Справедливость и законы в мифопоэтической мысли и философских воззрениях народов Древнего мира: Египет, Вавилония, Греция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Чалаби Башир Фахедович
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат наук Чалаби Башир Фахедович
Оглавление
Введение
Глава I. Справедливость и законы в мифоиоэтической мысли народов древнего Ближнего Востока и архаической Греции
§ 1.1 Эволюция древнеегипетских представлений о маат: от царской
прерогативы к этике личной добродетели
§ 1.2 Законы и справедливость в идеологии Вавилонии
§ 1.3 Справедливость как судебная процедура: эпические поэмы Гомера и
Гесиода
§ 1.4 Благозаконие и справедливость в элегиях Солона
Глава II. Культурно-социальные предпосылки становления древнегреческой философии
права классического периода
§ 2.1 Справедливость как «чистота» в раннем орфизме и пифагорейская
«пропорция» справедливости
§ 2.2 «Космическая» справедливость и земная власть в первых философских
опытах: Гераклит
§ 2.3 Образы правосудия в «Орестее» Эсхила
§ 2.4 Правосудие и демократия в Афинах V в. до н.э
Глава III. Идеи справедливости и закона в древнегреческой философии права
классической эпохи
§ 3.1 Критика законов: Антифонт, софист и ритор
§ 3.2 Сократ и полемика о законах в конце V - начале IV вв. до н.э
§ 3.3 Справедливость души и справедливость полиса в «Государстве» и
«Законах» Платона
§ 3.4 Учение Аристотеля о справедливости: проблемы интерпретации
Заключение
Библиография
Список сокращений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Народный суд и афинская демократия2008 год, доктор исторических наук Кудрявцева, Татьяна Владимировна
Древнеиудейское учение о государстве и праве: Источники и принципы2003 год, кандидат юридических наук Калинина, Евгения Валерьевна
Философия русского правосудия: генезис и эволюция идей (IX-XIX вв.)2019 год, доктор философских наук Яшин, Анатолий Николаевич
Ближневосточные теоретические источники раннегреческой философской мысли в западноевропейской историографии рубежа XX-XXI веков2018 год, кандидат наук Жорова Полина Сергеевна
Коммуникативный дискурс справедливости2009 год, кандидат философских наук Слоян, Геворг Гагикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Справедливость и законы в мифопоэтической мысли и философских воззрениях народов Древнего мира: Египет, Вавилония, Греция»
Введение
Актуальность темы исследования
Восстановления, водворения и декларации справедливости и законов и рассуждения о них проходят через всю историю цивилизованных обществ, а исток им - в седой древности. Мифопоэтические воззрения1 на справедливость, выраженную многосложной категорией «маат», являются одним из наиболее заметных аспектов древнеегипетской интеллектуальной культуры. Шумеро-аккадская и ассиро-вавилонская цивилизации в исторической памяти ассоциируются, не в последнюю очередь, с законотворчеством. Вариации земного справедливого суда и божественного правосудия принадлежат к числу главных в эпической поэзии древних греков и не стираются из памяти даже спустя века после падения античной цивилизации, воплощаясь в живописных и скульптурных образах слепой или зрячей богини правосудия. Вторая половина V и весь IV вв. дали немало сохраняющих по сей день актуальность (по крайней мере, вдохновляющих современные дискуссии) философских замыслов и вполне развитых концепций, сосредоточенных на вопросах о законах и справедливости. Знакомство с наследием Древней Греции и «классического» (по обозначению выдающегося египтолога Б.А. Тураева) Востока - прямое или опосредованное сочинениями римских философов и юристов и библейскими текстами - оказало влияние и на западную традицию права. Историческая роль древних воззрений на справедливость и законы, однако, составляет второстепенную причину обращения к ним в современной науке: основная заключена в глубине и незаурядности эти древних плодов размышлений об обществе.
1 Понятие «мифопоэтическая мысль» не имеет строгого определения. Автор термина поясняет его так: «Миф есть поэтическая форма... [которая] провозглашает истину; форма рассуждения... [что] хочет порождать ту истину, которую провозглашает; форма действия, ритуального поведения... [которая] должна провозгласить и выработать поэтическую форму истины» (Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. С. 28-29).
2 Здесь и далее даты (кроме особо оговоренных случаев) относятся к эпохе до нашей эры.
И все же отечественная наука истории учений о праве и государстве знает не много исследований мысли Ближнего Востока и Греции. Помимо нескольких отрадных исключений, о которых мы скажем в специальном разделе настоящего Введения, почти все работы, касающиеся тем закона и справедливости, ограничиваются представлением общих мест (о космическом порядке, законодательных успехах вавилонских царей, чрезвычайной законопослушности Сократа, видах справедливости Аристотеля); затушевывают исторический контекст идей; сосредоточиваются на их «государственно-правовом» измерении; механически повторяют гипотезы и выводы работавших более века тому назад российских правоведов (последнее, впрочем, скорее хорошо, чем плохо: тексты тех правоведов достойны подражания). Между тем, заметный интерес к теоретическому измерению справедливости в современной правоведческой литературе свидетельствует, что ученым-юристам в изучении представлений жителей Древнего мира применение нашлось бы. За рубежом, отметим, хорошим тоном считается наличие юридического образования у приступающих к работе над темами, связанными с древними правом и идеями о праве. В отсутствие такой подготовки исследователи - историки и филологи-классики - консультируются с учеными-юристами1, что, пусть и «катафатически», подтверждает: наше, в рамках правоведения, обращение к тематике Древнего мира не только уместно, но и актуально.
Природу интереса ученых юристов к добродетели справедливости лаконично выразил B.C. Нерсесянц, не только включивший справедливость в знаменитую «триаду», но и дополнивший ее представление чрезвычайно важным моментом: справедливость — «категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная)» . В отличие от понятия «право», в
1 См., напр.: Cartledge Р. et al. Preface // Nomos: Essays in Athenian Law, Politics and Society / ed. by lidem. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1990. P. xiii.
Нерсесянц B.C. Философия права. M.: Инфра-М, Норма, 1997. С. 28. Краткую сводку высказываний советских и российских правоведов о справедливости см. в: Деревесников А.В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект). Кострома: Изд. КГТУ, 2007. С. 13-14.
полном смысле в Греции отсутствовавшего1, понятие «справедливость» проходит красной нитью через всю историю политико-правовой мысли этой цивилизации. Подчеркнем, однако, что заключение о строго «правовой» сущности справедливости основано на прочной связи в учении B.C. Нерсесянца категории справедливости с понятием формального равенства: насколько такая связь интересна и эвристически полезна в контексте оригинальной философии права самого B.C. Нерсесянца, настолько и ограничивает применение его концепции в историко-правовых исследованиях эпох, когда о формальном равенстве и не думали2. Заметное положение занимает категория справедливости и в других направлениях правоведения: так, право, согласно одной из наиболее удачных и уместных в свете целей и задач нашего исследования интерпретаций есть «результат применения правил законной справедливости»3; сама же справедливость «образует фундаментальную понятийную детерминанту» права, что не ведет к догматизму в определении понятия справедливости: напротив, оно признается исторически и ситуационно меняющимся4. Посмотреть порядок изменений на протяжении части истории классического Востока, архаической и классической Греции — актуальное в контексте современной науки намерение.
Степень научной разработанности проблемы
Настоящая работа, как и всякое исследование, связанное с историческим познанием, в конечном итоге сосредотачивается на избранных текстах и «замечательных людях». Не будет большим преувеличением сказать, что о каждой строке созданных в древности текстов и каждом факте из биографий так или иначе прославившихся тогда людей на всех языках мира написаны многие
1 Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. С. 44; Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 18.
Однако см. мнение о пригодности использования этого понятия в отношении древних систем: Мартышин О.В. Справедливость и право // Право и политика. № 12. 2000. С. 6.
3 Графский В.Г. Право как результат применения правила законной справедливости (интегральный подход) // Государство и право. № 12. 2010. С. 12.
4 Его же. Справедливость и право // Труды Института государства и права РАН. № 5. 2012. С. 164 слл.
десятки монографий и статей, обозреть которые практически невозможно. Поэтому ниже мы коснемся только малой, не включающей французские и итальянские работы, части актуальных в разрезе нашей науки исследований.
Заметным интересом европейских мыслителей к политическим и правовым аспектам представлений древних египтян характеризуется XVIII в. -Просвещение. Богословы и мистики (напр., Ж.-Б. Боссюэ, И. ф. Борн) высоко ценили якобы беспримерное уважение египтян к законам и адресовали свои трактаты европейским монархам, советуя принять тысячелетний опыт египетской государственности к сведению. Эти трактаты, однако, были основаны на сочинениях эллинистических и позднеантичных авторов (Диодора Сицилийского, Плутарха, Ямвлиха), а потому утратили всякую надежность после дешифровки в 1822 г. египетского письма, давшей начало науке египтологии. Оказалось, что изложения греками и римлянами египетских истории, обычаев, «философии» и богословия находят очень мало подтверждения в иероглифических текстах. Так что первым серьезным обращением к тематике надо считать брошюру германского египтолога Р. Антеса, сосредоточившегося на драматическом времени «девальвации» идеи справедливости («маат») в пору религиозной реформы Эхнатона1. В дальнейшем западная наука дала не слишком многочисленные, зато весьма яркие и разнообразные плоды — от труда патриарха германской египтологии Я. Ассмана, рассмотревшего маат как «объединительную идею» египетского мира, «владыку и бога, культуру и природу, общество и пространство, справедливость и миропорядок, которые в этом мироздании положительно едины и суть одно и то же»2, до призывающей всех африканцев «творить маат» и, по признанию автора, «использующей язык скорее философии и этики, нежели египтологии» книги М. Каренги - тоже «патриарха», но в другой
1 Anthes R. Die Maat von Echnaton des Amarna. N.Y.: American Oriental Society, 1952.
2 **
Assmann J. Ma'at. Gerechtigkeit u. Unsterblichkeit im Alten Ägypten. München: C.H. Beck, 1990.
S. 54.
3 Karenga M. The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. N.Y. - L.: Routledge, 2004. § 1.3.2 (пагинация в доступном нам экземпляре опущена). С тех же «романтических» позиций описана категория в работе: Obenga Т. Egypt: Ancient History of
области - в современном афроцентризме (об этой идеологической и исследовательской программе мы поговорим ниже). Книга, впрочем, вышла соответствующей критериям рецензируемого научного издания и была опубликована с доброжелательным предисловием самого Я. Ассмана. Нам к тому же известны две попытки сравнения категории маат с категориями древнегреческой мысли: с dike (справедливостью) степень сходства оценивается весьма скромно1, с metis - несколько выше, причем здесь допускается генетическая связь между понятиями, которую авторы, однако, основывают на таком несерьезном критерии, как «созвучие»2. Учитывая, что в российском научном обороте с недавних пор присутствует сжатое, но с большим знанием дела подготовленное историко-философское исследование категории маат , необходимо признать, что в историко-правовой науке дело обстоит совершенно неудовлетворительно. Даже в самом новом и изданном видным историком права компендиуме обсуждение маат на четырех страницах сводится к тому, что маат -«божественный дух разумности и справедливости»4, что, конечно, мало проясняет категорию. То же касается книги казахстанского юриста С.Ф. Ударцева: он не продвигается дальше признания маат «правосудием», «справедливостью», «истиной», «праведностью»5. Авторское видение есть в «Праве и законе» B.C. Нерсесянца, взявшего на себя нелегкий труд первопроходца этой темы в
African Philosophy // A Companion to African Philosophy / ed. K. Wiredu. Maiden etc.: Blackwell, 2004. P. 46-48.
1 Tobin V.A. Marat and Д1КН: Some Comparative Considerations of Egyptian and Greek Thought // Journal of the American Research Center in Egypt. Vol. 24. 1987. P. 121.
2 Faraone C.A., Teeter E. Egyptian Maat and Hesiodic Metis // Mnemosyne. Vol. 57. № 2. 2004. P. 193.
Жданов В.В. Эволюция категории «Маат» в древнеегипетской мысли. М.: Современные тетради, 2006. См. тж.: Его же. Представления о справедливости в контексте предфилософских категорий древнеегипетской культуры // Пространство и время. № 4. 2013. С. 105-110 (на ином материале); Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999. С. 18-22; Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Летний сад, 2000. С. 201-203.
4 Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. С. 378, 380.
5 Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток: Академический курс. СПб.: ИД С.-Петербургского унив., 2007. С. 34.
правоведении1, а лучше всего работает с историографией В.Г. Графский, берущий за отправную точку мнение Я. Ассмана . Разумеется, ограничения объема несущей просветительскую задачу книги не дают ученому представить свою позицию развернуто.
Что до Древнего Междуречья, то, как подчеркивает В.Г. Графский, «при выяснении специфики этих [древнеближневосточных — Б.Ч.] идей и учреждений наиболее существенным представляется вопрос о способах социального дисциплинирования»3. Поэтому серьезные трудности в оценке представлений жителей Вавилонии о законе и справедливости науке создает важное, но, как правило, игнорируемое в отечественной историко-правовой литературе обстоятельство: западная историография со ставшей классической среди ассирологов статьи Б. Ландсбергера крайне низко оценивает вероятность использования Законов Хаммурапи и других подобных сводов в юридической практике4. Об основаниях этого взгляда мы поговорим в специальном разделе диссертации. Вместе с тем, видные отечественные ассирологи, обращавшиеся к проблеме, поддержали консервативную традицию о практическом применении положений Законов5. Вслед за ними взгляд утвердился и в историко-правовой литературе6. Так же считают некоторые зарубежные ученые, имеющие
п
юридическую подготовку . Что до историографии распространенных в Вавилонии
1 Нерсесянц B.C. Право и закон: из истории правовых и политических учений. М.: Наука, 1983. С. 10-16.
2 Графский В.Г. История политических и правовых учений. 3-е изд. М.: Норма, 2009. С. 73-74.
3 Его же. Власть законов: история идеи и современность // Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. B.C. Нерсесянца. М.: УРСС, 2000. С. 41.
4 Landsberger В. Die babylonischen Termini f. Gesetz u. Recht // Symbolae ad iura orientis antiqui pertinentes P. Koschaker Dedicatae / ed. J. Friedrich et al. Leiden: Brill, 1939. S. 226-227.
5 Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. И.М. Дьяконова // ВДИ. № 3. 1952. С. 202; Якобсон В.А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии. Автореферат диссертации... докт. ист. наук: 07.00.09. Л., 1988. С. 39.
6 См., напр.: Жидков O.A. История государства и права Древнего Востока. M.: б.и., 1963. С. 4167; Кучма В.В. Государство и право стран Древнего Востока. Волгоград: Изд. ВолГУ, 1998. С. 67-69; Ударцев С.Ф. Указ. соч. С. 121-124 (хотя здесь оговорена и идеологическая функция).
7 Не так давно предпринял остроумную попытку реконструкции шумерского и вавилонского права на основе сводов американский юрист Р. Ферстиг; от использования материалов частных
представлений о справедливости, то здесь в нашей историографии следует выделить диссертацию московского историка А. Д. Никитиной1 и ряд опубликованных по ее материалам статей, на которые мы будем ссылаться впоследствии.
Судьба древнегреческих представлений о справедливости и законе довольно счастливая. Философские сочинения и схолии к ним, речи античных ораторов, лирика, драма, древняя историография и доксография — все это содержит значительные сведения об интеллектуальной жизни греческого общества, издавна занимавшие европейских ученых.
Хотя в XIX - начале XX вв. значительная часть ученых оставалась верна строгой позитивисткой методологии, а сосредоточенные на историко-правовых проблемах исследователи охотно подписались бы под словами М.Н. Капустина о том, что «содержанием истории права служит постоянное прогрессивное видоизменение юридических институтов и тех актов законодательной деятельности... в которых эти институты получили свое окончательное выражение» , в то время появилось несколько фундаментальных трудов, предвосхищенных утверждением Н. Фюстеля-де-Куланжа: «история Греции и Рима есть свидетельство и пример тесной связи, существующей всегда между понятиями человеческого ума и социальным бытом народов»3. Основополагающей считается работа филолога-классика Р. Хирцеля, на основе греческой эпической литературы рассмотревшего оформление права из обычного в писаное и охарактеризовавшего особенности категоризации справедливости на
актов он отказывается, ссылаясь на трудность их понимания (см.: VerSteeg R. Early Mesopotamian Law. Durham (NC): Carolina Academic Press, 2000. P. 7-9). Резюме различных старых и актуальных воззрений на место законодательных сводов в политико-правовой жизни Древней Месопотамии и сопутствующей им аргументации см. в: Claassens S.J. The So-Called "Mesopotamian Law Codes". What is in a Name? // Journal for Semitics. Vol. 19. № 2. 2010. P. 465470.
1 Никитина А.Д. Правовая культура Ашшура и Вавилонии в первой половине II тысячелетия до н.э. Диссертация... докт. ист. наук: 07.00.03. М., 2013. С. 269-291.
Капустин М.Г. История права. Ч. I. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1872. С. 3.
3 Фюстель-де-Куланж Н.Д. Древняя гражданская община. Исследование о культе, праве, учреждениях Греции и Рима. М.: Тов. И.Н. Кушнерев и К°, 1895. С. 2. (фр. изд. - 1864).
обоих этапах. Этот труд недолго оставался единственным1. За основу книгу Хирцеля взял начинающий тогда филолог В. Эренберг, проследивший генеалогию греческого представления о themis («обычае») начиная с самых удаленных этапов развития античного мировоззрения, в особенности религиозного . К той же традиции принадлежит книга английского юриста Дж. Джонса3. Она ценна широтой подхода (обзор выходит далеко за пределы афинского полиса), но в первых четырех разделах, посвященных категориальному аппарату правовой мысли, повторяет предшествующие работы. Особо следует отметить выход в это время фундаментальных критических исследований первоисточников. Так, попытку анализа аллюзий государственно-правовых древностей во взглядах Аристотеля предпринял М. Поленц4. Иным путем чуть ранее пошел крупнейший германский филолог Виламовиц, в двухтомном труде изучивший вопрос, насколько верно «Афинская полития» Аристотеля отражает быт греческого полиса5.
Вторая половина XX в. отмечена методологическим сдвигом в социо-гуманитарном знании. С влиянием общеисторической школы «Анналов» связан переход во всем комплексе исторических дисциплин, включая исторические разделы правоведения, от предметного монизма (т.е. от исследования одних лишь юридических феноменов-институтов) к изучению правовых явлений и идей в их внутреннем единстве. По словам виднейшего представителя школы, М. Блока, «право... это формальная оболочка реальностей слишком разнообразных, чтобы быть удобным объектом для изолированного изучения»6; иными словами, исследование права потребовало включения в свой объект и его
1 Hirzel R. Themis, Dike u. Verwandtes. Ein Beitrag zur Geschichte der griechische Rechtsidee. Lpz.: S. Hirzel, 1907. Тема отчасти охвачена В. Йегером в книге 1936 г. (рус. пер.: Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. I. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1997. С. 138-151).
Ehrenberg V. Die Rechtsidee im frühen Griechentum. Untersuchungen zur Geschichte der werdenden Polis. Lpz.: S. Hirzel, 1921.
3 Jones J. W. The Law and Legal Theory of the Greeks: An Introduction. Oxf.: Clarendon Press, 1956.
4 Pohlenz M. Staatsgedanke u. Staatslehre der Griechen. Lpz.: Vaderhoeck & Ruprecht, 1923.
5 Wilamowitz-Moellendorf U. v. Aristoteles u. Athen. Bd. I-II. В.: A. Weidmann, 1893.
6 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 84-85.
социокультурного контекста, и сопутствующей интеллектуальной традиции. Становление наук социологии права и политологии и их ориентация на исследования динамики общественной жизни способствовали фокусированию внимания ученых юристов на «внеинституциональных» процессах, предпосылках и следствиях правовых явлений, на таком сложном предмете, как правосознание. В свете популяризации междисциплинарных подходов историческое изучение правовых идей во второй половине XX в. не могло отличаться единообразием. Начавшись шеститомником Э. Вольфа1, представившим отражение этих идей во всех областях античной культуры, оно затем разделилось на два наиболее характерных равновесных подхода. Первого придерживаются в основном работающие в континентальной Европе исследователи, занимающиеся формально-юридическим изучением античных материального и процессуального права, «догматики» и государственного устройства2. Второй подход развивается англо-американскими учеными, предпочитающими описание сущности греческого права и его взаимосвязей с античными политикой, культурой и философскими опытами3. Находятся сторонники последнего и в России: так, например, представление о малоуважительном отношении к законам со стороны афинских аристократов, проявлявшемся в работе подконтрольных аристократам судов, с недавних пор получило распространение в отечественной историографии4.
1 WolfE. Griechisches Rechtsdenken. Bd. 1-6. Frankfurt a.M.: V. Klostermann, 1950-1970.
См.: Wolff H.-J. Beiträge zur Rechtsgeschichte Altgriechenlands u. des hellenistisch-römischen Ägypten. Weimar: H. Böhlaus Nachf., 1961; Ruschenbusch E. Untersuchungen zur Geschichte des athenischen Strafrechts. Köln etc.: H. Böhlaus Nachf., 1968 и др.
3 Приведем всего несколько характерных примеров: Farenga V. Citizen and Self in Ancient Greece. Individuals Performing Justice and the Law. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2006; Greek Law in its Political Setting. Justifications Not Justice / eds. L. Foxhall, A.D.E. Lewis. Oxf.: Clarendon Press, 1996; Ostwald M. From Popular Sovereignty to the Sovereignty of Law. Law, Society, and Politics in Fifth-Century Athens. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 1987.
4 См., напр.: Суриков И.Е. О некоторых особенностях правосознания афинян классической эпохи // ДП. № 2(5). 1999. С. 34-41; Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб.: Алетейя, 2008. С. 392-424.
Современной историографической ситуации вряд ли возможно дать однозначную оценку. Применительно к греческому термину dike, обычно переводимому как «справедливость», по замечанию российского историка философии Д.В. Бугая, обсуждение «идет в рамках дискуссии, крайние точки в которой представляют позиции Михаэля Гагарина и Хьюго Ллойд-Джонса». Первый отождествляет справедливость с «мирной судебной процедурой и исключает возможность иного, метафизического или нравственного значения», для второго речь идет о космическом порядке1. Представляется, однако, что оппозицию филологическому труду Ллойд-Джонса составляет не только сочинение Гагарина, которое, кстати, следует рассматривать в связи с идеями Э. Хейвлока (он одновременно с Гагариным взялся доказывать, что dike в греческом эпосе является «процедурой, а не принципом или набором принципов» ). Любопытную позицию здесь выражает итальянский юрист Э. Паттаро, вовсе изгоняющий из семантики dike категорию «справедливость», даже связанную с
л
процедурой, и считающий возможным переводить слово как «right» . Д.В. Бугай, между тем, делает однозначный выбор в пользу трактовки Ллойд-Джонса и проводит ее в работах - цикле статей по правовому мышлению древних греков и их представлению о справедливости. Опубликование этих статей не лишает актуальности наше изыскание: исследования историков философии имеют идеографические задачи и описывают взгляды архаических поэтов, тогда как нас их персоналии интересуют в аспекте презентации реалий раннего греческого общежития и отражения наиболее существенных установок мифопоэтической
1 Бугай Д.В. Категория ôîkt| в ранней греческой мысли (Гомер и Гесиод) // Культура и форма: к 60-летию A.JI. Доброхотова / под ред. А.И. Болдырева. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. С. 12-13. Соответствующие работы Гагарина и Ллойд Джонса: Gagarin M. Early Greek Law. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 1986; Lloyd-Jones H. The Justice of Zeus. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 1971. С внесудебным разрешением конфликтов связывается понятие dike и в недавней диссертации: Логинов A.B. Возмездие в гомеровском эпосе. Диссертация... канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2013.
2 Havelock Е.А. The Greek Concept of Justice. From Its Shadow in Homer to Its Substance in Plato. Cambr. (Mass.): Harvard Univ. Press, 1978. P. 137.
3 Pattaro E. What is Right in Homeric Epic // Idem. The Law and the Right: A Reappraisal of the Reality that Ought to Be. B. etc: Springer, 2005. P. 275.
мысли. То же можно сказать и о воззрениях попавших в фокус поэтов классической эпохи: комедии и трагедии - памятник правопонимания греков1. Такой подход к использованию первоисточников при обсуждении справедливости и законов становится популярен и в зарубежной историографии .
Исследования, посвященные представлениям о справедливости и законах в греческой философии высокой классики (IV в. до н.э.), можно разделить на две группы.
В первой высвечивается идеографический аспект темы. Многие работы этой категории о софистах, Сократе будут упомянуты в дальнейшем изложении, и на них не следует останавливаться здесь подробно. Заметим, однако, что самой новой работой о политической философии «Государства» Платона, вышедшей на русском языке, стала книга московского философа A.A. Глухова. Вернее, о Платоне лишь одна глава из четырех; еще одна уделена политико-правовому измерению классической Греции в целом. О справедливости Платона автор говорит, связывая ее с теорией идей и психологией3. Представляется, что к достоинствам книги следует отнести не только ее историко-философскую составляющую4, но и авторские интерпретации платоновских диалогов через призму того философского модернизма, который теперь именуют «постнеклассическим»: от хайдеггеровского до следующего М. Фуко. Говоря о
1 Среди работ, чьи авторы опираются и на «художественную» литературу различных исторических этапов, следует упомянуть: Суриков И.Е. Указ. соч.; Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. JL: Изд. Ленинградского унив., 1991. С. 143147; Keccudu Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003
[1972]. С. 147; Кудрявцева ТВ. Указ. соч. Проблему справедливости, между тем, совершенно обошел в своей книге с многообещающим названием «Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса)» (М.: Альфа-М, 2013) Р.Г. Апресян. Kennedy R.F. Athena's Justice. Athena, Athens and the Concept of Justice in Greek Tragedy. N.Y.: Peter Lang, 2009; Almeida J.A. Justice as an Aspect of the Polis Idea in Solon's Political Poems. Leiden etc.: Brill, 2003; Wohl V. Juridical Discourse in Athenian Forensic Oratory. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2010.
3 Глухое A.A. Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. М.: ИД ВШЭ, 2014. С. 360-363.
4 Весьма искусно, например, исследование «логического скелета» рассуждений о справедливости в кн. 1 и 2 «Государства» (Там же. С. 309-335).
«Законах», нельзя не отметить, что восприятие политической концепции, предложенной в диалоге, обычно опосредуется двумя обстоятельствами. Во-первых, существованием стереотипа, начало которому положил Аристотель. Он сообщает, что «большая часть сочинения „Законы" посвящена законам» (Pol. 1265al, пер. С.А. Жебелева). Как следствие, лишь на периферии исследовательского взгляда остается ряд вопросов этики, философии права, теории наказания, затрагиваемых в тексте, а суровое и даже беспощадно-пугающее содержание законов города Магнесии, наоборот, попадает в фокус. Во-вторых, из слов Афинянина, «протагониста» диалога, «мы строим государство лишь второе по сравнению с наилучшим», тогда как лучшим является то, где тщательно блюдут «древнее изречение, гласящее, что у друзей взаправду все общее» (739а-с, пер. А.Н. Егунова) нередко решается, что лучшее-то было описано в «Государстве». Это порождает скептическое и в чем-то небрежное отношение к Магнесии «Законов» - она интерпретируется как компромисс, политическое тело, в совершенстве и соответствии платоновским идеалам уступающее Каллиполю «Государства»: малочисленность опубликованных до 1990-х гг. исследований «Законов» констатирует К. Бобонич1. Что до такой благодатной темы, как теория справедливости Аристотеля, то она, конечно, привлекала многие десятки исследователей . Самая ранняя монография вышла в середине XIX в. Автор, взгляды которого можно отнести к условному младогегельянскому направлению, доказывал синкретизм учения Аристотеля о справедливости к софистам и Сократу. Острая проблема, касающаяся аристотелевского представления о справедливости, вызвана отсутствием в аристотелевском корпусе критериев для однозначного размежевания
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Политическая логика Платона. Интерпретация "Государства"2012 год, кандидат наук Глухов, Алексей Анатольевич
Государственно-правовое учение иудаизма. Ветхозаветная и талмудическая концепция2012 год, доктор юридических наук Калинина, Евгения Валерьевна
Эволюция категории "Маат" в древнеегипетской мысли2002 год, кандидат философских наук Жданов, Владимир Владимирович
Платоновская концепция справедливости и ее исторические предпосылки2019 год, доктор наук Бугай Дмитрий Владимирович
Античная философия и политическое развитие Греции в период раннего эллинизма2019 год, кандидат наук Бровкин Владимир Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чалаби Башир Фахедович, 2014 год
Библиография
Переводы источников
I .Андокид. Речи, или история святотатцев (с приложением параллельных
свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н.э.) / пер. и комм. Э.Д. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996.
2. Антифонт. Третья тетралогия / пер. С.П. Кондратьева // Греческая литература в
избранных переводах / сост. В.О. Нилендер. М.: Советский писатель, 1939. С. 431-437.
3. Античные гимны / сост. и общ. ред. A.A. Тахо-Годи. М.: Изд. Моск. унив., 1988.
4. Аристотель. Евдемова этика / изд. М.А. Солоповой. М.: ИФ РАН, 2005.
5. Аристотель. История животных / под ред. Б.А. Старостина. М.: Изд. РГТУ,
1996.
6. Аристотель. Соч. в 4-х тт. / отв. ред. В.Ф. Асмус и др. М.: Мысль, 1976-1983.
7. Аристотель. О частях животных / вступ. ст. и прим. В.П. Карпова. М.:
Биомедгиз, 1937.
8. Аристотель. Риторика // Античные риторики / под общ. ред. A.A. Тахо-Годи.
М.: Изд. Моск. унив., 1978. С. 15-164. 9 .Аристофан. Комедии / пер. Адр. Пиотровского, изд. M.J1. Гаспарова. М.: Наука, 2000.
Ю.Аристофан. Комедии. Фрагменты / изд. В.Н. Ярхо. М.: Ладомир, 2000.
II .Ассиро-вавилонский эпос / пер. В.К. Шилейко, изд. В.В. Емельянова. СПб.: Наука, 2007.
12.Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М.: б.и., 1914.
13.Геродот. История в 9-ти кн. / общ. ред. С.Л. Утченко. Л.: Наука, 1972.
\ А.Гомер. Илиада. Одиссея / сост. A.A. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1987.
\5.Демосфен. Речи: в 3-х тт. / отв. ред. Е.С. Голубцова и др. М.: Изд. «Памятники
исторической мысли», 1994-1996. 16.Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / пер. и коммент. И.М. Дьяконова // ВДИ. № 3. 1952. С. 225-305.
17.Законы Хаммурапи / пер. и комм. В.А. Якобсона // История Древнего Востока: тексты и документы / под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. С. 167-190.
18.Исей. I. По делу о наследстве Клеонима // Исей. Речи / пер. Г.А. Тарояна // ВДИ. № 1.2013. С. 246-251.
19.Исократ. Малые аттические ораторы. Речи, письма / под общ. ред. Э.Д. Фролова. М.: Ладомир, 2013.
20.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993.
21.Древнеегипетская книга мертвых / пер. и комм. М.А. Чегодаева // Вопросы истории. № 7. 1994. С. 153-163; № 8. 1994. С. 141-151.
22.Папирус Бремнер-Ринд - памятник древнеегипетской теокосмогонии / пер. и комм. В.В. Жданова // Вестник РУДН. Сер.: «Философия». № 2. 2007. С. 75-79.
23.Платон. Собр. соч. в 4 тт. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 19901994.
24.Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х тт. / изд. С.П. Маркиша, С.И. Соболевского. T. I - М.: Изд. АН СССР, 1961, T. II - 1963, Т. III - M.: Наука, 1964.
25.Софисты. Вып. 2 / сост. А.О. Маковельский. Баку: Изд. НКП АзССР, 1941.
26.Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I / отв. ред. И.Д. Рожанский, изд. A.B. Лебедева. М.: Наука, 1989.
27.Фукидид. История / сост. A.A. Стратановский. Л.: Наука, 1981.
28.Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э. Эпос, элегия, ямбы, мелика / отв. ред. М.Л.
Гаспаров. М.: Ладомир, 1999. 29.Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / изд. И.М. Дьяконова. Л.: Наука, 1961.
30.Ancient Greek Laws: A Sourcebook / ed. I. Arnaoutoglou. L. - N.Y.: Routledge, 1998.
31.Antiphon & Andocides / eds. and transi. M. Gagarin & M. MacDowell. Austin: Univ. of Texas Press, 1988.
32.1saeus / transi., introd. by M. Edwards. Austin: Univ. of Texas Press, 2007.
33.Legal Speeches of Democratic Athens: Sources for Athenian History / eds., transí. Wolpert A., Kapparis K. Indianapolis etc.: Hackett Publishing, 2011.
34.Roth M.T. Law Collections from Mesopotamia and Asia Minor. 2nd ed. / contr. H.A. Hoffner, ed. P. Michalowski. Atlanta: Scholars Press, 1997.
35.Stanton G.R. Athenian Politics c. 800-500 ВС: A Sourcebook. L.: Routledge, 1990.
36.The Eudemian Ethics of Aristotle / transí, and notes by P.L.P. Simpson. New Brunswick: Transaction Publ., 2013.
Источники
37.Antiphontis orationes et fragmenta / post. F. Blass, ed. Th. Thalheim. Stutgardiae: Tevbner, 1914.
38.Aristotle's Ethica Nicomachea / ed. J. Bywater. Oxf.: Clarendon Press, 1894. Ъ9.Виск A., de. The Egyptian Coffin Texts. Vol. II. Chicago: Univ. of Chicago Press,
1938.
40.Diets H., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. Bd. 1, 9. Aufl. В.: Weidmann, 1960.
41 .Kirk G.S., Raven J.E. The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1971.
42.Noussia-Fantuzzi M. Solon the Athenian, the Poetic Fragments. Leiden etc.: Brill, 2010
43.Poetae epici Graeci Testimonia et fragmenta / ed. A. Bernabé. P. II. Fase. I-II. Monachii-Lipsiae: K.G. Saur, 2004-2005.
44.Sethe К Die altaegyptischen Pyramidetexte. Bd. 1. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1908. AS.Sommerstein A.H. The Decree of Syrakosios // CQ. Vol. 36. № 1. 1986. P. 101-108. Монографии и статьи
46 .Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). JL: Изд.
Ленинградск. унив., 1976. А1.Апрелева В.А. Сакральные аспекты закона и власти в Античной Греции.
Курган, Нижневартовск: Пайдея, 2007. 48.Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса). М.: Альфа-М, 2013.
49.АрендтХ. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000.
50.Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999.
51. Астапова O.P. Царь и царство в Древнем Египте (к проблеме религиозных коннотаций) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 4. 2008. С. 5-17.
52.Батиев JI.B. Эволюция правопонимания от античности до Нового времени. М.: Юрлитинформ, 2014.
53.Белъкович Р.Ю. Существует ли обязанность подчиняться закону? // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 4. 2011. С. 33-51.
54.Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.: Наука, 1966.
55.Берлев ОД. Общественные отношения в Египте эпохи Старого царства. М.: Наука, 1978.
56.Блаватская Т.В. К вопросу об источниках по судебным реалиям афинской демократии // Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения / отв. ред. JI.C. Чиколини. М.: Наука, 1988. С. 72-76.
51.Боннар А. Греческая цивилизация. T. I: От Илиады до Парфенона. М.: Искусство, 1992.
58.Бугай Д.В. Категория 6íkt| в ранней греческой мысли (Гомер и Гесиод) // Культура и форма: к 60-летию A.J1. Доброхотова. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2010. С.11-41.
59.Бугай Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Dike у ранних элегиков //ВФ. № 1. 2012. С. 79-88.
60.Бугай Д.В. «Справедливость» в платоновских диалогах: «Апология Сократа» и «Критон» //ВФ. № 1. 2013. С. 123-134.
61 .Бузескул В.П. Античность и современность: современные темы в античной Греции. СПб: Тип. М.М. Стасюлевича, 1913.
Ы.Булгаков В.В. Концепция справедливости в праве. Диссертация... канд. юрид. наук: 12.00.01. Тамбов, 2001.
63.Васильева T.B. Поэтика античной философии. М.: Академический проект; Трикста, 2008.
64.Вассоевич A.JI. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Алетейя, 1998.
65 .Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука,
1986.
66 .Влит. Э.Ч.Л. ван дер. Полис: проблема государственности // Раннее государство, его альтернативы и аналоги: сборник статей / под ред. JI.E. Гринина и др. Волгоград: Учитель, 2006. С. 387-412.
67.Волкова C.B. Древнегреческий полис: идеи, реальность (V-IV вв. до н.э.). Диссертация... канд. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 1998.
68 .Глухое A.A. Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. М.: ИД ВШЭ, 2014.
69 .Графский В.Г. Государство и технократия (историко-критическое исследование). М.: Наука, 1981.
Ю.Графский В.Г. Власть законов: история идеи и современность // Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. B.C. Нерсесянца. М.: УРСС, 2000. С. 31-95. 71 .Графский В.Г. Право как результат применения правила законной справедливости (интегральный подход) // Государство и право. № 12. 2010. С. 5-13.
И.Графский В.Г. Справедливость и право // Труды Института государства и права
РАН. №5. 2012. С. 163-174. 73.Гусейнов A.A. Античная этика. 2-е изд. М.: КД «ЛИБРОКОМ», 2011. 1 А.Гусейнов Г. Ч. Мифологемы судьбы и правды у Эсхила // Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени и судьбе. М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 523-548. ПЪ.Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л.: Изд. Ленинградского унив., 1989.
7 б.Демидчик А.Е. Безымянная пирамида: государственная доктрина древнеегипетской гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005.
77 .Деревесников A.B. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект). Кострома: Изд. КГТУ, 2007.
1%.Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. M.-JL: Наука, 1965.
19Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000.
80.Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.
81.Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб.: Азбука-классика, 2003.
82.Жданов В.В. Эволюция категории «Маат» в древнеегипетской мысли. М.: Современные тетради, 2006.
83 .Жданов В.В. Представления о справедливости в контексте предфилософских категорий древнеегипетской культуры // Пространство и время. № 4. 2013. С. 105-110.
84.Зиновина М.А. Теория права Аристотеля и греческое право IV в. до н.э. Диссертация... канд. ист. наук: 07.00.03. М., 1992.
85.Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М.: Юристъ, 2006.
86.Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. I-II. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1997, 2001.
87 .Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М.: Изд. Моск. гум. унив., 2011.
88.Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М.: ИВИ РАН, 2003.
89.Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород: Изд. НовГУ, 2004.
90.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003.
91 .Кессиди Ф.Х. Гераклит. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2004.
92.Кечекъян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л.: Наука, 1947.
93.Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983.
94.Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Летний сад, 2000.
95.Коршунков В.А. Эсхил и Ареопаг // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. Вып. 2. № 9. 1989. С. 95-98.
96.Кофанов JI.JT. Древнегреческое право и законы XII Таблиц: проблема заимствований и влияния // ДП. № 1. (9). 2002. С. 38-50
91 .Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб.: Алетейя, 2008.
98.Кузнецов К.А. Основные моменты в истории д.-греческой философии права. Одесса: Изд. A.A. Ивасенко, 1918.
99.Ленская B.C. Аристократический этос в Афинах VII-V вв. до н.э. Автореферат диссертации... канд. ист. наук: 07.00.03. М., 1996.
100. Логинов A.B. Возмездие в гомеровском эпосе. Диссертация... канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2013.
101. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8-ми тт. М.: ACT, 2000.
102. Луковская Д.И. Политическое учение Гераклита // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы / отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Hill АН СССР, 1982. С. 10-17.
103. Луковская Д.И. Философия и политика: взаимосвязь теории и практики (Древняя Греция) // Из истории развития политико-правовых идей. М.: ИГП АН СССР, 1984. С. 14-22.
104. Луковская Д.И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции // История государства и права. № 11. 2008. С. 25-29.
105. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI-X веков до н.э. Л.: Изд. Ленингр. Эрмитажа, 1960.
106. Лурье С.Я. Антифонт — творец древнейшей анархической системы. М.: Голос труда, 1925.
107. Львов A.B. Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях (Аристотель, Цицерон). Диссертация... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2000.
108. Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. М.: Норма, 2012.
109. Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М.: Норма, 2013.
110. Мартышин О.В. Справедливость и право // Право и политика. № 12. 2000. С. 4-15.
111. Наймушина Л.П. Влияние справедливости на законодательство в истории политико-правовой мысли // Бизнес в законе. № 4. 2010. С. 23-27.
112. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.
113. Нерсесянц В. С. Право и закон: из истории правовых и политических учений. М.: Наука, 1983.
114. Никитина А.Д. Юридические термины misärum и andurärum: сходства, различия и их роль в развитии права на древнем Востоке конца III - середины II тыс. до н.э. // История государства и права. № 5. 2011. С. 126-131.
115. Никитина АД. Правовая культура северной Месопотамии в доимперский период. М: МИЭП, 2012.
116. Никитина АД. Правовая культура Ашшура и Вавилонии в первой половине II тысячелетия до н.э. Диссертация... докт. ист. наук: 07.00.03. М., 2013.
117. Никитюк Е.В. Процессы по обвинению в религиозном нечестии (aosßeia) в Афинах в последней четверти V в. до н.э. (к проблеме полисной идеологии). Диссертация... канд. ист. наук: 07.00.03. СПб., 1999.
118. Нильссон М.П. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 1998.
119. Ост Ф. Право в зеркале литературы // Право и литература. Материалы восьмых философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца / отв. ред. В.Г. Графский. М.: Норма, 2014. С. 229-251.
120. Павлова СВ., Фролов В.В. Учения о законности, праве и государстве в странах Древнего Востока и античного мира. СПб.: Лемма, 2008.
121. Пальцева Л.А. Коллегия эфетов в архаических Афинах // История. Мир прошлого в его современном освещении. Сб. научных статей к 75-летию со дня
рождения проф. Э.Д. Фролова / ред. А.Ю. Дворниченко. СПб.: Изд. С.-Петербургского унив., 2008. С. 115-124.
122. Перфильев В.В. Правовые взгляды Гераклита в свете полисной системы организации греческого общества // Вопросы политической организации рабовладельческого и феодального общества. Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. З.М. Черниловский и др. Свердловск: СЮИ, 1984. С. 40-50.
123. Платон (Игумнов), арх. Концепция справедливости в античном и европейском сознании // Вестник славянских культур. Т. 2. № 16. 2010. С. 7-18.
124. Прокофьев A.B. Воздавать каждому должное... Введение в теорию справедливости. М.: Альфа-М, 2013.
125. Разумович H.H. Политическая и правовая культура: идеи и институты Древней Греции. М.: Наука, 1989.
126. Редкий П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. В 7-ми тт. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1889-1891.
127. Ромашов P.A. Античный полис как форма социального устройства и государственного управления // Правоведение. № 2. 1999. С. 29-33.
128. Сахненко JI.A. Клеон против Аристофана // Норция. Вып. 4. Воронеж: Изд. Воронежского колледжа «Номос», 2004. С. 154-161.
129. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). СПб.: Изд. С.-Петербургского унив., 2008.
130. Суриков И.Е. О некоторых особенностях правосознания афинян классической эпохи // ДП. № 2(5). 1999. С. 34-41.
131. Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: Языки славянской культуры, 2004.
132. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. М.: Зерцало-М, 2011.
133. Трикоз E.H. Становление системы источников права в Древних Афинах // Правоведение. № 4. 2007. С. 196-207.
134. Трубецкой E.H. История философии права (древней). К.: Тов. «Печатня С.П. Яковлева», 1899.
135. Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток: Академический курс. СПб.: ИД С.-Петербургского унив., 2007.
136. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. М: Наука, 1984.
137. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л.: Изд. Ленинградского унив., 1991.
138. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб.: ИД С.-Петербургского унив., 2004.
139. Фюстель-де-Куланж НД. Древняя гражданская община. Исследование о культе, праве, учреждениях Греции и Рима. М.: Тов. И. Кушнерева и К0, 1895.
140. Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли М.: УРСС, 2009.
141. Хеффе О. Справедливость: Философское введение. М.: Праксис, 2007.
142. Чалаби Б.Ф. Dike и закон в сочинениях Антифонта Рамнунтского // Труды Института государства и права РАН. № 2. 2013. С. 92-104.
143. Чалаби Б.Ф. Благозаконие и справедливость в элегиях Солона // Труды Института государства и права РАН. № 5. 2013. С. 179—187.
144. Чалаби Б.Ф. Восьмые философско-правовые чтения памяти акад. B.C. Нерсесянца «Право и литература» // Право и политика. № 1. 2014. С. 98-118.
145. Чалаби Б.Ф. Законы и справедливость в сократических сочинениях Ксенофонта и Платона // Право и государство: теория и практика. № 5. 2014. С. 60-65.
146. Чанышев А.Н. Аристотель. 2-е изд. М.: Мысль, 1987.
147. Черняховская О.М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник - 2007 / отв. ред. О.В. Голова. М.: Наука, 2008. С. 5-30.
148. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии. Автореферат диссертации... докт. ист. наук: 07.00.09. Л., 1988.
149. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. СПб.: Изд. РХГА, 2006.
150. Шишко Е.П. Образ правителя в политической литературе позднеклассической Греции (к становлению монархической идеи). Автореферат диссертации... канд. ист. наук: 07.00.03. СПб., 2003.
151. Ярхо В.Н. Кровная месть и божественное возмездие в «Орестее» Эсхила // ВДИ. № 4. 1968. С. 56-69.
152. A History of Ancient Near Eastern Law / ed. R. Westbrook. Leiden: Brill, 2003.
153. A History of the Philosophy of Law from the Ancient Greeks to the Scholastics / ed. F.D. Miller, Jr. Dorndrecht: Springer, 2007.
154. Allen R.A. The Mutilation of Herms: A Study in Athenian Politics. Dissertation: Thesis (PhD). Cincinnati: Univ. of Cincinnati, 1951.
155. Almeida J.A. Justice as an Aspect of the Polis Idea in Solon's Political Poems: a Reading of the Fragments in Light of the Researches of New Classical Archaeology. Leiden etc.: Brill, 2003.
156. Anderson W. Man's Quest for Political Knowledge: The Study and Teaching of Politics in Ancient Times. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1964.
157. Annas J. Platonic Ethics, Old and New. Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1999.
158. Aristotle and the Philosophy of Law: Theory, Practice and Justice / eds. L. Huppes-Cluysenaer, N.M.M.S. Coelho. Dorndrecht etc.: Springer, 2013.
159. Aristotle's "Nicomachean Ethics" / ed. O. Höffe. Leiden - Boston: Brill, 2010.
160. Aristotle's Nicomachean Ethics: A Critical Guide / ed. J. Miller. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2011.
161. Assmann J. Ma'at. Gerechtigkeit u. Unsterblichkeit im Alten Ägypten. München: C.H. Beck, 1990.
162. Assmann J. When Justice Fails: Jurisdiction and Imprecation in Ancient Egypt and the Near East // JEA. Vol. 78. 1992. P. 149-162.
163. Assmann J. Conversion, Piety and Loyalism in Ancient Egypt // Transformations of the Inner Self in Ancient Religions / eds. idem, G.G. Stroumsa. Leiden: Brill, 1999. P. 31-44.
164. Aubenque P. Would Aristotle be a Communitarian? // The Bloomsbury Companion to Aristotle / ed. C. Baracchi. L. etc: Bloomsbury, 2014. P. 338-347.
165. Balot R.K Greed and Injustice in Classical Athens. Princeton - Oxf.: Princeton Univ. Press, 2001.
166. Balot R.K. Greek Political Thought. Maiden etc.: Blackwell Publishing, 2006.
167. Barker E. Greek Political Theory. Plato and his Predecessors. 3rd ed. L.: Methuen & Co. ltd., 1947.
168. Beever A. Forgotten Justice: Forms of Justice in the History of Legal and Political Theory. Oxf: Oxf. Univ. Press, 2013.
169. Bernabé A., San Cristóbal A.I.J. Instructions for the Netherworld: The Orphic Gold Tablets. Leiden: Brill, 2008.
170. Bemal M. Phoenician Politics and Egyptian Justice in Ancient Greece // Anfänge politischen Denkens in der Antike: Die nah-östlichen Kulturen u. die Griechen / ed. K. Raaflaub. Munich: R. Oldenburg, 1993. P. 241-261.
171. Bonner R., Smith G. The Administration of Justice from Homer to Aristotle. Vol. I. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1930.
172. Bottéro J. Mesopotamia: Writing, Reasoning, and the Gods. Chicago - L.: Univ. of Chicago Press, 1992.
173. Braun M. Die „Eumeniden" des Aischylos u. der Areopag. Tübingen: Narr, 1998.
174. Breasted J.H. The Dawn of Conscience. N.Y.: C. Screabner's Sons, 1944.
175. Buddensieck F. Die Theorie des Glücks in Aristoteles' Eudemischer Ethik. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1999.
176. Burger R. Aristotle's Dialogue with Socrates: On the Nicomachean Ethics. Chicago - L.: Univ. of Chicago Press, 2008.
177. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.): Harvard Univ. Press, 1972.
178. Burkert W. Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. Cambr. (Mass.): Harvard Univ. Press, 2004.
179. Bücher F. Die Polis braucht ihre Poeten - Aischylos' „Eumeniden" u. die Reformen des Ephialtes II Hermes. Bd. 136. H. 3. 2008. S. 255-274.
180. Cartledge P. Ancient Greek Political Thought in Practice. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2009.
181. Claassens S.J. The So-Called "Mesopotamian Law Codes". What is in a Name? // Journal for Semitics. Vol. 19. № 2. 2010. P. 461-478.
182. Cohen D. Law, Violence and Community in Classical Athens. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1995.
183. Conover K. Bribery in Classical Athens. Dissertation: Thesis (PhD). Princeton: Princeton Univ., 2010.
184. Cordero R.A. Aristotle and Fair Deals // Journal of Business Ethics. Vol. 7. № 9. 1988. P. 681-690.
185. Curzer H.J. Aristotle's Account of Virtue of Justice // Apeiron. Vol. 28. № 3. 1995. P. 207-238.
186. Dickie M. W. Dike as a Moral Term in Homer and Hesiod // CIPh. Vol. 73. № 2. 1978. P. 91-101.
187. Edwards A.T. Hesiod's Ascra. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 2004.
188. Ehrenberg V. Die Rechtsidee im frühen Griechentum. Untersuchungen zur Geschichte der werdenen Polis. Lpz.: S. Hirzel, 1921.
189. Erasmus H.J. Eunomia II Acta Classica. Vol. 3. 1960. P. 53-64.
190. Erbse H. Über Antiphons Rede über den Choreuten II Hermes. 91 Bd., H. 1. 1963. S. 17-35.
191. Erbse H. Die Funktion des Rechtsgedankens in Hesiods 'Erga' II Hermes. Bd. 121. H. 1. 1993. S. 12-28.
192. Falcon y Telia M.J. Equity and Law. Leiden - Boston: M. Nijhoff, 2008.
193. Faraone C.A., Teeter E. Egyptian Maat and Hesiodic Metis II Mnemosyne. Vol. 57. №2. 2004. P. 177-208.
194. Farenga V. Citizen and Self in Ancient Greece. Individuals Performing Justice and the Law. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2006.
195. Finley M.I. Aristotle and Economic Analysis // Past & Present. Vol. 47. 1970. P. 3-25.
196. Fontenrose J. Work, Justice, and Hesiod's Five Ages // CIPh. Vol. 69. № 1. 1974. P. 1-16.
197. Frankfort H. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as Integration of Society & Nature. Chicago - L.: Univ. of Chicago Press, 1978
198. Gagarin M. Early Greek Law. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 1986.
199. Gagarin M. Antiphon the Athenian: Oratory, Law, and Justice in the Age of the Sophists. Austin, 2002.
200. Gardiner A.H. Egypt of the Pharaohs: An Introduction. Oxf.: Oxf. Univ. Press, 1961.
201. Gerechtigkeit: Richten u. Retten in der abendländischen Tradition u. ihren altorientalischen Ursprüngen / Hrsg. J. Assmann et al. München: W. Fink, 1998.
202. Gewirtz P. Aeschylus' Law // Harvard L. Rev. Vol. 101. № 5. 1988. P. 10431055.
203. Graf F. Eleusis u. die orphische Dichtung Athens in vorhellenistischer Zeit. B. etc.: W. de Gruyter, 1974.
204. Greek Law in its Political Setting. Justifications Not Justice / eds. L. Foxhall, A.D.E. Lewis. Oxf.: Clarendon Press, 1996.
205. Greishammer R. Das Jenseitsgericht in den Sargentexten. Wiesbaden: Harrassowitz, 1970.
206. Hall J. Plato's Legal Philosophy // Indiana L. Journal. Vol. 31. № 2. 1956. P. 171-206.
207. Hansen M.H. The Sovereignty of the People's Court in Athens in the Fourth Century B.C. and the Public Action against Unconstitutional Proposals. Odense: Odense Univ. Press, 1974.
208. Hansen M.H. Polis: An Introduction to the Ancient Greek City-State. Oxf.: Oxf. Univ. Press, 2006.
209. Harris E.M. Solon and the Spirit of the Laws in Archaic and Classical Greece // Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches / eds. J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois. Leiden - Boston: Brill, 2006. P. 290-318.
210. Harrison A.R.W. Aristotle's Nicomachean Ethics, Book V, and the Law of Athens // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 77. Pt. 1. 1957. P. 42-47.
211. Harrison A.R. W. The Law of Athens. Procedure. Oxf.: Clarendon Press, 1971.
212. Havelock E.A. The Greek Concept of Justice. From Its Shadow in Homer to Its Substance in Plato. Cambr. (Mass.): Harvard Univ. Press, 1978.
213. Held K Heraklit, Parmenides u. der Anfang von Philosophie u. Wissenschaft. Eine phänomenologische Besinnung. B., N.Y.: W. de Gruyter, 1980.
214. Hirzel R. Themis, Dike u. Verwandtes. Ein Beitrag zur Geschichte der griechische Rechtsidee. Lpz.: S. Hirzel, 1907.
215. Hutchinson D.S. Ethics // The Cambridge Companion to Aristotle / ed. J. Barnes. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1995. P. 195-232.
216. Irwin E. Solon and Early Greek Poetry: The Politics of Exhortation. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2005.
217. Jackson S.A. A Comparison of Ancient Near Eastern Law Collections Prior to the First Millennium BC. Piscataway: Gorgias Press, 2008.
218. Jaeger W. Die Anfänge der Rechtsphilosophie u. der Griechen II Zeitschrift für philosophische Forschung. Bd. 3. H. 4. 1949. S. 513-529.
219. Johnson C. Socrates on Obedience and Justice // The Western Political Quarterly. Vol. 43. № 4. 1990. P. 719-740.
220. Jones J.W. The Law and Legal Theory of the Greeks: An Introduction. Oxf.: Clarendon Press, 1956.
221. Kamp A. Die Politische Philosophie des Aristoteles u. ihre metaphysischen Grundlagen. München: K. Alber, 1985.
222. Kahn C.H. The Origins of Social Contract Theory II Sophists and Their Legacy / ed. G.B. Kerferd. Wiesbaden: F. Steiner, 1981. P. 92-108.
223. Karenga M. The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. N.Y. - L.: Routledge, 2004.
224. Kelsen H. Aristotle's Doctrine of Justice // What is Justice? Justice, Law, and Politics in the Mirror of Science. Collected Essays. Berkeley: Univ. of California Press, 1971. P. 110-136.
225. Kennedy R.F. Athena's Justice. Athena, Athens and the Concept of Justice in Greek Tragedy. N.Y.: Peter Lang, 2009.
226. Klengel H. Hammurapi von Babylon u. seine Zeit. B.: Deutscher Vlg. der Wissenschaften, 1980.
227. Klosko G. The Development of Plato's Political Theory. 2nd ed. Oxf.: Oxf. Univ. Press, 2006.
228. Knopf E. Contracts in Athenian Law. Dissertation: Thesis (PhD). N.Y.: CUNY, 2005.
229. Kootz A.B. Der altägyptische Staat: Untersuchung aus politikwissenschaftlicher Sicht. Wiesbaden: Harrassowitz, 2006.
230. Kosmos: Essays in Order, Conflict, and Community in Classical Athens / eds. P. Cartledge et al. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1998.
231. Kramer S.N. The Sumerians: Their History, Culture and Character. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1963.
232. Kraus F.R. Ein Edikt des Königs Ammi-§aduqa von Babylon. Leiden: Brill, 1958.
233. Kraus F.R. Vom mesopotamischen Menschen der altbabylonischen Zeit u. seiner Welt. Amsterdam - L.: North-Holland Publishing, 1973.
234. Kraut R. Justice in Plato and Aristotle: Withdrawal versus Engagement // Plato and Aristotle's Ethics / ed. R. Heinaman. Aldershot: Ashgate, 2003. P. 153-167.
235. Landsberger B. Die babylonischen Termini für Gesetz u. Recht // Symbolae ad iura orientis antiqui pertinentes P. Koschaker Dedicatae / ed. J. Friedrich et al. Leiden: Brill, 1939. S. 219-234.
236. Lanni A. Law and Justice in the Courts of Classical Athens. Cambr.: Cambridge Univ. Press, 2006.
237. Lee H. Die sophistische Rechtsphilosophie in den platonischen Dialogen Protagoras, Theaitetos u. Gorgias. Dissertation (PhD). Mannheim: U. Mannheim, 2005.
238. Lee H.D.P. The Legal Background of Two Passages in the Nicomachean Ethics // CQ. Vol. 31. № 3/4. 1937. P. 129-140.
239. Lewis B. Politeia kai Nomoi: On the Coherence of Plato's Political Philosophy // Polity. Vol. 31. № 2. 1998. P. 331-349.
240. Lewis E. The Space of Law and the Law of Space // International Journal for the Semiotics of Law. Vol. 19. 2006. P. 237-258.
241. Lewis J.D. Isegoria at Athens: When Did it Begin? // Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte. Bd. 20. H. 2/3. 1971. P. 129-140
242. Leyden W., v. Aristotle on Equality and Justice. Basingstoke: Macmillan, 1985.
243. Lloyd-Jones H. The Justice of Zeus. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 1971.
244. Lorton D. The Tratment of Criminals in Ancient Egypt: Through the New Kingdom // Journal of the Economic and Social History of the Orient. Vol. 20. № 1. P. 2-64.
245. Luginbill R.D. Rethinking Antiphon's nepi 'AAx|0eiac; // Apeiron. Vol. 30. № 3. 1997. P. 163-187.
246. MacDowell D.M. The Law in Classical Athens. L.: Thames and Hudson, 1978.
247. Mackenzie M.M. Plato on Punishment. Berkeley: Univ. of California Press, 1981.
248. Meyer-Laurin H. Gesetz u. Billigkeit im attischen Prozess. Weimar: H. Böhlaus Nachf., 1965.
249. Miller F.D., Jr. Nature, Justice, and Rights in Aristotle's Politics. Oxf.: Clarendon Press, 1995.
250. Miller F.D., Jr. The Rule of Law in Ancient Greek Thought // Pespective, Ius Gentum: Comparative Perspectives on Law and Justice / eds. M. Sellers, T. Tomaszewski. Dorndrecht: Springer, 2010. P. 11-18
251. Moulton C. Antiphon the Sophist, On Truth // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Vol. 103. 1972. P. 329-366.
252. Mure§an V. The Form of Justice in Plato's Republic. Bucarest: Paideia, 1999.
253. Nielsen K.M. Dirtying Aristotle's Hands? Aristotle's Analysis of 'Mixed Acts' in the Nicomachean Ethics III, 1 // Phronesis. Vol. 52. № 3. 2007. P. 270-300.
254. Nilsson M.P. Die Griechengötter u. die Gerechtigkeit // The Harvard Theological Review. Vol. 50. № 3. 1957. S. 193-210.
255. Nomos: Essays in Athenian Law, Politics and Society / ed. by P. Cartledge et al. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 1990.
256. Nötäri T. Hesiod u. die Anfange der Rechtsphilosophie // Annales Universitatis Scientiarum Budapestinensis de Rolando Eötvös nominatae. Sectio Iuridica. № 47. 2006. S. 341-359.
257. Ober J. Political Dissent in Democratic Athens: Intellectual Critics of Popular Rule. Princeton: Princeton Univ. Press, 1998.
258. Osborne R. Law in Action in Classical Athens // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 105. 1985. P. 40-58.
259. Ostwald M. Nomos and the Beginnings of Athenian Democracy. Oxf.: Clarendon Press, 1969.
260. Ostwald M. From Popular Sovereignty to the Sovereignty of Law. Law, Society, and Politics in Fifth-Century Athens. Berkeley etc.: Univ. of California Press, 1987.
261. Palmer L.R. The Indo-European Origins of Greek Justice // Transactions of the Philological Society. Vol. 49. № 1. 1950. P. 149-168.
262. Pappas N. Routledge Philosophy Guidebook to Plato and the Republic. 2nd ed. L., N.Y.: Routledge, 2003.
263. Pattaro E. What is Right in Homeric Epic // Idem. The Law and the Right: A Reappraisal of the Reality that Ought to Be. B. etc: Springer, 2005. P. 269-294.
264. Pelloso C. Diorthotic Justice and Positive Law. Some Remarks on ouvdAAaypa and K?i07ni // Review of Hellenic Law. Vol. I. 2002. P. 195-242.
265. Pfannenkuche W. Piatons Ethik als Theorie des guten Lebens. München: K. Alber, 1988.
266. Planinc Z. Plato's Political Philosophy: Prudence in the Republic and the Laws. Columbia-L.: Univ. of Missouri Press, 1991.
267. Plato's Laws: A Critical Guide / ed. C. Bobonich. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2010.
268. Plato's Republic: A Critical Guide / ed. M.L. McPherran. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2010.
269. Pohlenz M. Staatsgedanke u. Staatslehre der Griechen, Leipzig: Vaderhoeck & Ruprecht, 1923.
270. Porter D.H. Aeschylus' Eumenides: Some Contrapuntal Lines // American Journal of Philology. Vol. 126. № 3. 2005. P. 301-331.
271. Pringsheim F. The Greek Law of Sale. Weimar: H. Böhlaus Nachf., 1950.
272. Reeve C.D.C. Philosopher-Kings: The Argument of Plato's Republic. Princeton: Princeton Univ. Press, 1988.
273. Renger J. Hammurapis Stele „König der Gerechtigkeit": Zur Frage von Recht u. Gesetz in der altbabylonischen Zeit // Die Welt des Orients. Bd. 2. Hft 2. 1976. S. 228-235.
274. Rhodes P.J. A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxf.: Clarendon Press, 1981.
275. Riedwig C. Pythagoras: His Life, Teaching, and Influence. Ithaca: Cornell Univ. Press, 2005.
276. Ross D. Aristotle. 6th ed. / introd. by J.L. Ackrill. L. - N.Y.: Routledge, 1995.
277. Roth M.T. Mesopotamian Legal Traditions and the Laws of Hammurabi // Chicago-Kent L. Rev. Vol. 71. Iss. 1. Pt. 2. 1995. P.13-39.
278. Sadler G.B. Aneu Orexeös Nous: Virtue, Affectivity, and Aristotelian Rule of Law // Studia Neoaristotelica. Vol. 9. № 2. 2012. P. 105-132.
279. Salomon M. Der Begriff der Gerechtigkeit bei Aristoteles. Leiden: A.W. Sijthoff, 1937.
280. Saunders T.J. Antiphon the Sophist on Natural Laws (B44DK) II Proceedings of Aristotelian Society, New Series. Vol. 78. 1977-1978. P. 215-236.
281. Saunders T.J. Plato's Penal Code. Tradition, Controversy, and Reform in Greek Penology. Oxf.: Clarendon Press, 1991
282. SchofieldM. Plato: Political Philosophy. Oxf.: Oxf. Univ. Press, 2006.
283. Sealey R. The Athenian Courts for Homicide // CIPh. Vol. 78. № 4. 1983. P. 275296.
284. Sheppard D.J. Plato's Republic: An Edinburgh Philosophical Guide. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2009.
285. Shorey P. Universal Justice in Aristotle's Ethics // CIPh. Vol. 19. № 3. 1924. P. 279-281.
286. Smiley C.N. Hesiod as Ethical and Religious Teacher // The Classical Journal. Vol. 17. № 9. 1922. P. 514-522.
287. Social Justice in the Ancient World / eds. K.D. Irani, M. Silver. Westport - L.: Greenwood Press, 1995.
288. Sprute J. Vertragstheoretische Ansätze. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1990.
289. Swanson JA. The Public and the Private in Aristotle's Political Philosophy. Ithaca - L.: Cornell Univ. Press, 1992.
290. The Blackwell Guide to Plato's Republic / ed. by G. Santas. Maiden etc.: Blackwell, 2006.
291. The Cambridge Companion to Plato's Republic / ed. G.R.F. Ferrari. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2007.
292. The Cambridge History of Greek and Roman Political Thought / ed. C. Rowe, M. Schofield. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2005.
293. Tobin V.A. Ma'at and AIKH: Some Comparative Considerations of Egyptian and Greek Thought // Journal of the American Research Center in Egypt. Vol. 24. 1987. P. 113-121.
294. Treston H.J. Poine. A Study in Ancient Greek Blood-Vengeance. L.: Longmans, 1923.
295. Tyldesley J. Judgment of the Pharaoh: Crime and Punishment in Ancient Egypt. ' L.: Weidenfeld and Nicholson, 2000.
296. VerSteeg R. Early Mesopotamian Law. Durham, NC: Carolina Academic Press, 2000.
297. Vinogradoff P. Outlines of Historical Jurisprudence. Vol. II.: The Jurisprudence of the Greek City. L. etc.: Oxf. Univ. Press, 1922.
298. Vogel C.J., de. Pythagoras and Early Pythagoreanism: An Interpretation of Neglected Evidence on the Philosopher Pythagoras. Assen: Van Gorcum & Comp. N.V. - Dr. H.J. Prakke & H.M.G. Prakke, 1966.
299. Walcot P. Greek Drama in its Theatrical and Social Context. Cardiff: Univ. of Wales Press, 1976.
300. Weiss R. Socrates Dissatisfied: an Analysis of Plato's Crito. Oxf.: Oxf. Univ. Press, 1998.
301. Wells B. Law and Practice // A Companion to Ancient Near East / ed. D.C. Snell. Maiden etc.: Blackwell, 2005.P. 183-195.
302. Welwei K.-W. Die griechische Früchzeit: 2000 bis 500 v. Chr. München: C.H. Beck, 2002.
303. West M.L. The East Face of Helicon. West Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth. Oxf.: Clarendon Press, 1997.
304. Wilamowitz-Moellendorf U. v. Aristoteles u. Athen. Bd. I-II. В.: A. Weidmann, 1893.
305. Williams В. The Analogy of City and Soul in Plato's Republic // Plato's Republic: Critical Essays / ed. R. Kraut. Lanham: Rowman & Littlefield, 1997. P. 49-60.
306. Weirnick D. Law in Aristotle's Ethical-Political Thought. Dissertation: Thesis (PhD). Houston: Rice Univ., 1998.
307. Wolf E. Griechisches Rechtsdenken. Bd. 1-6. Frankfurt a.M.: V. Klostermann, 1950-1970.
308. Wohl V. Juridical Discourse in Athenian Forensic Oratory. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2010.
309. Wolff H.-J. The Origin of Judicial Litigation among the Greeks // Traditio. Vol. 4. 1946. P. 31-88.
310. Wolff H.-J. Beiträge zur Rechtsgeschichte Altgriechenlands u. des hellenistischrömischen Ägypten. Weimar: H. Böhlaus Nachf., 1961.
311. Yoffee N. Myths of the Archaic State: Evolution of the Archaic Cities, States, and Civilizations. Cambr.: Cambr. Univ. Press, 2004.
312. Young C.M. Justice // A Companion to Aristotle / ed. G. Anagnostopoulos. Maiden etc.: Wiley-Blackwell, 2009. P. 457-470.
Учебники, учебные и учебно-методические пособия
313. Античный полис. Курс лекций / отв. ред. В.В. Дементьева, И.Е. Суриков. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010.
314. Асмус В.Ф. Античная философия. 4-е изд. М.: Высш. шк., 2009.
315. Графский В.Г. История политических и правовых учений. 3-е изд. М.: Норма, 2009.
316. Жидков O.A. История государства и права Древнего Востока. М.: б.и., 1963.
317. Кучма В.В. Государство и право стран Древнего Востока. Волгоград: Изд. ВолГУ, 1998.
318. Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Инфра-М, Норма, 1997. Справочная литература
319. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995.
320. Новая философская энциклопедия в 4-х тт / преде, науч.-ред. сов. B.C. Степин. М.: Мысль, 2010.
321. Gardiner А.Н. Egyptian Grammar. 3rd ed. Oxf.: Griffith Institute, 1957.
322. Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie / ed. W.H. Roscher. Bd. III. Abt. 2. Leipzig, 1902-1909. S. 2248-2271. s.v. Thanes'.
323. Helck W., Otto E. Kleines Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden: Harrassowitz, 1999.
324. International Encyclopedia of Social & Behavioral Sciences / eds. N.J. Smelser, P.B. Baltes. Oxf.: Pergamon, 2001. P. 8042-8048. s.v. 'Justice and Law'.
Электронные ресурсы
325. JSTOR http://www.istor.org
326. Perseus Digital Library: Greek and Roman Materials / ed. G.R. Crane. http://www.perseus.tufts.edu
327. ProQuest Dissertations and Theses Global http://www.search.proquest.com
328. The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2012 Edition) / ed. E.N. Zalta. http://plato.stanford.edu
Список сокращений
ВДИ Вестник древней истории
ДП IVS ANTIQVVM. Древнее право
ЗХ Законы Хаммурапи
ФРГФ Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I / отв. ред. И.Д. Рожанский,
изд. A.B. Лебедева. М.: Наука, 1989
Aes. Эсхин
Aesch. Эсхил
Ag. Агамемнон
Eum. Эвмениды
Lib. Плакальщицы
Andoc. Андокид
Ant. Антифонт (оратор и софист)
Arist. Аристотель
АР Афинская полития
ЕЕ Евдемова этика
EN Никомахова этика
Hist. An. История животных
Met. Метафизика
ММ Большая этика
Part. An. О частях животных
Pol. Политика
Rhet. Риторика
Aristoph. Аристофан
Ach. Ахарняне
Av. Птицы
Nub. Облака
Pax. Мир
Plut. Плутос
Ran. Лягушки
Vesp. Осы
ClPh Classical Philology
Corn. Nep. Корнелий Непот
CQ The Classical Quarterly
Crit. Критий (DK)
CT Тексты саркофагов
Dem. Демосфен
Diod. Диодор Сицилийский
DK Diels Н., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. Bd. 1. 9. Aufl. В.:
Weidmann, 1960
Hdt. Геродот. История
Hes. Гесиод
Th. Теогония
Ergg. Труды и дни
Horn.
И. Od. Hyg. Fab. Hyp. Iam.
Is. LSJ
Lyc. Lys. OH Plat.
PEG
Plut.
in Nic. VPyt.
Ale. I
AP
Crat.
Gorg.
Legg.
Phaed.
Polit.
Resp.
Ap. Lac.
Ale.
Cim.
Cor.
Lyc.
Sol.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.