Проза Камала Абукова: жанровая специфика и национальное своеобразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Нажукова, Саида Нажуковна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Нажукова, Саида Нажуковна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Творческий метод и его интерпретация в прозе Камала Абукова
1.1. К истории вопроса
1.2. Идейная проблематика прозы Абукова
ГЛАВА II. Жанровые и сюжетно-композиционные
особенности прозы Камала Абукова
2.1. Жанровая система повестей и рассказов
2.2. Рассказы Абукова: концепция мира и человека, типология
конфликта, художественные открытия
ГЛАВА III. Мотивная структура произведений Камала Абукова
как признак национального своеобразия
3.1. Стилевое выражение авторской позиции. Основные компоненты выражения стиля
3.2.Устно - поэтические мотивы в прозе Абукова. Мифопоэтические, анималистические, природно-космические и пространственные мотивы как выражение национального
своеобразия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Проблематика и поэтика прозы Магомед-Расула2008 год, кандидат филологических наук Абдулазизова, Элеонора Магомедовна
Современная кумыкская проза2010 год, кандидат филологических наук Абдурахманова, Марьям Салавутдиновна
Проза Камала Абукова: Время. Характеры. Поэтика2003 год, кандидат филологических наук Хакимова, Зумруд Ширавовна
Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова2006 год, кандидат филологических наук Изиева, Зарема Казбековна
Творчество народного поэта Дагестана Аткая Аджаматова: художественная концепция личности и общества2011 год, кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Камала Абукова: жанровая специфика и национальное своеобразие»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Камал Абуков - писатель, чей творческий успех пришелся на эпоху расцвета социализма, ушедшую в прошлое в конце XX века. С нею ушло многое, как часто случается на рубеже веков. Но истинные духовные ценности перешли этот рубеж и по-прежнему занимают достойную нишу в постсоветском культурном пространстве России. К таковым относится и многопластное творчество Народного писателя Дагестана Камала Абукова.
Своим творчеством Камал Абуков поставил перед обществом ряд вопросов, связанных с духовным миром современника, с его отношением к людям, к своему роду и Родине, к труду и природе, к нравственным ценностям. Войдя в российскую литературу как писа-тель-билингвист, Абуков прежде всего остается национальным художником. Воспитанный на традициях художественного творчества и Европы, и Азии, писатель как бы воплощает в себе историю, культуру, традиции не только кумыкского, но и дагестанского народа, вводит их в мировой общественно-литературный процесс. Весьма важной на пути исследования и осознания художественного мира произведений Абукова является проблема билингвизма. Особенностью литературы бывшего СССР было то, что многие национальные писатели одновременно свободно владели двумя языками: и родным, и русским. Известно, что Камал Абуков создавал свои ранние произведения на кумыкском языке, затем переводил их на русский. Некоторые же повести и рассказы, а особенно публицистические работы, писал непосредственно на русском языке.
Само явление билингвизма и его влияние на художественное целое произведения интересно уже тем, что при взаимососущество-
вании двух и более языков в сознании одного человека возможности самовыражения его значительно возрастают. Поэтому, билингвизм Абукова можно рассматривать в эстетическом, психологическом, этическом и лингвистическом аспектах.
Для писателей-билингвистов характерно использование фольклорного и этнографического материала в качестве «национального народного элемента» (Белинский). Если говорить об обращении писателя к фольклору, то символика, присутствующая в его произведениях, выполняет двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную.
Как отмечает исследователь У.Далгат, связь «литературного произведения с произведением устного народного творчества мотивируется не только стремлением выразить национальную специфику, но и самим ходом творческой мысли автора, который не может совершенно отключиться от обычного для него синтаксиса, ритмической структуры фразы, специфической образности» [Далгат,1962. С. 40]. Такой подход к национальному своеобразию художественного творчества Камала Абукова и составляет актуальность данного исследования.
Степень изученности темы. Специальных научных исследований по художественному творчеству Камала Абукова в дагестанском литературоведении не имеется. Наиболее широкое научное освещение поэтики прозы писателя дано Зумруд Хакимовой в диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Проза Камала Абукова : Время. Характеры. Поэтика» (2003). Также имеется ряд диссертационных исследований ученых Серного Кавказа, в которых дается обзорный анализ прозы Абукова в контексте развития северокавказ-
ских литератур. Это: диссертации O.A. Дыговой «Художественно-эстетическое своеобразие повести в Кабардинской литературе 196090-х годов (в контексте северокавказской прозы)» (2008), Татаровой Р. X. «Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе» (2008), а также в ряде обзорных литературоведческих исследований дагестанских ученых. Анализ литературной критики Камала Абукова дан также в диссертационном исследовании Абдура-гимовой Элеоноры Теймуровны «Камал Абуков - критик и теоретик литератур народов Дагестана Северного Кавказа» (Махачкала, 2004).
Однако с позиции жанровой специфики и проблем национального своеобразия в контексте русскоязычной прозы творчество Камала Абукова не изучалось отдельно ни в одной из перечисленных работ. Таким образом, выбранная нами тема является недостаточно изученной и требует отдельного исследования, которое мы и попытались сделать в данной диссертационной работе.
Предметом исследования в данной работе является выявление авторской концепции национального характера, выработанной писателем в течение многолетних наблюдений за жизнью человека - представителя дагестанского кумыкского менталитета, в процессе нравственных поисков. Поставленная в центр внимания проблема позволяет охватить основной массив произведений Камала Абукова целостным последовательным анализом.
Объектом исследования являются повести «Я виноват, Марьям», «Иного пути нет», «Без права на счастье», «По дороге на старую мельницу», «Зов разлученной птицы», «И Судный день впереди»; и рассказов «Драка в праздничный день», «Вдогонку», «Горечь ожидания», «Чужая медаль», «Не выдержал», «Бесчестье в огне не скрыть»,
потому что в них наиболее ярко представлены жанровая специфика и национальное своеобразие творчества писателя, опирающиеся как на традиции кумыкской литературы, так и на общественно-исторические особенности культуры народа.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что анализ произведений Абукова под углом зрения проблемы национального своеобразия и жанровой специфики проводится с опорой на детальный анализ его художественной прозы, а также сравнительно-типологический и исторический анализ советской, русской и дагестанской литературы исследуемого периода.
Основная цель данной работы - рассмотреть творчество Абукова, под углом зрения проблемы национального характера, показать, как и в каких жанровых формах выражает национальную идею писатель. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть и показать преломление метода социалистического реализма в пространстве русскоязычной дагестанской литературы второй половины XX века;
- в ходе сравнительного и сопоставительного анализа повестей Абукова и советской (в том числе и дагестанской) прозы данного периода выявить типологические черты и принципы;
- выявить особенности художественного отражения писателем жизни современного сельского жителя в контексте нравственно-философских и психологических исканий литературы конца XX- начала XXI вв.;
- отобразить представление писателя о сути национального предназначения личности и пути реализации национальной идеи.
Впервые автором использован опыт исследования особенностей поэтики художественного произведения с целью обоснования существования национальной эстетической концепции писателя в контексте его произведений. При этом сделана попытка показать общность эстетических воззрений Абукова с эстетическими позициями видных писателей и теоретиков русской и советской литературы, а также отобразить процесс и результаты поиска новаторских решений автором, связанные с местным культурным и творческим менталитетом.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Для решения поставленных задач мы опираемся, на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретическим фундаментом диссертационной работы стали научные труды русских и советских литературоведов, критиков, культурологов, рассматривающих природу поэтики художественного произведения с исторической, сравнительной, эстетической и национальной позиций. Среди использованных в диссертации материалов работы Г. Д. Гачева «Национальные образы мира», А. Н. Веселовского - «Историческая поэтика», М. М. Бахтина - «Вопросы литературы и эстетики», В. М. Жирмунского - «Вопросы теории литературы», Д. С. Лихачева -«Поэтика древнерусской литературы», А. Н. Иезуитова - «Социалистический реализм в теоретическом освещении», И.П. Карпова «Ав-торология (рабочий словарь): Литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология», Б.О. Кормана «О целостности литературного произведения», В.И. Тюпы «Произведение и его имя // Литературный текст: проблемы и методы исследования», С.Н. Зенкина. «'Введение в литературоведение: Теория литературы».
Наряду с указанными фундаментальными исследованиями в области поэтики и творческого метода, наша работа базируется на научных трудах и монографиях исследователей северокавказской и дагестанской литератур: С. X. Ахмедова - «Художественная проза народов Дагестана», К. Султанова - «Этюды о литературах Дагестана», O.A. Дыговой «Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы)», М.С.Мискиной «Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова», 3. Ш. Хакимовой «Проза Камала Абукова. Время. Характеры. Поэтика», Д. Герчиньской «Современная советская "деревенская проза" и традиции фольклора», Н.К.Аджаматовой «Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа», непосредственно связанных с научной тематикой диссертационного труда.
Методы исследования. В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть национальный характер сквозь призму писательского мироощущения. Основные методы исследования: структурно-типологический, проблемно-тематический, историко-генетический в работе используются комплексно. Основной методологический принцип исследования обусловлен опорой на литературный анализ прозы К.И. Абукова.
Теоретическая значимость работы. В своих последних исследованиях Камал Абуков справедливо утверждает право на индивидуальность творческого процесса каждой из национальных литератур в контексте литературы, обозначенной как советская, и выступает в защиту этой индивидуальности, говоря о том, «...что литературы относительно малочисленных народов одних потрясают, других же раз-
дражают своей идейно-художественной цельностью, неповторимой образностью, неподдельной эмоциональностью», нисколько не умаляя той важной роли, которую сыграла русская литература в становлении литературы дагестанской в советский период. Он подчеркивает «консолидирующее и стимулирующее значение русской литературы», но не принимает распространенного среди многих теоретиков соцреализма мнения, что русской литературе в масштабе национальных литератур отведена «роль пантеона», роль колыбели, из которой рождались национальные литературные традиции. К. Абуков говорит о «творческой совместимости» литератур, о «способности к взаимодействию традиций художественных культур, различающихся по этническим и географическим признакам, по типу художественного мышления, по методам и формам эстетического мышления» [Абуков, 1992. С.65]. Ракурс данного исследования продиктован исследовательской задачей, проследить не только теоретические аспекты возникновения произведений подобного плана в дагестанской литературе, но в результате сопоставления с европейской, русской и советской прозой, выявить типичность и особенности такой поэтической модели произведения. Исследуя проблемы жанрового своеобразия произведений, автор диссертации рассматривает прозу Камала Абукова в социально-историческом, этнокультурном и литературном контексте эпохи.
Практическая ценность работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании художественной прозы Камала Абукова, роль которой в развитии реалистического направления современной дагестанской литературы представляется очень важной.
Основные выводы и положения работы могут быть использованы для научных исследований жанровых особенностей и национальной специфики современной кумыкской и дагестанской русскоязычной литературы двадцатого века. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению художественного творчества Камала Абукова. Полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезны при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской, и в частности, кумыкской литературе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество Камала Абукова является отражением зарождения нового типа художественного мышления, представляющего собой синтез национальной и европейской культур. Писатель, следуя существующим общелитературным традициям, наполняет их национальным звучанием, что позволяет говорить о национальном своеобразии его прозы.
2. Повышенный интерес к истокам национального характера формирует цепочку взаимосвязанных проблемных соотношений в произведениях писателя: человек и эпоха, в которой происходит его становление, город и деревня, история и современность. Эти соотношения наиболее ярко проявляются в повестях «Я виноват, Марьям», «Иного пути нет», «Без права на счастье» («Луна во сне »), «По дороге на старую мельницу», «Зов разлученной птицы», «И Судный день впереди», рассказах, «Драка в праздничный день», «Бесчестье в огне не утаишь», (« Бесчестье в огне не скрыть ») «Чужая медаль», «Вдогонку», «Не выдержал». Подтекстом данных произведений является гражданская позиция самого писателя, который уверен, что лишь
родные истоки и культурные идеалы своего народа смогут помочь человеку сохранить нравственные идеалы.
3.Воссоздание природного мира в творчестве Камала Абукова носит опосредованный характер. Он не стремится к отвлеченному изображению пейзажей, что отличает его пейзажные зарисовки от других дагестанских писателей того времени (Абу-Бакар, Магомед-Расул, Фазу Алиева). Пейзажи Абукова функциональны — подобная функциональность в дагестанской прозе присуща Расулу Гамзатову в книге «Мой Дагестан».
4. Национальное своеобразие и стилевая палитра его прозы заключается в том, что у Абукова минимум ярко выраженных элементов фольклора. Его проза - это синтез восточных традиций и современной реалистической литературы.
5.Пространственно- временные отношения занимают важное место в прозе писателя. Причудливо переплетая настоящее и прошлое, он использует не обычную пространственно-временную ткань, в которой время мыслится как течение часов, дней и т.п., а как художественный прием, формирующий личностный образ, как самого автора, так и его главных героев.
6.Идейно-тематическое богатство прозы Камала Абукова обусловлено национальным своеобразием, которое прямо влияет и на жанровую специфику его произведений.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в форме статей в научных сборниках Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные направления исследования были обсуждены на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета
и научно-практических конференциях преподавателей, молодых ученых и аспирантов этого вуза (2008-2011).
Структура диссертации подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ПРОЗЕ
КАМАЛА АБУКОВА
1.1. К истории вопроса
«Теперь уже очевидно, что процесс становления художника социалистического типа в различных национальных культурах развивался по-разному, и неоднородность этого процесса обусловлена различием исторически сложившихся типов художественных традиций, неодинаковостью уровней их развития, а также многообразием общественных и социальных структур национальной жизни», - пишет Ка-мал Абуков в книге «Разноязычное единство: обретения и потери» [Абуков,1992.С.88]. Развивая мысль, он говорит о новой идейно-мировоззренческой основе, которая смогла объединить разрозненные творческие силы молодой республики, эта основа зиждется на ценностях социалистической культуры. Платформу для новой творческой реализации Абуков видит в новом методе социалистического реализма. «Новый творческий метод должен был стать и стал мощной центростремительной силой, энергией притяжения и одновременно генератором, сообщающим импульсы активности - контактов, взаимопонимания, взаимодействия, взаимо стимулирования в пределах очерченного радиуса» [Абуков, С.89]. Цитируемая монография Абукова была создана им в начале 90-х годов прошлого века, то есть в то время, когда метод соцреализма утратил свои позиции и был нивелирован как искусственно надуманный. Но оправдательные интонации исследования Абукова в пользу реабилитации метода кажутся нам не только убедительными, но и объективными. «В этой связи логичен иной поворот вопроса - недостаточно и без должной глубины изучены и изу-
13
чаются стилевые, жанровые, тематические богатства литературы социалистического реализма, а анализ художественных особенностей произведений, составляющих вершинные уровни метода, зачастую страдает схематизмом, трафаретностью, даже заданностью, порожденной самодовольным чувством, будто речь идет о само собой разумеющемся и неубывающим эстетическом накоплении. Именно заторможенность теоретической мысли явилась одной из побудительных причин возникновения снисходительного, более того - нигилистического отношения как к достижениям, так и к генофонду метода» [Абу-ков, С.90].
Камал Абуков обосновывает свою теорию не голословно, он приводит ряд убедительных аргументов из литературы и публицистики, подтверждая собственную правоту. Обратившись к художественному творчеству в 60-е годы XX века, писатель-публицист не случайно в своей монографии уделяет внимание именно этому периоду эпохи соцреализма и справедливо замечает, что «в 60-х - начале 70-х возникла концепция социалистического реализма, как исторически открытой системы правдивого изображения» [Абуков, С.90]. Истолкование характера не только как продукта окружающих социально-исторических обстоятельств, но и как их активного творца и преобразователя - в этом и заключается эстетическая сущность социалистического реализма этого периода. Системно-структурное истолкование метода дает возможность его глубинного анализа и определения его идеи, принципов и средств.
«Идея метода социалистического реализма, выступающая как его цель и результат, представляют собой сложное образование, которое имеет разные аспекты и внутренне объединяющее их начало. В
познавательном аспекте идеей творческого метода является правдивое, исторически верное отражение действительности, а в воспитательном - формирование нового человека - творца и преобразователя», - писал теоретик соцреализма А.Н. Иезуитов. [Иезуитов, 1975. С.40]. Говоря о принципе метода, он верно утверждает что принцип -это эстетическая установка, связанная с природой искусства и его главным предметом. «Эстетический принцип, образующий сердцевину метода социалистического реализма, означает воспроизведение активного, революционного отношения характера к окружающим и заставляющим его особым образом мыслить, чувствовать и действовать жизненным обстоятельствам» [Иезуитов, С.41].
Таким образом, идеи и принципы метода обусловливают его эстетические особенности, которые в сущности не так далеки от реализма вообще. Реализм, как известно, явление синтетическое, и его изучение ставит исследователя перед широким комплексом общественных, философских и эстетических вопросов. Реализм предполагает социально-историческую обусловленность характеров и как эстетический принцип, и как результат художественного творчества. Таким образом, уже сама проблема (человек и среда, характер и обстоятельства, личность и общественные отношения), имеющая философский и социологический аспекты, по своей внутренней природе является эстетически значимой. Крупнейшие писатели - социалистические реалисты начала прошлого века, обладающие художественной индивидуальностью, были едины в своем понимании эстетической сущности нового творческого метода. К их числу принадлежит Камал Абуков, написавший ряд научно-публицистических работ по данному вопросу.
Художественная эстетика, которой руководствуется в своем творчестве Камал Абуков, берет начало в 50-е годы прошлого века. В литературе этих лет вопреки всяким догмам, предписаниям происходило накопление положительного опыта, углубление реалистических традиций. Именно в эти годы появляются произведения А. Платонова (рассказ «Возвращение»), А. Твардовского (поэма «Дом у дороги»), Л.Леонова (роман «Русский лес»), В. Овечкина (цикл очерков «Районные будни») повести В. Распутина и других известных писателей, которые и сегодня по праву считаются классиками отечественной литературы. Развиваются и национальная и русскоязычная литература Северного Кавказа.
По справедливому утверждению Аджаматовой Н. К., в это время: «Национальные литературы Северного Кавказа - это пестрый конгломерат языков, скопление талантов, сближение и расхождение творческих поисков, направлений, стилей. Еще в XIX веке творческий симбиоз литератур Северного Кавказа был наречен «цветущей сложностью». Если попытаться выстроить типологию разноязычного регионального творческого единства, то образуется следующий ряд: литературы аварцев, абазинцев, адыгейцев, балкар, кабардинцев, черкесов, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, табасаранцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, осетин, ногайцев, татов». «В прозе Дагестана и Северного Кавказа 50-60-х годов наступает пора, которую можно обозначить как этап «концептуального произведения» — прошлое осмысливается с подчеркнутой, осознанной проекцией на ценности сегодняшнего дня», - продолжает исследовательница [Ад-жаматова, 2008.С .22].
Углубление реалистических традиций, пересмотр эстетических ценностей в этот период получило в литературоведении название «оттепель». Под эти термином следует понимать начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. Название «оттепель» восходит к одноименной повести И. Эренбурга. Для писателей это было не кратковременное состояние освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды, а достаточно длительный процесс.
Первый отрезок «оттепели» (1953-1954) связан, прежде всего, с освобождением от предписания нормативной эстетики, «правил» подхода к действительности, отбора «правды» и «неправды», возникших еще в предвоенные годы. В 1953 году в двенадцатом номере журнала «Новый мир», вышла статья В.Померанцева «Об искренности в литературе». Автор указывал здесь на «личное и предписанное» в литературе. Под личным понималось увиденное и познанное непосредственно писателем, под предписанным - то, что официально считалось правдой. [Померанцев, 1953. С. 16.]
Второй этап «оттепели» (1955-1960) - это уже отход от теории и появление целой серии художественных произведений, утверждающих новый тип взаимосвязей писателя и общества, право писателя видеть мир таким, каков он есть. Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», очерки и повести В. Тендрякова «Ненастье», «Тугой узел», очерки В. Овечкина «Районные будни», «Трудная весна» обратили внимание читателя на новую «ветвь» художественно-публицистической прозы, которая вошла в литературу под названием «деревенской». В северокавказской литературе в это время тоже появляются новые имена и новые тенденции взаимоотношения писателя и общества, когда прошлое
стало осмысливаться с осознанной проекцией на современные ценности. «Процесс духовного прозрения широких народных масс, разбуженных революцией к активному историческому созиданию нового мира, стал магистральной темой прозы всех северокавказских литератур», - пишет Н. Аджаматова в своем докторском исследовании [ Ад-жаматова, С. 18].
«Сулак-свидетель» М. Хуршилова, М. Магомедов и его трилогия «Месть», «Корни держат дерево», «Раненые скалы», романы «Горцы» А. Шортанова, «Утренняя звезда» X. Байрамуковой, «Раскаты далекого грома», «Гошевнай» И. Машбаша, «Баржа» А. Евтыха, «Сломанная подкова», дилогия «Вершины не спят» А. Кешокова и др., - это список произведений, в которых с позиций исторической перспективы анализируются социальные конфликты.
Третий отрезок «оттепели» (1961-1963) прежде всего, связан с именами писателей-фронтовиков. Это Ю. Бондарев («Тишина»), В. Розов («Вечно живые»), С. Злобин («Пропавшие без вести»), А. Солженицын («Один день Ивана Денисовича»). В дагестанской и северокавказской литературе этого периода также появляются произведения, в которых отражаются события Великой Отечественной войны. Это время большой эпической прозы - создаются романы и повести, посвященные противостоянию советского народа фашизму. Идеологическим конфликтом романов является борьба против фашизма, которая выявляет характеры людей, обнажая их моральную и гражданскую сущность. «Большое число персонажей произведений способствует раскрытию «лица нации» в масштабе истории и в этнокультурных проявлениях, в истоках национальной жизни, перспективах ее развития» [Аджаматова, С.23]. Стоит отметить, что хотя Камал Абуков не
пишет на военную тематику, в его повестях и рассказах обязательно присутствуют авторские экскурсы на эту тему - многие персонажи прозы писателя - участники и ветераны войны, для которых военная эпоха служит отправной точкой для пересмотра нравственных позиций.
Начиная с 1964 по 1984 годы общественную ситуацию в СССР, принято считать эпохой «застоя». Однако по отношению к литературе это несправедливое утверждение. Масштабы свободы писателя были почти неограниченны. Тезис подтверждается следующими критериями: возникновением новых литературных направлений, таких как «деревенская проза», «военная», «городская», «интеллектуальная» проза; в этот период укрепляются художественно-эстетические позиции исторической романной прозы и публицистики (Пикуль, Солженицын), психологическая и «экологическая» проза (Распутин, Астафьев, Айтматов, Думбадзе). В дагестанской литературе этого периода художественная проза явила блистательную плеяду писателей, жанровые особенности и тематику произведений которых трудно переоценить и сегодня. Прежде всего, следует отметить имя Расула Гамзатова и его книгу «Мой Дагестан», в которой воедино сливаются два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению миров -народного и лично авторского. Каждый имеет свой бытовой уклад, овеянный своей собственной поэзией, имеющий свои эстетические идеалы и одновременно сливающийся воедино. Значительность и поэтичность крестьянского мира родного села разрастается в понимание мира - всей земли. Отсюда поэтизация народного быта, авторская оценка понимания большого мира, через маленький бытовой.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы1999 год, доктор филологических наук Акимов, Курбан Халикович
Поэтика орнаментальной прозы Ахмедхана Абу-Бакара2014 год, кандидат наук Алиханова, Издаг Яхьяевна
Эволюция жанра рассказа в дагестанской литературе2006 год, кандидат филологических наук Юсуфова, Луара Омаровна
Жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова2004 год, кандидат филологических наук Багирова, Лейла Джафаровна
Жанр рассказа в творчестве Ахмедхана Абу-Бакара2010 год, кандидат филологических наук Омарова, Динара Курбановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нажукова, Саида Нажуковна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абуков К.И. Разноязычное единство; обретения и потери. Махачкала: Дагкнигоиздат,1992.
2. Абуков К.И. Ступени роста. М: Сов. Россия, 1982.
3. Абуков К.И. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала: Даг-книгоиздат,1972
4. Абуков К.И. Выход на магистраль. Воздействие русской мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат,1976.
5. Абуков К.И. Взгляд на историю и современную судьбу соцреализма. В сб. Вопросы изучения многонациональной литературы в школе и вузе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995.
6. Абуков К.И. Я виноват, Марьям. Повести. Махачкала: Дагкнигоиз-дат,1967.
7. Абуков К.И. И судный день впереди.Махачкала:Дагкнигоиздат,1998.
8. Абдурагимова Э. Т. Камал Абуков - критик и теоретик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа. Диссертация кандидата филологических наук. Махачкала: 2004 г.
9. Абдуллатипов А.Ю. Возникновение и развитие творческих методов в литературах народов Дагестана. Махачкала: 1995.
10. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М: 1961.
11. Абрамович Г.Л. Художественный метод и проблема единства теории и практики в литературном творчестве. - В сб. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. М: Наука, 1964.
12. Аджаматова Н.К. Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа. Авто-
реферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нальчик: 2008.
13. Акавов З.Н. Слово о Камале Абукове // Дагестанская правда. Махачкала: 1998.
14. Акавов З.Н. Формы жизни - формы литературы.- М: 1978.
15. Акбиев С.-М. X. Связь времен и дружба народов. - Махачкала: 1985.
16. Акбиев С. М. X. Верность дружбе. - Махачкала: 1989.
17. Алиев С. Дорога в современность. - Махачкала: 1977.
18. Асеев H.H. Родословная поэзии. Статьи, воспоминания, письма. М: С. писатель, 1990.
19. Ахмедов М. Писатели Советского Дагестана. Махачкала: 1984.
20. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
21. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
22. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала: 1990.
23. Ахмедова Р. А. Духовные интеграции народов Дагестана в современной литературе.М: 2002.
24. Баженова А. Типический характер как эстетическая категория. В кн. Эстетика. Категории и искусство. Сб. статей,.: 1965.
25. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, М: 1975.
26. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М: Сов. Россия, 1975.
27. Бахтин М.М .Эстетика словесного творчества.М.:1979.
28. Батырова.У.А. Кумыкская социально-историческая проза в свете реалистических традиций русской литературы; Диссертация кандидата филологических наук. Махачкала: 1986.
29. Белинский В. Г. Литературные мечтания. Избранное в 2-х томах. М: 1959.
30. Белинский В.Г. Избранное в 2-х томах. Ст. «Герой нашего времени». М: 1959.
31. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: 1960.
32. Борев Ю. Б. Художественная мысль и концепция мира. - В кн. Актуальные проблемы социалистического реализма. Сб. статей. М: 1969.
33. Борев Ю. Б. Эстетика. М: Изд-во полит, литературы, 1975.
34. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности // Дорогой правды, дорогой гуманизма. - М: 1978.
35. Бройтман С. Проблема субъективной структуры // Изв. РАН. Сер. Литература и языки. -М:1995.
36. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М: 2001.
37. Бялый Г.А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. - Л: 1990.
38. Вагидов A.M. Многозначность характера человека в прозе // Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. - Махачкала: 1981.
39. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: 1991.
40. Вагидов A.M. Следуя правде жизни. Махачкала: Дагкнигоиз-дат,2000.
41. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М: Высшая школа, 1989.
42. Гамзатов Г. Г. Художественное наследство и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.
43. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: 1999.
44. Гамзатов Г.Г. Литература и фольклор: не отчуждение, а взаимодействие. Махачкала: 1990.
45. Гасанов М.М. Организатор литературных сил. - Махачкала: 1981.
46. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - М: 1968.
47. Гачев Г.Д Национальные образы мира. М:1988.
48. Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т.- М., 1968. Т.1
49. Герчиньская Д. Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора.// Советская многонациональная литература. М:1986.
50. Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Статьи и очерки. Л.: С. Писатель, 1982.
51. Гиршман М.М. Проза художественная // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. - М: 1999.
52. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: Книга для учителя. - Н. Новгород: 1997.
53. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80х.г Махачкала: 1993.
54. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: сборник статей. Махачкала: 1985.
55. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана.- М: 1962.
56.Днепров В.Д. Роман - новый род поэзии //Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - М: 1980.
57. Долотова A.M. Типы повествования в русской литературе. М:1999.
58. Добролюбов H.A. СС в 3-хтомах Т-3(871с)//Внутреннее обозрение. М;Художественная литература. 1987.
59. Дыгова O.A. Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы), Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук, 2008.
60. Дымшиц А. Художественное многообразие советской литературы и современный модернизм. - В кн. Современные проблемы советской литературы и модернизм. М: 1965.
61. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: сб. статей. Махачкала: 1987.
62. Жанр и композиция литературного произведения. Историко-литературные исследования. Межвузовский сборник. Петрозаводск: 1989.
63. Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. Л: 1928.
64. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций /Под ред. З.И. Плавскина, В.В Жирмунской. - СПб. 1996.
65. Залесская Л. И. О романтическом течении в советской литературе. М: 1973.
66. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение;Теория литературы.// учебное пособие. М:2000.
67. Ибрагимов К. Мифопоэтические традиции и художественное произведение Ч. Айтматова // Советская тюркология. Баку: 1988.
68. Иезуитов А. Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Л: «Наука», 1975.
69. Иванов В. Идейно-эстетические принципы советской литературы (формирование и сущность). М: 1971.
70. История национальных литератур. Вып.1 - М., 1995; Выпуск II -М:1996
71. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах. М: 1970-1974гг.
72. История современной дагестанской литературы. 2 т., - Махачкала: 1967.
73. Каган М.С. Структура литературного произведения. - Л: 1972.
74. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе.- Махачкала: 1994.
75. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч. : В 6 т.- М: 1966.-Т. 6.
76. КапиеваН. Критические новеллы. - М: 1969.
77. Капиев Э. Воспоминания современников. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1972.
78. Капиев Э. СС в 2-х томах. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.
79. Карпов И.П. Авторология (рабочий словарь): Литературоведение, лингвистика, философия, логика, психология. М: 2000
80. Кассиев Э. Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. Махачкала: 1982.
81. Кассиев Э.Ю. За зрелость литературы.- Махачкала: 1981.
82. Кучеренко Г. О методе реализма. - Вопросы философии, 1961, №3.
83. Кедрина 3. Главное - человек. Некоторые черты современного реализма. М: 1971.
84. Кирпотин В. Вершины. М: Художественная литература, 1962.
85. Климович Л.И. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. - М: 1975.
86. Ковалев В.А. Теоретические проблемы истории русской советской литературы. - Л: 1984.
87. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения.
М:1972.
88. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск: 1982.
89. Корман Б.О. О целостности литературного произведения.// Избранные труды по теории литературы. Ижевск: 1992.
90. Кудряшов Н.И. Лирический герой. - В кн.: Краткий словарь литературоведческих терминов. - М: 1978
91. Кузьмичев И.К. Герой и народ.- М: 1973.
92. Кожевников Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв.- М: 1994.
93. Лайлиева И.Д. Традиции русской классической и мировой литературы в киргизской прозе: М. Элебаев, У. Абдукаимов, Ч. Айтматов. - Фрунзе: Илим: 1988. С.111.
94. Лебедев В.Д. Дагестанская повесть и русская литература. К вопросу взаимодействия литератур. - Махачкала: 1973.
95. Лебедев В.Д. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана.- Махачкала: 1973.
96. Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: 1963.
97. Лихачев Д. С. У предыстоков реализма русской литературы. - В кн. Проблемы реализма. М: 1959.
98. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2, М:1971.
99. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X - XVII веков. Эпохи и стили. Л: 1973.
100. Лихачев Д. С. Литературный этикет Древней Руси ТОДРЛ, М.-Л: 1961.
101 Лихачев Д. С. Принципы историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. Вопросы методологии литературоведения. М.- Л: 1966.
102. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. - М: 1976. Лосев Л. Указ. Соч. С. 145.
103. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Что не есть художественный стиль. Ст. первая. - В межвузовском научно-тематическом сборнике «Жанр и проблема диалога». Махачкала: 1982.
104. Луначарский А. В. Собр. Соч. В 8-ми томах. М: Наука, 1963.
105. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М: 1970.
106. Мазанаев Ш. А. Русскоязычная литература Дагестана. - Махачкала: 1984.
107. Мазанаев Ш. А. Двуязычие в системе национальных литератур. Махачкала: 1997.
108. Мазанаев Ш.А. Литературное двуязычие // Наш Дагестан, 20002001, № 196-198.
109. Магомедов Д. К проблеме интернационального и национального в художественной культуре. - В кн.: Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана.- Махачкала: 1973.
110. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. - М: 1972.
111. Мальчукова Т.Г. Жанровые традиции, интерпретация текста и перевод. // Жанр и композиция литературного произведения. - Пет-
розаводск, 1989.
112. Мамытбеков 4.3.// Современный литературный процесс и литературное творчество Ч. Айтматова. М:1985.
113. Марков Д. О формах художественного обобщения в социалистическом реализме. (К спорам об эстетической сущности нового творческого метода) - Вопросы литературы, 1972, №1.
114. Медриш Д. Фольклорная традиция в творчестве Чингиза Айтматова //Литература и фольклор. - Волгоград: 1990. С. 158.
115. Метелинский Е.М. Статус слова и понятия жанра в фольклоре.// Литературные эпохи и типы художественного сознания.М:1994.
116. Мискина М.С. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова. М: 1999.
117. Михайлов A.B. Роман и стиль; Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени // Теория литературных стилей: современные аспекты изучения. - М:1982.
118. Мусаханова Г.Б. Творчество Э. Капиева и проблема русскоязычной традиции в литературах народов СССР. - Махачкала: 1981.
119. Мусаева З.Г .Этноментальные основы творчества Абу-Бакара. Диссертация кандидата филологических наук.Махачкала:2010
120. Мусаханова Г.Б. Проблемы гуманизма и развитие интернационализма в дагестанской литературе. - В кн.: Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана.- Махачкала: 1973.
121. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала: Изд-во Дагкнигоиздат. Филиала АН СССР, 1973.
122. Неклюдов С. Мифология тюркских и монгольских народов // Тюркологический сборник. М: 1981.С. 225
123. Некоторые вопросы русской литературы XX века. //Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина.- М: 1973.
124. Огнев В. Реализм и духовность. // В кн. Становление таланта. М:1972.
125. Очерки Дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1957
126. Палиевский П. В. Постановка проблемы стиля. - В кн. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М: 1965.
127. Павлов Г. К. К вопросу о реализме и романтизме. // В кн. Творческий метод. Сб. статей. М: 1960.
128. Палиевский П. В. Постановка проблемы стиля. // В кн. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М: 1965.
129. Пастернак Б. Об искусстве - М: 1990.
130. Петров С. М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М: Просвещение, 1975.
131. Полякова Г. «Предание о Рогатой матери - оленихе в «Белом пароходе» Айтматова».М:1999.
132. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы.М: Просвещение. 1972.
133. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М: 1965.
134. Померанцев В. «Об искренности в литературе»// Новый мир. 1953
135. Роман и повесть в классической и современной литературе. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: 1992.
136. Садыков К.К. Фольклорные элементы в сюжетно-композиционной структуре романа Ч.Айтматова.//Киргизская ли-
тература в контексте русской художественной культуры : Сборник научных трудов. Фрунзе: 1989.
137. Стилевое выражение авторской позиции в произведениях русской литературы XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск: 1988.
138. Султанов К. Этюды о литературах Дагестана. М: С. Писатель, 1978.
139. Султанов К. Предисловие// К.И. Абуков. Я виноват, Марьям. Повести. Махачкала: Дагкнигоиздат.1967.
140. Сурганов Вс. Советская литература и дагестанская проза наших дней. // Дон. - Ростов-на-Дону, 1984.
141. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М: 1973.
142. Сычев Ю. В. Микросреда и личность. - М: 1974.
143.Тамадаева X. Э. Капиев. Жизнь и творчество. Махачкала: 1962.
144. Татарова Р.Х. Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской литературе. Диссертация кандидата филологических наук. 2008.
145. Тимофеев Л. О понятии художественного метода. - В сб. Творческий метод. М: Искусство, 1960.
146. Тимофеев Л. Метод живой, движущийся. // Вопросы литературы, 1968.
147. Тихонов Н. С. Сыны Дагестана. Махачкала: 1972.
148. Трофимов П. С. Социалистический реализм - творческий метод советского искусства. // В сб. Вопросы марксистско-ленинской эстетики. М: 1956.
149. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М: 1977.
150. Тюпа В.И. Произведение и его имя // Литературный текст: проблемы и методы исследования. М: 1990.
151. Усахов М-Р. У. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Учебное пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону: 1985.
152. Хакимова 3. Ш. Проза Камала Абукова. Время. Характеры. Поэтика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Махачкала: 2003.
153. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М: Советский писатель, 1976.
154. Храпченко М. Б. Литературные теории и творческий процесс. - В кн. Актуальные проблемы социалистического реализма. М: 1969.
155. Чернец Л.В. Литературные жанры. - М: 1982.
156. Чичерин А.В Очерки по истории русского литературного стиля.-М: 1977.
157. Шкловский В. Повести о прозе. М: Худ. Литература, 1966.
158. Шкловский В. Энергия заблуждения. М: Сов. Писатель, 1981.
159. Шкловский В. Гамбургский счет. М: Сов. Писатель, 1990.
160. Шкловский В. О теории прозы. М: 1983.
161. Эффенди Капиев и его роль в развитии дагестанской советской литературы. - Махачкала: 1981.
162. Юсуфов Р. Ф. История дагестанской советской литературы в 2-х томах. Введение.-Махачкала: 1967.
163. Юсуфов Р.Ф. Проблемы развития литератур малых народов. // Советский Дагестан. - Махачкала: 1970.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.