Поэтика трагического в творческой эволюции М. Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Переславцева, Руслана Станиславовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Переславцева, Руслана Станиславовна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТРАГИЧЕСКОЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ
НАЧАЛО У М. ЦВЕТАЕВОЙ
§ 1. Трагическое в контексте культуры начала XX века
§ 2. Трагическое как первооснова личностного мифа
М.Цветаевой
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТРАГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
В ТВОРЧЕСТВЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
§ 1. Элементы трагического в творчестве М.Цветаевой
§ 2. Принципы и способы воплощения "элементов" трагического
у М.Цветаевой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творческая эволюция М.И. Цветаевой: онтология, концепция личности2006 год, доктор филологических наук Макашева, Салтанат Жолдасбековна
Творчество М. Цветаевой 1910 - 1920-х годов и традиции русского символизма2000 год, кандидат филологических наук Спесивцева, Любовь Валентиновна
Сатирические и лирические герои поэмы Марины Цветаевой "Крысолов"2006 год, кандидат филологических наук Рамазанова, Зарема Байрамовна
Миф о поэте в художественном мире М.И. Цветаевой2008 год, кандидат филологических наук Латыпова, Ирина Юрьевна
Итальянский субстрат в творчестве Марины Цветаевой2006 год, кандидат филологических наук Быстрова, Татьяна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика трагического в творческой эволюции М. Цветаевой»
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, накануне 2000 года, когда о М.И. Цветаевой написано уже огромное количество работ, интерес к ее творчеству, во многом поддерживаемый предстоящим открытием личного архива поэта, продолжает неуклонно расти. Одно из убедительных тому доказательств - появившиеся библиографические указатели исследований о ее художественном наследии (Л.А. Мну-хин (1981), А. Моталыго-Крот (1991), И.Д. Шевеленко (1992), И.А. Семибрато-ва (1994) и др. (см. 217; 218; 294; 288; 158 )).
Бесспорно, на первом плане литературотворческих изысканий - биография М. Цветаевой, особенно годы эмиграции и короткий период жизни в Советской России после возвращения на родину в 1939 году.
Авторы работ биографической направленности уделяют основное внимание формированию и развитию эстетической позиции поэта и, естественно, сосредотачиваются на историко-культурных влияниях, взаимоотношениях М. Цветаевой с современниками, с членами ее семьи. Реалии ее собственной жизни и судьбы близких людей становятся в данном случае приоритетными (например, в работах A.A. Саакянц, И.В. Кудровой, М.И. Белкиной, В. Лосской (см. 232; 178; 107; 43)).
Продуктивным для нашей работы явилось обращение к рецензиям
B.Я. Брюсова (1911, 1912), М.С. Шагинян (1911), Н С. Гумилева (1912), А. Белого (1922), В.Ф. Ходасевича (1924), Д.П. Святополка-Мирского (1924, 1925), опубликованным при жизни поэта (см. 22; 281; 29; 12; 275; 238; 249).
И все-таки большая часть филологических статей и монографий посвящена собственно творческим исканиям поэта, познанию законов ее художественного мира, изучению лирического "я" (например, работы С. Ель-ницкой, Е. Фарыно, Е.Б. Коркиной, М.Л. Гаспарова).
Монографии и отдельные статьи западных исследователей
C. Ельницкой и Е. Фарыно построены по принципу выявления оппозиций
поэтического мира Цветаевой. Например, С. Ельницкая оперирует "общими смысловыми инвариантами", являющимися, по ее мнению, принципиальными в структуре поэтического мира Цветаевой. Суть архисюжета, лежащего в основе цветаевского творчества, по мнению исследовательницы, заключается в следующем, "в начале было слово, Высший замысел Бога", который "человек нарушил", и задача художника состоит в восстановлении "нарушенной в мире гармонии с помощью миро- / мифотворчества" (141, 61). Конфликт 'истинного / неистинного' приобретает трагические черты в контексте цветаевских произведений.
Е. Фарыно в своей монографии "Мифологизм и теологизм Марины Цветаевой" (1985) предпринимает попытку исследовать природу цветаевского "мифотворчества" (см. 270).
С точки зрения выявления структурных бинарных оппозиций анализирует модель поэтического мира Цветаевой М.Л. Гаспаров. Трагическим, по его мнению, оказывается соединение "через разрыв" двух влекущихся друг к другу полюсов: красоты и страсти, с одной, и духа, с другой стороны (114, 264).
Но статичность набора бинарных оппозиций поэтического мира М. Цветаевой и ее лирического героя иногда препятствует тому, чтобы проследить эволюцию творчества поэта во всей полноте.
Проблеме эволюции поэтического мира Цветаевой и лирического героя посвящены работы Е.Б.Коркиной. Подчеркивая триединство "личности-иоэзии-судьбы" поэта, автор подробно останавливается на второй и третьей составляющих этого триединства и делает вывод о том, что, в сущности, Марина Цветаева - поэт единственной темы — "тема небытия". Тщательно анализируя основную тематику и проблематику произведений поэта, Е. Коркина отмечает в качестве лейтмотива цветаевского творчества - движение "в направлении мира иного" (курсив Е. Коркиной. - Р.К.) (166, 117).
"Врожденная" посадка "спиной к лошадям" обозначает не только поэтический вызов Марины Ивановны бытовой повседневной жизни, но и символизирует отсутствие цели пути в "мир иной" и волевого начала у лирического героя (путь поневоле), гак как он - жертва и ведомый по отношению к вожатому --■• "высшей силе", имеющей "демоническую природу" (167, 5). Лири-
и Ч С. 1 ее и> иц
ческии герои влечется к союзу с высшей силои , но осуществим он лишь в случае смерти 'земной ипостаси' героя, что сообщает отношениям 'вожатый'-'ведомый' трагедийность. В процессе поэтапного отказа от 'земного' и происходит, по мнению исследовательницы, формирование поэта в творчестве Цветаевой.
М.В. Серова в монографии "Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой" (1997), опровергая восприятие М. Цветаевой как "поэта без истории", сосредоточена на "эволюции цветаевского творчества" (249, 131). Коллизия, лежащая в основе этой эволюции, традиционна для русской литературы и культуры в целом: "Поэт и Время, в цветаевской интерпретации имеющая трагическую развязку. Подтверждение тому - цикл М.И. Цветаевой "Стол" (1933-1935), в котором возврат к прежнему романтическому "Отказываюсь быть" обусловлен ... причинами далеко не романтического порядка. Это, с одной стороны, вызов поэта времени, а с другой — выполнение им эстетического долга по отношению к последнему" (240, 133). Иначе говоря, трагическое у Цветаевой М.В. Серова рассматривает в культурно-историческом ключе.
Анализ отдельных элементов поэтики М. Цветаевой, исследование в области языковых единиц, позволяют Л.В. Зубовой определить в своих работах "Потенциальные свойства языка в поэтической речи М. Цветаевой" (1987) и "Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект" (1989) цветаевскую поэтику как поэтику "предела и изменчивости" (см. 149; 160).
В.П. Раков определяет в своих исследованиях творчество М. Цветаевой как романтическое, исходя из того, что именно романтизм "явил опыт построения эстетической парадигмы не средствами стиля, но за счет методологических доминант творчества" (226, 118). Соответственно именно через слово дается мир, при этом само слово "онтологичнее" вещи, и "творческое "я" Цветаевой, и ее "жизненное поведение" "ориентировано на онтологически данный Логос" (226, 121). Поэтому, по мнению ВН. Ракова, с чем нельзя не согласиться, сегодня должен быть переосмыслен сам методологический подход к осмыслению биографии и творческого наследия поэта.
Наиболее методически убедительной и перспективной нам представляется позиция В.А. Швейцер, признающей иерархическую зависимость личности, ее существования от степени и качества таланта ("Цветаева была Поэтом прежде всего Поэтом" (282, 3)) и поэтому в своих трудах стремящейся органично соединить в цветаевском быте и Бытии "правду факта" и "правду слова". За исходный тезис в настоящей диссертации и принято одно из основных положений В.А. Швейцер (разделяемое рядом исследователей) о предопределяющем значении творческого начала в реальной биографии поэта.
Важно отметить, что при существующей сегодня разности подходов к изучению творческого наследия М. Цветаевой и достаточном разбросе мнений при его оценке в целом и в частностях, есть некая точка пересечения всех: это признание определяющей роли трагического в цветаевском творчестве.
Конечно, для этого есть все основания. Прежде всего - трагическая сущность XX века, окрашенного войнами, революциями и, как следствие, поломанными человеческими судьбами. Кроме того - трагические обстоятельства жизни самой М.И. Цветаевой. Наконец, нельзя не учесть и повы-
шенный эстетический интерес художественного сознания катастрофической эпохи к трагическому, что сделало категорию трагического одной из самых актуальных при построении новых религиозно-философских, социолого-психологических и художественных теорий, концепций в XX столетии. Достаточно вспомнить, что для М.И. Цветаевой люди, осмысливающие свое время и личное существование с позиции трагического, были ее современниками, со многими из которых она была душевно (значит - и творчески) связана (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф.А. Степун, Л.И. Шестов, P.M. Рильке, Б. Пастернак и др.).
Закономерно, что проблема трагического в творчестве М. Цветаевой давно заявлена и даже частично решена в современном отечественном и зарубежном литературоведении. Однако, как правило, трагическое принимается лишь за исходную позицию, приобретая тем самым значение методологического принципа. Традиционное объяснение трагического начала в творчестве поэта судьбой и эпохой при современных знаниях и самой эпохи, и творческого наследия М. Цветаевой, превращается в "голую" констатацию, снимающую различия между цветаевским поэтическим миром и мирами от современников. Даже наиболее точная из всех существующих позиций В.А. Швейцер в конкретном анализе трагического выглядит достаточно общей по оценкам и выводам. Суждение о трагическом столкновении поэта и времени приобретает в условиях социальных трагедий XX века лишь исторический смысл. Между тем у Цветаевой, как у художника XX века, была своя собственная и достаточно оригинальная концепция трагического, которая и определила не только своеобразие ее поэтики, но и самый ход творческой эволюции. Попытка рассмотреть проблему трагического "изнутри" художественного развития М.И. Цветаевой, в контексте ее творчества, понимаемого как самодостаточная система, органично перера-
батывающая чужой и собственный художественный опыт, определяет актуальность и научную новизну данного исследования.
Трагическое в творчестве М. Цветаевой невозможно понять в раздельности ее быта и бытия, тем более при устоявшихся на сегодня таких характеристиках поэтического мира Цветаевой, как "автоцитатность", "лейтмотивность" (И.Д. Шевеленко), "циклообразность" (Е. Фарыно), которые явно указывают на принципиальную важность не жанрово-родовых и стилевых различий, а содержательного единства ее произведений. Этим обусловлено и то, что материалом и объектом исследования стали не только поэтические сборники: "Вечерний альбом" (1910), "Волшебный фонарь" (1912), "Из двух книг" (1913), "Юношеские стихи" (1913-1916), "Лебединый стан" (1917-1921), но и дневниковая проза 1917-1922 годов, пьесы 20-х годов и поэмы разных лет ("Поэма Горы" (1924); "Поэма Конца" (1924); "Крысолов" (1925), "Поэма Воздуха" (1928), проза, а также переводы и отдельные статьи, где выявление категории трагического происходит в плане понятийно-логического познания. Предмет изучения при этом оставался неизменным - трагическое как концепция, "несущий" элемент поэтического целого и как начало, процесс или исход художественного поиска лирического героя и персонажа.
Методология исследования включает в себя элементы сравнительно-исторического, системно-целостного и историко-биографического методов. Исследуемая проблема потребовала обращения к смежным областям гуманитарного знания - к философии, эстетике, а также некоторого акцентирования на теории трагического и таких понятий, получивших распространение в работах об искусстве первой трети XX века как "неоромантизм", "неомифологизм".
Под эстетической категорией трагического мы понимаем "формулу драматического сознания", заключающуюся во внешнем конфликте
"объективной необходимости" и "субъективной свободы" личности, либо во внутреннем конфликте человеческого "я", ощущающего в себе разнонаправленные импульсы и вопреки этому стремящемуся к обретению целостности даже путем самоуничтожения. Вслед за В.П. Шестаковым мы полагаем, что "трагическое тесно связано с возвышенным и героическим" (286, 101).
Субъект творческой деятельности стремится к полной самореализации через построение картины своего мира, или, что то же самое, к созданию художественного текста воплощающего биографическую, социальную, психофизиологическую реальность. Понятие "поэтического мира" и "художественной картины мира" мы рассматриваем как синонимичные. Под поэтическим миром мы имеем в виду идеальную конструкцию мира, организованную художником в соответствии с только ему (художнику) присущими взглядами, правилами, усвоением окружающей чужой действительности и воплощающую в художественный текст "момент художественной субъективности" (176, 2).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 306 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтическая онтология Марины Цветаевой, 1926-1941 гг.1998 год, кандидат филологических наук Бабушкина, Светлана Валерьевна
Формирование творческой личности в автобиографической прозе М.И. Цветаевой о детстве поэта2003 год, кандидат филологических наук Калинина, Ольга Владимировна
Мифология Имени М. Цветаевой2006 год, кандидат филологических наук Гончарова, Наталья Андреевна
Книжный код в творчестве М. Цветаевой2007 год, кандидат филологических наук Данилова, Татьяна Андреевна
Библейские мотивы в поэзии М. Цветаевой2000 год, кандидат филологических наук Мещерякова, Ирина Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Переславцева, Руслана Станиславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория трагического в литературе первой четверти XX века играет особую роль. "Железный" век "катастроф и сдвигов" требовал адекватного воплощения в культуре. Человек, измеряемый не рамками среды, эпохи и т.д., но сопоставляемый с универсумом, зачастую оказывался противопоставленным ему. Первая мировая война, революции, гражданская война, "беженская мостовая" (М. Цветаева) эмиграции, первые профашистские организации на Западе и тоталитаризм в Советской России все это продемонстрировало более чем убедительно деструктивное начало мира по отношению к человек}'. Поэтому категория трагического не могла быть не востребованной культурой этого времени. По справедливому замечанию Л.Я. Гинзбург, "эстетическое начало выступает особенно явственно в те эпохи или в тех обстоятельствах, когда поведение имеет ритуальный, этикетный или сугубо организационный характер" (119,120).
Неоромантические и неомифологические тенденции эпохи рубежа ХЗХ-ХХ веков заставили творца строить свою биографию по законам литературного произведения. Дело в том, что в сознании "серебряного века" творчество необходимо превращалось в "жизиетворчество", восходившее к мифу о демиурге, разрушающем и созидающем мир заново, принося при этом в жертву собственную жизнь. И если миф по природе своей не трагичен, то жизиетворчество, подразумевающее драматизацию и бытия, и собственной биографии, оказывалось трагичным. Метафизическая сущность мира понимается как трагическая. Трагедия, ведущая к духовному "просветлению", "осознанию" истинной жизни (В. Келдыш) становится предметом размышления и философов, и художников. М.И. Цветаева из их числа.
Трагизм эпохи, в которой она реализовала себя, веяния времени и факты личной биографии - совокупность всего вышеперечисленного сделала закономерным обращение художника к категории трагического. Стремление М. Цветаевой, осознавшей себя поэтом, победить "природу", данность и выстроить свою жизнь по поэтическим законам, по "программе", явилось откликом на жизнетворческие идеи эпохи. В данной ситуации, трагическое становится не просто эстетической доминантой ее творчества, но нормой жизни. И если рождение в мир, по М. Цветаевой, нетрагично, в отличие от концепции, например, А. Андреева (достаточно вспомнить его "Жизнь Василия Фивейского", "Жизнь человека" и др. произведения), то осознание себя в мире трагично. И прежде всего таким процессом предстает переход из "детского' во 'взрослый' мир, взросление. Детское "всего хочу" заменяется во 'взрослом' мире выбором одного пути, а глаголы "хотеть", "сметь" глаголом "долженствовать". Соответственно, чтобы выбрать все пути, надо либо отказаться от выбора вообще - предпочесть небытие, либо выбрать творчество, включающее в себя миро- и мифотворчество. Попытка перевести трагический процесс взросления в бесконфликшый пока процесс творения предпринимается Цветаевой в сборниках 10-х годов ("Вечерний альбом" (1910), "Волшебный фонарь" (1911), "Из двух книг" (1911), неизданных "Юношеских стихах" (1913-1915). Однако осознание себя поэтом в "непоэтической" действительности, несовпадения своих требований к жизни и "поэтова" поведения с общепринятыми нормами и правилами приводит к трагической коллизии противостояния поэта и мира. Для формирования своей личности по поэтическим канонам требуется, по М. Цветаевой, жертвовать бытовым благополучием. Ее лирическая героиня живет на пределах своих возможностей в предельных ситуациях (жизнь/смерть), предельных обстоятельствах места (в междуцарствии, в "третьем мире") и времени (на стыке дня и ночи, будней и праздника), отказываясь от "общеупотребительных" благ, семьи, взаимной любви, "домашности", предполагающих бытовую одномерность (или, по М. Цветаевой, умеренность), статичность отношений, исключающую "жизнь в пропастях".
Поэтические декларации оказались подкреплены внешними событиями: революцией и гражданской войной, сочетающими в себе мятеж как воплощение разрушительно-созидательной стихии, подобной амбивалентной стихии творения, и организованность, регламентированность всего и вся, приводящих к всеобщему нивелированию. Национальная трагедия переживается лирической героиней как личностная, ибо разрушение дома (как места, где человек родился, обрубание родовых корней, истоков) оборачивается разрушением человека, потеря дома чревата потерей имени. В данном случае эстетические поиски М. Цветаевой подтверждаются с реальными фактами биографии художника.
Поэту враждебно само время, препятствующее его самореализации. "Лебединый стан" (стихотворения 1917-1921 годов), "После России" (19221925) отражают следующую ступень трагического конфликта в творчестве М. Цветаевой "поэта и времени", препятствующего его самореализации.
Третий мир" творчества остается единственным домом поэта. В поэмах 20-х годов: "Поэма Горы", "Поэма Конца", "Поэма Воздуха", "Новогоднее", "Крысолов" М. Цветаева показывает трагические взаимоотношения поэта и мира, их чужеродность, обусловленную трагическими взаимоотношениями поэта и творчества, представляющего собой стихию, соединяющую инфернальное и божественное начала. Процесс творения трактуется художником как процесс "соблазнения" творца возможностью создать свой собственный мир, отличный от наличной действительности с помощью словотворчества. Однако словотворчество предполагает отказ от себя и своей жизни как данности. Воплощая свой идеал в художествен ну ю реальность, художник тем самым вычеркивает себя из "общеупотребительного" мира, уходит, умирает, развоплощается, дабы обрести свое подлинное "я". Ситуация трагического конфликта, изначально являющаяся противоестественной, оказывается в творчестве М. Цветаевой естественной и необходимой, подтверждающей творческую способность человека преодолевать жизненные обстоятельства, показывающей его самоборение и самопреодоление, становление его как личности даже "через гибель" и "самоуничтожение", что доказывает сюжет ее драм "Ариадна" и "Федра", герои которых добровольно выбирают трагические роли.
Закономерно, что трагическое в творчестве М. Цветаевой связано с процессом перехода, качественного изменения. Переходность в цветаевском поэтическом мире сопряжена с интенсивностью и многосмысловостъю, поливариантностъю трагической константы.
Трагическое в позднем М. Цветаевой оказывается тесно сопряжено с понятием творчества. В прозе 30-х годов художник размышляет о своих творениях как о спасении от деструктивной эпохи, как о форме выживания в нечеловеческих условиях. Утрата близких, утрата дома, утрата Родины согласно цветаевской концепции трагического может быть компенсирована созданием произведений, посвященных "преж-ней" жизни. Российское и "послероссийское" бытие, воплощенное в эссе, очерках, статьях, стихотворениях, становится единственной подлинной жизненной ценностью в дегу-манизированной действительности, соотнесенной с настоящей большой жизнью. Трагические утраты преодолеваются творчеством, воскрешающим утраченное и дарующим ему бессмертие.
Таким образом, трагическое в понимании М. Цветаевой оказывается тождественной творческому, "истинному", должному, насущному. Трагический процесс перехода, качественного изменения человека в процессе становления через самоуничтожение в "общеупотребительной" действительности, приобщает человека истинному бытию и сообщает подлинное содержание его жизни. Борьба с житейской данностью завершается возвращением, возрождением к природной и сакральной заданности. Человек открывает свое настоящее "я". И произведение, оставшееся после его гибели, и есть обретенное им бессмертие.
Трагическое является импульсом для творческого преобразования деформированной, расчлененной, завершенной, статичной, бессмысленной действительностью с целью сообщить ей целостность, содержание, динамичность и незаверпшмость жизненного и творческого процесса.
Оригинальность мировидения поэта заключается в моделировании иерархических взаимоотношений четырех стихий универсума: творчество является основополагающей стихией в поэтической картине Цветаевой, в нем сосредотачиваются огненная, акватическая и пневматическая стихия, составляющих "марево" "жизни, как быть должна". Именно на эти стихии ориентирована реальная система событий в произведениях поэта. Творческое, воплощающее полноту бытия у М. Цветаевой, воплощает и полноту трагического. Ибо через трагическое преодолевается косность, статичность, телесность пятого элемента "земли". Данность "жизни, как она есть" преодолевается данностью момента трагического. Подобное мировидение поэта перекликается с идеей "Вечного Возвращения" у Ф. Ницше и русских символистов.
Учитывая вышесказанное, трагическое в творчестве Цветаевой предстает универсальным сюжетом, предполагающим начало конфликта, кульминацию и разрешение конфликта.
В первых сборниках М. Цветаевой нецельность мира преодолевается через детство как попытки соединить мир в диффузном восприятии ребенка. Однако 'детский' мир оказывается неадекватным профанной действительности, так как ребенок-поэт, взрослея, живет две жизни — в реальности и в художественной реальности. Нецелостность мира у М. Цветаевой обуславливает и нецелостность человека, преодолеваемую через творчество: как выход из трагической неадекватности мира и человека. Поэту уже даны все слова, звуки и краски универсума.
Таким образом, трагическое на фабульном уровне реализуется в типическую для художника XIX века и обостренную для художника XX века проблему трагической зависимости и противостояния поэта и времени (как варианты: поэт и власть, поэт и общество).
Это есть и у М. Цветаевой, но культурно-исторический аспект конфликта замещается онтологическим: противостояние поэта и времени обусловлено неадекватностью 1) человека и мира; 2) человека самому себе, и как следствие, их нецелостностью, бесконечной делимостью и взаимоуничтожением, преодолевающимся пересотворением мира или человека. Но так как тварное и творимое - мир не совпадает с тварным и творящим - человеком, а тот в свою очередь с нетварным и творящим - высшим началом, творчеством, то возникает трагическое в онтологических взаимоотношениях творца и творения, творца и Творчества, обусловленной их внутренней со-природностью, не ведущей к изоморфизму.
На сюжетном уровне в творчестве поэта трагическое разворачивается в метасюжет, определяющий все его моменты (завязку, кульминацию, развязку) и диктующий собственную систему поэтических выражений (абзацы, мотивы, приемы).
Завязка в таком метасюжете представлена конфликтом между
С ? С ? О w детским и взрослым миром, через который проходит каждый человек. Взросление компенсируется у М. Цветаевой созданием посредством творчества своего личностного мифа за счет втягивания элементов 'детского' мира в свой мир. В результате героиня оказывается на границе создаваемого мира и разломанного бытия, не подлежащего преобразованию. Кульминацией является взаимовтягивание/отторжение мира мифа и "жизни, как она есть", реализуемом в противоборстве поэта и эпохи, перерастающего во внутренний конфликт поэта, расщепляющего себя на человека и творческую личность, стремящуюся к преображению через самоуничтожение в "общеупотребительной" жизни и восстановления в произведении. Такова развязка цветаевского трагического конфликта.
Эстетическая доминанта диктует принципы и способы ее воплощения в художественную реальность, а также иерархию зависимости приемов поэтики. Процесс перехода, изменения качества М. Цветаева оказывает с помощью трансформаций и метаморфоз поэтических образов и мотивов, чему способствует цикличность ее произведений.
Основным приемом оказывается разворачивание метафоры в сюжет, акцентирующее сам факт переноса значения.
Метафоры со значением разрыва, катастрофы, противостояния движут, развивают и развязывают события.
Поэтика воплощения трагического в поэтическом мире М. Цветаевой предполагает антиномичные (день/ночь, жизнь/смерть и др.), амбивалентные (например, Черт -- Поэзия, соединяющий в себе сакральное и инфернальное), оксюморонные ("недомашний" дом, бледная "розовая" Сонечка и др.) образы. Перенос в творчестве поэта также играет разделительно-соединительную семантическую роль, предоставляя возможность разнонаправленного прочтения произведения по горизонтали и вертикали. Преобладающие в поэтике авангарда палиндромы, анаграммы, паронимы играют особую роль в творчестве М. Цветаевой применительно к ее концепции трагического. Анаграмма, соотносима с мифологической деятельностью поэта, расчленяющего мир на части и вновь собирающего его в целое. Палиндром как элемент поэтики воплощает "изнаночное", "обратное" поведение поэта.
Соположение однокоренных. слов, форм одного слова в поэтике М. Цветаевой, выявляют их внутреннее противопоставление, когда как через паройимию открывается сходство различных понятий. Аналогичную роль играют в творчестве М. Цветаевой подлинная и мнимая этимология, а также омография (например, в "Поэме Горы" (1923), горе (от гора - горе - горе (наречие)).
Особенностью цветаевской поэтики является и наличие открытого финала в ряде произведений, означающее неразрешимость трагического конфликта. Например, в "Повести о Сонечке" (1939) автор ставит точку только потому, что реальность переведена и заключена в миф, в поэзию и бессмертие становится формой бытия героини.
Концепция трагического у М. Цветаевой, согласно которой момент трагического необходимо пережить человеку, дабы преодолеть "жизнь, как она есть" и стать личностью, существующую по творческим законам должного, контрастирует с "оптимистической", советской трагедией, частная человеческая жизнь в которой, кому бы она не принадлежала, оказывается подчиненной общему делу. Трагический конфликт в советской драматургии оказывается временным и разрешимым. Собственно трагическое утрачивается. Существование советского человека, цена которому "дело его", но не его "я", предстает предельно бесконфликтным. За временными трудностями неизменно следует счастливая жизнь, тот самый рай "со стульями" из В.В. Маяковского. Из советской литературы уходит трагический герой.
Закономерно, что концепция трагического М. Цветаевой, представляющей трагическое как насущный компонент в процессе осуществления "жизни, как быть должна" была востребована лишь в 60-е годы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Переславцева, Руслана Станиславовна, 1998 год
БИБЛИОГРАФИЯ
источники
1. Аверченко А.Т. Рассказы; Тэффи H.A. Рассказы. ML: Молодая гвардия, 1990.-479 с.
2. Амфитеатров А. Дьявол. Жар-цвет. Ташкент: Главн. ред. полиграфического концерна "Шарк", 1993. - 527 с.
3. Анненский И.Ф. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1987. - 272 с.
4. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1984. - 830 с.
5. Ахматова A.A. Соч.: В 2 т. М.: Панорама, 1990. Т. 1. - 526 с. Т. 2. -
494 с.
6. Бальмонт К.Д. Избранное. М.: Правда, 1988. - 608 с.
7. Бальмонт К.Д. Где мой дом. М.: Республика, 1992. - 448 с.
8. Белый А. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1990. - 671 с.
9. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1.-478 с. Т.2.-571 с.
10. Белый А. Между двух революций. Воспоминания: в 3 кн. Кн. 3. М.: Худож. лит., 1990. - 670 с.
11. Белый А. Начало века. М.: В/О "Союзтеатр" СТД СССР, 1990.
496 с.
12. Белый А. Поэтесса-певица // Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. - С. 374-377.
13. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -
528 с.
14. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Худож. лит., 1990. — 302 с.
15. Бердяев H.A. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. - 395 с.
16. Блок A.A. О литературе. Изд-е 2-е, доп. М.: Худож. лит., 1989. -
479 с.
17. Блок A.A. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1978. - 480 е.
18. Бодлер LLI. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный
рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1997. -960 с.
19. Брюсов В.Я. Из моей жизни. Автобиографическая и мемуарная проза. М.: ТЕРРА, 1994. - 268 с.
20. Брюсов В.Я. Избранное. М.: Правда, 1982.-464 с.
21. Брюсов В.Я. Огненный ангел. М.: Высш. шк., 1993. - 480 с.
22. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924. Манифесты, статьи, рецензии. М.: Сов. писатель, 1990. - 720 с.
23. Бунин И.А. Суходол. Жизнь Арсенъева. Рассказы. Воронеж: Центр. - Черноземное кн. изд-во, 1978. - 479 с.
24. Вейдле В. О тех, кого уже нет // Новый журнал. Нью-Йорк, 1993. Кн. 192-193. С. 313-424.
25. Воспоминания о Марине Цветаевой / Сост. Мнухин Л., Турчин-ский Л.М.: Сов. писатель, 1992. - 592 с.
26. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968-1973. Т. 1. -312 с. Т. 2. - 320 с. Т. 3. - 621 с. Т. 4. - 676 с.
27. Гельдерлин Ф. Гиперион. Стихи. Письма. Гонтар С. Письма Дио-тимы. М.: Наука, 1988. - 707 с.
28. Гете И.-В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623 с.
29. Гумилев Н.С. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1. - 590 с. Т. 3. - 430 с.
30. Гуро Е. Небесные верблюжата. Избранное. Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1993. - 288 с.
31. Зайцев Б.К. Далекое / Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Худож. лит.; ТЕРРА, 1993. С. 342-482.
32. Зим мель Г. Понятие и трагедия культуры / Избранное: В 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.
33. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994. -
343 с.
34. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428 с.
35. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
36. Киркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990. С. 362-470.
37. Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Airland, 1994. - 504 с.
38. Лермонтов М.Ю. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1988. - 720 с.
39. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 320 с.
40. Лондон Дж. Мартин Иден. М.: Правда, 1977. - 321 с.
41. Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.
42. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 959 с.
43. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников. М.: Культура и традиция, 1992. - 348 с.
44. Лукач Г. Метафизика трагедии // Логос. М.: Книгоизд-во "Мусагет", 1912-1913. Кн. 1-2. С. 275-288.
45. Максимов С В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, "Книжная лавка - РТР", 1996. - 272 с.
46. Мандельштам О.Э. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1990. - 638 с.
47. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Акрополь. М.: Книжная палата, 1991. С. 158174.
48. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. - 829 с. Т. 2. - 829 с.
49. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки ценностей (1884-1888). М.: ТОО "Транспорт", 1995. - 301 с.
50. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Интербук, 1990. - 301 с.
51. Новалис. Гейнрих фон Оффтердингер. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995. - 239 с.
52. Нордау М. Вырождение; Современные французы. М.: Республика, 1995.-400 с.
53. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. - 700 с.
54. Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. М.: Худож. лит., 1991. -910 с.
55. Пушкин A.C. Соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1985-1987. Т. 1. - 735 с. Т. 2. - 527 с.
56. Рильке P.M. Ворпсведе; Опост Роден; Письма; Стихи. М.: Искусство, 1971. - 455 с.
57. Рильке P.M. Записки Мальте Лауридса Бригге. М.: Известия, 1988. -224 с.
58. Рильке P.M. Избранная лирика. М.: Мол. гвардия, 1974. - 79 с.
59. Рильке P.M., Пастернак Б.Л., Цветаева М.И. Письма 1926 года. М.: Книга, 1990. - 255 с.
60. Слоним М.Л. О Марине Цветаевой. Из воспоминаний // Новый журнал. Нью-Йорк, 1970. Кн. 100. С. 155-179.
61. Соловьев B.C. Смысл любви. М.: Современник, 1991. - 525 с.
62. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя, изд. гр. "Прогресс" - "Литера", 1994. - 651 с.
63. Степун Ф.А. Трагедия мистического сознания // Логос. М.: Книгоиздательство "Мусагет", 1911-1912. Кн. 2-3. С. 115-140.
64. Толстой Л.Н. Война и мир: Роман: В 4 т. Т. 3 и 4. - М.: Сов. Россия, 1991.-736 с.
65. Толстой Л.Н. Повести и рассказы: В 2 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1966.-663 с.
66. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -
448 с.
67. Фаминицин A.C. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1993. -
363 с.
68. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. М.: Изд. гр. "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. - 464 с.
69. Цветаева А.И. Воспоминания. М.: Сов. писатель. 1989. - 480 с.
70. Цветаева А.И. Неисчерпаемое. М.: Отечество, 1992. - 320 с.
71. Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. М.: Эллис Лак, 1994-1995. Т. 1. -640 с. Т. 2. - 592 с. Т. 3. - 816 с. Т. 4. - 688 с. Т. 5. - 720 с. Т. 6. - 800 с. Т. 7. - 848 с.
72. Цветаева М.И. Избранные произведения. М.-Л.: Сов. писатель, 1965.-810 с.
73. Цветаева М.И. Крысолов. - Letchworthe Herts. England: Frideux presse. - 75 с.
74. Цветаева М.И. Лебединый стан. Стихотворения 1917-1921 гг. М.: Берег, 1991.-111 с.
75. Цветаева М.И. О поэзии и прозе // Звезда. 1992. № 10. С. 3-4.
76. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М.: Искусство, 1966. -496 с.
77. Шестов Л .И. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 1. - 667 с. Т. 2. -559 с.
78. Шестов Л.И. Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. - 512 с.
79. Шестов Л.И. "Юлий Цезарь" Шекспира / Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. С. 181-190.
80. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -479 с.
81. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. - 303 с.
82. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. -144 с.
83. Эфрон A.C. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. М.: Сов. писатель, 1989. - 480 с.
84. Эфрон A.C. Устные рассказы. Сост. Коркина Е.Б. // Звезда, 1988. № 7. С. 41-55.
85. "Я лучшей доли не искал..." (Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях). М.: Правда, 1988. - 560 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
86. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа -к литературе: Сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: Изд-во "Российский университет", 1993. С. 341-345.
87. Аверинцев С.С. "Но ты, священная свобода...". Отзвуки Великой французской революции в русской культуре // Новый мир, 1989. № 7. С. 185-187.
88. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1990.-248 с.
89. Азадовский K.M. Цветаева и Бальмонт. (К истории знакомства) // Звезда, 1992. № 10. С. 180-187.
90. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 249 с.
91. Антокольский П.Г. Книга Марины Цветаевой // Новый мир. 1966.
№4. С. 123-124.
92. Бабенышева С. Цветаева в дни столетия // Новый журнал. Нью-Йорк, 1993. Кн. 192-193. С. 505-511.
93. Барт Р. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1987. С. 153-154.
94. Батай Ж. Литература и Зло. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 166 с.
95. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
96. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1978. - 502 с.
97. Безродный М.В. К характеристике "авторской мифологии" А. Блока // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 822. Тарту, 1988. С. 104-108.
98. Безродный М.В. Watch THe Birdie! // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1993. Bd.21. S. 127-130.
99. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. М.: Наука, 1977. - 254 с.
100. Белкина М.И. Скрещение судеб. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Ру-домино, 1992. - 544 с.
101. Беляк H.A., Виролайнен М.Н. "Маленькие трагедии" как культурный эпос новоевропейской истории (Судьба личности - судьба культуры) // Пушкин. Исследования и материалы. Том XIV. Л.: Наука, 1991. С. 7396.
102. Бенн Г. Проблемы лирики // Вопр. лит. 1991. № 7. С. 133-161.
103. Берберова H.H. Курсив мой // Вопр. лит. 1988. № 10. С. 233-280.
104. Борев Ю. О трагическом. М.: Сов. писатель, 1962. - 392 с.
105. Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. М.: "Независимая газета",
1997.-208 с.
106. Бросса А. Групповой портрет с дамой. Глава из книги "Агенты Москвы"//Иностр. лит. 1989. № 12. С. 226-247.
107. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шпегеля. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1994. - 80 с.
108. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 404 с.
109. Васильева Г.М. К проблеме праздника в творчестве Э.Т.А. Гофмана // Романтизм. Открытия и традиции. Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калинин: Изд-во КГУ, 1988. С. 38-48.
110. Владимиров С. Действие в драме. JX: Искусство, 1972. - 159 с.
111. Волоцкая З.М. Элементы космоса в фольклорной модели мира (на материале славянских загадок) // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 250-266.
112. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Яснерса // Вопр. лит. 1972. № 9. С. 64-92.
113. Гаспаров M.J1. Гастрономический пейзаж в поэме Марины Цветаевой "Автобус"// Рус. лит. 1990. № 4. С. 20-26.
114. Гаспаров МЛ. Избранные статьи. М.: Новое лит. приложение, 1992.-476 с.
115. Гаспаров M.J1. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк, 1993. - 272 с.
116. Гачев Г.Д. Образы Индии. Эллинский и Германский // Иностр. лит. 1990. № 2. С. 194-202.
117. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). М.: Просвещение, 1968. - 302 с.
118. Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд. 2-е, доп. Л.: Сов. писатель, 1974. -
407 с.
119. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.
120. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1971. -
443 с.
121. Глебов А. Трагедия и трагическое // Театр. 1937. № 6. С. 91-110.
122. Голицына В.Н. М. Цветаева и А. Блок. (Цикл "Стихи к Блоку"). Статья I // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 657. Тарту, 1985. С. 113-125.
123. Голубева O.A. "Небытие - условность" / Автографы заговорили... М.: Книжная палата, 1991. С. 182-191.
124. Горичева Т.М. О кенозисе русской культуры // Христианство и русская культура. Сб. ст. СбП.: Наука, 1994. С. 53-114.
125. Тройская О.Н. Миф в поэтической сказке Э.Т.А. Гофмана // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1993. С. 18-26.
126. Грякалова Н.Ю. Природа и фольклор в цикле А. Блока "Пузыри земли" (1904-1905) // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 813. Тарту, 1988. С. 22-30.
127. Гуляев H.A. Жанр комедии в эстетике и тв-ве нем. романтиков // Романтизм. Открытия и традиции. Межвуз. темат. сб. научн. трудов. Калинин: Изд-во КГУ, 1988. С. 13-23.
128. Гуляев H.A. Жанр трагедии в эстетике и творчестве нем. романтиков // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Сб. науч. тр. Калинин. Изд-во КГУ, 1983. С. 17-35.
129. Гуревич A.B. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1984. - 350 с.
130. Дедюхина JI.H. Опыт анализа стихотворного текста (на материале стихотворения М. Цветаевой "Тоска по родине! Давно..." // Семантико-стилистические функции языковых единиц. Сб. Науч. тр. Вып. 198. Свердловск: Нижнетаг. гос. пед. ин-т. 1974. С. 24-38.
131. Джимбинов С. "Белая" Цветаева // Лит. учеба. 1993. № 4. С. 170182.
132. Дзуцева H.B. М. Цветаева и А. Ахматова. (К проблеме типа поэтического сознания) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. ун-та, 1993. С. 156-165.
133. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Очерки европейской фило-софско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
134. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX века. Л.: Сов. писатель, 1977. - 368 с.
135. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. - 344 с.
136. Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. - 180 с.
137. Ельницкая С. "Возвышающий обман": Мифотворческо и миротворчество Цветаевой // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. И. Марина Цветаева. 1892-1992. Нортфилд, Вермонт, 1992. С. 45-62.
138. Ельницкая С. Мотив 'отрешения' в поэтическом мире Цветаевой // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1983. Bd. 5. S. 123-158.
139. Ельницкая С. О некоторых чертах поэтического мира М. Цветаевой. (III) // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1981. Bd. 7. S. 97-107.
140. Ельницкая С. О некоторых чертах поэтического мира М. Цветаевой. (IV) И Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1983. Bd. 11. S. 263-323.
141. Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой: Конфликт лирическо-
го героя и действительности // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 30. Wien, 1990. - 396 с.
142. Еремина В.И. Миф и народная песня. (К вопросу об исторических основах песенных превращений) // Миф - фольклор - литература. Л.: Наука, 1978. С. 3-15.
143. Ермилова F.B. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. - 235 с.
144. Ерофеев В. Одна, но пламенная страсть Льва Шестова // Шестов Л.И. Избр. соч. М.: Ренессанс, 1993. С. 5-38.
145. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Л.: Academia, 1928.-314 с.
146. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современные мистики. СПб.: Аксиома; Новатор, 1996.-230 с.
147. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1978. - 567 с.
148. Зубарева Е.Ю. Творчество М. Цветаевой в англо-амери-канском литературоведении последнего десятилетия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1989. № 6. С. 40-48.
149. Зубова Л.В. Потенциальные свойства языка в поэтической речи М. Цветаевой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 87 с.
150. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 264 с.
151. Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд. Изд-во Самарк. гос. ун-та, 1971. - 167 с.
152. Иванов В.В. Метр и ритм в "Поэме Конца" М. Цветаевой // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. С. 168-201.
153. ИваскЮ.П. Цветаева// Звезда, 1992. № 10. С. 74-77.
154. История русской литературы: XX век. Серебряный век / Под ред. Нива Ж., Сермана И., Страды В. и Эткинда Е. М.: Изд. гр. "Прогресс" -"Литера", 1995. - 704 с.
155. Исупов К.Г. Историзм Блока и символистская мифология истории. (Введение в проблему) // Александр Блок: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1991. С. 3-21.
156. Каган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. М.: Отечество, 1992.-240 с.
157. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. -
367 с.
158. Клинг О. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание // Вопр. лит. 1992. № 3. С. 74-93.
159. Козина Н А. Антиномия в очерке М. Цветаевой "Мой Пушкин" // Проблема семантики. Сб. науч. тр. Рига: Латвийск. гос. ун-т им. П. Стучки, 1982. С. 48-55.
160. Козлова Л.Н. Вода родниковая. К истокам личности Марины Цветаевой. Ульяновск: Симбирск, книга, 1992. - 227 с.
161. Козлова Л.Н. Марина Цветаева, кто Вы? Ульяновск: Лаб. культурологии, 1993. - 132 с.
162. Козлова Л.Н. Одинокий дух. Марина Цветаева. Душа и ее путь. М.: "Прометей", "Laterna Magica" 1992. -119 с.
163. Козлова М.Н. Танцующая душа. По поэтическим следам Марины Цветаевой. Ульяновск: Симбирск, книга, 1992. - 147 с.
164. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.
165. Корки на Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой// Русск. лит. 1987. № 4, с. 161-166.
166. Коркина Е.Б. Лирическая трилогия Цветаевой // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Том П. Марина Цветаева. 1892-1992. Норт-филд, Вермонт, 1992. С. 110-117.
167. Коркина Е.Б. Поэтический мир Марины Цветаевой // Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1990. С. 5-33.
168. Коркина Е.Б. Поэтическая трилогия Марины Цветаевой // Цветаева М.И. Поэмы 1920-1927. СПб.: Абрис. 1994. С. 3-9.
169. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 236 с.
170. Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986.-96 с.
171. Корман Б.О. Лирика H.A. Некрасова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1964.-506 с.
172. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1977. - 95 с.
173. Корнилов В. Антиподы. (Цветаева и Ахматова) // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Норт-филд, Вермонт, 1992. С. 186-195.
174. Краснобаева С.Т. Миф и художественное время в немецкой романтической лирике // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1993. С. 11-18.
175. Крейд В. О духовном опыте эмигрантской поэзии // Вернуться в Россию - стихами... 200 поэтов эмиграции. Антология / Сост. В. Крейд. М.: Республика, 1995. С. 5-22.
176. Кретинин A.A. Роман "Доктор Живаго" в контексте прозы Бориса Пастернака. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук. Воро-
неж: Изд-во ВГУ, 1995. - 20 с.
177. Кудрова И.В. Болшевская Голгофа // Звезда. 1994. № 11. С. 138155.
178. Кудрова И.В. Версты, дали...: Марина Цветаева: 1922-1939. М.: Сов. Россия, 1991.-368 с.
179. Кудрова И.В. "Загадка злодеяния и чистого сердца" // Звезда. 1992. № ю. С. 144-150.
180. Кудрова И.В. Лирическая проза Марины Цветаевой // Звезда. 1982. № 10. С. 172-183.
181. Кудрова И.В. Листья и корни // Звезда. 1976. № 4. С. 189-193.
182. Кудрова И.В. Последнее "дело" Сергея Эфрона // Звезда. 1992. № 10. С. 112-130.
183. Кудрова И.В. Формула Цветаевой: "Лучше быть, чем иметь" // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. T. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 74-86.
184. Кузнецова Т.В. Марина Цветаева и Рудольф Штейнер. (Встреча и отклик) // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. ун-та, 1996. С. 114-122.
185. Лавров A.B. Мифотворчество аргонавтов // Миф - фольклор - литература. Л.: Наука, 1978. С. 137-170.
186. Лебедев A.B. \|/УХНР£ ПИРАТА (о денотате термина \|Л>хг| в космологических фрагментах Гераклита 66-67 Mch) // Структу ра текста. М. : Наука, 1980. С. 118-148.
187. Левик Л. Переводы Марины Цветаевой // Иностр. лит. 1968. № 5. С. 263-265.
188. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писате-
лей в Ленинграде, 1934. - 324 с.
189. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века. М.: Наука, 1975. - 507 с.
190. Лосев А.Ф. Трагическое // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М. и др. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 680-692.
191. Лосев Л. Перпендикуляр. (О поэтике переноса) // // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 100-109.
192. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972.-256 с.
193. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. I. Таллинн: Александра, 1992. - 479 с.
194. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. - 560 с.
195. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Изгой" и "изгойничество" как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода. ("Свой" и "чужой" в истории русской культуры) // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 576. Тарту, 1982. С. 110-121.
196. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. М.: Наука, 1985.-314 с.
197. Максимов Д.Е. О мифологическом начале в лирике Блока // Учен, зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 459. Тарту, 1979. С. 3-33.
198. Малкова Ю.К. Мифологическое слово в поэзии М. Цветаевой. (Нарратив и архетип) // Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе. Типология и контекст. Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. ун-та. 1994. С. 83-91.
199. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. -373 с.
200. Мелетинекий Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 406 с.
201. Мелетинский Е.М., Токарев С.А. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. Токарев С.А. Т. 1. М.: Росэнцикл., 1994. С. 11-20.
202. Минц З.Г. А. Блок и В. Иванов. Статья первая // Учен. зап. Тар-туск. гос. ун-та. Вып. 601. Тарту, 1982. С. 124-135.
203. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов" // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 459. Тарту, 1979. С. 109-120.
204. Минц З.Г. Футуризм и "неоромантизм". (К проблеме генезиса и структуры "Истории бедного рыцаря" Елены Гуро) // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 822. Тарту, 1988. С. 76-120.
205. Миркина 3. Сплошное аэро (Из книги "Огонь и пепел") // Звезда. 1992. №10. С. 131-138.
206. Мнухин JI.A. Первая книга М. Цветаевой // Индивидуальность писателя и литературно-общественный процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ. 1979. С. 15-27.
207. Мнухин J1.A. М.И. Цветаева: Библиографический указатель литературы о жизни и деятельности (1910-1928) // Marina Cvetaeva. Student und Materialien. Wiener Slamistischer Almanach. Wien, 1981. Bd. 3. - 321 c.
208. Моталыго-Крот А. M. Цветаева и о ней: Библиографический указатель современных советских публикаций (1985-1990) // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Норд-филд, Вермонт, 1992. С. 267-278.
209. Мущенко Е.Г. "Живая жизнь" как эстетическая универсалия се-
ребряного века // Филологич. зап.: Веста, литературоведения и языкознания. Вып. 1. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. С. 41-49.
210. Мугценко Е.Г. Функции стилизации в литературе конца XIX - начала XX века // Филологич. зап.: Вести, литературоведения и языкознания. Вып. 6. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. С. 67-76.
211. Найман А. О связи между "Поэмой без героя" Ахматовой и "Поэмой Воздуха" Цветаевой // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 196-205.
212. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 200 с.
213. Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия // Цветаева М.И. Избранное. М.: Просвещение, 1990. С. 5-46.
214. Орлова Е. "Лукавый гений филологии"//Вопр. лит. 1993. № 1. С. 312-321.
215. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. Л.: Сов. писатель, 1989. - 352 с.
216. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М.: Худож. лит., 1971.-606 с.
217. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века, 19011949. М.: Искусство, 1991 - 303 с.
218. Поликовский Л.В. "Мудрец-филолог". Кто он? К биографии одного лирического героя Марины Цветаевой // Звезда. 1992. № 10. С. 173179.
219. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965.-515 с.
220. Приходько И.С. Мифопоэтика Александра Блока. Науч. д-д по
опубл. на соиск. уч. степ, д-ра филолог, наук. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. -82 с.
221. Прошт В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1946. -517 с.
222. Пушкарев А. Достоевский и Музиль: Возрождение высокой трагедии // Wiener Slamistischer Almanach. Wien, 1993. Bd. 31. S. 77-98.
223. Пушкарев В.П. Софья Голлидэй: портрет или образ? // Цветаева М.И. Повесть о Сонечке. Новосибирск: Новосиб. изд-во, 1991. С. 208-214.
224. Пьяных М. Маяковский глазами Цветаевой (Из книги "Марина Цветаева в кругу поэтов-современников") // Звезда. 1992. № 10. С. 187-197.
225. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 1919-1939. М.: Прогресс-Академия 1994. - 296 с.
226. Раков В.П. Логос Марины Цветаевой // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Иваново: Изд-во Иванове к. ун-та, 1993. С. 117-130.
227. Ревзина О.Г. Из наблюдений над семантической структурой "Поэмы Конца" М. Цветаевой // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 422. Тарту, 1977. С. 1142-148.
228. Ревзина О.Г. Тема деревьев в поэзии М. Цветаевой // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 576. Тарту, 1982. С. 141-148.
229. Ронен О. Часы ученичества Марины Цветаевой // Норвич. сим п. по русской литературе и культуре. Т. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 89-99.
230. Саакянц A.A. Встречи поэтов. Андрей Белый и Марина Цветаева // Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1988. С. 367-385.
231. Саакянц A.A. Журнал "Версты" // Новый журнал. Нью-Йорк. 1991. Кн. 183. С. 211-217.
232. Саакянц A.A. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества, (1910-1922). М.: Сов. писатель, 1986. - 352. С.
233. Саакянц A.A. Маяковский и Цветаева // Москва. 1982. № 10. С. 181-194.
234. Саакянц A.A. "Плащ Казаковы, плащ Лозэна..." // Театр. 1987. № 3. С. 174-177.
235. Саакянц A.A. Последняя Франция // Вопр. лиг. 1992. № 3. С. 342.
236. Саакянц A.A. Уход Марины Цветаевой // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. П. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 11-17.
237. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчества". Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 320 с.
238. Святополк-Мирский Д.П. "Крысолов" Марины Цветаевой // Цветаева М.И. Поэмы 1920-1927. СПб.: Абрис, 1994. С. 372-374.
239. Святополк-Мирский Д.П. Марина Цветаева. Молодец. Сказка. Изд. "Пламя", Прага, 1924. Цветаева М.И. Поэмы 1920-1927. СПб.: Абрис, 1994. С. 372-374.
240. Серова М.В. Поэтика циклов в творчестве Марины Цветаевой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - 467 с.
241. Сиво волов Б.М. В. Брюсов и М. Цветаева. (К истории личных и литературных отношений) // Филолог, науки. 1989. № 4. С. 10-15.
242. Симченко О. К изучению поэтики Ахматовой и Цветаевой. (Словесное поведение лирического героя) // Некоторые проблемы русской и зарубежной литературы. Владивосток: Дапьневост. гос. ун-т, 1974. С. 16-29.
243. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Нов. литературное обозрение, 1994.-351 с.
244. Смирнов И.П. Художествен ный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. - 203 с.
245. Соболевская Е.К. Мифоноэтика "Поэмы Горы" и "Поэмы Конца" М. Цветаевой как основа музыкальной архитектоники цикла // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Иваново: Изд-во Ивановск. ун-та, 1993. С. 131-139.
246. Собуцкий М. Рождение десгруктивной диалектики. (Опыт антропологического стиля) // Новый Круг. 1992. № 2. С. 74-80.
247. Таганов А.Н. Марина Цветаева и Марсель Пруст // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Иваново: Изд-во Ивановск. ун-та, 1993. С. 179-188.
248. Тамарченко А. Диалог Марины Цветаевой с Шекспиром. Проблема "Гамлета" // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. Т. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 159-176.
249. Тамарченко А. Драматургическое новаторство Михаила Булгакова // Русс. лит. 1990. № 1. С. 46-67.
250. Темтова Н.К. Поэма Марины Цветаевой "Молодец" // Звезда, 1988. №6. С. 106-110.
251. Терц А. Прогулки с Пушкиным // Октябрь. 1989. № 4. С. 192-199.
252. Тихомирова Е.В. Творчество Марины Цветаевой в критике русского зарубежья. Эпизод с "Благонамеренным" // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Иваново: Изд-во Ивановск. ун-та, 1993. С. 185-198.
253. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. - 548 с.
254. Топоров В Н. К исследованию анаграмматических структур // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 193-238.
255. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. гр. "Прогресс" - " Культура", 1995.-624 с.
256. Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы. (К вопросу об индоевропейских источниках) // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 67-94.
257. Топоров В.Н. О космогонических источниках раннехристианского описания // Учен. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 307. Тарту, 1973. С. 106150.
258. Топоров В.Н. О числовых моделях в архаических текстах // Структура текста. М.: Наука, 1980. С. 148-173.
259. Топоров В.Н. Об "эктропическом" пространстве поэзии. (Поэт и текст в их единстве) // От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: Изд-во "Российский университет", 1993. С. 25-42.
260. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. С. 227-284.
261. Топоров В.Н. Тезисы к предыстории "портрета" как особого класса текстов // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 278288.
262. Топоров В.Н. Эней - человек судьбы. К "средиземноморской" персонологии. Ч. 1. М.: Радикс, 1993. - 302 с.
263. Трубилова Е. В поисках страны Нигде // Аверченко А.Т. Рассказы; Тэффи Н.А. Рассказы. М.: Мол. гвардия, 1990. С. 208-223.
264. Тунимов В.А. Странствования по душам Льва Шестова // Рус. лит. 1991. №3. С. 38-47.
265. Тынянов ЮН. Литературный факт. М.: Высш. шк., 1993. -318 с.
266. Тынянов Ю Н. Поэтика. История литературы. Кино. ML: Наука, 1977. - 574 с.
267. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965.-301 с.
268. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: Худож. индивидуальность и творч. процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973. - 702 с.
269. Фарыно Е. Вопросы лингвистической поэтики Цветаевой // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1988. Bd. 22. S. 25-55.
270. Фарыно E. Мифологизм и теологизм Цветаевой. ("Магда-лина" -"Царь-Девица" - "Переулочки") // Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 18. Wien, 1985. -390 c.
271. Фарыно E. Паронимия - Анаграмма - Палиндром в поэтике русского авангарда // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1988. Bd. 21. S. 36-39.
272. Фоменко Л.П. "Дом" и "дорога" в романе Андрея Платонова "Чевенгур" // Андрей Платонов: Проблемы интерпретации. Сб. тр. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. С. 97-103.
273. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 183-194.
274. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.
- 658 с.
275. Ходасевич В.Ф. Заметки о стихах. М. Цветаева. Молодец // Цветаева М И. Поэмы 1920-1927. СПб.: Абрис, 1994. С. 363-367.
276. Ходасевич В.Ф. Конец Ренаты // Русский эрос, или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. С. 337-349.
277. Царик Д.К. Типология неоромантизма. Кишинев: Штлинца, 1984.
- 167 с.
278. Цветаева Марина Ивановна. (1892-1941): Библиографический очерк / РГБ. Отд. исслед., чтения пропаганды кн. и рекоменд. библиогр.
Авт.-сост. СемибратоваИ.В. М., 1994. - 27 с.
279. Цветаева Марина. Библиография = Bibliographie des oeuvres de Marina Tsvetaeva / Сост. Гладкова T.A., Мнухин JI.A. Paris: Institut d'études slaves, 1989.-360 p.
280. Цветаева Марина. Поэт и время: Выставка к 100-летию со дня рождения, 1892-1992. Каталог / Сост. Аксененко М.Б. и др. М.: ГАЛАРТ, 1992.-267 с.
281. Шагинян М.С. "Самая настоящая поэзия" // Вопр. лит. 1983. № 12. С. 203-209.
282. Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. М.: Илтерпринт, 1992. - 544 с.
283. Швейцер В.А. Маяковский и Цветаева // Простор. 1966. № 8. С.
89-90.
284. Шевеленко И.Д. В зеркале последнего десятилетия. Библиографические заметки к 100-летию М.И. Цветаевой // Звезда. 1992. № 10. С. 202207.
285. Шевеленко И.Д. По ту сторону поэтики. К характеристике литературных взглядов М. Цветаевой // Звезда. 1992. № 10. С. 151-161.
286. Шестаков В.П. Эстетические категории. // Опыт системного и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 358 с.
287. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. - 544 с.
288. Эйхенбаум Б.М. О прозе; О поэзии. Л.: Худож. лит., 1986. - 456 с.
289. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. S. - Gravennage: Mouton, 1962.-269 с.
290. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной...": Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. - 303 с.
291. Эпштейн М.Н., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979. № 12. С. 242-258.
292. Эстетика раннего французского романтизма. М.: Искусство, 1982. -480 с.
293. Эткинд Е.Г. Флейтист и крысы. (Поэма Цветаевой "Крысо-лов" в контексте народной легенды и ее литературных обработок) // Норвич. симп. по русской литературе и культуре. T. II. Марина Цветаева. 1892-1992. Нордфилд, Вермонт, 1992. С. 118-153.
294. Я блоков Е.А. Пожар на ковчеге. (Рассказы И. Бунина и проза М. Булгакова начала 1920-х годов) // Царственная свобода. О творчестве И.А. Бунина. Межвуз. сб. науч. тр. к 125-летию со дня рождения писат. Воронеж: "Квадрат", 1995. С. 96-105.
295. Якобсон А. О романтической идеологии // Новый мир. 1989. № 4. С. 231-243.
296. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
297. Ямпольский М.Б. К символике водопада // Учен. зап. Таргуск. гос. ун-та. Вып. 754. Тарту, 1987. С. 26-41.
298. Lemautre H. La poésie depuis Baudelaire. Paris. Armand Colin, 1969. - 367 p.
299. Lettres européennes. Histoire de la littérature européenne. Paris: Hachette, 1992. - 997 p.
300. Martino P. Parnasse et symbolisme. 2-е édition. Paris, 1970. -227 p.
301. Vernant J.-P., Vidal-Naquet P. Oedipe et ses mythes. Bruxelles: Edition complexe, 1988. - 148 p.
СПРАВОЧНИКИ
302. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1989. Т. 1. - 699 с. Т. 2. - 779 с. Т. 3. - 555 с. Т. 4. - 683 с.
303. Куликов Б. Азбука камней-самоцветов: Поверья о самоцветах. Словарь-справочник. M.: ТЕРРА, 1996. - 224 с.
304. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1996. - 416 с.
305. Мифы в искусстве. Старом и Новом. М.: Современник, 1993. -
271 с.
306. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. Токарев С.А. М.: Рос. энцикл., 1994. Т. 1. - 671 с. Т. 2. - 719 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.