Полицейские практики в европейской культуре: философско-антропологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Лыков Эдуард Николаевич

  • Лыков Эдуард Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 131
Лыков Эдуард Николаевич. Полицейские практики в европейской культуре: философско-антропологический анализ: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2021. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лыков Эдуард Николаевич

Содержание

Введение

Глава 1. Полицейские практики в европейской культуре:

теоретико-методологические экспликации

1.1. Полиция как предмет философского и социально-гуманитарного 13 исследования

1.2. Общественный порядок и создание национального универсума

Глава 2. Полицейские практики: философско-антропологический 64 анализ

2.1. Антиномии насилия и суверенности

2.2. Расследование как интеллектуальная практика 85 Заключение 110 Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полицейские практики в европейской культуре: философско-антропологический анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. При том, что полиция составляет неотъемлемый «фон» нашей жизни, сопровождает человека в его обыденном, повседневном существовании, она не часто становилась объектом философской рефлексии. Даже с учетом того, что полиция всегда появляется или сопровождает некоторые экстраординарные события, они же происшествия в жизни человека. Философский дискурс настойчиво игнорирует полицию как объект исследования или же, в редких случаях, наделяет ее негативными значениями, подобно Вальтеру Беньямину, пишущему о смешении в институте полиции правоустанавливающего и право поддерживающего насилия, что ведет к деградации легитимного насилия в целом. Возможно, что эта идея, ясно выраженная В. Беньямином, может служить несостоявшейся популярности полиции как исследовательского объекта в XX веке.

Известно, что для века XIX, а также XVIII и даже несколько ранее характерно другое восприятие и отношение к полиции. Понятие «полиция» входило в целый ряд популярных концепций, активно использовалось учеными и управленцами по всей Европе. Немецким ученым этого периода принадлежит теоретизация популярной модели «полицейского государства» с соответствующей теорией государственного управления. Европейские и российские монархи (от Петра и ЕкатериныП) возлагают на полицию заботу о благополучии граждан и государства в целом. Полиция понимается как инструмент обеспечения блага частного и общественного. Вслед за теоретической разработкой такого совмещения французскими просветителями, теоретики государственного администрирования пишут об этом в контексте обоснования науки о полиции.

Все изменил XX век, в котором полиция стала своеобразным «слепым пятном» не только для философии, но также большинства общественных и гуманитарных наук. Вполне возможно, что теория «полицейского государства», полицейского администрирования действительно была

соотнесена с негативным опытом столетия и практикой тоталитарных режимов. Общий тренд на создание и обоснование преимуществ правового государства (конкурирующей концепции государственного устройства) сделал непопулярным обращение к теории «полицейского государства». Полиция как объект исследования также не была востребована, хотя всегда находилась рядом с наиболее актуальными проблемами западной политической философии, этики, философии власти, философской антропологии.

Исключением был Мишель Фуко, который в курсе «Безопасность, территория, население» посвятил полиции две лекции, а также несколько более локальных текстов. Полиция возникает в них в контексте исследования властных практик, археологии практик администрирования, которые Фуко извлекает из ткани европейской истории от Античности до современности. Люк Болтански гораздо позднее (в 2012 году) издает работу «Тайны и заговоры. По следам расследований», во-многом продолжая фукианскую линию анализа полиции. Но дискурсивная природа рассматриваемого феномена в обоих случаях оставляет пространство для разговора о конкретных антропологических, культурно-антропологических практиках, которые можно было бы назвать полицейскими и, возможно, прийти к обоснованию позитивного восприятия этого института. По крайней мере, добавить еще одну философскую работу к тем немногим имеющимся, чтобы сфокусировать исследовательское внимание на «слепом пятне» под названием полиция.

Степень научной разработанности проблемы.

Мы уже отмечали, что феномен полицейских практик связан с многими фундаментальными проблемами, но практики остаются в их «тени», скрытыми и связанными с ними, не рассматриваются самостоятельно. Среди таких проблем, проблема власти и силы, использования насилия. В этом контексте проблема полицейских практик присутствует в классической философии уже в Античности, в работах Платона и Аристотеля,

представителей эллинистической философии. Связан с проблемой определения насилия как зла в средневековой философии, работах Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Более широко представлен в контексте теории государства, проблемы суверенной власти монарха и обеспечения безопасности граждан в работах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.

Достаточно ценными для понимания истории возникновения института полиции и связанных с ней практик представляются работы историко-юридические и правоведческие. Исследования Н. Деламара, И.Г.Г. Юсти, Й. Зонненфельца, А. Ульриха, Х. Берга, М.М. Ковалевского, Е. Анисимова, Т. Саймона раскрывают эволюцию понимания полиции в европейской мысли XVIII-XIX веков. Отметим, что исчерпывающее исследование этого аспекта не являлось для нас целью и было необходимо для выявления основных смыслов.

Не менее важным для понимания антропологической специфики полицейских практик являются исторические и антропологические исследования, представленные работами Б. Андерсона, А. Барбье, Р. Дарнтона, Р. Жирара, Э. Навиля, Э. Канторовича, К. фон Кревельда, М. Мосса, Ж. Батая, Р. Кайуа. К этим работам в части понимания полицейских практик как практик обеспечения мира и ограничения насилия примыкают работы А.П. Назаретяна, Дж. Даймонда, К. Лоренца, С. Пинкера, С.Н. Борисова, А.В. Римского, А.В. Артюха,

Тесная связь института полиции и проблемы безопасности раскрывается в работах Ю. Авдеева, Н. Н. Арзамаскина, Ж. Бодрийяра, А. Бернгарда, И. Ильинского, Б. Крылова, В. Кудрявцева, М. Коупленд, В. Лунева, Д. Лонга, В. Маллисона, Д.В. Ольшанского, А. С. Панарина, В. С. Пирумова, В. Петрищева, Ч. Руби, Ю. Ромашева, Б. Хоффмана, Х. Хофмайстера, А. В. Шершнёва и др.

Современные трактовки полицейских практик, рассматриваемые в контексте феноменов суверенности и «голой жизни», биополитики и утраты

политического, тайны и перепроизводства символического мы находим в работах Дж. Агамбена, С. Жижека, К. Шмитта, В. Беньямина, П. Бурдье, Э. Гидденс, Ж. Делеза, Ж. Деррида, А. Бадью, Ж.-Л. Нанси, Л. Болтански, П. Боянича, В. Савчука, Р. Салецл.

Особую роль в исследовании полицейских практик играют работы М. Фуко, который обращался к анализу полиции в контексте целого ряда своих работ по генеалогии власти. Проследить его трактовку властных практик, в контексте которых рассматривается и полиция, можно начиная от работы «Истории безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождения клиники» (1963), посвященных психиатрическому и медицинскому дискурсам; работе «Слова и вещи» (1966), «Археологии знания» (1969), дающих понимание методологии фуколдианского анализа дискурсивных формаций и продуктивной концептуальной связке знание - власть. История развития и трансформации властных практик прослеживается от работы «Надзирать и наказывать» (1975), посвященной пенитенциарной системе, до курсов лекций, прочитанных в Коллеж де Франс, «Безопасность, территория, население» (1977-1978 учебный год), «Рождение биополитики» (1978-1979 учебный год), «Герменевтика субъекта» (1981-1982 учебный год), «Управление собой и другими» (1982-1983 учебный год), а также курс лекций, прочитанный в университете Рио-де-Жанейро в 1973 году и изданный в сборнике «Интеллектуалы и власть» под названием «Истина и правовые установления».

Отметим также, что методологическую основу, наряду с трактовкой полиции М. Фуко, понимание полицейских практик как практик культурно-исторических, составили работы М.К. Петрова, а также развитие его идей в работах В.П. Римского. В частности, его трактовка культуры и цивилизации, понимание трансформации практик, данное в коллективной монографии «Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова».

Небольшое количество исследований посвященных феномену полиции, тем более в рамках философского дискурса, позволяет сделать вывод о том,

что исследование полицейских практик в европейской культуре имеет научный потенциал и может считаться актуальным. Исследование полицейских практик в контексте развития идей М. Фуко и М.К. Петрова может внести вклад в разработку как фундаментальных проблем современной философии, так и прикладных аспектов осмысления института полиции.

Исходя из вышесказанного, мы выделили объект диссертационной

работы: антропологические практики в истории европейской культуры.

Предмет исследования: полицейские практики в европейской культуре.

Цель исследования - философско-антропологический анализ полицейских практик в границах европейской культуры.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- осуществить культурно-историческую идентификацию феномена полиции;

- выявить антропологическую специфику полицейских практик в европейской культуре;

- проанализировать полицейские практики в их соотнесенности с феноменами силы - насилия, нормы - чрезвычайного положения;

- реконструировать практики расследования в европейской культуре как часть полицейских практик.

Научная новизна исследования:

1. Осуществлена культурно-историческая идентификация феномена полиции и дано ее определение как института, вмещающего как практики (совокупность исторически и культурно сложившихся способов деятельности) по охране общественного порядка, так и соответствующие им ментальные практики (культурно и исторически обусловленные способы мысле-деятельности);

2. Антропологическая специфика полицейских практик в европейской культуре образована практиками управления и ограничения насилия национального государства, формирующими противоречивый объект полицейского контроля, как Другого, который понимается как субъект права, а также как жертва и «простая жизнь», объект биополитики;

3. Использование полицией силы для обеспечения порядка и безопасности проблематизирует феномен суверенитета, соотношение полиции и политического, а также феномен амбивалентности силы полиции, раскрывающийся в ситуации чрезвычайного положения;

4. Осуществлена реконструкция практики расследования в европейской культуре, которая включала в себя, соприкасалась и соседствовала с научными практиками сбора и обработки эмпирических данных, медицинскими практиками постановки диагноза, а также психоаналитическим вниманием к скрытым и незаметным проявлениям человеческой природы, уликовым практикам из искусствоведения и литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Поле философской рефлексии полиции в европейской философии охватывает проблемы власти, легитимности власти и суверенности, силы и насилия, а выход за границы философского дискурса дает возможность соотнести полицию с феноменами управления, порядка и безопасности. Обращение к истории этого института и исследование генезиса практик, которые лежат в основе полиции, позволяет определить полицию как институт, вмещающий как практики (совокупность исторически и культурно сложившихся способов деятельности) по охране общественного порядка, так и соответствующие им ментальные практики (также культурно и исторически обусловленные способы мысле-деятельности);

2. Полиция возникает как государственный институт, в противовес институтам и практикам обеспечения безопасности феодального общества. Национальное государство нуждалось в инструменте для обеспечения

порядка, представляющего всех граждан, что в логике отношений с Другим связано с дилеммой отношения к Другому, который не такой же как я, не близкий и одинаковый, не находящийся рядом и выпадающий из порядка. Упорядочивание в отношении такого Другого, который предстает и понимается как универсальный Субъект, субъект права, а также жертва (возможная жертва, предполагаемая жертва) и «простая жизнь», объект биополитики, осуществляется полицейскими практиками;

3. Обеспечение порядка/безопасности полицией связано с использованием силы, что раскрывает конститутивную для полицейских практик сложную сборку 1) единства во множестве национальной общности и проблемы суверенитета - противоречивого источника института полиции; 2) соотношения полиции и политического, или иначе, проблемы объекта упорядочивания, защиты «жизни» или установлением идеологически (политически) ангажированного порядка; 3) проблемы угрозы власти и амбивалентности силы полиции, применение которой всегда (потенциально) ставит вопрос чрезвычайного положения;

4. Практика расследования в европейской культуре возникает в эпоху Нового времени как сложная компиляция из исследовательских, медицинских, психоаналитических, журналистских и искусствоведческих практик атрибуции произведений искусства. В контексте фуколдианского понимания дисциплинарных практик и трактовки реальности Л. Болтански, расследование можно понимать, как двойственную процедуру установления истины в аспекте ее отношений с бытием, выявлении фактов, единиц объективной или естественной реальности, а также фактов социальной жизни в соотнесенности с социальными нормами, с тем существенным дополнением, что среди всех форм расследования, полицейское связано с наложением взыскания или наказания.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования составило научное наследие классиков отечественной и зарубежной философии, истории, истории права, культурологии. Основным

методологическим инструментарием диссертации выступает синтез идей М.К. Петрова и М. Фуко, предпринятый с целью выявления полицейских практик в истории европейской культуры. Идеи М.К. Петрова о неразрывном единстве деятельности и коммуникации, о трансляции и трансмутации как универсальных механизмов передачи знания, позволили обратиться к исследованию культурно-исторических практик сохранения мира и ограничения насилия. Выявить культурную и антропологическую специфику европейского пути формирования практик ограничения насилия.

Концепция дискурсивных формаций М. Фуко, разработанная им методология археологии знания дала возможность обратиться к истокам уликовой парадигмы (К. Гинзбург), практик расследования в европейской культуре, восходящих к христианским практикам дознания и досмотра духовного мира человека. Трактовка М. Фуко института как формы бытования практик, исторически изменяющихся и пересекающихся с другими практиками и дискурсами составила основу авторской концепции и позволила прийти к понимания сложной и противоречивой природе полицейских практик.

Помимо этого, исследование культурной специфики полицейских практик потребовало обращения к культурно-антропологический и феноменологический методологии. Основу авторской концептуальной позиции составили диалектический, историко-философский, генеалогический, сравнительно-исторический, а также деятельностный методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется тем, что оно содержит элементы нового знания в форме философско-антропологической интерпретации феномена полицейских практик в европейской культуре.

Результаты исследования внедрены в практику преподавания БЮИ дисциплин культурологического и философских циклов, специальных курсов, а также способствуют общекультурной и профессиональной

подготовке курсантов юридического института. Внедрение теоретических положений диссертации делает возможным подготовку практических рекомендаций по использованию результатов исследования в сфере обеспечения общественной безопасности.

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в философско-антропологической интерпретации полицейских практик в европейской культуре; в концептуальном анализе «полицейских практик» в контексте основных концепций современной философии и выявлении их антропологической специфики. Предлагается оригинальная трактовка полицейских практик как совокупности практик обеспечения безопасности, проблематизирующих феномены силы/насилия, суверенитета и чрезвычайного положения; а также практики расследования, ставящей проблему умолчания политического как нормирующего фактора социальной реальности.

Личный вклад состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов, в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция: Наука. Искусство. Культура: актуальные проблемы теории и практики (Белгород, БГИКИ, 8 февраля 2019 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Государство и гражданское общество на современном этапе» (Белгород, 17 октября 2019 г.); Международная научная конференция «Философия: традиции и инновации» (Ростов-на-Дону, 25-27 ноября 2019 г.); Международной научной конференции «Что такое сообщество? Социальная герменевтика. Власть и медиа» (21-22 октября 2019 г.); IX Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры» (Белгород, 15 мая 2021 г.).

Положения и выводы диссертации были использованы при чтении курсов лекций и проведении практических занятий для курсантов Белгородского юридического института.

По теме диссертации опубликовано 10 научных работы общим объёмом 2,7 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 статьи в журнале, включенном в библиографическую базу данных Скопус.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ

1.1. Полицейские практики в истории европейской культуры: философско-антропологические и методологические экспликации

Полиция, несмотря на практически повседневное присутствие в жизни обычного европейского человека, не часто становилась предметом теоретических изысканий. Само по себе это достаточно интересно. Поскольку полицейский по долгу службы присутствует в публичных местах, на массовых мероприятиях, находится в потенциально аварийных точках дорожного движения и даже внешне всегда различим «на фоне» других людей благодаря своей форме. Несмотря на это полиция или фигура полицейского редко становилась объектом исследования философов или философских дисциплин. В качестве предположения можно привести более фундаментальные проблемы, которые заслоняют полицию. К ним можно отнести проблемы насилия, государства, суверенности, легитимности насилия и пределов легитимного насилия, наконец, проблема права. Все перечисленные проблемы, некоторые из них в истории западной философии образовали отдельные философские дисциплины, как например, философия права, оказались более предпочтительны для исследования, чем полиция. Более того, некоторые философы, примером может послужить Вальтер Беньямин, пишут о полиции, о в весьма негативных аспектах и опять-таки, в контексте более фундаментальных проблем1. Возможно, что все эти вытеснения полиции на периферию исследовательского поля не случайны и этот объект не стоит внимания? Однако, если несколько изменить фокус рассмотрения, то полиция соприкасается, или более точно, стягивает и обостряет наиболее актуальные проблемы философской антропологии, философии политики, философии права и этики.

Историки и правоведы были более заинтересованы в изучении полиции. М. Фуко приводит сочинение Н. Деламара, состоящее из трех

томов и опубликованное в 1705 году. Этот труд дает практически исчерпывающее представление о том, что понимали под полицией того времени, включая главы «О полиции вообще и ее руководителях и служащих», «О религии», «О нравах», «О здоровье», позднее изданные тома «О продовольствии» и «О путях сообщения». Для XVIII века размышления о полиции становятся неотъемлемой частью тех, кто размышляет об управлении государством. Иоганн Генрих Готлиб Юсти пишет работу «Grundsätze der Polizeiwissenschaft» (1782), позднее «Die Grundfeste zuf Macht und Glückseligkeit der Staaten» (1760—1761). Осмысление полиции в работах Юсти выстраивается вокруг концепции гармонизации счастья частного и счастья государства. Примирение этих двух стремлений есть проблема, инструментом решения которой есть полиция. Полиция как средство примирения частных интересов человека и интересов государства с целью роста силы последнего рассматривается в контексте общей теории управления государством. Юсти оперирует понятием «gemeinschaftliche Glückseligkeit», общего счастья, которое соединяет единичные «счастья» граждан и общее счастье государства. Деятельность полиции, направленная на благоустройство, рост населения, развитие промышленности и поддержание морали ведет к общему счастью2.

Йозеф Зонненфельц в работе «Grundsatze der Polizei, Handlung, und Finanz» 1787 года также связывает институт полиции с благоденствием государства. Зонненфельц был автором идей реформы полицейской системы и кодификации уголовного, частного и административного права3. Хайнрих Гюнтер фон Берг Berg в работе «Handbuch des teutschen Policeyrechts» (17991809) рассматривает идею отдельного «полицейского закона», тогда еще в рамках немецкого частного права. Понимает полиция как средство для предотвращения зла в государстве4. Сама идея создания закона,

2 Adam Ulrich. The Political Economy of J.H.G. Justi. Bern: Peter Lang, 2006.

3 Reinalter H. Sonnenfels Joseph von. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815-1950 (ÖBL). Band 12, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 2001-2005, S. 422 f.

4 Berg H. v., Handbuch desTeutschen Policeyrechts, Bd. I,Hannover 1799, 16

регулирующего действия полиции, говорит о формировании полицейских практик и полиции как института. Дебаты о необходимости такого закона, потребности в регулировании действий полиции разворачиваются вокруг работы Зонненфельца. Томас Саймон пишет о том, что разделение полиции и закона было преодолено в XVIII веке и «Вековая «сверхположительная, метафизическая легитимность», которая первоначально применялась только к закону, «была возложена на полицию», прежде всего путем включения полиции в научные и правовые систематические проекты...»5. То есть деятельность полиции регламентируется и возникает отдельная норма, регулирующая работу полиции, также как полиция наполняется новыми смыслами, заимствуя их у судебной системы, одновременно отличаясь от нее, рассматривается как отдельное явление в жизни государства.

Та же идея прослеживается в работе «Traicte des droits de justice» Jean Bacquet 1603 года, М. Фуко приводи цитату из нее как ссылку в «Безопасность, территория, население»: «Также важно, что права правосудия не содержат в себе прав полиции, поскольку это разные и разделенные права. Так что сеньор, подчиненный правосудию, не может утверждать права полиции» и далее «Более того, совершенно верно, что исполнение обязанностей полиции включает в себя сохранение и благополучие обитателей города, а также публичное благо: нельзя сказать, что права полиции принадлежат кому-то другому, кроме короля»6. И ниже Фуко ссылается на Наказ Екатерины II, которая, в свою очередь, перефразирует идеи Монтескье.

В его сочинении «О духе законов» она представлена так: «В деятельности полиции карает скорее власть, чем закон; в деятельности уголовного суда наказывает скорей» закон, чем власть. Ведению полиции подлежат повседневные дела, касающиеся обыкновенно мелочей и потому не

5 Thomas Simon Das Policeyrecht des 18. Jahrhunderts als Teil des «Teutschen Privatrechts» // Rechtsgeschichte - Legal History 2011(19):309-321. P.312.

6 Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977—1987 учебном году. СПб., 2011. С.464.

требующие формальностей. Действия полиции быстры и касаются поступков, повторяющихся изо дня в день, поэтому она не может налагать суровых наказаний. Она постоянно занята частностями, и крупные нарушения закона не входят в ее компетенцию. Она руководствуется больше распоряжениями, чем законами»7. В рассуждениях Монтескье несколько важных идей. Среди которых продолжение уже изложенной нами идеи того времени о различии судебной институции и полиции. Монтескье пытается провести между ними сущностное различие, выделив различные объекты их деятельности. В основании полиции он кладет власть, в судебной системе -закон. Достаточно натянутое различие, если не пойти дальше. Объектом полиции являются частные нарушения, незначительные. Суд занимается более масштабными делами. Пространство действий полиции -повседневность. Ежедневные дела и проблемы граждан, которые нуждаются в контроле, но не суровом наказании. Иначе говоря, обыденность, а не возвышенное, является сферой действия и существования полиции. Простая жизнь простых обывателей, их биологическое существование, от продажи товаров, до безопасности на улицах.

При этом подчинение полиции монарху являлось само собой разумеющимся, поскольку источник власти был един. Осмысление полиции шло о общем контексте теории управления государством, в значительной мере в решении правовых проблем. В тех смыслах, которые вкладывает Монтескье в понимание полиции, в указание на руководство полицией более распоряжениями, чем законами, отражена инструментальная роль полиции, связанная с ее объектом, повседневной жизнью горожан. Более серьезные нарушения, составляющие угрозу власти, монарху непосредственно, относились к сфере деятельности тайной полиции, институту политического сыска. Немного остановимся на котором, чтобы провести различие между двумя феноменами правового поля той эпохи, а также установить сущностное различие между ними. Евгений Анисимов в работе «Держава и

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лыков Эдуард Николаевич, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агамбен Дж. Stasis. Гражданская война и политическая парадигма. [Текст] / Дж. Агамбен. - СПб.: Владимир Даль, 2021. - 190 с.

2. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 256 с.

3. Агамбен, Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 148 с.

4. Агамбен, Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2012. - 192 с.

5. Агамбен, Дж. Грядущее сообщество [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Три квадрата, 2008. - 144 с.

6. Агамбен, Дж. Открытое [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: РГГУ, 2012. - 112 с.

7. Агамбен, Дж. Средства без цели [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Гилея, 2015. - 148 с.

8. Агамбен, Дж. Что такое повелевать? [Текст] / Дж. Агамбен. - М.: Грюндриссе, 2013. - 72 с.

9. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества [Текст] / Б. Андерсон. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.

10.Андерсон, П. Истоки постмодерна [Текст] / П. Андерсон. - М.: Территория будущего, 2011. - 199 с.

11.Анисимов Е. Держава и топор. Царская власть, политический сыск и русское общество в XVIII веке [Текст] / Е. Анисимов. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 424 с.

12.Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни [Текст] / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова / Х. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

13.Арендт, Х. О насилии [Текст] / X. Арендт; пер. с англ. Г.М. Дашевского. - М.: Новое издательство, 2014. - 148 с.

14.Арендт, Х. О революции [Текст] / Х. Арендт. - М., Издательство «Европа», 2011. - 464 с.

15. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура [Текст]. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

16.Армстронг, К. Поля крови. Религия и история насилия [Текст] / К. Армстронг. - М.: Альпина Нон-Фикшн, 2016. - 538 с.

17.Бадью, А. Этика. Очерк о сознании Зла [Текст] / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.

18.Балибар, Э. Что в войне? Политика как война, война как политика [Текст] / Э. Балибар // Прогнозис №4(16) 2008. - С. 19 - 40.

19.Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности [Текст] / Э. Балибар, И. Валлерстайн. - М.: ЛОГОХ, 2004. - 285 с.

20.Барбье, Ф. Европа Гутенберга. Книга и изобретение западного модерна (XIII-XVI вв.) [Текст] / Ф. Барбье. - М.: Издательство института Гайдара, 2018. - 496 с.

21.Белов, Г. Городской строй и городская жизнь в Средневековой Германии [Текст] / Г. Белов; под ред. Д. Петрушевского; пер. с нем. Е.Петрушевской. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1912. - 292 с.

22.Беньямин, В. Учение о подобии [Текст]: медиаэстетические произведения / Вальтер Беньямин; [пер. с нем. И. Болдырева и др.]; Российский гос. гуманитарный ун-т, Москва: РГГУ, 2012. - 287 с.

23.Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения [Текст] / В. Беньямин. - М.: РГГУ, 2012. - 288 с.

24. Блаженный Августин Творения (том третий) / О граде Божием. [Текст] - СПб.-Киев: Алетейя, УЦИИМ-Пресс, 1998. - 595 с.

25.Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

26.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр. -М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

27.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр. - Тула, 2013. - 204 с.

28.Болтански, Л. Тайны и заговоры [Текст] / Л. Болтански. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. -502 с.

29.Болтански, Л., Кьяпелло, Э. Новый дух капитализма [Текст] / Л. Болтански, Э. Кьяпелло. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. -976 с.

30.Борисов С.Н. Философское понимание насилия: смыслы и коннотации [Текст] / С.Н. Борисов, В.П. Римский // Дискурсы власти: коллективная монография / Н.А. Меркурьева, А.В. Овсянников, А.Г. Пастухов (отв. ред.). - Орёл: Орловский гос. институт культуры, ООО «Горизонт», 2015. - С. 73-106.

31.Борисов, С.Н. Практики насилия в культуре: философско-антропологическая рефлексия. Диссертация, д. филос. н. [Текст] / 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры. -Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. - 330 с.

32.Борисов, С.Н. Феномен насилия в культурно-антропологических практиках и философской антропологии [Текст] / С.Н. Борисов. -Белгород: Изд-во НИУ БелГУ, 2013. - 252 с.

33.Боянич, П. Насилие и мессианизм [Текст] / П. Боянич. - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. - 224 с.

34.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. - Т. 2. Игры обмена [Текст] / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.

35. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. - Т. 3. Время мира [Текст] / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.

36.Бродель, Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. -Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное [Текст] / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

37.Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст] / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

38.Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст] / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

39.Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

40. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

41.Гегель, Г. Философия права [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 526 с.

42.Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект,2008. - 767 с.

43.Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

44.Гернет, М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. [Текст] / М.Н. Гарнет -М.: Гос. изд. юридической литературы, 1951. - 328 с.

45.Гернет, М.Н. История царской тюрьмы. Т. 3. [Текст] / М.Н. Гарнет -М.: Гос. изд. юридической литературы, 1952. - 400 с.

46.Гессен, С.И. Философия наказания [Текст] // Гессен, С.И. Избранное / С.И. Гессен; [сост., автор вступ. ст., Е. Л. Петренко, авторы коммент. М. И. Иванов, Т. В. Иванова]. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 960 с. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века). - С. 254-504.

47.Гидденс, Э. Последствия современности [Текст] / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А.

Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.

48.Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

49.Гинзбург, К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни / Мифы -эмблемы -приметы: Морфология и история [Текст] / К. Гинзбург. - М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.

50.Гоббс, Т. Левиафан [Текст] / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.

51.Гоббс, Т. Сочинения в 2 т. Т.1. [Текст] / Т. Гоббс. - М. Мысль, 1989. -622 с.

52.Горегляд, О.И. Опыт начертания российского уголовного права. Ч. 1. О преступлениях и наказаниях вообще [Текст] / О.Горегляд. - СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1815. - 168 с.

53.Гребер, Д. Фрагменты анархистской антропологии [Текст] / Д. Гребер. - М.: Практика, 2014. - 172 с.

54.Григулевич, И. Р. Инквизиция. - 3-е изд. [Текст] / И.Р. Григулевич. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с., ил. - (Б-ка атеист, лит.).

55. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

56.Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников [Текст] / А.Я Гуревич. - М.: Искусство, 1989. - 368 с.

57.Гурлев, И.В. Создание и развитие полиции при Петре I [Текст] / И.В. Гурлев // Власть, 2018. - №3. - С.134-140.

58.Дарнтон, Р. Поэзия и полиция. сеть коммуникаций в Париже XVIII века [Текст] / Р. Дарнтон. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. -192 с.

59.Декарт, Р. Правило для руководства ума [Текст] / Р. Декарт. - Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. - 174 с.

60.Делёз, Ж., Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

61.Делюмо, Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (ХШ-ХУШ вв.). [Текст] / Ж. Делюмо. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - 752 с.

62. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе [Текст] / Ж. Делюмо. - М.: Голос, 1994. -408 с.

63.Делюмо, Ж., Фрезер, Дж.Д. Идентификация ужаса [Текст] / Ж. Делюмо, Дж. Фрезер. - М.: Алгоритм, 2009. - 240 с.

64.Деррида, Ж. Письмо и различие [Текст] / Ж. Деррида. - М.: Академический проект, 2007. - 495 с.

65.Дмитриев, Т.А. Сокрушительная современность Энтони Гидденса Последствия современности. [Текст] / Э. Гидденс - М.: Праксис, 2011. - С.7-106. - 352 с.

66.Дьяков, А.В. Мишель Фуко в пространстве клиники [Текст] / А.В. Дьяков, О.А. Власова // Хюра. - 2008. - №1. - С. 50-62.

67.Жижек, С. Возвышенный объект идеологии [Текст] / С. Жижек. - М.: Изд-во «Художественный журнал». 1999. - 234 с.

68.Жижек, С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно [Текст] / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2012. - 272 с.

69.Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм [Текст] / С. Жижек. - СПб.: Алетейя, 2005. - 156 с.

70.Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом [Текст]/ С. Жижек. - М., 2009. - 336 с.

71.Жижек, С. Накануне господина. Сотрясая рамки [Текст] / С. Жижек. -М.: Издательство «Европа», 2009. - 280 с.

72.Жижек, С. О насилии [Текст] / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 184 с.

73.Жижек, С. Событие. Философское путешествие по концепту [Текст] / С. Жижек. - М.: Рипол-Классик, 2018. - 240 с.

74.Жижек, С. Чума фантазий [Текст] / С. Жижек. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. - 388 с.

75.Жижек, С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии [Текст] / С. Жижек. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 528 с.

76.Жирар, Р. Козел отпущения [Текст] / Р. Жирар. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 336 с.

77.Жирар, Р. Насилие и религия: причина или следствие? [Текст] / Р. Жирар // Логос №4 (67) 2008. - С.129-140.

78.Жирар, Р. Насилие и священное [Текст] / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.

79.Жирков, Г.В. История цензуры в России Х1Х-ХХ века [Текст] / Г.В. Жирков. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 367 с.

80. Ильин, И.А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) [Текст] / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. -М.: Русская книга, 1994. - С. 6-44.

81.Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное [Текст] / Р. Кайуа. -М.: ОГИ, 2003. - 296 с.

82.Кампер, Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей [Текст] / Д. Кампер. -СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. -174 с.

83.Кант, И. К вечному миру // Соч.: в 8 т. Т. 7. [Текст] / И. Кант - М.: Чоро, 1994. - 495 с.

84. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант [Текст] // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. - Издательство «Чоро», 1994. - С. 373-565.

85.Кант, И. Метафизика нравов [Текст] / И. Кант // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. - Издательство «Чоро», 1994. - С. 224567.

86.Канторович, Э. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии [Текст] / Э. Канторович. - М.: Издательство института Гайдара, 2015. - 752 с.

87.Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии [Текст] / Э. Кассирер. - М.: Прогресс, 1988. - 546 с.

88. Ковалевский, М.М. История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III. К вопросу о возникновении местного самоуправления в Англии [Текст] / М.М. Ковалевский. - Прага: Типография В. Нагель, 1877. - 121 с.

89.Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. - СПб.: Наука, 2003. -792 с.

90.Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля [Текст] / А. Кожев. - М.: Логос, 1998. - 208 с.

91.Коллманн Н.Ш. Преступление и наказание в России раннего Нового времени [Текст] / Н.Ш. Коллман; пер. с англ. Прудовский П.И. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 616 с. (Серия HISTORIA ROSSICA).

92.Комаров, И.М., Тонков, Е.Е. Базовые основы теоретических построений в криминалистике [Текст] // Научные Ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2015. - No20(217). Выпуск 34. - С.85.

93.Конегер, П.Е. Проблемы наказания во взглядах античных философов [Текст] / П.Е. Конегер // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - № 4 (111). - 2016. - С. 195-199.

94.Кревельд, фон М. Расцвет и упадок государства [Текст] / М. фон Кревельд. - М.: ИРИСЭН, 2006. - 244 с.

95.Кристи, Н. Контроль над преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца [Текст] / Н. Кристи. - СПб.: Алетейя, 2012. - 208 с.

96.Кристи, Н. Причиняя боль. Роль наказаний в уголовной политике [Текст] / Н. Кристи. - СПб.: Алетейя, 2011. - 162 с.

97.Кудери, Э. Национализм [Текст] / Э. Кудери. - СПб.: Алетейя, 2010. -136 с.

98.Кулагин, В.М. Международная безопасность: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В.М. Кулагин. - М.: Аспект-Пресс, 2007. -318 с.

99.Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1977. - 300 с.

100. Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда [Текст] / Ж. Лакан. - М.: Логос, 1997. - 184 с.

101. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе [Текст] / Ж. Лакан. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с.

102. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу [Текст] / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

103. Латур, Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» [Текст] / Б. Латур. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-петербурге, 2015. - 316 с.

104. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого [Текст] / Ж. Ле Гофф. - М.: Прогресс, 2001. - 440 с.

105. Ле Гофф, Ж., Трюон, Н. История тела в средние века [Текст] / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. - М.: Текст, 2008. - 189 с.

106. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека [Текст] / Э. Левинас. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. -265 с.

107. Левинас, Э. Тотальность и бесконечное [Текст] / Э. Левинас. -М.: Университетская книга, СПб., 2000. - 416 с.

108. Ленин, В.И. Государство и революция [Текст] / В.И. Ленин. - М.: Государственное издательство, 1930. - 160 с.

109. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. -160 с.

110. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло); [Пер. с нем. Г. Ф. Швейника]. [Текст] / К. Лоренц- СПб.: Амфора, 2001. - 347 с.

111. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества [Текст] / К. Лоренц // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 39-53.

112. Луман, Н. Власть [Текст] / Н. Луман. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.

113. Магун, А. Отрицательная революция. К деконструкции политического субъекта [Текст] / А. Магун. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 416 с.

114. Макиавелли, Н. Государь. Сочинения [Текст] / Н. Макиавелли. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 656 с.

115. Макиавелли, Н. Избранные сочинения [Текст] / Н. Макиавелли. -М.: АСТ, 2004. - 819 с.

116. Маркс, К. Гражданская война во Франции [Текст] // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 17. - М.: Госполитиздат, 1960. - 841 с.

117. Монтескье, Ш. О духе законов [Текст] / Ш. Монтескье. - М.: Мысль, 1999. - 674 с.

118. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии [Текст] / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

119. Мосс, М. Социальные функции священного / Избранные произведения [Текст] / М. Мосс. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.

120. Навиль, Э. Вопрос о зле [Текст] / Э. Навиль. - СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1871. - 195 с.

121. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. 4-е изд. [Текст] / А.П. Назаретян. - М.: Либроком, 2015. - 256 с.

122. Назаретян, А.П. Нелинейное будущее. Мегаистория, синергетика, культурная антропология и психология в глобальном прогнозировании. 3-е изд. [Текст] / А.П. Назаретян. - М.: Аргамак-медия, 2015. - 508 с.

123. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество [Текст] / Ж.-Л. Нанси. - М.: Водолей, 2009. - 408 с.

124. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др. [Текст] / Ф. Ницше. - М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.

125. Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. - М.: Мысль, 2010. - 736 с.

126. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

127. Норт, Д. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества [Текст] / Д. Норт, Д. Уоллис, Б. Вайнгаст. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - 480 с.

128. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, С. 63. / http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=sled&vol=3

129. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 2004.

130. Петров, М.К. Античная культура [Текст] / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с.

131. Петров, М.К. Историко-философские исследования [Текст] / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1996. - 510 с.

132. Петров, М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы [Текст] / М.К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.

133. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1971. - С. 81-112.

134. Платон. Государство [Текст] // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч I. -М.: Мысль, 1971. - С. 89-454.

135. Платон. Законы [Текст] // Платон. Соч. в 3-х томах. Т. 3, ч. 2. -М.: Мысль, 1972. - С. 83-478.

136. Поздняков, Э.А. Философия преступления [Текст] / Э.А. Поздняков. - М.: Б.и., 2001. - 576 с.

137. Полное собрание законов российской империи (ПСЗРИ). Т. V. 1713-1719. СПб. 1830. С.372.

138. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

139. Рансьер, Ж. На краю политического [Текст] / Ж. Рансьер. М.: Праксис, 2006. - 364 с.

140. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма [Текст] / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ, 1997. -199 с.

141. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек [Текст] / В.П. Римский. - Белгород: БелГУ, 1998. - 1 26 с.

142. Рыклин, М. Террорологики [Текст] / М. Рыклин. - Тарту: Эйдос, 1992. - 224 с.

143. Саид, Э. Культура и империализм [Текст] / Э. Саид. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 736 с.

144. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока [Текст] / Э. Саид. - СПб.: Русский Mip, 2006. - 637 с.

145. Салецл, Р. О страхе [Текст] / Р. Салецл. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 92 с.

146. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр. - М.: АСТ, 2009. - 925 с.

147. Сейджман, М. Сетевые структуры терроризма [Текст] / М. Сейджман. - М.: Идея-Пресс, 2008. - 218 с.

148. Сеннет, Р. Падение публичного человека [Текст] / Р. Сеннет. -М.: Логос, 2003. - 424 с.

149. Сеннет, Р. Плоть и камень. Тело и город в западной цивилизации [Текст] / Р. Сеннет. - М.: Strelka Press, 2016. - 504 с.

150. Сергеевич, В. Лекции и исследования по древней истории русского права. Изд. 4, доп. и поправ [Текст] / В. Сергеевич. - СПб., 1910. - 670 с.

151. Сорель, Ж. Размышления о насилии [Текст] / Ж. Сорель. - М.: Фаланстер, 2013. - 293 с.

152. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали: К 110-й годовщине со дня рождения [Текст] / Питирим Сорокин; Подгот. В.В. Сапов. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. - 446, [1] с. (Серия «Русская социология XX века» / Рус. христиан. гуманитар. Ин-т).

153. Судаков, А.К. Наказание [Текст] / А.К. Судаков // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 10-12.

154. Тард, Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы [Текст] / Г. Тард; сост. и предисл. В.С. Овчинского. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 391 с. - (Библиотека криминолога).

155. Тард, Габриэль. Преступник и толпа: [перевод с французского] / Габриэль Тард. [Текст] / Г. Тард. - Москва : Алгоритм, 2016. - 432 с. -(Человек преступный. Классика криминальной психологии).

156. Трубецкой, Е.Н. История философии права [Текст] / Е.Н. Трубецкой. - Киев, 1899. - 188 с.

157. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. [Текст] / [В. П. Римский и

др.]; под ред. В.П. Римского. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.

158. Философская энциклопедия. [Текст] - М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2. - 576 с.

159. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2007. - 607 с.

160. Фрейд, З. Тотем и табу [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 256 с..

161. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

162. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2006. - 571 с.

163. Фуко, M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / М. Фуко. - М.: «Ad Marginem», 1999. - 480 с.

164. Фуко, M. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2005. - 432 с.

165. Фуко, М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2011. - 544 с.

166. Фуко, М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году [Текст] / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

167. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью [Текст] / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 1.

- 320 с.

168. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью [Текст] / М. Фуко. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 2.

- 320 с.

169. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью [Текст] / М. Фуко. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3.

- 320 с.

170. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху [Текст] / М. Фуко.

- СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

171. Фуко, М. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учеб. году [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр.: А. В. Дьякова. - Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 448 c. - (Programme A. Pouchkine).

172. Фуко, М. Рождение клиники [Текст] / М. Фуко. - М.: Академический проект, 2010. - 252 с.

173. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Текст] / М. Фуко. - СПб.: A-cad, 1994. - 408 c.

174. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект [Текст] / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 40-52.

175. Хабермас, Ю. Политические работы [Текст] / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2005. - 368 с.

176. Хабермас, Ю. Постмодернизм и культура [Текст] / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - №4. - 1992. - С.40-53.

177. Хабермас, Ю. Проблема легитимации позднего капитализма [Текст] / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2010. - 264 с.

178. Хайдеггер, М. Бытия и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. [Текст] / М. Хайдеггер. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

179. Шмитт, К. Диктатура [Текст] / К. Шмитт. - М.: Рипол-Классик, 2018. - 40 с.

180. Шмитт, К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса [Текст] / К. Шмитт. - СПб.: «Владимир Даль», 2006. - 300 с.

181. Шмитт, К. Политическая теология [Текст] / К. Шмитт. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 336 с.

182. Шмитт, К. Теория партизана [Текст] / К. Шмитт. - М.: Праксис, 2007. - 301 с.

183. Шмитт, К. Эпоха деполитизаций и нейтрализаций [Текст] // Социологическое обозрение. - 2001. Т. 1. № 2. - С. 47-58.

184. Adam Ulrich. The Political Economy of J.H.G. Justi. [Text] Bern: Peter Lang, 2006.

185. Berg H. v., Handbuch desTeutschen Policeyrechts, [Text] Bd. I,Hannover 1799, 16

186. 1Шр$://^1о$ит.ги/значение слова Порядок

187. Reinalter H. Sonnenfels Joseph von. In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815-1950 (ÖBL). [Text] Band 12, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 2001-2005, S. 422 f.

188. Steven Pinker The Better Angels of Our Nature: The Decline of Violence in History and Its Causes. [Text] Viking Books, 2011.

189. Thomas Simon Das Policeyrecht des 18. Jahrhunderts als Teil des «Teutschen Privatrechts» [Text] // Rechtsgeschichte - Legal History 2011(19):309-321. P.312.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.