Онтологические основания зла в современном обществе: философско-герменевтический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор наук Яркеев Алексей Владимирович

  • Яркеев Алексей Владимирович
  • доктор наукдоктор наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 383
Яркеев Алексей Владимирович. Онтологические основания зла в современном обществе: философско-герменевтический аспект: дис. доктор наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2019. 383 с.

Оглавление диссертации доктор наук Яркеев Алексей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА В ПАРАДИГМЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО ТОЖДЕСТВА

1.1 Проблема зла как проблема негативности

1.2 Социальная реальность «между» позитивностью и негативностью

1.3 Объективация субъективности в конструкциях социального зла

1.4 Социальное зло как насилие: самоопределение социального бытия в

конструкциях негативной идентичности

Вывод по первой главе

2. «ОБЪЕКТИВНЫЕ» ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА: БИОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2.1 Чрезвычайное положение как биополитическая парадигма государственного управления

2.2 Организация социального в режиме «полиции»

2.3 «Права человека» в пространстве биовласти

2.4 «Лагерь» как биополитический топос производства не-человеческого..226 Вывод по второй главе

3. «СУБЪЕКТИВНЫЕ» ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА: ЭТИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ

3.1 Субъективация зла в структурах радикальности

3.2 Обезличенность социального бытия в потоке банального существования

3.3 Бытие социальной субъективности в модусе цинического сознания

Вывод по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические основания зла в современном обществе: философско-герменевтический аспект»

Актуальность темы исследования.

Актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что онтологические основания, определяющие существование современного общества, продуцируют такие «явления», которые радикальным образом ставят под вопрос социальное бытие в качестве «бытия-друг-с-другом». Поэтому, мы полагаем, их можно квалифицировать как социальное зло. Вместе с тем, современное «консенсусное» представление о социальном зле сегодня нуждается в кардинальном переосмыслении. Зло, как кажется, одинаково переживается и воспринимается в качестве такового всеми людьми в силу универсальности так называемой «человеческой природы». Общественным благом утверждается то, что явным образом противостоит злу, в отношении природы которого предполагается априорный консенсус: считается, что ценности западноевропейского образа жизни, воплощенные в научно-технической рациональности, либерально-капиталистической демократии, идеологии прав человека и т.п., как бы очерчивают границы «царства добра», вытесняя зло в те области, которые находятся за его пределами (А. Бадью).

Наша отправная позиция в исследовании зла в современном обществе обусловливается тесно взаимосвязанными обстоятельствами как теоретического, так и практического характера. Теоретический аспект проблемы видится в преобладании объективистских методов социального познания, ориентированного на нерефлексируемые принципы и идеалы научного подхода, которые непосредственно воплощаются в социальной действительности, становятся онтологическими. Научное и социальное сливаются в «точке» рационального, когда неявно начинает подразумеваться, что научное без социального является пустым, а социальное без научного -слепым (У. Бек). Рациональные правила в различных областях совместной жизни людей и в деятельности различных групп власти определяют дух

современности, основывающейся на хорошо отлаженных механизмах разумного управления миром и безоговорочной вере в научно-технический перфекционизм (Г. Гадамер). Жизнь современного общества протекает в условиях господства научной картины мира, в рамках которой мир выступает как «конструкт опредмечивающего представления»1. Социально-гуманитарные науки, копирующие принципы естественно-научного подхода, с необходимостью задают бытие человека и общества как существование некоей «природности». Натурализация общества приводит к возникновению биополитики, которая рассматривает жизнь общества с точки зрения биологических процессов и пытается поставить их под свой контроль (М. Фуко). Представители естественных и социальных наук позиционируются в качестве экспертов, точка зрения которых расценивается как объективное знание о закономерностях жизни общества. Формируется так называемая «экспертократия», в рамках которой социальное бытие задается как объект экспертного администрирования. Объективация социального знания эквивалентна вынесению субъекта «за скобки» познавательного отношения. Элиминация субъекта за пределы системы знания помещает его в область трансцендентного. Трансцендентный субъект неявно сохраняется в системе научного знания в качестве объективной точки зрения, которая как бы не принадлежит никому, является нейтральной, «нулевой». В системе знания она существует как центральная точка, или точка отсчета. Как известно, точка отсчета задается самим исследователем, но, будучи «нулем», не влияет на процесс познания. «Нейтральность» научного познания обнаруживает свое зримое воплощение в нейтральности техники, которая может использоваться как таковая безотносительно к идеологическим, морально-нравственным, религиозным, политическим и прочим контекстам (К. Шмитт). Мыслящая субъективность здесь достигает своего предела, полностью объективируется в существовании техники и превращается в инструментальный разум, основанный на тотальном планировании,

1 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 52

исчислении и организации. Человек не только инструментально обеспечивает планирование, но и сам включается в него в качестве инструмента. В сфере приложения социального познания к жизни общества данное обстоятельство проявляется в стремлении предельно технологизировать управление социальными процессами, сделать их максимально безличными и эффективными в плане достижения заданного результата. Государство превращается в центральный пункт некоего «общественного предприятия», осуществляющего индексацию человека с точки зрения функционирования аппаратуры и организации труда. Инструментальный характер разума, подчиненный техническому предназначению, редуцирует специфицирующие человеческое бытие язык и мышление, ограничивая их коммуникацией, информацией и сферой логического исчисления (Ф. Юнгер). Современный технический прогресс показал, что логические операции вычислительные машины проделывают с гораздо большим успехом, нежели человек. Мыслящий субъект превращается в избыточный «человеческий фактор», в источник социальных рисков, в досадную помеху, препятствующую бесперебойной работе современных «разумных машин», беспрестанно наращивающих скорость выполнения логических операций по «принятию решений». «Опасность мыслящих машин заключается не в научно-технической сфере, а в том, что они могут быть использованы в политической, бюрократической, полицейской сферах. Поскольку они предназначены человеком для расчета и индексации, то и сам человек учитывается и индексируется ими»2. Рационально-техническая нацеленность на использование одновременно указывает на возможность траты, израсходования. Сам человек, взятый в качестве «человеческого капитала», «человеческого ресурса», становится расходным материалом в эпоху массового потребления. В тотальной объективации современного общества как раз и усматривается его «принцип зла» (Ж. Бодрийяр).

«Забвение» мыслящего субъекта, его растворение, с одной стороны, в

2 Юнгер Ф. Язык и мышление. СПб.: Наука, 2005. С. 46

техничности, а с другой - в природности, есть продолжение того изначального события превращения «логоса» в «логику», а человека - в «разумное животное» (animal rationale), которое конфигурирует всю историю западноевропейской культуры и цивилизации как развертывание проекта технократической рациональности, видящей свою грандиозную задачу в том, чтобы накормить людей, удовлетворить их потребности путем освоения природы с помощью техники в планетарном масштабе. Сведение человеческого бытия к животной жизни (animalitas), борющейся за выживание, с необходимостью превращает присущий этой жизни разум (ratio) в оружие, делая человека «самым опасным зверем на Земле» (Х. Арендт). «Разум - главный ресурс человека в борьбе за выживание. <...> В человеческой жизни разум выполняет важнейшую биологическую функцию. Он является особым свойством человека. В сражении разум можно назвать эффективным оружием человека» . Поэтому рациональность раскрывается через производство и повышение технологичности оружия, предельным воплощением которого является атомная бомба как символ абсолютного зла, поскольку она не только демонстрирует антидуховный и антигуманный аспект технического развития, но и несет в себе зримый потенциал полного физического самоуничтожения человечества. Идеал прозрачного, полностью рационализированного и управляемого общества завершился разгулом нечеловеческого в 20-м столетии. Мир, лишенный в своей основе мыслящего субъекта, становится «без-человечным» и как следствие - бесчеловечным. От человеческого бытия в «лучшем» случае остается только «национализированное» тело как хранилище органов и генетического материала, а в «худшем» - дым и пепел печей лагерей смерти (Дж. Агамбен). Если в религиозной философии абсолютным злом является полностью «обезбоженный» мир, то в контексте наших рассуждений абсолютным злом сегодня становится мир «обесчеловеченный».

3 Мизес Л. Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война. Челябинск: Социум, 2006. С. 172

Таким образом, «забвение» мыслящей субъективности является тем онтологическим условием, которое делает появление зла в человеческом мире возможным. То, что противостоит «забвению» - это рефлексия как способность «оглядываться назад», возвращаться к истоку. Для философии таким истоком является утверждение тождества бытия и мышления. Рефлексия всегда должна обнаруживать в основании существования мышление, что делает существование субъективированным, а значит осмысленным и ответственным. Быть субъектом означает «быть сознательным и ответственным автором собственных мыслей и поступков, короче: их фундаментом, их sub-jectum»4. Объективация субъективности, ее превращение в «ноль», «ничто», приводит к злу социального нигилизма, бессмысленности и безответственности существования людей. Поэтому возвращение мыслящей субъективности в пространство представлений о социальной реальности является не только теоретической, но и практической необходимостью.

Научная проблема исследования определяется ситуацией радикального разрыва между объективностью и субъективностью социального бытия, обусловленной как теоретическим кризисом, связанным с доминированием объективистской методологии, так и практическими факторами, сложившимися в условиях формирования биополитической парадигмы управления социальной жизнью, фундированной установками научно-технической рациональности. Следствием данного разрыва становится утрата социальной целостности. Человек, метафизически истолкованный в качестве «разумного животного» (animal rationale), «распадается» на сверхчеловеческую «рациональность» (абсолютную субъективность ratio) и недочеловеческую «животность» (абсолютную объективность animalitas). Возникает биополитика как научное, рационально-техническое, бюрократическое и полицейское управление биологической жизнью людей, объективированных в качестве «населения». Исключение

4 Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб.: Владимир Даль, 2002. С. 16

субъекта как мыслящего и ответственного существа из социальных процессов, их «расчеловечивание», делает общественную жизнь обезличенной. В контексте возникновения так называемых «безлюдных» технологий происходит полный отказ от человека. Ввиду того, что в мире живет не «человек вообще», а живут люди (понятие человека с необходимостью предполагает человеческую множественность), отказ от человеческого бытия является вместе с тем отказом от социального бытия как «бытия-друг-с-другом». Зло есть так понятый «конец социального».

Рассмотрение социального бытия в аспекте целостного подхода с использованием метода субъект-объектного тождества, конкретизированного в философской герменевтике, дает возможность сформулировать адекватную методологическую основу, позволяющую критически переосмыслить существующие понятия и теории в направлении философской реконцептуализации представления о современном социальном зле.

Степень изученности и разработанности проблемы. Проблема существования зла является одной из центральных тем западноевропейской философии практически с самого момента ее возникновения. С этой точки зрения она, безусловно, является фундаментальной - как во многом для самопонимания и самоопределения собственно философии, так и для всей западной культуры в целом. На сегодняшний момент сложилась целая традиция философского осмысления и исследования зла, представленная (в хронологическом порядке) классическими трудами Платона5, Аристотеля6,

7 8 9 10 11 12

Плотина , Августина , Боэция , Ф. Аквинского , Б. Спинозы , Б. Паскаля ,

5 Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2016. 1311 с.

6 Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 295-374; Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293

7 Плотин. Космогония. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1995. 304 с.

8 Августин А. О граде Божьем [Электронный ресурс]. URL: http://pravdonbass.net.ua/sites/default/files/avrelij_avgustin_o-grade-bozhem.pdf

9 Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990. 416 с.

10 Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть1. Вопросы 44-74. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2003. С. 66-73; Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть 11-1. Вопросы 1-48. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2006. С. 217-283; и др.

11 Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. М.: Мир книги, Литература, 2010. 480 с.

12 Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 480 с.

Т. Гоббса13, Дж. Локка14, Д. Юма15, Ж.-Ж. Руссо16, Г. Лейбница17, И. Канта18,

19 20 21 22

Г. Гегеля , Ф. Шеллинга , Б. Мандевиля , Ф. Ницше . В отечественной традиции разработка темы зла представлена преимущественно религиозно-

23 24 25

философскими текстами Н. Бердяева23, С. Булгакова24, И. Ильина25, Н.

26 27 28 29

Лосского , Вл. Соловьева , П. Флоренского , С. Франка .

В смысловом отношении понятие зла отсылает к различным способам его интерпретации, трактующим зло как небытие, ограниченность, конечность, нехватку (онтологическое зло), как насилие, старение, уродство, боль и смерть (физическое зло), как катаклизмы, катастрофы, эпидемии (природное зло), как страх, страдание, одиночество, отчаяние, бессмысленность существования (экзистенциальное зло), как ложь, заблуждение, иллюзию (гносеологическое зло), как предосудительные мотивы и поведение (этическое зло), как плохое правление (политическое зло), как преступность, отчуждение, нищету, несправедливость, войну (социальное зло) и т.п.

По способу решения проблемы отношения добра и зла традиционно выделяют дуалистический, монистический и диалектический подходы. Дуалистический подход больше специфичен для религиозно-

13 Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.; Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 304 с.

14 Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. М.: Мысль, 1985; Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. М.: Мысль, 1988.

15 Юм Д. Исследование о принципах морали // Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 171-314

16 Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. СПб.: Издательство «Росток», 2013. 640 с.

17 Лейбниц Г.-В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. М.: Либроком, 2011. 560 с.

18 Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. 630 с.; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78-278

19 Гегель Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

20 Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. С. 86-158

21 Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 376 с.

22 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Собрание сочинений: В 5-ти т. Т. 3. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 305-478; Ницше Ф. Генеалогия морали. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. 224 с.

23 Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

24 Булгаков С. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993. 751 с.

25 Ильин И. О сопротивлении злу силой. Даръ, 2013. 480 с.

26 Лосский Н. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.; Лосский Н. Условие абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 372 с.

27 Соловьев Вл. Оправдание добра. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с.

28 Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 640 с.

29 Франк С. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 479 с.

мифологических (зороастризм, манихейство) и средневековых гностических представлений, воспринимающих добро и зло как самостоятельные субстанциальные сущности или силы, находящиеся в вечной борьбе между собой. Монистический подход рассматривает только добро в качестве субстанциального начала, а зло трактуется как нехватка добра, отпадение от бытия, как лишенность или ничто (Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, А. Августин, Ф. Аквинский, Э. Шефтсбери, Г. Лейбниц). Монистический подход наиболее востребован и разработан в рамках теодицей, призванных ответить на вопрос, почему существует зло в мире, созданном Богом, который является воплощением абсолютного добра. Онтологическим основанием зла здесь является грехопадение человечества как следствие его свободной воли. В современном варианте монистического подхода именно зло полагается исходной априорной самоочевидностью, а добро понимается как отсутствие зла, как не-зло (Х. Арендт, А. Бадью, С. Жижек). Диалектический подход можно считать промежуточным, или компромиссным, вариантом, утверждающим добро и зло в статусе противоположностей, которые способны переходить друг в друга. В диалектической философии Г. Гегеля зло расценивается как форма становления добра, то есть здесь одновременно реализуются два первых подхода в «снятом виде» (дуализм - «тезис», монизм - «антитезис», диалектика - «синтез»).

Поскольку без специального глубокого исследования не представляется возможным обстоятельно проанализировать и перечислить огромный ряд всех авторов, прямо или косвенно занимавшихся проблематикой бытия зла, постольку мы, не погружаясь в подробный историко-философский экскурс, ограничимся лишь самой общей характеристикой всей имеющейся литературы по теме диссертации, разделив ее на несколько основных блоков.

Зло как морально-нравственная категория разрабатывается в этических

30 31 32 33

построениях Т. Адорно , А. Бадью , И. Канта , С. Кьеркегора , Э. Левинаса34, М. Монтеня35, Э. Навиля36, П. Тиллиха37, А. Швейцера38, М. Шелера39, А. Шопенгауэра40, У. Эко41 и др., а также в работах отечественных авторов - А. Гопенко42, Т. Грековой43, И. Дмитревской44, Л. Когана45, А. Прокофьева46 и А. Скрипника47. В натуралистических концепциях морали Ф. де Вааля48 и К. Лоренца49 существование добра и зла в социальном мире понимается как результат действия инстинктов, присущих человеку как животному.

Существование зла в связи с юридическо-правовой проблематикой рассматривается в классических трудах по философии права И. Бентама50, Г. Гегеля51, Г. Гроция52, Ш. Монтескье53, И. Фихте54, а также в современных

30 Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.

31 Бадью А. Этика: Очерк о сознании Зла. СПб.: Machina, 2006. 126 с.

32 Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т.6. М.: Чоро, 1994. 613 с. и др.

33 Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010. 488 с.

34 Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с.; Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. 752 с.

35 Монтень М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991. 657 с.

36 Навиль Э. Вопрос о зле. М.: Либроком, 2012. 252 с.

37 Тиллих П. Любовь, сила и справедливость. Онтологический анализ и применение к этике. М; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2015. 128 с.

38 Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 337 с.

39 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. 232 с.; Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 384 с.

40 Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2001. С. 280-496

41 Эко У. Пять эссе на темы этики. М.: Астрель, 2012. 192 с.

42 Гопенко А. Проблема зла в современной этике на Западе [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3953029.html

43 Грекова Т. Болезнь и смерть - зло или благо? М.: Изд-во политической литературы, 1983. 96 с.

44 Дмитревская И. Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека. М.: Флинта, 2013. 352 с.

45 Коган Л. Зло. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1992. 110 с.

46 Прокофьев А. О практической приемлемости меньшего зла // Этическая мысль. 2010. №10. С. 189-212; Прокофьев А. Моральная ответственность в политике: взгляд через призму этики меньшего зла // Философский журнал. 2011. №1. С. 103-113; и др.

47 Скрипник А. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. 351 с.

48 Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 376 с.

49 Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии. М.: Культурная революция, 2008. 616 с.

50 Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М. : Российская политическая энциклопедия, 1998. 415 с.

51 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

52 Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт. с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

53 Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. 799 с.; Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.

54 Фихте И. Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2014. 392 с.

работах итальянского философа Дж. Агамбена55 по чрезвычайному положению, во многом основанных на текстах В. Беньямина56 и К. Шмитта57. Зло как криминальность и девиантность социального поведения является предметом антропологических, социально-психологических и социологических концепций М. Гернет58, Я. Гилинского59, Ч. Ломброзо60, Р. Мертона61, С. Сигеле62, П. Сорокина63, Г. Тарда64. Сущность и различные формы существования зла в качестве социального насилия рассматриваются в работах Х. Арендт65, М. Дуглас66, С. Жижека67, Р. Жирара68, Д. Норта, Ж. Сореля69, Д. Уоллиса и Б. Вайнгаста70, а среди отечественных исследований

71 72 73

можно отметить работы В. Денисова , Я. Гилинского , А. Назаретяна .

Криминализация общества, утрата межличностного и институционального доверия, падение социальной ответственности, формирование радикальных течений и политических тоталитаризмов

74

вследствие «восстания масс» анализируются в текстах Х. Арендт , Э.

55 Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. 256 с.; Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение. М.: Европа, 2011. 148 с.

56 Беньямин В. К критике насилия // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сборник статей. М.: РГГУ, 2012. С. 65-99

57 Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005. 326 с.; Шмитт К. Политическая теология. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. 336 с.

58 Гернет М. Сощальные факторы преступности М.: Университетская типограф1я, 1905. 203 с.

59 Гилинский Я. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. СПб.: Алетейя, 2017. 282 с.

60 Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. М.: ИНФРА-М, 2004. 320 с.; Ломброзо Ч. Преступный человек. М.: Мидгард, 2005. 874 с.

61 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.

62 Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии.

63 Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. М.: Астрель, 2006. 618 с.; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

64 Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М.: ИНФРА-М, 2004. 391 с.

65 Арендт Х. О насилии. М.: Новое издательство, 2014. 148 с.

66 Дуглас М. Чистота и опасность. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 288 с.

67 Жижек С. О насилии. М.: Европа, 2010. 184 с.

68 Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 448 с.

69 Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Фаланстер, 2013. 293 с.

70 Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Институт Гайдара, 2011. 480 с.

71 Денисов В. Социология насилия. М.: Политиздат, 1975. 214 с.

72 Гилинский Я. Социальное насилие. СПб.: Алетейя, 2017. 212 с.

73 Назаретян А. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 256 с.

74 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

75 76 77 78

Канетти , С. Московичи , Х. Ортега-и-Гассета , В. Райха . «Массовое общество» понимается как абсолютный «конец социального» в концепции Ж. Бодрийяра79.

Зло как социальная несправедливость задается в работах Л. Болтански80, П. Рикёра81, Дж. Ролза82, М. Сэндела83, П. Тиллиха84, Л. Тевено,

85

О. Хёффе , а среди отечественных наработок по данной проблематике можно выделить исследования В. Аргуновой86, Г. Канарша87.

Различные формы социального зла и способы их преодоления излагаются в утопических конструкциях совершенного общественного устройства, принадлежащих перу Ф. Бэкона88, Т. Кампанеллы89, К. Маркса90, Т. Мора91, Платона92, А. Сен-Симона93, Ш. Фурье94 и др.

Отдельным блоком необходимо выделить социально-психологические и психоаналитические исследования происхождения зла, к которым относятся труды Т. Адорно95, Ф. Зимбардо96, Д. Кенрика97, С. Милгрэма98, В.

75 Канетти Э. Масса и власть. М.: АСТ, 2015. 576 с.

76 Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии. 1998. 304 с.

77 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 269 с.

78 Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997. 380 с.

79 Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 96 с.

80 Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 576 с.

81 Рикёр П. Справедливое. М.: Гнозис, Логос, 2005. 304 с.

82 Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 511 с.

83 Сэндел М. Справедливость. Как поступать правильно? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 352 с.

84 Тиллих П. Любовь, сила и справедливость. М.; Спб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 128 с.

85 Хёффе О. Справедливость: Философское введение. М.: Праксис, 2007. 192 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Яркеев Алексей Владимирович, 2019 год

Библиографический список

1. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. 256 с.

2. Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение. М.: Европа, 2011. 148 с.

3. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Европа, 2012. 192 с.

4. Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М.: Три квадрата, 2008. 144 с.

5. Агамбен Дж. Нагота. М.: «Издательство Грюндриссе», 2014. 204 с.

6. Агамбен Дж. Открытое. Человек и животное. М.: РГГУ, 2012. 112 с.

7. Агамбен Дж. Средства без цели. Заметки о политике. М.: Гилея, 2015. 148 с.

8. Агамбен Дж. Что современно? К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2012. 78 с.

9. Агамбен Дж. Что такое повелевать? М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2013. 72 с.

10.Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 191 с.

11.Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. 416 с.

12.Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.

13.Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.

14.Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М., СПб.: «Медиум», «Ювента», 1997. 314 с.

15.Амери Ж. По ту сторону преступления и наказания: Попытки одоленного одолеть. М.: Новое издательство, 2015. 200 с.

16. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и глобализация мира. М.: Европа, 2007. 161 с.

17. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. 288 с.

18.Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.

19.Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. 424 с.

20.Арендт Х. Вирус тоталитаризма [Электронный ресурс]. URL: http://mylektsii.ru/2-60464.html

21.Арендт Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. 517 с.

22.Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

23.Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. СПб.: Наука, 2011. 303 с.

24.Арендт Х. Люди в темные времена. М.: Московская школа политических исследований, 2003. 312 с.

25.Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 416 с.

26.Арендт Х. О насилии. М.: Новое издательство, 2014. 148 с.

27.Арендт Х. Опыты понимания, 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 712 с.

28.Арендт Х. О революции. М.: Изд-во «Европа», 2011. 464 с.

29.Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. 352 с.

30.Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе. М.: Текст, 2008. 221 с.

31.Арендт Х. Философия и политика // История философии. №13. М.: ИФРАН, 2008. С. 153-180

32. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 295-374

33. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293

34.Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 375-644

35. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.

36.Арон Р. Опиум интеллектуалов. М.: АСТ, 2015. 480 с.

37.Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999. 92 с.

38.Бадью А. Загадочное отношение философии и политики. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2013. 112 с.

39.Бадью А. Истина тел и языков // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. С. 67-81

40.Бадью А. Обстоятельства, 3: Направленности слова «еврей». СПб.: Академия исследования культуры, 2008. 144 с.

41.Бадью А. Обстоятельства, 4: Что именует имя Саркози? СПб.: Академия исследования культуры, 2008. 192 с.

42.Бадью А. Тайная катастрофа [Электронный ресурс]. URL: http://sociologos.net/textes/badiou.htm

43.Бадью А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2013. 192 с.

44.Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/km/2002/1/bad.html

45.Бадью А. Этика: Очерк о сознании Зла. СПб.: Machina, 2006. 126 с.

46.Батай Ж. Из «Внутреннего опыта» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 225243

47. Батай Ж. Литература и зло. М.: Изд-во МГУ, 1994. 166 с.

48.Батай Ж. Проклятая часть. М.: Ладомир, 2006. 742 с.

49.Бауман З. Актуальность холокоста. М.: Издательство «Европа», 2010. 316 с.

50.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: «Весь Мир», 2004. 188 с.

51.Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

52.Бауман З. Свобода. М.: Новое издательство, 2006. 132 с.

53.Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

54.Бауэр И. Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2009. 122 с.

55.Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция; Издательский дом «Территория будущего», 2007. 464 с.

56.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

57.Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

58.Бенуа А. По ту сторону прав человека. В защиту свобод. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 144 с.

59.Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сборник статей. М.: РГГУ, 2012. 288 с.

60.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

61.Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.

62.Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989. 608 с.

63.Бибихин В. Мир. Язык философии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 448 с.

64.Бибихин В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 536

65.Бибихин В. Слово и событие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 280 с.

66.Бибихин В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. 577 с.

67.Библер В. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399 с.

68.Бикбов А. Т. Имманентная и трансцендентная позиции

социологического теоретизирования [Электронный ресурс]. URL: http://a.bikbov.ru/wp-content/uploads/2009/06/bikbov_i_t.pdf

69.Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 96 с.

70.Бодрийяр Ж. Город и ненависть [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_09/06.htm

71. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: РИПОЛ классик, 2016. 224 с.

72.Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.

73.Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагменту к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 200 с.

74.Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: «Добросвет», 2009. 258 с.

75.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2009. 387 с.

76.Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.

77.Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. 218 с.

78.Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии. М.: РИПОЛ классик, 2017. 288 с.

79.Бушмакина О.Н. Proxima: Славой Жижек. Семинары 2007 - 2008. Ижевск: ERGO, 2010. 144 с.

80.Бушмакина О.Н. Онтологический статус проблемы прав человека // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. №3-2. С. 5-14

81.Бушмакина О.Н. Онтология «между»: со-бытие со-в-местности в пространстве смысла // Вестник Удмуртского университета. 2013. №34. С. 3-8

82.Бушмакина О.Н. Онтология постсовременного мышления. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1998. 272 с.

83.Бушмакина О.Н. Человеческое бытие в пространстве открытости: от «сверх-человека» к «мусульманину» // Современные научные исследования: история, культурология, социальная философия. Ижевск: «Удмуртский университет», 2010. С. 68-74

84.Бушмакина О.Н. Язык и бытие: проблемы структурирования. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 123 с.

85.Бьюз Т. Цинизм и постмодернизм. М.: ИД «КДУ», 2016. 270 с.

86.Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 376 с.

87.Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ, Астрель, 2007. 544 с.

88.Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

89.Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис, 2003. 424 с.

90.Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/virilio.txt

91.Вольф А. От зла защитит глобализация [Электронный ресурс]. URL: http://politizdat.ru/article/167/

92.Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

93.Гадамер Г. Диалектическая этика Платона. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 256 с.

94.Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

95.Гадамер Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. Минск: Пропилеи, 2007. 240 с.

96.Гаспарян Д. Практики онтологизации негативного в современной философии // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. №5 (148). С. 112-124

97.Гаспарян Д. Социальность как негативность. М.: Книжный дом «Университет», 2007. 256 с.

98.Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

99.Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 107-134

100. Гилинский Я. Девиантность, преступность, социальный контроль в обществе постмодерна. СПб.: Алетейя, 2017. 282 с.

101. Гилинский Я. Социальное насилие. СПб.: Алетейя, 2017. 212 с.

102. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.

103. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 304 с.

104. Гопенко А. Проблема зла в современной этике на Западе [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3953029.html

105. Грекова Т. Болезнь и смерть - зло или благо? М.: Изд-во политической литературы, 1983. 96 с.

106. Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт. с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

107. Гронден Ж. Поворот в мышлении Мартина Хайдеггера. М.: Русский мир, 2011. 252 с.

108. Гронден Ж. Позднее открытие Шеллинга в герменевтике // Horizon. Феноменологические исследования. 2013. Том 2 (1). С. 131142.

109. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. 816 с.

110. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. 711 с.

111. Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 576 с.

112. Декомб В. Современная французская философия. М.: «Весь Мир», 2000. 344 с.

113. Деланда М. Война в эпоху разумных машин. Екатеринубрг; М.: Кабинетный ученый; Институт общегуманитарных исследований,

2014. 338 с.

114. Делёз Ж. Имманентность: жизнь .[Электронный ресурс]. URL: http://dironweb.com/klinamen/fila15.html

115. Делёз Ж. Лекции о Лейбнице. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 376 с.

116. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академический проект, 2011. 472 с.

117. Делёз Ж. Ницше и философия. М.: Ad Marginem, 2003. 392 с.

118. Делёз Ж. О смерти человека [Электронный ресурс]. URL: http://antropolog.ru/doc/library/ delez/delez

119. Делёз Ж. Общество контроля [Электронный ресурс]. URL: http://www.irms.ru/delez.html

120. Делёз Ж. Переговоры. 1972-1990. СПб.: Наука, 2004. 142 с.

121. Делёз Ж. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009. 261 с.

122. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.

123. Денисов В. Социология насилия. М.: Политиздат, 1975. 214 с.

124. Джей М. Добродетели лицемерия: О лжи в политике. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2015. 352 с.

125. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.

126. Диксон П. Фабрики мысли. М.: Прогресс, 1976. 420 с.

127. Дмитревская И.В. Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека. М.: Флинта, 2013. 352 с.

128. Доброхотов А. Избранное. М.: Территория будущего, 2008. 472 с.

129. Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство Московского университета, 1986. 248 с.

130. Дугин А. Радикальный субъект и его дубль. М.: Евразийское

движение, 2009.

131. Дуглас М. Чистота и опасность. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 288 с.

132. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. 575 с.

133. Жижек С. 13 опытов о Ленине. М.: Лё Ма^теш, 2003. 255 с.

134. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 240 с.

135. Жижек С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. М.: Европа, 2012. 272 с.

136. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального! М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. 160 с.

137. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм. СПб.: Алетейя, 2005. 156 с.

138. Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». М.: Европа, 2011. 168 с.

139. Жижек С. Киногид извращенца: Кино, философия, идеология. Екатеринбург: Гонзо, 2014. 472 с.

140. Жижек С. К материалистической теологии // Логос. 2008. №4 (67). С. 55-66

141. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. М.: Европа, 2009. 336 с.

142. Жижек С. Накануне Господина: сотрясая рамки. М.: Европа, 2014. 280 с.

143. Жижек С. О насилии. М.: Издательство «Европа», 2010. 181 с.

144. Жижек С. Против прав человека. М.: Свободное марксистское издательство, 2010. 34 с.

145. Жижек С. Размышления в красном цвете. М.: Европа, 2011. 476 с.

146. Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. М.: Европа, 2008. 516 с.

147. Жижек С. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Художественный журнал, 2003. 178 с.

148. Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012. 388 с.

149. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 528 с.

150. Жирар Р. Козел отпущения. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.

151. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 448 с.

152. Жувенель Б. Власть: Естественная история ее возрастания. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2011. 546 с.

153. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 740 с.

154. Ильин И. О сопротивлении злу силой. Даръ, 2013. 480 с.

155. Каган М. Диалектика бытия и небытия в жизни человеческого общества // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. №3-4. 29-43

156. Канетти Э. Масса и власть. М.: АСТ, 2015. 576 с.

157. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. 630 с.

158. Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин // Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 2. М.: Чоро, 1994. С. 41-84

159. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78-278

160. Каспэ С. Определяя политическое зло // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2014. 3(74). С. 6-29

161. Каспэ С. Политическая форма и политическое зло. М.: Школа гражданского просвещения, 2016. 216 с.

162. Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Изд-во «Гнозис», изд-во «Логос», 2003. 480 с.

163. Кильдюшов О. Полиция как наука и политика: о рождении современного порядка из философии и полицейской практики // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. №3. С. 9-40

164. Кляйн Н. Доктрина шока. М.: Издательство «Добрая книга», 2009. 656 с.

165. Коган Л. Зло. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1992. 110 с.

166. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. 792 с.

167. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, Прогресс-Традиция, 1998. 208 с.

168. Колбин Д. А. Онтология социального зла. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 14 с.

169. Колбин Д. А. Отрицание как основа негативной дискурсивности // Вестник Удмуртского университета. 2007. №3. С. 45-50

170. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. 272 с.

171. Кутырёв В. Время Могйёо. СПб.: Алетейя, 2012. 336 с.

172. Кутырёв В. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алетейя, 2009. 264 с.

173. Лазарев В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М.: Институт философии РАН, 2000, 166 с.

174. Лакан Ж. Тревога (Семинар, Книга Х (1962/63)). М.: «Гнозис», «Логос», 2010. 424 с.

175. Лакан Ж. Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)). М.: «Гнозис», «Логос», 2006. 416 с.

176. Леви П. Канувшие и спасенные. М.: Текст, 2011. 99 с.

177. Леви П. Передышка. М.: Текст, 2011. 38 с.

178. Леви П. Человек ли это? М.: Текст, 2001. 205 с.

179. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.

180. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с.

181. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 752 с.

182. Лейбниц Г.-В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. М.: Либроком, 2011. 560 с.

183. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т. 1. М.: Мысль, 1982. 636 с.

184. Лекторский В. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. 358 с.

185. Лекторский В. Философия, познание, культура. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. 388 с.

186. Линденберг К. Технология зла. К истории становления национал-социализма. М.: Энигма, 1997. 112 с.

187. Линьков Е. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1973. 112 с.

188. Лисичкин В., Шелепин Л. Глобальная империя Зла. М.: Изд-во «Форум», 2001. 448 с.

189. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. М.: ИНФРА-М, 2004. 320 с.

190. Ломброзо Ч. Преступный человек. М.: Мидгард, 2005. 874 с.

191. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии. М.: Культурная революция, 2008. 616 с.

192. Лосский Н. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.

193. Лосский Н. Условие абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 372 с.

194. Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос, 2007. 360 с.

195. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 256 с.

196. Луман Н. Дифференциация. М.: Логос, 2006. 320 с.

197. Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.

198. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. 232 с.

199. Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. №5. С. 135-160

200. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

201. Луман Н. Самоописания. М.: Логос, Гнозис, 2009. 320 с.

202. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 194-215

203. Луман Н. Эволюция. М.: Логос, 2005. 256 с.

204. Макеева Л. Язык, онтология и реализм. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 312 с.

205. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М.: АСТ: Астрель, 2012. 219 с.

206. Малахов В. Понаехали тут. Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 200 с.

207. Малышев М. Кентавр: эссе о дуализме бытия человека. Екатеринбург: ИФиП УрО РАН, 2017. 336 с.

208. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 376 с.

209. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ: Астрель, 2011. 382 с.

210. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 331 с.

211. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: Владимир Даль, 2000. 540 с.

212. Мартьянов В. Умножение зла добром // Свободная мысль. 2008. №5. С. 83-96

213. Мизес Л. Всемогущее правительство: Тотальное государство и

тотальная война. Челябинск: Социум, 2006. 466 с.

214. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. 799 с.

215. Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.

216. Мотрошилова Н. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие -время - любовь. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. 526 с.

217. Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. 2004. №2 (42). С. 180-197

218. Навиль Э. Вопрос о зле. М.: Либроком, 2012. 252 с.

219. Назаретян А. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 256 с.

220. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004. 272 с.

221. Нанси Ж.-Л. В ответе за существование // Душа и образ [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy1.narod.ru/www/html/library/misc/intent/09nancy.html

222. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2011. 208 с.

223. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 91-102

224. Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Собрание сочинений: В 5-ти т. Т. 4. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 384 с.

225. Ницше Ф. Генеалогия морали. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. 224 с.

226. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Собрание сочинений: В 5-ти т. Т. 3. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 305478

227. Новалис. Фрагменты. СПб.: Владимир Даль, 2014. 319 с.

228. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории

человечества. М.: Изд-во Институт Гайдара, 2011. 480 с.

229. Оганян Р. Театр террора. М.: Грифон, 2006. 336 с.

230. Онтология негативности: Сборник научных трудов. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2015. 376 с.

231. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 269 с.

232. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. М.: Радуга, 1991. С. 229-478

233. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 480 с.

234. Петрищев В. Что такое терроризм, или Введение в террорологию. М.: Красанд, 2013. 680 с.

235. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Издательство «АЛЬФА-КНИГА», 2016. 1311 с.

236. Подорога В. Апология политического. М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2010. 288 с.

237. Подорога В. Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное Зло. М.: Логос, 2013. 174 с.

238. Политический цинизм: концепт и постсоветская реальность. Материалы всероссийской научной конференции. 27-28 марта 2015 г., г. Ростов-на-Дону [Электронный ресурс]. URL: http://politconcept. sfedu.ru/2015.2/07_.pdf

239. Проблема зла и теодицеи. Сборник. М.: Книга по требованию, 2013. 239 с.

240. Райх В. Психология масс и фашизм. М.: АСТ; СПб.: Университетская книга, 1997. 380 с.

241. Рансьер Ж. Злоключения универсального [Электронный ресурс]. URL: http://2nd.moscowbiennale.ru/ru/ranciere_doklad1/

242. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. 240 с.

243. Рансьер Ж. Несогласие: Политика и философия. СПб.: Machina,

2013. 192 с.

244. Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/km/2005/2/ra8.html

245. Рассадин С. «Зло рациональности»: влияние концепта «ratio» на формирование социального дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. №3(27). С. 138-143

246. Рассадин С. Философское измерение «социального»: от «левиафана» к обществу холокоста // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2011. №3-4. С. 2737

247. Рассел Дж. Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. 448 с.

248. Резвых П. В. Шеллинг в свете новейших исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 1. С. 58-66.

249. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб.: Владимир Даль, 2002. 471 с.

250. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008. 695 с.

251. Рикёр П. Путь признания. Три очерка. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 268 с.

252. Рикёр П. Справедливое. М.: Гнозис, Логос, 2005. 304 с.

253. Рикёр П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

254. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5. М.: Праксис, 2011. 592 с.

255. Русакова О. Лики российского радикализма. Екатеринбург: Наука, 1994. 95 с.

256. Русакова О. Радикализм в России и современном мире: вопросы

типологии. Екатеринбург: Уральская государственная сельскохозяйственная академия, 2001. 352 с.

257. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М.: Логос, 2002. 270 с.

258. Сайкина Г. Онтология нравственного добра: законы бытия как законы морали // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. №1. С. 140152

259. Сайкина Г. Человек с не-человеческим лицом (наброски к анализу идеи зверочеловечества) // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. №5. С. 211-233

260. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

261. Свендсен Л. Философия зла. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 352 с.

262. Седлачек Т. Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

263. Семченко А. Современный апокалипсис: Критика идеологии катастрофизма. М.: Политиздат, 1989. 126 с.

264. Скрипник А. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. 351 с.

265. Скрипник А. Роль языка в формировании произвольного поведения // Гуманитарные науки и образование. 2012. №4 (12). С. 8690

266. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: У-Фактория, М.: АСТ МОСКВА, 2009. 800 с.

267. Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка. Ответ на письмо Хайдеггера о гуманизме [Электронный ресурс]. URL: http:// dironweb. com/klinamen/fila19.html

268. Слотердайк П. Сферы. Том 1. Пузыри. СПб.: Наука, 2005. 652 с.

269. Слотердайк П. Сферы. Том 2. Глобусы. СПб.: Наука, 2007. 1023 с.

270. Слотердайк П. Сферы. Том 3. Пена. СПб.: Наука, 2010. 922 с.

271. Соболева М. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический проект, 2014. 151 с.

272. Соколов Б. Герменевтика метафизики. СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1998. 224 с.

273. Соколов Б. Понимание со-бытия // Метафизические исследования. 1997 №1 (1). С. 13-37

274. Соловей И. Философские смыслы поля политики. Монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 248 с.

275. Соловьев В. Свобода и зло в философии Шеллинга [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/pdf/75_Solovyev.pdf

276. Сорокин П. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia & LVS, 2003. 684 с.

277. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. М.: Астрель, 2006. 618 с.

278. Спенсер Г. Политические сочинения: в 5 т. Т. I: Личность и государство: опыты о государстве, обществе и свободе. М.; Челябинск: Социум, 2014. 464 с.

279. Спенсер Г. Политические сочинения: в 5 т. Т. II: Социальная статика: изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества. М.; Челябинск: Социум, 2014. 527 с.

280. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. М.: Мир книги, Литература, 2010. 480 с.

281. Спиноза Б. Трактаты. М.: Мысль, 1998. 446 с.

282. Терещенко М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность

зла, банальность добра. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 304 с.

283. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

284. Тиллих П. Любовь, сила и справедливость. Онтологический анализ и применение к этике. М; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 128 с.

285. Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.

286. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. 576 с.

287. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 336 с.

288. Федотова В. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.

289. Фихте И. Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2014. 392 с.

290. Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

291. Франк С. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. 655 с.

292. Франк С. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 479 с.

293. Франк С. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990. 607 с.

294. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. 105 с.

295. Франкл Дж. Цивилизация. Утопия и трагедия. М.: АСТ, 2007. 256 с.

296. Фридрих Шеллинг: pro et contra. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. 689 с.

297. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Мн.: ООО

«Попурри», 1999. 624 с.

298. Фуко М. Безопасность, территория, население. СПб.: Наука, 2011. 544 с.

299. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. М.: Касталь, 1996. 448 с.

300. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007. 677 с.

301. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 1. М.: Праксис, 2002. 384 с.

302. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 2. М.: Праксис, 2005. 320 с.

303. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Часть 3. М.: Праксис, 2006. 320 с.

304. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 698 с.

305. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. СПб.: Наука, 2014. 358 с.

306. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Лё Ма^теш, 1999. 479 с.

307. Фуко М. Ненормальные. СПб.: Наука, 2005. 432 с.

308. Фуко М. Нужно защищать общество. СПб.: Наука, 2005. 312 с.

309. Фуко М. Психиатрическая власть. СПб.: Наука, 2007. 450 с.

310. Фуко М. Рождение биополитики. СПб.: Наука, 2010. 448 с.

311. Фуко М. Управление собой и другими. СПб.: Наука, 2011. 432 с.

312. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С.134-148

313. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2011. 460 с.

314. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1998. 301 с.

315. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.:

Республика, 1993. 447 с.

316. Хайдеггер М. К вопросу о назначении дела мышления // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып. 4 (39). С. 61-71

317. Хайдеггер М. Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель) и философская проблематика современности. СПб.: Владимир Даль, 2016. 495 с.

318. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность - одиночество. СПб.: Владимир Даль, 2013. 591 с.

319. Хайдеггер М. Парменид. СПб.: «Владимир Даль», 2009. 383 с.

320. Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 290 с.

321. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 320 с.

322. Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004. 440 с.

323. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция, 2006. 559 с.

324. Хёффе О. Справедливость: Философское введение. М.: Праксис, 2007. 192 с.

325. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975. 132 с.

326. Хомский Н. Будет так, как скажем мы! М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. 256 с.

327. Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. 464 с.

328. Хомский Н. Как устроен мир. М.: АСТ, 2014. 447 с.

329. Хомский Н. Несостоятельные Штаты: злоупотребление властью и атака на демократию. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. 480 с.

330. Хомский Н. Новый военный гуманизм: Уроки Косова. М.: Праксис, 2002. 320 с.

331. Хомский Н. Создавая будущее. Оккупация, вторжения,

имперское мышление и стабильность. М.: ООО «Альпина нон-фикшн, 2015. 264 с.

332. Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2011. 224 с.

333. Хофмайстер Х. Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. 288 с.

334. Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Философия и общество. 2005. № 1 (38). С. 5-15

335. Чоран Э. Искушение существованием. М.: Республика, Палимпсест, 2003. 431 с.

336. Чоран Э. После конца истории: Философская эссеистика. СПб.: Симпозиум, 2002. 544 с.

337. Чудинов С. Экстремизм в глобальном обществе риска. М.: Флинта, Наука, 2016. 172 с.

338. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. 231 с.

339. Шеллинг Ф. Изложение моей системы философии. СПб.: Наука, 2014. 262 с.

340. Шеллинг Ф. Ранние философские сочинения. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. 464 с.

341. Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т.: Т.1. М.: Мысль, 1987. 637 с.

342. Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т.: Т.2. М.: Мысль, 1989. 636 с.

343. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.

344. Шмитт К. Государство и политическая форма. М.: Высшая школа экономики, 2010. 272 с.

345. Шмитт К. Диктатура [Электронный ресурс]. URL: http://www.katehon.ru/html/top/politologia/idea/dictatura.htm

346. Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005. 326 с.

347. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. СПб.: Владимир Даль, 2006. 300 с.

348. Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. СПб.: Владимир Даль, 2008. 670 с.

349. Шмитт К. Политическая теология. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. 336 с.

350. Шмитт К. Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. 567 с.

351. Шмитт К. Понятие политического [Электронный ресурс]. URL: http://read.virmk.ru/h/Shmitt.htm

352. Шмитт К. Теория партизана. М.: Праксис, 2007. 301 с.

353. Шмитт К. Эпоха деполитизаций и нейтрализаций // Социологическое обозрение. Т.1. №2. 2001. С. 48-58

354. Штомпка П. Социальное изменение как травма [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf

355. Эко У. Пять эссе на темы этики. М.: Астрель, 2012. 192 с.

356. Эпплбаум Э. ГУЛАГ. М.: Изд-во АСТ, Изд-во CORPUS, 2015.

357. Юм Д. Исследование о принципах морали // Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 171-314

358. Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1996. 733 с.

359. Юнгер Ф. Язык и мышление. СПб.: Наука, 2005. 301 с.

360. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000. 539 с.

361. Янкелевич В. Ирония. Прощение. М.: Республика, 2004. 335 с.

362. Янкелевич В. Смерть. М.: Издательство Литературного института, 1999. 448 с.

363. Яркеев А. Бытие прав человека в дискурсе биополитики // Евразийский юридический журнал. 2017. №11 (114). С. 451-453

364. Яркеев А. Бытие социального в поле правовой дискурсивности // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. №3. С. 14-21

365. Яркеев А. Бытие социального в структурах «зловещего»: герменевтический аспект. // Вестник Томского государственного университета. 2015. №392. С. 83-87

366. Яркеев А. Зло как способ самоопределения социального бытия в структурах позитивной и негативной дискурсивности // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. №3-4. С. 25-30

367. Яркеев А. Кантианская концепция радикального зла и её предел: этико-политические импликации // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2016. Т. 16. №1. С. 5-19

368. Яркеев А. Конструирование дискурса социальной онтологии в структурах негативности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №11-1. С. 213-215

369. Яркеев А. Концепция социального зла в политической онтологии Ханны Арендт // Социум и власть. 2016. №5. С. 29-34

370. Яркеев А. Концептуализация социального зла в дискурсе негативной онтологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. №3-3. С. 17-22

371. Яркеев А. Концептуализация социального зла в структурах объективности и субъективности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. №1. С. 45-59

372. Яркеев А. Насилие как способ самоопределения социального в конструктах негативной идентичности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. №1. С. 21-36

373. Яркеев А. Онтологические основания зла в современном обществе: философско-герменевтический аспект. Екатеринбург, Ижевск: ИФиП УрО РАН, 2018. 286 с.

374. Яркеев А. От тюрьмы к концлагерю: организация социального пространства в биополитическом обществе // Социодинамика. 2016. №9. С. 103-108

375. Яркеев А. «Постсовременность» как самопредъявление идеологии в дискурсе «постидеологии» // Социальная онтология: конструктивно-герменевтический подход. Серия «Научные школы». Сборник научных статей. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. С. 346-358

376. Яркеев А. «Право на жизнь» в пространстве биополитики // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. №1. С. 28-35

377. Яркеев А. «Право на мышление» в контексте проблематики прав человека // Наука Удмуртии. 2017. №2 (80). С. 6-16

378. Яркеев А. Производство субъективности на пределе прав человека // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. №1 (64). С. 45-49

379. Яркеев А. Самоконституирование социальной реальности в дискурсе терроризма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. №10. С. 211-212

380. Яркеев А. Социальное зло: бытие социального в структурах позитивности и негативности // Наука Удмуртии. 2015. №4 (74). С. 1526

381. Яркеев А. Социальное зло и социальная память: герменевтический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №12-3. С. 212-214

382. Яркеев А. Социальное конструирование «опасного индивида» в судебно-медицинском дискурсе // Евразийский юридический журнал. 2016. №9 (100). С. 401-403

383. Яркеев А. Чрезвычайное положение как предельное состояние социального бытия // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. №1 (68). С. 55-59

384. Яркеев А. Этика между возможностью и невозможностью // Философская мысль. 2016. №9. С. 25

385. Ясавеев И. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. 200 с.

386. Arendt H. Crises of the Republic. San Diego, New York, London: Harvest Books, 1972. 252 p.

387. Baumeister R. Evil: inside human violence and cruelty. New York: Holt Paperbacks, 1999. 448 p.

388. Becker E. Escape from Evil. New York: Free Press, 1985. 188 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.