Политическая логика Платона. Интерпретация "Государства" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Глухов, Алексей Анатольевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 267
Оглавление диссертации кандидат наук Глухов, Алексей Анатольевич
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования
Степень разработанности проблемы
Цели и задачи исследования
Методологические основания исследования
Научная новизна исследования
Положения, выносимые на защиту
Глава 1. Философский, политический и исторический контексты интерпретации «Государства» Платона
1.1 Современный антиплатонизм
1.1.1 Два варианта критики платонизма (К. Поппер и М. Хайдеггер)
1.1.2 Две конкурирующие логики современной философской мысли
1.1.3 Основная гипотеза
1.1.4 Типологизация осмысления «политического» в логиках различия
1.2 Исторический контекст творчества Платона
1.2.1 Общая специфика античного политического бытия
1.2.2 Софистическая антитеза природы и закона
1.2.3 Политические аспекты суда над Сократом
1.2.4 Биография Платона
Глава 2. Политика в сочинениях Платона раннего и среднего периодов
2.1 «Апология Сократа»
2.2 «Горгий»
2.3 «Протагор»
2.4 «Гиппий Больший»
2.5 «Пир»
2.6 «Федр»
2.7 Принципы политического мышления Платона
Глава 3. Интерпретация «Государства»
3.1 Название
3.2 Редакции
3.3 Участники
3.4 Время и место действия
3.5 Диалог «Фрасимах» (I книга)
Кефал
Полемарх
Фрасимах
3.6 «Прото-Государство» (II-V книги)
Радикальная постановка проблемы справедливости
Аналогия между человеком и полисом
Первый набросок
Второй набросок
Воспитание стражей
Территория и экономика. «Честная ложь»
Определение справедливости
Суверенный номос стражей
3.7 Философская власть (V-VII книги)
Философия и знание-сила
Идея блага. Символы Солнца и рассеченной линии
Символ пещеры. Воспитание философа
3.8 Метаморфозы политических «режимов» (VIII книга)
3.9 Чистые удовольствия (IX книга)
3.10 «Древнее различие между философией и поэзией» (X книга)
3.11 Финальный миф: торжество «платонизма» (X книга)
3.12 Осуществимость Каллиполиса
3.13 Темпоральность политики
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Справедливость и законы в мифопоэтической мысли и философских воззрениях народов Древнего мира: Египет, Вавилония, Греция2014 год, кандидат наук Чалаби Башир Фахедович
Рецепция платонизма в антропологии М.Фичино2017 год, кандидат наук Гурьянов Илья Геннадьевич
Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского2019 год, кандидат наук Шилов Евгений Вадимович
Место диалога Критон в Платоновском корпусе2013 год, кандидат филологических наук Золотухина, Анастасия Игоревна
Философия как "большая политика": Античная педагогика и идея единой Европы в творчестве Ф. Ницше2001 год, кандидат философских наук Каплун, Виктор Львович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая логика Платона. Интерпретация "Государства"»
Введение
Актуальность темы исследования
Прошедшее столетие называют «веком антиплатонизма». Антиплатонизм -враждебность к мысли Платона, объявление ей интеллектуальной войны. Но невозможно сражаться с врагом, не веря в его силу и значимость в настоящем. Философия XX в. предложила две разные трактовки современной реинкарнации политического платонизма. К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» (1945) называет политическую программу Платона «тоталитаристской», а ее автора антигуманистом и реакционером.1 Поппер отожествляет «в нравственном отношении» платонизм с конкретными политическими режимами, находившимися во время написания его книги в состоянии открытой либо тайной конфронтации с западными либеральными демократиями. Поражение нацизма, распад Советского государства в этой логике должны были привести к нивелированию значимости платонизма, редуцировать его масштаб до уже преодоленной теоретической позиции и в конечном счете списать в архив истории идей. На актуальность попперовского антиплатонизма меньше всего можно полагаться теперь, когда тоталитарных режимов в Европе больше не существует. Противоположный взгляд на судьбу платонизма предлагался мыслителями, усматривавшими торжество теоретических взглядов Платона не в конкретных исторических режимах, но вообще в Государстве современного типа, власть которого опирается на администрирование, биополитику и тотальную репрезентацию сущего. По мнению М. Хайдеггера, современный мир говорит на языке Платона, а возможности неплатонической мысли в эпоху конца философии крайне эфемерны. Актуальность платонизма в этой логике не вызывает сомнений. Однако тем сомнительнее статус исследования, посвященного предмету, столь всепроникающему и насущному, что теряется его историческая специфика. Проблематизация политической философии Платона и, как следствие, экспликация ее актуальной значимости для современной мысли возможна лишь с позиции, претендующей на независимость от логик репрезентации и различия, лежащих в основе выше указанных образцовых трактовок платонизма. Необходимо учитывать объективные результаты научных исследований по
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 тт. Т. 1. Чары Платона. М., 1992. С. 123-124.
2 Heidegger M. Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens // Gesamtausgabe, Bd.14. S. 82.
3
античной политике, но в то же время предложить философское понимание условий значимости политических высказываний.
Объектом исследования являются представленные в сочинениях Платона возможности мышления и речи в контексте политических реалий своей эпохи. Древнегреческий философ устанавливает условия возникновения свободной речи, посредством которой учреждается политико-онтологическая картина мира. Конкретным предметом изучения являются тексты платоновского корпуса. В центре внимания - «Государство» и некоторые сочинения раннего и среднего периодов творчества Платона, в которых отражена политическая философия древнегреческого мыслителя. Попытка нового прочтения этих известнейших текстов получает оправдание благодаря полемическому контексту, образуемому современной критикой и новейшими результатами научных исследований античного политического бытия.
Степень разработанности проблемы
Работы ведущих представителей современной политической философии обладают высоким индексом цитируемости в гуманитарных исследованиях и прямо влияют на идеологию новых направлений и методов в изучении античной
о
цивилизации. Возникает описанный в книге Э. Тигерстедта эффект влияния доминирующей философии на современную ей историю философии и в частности на интерпретацию платонизма: Античность, о которой пишут сегодняшние исследователи, все более отдаляется от классических представлений о ней. В результате на рубеже ХХ-ХХ1 веков произошел значительный сдвиг в понимании природы политических отношений в архаической Греции (сб. ст. под ред. К. Дугерти, Л. Керк)4, в механизме античной колонизации (сб. ст. под ред. Г. Р. Цецхладзе)5. Завоевал признание термин «политическое без полиса»; открываются возможности для изучения античного общества вне рамок традиционного «афиноцентризма» (сб. ст. под ред. Р. Брока и С. Ходкинсона; Д. Маккоски и Э. Закина, Т. Деркса и Н. Ройменса, труды Копенгагенского центра
3 TigerstedtE. Interpreting Plato. Almqvist, 1977.
4 Cultural poetics in archaic Greece: cult, performance, politics / Ed. by C. Dougherty, L. Kurke. Cambridge, 1998.
5 Greek colonisation: an account of Greek colonies and other settlements overseas, vols. 1-2 / Ed. by G. R. Tsetskhladze. Brill, 2006-2008.
POLIS под рук. М. Хансена)6. Представления об основах самой афинской демократии также претерпевают важнейшие изменения под влиянием новых подходов к интерпретации политического бытия. Д. Коген опирается на Фуко в своем анализе афинской судебной практики7, М. Оствальд исследует особенности суверенной демократии в Афинах V в.8, Дж. Обер показывает роль власти-знания
для функционирования демократии9. Актуальный обзор конкурирующих подходов
10
к пониманию политики в античном мире предлагается в работе Д. Хаммера . Не без участия школы Л. Штрауса возникло холистское направление в изучении платоновских сочинений. Диалоги рассматриваются как целостное произведение, в котором значимы малейшие детали: от персонажей и «сценографии» до исторического контекста. Манифестом этой «новой волны» (автоним) можно считать сборник статей под ред. Дж. Пресса11. Литературная форма и жанровые особенности диалогов также анализируется в монографиях Ч. Кана, К. Роу, С. Левин, в сборнике под ред. К. Джила и А. Микелини12. Среди отечественных исследований следует отметить интерпретацию «Федра», предложенную Ю. А. Шичалиным13, а также монографию Т. Ю. Бородай, в которой анализируются концептуальные возможности семантики и метафорики платоновских диалогов.14
6 Alternatives to Athens. Varieties of Political Organization and Community in Ancient Greece I Ed. by R. Brock, St. Hodkinson. Oxford University Press. 2000; Bound by the city : Greek tragedy, sexual difference, and the formation of the polis / Ed. by D. E. McCoskey, E. Zakin. State University of New York. 2009; Ethnic constructs in antiquity: the role of power and tradition / Ed. by T. Derks, N. Roymans. Amsterdam University Press, 2009; Hansen M. Polis. An Introduction to the Ancient Greek City-State, Oxford University Press, 2006.
7 Cohen D. Law, Violence and Community in Classical Athens. Cambridge University Press, 1995
8 Ostwald M. From popular sovereignty to the sovereignty of law. University of California Press, 1986.
9 OberJ. Democracy and Knowledge: Innovation and Learning in Classical Athens. Princeton University Press, 2010
10 Hammer D. What is Politics in the Ancient World? // A Companion to Greek and Roman Political Thought / Ed. by R. K. Balot. Blackwell Publishing, 2009.
11 Plato's dialogues: new studies and interpretations / Ed. G. A. Press. Rowman & Littlefield, 1993.
12 Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue. Cambridge University Press, 1998; Rowe C. Plato and the art of philosophical writing. Cambridge University Press, 2007; Levin S. The ancient quarrel between philosophy and poetry revisited: Plato and the Greek literary tradition. Oxford University Press, 2001; Form and argument in late Plato / Ed. Chr. Gill, M. McCabe. Oxford University Press, 2000; Plato as author / Ed. by A. Michelini. BRILL, 2003;
13 Платон. Федр/ Общ. ред. и вступительная статья Ю.А.Шичалина. М., 1989.
14 Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М., 2008.
Темой платоновского эзотеризма занимается «тюбингенская школа»: X. Кремер, К. Гайзер, Т. Слезак. 15 Новый взгляд на эту проблему возникает в связи с «переоткрытием» философского эзотеризма Л. Штраусом. Оппозиция устного и письменного слова, базовая для «тюбингенцев», занимает центральное место в критике Платона у Ж. Деррида.
Неизменно пополняется список новых интерпретаций политической теории Платона. Но, если не считать известной книги К. Поппера (и переложения платоновского «Государства», выполненного А. Бадью), политические взгляды Платона редко становятся предметом сосредоточенного внимания крупного современного философа. Л. Штраус - редкое исключение, в некотором смысле подтверждающее правило. Признавая актуальность платоновской политической мысли, Штраус прочитывает центральные книги «Государства» с иронией, снижая их значимость. Однако в целом для постницшеанской традиции верно скорее обратное: молчание о Платоне-политике обусловливается негласным признанием мощи созданной им онтологической репрезентации, лежащей в основе всей современной картины мира. Платон-политик - противник по умолчанию, а невнимание к диалогу «Государство» компенсируется, особенно в послевоенной французской мысли, обсессивным вниманием к репрессивной власти Государства Нового времени. Интерпретации Платона в современной европейской философии
рассматриваются в работе И. А. Протопоповой, в монографиях Д. Хайленда, М.
16
Статкивича, Дж. Саллиса, в сборниках статей под ред. С. Шанкмена и Б. Кассен . Среди прочтений «Государства» в особую группу нужно выделить комментарии штрауссианской школы политической философии: А. Блума, С. Бенардета,
15 Krämer H.-J. Arete bei Platon und Aristoteles: zum Wesen und zur Geschichte der platonischen Ontologie. Schippers, 1967; idem. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Schippers, 1967; idem. Plato and the Foundations of Metaphysics. State University of New York Press. 1990; Gaiser K. Platons ungeschriebene Lehre. Klett-Cotta, 1998. Szlezâk T. A. Platon und die Schriftlichkeit der Philosophie. Walter de Gruyter, 2004; Слезак Т. А. Как читать Платона. СПб., 2008. См. также дискуссию с участием Т. Слезака и Дж. Феррари в указанном сб. под ред. А. Микелини.
16 Протопопова И. Aâyoç Çû)ov: Платон и Деррида // Синий диван, № 10-11, 2008. Hybrid D. Questioning Platonism: continental interpretations of Plato. SUNY Press, 2004; Statkiewicz M. Rhapsody of Philosophy: Dialogues with Plato in Contemporary Thought. Penn State Press, 2009; Sallis J. Platonic Legacies. SUNY Press, 2004; Plato and Postmodernism / Ed. St. Shankman. Wipf & Stock Publishers, 2009; Nos Grecs et leurs modernes: Les stratégies contemporaines d'appropriation de l'antiquité / Ed. par B. Cassin. Paris, 1992
С. Розена 17 . С позиции деконструкции диалог рассмотрен в исследовании А. Офира18. Постницшеанская мысль (М. Хайдеггер, X. Арендт, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Деррида) предложила множество критических интерпретаций платоновской философии.19 Тем не менее, всеобъемлющая интерпретация «Государства», учитывающая существенные результаты европейской политической мысли, пока отсутствует. Особый способ оценки политической значимости диалогов свойственен аналитической традиции, где первостепенное место занимает анализ отдельных этических пропозиций (см. книгу Т. Ирвина, работы Г. Властоса, влиятельное «Введение» Дж. Аннас) 20 . Трудностью для исследователей, ориентирующихся в качестве образца на политическую модель современной либеральной демократии, оказывается отсутствие у греков концепции прав человека. Лишь относительно недавно возникло понимание того, что место закона в древнегреческом обществе мало изучено, а модели, заимствуемые из исследований по римскому праву неприменимы. Превратности истории наложили свой отпечаток на трактовку «Государства» в отечественной науке. Отношение А. Ф. Лосева к политической философии Платона в разные периоды советского времени заслуживает специального изучения: эмоциональное прочтение «Государства» в ранних «Очерках античного символизма» разительно
контрастирует с отстраненной скупой оценкой диалога в стандартном издании
22
сочинений Платона.21 Марксистский анализ дается в статье В. Ф. Асмуса. В последние годы появились новые интерпретации «Государства»: работа К. А. Сергеева и Л. С. Камневой (тема: Хайдеггер и Платон), энциклопедическая статья
17 Bloom A. The Republic of Plato. Basic Books, 1991; Benardete S. Socrates' Second Sailing, University of Chicago Press, 1989; Rosen St. Plato's Republic: A Study. Yale University Press, 2008
18 OphirA. Plato's invisible cities: discourse and power in the 'Republic', Routledge, 1991
19 Важнейшие тексты: Хайдеггер M. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993. Arendt H. Philosophy and Politics II Social Research, 1 (57), 1990. Делез Ж. Платон и симулякр // Логика смысла. М., 1998. Foucault M. Le Courage de la vérité. Paris, 2009. Деррида Ж. Фармация Платона II Диссеминация. Екатеринбург, 2007.
20 Irwin Т. Plato's Ethics. Oxford University Press, 1995; Vlastos Gr. Socratic studies. Cambridge University Press 1994; Annas J. An introduction to Plato's Republic. Clarendon Press, 1981.
21 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993; idem. Вводные замечания // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1994.
22 Асмус В. Ф. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 529-560.
Т. Ю. Бородай, раздел монографии Т. В. Васильевой, статья И.А. Протопоповой.23 Интереса заслуживает книга Ю. П. Михаленко «Политический идеал Платона в контексте реальной истории» (2003).24 Автор считает, что теорию Платона нельзя считать утопической и указывает возможности ее демократической актуализации. Книга имеет публицистическую направленность. Среди критиков Платона автор выделяет К. Поппера и Б. Рассела, поэтому анализ в целом строится на жесткой оппозиции либеральной демократии и тоталитаризма. В данном диссертационном исследовании предлагается иной путь: учитываются обе версии современного антиплатонизма, конкуренция связанных с ними двух ведущих направлений мысли осмысливается как философски значимая, а интерпретация платоновских сочинений производится с опорой на концептуализацию политической проблематики в постницшеанской традиции европейской мысли.
Цели и задачи исследования
Согласно современным критикам Платона, платонизм предполагает использование некоторых репрессивных логик политического мышления. Главной целью настоящей диссертационной работы является экспликация и анализ политического значения логики (в широком смысле) и многообразия логических инструментов в платоновских сочинениях раннего и среднего периодов, прежде всего в «Государстве». В диссертационном исследовании проверяется следующая гипотеза: политическая философия Платона успешно сочетает в себе две конкурирующие логики мышления (логики репрезентации и различия), лежащие в основе ведущих направлений современной философии, это значит, что Платону удается решить проблему переводимости между языками коммунитарной справедливости и аномальной свободы. Ради проверки это гипотезы решается ряд вспомогательных задач: (1) Выделяются типы и логики антиплатонической критики, указывается их связь с платоновской мыслью и ведущими направлениями современной философии. (2) С учетом результатов исследований по истории Древней Греции выделяются схемы и ориентиры политического мышления Платона. (3) Рассматриваются конкретные случаи
23 Сергеев К.А., Камнева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона // Платон. Государство. СПб., 2005. С. 5-158; Бородай Т. Ю. Платон // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 565; Васильева Т. В. Путь к Платону. М., 1997. Протопопова И. «Государство» Платона - идеальный мимесис? // Логос. Декабрь, 2011.
24 Михаленко Ю. П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. М.: ИФ РАН, 2003.
применения разных типов политического мышления в избранных диалогах.
(4) Проверяется масштаб и контекст использования Платоном репрессивных форм политического мышления, приписываемых ему современными критиками.
(5) Дается сквозная интерпретация «Государства», демонстрирующая искусное использование автором гетерогенных логик для решения ключевых политических проблем своей эпохи. (6) Указывается значение платоновского решения проблемы свободы и справедливости для современной политической мысли.
Методологические основания исследования
Указание места предлагаемой интерпретации политической философии Платона среди множества существующих облегчается тем, что актуальный исследовательский консенсус смещается в сторону методологического синтеза исторического взгляда и философского анализа. Возникающая при этом методология «критического историзма» (Дж. Уоллач) 25 объединяет три направления исследования: (1) выявление практических и дискурсивных условий эпохи создания платоновских сочинений, то есть историческое позиционирование текстов; (2) анализ того, как эти тексты отвечают на проблемы, встающие перед соответствующими дискурсами и практиками; (3) критическая оценка пригодности предлагаемых решений как для рассматриваемого исторического момента, так и для других эпох. Освоение философии Платона согласно этому плану предусматривает последовательное решение двух задач: де-историзации и ре-историзации26. О внимании к историческому контексту говорится и в работе М. Шофилда «Платон: политическая философия» (2006). Исследователь предупреждает читателей своей книги, что сначала их ждет погружение в исторический контекст платоновской мысли, а затем возвратное движение к философской проблематике27. Актуальный «платоноведческий консенсус», как можно видеть на этих примерах, состоит в том, что современная интерпретация платоновской политической философии оказывается неудовлетворительной без соблюдения двух условий: 1)учет исторического контекста и 2) экспликация актуальной значимости платоновской мысли. Без выполнения первого условия размышления Платона становятся жертвой формального анахронического анализа, без выполнения второго - заранее списываются в архив истории.
25 Wallach J. The Platonic Political Art. The Pennsylvania State University Press, 2001.
26 Ibidem. P. 39.
27 Schofield M. Plato: Political Philosophy. Oxford University Press, 2006. P. 1.
При общей ориентации на «критический историзм» методологическая особенность данного исследования выражается в четком и последовательном выделении двух конкурирующих типов мышления (соотв. логик репрезентации и различия), которые не только лежат в основе ведущих направлений современной философии и новейших политических теорий, но и определяют подходы к междисциплинарным и специализированным исследованиям по античной истории и политике. Синтез исторического контекста и актуальной значимости поэтому осуществляется не произвольно, но в согласии с обозначенными логиками мышления. Историко-критический метод, о котором говорят платоноведы, не остается лишь общей рекомендацией, но в значительной степени формализуется. Отдельные высказывания персонажей платоновских диалогов рассматриваются не изолировано, но с учетом условий производства допустимых или истинных высказываний, определяемых конкретными историко-политическими реалиями, «сценографией» диалога и характеристикой персонажей (то есть в целом некоторой рамочной репрезентацией). Основное внимание уделяется тому, насколько и по каким причинам то или иное высказывание выходит за установленные дискурсивные ограничения (то есть утверждает собственное различия). Фиксация этих двух моментов в сочинениях античного автора, во-первых, вполне легитимна, поскольку выполняется на основе результатов научных исследований, во-вторых, позволяет прямо соотнести текст платоновских диалогов с современной философской проблематикой.
Вопрос о развитии и этапах эволюции политической философии Платона выходит за рамки данного исследования, но предлагаемая интерпретация опирается на определенную хронологию платоновских сочинений. Важные формальные интуиции, корректирующие традиционные представления, были высказаны в 1980-х гг. X. Теслефом28. В отечественном платоноведении сводка актуального состояния вопроса, касающегося проблем структуры, аутентичности, жанровых особенностей, последовательности, академического и интеллектуального контекста сочинений платоновского корпуса, приводится в работах Т. В. Васильевой и Ю. А. Шичалина .
28 Thesleff Н. Studies in Platonic Chronology. Helsingfors, 1982; idem. Platonic Chronology // Phronesis, 34. August, 1989.
29 Васильева Т. В. Путь к Платону. М., 1997; Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001. С. 129-131.
Научная новизна исследования
В диссертационной работе представлены следующие результаты, претендующие на концептуальную и интерпретативную новизну:
1) Выделены две основные линии современной критики политической философии Платона, указаны типы соответствующего логического мышления (логики репрезентации и различия) в связи с актуальной политической и философской проблематикой. Представлена типологическая сводка схем мышления и концептуальных терминов-оппозиций в логике различия на основе текстов мыслителей постницшеанской интеллектуальной волны. Показано соответствие этих логик определенным схемам политического мышления Платона («геометрическая» и «эротическая» необходимость), на основании чего реализован перевод проблематики и решений Платона на язык современной мысли. Выдвинуто предположение, что платоновский вопрос о справедливости имеет отношение к болезненной проблеме раскола философии XX в. на аналитическую и так называемую «континентальную» традиции.
2) Политическая философия Платона представлена в многообразии способов мышления об интенсивном человеческом бытии, характерном для Древней Греции. Указаны исторические факты и новые методы исторического анализа, которые способны оказать существенное влияние на понимание политической философии Платона. В инструментарий отечественной науки об Античности вводится концепция «политическое без полиса», помогающая расширить представления об политике архаической и классической эпохи и тем самым ввести в новые степени свободы в интерпретацию. Классический полис, Афины или Спарта V-IV вв., теряет статус исключительного мерила значимости и реализма политического проекта «Государства». На основании этого удалось показать, что в сочинениях раннего и среднего периодов Платон мыслит в логике различия (современные адепты которой в большинстве случае полагают себя антиплатониками) и ориентируется на гетерогенность политической реальности.
3) Предложена выборочная интерпретация диалогов Платона, учитывающая конкретные режимы производства допустимых высказываний. Это позволило установить моменты сознательного разведения автором логик репрезентации и различия, использования этих двух языков мышления для драматизации и радикализации политической проблематики своей эпохи. Дано новое толкование сократовского вопроса о добродетели как вопроса о бытии лучшего, то есть о принципах использования искусным мастером или политиком своей суверенности.
11
4) Политическая логика Платона определена как решение вопроса о справедливости, который формально описывается через установление принципов перехода между логикой различия (обретение суверенности) и логикой репрезентации (распространения своей власти). В согласии с этим показано, что политический проект «Государства» призван найти моменты переводимости между двумя несоизмеримыми и конкурирующими языками речи о реальности, до сих пор сохраняющими свою значимость в политике и философии.
5) Предложена интерпретация «Государства», демонстрирующая, как Платон решает теоретический вопрос о справедливости в сочетании «геометрической» и «эротической» необходимости, но в то же время учитывает доминирующие типы рассуждения о политике, характерные для своей эпохи (религиозный, евномический, реально-политический, трагический, социально-консервативный).
6) На основании результатов новейших междисциплинарных исследований по истории колонизации и культурной поэтике в Древней Греции дана новая интерпретация вопроса об осуществимости справедливого полиса. «Государство» - реалистичный колониальный проект. В IV в. до н.э. планы по основанию новой колонии выдвигались многими афинскими интеллектуалами и политиками. Энигматические слова автора об осуществимости «полиса в словах» вписываются в традицию оракулов о легендарных основаниях городов.
7) Очерчена структура «Государства», учитывающая разнообразие политических логик и проблем. Указано и объяснено наличие нескольких типов политического дискурса и двух аполлонических кульминаций в этом диалоге. Выделены «восходящие» и «нисходящие» направления рассуждения, соответствующие двум движениям платоновской диалектики.
8) Предложена интерпретация «стайной» общности стражей, описываемая в V книге «Государства», в контексте исторических реалий своей эпохи, а также с учетом использования Платоном в этой части сочинения логики различия. Указаны логические связи между принципами бытия платоновских стражей и такими современными концепциями, как «воинственная жизнь» (М. Фуко) и «машина войны» (Ж. Делез, Ф. Гваттари).
9) Дан новый взгляд на платоновскую критику искусства в X книге «Государства». Платон не просто изгоняет поэтов из Каллиполиса, но предлагает вызов искусству со стороны философии, с успехом поставившей и решившей проблему справедливости. На взгляд философа, искусство бытийствует в полисе двойственно: искусство - это либо подражание, мимесис, способное только на
подтверждение и воспроизводство установленной «картины мира», либо антиполитическая трансгрессия, способная порождать тиранов. 10) Предложена интерпретация философского раздела (\/-\/11 книги) «Государства» в логике различия. Показана связь проблематики знания, блага и суверенности. Представлена новая интерпретация символа пещеры.
Положения, выносимые на защиту:
1) Политическое мышление Платона сочетает в себе две специфические логики, логику репрезентации и логику различия, каждая из которых в отдельности становится определяющей для двух основных направлений в философии XX в., что в свою очередь порождает два варианта критики платонизма, известных, например, по работам К. Поппера и М. Хайдеггера. Оба варианта антиплатонизма отвергают в философии Платона прежде всего те положения, которые опираются на логику конкурирующего типа.
2) Главная тема «Государства» Платона - проблема справедливости -эквивалентна проблеме взаимной переводимости философских логик различия и репрезентации. Для Платона это вопрос о совместимости свободы, своего блага и справедливости в политическом сообществе.
3) В сочинениях раннего и среднего периодов Платон использует потенциал логики различия для решения проблемы аномальной свободы в различных коммуникативных контекстах. Он фиксирует аномалии действующей политической репрезентации (Афины классической эпохи), открывающие шанс для обретения суверенности. Он определяет действующий режим как «тиранию риторики», эксплицируя реактивность и вторичность интеллектуальной власти софистов и риторов, ведущей к забвению и нейтрализации политической добродетели, обеспечившей процветание афинской демократии. В «Протагоре» показано, как сократовский вопрос об источнике знания добродетели, связанный в логике различия с проблемой автономного бытия лучшего, осуществляет субверсию политических оснований «золотого века» афинской демократии при Перикле.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Практическая природа истинного: Историко-философский аспект, платонизм1998 год, доктор философских наук Гончаров, Игорь Анатольевич
Платоновская концепция справедливости и ее исторические предпосылки2019 год, доктор наук Бугай Дмитрий Владимирович
Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды)2016 год, кандидат наук Плешков Алексей Александрович
Античный гностицизм и его критики: Собрание античных свидетельств о гносисе и исследование христианского платонизма и гностицизма первых веков по Р. Х.2002 год, доктор философских наук Афонасин, Евгений Васильевич
Платонизм в творчестве А.Ф. Лосева: Историко-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Кудрявцев, Георгий Васильевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глухов, Алексей Анатольевич, 2012 год
Библиография
1. Абрамов А.И. Платон в России // Русская философия. Словарь. М., 1995
2. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Образ античности. СПб., 2004.
3. Ado П. Духовные упражнения и античная философия. М. СПб., 2005
4. Ado П. Философия как способ жить. М., СПб., 2005
5. Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008.
6. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988
7. Арендт X. Лекции по политической философии Канта. СПб.: Наука. 2011.
8. Арендт X. Vita activa или о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000
9. Асмус В.Ф. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 529-560
10. Асмус В.Ф. Платон. М., Мысль. 1975.
11. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976
12. Ахутин A.B. Античные начала философии. СПб.: Наука. 2007
13. Ахутин A.B. Понятие природа в античности и в Новое время. М., 1987
14. Бибихин В.В. «Политик» Платона и проблема правды // ИФЕ, 99. М.: Наука. 2001. С. 5-31.
15. Бородай Т.Ю. Платон // Античная философия: Энциклопедический словарь. М„ 2008. С. 565.
16. Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С. А., 2008
17. Буркерт В. Греческая религия. Архаика и классика. СПб.: Алетейя, 2004
18. Васильева Т.В. Античная школа философии: философский язык Платона и Аристотеля. М., 1985.
19. Васильева Т.В. Поэтика античной философии. М.: Трикста, 2008
20. Васильева Т.В. Путь к Платону. М.: Логос, 1997
21. Вернан Ж.-П. Происхождение греческой мысли. М., 1988
22. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.
23. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона: Феноменологическая интерпретация «Филеба» / Пер. О.А.Коваль. СПб., 2000.
24. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Университетская книга. 2000
25. Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. М., 1979.
26. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты / Пер. В. В. Вересаева. М. 1963
27. Гпухов A.A. Платон и adynaton: алиби одной утопии // Логос. №4, 2011.
28. Гпухов A.A. Платон и политическая идея // Философия и культура. №12 (48), 2011. С. 71-83.
29. Гпухов A.A., Шичалин Ю.А. Введение. Комментарий // Платон. Собрание сочинений. Том I (1): Апология Сократа. М.: ГЛК, 2000
30. Горан В.П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Продик и Критий // Гуманитарные науки в Сибири. №1, 2003. С. 20-23.
31. ДелезЖ. Логика смысла. М.: Раритет. 1998
32. ДелезЖ. Различие и повторение. СПб.: ЦЕУ, 1998
33. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. У-Фактория, Астрель, 2010
34. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009
35. ДерридаЖ. Диссеминация. Екатеринбург: У-Фактория, 2007
36. Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. М. 1997.
37. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под. ред. А. Ф. Лосева, пер. М. Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1986.
38. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М.: Изд. МГУ, 1980
39. Доброхотов А.Л. «Беспредпосылочное начало» в философии Платона и Канта// Избранное. М.: «Территория будущего», 2008. С. 228-244.
40. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
41. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб: Алетейя. 1994
42. Из истории античного общества: Межвузовский сборник / Под ред. С.К. Сизова, Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991
43. История греческой философии. В 2 тт. / Под ред. М. Канто-Спербер. М: ГЛК, 2006-2008
44. История политических и правовых учений. Древний мир. / Под ред. B.C. Нерсесянца. М, 1985.
45. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. В 2 тт. М.: ГЛК, 1997-2001.
46. Кассен Б. Эффект софистики. М., СПб., 2000
47. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Издательство Наука, 1993
48. Лебедев A.B. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989
49. Ленская B.C. Афинский род Кодридов // ВДИ, № 3, 2003 г. С. 123 слл.
50. Лисий. Речи I Перевод, статьи и комментарий С. И. Соболевского. М.: Ладомир, 1994.
51. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том II. Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969
52. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993
53. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2005.
54. Лошаков Р. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб., 2007
55. Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. М.: Праксис, 2002.
56. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997
57. Михаленко Ю.П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. М.: ИФ РАН, 2003
58. Мочалова И.Н. Критика теории идей в Ранней Академии // Асас!ете1а: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 1. СПб., 1997.
59. Муравьев А.Н. Идея и сущность: природа блага в философии Платона и Аристотеля // Асас!ете1а: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 3. СПб., 2000
60. Муравьев А.Н. Логос и диалог: Платон о начале и методе познания // Асас1ете1а: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 2. СПб., 2000
61. Муравьев А.Н. Логос и мысль: античная мысль на пути к Платону // Асас1ете1а: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 2. СПб., 2000
62. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1996
63. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990
64. Платон и его эпоха / Под. ред. Ф.Х. Кессиди. М.: Наука, 1979.
65. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах / Под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1994.
66. Платон. Сочинения в 2-х частях. / Переведенные с древнегреческого и объясненные профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии Карповым, СПб., 1841-2.
67. Платон. Федр. / Под ред. Ю.А. Шичалина. М., 1989
68. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 тт. Т. 1. Чары Платона. М., 1992
69. Протопопова И. «Государство» Платона - идеальный мимесис? // Логос. Декабрь, 2011
70. Протопопова И. Aóyoq £wov: Платон и Деррида // Синий диван, № 10-11, 2008
71. Россиус А,А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 1987. № 2. С. 93-102.
72. Сергеев К.А., Камнева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона // Платон. Государство. СПб.: Наука, 2005. С. 5-158.
73. Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер., предисл. и прим. М.Е. Буланенко. СПб., 2008
74. Соловьев В. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1988.
75. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М.: ГЛК, 1999
76. Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004
77. Тихолаз А.Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии второй половины XIX—начала XX веков. К., 2003.
78. Трубецкой С.Н. "Протагор" Платона в связи с развитием его нравственного учения//Платон. Протагор. М.: Прогресс, 1994
79. Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже тысячелетий. Материалы X Платоновской конференции 23-24 июня
2002 г. СПб., 2002.
80. Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже тысячелетий. Материалы X Платоновской конференции 22-24 июня
2003 г. СПб., 2003.
81. Универсум платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже тысячелетий. Материалы X Платоновской конференции 23 июня 2005 г. СПб., 2005.
82. Фестюжьер А.-Ж. Созерцание и созерцательная жизнь по Платону. СПб.: Наука, 2009
83. Философия природы в античности и средние века // Под. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. М., 2000.
84. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006
85. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993
86. Шичалин Ю.А. 'Етпатросрп или феномен «возвращения» в первой европейской культуре. М.: ГЛК, 1994
87. Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М.: ГЛК, 2001
88. Эберт Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон». / Пер. с нем. А.А. Россиуса. СПб., 2005
89. A Companion to Greek and Roman Political Thought / Ed. by Balot R. Blackwell Publishing, 2009
90. A Companion to Greek religion / Ed. by Daniel Ogden. Blackwell Publishing, 2007
91. A Companion to Plato / Ed. by Hugh H. Benson. Wiley-Blackwell, 2006
92. Agamben G. Homo Sacer. Sovereign Power and Bare Life. Stanford University Press, 1998
93. Allen Michael J. B. Nuptial arithmetic: Marsilio Ficino's commentary on the fatal number in Book VIII of Plato's Republic. University of California Press, 1994
94. Alliez E. Ontology and Logography: The Pharmacy, Plato and the Simulacrum // Between Deleuze and Derrida / Ed. by P. Patton, J. Protevi NY: Continuum. 2003
95. Alternatives to Athens. Varieties of Political Organization and Community in Ancient Greece / Ed. by R. Brock, St. Hodkinson. Oxford University Press. 2000
96. Annas J. An introduction to Plato's Republic. Clarendon Press, 1981
97. Arendt H. Between Past and Future: Six exercises in Political Thought. NY: The Viking Press, 1961
98. Arendt H. Lectures on Kant's Political Philosophy. The University of Chicago, 1992
99. Arendt H. Philosophy and Politics//Social Research, 1 (57), 1990. PP. 73-103. Ю0.Вагасс/7/ С. Of myth, life, and war in Plato's Republic. Indiana University Press,
2002
W .Barker E. Greek political theory: Plato and his predecessors. Methuen, 1964 [1918]
102.Benardete S. Socrates and Plato: the dialectics of Eros. C.F. von Siemens, 2002
103.Benardete S. Socrates' Second Sailing, University of Chicago Press, 1989
104.Blondell R. The Play of Character in Plato's Dialogues. Cambridge University Press, 2002
105.Bloom A. The Republic of Plato. Basic Books, 1991
106. Bound by the city: Greek tragedy, sexual difference, and the formation of the polis / Ed. by D. E. McCoskey, E. Zakin. State University of New York. 2009
107.Bremmer J. Greek religion. Cambridge University Press, 1994
108.Bhckhouse Th.C., Smith N.D. Plato's Socrates. Oxford University Press. 1994
109.Brisson L Plato the Myth Maker. Chicago, 1998
110.Brobjer Th. Nietzsche's Wrestling with Plato and Platonism // Nietzsche and Antiquity: His Reaction and Response to the Classical Tradition / Ed. by Bishop Paul. Camden House, 2004. PP. 241-259.
111.Brown IN. "Supposing Truth Were a Woman...": Plato's Subversion of Masculine // Political Theory. November 1988.
112.Buckler J., Beck H. Central Greece and the Politics of Power in the Fourth Century B.C. Cambridge University Press, 2008
113.Burke S. The Ethics of Writing - Authorship and Legacy in Plato and Nietzsche. Edinburgh University Press. 2008
114.Burnet J. Greek philosophy: Thales to Plato. London: Macmillan, 1950
Cohen D. Law, Violence and Community in Classical Athens. Cambridge University Press, 1995
116.Contre Platon. T. 1-2 / M. Dixsaut (dir.). Vrin, 1993-5
^^7.Cooksey Th. Plato's 'Symposium': A Reader's Guide. Continuum, 2010
118.Cultural poetics in archaic Greece: cult, performance, politics / Ed. by Dougherty C., Kurke L. Cambridge University Press, 1998.
119.Deleuze G. 'Plato, the Greeks' // Essays critical and clinical. Verso, 1998
120.Deleuze G. Nietzsche et la Philosophie. Presses universitaires de France, 1982
121.Deleuze G., Guattari F. Mille Plateaux. Paris: Minuit, 1980
122.Demand N. Plato, Aristophanes, and the "Speeches of Pythagoras" // Greek, Roman and Byzantine Studies, 23:2 (1982:Summer). PP. 179ff.
123-Derrida and Antiquity / Ed. M. Leonard. Oxford University Press, 2010
124.Detel W. Foucault and Classical Antiquity: Power, Ethics and Knowledge. Cambridge University Press, 2005
125.Devereux D. Socrates' First City in the "Republic" //Apeiron, 13:1 (1979:June). P. 36ff.
126.Does Socrates have a method? : rethinking the elenchus in Plato's dialogues and beyond / Ed. G. A. Scott. Penn State Press, 2002
127.Dombrowski D. A Platonic philosophy of religion: a process perspective. State University of New York Press. 2005.
128.Dorter K. The transformation of Plato's Republic. Lexington Books, 2006
129.Dostal R. Beyond Being: Heidegger's Plato // Journal of the History of Philosophy, 23:1 (1985:Jan.). P.71ff
130.Dover K. Greek homosexuality. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts. 1989
131 .Dover K. Greek popular morality in the time of Plato and Aristotle. Hackett Publishing, 1994
132.Early Greek political thought from Homer to the sophists / Ed. by M. Gagarin, P. Woodruff. Cambridge University Press, 1995
133.Edelstein L. Plato's seventh letter. BRILL, 1966
134.Ehrenberg V. The Greek State. New York, 1960
135.Ethnic constructs in antiquity: the role of power and tradition / Ed. by T. Derks, N. Roymans. Amsterdam University Press, 2009
136.Ferrari G. R. F. Listening to the cicadas: a study of Plato's Phaedrus. Cambridge University Press, 1987
137.Field G. C. Plato and His Contemporaries. London, 1948.
138.Finley M. Politics in the ancient world. Cambridge University Press, 1983
139.Form and argument in late Plato / Ed. Chr. Gill, M. M. McCabe. Oxford University Press, 2000
140.Foucault M. Le Courage de la vérité. Le gouvernement de soi et des autres II. Cours au Collège de France, 1984. Paris, Éditions de l'École des Hautes Études en Sciences Sociales, Gallimard, Éditions du Seuil, coll. « Hautes Etudes », 2009
141 .Foucault M. The Government of Self and Others: lectures at the Collège de France, 1982-83. NY: Palgrave Macmillan, 2010
142.Frank J. Wages of War: On Judgment in Plato's 'Republic' // Political Theory, vol. 35, no. 4 (Aug., 2007). P. 443-467
143.Fried G. Back to the Cave: A Platonic Rejoinder to Heideggerian Postmodernism // Heideggerand the Greeks: interpretive essays. Indiana University Press, 2006
144.Friedlander P. Plato. In 3 vols. NY: Pantheon, 1958-69.
145.Friedman M. A parting of the ways: Carnap, Cassirer, and Heidegger. Open Court Publishing, 2000
146. Gadamer H.-G. Dialogue and Dialectic: Eight Hermeneutical Studies on Plato. Yale University Press, 1980.
147. Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. 10 Bände. Tübingen: Mohr, 1985-1995
148.Gagarin M. Antiphon the Athenian: oratory, law, and justice in the age of the Sophists. University of Texas Press, 2002
149. Gagarin M. Writing Greek Law. Cambridge University Press, 2008
150.Gaiser K. Plato's Enigmatic Lecture 'On the Good' // Phronesis, Vol. 25, No. 1 (1980). PP. 5-37.
151. Gonzalez F. Plato and Heidegger: a question of dialogue. Penn State Press, 2009
152. Greek colonisation: an account of Greek colonies and other settlements overseas, vols. 1-2 / Ed. by G. R. Tsetskhladze. Brill, 2006-2008
153. Griswold Ch. Platonic Liberalism: Self-Perfection as a Foundation of Political Theory // Plato and Platonism / Ed. by J. M. van Ophuijsen. CUA Press, 1999
154.Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Vols. 1-6. Cambridge University Press, 1962-1981.
155.Hammer D. What is Politics in the Ancient World? // A Companion to Greek and Roman Political Thought / Ed. by Balot Ryan K. Blackwell Publishing, 2009
156.Hansen M. Polis. An Introduction to the Ancient Greek City-State, Oxford University Press, 2006.
157.Harman J. The unhappy philosopher: Plato's 'Republic' as Tragedy // Polity, vol. 18, no 4 (Summer, 1986). P. 577-594
158.Heidegger and Plato: toward dialogue / Ed. by C. Partenie, T. Rockmore. Northwestern University Press, 2005
159. Heidegger and the Greeks: interpretive essays / Ed. by Hyland D., Manoussakis J. Indiana University Press, 2006
160.Heidegger M. Gesamtausgabe. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1978-...
161 .Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1967
162.Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1988
163.Hyland D. Questioning Platonism: continental interpretations of Plato. SUNY Press, 2004
164.Interpretations of Plato: a Swarthmore Symposium / Ed. by Helen North. BRILL, 1977
65. Irwin T. Plato's Ethics. Oxford University Press, 1995
166.Irwin T. Plato's Moral Theory. Clarendon Press, Oxford. 1977
167. Jacobs D. The presocratics after Heidegger. SUNY Press, 1999
168.Kahn Ch. Plato and the Socratic Dialogue: The Philosophical Use of a Literary Form. Cambridge University Press, 1998
169.Kerferd G.B. The sophistic movement. Cambridge University Press, 1981
M0.Klein J. Plato's trilogy: Theaetetus, the Sophist, and the Statesman. University of Chicago Press, 1980
171.K/os/co G. The development of Plato's political theory. Oxford University Press, 2006
172.Krämer H. Arete bei Piaton und Aristoteles: zum Wesen und zur Geschichte der platonischen Ontologie. P. Schippers, 1967
173.Krämer H. Der Ursprung der Geistmetaphysik: Untersuchungen zur Geschichte des Piatonismus zwischen Piaton und Plotin. Schippers, 1967
174. Krämer H. Plato and the Foundations of Metaphysics: A Work on the Theory of the Principles and Unwritten Doctrines of Plato With a Collection of the Fundament. State University of New York Press. 1990
175.Lampert L. How Philosophy Became Socratic: A Study of Plato's "Protagoras," "Charmides," and "Republic". University of Chicago Press, 2010
M6.Lampert L. Nietzsche and Plato // Nietzsche and Antiquity: His Reaction and Response to the Classical Tradition / Ed. by Bishop Paul, Camden House, 2004. P. 205-219.
Ml.Leonard M. Athens in Paris: ancient Greece and the political in postwar French Thought. Oxford University Press, 2005
M8. Levin S. The ancient quarrel between philosophy and poetry revisited: Plato and the Greek literary tradition. Oxford University Press, 2001
179.Lintott A. Violence, Civil Strife, and Revolution in the Classical City. London and Canberra, 1982.
180.Ludwig P. Eros and Polis: Desire and Community in Greek Political Theory. Cambridge, 2002
181 .Mackenzie M. Plato on punishment. University of California Press, 1981
182.Mara G. Politics and action in Plato's Republic // The Western Political Quarterly, vol. 36. no. 4 (Dec., 1983). P. 596-618
183.McPherran M. Platonic Religion //A Companion to Plato / Ed. by H. Benson. Wiley-Blackwell, 2006
184.Meier Chr. The Greek discovery of politics. Harvard University Press, 1990
185. Monoson S. Plato's democratic entanglements: Athenian politics and the practice of philosophy. Princeton University Press, 2000
186.Morgan C. Early Greek states beyond the polis. Routledge, 2003
187.Morrow G. Plato's Cretan city: a historical interpretation of the Laws. Princeton University Press, 1993
188.Nails D. The People of Plato. A prosopography of Plato and other Socratics. Indianapolis: Hackett Publishing Company, 2002
189.Natorp P. Piatos Ideenlehre. Leipzig, 1903
190.Nethercott Fr. Russia's Plato: Plato and the platonic tradition in Russian education, science, and ideology (1840-1930). Ashgate, 2000
191.Nietzsche and Antiquity: His Reaction and Response to the Classical Tradition / Ed. by Bishop Paul, Camden House, 2004
192.Nietzsche and the Greeks / Ed. by D. Wilkerson. Continuum International Publishing Group, 2006
'Î93.Nietzsche F. Kritische Studienausgabe / Hrsg. von G. Colli, M. Montinari. 15 Bd. Deutscher Taschenbuch Verlag de Gruyter, 1980 ff.
194.Nomos: Essays in Athenian Law, Politics and Society I Ed. by P. Cartledge, P. Millett. Cambridge University Press, 2003
195.Nos Grecs et leurs modernes: Les stratégies contemporaines d'appropriation de l'antiquité / Ed. par B. Cassin. Paris, 1992
196.OberJ. Democracy and Knowledge: Innovation and Learning in Classical Athens. Princeton University Press, 2010
197. Ober J. Political Dissent in Democratic Athens: Intellectual Critics of Popular Rule. Princeton, 1998
198. Ophir A. Plato's invisible cities: discourse and power in the 'Republic', Routledge, 1991
199.Origins of Democracy in Ancient Greece / Ed. by Raaflaub K., Ober J., Wallace R.
University of California Press, 2007 200.Ostwald M. From popular sovereignty to the sovereignty of law: law, society, and
politics in fifth-century Athens. University of California Press, 1986 201.Ostwald M. Plato on Law and Nature // Interpretations of Plato: a Swarthmore Symposium / Ed. by H. North. Brill, 1977.
202.Plato and Hesiod / Ed. by G. R. Boys-Stones, J. H. Haubold. Oxford University Press, 2010.
203. Plato as author: the rhetoric of philosophy / Ed. by Ann N. Michelini. BRILL, 2003
204. Plato, vols. 1-2 / Ed. by Gail Fine // Oxford readings in Philosophy. Oxford University Press, 1999
205. Plato. Gorgias / Ed. by E. R. Dodds. Oxford at the Clarendon Press, 1979
206.Plato. The Republic // Cambridge Texts in the History of Political Thought / Ed. G. R. F. Ferrari, tr. T. Griffith, Cambridge University Press, 2003
207.Plato's Republic. A Critical Guide / Ed. by M. McPherran. Cambridge University Press, 2010
208. Plato's dialogues: new studies and interpretations / Ed. G. A. Press. Rowman & Littlefield, 1993
209.Plato's Republic: critical essays / Ed. by R. Kraut. Rowman & Littlefield Publishers, 1997
210.Pradeau J.-F. Plato and the city: a new introduction to Plato's political thought. University of Exeter Press, 2002
211. Pursuing the good: ethics and metaphysics in Plato's Republic / Ed. by Douglas L. Cairns, Fritz-Gregor Herrmann, Terry Penner. Edinburgh University Press, 2007
2,]2.Ralkowski M. Heidegger's platonism. Continuum, 2009
2/\2>.R¡g¡nos A. Platónica. The anecdotes concerning the life and writings of Plato. Leiden, 1976
214.Roberts J. Athens on trial: the antidemocratic tradition in Western thought. Princeton University Press, 1996
215.RomillyJ. The great Sophists in Periclean Athens. Oxford University Press, 1998
216.RortyR. Philosophical Papers, Vols. 1-2. Cambridge University Press, 1991.
217.Rosen St. Plato's Republic: A Study. Yale University Press, 2008
218.Rosen St. The quarrel between philosophy and poetry: studies in ancient thought. Taylor & Francis, 1988
219.Rosen St. The Role of Eros in Plato's Republic // Review of Metaphysics, 18:3 (1965: Mar.) P. 452ff.
220.Routledge philosophy guidebook to Plato and the trial of Socrates / Ed. by Brickhouse Th., Smith N. Routledge, 2004
221 .Rowe C.J. Plato and the art of philosophical writing. Cambridge University Press, 2007
222.Ryle G. Plato's Progress. Cambridge University Press, 1966
223. Santas G. Plato's criticism of the 'Democratic Man' in the 'Republic' // The Journal of Ethics, vol. 5, no. 1, Ancient Greek Ethics (2001). P. 57-71
224.Santas G. Understanding Plato's Republic. John Wiley and Sons, 2010
225. Saunders T. Plato's penal code: tradition, controversy, and reform in Greek
penology. Oxford University Press, 1994 226.SchmittC. Der Begriffdes Politischen. Munchen, 1932
227. Schofield M. Plato: Political Philosophy, Oxford University Press, 2006
228. Schofield M. Saving the city: philosopher-kings and other classical paradigms. Routledge, 1999
229.Stern P. Knowledge and politics in Plato's Theaetetus. Cambridge University Press, 2008
230. Stern P. Socratic rationalism and political philosophy: an interpretation of Plato's Phaedo. SUNY Press, 1993
231.Strauss B. Athens after the Peloponnesian War: class, faction and policy 403-386 ВС. Routledge, 1986
232.Strauss B. Fathers and sons in Athens: ideology and society in the era of the Peloponnesian War. Routledge, 1993
233.Strauss L. An introduction to political philosophy. Wayne State University Press, 1989
234. Strauss L. Persecution and the art of writing, University of Chicago Press, 1988
235. Strauss L Studies in Platonic Political Philosophy. University of Chicago Press, 1985
236.Strauss L. The City and Man. The University of Chicago Press, 1978
237.Strauss L. The Problem of Socrates [1958] // Interpretation, Winter 1996, Vol. 23, No. 2. PP. 129-206
238.Szlezäk Th. Piaton und die Schriftlichkeit der Philosophie: Das Bild des Dialektikers in Piatons späten Dialogen. Walter de Gruyter, 2004
239. Szlezäk Th. Reading Plato. Routledge, 1999
240. Taminiaux J. The Platonic Roots of Heidegger's Political Thought // European Journal of Political Theory, (6) 2007. PP. 11-29
241.The Cambridge ancient history: The Expansion of the Greek World, Eighth to Sixth Centuries B.C. / Ed. by D. M. Lewis, John Boardman. Cambridge University Press, 1982 ( = Кембриджская история древнего мира. Т. 3, Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII—VI века до н. э. М.: Ладомир, 2007)
242.The Cambridge companion to Ancient Greek political thought / Ed. by Salkever S., Cambridge University Press, 2009
243.The Cambridge companion to early Greek philosophy / Ed. by A. A. Long. Cambridge University Press, 1999
244.The Cambridge companion to Plato / Ed. by R. Kraut. Cambridge University Press, 1992
245.The Cambridge companion to Plato's Republic / Ed. by G. R. F. Ferrari. Cambridge University Press, 2007
246.The Cambridge Companion to Socrates / Ed. by D. Morrison. Cambridge University Press, 2010
247.The Cambridge History of Greek and Roman Political Thought / Ed. by Rowe Chr., Schofield M. Cambridge University Press, 2007
248.The cultures within ancient Greek culture: contact, conflict, collaboration / Ed. by C. Dougherty, L. Kurke. Cambridge University Press, 2003
249.The Socratic movement / Ed. by Paul A. Vander Waerdt. Cornell University Press, 1994
250 .ThesleffH. Platonic Chronology// Phronesis, 34. August, 1989.
251 .ThesleffH. Studies in Platonic Chronology. Helsingfors, 1982
252 .ThesleffH. The Early Version of Plato's Republic //Arctos 31, 1997. PP. 149-174.
253. Tigerstedt E. Interpreting Plato. Almqvist & Wiksell international, 1977
254. Vernant J.-P. Myth and Society in Ancient Greece. NY: Zone Books, 1990.
255. Vernant J.-P. Myth and Thought among the Greeks. NY: Zone Books, 2006.
256. Vernant J.-P., Vidal-Naquet P. Myth and Tragedy in Ancient Greece. NY: Zone Books, 1990
257. Virilio P. Speed and Politics. Los Angeles: Semiotext(e), 2006
258. Wastos G. Socratic studies. Cambridge University Press 1994
259. Wallach J. The Platonic Political Art, The Pennsylvania State University Press, 2001
260. Who speaks for Plato? Studies in Platonic anonymity / Ed. G. A. Press. Rowman & Littlefield, 2000
261. Wolpert A. Remembering defeat: Civil War and civic memory in Ancient Athens. JHU Press, 2002
262.ZellerE. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung: Allgemeine Einleitung ; Vorsokratische Philosophie, Bd. 1. Fues's Verlag (R. Reisland), 1869
263.Zembaty J. Plato's "Republic" and Greek Morality on Lying // Journal of the History of Philosophy, 26:4 (1988:Oct.). P. 517ff.
2QA.Zuckert C. Plato's philosophers: the coherence of the dialogues. University of Chicago Press, 2009
265.Zuckert C. Postmodern Platos: Nietzsche, Heidegger, Gadamer, Strauss, Derrida. University of Chicago Press, 1996
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.