Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ивановна
Введение.
Глава I. Философско-эстетическое своеобразие художественного мира Л.И. Бородина (конец 1960-х - середина 1980-х гг.)
§1.1. Социально-нравственный аспект конфликта личности и государства.
§1.2. Художественная концепция преступления и наказания.
§ 1.3. Проблема судьбы: трагическое и оптимистическое.
Глава II. Религиозно-этические ориентиры в прозе Л.И. Бородина (конец 1980-х - начало 2000-х гг).
§ 2.1. От «Божеполья» к «Бесиву»: образы смутного времени.
§ 2.2. Структурообразующая функция авторского сознания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Нравственно-философские искания автора и героев в прозе Леонида Бородина2007 год, кандидат филологических наук Нестерова, Любовь Алексеевна
"Смятенный" человек в прозе Л. Бородина: к проблеме национального характера2009 год, кандидат филологических наук Дружинина, Вера Ивановна
Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов: В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова1999 год, кандидат филологических наук Федченко, Наталья Леонидовна
Проза Л. И. Бородина1994 год, кандидат филологических наук Казанцева, И. А.
Проза Алексея Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие2007 год, кандидат филологических наук Счастливцева, Юлия Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики»
Разновекторный характер развития отечественной литературы последних десятилетий, в значительной степени обусловленный кардинальными изменениями в сфере общественных отношений и общественного сознания, делает насущным всестороннее изучение творчества тех писателей, чьи произведения наиболее значимы в мозаичном полотне современного литературного процесса и отражают многообразие сложных, противоречивых явлений действительности.
В когорте литераторов, определяющих основные направления развития современной российской прозы, Леонид Бородин, наряду с В. Распутиным, А. Прохановым, Б. Екимовым, Б. Евсеевым, А. Варламовым, О. Павловым, Р. Сенчиным, представляет традиционное, хотя и во многом обновившееся, обогатившееся опытом андеграунда, модернизма и постмодернизма, реалистическое направление, обнаружившее в последние годы тенденцию к возвращению лидирующих позиций, что делает весьма значимым исследование причин этого процесса и самих художественных явлений, о нем свидетельствующих. Вместе с тем, творчество Л.И. Бородина выделяется неординарным взглядом на человека, государство, мир в целом, в значительной степени проистекающим из особенностей биографии художника. Л.И. Бородин, «последний писатель среди политзаключенных» (В. Бондаренко), прошел сложный жизненный путь реальной борьбы с социальной системой, постулаты которой представлялись ему противоестественными, - путь, во многом предопределивший самобытность его художественных воззрений на те жизненные процессы, свидетелем которых он стал, - путь писателя-реалиста, пролегший через пристальное всматривание в социальное бытие, выявление истоков его дисгармоничности к утверждению общечеловеческих ценностей.
Неординарность личности Л.И. Бородина и весомость его литературного творчества определяют актуальность исследования динамики художественных воззрений писателя, активно участвующего на протяжении всего творческого пути в общественно-политической жизни страны и трепетно относящегося к судьбе своего народа. Значимость такого рода работы видится также в возможности не только прояснить своеобразие эстетического кредо писателя, но и установить, в какой степени индивидуально-творческий феномен отражает действие более масштабных тенденций литературного процесса.
Объект исследования составляют прозаические произведения Л.И. Бородина конца 1960-х - начала 2000-х гг. Материалом исследования являются романы «Расставание», «Трики, или Хроника злобы дней», повести «Перед судом», «Повесть странного времени», «Гологор», «Третья правда», «Год чуда и печали», «Женщина в море», «Божеполье», «Ловушка для Адама», «Царица смуты», «Повесть о любви, подвигах и преступлениях старшины Нефедова», «Ушел отряд», «Бесиво», рассказы «Встреча», «Вариант», «Посещение», «Реку переплыть» и другие, автобиографическое повествование «Без выбора».
Предметом изучения явилась динамика философско-эстетических идей автора и форм их художественного воплощения.
Цель исследования - проследить процесс творческого становления и развития Л.И. Бородина, отразившийся в изменениях семантики и поэтики его произведений.
Реализация цели предусматривает решение комплекса задач:
• выявить основные проблемно-тематические пласты прозы писателя;
• исследовать типологию характеров в произведениях Л.И. Бородина;
• определить своеобразие сюжетно-композиционной и пространственно-временной организации прозаических текстов писателя;
• выявить особенности речевого строя произведений Л.И. Бородина;
• охарактеризовать основные формы выражения авторского сознания, его структурообразующую функцию.
Л.И. Бородин, чей жизненный путь вобрал в себя особенности послевоенного времени, репрессий, перестройки, рубежа веков, лауреат различных отечественных и зарубежных литературных премий: итальянской «Гризане Кавур», французского Пен-клуба, журналов «Юность», «Наш современник», правительства Москвы, имени А.И. Солженицына; главный редактор журнала «Москва», с момента появления его произведений в российской печати находится в поле зрения критиков А. Агеева, Л. Аннинского, П. Басинского, В. Бондаренко, С. Куняева, А. Немзера, О. Тимошенко, И. Штокмана и других. Большинство из них рассматривают особенности проблематики прозы Л.И. Бородина в связи с фактами биографии писателя, который им видится яркой фигурой современного литературного процесса: «выпавший из поколения» (Б. Драгилев), «несломленный» (В. Бондаренко), «крутой, последовательный романтик» (Л. Аннинский), автор «рациональной и авторитарной прозы» (Т. Рябова); «романтичный, простодушный и в то же время пытливый и твердый в своих убеждениях» (Г. Владимов). Практически все критики единодушно выделяют в качестве отличительных черт прозы Л.И. Бородина социально -нравственную направленность, связанную с изображением борьбы разных типов сознания, использование беллетристического сюжета, выраженную характерность героев, интерес к стилевым экспериментам.
С. Куняев отмечает, что среди современных авторов Л.И. Бородин выделяется «жесткой постановкой нравственно-этической доминанты»1, которая выводит его прозу из социальных рамок на уровень общечеловеческий.
Куняев, С. «Умрет Толстой, что тогда?» // Наш современник. - 2004. - № 1. - С. 268. 5
Особая точка зрения на прозу Л.И. Бородина сложилась у А. Агеева. В статьях, посвященных творчеству писателя, чьей твердой общественной позицией он откровенно восхищается, критик настойчиво проводит мысль о несоответствии общественно значимым идеям бородинских произведений уровня их художественного воплощения. Объяснение такой амбивалентности авторской позиции он видит в полярности современного общественного сознания, что и исследует в своем творчестве прозаик. Как отмечает А. Агеев, Л.И. Бородин - «рационалист и моралист, и в его прозе первичны именно идеи», среди которых выделяются две противоречащих друг другу: ориентация на христианские ценности, с одной стороны, и «прелесть греховной, безбожной, живой и свободной жизни» - с другой1. Поэтому А. Агеев отказывает в художественной достоверности сюжетам произведений прозаика: повестям «Третья правда», «Женщина в море», роману «Расставание». Некоторый схематизм бородинских произведений, в частности «Третьей правды», «Расставания», отмечает и Е. Шкловский, выделяя в качестве важнейшей черты авторского сознания - принцип открытости: «Писатель открыт разным правдам»2.
Е. Клименко, И. Казанцева, И. Штокман сопоставляют прозу Л.И. Бородина с творчеством А.И. Солженицына, ориентируясь главным образом не на художественные особенности, а на авторскую позицию, в которой, по их мнению, в обоих случаях сказалось «упрямое слово свободы и правды - голос бывшего зека, бунтующего сознания, упрятанного за колючую проволоку»3. Е. Клименко, К. Кокшенева, Т. Рябова, И. Штокман констатируют связь бородинских произведений на проблемном и художественном уровнях с творчеством М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского: внимание к нравственному выбору человека, к его рефлексии; изображение героев-бунтарей, героев-идеологов, «подпольного
Агеев, А. Моралист перед сфинксом // Октябрь. - 1991. - № 6. - С. 201 - 204.
2 Шкловский, Е. Ускользающая реальность // Литературное обозрение. - 1991. - № 2. -С.13.
3 Клименко, Е. В ожидании Афродиты. // Литературное обозрение. - 1991. - № 2. - С. 56. 6 человека»; полифонию повестей и романов современного автора, обращение к дневниковому стилю повествования.
Содержательное исследование поэтики ряда произведений Л.И. Бородина представлено в статьях В.Д. Серафимовой1, сосредоточившей внимание на авторской модели мира, трансформации библейских образов и мотивов, литературных реминисценциях. Ученым делается обоснованный вывод о близости творческого метода писателя «постреализму».
В 1996 году творчество Л.И. Бородина стало предметом специального исследования в кандидатской диссертации Т.В. Рябовой. Ученый рассматривает эволюционный характер прозы писателя: «Его развитие - в накоплении опыта, человеческого и художественного, в углублении понимания жизни, в восприятии всех ее сегодняшних проявлений с позиции не стороннего наблюдателя, но активного участника событий» . Т.В. Рябовой выделено три этапа творческого пути художника на основе ключевых его произведений. Особенность прозы современного автора исследователь видит в открытости, динамичности авторской позиции.
В 2000 году повести Л.И. Бородина 1990-х годов («Божеполье», «Ловушка для Адама», «Царица смуты») исследовались в кандидатской диссертации Н.Л. Федченко «Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В.Крупин, Л.Бородин, В.Нарбикова)». Опираясь на жанрово-стилевой анализ произведений Л.И. Бородина и рассмотрение ключевой проблемы «человек и государство», исследователь относит творчество писателя к «традиционной прозе», которая «в своих духовно-нравственных приоритетах и жанрово-стилевых исканиях наследует принципы «деревенской прозы» и является полноправной преемницей
1 Серафимова, В.Д. Поэтика повести JI. Бородина «Ловушка для Адама» // Русская речь. -2005. - № 5. - С. 33 - 44; Серафимова, В.Д. Поэтика прозы Л.И. Бородина. Проблемы человеческого сознания // Русская литература XX века в типологическом аспекте изучения. Шешуковские чтения. - Вып. 9. - М., МПГУ, 2004. - С. 472 - 483.
2 Рябова, Т.В. Проза Леонида Бородина, 1970-х - нач. 90-х гг.: дис. канд. филол. наук. -СПб., 1996.-С. 139. классической национальной культуры»1. Обращение к православно-национальным духовным ориентирам, христианскому толкованию бытийных категорий, созидательного начала художественного мира, по мнению H.J1. Федченко, позволяет найти точки схождения и в художественных методах Л.И. Бородина и В.Н. Крупина.
Г.Л. Нефагина отнесла творчество Л.И. Бородина к религиозной прозе2, основываясь на анализе рассказа «Посещение». В русле «развития христианских воззрений» рассматривает отдельные произведения прозаика М.М. Дунаев в работе «Православие и русская литература» (2004). Единство ученых в определении религиозной направленности творчества писателя зиждется как на интерпретации конкретных произведений, так и на открытых проявлениях проправославной позиции Л.И. Бородина, а также его редакторской деятельности в журнале «Москва», не без основания считающегося «оплотом православного патриотизма» (В. Бондаренко). Однако позиция писателя не так однозначна, на чем настаивает в своих статьях А. Агеев.
И. Штокман в 2000 году посвящает Л.И. Бородину монографию, где при рассмотрении его основных произведений приходит к выводу об определяющей роли в прозе писателя «внутренней биографичности». Работа И. Штокмана отличается субъективным пристрастием. Критик определяет доминантами произведений писателя патриотизм и верность идеалам.
Анализ работ, посвященных творчеству современного автора, показал разноречивость интерпретации его произведений, недостаточную изученность отдельных сторон их проблематики и поэтики, преобладание в большинстве случаев эмоциональности над аналитичностью, что определяет необходимость комплексного исследования прозы Л.И. Бородина,
1 Федченко, H.JI. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х гг.: В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова: автореферат дис. . канд. филол. наук. - Армавир, 1999. -С. 19.
2 Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века. -Минск, 1998.-С. 51.
3 Штокман, И. Леонид Бородин - Слово и судьба. - М., 2000.- С. 6. 8 позволяющего дать целостное представление о своеобразии его творчества и о месте художника в современном литературном процессе.
Научная новизна работы определяется впервые предпринятой попыткой рассмотрения художественного мира прозы Л.И. Бородина в его проблемно-тематическом и поэтическом своеобразии, а также включением в объект исследования произведений писателя 2000 - 2004 гг., практически не осмысленных критиками.
Методологию исследования составили историко-литературный, структурно-генетический и сравнительно-исторический методы. Теоретической основой стали труды историков культуры и литературы философско-эстетической школы Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, идеи и концепции ведущих русских филологов М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана, работы современных теоретиков литературы по проблемам поэтики (жанра, организации текстового пространства, роли автора в литературном . произведении, хронотопа, стиля) Б.О. Кормана, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева и других. Учтены подходы к рассмотрению русской прозы конца XX - начала XXI вв. Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, Г.Л. Нефагиной, Т.Н. Марковой.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика современной башкирской прозы2009 год, доктор филологических наук Абдуллина, Амина Шакирьяновна
Военная проза О.Н. Ермакова: проблема жанрово-стилевого единства2010 год, кандидат филологических наук Ключинская, Ольга Валерьевна
Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины XX - начала XXI вв.2010 год, доктор филологических наук Серафимова, Вера Дмитриевна
Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина2004 год, кандидат филологических наук Белова, Ольга Павловна
Некоторые стилевые традиции в ранней прозе Л. Леонова: 1921-1925 гг.2004 год, кандидат филологических наук Ян Минмин
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Васильева, Татьяна Ивановна
Заключение
Представленные в исследовании диахронические срезы проблематики и поэтики прозы Л.И. Бородина позволяют определить характер творческой эволюции художника.
Философско-эстетическая концепция Л.И. Бородина, сложившаяся под влиянием учений славянофилов, почвенников, работ Н.А. Бердяева, отличается ориентацией на возрождение России при условии следования православию, в чем писатель продолжает традиции Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Художественное решение ключевых проблем «личность и государство», «преступление и наказание», «правда и справедливость», «выбор и ответственность за него» связано с ключевой идеей о противоречивой сущности человека, соединившей в себе природное (языческое) и Божественное (христианское) начала. Потребность в вере отдельной личности и общества в целом, по мнению писателя, была использована советским режимом с антихристовой идеей построения царства Божьего на земле, что привело к разрушению не только самой системы, но и ценностных ориентиров русского человека. Исследование трагических коллизий позволяет художнику подойти к философскому осмыслению состояния мира и назначения человеческого бытия.
Поиск «правды», по мысли писателя, в тяжких судьбоносных испытаниях способен вернуть человека к истинным ценностям Красоты, Добра и Бога. Для воплощения данной философской концепции в своих произведениях Л.И. Бородин использует многообразие художественных приемов. Сюжетно-композиционная организация прозы писателя отличается напряженностью действия, неожиданностью финалов, активным использованием мотивов дороги и игры, ретроспективных и монтажных построений. Хронотоп бородинских произведений включает такие значимые амбивалентные характеристики художественного мира, как небо - земля, внутреннее - внешнее, горнее - дольнее, настоящее - прошлое, временное -вечное, конечное - бесконечное. Художник рисует социально окрашенное время и пространство, в котором властвует «красная» власть, построенная на насилии. Л.И. Бородин проводит идею о противоестественной сути социалистической системы, переворачивающей в сознании человека представления о добре и зле, провоцирующей его на преступление. Социально-политический аспект проблемы преступления и наказания постепенно переплетается в произведениях писателя с общечеловеческим. Л.И. Бородин находит корни зла и в человеческой натуре, несовершенной по своей природе. Ориентиром в преодолении зла, конфликта с самим собой, обществом и миром в целом, видится художнику соблюдение христианских заповедей, созидающих и утверждающих доброе начало в человеке.
Для показа духовных поисков героев, а также передачи авторской позиции Л.И. Бородин обращается к различным формам субъектной организации. Тяготение к многоголосию отражает авторское стремление раскрыть разные типы сознания, запечатленные в его героях. Повествовательный дискурс прозы писателя, особенно после романа «Расставание», выразителен, включает семантизацию, смешение книжного и разговорного стилей. Символика заглавий, имен героев, образная и числовая символика передают многозначность исследуемых художником проблем.
Произведения Л.И. Бородина конца 1960-х - начала 1980-х гг. связаны с исследованием трагических конфликтов человека с государственной системой, природой, с самим собой, надежда на оптимистический исход которых подпитывается жизнеутверждающей верой писателя в духовные возможности личности, поставленной в экстремальные условия необходимого выбора. При этом имеет место некоторая схематичность сюжетных ходов в «Повести странного времени», повести «Гологор», романе «Расставание», связанная со стремлением прозаика к проведению своих идей без учета степени убедительности их художественного воплощения. Религиозность и диалогичность являются ключевыми характеристиками авторского сознания, проявляющимися в обращении к теме веры, утверждении христианских ценностей в качестве жизненных ориентиров лучших персонажей, в полифоническом строе произведений, в использовании системы двойников и героев-антиподов.
Проза Л.И. Бородина конца 1980-х - начала 1990-х гг. отличается повышенным вниманием к социально-психологической проблематике, что связано с кардинальными общественно-политическими изменениями в стране, предопределившими обостренный интерес художника к исследованию трансформаций человеческого сознания в эпоху «смутного времени». Образ России выступает духовно-смысловым центром в современных произведениях писателя. Анализ ключевых бородинских текстов двух последних десятилетий (повестей «Женщина в море», «Божеполье», «Царица смуты», «Бесиво», романа «Трики, или Хроника злобы дней») позволил обнаружить определенную авторскую концепцию истории России, связанную с особым путем ее развития, национальным характером, важными составляющими которого являются необычный духовный дар, эсхатологическая направленность сознания. Причины современной Смуты писатель видит в революционном перевороте 1917 года, когда кризис веры привел к кризису государственности.
Художественный мир прозы Л.И. Бородина на данном этапе его творческой эволюции отличает появление новых типов героев («оборотни» смутного времени, автобиографические герои-рассказчики), расширение пространственно-временных рамок, связанное с обращением к историческому прошлому России, проникновение в глубины подсознательного, исследование изменений индивидуального и общественного бытия на рубеже эпох. При этом произведения Л.И. Бородина последнего времени отличаются художественной достоверностью, гармоничной целостностью выражения авторских идей.
Жанрово-стилевое разнообразие бородинской прозы - следствие многоуровневости системы авторского мировидения, диалогичности его художественного сознания, которое проявляется как через субъектные, так и внесубъектные формы. Амбивалентность авторского сознания, выполняющего в большинстве произведений писателя конца 1990 - начала 2000-х годов структурообразующую функцию, нашла отражение в совмещении идеи о христианской основе возрождения личности с признанием «инстинкта жизни», берущего начало в природной сути человека. Наряду с продолжением традиций русской классики в раскрытии сложности и важности духовных исканий отдельной личности в творчестве писателя отразилась тенденция современной неоклассической литературы к утверждению идеи о возрождении российской державности через осознание россиянами своей причастности к истории государства и ответственности за судьбу Родины. Для решения этой задачи Л.И. Бородин использует фантастические элементы, приемы кинематографии, а также максимально сближает позиции автора и героя-рассказчика, что отличает в целом современную отечественную прозу.
Таким образом, идейная плотность произведений Л.И. Бородина последних десятилетий в сочетании с разнообразием художественных решений ознаменовали выход писателя на более высокий уровень осмысления «вечных» тем и проблем, заявленных им еще в первых творениях, а также новых, продиктованных сложной духовно-общественной жизнью современной России. Эволюционные изменения прозы Л.И. Бородина на идейно-тематическом и жанрово-стилевом уровнях свидетельствуют о сложившемся индивидуальном творческом методе автора как особом явлении современной русской литературы.
Наиболее продуктивным представляется дальнейшее изучение прозы Л.И. Бородина с точки зрения ее стилевых особенностей, а также в широком литературном контексте, что позволит более полно охарактеризовать тенденции развития современной прозы реалистического направления.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ивановна, 2007 год
1. Бородин, Л.И. Без выбора : Автобиографическое повествование / Л.И. Бородин. М.: Молодая гвардия, 2003. - 505 с.
2. Бородин, Л.И. Бесиво / Л.И. Бородин // Москва. 2002. - № 11.-С. 3 - 60.
3. Бородин, Л.И. Божеполье / Л.И. Бородин // Роман-газета. 1993. -№ 15.-С. 1 - 57.
4. Бородин, Л.И. Выйти в небо / Л.И. Бородин // Москва. 2000. - № 5. -С. 23- 32.
5. Бородин, Л.И. Год чуда и печали / Л.И. Бородин. Possev - VTRAG, K.G., 1981.- 195 с.
6. Бородин, Л.И. Два рассказа : Флюктуация. Рыбалка в Южной Англии / Л.И. Бородин // Наш современник. 2000. - № 8. - С. 25 - 38.
7. Бородин, Л.И. До рассвета / Л.И. Бородин // Литературная учеба. -2003.- №6.-С.40- 61.
8. Бородин, Л.И. Инстинкт памяти : (Рассказы : Сайк. Медбрат 17-го лагпункта. Сан Саныч.) / Л.И. Бородин // Юность. 1997. - № 4. -С. 32 - 60.
9. Бородин, Л.И. Как он мог. / Л.И. Бородин // Юность. 1993. - № 7.- С.З- 10.
10. Бородин, Л.И. Киднепинг по-советски / Л.И. Бородин // Юность. -1995.- №8.-С. 2- 15.
11. Бородин, Л.И. Ловушка для Адама / Л.И. Бородин // Юность. 1994.- № 9. С. 4-53.
12. Бородин, Л.И. Однажды в отпуске / Л.И. Бородин // Юность. 1996. -№ 3. - С. 20-23.
13. Бородин, Л.И. Перед судом / Л.И. Бородин // Юность. 1992. - № 4 -5.-С. 34-48.
14. Бородин, Л.И. Перечитывая норильский дневник / Л.И. Бородин // Москва.-1994. №6-7.
15. Бородин, Л.И. Повесть странного времени : повести / Л.И. Бородин. -М.: Современник, 1990.-399с.
16. Бородин, Л.И. Посещение : повести, рассказы / Л.И. Бородин. М. : Андреевский флаг, 2003. - 384 с.
17. Бородин, Л.И. Правила игры / Л.И. Бородин // Московский вестник.1990,- №5.-С.32-64.
18. Бородин, Л.И. Справа гора Казбек. / Л.И. Бородин // Москва. -2005,- №5.-С. 72- 96.
19. Бородин, Л.И. Стихотворения / Л.И. Бородин // Юность. 1994. -№ 1.-С. 62-63.
20. Бородин, Л.И. Таинственный выстрел / Л.И. Бородин // Слово.1991.- № 1 4.
21. Бородин, Л.И. Три рассказа : Встреча. Вариант. Посещение / Л.И. Бородин // Юность. 1989. - № 1. - С. 3 - 29.
22. Бородин, Л.И. Трики, или Хроника злобы дней / Л.И. Бородин // Москва.- 1998.- № 11-12.
23. Бородин, Л.И. Ушел отряд / Л.И. Бородин // Москва. 2004. - № 7. -С. 9-73.
24. Бородин, Л.И. Царица смуты / Л.И. Бородин // Москва. 1996. - № 5. -С. 18-107.
25. Бородин, Л.И. Этого не было / Л.И. Бородин // Юность. 1998. -№4.- С. 10-15.1.
26. Абашева, М.П. Автоконцепция русской литературы рубежа XX -XXI вв. / М.П. Абашева // Теоретико-литературные итоги XX века / редкол. : Ю.Б. Бореев, Н.К. Гей, О.А. Овчаренко, В.Д. Сквозников и др. М.: Наука, 2003. - Т. 1. - С. 72 - 75.
27. Абдуллина Л.И. Проблема автора и авторской позиции в «женской прозе : автореф. дис. . канд. филол. наук / Л.И. Абдуллина. Томск, 2003.- 24 с.
28. Алгазо, Хасан Нравственное становление личности в автобиографической прозе русского Зарубежья : И.А. Бунин, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн : дис. канд. филол. наук / Хасан Алгазо. М., 2006. - 206 с.
29. Агеев, А. Моралист перед сфинксом / А. Агеев // Октябрь. 1991. -№6.-С. 201 - 204.
30. Агеев, А. На улице и в храме / А. Агеев//Знамя. 1990. - Кн. 10.-С. 228 - 237.
31. Аннинский, JI. Заговор художников? / JI. Аннинский // Москва. -1994.- № З.-С. 143-145.
32. Аннинский, JI. Правды и правдежки / JI. Аннинский // Литературная газета.- 1990.- №45.-С. 5.
33. Арутюнова, Н.Д. О стыде и совести / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка : Языки этики / отв. ред. Н.Д. Артюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 54 - 79.
34. Бадиков, В.В. Авторское сознание и социальный заказ в структуре текста : автореф. дис. . д-ра филол. наук / В.В. Бадиков. Алматы, 2000. - 55 с.
35. Баевский, B.C. История русской литературы XX в. : Компедиум / B.C. Баевский. М.: Языки славянской культуры, 2003. - 448 с.
36. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. Л.: Изд-во «Наука», 1983. - 188 с.
37. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М. : Прогресс, 1989.-616 с.
38. Басинский, П. «Как сердцу высказать себя?» (О русской прозе 90-х гг.) / П. Басинский // Новый мир. 2000. - № 4. - С. 185 - 192.
39. Басинский, П. Он пугает мне страшно / П. Басинский // Литературная газета. - 1994. - 9 ноября (№ 45). - С. 4.
40. Бауэр, В., Дюмотц, И., Головин, С. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 512 с.
41. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М. : «Художественная литература», 1975. -502 с.
42. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин // М.М. Бахтин Собрание сочинений в 7 тт. М.: Ин-т мировой лит-ры РАН, 2002.-Т. 6.- 800 с.
43. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Искусство, 1979.-423 с.
44. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы / Г.А. Белая. -М.: Наука, 1983. 191 с.
45. Бердяев, Н.А. Русская идея : Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Судьба России / Н.А. Бердяев. М., Сварог и К, 1997.-541 с.
46. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М. : Республика, 1994. - 479 с.
47. Богомолов, Н.А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий / Н.А. Богомолов // Филологические науки. 2002. - № 3. - С. 3 - 8.
48. Большакова, А.Ю. Архетип в теоретической мысли XX в. / А.Ю. Большакова // Теоретико-литературные итоги XX века / редкол.: Ю.Б. Бореев, С.Г. Бочаров, И.П. Ильин и др. Т. 2. Художественный текст и контекст культуры. - М. : Наука, 2003. -С. 284- 319.
49. Большакова, А.Ю. Встреча реализма и модернизма в современной русской прозе / А.Ю. Большакова // Мир России в зеркале новейшейхудожественной литературы : сб. науч. тр. / сост. А.И. Ванюков. -Саратов, 2004. С. 151-156.
50. Большакова, А.Ю. Деревня как архетип : от Пушкина до Солженицына / А.Ю. Большакова // Вестник РГНФ. 1999. - № 1. -С. 316-327.
51. Большакова, А.Ю. Нация и менталитет : феномен «деревенской прозы» XX века / А.Ю. Большакова. М. : Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы, 2000. - 132 с.
52. Большакова, А. Образ автора / А. Большакова // Литературная учеба. -2001.- № 5. С. 171-175.
53. Большакова, А.Ю. Теории автора в современном литературоведении / А.Ю. Большакова // Известия АН. Серия литературы и языка. 1998. -Т. 57.- №5.- С. 15-24.
54. Большакова, А. Ю. Феномен деревенской прозы / А. Ю. Большакова // Русская словесность. 1999. - № 3. - С. 15 - 19.
55. Большая литература возвращается : (Беседа за круглым столом) / Записала А. Большакова // Литературная учеба. 2004. - № 5. -С. 58-77.
56. Бондаренко, В. Несломленный / В. Бондаренко // Слово. 1989. -№ 10.-С. 49.
57. Бондаренко, В. Неожиданная проза Леонида Бородина / В. Бондаренко // Наш современник. 1998. - № 4. - С. 247 - 249.
58. Бондаренко, В. «Московская школа» или эпоха безвременья : Критические статьи / В. Бондаренко. М.: Столица, 1990. - 272 с.
59. Бочаров, А.Г. Литература и время : Из творческого опыта прозы 1960-х 80- х гг. / А.Г. Бочаров. - М. : Художественная литература, 1988.-383 с.
60. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И. А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М.: ЭКСМО, 2004. - 591 с.
61. Бутакова, JI.O. Авторское сознание в поэзии и прозе : когнитивное моделирование / JI.O. Бутакова. Барнаул, 2001. - 284 с.
62. Бутакова, JI.O. Авторское сознание как базовая категория текста : когнитивный аспект : автореф. дис. . д-ра филол. наук / JI.O. Бутакова. Барнаул, 2001. - 42 с.
63. Варламов, А.Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века : дис. . канд. филол. наук / А.Н. Варламов. М., 1997. -200 с.
64. Варламов, А. Не палачи, не жертвы : о прозе JI. Бородина /
65. A. Варламов // Литературная газета. 1992. - № 20. - С. 4.
66. Введение в литературоведение : Основные понятия и термины : учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 1999. - 556 с.
67. Верин, В. Три правды / В. Верин // Литературная газета. 1990. -№ 6. - С. 4.
68. Веселова, Н. А., Орлицкий Ю. Б., Скороходов, В.В. Поэтика заглавий: Материалы к биографии / Н.А. Веселова, Ю.Б. Орлицкий,
69. B.В. Скороходов // Литературный текст : Проблемы и методы исследования : сб. науч. тр. Тверь : Изд-во Тверского гос. ун-та, 1997.-С. 158- 180.
70. Веселовский, А.Н. Избранные труды и письма // А.Н. Веселовский. -СПб., Наука, 1999.-365 с.
71. Веселовский, А.Н. Язык поэзии и язык прозы / А.Н. Веселовский // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста : Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. М. : Академия, 1997.1. C. 85-112.
72. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. М.: Высш. шк., 2005. - 287 с.
73. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. -М.: Наука, 1980.- 315 с.
74. Виноградов, В.В. Проблема авторства и теория стилей / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1961.-616 с.
75. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Винокур Г.О. -М.: Высш. шк., 1971.-447 с.
76. Волков, И.Ф. Теория литературы / И.Ф. Волков. М. : Просвещение; Владос, 1995.-256 с.
77. Вопреки правилам игры : беседа с писателем // Россия молодая. -1991.-№2.- С. 69-71.
78. Воробьева, А.Н. Современная русская литература. Проза. 19701990-е гг./ А.Н. Воробьева. Самара : Самарская гос. академия, 2001. -182 с.
79. Воронцов, А. Потаенная русская литература / А. Воронцов // Наш современник. -2000. № 7. - С. 265-275.79. «Выжить надо, коль Смуте конец» : интервью с Л.И. Бородиным. -Родина. 2005. - № 11. - С. 103 - 107.
80. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург- М. : Интрада, 1999.-415 с.
81. Гиршман, М. М. Литературное произведение : теория и практика анализа/М.М. Гиршман.-М.: Высш. шк., 1991,- 160 с.
82. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. М. : Русская литература, 1993. -375 с.
83. Голубков, М. М. Русская литература XX века : После раскола / М.М. Голубков. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 268 с.
84. Гордович, К.Д. История отечественной литературы XX века / К.Д. Гордович. СПб., 1997. - 351 с.
85. Горшкова, Н.Д. Современная отечественная проза / Н.Д. Горшкова. -Новосибирск : Изд-во НТГУ, 2005. 32 с.
86. Губайдуллина, А.Н. Поэзия Федора Сологуба : принципы воплощения авторского сознания : дис. . канд. филол. наук / А.Н. Губайдуллина. Томск, 2003.-217 с.
87. Гулак, А.Т. Диалектика позиций повествователя в романе JI.H. Толстого «Война и мир» / А.Т. Гулак // Филологические науки. -2002.-№3.-С. 9-19.
88. Гришунин, A.JI. Автор как субъект текста / A.JI. Гришунин// Изв. Рос. АН. Сер. Литературы и языка. 1993. - Т. 52. - № 4. - С. 12-19.
89. Доманский, Ю. В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века : автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю.В. Доманский. Тверь, 1998.- 22 с.
90. Дорошева, Е.В. Достоевский и русский суд как основа национально-правовой этики : феноменология образов : дис. . канд. филол. наук / Е.В. Дорошева. Краснодар. - 2005. - 250 с.
91. Дубровина, И.М. Прогностическая образность : возвращенная и современная литература / И.М. Дубровина // Вест. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1997. -№ 6. - С. 39 - 52.
92. Дунаев, М.М. Православие и русская литература : в 6 ч./ М.М. Дунаев. М.: Христианская литература, 2004. - Ч. VI/1. - 528 с.
93. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 1998. - 248 с.
94. Жирмунский, В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 408 с.
95. Зайцев, В.А. История русской литературы второй половины XX века / В.А. Зайцев. М.: Высш. шк., 2004. - 355 с.
96. Закс, JI.A. Художественное сознание / JI.A. Закс. Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1990. - 212 с.
97. Заманская, В.В. Русская литература первой трети XX века : проблема экзистенциального сознания : Монография / В.В. Заманская. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та; Магнитогорск, 1996.-408 с.
98. Захаров, В.Н. Русская литература и христианство / В.Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. : цитата, реминисценция, сюжет, жанр : сб. науч. тр. Петрозаводск, 1994. -Вып. 1.-С. 5- 12.
99. Захарова, В. Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века : дис. д-ра филол. наук / В.Т. Захарова. М., 1995.-363 с.
100. Звягина, М. Ю. Авторские жанровые формы в русской прозе конца XX века : Монография / М.Ю. Звягина. Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001 - 180 с.
101. Зеленин, А.В. Космополиты и почвенники / А.В. Зеленин // Русская речь.-2003.-№ 1.-С. 111 118.
102. Зеньковский, В. История русской философии / В. Зеньковский. -Париж, YMCA-PRESS, 1948 // textshare.da.ru http : // textshare.tsx.org
103. Иванова, Н. Libido dominandi, Писатели и власть в (пост)перестроечное время / И. Иванова // Новое литературное обозрение. 1999. - № 6. - С. 360 - 376.
104. Иванова, Н. После : Постсоветская литература в поисках новой идентичности/ Н. Иванова // Знамя. 1996. - № 4. - С. 214 - 224.
105. Ишмехелова, С.С. О судьбе реализма в русской прозе конца XX века / С.С. Ишмехелова // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе : матер. II междунар. науч. конф. / под ред. В.Е. Головчинер. Томск, 2005. - С. 206 - 217.
106. Казарина, Т.В. Современная отечественная проза : Учеб. пособие / Т.В. Казарина. Самара : Самарская гуманитарная академия, 2000. -237 с.
107. Казначеев, С. М. «Новый реализм» и язык современной русской литературы / С.М. Казначеев // Русская речь. 2001. - № 6. -С. 20-26.
108. Карякин, Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века / Ю.Ф. Карякин. -М.: Советский писатель, 1989. 646 с.
109. Касаткина, Т. Литература после конца времен / Т. Касаткина // Новый мир. 2000. - № 6. - С. 187 - 202.
110. Кирпотин, В.Я. У истоков Романа-трагедии. Достоевский -Пушкин Гоголь // Достоевский и русские писатели / сост. В.Я. Кирпотин. - М.: Сов. писатель. - 1971. - С. 9 - 86.
111. Киселева, Л.Ф. Отечественная классика XX в. и историзм/ Л.Ф. Киселева / Теоретико-литературные итоги XX века / редкол. : Ю.Б. Бореев, С.Г. Бочаров, И.П. Ильин и др. Т. 2. Художественный текст и контекст культуры. - М.: Наука, 2003. - С. 249 - 283.
112. Классика и современность : сб. статей / под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-254 с.
113. Клименко, Е. В ожидании Афродиты./ Е. Клименко // Литературное обозрение. 1991. - № 2. - С. 56 - 62.
114. Козлов, Ю. Вверх по лестнице зла / Ю. Козлов // День. 1993. -20-26 июня (№ 24). - С. 6.
115. Козляков, В.Н. Марина Мнишек / В.Н. Козляков. М.: Молодая гвардия, 2005. - 341 с.
116. Кокшенева, К. И упал занавес. /К. Кокшенева //Литературная учеба. 2003. - № 6. - С. 66 - 70.
117. Кокшенева, К. Как измерить себя человеку? О некоторых результатах «дружбы» православия и литературы / К. Кокшенева // Москва. 2005. - № 1. - С. 171 - 189.
118. Кондаков, И.В. Смута : «Эпоха «безвременья» в истории России / И.В. Кондаков // Общественные науки и современность. 2002. -№2.-С. 55-67.
119. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. -М.: Просвещение, 1972. 110 с.
120. Куницына, А.И. Повесть Л.И. Бородина «Год чуда и печали» / А.И. Куницына // Литература в школе. 1998. - № 2. - С. 140 -144.
121. Куняев, С. «Дон-Кихоты» и «третья правда» / С. Куняев // Литература в школе. 1991. -№ 2. - С. 56 - 62.
122. Куняев, С. «Умрет Толстой, что тогда?» / С. Куняев // Наш современник. 2004. - № 1. - С. 262 - 277.
123. Лейдерман, Н.Л. Постреализм : теоретический очерк / Н.Л. Лейдерман. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т филол. исслед. и образоват. стратегий «Словесник», 2005. - 248 с.
124. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература : 1950 1990-е годы : в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Академия, 2003. - 686 с.
125. Лейдерман, Н.Л., Скрипова, О.А. и др. Стиль литературного произведения (Теория. Практикум) / Н.Л. Лейдерман, О.А. Скрипова. Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2004. - 184 с.
126. Лейдерман, Н. Траектории «экспериментирующей эпохи» / Н. Лейдерман // Вопросы литературы. 2002. - № 4. - С. 3 - 47.
127. Литература в контексте современности : науч.-метод. сб. -Вып. 2. Челябинск, ЧГПУ, 1998. - 163 с.
128. Лихачев, Д.С. Внутренний мир литературного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 24-36.
129. Лихачев, Д.С. Литература реальность - литература / Д.С. Лихачев. - Л.: Сов.писатель, 1984. - 221 с.
130. Лосев, А. Ф. Миф. Число. Сущность / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1994.-478 с.
131. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1976. - 367 с.
132. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек текст -семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М. : «Языки русской культуры», 1996.-464 с.
133. Лотман, Ю.М. Об искусстве : структура художественного текста / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1998. - 704 с.
134. Любомудров, A.M. О православии и духовности в художественной литературе / A.M. Любомудров // Вопросы литературы. 2001. - № 1. - С. 107 - 124.
135. Малыгина, Т.В. Авторское сознание в лирике К.М. Фофанова : дис. канд. филол. наук / Т.В. Малыгина. Орел, 2005. - 196 с.
136. Маркова, Т. Н. Современная проза : конструкция и смысл (В. Маканин, JI. Петрушевская, В. Пелевин) : Монография / Т.Н. Маркова. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2003. - 368 с.
137. Маркова, Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, JI. Петрушевская, В. Пелевин) : автореф. дис. . д-ра филол. наук / Т.Н. Маркова. Екатеринбург, 2003. - 50 с.
138. Марченко, Т. Смятенные люди смутного времени / Т. Марченко // Литературная Россия. 1991. - № 16. - С. 9.
139. Марьина, Л.П. Виртуальный модус культуры : текст как специальная форма выражения авторского сознания / Л.П. Марьина// Виртуальное пространство культуры : матер, науч. конф. 2000, СПб.: Изд-во СПбГУ - С. 108 - 111.
140. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. М., РГУ, 1994. - 136 с.
141. Меньшиков, В. Персонажи жестоких игр / В. Меньшиков // Роман-газета. 1993. - № 15. - С. 58 - 61.
142. Меньшиков, В. Послесловие к повести «Третья правда» / В. Меньшиков // Роман-газета. 1991. -№ 4. - С. 65 - 66.
143. Минералов, Ю.И. История русской литературы : 90-е годы XX века / Ю.И. Минералов. М., ВЛАДОС, 2002. - 222 с.
144. Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) / Ю.И. Минералов. М., ВЛАДОС, 1999. -360 с.
145. Михайлова, Л. Встреча / Л. Михайлова // Литературное обозрение. 1993. - № 9-10. - С. 98 - 101.
146. Муронов, А. А. Русская идея : проблемы, суждения / А.А. Муронов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1998. - № 3. - С. 104 - 111.
147. Нагорная, Н.А. Онейросфера в русской прозе XX века : модернизм, постмодернизм : дис. . д-ра филол. наук / Н.А. Нагорная. М., 2004. - 414 с.
148. Назаренко, А. Русское самосознание : между царством и церковью / А. Назаренко // Москва. 2000. - № 12. - С. 133 - 144.
149. Налимов, В. Спонтанность сознания : Вероятные теории смыслов. Смысловая архитектоника личности / В. Налимов. М. : Просвещение, 1990.-287 с.
150. Немзер, А. Взгляд на русскую прозу в 1996 году / А. Немзер // Дружба народов. 1997. -№ 2. - С. 165 - 186.
151. Немзер, А.С. Дневник читателя : Русская литература в 2003 году / А.С. Немзер. М., Время, 2004. - 331 с.
152. Немзер, А. Замечательное десятилетие : О русской прозе 90-х годов / А. Немзер // Новый мир. 2000. - № 1. - С. 199 - 219.
153. Немзер, А. Поражение справедливости / А. Немзер // Дружба народов. 1997.- №2. -С. 168-169.
154. Нестерова, JI.A. Современная Россия в прозе Леонида Бородина рубежа веков / Л.А. Нестерова // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - С. 64 - 67.
155. Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века : Учеб. пособие / Г.Л. Нефагина. - Минск, БГУ, 1998.-231 с.
156. Николаев, П.А. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении / П.А. Николаев. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.-368 с.
157. Новейший философский словарь. Минск, Изд-во В.М. Скакун, 1988.-896 с.
158. Новиков, А.И. Русская философия и литература / А.И. Новиков // Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ вв.- СПб., 1998. -С. 151-191.
159. Новикова, Л.И. Русская идея Соловьева и Достоевского / Л.И. Новикова // Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Русская философия истории : Курс лекций. М., 1997. - Лекция 12. - С. 229 - 233.
160. Павлов, О. Метафизика русской прозы / О. Павлов // Октябрь. -1998.-№ 1.-С. 167 -183.
161. Павлов, О. Новые лица русской прозы / О. Павлов // Москва. -2002.-№6.-С. 169- 174.
162. Павлюкевич, В.П. Открытие писателя / В.П. Павлюкевич // Литература в школе. 1991. - № 2. - С. 113 -120.
163. О великом инквизиторе : Достоевский и последующие / сост., предисл., ил. Ю.И. Селиверстова; послесл. Г.Б. Пономаревой и В.Я. Курбатова. М.: Молодая гвардия, 1992. - 270 с.
164. Огрызко, В.В. Кто сегодня делает литературу в России. Вып. 1 : Современные русские писатели / В.В. Огрызко. - М. : Литературная Россия, 2006.-416 с.
165. Одинцов, В.О. О языке художественной прозы. Повествование и диалог / В.О. Одинцов. М.: Наука, 1973. - 104 с.
166. Павлов, О. Русская литература и крестьянский вопрос / О. Павлов//Октябрь.-2005.-№ 1.-С. 121 155.
167. Платонов, С.Ф. Смута в Московском государстве / С.Ф. Платонов // Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск : Изд-во СТД, 1996, Ч. 1.-С. 256-359.
168. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики : сб. статей / Г.Н. Поспелов. М.: Издание МГУ, 1983. - 336 с.
169. Потебня, А. Эстетика и поэтика / А. Потебня. М. : Искусство, 1976.-613 с.
170. Пчелкина, Т.Р. Автор и герой в художественном мире
171. A.И. Куприна (типология и структура) : дис. . канд. филол. наук / Т.Р. Пчелкина. Магнитогорск, 2006. - 177 с.
172. Пьецух, В.А. Русская тема. О нашей жизни и литературе /
173. B.А. Пьецух. М.: НЦ ЭНАС, 2005. - 216 с.
174. Разин, А.В. Сознание и нравственность / А.В. Разин // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. -№ 3. - С. 91 - 103.
175. Ревзина, О.Г. Язык и литература : учение академика
176. B.В. Виноградова в свете современного гуманитарного знания / О.Г. Ревзина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. - № 6.1. C. 83-91.
177. Рейтблат, А. Российское литературоведение : современная ситуация / А. Рейтблат // Новое литературное обозрение. 2004. -№ 10.-С. 292-300.
178. Ремизова, М. Детство героя (Современный повествователь в поисках самоопределения) / М. Ремизова // Вопросы литературы. -2001.-№2.-С. 3-20.
179. Русская литература XX века : Учеб. пособие : В 2 тт. / под ред. Л.П. Кременцова. М.: «Флинта», 2002. - Т. 2. - 464 с.
180. Рымарь, Н., Скобелев, В. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Рымарь, В. Скоблев. Воронеж, 1994.-262 с.
181. Рябова, Т.В. Проза Леонида Бородина, 1970-х нач. 90-х гг. : дис. канд. филол. наук / Т.В. Рябова. - СПб., 1996. - 149 с.
182. Савкина, И. Помочь не отчаяться / И. Савкина // Север. 1992. -№2.-С. 149-155.
183. Серафимова, В.Д. Поэтика повести Л. Бородина «Ловушка для Адама» / В.Д. Серафимова // Русская речь. 2005. - № 5. - С. 33 - 44.
184. Серафимова, В.Д. Поэтика прозы Л.И. Бородина. Проблемы человеческого сознания / В.Д. Серафимова // Русская литература XXвека в типологическом аспекте изучения. Шешуковские чтения. Вып. 9. М, МПГУ, 2004. - С. 472 - 483.
185. Сергеева, A.JI. «Славянская идея» главный этап на пути духовного единения человечества во Христе / A.JI. Сергеева // III Пасхальные чтения : сб. науч-метод. конф. «Гуманитарные науки и православная культура». - М.: МПГУ, 2005. - С. 205 - 208.
186. Сердюченко, В. Русская проза на рубеже III тысячелетии / В. Сердюченко // Вопросы литературы. 2000. - № 4. - С.77 - 97.
187. Скаковская, JI. Н. Фольклорная традиция русской прозы последней трети XX века / JI.H. Скаковская. Тверь : Золотая буква, 2003.-304 с.
188. Сквозников, В.Д. «Русская идея» и русская литература / В.Д. Сквозников // Теоретико-литературные итоги XX века / редкол. : Ю.Б. Бореев, Н.К. Гей, О.А. Овчаренко, В.Д. Сквозников и др. М. : Наука, 2003.-Т. 1.-С. 161 -182.
189. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература : новая философия, новый язык / Скоропанова И.С. СПб. : Флинта, Наука, 2002.-415 с.
190. Соболевская, Е.К. Автор и герой как проблема анализа эстетического сознания Марины Цветаевой / Е.К. Соболевская // Русская литература. 2003. - № 3. - С. 42 - 56.
191. Современная русская литература (1990-е гг. начало XXI в.) : Учеб. пособие / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.Ю. Воронина и др. -СПб.: Академия, 2005. - 352 с.
192. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США) : концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / науч. ред. и сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М. : Интрада - ИНИОН. - 1996. - 319 с.
193. Соколова, JI.B. Духовно нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX в. : В. Шукшин, В. Распутин,
194. В. Белов, В. Астафьев : дис. . д-ра филол. наук / JI.B. Соколова. -СПб., 2005.-381 с.
195. Солженицын, А. Леонид Бородин «Царица смуты» : Из «Литературной коллекции» / А. Солженицын // Новый мир. - 2004. -№6.-С. 149- 158.
196. Степанян, К. А. К пониманию «реализма в высшем смысле» / К. Степанян // Достоевский и мировая культура : Альманах. № 10-М., 1998.-С. 54-64.
197. Степанян, К. Реализм как спасение от снов / К. Степанян // Знамя. 1996. -№ 11.-С. 194-200.
198. Тамарченко, Н.Д. Мотив преступления и наказания в русской литературе (введение в проблему) / Н.Д. Тамарченко // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск, 1998.-С. 38-48.
199. Теоретическая поэтика : понятия и определения. М. : РГГУ, 2001.-446 с.
200. Теория литературы. В 4 тт. Т. 1. Литература / гл. ред. Ю.Б. Бореев. М., ИМЛИ РАН, 2005. - 335 с.
201. Теория литературы : Учеб. пособие : В 2 тт. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. : Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: «Академия», 2004. - 512 с.
202. Тимошенко, О. Где она, «третья правда»? / О. Тимошенко // Москва. 1990. - № 6. - С. 204 - 206.
203. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического : Избранное / В.Н. Топоров. М. : Изд. группа «Прогресс» «Культура», 1995. - 624 с.
204. Туниманов, В.А. Достоевский и русские писатели / В.А. Туниманов. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) РАН. - СПб. : Наука, 2004. - 380 с.
205. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - 574 с.
206. Ульяшов, П. Воры и диссиденты / П. Ульяшов // Книжное обозрение. 1990. - № 11. - С. 6.
207. Федченко, Н.JI. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х гг. : В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова : дис. . канд. филол. наук / H.JI. Федченко. Армавир, 1999. - 218 с.
208. Хализев, В.Е. Мифология XIX -XX веков и литература /
209. B.Е. Хализев // Вест. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. - № 3.1. C. 7 21.
210. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М. : Высш. шк., 1999.-398 с.
211. Хорошилова, Т. Последний из диссидентов? / Т. Хорошилова // Комсомольская правда. 1990. - 24 апреля. - С. 6.
212. Человек из другой команды : беседа с JL Бородиным // Российская газета. 1993. - 6 февр. - С. 10.
213. Черашняя, Д.И. Структура авторского сознания в «Поэме о смерти» Л.П. Карсавина / Н.Д. Черашняя // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997. - Т. 56. - № 6. - С. 43 - 47.
214. Четина, Е.М. Евангелиевские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы интерпретации / Е.М. Четина. -М.: Флинта; Наука, 1998. 112 с.
215. Чупринин, С. Новая Россия : Мир литературы : в 2 тт. Энциклопедический словарь-справочник / С. Чупринин. М. : ВАГРИУС, 2003. - Т. 1. - 832 е., Т. 2. - 928 с.
216. Шкловский, Е.А. Грани гуманизма. Социально-нравственные проблемы современной прозы / Е. Шкловский. М. : «Знание», 1989. -40 с.
217. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М. : Сов. писатель, 1983. - 384 с.
218. Шкловский, Е. Ускользающая реальность / Е. Шкловский // Литературное обозрение. 1991. - № 2. - С. 10 -18.
219. Штокман, И. Два портрета / И. Штокман // Наш современник. -1990.-№ 9.-С. 179 180.
220. Штокман, И. Леонид Бородин Слово и судьба / И. Штокман. -М.: Моск. город, организация Союза писателей России, 2000. - 124 с.
221. Щеглова, Е. Ныне все наоборот : Постперестройка в современной прозе / Е. Щеглова // Вопросы литературы. 2001. - № 1. - С. 39 - 66.
222. Щеглова, Е. Человек страдающий. Категория человечности в современной прозе / Е. Щеглова // Вопросы литературы. 2001. -№6.-С. 42-66.
223. Щедрина, Н.М. Русская историческая проза в литературе последней трети XX века / Н.М. Щедрина. Уфа : Башк. гос. ун-т, 1997.- 132 с.
224. Эйхенбаум, Б.М. О литературе : работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. М.: Сов. писатель, 1987. - 541 с.
225. Янов, A.JI. Россия против России. Итоги XX века / А.Л. Янов // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2003. - № 1. -С. 26 - 39.
226. Янов, А.Л. Русская идея и 2000 год / А.Л. Янов // Нева. 1990 -№№ 9 - 12.
227. Gardner, A. Religious instincts sacred landscapes Two Russian novels/ A. Gardner. Encounter. - London, 1989. - Vol. 73. - p. 42 - 45.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.