Поэтика автобиографического повествования: автобиография И.В. Гете в типологическом освещении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Кемпер Дирк

  • Кемпер Дирк
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 208
Кемпер Дирк. Поэтика автобиографического повествования: автобиография И.В. Гете в типологическом освещении: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 2010. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кемпер Дирк

Введение.

Глава 1. Нарративные схемы и концепция индивидуальности.

1.1. Автобиографическая наррация: типология и схемы повествования.

1.1.1. История «anima».

1.1.2. История «ego».

1.1.3. История «psyche».

1.2. Теория индивидуальности и проблема оформления автобиографии.

1.2.1Контингентность - когерентность - смысл - исходная цель.

1.2.2. «Origo» - порождающий принцип нарративной структуры.

1.2.3. Познаваемость структуры.

1.2.4. «Ineffabile».

Глава 2. Автобиографический проект И. В. Гете «Из моей жизни».

2.1. Творческая история. Стадия 1811-1814 годов.

2.1.1. Личность и эпоха.

2.1.2. Полиперспективизм нарративных схем.

2.2. Творческая история. Стадия 1814-1817 годов.

2.2.1. Вторая молодость и строительство башни.

2.2.2. Второе рождение как нарративная схема.

2.3. Творческая история. Стадия 1817-1831 годов.

2.3.1. Демоническое - «ineffabile» в новом измерении.

2.3.2. Нарративная схема «уток и основа».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика автобиографического повествования: автобиография И.В. Гете в типологическом освещении»

В научной литературе, посвященной жанру автобиографии, предлагались многочисленные варианты классификации.

Так, выдвигая на передний план намерения автора, Рой Паскаль исходит из того, что автобиограф всегда «ставит себе некую доминирующую задачу, которая, как он нередко сам с удивлением замечает, находит отражение или получает разрешение в истории его жизни»1. Поэтому автобиографическое письмо всегда Л предполагает «преобразование прошлого» , заполняющее определенную матрицу («pattern»): а) автобиографии, тематизирующие становление духовной позиции (обретение мировоззрения, Кар. VII); Ь) автобиографии, изображающие историю развития призвания (история призвания, Кар. VIII); с) автобиографии поэтов (Кар. IX); d) всестороннее изображение своей личности (Человек во всем разнообразии своей природы, Кар. X); е) автобиографические романы (Кар. XI).

Иной вариант - по социальным и психологическим детерминантам, образующим контекст автобиографического высказывания. 8 Бернд Нейман стремится описать изображаемый в автобиографии процесс индивидуации в связи с конкретными историческими и социопсихологическими детерминантами, опираясь, в частности, на понятия и модели, разработанные Фрейдом и его последователями. В своей типологии он проводит различие между «лирической» автобиографией и «эпическими» мемуарами . Его классификация в рамках автобиографического жанра опирается на социологические исследования Давида Рисмана4, вслед за которым он указывает на различие индивида «укорененного в

1 Pascal R. Die Autobiographie. Gehalt und Gestalt. Stuttgart u. a., 1965. S. 227.

2 Ibid. S. 21.

3 Neumann B. Identitat und Rollenzwang. Zur Theorie der Autobiographie. Frankfurt a. M., 1970. S. 91 f.

4 Riesman D. Die einsame Masse. Reinbek bei Hamburg, 1958. традиции» от индивида, ориентированного на взаимодействие «внутренних и внешних регуляторов»5.

Некоторые исследователи исходят из речевых форм (исповеди, повествования или сообщенияю). Так, Юрген Леман рассматривает создание автобиографии не только как письменную фиксацию опыта, но и как речевой акт, «показывающий, каким образом автор обращается со своим опытом в процессе коммуникации, устанавливая с помощью речевой презентации отношение между этим опытом и литературным и социальным окружением»6. В своей типологии он опирается тем самым на обозначенные в названии его книги композиционно-речевые формы.

Ингрид Айхингер классифицирует автобиографии по характеру идеалов и дифференциальных признаков. Она опирается на восходящее к Гегелю понимание жизнеописания как «области историографии, а тем самым и как одной из п эпических форм выражения эпохи прозы» . «Классическое» произведение может появиться лишь в случае совпадения благоприятных внешних и внутренних обстоятельств, когда индивид выступает в качестве представителя общественного движения, «тенденции которого находят яркое отражение в его жизни»8. Видя в «Поэзии и правде» Гете идеальный тип автобиографического повествования, Айхингер рассматривает позднейшие автобиографии — Геббеля, Фарнхагена, Кароссы, Иммермана и Гуцкова, а также Фонтане и Генриха Манна — как варианты этого типа или отклонения от него, подтверждающие высказанную уже Роем Паскалем мысль о недостижимости той «удовлетворительной тотальности» (дневниковая запись Гете от 18. 5. 1810), которая могла быть достигнута лишь однажды — в классической автобиографии.

5 Neumann В Op. cit. S. 176 Ff.

6 Lehmann J. Bekennen - Erzahlen — Berichten. Studien zur Theorie und Geschichte der Autobiographie. Tubingen, 1988. S. 4.

7 Aichinger 1 Kunstlerische Selbstdarstellung. Goethes „Dichtung und Wahrheit" und die Autobiographie der Folgezeit. Bern, Frankfurt a. M., Las Vegas 1977. S. 9.

8 Ibid. S. 10.

Один из распространенных критерив - степень литературности. Клаус-Детлеф Мюллер ставит вопрос о том, в какой степени традиционный жанровый канон поддается расширению в связи с «литераризацией» изначально не относившихся к литературе прагматических жанров. Характер и масштабы процесса литераризации он рассматривает на примере соотношения автобиографии и романа: «Роман функционирует здесь как индикатор и как катализатор. Его эстетическая эволюция становится вместе с тем и оправданием для включения в литературу прагматических жанров. Его посредническая функция, состоящая в его способности пользоваться для изображения действительности такими формами, как путевой очерк, биография и автобиография, письмо и дневник, обусловлена его жанровым генезисом, позволявшим ему открывать новые области действительности и способы изображения, уже наметившиеся в рамках прагматических жанров, что, в свою очередь, начинает оказывать на эти жанры обратное воздействие, расширяя их изобразительные возможности»9. Типы литературных автобиографий Мюллер устанавливает с опорой на тексты Юнг-Штиллинга («Религиозный маскарад»), Морица («Психологический роман как научная и эстетическая модель»), Брекера («Роман как иллюзия жизни»), Лаукхарда («История времени как эрзац жизни»), Бардта («Фикция как средство апологии своего Я») и Гете («Глубинная правда жизни и фикциональные способы ее объективации»).

Из трех этимологических элементов слова «автобиография» — «auxoq», «(Зго9> и «ypacpeiv» — изучению подвергается, таким образом, прежде всего последний, отражающий характер и условия письма. Интересную возможность тематизации содержания, заключенного в «auxoq», возможность неограниченной авторской власти над историей своей жизни, намечает Рой Паскаль, выдвигая теорию

9 Mtiller K-D. Autobiographie unci Roman.Studien zur literarischen Autobiographic der Goethezeit. Tubingen, 1976. S. 2. pattern»10. Меньше внимания уделялось тому, что является главным предметом автобиографии — «(Зюс;», который мы и попытаемся положить в основу нашей классификации.

Вопрос заключается в том, о чьей жизни рассказывает автобиография. Кто или что выступает, собственно, субъектом той жизни, история которой представляется достойной описания в том или ином культурном контексте возникновения автобиографического текста? С того момента, как фокус внимания перемещается с внешних событий жизни на историю внутреннего человека, с «res gestae» на «homo interior», как мы видим это начиная с Августина, мы вправе спросить себя, какой аспект внутренней жизни человека рассматривается как центральный и наиболее достойный для изображения. История души, например, представляет собой нечто принципиально иное, чем история развития индивидуальности — та и другая предполагают совершенно иные философско-теологические контексты рассмотрения и системы культурных ценностей.

Целью настоящей работы является типологическое изучение автобиографического повествования на примере произведений Гете «Поэзия и правда. Из моей жизни» (1811-1831) и «Итальянское путешествие» (1816-1817).

Предметом исследования служат принципы сюжетообразования и нарративная структура автобиографических произведений Гете, его современников и предшественников, воплощенная в них концепция индивидуальности, творческая история «Поэзии и правды», ее жанровый и культурно-эстетический контекст.

Материал анализа образуют автобиографические тексты Гете: «Поэзия и правда», «Итальянское путешествие» и книга 6 романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Признания прекрасной души»), жизнеописание современника и

10 Ср.: Pascal R. Op. cit. S.21; Ср. также: Wuthenow R.-R. Das erinnerte Ich. Europaische Autobiographic und Selbstdarstellung im 18. Jahrhundert. Miinchen 1974. S. 11—43.— Hilmes C. Individuum est ineffabile. Selbstdeutungen des Ich und der Stellenwert der Autobiographic // Gerhard von Graevenitz (Hg.): Konzepte der Moderne. Stuttgart, Weimar, 1999. S. 284—302. друга юности Гете И.Г. Юнг-Штиллинга («Юность Генриха Штиллинга», «Странствия Генриха Штиллинга» и др.), автобиографический роман К.Ф. Морица «Антон Рейзер», автобиографии немецких пиетистов XVII-XVIII вв. (А.Г. Франке, Ф.Я. Шпенер и др.), «Опыты» Монтеня, «Исповедь» Аврелия Августина. Задачи исследования заключаются в том, чтобы:

1. обосновать новую типологию автобиографических текстов;

2. создать терминологический аппарат для описания автобиографической наррации;

3. выявить ключевые нарративные схемы, характеризующие автобиографическое повествование в творчестве Гете и различный характер их применения в «Поэзии и правде» и в «Итальянском путешествии»;

4. проследить эволюцию концепции индивидуальности в автобиографических произведениях Гете;

5. прояснить некоторые эпизоды творческой истории автобиографических сочинений Гете в культурно-историческом контексте его эпохи.

Актуальность темы и направления исследования. Изучение автобиографического повествования вводит в самый центр той проблематики, которая, начиная с Канта, определяет самосознание модернистской культуры. Существо этой проблематики заключается в том, что и образ своего «Я», и картина мира, которую создает себе современный человек в различных областях культурной деятельности, представляют собой субъективную конструкцию, не поддающуюся верификации и требующую все новых оправданий. Жанр автобиографии интересен и актуален потому, что позволяет выявить механизмы и условия создания этой конструкции в наиболее чистой и доступной форме.

Научная новизна исследования определяется постановкой вопроса о глубинной связи между историей автобиографического жанра и культурно-историческими дискурсами. Конструируя концепцию личности и мира, автобиография всегда опиралась на господствующий дискурс. Для Августина или немецких пиетистов таким дискурсом служила теология; Гете перестает наивно доверять теологическому дискурсу и оказывается перед необходимостью легитимировать концептуализацию своего «Я» и своего мира при свете скептического знания о непрочности и сомнительности любой дискурсивной формации. Исследование истории жанра автобиографии в тесном переплетении с историей идей и дискурсов позволяет рассматривать автобиографические тексты Гете как яркое свидетельство модернистского сознания.

Теоретико-методологическую основу исследования образует принцип «перманентной мутации» жанровых образований, противопоставленный статическому и вневременному пониманию жанра. Сфера действия этого принципа не ограничивается рамками литературного ряда (в смысле автоматизации - деавтоматизации), а захватывает и дискурсивный контекст жанровой эволюции. Последнее влечет за собой необходимость переосмысления терминологии и языка описания. Если имманентные мутации поддаются описанию в сравнительно устойчивых терминах, то изучение жанра на переломе культурно-исторических эпох, в контексте больших стадиальных сдвигов требует переоценки традиционного терминологического аппарата, что и является одной из задач настоящей работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гете опирался на широкую европейскую традицию автобиографического жанра от Аврелия Августина до XVIII в. В диссертации предлагается классификация текстов, образующих эту традицию. Они поддаются разделению на три группы: история anima в теологическом смысле этого понятия (Августин, пиетизм, «Признания прекрасной души» Гете, Юнг-Штиллинг), история ego, либо рефлектирующего, либо действующего «Я» (Монтень) и история psyche как предмета эмпирической психологии XVIII века (К.Ф. Мориц).

2. Анализ автобиографического повествования макроэпохи модерна требует новой терминологии. Для решения проблемы сюжетного оформления автобиографического материала мы предлагаем ввести категории контингентности, когерентности, конечного смысла и исходной цели (как жизни, так и жизнеописания). Каждая из них выражает определенный принцип связи, позволяющей преобразовать сырой материал жизни (закрепленный в памяти или в документальных источниках) в сюжетную конструкцию.

3. В качестве еще одной инновативной категории мы вводим понятие «порождающий принцип нарративной структуры», которое позволяет точнее разграничить «Я» повествующее и «Я» повествуемое. Это важно потому, что при длительном периоде работы над текстом модус изображения автором своей жизни претерпевает, как правило, существенные изменения, так что автобиография (как мы видим это на примере Юнг-Штиллинга) объединяет в себе несколько различных образов и концепций личности.

4. Гете разрабатывает новые нарративные схемы автобиографического повествования. Уже в первых трех частях «Поэзии и правды» он значительно усложняет (по сравнению с традицией жанра) нарративную концепцию своего «Я», вводя полиперспективизм нарративных схем и пользуясь децентрированной моделью индивидуальности, проистекающей из сознания множественности «Я».

5. В «Итальянском путешествии» сознание множественности «Я» получает выражение в переходе от эгоцентрической к децетрированной наррации. Образы «Я», из которых каждый соответствует особому этапу жизненного пути и сконструирован с применением своего порождающего принципа и своей нарративной схемы образуют здесь два текстовых уровня, которые презентируются уже не в модусе повествования, но в модусе демонстрации.

6. Если в предисловии к «Поэзии и правде» Гете заявляет о своей претензии на логическое толкование своей жизни, то в последней, четвертой части автобиографии он сознательно отказывается от этой претензии. Включая в концепцию своего «Я» и в свою картину мира категорию «демонического», он переходит к нарративной схеме, развертывающей метафору ткацкого станка и выражающей специфику модернистского сознания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные научные результаты позволяют уточнить сложившиеся представления об основных жанровых разновидностях автобиографии в европейской литературе и обосновать ключевую роль автобиографического проекта Гете «Из моей жизни» в становлении концепции человека модерна. Материалы диссертации могут быть использованы пр подготовке и проведении лекций и семинаров по дисциплинам «Теория литературы» и «История немецкой литературы».

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что предложенная концепция философской прозы дает науке и практике преподавания новое представление о функционировании философского пласта в автобиографической литературе. Полученные результаты могут быть использованы в вузовских курсах истории и теории западноевропейских литератур, сравнительного литературоведения, а также при разработке спецкурсов, учебных и учебно-методических пособий, посвященных проблемам философской прозы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах на межвузовских и международных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, а также в Мюнхене, Веймаре, Фрейбурге, на заседаниях Российского союза германистов и Санкт-Петербургской комиссии по изучению творчества Гете и его эпохи, в ряде публикаций на немецком и русском языке. Материал диссертации использовался на лекциях в РГГУ и МГУ.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Кемпер Дирк

Заключение

Концепт индивидуальности и жанр автобиографии несомненно относится к числу центральных элементов современных мировоззрения литературы и оказывает глубокое влияние на способ, каким человек или автор удостоверяется в существовании своего Я. Задачей предпринятого в этой книге исследования проблемы индивидуальности в эпоху модерна являлась реконструкция исторического генезиса этого концепта и жанра в так называемую эпоху истоков на рубеже XVIII—XIX веков на примере литературного творчества Гете.

В период создания концепции своего автобиографического проекта «Из моей жизни» наряду с синхронным измерением здесь появляется план диахронии, культурно-символическое пространство, дополняется пространством истории. Исходную задачу автобиографии мы видели в достижении когерентности внутренней и / или внешней истории жизни и пытались выяснить, какие нарративные схемы подсказывала Гете традиция. Уже в первых трех частях «Поэзии и правды» он значительно повышает сложность нарративного автопроекта по сравнению с жанровой традицией, вводя полиперспективизм нарративных схем и углубляя децентрированную модель индивидуальности благодаря рефлексии над множественностью Я.

В «Итальянском путешествии» этому уровню авторской рефлексии соответствует переход от эгоцентрической к децентрированной наррации. Образы своего Я, создававшиеся Гете в различные периоды творчества, каждый на основе особого порождающего принципа нарративной структуры и особой нарративной схемы самоосмысления, образуют здесь два текстовых слоя, которые презентируются теперь не в акте повествования, а в акте демонстрации.

На основе интеграции в образ своего Я и своей картины мира демонического начала пафос объяснения собственной жизни значительно снижается; его замещает нарративная схема, основанная на образе ткацкого станка (утка и основы), которая носит специфически современный, характерный для эпохи модерна характер.

Исторический контекст намеченной здесь эволюции Гете образует эпоха зарождения современного и в этом значении модернистского сознания, которое мы вслед за Никласом Луманом рассматриваем как переход от стратифицированного к социально дифференцированному обществу. Совершающаяся в этом контексте смена модуса самоописания личности — от инклюзионной к эксклюзионной форме индивидуальности — выступает как адекватная реакция на требования функционально дифференцированного общества. Активная и рефлективная сопричастность различным подсистемам современного общества становится возможной лишь на этой основе; эпоха модерна буквально вынуждает индивида выбирать модус самоописания, опирающийся на позицию эксклюзии — таков социологический диагноз, который с избытком подтверждает и ситуация начала XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кемпер Дирк, 2010 год

1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. М. : Канон +, ОИ «Реабилитация», 2005. - 464 с.

2. Гете И.-В. Собрание сочинений : В 10 т. Под общ. ред. Н. Вильмонта, Б. Сучкова, А. Аникста. М. : Худож. лит., 1975-1980. - 10 т.

3. Шиллер Ф. Статьи по эстетике / Пер. с нем. А.Г. Горнфельда, Э.Л. Радлова. -Л. : Academia, 1935.-671 с. (Классики эстет, мысли).

4. Augustinus A. Confessiones. Eingeleitet, iibers. u. erl. von Joseph Bernhart. Mit e. Vorw. von Ernst Ludwig Grasmuck. 1. AufL - Frankfurt a. M.: Insel-Verlag, 1987.- 1014 S.

5. Bogatzky С. H. v. Lebenslauf, von ihm selbst beschrieben. Fur die Liebhaber seiner Schriften und als Beytrag zur Geschichte der Spener'schen theologischen Schule herausgegeben. Halle : Winter, 1801. - 466 S.

6. Francke A. H. Herrn M. August Hermann Franckens Lebenslauff. // Lebenslaufe August Hermann Franckes. Hg. v. Markus Matthias. Leipzig : Evang. Verl.-Anst., 1999.- 159 S.

7. Goethe J. W. Samtliche Werke. Briefe, Tagebiicher und Gesprache. Hg. von Dieter Borchmeyer u. a. 40 Bde. Frankfurt a. M. : Dt. Klassiker Verl, 1985 ff.

8. Goethe J. W. Samtliche Werke nach Epochen seines Schaffens. In 21 Bden. Hg. v. Karl Ricter. Munchen : Hanser, 1985-1998.

9. Goethe J. W. Tagebiicher und Briefe Goethes aus Italien an Frau von Stein und Herder. Hg. v. Erich Schmidt.- Weimar : Verl. der Goethe-Ges., 1886.-484 S, 1886. (Schriften der Goethe-Gesellschaft, 2).

10. Goethes Werke. Die CD-ROM Ausgabe von Chadwyck-Healey. Weimar, 1995. 12 .Guyon de Chesnoy, de la Mo the J. M. B. Das Leben der Frau J. M. B. von la

11. Mothe Guion von ihr selbst beschrieben. Aus dem Franzosischen ubersetzt von Henriette von Montenglaut geb. von Cronstain. 3 Bde. Berlin : Halle, 1826.

12. Jacobi F. H. Auserlesener Briefwechsel. In 2 Bdn. Hg. K. J. F. Roth. Bern : bei Gerhard Fleischer, 1970.-494 S. 1970.

13. Jacobi F. H. Werke. Hg. v. Friedrich Roth u. Friedrich Koppen. 6 Bde. — Darmstadt: Ansel-Verlag, 1980.

14. Jung-Stilling. Briefe Jung-Stillings an seine Freunde. Hg. v. A. Vomel. Berlin :

15. Das Leben der Armelle. Miinchen : Fink, 1815. - 554 S.

16. Moritz К. Ph. Werke. Hg. v. H. Giinther. In 3 Bdn. Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1993.

17. Nestle-Aland. Novum Testamentum Latinum. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1985. - 810 S.

18. Pustkuchen-Glanzow, J. F. W. Wilhelm Meisters Wanderjahre. 5 Bde. -Quedlinburg; Leipzig, 1821—28.

19. Rock J. F. Wie ihn Gott gefuhret, und auf die Wege der Inspiration gebracht habe. Autobiographische Schriften. Leipzig : Klassiker-Verlag, 1999. - 626 S.

20. Wackenroder W. H. Samtliche Werke und Briefe. Historischkritische Ausgabe. Hg. v. Silvio Vietta und Richard Littlejohns. 2 Bde. Heidelberg : Winter, 1991.1. Научная литература

21. Aichinger I. Kunstlerische Selbstdarstellung. Goethes „Dichtung und Wahrheit" und die Autobiographie der Folgezeit. Bern; Frankfurt a. M.; Las Vegas : Metzger, 1977. - 240 S.

22. Bertolini I. Studien zur Autobiographie des deutschen Pietismus. Diss. Wien,1968.-482 S.

23. Blanckenburg F. v. Litterarische Zusatze zu Johann George Sulzers allgemeiner Theorie der schonen Kunste. 3 Bde. Leipzig, 1796—98.31 .Blanckenburg F. v. Versuch tiber den Roman. Faksimiledruck der

24. Originalausgabe von 1774. Mit einem Nachwort von Eberhard Lammert. -Stuttgart: Suhrkamp, 1965. 648 S.

25. Bohn Volker. Pustkuchens „Wanderjahre" // Karl Corino (Hg.): Gefalscht! Betrug in Politik, Literatur, Wissenschaft, Kunst und Musik. Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1996. S. 229—239.

26. Bollacher M. Der junge Goethe und Spinoza. Studien zur Geschichte des Spinozismus in der Epoche des Sturms und Drangs. Stuttgart: Wissenschaft,1969.-386 S.

27. Bong J. Das »unpersonliche es« und die Auflosung des Ich. Zu Karl Philipp Moritz. // Psyche. 1994. - № 4. - S. 563—578.

28. Boyle, N. Goethe. Der Dichter in seiner Zeit. Munchen : Fink, 1995. - 460 S.

29. Cassirer E. Goethe und die geschichtliche Welt. Hg. v. Rainer A. Bast. -Hamburg : Deutscher Verlag, 1995. 364 S.

30. Chiarloni A. Goethe und der Pietismus. Erinnerungen und Verdrangungen // Germanistisches Jahrbuch. 1989. -№ 106. - S. 133-159.

31. Christ K. Jacobi und Mendelssohn. Eine Analyse des Spinozastreits. Wurzburg : Konigshausen, 1988.-440 S.

32. Das Zeitalter des Pietismus. Hg. v. M. Schmidt u. W. Jannasch. Bremen : Bremen-Verlag, 1965.-488 S.

33. Dechent H. Goethes Schone Seele. Susanna Katharina v. Klettenberg. Ein Lebensbild im Anschlusse an eine Sonderausgabe der Bekenntnisse einer schonen Seele. Gotha : Verlag der deutschen Staatsdruckerei, 1896. - 580 S.

34. Al.Eberhard J. A. Ueber den Ursprung der Fabel von der weifien Frau // Berlinische Monatsschrift. 1783. - № 1. - S. 3-22.

35. AA.Fried.rich H. Montaigne. Bern : Verlag fur Wiss, 1949. - 482 S.

36. A5.Gedike F. Nachtrag zu der Legende von der weiBen Frau // Berlinische Monatsschrift. 1783. - № 1. - S. 22^2.

37. Gerhard M. Die Redaktion der „Italienischen Reise" im Lichte von Goethes autobiographischem Gesamtwerk // Jahrbuch des Freien Deutschen Hochstifts. -1930. S. 131—150.

38. Goethe-Worterbuch. Hg. v. der Akademie der Wissenschaften der DDR, der Akademie der Wissenschaften in Gottingen und der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Stuttgart: Metzger, 1978. - 680 S.

39. Goethe und Osterreich. Briefe mit Erlauterungen. Hg. v. August Sauer. 2 Bde. -Weimar : Athenaum-Verlag, 1902—04.

40. GottingF. Die Bibliothek von Goethes Vater. // Nassauische Annalen. Jahrbuch des Vereins fiir Nassauische Altertumskunde und Geschichtsforschung. 1953. -№ 64. - S. 23—69.

41. Harnack A. Augustins Konfessiones. Ein Vortrag. 3. Aufl. GieBen, 1903.

42. Hegel, G. W. Fr. Werke in 20 Banden. Frankfurt a. M., 1970; CD-ROM

43. Ausgabe. Hg. Hegel-Institut Berlin. Berlin o. J.

44. Herder J. G. Sammtliche Werke. Hg. v. Bernhard Suphan. 33 Bde. Berlin : S.Fischer, 1877—1913.

45. Hirzel M. Lebensgeschichte als Verkundigung. Johann Heinrich Jung-Stilling, Ami Bost, Johann Arnold Kanne. Gottingen : Freier Verlag, 1998. - 440 S. -(Arbeiten zur Geschichte des Pietismus, 33).

46. Keudel E. v. Goethe als Benutzer der Weimarer Bibliothek. Ein Verzeichnis der von ihm entliehenen Werke. Leipzig : Dt. Klassik, 1982. - 148 S.

47. Kraul M. Erziehungsgeschichten und Lebensgeschichten in der Padagogik des ausgehenden 18. Jahrhunderts. // Lebenslaufe um 1800. Hg. v. J. Fojhrmann. -Tubingen : Fink, 1998. S. 11-28.

48. Krukis, Hans-Martin: Biographie als literaturwissenschaftliche Darstellungsform. // Jurgen Fohrmann, Wilhelm VoBkamp (Hg.): Wissenschaftsgeschichte der Germanistik im 19. Jahrhundert. Stuttgart, Weimar : S. Fischer, 1994. S. 550— 575.

49. Lappenberg J. M. Reliquien der Fraulein Susanna Catharina von Klettenberg, nebst Erlauterungen zu den Bekenntnissen einer schonen Seele. Hamburg, 1849. -380 S.

50. Lehmann J. Bekennen Erzahlen - Berichten. Studien zur Theorie und Geschichte der Autobiographie. - Tubingen: Narr, 1988. - 348 S.

51. H.Loewenich W. v. Augustin und Goethe. // Ders. Von Augustin zu Luther. Beitrage zur Kirchengescgichte. Witten: Polt, 1959. - S. 88-102.

52. Lohse B. Martin Luther. Eine Einfuhrung in sein Leben und Werk. 2. Aufl. -Munchen: Fink, 1982. 378 S.73 .Ltiers, G. Die Sprache der deutschen Mystik des Mittelalters im Werke der

53. Mechthild von Magdeburg. Munchen : Dt. Taschenbuch-Verl., 1926. - 250 S. 1 A.Marx K., Engels Fr. Ausgewahlte Werke. Zusammengestellt und eingerichtet von Mathias Bertram. 2. Ausgabe. CD-ROM-Edition. - Berlin, 2000. - (Digitale Bibliothek, 11).

54. Mayer H. Der Weg zur Geschichte. Dichtung und Wahrheit. // Mayer H. Goethe. Ein Versuch iiber den Erfolg. A. a. O. S. 108—133.

55. Moritz K. Ph. (Hg.). ПЧГ2012AYTON oder Magazin zur Erfahrungsseelenkunde als ein Lesebuch fur Gelehrte und Ungelehrte. 10 Bde. Berlin 1783—1793; ND Nordlingen, 1986.

56. Mtiller K-D. Autobiographie und Roman.Studien zur literarischen Autobiographie der Goethezeit. Tubingen : Akademischer Verlag, 1976. - 422 S.

57. Neumann В. Identitat und Rollenzwang. Zur Theorie der Autobiographie. -Frankfurt a. M. : S. Fischer, 1970. 264 S.81 .Pascal, R. Die Autobiographie. Gehalt und Gestalt. Stuttgart u. a. : Heinz, 1965. -328 S.

58. Pfotenhauer H. Literarische Anthropologic. Selbstbiographien und ihre Geschichte am Leitfaden des Leibes. Stuttgart: Heinz, 1987. - 438 S.

59. Pott H.-G. Werther als «L' homme copie» II Pott H.-G. Literarische Bildung. Zur Geschichte der Individualist. Miinchen : Fink, 1995. S. 75-88.

60. Richter J. Der EinfluB Herders auf die Religion des jungen Goethe // Jahrbiicher fur Wissenschaft und Jugendbildung . 1928. -№ 4. - S. 543—559.bl.Riesman D. Die einsame Masse. Reinbek bei Hamburg : Kont, 1958. - 298 S.

61. Sailer J. M. Aus Fenebergs Leben. Miinchen : Fink, 1814.-428 S.

62. Sauder G. Der junge Goethe und das religiose Denken des 18. Jahrhunderts // Goethe-Jahrbuch. 1995. -№ 112. - S. 97—110.

63. Schimmelbusch E. W. Auf den Spuren der „schonen Seele" Goethes. Neue

64. Mittheilungen zu den „Reliquien des Frln. v. Klettenberg". Neustadt: Oroginal-Verlag, 1985.-326 S.

65. Schings H.-J. Melancholie und Aufklarung. Melancholiker und ihre Kritiker in Erfahrungsseelenkunde und Literatur des 18. Jahrhunderts. Stuttgart: Metzler, 1977.-286 S.

66. Schlegel F. Ueber die Sprache und Weisheit der Inder. Heidelberg, 1808. - 198 S.

67. Schdndorfer U. Die Monadenlehre Goethes // Jahrbuch des Wiener Goethe-Vereins. 1961. -№ 65. - S. 38-^5.

68. Schrimpf H. J. Karl Philipp Moritz. Stuttgart: Heinz, 1980. - 296 S.

69. Schings H. J. Natalie und die Lehre des ttt- Zur Rezeption Spinozas in „Wilhelm Meisters Lehrjahren" // Jahrbuch des Wiener Goethe-Vereins. 1985. -№ 87. -S. 37—88.

70. Schone A. Gotterzeichen, Liebeszauber, Satanskult. Neue Einblicke in alte Goethetexte. 3., erg. Aufl. Miinchen : Fink, 1993. - 428 S.

71. Spener P. J. Pia desideria. Hg. v. Kurt Aland. Berlin : Dt. Taschenbuch-Verl., 1940.-318 S.

72. Spinoza, B. de. Ethik in geometrischer Ordnung dargestellt. Lateinisch-Deutsch. Neu ubersetzt, herausgegeben, mit einer Einleitung versehen von Wolfgang Bartuschat. Hamburg : Renbeck, 1999. - 364 S. - (Philosophische Bibliothek, 92).

73. Stecher G. Jung Stilling als Schriftsteller. Berlin : Dt. Taschenbuch-Velr, 1913.-288 S.

74. Suphan B. Goethe und Spinoza. 1783—86. // Festschrift zu der zweiten Sakularfeier des Friedrichs-Werderschen-Gymnasiums zu Berlin. Berlin, 1881. S. 159—193.

75. Thomae H. Zur Geschichte der Anwendung biographischer Methoden in der Psychologie // Jiittemann, Gerd / Thomae, Hans (Hg.). Biographie und Psychologie. Berlin u. a. : Akademischer Verlag, 1987, S. 3—25.

76. Timm H. Gott und die Freiheit. Studien zur Religionsphilosophie der Goethezeit. Bd. 1: Die Spinozarenaissance. Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1974. -448 S.

77. Wauer G. Die Redaktion von Goethes «Italienischer Reise». Leipzig : Deutsceh Klassik, 1994. - 296 S.

78. Weber M. Wissenschaft als Beruf. 1917/1919. Politik als Beruf. 1919. Studienausgabe der Max Weber-Gesamtausgabe, Bd. 1/17. Hg. v. Wolfgang J. Mommsen, Wolfgang Schluchter in Zusammenarbeit mit Birgitt Morgenbrod. -Tubingen : Narr, 1994. 388 S.

79. Weyer M. Geistreiche, miindliche Spriiche das Inwendige Christenthum betreffend fur solche, die weiter wollen. Neubearb. v. Johann Arnold Kanne. -Nurnberg : Altdorf, 1817.-276 S.

80. Wittmann R. Geschichte des deutschen Buchhandels. Miinchen : Fink, 1999.-464 S.

81. Verwirrspiel. Tubingen : Narr, 1999. - 284 S.

82. WuthenowR.-R. Das erinnerte Ich. Europaische Autobiographic und Selbstdarstellung im 18. Jahrhundert. Miinchen : Fink, 1974. - 426 S.

83. Zimmermann R. C. Das Weltbild des jungen Goethe. Studien zur hermetischen Tradition des deutschen 18. Jahrhunderts. 2 Bde. Miinchen, 1969—79.

84. Zuckert J. Fr. Medicinische und Moralische Abhandlung von den Leidenschaften. Berlin, 1784.

85. Zuckert J. Fr. Von den Leidenschaften. Berlin, 1768.1. Справочная литература

86. AdelungJ. С. Grammatisch-kritisches Woerterbuch der hochdeutschen Mundart. 2., verm. u. verb. Ausg. 4. Bde. Leipzig : Akad Verlag, 1793—1801.

87. Eisler R. Worterbuch der Philosophischen Begriffe. HistorischquellenmaBig bearbeitet. Berlin 1899. 2., vollig neu bearb. Aufl. 2 Bde. Berlin : Erich Smidt, 1904.

88. Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Hg. v. Otto Brunner u. a. 7 Bde. Stuttgart: Heinz, 1972—92.

89. Grimm J. u. W. Deutsches Wiirterbuch. In 32 Bdn. Leipzig : Akademischer Verlag, 1854-1971.

90. Historisches Worterbuch der Philosophie. Hg. von Joachim Ritter ab Bd. 4: und Karl fried Griinder. Vollig neubearb. Ausg. des <W6rterbuchs der philosophischen Begriffe> von Rudolf Eisler. Basel; Stuttgart: Heinz, 1971 ff.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.