Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Счастливцева, Юлия Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Счастливцева, Юлия Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Стилевые доминанты в произведениях А. Варламова малой формы
§ 1. Повествовательные формы в новеллистике А. Варламова.
§ 2. Стилевое своеобразие рассказов А. Варламова «Покров»,
Ленка», «Сочельник».
ГЛАВА II. Жанр повести в творчестве А. Варламова: динамика «авторских» форм
§ 1. Повесть А. Варламова «Здравствуй, князь!»: жанровостилевое своеобразие «сентиментальной истории».
§ 2. Хроникальный принцип организации повествования в повести А. Варламова «Рождение».
§ 3. Трансформация жанра «деревенской повести» в прозе
А. Варламова: «Дом в деревне», «Падчевары».
ГЛАВА III. Модификации жанра реалистического романа в творчестве А. Варламова
§ 1. Произведение А. Варламова «Затонувший ковчег» как социально-психологический роман.
§ 2. Роман А. Варламова «Купол»: «авторские» формы современной антиутопии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика современной башкирской прозы2009 год, доктор филологических наук Абдуллина, Амина Шакирьяновна
Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х гг.2001 год, доктор филологических наук Давыдова, Татьяна Тимофеевна
Военная проза О.Н. Ермакова: проблема жанрово-стилевого единства2010 год, кандидат филологических наук Ключинская, Ольга Валерьевна
Жанровое своеобразие прозы В. Войновича2006 год, кандидат филологических наук Хлебникова, Елена Александровна
Поэтика прозы М.Н. Цагараева: жанр, композиция, стиль2010 год, кандидат филологических наук Мамиева, Джульетта Георгиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие»
Творчество современного писателя Алексея Варламова (г. р. 1963) -одно из ярких явлений в русской литературе конца XX - начала XXI вв. Проза писателя в ее жанрово-стилевом многообразии выражает важнейшие тенденции художественных процессов в русской прозе второй половины 1980-х гг., а также рубежа 1990-х - 2000-х гг.
Метод А. Варламова как особого рода, «леонидоандреевский» реализм, характеризует В. Славенский [188], типологию варламовских героев в контексте литературной ситуации 1990-х гг. рассматривают П. Басинский [29], Г. Ермошина [78], М. Ремизова [175; 176]. Г. Нефагина включает А. Варламова в ряд современных прозаиков, развивающих в реалистической прозе 1990-х гг. сентиментальные тенденции [155], Ю. И. Минералов называет творческий метод писателя «символическим реализмом» [143]. Попытку концептуального анализа романного творчества писателя представляет опубликованная в «Литературной России» статья В. Курбатова «Отражение небесной битвы» [116]. Однако разрозненные критические отзывы, упоминание литературоведами имени писателя в ряду современных прозаиков не дают полной картины творческого облика А. Варламова.
Перечисленные работы представляют прозу А. Варламова как значительное художественное явление в реалистической литературе конца XX в. Как примету времени Н. Иванова рассматривает наметившийся в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возврат к реалистическим средствам изображения действительности, противопоставление постмодернистскому языку и стилю традиционных литературных ценностей. Критик отмечает, что наступление на постмодернизм ведут как «будущие», так и «предшествующие» поколения писателей [86]. Исследователь А. Ю. Большакова, фиксируя ситуацию «великого перелома» в современной отечественной литературе, обозначает «новую волну» прозаиков, «вовсе не схожих меж собой, но ярких, талантливых, развивающихся» [42, с. 247], и в их числе называет имя
Алексея Варламова. Творческую задачу молодых авторов она обозначает как преодоление «социоисторической пропасти межвременья». Другой исследователь современной прозы Е. Щеглова относит А. Варламова к группе «добротных реалистов», таких как И. Алексеев, О. Павлов, А. Уткин [244, с. 84].
Для анализа жанрово-стилевого своеобразия прозы А. Варламова важен опыт прочтения творчества современного художника критиком В. Курбатовым. Особенность варламовского мировосприятия состоит в стремлении молодого автора «найти в этом миропорядке определяющий смысл и место» [116, с. 3]. Несомненно, В. Курбатов связывает творчество А. Варламова с традициями русского классического реализма с его поиском «смысла», «правды». В контексте литературы 1990-х гг., которая столкнулась с проблемой отсутствия единой «правды», позиция А. Варламова представляется значимой, плодотворной. Не случайно В. Курбатов акцентирует глубокую связь прозы современного автора с русской литературной классикой XIX - XX вв. и православной культурой.
Соответственно А. Варламов и герои его романов противопоставляются авторам и персонажам постмодернистской литературы конца XX вв. Мощный эсхатологический подтекст в прозе художника рубежа XX - XXI вв. В. Курбатов объясняет последствиями кризиса православной церкви, которая «потому и не может собрать своих разбежавшихся детей и уврачевать несчастную страну, что разделила людей на чистых и нечистых» [116, с. 4].
В прозе А. Варламова формируется характерный для культурной ситуации рубежа вв. тип «героя нашего времени». Критики о нем невысокого мнения: лицо его «искажено гримасой скептического отношения к миру, черты вялы, порой даже анемичны. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. Он страшно слаб, этот герой. И по-своему беззащитен <.> он всего лишь заговоривший о себе маленький человек», - отмечает М. Ремизова [176, с. 211]. В. Курбатов, соглашаясь с тем, что в героях А.Варламова сильно «чувство случайности и ненадежности жизни», видит в бытийной неопределенности героев черты «нового лишнего» человека, который «если устоит перед нешуточно вставшим на пороге Апокалипсисом, то устоит Любовью, Пониманием и Состраданием» [116, с. 4].
Творческая индивидуальность А. Варламова проявляется в особом внимании к теме современной деревни. Своеобразие видения художником современной российской действительности в значительной степени определяется переосмыслением художественного опыта, традиций «деревенской прозы», идеи православия, приверженностью к гуманистическим ценностям русской литературы XIX — XX вв.
В 1990-е гг. в прозе А. Варламова наблюдается «расширение стилевого спектра» (Г. JT. Нефагина). «Реализм оказывается неисчерпаемым, демонстрируя многообразие интонаций и тональностей» [160, с. 58]. Так, рождение неосентиментализма в произведении «Здравствуй, князь!» Г. JI. Нефагина связывает с развитием бунинско-тургеневской традиции. 10. М. Минералов, размышляя о стилевом своеобразии прозы А. Варламова, отмечает, что художник «любит рисовать коллизии, допускающие двойное истолкование - естественное и религиозно-мистическое» [155, с. 71]. Отсюда вывод о «символическом реализме» в прозе А. Варламова. К сожалению, произведения художника Ю. М. Минералов не подвергает глубокому анализу, поэтому мысль о «символическом реализме» остается лишь продекларированной.
Проза А. Варламова требует подробного жанрово-стилевого исследования, которое позволит, в частности, определить и специфику творческого метода писателя.
На рубеже XX - XXI вв. в отечественном литературоведении все чаще предпринимается анализ стилевых процессов в современной литературе как путь выявления общих закономерностей ее развития (Г. А. Белая,
Н. В. Драгомирецкая, Д. В. Затонский, Т. Н. Маркова, В. В. Эйдинова и др.). Исследователи выделяют типологические особенности прозы конца XX в., говорят о формировании «нового повествовательного стиля» [17; 178]. Размывание границ между контрастными явлениями литературы, трансформация художественных моделей, форм и конструкций обозначается как примета художественной «переходности», смены художественных парадигм: «Сложность и уникальность литературной ситуации последних полутора десятилетий XX в. заключается в том, что она развивалась (и продолжает развиваться) в режиме зримого многообразия и разнонаправленности эстетических исканий современных писателей. Выявить контуры системности в этом нестройном хоре литературных «голосов» непросто, ибо их множественность и несогласованность создает пеструю и внутренне противоречивую картину» [136, с. 3].
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. особенный проблемный узел образуется вокруг реалистической традиции. Такие общепринятые, исторически сложившиеся определения реализма, как воссоздание э/сизни, достоверность реальности, формы жизни, историзм, генезис, детерминированность, социальность, э/сизненная правда, материализм, демократизм, натурализм, переосмысливаются и определяются в один ряд с понятиями доступность, понятность, обывательское отношение к жизни, усредненная языковая норма и идеологизм [178, с. 378]. Реалистические принципы ориентации на исторические закономерности и причинно-следственную обусловленность осознаются как односторонние, не способные отразить многослойность жизни.
О кризисе эстетической системы «старого» реализма, в частности, заявляют авторы учебника современной русской литературы Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий. Исследуя тенденции литературного процесса 1980-х - 1990-х гг., ученые отказывают реалистической литературе в идейной и жанровой адекватности. Например, указывают на кризис жанра романа «с его установкой на поиск "всеобщей связи явлений"», которому «в годы сломов и духовных катастроф <.> не удается стать "формой времени"» [119, с. 61].
Одновременно сторонники иной точки зрения (П. Басинский, Н. Иванова, В. Курбатов, К. Степанян) утверждают, что традиция русского реализма XIX в. в современной литературе укрепляется и обогащается [27; 28; 31; 42; 86; 89; 116; 155; 158; 173; 185; 199; 200; 201]. Особенностью критической мысли 1990-х гг. является взгляд на реализм как «не просто литературное течение, но и - духовное понятие», «своего рода национальную валюту» [28]. Зачастую категория реализма переносится критиками из литературоведческого контекста в сферу мировоззрения и национальной ментальности. К. Степанян, например, говорит о «реализме в высшем смысле» [199]. Тема дискуссии в Писательском клубе редакции журнала «Москва» обозначена как «Реализм: мода или основание мировоззрения?» [173]; феномен «вечно нового реализма» исследует J1. Новиченко [156]. Таким образом, явление реализма на рубеже XX - XXI вв. приобретает черты универсальности, «вечно обновляющегося и видоизменяющегося в зависимости от исторических условий метода» [94, с. 23], «открытой системы, вбирающей в себя все приемы и открытия, которые на протяжении XX в. разрабатывали все другие направления: авангард, модернизм, постмодернизм» [173, с. 77].
Ожидание нового подъема реализма определяет позицию таких критиков разных поколений, как П. Басинский, В. Курбатов, И. Роднянская, К. Степанян, открывающих имена молодых писателей - приверженцев реалистической традиции: JI. Бородина, А. Варламова, С. Василенко, А. Дмитриева, О. Ермакова, В. Отрошенко, О. Павлова. Проза названных авторов отражает сложный процесс жанрово-стилевых исканий, характерных для русской литературы рубежа XX-XXI вв. Стремление к новым стилевым решениям, усложнение идейной проблематики произведений для писателей-реалистов неразрывно связаны с постановкой вопросов духовнонравственного порядка, которые служат ориентирами творческого поиска «традиционной» литературы.
В отношении творческого метода реализма, каким он предстает в классической литературе XIX в., А. В. Михайлов отмечает, что «это всегда индивидуальное, мировоззренчески глубоко-обоснованное решение и применение реалистического метода, это индивидуальный реалистический метод» [145, с. 195-196]. Особое внимание современных литературоведов направлено на процесс трансформации художественного инструментария современной реалистической прозы, появление множества стилевых направлений внутри реалистической парадигмы. В художественных системах новой литературы наблюдается процесс синтеза, отмеченный в ряде статей и диссертаций последних лет [13; 17; 38; 42; 45; 194]. Стилевыми новообразованиями реалистической литературы называют «символический реализм», «романтический реализм», «сентиментальный реализм», «мистический реализм», «метафизический реализм», «психоделический реализм». В реалистическую литературу проникают элементы натурализма (С. Василенко «Дурочка»), актуализируется код сентиментализма (А. Варламов «Здравствуй, князь!»), развивается христианско-православная линия в творчестве писателей, воплощающих в своих произведениях народные представления об идеале («Юность Христа» Ю. Кузнецова, «Дурочка» С. Василенко, «Затонувший ковчег» А. Варламова).
В то же время исследователи указывают на недостаточную изученность новейших достижений литературы [107; 120]. Наблюдается отсутствие системы в типологии новейшей прозы. Несмотря на попытки классифицировать современную прозу (работы Н. JI. Лейдермана, Г. Л. Нефагиной, Н.Ивановой и др.) [90; 123; 155], проблема дифференциации литературного процесса и, в частности, реалистической литературы остается нерешенной.
Типологическое исследование реалистической прозы на современном этапе невозможно без глубокого анализа творчества писателей в жанровостилевом аспекте. «Жанр» и «стиль» - категории, позволяющие охарактеризовать не только творческий метод писателя, но и постичь особенности целой художественной системы (в данном случае - реализма конца XX в.), - становятся носителями эстетической концепции действительности в современной прозе. Взаимодействие «стиль - жанр -метод» образует структуру любой художественной системы как идейно-эстетического целого. При этом творческий метод обеспечивает целостность произведения как определенной системы эстетических отношений к действительности, принципы творческого метода являются философско-эстетической основой художественного акта, определяют творческую стратегию художника. Жанр и стиль, в свою очередь, определяют законы внутренней организации художественного текста. В реализме, где тип отношений между характером и обстоятельствами соответствующим образом организует жанр произведения, происходит наиболее непосредственная материализация метода в жанре.
Научной мыслью последней четверти века областью работы литературоведа при изучении стиля признаны сферы жанра, композиции (с учетом расстановки персонажей в эпическом произведении), сюжетосложения, повествования, а также особенности формирования образа в аспекте приемов его создания - в системе тропов, стилистических фигур, в собственно языковых средствах. Концепция стиля как конструктивного, систематизирующего принципа художественного текста является последним словом науки о стиле [37; 38; 39; 40; 146; 161; 246].
Отметим также, что в последние годы научный интерес к традициям реализма в современной литературе проявляется на уровне изучения художественных форм в творчестве отдельных авторов: В. Астафьева, Б. Екимова, О. Павлова, В. Распутина.
Необходимость в расширении представлений о творческой индивидуальности А. Варламова и его месте в историко-литературном процессе рубежа XX - XXI вв., выявлении характера жанрово-стилевых поисков в реалистической прозе конца XX в., исследовании тенденций литературного развития определяет актуальность работы.
В настоящее время отсутствуют монографические работы, исследования обобщающего характера о творчестве А. Варламова. Назрела необходимость в научном, системном рассмотрении прозы писателя. В данном исследовании впервые предпринят анализ жанрово-стилевого своеобразия творчества А. Варламова в контексте художественных исканий современной литературы, что обусловило научную новизну диссертационной работы.
Объектом исследования является художественная проза А. Варламова второй половины 80 - 90-х гг. XX в. Материалом служат произведения малой формы «Тараканы» (1987), «Запах страха» (1989), «Галаша» (1992), «Ленка» (1991), «Покров» (1991), «Таинство» (1991), «Сочельник» (1992); повести «Здравствуй, князь! Сентиментальная история» (1992), «Рождение» (1995), «Дом в деревне: Повесть сердца» (1997), «Падчевары» (2002); романы «Затонувший ковчег» (1997), «Купол» (1999). В данных произведениях проявились характерные особенности индивидуальной творческой манеры писателя.
Предметом исследования является динамика жанрово-стилевых форм в прозе А. Варламова в контексте художественных исканий русской литературы конца XX в.
Цель исследования - выявить жанрово-стилевое своеобразие прозы А. Варламова, определившее специфику творческого метода художника.
Для достижения цели исследования в диссертации решаются следующие задачи:
1) определить стилеобразующие факторы в малой прозе А. Варламова второй половины 1980-х - начала 1990-х гг;
2) выявить динамику «авторских» форм в жанре повести 1990-х гг., определить характер неосентиментализма в творчестве А. Варламова;
3) исследовать своеобразие реализации принципа хроникальности как основы сюжетостроения в жанре повести;
4) проследить трансформации жанрово-стилевой системы «деревенской прозы» в повестях А. Варламова 1990-х гг., исследовать типологию героев;
5) охарактеризовать основные модификации реалистического романа в прозе А. Варламова конца XX в.
Теоретической и методологической основой данного диссертационного исследования послужили труды историков культуры и литературы М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана и др. В работе учтены взгляды и подходы к явлениям русской прозы XX в. представителей разных литературоведческих школ и направлений: 10. А. Большаковой, В. В. Кожинова, Н. Л. Лейдермана, А. В. Михайлова, Г. Л. Нефагиной, Н. Д. Тамарченко и др.; литературных критиков: В. Курбатова, М. Липовецкого, В. Чалмаева и др. В исследовании используются возможности историко-литературного, сравнительно-типологического и системно-структурного подходов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Своеобразие художественного метода А. Варламова определяется как взаимодействие художественных принципов реалистической и мифологической систем. Художественный мир в малой прозе писателя характеризуется наложением социально-психологического плана изображения действительности на мифологический, связанный с христианским мировидением.
2. Неосентиментализм, характерный для повестей А. Варламова («Здравствуй, князь!», «Дом в деревне»), способствует расширению жанровых канонов реалистической повести и появлению авторской формы «сентиментальной истории». Сентиментальный герой А. Варламова связан с типом современного интеллигента. Проблема героя решается автором с позиции развенчания образа, в чем проявляется особенность неосентиментализма как стилевой тенденции конца XX в., проникшей в реалистическую прозу.
3. Принцип хроникальности в повестях А. Варламова реализуется не в биографическом или историческом сюжете, а посредством развития психологического конфликта героя. Сюжет замыкается на знаковой, жизненно важной для героя ситуации (рождение, зрелость, смерть).
4. Появление в «деревенской повести» («Дом в деревне», «Падчевары») автобиографического героя-интеллигента свидетельствует о трансформации жанровых традиций «деревенской прозы» в новой культурной ситуации. Хронотоп в прозе А. Варламова связан с утопическими поисками автобиографическим героем «земли обетованной». При этом автобиографический герой А. Варламова ориентируется на эстетический идеал, заданный писателями «деревенской прозы» в 1960-х - 70-х гг.
5. Жанр социально-психологического романа в прозе А. Варламова ориентирован на создание образа интеллигента в ситуации рубежа веков - «нового лишнего», пассивного рефлексирующего героя. Система образов и выбор средств художественной изобразительности в романе обусловлены мыслью автора о программируемом сознании современника, «сценарности» его поведения.
6. Антиутопический роман в прозе А. Варламова продолжает моделирование мифа о «крестьянской Атлантиде», появившегося в рамках «деревенской прозы». В основу антиутопического образа у писателя легли типологические черты провинциального города.
Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст работы изложен на 163 страницах. Список литературы включает 248 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия)1985 год, кандидат филологических наук Зайцева, Аниса Равилевна
Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина2004 год, кандидат филологических наук Белова, Ольга Павловна
Проблематика и поэтика прозы Б. Жилина2006 год, кандидат филологических наук Гурылева, Валентина Винедиктовна
Художественная картина мира в мемуарных произведениях В.П. Катаева2006 год, кандидат филологических наук Кораблина, Юлия Николаевна
Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг.2011 год, кандидат филологических наук Аксёнова, Виолетта Владимировна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Счастливцева, Юлия Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам.
Реалистическая доминанта творческого метода А. Варламова формируется вокруг характерной для классической литературы проблематики: ответственности интеллигенции за социально-культурную динамику, особой роли деревенского уклада в сохранении традиционных ценностей, опасности нравственной деградации российского общества. Реалистический принцип отражения жизни в прозе А. Варламова опирается на соответствующие принципы миромоделирования (жизнеподобные формы), художественного обобщения (типизация) и эстетической оценки (наличие эстетического идеала). Изображение современной действительности в художественном мире писателя соответствует принципу исторической объективности и достоверности. В повествование включаются многочисленные детали, приметы времени, узнаваемые события «перестроечного» периода. Принцип типизации реализуется при создании образа современного интеллигента, «нового лишнего» (В. Курбатов). Эстетический идеал А. Варламова задан писателями «деревенской прозы» и связан с идеей гармоничного и полного деревенского бытия.
В малых жанровых формах прозы А. Варламова конца XX в. наметились наиболее характерные для последующих периодов его творчества художественные принципы. Обращение к малой прозе позволило оценить эстетические и общественные взгляды писателя, в том числе понять его отношение к личности русского человека и ее трансформациям на фоне трагической истории страны.
Психологизм А. Варламова проявился в умении изобразить чужое сознание «изнутри». Стилевой доминантой новелл А. Варламова «Тараканы» и «Галаша» является выбор автором субъектной формы повествования в качестве основного средства создания психологически убедительного характера. Автор-повествователь «вживается» в образ героя-рассказчика, воспроизводя крайнюю напряженность внутреннего мира героя и его восприятие окружающей действительности. Внимание к социальным вопросам современности, психологическая разработка образа современника, продолжение традиций «деревенской прозы» характеризует ранние произведения А. Варламова, которые органично входят в отечественный литературный контекст конца 1980 - начала 1990-х гг. Своеобразие психологического анализа, на наш взгляд, заключается в том, что А. Варламов как психолог сосредоточивает свое внимание преимущественно на феномене «слома» в человеческой судьбе и психике.
Наряду с социально-типическими героями (образы Галаши, Чирьева, Салтыкова), в художественном мире А. Варламова действуют архетипические образы и сюжеты. Особенность поэтики рассказов А. Варламова «Сочельник», «Покров», «Ленка», представляющих собой небольшие нравственно-философские зарисовки, заключается в обращении к мифопоэтической образности. Насыщенность варламовских произведений христианскими образами, на наш взгляд, отражает позицию автора, в соответствии с которой кризис русского человека - это прежде всего кризис безверия и отсутствия любви к ближнему. Мифопоэтический подтекст в рассказах «Покров», «Сочельник», «Ленка» связан с образом героя-современника. Слом, бытийная неопределенность в его сознании коррелирует со вторым, альтернативным реальному, пространственно-временным пластом - миром видений и сновидений. Сознание человека, оказавшегося на краю гибели, выстраивает свою «мифологию». Обращение к сновидческому плану повествования знаменует выход проблематики и сюжета произведения из социального в онтологический аспект.
Традиционные для реалистической парадигмы жанровые формы (новелла, рассказ, повесть, роман) в прозе А. Варламова подвергаются воздействию стилевых новообразований.
Исследование жанрово-стилевого своеобразия повестей А. Варламова обнаружило наличие феномена авторских жанровых форм, заявившего о себе в последние десятилетия XX в. Расширение жанровых канонов в повестях «Здравствуй, князь!», «Рождение», «Дом в деревне» осуществляется через стиль.
В последние десятилетия в динамике художественной системы реализма исследователи выделяют художественные процессы, связанные с проникновением в реалистическую прозу эстетических принципов сентиментализма и романтизма. В произведении «Здравствуй, князь!» происходит ироничное развенчании образа «сентиментального героя», свойственное неосентиментализму как стилевой тенденции конца XX в. В повести «Рождение» жанровая индивидуальность проявляется в особого рода хроникальной организации повествования, когда сюжет замыкается, «замирает» на ситуации рождения, создавая не спокойное повествование, а напряженный конфликтный узел.
Обращение А. Варламова к жанру «деревенской повести» обнаруживает его внимание к деревенскому хронотопу. Эксплуатируя традиционную жанровую систему «деревенской прозы», А. Варламов адаптирует жанр повести для решения собственных задач. Герой-повествователь является не только субъектом действия и изображения, но и выступает выразителем сознания современного интеллигента. В данном случае эта позиция продиктована ориентацией автобиографического героя на эстетический идеал, заданный «деревенщиками» в 1960-х - 70-х гг. История освоения героем-интеллигентом деревенского дома обнаруживает мифологему потерянного рая. От идиллии (первые главы «Дома в деревне»), своеобразной «деревенской утопии» писатель приходит к мотивам и образам антиутопическим («Осенний поход в Коргозеро»). Необходимо отметить, что идеологическая и стилевая близость А. Варламова к «деревенской прозе» не означает для писателя растворения в данном литературном течении. Проза А. Варламова с присущей ей этико-философской глубиной, выраженной средствами символа, мифа, фольклора, наследует художественные достижения «деревенской прозы» в более поздний период, обогащая тем самым реалистическую поэтику.
Модификации романного жанра в творчестве А. Варламова конца XX в. связана с процессом художественного осмысления и создания образа современника в ситуации рубежа веков. Социально-психологический роман («Затонувший ковчег») представляет широкую панораму современной российской жизни в эпоху смены культурных парадигм. Романного героя А. Варламова критики определяют как «нового лишнего», пассивного «рефлексирующего героя», обозначая его появление в современной литературе как тенденцию, обнаруживающуюся в творчестве современных прозаиков - Алексея Варламова, Владимира Березина, Михаила Бутова, Андрея Дмитриева, Андрея Коровина, Марины Палей и Антона Уткина.
С мировоззренческими поисками героя А. Варламова связано обращение писателя к антиутопическому жанру. Антиутопизм как специфическом качество художественного мышления второй половины XX век исследователи связывают с феноменом «рубежного сознания». Особенностью романа «Купол» является то, что мир антиутопии в нем почти адекватен реальному. Произведение продолжает начатую писателем (рассказ «Галаша», повесть «Дом в деревне», роман «Затонувший ковчег») линию разработки провинциального топоса. Антиутопические формы миромоделирования в романе «Купол» накладываются на типологические черты русской провинции. Историко-культурная и художественная логика развития образа Чагодая завершается трансформацией его в антиутопический образ, созданный А. Варламовым для развенчания мифа о «крестьянской Атлантиде». Роман А. Варламова «Купол» позволяет сделать вывод о том, что в современной антиутопии концептуальным и сюжетным центром, «стягивающим» повествование, становится реальное.
Приверженность художественного мира А. Варламова к христианскому мировидению и традиционным моральным ценностям не только формирует единый принцип построения образных ассоциаций, но и работает на преодоление чувства катастрофичности и хаотичности бытия.
Мы пришли к выводу, что творчество А. Варламова, взятое в жанрово-стилевом аспекте, представляет собой развивающуюся, динамическую систему. Взаимопроникновение реально-исторического и мифологического планов повествования приводит к созданию авторских жанровых форм, стилевым новообразованиям, характеризующим своеобразие творческого метода писателя.
Представляется продуктивным дальнейшее изучение жанрово-стилевой динамики творчества А. Варламова на материале новейших художественных произведений (романы «Купавна», «11 сентября»), а также биографической прозы писателя как основы будущих специальных исследований.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Счастливцева, Юлия Анатольевна, 2007 год
1. Варламов, А. Дом в деревне : Повесть сердца / А. Варламов // Новый мир.- 1997.-№ 9.-С. 3-36.
2. Варламов, А. Запах страха / А. Варламов // Уральский следопыт. 1989.-№6.-С. 65-82.
3. Варламов, А. Здравствуй, князь! Сентиментальная история / А. Варламов // Знамя. 1992. - № 9. - С. 64 - 100.
4. Варламов, А. Инженер Серов; Ленка : Рассказы / А. Варламов // Смена. 1991. - № 8. - С. 104 - 161.
5. Варламов, А. Купол : Роман // Октябрь. 1999. - № 3 - 4.
6. Варламов А. Н. Затонувший ковчег : Повесть. Романы / А. Варламов. -М. : Молодая гвардия, 2002. 200 с.
7. Варламов, А. Послесловие // Октябрь. 1997. - № 4. - С. 5455.
8. Варламов, А. Сочельник. Галаша : Рассказы / А. Варламов // Новый мир, 1992. № 6. - С. 103 - 117.
9. Варламов, А. Таинство; Покров : Рассказы / А. Варламов // Знамя. 1991. -№ 6. - С. 180 - 185.
10. Варламов, А. Тараканы : Рассказ / А. Варламов// Октябрь, 1987. -№ 12. С. 98-101.
11. Варламов, А. Падчевары : Повествование в рассказах / А. Варламов // Новый мир, 2002. № 2. - С. 84 - 114.
12. Маканин, В. С. Лаз : Повесть / В. С. Маканин // Кавказский пленный. М.: Панорама, 1997. - 480 с.1.
13. Абашева, М. П. Литература в поисках лица (русская проза в конце XX в. : становление авторской идентичности) / М. П. Абашеева. — Пермь : Изд-во Пермского ун-та, 2001. 320 с.
14. Аверинцев, С. С. Архетипы // Мифы народов мира : Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. А - К. / Гл. ред. С. А. Токарев. - М., 1988. - С. 110-111.
15. Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра : опыт периодизации // Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. -М., 1986.-С. 104-116.
16. Акимов, В. Что открывает деревенская проза / В. Акимов // В конце семидесятых : литература наших дней. JI. : Лениздат, 1980. - С. 59 -94.
17. Анкудинов, К. Сдвиг : Заметки о современной психологической прозе. / К. Анкудинов // Октябрь. 2001. - № 2. - С. 20 - 34.
18. Аннинский, Л. А. Локти и крылья : Литература 80-х : надежды, реальность, парадоксы / Л. А. Аннинский. М., 1989. - 315 с.
19. Арсентьева, Н. Н. Становление антиутопического жанра в русской литературе / Н. Н. Арсентьева. М. : Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1993. - 356 с.
20. Бавильский, Д. Одиночное плавание методом погружения. Семь романов одного года / Д. Бавильский // Литературное обозрение. 1998. -№1.-С. 65-74.
21. Баевский, В. С. История русской литературы XX века. Компендиум / В. С. Баевский. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 406 с.
22. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. Л. : Изд-во «Наука», 1983. - 188 с.
23. Барлас, Л. Г. Язык повествовательной прозы Чехова / Л. Г. Барлас. РнД. - 1991. - 205 с.
24. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М. : Прогресс; Универс, 1994. - 350 с.
25. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
26. Басинский, П. В. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов / П. В. Басинский // Новый мир. 2000. - № 4. - С. 185 - 192.
27. Басинский, П. В. Возвращение. Полемические заметки о реализме и модернизме / П. В. Басинский // «Новый Мир». 1993. - № 11.-С. 176- 185.
28. Басинский, П. В. Куперовский герой в лесах под Архангельском / П. В. Басинский // Литературная газета. 1997. - 5 ноября (№ 45). - С. 7.
29. Басинский, П. В. Новые деревенские. Эту тему закрывали, но не смогли закрыть / П. Басинский // Литературная газета. 2001. - № 36. - С. 7.
30. Басинский, П. В. Сумерки реализма / П. В. Басинский // Литературная газета. 1995. - 27 сент. (№ 39). - С. 5.
31. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики : Исследования разных лет / М. М. Бахтин. М. : Худож. Лит., 1975. - 502 с.
32. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.
33. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб. : Азбука, 2000.-304 с.
34. Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе : Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Эпос и роман. СПб. : Азбука, 2000. -С. 11-193.
35. Белая, Г. А. Историческая продуктивность художественного открытия / Г. А. Белая // Теория литературных стилей : Современные аспекты изучения. -М.: Наука, 1982.-С. 382-414.
36. Белая, Г. А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля / Г. А. Белая // Многообразие стилей советской литературы : Вопросы типологии. М. : Наука, 1978. - С. 461 -485.
37. Белая, Г. А. Смена литературных стилей / Г. А. Белая. М., 1974. -С. 122-127.
38. Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. М.: Наука, 1983. - 191 с.
39. Большакова А. Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века / А. 10. Большакова. М. : Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000. - 132 с.
40. Большакова, А. Ю. Деревня как архетип. От Пушкина до Солженицына / А. Ю. Большакова // Пушкин и теоретико-литературная мысль. М. : ИМЛИ, «Наследие», 1999. - С. 369 - 395.
41. Большакова, А. Ю. Теории автора в современном литературоведении / А. Ю. Большакова // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. - Т. 57. - № 5. - С. 15 - 24.
42. Болыиев, А., Васильева, О. Современная русская литература (1970 90-е годы) / А. Большев, О. Васильева. - СПб., 2000. - 234 с.
43. Бочаров, А. Г. Литература и время : из творческого опыта прозы 1960-80-х годов / А. Г. Бочаров. М. : Художественная литература, 1988. -383 с.
44. Бочаров, А. Рождено современностью / А. Бочаров // Новый мир. 1981. -№ 8. -С. 226-245.
45. Бражников, И. JI. Мифопоэтический аспект литературного произведения / И. J1. Бражников // Автореф. дис. на соискание учен. степ, канд. фил. наук. М., 1997. - 21 с.
46. Ванюков, А. И. Поэтика заглавий и жанровые пределы русского романа к. XIX н. XX вв. / А. И. Ванюков // Русский роман XX века : Духовный мир и поэтика жанра, сб. научн. тр. - Саратов : Изд-во Сарат. унта, 2001.-С. 6-24.
47. Варламов, А. «О дне же том и часе никто не знает.». Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века / А. Варламов // Литературная учеба. 1997. - № 5 - 6. - С. 69 - 77.
48. Варламов, А. Антилохер. История одной премии / А. Варламов // Октябрь. 1997. - № 12. - С. 76 - 85.
49. Веселова, Н. А., Орлицкий Ю. Б., Скороходов В. Поэтика заглавий : Материалы к биографии / Н. А. Веселова, Ю. Б. Орлицкий, В. Скороходов // Литературный текст : Проблемы и методы исследования. -Тверь, 1997.-С. 158-180.
50. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. -М. : Высшая школа. 1989. - 406 с.
51. Веселовский, А. Н. Язык поэзии и язык прозы / А. Н. Веселовский // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. - С. 85 - 112.
52. Волков, И. Ф. Творческие методы и художественные системы / И. Ф. Волков. М., 1978. - 302 с.
53. Воропанова, М. И. Идейно-художественная структура и функция сюжетных сновидений в реалистическом романе эпопейного типа / М. И. Воропанова // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературах. Красноярск, 1979. - Вып. 4. - С. 89 - 110.
54. Газизова, А. А. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе В. Распутина / А. А. Газизова // От текста к контексту. Омск, 1998. - С. 198 — 204.
55. Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр) / Г. Д. Гачев. М. : Просвещение, 1968. - 302 с.
56. Гачев, Г. Д., Кожинов, В. В. Содержательность литературных форм / Г. Д. Гачев, В. В. Кожинов // Теория литературы. Т. 2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М. : Наука, 1964. - С. 17-36.
57. Гей, Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования / Н. К. Гей. — М.: Наука, 1989.-270 с.
58. Гей, Н. К. Типический характер и проблемы художественности / Н. К. Гей // Социалистический реализм и классическое наследие. М., 1960. -265 с.
59. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. Л. : Советский писатель. - 1979. - 222 с.
60. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. М., 1999.-416 с.
61. Гиршман М. М. Повествователь и герой / М. М. Гиршман. М., 1980.- 170 с.
62. Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М. М. Гиршман. -М., 1991. 160 с.
63. Гиршман, М. М. Содержательность ритма прозы / М. М. Гиршман // Вопросы литературы. 1968. - № 2. - С. 24 - 45.
64. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. М. : Русская литература, 1993.-375 с.
65. Головко, В. М. Русская реалистическая повесть : герменевтика и типология жанра / В. М. Головко. М. - Ставрополь : Московск. гос. открытый пед. ун-т, Ставропольск. гос. пед. ун-т, 1995. - 439 с.
66. Гришунин, А. Л. Автор как субъект текста / А. Л. Грищунин // Изв. Рос. АН. Сер. литературы и языка. 1993. - Т. 52. - № 4. - С. 12-19.
67. Дедков, И. А. Во все концы дорога далека : Лит-критич. очерки и статьи / И. А. Дедков. Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1981. - 199 с.
68. Дедков, И. А. Обновленное зрение / И. А. Дедков. М. : Искусство, 1988. - 315 с.
69. Димони, Т. М. История колхозной деревни в романном творчестве Ф. Абрамова / Т. М. Димони // Отечественная история. 2002. -№ 1.-С. 14-27.
70. Дмитриев, В. А. Реализм и художественная условность / В. А. Дмитриев. М.: Советский писатель, 1974. - 279 с.
71. Днепров, В. Д. Идеи и формы времени / В. Д. Днепров. Л. : Советский писатель, 1980. - 598 с.
72. Днепров, В. Д. Проблемы реализма / В. Д. Днепров. Л., 1961.220 с.
73. Доманский, Ю. В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века : Автореф. дис. на соискание учен. степ. канд. фил. наук. Тверь, 1998. -22 с.
74. Евсеев, Б. Мост через бездну : Новая проза новой России на рубеже веков / Б. Евсеев // Литературная учеба. 2003. - Кн. 3. - С. 73 - 80.
75. Ермошина, Г. Ностальгия по несостоявшемуся / Г. Ермошина // Знамя. 2001.-№3.-С. 221 -223.
76. Есин, А. Б. Стиль литературного произведения / А. Б. Есин // Русская словесность. 1997. - № 4. - С. 86 - 94.
77. Жанр и композиция литературного произведения. Историко-литературные и теоретические исследования : Межвузовский сборник. — Петрозаводск, 1979. 176 с.
78. Жанр и композиция литературного произведения. Межвузовский сборник. Выпуск 1. Калининград, 1974. - 158 с.
79. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 405 с.
80. Захарова, В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века : Дис. д-ра филол. наук : 10.01.01. -М., 1995. 363 с.
81. Звягина, М. 10. Авторские жанровые формы в русской прозе конца XX века : Монография Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001 - 180 с.
82. Иванова, Н. После : Постсоветская литература в поисках новой идентичности / Н. Иванова // Знамя. 1996. - № 4. - С. 214 - 224.
83. Иванова, Н. Преодолевшие постмодернизм / Н. Иванова // Знамя, 1998. № 4. - С. 24 - 30.
84. Иванова, Н. Прошедшее несовершенное О литературной жизни 80-х гг. : Заметки критика. / Н. Иванова // Знамя 1996. - № 9. - С. 13 - 21.
85. Иванова, Н. Хроника остановленного времени : О литературной ситуации в стране, 1994 год. / Н. Иванова // Дружба народов. 1998. - № 10. -С. 33 -47.
86. Казначеев, С. М. «Новый реализм» и язык современной русской литературы / С. М. Казначеев // Русская речь. 2001. - № 6. - С. 20 - 26.
87. Карпов, А. С. Необыкновенная реальность (к характеристике современной русской прозы) / А. С. Карпов // Русская словесность. 1994.— №. 6.-С. 67-73.
88. Касаткина, Т. Литература после конца времен /Т.Касаткина// Новый мир. 2000. - № 6. С. 187 - 202.
89. Келдыш, В. А. На рубеже художественных эпох : О русской литературе конца XIX начала XX веков / В. А. Келдыш // Вопросы литературы. - 1993. - № 4. - С. 92 - 105.
90. Келдыш, В. А. Русский реализм начала XX века / В. А. Келдыш. -М.: Наука, 1975.-280 с.
91. Классика и современность : сб. статей / под ред. П. А. Николаева, В.Е. Хализева. М.: МГУ, 1991.-254 с.
92. Ковский, В. Е. Литературный процесс 60-70-х годов (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы) / В. Е. Ковский. М. : Наука, 1983. - 336.
93. Кожевникова, Н. А. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы. М. : 1971. - С. 97 - 163.
94. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе
95. XIX XX вв. / Н. А. Кожевникова. - М., 1994. - 320 с.
96. Кожинов, В. В. К проблеме литературных родов и жанров / В. В. Кожинов // Теория литературы. Основные произведения в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Т. 2. М. : Наука, 1964. -С. 39-49.
97. Кожинов, В. В. Рассказчик / В. В. Кожинов // Словарь литературоведческих терминов. М. : 1990. - 330 с. - С. 310 - 311.
98. Кожинов, В. В. Смена литературных стилей / В. В. Кожинов. -М.: «Наука», 1974. 120 с.
99. Кожинов, В. В. Статьи о современной литературе / В. В. Кожинов. М. : Современник, 1982. - 305 с.
100. Колобаева, Л. А. Концепция личности в русской литературе XIX
101. XX вв. / Л. А. Колобаева. М.: 1990. - 336 с.
102. Компанеец, В. В. Русская социально-философская проза 1970 -80-х годов (нравственный и психологический аспекты изображения человека) / В. В. Компанеец // под ред. академика В. В. Прозорова. Саратов, 1994. -204 с.
103. Кондратьев, Б. С. Мифопоэтика снов в творчестве Ф. М. Достоевского : Автореферат дисс. . .доктора филол. наук. Волгоград, 2002.-21 с.
104. Корман, Б. О. Изучение текста литературного произведения / Б. О. Корман. -М. : Просвещение, 1972. 110 с.
105. Королева, С. 10. Путешествия физические и мифологические в мире русской деревни / С. Ю. Королева // Культурное пространство путешествий : Материалы науч. форума. СПб. : Изд-во СпбГУ, 2003. -С. 193- 195.
106. Косиков, Г. К О принципах повествования в романе / Г. К. Косиков // Литературные направления и стили. М., 1976. - С. 22 - 28.
107. Кржижановский, С. Поэтика заглавий / С. Кржижановский. М., 1931.- 108 с.
108. Кривощапова, Т. В. Жанр литературной сказки в современной литературе / Т. В. Кривощапова // Проблемы литературных жанров. -Ташкент. 1983. - С. 125 - 126.
109. Кузина, А. Н. В. Астафьев, В. Распутин : художественное осмысление нравственно-философских проблем современности : автореф. дис. канд. филол. наук / А. Н. Кузина. М., 1994. - 20 с.
110. Кузнецов, Ф. Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в советской прозе / Ф. Ф. Кузнецов. М. : Просвещение, 1987. - 239 с.
111. Кузьмин, А. И. Повесть как жанр литературы / А. И. Кузьмин. -М.-.Знание, 1984.- 112 с.
112. Курбатов, В. Где этот дом? : Заметки критика о современной прозе. /В. Я. Курбатов // Москва. 1996. - № 1. - С. 15 - 18.
113. Курбатов, В. Я. Отражение небесной битвы / В. Я. Курбатов // Литературная Россия. 10.11.2000. - № 45 (1969). - С. 3 - 4.
114. Лазаренко, О. В. Русская литературная антиутопия 1900-х -первой половины 1930-х годов (Проблема жанра) : Автореф. дисс. .канд. филол. наук / О. В. Лазаренко. Воронеж, 1997. - 21 с.
115. Латынина, Ю. В ожидании Золотого Века : от сказки к антиутопии / 10. Латынина // Октябрь. 1989. - № 6. - С. 24 - 30.
116. Лейдерман, Н. Л. Георгий Владимов и его генералы, или Реализм сегодня / Н. Л. Лейдерман // Урал, 2003. № 7. - С. 54 - 73.
117. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература : В 3-х кн. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М. : Эдиторсал УРСС, 2001. - 288 с.
118. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра. Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг. / Н. Л. Лейдерман. -Свердловск, 1982. — 256 с.
119. Лейдерман, Н. Л., Липовецкий, М. Н. Современная русская литература : 1950 1990-е годы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : В 2 т. - Т. 2 : 1968 - 1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 668 с.
120. Лейдерман, Н. Л., Скрипова, О. А. и др. Стиль литературного произведения. (Теория. Практикум) / Урал. гос. пед. ун-т; Институт филол. исслед. и образоват. стратегий УрО РАО «Словесник». — Екатеринбург : Издательство АМБ, 2004. 184 с.
121. Литература и современность : Сборник 24-25. Статьи о литературе 1986 1987 гг. / Редкол. : А. Бочаров, Ф. Кузнецов, Л. Лавлинский и др.; Сост. А. Коган. - М.: Худож. Лит., 1989. - 520 с.
122. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.
123. A. Н. Николюкина. ИНИОН РАН. М. : НПК «Интелвак», 2002. - 1598 стб.
124. Литературный энциклопедический словарь / под ред.
125. B. М. Кожевникова, Н. А. Николаева. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
126. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 30 - 46.
127. Лосев, А. Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М. : Мысль, 1994.-478 с.
128. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1976. - 367 с.
129. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. -Киев, 1994.-290 с.
130. Лотман, 10. М. В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю. М. Лотман. М., 1998. - 356 с.
131. Лотман, Ю. М. О русской литературе классического периода / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. -М., 1994.-С. 380-393.
132. Лотман, 10. М. Об искусстве : структура художественного текста / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1998. - 704 с.
133. Любомудров, А. М. О православии и духовности в художественной литературе / А. М. Любомудров // Вопросы литературы. -2002.-№ 1.-С. 107-124.
134. Макаровская, Г. В. Типы исторического повествования / Г. В. Макаровская. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 238 с.
135. Маркова, Т. Н. Современная проза : конструкция и смысл (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин) : Монография / Т. Н. Маркова. -М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003. 268 с.
136. Маркович, В. М. Развитие реализма в русской литературе / В. М. Маркович // Вопросы литературы. 1976. - № 3.
137. Медарич, М. Автобиография / Автобиографизм // Автоинтерпретация : сб. статей / М. Медарич. СПб., 1998. - 160 с.
138. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. М. : Наука, 1986. - 320 с.
139. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М. : 2000. - 407 с.
140. Минералов, 10. И. Да это же литература! («Историческая точность» и художественная условность) / Ю. И. Минералов // Вопросы литературы. 1987. - № 5. - С. 62 - 104.
141. Минералов, Ю. И. История русской литературы : 90-е годы XX века : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 244 с.
142. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.
143. Михайлов, А. В. Методы и стили литературы / А. В. Михайлов // Теория литературы. Том I. Литература. М. : ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2005.-336 с.-С. 142-282.
144. Михайлов, А. В. Роман и стиль / А. В. Михайлов // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. - С. 95 -120.
145. Мокроусов, А. Бунин, Трифонов. Варламов / А. Мокроусов // Огонек. 1993. - № 34. - С. 24 - 28.
146. Мокроусов, А. Смерть аутсайдера, или любите ли вы лохов? / А. Мокроусов // Огонек. 1995. - № 14. - С. 36 - 42.
147. Моргулева, О. М. Формы авторского повествования в прозе А. П. Чехова конца 80-х 900-х гг. : Дисс. .соиск. учен. степ. канд. филол. наук / О. М. Моргулева. - М., 2005. - 186 с.
148. Мхитарян, К. Н. Реальность сновидений / К. Н. Мхитарян // Сон — семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI Випперовские чтения. М., 1993. - С. 18 - 19.
149. Недзвецкий, В. А. Русская «деревенская проза» / В. А. Недзвецкий, В. В. Филиппов. М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.- 141 с.
150. Неклюдов, С. Ю. Структура и функция мифа. Что такое «миф» и «мифология»? Интернет-ресурс. / С. Ю. Неклюдов // www.iTithenia.ru/folklore.nekludov4.htm.
151. Немзер, А. Замечательное десятилетие : О русской прозе 90-х гг. /А. Немзер//Новый мир. 2000. - № 1.-С. 199-219.
152. Немзер, А. История пишется завтра / А. Немзер // Знамя. 1996. -№ 12.-С. 203-212.
153. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца XX века : Учебное пособие / Г. Л. Нефагина. М.: Флинта : Наука, 2003. - 320 с.
154. Новиченко, Л. Вечно новый реализм. : К современным спорам о художественном многообразии / Л. Новиченко // Вопросы литературы, 1982.-№7. -С. 124-132.
155. Огнев, А. В. О поэтике современного русского рассказа / А. В. Огнев. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1973. 219 с.
156. Павлов, О. Особенности литературной охоты : О судьбе современной реалистической русской прозы. / О. Павлов // Москва. 1999. -№ 3. - С. 67-74.
157. Павлов, О. Остановленное время / О. Павлов // Литературная газета. 2002. - Сент. (35). - С. 7.
158. Петров, С. М. Основы теории реализма / С. М. Петров. М. : Наука, 1979.-220 с.
159. Подгаецкая, И. Ю. Границы индивидуального стиля // Теория литературных стилей : Современные аспекты изучения. М., 1982. — С. 40 — 52.
160. Померанц, Г. С. Точка безумия в жизни героев Достоевского / Г. С. Померанц // Померанц Г. С. Открытость бездне : Встречи с Достоевским. М., 2003. С. 34 - 50.
161. Померанцева, Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э. В. Померанцева. М. : Наука. - 1975. - 191 с.
162. Попова, Г. Н. Мир русской провинции в романах И. А. Гончарова / Г. Н. Попова. М., 2005. - 200 с.
163. Поспелов, Г. Н. Вопросы методологии и поэтики : сб. статей / Г. Н. Поспелов. М.: МГУ, 1983. - 336 с.
164. Поспелов, Г. Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов. -М., 1970.
165. Поспелов, Г. Н. Теория литературы / Г. Н. Поспелов. М. : «Высшая школа», 1978. - 351 с.
166. Прокофьева, А. Г., Прокофьева, В. Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик /
167. A. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2000. - 80 с.
168. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки /
169. B. Я. Пропп. -J1.: Изд-во ЛГУ, 1986. 364 с.
170. Протченко, В. И. Повесть 60-х годов начала 70-х / В. И. Протченко // Современная русская советская повесть. - Л. : Наука, 1975.-264 с.
171. Протченко, В. И. Современная повесть о деревне (К проблеме национального характера) / В. И Протченко // Русская литература. 1970. -№ 4. - С. 62 - 79.
172. Реализм : мода или основание мировоззрения? : По материалам дискуссии в Писательском клубе редакции журнала «Москва» // Москва. -1998.-№9.-С. 70-82.
173. Ремизова, М. Взвешен и найден легким / М. Ремизова // Независимая газета. 1999. - 26 июня. - С. 8.
174. Ремизова, М. Детство героя : современный повествователь в попытках самоопределения / М. Ремизова // Вопросы литературы. 2001. -№ 3 - 4. - С. 203-216.
175. Руденко, М. После литературы : игра или молитва? / М. Руденко // Знамя. 1993. -№ 6. - С. 186-192.
176. Руднев, В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М. : «Аграф», 2003. - 608 с.
177. Русская провинция : миф текст - реальность. - М., СПб., 2000. -238 с.
178. Русская философия : словарь / Под общей ред. М. Маслина. -М.: 1999.-656 с.
179. Рымарь, Н. Т. Введение в теорию романа / Н. Т. Рымарь. -Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та. 1989. 270 с.
180. Рымарь, Н. Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. Саратов, 1990.
181. Саакян, П. Т. Трагический образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя (из истории образа) : Автореф. дис. канд. филол. наук. Ереван, 1949. - 22 с.
182. Сердюченко, В. Литература, которой нет : О современной русской литературе / В. Сердюченко // Нева. 2000. - № 1. - С. 55 - 70.
183. Сердюченко, В. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия / В. Сердюченко // Вопросы литературы. 2000. - № 4. - С. 77 - 97.
184. Символы, знаки, эмблемы : Энциклопедия / под общей ред. В. А. Телицына. М.: Локид-Пресс, 2003. - 495 с.
185. Скаковская, J1. Н. Фольклорная традиция русской прозы последней трети XX века / J1. Н. Скаковская. Тверь, 2003. - 124 с.
186. Славенский, В. Элизиум теней / В. Славенский // Новый мир. -1997. -№ 11. -С. 110-118.
187. Славникова, О. Деревенская проза ледникового периода / О. Славникова // Новый мир. 1999. -№. 2. - С. 198 - 207.
188. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. -М.: Междунар. отношения, 2002. 512 с.
189. Слобожанинова, JI. М. Повествование от первого лица в повести В. Астафьева «Последний поклон» / J1. М. Слобожанинова // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. 1974. - сб. 5. - С. 113 - 132.
190. Смирнов, И. П. Место «мифопоэтического подхода» к литературному произведению среди других толкований текста / И. П. Смирнов // Миф фольклор - литература. Д., 1978. - С. 193 - 204.
191. Соколов, А. Теория стиля / А. Соколов. М., 1968. - 223 с.
192. Солнцева, Н. М. О некоторых универсалиях новой литературы / Н. М. Солнцева // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология, 2002.-№2. -С. 52-62.
193. Старикова, Е. Социологический аспект современной «деревенской прозы» / Е. Старикова // Вопросы литературы. 1972. — № 7. — С. 11-36.
194. Старообрядчество : история, культура, современность : Научно-практическая конференция (3; 1997). Тезисы / Ред.-сост. О. П. Ершова и др. -М., 1997.-263 с.
195. Степанян, К. К пониманию «реализма в высшем смысле» / К. К. Степанян // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. -1997.-№2.-С. 22-38.
196. Степанян, К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма / К. К. Степанян // Знамя. 1992. - № 9. - С. 70 - 76.
197. Степанян, К. Реализм как спасение от снов : Литературная критика. //Знамя.-1996.-№ 11.-С. 42-50.
198. Тамарченко, Н. Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике XX века / Н. Д. Тамарченко // Изв. рос. Акад. наук. Сер. лит и яз. 2001. - Т. 60, № 6. - С. 3 - 13.
199. Тамарченко, Н. Д. Русский классический роман XIX века : Проблемы поэтики и типологии жанра / Н. Д. Тамарченко. М., 1997. - 280 с.
200. Творческие методы и литературные направления : сб. ст. М. : Изд-во МГУ, 1987.-203 с.
201. Телегин, С. М. Словарь мифологических терминов : Учебн. пособие. М. : Изд-во УРАО, 2004. - 100 с.
202. Теория литературы : в 2 т. / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман; под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия. - 2004. - 512 с.
203. Теория литературы : в 4 т. / Гл. ред. Ю. Б. Борев. М. : ИМЛИ РАН.-2005.
204. Тимофеев, Л. И. Образ повествователя, образ автора / Л.И.Тимофеев // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. - С. 248-249.
205. Толстая, С. М. Иномирное пространство сна // Сны и видения в народной культуре : сб. ст. М. : Изд-во РГГУ, 2002. - С. 198 - 219.
206. Толстой, Н. И. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа // Сон семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI Випперовские чтения. -М., 1993.-С. 89-95.
207. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 334 с.
208. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического : Избранное / В. Н. Топоров. М. : Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.
209. Топоров, В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературы (Введение в тему) / В. Н. Топоров // Уч. зап. Тарт. ун-та. Труды по знаковым системам XVIII. Тарту, 1984. - Вып. 664. - С. 182 - 205.
210. Трыкова, О. Ю. Сказочные мотивы в произведениях С. Залыгина о человеке и природе / О. Ю. Трыкова // Творческая индивидуальность писателя и литературные процессы. Вологда. - С. 145 - 154.
211. Тынянов, 10. Н. Избранные произведения / Ю. Н. Тынянов. М. : Гос. изд-во худож. литературы, 1956. - 452 с.
212. Тюпа, В. И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ / В. И. Тюпа. М. : Лабиринт, РГГУ, 2001. -192 с.
213. Утехин, Н. П. Жанры эпической прозы / Н. П. Утехин. — Л. : Наука. 1982.- 185 с.
214. Утехин, Н. П. Основные виды эпической прозы и проблемы жанра повести / Н. П. Утехин // Русская литература. 1973. - № 4. - С. 86 -102.
215. Федунина, О. В. Поэтика сна в романе («Петербург» А. Белого, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Приглашение на казнь» В. Набокова) : Автореф. дис. на соискание учен. степ. канд. фил. наук / О. В. Федунина. -М., 2003.-20 с.
216. Федченко, Н. JT. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В. Крупин, JL Бородин, В. Нарбикова) : Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук, Армавир, 2000. 22 с.
217. Федь, Т. Н. Малые жанровые формы современной русской прозы (В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Пикуль, Ю. Бондарев) : автореф. дис. канд. филол. наук / Т. Н. Федь. М., 1993. - 16 с.
218. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989.-731 с.
219. Францова, Н. В. «Футлярный герой» А. П. Чехова : истоки и развитие. АКД / Н. В. Францова. СПб, 1995. - 102 с.
220. Фрейд, 3. Толкование сновидений / 3. Фрейд. М. : ЭКСМО-Пресс; Харьков : Фолио, 2001. - 624 с.
221. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. -М. : Изд-во «Лабиринт», 1997. 448 с.
222. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма / Г. М. Фридлендер. Л., 1971.-256 с.
223. Хализев, В. Е. Мифология XIX XX вв. и литература / В. Е. Хализев // Вестник Московского университета. Филология. - 2002. -№3.- С. 25 -47.
224. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М. : Высшая школа, 2000. - 253 с.
225. Хализев, В. Е. Ценностные ориентации русской классики / В. Е.Хализев. М. : Гнозис, 2005. - 431 с.
226. Ханов, А. Современная автобиографическая повесть : ее традиции и новаторство («Последний поклон» В. Астафьева) // Традиции и новаторство в художественной литературе : сб. ст. Горький : Изд-во ГГПИ, 1979.-С. 37-44.
227. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. М, 1977. - 446 с.
228. Чалмаев, В. А. «Воздушная воздвиглась арка.» / В. А. Чалмаев // Вопросы литературы. 1985. - № 6. - С. 73 - 117.
229. Чалмаев, В. А. Испытание надежд. : Перестройка и духовно-нравственная ориентация современной прозы // Москва. 1988. - № 4 - 5.
230. Чалмаев, В. А. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров // Литература в школе. 2002. - № 4. - С. 14-18.
231. Черная, Н. И. Реалистические условности в современной советской прозе / Н. И. Черная. Киев : Наук, думка, 1979. - 192 с.
232. Чернец, Л. В. «Как слово наше отзовется.» : Судьбы литературных произведений / Л. В. Чернец. М. : Высшая школа, 1995. -240 с.
233. Чернец, Л. В. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики / Л. В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 220 с.
234. Черняк, М. Современная русская литература / М. Черняк. -СПб.: Сага Форум, 2004. - 220 с.
235. Чупринин, С. Нормальный ход : Русская литература после перестройки / С. Чупринин // Знамя. 1991. -№ 10. - С. 66 - 72.
236. Шафранская, Э. Ф. «Маленький человек» в контексте русской литературы XIX начала XX вв. (Гоголь - Достоевский — Сологуб) / Э. Ф. Шафранская // Русская словесность. - 2001. - № 7. - С. 23 - 27.
237. Шейнина, Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. — М. : ООО «Изд-во ACT»; Харьков : «Торсинг», 2001. 591 с.
238. Шкловский, В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М. : Советский писатель, 1983. - 384 с.
239. Щеглова, Е. Мелодия человечности / Е. Щеглова // Вопросы литературы. 1995. - № 3. - С. 82 - 89.
240. Щукин, В. Г. Дом и кров в славянофильской концепции : культурологические заметки / В. Г. Щукин // Вопросы философии. М., 1996.-№ 1.-С. 128- 136.
241. Эйдинова, В. Анализ стиля в современной литературной критике / В. Эйдинова // Современная литературная критика : Семидесятые годы : сб. ст. М.: Наука, 1985. - С. 12 - 20.
242. Эсалнек, А. Я. Роман / А. Я. Эсалнек // Русское слово. М. -1999. -№ 5. -С. 72-79.
243. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. -М, 1991.-297 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.