Политическая деятельность и литературное творчество императора Юлиана Отступника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Пак, Екатерина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат наук Пак, Екатерина Анатольевна
Содержание
Введение
Глава I. Обстановка в Римской империи к середине IV века
1. Тетрархия и реформы императора Диоклетиана (285-305)
2. Правление Константина Великого (323-337)
3. Династический кризис и междоусобные войны после смерти Константина Великого
4. Социально-экономическое и духовное положение империи при императоре Констанции II
Глава II. Юлиан Отступник и его политическая деятельность
1. Детские годы Юлиана
2. Образование Юлиана
3. Галльская кампания цезаря Юлиана
4. Внутренняя политика императора Юлиана
5. Персидский поход и смерть Юлиана
Глава III. Религиозные реформы Юлиана Отступника
1. Положение язычества и христианства во второй половине IV в. и преобразования наследников Константина Великого
2. Религиозная система Юлиана Отступника
3. Преобразование структуры языческого культа
4. Вопрос о христианских мучениках в правлении Юлиана
5. Общая политика Юлиана Отступника по отношению к христианству. 133 Глава IV. Литературное творчество Юлиана Отступника
1. Риторические произведения
2. Религиозно-философские произведения
3. Художественные произведения
4. Эпистолографическое наследие Юлиана, как отражение его мировоззрения
Заключение
Библиография
Список сокращений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Языческая оппозиция христианизации Римской Империи: IV - VI вв.2015 год, кандидат наук Ведешкин, Михаил Александрович
Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I - IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Воробьева, Наталия Николаевна
Культ Митры в Риме III в. и религиозная политика императора Аврелиана2013 год, кандидат исторических наук Шенцов, Максим Евгеньевич
Христианизация Римской империи в IV в.2003 год, доктор исторических наук Казаков, Михаил Михайлович
Отношения римских императоров с христианской церковью в 330-х - начале 360-х годов2003 год, кандидат исторических наук Коптелов, Борис Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая деятельность и литературное творчество императора Юлиана Отступника»
Введение
Юлиан Отступник представляет собой одну из самых таинственных и неоднозначных фигур римской истории, несмотря на краткую продолжительность своего правления (11 декабря 361 - 26 июня 363 г.). Он остался в истории не только как последний император, исповедовавший язычество и попытавшийся вернуть языческому культу положение официальной государственной религии, но и как деятельный правитель, энергичный полководец, талантливый писатель, неутомимый в своих поисках философ и просто как удивительный человек, всю свою жизнь стремившийся к самосовершенствованию. Кроме того, и сам Юлиан, и его современники отмечали его глубокую и горячую преданность идеалам «золотой эпохи» римского владычества. Несомненно, появление такой личности в эпоху поздней Римской империи, когда устои античного мира заметно пошатнулись, кажется удивительным. Казалось, что энергии у такого блестящего правителя и в самом деле хватит для того, чтобы удержать античный мир на краю гибели.
Но Юлиан оказался истинным сыном эпохи перемен: таким же импульсивным, непоследовательным, эмоциональным, религиозным до крайности. Религия занимала в его жизни центральное место, все свои реформы он проводил, опираясь на собственную систему религиозных ценностей, в которой причудливо соединились греческий панэллинизм, восточные суеверия, и философия неоплатоников. При этом в политике Юлиан проявил себя консерватором, бесконечно преданным идеалам династии Антонинов1. Как уже было сказано выше, Юлиан оказался очень энергичным императором, задумавшим реорганизацию всех сфер империи: от экономики до религии. И, надо сказать, что он со всей добросовестностью подошел к воплощению своего плана в жизнь.
1 Millar F. Empire and City, Augustus to Julian: Obligations, Excuses and Status // The Journal of Roman Studies. 1983. Vol. 73. P. 91
Однако этим планам не суждено было сбыться. Юлиан управлял империей неполных два года и погиб вовремя военного похода против Персидского царства Сасанидов, так и не успев довести до конца свою программу реформ. В качестве первоочередной задачи он ставил перед собой реорганизацию религиозной системы империи. Он планировал не только вернуть язычеству прежний статус государственной религии, но и реформировать язычество для того, чтобы оно могло успешно конкурировать с христианством, которое к середине IV века уже сформировалось в законченную религиозную систему с собственными институтами и догматами. Однако этот грандиозный проект так и не был воплощен в жизнь: Юлиан успел только набросать план будущего языческого культа и ограничить права христианства с помощью законов и указов, а его теологическая теория, сформированная на базе неоплатонизма, была непонятна для большинства населения империи. В итоге, наследник Юлиана, император Иовиан, исповедовавший христианство, как только прибыл в Константинополь, тут же вернул все привилегии христианской религии, а Юлиана, помимо забвения, ожидало и клеймо «отступника». Во времена правления Феодосия Великого труды Юлиана Отступника подлежали уничтожению, а его личность и поступки, с подачи христианских историков, обрели негативный характер.
Тем не менее, об императоре-отступнике не забыли. Еще при жизни Юлиана его письма аккуратно переписывались и выходили отдельными сборниками, и еще более удивительно то, что эта практика продолжилась и после его смерти. Пожалуй, можно сказать, что Юлиан Отступник привлекал к себе внимание и тех, кто разделял его взгляды, и тех, кто его осуждал. О нем упоминали и христианские, и языческие историки, но если первые считали его гонителем христиан, то вторые превозносили его, как восстановителя языческой религии. В результате, и та, и другая оценки личности Юлиана не могут считаться в достаточной степени объективными: в обоих случаях его достоинства и недостатки, как человека и правителя подавались утриро-
I Е В1
ванно, и для читателя Юлиан представал личностью неестественной, можно сказать, гротескной.
Несмотря на негативную оценку христианской историографии интерес к Юлиану не утихал. Многие проникались необычайной энергичностью этого императора, трагедией его жизни, глубиной его произведений, таинственностью его личности. Неудивительно, что до сих пор Юлиан Отступник и его правление вызывают живейший интерес не только в научных кругах. События его жизни нашли воплощение и в художественной литературе. Юлиан стал главным героем драмы немецкого драматурга Г. Ибсена «Цезарь и Галилеянин»2, ему посвящена первая часть трилогии «Смерть богов» выдающе-
■7
гося русского писателя Д.С. Мережковского , и уже в новейшее время американский романист Гор Видал написал исторический роман «Император Юлиан»4, в котором в форме переписки с друзьями представлена жизнь Юлиана Отступника.
Интерес представителей мира культуры к личности Юлиана вполне можно объяснить таинственностью и трагичностью его жизни: ранняя смерть близких, долгие годы, проведенные под наблюдением со стороны недоверчивого Констанция II, знакомство с неоплатониками и переход в язычество, к тому времени обретшее черты восточных культов с их таинственными ритуалами, внезапное возвышение и первые ошеломительные успехи на военном поприще, и неожиданно освободившийся трон римского императора. Короткая, но яркая жизнь Юлиана состояла из череды взлетов и падений, удивительных и внезапных перемен, встреч с неординарными людьми, среди которых были и верные друзья, и корыстные карьеристы. Юлиан умер в неполные тридцать лет, и его жизнь была похожа на стремительный полет огнен-
■у
Ibsen H. Kejser og Galilaaeer. Copenhagen, 1873.
3 Первое название романа — «Отверженный»: Мережковский Д.С. Смерть богов (Юлиан Отступник): роман // Северный вестник, №№ 1-6. 1895. СПб.: Типография М. Меркушева, 1895.
4 Vidal G. Julian. Little, Brown&Company, 1964.
ного метеора, который, по рассказам историка Аммиана Марцеллина, и предсказал его скорую гибель.
Научный интерес к Юлиану вызван, прежде всего, самим фактом появления императора-язычника в уже христианской империи, и, более того, в семье первого христианского императора Константина Великого, за свои заслуги получившего эпитет «равноапостольного». Кроме того, неизменно привлекали внимание и теологическая система Юлиана, и его замысел реорганизации языческого культа. Также внимательно рассматривались военные действия, предпринятые Юлианом, ведь эпоха поздней Римской империи — это время частых военных конфликтов Рима с варварами на европейской территории, и с усилившимся Сасанидским царством на Востоке. Некогда побежденные римлянами, народы чувствовали упадок римской державы и все чаще восставали против своих покорителей.
Политическая деятельность Юлиана также интересна, так как Юлиан собирался реформировать все сферы жизни империи, и в его правление стали заметны все проблемы громоздкого бюрократического аппарата империи и глубокий кризис, повлиявший на экономику и культуру империи. Можно сказать, что и сама жизнь Юлиана, и его правление были одинаково нестабильны и отразили всю глубину кризиса IV века, который означал скорую гибель античного мира. Поэтому исследователи не обходили вниманием этот короткий отрезок истории, справедливо считая, что появление такой фигуры, как Юлиан Отступник, было вполне своевременно и стало провозвестником окончательного крушения античности.
Актуальность исследования
Правление и политическая деятельность Юлиана Отступника всегда вызывали особый интерес как в зарубежной, так и в отечественной историографии. Несмотря на краткость правления и постигшую императора неудачу, это время особенно важно для изучения и понимая того всеобъемлющего кризиса, который начал охватывать античный мир с середины IV века н.э. Собственно говоря, деятельность Юлиана - это последняя значительная по-
пытка вернуть Римскую империю, уже готовую полностью перейти в новую политическую и духовную формацию, к ее прежнему характеру единой средиземноморской державы, основанной на традиционной античной религии. Последнее глобальное столкновение христианства и античного «язычества», сопровождаемое борьбой между наступающей системой домината и традициями принципата, несомненно, относится к особенно актуальным и значимым периодам всемирной истории.
Переход от римского государственного устройства и античного мировоззрения к новой политической модели, сочетавшей античные и восточные понятия верховной власти и предполагавшей наличие единой религии, на которой теперь лежала функция объединения государства, начался еще при императорах Диоклетиане и Константине. Поэтому будет правильным считать примерно 50-летний период, предшествующий времени Юлиана, не только историческим фоном, но и временем существования государства, в котором он родился и вырос, которое сформировало его личность, и которое он хотел изменить. Поэтому оценка исторической ситуации 30-60 гг. IV века должно стать важнейшим элементом нашего исследования.
Современный историк, знающий о последующих событиях, видит в истории этого времени общий кризис и переход к новому этапу истории, однако многим современникам Юлиана (в том числе и ему самому) вполне могло показаться, что Империя находится на распутье и может, в зависимости от тех или иных действий правителя, повернуть в любую сторону исторического развития. Соотношение между восприятием событий современниками, лучше понимающими происходящее вокруг них, но не знающими результат, и последующими поколениями, видящими этот результат, но не утрачивающими живое восприятие очевидца - это один из наиболее интересных, но малоисследованных разделов исторического исследования. Период правления Юлиана Отступника является историческим сюжетом, подходящим для такого исследования. Мы можем наблюдать с позиции знания о дальнейшем неизбежном крушении Римской империи и возникновении нового государ-
ства и общества, как современник этих событий воспринимает кризис как временное явление и предпринимает попытку его ликвидировать. При этом правитель предполагает, что единственным выходом из кризиса является полное возвращение империи и общества к традициям принципата. В этом и состоит глобальное отличие политических взглядов Юлиана Отступника от взглядов его предшественников (Константина Великого и его сыновей), которые увидели в кризисных явлениях не временную внутриполитическую проблему, сопровождавшуюся упадком в области экономики и культуры, а неизбежную трансформацию государственного и общественного устройства.
Особое внимание ученых всегда привлекала религиозная деятельность Юлиана. Вполне вероятно, что она имела характер приоритета и для него самого. Реформа культа и возвращение общества к традиционным ценностям античной религии занимают центральное место в политической программе Юлиана. Поэтому стоит отметить влияние светских факторов (социальный кризис внутри общества, упадок культуры и снижение духовного уровня населения империи, внешнеполитическая угроза и проблемы внутри армии) на религиозную реформу Юлиана. Судя по всему, обновленное язычество должно было выступить в роли идейного фактора объединения общества. Поэтому религиозную реформу Юлиана Отступника можно рассматривать как важную часть его внутриполитической деятельности, имеющую в основе стремление к регенерации и объединению Империи, а не только как мероприятие по усилению язычества и низложению христианства.
При рассмотрении религиозной политики необходимо принять во внимание целый ряд дискуссионных и малоисследованных вопросов, коими являются:
- общий характер борьбы христианства в середине IV века, положение христиан и язычников при императорах из династии Константина Великого и влияние этого противостояния на жизнь Юлиана;
- истинные религиозные взгляды Юлиана, его отношение к другим религиям и характер той религиозно-философской модели, которую пытался провести в жизнь этот император;
- сходства и различия морально-этических принципов христианства и предложенной Юлианом языческой модели.
Поэтому тема религии является особенно важной и занимает центральное место в проблематике диссертации. При всей кажущейся ясности, отношения христианства и язычества в IV веке представляются достаточно сложными. Конечно, особое значение имеет изучение собственно деятельности Церкви и ее наиболее выдающихся представителей, однако полная картина религиозного противостояния невозможна и без рассмотрения деятельности их противников, среди которых Юлиан, несомненно, занимает одно из центральных мест. Возникает еще один вопрос - гибель Юлиана носила внезапный характер, когда его планы были реализованы лишь частично. Ожидало ли общество новое обострение борьбы и антихристианское гонение? Особое значение имеет вопрос о соотношении политической и военной деятельности Юлиана и его религиозных реформ. Были ли реформы императора непосредственно связаны с религиозной политикой, считал ли Юлиан христианство виновным в развале империи, и какое влияние оказывали друг на друга эти два рода деятельности.
IV века был не только временем острого политического кризиса и глобальных религиозных перемен. Этот период был эпохой культурного ренессанса, по своему потенциалу близкого к временам I в. до н.э. и эпохе раннего принципата 1-Й вв. н.э. Спецификой позднеантичной культуры был ее «бинарный» христианско-языческий характер, и если выдающиеся христианские писатели этого времени (Григорий Назианзин, Василий Великий, Григорий Нисский и др.) привлекают внимание церковной историографии, то внимание ученых к творчеству Либания, Аммиана Марцеллина или самого Юлиана Отступника явно уступает их вниманию к творчеству Цицерона, Тацита или Марка Аврелия. Юлиан был одним из самых значимых языческих писателей
IV века, творчество которого представлено почти во всех жанрах античной литературы, а потому анализ его ключевых произведений является еще одной самостоятельной исследовательской задачей.
Объектом исследования является правление императора Юлиана Отступника, предметом исследования является политическая деятельность Юлиана Отступника и его мировоззрение.
Задачи исследования:
Рассмотреть биографию Юлиана в контексте социально-политического и духовного кризиса Римской империи во второй половине IV века и сформировать внутренний и внешний портрет Юлиана Отступника. Можно ли считать кризис античного общества причиной появления подобной исторической личности?
- Проследить основные направления и меры внутренней и внешней политики Юлиана Отступника и особенно его религиозной реформы. Какова была истинная причина удаления Юлиана от христианства? Как сформировалась теологическая концепция Юлиана, и каким образом Юлиан собирался изменить языческий культ империи, и каким было его истинное отношение к христианской религии? Можно ли говорить о существовании или отсутствии антихристианского гонения во времена Юлиана?
- Рассмотреть личность и мировоззрение Юлиана Отступника на основании его литературного наследия.
Хронологические рамки исследования. Период исследования не ограничивается годами правления Юлиана Отступника (361-363 г.), так как для составления законченной картины его правления необходимо рассмотреть и предпосылки его прихода к власти. Таким образом, в нашей работе будет дан обзор социально-политической и духовной обстановки накануне правления Юлиана Отступника, то есть правление его предшественников Константина Великого и его сыновей. Мы считаем, что этот период очень важен для анализа политической и военной деятельности Юлиана Отступника, и хотя кризис античного мира имел еще более глубокие корни, именно в
период тетрархии и правления императоров из династии Константина Великого, возникают предпосылки появления такой фигуры как Юлиан Отступник.
Методология исследования включает в себя как общенаучные методы, так и специально-исторические. Историко-сравнительный и историко-генетический методы применялись для выявления сходства и различия внутриполитической деятельности Юлиана Отступника с деятельностью императоров эпохи домината. Проблемно-исторический метод был использован для последовательного раскрытия ряда изменений в деятельности императора, касающихся постепенного ужесточения его политики в отношении христиан-
I
ства. Для восстановления хода ряда событий, относящихся к биографии Юлиана Отступника, был применен метод реконструкции, а на основе работы с источниками был использован метод комплексного анализа всех доступных исторических источников, необходимых для достижения постав-
I
ленной цели. Актуальным для нашего исследования было применение исто-рико-психологического метода.
I
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правление Юлиана Отступника следует рассматривать как этап перехода от античности к византийской монархии, причем кризис, вызвавший этот переход и гибель античного мира, начался гораздо ранее. В исследовании проведен анализ этого кризиса через анализ политической деятельности Юлиана, которая рассматривается как реакция современника на крушение привычного ему мира.
2. События истории Римской империи второй половины IV века являются не только историческим фоном, но и содержат политические и культурные предпосылки для появления такой исторической фигуры как Юлиан Отступник.
I
3. Реформы Юлиана Отступника рассмотрены с позиции современника, предполагавшего временный характер кризиса IV века и пред-
принявшего попытку его ликвидации путем возвращения к устройству империи времени принципата.
4. Центром политической деятельности Юлиана Отступника является реформа в области языческого культа, но его религиозная политика ею не ограничивается: следует учитывать такие аспекты как законодательство Юлиана по отношению к христианам, возможность антихристианского гонения, религиозно-философская модель Юлиана и ее сходство с христианством.
5. Можно отметить влияние негативных факторов в социально-политической обстановке того времени на религиозную реформу, которая была задумана императором как идейный фактор объединения империи, а не только как средство для ослабления позиция христианства.
6. Помимо внутренней политики были рассмотрены такие сюжеты как деятельность Юлиана в Галлии, его внешняя политика, направленная на ликвидацию угрозы со стороны германских племен на Западе и Персидского царства на Востоке. Следует отметить, что в военных кампаниях Юлиан, несмотря на отсутствие военной и тактической подготовки, показал себя неплохим полководцем, применявшим классические стратегии прошлого.
7. Отдельно затронут вопрос о христианских мучениках, принявших смерть в период правления Юлиана. И, хотя в правление Юлиана не было антихристианского гонения, в политике Юлиана по отношению к христианству наблюдается явный переход к ужесточению мер.
8. Литературное творчество Юлиана рассмотрено в качестве отдельного сюжета для составления более полной картины его правления и его политических реформ. В своих произведениях Юлиан описал не только проблемы государства, но и свои представления о методах их решения. Поскольку смерть императора была внезапной, он не успел воплотить в жизнь все свои замыслы. И обзор литературного
наследия дает нам цельное представление о направлениях и характере реформ Юлиана.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. С 1923 г. это первое крупное исследование в отечественной историографии, предлагающее комплексный обзор политической деятельности Юлиана Отступника, и включающее в себя анализ мировоззрения этого императора путем изучения литературного наследия.
2. Антихристианская политика Юлиана рассматривается как часть общей религиозной политики этого императора.
3. Политические реформы Юлиана рассмотрены как реакция на историческую ситуацию, сложившуюся в Римской империи второй половины IV века.
4. При рассмотрении сюжета о религиозной реформе выделены сходства между христианством и моделью Юлиана, как возможный вариант «трагедии Юлиана Отступника» - убежденного идейного противника христианства, но несомненного христианина по своим морально-этическим качествам.
5. Проведено комплексное сопоставление христианских источников, и выявлены разные мнения христианских авторов о религиозной политике Юлиана Отступника.
Степень изученности темы. Несмотря на то обстоятельство, что хотя до XVI в. образ Юлиана Отступника рассматривался с точки зрения церкви, а сам Юлиан представал гонителем христиан наравне с Диоклетианом, интерес к этому правителю никогда не снижался. Что же касается развития представлений о Юлиане Отступнике, то их можно условно разделить на несколько этапов:
1) XVII-XVПI вв., время когда ученые более конкретно изучают исторические реалии времени Юлиана и мировоззренческую среду того времени, и на этом материале пытаются интерпретировать идейные воззрения и поли-
тическую деятельность Юлиана. Именно в это время возрастает интерес к «Римской истории» Аммиана, как главному источнику по времени Юлиана, и в это же время в корпус сохранившихся писем Юлиана попадают так называемые апокрифические письма, реально Юлиану не принадлежавшие. В век Просвещения Юлиан превратился в «философа на троне», борца против засилья Церкви и просвещенного монарха (Ф. Вольтер)5.
2) ХУП-ХУШ вв. В отечественной историографии вплоть до второй половины XIX века образ Юлиана Отступника оставался негативным, так как отечественные исследователи строго придерживались церковной традиции. В западной историографии этого времени исследователи пытались воссоздать исторические реалии эпохи Юлиана и духовную среду того времени, чтобы на этом фоне интерпретировать мировоззрение и политическую деятельность Юлиана Отступника. Здесь стоит отметить труд Г. Арнольда, в котором автор соотносит антихристианскую политику Юлиана с собственной антиклерикальной позицией, и поэтому явно симпатизирует и сочувствует Юлиану6.
3) Вторая половина XIX в. - начало XX в. В это время происходит накопление фактического материала по времени Юлиана Отступника: обнаружение греческим исследователем Попандопуло-Керамевсом новых писем Юлиана и восстановление К. Нейманом части трактата «Против галилеян» на основании труда Кирилла Александрийского «Десять книг против язычества». В этот трактате Кирилл подробно разбирает трактат Юлиана «Против галилеян», уничтоженный по приказу императора Феодосия Великого. Работы исследователей, преимущественно западных, появившиеся к этому времени, в большинстве своем посвященные истории Римской империи IV века и религиозным конфликтам, уделяют существенное внимание и Юлиану. Более того, исследователи стараются внимательнее изучить эту историческую
5 Hay Gillies C. Julian the Apostate in Montaigne and Vigny // The Modern Language Review. 1960. Vol. 55, No. 4. P. 578-579.
6 Arnold G. Unpartheische Kirchen und Ketzer-Historien. Francf. am M., 1688.
фигуру: А. Неандер7, А. Беньо8, Ф. Штросс9, Э. Ламе10, А. де Брольи11, А. Навилль12, Ф. Роде13, А. Ревилль14А. Мюкке15, Г. Буассье16, В. Кох17. Стоит отметить, что симпатия к Юлиану нередко приводила исследователей к ошибочным суждениям, но при этом заставляла и внимательнее относиться к исторической традиции. Неудивительно, что и немецкие исследователи конца XIX в., и отечественные историки начала XX в. больше интересовались религиозной политикой Юлиана, а, точнее, одним из ее аспектов - отношениями
1 S
Юлиана с христианской религией . Тем не менее, уже в начале XX в. появились труды других западноевропейских ученых, более фундаментальные и предполагающие рассмотрение личности Юлиана и его правления в целом: Г. Негри19, П. Аллар20.
В 1930 г. в Париже выходит фундаментальный труд французского ис-
1
следователя Жозефа Биде . В этой работе автор полагает, что Юлиан выразил в своей деятельности те же социально-психологические и идейные тенденции, следствием которых явилось распространение христианства. Таким
7 Neander A. Der Kaiser Julian und Zeitalter. Leipzig, 1813.
8 Beugnot A. Histoire de la destruction du paganisme en occident. P., 1835.
9 Strauss Fr. Der Romantiker auf dem Throne der Caesaren. Mannheim, 1847.
10 Lamé E. Julien l'Apostat. Paris, 1861.
11 De Broglie A. L'Eglise et l'empire romaine au IV siècle. P., 1866.
12 Naville A. Julien l'Apostat et sa philosophie du polythéisme. Paris, 1877.
13 Rhode F. Geschischte der Reaction Kaiser Julians. Jena, 1877.
14 Reville A. L'empereur Julien // Revue de l'histoire des religions. T. XIII-XIV. 1886.
15 Mücke A. Flavius Claudius Julians nach den Quellen. Goetha, 1896.
16 Буассье Г. Последние времена язычества. Исторические очерки конечных религиозных столкновений на Западе в IV в. / Пер. Н. Трескин. СПб., 1893.
17 Koch W. Kaiser Julian, seine Jugend und Kriegsthaten. Berlin, 1900.
18 Gardner A. Julian, philosopher and emperor and the last struggle of paganism against Christianity. L., 1895.
19 Negri G. Julian the Apostate. London, 1905.
20 Allard P. Julien l'Apostat. Paris, 1910.
л «
Bidez J. La vie de empereur Julien. Paris, 1930.
образом, по мнению Биде появление такой фигуры, как Юлиан Отступник на троне римских императоров вполне закономерно и отвечало духу времени. Труд Биде и сегодня полезен не только исследователям времени Юлиана, но и тем, кто занимается историей поздней Римской империи.
4) Вторая половина XX в. В этот период продолжается изучение эпи-столографического наследия Юлиана - в частности, выходит новое французское собрание трудов Юлиана Отступника, куда входят уже не только письма, но и речи и религиозные гимны22. Вторая часть этого издания вышла в следующем году, и в него вошли художественные произведения Юлиана: «Пир или Цезари» и «Мисопогон»23. Также выходит немецкий перевод труда Ж. Биде24 и пятое издание труда Г. Негри25, что свидетельствует об укоренившемся в научных кругах комплексном подходе к изучению личности Юлиана Отступника. В 60-х гг. XX века выходит еще одна крупная работа итальянского ученого Дж. Риччиотти, которая вскоре была переведена на английский язык26.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Римская армия в IV в. н. э.2010 год, кандидат исторических наук Серафимов, Михаил Николаевич
Формирование византийской политической доктрины, IV век1999 год, кандидат юридических наук Новиков, Андрей Алексеевич
Гонения, мученичество и расколы в североафриканской церкви IV в.2022 год, кандидат наук Мамонтов Андрей Леонидович
Эволюция церковно-государственных отношений в Византии в законодательстве императоров IV - начала X в.2007 год, кандидат юридических наук Костогрызова, Любовь Юрьевна
Историческая память в Византии: представления византийских хронистов VI-XII вв. об эпохе становления христианского царства2009 год, кандидат исторических наук Попов, Илья Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пак, Екатерина Анатольевна, 2014 год
Библиография
А. Источники
1. Ammianus Marcellinus. Res Gestae. 3 unverand. aufl. von. W.Seyfarth. Berlin, 1986. - Аммиан Марцеллин. История. Пер. Ю.Кулаковского, А.Сонни. - Киев, 1906-1908.
2. Claudius Mamertinus. Gratiarum actio Mamertini de consulato suo Iu-liano Imperatori // PL/Ed. J.P.Migne. Vol. 18. - Paris, 1864.
3. Eusebius Pamphilus. Historia Ecclesiastika / Ed. E.Schwartz. Leipzig, 1908. - Евсевий Памфил. Церковная история. — М., 1993.
4. Eusebius Pamphilus. Vita Constantini / Hrsg. von F. Winkelmann. Berlin, 1975. - Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Изд. 2-е.-М., 1998.
5. Eutropius. Breviarium ab urbe condita / Ed. F.Ruehl. Lipsiae, 1887. - Ев-тропий. Краткая история от основания Города / Пер. с лат А. И. Дон-ченко // Римские историки IV в. - М.: РОССПЕН, 1997.
6. Gregorius Nazianzus. Orationes 4-5 // PG/Ed. J.P.Migne. Vol. 38. Paris, 1864. - Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. / Пер. Моск. дух. акад. (Серия «Классическая философская мысль»). - Мн.: Харвест — М., ACT, 2000.
7. Ioannis Zonarae Epitome historiarum. - Leipzig, 1868—1875.
8. Juliani imperatoris quae supersunt. Ree. F. С. Hertlein. Т. 1-2. Lipsiae, 1875—1876. - The Works of the Emperor Julian / Trans. W.C. Wright. Loeb Classical Library, Harvard University Press, 1913-1980. Vol. I-III - Юлиан. Кесари, или императоры на торжественном обеде у Ро-мула, где и все боги. - СПб, 1820 ; Юлиан. Речь к антиохийцам, или Мисопогон (враг бороды). / Пер. А. Н. Кириллова. - Нежин, 1913; Юлиан. Против христиан. / Пер. А. Б. Рановича. // Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М., 1990. - 480 стр.; Юлиан. К совету
и народу афинскому. / Пер. M. Е. Грабарь-Пассек. // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. - М.-JL, Наука. 1964. / Отв. ред. M. Е. Грабарь-Пассек. - 236 с.
9. Юлиан. Письма. / Пер. Д. Е. Фурмана под ред. А. Ч. Козаржевско-го. // ВДИ. - 1970. № 1-3.
Ю.Юлиан. Сочинения. / Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб, Изд-во СПбГУ, 2007.
ll.Libanius. Opera / Ed. R.Foerster, vol. I-XII. - Lipsiae, 1903-1927. -Либаний. Речи. Пер. С.П. Шестакова. - Казань, 1912-1916.
12.0rosius. Historíae Adversum Paganos / Ed. С. Zangemeister. - Lipsiae, 1889. - Павел Орозий История против язычников. Книги I-VII / Пер. с лат., вступит ст., комм., и указатель В. М. Тюленева. - СПб., 2004.
13.Philostorgios. Ecclesiastika Historia // PG/Ed. J.P.Migne. Vol. 65. -Сокращение церковной истории Филосторгия. [Без переводчика] — СПб., 1854.
14.Prudentius. Apotheosis Christi // PL/Ed. J.P. Migne. Vol. 60. - Prudentius / Trans by H.J. Thompson. Vol. I-II. - Harvard Univ. Press, 1949.
15.Rufinus. Ecclesiastika Historia // PL/Ed. J.P.Migne. Vol. 21. Церковная история // Тюленев В. M. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилей-ского. — СПб.: Издательство Олега Абышко. 2005.
16.Victor Sextus Aurelius. Abrege des Césars. Texte établi, trad, et commentee par M. Festy (текст паралл. на лат. и фр. языках). - Paris, 1999. - Аврелий Виктор. О цезарях. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. Происхождение римского народа. О знаменитых людях. / Пер. с лат. В. С. Соколова. // ВДИ. 1963. № 4. 1964. № 1-2.
17.Socratis Scholastici Ecclesiastica Historia with the Latin Translation of Valesius / Ed. R. Hussey. - Oxford, 1853. - Сократ Схоластик. Церковная история.-M., 1996.
18.Sozomenus. Ecclesiastika Historia // PG/Ed. J.P.Migne. Vol. 67. Col. 8431630. - Церковная история Эрмия Созомена Сапаминского. - СПб, 1861.
19.Theodoretus. Ecclesiastika Historia // PL/Ed. J.P.Migne. Vol. 82. Col.881-1280. - Феодорит, en. Кирский. Церковная история. - M., 1993.
20.Theodosiani Libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes/Ed. Th.Mommsen et P.Meyer, vol.1- II. -Berol., 1905.
21.Zosimus. Historia Nova / Ed. L.Mendelson. Lipsiae, 1887. - Zosimus. New History. Transi, by R.T.Ridley. - С anberra, 1982.
В. Научная литература
22.Аверинцев С.С. Император Юлиан и становление «византинизма» // Традиция в истории культуры. - М., 1978. - С. 5-20.
23.Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. - Казань , 1877. -352 с.
24.Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на западе в IV в. // Собрание сочинений. — Т. 5. - СПб, 1994.
25.Буассье Г. Последние времена язычества. Исторические очерки конечных религиозных столкновений на Западе в IV в. / Пер. Н. Трескин. — СПб., 1893.
26.Вишняков А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла Александрийского в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками. - Симбирск , 1908.
27.Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - СПб, 1997.-383 с.
28.Зелинский Ф.Ф. Римская империя / Пер с польск. и подбор, илл. Н.А Папчинской. - СПб ., 1999. - 252 с.
29.Казаков М.М. Христианская церковь и Римская империя в IV в. // Иво-нин Ю.Е., Казаков М.М., Керов В.Л., Курбатов Г.Л., Федосик В.А.
Очерки истории христианской церкви в Европе (Античность, средние века, Реформация). - Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 1999. - С. 24-44.
30.Ковалев С.И. История Рима / Под общ. ред. Э.Д. Фролова. - М.: ACT, 2006. - 864 с.
31.Корелин М.С. Падение античного миросозерцания (культурный кризис в Римской империи). 2 изд. - СПб., 1901.
32.Кривушин И.В. Загадка Сократа Схоластика: Юлиан и его время // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и нового времени: сб. науч. тр. / Под ред. Г.Е. Лебедевой. СПб.: СПбГУ, 1996.
33.Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. — Л., 1988. - с. 47-56
34.Мехамадиев Е.А. Византийская армия в IV - начале V вв. (проблемы организационной структуры). Автореферат дисс... кандидата ист. наук. -СПб, 2012.
35.Миллар Ф. Восстановление Иерусалимского храма // ВДИ. - 2008. — № 1.С. 19-37.
36.Мишин Д.Е. Поход императора Юлиана Отступника на Персию (363 г.) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2010 -№ 1 - С. 13-24.
37.Моммзен Т. История Римских императоров : по конспектам Себастьяна и Пауля Хензелей, 1882-1886 гг. / пер. с нем. Т. А. Орестовой. - Санкт-Петербург : Ювента, 2002.
38.Муравьев A.B. Флавий Клавдий Юлиан в Антиохии в преддверии персидской кампании 363 г. // ВДИ. - 2004. - №4. - С. 179-190.
39.Новиков A.A. Бегство от страха императора Юлиана // Античность и средневековье Европы: межвузов, сб. науч. тр. / Под ред. И.Л. Маяк. — Пермь, 1996.-С. 78-85.
40.Попова Т. В. Письма императора Юлиана. // Античная эпистолография. Очерки. -М, 1967.-С. 226—259.
41.Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М, 1990. — 479 с.
42.Розанов Н. П. Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. - М , 1881.
43.Розенталь Н.Н Юлиан Отступник: трагедия религиозной личности. -Петроград, 1923. - 112 с.
44.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. — М , 1989. -336 с.
45.Севальнева И.А. Боги в представлении Юлиана Отступника (письма и трактат «Против галилеян») // Историческая мысль в античности и средневековье: сб. науч. ст. — Иваново, 1996. — С. 14-16.
46.Удальцова 3. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV—VII вв.). — М.: Наука, 1974. - 352 с.
47.Успенский Ф.И. История Византийской империи. T.I СПб., 1913. Т. И, Л., 1927. Т. Ill, М, 1948.
48.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.
49.Adler М. The Emperor Julian and the Jews // The Jewish Quarterly Review. - 1893. - Vol. 5. No. 4. - P. 591-651.
50.Alfoldi A. Some Portraits of Julianus Apostata // The American Journal of Archeology. - 1962. - Vol. 66 - P. 403-405.
51.Allard P. Julien l'Apostat. Vol. I. - Paris, 1910.-256 p.
52.Armstrong G.T. Imperial Church Building and Church-State Relations, A. D. 313-363 // Church History. - 1967. - Vol. 36. No. 1. - P. 3-17.
53.Arnold G. Unpartheische Kirchen und Ketzer-Historien. - Francf. am M, 1688.
54.Athanassiadi-Fowden P. Julian and Hellenism. - Oxford; Oxford Univ.Press, 1981.-246 p.
55.Athanassiadi P, Frede M. Pagan Monotheism in Late Antiquity. - Oxford: Clarendon Press, 1999. - 211 p.
56.Avi-Yonah M. The Jews of Palestine: a Political History from Bar Kochba War to Arab Conquest. - Oxford: Clarendon press, 1976. - 266 p.
57.Baker G. P. Constantine the Great and the Christian revolution. - New-York, 1969.-278 p.
58.Barnes T.D. Ammianus Marcellinus and the Representation of Historical Reality. - Ithaca: Cornell University Press, 1998.-290 p.
59.Barnes T.D. Athanasius and Constantius: theology and politics in Constan-tinian empire. 3d ed. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2001. -458 p.
60.BarnesT. D. Emperors, panegyrics, prefects, provinces and palaces // The Journal of Roman Studies. - 1996. - Vol. 9. - P. 532-552;
61.Barnes T.D., Vander Spoel J. Julian on the Sons of Fausta // Phoenix. - 1984. -Vol. 38. No. 2.-P. 175-176.
62.Barnes T.D. Legislation against the Christians // The Journal of Roman Studies. - 1968. - Vol. 58. Parts 1 and 2. - P. 32-50.
63.Barnes T. D. The New Empire of Diocletian and Constantine. - Cambridge, MA and London, 1982. - 302 p.
64.Baynes N.H. Constantine's Soccessors to Jovian and the Struggle with Persia // CAH. Ed. By H. M. Gwatkin and J. P. Whitney. Vol. I. - Cambridge, 1911.
65.Baynes N. H. The Early Life of Julian the Apostate // The Journal of Hellenic Studies - 1925. - Vol. 45. Part 2. - P. 251-254.
66.Beugnot A. Histoire de la destruction du paganisme en occident. P., 1835.
67.Bidez J. Julian der Abtriunnige. Transi. H. Rinn. - Munich, 1940.
68.Bidez J., Cumont F. Recherches sur la tradition manuscrite des lettres de l'empereur Julien // Acad. roy. des sciences de Belgique, Mémoires couronnés.-T. 57. — Brussels, 1898.
69.Bidez J. La vie de empereur Julien. - Paris, 1930.
70.Blockley R.C. Constantius Gallus and Julian as Caesars of Constantius II // Latomus. - 1972. - Vol. 31. - P. 433-468.
71.Blockley R.C. Festus' Source on Julian's Persian Expedition // The Classical Philology. - 1973. - Vol. 68. No. 1. - P. 54-55.
72.Blockley R. C. The Romano-Persian treaties of ad 299 and 363 // Florilegi-um. - 1984. - Vol. 6 - P. 28^19.
73.Bouffartigue J. L'etat mental de l'empereur Julien // REG. 1989. T. CH. -P. 529-539.
74.Bowersock G. W. Julian the Apostate. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1978. - 135 p
75.Bowder D. The age of Constantine and Julian. - L, 1978.
76.Bowman A.K. Diocletian and the first tetrarchy, A.D.284-305 // CAH. 2nd ed. - Vol. XII. - Cambridge, 2008. - P. 67-90.
77.Bradbury S. Constantine and the Problem of Anti-Pagan Legislation in the Fourth Century // The Classical Philology. 1994. - Vol. 89. No. 2. - P. 120139.
78.Brauer G. C. The Age of the Soldier Emperors: Imperial Rome A.D. 244284. - Park Ridge, NJ, Noyes Press, 1975.-288 p.
79.Brodd, J. B. "Apostate, philo-Semite, or syncretic Neoplatonist?: Julian's intentions for rebuilding the Jerusalem temple." Ph.D. diss... - University of California, Santa Barbara, 1992.
80.de Broglie A. L'Eglise et l'empire romaine au IV siècle. - P., 1866.
81.Browning R. The Emperor Julian. - Berceley, Los-Angeles, 1976. —256 p.
82.Bullough V.L. The Roman Empire vs. Persia, 363-502: A Study of Successful Deterrence // The Journal of Conflict Resolution. - 1963. - Vol. 7. No. 1 -P. 55-68.
83.Cameron A. The reign of Constantine, A.D.306-337 // CAH. 2nd ed. - Vol. XII. - Cambridge, 2008.
84.Campbell B. The military reforms of Diocletian and Constantine // The reign of Constantine, A.D.306-337 // CAH. 2nd ed. - Vol. XII. - Cambridge, 2008.
85.Chastel E. Histoire de la destruction du paganisme dans l'Empire d'Orient. -P., 1850.
86.Crawford, M. H. (1975) Finance, coinage and money from the Severans to Constantine // ANRW. - 1975. - Vol. 2. - P. 560-593.
87.Downey G. Education in the Christian Roman Empire: Christian and Pagan Theories under Constantine and His Successors // Speculum. 1957. - Vol. 32 -P. 48-61.
88.Downey G. The Emperor Julian and the Schools // The Classical Journal. 1957. - Vol. 53. No. 3. - P. 97-103.
89.Downey G. Julian the Apostate at Antioch // Church History. 1939. - Vol. 8. No. 4. P. 303-315.
90.Dvornik F. Early Christian and Byzantine political philosophy; origins and background. - Washington, Dumbarton Oaks Studies, 1966. - 2 vols. - 975 P-
91.Elliott T.G. Constantine's Conversion: Do We Really Need It? // Phoenix. 1987. - Vol. 41. No. 4. - P. 420-438
92.Elm S. Hellenism and Historiography: Gregory of Nazianzus and Julian in Dialogue // Journal of Medieval and Early Modern Studies. - 2003. -Vol. 33.-P. 493-515.
93.Erim, K., Reynolds, J., Crawford, M. H. Diocletian's currency reform: a new inscription // The Journal of Roman Studies. - 1971. - Vol. 61. - P. 171-177.
94.Errington R.M. Roman Imperial Policy from Julian to Theodosius. -Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2006. - 336 p.
95.Evans-Grubbs J. Law and Family in Late Antiquity: The Emperor Constantine's Marriage Legislation. - Oxford: Clarendon Press, 1995 - 390 p.
96.Finamore J. F. An Iamblichean Doctrine in Julian's Against the Galilaeans // Transactions of the American Philological Association. 1988. - Vol. 118 - P. 393-401.
97.Fowden G. The Last Days of Constantine: Oppositional Versions and Their Influence // The Journal of Roman Studies. - 1994. - Vol. 84. - P. 146-170.
98.Frantz A. Pagan Philosophers in Christian Athens // Transactions and Proceedings of the American Philosophical Society. - 1975. - Vol. 119. No. 1. P. 29-38.
99.Gardner A. Julian, philosopher and emperor and the last struggle of paganism against Christianity. - L, 1895.
100. Gardner A. Some Recently Published Letters of the Emperor Julian // English Historical Review . - 1887. - Vol. 2. No. 7. P. 518-520.
101. Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. -L., 1776-1789.
102. Gilliard F.D. The Birth Date of Julian the Apostate // California Studies in Classical Antiquity . - 1971. - Vol. 4. - P. 147-151.
103. Gilliard F.D. Notes on the Coinage of Julian the Apostate // The Journal of Roman Studies. - 1964.-Vol. 54. Parts 1 and 2.-P. 135-141.
104. Gleason M.V. "Festive Satire": Julian's Misopogon and the New Year in Antioch // The Journal of Roman Studies. - 1986. - Vol. 76. - P. 106-119
105. Grant M. The Roman Emperors: A Biographical Guide to the Rulers of Imperial Rome 31 BC-AD 476. - L, 1985. - 367 p.
106. Hadjinicolaou A. Macellum lieu d'exil de l'empereur Julien // Byzan-tion. - 1951. - Vol. 21. - P. 15-22.
107. Hanson, R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy 318-381. - Edinburgh:: T. & T. Clark. Hare, R. M. 1992. -931 p.
108. Hardy B. C. The Emperor Julian and His School Law // Church History. - 1968. Vol. 37. - P. 131-143.
109. Harries J. Law and Empire in Late Antiquity. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 235 p.
110. Hay Gillies C. Julian the Apostate in Montaigne and Vigny // The Modern Language Review. - 1960. - Vol. 55, No. 4 - P. 578-579.
111. Howe, L. L. The Praetorian Praefect from Commodus to Diocletian (A.D. 180-305). - Chicago: University of Chicago Press (London: Cambridge University Press), 1942. - 141 p.
112. Hunt D. Julian // CAH. 2nd ed. - Vol. XIII. Cambridge, 2008 - P. 4477.
113. Jonas R. A Newly discovered portrait of the Emperor Julian // The American Journal of Archeology. - 1946. - Vol. 50. - P. 277-282.
114. Jones A.H.M. Constantine and the Conversion of Europe. - Oxf., 1930.
115. Jones A.H.M., Martindale J.R, Morris J. The Prosopography og the Later Roman Empire. Vol.1 (A.D. 260-395). - Cambridge, 1971.
116. Jones, A. H. M. The Roman Economy: Studies in Ancient Economic and Administrative History. Ed. P. A. Brunt. - Oxford, 1974. - 450 p.
117. Jones A.H.M. The Social Background of the Struggle between Paganism and Christianity // The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Ed. A. Momigliano. - Oxf., 1953.
118. Kaegi W. E. The Emperor Julian's Assessment of the Significance and Function of History // Proceedings of the American Philosophical Society. 1964.-Vol. 108. - P.29-38.
119. Kaldellis A. Julian, the Hierophant of Elesius, and the Abolition of Constantius' Tyranny // The Classical Quarterly. - 2005. - Vol. 55, No. 2 -P. 652-655.
120. Kelso A.O. Ammianus Marcellinus amd Procopius of Caesaria: The Eastern campaigns of Julian and Justinian, A.D. IV-VI. - Halifax, 1998.
121. Koch W. Kaiser Julian, seine Jugend und Kriegsthaten. - Berlin, 1900.
122. Krueger D. Diogenes the Cynic among the Fourth Century Fathers // Vigiliae Christianae. - 1993. - Vol. 47. No. 1. - P. 29-49.
123. Lamé E. Julien l'Apostat. - Paris, 1861.
124. Lane Fox R. Pagans and Christians in the Mediterranean world from the second century to the conversion of Constantine. - San Francisco, Harper & Row, 1988.-P. 799.
125. Lieu S.N.C, Montserrat D. From Constantine to Julian: Pagan and Byzantine views: Source history. - London: Routledge, 1996. - 285 p.
126. Limberis V. "Religion" as the Cipher for Identity: The Cases of Emperor Julian, Libanius, and Gregory Nazianzus // The Harvard Theological Review. 2000. Vol. 93. No. 4. P. 373-400.
127. MacMullen R. Corruption and the Decline of Rome. - New Haven and London: Yale University Press, 1988. - 319 p.
128. MacMullen, R. Roman Government's Response to Crisis, A.D. 235— 337. - New Haven and London: Yale University Press, 1976. - 308 p.
129. Malousse P.-L. Les bagues de l'Empereur Julien. La mise en pratique de la rhétorique épistolaire dans la correspondance personnelle d'un empereur // Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric. 2007. - Vol. 25, No. 2-P. 183-203.
130. Millar F. Emperors, Frontiers and Foreign Relations, 31 В. C. to A. D. 378//Britannia. 1982.-Vol. 13.-P. 1-23.
131. Millar F. Empire and City, Augustus to Julian: Obligations, Excuses and Status // The Journal of Roman Studies. 1983. - Vol. 73. - P. 76-96.
132. Mücke A. Flavius Claudius Julians nach den Quellen. - Goetha, 1896.
133. Murdoch A. The Last Pagan: Julian the Apostate and the Death of the Ancient World. - L., Inner Traditions, 2006. - 280 p.
134. Naville A. Julien l'Apostat et sa philosophie du polythéisme. - Paris, 1877.
135. Neander A. Der Kaiser Julian und Zeitalter. - Leipzig, 1813.
136. Negri G. L'Imperatore Giuliano l'Apostata. Studio storico. 5 ed.— Milan 1954.
137. Negri G. Julian the Apostate. - London, 1905. - 480 p.
138. Nicholson O. The "Pagan Churches" of Maximinus Daia and Julian the Apostate // Journal of Ecclesiastical History. - 1994. - Vol. 45. - P. 1-10.
139. Nischer E. The army reforms of Diocletian and Constantine and their modifications up to the time of the Notitia Dignitatum // The Journal of Roman Studies. - 1923. - Vol. 13. - P. 1-55.
140. Nixon C. E. V. Aurelius Victor and Julian // The Classical Philology.
- 1991. - Vol. 86. No. 2. - P. 113-125.
141. Norman A. F. Julian and Libanius again // The Classical Philology. -1953.-Vol. 48.-P. 239.
142. Pack E. Geschichte des spätrönischen Reiches. Städte und Steuern in der Politik Julians. - Bruxelles, 1985.
143. Pack R. Notes on the Caesars of Julian // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. - 1946. — Vol. 77. - P. 151157.
144. Piatt A. Notes on Julian's First Oration // The Classical Review. -1903.-Vol. 17. No. 3.-P. 150-152.
145. Pelikan J. The decline and Fall of Rome as Historical Paradigm // Daedalus. - 1982. - Vol. 11. No. 3. - P. 85-91.
146. Relihan J. C. A Metrical Quotation in Julian's Symposium // The Classical Quarterly. New Series. 1989. - Vol. 39. No. 2. - P. 566-569.
147. Reville A. L'empereur Julien // Revue de l'histoire des religions. T. XIII-XIV. - P., 1886.
148. Ricciotti G. L'Imperatore Giuliano l'Aposata secondo i documenti.
- Milan 1956. - Transl. by M. Joseph Costelloe. Julian the Apostate. -Milwaukee, 1960.
149. Ridley R.T. Julian the Apostate and the Rise of Christianity. - L., 1937.
150. Ridley F.A. Notes on Julian's Persian Expedition (363) // Historia, Zeitschrift fur Alte Geschichte. 1973. - Bd. 22. H. 2. - P. 317-330.
151. Rhode F. Geschischte der Reaction Kaiser Julians. - Jena, 1877.
152. The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars AD 226-363. a Documentary History / Ed. by Dodgeon M.H., Lieu S.N.C. - London and New York: Routledge, 1991.-429 p.
153. Scotton P.D. A New Fragment of an Inscription from the Julian Basilica at Roman Corinth // Hesperia. - 2005. - Vol. 74. No. 1. - P. 95-100.
154. Seager R. Perceptions of Eastern Frontier Policy in Ammianus, Liba-nius, and Julian (337-363) // The Classical Quarterly, New Series. 1997. -Vol. 47. No. l.-P. 253-268.
155. Seager R. Roman Policy on the Rhine and the Danube in Ammianus // The Classical Quarterly, New Series. - 1999. - Vol. 49. No. 2. - P. 579-605.
156. Seeck O. Das Epigramm des Germanusund seine Ueberschrift. -Rheinisches Museum, N.S. lxix., 1914.
157. Seston W. Constantine as a "Bishop" // The Journal of Roman Studies.
- 1947.-Vol. 37.-P.1-2.
158. Sinnigen W.G. Three Administrative Changes ascribed to Constantius II // The American Journal of Philology. - 1962. - Vol. 83. - P. 369-382.
159. Smith R. The Casting of Julian the Apostate "in the Likeness" of Alexander the Great: a Topos in Antique Historiography and its Modern Echoes // Histos. - 2011. - Vol. 5. - P. 44-106.
160. Smith R. Julian's Gods: Religion and Philosophy in the Thought and Action of Julian the Apostate. - London, 1995.
161. de Ste Croix G.E.M. Christian Persecution, Martyrdom and Orthodoxy. Ed by M. Whitby and J. Streeter. - New-York: Oxford Univ. Press, 2006.
162. Stebelton H. N. Julian and the Men of Letters // The Classical Journal.
- 1959. - Vol.54. No.6. - P.257-266.
163. Stein E. Geschichte des spätrömischen Reiches, Bd. 1: Vom römischen zum byzantinischen Staate (284^76 v. Chr.). - Wien, 1928. Bd. 2: Histoire du Bas-Empire: De la disparition de l'Empire d'Occident ä la
mort de Justinien (476-565 n.Chr.) / Herausgegeben von Jean-Remy Palan-que. - Brüssel/Paris, 1949.
164. Stertz S.A. Marcus Aurelius as Ideal Emperor in Late-Antique Greek Thought // The Classical World. - 1977. - Vol. 70. - P. 433-439.
165. Strauss Fr. Der Romantiker auf dem Throne der Caesaren. -Mannheim, 1847.
166. Teitler H. C. History and Hagiography: The Passio of Basil of Ancyra as a Historical Source // Vigiliae Christianae. 1996. - Vol. 50. - P. 73-80.
167. Thompson E.A. Ammianus' Account of Gallus Caesar // The American Journal of Philology. - 1943. - Vol. 64. No. 3. - P. 302-315.
168. Thompson E.A. Constantine, Constantius II, and the Lower Danube Frontier // Hermes. - 1956. - Vol. 84. No. 3. - P. 372-381.
169. Thompson, E. A., The Historical Work of Ammianus Marcellinus. - Cambridge University Press; New York. The Macmillan Company, 1947.
170. Tougher S. Julian the Apostate. - Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2007.-201 p.
171. Vogt J. Kaiser Julian über seinen Oheim Constantin den Grossen// Historia. - 1955. - Vol. 4 - P. 339-352.
172. Vogt J. Pagans and Christians in the Family of Constantine the Great // The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Ed. A. Momigliano. - Oxf., 1953. - P. 38-56.
173. Wardman A.E. Usurpers and Internal Conflicts in the 4th Century A.D. // Historia. Zeitschrift für Alte Geschichte. - 1984. - Bd. 33. H. 2. - P. 220237.
174. Weinstock C. Julian the Apostate Dying in Persia // Poetry. - 1930. -Vol. 36. No. 2.-P. 62-64.
175. Whitby L.M. Gregory's Likes and Dislikes // The Classical Review, New Series. -. 1998. - Vol. 48. No. 2. - P. 293-294.
176. White A. Ammianus Marcellinus as a Guide to the Strategies of Julian's Gallic Campaign 356 - 361. - Ottawa: Carleton University, 1998.
177. Woods D. The Martyrdom of the Priest Basil of Ancyra // Vigiliae Christianae. - 1992. - Vol. 46. - P. 31-39.
Список сокращений
ВДИ - Вестник древней истории САН - Cambridge Ancient History PG - Patrologia Graeca PL - Patrologia Latina
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.