Поэтика прозы Алексея Варламова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Федорова, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат наук Федорова, Татьяна Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЮЖЕТОВ И КОНФЛИКТОВ В ПРОЗЕ А. ВАРЛАМОВА
1.1. Содержательные особенности сюжетов в прозе А. Варламова
1.2. Типы конфликтов в прозе А. Варламова
1.2.1. Социально-этический конфликт
1.2.2. Психологический конфликт
1.2.3. Онтологический конфликт
Глава 2. МОТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА
А. ВАРЛАМОВА
2.1. Роль мотива в системе элементов поэтики прозы А. Варламова
2.2. Мотивный комплекс в романе А. Варламова «Лох»
2.2.1. Мотив одиночества
2.2.2. Мотив скитальчества
2.2.3. Мотив судьбы
Глава 3. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ХРОНОТОПА В ПРОЗЕ А. ВАРЛАМОВА
3.1. Функции «бытового» пространства-времени в прозе А. Варламова
3.2. Своеобразие «бытийного» пространства-времени
в прозе А. Варламова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие2007 год, кандидат филологических наук Счастливцева, Юлия Анатольевна
Художественный мир М.А. Тарковского: пространство, время, герой2018 год, кандидат наук Вальянов, Никита Александрович
Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики2007 год, кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ивановна
Жанр художественной биографии в творчестве А. Н. Варламова2020 год, кандидат наук Частных Валерий Владимирович
Поэтика русской прозы 1990 - 2000-х годов: художественные функции мотива2013 год, доктор филологических наук Бологова, Марина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика прозы Алексея Варламова»
ВВЕДЕНИЕ
Алексей Николаевич Варламов - известный современный писатель, чье творчество опирается на лучшие традиции русской классической литературы. Его проза развивается в эпоху рубежа веков, когда, наряду с тенденциями сближения различных художественных систем, наблюдается закономерное возвращение к реалистическим средствам изображения действительности, к традиционной для классической литературы системе ценностей.
Проза Алексея Варламова представляет собой значительное художественное явление в реалистической литературе конца XX - начала XXI века. Варламов один из наиболее ярких прозаиков современности. Писатель способен мастерски рассказывать о самых актуальных проблемах. «Неизменными во всех сочинениях Варламова остаются его чуть стилизованный под «благородную старину» (скорее под Шмелева и Зайцева, чем под Лескова и Тургенева) мягкий повествовательный слог, сочувствие к робкому и душевно светлому «маленькому человеку», ненавязчивая, но ощутимая символика (часто религиозная), аккуратный психологизм, умиротворенные пейзажи и прочие признаки качественного традиционного письма», - говорит о писателе Андрей Немзер [131]. Творческое наследие писателя воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает субъективный авторский взгляд на политическую и литературную ситуацию в России рубежных годов, дает представление об эволюции историко-литературного процесса.
Алексей Варламов - обладатель нескольких литературных премий: 1991 — премия журнала «Смена» за рассказы «Инженер Серов», «Ленка»; 1997 -премия журнала «Октябрь» за роман «Затонувший ковчег»; 2006 - литературная премия Александра Солженицына. В решении жюри говорится, что Варламов
отмечен премией «за тонкое исследование в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире».
Жанровое многообразие прозы А. Варламова, характеризующееся освоением таких эпических форм, как рассказ, повесть, роман, отражает творческую эволюцию и авторскую интенцию к соединению реалистической и религиозно-мифологической поэтики. А. Варламов печатается как прозаик в журналах «Знамя», «Новый мир», «Москва», «Октябрь», «Грани», «Литературная учеба», «Роман-газета».
Алексей Варламов проявляет свой дар в самых разных жанрах. Он автор ряда публицистических и литературоведческих статей. В серии ЖЗЛ А. Варламов выпустил книги о М. Пришвине, которого глубоко волновала история России, А. Грине и А.Н. Толстом, недавно вышли романы о Григории Распутине, М.А. Булгакове, Андрее Платонове. За документальную биографию «Алексей Толстой» А. Варламов получил вторую премию «Большой книги» сезона 2007 года. Формулировка жюри звучала так: «за осмысление путей русской литературы XX века в жанре писательских биографий».
Диссертационная работа представляет собой попытку систематизации особенностей поэтики А. Варламова. Четко прослеживаемые типы сюжетов, пространственно-временная организация текстов, изображение характера через действие, определенная четкость конфликта, мотивная организация текстов -важные особенности прозы исследуемого нами писателя. Стремясь постичь секреты творчества А. Варламова, мы обращаемся к зарождению художественного замысла и к самому процессу создания произведения.
Творчество А. Варламова самобытно и своеобразно. Оно развивается в эпоху рубежа веков, когда наряду с тенденциями сближения художественных систем реализма и модернизма, реализма и постмодернизма, наблюдается закономерное возвращение к реалистическим средствам изображения действительности, к традиционной для классической литературы системе
ценностей. Проза А. Варламова отражает сложный процесс поиска новых приемов в литературе, поэтому исследование всего реалистического метода на современном этапе невозможно без глубокого анализа его творчества.
С самого начала литературной деятельности Варламов-писатель интересует критиков и литературоведов.
В начале творческого пути А. Варламов, как утверждает критик Павел Басинский, писал «осторожно, сдержанно, как будто «на пробу». Басинский считает, что раннюю варламовскую прозу, прежде всего, отличала неистребимая черта ученичества. В доказательство своей мысли критик приводит повесть «Здравствуй, князь!», которую Варламов впервые опубликовал в 1991 году. Эта повесть, подчеркивает Басинский, - «какой-то своеобразный вариант «Студентов» Юрия Трифонова, повесть о московском студенчестве недавних лет, в которой легко узнаются сюжеты и лица филфака МГУ. Главный персонаж по имени Саввушка проходит обычный набор столичных искушений, частью известных еще по университетскому быту эпохи Леонида Андреева, - быту, о котором Василий Розанов язвительно писал как о череде студенческих «историй»: «запахло водочкой, девочкой, пришел полицейский и всех побил» [34, с. 4].
Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий включают А. Варламова в ряд писателей, произведения которых близки «традиции классического реализма» [109, с. 522]. По мнению критиков, реализм А. Варламова опирается на веру художника в Божественный замысел и промысел - веру в религиозный абсолют. «Парадоксальным образом эта модель реализма поразительно напоминает о социалистическом реализме: и в том, и в другом случае от художника ожидают не вопросов или сомнений, а иллюстраций к неким готовым доктринам -политическим в одном случае, религиозно-морализаторским в другом. К чему это приводит, видно по произведениям авторов, которых П. Басинский считает современными хранителями реалистических традиций. Так, романы Алексея
Варламова «Купол» и «Затонувший ковчег» представляют собой странную смесь стереотипов, знакомых по «народным эпопеям» классиков позднего соцреализма (Павла Проскурина, Георгия Маркова), с прямолинейным иллюстрированием русской религиозной философии Серебряного века» [109, с. 529-530].
Ю.И. Минералов называет творческий метод писателя «символическим реализмом» [143].
Г.Л. Нефагина говорит о Варламове как о писателе, развивающем в реалистической прозе 1990-х годов «религиозные темы» («Паломники», «Лох») [133, с. 80], связывает его произведения с «выраженным сентиментальным началом («Здравствуй, князь!») [133, с. 94], а также выделяет в описанном ею условно-метафорическом направлении в русской реалистической прозе второй половины XX века тот факт, что «библейская и мифологическая символика, соединяясь с реалистической конкретикой, образует философское поле» романа А. Варламова «Затонувший ковчег» [133, с. 166]. Именно Г.Л. Нефагина настаивает на методе «современного реализма», в котором работает писатель. В конце XX века реализм последовательно и активно вытеснялся постмодернизмом, что естественным образом было связано со сломом общественной системы, кризисом мировоззрения, переоценкой советских ценностей. Тем не менее реалистическая традиция, с ее социальным анализом, психологизмом, историзмом, стремлением к воссозданию адекватной картины мира, внятностью содержания и идей, четко отлаженной знаковой системой сохранялась и развивалась даже в кризисные для литературы 1990-е годы. Подтверждением этому служит творчество А. Варламова.
Метод «современного реализма» наиболее точно характеризует художественное наследие писателя: в нем классическая традиция переплелась с эстетикой постмодернизма, порожденной кризисным сознанием и апокалипсическими коллизиями рубежа веков. В самой действительности
нашел А. Варламов остросовременный жизненный материал. Созданные им «перестроечные» произведения в жанре короткого рассказа отличает злободневность, внимание к общественным проблемам современной России, психологическая разработка характеров. Писатель работает в русле реализма: ему присуще обращение к наследию как классической литературы XIX века, так и писателей «деревенской прозы» и носителей идеологии постмодернизма. Он аккумулирует все достоинства данных течений в своем творчестве, создавая индивидуальную картину мира и новый тип варламовского героя-«мытаря», вобравшего в себя черты «русского скитальца», традицию изображения «лишнего человека» и героя-«неофита».
А. Варламов признается в творческой симпатии к авторам «деревенской прозы»: «Мне близки некоторые прозаики, которым сегодня за шестьдесят, мне очень близки те, кого уже, к сожалению, нет в живых, - Юрий Казаков, Василий Шукшин, Константин Воробьев...» [91]. Тексты его произведений («Галаша», «Старое», «Чоловик», «Купавна», «Падчевары», «Дом в деревне») заявляют о внимании к «деревенской» линии в реалистическом методе. Писателей-«деревенщиков» объединяет внимание к духовным проблемам, вера в созидательную роль нравственных традиций, в силу человеческой общности. В 1980-х - начале 1990-х годов В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин продолжают работать в выбранном направлении, выходя за границы узкой тематики к глобальным проблемам бытия, экологическим и историко-психологическим вопросам. А. Варламов становится достойным продолжателем наследия «деревенщиков». Критик П.В. Басинский, отзываясь о рассказе А. Варламова «Галаша», сказал: «Рассказ... буквально меня потряс. Я ничего подобного после В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина в области «деревенской прозы» не читал» [39, с. 7].
Внимание к онтологическим свойствам «деревенской прозы» отличает исследования H.JI. Лейдермана, А.Ю. Большаковой, A.B. Недзвецкого, которые
фиксируют в произведениях «деревенщиков» присутствие метафизического пласта изображаемых нравственно-философских проблем, многоуровневое художественное пространство и концепцию личности, предполагающую наличие духовного характера и внутренней свободы.
Ориентация на сохранение и переосмысление традиций «деревенской прозы», на восстановление связи между современным человеком и русскими национальными основами бытия свойственна творчеству А. Варламова. Главное для писателя - показать глубину внутреннего мира и человеческую незаурядность. Его герои умеют философствовать о проблемах бытия, что свидетельствует об уникальности каждой человеческой судьбы. Автору близка блуждающая в сомнениях человеческая душа, тщетно ищущая спасения в одиночестве, в скитаниях по родной стране. В героях А. Варламова отчетливо и остро чувство случайности, ненадежности жизни и предчувствие Апокалипсиса. Неоднократно появляется мысль о «странности» персонажей писателя, об их непохожести на привычных людей. Варламовские герои следуют велению судьбы; высший закон для них - вера в Бога как судьбу, и в этом движении заключается их принадлежность к героям-«мытарям». Писатель ищет новые возможности для изучения таких философских и вечных понятий, как «судьба человека» и «смысл жизни». Не случайно книжный обозреватель В. Грушко акцентирует глубокую связь прозы А. Варламова с русской классической литературой и православной культурой: «Этот писатель не разменивается на мелочи. Он пишет обстоятельно и серьезно. Его корни - классика русской и мировой литературы, и Варламов этих корней держится, продолжая традиции своих учителей (среди которых можно угадать и Пушкина, и Чехова, и Набокова) и не заигрывая с читателем» [71].
Попытку концептуального анализа романного творчества писателя представляет опубликованная в «Литературной России» статья В.Я. Курбатова «Отражение небесной битвы»: «Я выхожу из книги с неустойчивым чувством. Я
благодарен ей за искренность и чистоту сердца героев и автора, и вместе -смущен ее распространенной сегодня «объективностью», когда автор бросается в середину событий и любяще и благодарно пишет своих страдающих современников, хорошо понимает их, зорко видит спектр живых, нынешних идей, но предпочитает выйти из сочинения, не договорив себя до точки. Это благородно, когда автор знает путь, но предоставляет читателю найти его вместе с его героями самому; и это болезненно и беспокойно, когда видишь «малую хитрость» художника, который выходит «из игры», не проговорившись, потому что не знает, куда выйти, а только любит мечущийся, выпавший из порядка вековечной жизни мир и живет вместе с нами, говоря чуть громче обычного и смотря увереннее других, чтобы окружающие не догадались, что он знает доро1у не лучше их» [106, с. 3].
Встречаются в критической литературе и негативные оценки творчества А. Варламова. Так, например, Г.Г. Ермошина в статье «Ностальгия по несостоявшемуся», посвященной анализу романа «Купавна», говорит, что автор «пытается открыть уже задолго до него открытые истины - о лжи советских начальников разного ранга - от пионервожатых до членов ЦК, о фальши всего того, что называлось словом «советский», о прозрении мальчика Колюни, ставшего писателем. Эти описательные размышления, выдаваемые Варламовым за откровения, запоздали по крайней мере лет на 20. А кроме этого в романе почти ничего нет» [77, с. 221]. A.C. Немзер в своем отзыве на повесть А. Варламова «Рождение» заостряет внимание на «идеологизированности на уровне университетских общаг». Он пишет: «Предлагаю внимательно прочитать последнее предложение, наглядно демонстрирующее, как псевдоклассическая, усреднено девятнадцативечная гладкопись переходит в обыкновенное косноязычие. Агрессия союзов и местоимений; глаголы и наречия, настолько стертые, что их хочется назвать «местоглаголиями» и «местонаречиями»; синтаксис, рассчитанный на трудный диктант и школьное
вычерчивание «запутанной» схемы, - слог в меру квалифицированного газетно-журнального поденщика, каковым и писана вся повесть» [130, с. 75]. Или здесь же: «Варламов, может, и хотел написать повесть о рождении - обретении веры, надежды и любви; допускаю даже: очень хотел (после замешенной на скользких сплетнях повести «Здравствуй, князь!», после штампованно-апокалиптического «Лоха» потянуло на дистилированно-вечное) - только написал он нечто совсем другое» [130, с. 77].
В полемику с А.С. Немзером вступает Е. Щеглова: «Тут нет вторичности и преднамеренно сентиментальной стилизации, как показалось А. Немзеру, -скорее можно говорить о перекличке, о примерке «на себя» этой нравственной нормы. Все дело именно в очень тонком соотношении, в безошибочном ощущении момента, когда мир классики, «классический мир», оставаясь в душе писателя нетленным и заповедным, даст толчок к развитию собственного, с тем миром согласного» [198, с. 85]. По словам критика, А. Варламов - «писатель гармоничный, уравновешенный, без вывихов и изломов, но это вовсе не значит, что проза его лишена внутренней напряженности. Он попросту уводит трагизм жизни в ее глубину» [198, с. 88].
Высоко оценил это произведение и B.C. Непомнящий: «Повесть «Рождение» - в своем роде «формула», но в ней та русская страсть утверждения истины, та сердечная прожитость и, как сказано у Пушкина, «искренность вдохновения», которым в искусстве и впрямь «все можно». Эти качества есть и в других сочинениях Варламова - где больше, где меньше, - но здесь, в «Рождении», сюжет которого основан на прямом личном опыте, автора осенил ангел страдания: он продиктовал ему ту правду, без которой мучения жизни потеряли бы смысл; и он дал писателю личное, опытное знание...» [132].
Такой разброс мнений о творчестве писателя делает насущным решение вопроса о специфике поэтики А. Варламова.
Необходимость расширения представлений о творческой индивидуальности Алексея Николаевича Варламоваи его месте в историко-литературном процессе рубежа ХХ-ХХ1 веков определяет актуальность диссертационной работы. Многоуровневый анализ прозаических произведений писателя с точки зрения проблемы художественного конфликта и хронотопа демонстрирует продуктивность подхода, позволяющего сформировать динамическую концепцию его творчества и существенно расширить представление о поэтике его текстов. Творческий опыт писателя в настоящее время не осмыслен полностью. Практически неразработанной в современном литературоведении является актуальная проблема анализа доминирующих приемов в прозе А. Варламова, призванных наиболее адекватно передать авторскую концепцию мира и человека. Самостоятельных работ, посвященных исследованию типов конфликта, пространственно-временной организации текстов, мотивному анализу, не существует. В связи с этим плодотворной и необходимой представляется задача исследования эволюции системы данных элементов поэтики, призванная служить выявлению идейного и художественного своеобразия творчества писателя.
Некоторые литературные критики определяли общие свойства творческой манеры А. Варламова, фокусировали свое внимание на анализе отдельных аспектов поэтики его произведений, очерчивали круг социальных, этических и философских проблем, составляющих основу содержания его текстов. Однако ряд вопросов, касающийся эволюции его творчества, остался нерешенным. Обозначение некоторых сквозных мотивов, сюжетообразующих конфликтов, описание приемов создания образов персонажей, которые встречались в предшествующих исследованиях, носит характер скорее разрозненных суждений, чем развернутой системы доказательств. Вместе с тем системный подход способствует раскрытию глубинных пластов содержания его текстов, а также дает представление об индивидуальности авторского мировосприятия.
Первый и пока единственный шаг в изучении творческой личности А. Варламова сделан Ю.А. Счастливцевой в диссертации «Проза А. Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие» (Магнитогорск, 2007) [168]. Данная работа в значительной мере углубляет представление о жанровом своеобразии варламовской прозы.
В первой главе диссертационной работы Ю.А. Счастливцевой проводится жанрово-стилевой анализ малой прозы А. Варламова. В результате исследования она приходит к выводу, что в ранней прозе писателя формируются две стилевые тенденции: развитие реалистической традиции и проявление неомифологизма. Автор убедительно доказывает, что наряду с социально-типическими героями рассказов «Тараканы», «Галаша», «Запах страха» в художественном мире писателя наличествуют архетипические образы и сюжеты. Рассказы «Покров», «Ленка», «Сочельник» в работе рассматриваются в мифопоэтическом аспекте.
Во второй главе «Жанр повести в творчестве А. Варламова: динамика «авторских» форм» автор исследует художественный опыт «нового жанра», при котором расширение жанровых канонов осуществляется через стиль (акцент делается на жанрово-стилевом своеобразии «сентиментальной истории» «Здравствуй, князь!»). Большое внимание Ю.А. Счастливцева уделяет хроникальному принципу организации повествования в повести А. Варламова «Рождение». Важными для нас стали исследования автором стилевой доминанты, в рамках которой проявляется особый характер структурирования художественного мира, строящийся на сосуществовании двух планов повествования: внешний рисует социально-историческую действительность, внутренний включает психологическое пространство героев, когда житейские ситуации преломляются сквозь призму мифологического сознания. Здесь же диссертант рассматривает трансформацию жанра «деревенской повести», говоря о связи творчества писателя с традициями «деревенской прозы»:
«Необходимо отметить, что идеологическая и стилевая близость А. Варламова к «деревенской прозе» не означает для писателя растворения в данном литературном течении. Проза А. Варламова с присущей ей этико-философской глубиной, выраженной средствами символа, мифа, фольклорных образов и мотивов, наследует художественные достижения «деревенской прозы» и переосмысливает их, обогащая реалистическую поэтику» [169, с. 15].
Третья глава диссертации Ю.А. Счастливцевой посвящена проблеме модификации жанра реалистического романа в творчестве А. Варламова. Здесь диссертант выделяет в прозе писателя социально-психологический роман («Затонувший ковчег») и тип «авторской» антиутопии (роман «Купол»).
При всех достоинствах диссертационного исследования Ю.А. Счастливцевой обращает на себя внимание определенная ограниченность в охвате материала. Оценивая степень изученности творчества А. Варламова на сегодняшний день, можно сделать следующий вывод. Несмотря на большое количество рецензий, критических и литературоведческих статей, проза писателя продолжает оставаться малоизученной. Монографии, посвященные исследованию творчества писателя, отсутствуют. Большое значение имеет первая диссертационная работа, но и она (в силу объективных причин) не охватывает всего комплекса проблем, требующих своего решения.
Следует признать, что творчество А. Варламова, обладая несомненной художественной ценностью, нуждается в глубоком и основательном научном изучении. Постижение его внутренних закономерностей станет возможным в результате последовательного и систематического исследования поэтики, что обусловливает научную новизну. Диссертационная работа поможет восполнить определенный пробел, существующий в изучении творчества писателя.
Предметом изучения в рамках диссертации являются содержательные и функциональные особенности элементов поэтики прозы, выявляющие специфику художественной картины мира писателя.
Объект исследования - художественная проза А. Варламова; материалом служат произведения малой формы и романы «Лох» (1995), «Затонувший ковчег» (1997), «Купол» (1999), «11 сентября» (2003).
В своих суждениях о выборе темы диссертационного исследования «Поэтика прозы Алексея Варламова» мы исходим из наиболее распространенного в последнее время представления о поэтике как «комплексе художественных средств, при помощи которых писатель создает целостную художественную форму, раскрывающую содержание его творчества... Изучить поэтику писателя - значит осмыслить комплекс его художественных средств в их идейно-художественной мотивировке, в их конкретной художественной функции... Дело не только в описании приемов, но и в определении их цели, их конкретного художественного смысла и значения» [176, с. 349-350]. Целью поэтики является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. Важную роль в понимании картины мира А. Варламова играют сюжет, конфликт, мотив и хронотоп. Этим объясняется выбор данных аспектов, которые рассматриваются нами как взаимодействующая система.
В диссертации намечены пути изучения поэтики прозы писателя, в частности, рассмотрены такие важнейшие элементы идейно-эстетического комплекса, как сюжет, конфликт, художественное время и художественное пространство, а также предпринята попытка исследования доминирующих мотивов прозы писателя на примере ключевого романа А. Варламова «Лох». Несмотря на нарастающий интерес исследователей к творчеству писателя, в особенности к указанному произведению, в современной науке нет специального исследования, посвященного анализу мотивного комплекса в нем,
не определено место романа как в творчестве А. Варламова, так и в современном литературном процессе в целом.
Выбор сюжета в качестве первоочередного направления исследования обусловлен, прежде всего, тем, что научное изучение поэтики прозы художника только начинается, глубокое и полное прочтение его творчества еще впереди. В ходе исследования возникает и острая необходимость расширить инструментарий наших разборов с помощью такой категории, как художественный конфликт.
В современном литературоведении художественное время и художественное пространство определяют в качестве важнейших характеристик поэтики, основных координат художественного мира, обеспечивающих целостное восприятие художественной действительности. Хронотоп в значительной мере определяет воссоздание образа человека в литературе. Данный элемент помогает выявить особый тип варламовского героя-«мытаря». Категории пространства и времени в авторской концепции бытия играют ведущую роль: они являются важнейшими понятиями в процессе осмысления человеческого существования как онтологического феномена.
Мотивный анализ позволяет осветить в новом ракурсе проблему мировоззрения А. Варламова, сделать важные выводы о своеобразии художественного мира писателя. В исследовании Ю.А. Счастливцевой прослеживается изучение отдельных мотивов в пределах конкретных произведений. Мы в своей диссертации выявляем доминирующие мотивы -мотив одиночества, мотив скитальчества и мотив судьбы (на примере романа «Лох»), рассматриваем их сюжетообразующую роль в структуре художественного целого.
Анализ произведений А. Варламова с точки зрения индивидуального репертуара эстетически действенных приемов и их художественной функции позволит осмыслить характер образа мира и концепцию творчества писателя, а
значит, глубже понять прозу одного из ярких представителей современной литературы и отчасти увидеть закономерности литературного процесса в России конца XX - начала XXI века.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что для индивидуальной системы элементов поэтики прозы А. Варламова характерна доминирующая роль мотивов и сюжетов. Вместе со специфическим хронотопом они формируют образ художественного мира писателя. Исследуемые аспекты выявляют творческую эволюцию автора.
Цель данного исследования - анализ комплекса элементов поэтики прозы А. Варламова, являющихся определяющими для формирования картины мира писателя. Для достижения цели исследования в диссертации решаются следующие задачи:
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Типология русской магической прозы: повести и рассказы 1920-х годов2023 год, кандидат наук Апалькова Елизавета Сергеевна
Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева: 1980-1990-е годы2010 год, кандидат филологических наук Малаховская, Мария Вячеславовна
Проза Камала Абукова: жанровая специфика и национальное своеобразие2012 год, кандидат наук Нажукова, Саида Нажуковна
Художественный мифологизм в прозе о деревне 1970-90-х годов2006 год, кандидат филологических наук Королёва, Светлана Юрьевна
Проблема антропологического кризиса в поздней прозе Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина2018 год, кандидат наук Васильева Юлия Олеговна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федорова, Татьяна Александровна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1
1. Варламов, А. Н. Тараканы [Текст] : рассказ / Алексей Варламов // Октябрь. - 1987. - № 12. - С. 98-101.
2. Варламов, А. Н. Здравствуй, князь! [Текст] : сентиментальная история / Алексей Варламов // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 65-100.
3. Варламов, А. Н. Сочельник. Галаша [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Новый Мир. - 1992. - № 6. - С. 103-117.
4. Варламов, А. Н. Таинство. Покров [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Знамя. - 1993. - № 6. - С. 177-185.
5. Варламов, А. Н. Старое. Тутаев. Чистая Муся [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Грани. - 1994. - № 174. - С. 67-98.
6. Варламов, А. Н. Лох [Текст] : роман / Алексей Варламов // Октябрь. -
1995.-№2-С. 3-84.
7. Варламов, А. Н. Меч царя Соломона [Текст] : рассказ / Алексей Варламов // Смена. - 1995. - № 3. - С. 20-31.
8. Варламов, А. Н. Мытарь. Лавина [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Литературная учеба. - 1995. - Кн. 2/3. - С. 119-129.
9. Варламов, А. Н. Рождение [Текст] : повесть / Алексей Варламов // Новый мир. - 1995. - № 7. - С. 3-50.
10. Варламов, А. Н. Гора [Текст] : повесть / Алексей Варламов // Москва.
-1996.-№ 12.-С. 3-21.
11. Варламов, А. Н. Затонувший ковчег [Текст] : роман / Алексей Варламов // Октябрь. - 1997. -№ 3. - С. 3-60.
12. Варламов, А. Н. Послесловие [Текст] / Алексей Варламов // Октябрь. - 1997.-№4.-С. 54-55.
13. Варламов, А. Н. Дом в деревне: повесть сердца [Текст] / Алексей Варламов // Новый мир. - 1997. - № 9. - С. 3-36.
14. Варламов, А. Н. Любимовка [Текст] : рассказ / Алексей Варламов // Октябрь. - 1998. - № з. - С. 112-122.
15. Варламов, А. Н. Купол [Текст] : роман / Алексей Варламов // Октябрь. - 1999. - № 3. - С. 3-59; № 4. - С. 20-59.
16. Варламов, А. Н. Ночь славянских фильмов [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Новый мир. - 1999. - № 10. - С. 75-93.
17. Варламов, А. Н. Купавна [Текст] : роман / Алексей Варламов // Новый мир. - 2000. - № 10. - С. 7-66; № 11. - С. 85-128.
18. Варламов, А. Н. Теплые острова в холодном море [Текст] / Алексей Варламов // Москва. - 2000. - № 11. - С. 3-48.
19. Варламов, А. Н. Звездочка [Текст] : повесть / Алексей Варламов // Москва. - 2002. - № 6. - С. 110-128.
20. Варламов, А. Н. Падчевары [Текст] : повествование в рассказах / Алексей Варламов // Новый мир. - 2002. - № 2. - С. 84-114.
21. Варламов, А. Н. Присяга [Текст] : рассказ / Алексей Варламов // Новый мир. - 2002. - № 8. - С. 45-52.
22. Варламов, А. Н. 11 сентября [Текст] : роман / Алексей Варламов // Москва. - 2003. - № 8. - С. 3-53.
23. Варламов, А. Н. Все люди умеют плавать [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Новый мир. - 2004. - № 8. - С. 105-117.
24. Варламов, А. Н. Чоловик. Попугай на оке. Шанхай. Еврейка [Текст] : рассказы / Алексей Варламов // Октябрь. - 2004. - № 7. - С. 81-99.
25. Варламов, А. Н. Вальдес [Текст] : маленькая повесть / Алексей Варламов // Новый мир. - 2005. - № 2. - С. 98-109.
26. Варламов, А. Н. Дискриминант [Текст] : рассказ / Алексей Варламов // Литературная учеба. - 2005. - № 5. - С. 47-57.
27. Аверинцев, С. С. Категории поэтики в смене литературных эпох [Текст] / С. С. Аверинцев, М. JI. Андреев, М. JI. Гаспаров // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. -С. 3-38.
28. Аверинцев, С. С. Мифологизм в литературе XX века [Текст] / С. С. Аверинцев, М. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь. -
М., 1987.-С. 224-225.
29. Акимов, В. М. Что открывает деревенская проза [Текст] / В. Акимов
// В конце семидесятых : литература наших дней. - Л., 1980. - С. 59-94.
30. Анкудинов, К. Сдвиг [Текст] : заметки о современной психологической прозе / К. Анкудинов // Октябрь. - 2001. - № 2. - С. 20-34.
31. Бабушкин, С. А. Пространство и время художественного образа [Текст] / С. А. Бабушкин // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. - Л., 1975. -С. 112-116.
32. Баевский, В. С. История русской литературы XX века. Компедиум [Текст] / В. С. Баевский. - М. : Язык русской культуры, 1999. - 406 с.
33. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. -
М.: Прогресс ; Универс, 1994. - 350 с.
34. Басинский, П. В. Варламов А. Здравствуй, князь! Сентиментальная история [рецензия] / П. В. Басинский // Литературная газета. - 1992, 11 нояб. -№ 46. - С. 4.
35. Басинский, П. В. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов [Текст] / П. В. Басинский // Новый мир. - 2000. - № 4. - С. 185-192.
36. Басинский, П. В. Куперовский герой в лесах под Архангельском [Текст] / П. В. Басинский // Литературная газета. - 1997, 5 нояб. - № 45. - С. 7.
37. Басинский, П. В. Московский пленник : статьи, эссе, проза [Текст] / П. В. Басинский. - М.: Хроникер, 2004. - 384 с.
38. Басинский, П. В. Новейшие беллетристы [Текст] // Литературная газета. - 1997. - № 22. - С. 11.
39. Басинский, П. В. Новые деревенские. Эту тему закрывали, но не смогли закрыть [Текст] / П. В. Басинский // Литературная газета. - 2001. - № 36. -С. 7.
40. Басинский, П. В. Сердечная культура [Текст] / П. В. Басинский //Варламов, А. Н. Ночь славянских фильмов / А. Н. Варламов. - М., 2001. -С. 5-8.
41. Басинский, П. В. Старший сын [Электронный ресурс] // Литературная газета. - 2003. - № 19. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/archives/html_arch /lgl92006/Polosy/8_l.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 26.02.2007.
42. Басинский, П. В. Сумерки реализма [Текст] / П. В. Басинский // Литературная газета. - 1995, 27 сент. - № 39. - С. 5.
43. Басинский, П. В. Убогие таланты [Текст] : [анализ прозы А. Варламова] / П. В. Басинский // Литературная газета. - 1993, 21 июля. - № 29. -С. 4.
44. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Советская Россия, 1979. - 320 с.
45. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике [Текст] / М. М. Бахтин // Эпос и роман. - СПб. : Азбука, 2000.-С. 11-193.
46. Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы [Текст] / Г. А. Белая. - М.: Наука, 1983. - 191 с.
47. Болдырев, Н. Н. Актуализация художественного времени-пространства [Текст] / Н. Н. Болдырев, Л. В. Казанцева, С. С. Мейн // Ученые записки ТГУ. Вып. 838. - Тарту, 1988. - С. 21-28.
48. Большакова, А. Ю. Деревня как архетип. От Пушкина до Солженицына [Текст] / А. Ю. Большакова // Пушкин и теоретико-литературная мысль. -М.: ИМЛИ ; Наследие, 1999. - С. 369-395.
49. Большее, А. Современная русская литература (1970-90-е годы) [Текст] / А. Болыпев, О. Васильева. - СПб., 2000. - 234 с.
50. Боровская, Е. Р. Образ ребенка в современной русской прозе: творчество А.Н. Варламова [Текст] // Мировая словесность для детей и о детях. - М., 2004. - Ч. 2. Вып. 9. - С. 217-220.
51. Бочаров, А. Г. Литература и время : из творческого опыта прозы 196080-х годов [Текст] / А. Г. Бочаров. - М. : Художественная литература, 1988. -383 с.
52. Бочаров, С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки [Текст] / С. Г. Бочаров. -М.: Наука, 1974. - 207 с.
53. Бочаров, С. Г. Сюжеты русской литературы [Текст] / С. Г. Бочаров. -
М., 1999.-626 с.
54. Буслакова, Т. П. Как анализировать эпическое произведение [Текст] / Т. П. Буслакова. - М.: Высшая школа, 2004. - 190 с.
55. Варламов, А. Н. Главное для меня - мотив судьбы [Электронный ресурс] : интервью с писателем Алексеем Варламовым / беседовала Ольга Антонова // Книжное обозрение. - 2007. - 3 сент. - Режим доступа: Шр://ш™^Ьоок.га/8т1Ме1аП.рЬр?ГО=3253, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
56. Варламов, А. Н. Как ловить рыбу удочкой? [Текст] : беседа с П. В. Басинским / А. Н. Варламов // Новый мир. - 1995, 8 фев. - № 6. - С. 5.
57. Варламов, А. Н. Звук лопнувшей тетивы [Текст] : историческое исследование / А. Н. Варламов // Москва. - 2006. - № 9. - С. 6-81.
58. Варламов, А. Н. «О дне же том и часе никто не знает...». Апокалипсические мотивы в русской прозе конца XX века [Текст] / А. Н. Варламов // Литературная учеба. - 1997. - № 5-6. - С. 69-77.
59. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика [Текст] / А. Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
60. Ветловская, В. Е. Анализ эпического произведения : проблемы поэтики [Текст] / В. Е. Ветловская. - СПб : Наука, 2002. -218с.
61. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века [Текст] / Б. М. Гаспаров. - М. : Наука, 1994. - 303 с.
62. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения [Текст] / Н.К. Гей // Контекст. 1974. - М., 1975. - С. 213-228.
63. Гей, Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования [Текст] / Н. К. Гей.
-М. -.Наука, 1989.-270 с.
64. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л. :
Советский писатель, 1979. - 222 с.
65. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе [Текст] / Л. Я. Гинзбург. -
М., 1999.-416 с.
66. Глазычев, В. Л. Образы пространства: проблемы изучения [Текст] / В. Л. Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.,
1978.-С. 159-174.
67. Голан, А. Миф и символ [Текст] / А. Голан. - М. : Русская литература,
1993.-375 с.
68. Головко, В. М. Историческая поэтика русской классической повести [Текст] / В. М. Головко : учебное пособие. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 274 с.
69. Гречнев, В. Я. Категория времени в литературном произведении [Текст] / В. Я. Гречнев // Анализ литературного произведения. - Л., 1976. -С. 126-144.
70. Гречнев, В. Я. Русский рассказ конца XIX - начала XX века: проблематика и поэтика жанра [Текст] / В. Я. Гречнев. - Л. : Наука, 1979. -298 с.
71. Грушко, В. Что почитать / В. Грушко [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургские ведомости. - 2006, 23 марта. - № 04900000. - Режим доступа:
msu.ru/~xxcentury/van.html, свободный. - Заглавие с экрана. -
Яз. рус.
72. Днепров, В. Д. Идеи и формы времени [Текст] / В. Д. Днепров. - Л. : Советский писатель, 1980. - 598 с.
73. Дмитриев, В. А. Реализм и художественная условность [Текст] / В. А. Дмитриев. - М.: Советский писатель, 1974. - 279 с.
74. Добин, Е. Жизненный материал и художественный сюжет [Текст] /Е. Добин. - Л.: Советский писатель, 1958. - 331 с.
75. Доманский, Ю. В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ю. В. Доманский. -Тверь, 1998.-22 с.
76. Евсеев, Б. Мост через бездну: Новая проза новой России на рубеже веков [Текст] / Б. Евсеев // Литературная учеба. - 2003. - Кн. 3. - С. 73-80.
77. Ермошина, Г. Г. Ностальгия по несостоявшемуся [Текст] / Г. Ермошина// Знамя. - 2001. -№.3. - С.221-223.
78. Жаров, А. Я. Относительно определения понятий «пространство» и «время» [Текст] / А. Я. Жаров // Понятия, принципы, категории. - Л., 1975. -С. 79-86.
79. Женетт, Ж. Фигуры: Работы по поэтике [Текст] : в 2 т. / Жерар Женетт. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 470 с.
80. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика [Текст] / В. М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1977. - 405 с.
81. Жолковский, А. К. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма [Текст] / А. К. Жолковский. - М. : Советский писатель, 1992. - 432 с.
82. Жолковский, А. К. Работы по поэтике выразительности: инварианты
- тема - приемы [Текст] : сб. ст. / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. - М. : Прогресс : Юниверс, 1996. - 341с.
83. Заика, В. И. Поэтика рассказа [Текст] : учебное пособие / В. И. Заика.
- Новгород : Изд-во Новгородского ун-та, 1993. - 131 с.
84. Зайцева, А. Поэтика русской прозы XX века [Текст] / А. Зайцева. -Уфа, 1995.
85. Зубарева, Н. Б. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира [Текст] / Н. Б. Зубарева // Художественное творчество. - М., 1989. - С. 25-27.
86. Злочевская, А. В. Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции [Текст] / А. В. Злочевская // Русская литература. - 2000. - № 1. - С. 40-63.
87. Иванова, И. Художник из Марьиной Рощи [Текст] / И. Иванова // Варламов А. Н. Затонувший ковчег : повесть, романы / А. Н. Варламов. - М., 2002.-С. 439-441.
88. Иванова, Н. После: Постсоветская литература в поисках новой идентичности [Текст] / Н. Иванова // Знамя. - 1996. - № 4. - С. 214-224.
89. Иванова, Н. Прошедшее несовершенное: [О литературной жизни 80-х годов: Заметки критика] [Текст] / Н. Иванова // Знамя. - 1996. - № 9. - С. 13-21.
90. Имихелова, С. С. Поэтика русской прозы (1960-1980-е годы) [Текст] : учебное пособие / С. С. Имихелова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 1999. - 115 с.
91. Интервью с Алексеем Варламовым [Текст] // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1998. - Кн. 213. - С. 240-246.
92. Исунов, К. Поэтика хронотопа [Текст] / К. Исунов // Даугава. -1988. -№2.-С. 123-125.
93. Казанцева, И. А. Особенности организации художественного пространства в повести А. Варламова «Гора» [Текст] / И. А. Казанцева //Актуальные проблемы филологии в вузе и школе : материалы XI тверской межвузовской конференции. - Тверь : ТГУ, 1997. - С. 119-125.
94. Калачева, С. В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения [Текст] / С. В. Калачева. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1973. - 95 с.
95. Карасев, Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу [Текст] /Л. В. Карасев.-М., 1995.
96. Касаткина, Т. Литература после конца времен [Текст] / Т. Касаткина // Новый мир. - 2000. - № 6. - С. 187-202.
97. Касаткина, Т. Подростковый период [Текст] : рецензия на роман А. Варламова «Купол» / Т. Касаткина // Новый мир. - 1999. - № 11. - С. 211-215.
98. Келдыш, В. А. На рубеже художественных эпох: О русской литературе конца XIX - начала XX веков [Текст] / В. А. Келдыш // Вопросы литературы. - 1993. - № 4. - С. 92-105.
99. Келдыш, В. А. Русский реализм начала XX века [Текст] / В. А. Келдыш. - М.: Наука, 1975. - 280 с.
100. Кожинов, В. В. К проблеме литературных родов и жанров [Текст] / В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные произведения в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Т. 2. - М.: Наука, 1964. - С. 39-49.
101. Колобаева, Л. А. Концепция личности в русской литературе Х1Х-ХХ веков [Текст] / Л. А. Колобаева. - М., 1990. - 336 с.
102. Компанеец, В. В. Русская социально-философская проза 1970-80-х годов (нравственный и психологический аспекты изображения человека) [Текст] / В. В. Компанеец ; под ред. В. В. Прозорова. - Саратов, 1994. - 204 с.
103. Краснов, Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения : к постановке вопроса [Текст] / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. -Горький, 1980.-С. 69-81.
104. Кузина, А. Н. В. Астафьев, В. Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / А. Н. Кузина. - М., 1994. - 20 с.
105. Курбатов, В. Я. Спокойная ясность Варламова: [о Варламове А.] [Электронный ресурс] // День литературы. - 2006. - № 117 (5). - Режим доступа: http://www.zavtra.ni/denlit/l 17/4l.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
106. Курбатов, В. Я. Отражение небесной битвы: [Заметки на полях книг Алексея Варламова] [Текст] / В. Курбатов // Литературная Россия. - 2000. -№ 45. - С. 3-4.
107. Левитан, Л. С. Сюжет в художественной системе литературного произведения [Текст] / Л. С. Левитан, Л. М. Цилевич. - Даугавпилс : ДПИ ; Рига : Зинатне, 1990. - 510 с.
108. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература [Текст] : в 3 кн. / Н. Л. Лейдерман, M. Н. Липовецкий. - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 288 с.
109. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, M. Н. Липовецкий. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - Т. 2 : 1968-1990. - 688 с.
110. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В. М. Кожевникова, Н. А. Николаева. - М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
111. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 30-46.
112. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Наука, 1979. - 360 с.
113. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь [Текст] / Ю. М. Лотман. - М., 1998. - 356 с.
114. Лотман, Ю. М. Об искусстве: структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1998. - 704 с.
115. Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении [Текст] / Ю. М. Лотман // Историческая поэтика : хрестоматия-практикум / С. Н. Бройтман. - М., 2004. - С. 212-231.
116. Любомудров, А. М. О православии и духовности в художественной литературе [Текст] / А. М. Любомудров // Вопросы литературы. - 2002. - № 1. -С.107-124.
117. Марков, В. А. Пространство и время в литературе: структурно-типологический анализ / В. А. Марков // Пространство и время в литературе и искусстве. - Даугавпилс : ДПИ, 1987. - 299 с.
118. Медарич, М. Автобиография. Автобиографизм [Текст] // Автоинтерпретация : сб. ст. - СПб., 1998. - 160 с.
119. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986. - 320 с.
120. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. -М., 2000. - 407 с.
121. Минералов, Ю. М. Да это же литература! («Историческая точность» и художественная условность) [Текст] / Ю. М. Минералов // Вопросы литературы. - 1987. - № 5. - С. 62-104.
122. Минералов, Ю. М. История русской литературы: 90-е годы XX века [Текст] : учеб. пособие / Ю. М. Минералов. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 244 с.
123. Мифологический словарь [Текст] / гл. ред. Е. М. Мелетинский. -М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
124. Мокроусов, А. Бунин, Трифонов... Варламов [Текст] / А. Мокроусов // Огонек. - 1993. -№ 34. - С. 24-28.
125. Мокроусов, А. Смерть аутсайдера, или Любите ли вы лохов? [Текст] / А. Мокроусов // Огонек. - 1995. - № 14. - С. 36-42.
126. Наполова, Т. Творчество писателя-реалиста и вопросы его изучения [Текст] / Т. Наполова. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1970. - 208 с.
127. Недзвецкий, В. А. Русская «деревенская проза» [Текст] / В. А. Недзвецкий, В. В. Филиппов. - М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.- 141 с.
128. Немзер, А. С. Замечательное десятилетие: о русской прозе 90-х годов [Текст] / А. Немзер // Новый мир. - 2000. - №.1. - С. 199-219.
129. Немзер, А. С. История пишется завтра [Текст] / А. Немзер // Знамя. -1996.-№ 12.-С. 203-212.
130. Немзер, А. С. Упражнение № 76. Местоимения [Текст] / А. Немзер //Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. - М. : Новое литературное обозрение, 1998. - С. 74-78.
131. Немзер, А. С. И правильный, и молодой [Электронный ресурс] / А. Немзер // Время новостей. - 2006. - 7 марта. - Режим доступа: http://www.vremya.ru/2006/39/10/146976.html, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
132. Непомнящий, В. Просто проза [Электронный ресурс] //Литературная газета. - 2003. - № 19. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lgl92006/Polosy/8_l.htm, свободный. Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 26.02.2007.
133. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца XX века : учебное пособие [Текст] / Г. Л. Нефагина. - М. : Флинта ; Наука, 2005. - 320 с.
134. Нефагина, Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов 20 века : учебное пособие для студентов филол. фак. вузов [Текст] / Г. Л. Нефагина. - Минск : Экономпресс, 1998. - 231 с.
135. Нигматуллина, Ю. Г. Комплексное исследование художественного творчества: Проблемы прогнозирования [Текст] / Ю. Г. Нигматуллина. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1990. - 148 с.
136. Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы [Текст] : учебное пособие / Н. А. Николина. - М. : Флинта : Наука, 2002. - 424 с.
137. Огнев, А. В. О поэтике современного русского рассказа [Текст] / А. В. Огнев. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1973. - 219 с.
138. Огрызко, В. Много премий в отсутствие бестселлера [Электронный ресурс] : [о Варламове А.] // Литературная Россия. - 2006. - № 11. - Режим доступа: Шр:/^^Лкго881а.ги/а111с1е.р11р?а111с1е=129, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 26.02.2007.
139. Первоначальное накопление опыта [Электронный ресурс] : интервью с писателем Алексеем Варламовым / беседовал Владимир Гурболиков // Фома-Центр: фонд содействия культ.-просвет. деятельности : [веб-сайт]. - М., 2003. - Режим доступа: http://www.fomacenter.ru/materials, свободный. -
Заглавие с экрана. - Яз. рус.
140. Пинский, Л. Е. Магистральный сюжет [Текст] / Л. Е. Пинский. - М.,
1989.-399 с.
141. Поспелов, Г. Н. Вопросы методологии и поэтики [Текст] : сб. ст. / Г. Н. Поспелов. - М.: МГУ, 1983. - 336 с.
142. Поспелов, Г. Н. Теория литературы [Текст] / Г. Н. Поспелов. - М. : Высшая школа, 1978.-351 с.
143. Постмодернизм: Энциклопедия [Текст]. - М. : Интерпрессервис :
Книжный дом, 2001. - 1040 с.
144. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика [Текст] : учеб. пособие / А. А. Потебня. - 2-е изд., испр. - М., СПб. : Академия : Филол. фак: СПбГУ, 2003. - 373 с.
145. Проблемы истории критики и поэтики реализма [Текст] / межвуз. сб. - Куйбышев : КГУ, 1977. - 178 с.
146. Прокофьева, А. Г. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик [Текст] / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2000. - 80 с.
147. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность [Текст] / Б. Н. Путилов. - Л., 1988. - 239 с.
148. Редькин, В. А. Духовный реализм в русской литературе XX века [Текст] / В. А. Редькин // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения : материалы Международной научной конференции: 1011 ноября 2004 / ред.-сост. С. И. Кормилов. - М. : Изд-во Московского ун-та, 2004. - С. 243-247.
149. Ремизова, М. Взвешен и найден легким [Текст] / М. Ремизова // Независимая газета. - 1999, 26 июня. - С. 8.
150. Ремизова, М. Детство героя: современный повествователь в попытках самоопределения [Текст] / М. Ремизова // Вопросы литературы. -2001. -№ 3-4. - С. 203-216.
151. Ремизова, М. Система Станиславского: [сопоставительный анализ повестей А. Варламова «Звездочка» и Е. Романовой «Край - моя хата»] [Текст] / М. Ремизова // Новый мир. - 2002. - № 12. - С. 166-171.
152. Розанов, В. В. Опавшие листья [Текст] : лирико-философские записки / В. В. Розанов ; сост., вступ. ст. А. В. Гулыги. - М. : Современник, 1992. - 543 с.
153. Рымарь, Н. Т. Введение в теорию романа [Текст] / Н. Т. Рымарь. -Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 270 с.
154. Рымарь, Н. Т. Поэтика романа [Текст] / Н. Т. Рымарь. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. - 252 с.
155. Силантьев, И. В. Мотив в системе художественного повествования. Проблемы теории и анализа [Текст] / И. В. Силантьев. - М. : Языки славянской культуры, 2006. - 222 с.
156. Скафтымов, А. П. Статьи о русской литературе [Текст] / А. П. Скафтымов. - Саратов, 1958.-391 с.
157. Скобелев, В. П. Поэтика рассказа [Текст] / В. П. Скобелев. -Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - 155 с.
158. Скобелев, В. П. Слово далекое и близкое: Народ - герой - жанр [очерки по поэтике и истории литературы] [Текст] / В. П. Скобелев. - Самара : Кн. изд-во, 1991.-278 с.
159. Славецкий, В. Элизиум теней [Текст] / В. Славецкий // Новый мир. -1997.-№.11.-С. 110-118.
160. Славникова, О. Деревенская проза ледникового периода [Текст] / О. Славникова // Новый мир. - 1999. - № 2. - С. 198-207.
161. Славянская мифология [Текст] : энциклопедический словарь. - М. : Международные отношения, 2002. - 512 с.
162. Соловьева, JI. В. Духовный облик героев прозы А. Варламова (По роману «Лох») [Текст] / Л. В. Соловьева // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах : материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 12-15 апреля 2006 г. / Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) РАН, ВолГУ ; орг. комитет : О. В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. - 840 с. -С. 381-387.
163. Степанов, В. А. Многообразие творческих исканий в русской литературе XX века [Текст] : учеб. пособие / В. А. Степанов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, респ. ин-та образ-я, 1994. - 206 с.
164. Степанян, К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма [Текст] / К. Степанян // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 70-76.
165. Степанян, К. Реализм как спасение от снов: [Литературная критика] [Текст] / К. Степанян // Знамя. - 1996. - № 11. - С. 42-50.
166. Структура литературного произведения [Текст] : межвуз. сб. [редкол. : И. К. Кузьмичев (отв. ред.) и др.]. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1983.-179 с.
167. Сурганов, В. А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов: Истоки, проблемы, характеры [Текст] / В. А. Сурганов. -М. : Советский писатель, 1981. - 624 с.
168. Счастливцева, Ю. А. Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие [Текст] : автореф.дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ю. А. Счастливцева. - Магнитогорск, 2007. - 21 с.
169. Счастливцева, Ю. А. Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Ю. А. Счастливцева. - Магнитогорск, 2007. - 184 с.
170. Тамарченко, Н. Д. Русский классический роман XIX века: проблемы поэтики и типологии жанра [Текст] / Н. Д. Тамарченко. - М., 1997. - 280 с.
171. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика [Текст] : хрестоматия-практикум : учеб. пособие для вузов по специальности - Филология / Н. Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
172. Телегин, С. М. Словарь мифологических терминов [Текст] : учебное пособие / С. М. Телегин. - М. : Изд. УРАО, 2004. - 100 с.
173. Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия [Текст] / авт.-сост. Н. Д. Тамарченко ; Российский гос. гумм. ун-т. - М. : РГГУ, 2001.-446 с.
174. Теория литературы [Текст] : в 2 т. / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. И. Бройтман ; под ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - 512 с.
175. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л. И. Тимофеев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
176. Тимофеев, JI. И. Советская литература: Метод. Стиль. Поэтика [Текст] / Л. И. Тимофеев. - М, 1964. - 523 с.
177. Толпаева, Г. П. Нравственные проблемы повести А. Варламова «Рождение» [Текст] / Г. П. Толпаева // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания : материалы 49-й научно-методической конференции преподавателей и студентов. «Университетская наука - региону». Ч. 2. Лингвистика. - Ставрополь, 2004. - С. 67-72.
178. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.
179. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное [Текст] / В. Н. Топоров. - М. : Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.
180. Трыкова, О. Ю. Сказочные мотивы в произведениях С. Залыгина о человеке и природе [Текст] / О. Ю. Трыкова // Творческая индивидуальность писателя и литературные процессы : межвузовский сборник научных трудов. -Вологда, 1987.-С. 145-154.
181. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 574 с.
182. Тынянов, Ю. Н. Проза [Текст] / Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский. -
М. : Слово, 2001. -766 с.
183. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа [Текст] /В. И. Тюпа. -М. : Высшая школа, 1989. - 133 с.
184. Урманов, А. В. Поэтика прозы А. Солженицына [Текст] / А. В. Урманов. - М. : Прометей, 2000. - 231 с.
185. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 731 с.
186. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П. А. Флоренский. -М. : Издательская группа «Прогресс», 1993. - 324 с.
187. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О. М. Фрейденберг. - М. : Лабиринт, 1997. - 448 с.
188. Фридлендер, Г. М. Поэтика русского реализма [Текст] /Г. М. Фридлендер. - Л, 1971. -256 с.
189. Хализев, В. Е. Мифология XIX-XX веков и литература [Текст] / В. Е. Хализев // Вестник Московского университета. Филология. - 2002. - № 3. - С. 25-47.
190. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. - М. :
Высшая школа, 2000. - 253 с.
191. Ханов, А. Современная автобиографическая повесть: ее традиции и новаторство («Последний поклон» В. Астафьева) [Текст] / А. Ханов // Традиции и новаторство в художественной литературе : сборник статей. - Горький : Изд-
во ГГПИ, 1979. - С. 37-44.
192. Хмельницкая, Т. Ю. Вглубь характера. О психологизме в современной советской прозе [Текст] / Т. Ю. Хмельницкая. - Л., 1988. - 252 с.
193. Чалмаев, В. А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров [Текст] / В. А. Чалмаев // Литература в школе. - 2002. - № 4. -С. 14-18.
194. Черняк, М. А. Современная русская литература [Текст] : учебное пособие / М. А. Черняк. - М., 2004. - 220 с.
195. Шагинян, Р. П. Теоретическая поэтика [Текст] : курс лекций
/ Р. П. Шагинян. - Киев, 2002. - 78 с.
196. Шафранская, Э. Ф. «Маленький человек» в контексте русской литературы XIX-XX веков (Гоголь - Достоевский - Сологуб) [Текст] / Э. Ф. Шафранская // Русская словесность. - 2001. - № 7. - С. 23-27.
197. Шкловский, В. Б. О теории прозы [Текст] / В. Б. Шкловский. - М. : Советский писатель, 1983. - 384 с.
198. Щеглова, Е. Мелодия человечности [Текст] / Е. Щеглова // Вопросы литературы. - 1995. -№ 3. - С. 82-89.
199. Эрастова, А. В. Воспитание творческой личности: (По роману А. Варламова «Купавна») [Текст] / А. В. Эрастова // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования: история и современность. - Н. Новгород, 2004. - С. 388-392.
200. Эрастова, А. В. Повесть А. Варламова «Рождение» в свете литературных традиций [Текст] / А. В. Эрастова // Проблема традиций в русской литературе. - Н. Новгород, 1998. - С. 220-224.
201. Якобсон, Р. О. Работы по поэтике [Текст] / Р. О. Якобсон. - М. : Прогресс, 1987.-461 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.