сталкер, 1996.

67. Калъдерон П. Не всегда верь худшему // Пьесы: В 2 т. М., 1961. Т. 2.

68. Как думали русские люди о милосердии двести лет назад. Сергиев Посад, 1897.

69. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993. Т. 1.

70. «Касается меня. Касается каждого» // ШАГИ профессионал. № 4. 2006.

71. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т. 1: Курс русской истории. М., 1987. 12. Козлов В.В. Всесоюзное общество им. Д.И. Менделеева. 1868-1968. М.,

1971.

73. Коммуникация и консультирование в области ВИЧ-инфекции. Пособие для медицинских работников. М., 2005.

74. Кони А.Ф. Пирогов и школа жизни // На жизненном пути. Т. И. СПб., 1912.

15.Кононова Т.Е. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

76. Конт О. Общий обзор позитивизма. Гл. XIV // Родоначальники позитивизма. Вып. 4-5. СПб., 1912.

77. Костина Е.Ю. История социальной работы. Изд-во Дальневосточного университета. Владивосток, 2003.

78. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Спб., 1907.

79. Кропоткин П.А. Этика. Пб.- М., 1922. Т. 1.

80. Кудринская Л.А. Добровольческий труд в современной России: Монография. Омск Издательство ОмГТУ. 2005.

81. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. М.: Изд-во МГУ. 2006.

82. Кузьмина М. Олимпиада культуры // Неделя области. 2008. 30 июля.

83. Кукол Е. Десять заповедей добра // Российская газета. 2008. 11 апреля.

84. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 40, 45.

85. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования. 3 ноября 1920 г. // Сочинения. 4-е изд. Т. 31.

86. Лихачев Д. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси / Д. Лихачев. М., 1980.

87. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. № 6.

88. Лоренц К. Человек находит друга. 1971.

89. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.

90. Лосский И.О. Ценность и Бытие. Гл. II.

91 .Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX века. СПб.: Искусство - СПб, 1994.

92. Лыткин В.А. История социальной работы в России. Калуга, 1957.

93. Ляшенко К. Люди, которые нам помогают. «74» - это просто код региона...// ШАГИ экспресс. 2006. № 6.

94. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России / Антология социальной работы. Т. 1. М., 1994.

95. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3.

96. Маторин Н. Культурная смычка с деревней: (Опыт ленинградских рабочих). Л., 1924.

97. Международный волонтерский лагерь. ШЬ: http://www.workcamp.ru

98. Менделевич В.Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005.

99. Миллъ Дж.С. Утилитаризм. О свободе. П., 1900.

100. Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.

101. Исторический опыт социальной работы в России / Под. ред . JI.B. Бадя. М., 1994.

102. Научные медицинские общества в СССР. М., 1972.

103. Немецко-русский обмен. URL: http://www.austausch.org

104. Никольский Н.М. История русской православной церкви. М., 1983.

105. «Новости Радищевского музея» // официальный сайт Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. URL: http ://w w w. radmuseumart.ru

106. Нувахов Б.Ш., Лаврова ИГ. Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII-XX вв. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995. № 4.

107. О Крестовоздвиженской общине. Из письма к Э. Ф. Раден. Вишня. 27 февраля 1876 г. // Севастопольские письма и воспоминания. Изд-во АН СССР. М., 1950 г.

108. Ожегова O.A. Историческое воображение и геопространственный образ России (теоретико-эмпирический анализ) // ГЕО-Сибирь-2011. Т. 6. Геопространство в социальном дискурсе: прошлое, настоящее, будущее: сб. матер. VII Междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2011». 2011. 1929 апреля. Новосибирск: СГГА, 2011.

109. Огурцов А.П. Русская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1.

110. Официальный сайт XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. URL: http://sochi2014.com

111. Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого общества за сто лет, 1816-1916 гг. Пг., 1916.

112. Переписка JI.H. Толстого с сестрой и братьями. М.: Худож. лит., 1990.

113. Платон. Собрание сочинений в 4 томах / Пер. С.А. Ошероеа. Т. 1. М.: «Мысль», 1990.

114. Платонов O.A. Святая Русь // Россияне. 1992. № 12.

115. Повести временных лет (Лаврентьевская летопись) / Сост. А.Г. Кузьмин, В.В. Фомин. Арзамас: Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, 1993.

116. «Повесть временных лет» о благотворительности князя Владимира (Святого) (978-1015) // Полное собрание русских летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 1. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846.

117. Позднева С.П., Маслов Р.В. О православном и светском понимании смысла жизни // Церковь, образование, наука: православная культура -основа духовно-нравственного здоровья общества / Под. ред. прот. Димитрия Полохова, И.А. Дорошина. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2009.

118. Полное собрание законов Российской Империи. Т. 4, 16, 20, 34, 35 // Российская национальная библиотека. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php

119. Послание Президента РФ от 24 февраля 1994 г. «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» // Российская газета. 1994. 25 февраля.

120. Послание Президента РФ ФС от 17.02.1998 г. «Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)» // Российская газета. 1998. 24 февраля.

121. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26.05.2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая.

122. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005 г. // Российская газета. 2005. 26 апреля.

123. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. URL: http ://archive.kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type63372type63374type2 634_125339.shtml

124. Послание Президента РФ ФС от 5.11.2008 г. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type6 338 ltype82634_208749.shtml

125. Послание Президента РФ ФС от 12.11.2008 г. URL: http ://npe3HfleHT.p(J)/transcripts/5979

126. Послание Президента РФ ФС от 22.12.2011 г. // Российская газета. 2011. 23 декабря.

127. Пособие для журналистов. Освещение ВИЧ/СПИДа в СМИ. М., 2006.

128. «Поучение» князя Владимира Мономаха о защите слабых и благотворительности (начало XII в.) // Полное собрание русских летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 1. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846.

129. Правительственный вестник. 1897. 12 июля.

130. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности «Милосердие». URL: http://www.miloserdie.ru

131. Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный. URL: http://new .pravos!avie.ru

132. Преподобный Иосиф Волоцкий / Сост. Т. А. Соколова; отв. ред., автор предисл. А. В. Назаренко. М.: Институт экономических стратегий, 2010.

133. Прокофьева Е. Светские монашенки // Будь здоров. 2001. № 7.

134. Профилактика ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под ред Л.М. Шипицыной. М.-СПб., 2007.

135. Работа с добровольцами / Сост. H.A. Тернова. М., 2001.

136. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.

137. Речь С.К. Гогеля на открытии союза в кн.: Труды I съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. СПб., 1910.

138. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество. М.: ООО Издательство «Проспект». 2010.

139. Рещетников О.В. Социальное служение в России и за рубежом // Социальная работа. 2006. № 2.

140. Рим. 2:14 // Библия. Новый Завет. URL: http://www.bibliaonline.ru

141. Россия. Энциклопедический словарь. JL, 1991.

142. Русские Ведомости. 1895. № 57.

143. Русские очерки. Т. III. М., 1956.

144. Руссо ЖЖ. О причинах неравенства. СПб., 1907.

145. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1911.

146. Савельева И., Морозова Е., Охачинский Л., Толмасова А. Популярно о СПИДе. М., 2002.

147. Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация помощи детям с ограниченными возможностями «Шаг навстречу». URL: http:// www.shag-navstrechu.ru

148. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. URL: http://lib.rus.ec/b/49058

149. Свод законов Российской Империи. Издание в 16 томах. 1906 г. Т. 5, 13 / Официальный интернет портал правовой информации. URL: http ://www.pravo.gov.ru

150. Сводный отчет Ленинградского союза рабочих обществ смычки города с деревней за 1925 год.

151. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4.

152. Силами равных. // Наркомат. 2007. №1 (40).

153. Слабжанин Н.Ю. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения. М., 2003.

154. Смит А. Теория нравственных чувств. СПб., 1895. Гл. 6.

155. Смирнов С.И. Как служили миру подвижники Древней Руси. Сергиев Пасад, 1903.

156. Соловьев B.C. Оправдание добра // Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1988.

157. Соловьев C.JI. Всесоюзное минералогическое общество и его роль в развитии географических наук (1817-1967 гг.). Л., 1967.

158. Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. М., 1988. Кн. 1. Т. 1-2.

159. Социологический словарьЛЖГ: http://www.slovarus.ru

160. Спенсер Г. Основания науки о нравственности. СПб., 1880.

161. Судебник государя царя и великого князя Иоанна Васильевича (1550 г.). СПб., 1768. URL: http://books.google.ru

162. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

163. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Астрель: ACT, 2001.

164. Толмасова А. Практические рекомендации. Правовые основы добровольческой деятельности // Законодательство об НКО. Информационный бюллетень. № 7. Сентябрь, 2008.

165. Троицкий Е.С. Соборная сила многонациональной России. М., 1995.

166. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М., 1993.

167. Устав заведения общины сестер милосердия. СПб., 1848.

168. Устав князя Владимира (Святого) о попечении и надзоре над церковными людьми (извлечение из различных редакций XI-XII вв. // О общественном призрении в России. СПб., 1818.

169. Устрялов Н.Г. Петр Великий в Голландии и Англии. СПб, 1855.

170. Федеральное государственное учреждение Российский государственный исторический архив. URL: http://fgurgia.ru/start.do

171. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Париж, 1931.

172. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Монография. 1-е изд. Белград, 1937.

173. Фигнер В. М.М. Дондукова-Корсакова в Шлиссельбурге // Русские ведомости. 1912. № 290.

174. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1900.

175. Хроника. «Касается меня. Касается каждого» // «ШАГИ профессионал». № 4. 2006.

176. ЦСУ. Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г.: Краткие сводки. М., 1928. Вып. VIII. С. 36-41 (подсчет) // Ленинградская правда. 1928. 23 марта.

177. Черепкин Н.П. Императорское общество благородных девиц. СПб., 1914.

178. Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (X-XIX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.

179. Что такое группы взаимопомощи и зачем они нужны // Пособие «Группы взаимопомощи». URL: http://www.aids.ru/whatnext/group02.shtml

180. Шекова E.JI. Труд добровольцев в сфере культуры США и России // Социологические исследования. 2002. № 3.

181. Шопенгауэр А. Критика отвлеченных начал. Т. 2. Гл. IV.

182. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред., сост., вступ. ст. A.A. Гусейнова и А.П. Скрипника. М.: Республика, 1992.

183. Штекль К. Сообщество после субъекта: православная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопросы философии. 2007. № 8.

184. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России. Национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

185. Энциклопедический словарь «Святая Русь». URL: http ://www.mosslov.ru/tolk/pomoqi .html

186. Юркин И.И. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде русского города XVTII века // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2003.

187. Beck U. Das Demokratie-Dilemma im Zeitalter der Globalisierung. In: Aus Politik und Zeitgeschichte. 48. Jg., Heft В 38. 1998.

188. Bourdieu P. Esquisse d'une théorie de la pratique, précédé de trois études d'ethnologie kabyle. Genève. Droz. 1972.

189. Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste / Bourdieu, P. London: Routledge. 1996.

190. Bundesministerium fur Familie, Senioren, Frauen und Jugend 2004: S. 43 f.

191. Coleman J. S. Social capital in the création of human capital // American Journal of Sociology. 1988. N. 94.

192. Düx W.; Prein G.; Sas s E.; Tully C. J. Kompetenzerwerb im freiwilligen Engagement: Eine empirische Studie zum informellen Lernen im Jugendalter. 2. Auflage. VS Verlag für Sozialwissenschaften. GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden. 2009.

193. Evers A. Warum sich engagieren? Eigensinn, Gemeinsinn und Aufgaben der Politik. In: Kulturpolitische Mitteilungen. Heft 1. 1999.

194. Gensicke T.; Picot S.; Geiss S. Freiwilliges Engagement in Deutschland 1999-2004. VS Verlag für Sozialwissenschaften. 2005.

195. Hofstede G.: Lokales Denken, globales Handeln- interkulturelle Zusammenarbeit und globales Management, 3. vollständig überarbeitete Auflage, Dt. Taschenbuch Verlag. München, 2006.

196. Nolte P. Zivillgesellschaft und soziale Ungleichheit // Forschungsjournal Neue Soziale Bewegungen. № 2. 2003.

197. Putnam R. D. Gesellschaft und Gemeinsinn. Sozialkapital im internationalen Vergleich. Gütersloh. 2001.

198. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. V.

199. Seihe St. Tafeln in Deutschland: Aspekte einer sozialen Bewegung zwischen Nahrungsmittelumverteilung und Armutsintervention. VS Verlag für Sozialwissenschaften. GWV Fachverlage GmbH. Wiesbaden. 2009.

200. Strong P. Epidemie psychology: a model. Sociology of Health and Illness. 1990.

201. Thomas A.\ Psychologie interkulturellen Handelns. Göttingen: Hogrefe, 1996.

202. Thomas A., Kinast E.-U., Schroll-Machl S.: Interkulturelle Kommunikation und Kooperation. Band 1: Grundlagen und Praxisfelder. Vandenhök & Ruprecht, Göttingen, 2003.

203. Westermark E. Ursprung und Entwicklung der Moralbegriffe. Bd. 1.

204. Zimmer A.; Nähr lieh St. Engagierte Bürgerschaft: Traditionen und Perspektiven. Leske+Budrich. Opladen. 2000.

ВЫСОЧАЙШЕ о добре п ныя правила Крестовоздвп-

ЖЕНСКОН Овщнны СбСТЕРЪ ПоПЕЧЕШЯ О РАНЕНЫХЪ Н БОЛЬНЫ ХЪ ВЪ ВОЕННЫХ/!» ГОСПИТАЛЯХЪ.

Общпна Сестеръ Попечен1я о раиеныхъ и больныхъ въ воедныхъ гос-питаляхъ учреждается, съ ВЫСОЧАЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА соизволешя, на время военныхъ дМствш, на пждввепщ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ) ВЫСОЧЕСТВА, ГОСУДАРЫНИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ п состоитъ нодъ непосредствениьшъ покровптельствомъ ЕЯ ВЫСОЧЕСТВА.

Ц-Ьль этаго учреждения определяется еазшмъ назвашемъ оваго.

Сестры Попечешя избираются съ строгою разборчивостью нзъ чело-в^колюбнвыхъ, пзвЬстныхъ евоимъ поведешезиъ и добросов^стностно жен-щивъ, Русскихъ подданных*, всйхъ свободныхъ состоянШ п преимущественно пмЬвшпхъ уже случай ходить за больными. 0а$ обязываются съ любовью къ Спасителю и Господу нашему 1нсусу Христу п съ полнымъ лнчнымъ самоотвержешеяъ,' ш&ть постоянный, тщательный уходъ за ранеными и больными и пещись о нпхъ, кань о блпжайшпхъ своихъ род-етвенипкахъ.

Доступдеа1е въ число Сесгеръ обязательно на одпнъ годъ. Оно должно им1»ть основнымъ побуждешемъ теплую любовь къ ближнему, съ твер-дымъ нам^рея!емъ переносить съ Хрпсгаасышъ смирешезиъ вей трудности прпшшаемыхъ обязанностей.

Изъявпвпия желаше поступить въ Сестры Попеченш отправляются, на первый разъ, въ Крымъ и распределяются въ тамошше военные госпиталя. За тЬгь, по ус»отр$шю Начальства, он-Ь могутъ быть назначаемы и въ друпя а1>ста, согласно военнымъ потребностямъ.

Ближайшее завЪдываше Сестрами ввйрястея Главной Пачальницй, назначаемой ЕЯ ИМПЕРАТОРСКПМЪ ВЫСОЧЕСТВОМЪ.

Обязавоости Главной Начальницы определяются особымъ наставде-шеиъ.

Отъ Главной Начальницы зависитъ указате заняли п распределение Сестеръ въ болышцахъ, по требований Медицинскаго Начальства. Во время нахождешя въ госпиталяхъ, Сестры Попечешя состоять въ непосредствен-номъ распоряжение сего Начальства п безпрекословпо исполняютъ веб предппсаиныя отдать правила.

Расходы на отправлеше Сестеръ къ м-Ьсту нхъ назначетя, на ихъ содержаше и обратный путь въ С.-Петербургъ принимаются на счетъ сузшъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ) ВЫСОЧЕСТВА.

Кром$ того пмъ назначается: 1) при отправленш единовременное но-соб!е, по надобности; 2) суточпыя для продовольствия во время пути, до одного р. сер., въ день и 3) платье, по утвержденной ЕЯ ИМПЕРЛТОРСКПМЪ ВЫСОЧЕСТВОМЪ Форм*.

Главной Начальншф назначается содержаше по особенному съ ней условно.

Сестры отлпчпвшшся прим'брньшъ старашеагь о порученныхъ ниъ раненыхъ и больныхъ, по засвидетельствование о томъ Меднцпнскаго Начальства и Главной Начальницы, получать особый отлпчш и награды, по усмотр&шо ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА.

ОБЯЗАННОСТИ

состоящей подъ нокровительствомъ ЕЯ ИМПЕРА-ТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ

Крестовоздвиженскон Общины Сестеръ Попечешя о

РАНЕИЫХЪ И БОЛЬНЫХЪ ВЪ ВОЕНИЫХЪ ГОСПИТАЛЯХ!».

1. ■ ■

Сестры Попечешя должны постоянно хранить въ памяти данное ими обйщаше посвятить всЬ силы свои на богоугодное служете раненымъ и больнымъ,- съ полнымъ личнымъ самоотвержешемъ и искреннимъ мпло-серд1емъ къ страждущпмъ.

2.

Качества, которыми онй должны постоянно отличаться, суть: набожность, милосердге, д-Ьломудр^е, воздержаше, опрятность, скромность, доброта, терпЬше, безусловное новпновете постановлетямъ и взаимное другъ другу сод4йств1е въ успЬпшййшемъ исполнен»! возложенныхъ на вихъ обязанностей.

■■ 8.

Состоя въ в-Ьд-Ьшп поставленныхъ отъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА, Покровительницы Общипы, Главной Начальницы и ея по-мощпицъ, Сестры должны веб данпыя имъ приказашя исполнять въ точности и безпрекословно, не жал£я силъ своихъ, ни трудовъ.

Главпая Начальница есть для нихъ ближайшая мать, а онй суть для нее дочери.

Безъ ведома и разр-Ьшешя Главной Начальницы, Сестры не должны никуда отлучаться. Ont обязаны постоянно носить Формепную одежду, утвершдепяую ЕЯ ПМПЕРАТОРСКИМЪ ВЫСОЧЕС'ГВОМЪ.

6.

Находясь въ госпитале, Сестры должны тщательно наблюдать все, что по паставлешю врачей признано будстъ полезпымъ п иужнымъ для воз-становлеп1я здоровья вв-Ьренныхъ ихъ нопеченио ранеиыхъ п больиыхъ; все же вредпое для пнхъ п запрещенное врачами всемирно отъ нихъ удалять.

7.

Кроме того, ont должны стараться облегчать страдашя больныхъ христ1анскнмъ yTÎmeoiesn» п молптвамп. О просьбахъ умирающихъ oui должны пемедленпо доносить Главной Начальнице, или ея помощппцамъ.

■ ' 8.

Сестры пе должны принимать для себя пи депегъ, ни пныхъ подар-ковъ, иодъ онасешемъ справедливаго взыскашя за вепсполпеше сего и за всякую утайку. Полкцеше, столъ и прочее продовольствие oui им^отъ обнр.

9.

Сестры, назначаемый въ помощницы Главной Начальницы, подчиняются тЪмъ же правпламъ и исполняют!, tí же обязанности, какъ и про-4¡fl Сестры. Но какъ старшпмъ, имъ вверяется, по уемотр&нно Главной Начальницы, ближайшее паблюдеше за пзвестнымъ числоиъ спхъ посл^д-нихъ. Въ такомъ случай, ответствуя за свое Отделение, oui обязаны подавать опому собою прпмйръ усердш и самоотвержения.

10.

Хотя надеяться должно, что Сестры Попеченш, поступпвъ въ cié зва-ше, потщатся оправдать ихъ выборъ; но если бы, паче чаяш'я, которая либо изъ пихъ изобличена была въ поведепш и поступкахъ. necooTBit-

етвующнхъ возложенному на нее званно, в, не смотря на сдЬлашша ен внушения и уийщашя, неправлеша не послйдуетъ: то таковая Сестра удаляется навеегда изъ Общпны.

«I.

Напротпвъ, Сестры, отлпчнвинася спонмъ послушашемъ п усерд!емъ, по засвидетельствование Главной Начальницы, получать отъ ЕЯ ИМИЕ-РАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА особениыя отличи и награды.

Источник: ФГУ РГИА Ф. 1661 Оп. 1 Д. 210 Л. 1 - 3.

, „ , . - . . " ' л ' ■ \ - • - - -

^¿.г-^К -Л:,,- 'Л'ч¿л; .•'-•,'•;•.•...'•■ tcv^ -v'*.

- - — •• Í ■ . ' ■ " ' : ' , * - • .

«Т .. ' ' ' ' '• -- 1 ' '

КЛЯТВЕННОЕ ОБЪЩАШЕ.

*• ' 'V

Во юш Всеблагаго и Всемилосердаго Бога Отца и Сына п Святаго Духа, п во славу Честнато и Жпвотворящаго Креста Господня, которымъ совершилось наше спасете п усыновлеше Господу Богу.

Я недостойная раба Бояая, вшшая звапио Божеетвеннаго Искупителя челов'Ъковъ: «аще кто хощетъ по Muí пти, да отвержется себе, п воз-метъ кресгь свой п послйдуетъ МнЬ>.

По гласу того же Спасителя и Судш ¡wipa: «болепъ бйхъ п посЬтп-сте Мепе; понеже сотворпсте единому спхъ братш Мопхъ меньшпхъ, Mirfc сотворпсте»; познавая, что Всемплосердый Судш Mipa щпемлетъ сердобольг-пое служете болящпмъ такъ, какъ бы оное Самому Ему оказано было.

Желая сколько немощь естества человйческаго позволяетъ подражать Господу Моему Iacycy Христу, за спасеше наше ноношеше, страдашя п самую смерть на Крест! принять Изволившему и Пречистой Его Матери, УтЪшешю и Радости вс$хъ скорбящпхъ.

Съ тагагаъ пскрепппмъ расположешемъ, по доброй моей во.гЬ и усмо-трИшю Начальства вступая въ Крестовоздвпженскую Общпну Сестеръ По-печешя о рапепыхъ и больныхъ Военнаго Ведомства, утвержденную ВЫСОЧАЙШЕЮ волею ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА п состоящую подъ покровительством ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА БЛАГОВЕРНОЙ ГОСУДАРЫНИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ принимаю пыл* присягу въ томъ:

Что докол'6 сплъ мопхъ достанетъ, употреблять буду вей мои попечения н труды на Богоугодпое служение больнымъ брашмъ мопмъ чело-

ту.' в см г с с . и,

; ;; »'ОС Г«5-.ДЕВ . • • "

'й' Ч. I 1ПИ1П •• 'VI :

и ш!;тш ¡'и "V/.' тва

% д^КСАЫ'К -ЛОН^НЫ,

¡Со литёгъ.

„л

Айр'ьдя, Г,.

4 •• .;■

еМ

•••

. 1

Вть Собственную ЕГО ШЛ1ЕРАТ0Р0КАГ0 ВЕШЧ1-СТВА Нам цел яр ш.

и н

^, ..........: / я

Им'& честь препроводить при с ь проектъ Положен1я о зиа,к% и зяачкахъ Попечительства о трудовой помощи, состоящего подъ АВГУСТ-ЪЙЩИМЪ Пр еде-ьдательст во иъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГС БЕЛИЧЕСТ ГОСУДАРЫНИ ШКРАТРИЦМ МШСАЩРЫ 9К0ДС1Р0Б}Ш . съ ихъ описан 1емъ! и рисунками, покорнейше про по разомотрЪн1и сего Похожею, я., о поол^дущемъ

не оставить меня ув^домл^н1екъ еъ возвр ад?,с-*?*-: ......

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.