Феномен безопасности в современной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дмитраков Андрей Михайлович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 133
Оглавление диссертации кандидат наук Дмитраков Андрей Михайлович
Содержание
3
Глава I. Концепт «безопасность»:
философско-культурологическая интерпретация
1.1. Концепт «безопасность» в философии культуры
и социально-гуманитарном знании
1.2. Неклассическая рефлексия угроз безопасности человека
в современной философии и культуре
Глава II. Феноменология безопасности в культуре
позднего модерна
2.1. Небезопасный Другой и противоречия безопасности постмодерна
2.2. Духовная безопасность и альтернативы биополитике
в современном мире
Заключение
Библиография
113
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Практики насилия в культуре: философско-антропологическая рефлексия2013 год, кандидат наук Борисов, Сергей Николаевич
"Управление жизнью: философско-антропологические основания, потенциал и перспективы биополитики"2023 год, доктор наук Попов Дмитрий Владимирович
Биополитика как направление западной политической науки второй половины XX – первой четверти XXI вв.2023 год, доктор наук Аласания Кира Юрьевна
Культурно-антропологические практики терроризма2022 год, кандидат наук Борисовский Андрей Владимирович
Философско-культурологическое понимание парадоксов насилия и ненасилия2018 год, кандидат наук Мюльгаупт Константин Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен безопасности в современной культуре»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современного человека безопасность является одной из безусловных и необходимых ценностей. Сегодня она достаточно широко трактуется от безопасности жизни как таковой до безопасности физического тела, общественной, духовной, информационной, экологической безопасности и т.д. Обеспечение комплексной является одной из главных задач любого государства и выходит на глобальный уровень в деятельности международных структур: Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Системе коллективной безопасности в рамках СНГ, Организации Американских государств, Организации Африканского единства, а также Лиги арабских государств.
Внутри государств множатся структуры, отвечающие за обеспечение безопасности граждан. Развитие технических средств контроля и систем «больших данных» уже сейчас позволяют получать беспрецедентное количество информации, применимой для предотвращения и профилактики противоправных действий. Более того, сами граждане активно включаются в процесс обеспечения безопасности, особенно после того, как террористическая угроза стала печальной реальностью повседневной жизни. Однако от этого угрозы безопасности нашей жизни и безопасности страны вряд ли уменьшаются.
В таком контексте непрестанной угрозы нашей комплексной безопасности, несколько противоречиво выглядит заявление Стивена Пинкера о том, что никогда человечество не существовало так безопасно, как сегодня. Вряд ли стоит так однозначно утверждать, что современный мир, несмотря на различные проявления насилия, от бытового и криминального до терроризма, геноцида и войн, гораздо более защищен от насилия, чем когда-либо в своей истории существования.
Но очевидно и другое: никогда ранее человеческая жизнь не ценилась больше и никогда ранее безопасность сама по себе не являлась предметом
такой пристальной заботы и предметом попечения и человека и государства. Последнее достаточно очевидно и без привлечения данных «большой истории». Наш повседневный опыт раздваивается между достаточно безопасной реальностью и угрозами, сконструированными уже не столько идеологически, сколько культурно и концептуально. Актуальность исследования определяется попыткой выявить истоки указанного противоречия в контексте культурных оснований безопасности.
Сказанное выше преимущественно относится к пространству современной цивилизации и культуры, в смысловом поле которой и создаются исследовательские концептуализации, задающие границы осмысления феномена безопасности. Наша задача - в «зазорах» и «нестыковках» теорий и концептов постараться найти новое знание и решение противоречий проблемы безопасности. Исследование содержит положения, рассматривающие безопасность в контексте развития современной культуры и социально-гуманитарной мысли, затрагивает фундаментальные аспекты осмысления человека и культуры, насилия и государства.
Степень научной разработанности темы. Прежде всего, следует отметить, что феномен безопасности отсылает к целому ряду фундаментальных задач, прежде всего, к проблеме человека и насилия. В этом контексте концепты безопасности неявно присутствует в классической философии и социально-гуманитарном знании, начиная с работ Платона, Сократа, Аристотеля. Феномен безопасности соприкасается с решением проблемы принуждения и свободы человека в обществе и государстве в трудах Августина, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др.
Новые смысловые контексты, связанные с проблемами свободы и безопасности государства и народа возникают в революционных практиках, начиная с эпохи Французской революции 1791-1794 гг. и заканчивая русскими революциями начала XX века. М. Бакунин, О. Бланки,
Л. Гумплович, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Ж. Сорель, К. Шмитт, В. Беньямин, Д. Лукач, А. Грамши, Г. Маркузе и другие, так или иначе, касаются проблемы безопасности при рассмотрении вопросов революции и власти.
Проблема безопасности через антитезу угрозы и травмы присутствует в работах по социобиологии и психоанализу Л. Берковеца, К. Лоренца, З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера, К.Г. Юнга, Ж. Лакана, С. Жижека и других. Онтологический и антропологический аспекты данной проблемы, составляющие необходимый концептуальный контекст, представлены в текстах Ж. Делеза, Г. Маркузе, Х. Ортеги-и-Гассета, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, А.П. Назаретяна, С. Пинкера. Безопасность как проблема социальная, связанная с социальными отношениями и институтами рассматривается такими авторами, как З. Бауман, П. Бурдье, Э. Гидденс, Р. Эспозито, М. Фуко. Особую роль в нашем исследовании играют работы М. Фуко, рассматривавшего проблему безопасности в рамках концепции власти - знания и понятия биополитики. Диалектические противоречия безопасности раскрываются в работах Дж. Агамбена, Х. Арендт, Р.Н. Арона, З. Бжезинского, К. Поппера, Э. Фромма, Ф.А. Хайека и других, посвящённых безопасности человека и общества в контексте государственного насилия в условиях тоталитаризма и мировых войн.
Среди отечественных авторов можно выделить работы А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, Н.В. Загладина, Ю.И. Игрицкого, В.М. Кайтукова, А.А. Кара-Мурзы, М.П. Одесского, А.С. Панарина, В.А. Подороги, В.П. Римского, Д.М. Фельдмана и др. В современном мире проблема безопасности тесно связана с проблемой терроризма, что нашло отражение в работах Ю. Авдеева, А. Бернгарда, С.Н. Борисова, И. Ильинского, Б. Крылова, В. Кудрявцева, М. Коупленд, В. Лунева, Д. Лонга, В. Маллисона, Д.В. Ольшанского, В. Петрищева, Ч. Руби, Ю. Ромашева, Б. Хоффмана, Х. Хофмайстера и др.
Отдельно можно выделить работы, посвященные национальной безопасности, представленные трудами Н.Н. Арзамаскина, А.Н. Вавилова,
A.И. Васильева, О.А. Белькова, К.С. Гаджиева, И.Н. Глебова, С.В. Гущина, Ю.И. Дерюгина, М.И. Дзлиева, Н.И. Китаева, А.Н. Кольева, И.И. Кузнецова, С.П. Никанорова, Г.В. Осипова, А.С. Панарина, А.К. Першина,
B.С. Пирумова, В.П. Сальникова, В.В. Серебрянникова, С.В. Степашина, А.Д. Урсула, А.В. Шершнёва, А.К. Шаваева и других ученых.
Проблемы экологической безопасности и техногенных угроз нашли отражение в исследованиях А.С. Алпеева, А.Х. Атабиева, Р.К. Баландина, М.И. Будыко, А.И. Васильева, Ю.И. Вдовина, В.В. Вербицкого, Э.В. Гирусова, А.С. Гринина, В.П. Горюнова, В.И. Данилова-Данильяна, К.Х. Делокарова, В.Н. Егорова, В.Д. Ермакова, В.И. Измалкова, Л.Д. Капрановой, А.В. Кацуры, И.В. Козлова, Д.И. Коровина, В.Н. Кузьмина, К.С. Лосева, Н.М. Мамедова, Н.Н.Моисеева, А.И. Муравых, И.Б. Новика, А.И. Орлова, Н.В. Попковой, Н.Ф. Реймерса, Н.Г. Словесной, А.Д. Урсула,
A.С. Червинского и др. Проблемы информационной безопасности актуализированы в работах Р.Ф. Абдеева, Д. Альбертса, В.Г. Афанасьева,
B.С. Барсукова, В.А. Васенина, Н.П. Ващёкина, Г. Джоуэтта, М.Ю. Захарова, М. Либицки, Н. Примо, С.П. Расторгуева, Р. Шульца, А.Д. Урсула, А. Эдельштейна, В.И. Ярочкина, В.Н. Ясенева и др.
Одним из главных недостатков современной философской и социально-гуманитарной мысли в исследовании безопасности остается приверженность методологическим и теоретическим схематизмам, малые усилия в движении к новым определениям, концептуальным, теоретическим и практическим подходам в условиях, когда кризис таких традиционных институтов модерна, как государство (основной гарант безопасности), семья и традиционная культура, ставит под угрозу и саму безопасность, заставляет сомневаться в прочности её культурных оснований. На данный момент присутствуют пробелы в философско-культурологическом понимании феномена безопасности, предполагающем выявление кризиса в культурных
основаниях современного феномена безопасности, а также противоречий основных концептуальных позиций и подходов к решению проблемы безопасности.
В соответствии с этим мы выделили объект нашего исследования -феномен безопасности в культуре. Соответственно, предмет исследования - кризис культурных оснований безопасности в современной цивилизации.
Цель диссертационной работы: интерпретация феномена безопасности в современной культуре и цивилизации сквозь призму концептуальных противоречий в философском дискурсе.
Реализация обозначенной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:
- дать критический анализ концепта «безопасность» в истории философии и социально-гуманитарном знании;
- выявить основные теоретические установки в неклассическом понимании безопасности в философии и культуре модерна;
- проследить трансформацию феномена безопасности в концепции Другого дискурса постмодерна;
- осуществить критический анализ концепций духовной безопасности в контексте современной биополитики.
Выбор методологии обусловлен объектом, предметом и исследовательскими задачами, а именно:
- экзистенциальной значимостью исследуемого феномена (культурно-антропологический и феноменологический методы);
- исторической и культурной динамикой феномена безопасности (диалектический, историко-философский, генеалогический, сравнительно-исторический, деятельностный методы);
- знаково-символическими формами проявления проблематики безопасности и преломлением данного концепта в научном дискурсе и культурных практиках (герменевтический метод, культурно-семиотическая методология).
Научная новизна исследования:
- анализ концепта «безопасность» позволил сформулировать основные оппозиции - миф и номос, мирское и божественное, человек и государство, -раскрывающие основные смыслы данного концепта в европейской культуре и философии;
- выявлено, что биополитическая концепция безопасности, имеющая своим объектом «голую жизнь», входит в противоречие с родовой сущностью человека, порождая перспективы «небезопасного расчеловечивания»;
- определено, что биополитическое устройство безопасности в современной цивилизации формируется не посредством изоляции угроз, а через проекцию их во вне и производство, что нуждается в фигуре угрожающего Другого, которая сама по себе провоцирует новые угрозы;
- предложена идея о необходимости дополнения понимания биополитической безопасности фактором духовности, что обусловлено переходом от понятия Другого к понятию «дружественного Другого», как необходимого посредника.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Полис возникает как безопасное пространство, предназначенное для сохранения жизни античного человека, который создавал сам себя через практики законотворчества, сопротивляясь архаической угрозе «голой жизни» догосударственного существования. Полисные гарантии безопасности дополняли и мифо-ритуальные практики, которые в правоустанавливающей перспективе совместно с законом устраняли угрозы «голой жизни» природного состояния. Через оппозицию «мирское -божественное» проблема обеспечения безопасности получает развитие в пастырских и канонических, правовых практиках христианства,сопряженных с государственными законами. С эпохи Просвещения и до наших дней безопасность понимается как состояние минимизации насилия, достигнутого в результате договора, гарантом чего становятся государство и власть,
погружающие вглубь кризисных оснований современной культуры безопасность человека и населения, зависящих от проблемы суверенности государства и человека в государстве.
2. В цивилизации модерна биополитика сменяет предшествующие формы власти, законность и дисциплинарность, отличаясь от них способом обращения с жизнью, что конкретизируется в техниках нормализации «человеческих множеств» (людей в массовом обществе и массовой культуре), способах обработки и установления пространств безопасности, обращения со случайными событиями и действиями, не поддающимися нормализации, а также в формах связи между практиками безопасности и населением. Биополитика «работает» с естественным пространством и массами как совокупностью биологических существ. Существенно изменяется само функционирование власти и политики, которая подходит к предельным основаниям безопасности в «голой жизни» человека и масс и уже это не скрывает. Изъятие религиозного, экзистенциально-человеческого и политико-идеологического содержания в ближайшей перспективе повседневности обеспечивает беспрецедентный уровень безопасности, но создает угрозу «небезопасного расчеловечивания».
3. Биополитическое устройство безопасности, чтобы раздвинуть свои границы, вынуждено инверсивным движением не изолировать угрозу, а проецировать её во вне. Структурно «голая жизнь» человека и масс дополняется угрожающим мифологизированным Другим, который может принимать различные причудливые облики. Здесь пассивность потенциальной жертвы, претерпевающей насилие в условиях кризиса власти, политики и государства, дополняется активной пассивностью или интерпассивностью в отношении с мифологизированным Другим. Безопасность человека и масс временно может проявляться в стремлении к Другому (Другим) и его необходимости (мирные договоры и вообще «ритуалы договора» в мире модерна), но и подвергаться опасности в
горизонте присутствия «неожиданного Другого» и нарушения как повседневных, так и государственных договоров.
4. Понятие Другого и безопасности человека и масс необходимо дополнить также фактором духовности, понимаемой как снятие противоречий сакрального и мирского в постсекулярном мире. Необходимо учитывать возможность не просто Другого или других, которые угрожают, но и «дружественного Другого», который примиряет с Другими, делает их переносимыми в пространстве общей идентичности, снимающей отчуждающий характер взгляда «другого». Стоит предположить, что восстановление некоторых традиционных институтов (ценности религиозного воспитания и классической культуры, практики индивидуальной и культурной идентичности, договорные ритуалы между людьми и государствами) избавит от указанного страха и новых угроз безопасности человека и масс. Возможно, у самих традиционных институтов культуры появится шанс укрепиться вне связи с политикой или экономикой, переформатировать «подвешенную веру» современного человека в пространстве духовной безопасности с её сильным чувством веры, выходящей за узкие рамки конфессиональности.
Научно-теоретическое значение исследования заключается в том, что оно содержит элементы нового знания в форме философско-культурологической интерпретации феномена безопасности в культуре постмодерна, а также отражения проблемы безопасности в философско-культурологическом дискурсе.
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования внедрены в практику преподавания Белгородского юридического института им. И.Д. Путилина дисциплин культурологического и философских циклов, специальных курсов, способствуют общекультурной и профессиональной подготовке курсантов института. Внедрение теоретических положений диссертации делает возможным подготовку практических рекомендаций по использованию результатов исследования в
воспитательной работе, в сфере обеспечения общественной безопасности, в дальнейших научных разработках, в работе органов государственной власти.
Личный вклад автора заключается в новой философско-культурологической интерпретации феномена безопасности путём преодоления концептуальных противоречий в понимании «безопасности», существующих в контексте современной неклассической и постмодернистской философии. Автор предлагает оригинальную трактовку безопасности в культуре позднего модерна как продолжения просветительского и религиозного проектов в их диалектической взаимосвязи противостояния и взаимодополнения.
Апробация работы. Автор изложил основные результаты исследования в работе научных конференций, в том числе: всероссийской научно-практической конференции «Пространство культуры: проблемы философии и методологии» (Белгород, 22 мая 2012 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Человек в пространстве культуры» (Белгород, 17-18 мая 2012 г.); международной научной конференции «XXIX Петровские чтения. Наследие М.К. Петрова: история философии, культурология, науковедение и регионалистика» (Белгород, 2016); и др.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и истории науки ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» и рекомендована к защите.
По теме диссертации опубликовано 9 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах из списка ВАК РФ) общим объемом 3,8 п.л.
Структура работы. Структура диссертации состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения и библиографического списка.
Глава 1. Концепт «безопасность»: философско-культурологическая
интерпретация
Философское (равно как и культурологическое) говорение о безопасности сегодня достаточно проблематично. Сложность заключается в том, что уже на уровне определения мы сталкиваемся с определением безопасности как понятия в совокупности значений отсутствия угроз, различных рисков и опасностей для человека, общества и государства. И если для гуманитарного дискурса в целом эта устойчивость вполне приемлема (отметим только большое количество публикаций на эту тему), то для философии и культурологии она проблематична. Прежде всего, входящие в него понятия «человек», «общество», «государство» претерпели значительные изменения в современной философии и само понятие «безопасность» также вызывает вопросы. Система человек - гражданское общество (национальная общность) - государство больше не является единственной. Поэтому применительно к философско-культурологическому дискурсу феномена «безопасности» более адекватным будет использование не понятия, а концепта. Граница понятийной устойчивости и концептуальной гибкости, по нашему мнению, в отношении проблемы безопасности проходит (весьма схематично) между классической и неклассической философией. Последняя, сделав актуальными идеи «смерти автора»1, «децентрированного субъекта»2, «кризиса национального государства»3, наконец, множественности сообществ и идентичностей, расширяет границы
1 См.: Барт Р. Смерть автора / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384-391.; Фуко М. Археология знания. СПб., 2012.
2 См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. У-Фактория, 2007.; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.; Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2007.; Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М., 2014.
3 См.: Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. М., 2010.; Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004.; Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.
понимания безопасности, которая больше не локализуется в пределах личного и общественно-государственного пространства.
1.1. Концепт «безопасность» в философии культуры и социально-
гуманитарном знании
В первом приближении мы можем высказать предположение о наличии некоего противоречия между содержанием и объемом понятия «безопасность» сегодня, по крайней мере, в пределах философского дискурса. Также мы можем предположить, что данное противоречие накладывается и в определенной мере соответствует тому делению, которое проводится между философией классической и неклассической. Но чтобы утвердиться в нашем предположении, необходимо проанализировать понятие безопасности, начав с его словарных определений.
Так в Толковом словаре Ожегова мы находим определение
безопасности как отсутствия угрозы опасности, защиты от опасности4.
Толковый словарь Ушакова также фиксирует значение этого слова как
отсутствие опасности5. В Малом академическом словаре безопасность
б
определяется как положение, при котором не угрожает опасность6. Практически то же мы находим и в нормативных актах, государственной системе стандартов безопасности труда: «Состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах»7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона содержит более обширные размышления о безопасности, чем более новые словари и справочные издания. Так безопасность разделяется в нем на личную и имущественную, которые взаимосвязаны между собой, являясь гарантией сохранения имеющегося и приобретенного имущества
4 Ожегов С.И. Словарь русского языка М., 2008. С. 54.
5 Толковый словарь. Безопасность http://www.endic.ru/ushakov/Bezopasnost-2010.html
6 Малый академический словарь. Безопасность http://www.endic.ru/academic/Bezopasnost-15144.html
7 Система стандартов безопасности труда http://www.complexdoc.ru/lib/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2012.3.047-98
(результатов своего труда), а также гарантией сохранения самой жизни человека. Гарантии безопасности призвано обеспечить государство, которое для этого и создается. Обладая полнотой власти, оно принуждает к исполнению законов, а также осуществляет профилактику его нарушений, тем самым обеспечивая безопасность своих граждан8. Из дальнейшего деления угроз, приводимых в энциклопедии, мы можем сделать вывод о тех пространствах, в которых локализовано понимание безопасности конца XIX века, это человек и государство.
И даже замена этих объектов понятия, предпринимаемая некоторыми авторами, выглядит достаточно спорно. Так, например, В.М. Кулагин определяет безопасность как угрозу «ключевым ценностям», расширяя объект от конкретного субъекта, до всего мирового сообщества9. Д.Н. Калачев вполне обоснованно выводит такое расширение объектов понятия «безопасность» за пределы только человека и государства до наднациональных государств и глобальных сообществ, связывая его с глобализацией. Изменение роли государства и появление транснациональных корпораций меняет понятие безопасности: «Глобалисты по новому трактуют само понятие «безопасность», включая в него целый спектр «новых» глобальных проблем, среди которых: защита окружающей среды, борьба с голодом, утилизация отходов, использование ресурсов космоса и океана, коммуникации, терроризм» 10 Расширение объекта понятия «безопасность» до глобальных масштабов не только делает его предельно широким, но и ведет к утрате самого объекта понятия, так авторское определение Д.Н. Калачева остается совсем без объекта: «С нашей точки зрения, более релевантным представляется определение безопасности, как состояния защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Безопасность
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Безопасность
9 Кулагин В.М. Международная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. М., 2007. С.8.
10 Калачев Д.Н. Безопасность: эволюция понятия // Тренды и управление 4(8) 2014. С.386. (DOI: 10.7256/2307-9118.2014.4.13232)
сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба»11.
При таком подходе остается непонятным, кто подвергается угрозе. В силу своей глобальности объект или объекты безопасности остаются неопределенными, размываясь до пределов всего живого. Можно допустить, что существуют и подобные угрозы, однако, все живое, очевидно, не в состоянии рефлексировать подобные угрозы. То есть, мы можем сделать промежуточный вывод, что человек остается неотъемлемым объектом понятия «безопасность». С государством также дело обстоит достаточно сложно, поскольку оно все еще остается главной институцией, обеспечивающей безопасность человека. Д. Норт, Дж. Уоллис, Б. Вайнгаст в работе «Насилие и социальные порядки» отмечают, что даже при трансформации государства оно не только выполняет функции обеспечения безопасности, но делает это еще более эффективно12. Лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглиц также указывает на сохранение роли государства, особенно в тех условиях, когда транснациональные корпорации теряют преимущества наднациональных гарантов безопасности по причине глобального экономического кризиса13.
Таким образом, мы можем утверждать то, что человек и государство как основные объекты безопасности сохраняют свою актуальность и эта связка смыслов внутри понятия, а взятых в отдельности она может рассматриваться как связка понятий, имеет достаточно определенное положение в истории и культуре. Именно в такой трактовке проблема безопасности возникает в античной философии. Наиболее очевидно эта проблема выявлена в Апологии Сократа, практически в первых строках, после вынесения приговора Сократу, в его интерпретации обвинения: «Какое же наказание, о мужи афиняне, должен я положить себе сам? Не ясно ли, что
11 Калачев Д.Н. Безопасность: эволюция понятия // Тренды и управление 4(8) 2014. С.386. (DOI: 10.7256/2307-9118.2014.4.13232)
12 Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М., 2011.
13 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М., 1997. С. 6.
заслуженное? Так какое же? Чему по справедливости подвергнуться или сколько должен я уплатить за то, что ни с того ни с сего всю свою жизнь не давал себе покоя, за то, что не старался ни о чем таком, о чем старается большинство: ни о наживе денег, ни о домашнем устроении, ни о том, чтобы попасть в стратеги, ни о том, чтобы руководить народом; вообще не участвовал ни в управлении, ни в заговорах, ни в восстаниях, какие бывают в нашем городе, считая с себя, право же, слишком порядочным человеком, чтобы оставаться целым, участвуя во всем этом; за то, что я не шел туда, где я не мог принести никакой пользы ни вам, ни себе, а шел туда, где мог частным образом всякому оказать величайшее, повторяю, благодеяние, стараясь убеждать каждого из вас не заботиться ни о чем своем раньше, чем о себе самом, - как бы ему быть что ни на есть лучше и умнее, не заботиться также и о том, что принадлежит городу, раньше, чем о самом городе, и обо всем прочем таким же образом»14. Несправедливое обвинение Сократа в преступлении против полиса в этом диалоге сталкивается с разъяснением сути всей его жизни - культивировании заботы о себе среди афинян. Точкой схождения обвинения и оправдания как раз и является проблема безопасности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Постмодерн: философская рефлексия и художественный стиль2019 год, кандидат наук Афанасьева Татьяна Юрьевна
Концепты насилия и ненасилия в вероучении, идеологии и культурных практиках мировых религий2023 год, доктор наук Резник Сергей Васильевич
Философско-религиозные концепты протестантской культуры раннего модерна2012 год, кандидат наук Жигальцова, Татьяна Валентиновна
Экзистенциальные смыслы концепта времени в культуре и классической философии2010 год, кандидат философских наук Мельник, Юлия Михайловна
Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма2012 год, кандидат наук Римский, Алексей Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дмитраков Андрей Михайлович, 2018 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агамбен, Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2011. - 256 с.
2. Агамбен, Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение / Дж. Агамбен. -М.: Изд-во «Европа», 2011. - 148 с.
3. Агамбен, Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима / Дж. Агамбен. - М.: Изд-во «Европа», 2012. - 192 с.
4. Агамбен, Дж. Грядущее сообщество / Дж. Агамбен. - М.: Три квадрата, 2008. - 144 с.
5. Агамбен, Дж. Открытое / Дж. Агамбен. - М.: РГГУ, 2012. - 112 с.
6. Агамбен, Дж. Средства без цели / Дж. Агамбен. - М.: Гилея, 2015. -148 с.
7. Агамбен, Дж. Что такое повелевать? / Дж. Агамбен. - М.: Грюндриссе, 2013. - 72 с.
8. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества / Б. Андерсон. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.
9. Андерсон, П. Истоки постмодерна / П. Андерсон. - М.: Территория будущего, 2011. - 199 с.
10.Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова / Х. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000.
- 437 с.
11. Арендт, Х. О революции / Х. Арендт. - М., Издательство «Европа», 2011. - 464 с.
12. Армстронг, К. Поля крови. Религия и история насилия / К. Армстронг.
- М.: Альпина Нон-Фикшн, 2016. - 538 с.
13.Арриги, Дж. Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век / Дж. Арриги. - М.: Институт общественного проектирования, 2009. -456 с.
14.Арриги, Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени / Дж. Арриги. - М.: Территория будущего, 2006. - 472 с.
15.Артеменко, Н.А. Хайдеггеровская «потерянная» рукопись: на пути к «Бытию и времени» / Артеменко Н.А.. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2012. - 128 с.
16. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А.И. Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности): Научно-методическое пособие: - Москва,
2005. - 109 с.
17.Бадью, А. Этика. Очерк о сознании Зла / А. Бадью. - СПб., Machina,
2006. - 126 с.
18.Балагушкин, Е.Г. Неоязычество // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М.:Мысль, 2010. - Т. III. - С. 73-74.
19. Балагушкин, Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий / Е.Г. Балагушкин. - М.: ИФ РАН, 2003. - 218 с.
20.Балибар, Э. Что в войне? Политика как война, война как политика / Э. Балибар // Прогнозис №4(16) 2008. - С. 19 - 40.
21.Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар, И. Валлерстайн. - М.: ЛОГОХ, 2004. - 285 с.
22.Баркер, А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 284 с.
23.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. -616 с.
24.Батай, Ж. Теория религии. Литература и зло / Ж. Батай. - Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.
25.Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. - М.: Изд-во «Весь мир», 2004. - 188 с.
26.Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева ; Центр исслед. постиндустр. о-ва, журн. «Свободная мысль». - Москва : Логос, 2002. - 325 с.
27.Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек ; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -381 с.
28.Белл Д. От священного к светскому // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 148-152.
29. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - Москва: Академия, 1999. - 956 с.
30.Бенвенуто, С. Мечта Лакана / С. Бенвенуто. - СПб.: Алетейя, 2006. -172 с.
31.Бенда, Ж. Предательство интеллектуалов / пер. с франц. В.П. Гайдамака и А.В. Матещук / Ж. Бенда. - М.: ИРИСЭН, Мысль, Социум, 2012. - 310 с.
32.Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / С. Бенхабиб. - М.: Логос, 2005. - 350 с.
33.Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / В. Беньямин. - М.: РГГУ, 2012. - 290 с.
34.Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1995. - 384 с.
35.Беспаленко, П.Н. Угрозы и вызовы духовной безопасности России / П.Н. Беспаленко. - Белгород: Белгородская областная типография, 2007. - 224 с.
36.Бехман, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн; [пер. с нем. А. Ю. Антоновского [и др.]. - М.: Логос, 2010. - 247 с.
37.Бибихин, В.В. Философия и религия / В.В. Бибихин // Вопросы философии. - 1992. - №7. - С. 34-44.
38.Биллингтон, Д.Х. Икона и топор. - М., «Рудомино», 2001. - 880 с.
39. Блаженный Августин Творения (том третий) / О граде Божием. СПб. -Киев: Алетейя, УЦИИМ-Пресс, 1998. - 595 с.
40.Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. -258 с.
41.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
42.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - Тула, 2013. -204 с.
43.Болтански, Л., Кьяпелло, Э. Новый дух капитализма / Л. Болтански, Э. Кьяпелло. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 976 с.
44.Борисов, С.Н. Практики насилия в культуре: философско-антропологическая рефлексия. Диссертация, д. филос. н. / 09.00.13 -Философская антропология, философия культуры. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. - 330 с.
45.Борисов, С.Н. Феномен насилия в культурно-антропологических практиках и философской антропологии / С.Н. Борисов. - Белгород: Изд-во НИУ БелГУ, 2013. - 252 с.
46. Борисов, С.Н., Римский, А.В. Культурно-исторические формы религиозного экстремизма: от традиционализма к модерну / С.Н. Борисов, А.В. Римский // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2012. №5. - С.114-123.
47.Борисов, С.Н., Римский, В.П. «Человек террористический» в изменяющемся мире модерна и тоталитаризма: к методологии
проблемы / С.Н. Борисов, В.П. Римский // Личность. Культура. Общество». Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - Т.УШ. Спец. выпуск 1 (33). - М., 2006. - С. 152-159.
48.Бородай, Ю.М. Культ // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. - Т. II. - С. 339-340.
49.Бородай, Ю.М. Миф и культура // Опыты: Литературно-философский ежегодник. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 175-209.
50.Бородай, Ю.М. Эротика Смерть Табу. Трагедия человеческого сознания / Ю.М. Бородай. - М.: Гнозис,1996. - 416 с.
51.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ю. Бродель. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
52.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
53.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.
54.Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
55.Ваайман, К. Духовность. Формы, принципы, подходы. Т.1. / К. Ваайман. - М.: ББИ, 2009. - 590 с.
56.Ваайман, К. Духовность. Формы, принципы, подходы. Т.2. / К. Ваайман. - М.: ББИ, 2009. - 410 с.
57.Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля / Ж. Валь. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 336 с.
58.Василий Великий Беседы Режим доступа: https://azbyka.rU/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/9
59.Васильева, Е.Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Религиоведение. - 2007. - №3. - С. 86-93.
60.Ваттимо, Д. После христианства / Д. Ваттимо. - М.: Три квадрата, 2007. - 160 с.
61.Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 565 с.
62.Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. -704 с.
63.Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.
64.Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
65.Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой жизни / Ж.-П. Вернан. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.
66.Видаль-Накэ, П. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / П. Видаль-Накэ; пер. с фр.; под ред. С. Карпюка. - М.: Ладомир, 2001. - 419 с.
67.Возьмитель, А.А. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России. 2006 №6. - С.147-159.
68. Воробьева, М.В. Религия и религиозность в современной России // Религиоведение. - 2006. - №2. - С. 21-32.
69.Вундт, В. Миф и религия / В. Вундт. - М.-П.: Изд. «Брокгу аз-Ефрон», 1910. -416 с.
70.Гараджа, В.И. Религиоведение // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-научн. фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2010. - Т. III. - С. 435-436.
71.Гараджа, В.И. Религиоведение: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 350 с.
72.Гараджа, В.И. Религия // Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 552.
73.Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2005. - 348 с.
74.Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект,2008. - 767 с.
75.Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
76.Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.
77.Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.
78.Годелье, М. Загадка дара / М. Годелье. - М.: Восточная литература, 2007. - 295 с.
79. Грамши, А. Избранные произведения в трех томах. Тюремные тетради. Т.3. / А. Грамши. - М.: Изд-во иностранной лит., 1959. - 554 с.
80.Грякалов, Н.А. Фигуры террора / Н.А. Грякалов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. - 169 с.
81.Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2010. - 229 с.
82.Данилова, Э.В. Десекуляризация в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис... к. филос. н. - Красноярск, 2003. - 24 с.
83.Дворкин, А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / А.Л. Дворкин. - Нижний Новгород. Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 2003. - С.783-785.
84. Де Либера, А. Средневековое мышление / А. Де Либера; пер. с франц. О. В. Головой, А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2004. - 368 с.
85.Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
86.Делюмо, Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (ХШ-ХУШ вв.). / Ж. Делюмо. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. - 752 с.
87. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе / Ж. Делюмо. - М.: Голос, 1994. - 408 с.
88.Делюмо, Ж., Фрезер, Дж.Д. Идентификация ужаса / Ж. Делюмо, Дж. Фрезер. - М.: Алгоритм, 2009. - 240 с.
89.Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Академический проект, 2007. - 495 с.
90. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. - СПб.: Наука, 1992. - 431 с.
91.Доддс, Е.Р. Греки и иррациональное / Е.Р. Доддс. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000. - 316 с.
92. Доктрина информационной безопасности РФ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/a2dfe 15Ь64а3 d544537fca940236de5c023a5537/
93. Дуглас, М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу / М. Дуглас. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. - 286 с.
94.Егоршева, О.И. Культурно-цивилизационная специфика современной мифологии: Дисс,... к. философ. наук. - Белгород, 2002. - 153 с.
95.Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М.: Изд-во «Художественный журнал». 1999. - 234 с.
96. Жижек, С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно / С. Жижек. -М.: Издательство «Европа», 2012. - 272 с.
97.Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / С. Жижек. - СПб.: Алетейя, 2005. - 156 с.
98.Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 336 с.
99.Жижек, С. Накануне господина. Сотрясая рамки / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 280 с.
100. Жижек, С. О насилии / С. Жижек. - М.: Европа, 2010. - 184 с.
101. Жижек, С. Чума фантазий / С. Жижек. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. - 388 с.
102. Жижек, С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / С. Жижек. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 528 с.
103. Жирар, Р. Козел отпущения / Р. Жирар. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - 336 с.
104. Жирар, Р. Насилие и религия: причина или следствие? / Р. Жирар // Логос №4 (67) 2008. - С.129-140.
105. Жирар, Р. Насилие и священное / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 448 с.
106. Забияко, А.П. Язычество: от религии крестьян до киберрелигии (статья вторая) // Религиоведение. - 2006. - №1. - С. 69-81.
107. Забияко, А.П. Язычество: от религии крестьян до киберрелигии (статья третья) // Религиоведение. - 2007. - №1. - С. 103-121.
108. Забияко, А.П. Язычество: от религии крестьян до киберрелигии (статья четвертая) // Религиоведение. - 2008. - №4. - С. 88-104.
109. Зенкин, С. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика / С. Зенкин. - М., 2012. С.23.
110. Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 192 с.
111. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин. Pro et Contra: полемика вокруг идей И.А. Ильина о сопротивлении злу силою. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 573 с.
112. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Р. Кайуа. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.
113. Калачев, Д.Н. Безопасность: эволюция понятия // Тренды и управление 4(8) 2014. - С.385-391.
114. Кампер, Д. Тело. Насилие. Боль: Сборник статей / Д. Кампер. -СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. -174 с.
115. Канторович, Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии / Э.Х. Канторович. - М.: Изд-во инст. Гайдара, 2015. - 752 с.
116. Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии / Э. Кассирер. - М.: Прогресс, 1988. -546 с.
117. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. Б. Э. Верпаховского [и др.] под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Гос. ун-т «Высш. шк. экономики». -Москва : ГУВШЭ, 2000. - 606 с.
118. Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальное начало культуры // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Отв. ред. М.С. Киселева [Сб. статей] / В.Ж. Келле. - М.: Прогресс, 2010. - С. 922.
119. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. - СПб.: Наука, 2003. - 792 с.
120. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев. - М.: Логос, 1998. - 208 с.
121. Колкунова, К.А., Малевич, Т.В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2014. Вып. 6 (56). - С. 72-88.
122. Корм, Ж. Религиозный вопрос в XXI веке / Ж. Корм. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 288 с.
123. Кристи, Н. Контроль над преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца / Н. Кристи. - СПб.: Алетейя, 2012. - 208 с.
124. Кристи, Н. Причиняя боль. Роль наказаний в уголовной политике / Н. Кристи. - СПб.: Алетейя, 2011. - 162 с.
125. Кулагин, В.М. Международная безопасность: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Кулагин. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 318 с.
126. Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. - М.: Логос, 1997. - 184 с.
127. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
128. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.
129. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф. -М.: Прогресс, 2001. - 440 с.
130. Ле Гофф, Ж., Трюон, Н. История тела в средние века / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон. - М.: Текст, 2008. - 189 с.
131. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265 с.
132. Левинас, Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное / Э. Левинас. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.
133. Лейбниц, Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. / Сочинения в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1989. - 554 с.
134. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
135. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло); [Пер. с нем. Г. Ф. Швейника]. / К. Лоренц- СПб.: Амфора, 2001. - 347 с.
136. Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества / К. Лоренц // Вопросы философии. - 1992. - №3. - С. 3953.
137. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992 - 272 с.
138. Луман, Н. Власть / Н. Луман. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.
139. Макиавелли, Н. Государь. Сочинения / Н. Макиавелли. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 656 с.
140. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. - М.: АСТ, 2004. - 819 с.
141. Малый академический словарь. Безопасность Режим доступа: http: //www. endic.ru/academic/Bezopasno st-15144.html
142. Марков, Б. Отчуждение и бытие // Альтернативы №3. 2010. -С.118-126.
143. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42./ К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Изд-во политической литературы, 1974.
144. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - М.: АСТ, 2003. - 526 с.
145. Мейсон, П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему / П. Мейсон. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 416 с.
146. Мир в войне: победители и побежденные. 11 сентября 2001 глазами французских интеллектуалов. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2003. - 204 с.
147. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Академический Проект, 2011. - 396 с.
148. Московичи, С. Машина, творящая богов / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 556 с.
149. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.
150. Мосс, М. Социальные функции священного/ Избранные произведения / М. Мосс. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.
151. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. 4-е изд. / А.П. Назаретян. - М.: Либроком, 2015. - 256 с.
152. Назаретян, А.П. Нелинейное будущее. Мегаистория, синергетика, культурная антропология и психология в глобальном прогнозировании. 3-е изд. / А.П. Назаретян. - М.: Аргамак-медия, 2015. - 508 с.
153. Назаров, В.Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры / В.Н. Назаров. - Тула: ТГПИ им. Л.Н. Толстого, 1993. - 332 с.
154. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Ж.-Л. Нанси. - М.: Водолей, 2009. - 408 с.
155. Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. - М.: Мысль, 2010. - 736 с.
156. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
157. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 191 с.
158. Норт, Д., Уоллис, Д., Вайнгаст, Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. - М.: Изд-во инст. Гайдара, 2011. - 480 с.
159. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры. - М.: Гардарики, 2002. - 407 с.
160. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2008. - 1328 с.
161. Осыка, Я.М. Человек в пространстве сакрального: философско-культурологическая рефлексия / Дис. на соискание уч. ст. к.филос.н., Курск, 2014. - 120 с.
162. Отто, Р. Священное / Р. Отто. - СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2008. - 272 с.
163. Пивоев, В.М. Функции мифа в культуре // Вестник МГУ. - Сер.7. Философия. - 1993. - №3. - С. 37-45.
164. Платон Собрание сочинений в 4 т.: Т. I. - М.: Мысль, 1990. - 860 с.
165. Померанц, Г., Миркина, З. Великие религии мира / Г. Померанц, З. Миркина. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 280 с.
166. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 3-16.
167. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
168. Пратына, Д.А. Киберрелигия: проблема интерпретации // Религиоведение. - 2008. - №4. - С. 104-117.
169. Римская, О.Н., Римский, В.П. Феномен субкультурных религий / О.Н. Римская, В.П.Римский. - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Akademik Publischinq GmbH&Co.KG, 2012. - 129 с.
170. Римский, В. П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий / В.П. Римский. -Белгород, 2003. - 184с.
171. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. - Белгород: Изд-во БелГУ; Изд-во «Везелица», 1997. - 199 с.
172. Римский, В.П. К проблеме генезиса религии // Известия СКНЦ ВШ. Обществ. науки. - Ростов-на-Дону, 1983. - №1. - С. 55-60.
173. Римский, В.П. Православие и русская культура в XXI столетии: опыт культурологического прогноза // Христианство и культура: Научно-богословский сборник. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - С. 14-23.
174. Римский, В.П. Тоталитарный Космос и человек / В.П. Римский. -Белгород: БелГУ, 1998. - 126 с.
175. Рыбаков, С.Ю. Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России : монография / С.Ю. Рыбаков; Ряз. гос. унт им. С.А. Есенина. - Рязань, 2011. - 304 с.
176. Рыклин, М. Террорологики / М. Рыклин. - Тарту: Эйдос, 1992. -224 с.
177. Саид, Э. Культура и империализм / Э. Саид. - СПб.: Владимир Даль, 2012. - 736 с.
178. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э. Саид. -СПб.: Русский Mip, 2006. - 637 с.
179. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: АСТ, 2009. - 925 с.
180. Сейджман, М. Сетевые структуры терроризма / М. Сейджман. -М.: Идея-Пресс, 2008. - 218 с.
181. Сеннет, Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет. - М.: Логос, 2003. - 424 с.
182. Сеннет, Р. Плоть и камень. Тело и город в западной цивилизации / Р. Сеннет. - М.: Strelka Press, 2016. - 504 с.
183. Синелина, Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории / Ю.Ю. Синелина. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - 120 с.
184. Система стандартов безопасности труда Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/lib/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20 %D0%A0%2012.3.047-98
185. Соловьев, В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. - М.: Алгоритм, 1996. - 656 с.
186. Сорель, Ж. Размышления о насилии / Ж. Сорель. - М.: Фаланстер, 2013. - 293 с.
187. Стендинг, Г. Прекариат: новый опасный класс / Г. Стендинг. -М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 328 с.
188. Стиглиц, Дж. Экономика государственного сектора / Дж. Стиглиц. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.
189. Суриков, И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры / И.Е. Суриков. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. - 304 с.
190. Тахо-Годи, А. А. Миф у Платона как действительное и воображаемое / А. А. Тахо-Годи // Платон и его эпоха : [сб. статей] : к 2400-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т философии ; [отв. ред. Ф. Х. Кессиди]. - Москва, 1979. - С. 58-82.
191. Тейлор, Ч. Секулярный век / Ч. Тейлор. - М.: ББИ, 2017. - 967 с.
192. Телегин, С.М. Философия мифа / С.М. Телегин. - М.: Община, 1994. - 144 с.
193. Тиллих, П. Систематическое богословие : т. 1-2, ч. 1-3. - СПб. : Алетейя, 1998. - 493 с.
194. Толковый словарь. Безопасность Режим доступа: http: //www.endic.ru/ushakov/Bezopasnost-2010.html
195. Томсон, Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - Т.II. Первые философы / Дж. Томсон. - М.: Изд-во ин. лит., 1959. - 371 с.
196. Тонконогов, А.В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально -философский анализ) / Автореферат диссертации на соискание уч. ст. д.филос.н., М., 2011. - 44 с.
197. Топоров, В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В.Н. Топоров // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. - М.: Наука, 1982. - С. 8-40.
198. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Э. Тоффлер. - Москва : АСТ, 2001. - 669 с. -(Philosophy).
199. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуревич. - Москва : АСТ, 2002. - 781с.
200. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/82e3980c7990 8d189a4841285a57a0324d69edfc/
201. Урри, Дж. Мобильности / Дж. Урри. - М.: Праксис, 2012. - 576 с.
202. Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2. - 576 с.
203. Фрезер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрезер. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. - 528 с.
204. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2007. -607 с.
205. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. - СПб.: Азбука-классика, 2005.
- 256 с..
206. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.
- М.: Республика, 1994. - 447 с.
207. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2006. - 571 с.
208. Фуко, M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. -M.: Ад Маргинем, 1999. - 480 с.
209. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - СПб.: Гуманитарная академия, 2004. - 416 с.
210. Фуко, М. Безопасность, территория, население: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учеб. году / М. Фуко ;
пер. с фр.: Н. В. Суслова [и др.]. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 543 с.
211. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.
212. Фуко, М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 676 с.
213. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: ст. и интервью 1970-1984 : в 3 ч. / М. Фуко ; [пер. с фр. С. Ч. Офертаса ; под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова]. - Москва : Праксис, 2002-2006. - Ч. 2. - Москва, 2005. - 318 с. - (Новая наука политики).
214. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: ст. и интервью 1970-1984 : в 3 ч. / М. Фуко ; [пер. с фр. С. Ч. Офертаса ; под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова]. - Москва: Праксис, 2002-2006. - Ч. 3. - Москва, 2006. - 311 с. - (Новая наука политики).
215. Фуко, М. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр.: А. В. Дьякова. - Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 448 с. - (Programme A. Pouchkine).
216. Фуко, М. Рождение клиники / М. Фуко. - М.: Академический проект, 2010. - 252 с.
217. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук / М. Фуко. -Санкт-Петербург : A-cad : Талисман, 1994. - 405 с.
218. Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982—1983 уч. году. / М. Фуко. -Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 432 с.
219. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. - М.: АСТ, 2010. - 497 с.
220. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 40-52.
221. Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2005. - 368 с.
222. Хабермас, Ю. Постмодернизм и культура / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - №4. - 1992. - С.40-53.
223. Хабермас, Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Ю. Хабермас. - М.: Праксис, 2010. - 264 с.
224. Хабермас, Ю., Ратцингер, Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Ю. Хабермас, Й. Ратцингер. - М.: ББИ, 2006. - 112 с.
225. Хард, М., Негри, А. Империя / М. Хард, А. Негри. - М.: Праксис, 2004. - 440 с.
226. Хвыля-Олинтер, А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества / А.И. Хвыля-Олинтер. - М.: Даръ, 2008. - 640 с.
227. Хелл, Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э., Перратон, Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Д. Хелл , Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. - М.: Праксис, 2004. - 576 с.
228. Хирьянова, Л.В. Старообрядческая субкультура в современном российском обществе: Автореферат диссертации, к. филос. н. -Белгород: БелГУ, 2009. - 28 с.
229. Хоркхаймер, М., Адорно ,Т.В. Диалектика просвещения / М. Хорхаймер, Т.В. Адорно. - М.-СПб.: Медиум Ювента, 1997. - 312 с.
230. Хоффман, Б. Терроризм - взгляд изнутри / Б. Хоффман. - М.: Ультра-Культура, 2003. - 264 с.
231. Христианство и культура: Научно-богословский сборник / Под ред. Римского В.П. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 206 с.
232. Шапарь, В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шпарь. - Мн.: Харвест, 2004. - 384 с.
233. Шаров, В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области / В.Г. Шаров. - СПб.: Нестор, 2005. - 242 с.
234. Шмитт, К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / К. Шмитт. - СПб.: «Владимир Даль», 2006. - 300 с.
235. Щербакова, И.В. Религиозный плюрализм в современной России // Духовная безопасность нас и наших детей. СПб., 2008. - С. 8.
236. Эгильский, Е.Э., Матецкая, А.В., Самыгин, Ю.Д. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. - М.: КноРус, 2011. - 224 с.
237. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Академ. Проект, 2000. - 222 с.
238. Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. - М.: Прогресс, 1987. -312 с.
239. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
240. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Безопасность Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Безопасность
241. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон+, 2009. - 1248 с.
242. Эткинд, A.M. Хлыст. Мистические секты и русская литература. Начало двадцатого века / А.М. Эткинд. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 688 с.
243. Althusser, L. Ideology and Ideological State Apparatuses. In: Mapping Ideology / L. Althusser. - London, Verso 1994. - P. 130-131.
244. Critchley S. The Faith of the Faithless: Experiments in Political Theology . Verso Books. Kindle Edition. 2012.
245. Esposito, R. The Third Person / R. Esposito. - Polity. - 200 p.
246. Fuller, C. R. Spiritual, But Not Religious: Understanding Unchurched America. Oxford University Press, 2001.
247. Jenkins, R. Disenchantment, Enchantment and Re-Enchantment: Max Weber at the Millennium // Max Weber Studies. 2000. Vol. 1, no. 1. P. 1132.
248. Pfaller, R. Die Illusionen der anderen. Suhrkamp Verlag. Berlin, 2012. S. 10.
249. Rifkin, J. The Empathic civilization. Tarcher Perigee, 2009.
250. Ruth Mazo Karras Sexuality in medieval europe. London ; New York: Routledge, 2017.
251. Steven Pinker The Better Angels of Our Nature: The Decline of Violence in History and Its Causes. Viking Books, 2011.
252. Taylor, C. A Secular Age. Harvard University Press, 2007, 475 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.