Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Кокоева, Аза Багратовна

  • Кокоева, Аза Багратовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 191
Кокоева, Аза Багратовна. Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Владикавказ. 2015. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кокоева, Аза Багратовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

Глава I. Традиционная погребальная культура осетин

1.1. Ритуальные действия, связанные со смертью и содержанием усопшего

накануне погребения

1.2. Обряд оплакивания и специфичность траура

1.3. Склеповая культура погребения

Глава II. Традиционная поминальная обрядность осетин

2.1. Поминальная трапеза

2.2. Обряды, связанные с культом мёртвых

2.2.1. Бсехфселдисын

2.2.2. ¿Елеем

2.2.3. Дугъ

2.2.4. Хъабахъ

2.2.5 Хурмседзсеусеггаг

2.3. Этнографические особенности поминальных дней

Глава III. Представления осетин о загробном мире

3.1. Понятие загробного мира у осетин

3.2. Загробный мир в Нартиаде, фольклоре и литературе

Заключение

Библиографический список

Список информантов

Источники и литература

Список сокращений

178

179

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях глобализационных процессов изучение традиции приобретает особую актуальность в контексте проблемы сохранения уникальных этнических культур, на основе которых формируется общечеловеческая мировая культура. Современный уровень осмысления традиционной культуры признает необходимость ее сохранения и взаимодействия с инновацией в качестве залога успешной модернизации общества.

Несмотря на процессы глобализации, сопровождающиеся разрушением среды обитания, изменением условий жизни и хозяйственной деятельности, сокращением носителей языка, прогнозы исчезновения или нивелирования традиционных культур, в современной жизни сохраняются и даже актуализируются отдельные этнические традиции. К их числу в Осетии следует, прежде всего, отнести похоронно-поминальную обрядность - самую архаичную и консервативную составляющую традиционной культуры.

Являясь достаточно сложным объектом исследования, похоронно-поминальный обряд аккумулирует элементы духовной и материальной культуры, отражает разновременные и разностадиальные представления о жизни и смерти, о долге живых перед предками, о законах природы и общества, закрепленные в мифологии, религии и мировоззрении этноса. Похоронно-поминальная обрядность должна стать объектом междисциплинарного исследования, с использованием методов и материалов археологии, истории, фольклора и лингвистики. На междисциплинарных стыках появляются широкие возможности для реконструкции отдельных сторон традиционного мировоззрения и для понимания традиционной культуры в целом. Исследование функционально-смыслового содержания погребально-поминальной культуры позволяет выявить новые функции и смыслы, пересмотреть некоторые устоявшиеся, но безосновательные толкования.

Осетинский этнографический материал позволяет определить похоронно-поминальный обряд не только и не столько как часть семейного цикла, как это принято в этнологии, но и как феномен общественной культуры, актуальность изучения которого определяется также его сохранностью и устойчивостью в жизни современных осетин.

Объект исследования составляет погребально-поминальный обряд как важная составляющая семейного и общественного быта осетин, отражение их традиционного мировоззрения.

Предметом исследования являются мировоззренческие, материальные и социальные аспекты погребально-поминальной обрядовой практики осетин.

Цель работы - провести комплексное исследование погребально-поминальной обрядности осетин как этнокультурного явления, выявить ее древнейшую основу и последующие напластования, спецификув контексте этнической ментальности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) исследовать погребальный культ осетин как этнокультурный феномен;

2) выявить древнейший, архаичный пласт обрядности,восходящий к древнеиранскому миру;

3) определить природу последующих напластований в похоронно-поминальной обрядности, в историческом контексте этнокультурных и этногенетических процессов;

4) выявить в похоронно-поминальной обрядности отражение культурно-исторических связей осетин с окружающим миром, кавказскими и тюркскими народами;

5) проследить особенности формирования представлений о загробном мире и культе предков,зафиксированные в ритуалах, обрядах и плачах;

6) провести сравнительный анализ погребально-поминальной культуры северных и южных осетин.

Источниковая база исследования представлена полевым этнографическим материалом, архивным, археологическими, лингвистическими материалами и фольклорными текстами.

Этнографический полевой материал собран автором диссертации в период с 70-х годов XX века по настоящее время, в Цхинвальском,Джавском и Знаурскомрайонах Южной Осетии, в Ирафском, Дигорском, Кировском, Алагирском и Ардонском районах Северной Осетии, а также в Ахметском и Горийском районах Грузии. Корпус этнографических полевых материалов включает записи от представителей обоего пола старшего поколения осетин, непосредственные наблюдения автора, данные обследований старинных и современных кладбищ или отдельных мест погребения.

Архивный материал представлен рукописями фондов «Этнография» и «Фольклор» научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. Использованы рукописи этнографических очерков Г.А. Кокиева (Ф. 33. Оп.1) , записи А. Баскаева (Ф.ФольклорД 16), дигорские поэмы, песни и сказания (Ф. 13) и др.

Археологические источники, представленные иллюстрациями и фотоматериалом, содержат сведения, связанные непосредственно с формой и характером погребения умершего, устройством, составом погребальных сооружений и погребального инвентаря.

Фольклорные материалы, в частности тексты нартовского эпоса осетин, песни, сказки, легенды содержат материал, который в комплексе с лингвистическим анализом обрядовой лексики, текстов ритуальных плачей и причитаний, хранящих архаический слой этнокультуры, позволяет существенно дополнить представления о взглядах осетин и их предков на загробный мир.

Интересующий нас материал содержится и в опубликованных

источниках - Актах Кавказской археографической комиссии (АКАК), в

«Сборнике сведений о Кавказе» (ССК), «Сборнике сведений о кавказских

5

горцах» (ССКГ), в «Сборнике материалов по описанию местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Записках» и «Известиях» Кавказского отделения Русского географического общества» (КОРГО); в газетах «Кавказ» и «Терские ведомости». В них время от времени печатались ценные материалы о семейном быте осетин, в частности о погребальных и поминальных обычаях и обрядах.

Особое место среди корпуса источников по этнографии осетин занимает подготовленное Л.А. Чибировым серийное издание из семи книг «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», содержащих уникальный материал по этнографии осетин, печатавшийся на страницах русскоязычных периодических изданий Кавказа (газет и журналов) с 1830 по 1917 гг.

Методологической основой диссертации выступили принципы историзма, комплексный, системный, сравнительно-типологический, аналитический и структурный методы исследования. Изучение особенностей развития традиционных культур предполагает сравнительно-сопоставительный анализ комплекса исторических источников, позволяющих выявить общее и особенное в типологии культа мёртвых кавказских народов. Исследование погребально-поминального обряда требует применения междисциплинарного подхода,что позволяет восстановить историю духовной культуры осетинского народа, а также даёт возможность разносторонне изучить мифологические и религиозные представления осетин о загробном мире, о взаимосвязи живых и мёртвых во всех сферах образа жизни, о взаимообратимости процессов жизни и смерти.

Степень изученности проблемы.

Публичность исполнения похоронного ритуала способствовали тому,

что обряды погребения и поминания на протяжении Х1Х-ХХ вв.

фиксировались наблюдателями и исследователями, в результате чего

появились работы и научные статьи, теоретические положения которых

легли в основу нашего изыскания. Исследования по погребальным обрядам

6

обширны, и они дали возможность проанализировать традиционные погребальные и поминальные обряды осетин в сравнительно-этнографическом освещении.С 40-х годов ХУШвека погребально-поминальные обряды осетин глубоким архаизмом привлекали внимание христианских миссионеров в горах Осетии; так, в 1747 г. они сообщали в Синод, что «осетины поминают своих покойников оплакиванием, устройством скачек и многочисленными поминками» [РГИА, ф.796]. Первые сведения об осетинских похоронах относятся к XVIII в. Так, Л. Штедер, офицер русской армии, во время своего пребывания на Центральном Кавказе, предпринятого по заданию русского военного командования на Кавказской линии, вел подробный дневник путешествия, который впоследствии был издан. В нём Штедер даёт довольно подробные сведения о хозяйственном быте, обычаях и религиозных воззрениях осетин. Он был первым, кто оставил подробное описание похорон убитого молнией, а также обрядового танца-песни «Цоппай» вокруг пораженного молнией [Осетины..., 1967:27-69].

Большого внимания заслуживают и заметки Я. Рейнегса (1744-1793) под названием «Общее историко-топографическое описание Кавказа», в которых приводятся интересные данные о кровной мести осетин, о погребальных обычаях. Вот что он пишет о похоронах: «Когда умирает осетин, то его провожают к могиле женщины, громко проявляя свою печаль <...>, его оставшаяся жена вырывает себе волосы, царапает себе лицо, руки, грудь в беспамятстве...Её неистовое горе похоже, скорее, на бешеное отчаяние, нежели на нежную печаль. Она всё время старается ранить себя камнем или ножом, и грозит броситься со скалы» [Цит. по: Осетины..., 1967: 92-104].

Среди работ европейских авторов книга Карла Коха была лучшим

обобщающим трудом, в котором дано объективное этнографическое

описание народов Кавказа, основанное на личных наблюдениях и на

тщательном изучении литературных источников. На примере жителей

7

Чесельтского ущелья, Кох описал некоторые семейно-бытовые обычаи и обряды, не потерявшие значимость по настоящее время [Осетины 1967: 222274].

Интересный материал по этнографии осетин содержится в работах академика Ю. фон Клапрота. Он побывал почти во всех ущельях Северной Осетии, в плоскостных сёлах, расположенных в предгорьях Западной Осетии, в Трусовском и Кудском ущельях. Наряду с описанием хозяйственных занятий Ю. Клапрот характеризует материальную и духовную культуру осетин. Значительную ценность представляет его описание погребально-поминальных обычаев осетин [Осетины...,1967: 140,167-169].

Весомый вклад в осетиноведение внес известный русский учёный, языковед и этнограф, автор первой научной грамматики осетинского языка, академик A.M. Шёгрен. Параллельно с изучением осетинского языка Шёгрен занимался сбором фольклорного и этнографического материалов, результаты которых изложены в замечательной работе «Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях». Отдельный раздел исследования («Обряды похорон, поминки, скачки») автор посвящает погребальному и поминальному культу осетин. Описывая подробно поминальные праздники (Лауызгсенсен, Бадсетпсе, скачки дугъ, ежегодные и еженедельные поминки, на некоторых присутствовал сам), он обращает внимание на уважительное отношение горцев-осетин к покойникам и одновременно подчёркивает разорительность поминок, что одинаково и для богатого, и для бедного [Шёгрен, 1998:40 - 68].

Этнографическая литература об общественном строе и быте осетин стала пополняться с 50-60 гг. XIX века, когда на арену осетиноведения вышли местные этнографы. Среди них первым по времени и по объёму работ следует назвать Н. Берзенова [ППКОО, 1981: 98-131]. Он, грузин по национальности, блестяще владел осетинским языком, был тонким знатоком культуры и быта осетин, благодаря чему внёс большой вклад в осетинскую

этнографию. Его «Очерки Осетии» представляют значительный интерес по изучению погребальных обрядов осетин, а в статье «Осетинский обряд сидения мертвецов» раскрывается смысл одного из интересных поминальных обрядов осетин.

В 50-х гг. XIX в. первый этнограф-осетин, учитель, а позднее -священник, Тахо Биасланович (Соломон Витальевич) Жускаев опубликовал в «Закавказском вестнике» два очерка, один из которых посвящен празднику урожая «Атынаег», а второй содержит пространное описание похоронных обрядов у осетин-алагирцев («олладжирцев») [ППКОО, 1981:133-135]; причём описанный им древний обряд оплакивания (самоистязание) у осетин перекликается со скифским обрядом, приведённым Геродотом [Геродот, 1У-.204].

Определённый интерес для нас представляет этнографический очерк об осетинах историка-кавказоведа Н.Ф. Дубровина «Осетины. История войны и владычества русских на Кавказе» [Дубровин, 1871], известный корпус «Адатов кавказских горцев» Ф. И. Леонтовича [Вып. II, 1883], «Рассказы о кавказском племени -осетинах. Народы России» Н.Жданова [Жданов, 1898], «Отрывки из моих воспоминаний» Н. А. Зиссермана [Зиссерман,1878].

Заметный вклад в осетинскую этнографию внёс Владимир Богданович Пфаф - известный правовед, работавший в Санкт-Петербургской публичной библиотеке, а позднее - во Владикавказской прогимназии. Его работы по истории, этнографии и обычному праву осетин обратили на себя внимание исследователей Кавказа, как в России, так и за рубежом. Для проведения своих изысканий он буквально исходил вдоль и поперёк Осетию, извлёк огромный материал из архивов. В результате им были написаны и опубликованы такие обширные работы, как «Народное право осетин» [Пфаф, 1871,1872], «Этнологические исследования об осетинах» [Пфаф, 1872], «Материалы для древней истории осетин» [Пфаф, 1870]. Этнографический материал имеется также в его путевых очерках^

«Путешествие по ущельям Северной Осетии» [Пфаф,1871], «Описание путешествия в Южную Осетию, Рачу, Большую Кабарду и Дигорию» [[Пфаф,1872] и др. Работы В. Пфафа содержат значительное количество интересных сведений по вопросам истории, материальной и духовной культуры осетин.

Одним из первых этнографов-осетин был Б. Гатиев. Среди работ - его выдающийся труд «Суеверия и предрассудки осетин» [Гатиев, 1876:1-83]. Он наиболее значимый в этнографической литературе, не потерявший свою ценность по настоящее время. В нем Б. Гатиев подробно описал обычаи и обряды осетин, их праздники, верования, суеверия, мифологию. В частности, работа содержит богатейший материал о таких элементах погребального культа, как посвящение коня покойнику, многочисленные поминальные процедуры и др.

С 60-70 годов XIX в. стали появляться работы других этнографов-осетин. Среди них статьи И. Тхостова «Верования осетин», «Знахари и знахарки в Осетии» [Осетины..., 1967: 179-181, и др.].

В 1875 году в газете «Кавказ» была напечатана весьма актуальная статья анонимного автора - «Кое-что о суеверных и разорительных обычаях осетин» [ППКООД981]. Тонко зная быт и нравы родного народа, он сумел подробно описать похоронные и другие обычаи и обряды, народные праздники, осетинскую мифологию и пантеон, пережитки ранних форм религии, суеверия и предрассудки. Остро переживая разорительность трёх обычаев - калыма, поминок и скачек по усопшему, - автор заканчивает статью призывом: «Желательно, чтобы наш отголосок из глуши не остался гласом вопиющего в пустыне, но чтобы люди цивилизованно-разумные, стоящие во главе сего... народа обратили на него своё просвещенное внимание,... чтобы ближайшее начальство осетин позаботилось об уничтожении их разорительных и нелепых обычаев. Кажется, пора уже положить конец этим нелепостям и тем избавить... народ от крайнего разорения в экономическом отношении» [Там же, 204].

В очерке «Из Южной Осетии» Ф. Натиев пишет, что «осетин богатство своё, хлеб, скот съедает в одну тризну или в один праздник с гостями», и призывает к уничтожению этих разорительных обычаев [ПГЖОО,1981: 182-185]. Статья Г. Цаголова «Влияние религиозных обрядов на благосостояние осетин» интересна вычислениями, иллюстрирующими, сколько осетин тратил в течение года на молитвенные пиры (куывды), в том числе и на поминки [Цаголов, 1897].

Неоценимый вклад в научное осетиноведение внёс выдающийся русский учёный В.Ф. Миллер, труды которого стали настольными книгами для кавказоведов. Научные интересы В.Ф. Миллера и его исследования по языку, фольклору и этнографии вошли в трёхтомный труд «Осетинские этюды» [Миллер, 1992]. Обработав накопившийся большой фактический материал, ученый в 1882 г. издал «Религиозные верования осетин», составившие вторую часть его «Осетинских этюдов». Эта работа считалась в то время одним из лучших исследований в области духовной культуры народов Кавказа. Вс. Миллер записал много преданий о возникновении осетинских святилищ, присутствовал на некоторых празднествах, собирал материал об осетинских похоронных обрядах; в нём выделяет наиболее разорительные для народа поминки, которые в его время несколько раз обсуждались на сельских собраниях и съездах, где ставили вопрос об уменьшении числа поминок и их стоимости. «На поминки смотрят, - писал учёный,- как на кормление мёртвых, говорят, что пища, которую едят на поминках, не идёт в пользу съевшему, но её сила переход к мёртвому, так что плотно поевший на поминальной пирушке, придя домой, имеет право спросить себе обычный обед. Нельзя более оскорбить осетина, как сказав, что его мёртвые голодают» [Миллер, 1992:287]. На основе длительных наблюдений за бытом осетин Вс. Миллер приходит к выводу о том, что многочисленные поминки, устраиваемые по усопшему, приводят хозяйство горца к разорению: «У осетин есть пословица, отчего он богат - от того, что у него никто не умирает» [Там же].

Для нашей темы наибольшой интерес представляет статья Вс. Ф. Миллера «Отголоски кавказских верований на могильных памятниках» [Миллер, 1893:126]. В ней, на основе погребальных обрядов осетин, в частности посвящения коня, расшифровываются изображения на могильных памятниках, датируемых XV -XVI вв.

В статье «Черты старины в сказаниях и быте осетин» [Миллер,1998:422-436] Вс. Миллер одним из первых высказал мнение о сходстве некоторых архаических и погребальных обрядов осетин (оплакивание, масштабные поминки, посвящение коня покойнику, обрезание косы у вдовы и пр.) с соответствующими скифскими обычаями.

В.Ф. Миллер подробно изучил существовавший в его время погребальный обряд у осетин и провёл некоторые параллели с обрядами скифов. «Наблюдая эти, до сих пор сохранившиеся у осетин обряды, -пишет он, - невольно вспоминаешь некоторые черты скифских похорон, записанные Геродотом. И у скифов в похоронах принимают живое участие не только близкие родственники покойного, но и все его знакомые, причём труп рядового покойника развозится по области в течение 40 дней.

Труп же царя возят по всей Скифии из области в область, и всюду его оплакивают, выражая скорбь наглядным образом. Каждый скиф обрезает себе кончик уха (у осетин это делают коню), остригают себе волосы (делает у осетин вдова покойного), делают надрезы на руках, царапают себе лбы или носы (последнее до сих пор делают женщины в Осетии) и прокалывают стрелой левую руку. С царём погребают его жену, слуг, коней, оружие, сосуды. Затем через год вокруг царской могилы ставят 50 чучел убитых в честь его юношей и коней»[Миллер, 1998:435].

К числу древнейших обрядов осетин В.Миллер относил и погребение покойника в усыпальнице (зсеппадз), широко бытовавшее в далёком прошлом в горах Осетии.

Крупным вкладом в осетиноведение явился капитальный труд М.М.

Ковалевского «Современный обычай и древний закон» [Ковалевский, 1886],

12

в котором учёный, изучив семейную общину и другие архаические институты осетин, рассмотрел сложный круг семейно-брачных отношений и обрядов, семейный родовой культ осетин и др.

Большой интерес вызывает у нас и другая работа учёного -«Поклонение предкам у кавказских народов»; в ней пущен в научный оборот материал о культе предков у осетин [ППКОО, 1981: 270-276].

Одной из интереснейших работ дореволюционного этнографического осетиноведения является очерк Коста Хетагурова «Особа», изданный в 90-х гг. XIX века [Хетагуров, 2000]. В нём даётся подробное описание хозяйственного строя, общественного быта и семейных отношений жителей Наро-Мамисонской котловины, подробно рассматриваются обычаи, связанные с погребением усопшего. Помимо описания роли женщин в оплакивании покойника, К. Хетагуров пишет о поведении мужчин на похоронах, которые имеют «свой установленный порядок по выражению скорби. Они попарно приближаются к хадзару с изготовленными для этого обряда плетьми и, переступив через порог, бьют себя этими плетьми через голову по голой шее. Выходя, они передают плети другой паре и т.п. Мало знакомые с домом покойного выражают своё соболезнование более просто -с опущенной головой и руками они тихо вступают во двор покойника и, простояв с минуту неподвижно, делают левой рукой печальное приветствие. Их благодарят, и они примыкают к общей массе» [Хетагуров, 2000: 363]. Этнографическое исследование К.Хетагурова не утратило своего значения и по настоящее время.

Выше мы вкратце охарактеризовали лишь важнейшие из дореволюционных этнографических работ об осетинах, представляющих интерес для разрабатываемой темы. Имеются и другие историко-этнографические источники, которые появились в разное время, как в специальных изданиях, так и на страницах периодической печати.

Так, в Актах Кавказской археографической комиссии (АКАК), в

«Сборнике сведений о Кавказе» (ССК), «Сборнике сведений о кавказских

13

горцах» (ССКГ), в «Сборнике материалов по описанию местностей и племен Кавказа» (СМОМГПС), «Записках» и «Известиях» Кавказского отделения Русского географического общества» (КОРГО); в газетах «Кавказ» и «Терские ведомости» печатались, время от времени, ценные материалы о семейном быте осетин, в частности о погребальных и поминальных обычаях и обрядах.

Таким образом, дореволюционная историография достигла значительных успехов в изучении похоронно-поминалыюй обрядности осетин в XIX - нач. XX в. Исследователям и бытоописателям удалось зафиксировать обширный этнографический материал, свидетельствующий о сохранении древних традиций, достаточно детально их описать. Вместе с тем следует отметить и наличие в дореволюционной историографии претенциозных описаний, направленных на создание образа дикого народа, нуждающегося в христианском просвещении.

Главной чертой дореволюционной историографии была описателыюсть, создание обширной источниковой базы. Попытки некоторых авторов представить анализ отдельных сторон похоронно-поминальной культуры, культа предков, религиозных представлений о смерти и жизни, не привели к сложению цельного научного представления о похоронно-поминальной культуре осетин. К числу важных результатов следует отнести выявление Вс. Миллером преемственной связи похоронного обряда скифов и осетин.

Новым этапом в изучении этнографии осетин и в частности, похоронно-поминальной обрядности, стала советская эпоха, становление советской этнографической науки.

В 1920-30-е годы наибольший вклад в изучение культуры и быта осетин внесли Г.Ф Чурсин и Е.Г. Пчелина. Известный этнограф-кавказовед Г.Ф. Чурсин в своих многочисленных статьях: «Культурные переживания», «Траур у Кавказских народов», «Из истории вдовьего траура», «Культ мёртвых на Кавказе» [ППКОО, 1981: 269-288] не обходил стороной суеверия

и предрассудки, связанные с культом мёртвых у осетин. Как писал учёный, вдова у осетин круглый год ежедневно стелила покойному мужу постель, а каждое утро подавала ему, невидимому, умываться. В течение целого года она не ела скоромного и тем предоставляла удовольствие покойнику. В свете разрабатываемой нами проблемы наибольшую ценность представляет его этнографический очерк «Осетины» [Чурсин, 1925]. Немало интересного о культе мертвых у осетин имеется и в этнографических исследованиях Е.Г.Пчелиной [Пчелина, 1929; Пчелина, 1968].

Из среды осетин первыми крупными исследователями их культуры и быта были З.Н.Ванеев и Г.А.Кокиев. Наряду с известными работами по гражданской истории, перу З.Н.Ванеева принадлежит монография о пережитках патриархально-родового строя и большая статья о преобразованиях в осетинской деревне на примере колхоза им. К.Хетагурова Цхинвальского района [Ванеев, 1955; Ванеев, 1955а]. Г.А.Кокиев - автор оставшихся в рукописи очерков по этнографии осетин и весьма содержательной статьи «Склеповые сооружения осетин» [Кокиев,1928]. Не менее интересный материал о склеповой культуре осетин содержится и в трудах археологов В.Х. Тменова [Тменов, 1979; Тменов, 1984] и Р.Г. Дзаттиаты [Дзаттиаты,2002].

В исследовании осетиноведческой тематики не обойти «Историко-этимологический словарь осетинского языка» и другие выдающиеся труды В.И. Абаева [Абаев, 1949; Абаев, 1958 и др.]. В них находятся ответы на вопросы, которые тщетно искать в других источниках.

Крупные обобщающие труды составляют этнографическое наследие А.Х. Магометова. В известных монографиях «Культура и быт осетинского народа» [Магометов, 1968], «Общественный строй и быт осетин» [Магометов, 1974], погребально-поминальным обрядам учёный посвятил специальный раздел. Этой же теме посвящена статья Н. Такоевой в «Советской этнографии» [Такоева, 1957].

Круг научных интересов З.Д.Гаглоевой - вопросы материальной культуры, общественный строй, социально-бытовые отношения осетин. Помимо монографии «Очерк по этнографии осетин» [Гаглоева, 1974а] её перу принадлежит подробное исследование новогоднего праздника осетин {Ног бон); статья о культе мёртвых, в которой высвечивается малоизвестный обряд оплакивания - иронвсендаг [Гаглоева, 1964].

Неоценимый вклад в изучение традиционной этнографии осетин и других народов Кавказа внёс Б.А.Калоев [Калоев, 1971; Калоев, 1999; Калоев, 2004 и др.]. Наряду с исследованием проблем этногенеза, хозяйственной и общественной деятельности, Б. Калоев в «Осетинах» много внимания уделяет религиозным верованиям, в их числе - описание погребальных и поминальных обрядов. Обряд «Посвящение коня покойнику» им разбирается в отдельном исследовании [Калоев, 1964]. В своих работах Б. Калоев высказал немало интересных мыслей о мифологических и религиозных корнях многих элементов погребального ритуала, в частности, попытался рассмотреть похоронный цикл осетин как этногенетический источник: «В целом, осетинский цикл, зачастую не имевший аналогий у других народов Кавказа, может служить важнейшим этногенетическим источником, доказывающим участие в формировании культуры осетин двух компонентов - иранского и кавказского» [Калоев, 1999:182]. Учёный считал, что выявление этногенетических особенностей похоронных обычаев и обрядов осетин возможно только при полной их характеристике и сравнительном анализе. По его мнению, одной из отличительных черт осетинских похорон является их широкий общественный характер. Б. Калоев сравнивает их с аналогичной скифской обрядностью, известной по описанию Геродота. Весьма ярки древнеиранские черты в обрядах оплакивания, самоистязаний и т.д.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кокоева, Аза Багратовна, 2015 год

П. Литература

1. Абаев В.И. Дохристианская религия алан // Тезисы доклада на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960 (отд. оттиск).

2. Абаев В.И. Последний бой Урузмага. Нартовский эпос // ИСОНИИ. Т. 10. Вып. 1. 1945.-С.94.

3. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.1. М.-Л., 1958.-656 с.

4. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука, 1973. Т. И.

5. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 4. М., 1989.-328 с.

6. АгнаевГ. Осетинские обычаи. - Владикавказ: Ир, 1999. -172 с.

7. Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда. М., 1890.- 146 с.

8. АрдасеновХ. Н. Очерк. - Орджоникидзе, 1959 - С.26 -27.

9. Ардасенов X. Н. Сека Гадиев и его творчество //Альманах. Советская Осетия. 1956. №7-8. - С. 25 - 29.

Ю.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре восточных славян. Глава 2. СПб., 1993. - 240 с.

11 .Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тбилиси, 1957 - 270 с.

12.Берзенов Н. Осетинский обряд сидения мертвецов // Газ. «Кавказ», 1850, №7.- С. 95-98; ППКОО. Цхинвал, 1981. Кн. 1. С. 98-131.

\Ъ .Берзенов Н.Г. Осетинская Сафо //Закавказский альманах «Зурна». Тифлис. 1855.-С.15.

14.Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. Конец XIX - нач. XX вв. Автореф. канд. дисс. М., 1976.-23 с.

15.Бесолова Е.Б. Из терминологии похоронного обряда осетин // Фундаментальные исследования, №9, за 2012 (часть 1).- С.

16.Бесолова Е.Б. Язык и обряд: Похоронно-поминальная обрядность осетин в аспекте её текстально- вербального выражения. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. -408 с.

17.Богаевский Б.Л. Земледельческая религия Афин. Т.1. Петроград, 1916-241с.

18.Биджелов Б. X. Социальная сущность религиозных верований осетин. Владикавказ: Ир, 1992.-181с.

\9.БидерманнГанс. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996.-336с.

Ю.Бойс Мэри. Зороастрийцы. М., 1987.-316с.

21 .Бонгард-Левин, Г.И. Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М.,1958-208 с.

22.Брегвадзе H.A. К вопросу о характере одного из грузинских «народных календарных праздников «Тевдороба». Материалы по этнографии Грузии, т.4. Тбилиси, 1870. -С.15-30.

23.Буттитта Н.Э. Хлеб и праздник на Сицилии // Этнографическое обозрение, - 2011№ 1. -С.17-27.

24.Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Южной Осетии. Тбилиси, 1955. -103с.

25.Ванеев З.Н. О некоторых процессах изменений в семье и семейном быту в югоосетинской колхозной деревне // ИЮНИИ. Цхинвали, 1955. Вып. VII.-С. 182-252.

26.Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии Х1Х-ХХ веков: традиции и инновации. М.,1982.-240с.

21.Габуния С. Попытка этимологизации грузинского идиоматического выражения в свете данных этнографии басков. Тбилиси, 1964. -

28.Гаглоева З.Д Известия ЮОНИИ. Вып. XI. 1969.

29.Гаглоева З.Д. Культ мёртвых у осетин // Известия ЮОНИИ. Вып. XVIII. 1964. -С.52-78.

30.Гаглоева З.Д. Осетинский национальный костюм // Известия ЮОНИИ. Вып. XI11. 1964.-С. 215-230.

31.Гаглоева З.Д. Очерки по этнографии осетин. Тбилиси, 1974. -161 с. Ъ2.Гадиев Сека. Избранные произведения. Сталинир, 1958.-441 с.

33.Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.Б. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т.2. Тбилиси, 1984. -1409 с.

34.Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин // ССКГ. Вып. IX. Отд. Ш.Тифлис, 1876.-С.1 -83.

35. Георгадзе Д.Г. Культ мёртвых в горной Восточной Грузии. Дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. Тбилиси, 1977. -21 с.

36.Геродот. История в 9 книгах. Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. JL, 1972.-604 с.

ЪТ.Герц К. Погребальные обряды древних египтян. М., 1965. 38./обозов В. Л. Поэтическое искусство Сека Гадиева. Цхинвал: Южная • Алания, 2010 - 175 с.

39.Годовые праздники у осетин. Великий пост // «Терские ведомости», 1892, №31. С. 2.

40Траков Б.Н. Скифы. М., 1971.-202 с.

41 .Гребенец Ф.С. Могильники в Куртатинском ущелье // СМОМГПС. Вып. 44. Отд. 3. Тифлис,1915.-С. 61-64.

42.Давидов И. Из суеверий Осетии // Газ. «Терские ведомости», №49, 1873 .-С. 144-146. •

43 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-ое изд., испр. СПб., Гостиный двор, №17 и 18. В 4-х томах. 1882. -M.: ТЕРРА, 1995.-2800 с.

44 Дарчиева М.В. Вербальный код осетинского обрядового текста. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012.

45 Дзаттиаты Р.Г. К вопросу об элементах зороастризма в склеповом обряде// Известия ЮОНИИ.1985.- С. 15-17.

АвДзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ, 2002.-434 с.

47 Дзиццойты Ю.А. Нарт Урузмаг и его сыновья // Осетинская филология, история и современность. Вып. III. Владикавказ, 1999. - С. 325-328.

48 Долгих Б. О. О похоронном обряде кетов. M., 1961.- 192 с.

49.Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1871.-656 с.

50.Егиазаров А. Краткий этнографический очерк курдов Эриванской Губернии//ЗКОИРГО. Вып. XXX, Тифлис, 1884.-С. 184.

51 .Жданов Н. Рассказы о кавказском племени осетинах. М., 1898. С. 35.

52Жускаев C.B. Похороны у осетин Олладжирцев «алагирцев» // Закавказский вестник, 1855, №9- 134-135.

53.Зеленин ДК. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934 -1954. М.: Индрик, 2004. - 368 с.

54.Зиссерман А.Л.. Отрывки из моих воспоминаний // Журн. «Русский вестник», 1878, Т. 138. № 3. №11.

55.Инал-ипаШ. Абхазы. Алашара, 1965.-690 с.

56.Инал-ипа Ш. Абхазы. Сухуми, 1960. -686 с.

51.Иосифов ИМ. Мумификация в горах Кавказа // Известия Осет. НИИК. Вып.З. Владикавказ,-1928 - С. 119 -146.

58.Казиев М.Р. Згъудеры Уастырджи, «Мах дуг», №5, 2002. -С. 8-10.

59.Калоев Б. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999.-394с.

60.Калоев Б. Этногенетическая направленность похоронных обычаев и обрядов осетин в ХУ111-начале XX в.// Осетинские историко-этнографические этюды. М.Наука, 1999. - С. 181-217.

61 .Калоев Б.А. Осетины: Историко-этнографическое исследование. М.:

Наука, 1967.-394 с. 62. Калоев Б. А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII - начале XX в. //Кавказский этнографический сборник. М.: Наука, 1984. -С. 72 -105.

63 .Калоев Б.А. Обряд посвящения коня у осетин // Доклад на VII МКАЭН, 1964.

вА.Калоев Б.А. Осетины: Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004.-471с.

65.Кануков И. Д. Из осетинской жизни. 1876. №91. -С. 207 - 209.

66.Канукова З.В. Этнография осетинского пореформенного села. Владикавказ, 1992. - 115 с.

67.Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. - 333 с. 68 .Каргиев Б. М. Старинные и современные осетинские обычаи.

Владикавказ: Аланыстон, 2008. - 240 с. 69.Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071808 гг. // ОГРИП. Орджоникидзе, 1967. Ю.Ковалевский М.М. Поклонение предкам у кавказских народов // Газета «Кавказ», 1902,№107, 109; Вестник всемирной истории. 1902. № 3.

1\.Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон: Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М.,1886. Ч. 1,2413 с.

72. Кокиев Г. А. Склеповые сооружения Горной Осетии. Историко-этнологический очерк. Владикавказ, 1928.-280 с.

73. Кокиев С.В. Записки о быте осетин // Сборник материалов по этнографии, издаваемом при Дашковском этнографическом музее. Вып.1. 1885.-С. 62-78.

74. Корсун А.Н. Строительная жертва. Легенда о Сурамской крепости (Электронный ресурс). Режим доступа: http: //arteume. nxt.ru// arteume.ucoz.net.

75. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.-241.

76. Котляревский А.О. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1968.-290 с.

77.Краулей Э. Мистическая роза. Исследования о первобытном браке. СПб., 1905.-486 с.

1%.Кремлёва И.А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения // Полевые исследования института этнографии. М., 1978 - 231 с.

19. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Наука, i960 — 530 с.

80. Кузнецов С.С. Культ умерших и загробные верования луговых чермис // ЭО. Кн. 60 - 61, 1904.- С. 67 -90.

81. Курганский М.К К вопросу о строительной жертве и «кутном боге» (Электронный ресурс). Режим доступа: http: miroslav-kqn.

82.Кызласов P.A. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М.: Наука, i960 - 173 с.

83. Легенда о Уастырджи. Осетинская сказка. Орджоникидзе, 1974.

84. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. I. 1883. Вып. II.

85.ЛипсЮ. Просхождение вещей, М., 1954.^90 с.

86. Лордкипанидзе М.Д. Картли во 11-пол. Ув. Тбилиси, 1979.-154 с.

87.Лотман ЮМ. Символ в системе культуры // Уч. зап. Тарту.гос. ун-та. ТЗС, 21. Вып. 754. Тарту, 1987.//Избр. раб. по культурологии и искусству. Владикавказ: Живая мысль, 2008. -С. 75-86.

88Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.-365 с.

89Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин: ХУП - XIX вв. Орджоникидзе: Ир, 1974. - 365 с.

90Малия Е.М., Акаба Л.Х Одежда и жилище абхазов. Тбилиси, 1982-201с.

91 Мачавариани К. Религиозное состояние Абхазии // Газета «Кутаисские ведомости». 1889, №4.

92.Миллер Вс. Черты старины в сказаниях и быте осетин // Миллер В. Ф. В горах Осетии. Владикавказ: Алания, 1998. -С.422^36.

93Миллер В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ, 1998-515 с.

94Миллер В.Ф. Древний осетинский памятник из Кубанской области // МАК, 1893.-С. 183 -183.

95Миллер В.Ф. О некоторых древних погребальных обрядах на Кавказе // ЭО, 1911.- С. 125-136.

96. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. —714 с.

91. Миллер В.Ф. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках // МАК. Т. III. 1893.- С. 11 - 13.

98. Миллер В.Ф.Терская область// Археологические экскурсии, МАК, 1888.Вып.1.-С. 71 -75.

99.Миллер Вс. Религиозные верования осетин // Миллер Вс. Осетинские этюды. X. II. Гл. VII. Владикавказ, 1992.С. 376 - 422.

100. Миллер A.A. Краткий отчёт о работах Северокавказской экспедиции в 1925 года // Известия РАИМК. Т. 4. Л., 1925.-С. 30 -40.

101. Народные календарные праздники «Тевдороба» // Материалы по этнографии Грузии. Т. 1У. Тбилиси, 1970.-С. 15-30.

102. Нартские сказания. Осетинский народный эпос. М., 1949 - 435 с.

103. Натиев Ф. Из Ортеви // Газета «Кавказ», №10. 1873- С. 195 — 196.

104. Натиев Ф. Из Южной Осетии // Газета «Кавказ», №10. 1873.-С. 182-186.

105. Нигер .Уацмысты агххаест эгмбырдгонд эертаг томгей /Полн. собр. соч.в 3-х томах//Сост. К.Ц. Гутиев. Орджоникидзе: Ир, 1966 -1968. Т. 1-3.

106. Никитин В. Курды. М., 1964- 360 с.

107. Осетинская этнографическая энциклопедия // Сост. и ред. JI.A. Чибиров. Владикавказ: «Проект-Пресс», 2013. - 688 с.

108. Осетинские народные сказки. Цхинвал, 1971. - 315 с.

109. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948.- 503 с.

110. Осетинское народное творчество. Т.2. 2007. - 655 с.

111. Осетины глазами русских и иностранных путешественников XI11-Х IX вв. / Сост., ввод. ст. и примеч. Б.А. Калоева. Орджоникидзе, 1967.-318 с.

112. Осетины. Серия: Народы и культуры. М., 2012. - 605 с.

113. Очиаури Т. Похоронные обряды Картли в древности и сегодня. Тбилиси, 1987.-С. 11-14.

114. Памятники народного творчества осетин: Трудовая и обрядовая поэзия.Владикавказ: Ир, 1992.-440 с.

115. Парандовский Я.Н. Верования и легенды греков и римлян. М., 1971 -272 с.

116. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах // Сост. JT.A. Чибиров. Кн. 1.Цхинвали,1981; Кн.2. Цхинвали, 1982; Кн. 3. Цхинвали, 1987; Кн. 4. Цхинвали, 198?; Кн. 5.Цхинвали,1991; Кн. б.Владикавказ, 2006; Кн. 7. Владикавказ, 2014.

117. Погребальный обряд племён Северной и Средней Европы в 1 тысячелетии до н. э. -1 тысячелетии н.э. М., 1974.

11В. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.-361 с.

119. Пфаф В.Б. Народное право осетин // ССК. Т.2. 1871.- С. 258-337.

120. Пфаф В.Б.Сборник сведений о Кавказе. Т2. Тифлис, 1872.- 286 с.

121. Пчелина Е. Г. Два погребения из сел. Лац в Северной Осетии (по раскопкам 1927 г.) //Гос. Секция археологии РАНИОН. 1929. Т. IV.

122. Пчелина Е. /"Погребальные комплексы из Сохты, Урсдзуар и Рук //Изв. ЮОНИИ. Цхинвали, 1968. Т. XV.

123. Рейнеггс Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа // ОГРИП. Оджоникидзе, 1967.

124. Семейная обрядность народов Сибири. Институт этнографии АН СССР. М., 1980.-239 с.

125. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966—576 с.

126. Сказания о Нартах. Цхинвали, 1981. - 399 с.

127. Снесарев Г.И Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969 - 335 с.

128. Спенсер Г. Основы социологии. СПб., 1876.-321 с.

129. Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. Л., 1985169 с.

130. Тменов В.Х. Город мёртвых. Позднесреднековые склеповые сооружения Тагаурии. Орджоникидзе: Ир. 1979.- 147 с.

131. Тменов В.Х. Зодчество Средневековой Осетии. Владикавказ, 1996.-438 с.

132. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984.-342 с.

133. Такоева Н. Поминальные и похоронные обряды осетин в XIX веке// Советская этнография, 1957. №1.

134. Токарев С.А. Ранние формы религии, М., 1964.-397 с.

135. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964.- 576 с.

136. Тотров В.К. Из истории семейных обрядов // Известия СОНИИ, Орджоникидзе, 1964. T.XXIV. Вып.1. - С. 34-46.

137. Тошакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (19- нач. 20 в.). 1978.- 157 с.

138. Туаллагов A.A. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ, 2001. -314 с.

139. Туганов М.С. О некоторых обычаях из прошлой жизни осетин // Фидиуаг, 1948. №3. -С. 35-39.

140. Тюлина Е. В. Космологические представления в поминальном ритуале экоддишта шраддхи // НАА, 1988. № 3 - 243 -259.

141. Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. -233 с.

142. Фаис ОД. Празднование «Дня мёртвых» на Сицилии» // Этнографическое обозрение. 2011. №6. - С. 3-15.

143. Фсернион Къ. Уады уынагр. - Сталинир, 1959.

144. Фрейденберг О.М. Миф и литература. М., 1978. - 800с.

145. Хадикова А.Х. Традиционный этикет осетин. СПб., 2003. — 225 с.

146. Хамицаева Т.А. Вопросы осетинского литературоведения. T.XXIII. Орджоникидзе, 1978.-С. 140-179.

147. Хетагуров K.JI. ППС в 5 томах; т. 1-2. Владикавказ, 1999; т. 3-4. Владикавказ, 2000; т. 5. Владикавказ, 2006.

148. Хизанишвили Н. Статьи по этнографии. Тбилиси, 1940 - 199с.

149. Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров // Труды по этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая. М., 1959. - С. 185-186.

150. Чибиров Л. А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1984.

151. Чибиров Л.А.Осетинское народное жилище. Цхинвал, 1970.-217с.

152. Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М.:РОССПЭН, 2008.-712 с.

153. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков (Очерки по истории народных верований). - М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 236 с.

154. Чонкадзе Даниелъ. Сурамская крепость. Грузинская проза. Т.7. Тифлис, 1984 (на груз.яз).- С. 245 - 303.

155. Чочиев А.Р. Нарты-арии и арийская идеология. Кн. 2. - М.: Акалис, 2000. - 504 с.

156. Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин. 1985286 с.

157. Чочиев А.Р. Пережитки военно-демократического уклада в общественном быту осетин в прошлом: Автореф. дисс. канд. ист. наук. -Тбилиси, 1979.-21 с.

158. Чурсин Г.Ф. Культ мёртвых на Кавказе // Газета «Кавказ», 1901, №37.

159. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Нальчик: Изд-во Котляровых, 2010. - 84 с.

160. Чурсин Г.Ф. Траур у кавказских народов // Газета «Кавказ», №1, 1902.

161. Чурсин Г. Ф. Осетины. Этнографический очерк// Тр. Закавказской научной ассоциации. Юго-Осетия. Тифлис, 1925.Сер. I. Вып. I.

162. Чурсин Г.Ф. История вдовьего траура //Илл. Приложение к газ. «Кавказ», 1903. № 3.

163. Шёгрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях // Газета «Кавказ», №27-30 — С. 52 -80.

164. Штедер Л. Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности кавказа, предпринятого в 1781 г. // ОГРИП 13 -19 вв. Орджоникидзе, 1967.- С. 27 - 70.

165. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.-592 с.

166. Шабловский И.И. Медикаменты и способы лечения, употребляемые народными врачами Абхазии и Самуркании // Медицинский сборник. №41. Тифлис, 1886.

167. Stube 1927 / S / Livejournal.com/25639/html.19

Список сокращений

АКАК

Вып.

Газ.

Журн.

ЗКОИРГО

- Акты кавказской археографической комиссии

- Выпуск

- Газета

- Журнал

- Записки кавказского отдела Императорского русского географического общества

- Известия Северо-Осетинского научно-иследовательского института

- Кавказский этнографический сборник. Москва - Материалы по археологии Кавказа

- Международный конгресс археологических и этнографических наук

- Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований

- Научно-исследовательскиинститут краеведения

- Осетины глазами русских и иностранных путешественников

— Отдел

- Периодическая печать Кавказа об Осетии и

осетинах. Научно-популярный сборник. Сост. проф. Л.А.Чибиров. Кн.1-Цх.,1981, кн.2— Цх.1982;кн.З, Цх., 1987; кн., 4, Цх., 1999; кн.5, Цх., 1999; Кн.б.Вл., 2006, кн. 7, Вл., 2014. РАИМК -Российская академия института материальной культуры

ИСОНИИ

КЭСМ

МАК

МКАЭН

НА СОИГСИ

НИИК ОГРИП

Отд. ППКОО

РГИА - Российский государственный исторический архив

PCO - А - Республика Северная Осетия- Алания

РЮО - Республика Южная Осетия

СОИГСИ — Северо-Осетинский институт гуманитарных и

социальных исследований им. В.И.Абаева

СМОМПК - Сборник материалов для описания местностей

и племён Кавказа СПб - Санкт-Петербург

ССКГ - Сборник сведений о кавказских горцах

ССК - Сборник сведений о Кавказе

СЭ - Советская этнография. Журнал

ЭО - Этнографическое обозрение

ЮОНИИ - Юго-Осетинский научно-иследовательский

институт

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.