Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки "нового времени" в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Дайнова, Гузель Закуановна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дайнова, Гузель Закуановна
Введение.
Глава 1. Формирование башкирского этноса и его проекция на народное творчество
1.1 Происхождение башкирского этноса.
1.2. Жанровая система башкирского фольклора.
Глава 2. От фольклоризма к неофольклоризму в башкирской академической музыке
2Л. К вопросу взаимодействия академической и фольклорной традиции в современной башкирской музыке.
2.2. Этапы формирования башкирской академической музыкальной культуры.
2.3. Период музыки «нового времени».
Глава 3. Теоретико-методические основы подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе»
3.1. Анализ музыкально-педагогической литературы и учебных программ по проблеме исследования.
3.2. Содержание и структура музыкально-образовательного процесса, направленного на преподавание башкирской музыки «нового времени».
Глава 4. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры2006 год, кандидат искусствоведения Сафаргулова, Фируза Исмагиловна
Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: на материале Республики Башкортостан2010 год, кандидат педагогических наук Политаева, Татьяна Ивановна
Башкирская академическая музыка: Пути становления2004 год, доктор искусствоведения Скурко, Евгения Романовна
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками: В условиях Башкортостана1999 год, кандидат педагогических наук Зайнетдинова, Нелли Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки "нового времени" в общеобразовательной школе»
Актуальность исследования. Содержание гуманитарного образования на национально-региональном уровне является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной образовательной реформы. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования - помимо принятых общегуманистических, общенациональных и культурных достижений - на специфические этнокультурные ценности конкретного национального региона. Весь этот комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии. Введение национально-регионального компонента в ГОС ВПО в Российской Федерации является важным компонентом образования, создающим возможность отразить в содержании предметов культурные и этнические особенности разных национальностей, проживающих в нашей стране.
Национальный компонент стимулирует интерес учащихся к собственной культуре, сохраняет и развивает национальную самобытность, обогащает новыми знаниями, и в то же время, сохраняя исторические традиции своего народа, в первую очередь, формирует культуру межнационального общения и уважения к культурным традициям других народов. При этом особое значение приобретает изучение национальной культуры, принципов, «механизмов» ее отражения в художественном творчестве.
Воспитание есть во многом пробуждение интереса к национальному духовному опыту. Эта задача требует погружения студентов, учащихся в конкретную национальную среду, в пространство культурного диалога, приобщение к национальному искусству. Отсюда необходимость изучения культурных национальных традиций и связи образования с многовековым опытом своего народа.
Степень научной разработанности проблемы. Синтез национального и интернационального является одним из направлений как отечественного музыкознания, так и педагогики, в которых национальная культура представлена как результат развития этноса на основе индивидуальных закономерностей и как часть мирового культурно-исторического процесса. Именно такой взгляд на национальную культуру представлен в работах Ф.Абуковой, Н.Гавриловой, В.Дулат-Алеева, А.Маклыгина, Е.Скурко и др.; проблематике развития национальных культур посвящены многие фундаментальные музыковедческие труды, созданные на протяжении 50-90-х гг. XX века: Т.Вызго, И.Вызго-Ивановой, М.Нигметзянова З.Сайдашевой и др. В педагогике также появляется немало исследований, посвященных проблеме национально-регионального образования. Имеются в виду работы Л.Греханкиной, Н.Дьяковой, Н.Зайнетдиновой, А.Зиннуровой, Л.Кашаповой, З.Киекбаевой, И.Кобозевой, Ю.Носорева, Н.Туравец и др.
В данный период высшая педагогическая и общеобразовательная школы ищут пути решения образовательно-воспитательных задач, связанных с формированием национальных элементов в программах, предназначенных для региональных учебных заведений.
Обращает на себя внимание незначительный удельный вес в системе профессионального музыкально-педагогического образования обширной области национальной музыкальной культуры, связанной с современным композиторским творчеством. Такая диспропорция проявляется с особенной наглядностью и при сопоставлении обширного круга музыкальных исследований, посвященных разнообразным проблемам современного композиторского творчества (как западноевропейского, так и отечественного) и работ по педагогике. Современная башкирская музыка, базируясь на традициях народной башкирской музыкальной культуры, апеллируя - на основе исторической преемственности - к художественному опыту нескольких поколений башкирских композиторов, в то же время отражает и современные направления в развитии мировой музыкальной культуры.
В связи с собиранием, изучением и систематизацией материалов академического музыкального искусства внимание исследователей привлекают проблемы развития музыкальной культуры на современном этапе, анализ творчества композиторов «нового времени», вопросы национального воспитания на музыкальном материале современного композиторского творчества.
Проблемам современного композиторского творчества посвящены многочисленные музыковедческие труды, среди которых особенно подчеркнем исследования М.Арановского, М.Аркадьева, О.Бочкарева, Э.Денисова, Е.Долинской, Л.Раабен, М.Тараканова, Л.Христиансеи и др.
В свою очередь, в музыкально-педагогической литературе не так велико число трудов, в которых рассматривается процесс изучения современной музыки в общеобразовательной школе. Среди них - работы Э.Бальчитиса, И.Знаменской, Н.Корыхаловой, Е. Николаевой, Э.Плотицы.
На сегодняшний день одно из наиболее последовательно развиваемых направлений в системе гуманитарного образования республики
Башкортостан связано с фольклором, «рассредоточенным» по разным предметам: музыка, изобразительное искусство, труд, литература, культура, природоведение, история своего народа и т.д. Изучение башкирского фольклора является фундаментом формирования музыкальной культуры на уроках музыки в общеобразовательных школах на территсюии нашей республики, что ярко прослеживается в существующих в настоящее время национально-региональных программах по музыке.
В башкирском музыковедении исследованию композиторского творчества - на различных этапах его становления - посвящены работы Г.Ахмадеевой, Э.Давыдовой, Н.Еловской, Е.Скурко, Т.Угрюмовой и др. Работы этих авторов становятся методологическим фундаментом данной диссертации. Значимость отмеченных работ обусловлена выявлением особенностей национального музыкального языка и историко-стилевым анализом национальной академической музыки.
В результате анализа научно-теоретической литературы по педагогике и результатов педагогического опыта становится очевидной недостаточная разработанность проблемы изучения башкирской академической музыки периода «нового времени». Ощущается острый недостаток музыковедческих исследований, направленных на выявление закономерностей и специфики музыкальных произведений данного периода. Учителя не имеют достаточного количества фонозаписей, нотного и дидактического материала. Также велика потребность в научно-обоснованных, практических рекомендациях для внедрения данной тематики в процесс музыкального образования. Этим обусловлена актуальность данного исследования, тема которого: «Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе». Эта тема предполагает необходимость исследования двух ракурсов: музыковедческого и педагогического.
Цель исследования — разработка педагогических средств организации и содержания вузовской подготовки будущего учителя к изучению башкирской музыки «нового времени».
Объект исследования: процесс профессиональной вузовской подготовки учителя музыки.
Предмет исследования — педагогические условия профессиональной подготовки учителя к изучению и преподаванию башкирской музыки «нового времени» в средних классах общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены его основные задачи: охарактеризовать башкирскую музыку «нового времени» (далее -БМ«НВ») в аспекте взаимосвязи национального фольклора и академических традиций; создать теоретическую модель-представление о содержании и процессе изучения будущими учителями БМ«НВ» и ее преподавании в системе общего музыкального образовании; опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой модели-представления; разработать методические рекомендации по изучению БМ«НВ» в условиях музыкально-педагогического и общего музыкального образования в республике.
Гипотеза исследования: эффективное усвоение БМ«НВ» в педагогическом вузе и ее преподавание в общеобразовательной школе возможно при следующих условиях: а) взаимодействия фольклорных моделей с композиторскими техниками XX века; б) актуализации дожанровых, «интонационных моделей» народного творчества; в) использования методов трансформации фольклорного материала; г) организации специального курса по изучению будущими учителями БМ«НВ» с акцентом на главных закономерностях развития современного башкирского музыкального искусства и проблемного характера обучения.
Внедрение башкирской музыки «нового времени» в содержание музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе принципов доступности, увлекательности, связи фольклора с академической башкирской музыкой.
Методологической основой исследования являются различные области музыковедения и педагогики, в которых получают развитие проблемы близкие тематике данного исследования:
- этногенез, история, теория и типология культуры Башкортостана (И.Акманов, Н.Бикбулатов, Р.Юсупов, С.Шитова, Ф.Фатыхова, А.Киреев, Ф.Кузбеков, Р.Кузеев, И.Лепехин, М.Мурзабулатов, С.Паллас, А.Юнусова); - исследования закономерностей развития монодийных культур (А.Алиев,
В.Виноградов, В.Виноградова, И.Вызго-Иванова, С.Галицкая, Я.Гиршман, В.Гошовский, А.Джумаев, Р.Исхакова-Вамба, М.Нигметзянов, Г.Сайфуллина, Х.Тума);
- теоретические труды по современной мелодике, гармонии, ритму, композиторским техникам XX века (Т.Бершадская, Н.Гуляницкая, Э.Денисов, Л.Дьячкова, В.Задерацкий, С.Курбатская, А.Маклыгин, Ю.Холопов, В.Холопова);
- исследования по типологии стилей и стилевых направлений в современной музыке (Л.Березовчук, Г.Григорьева, Л.Казанцева, В.Медушевский, Л.Никитина, С.Савенко, Л.Христиансен);
- работы, посвященные музыкальному фольклору и академической музыке Башкортостана (Л.Атанова, Г.Ахмадеева, Н.Ахметжанова, Р.Галимуллина, Н.Гарипова, Э.Давыдова, Н.Еловская, З.Имамутдинова, Р.Исламгулова, Х.Ихтисамов, Ф.Камаев, С.Каримова, Р.Рахимов, Е.Скурко, М.Фоменков); исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе (Ю.Алиев, О.Апраксина, Е.Николаева, Л.Школяр); музыкально-педагогические исследования в области современной музыки (Э.Бальчитис, И.Знаменская, Э.Плотица); работы, посвященные национально-региональному компоненту в образовательном процессе современной школы (В.Баймурзина, Л.Бактигулова, Р.Гарданов, Н.Зайнетдинова, А.Зиннурова, Л.Кашапова, З.Киекбаева, И.Куприянова, Ю.Носорев, Ю.Юзбашян).
В качестве методов исследования были использованы:
- теоретический анализ исторической, музыковедческой, психолого-педагогической, методической литературы по теме диссертации;
- целостный, функциональный, сравнительный анализ музыкальных произведений современных башкирских композиторов;
- анализ современного педагогического опыта в свете тематики данного исследования;
- педагогическое наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование студентов и школьников, выявление их отношения к современной башкирской музыке; апробация учебно-методических материалов, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования - музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического университета и общеобразовательная школа № 110 г. Уфы.
Опытно- экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2006 год.
На первом этапе (2002-2003 гг.) проведена подготовительная работа, направленная на выбор и осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи. Изучались труды по истории, педагогике, музыкознанию, раскрывающие теоретическую концепцию исследования. Осуществлялся анализ программ по теории, истории и методике музыкального образования, нормативные акты в сфере музыкального образования РФ и республики Башкортостан. На этой основе была разработана теоретическая модель-представление о педагогических условиях изучения будущими учителями башкирской музыки «нового времени» и методика ее преподавания в общеобразовательной школе. Первый этап включал разработку методики проведения констатирующего этапа эксперимента.
На втором этане (2003-2005 гг.) осуществлены: а) опытно-экспериментальная работа, связанная с организацией и проведением занятий со студентами музыкального отделения Башкирского государственного педагогического университета, с проверкой и уточнением гипотезы, с обобщением наблюдений, анкетированием, собеседованиями; б) опытная работа по проверке эффективности проведения занятий студентов в общеобразовательной школе по теме исследования.
Заключительный третий этап (2005-2006 гг.) посвящен анализу, обобщению, оформлению результатов эксперимента. Формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации, для внедрения последних в практику современной школы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Впервые проблематика неофольклоризма применительно к современному композиторскому творчеству Башкортостана становится предметом изучения будущими учителями музыки.
Выявлены оптимальные педагогические условия преподавания башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы.
Разработан принцип актуализации дожанровых интонационных моделей народного творчества применительно к музыкальной педагогике.
Разработан метод трансформации фольклорного материала в условиях музыкально-педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Определены приоритетные для музыкалыю-педагогического образования формы, жанры и виды башкирской музыки «нового времени».
Разработана теоретическая модель-представление о сущности, функциях и содержании подготовки учителя преподаванию башкирской музыки «нового времени» учащимся общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов в систему подготовки будущего учителя музыки способствует:
Овладению теоретическими знаниями в области современной башкирской музыки.
Формированию готовности будущего учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы.
Повышению уровня профессиональной компетентности учителя музыки.
Материал первых двух глав диссертации может быть использован также в учебных курсах истории башкирской музыки для педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием соответствующей цели, методологической базы, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение башкирской музыки «нового времени» является необходимым условием профессионального становления учителя музыки, формирующего музыкальную культуру подрастающего поколения в условиях Башкортостана.
2. Усвоение учителем башкирской музыки «нового времени» осуществляется на основе: а) познания фольклорных жанрово-интонационных моделей во взаимодействии с композиторскими техниками XX века; б) актуализации раннефольклорных, архаических интонационных моделей типичных для современного композиторского творчества - в педагогическом процессе; в) применения методов трансформации фольклорного материала.
Доступность преподавания башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы обеспечивается увлекательностью музыкального материала для учащихся, его яркостью и художественной образностью, связью с башкирским фольклором, проблемным характером обучения, и организации различных форм детского музицирования.
Апробация основных положений диссертационного исследования производилась:
- в форме докладов на Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2005г.), межвузовской научно-практической конференции в БГГТУ (Уфа, 2005г.), межрегиональной научнопрактической конференции «Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты (Шадринск, 2005г.), в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2006г.); на заседаниях кафедры музыкального образования Института педагогики БГПУ.
- через публикации материалов по теме исследования в печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось:
- в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом отделении БГПУ;
- в общеобразовательной школе № 110 г.Уфы;
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и нотного приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Баянное академическое искусство Башкортостана: пути становления и развития2012 год, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Раджап Юнусович
Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан2000 год, кандидат педагогических наук Яхина, Лилия Альфатовна
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование2006 год, доктор искусствоведения Рахимов, Равиль Галимович
Башкирская фортепианная музыка: К проблеме воплощения национального2000 год, кандидат искусствоведения Гарипова, Нинель Федоровна
Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Пикалова, Ольга Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Дайнова, Гузель Закуановна
1.Изучение в педагогическом вузе современного комнозиторского
творчества в процессе профессиональной подготовки учителей музыки для
общеобразовательных школ должпо стать одной из ведущих задач
музыкально-педагогического образования в Башкортостане. 2. Эффективное усвоение башкирской музыки «нового времени» в
педагогическом вузе и ее преподавапие в общеобразовательной школе
возможно на основе следующих условий:
а) изучения закономерностей башкирской музыки «нового времени» к
которым относятся:
- взаимодействие фольклорных моделей с композиторскими техпиками
XX века;
- актуализация дожанровых, архаических интонационных моделей
народного творчества;
- использование методов трансформации фольклорного материала. б) организации специального курса по изучению будущими учителями
башкирской музыки «нового времени», с акцентом на главных
закономерностях развития башкирского современного музыкального
искусства и проблемного характера обучения;
в) внедрения башкирской музыки «нового времени» в содержание
музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе приьщипов
доступности, увлекательности, связи фольклора с академической
башкирской музыкой. 3. Структуру изучения БМ«НВ» составляют мотивационный,
содержательный и операциональный компоненты, которые в своем единстве
способствуют наиболее полноценной организации музыкально педагогического процесса. 4. Исследование показало, что разработанный спецкурс по изучению
БМ«НВ» является необходимым условием профессиональной подготовки
будущих учителей музыки. Внедрение БМ«НВ» способствует расширению
музыкального кругозора, повышению уровня знаний и в целом - повышения
уровня компетентности будущих учителей. 5. Целенаправленная вузовская подготовка будущих учителей музыки и
последующая педагогическая практика способпы создать необходимые
условия для организации эффективного процесса усвоепия БМ«НВ»
учащимися общеобразовательной школы: формирования у них интереса к
этой музыке, усвоепия ключевых музыкальных знаний и развития
соответствующих музыкальных умений, навыков, становлению потребности
в самостоятельном общении с БМ«НВ».
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дайнова, Гузель Закуановна, 2006 год
1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004. - 336с.
2. Абукова Ф.А. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры наций. М., 1994. - 270с.
3. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII -первой половине XVIII веков. Свердловск, 1991.- 151с.
4. Алексеев Э.Е. Некоторые методологические проблемы изучения музыкального фольклора // Традиции и перспективы музыкального фольклора народов СССР. М., 1989. - С.48-55.
5. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М., 1986. - 239с.
6. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.-237с.
7. Алиев А. К вопросу изучения азербайджанских мугамов // Макомы, мугамы и композиторское творчество. Ташкент, 1978. - С.33-40.
8. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. - 352с.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.-336с.
10. Алмазова Т.А. Народно-песенные истоки татарского инструментального концерта // Музыкальный фольклор и творчество композиторов Поволжья / Труды ГПМИ имени Гнесиных. М., 1884. С.119-140.
11. Апраксина O.A. Задачи музыкального воспитания в сфере реформы школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17: Сб. ст. /Сост. О.Апраксина. - М., 1986. - С.5-15.
12. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. М., 1983. - 222с.
13. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., 1998.-343с.
14. Арановский М.Г. Симфония и Время // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории культуры XX века. М., 1998. - С.303-370.
15. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М., 1987. - Вып. 6. - С.5-44.
16. Аркадьев М.А. Хроноартикуляционные структуры новоевропейской музыки и фундаментальные проблемы ритма. Автореф. дис. д-ра иск.-М., 2003.-51с.
17. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. Лекция.-М., 1992.-29с.
18. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. - 111с.19
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.