Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Плешков Алексей Александрович

  • Плешков Алексей Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 186
Плешков Алексей Александрович. Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды): дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2016. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Плешков Алексей Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЕЧНОСТЬ

1.1. КОНТЕКСТ

1.1.1. Образы вечного

1.1.2. Лексико-семантический анализ

1.1.3. Бытие Парменида и поиск философского языка

1.2. ВЕЧНОСТЬ У ПЛАТОНА

1.2.1. Бессмертие души и проблема времени

1.2.2. «Парменид»: to nun как причина времени

1.2.3. Вечность парадигмы в «Тимее»

ГЛАВА 2. МГНОВЕННОСТЬ

2.1. КОНТЕКСТ

2.1.1. Время как негация

2.1.2. Лексико-семантический анализ

2.2. МГНОВЕННОСТЬ У ПЛАТОНА

2.2.1. «Парменид»: to exaiphnes как условие различия

2.2.2. Мгновенность материи в «Тимее»

ГЛАВА 3. ВРЕМЯ

3.1. КОНТЕКСТ

3.1.1. Онтологизм и плюрализм

3.1.2. Время как политический ресурс

3.1.3. Денатурализация времени

3.2. ВРЕМЯ У ПЛАТОНА

3.2.1. «Государство»: основные черты философии времени

3.2.2. Физика времени в «Тимее»

3.2.3. Метафизика времени в «Тимее»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды)»

ВВЕДЕНИЕ

Категория времени играет важную роль в древнегреческой философии и культуре. Основанная на сельском хозяйстве культура древних греков неизбежно была чувствительна к проблеме времени, ведь сама жизнь и выживание общества зависели от сезонной размеренности мира и ее понимания. Зависимость от времени и интерес к нему проявляется практически повсеместно. Так, например, в «Трудах и днях» Гесиода мы обнаруживаем компендиум астрономических наблюдений эпохи, знание которого необходимо для успешной сельскохозяйственной деятельности; а один из первых древнегреческих философов Анаксимандр рассматривает время как ключевой элемент организации мира DK): «[...] из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени» (пер. А. В. Лебедева). Неудивительно, что имена многих крупных древнегреческих философов связываются позднейшей традицией с астрономическими наблюдениями, корректировкой календарей и/или созданием средств для измерения времени1, так же как и в том, что, например, Аристофан находит уместной критику новых способов организации календаря в рамках комедийных произведений, ориентированных на максимально широкий круг зрителей2.

Заинтересованность и даже укорененность древнегреческой культуры в темпоральной проблематике3, возможно, объясняет и то удивительное разнообразие образов и представлений о времени, которые были для нее характерны. Упомяну лишь несколько из них: мифологический образ времени, пожирающего собственных детей;

1 У Диогена Лаэрция, например, Фалесу приписывается предсказания затмений и солнцестояний, Анаксимандру - изобретение гномона, Анаксимену - занятия наблюдательной астрономией (повлекшей, к слову, комическую смерть), Пармениду или Пифагору - открытие Венеры, Анаксагору -занятие астрономией и т.д.

2 Aristoph. а. 607-623.

3 Слова «темпоральный» и «темпоральность» в рамках данной работы используется не в специальном философском смысле, но для обозначения тех объектов, тем и идей, которые примыкают к проблеме времени как таковой. В этом смысле, понятие вечность, например, является темпоральным, хотя при определенной интерпретации вечность может быть противопоставлена времени.

поэтический образ времени-судьи, раскрывающего правду; антропоцентричный образ времени как производной от эмоционального состояния человека. Эта множественность образов времени фикисруется и на уровне семантики. Современный человек, несмотря на использование различных временнЫх маркеров (день, год, миг и т.д.) и использование разныгх образов времени (ср. напр.: «время покажет/рассудит», «время лечит», «время уничтожает все» и т.д.), уверен в существовании некоего абстрактного времени, общего для опыта каждого из нас. Эта уверенность фундируется достижениями новоевропейской науки, давшей нам концептуальную рамку, в которой время представляется абсолютным, гомогенным и необусловленным собственным содержанием вместилищем4. Древнегреческие авторы также используют разные слова для описания опыта времени - ашу, хр^од, ^рар, ка1род и др. Тем не менее они не могут быть беспроблемно объединены, на манер мозаики, в некотором абстрактном понятии времени. Так, например, у Гомера время-^рар неравнозначно времени-Хроуод или времени-а1^, а для Платона нетождественность хроуод и ашу является основанием онтологического различия между становлением и бытием.

Кажется, что указанные и многие другие образы времени имеют мало общего друг с другом, а разнообразные темпоральные понятия с трудом могут составить когерентную концепцию времени. Но именно культура, в которой столь разнообразные и разрозненные образы времени определяют опыт темпоральности, задает некий образец мышления о времени для всей последующей философской традиции. Речь идет о философии времени у Аристотеля, не потерявшей своей актуальности и сегодня. Так, в четвертой книге «Физики» он подвергает решительной критике наивное представление о времени как реальной причине событий или явлений. События не происходят от времени, но лишь во времени, а время есть ни что иное как «число движения по отношению к предыдущему и последующему» (Phys. 4, 11, 220а). Может создаться впечатление, что тонкая аналитика времени у Аристотеля - башня из слоновой кости посреди бушующего моря наивных мифологем, несуразных заблуждений и не оформившихся понятий о времени. Иногда, однако, отмечается, что

4 См. напр.: Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. М., 2006. С. 133-150.

в своей философии времени Аристотель лишь развивает идеи своего учителя. Так, в позднем диалоге «Тимей» Платон предлагает метафизическую «биографию» времени, в которой оно, столь неоднозначно и загадочно, называется вечной копией вечности, движущейся согласно числу. Причем это определение Платона зачастую рассматривается через призму позднейших теологических споров о божественной вечности. Так, два этих автора рассматриваются как философы, практически предопределившие любые позднейшие дискуссии о времени. «Параллельное» и «независимое» от этой философии времени развитие представлений о времени в поэтических, исторических, драматических произведениях древнегреческих авторов зачастую попросту выносится за скобки.

т~ч и и _

В этой связи представляется весьма важной разгерметизация ключевых темпоральных понятий древнегреческой философии, иными словами, выявление связи философии времени с характерными для древнегреческой культуры представлениями о времени. Соответственно, целью исследования является реконструкция философии времени у Платона в ее связи с ранней греческой мыслью.

Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:

1. Анализ темпоральных представлений в их историческом развитии в текстах древнегреческих авторов (время-полнота, время-негация, время-мера и время-порядок);

2. Анализ ключевых лексем, фиксирующих эти представления (а1ыу, а[&юд, ае[,

ка1род, хр^од);

3. Контекстуализация и проблематизация темпоральной проблематики в текстах предшествовавших и современных Платону авторов, а также в диалогах Платона;

4. Интерпретация центральных понятий философии времени у Платона.

Объектом исследования являются тексты древнегреческих авторов архаического и классического периодов. Предмет исследования - использованные в них темпоральные представления и понятия.

Хронологические рамки исследования определяются как целями и задачами исследования, так и используемыми источниками. Нижняя граница задана эпическими поэмами Гомера и Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.), поэтическими фрагментами Тиртея, Архилоха, Солона, Феогнида (VII-VI вв. до н.э.). Далее исследование касается хоровой лирики, прежде всего - Пиндара, а также фрагментов ранних греческих философов - Гераклита и Парменида (VI в. до н.э.). Анализируются словоупотребление и образы времени в аттической трагедии, у Эсхила, Софокла, Еврипида, а также в исторических сочинениях Геродота и Фукидида (V в. до н.э.). Затем анализируются тексты ближайших предшественников и современников Платона - философские фрагменты Эмпедокла и Демокрита, тексты афинских риторов, прежде всего - Исократа, комедии Аристофана (V-IV вв. до н.э.). Наконец, анализируются темпоральные понятия и философия времени Платона, прежде всего на основании диалогов «Тимей», «Парменид» и «Государство» (V-IV в. до н.э.).

По трем взаимно связанным причинам вне рамок данного исследования оказывается философия времени Аристотеля (хотя отсылки к его творчеству присутствуют). Во-первых, потому что анализ философии времени Аристотеля требует отдельного обширного и обстоятельного исследования. Во-вторых, потому что у Аристотеля мы имеем дело с концепцией времени значительно более систематической и абстрактной5. Наконец, в-третьих, тогда как философия времени Аристотеля активно исследуется, именно общекультурным и идейным ее предпосылкам было уделено недостаточное внимание исследователей .

Степень разработанности проблемы. Принимая во внимание значимость проблемы времени для европейской культуры, не удивительно, что рассмотрению темпоральных понятий и представлений, характерных для древнегреческой философии и культуры, посвящено множество исследований. Однако авторы этих исследований,

5 Как замечает А.Ф. Лосев «При переходе от Платона к Аристотелю мы чувствуем себя как бы покинувшими один мир и перешедшими в совершенно другой мир» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. IV: Аристотель и поздняя классика. М., 2000. С. 5).

6 Только недавние фундаментальные работы: Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001; Coope U. Time for Aristotle, Oxford, 2005; Roark T. Aristotle on Time. A Study of the Physics. Cambridge, 2011.

освещая ту или иную сторону проблемы, зачастую демонстрируют незаинтересованность в других. Иными словами, научная литература по теме следует векторам дисциплинарных интересов, что в намного большей степени обусловлено современной исследовательской действительностью, чем реальным интеллектуальным ландшафтом рассматриваемого периода.

Древнегреческая философия существовала не изолированно от других типов

/ U U U 1 U \

мудрости (поэтической, риторической, исторической, софистической и т.д.), но во взаимодействии и соревновании с ними приобретала свой специфический статус. А потому исследование философских концепций времени может быть осуществлено только в широком идейном контексте. Сделанное замечание, тем не менее, не умаляет значения рассмотренных ниже исследований, которые во многом определили направление данного исследования.

Соответственно, первый кластер исследовательской литературы можно определить как «филологический». Речь идет об осуществленной западными исследователями лексико-семантической и историко-понятийной разработке проблемы времени в текстах древнегреческих авторов. Уже в конце XIX века задается два основных способа рассмотрения проблемы времени и вечности в исследовательской литературе: с одной стороны, попытка прояснения этих понятий друг через друга7, с другой - соизмерение понятия вечность в древнегреческой и христианской традициях8.

7 Так, авторитетнейший немецкий филолог-классик Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф (Ulrich von Wilamowitz-Moellendorff) предложил сравнительное определение вечности-a'iwv как «относительного времени» (die relative Zeit), в противоположность «абсолютному времени» XQÔvoç. Именно влияние Виламовица, несмотря на то, что темпоральная проблематика не находилась в центре его внимания, определило понимание a'iwv как темпорального par excellence, а не онтологического понятия (Wilamowitz-Moellendorff U. von. Euripides Herakles. II Bearbeitung. Berlin, 1895. S. 155).

8 Американский церковный деятель и историк церкви преподобный Джон Весли Хансон (Rev. John Wesley Hanson), на основе лексико-семантического анализа, подверг решительной критике приписывание древнегреческому слову a'iwv значения вечности: «ни у одного автора на протяжении более шести сотен лет это слово [a'iùv в значении вечности. - А. П.] не обнаруживается [...] Говорить, что Платон - изобретатель слова [образованного от aiœv прилагательного aiœvioç. - А. П.], использовал прилагательное для обозначения вечности, тогда как ни он, ни его предшественники никогда не использовали даже существительного для обозначения вечности, значит обвинить одного из мудрейших людей в этимологической безграмотности» (Hanson J. The Greek Word AIÖN-AIÖNIOS, Translated Everlasting-Eternal in the Holy Bible, Shown to Denote Limited Duration. Chicago, 1875. P. 23).

В диссертации Конрада Лакайта (Conrad Lackeit) «Время и вечность в языке и религии греков» подчеркивается преимущественная связь вечности со временем, и кроме того выдвигается гипотеза, согласно которой altov приобретает значение «вечность» исключительно в философских текстах9. Во многих смыслах этой работе наследуют исследования Энцо Дегани (Enzo Degani)10 и Гюнтера Цунтца (Günther Zuntz)11, посвященные уже специально понятию altov. В обеих работах, впрочем, делается акцент на невременные значения слова. Особого внимания заслуживает книга Хелен Марии Кайзер (Helen Maria Keizer), последняя крупная работа, посвященная понятию

w 12 П ^

aitov . В исследовании автор предлагает внимательный анализ как литературных, так и философских текстов доэллинистического и эллинистического периодов, а также истории слова в христианских источниках. Критически пересматривая выводы предшествующих исследований, Кайзер предостерегает от смешения смыслов понятия в языческой и христианской традициях и доказывает, что история слова altov, развивалась параллельно в традиции греческих писателей и философов и христианских текстах. Исходя из первоначального значения «жизнь» (life), Кайзер предлагает понимать древнегреческий altov, как некую полноту жизни и времени (life-time-entirety): «[...] слово aiön означает жизнь в ее связи со временем или же время в его

13

связи с жизнью, и полноту (entirety), а не бесконечность (infinity)» .

Также стоит обратить внимание на авторитетное исследование Германа Френкеля (Hermann Fränkel), посвященное временным понятиям в ранней греческой литературе. Автор прослеживает семантическую историю временных понятий, прежде всего - XQovog и ^pap, демонстрируя, как от практически полной незаинтересованности и неосведомленности в темпоральной проблематике, характерной для Гомера, проблема времени становится ключевой в текстах

9 Lackeit C. Zeit und Ewigkeit in Sprache und Religion der Griechen. Königsberg, 1916.

10 Degani E. AIQN da Omero ad Aristotele. Padova, 1961.

11 Zuntz G. Aion, Gott des Römerreichs. Heidelberg, 1989. S. 11-30.

12 Keizer H.M. Life-Time-Entirety. A Study of AIQN in Greek Literature and Philosophy, the Septuagint and Philo. Amsterdam, 1999.

13 Ibid. P. 3.

позднейших авторов14. Несмотря на то что некоторые выводы Френкеля, вследствие строгого следования лексическому методу15, кажутся чрезмерно радикальными16, непреходящим значением работы оказывается обоснование историчности темпоральных представлений: «То, что мы в разных контекстах называем «временем», еще не стало специфическим и единым объектом сознания [в раннегреческой литературе. - А. П.] [...] одни элементы времени включены в по-другому

17

центрированные комплексы, другие вообще не воспринимаются»17. Книга французского филолога Жаклин де Ромийи (Jacqueline de Romilly) во многом

наследует исследованию Френкеля, но посвящена более позднему периоду

18

древнегреческой литературы и сконцентрирована на текстах греческих трагиков . Автор анализирует дальнейшее развитие представлений о времени, трансформировавшихся из образа божественного времени-учителя у Эсхила в понятие времени как субъективного переживания у Еврипида.

Внушительная исследовательская работа была проделана в отношении еще одного важного темпорального понятия - Kaipôç. Здесь стоит отметить недавний сборник статей «Риторика и Кайрос» под редакцией Филлипа Сипиоры (Phillip Sipiora) и Джеймса Баумлина (James S. Baumlin)19. Авторы статей этой книги показывают, сколь богата семантика понятия, принципиально несводимая лишь к временной

составляющей, и рассматривают роль понятия Kaipôç в разных областях знания (в

20

философии, медицине, поэзии, софистическом движении)20. Среди других работ стоит

21 22 упомянуть статьи Джона Уилсона (John R. Wilson) , Уильяма Рэйса (William H. Race)

14 Fränkel H. Die Zeitauffassung in der Frühgriechischen Literatur // Wege und Formen frühgriechischen Denkens. Literarische und philosophische Studien. 2 Aufl. München, 1960.S. 1-22.

15 Данный метод предполагает, что отсутствие конкретной лексемы в тексте автора свидетельствует об отсутствии идеи или понятия, которое лексемы призвана выразить.

16 Так, например, нарратологический анализ, предложенный голландскими исследователями в коллективной монографии «Time in Ancient Greek Literature. Studies in Ancient Greek Narrative» позволяет сделать вывод, что Гомер был весьма заинтересован в темпоральной проблематике (Time in Ancient Greek Literature. Studies in Ancient Greek Narrative. Vol. II. Leiden, Boston, 2007).

17 Fränkel H. Die Zeitauffassung in der Frühgriechischen Literatur. S. 1.

18 Romilly J. de. Time in Greek Tragedy. Ithaca, NY, 1968.

19 Rhetoric and Kairos. Essays in History,Theory, and Praxis. Albany, 2002.

20 Кроме того, книга дает представление и о развитии исследовательского поля.

21 Wilson J.R. Kairos as "Due Measure" // Glotta. 1980. No. 58, Bd., 3./4. P. 177-204.

и Джеймса Киннэви (James Kinneavy)23, во многом спровоцировавшие в 1980-х

переосмысление понятия Kaipôç в более широком, не ограниченном лишь проблематикой времени, контексте.

т~ч u u и с»

Второй кластер исследовательской литературы, связанный с проблемой времени в древнегреческой культуре, можно назвать историко-научным. Речь идет об

24 г

анализе астрономических концепций греческих авторов , а также об исследованиях календарей и технических средств, измеряющих время25. Несмотря на то что указанный тип работ редко рассматривается как релевантный историко-философскому исследованию, он играет важную роль для целостного осмысления проблемы времени в древнегреческой философии26. Так, из книги Роберта Ханны (Robert Hannah) следует, хотя автор специально отмечает собственную незаинтересованность в философских обсуждениях времени, что некоторые порожденные развитием техники проблемы (например, денатурализация времени) становятся значимыми элементами философского дискурса, или что некоторые философские идеи придают импульс для развития технической и инженерной мысли27. Статья Дэвида Гэттера (David L. Guetter) показывает, как ключевые проблемы наблюдательной астрономии (прежде всего, попятное движение планет), характерные для состояния астрономической науки в IV в. до н.э., определяют онтологию платоновского «Тимея»28. В работах И. Е. Сурикова

22 Race W.H. The Word Kaipog in Greek Drama // Transactions of the American Philological Association. 1981, Vol. 111. P. 197-213.

23 Kinneavy J.L. Kairos: A Neglected Concept in Classical Rhetoric // Rhetoric and Praxis: The Contribution of Classical Rhetoric to Practical Reasoning. Washington, DC, 1985. 79-105.

24 Kahn Ch.H. On Early Greek Astronomy // The Journal of Hellenic Studies, 1970. Vol. 90. P. 99-116; Neugebauer O. On Some Aspects of Early Greek Astronomy // Proceedings of the American Philosophical Society, 1972. Vol. 116, No. 3. P. 243-251; Goldstein B.R., Bowen A.C. A New View of Early Greek Astronomy // Isis, 1983. Vol. 74, No. 3. P. 330-340.

25 Samuel A.E. Greek and Roman Chronology. Munich, 1972; Janich P. Protophysics of Time. Boston Studies in the Philosophy of Science 30. Dordrecht, 1985.

26 Иногда это игнорирование порождает парадоксальные выводы: «но это [изобретательская деятельность милетских философов - Анаксимандру приписывается изобретение гномона. - А. П.] тоже вовсе не доказывает, что солнечные часы, например, непосредственно примыкают к проблеме времени» (Самойлов В.А. К проблематике времени в античности // Универсум Платоновской мысли. Платоновская и аристотелевская традиции в античности и в европейской философии: Материалы 13-й науч. конф. СПб., 2005. С. 84).

27 Hannah R. Time in Antiquity. L., NY, 2009.

28 Guetter D.L. Celestial Circles in the Timaeus // Apeiron. 2003. No. 36. P. 189-203.

раскрывается вся сложность и важность вопросов, связанных с пониманием календарей и технических средств, при реконструкции целостной картины

29

представлений о времени древних греков .

Говоря об историко-философской и, собственно, философской разработке темпоральной проблематики у древнегреческих авторов, стоит обратить внимание на активную дискуссию вокруг понятия «вечность» в англоязычной литературе 1960-х годов. Эта дискуссия во многом была спровоцирована замечанием британского философа и логика Уильяма Нила (William Kneale) о внутренней противоречивости понятия «вечная жизнь». Так, если вечность есть нечто трансцендентное течению времени, то она не может быть понята как жизнь, т.к. жизнь подразумевает некую жизнедеятельность (life acts), а деятельность, понятая даже в самом широком смысле, необходимо предполагает временное измерение30. Хотя эта критика была направлена против теологической концепции божественной жизни (eternality)31, она вызвала резонанс и среди исследователей древнегреческой философии. Так, статьи Вольфганга фон Лейдена (Wolfgang von Leyden)32, Гвилима Эллиса Лейна Оуэна (Gwilym Ellis Lane

33 34

Owen) , Джона Уиттакера (John Whittaker) , Малкольма Скофилда (Malcolm

35

Schofield) и др. были посвящены вопросу о том, насколько христианская концепция вечности соответствует понятиям языческой древнегреческой философии, и способствовали более ясному и четкому определению понятия вечность в

29 Хотя его работы затрагивают и другие важные аспекты проблемы времени, в том числе, историко-понятийный анализ ключевых темпоральных понятий: Суриков И.Е. Темпоральные представления в Древней Греции полисной эпохи // Образы времени и исторические представления. М., 2010. С. 113144; Суриков И.Е. Полис, Логос, Космос: Мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. М., 2012. С. 195-208.

30 Kneale W. Time and Eternity in Theology // Proceedings of the Aristotelian Society, New Series, 19601961. Vol. 61. P. 99.

31 Тем не менее, Марта Нил, указавая, что первоначальным значением понятия a'iwv является «жизнь», распространяет эту критику и на древнегреческих авторов (Kneale M. Eternity and Sempiternity // Proceedings of the Aristotelian Society, New Series, 1968-1969. Vol. 69. P. 223-238).

32 Leyden W. von. Time, Number, and Eternity in Plato and Aristotle // The Philosophical Quarterly, 1964. No. 54. Vol. 14. P. 35-52.

33 Owen G.E.L. Plato and Parmenides on the timeless present // The Monist, 1966. Vol. 50. P. 317-340.

34 Whittaker J. The "Eternity" of the Platonic Forms // Phronesis. 1968. No. 2, Vol. 13. P. 131-144.

35 Schofield M. Did Parmenides discover eternity // Archiv für Geschichte der Philosophie, 1970. Vol. 52. P. 113-135.

философии36. Кроме того, эта дискуссия показала, что для решения вопросов связанных с категорией времени в древнегреческой философии, уместно привлечение

37

современных концептуальных схем, прежде всего, концепций А- и B-теории времени , восходящих к знаменитой статье Джона Эллиса Мак-Таггарта (John Ellis McTaggart) «Нереальность времени»38.

Т~1 и и и \j /— t—

Еще одной ключевой статьей, перезапустившей обсуждение проблемы, стал

39

текст Элионоры Стамп (Eleonore Stump) и Нормана Кретцмана (Norman Kretzmann) . Обосновывая непротиворечивость понятия божественной жизни, авторы доказывают, что понятие длительности и понятие временности неравнозначны: время представляет собой лишь относительную длительность, тогда как длительность абсолютная не является временем. В этом смысле жизнь всегда подразумевает длительность, но не обязательно временность. Таким образом, под вечностью авторы понимают именно абсолютную длительность, которая, выступая в качестве причины времени, наделяет его относительной устойчивостью40. Также стоит отметить статью Томаса Робинсона (Thomas M. Robinson) в которой обосновывается недостаточность дихотомии времени и вечности для интерпретации темпоральных представлений Платона41. Метафизика Платона несовместима с христианской, т.к. бог у Платона не творит мир ex nihilo, а потому кроме вечности и времени темпоральную систему у Платона определяют

36 Анализ возможных интерпретации понятия вечности подробнее рассмотрен во введении к первой главе данного исследования. Обзор дискуссии см.: Sorabji R. Time, Creation, and the Continuum: theories in Antiquity and the Early Middle Ages. L., 1983. P. 98-107; Stamatellos G. Plotinus and the Presocratics. A Philosophical Study of Presocratic Influences in Plotinus' Enneads. NY, 2007. P. 105-111. Более широкое обсуждение понятия «вечность» в рамках аналитической теологии см.: Helm P. Eternity // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/eternity/, свободный (дата обращения: 21.03.2015).

37 Эти концепции в своих работах привлекают, например, Ричард Сорабджи (Sorabji R. Time, Creation and the Continuum), Оуэн Голдин (Goldin O. Plato and the arrow of time // Ancient Philosophy. 1998. No. 18. P. 125-143), Тони Роарк (Roark T. Aristotle on Time).

38 McTaggart J.E. The Unreality of Time // Mind: A Quarterly Review of Psychology and Philosophy. 1908. No. 17. P. 457-474.

39 Stump E., Kretzmann N. Eternity // The Journal of Philosophy, 1981. No. 8, Vol. 78. Pp. 429-458.

40 Такая интерпретация, впрочем, вызвала критику. См., напр.: Rogers K.A. Eternity has no duration // Religious Studies. 1994. Vol. 30, No. 1. P. 1-16.

41 Robinson T.M. The «Timaeus» on Types of Duration // Illinois Classical Studies, 1986. Vol. 11, No. 1/2, Problems of Greek Philosophy. Pp. 143-151.

понятия всегдашности (sempiternity) и беспрерывности (everlastingness)42. Ученик Робинсона Ричард Mор (Richard D. Mohr) в книге «Бог и идеи у Платона», критически пересматривая состоявшуюся дискуссию о понятиях «время» и «вечность» в древнегреческой философии, предлагает целостную интерпретацию философии времени Платона. Несмотря на ряд важных выводов (например, что время представляет собой чувственно-воспринимаемый образец для человека), его концепция не кажется убедительной прежде всего потому, что игнорирует специфику словоупотребления Платона43.

Наконец, нужно отметить обсуждение проблематики времени и вечности в русскоязычной истории философии. Так, А. Ф. Лосев в книге «Античная философия истории» предлагает не только оригинальный анализ разных образов времени, характерных для древнегреческой культуры (мифологическое время, мифологический историзм, эпическое время, полисное время), но и знакомит читателя с ключевыми западными исследованиями (собственно, эта историографическая работа не теряет актуальности и сегодня)44. Нельзя не упомянуть в данном обзоре фундаментальный труд А. Л. Доброхотова «Категория бытия в классической западноевропейской философии», хотя специально и не обращающийся к понятиям времени и вечности, но рассматривающий темпоральные импликации онтологических построений Платона45. Также стоит сказать об обширном исследовании П. П. Гайденко, в котором древнегреческая философия рассматривается как начальная и важная часть мышления о времени в европейской философской традиции46, и о статье Т. Ю. Бородай, в которой обсуждение вопроса о вечности мира у Фомы Аквинского рассматривается через призму предшествующих концепций вечности и времени47. Хотя указанные русскоязычные исследования выпадают из русла разворачивающейся в западной

42 Стоит отметить, что понятия с помощью которых ТЖ. Робинсон усложняет темпоральную проблематику «Тимея», заимствуются из той же христианской традиции.

43 Mohr R. God and Forms in Plato. Las Vegas, 2005.

44 Лосев А.Ф. Античная философия истории. M., 1977.

45 Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. M., 1986.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Плешков Алексей Александрович, 2016 год

БИБЛИОГРАФИЯ Источники

1. Августин. Исповедь / пер. М. Е. Сергеенко. М.: Ренессанс, 1991.

2. Авл Геллий. Аттические ночи. Кн. 1-10 / пер. под общ. ред. А. Я. Тыжова. СПб: Гуманитарная Академия, 2007.

3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1-4. М.: Мысль, 1976-1983.

4. Аристофан. Комедии. Т. 1-2 / под общ. ред. Ф. А. Петровского, В. Н. Ярхо. М.: Гос. изд. худ. лит., 1954.

5. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 9-15 / пер. и примеч. Н. Т. Голинкевича. М.: Наука, 2003.

6. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / отв. ред. Г. Г. Майоров; пер. В. И. Уколовой, М. Н. Цейтлина. М.: Наука. 1990.

7. Геродот. История / пер. и прим. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972.

8. Гесиод. Полное собрание текстов / пер. В. В. Вересаева. М.: Лабиринт, 2001.

9. Гиппократ. Избранные книги / пер. В. И. Руднева; общ. ред. В. П. Карпова. М.: Гос. из-во биологической и медицинской лит-ры, 1936

10. Гомер. Илиада / пер. В. В. Вересаева. М.-Л.: Гослитиздат, 1949.

11. Гомер. Одиссея / пер. В. В. Вересаева. М.: Ладомир, 2002.

12. Гомеровы гимны / пер. В. Вересаева. М.: Недра, 1926.

13. Демосфен. Речи. Т. 1-3 / отв. ред. Е. С. Голубцовой, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролова. М.: Памятники исторической мысли, 1994-1996.

14. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. М. Л. Гаспарова. 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1986.

15. Исократ. Речи. Письма. Малые аттические ораторы. Речи / общ. ред. Э. Д. Фролова. Москва: Ладомир, 2013.

16. Ксенофонт. Киропедия / пер. В. Г. Боруховича, Э. Д. Фролова; отв. ред. С. Л. Утченко. М.: Наука, 1976.

17. Ксенофонт. О доходах / пер. Э. Д. Фролова // Хрестоматия по истории древней Греции. М.: Мысль, 1964. С. 343-357.

18. Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб.: Наука, 2014.

19. Ликург. Речь против Леократа. Фрагменты / пер. Т. В. Прушакевич // Вестник древней истории. 1962. No. 2.

20. Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука, 1970.

21. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / под. ред. М. А. Дынника. М.: Гос. из-во полит. лит-ры, 1955.

22. Ораторы Греции / еостав. М. Л. Гаспаров. М.: Художественная литература, 1985.

23. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. / пер., ст. и комм. М. Л. Гаспарова; отв. ред. Ф. А. Петровский. М.: Наука, 1980.

24. Платон. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Мысль, 1990-1994.

25. Плотин. Эннеады. Т. 1-4. Киев: УЦИММ-Пресс, 1995-1996.

26. Софокл. Драмы / пер. Ф. Ф. Зелинского; под ред. М. Г. Гаспарова, В. Н. Ярхо; отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1990.

27. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / изд. подгот. А. В. Лебедева. М.: Наука, 1989.

28. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / изд. подгот. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989.

29. Фукидид, Ксенофонт, Геродот. Вся история Древней Греции. М.: АСТ, 2010.

30. Эллинские поэты. VIII-III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика / изд. подгот. М. Л. Гаспаров, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо. М.: Ладомир, 1999.

31. Эсхил. Трагедии / пер., комм. Н. Подземской. М.: Искусство, 1978.

32. Aeschylus. Vol. 1-2 / ed., trans. by H. W. Smyth. Cambridge. Cambridge, Mass.: Harvard University Fress; L.: William Heinemann, Ltd., 1926.

33. Anonymous. Homeric Hymns // The Homeric Hymns and Homerica / ed., trans. by H. G. Evelyn-White. Cambridge, MA.: Harvard University Fress; L.: William Heinemann Ltd. 1914.

34. Aristophanes. Aristophanes Comoediae. Vol. 1-2 / ed. by F. W. Hall, W. M. Geldart. Oxford: Clarendon Fress, 1907.

35. Athenaeus. Deipnosophistae / ed. by G. Kaibel. Lipsiae: Teubner, 1887.

36. Burnet J. Early Greek Philosophy. 3rd ed. L.: A & C Black Ltd., 1920.

37. Cornford F. M. [1935] Plato's Cosmology. The Timaeus of Plato. Indianapolis, Cambridge, Mass.: Hackett Publishing Company, Inc., 1997.

38. Cornford F.M. Plato and Parmenides. Parmenides' Way of Truth and Plato's Parmenides. L.: Routledge & Kegan Paul, 1939

39. Demosthenes. Orationes / ed. by W. Rennie. Oxford: Clarendon Press. 1931.

40. Die Fragmente der Vorsokratiker / ed. by H. Diels, W. Kranz. Berlin: Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1960.

41. Euripides. Euripidis Fabulae. Vol. 2-3 / ed. by G. Murray. Oxford: Clarendon Press, 1913.

42. Herodotus. Histories / ed., trans. by A. D. Godley. Cambridge: Harvard University Press, 1920.

43. Hesiod. Theogony, Works and Days, Shield of Heracles // The Homeric Hymns and Homerica / ed., trans. by H. G. Evelyn-White. Cambridge, MA.: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1914.

44. Hippocrates. Collected Works. Vol. 1 / ed. by W. H. S. Jones. Cambridge: Harvard University Press, 1868.

45. Homer. The Iliad. Vol. 1-2 / ed., tr. by A. T. Murray. Cambridge, MA: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1924.

46. Homer. The Odyssey. Vol. 1-2 / ed., tr. by A. T. Murray. Cambridge, MA: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1919.

47. Iambi et elegi Graeci ante Alexandrum cantati. Vol. 1-2 / ed. by M. L. West. Oxford: Clarendon Press, 1971-1972.

48. Isocrates. Speeches. Vol. 1-3 / ed., trans. by G. Norlin. Cambridge, MA: Harvard University Press; L., William Heinemann Ltd, 1980.

49. Marcovich M. Heraclitus. Greek Text with a Short Commentary. Merida (Venezuela): Los Andes University Press, 1967.

50. Pindar. The Odes of Pindar / ed., trans. by Sir John Sandys. Cambridge, MA.: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1937.

51. Plato. Plato in Twelve Volumes. Vol. 9 / trans. by W.R.M. Lamb. Cambridge, MA: Harvard University Press; L.: William Heinemann Ltd, 1925.

52. Plato. Platonis Opera / ed. by John Burnet. Oxford: Oxford University Press, 1903.

53. Plato. Timaeus / trans., by D. Zeyl. Indianapolis, Cambridge: Hackett Publishing Company, 2000.

54. Plato. Timaeus and Critias / trans. by R. Waterfield, comment. by A. Gregory. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 128-129.

55. Sophocles. Vol. 1-2 / ed., trans. by F. Storr. L.: William Heinemann Ltd.; NY: The Macmillan Company, 1913.

56. Taran L. Parmenides: A Text with Translation, Commentary and Critical Essays, Princeton: Princeton University Press, 1965.

57. Taylor A. A Commentary on Plato's Timaeus. Oxford: The Clarendon Press, 1928.

58. Thucydides. Historiae. Vol. 1-2. Oxford: Oxford University Press, 1942.

59. Xenophon. Xenophontis opera omnia. Vol. 4-5. Oxford, Clarendon Press, 1920.

Исследования

60. Бибихин В. В. Лес (hyle). СПб.: Наука, 2011.

61. Бородай С. Ю. Материалы по генезису классического философского дискурса // Academia [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/2011571/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0% B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B %D0%BF%D0%BE %D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0 %B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%83 %D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D 1 %81%D0%B8%D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D 1 %84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0% BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D 1%80%D1%8 1%D0%B0, свободный (дата обращения: 12.07.2015).

62. Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С.107-121.

63. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С.А., 2008.

64. Бугай Д. В. Правовое мышление в архаической Греции. Dike у ранних элегиков // Вопросы философии. 2012. No. 1. С. 79-88.

65. Бугай Д. В. Правовое мышление в архаической Греции: Dike у Гомера и Гесиода // Вопросы философии. 2010. No. 9. С. 106-116.

66. Видаль-Наке П. [1960] Время богов и время людей // Черный охотник. М.: Ладомир, 2001. С. 69-91.

67. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

68. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

69. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. М.: Прогресс-традиция, 2006.

70. Григорьева Н. И. Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. М.:Наука, 1981. С. 47-96.

71. Гринцер Н. П. Платоновская этимология и софистическая теория языка // Платоновский сборник. Т. II / Ред. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В. Светлов. М., СПб.: РГГУ-РХГА, 2014. С. 53-83.

72. Грицинов А. А. Эон // История Философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. C. 1321-1322.

73. Гусейнов Г. Ч. Категория времени // Постнаука [Элект. ресурс], 2013. Режим доступа: http://publications.hse.ru/preprints/118005399, свободный (дата обращения 10.03.2015).

74. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1-2. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.

75. Дзюба С. В. Нереальность времени: аргументы Д.Э. Мак-Таггарта // Вестник АмГУ. 2003, Вып. 20: Гуманитарные науки. С. 7-9.

76. Дзюба С. В. Онтология В-теории времени и гипотеза о психофизиологической природе течения времени // Вестник Амурского государственного университета. 2006, Вып. 34: Гуманитарные науки. С. 3-7.

77. Доброхотов А. Л. Гераклит: Фрагмент В 52 // Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Территория будущего, 2008. С. 217-230.

78. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство Московского университета, 1986.

79. Доддс Э. Р. [1928] «Парменид» Платона и происхождение неоплатонического Единого // 2ХОЛН. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 3. Вып. 1, 2009. С.336-353.

80. Доддс Э. Р. [1951] Греки и иррациональное. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

81. Егоров А. С. Проблемы реконструкции учения Эмпедокла. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007.

82. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб.: Алетейя, 1994.

83. Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: Университет Дмитрия Пожарского, Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012.

84. Йегер В. [1936] Пайдейя. Т. 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001.

85. История понятий, история дискурса, история метафор / под ред. Х.Э. Бедекера. М.: НЛО, 2010.

86. Лебедев А. В. Эон // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 800-801.

87. Лосев А. Ф. «Определения» - лексикографический итог всей философии Платона // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. С. 42-48.

88. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.

89. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. С. 153-171.

90. Лосев А. Ф. [1968] История античной эстетики. Т. II: Софисты. Сократ. Платон; Т. IV: Аристотель и поздняя классика. М.: АСТ, 2000.

91. Лосев А.Ф. Парменид. Диалектика одного и иного как условие возможности существования порождающей модели // Платон. Собр. соч. в 4 т., т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 497-504.

92. Лосев А. Ф. [1986] Происхождение драмы // Древнегреческая трагедия / коммент. С. Апта, Ф. Петровского, В. Ярхо. М.: Художественная литература, 2000. С. 317-323.

93. Лосев А. Ф. [1930] Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

94. Махабхарата. Кн. VII: Дронапарва или сказание о посвящении Дроны / пер. В. И. Кальянова. СПб: Наука, 1993.

95. Мочалова И. Н. Евдокс Книдский // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 363-367.

96. Мочалова И. Н. О двух онтологических моделях в диалоге Платона «Тимей» // Платоновские исследования. Вып. I / Ред. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.В. Михайловский, А.Н. Романов, В.В. Рохмистров, М.Н. Савельева. М., СПб.: РГГУ-РХГА, 2014. С. 55-79.

97. Мочалова И. Н. Учение Платона об идеях в контексте раннеакадемических дискуссий // Платоновский сборник. Т. I / науч. ред. И.А. Протопоповой, О.В. Алиевой, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В. Светлов. М., СПб: РГГУ-РХГА, 2014. С. 207-231.

98. Онианс Р. [1951] На коленях Богов. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

99. Панофски Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009.

100. Плешков А. А. Философия языка в диалоге Платона «Тимей» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. N0 1 (Т.2). С. 7-19.

101. Россиус А. А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. 1987. N0. 2. С.93-102.

102. Савельева И. М., Полетаев А. В. Образы и структуры времени в архаических культурах // Образы времени и исторические представления / под ред. Л.П. Репиной. М.: Круг, 2010. С. 79-97.

103. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания. СПб: Алетейя, М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

104. Самойлов В. А. К проблематике времени в античности // Универсум Платоновской мысли. Платоновская и аристотелевская традиции в античности и в

европейской философии: Материалы 13-й науч. конф. / Под ред. А.В. Цыба. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 82-100.

105. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М.: Лабиринт, 2001.

106. Суриков И. Е. Темпоральные представления в Древней Греции полисной эпохи // Образы времени и исторические представления / под ред. Л. Репиной. М.: Кругъ, 2010. С. 113-144.

107. Суриков И. Е. Полис, Логос, Космос: Мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012.

108. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 216-235.

109. Толкиен Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно / пер. Л. Яхина. М.: Олма-пресс образование, 2003. С. 27-250.

110. Топоров В. Н. О понятии «меры» в гимновой поэзии Пиндара и Ригведы // Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 509-518.

111. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

112. Шичалин Ю. А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории. 1978. N0. 1. С. 148-160.

113. Шичалин Ю. А. Согрш РЫошсит: о некоторых направлениях его историко-филологического и историко-философского исследования // Платоновские исследования. Вып. I / Ред. И.А. Протопопова, О.В. Алиева, А.В. Гараджа, А.В. Михайловский, А.Н. Романов, В.В. Рохмистров, М.Н. Савельева. - М.; СПб.: РГГУ-РХГА, 2014. С. 7-31.

114. Элиаде М. Миф о вечном возвращении // Космос и история. М.: Прогресс, 1987. С. 27-144.

115. Ярхо В. Н. Аристофан и его комедии // Аристофан. Избранные комедии. М.: Художественная литература, 1974. 5-28.

116. Ярхо В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Древнегреческая трагедия / коммент. С. Апта, Ф. Петровского, В. Ярхо. М.: Художественная литература, 2000 г. С. 371-403.

117. Ярхо В. Н. Софокл и его трагедии // Древнегреческая трагедия / коммент. С. Апта, Ф. Петровского, В. Ярхо. М.: Художественная литература, 2000 г. C. 352-370.

118. Ahrensdorf P. J. Greek Tragedy and Political Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

119. Alfieri V. E. Gli atomisti. Bari, 1936.

120. Algra K. A. Concepts of Space in Greek Thought. Leiden, NY: Brill, 1995.

121. Allen D. S. The Flux of Time in Ancient Greece // Daedalus. 2003. Vol. 132, No. 2, On Time. P. 62-73.

122. Allen R. E. Plato's Parmenides. New Haven: Yale University Press, 1997.

123. Annas J. Classical Greek Philosophy // The Oxford History of Greece and the Hellenistic World / ed. J. Boardman, J. Griffin, O. Murray. Oxford: Oxford University Press, 1991. P. 277-305.

124. Apollonii Sophistae. Lexicon homericum / ed. by Immanuel Bekker. Berlin: Impensis Ge. Reimeri, 1833.

125. Bakker E. J. Khronos, Kleos, and Ideology from Herodotus to Homer // EPEA PTEROENTA. Beiträge zur Homerforschung. Festschrift für Wolfgang Kullmann zum 75. Geburtstag / ed. M. Reichel and A. Rengakos. Stuttgart: Steiner, 2002. P. 11-30.

126. Barnes J. The Presocratic Philosophers in 2 vols. Vol. 1. L.: Routledge and Kegan Paul, 1979.

127. Boas G. Fact and Legend in the Biography of Plato // The Philosophical Review. 1949. Vol. 57, No. 5. P. 439-457.

128. Böhme G. Zeit und Zahl. Zeit und Zahl. Studien zur Zeittheorie bei Platon, Aristoteles, Leibniz und Kant. Frankfurt am Mein: Klostermann, 1974.

129. Brague R. Du temps chez Platon et Aristote. P.: Presses Universitaires de France,

1982.

130. Bremmer J. The Early Greek concept of the Soul. NY: Princeton University Press,

1983.

131. Brumbaugh R. S. Ancient Greek Gadgets and Machines. NY: Crowell, 1966.

132. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge: HUP, 1972.

133. Burnyeat M. The Second Prose Tragedy: a Literary Analysis of the pseudo-Platonic Epistle VII (unpublished manuscript) // Schofield M. Plato. Political Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 44, n 19.

134. Burton R. W. B. Pindar's Pythian Odes: Essays in Interpretation. Oxford: Oxford University Press, 1962.

135. Cahn M. Reading Rhetoric Rhetorically: Isocrates and the Marketing of Insight // Rhetorica. 1989. No. 7. P. 121-144.

136. Carone G. R. Plato's Cosmology and its Ethical Dimensions. Cambridge University Press, 2005.

137. Chemiss H. Aristotle's Criticism of Plato and the Academy. NY: Russell and Russell, 1962.

138. Cherniss H. Aristotle's Criticism of Pre-Socratic Philosophy. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1935.

139. Cherniss H. The Riddle of the Early Academy. NY: Russell and Russell, 1962.

140. Coope U. Time for Aristotle, Oxford University Press, 2005.

141. Degani E. AIQN da Omero ad Aristotele. Padova: Antonio Milani, 1961.

142. Dodd C. H. New Testament Studies. Manchester: MUP, 1953.

143. Etymologicum Magnum (Etymologicon magnum seu magnum grammaticae penu) / ed. by Friderici Sylburgii. Leipzig: Weigel, 1816.

144. Festugiere A.-J. Le sens philosophique du mot aiön. A propos d'Aristote, De Caelo I 9 // La Parola del Passato. 1949. No. 4. P. 172-189.

145. Finkelberg A. On cosmogony and ecpyrosis in Heraclitus // The American journal of philology. 1998. No. 2. P. 195-222.

146. Forbes С. А. Crime and Punishment in Greek Athletics // The Classical Journal. 1952. Vol. 47, No. 5. P. 169-173; 202-203.

147. Fränkel H. Die Zeitauffassung in der Frühgriechischen Literatur // Wege und Formen frühgriechischen Denkens. Literarische und philosophische Studien. 2 Aufl. München: Oscar Beck, 1960.S. 1-22.

148. Gallop D. Parmenides of Elea: Text and Translation with Introduction. Toronto, Buffalo, L.: University of Toronto Press, 1984.

149. Goldin O. Plato and the arrow of time // Ancient Philosophy. 1998. No. 18. P. 125143.

150. Goldstein B. R., Bowen A. C. A New View of Early Greek Astronomy // Isis, 1983. Vol. 74. No. 3. P. 330-340.

151. Graham D. W. Explaining the Cosmos: The Ionian Tradition of Scientific Philosophy. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2006.

152. Granger H. The Theologian Pherecydes of Syros and the Early Days of Natural Philosophy // Harvard Studies in Classical Philology. 2007, Vol. 103. P. 135-163.

153. Guetter D. L. Celestial Circles in the Timaeus // Apeiron. 2003. No. 36. P. 189-203.

154. Hannah R. Time in Antiquity. L., NY: Routledge, 2009.

155. Hanson J. The Greek Word AION-AIONIOS, Translated Everlasting-Eternal in the Holy Bible, Shown to Denote Limited Duration. Chicago: Northwestern Universalist Publishing House, 1875.

156. Harte V. Plato's Metaphysics // The Oxford Handbook of Plato / ed. by G. Fine. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 191-217.

157. Helm P. Eternity // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition) / ed. by Edward N. Zalta [электронный ресурс]. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/eternity/, свободный (дата обращения: 21.03.2015).

158. Hesychii Alexandrini. Lexicon / ed. Moritz Schmidt. Jena: Sumptibus Hermanni Dufftii (Libraria Maukiana), 1867.

159. Hoffman D. C. Concerning Eikos: Social Expectation and Verisimilitude in Early Attic Rhetoric // Rethorica: A Journal of the History of Rhetoric. 2008. No.1. P. 1-29.

160. Huffman C. A. Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic, Cambridge: CUP, 1993.

161. Irwin T. The Intellectual Background // The Cambridge Companion to Plato / ed. R. Kraut. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 51-90.

162. Janich P. Protophysics of Time. Boston Studies in the Philosophy of Science 30. Dordrecht: Reidel, 1985.

163. Kahn Ch. H. On Early Greek Astronomy // The Journal of Hellenic Studies, 1970. Vol. 90. P. 99-116.

164. Kahn Ch. H. The Greek verb "to be" and the concept of being // Foundation of language. 1966. No. 3. Vol. 2. P. 245-265.

165. Keizer H. M. Life-Time-Entirety. A Study of AIQN in Greek Literature and Philosophy, the Septuagint and Philo. Amsterdam: Universiteit van Amsterdam, 1999.

166. Kinneavy J. L. Kairos: A Neglected Concept in Classical Rhetoric // Rhetoric and Praxis: The Contribution of Classical Rhetoric to Practical Reasoning / ed. J.D. Moss. Washington, DC: The Catholic University of America Press, 1985. 79-105.

167. Kinneavy J. L. Kairos in Classical and Modern Rhetorical Theory // Rhetoric and Kairos. Essays in History, Theory, and Praxis / ed. by Ph. Sipiora, J. S. Baumlin. Albany: State University of New York Press, 2002. P. 58-76.

168. Kirk G. S., Raven J. S. The Presocratic Philosophers. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 55-56.

169. Kneale M. Eternity and Sempiternity // Proceedings of the Aristotelian Society, New Series, 1968-1969. Vol. 69. P. 223-238.

170. Kneale W. Time and Eternity in Theology // Proceedings of the Aristotelian Society, New Series, 1960-1961. Vol. 61. P. 87-108.

171. Krause S.D. The Immediacy of Rhetoric: Definitions, Illustrations, and Implications, 1996 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://people.emich.edu/skrause/Diss/, свободный (дата обращения: 21.03.2015)

172. Lackeit C. Zeit und Ewigkeit in Sprache und Religion der Griechen. Königsberg: Hartungsche Buchdruckerei, 1916.

173. Leyden W. von. Review essay on J. de Romilly: Time in Greek Tragedy. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1968 // History and Theory. 1970. Vol. 9, No. 2. P. 209-229.

174. Leyden W. von. Time, Number, and Eternity in Plato and Aristotle // The Philosophical Quarterly, 1964. No. 54. Vol. 14. P. 35-52.

175. Liddell H., Scott R., Jones H. Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996.

176. Markosian N. Time // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition) / ed. by E. N. Zalta [электронный ресурс]. Режим доступа:

http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/time/, свободный (дата обращения: 21.03.1989).

177. Maslov B. Pindaric Temporality, Goethe's Augenblick, and the Invariant Plot of Tiutchev's Lyric // Comparative Literature. No. 64 (4), 2012. P. 358-361.

178. Mason A. S. Plato on Necessity and Chaos // Philosophical Studies. 2006. No. 127. P. 283-298.

179. McKirahan R. Signs and Arguments in Parmenides B8 // The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy / ed. by Patricia Curd, Daniel W. Graham. Oxford, NY: OUP, 2008. P. 189-229.

180. McTaggart J. E. The Unreality of Time // Mind: A Quarterly Review of Psychology and Philosophy. 1908. No. 17. P. 457-474.

181. Meinwald C. C. Plato's Parmenides. NY, Oxford: Oxford University Press, 1991.

182. Miller D. R. The Third Kind in Plato's Timaeus. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003.

183. Mohr R. God and Forms in Plato. Las Vegas: Parmenides Publishing, 2005.

184. Momigliano A. Time in Ancient Historiography // History and Theory. 1966, Vol. 6, Beiheft 6: History and the Concept of Time. P. 1-23.

185. Murray J. S. Disputation, Deception, and Dialectic: Plato on the True Rhetoric ("Phaedrus" 261-266) // Philosophy and Rhetoric. 1988. No. 21 (4). P. 279-289.

186. Neugebauer O. On Some Aspects of Early Greek Astronomy // Proceedings of the American Philosophical Society, 1972. Vol. 116, No. 3. P. 243-251.

187. Nikitas A. Bemerkungen zum Lexikon von Liddell-Scott-Jones // Würzburger Jahrbücher für die Altertumswissenschaft. 1978. No. 4. P. 75-86.

188. Nussbaum M. ¥YXH in Heraclitus, I // Phronesis. 1972. Vol. 17, No. 1. P. 1-16.

189. Osborne C. Space, Time, Shape, and Direction: Creative Discourse in the Timaeus // Form and Argument in Late Plato / Ed. by C. Gill, M.M. McCabe. Oxford: Clarendon Press,

1996. P. 179-211.

190. Owen G. E. L. Plato and Parmenides on the timeless present // The Monist, 1966. Vol. 50. P. 317-340.

191. Philip J. A. Mimesis in the Sophistes of Plato // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1961. Vol. 92. P. 453-468.

192. Poulakos J. Kairos in Gorgias' Rhetorical Compositions // Rhetoric and Kairos. Essays in History,Theory, and Praxis / ed. by Ph. Sipiora, J. S. Baumlin. Albany: State University of New York Press, 2002. P. 89-96.

193. Poulakos J. Sophistical Rhetoric in Classical Greece. Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1995.

194. Purves A. Falling into Time in Homer's Iliad // Classical Antiquity, 2006. Vol. 25, No. 1. P. 179-209.

195. Purves A. Topographies of time in Hesiod // Time and temporality in the Ancient world / ed. by Ralph M. Rosen. Philadelphia: University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology, 2004. P. 147-169.

196. Race W. H. The Word Kaipog in Greek Drama // Transactions of the American Philological Association. 1981, Vol. 111. P. 197-213.

197. Rangos S. Plato on the nature of the sudden moment, and the asymmetry of the second part of the Parmenides // Dialogue. 2014. No. 53. P. 538-574.

198. Rhetoric and Kairos. Essays in History, Theory, and Praxis / ed. by Ph. Sipiora, J.S. Baumlin. Albany: State University of New York Press, 2002.

199. Rickless S. C. Plato's Forms in Transition: A Reading of the Parmenides. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

200. Roark T. Aristotle on Time. A Study of the Physics. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

201. Robinson T. M. The «Timaeus» on Types of Duration // Illinois Classical Studies. 1986. Vol. 11, No. 1/2, Problems of Greek Philosophy. P. 143-151.

202. Rogers K. A. Eternity has no duration // Religious Studies. 1994. Vol. 30, No. 1. P. 116.

203. Romilly J. de. Magic and Rhetoric in Ancient Greece. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1975.

204. Romilly J. de. Time in Greek Tragedy. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1968.

205. Sallis J. Chorology: On Beginning in Plato's Timaeus. Indianapolis: Indiana University Press, 1999.

206. Samuel A. E. Greek and Roman Chronology. Munich: C. H. Beck, 1972.

207. Schibli H.S. Pherekydes of Syros. Oxford: Clarendon Press, 1990.

208. Schofield M. Did Parmenides discover eternity // Archiv für Geschichte der Philosophie, 1970. Vol. 52. P. 113-135.

209. Schofield M. Plato and Practical Politics // Greek & Roman Political Thought / ed. by M. Schofield, C. Rowe. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 299-302.

210. Scolnicov S. Plato's Parmenides. Berkeley: University of California Press, 2003.

211. Silverman A. Plato's Middle Period Metaphysics and Epistemology // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2014 Edition) / ed. by E. N. Zalta [электронный ресурс]. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/fall2014/entries/plato-metaphysics/ (дата обращения 13.05.2014).

212. Slatkin L. Measuring Authority, Authoritative Measures: Hesiod's Works and Days // The Moral Authority of Nature / ed. by Lorraine Daston and Fernando Vidal. Chicago: University of Chicago Press, 2004. P. 25-49.

213. Smith J. E. Time, Times, and the 'Right Time'; «Chronos» and «Kairos» // The Monist. 1969. Vol. 53, No. 1. P. 1-13.

214. Solmsen F. Review of Aiwv da Omero ad Aristotele by Enzo Degani (University of Padua, 1961) // The American Journal of Philology. 1963. Vol. 84, No. 3. P. 329-332.

215. Sorabji R. Time, Creation and the Continuum: theories in antiquity and the early middle ages. L.: Duckworth, 1983.

216. Stamatellos G. Plotinus and the Presocratics. A Philosophical Study of Presocratic Influences in Plotinus' Enneads. NY: State University of New York Press, 2007.

217. Stenzel J. Zahl und Gestalt bei Platon und Aristoteles. Leipzig-Berlin: Teubner, 1924.

218. Strauss C. J. Immortal and Ageless Forever // The Classical Journal. 1982. Vol. 77, No. 2. P. 112-117.

219. Stump E., Kretzmann N. Eternity // The Journal of Philosophy, 1981. No. 8, Vol. 78. Pp. 429-458.

220. Sullivan D. L. Kairos and the rhetoric of belief // Quarterly Journal of Speech. 1992. Vol. 78, No.3. P. 317-332.

221. The Philosophy of Time / ed. by Le Poidevin R., McBeath M. Oxford: Oxford University Press, 1993.

222. Time in Ancient Greek Literature. Studies in Ancient Greek Narrative, vol. II / ed. by de Jong I.J.F., Nünlist R. Leiden, Boston: Brill, 2007.

223. Untersteiner M. The Sophists. Oxford: Basil Blackwell, 1954.

224. White D. A. Rhetoric and Reality in Plato's "Phaedrus". Albany: State University of New York Press, 1993.

225. McCoy M. Plato on the Rhetoric of Philosophers and Sophists. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

226. White E. Ch. Kaironomia: On the Will-to-Invent. Ithaca: Cornell University Press, 1987.

227. Whittaker J. God, Time, Being. Two studies in the transcendental tradition in Greek philosophy. Oslo: Universitetsforlaget, 1971. P. 1-66.

228. Whittaker J. The "Eternity" of the Platonic Forms // Phronesis. 1968. No. 2, Vol. 13. P. 131-144.

229. Wilamowitz-Moellendorff U. von. Euripides Herakles. II Bearbeitung. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1895.

230. Wilson J. R. Kairos as "Due Measure" // Glotta. 1980. No. 58, Bd., 3/4. P. 177-204.

231. Wright M. R. Presocratic Cosmologies // The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy / ed. by P. Curd, D. W. Graham. Oxford: Oxford University Press, 2008. P. 413433.

232. Zeyl D. J. Visualizing Platonic Space // One Book, The Whole Universe: Plato's Timaeus Today / eds. by R. Mohr, K. Sanders and B. Sattler, Las Vegas: Parmenides Publishing, 2009. P. 117-131.

233. Zeyl D. Plato's Timaeus // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2014 Edition) / ed. by E. N. Zalta [электронный ресурс]. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/plato-timaeus/, свободный (дата обращения 20.05.2015).

234. Zuntz G. Aion, Gott des Römerreichs. Heidelberg: Carl Winter, 1989. S. 11-30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.