Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Пикалова, Ольга Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пикалова, Ольга Николаевна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы создания единого музыкально - эстетического пространства общеобразовательной школы.
1.1. Музыкально-эстетическое пространство как компонент культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы.
1.2. Сущность и структура готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы.
1.3. Современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя музыки в условиях личностно ориентированного образования.
Выводы.
Глава 2. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы.
2.1. Модель формирования готовности учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы.
2.2. Содержание и результаты констатирующего эксперимента по формированию готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства в условиях общеобразовательной школы.
2.3. Технология формирования готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства в условиях общеобразовательной школы (формирующий эксперимент).
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности2003 год, кандидат педагогических наук Павлова, Елена Владимировна
Формирование готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников2009 год, кандидат педагогических наук Петухова, Маргарита Ивановна
Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников2006 год, кандидат педагогических наук Сокольникова, Наталья Павловна
Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству2004 год, кандидат педагогических наук Митус, Ирина Викторовна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы»
Актуальность и постановка проблемы исследования. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, от направленности и эффективности которой во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет своё отношение ко всем видам образования, которое рассматривается как главный фактор социально-экономического прогресса и национальной безопасности. Причина подобного внимания к образованию заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В данной ситуации коренным образом изменяются требования общества к педагогу: нужна творческая, яркая личность, способная к самопроектированию и саморазвитию, свободному определению себя в профессии, обществе, культуре, специалист высокой квалификации и компетентности, владеющий современными педагогическими технологиями. Основы такого профессионализма закладываются и формируются в период обучения в высшем педагогическом учебном заведении. Как следствие, в теории и методике профессионального образования утверждается парадигма личностно-ориентированного, развивающего образования (А.Г. Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, И.И. Ильясов, В.Т. Кудрявцев, В.Я. Ляудис, A.M. Матюшкин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).
Сущностные изменения в обществе, образовании, педагогической деятельности обуславливают актуальность проблемы модернизации высшего педагогического образования и связанных с ней вопросов: смены целевых ориентиров, разработки нового содержания и вариативных моделей обучения. Современное музыкальное образование нуждается в педагогах, способных гибко и оперативно реагировать на изменения потребностей и интересов молодежи; учителях музыки, готовых вести активную организаторскую, музыкальнопросветительскую деятельность, воспитательно-образовательную деятельность в изменившихся социально-экономических условиях.
Характерной чертой современного школьного музыкального образования является полипрограммность, вызванная стремлением к творческой вариативности, объединенная общим целеполаганием и одинаковыми воспитательно-образовательными задачами. Последние годы отличаются разнообразием издаваемых методических пособий для учителей, региональных разработок по отдельным вопросам музыкальной педагогики и методики музыкального воспитания, многообразием новых программ и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка». В этих условиях учителю музыки открываются обширные возможности выбора стратегии и тактики музыкально-эстетической работы с детьми, применения различных инновационных технологий и экспериментальных методик в повседневной деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена в этой связи рядом обстоятельств, возникших в системе подготовки учителя музыки. На современном этапе, как отмечают Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др., в практике подготовки будущих учителей музыки имеется ряд недостатков: отсутствие педагогической направленности в работе; отрыв педагогических задач от музыкальных; опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательном процессе, ограничивающая творчество и т.д. «Выпускники не имеют достаточных навыков работы с авторской песней, материалами музыкальной критики, формами музыкального творчества. Имеет место несбалансированность компонентов учебно-воспитательной работы (теоретическая, методическая и практическая стороны не взаимодействуют друг с другом» [26, 32].
Анализ современных тенденций в системе музыкально-педагогического образования показывает, что сегодня обострились противоречия между потребностями общества в высококвалифицированных учителях музыки и уровнем преподавания предмета "Музыка " в общеобразовательных учреждениях; возможностями, имеющимися в высшей школе для эффективной подготовки учителей музыки для формирования их готовности к созданию ЕМЭП школы и степенью их реализации на практике, обусловленной недостаточной разработанностью научно-педагогических рекомендаций в этой области; потребностями студентов в творческой самореализации и ограниченными возможностями, которые существуют в условиях образовательного процесса.
В связи с этим содержание и методика базовой подготовки учителей музыки претерпевают коренные изменения. Недостаточными признаются преподавателями высшей школы, самими студентами приобретение знаний и умений лишь в области музыкально-теоретической, методической и исполнительской подготовки, а также изучение педагогики и психологии вне специфики музыкального искусства. В учебные планы подготовки учителей музыки вводятся новые курсы, способствующие развитию музыкального мышления, углублению общехудожественных знаний, формированию музыкально-педагогических и музыкально-психологических умений и навыков, выявлению индивидуальных творческих способностей, возможностей применения в различных образовательных ситуациях новых методов и приемов обучения школьников. На обновление содержания и структуры процесса формирования профессиональной подготовки будущих учителей музыки не может не повлиять и определение государственных образовательных стандартов, в том числе и базового компонента музыкального образования школьниковгШирокий спектр вопросов, включенных в образовательные стандарты (основные особенности музыкального искусства, взаимосвязь музыки с другими видами искусства, региональный компонент музыкального образования и воспитания и др.), делает необходимым так организовать процесс изучения дисциплин теоретико-методологического и методического цикла в педагогическом вузе, чтобы сориентировать будущих учителей музыки на создание единого музыкально-эстетического пространства (далее ЕМЭП) в общеобразовательной школе, объединяющего в себе урочные формы музыкальной работы, внеурочную музыкальную деятельность, работу с семьей, а впоследствии и выход в микросоциум.
Следует отметить, что как отечественная музыкальная педагогика, так и общая педагогика и образование в целом, прилагали немалые усилия в определении условий деятельности учителя музыки, что подтверждают фундаментальные научные исследования, связанные с разработкой теоретико-методологических основ подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, JI.A. Рапацкая, Г.П. Сергеева, P.A. Тельчарова, H.A. Терентьева, Б.М. Целковни-ков, Г.М. Цыпин, П.А. Черватюк, JI.B. Школяр и др.). Однако деятельность педагога музыканта по созданию ЕМЭП в школе еще не стала предметом специального многостороннего и целостного научного осмысления. Ощущается некоторый пробел в освещении вопросов создания ЕМЭП школы, продолжения музыкальной деятельности после занятий в семье, группах продленного дня, открытой микросоциальной среде. Создание такого пространства в контексте настоящего исследования понимается как процесс целостной музыкальной урочной и внеурочной деятельности учителя музыки, основанной на единых принципах педагогики искусства (у разных авторов - «художественная педагогика», «художественная дидактика») с использованием новых музыкальных технологий. Кроме того, в настоящем исследовании создание ЕМЭП школы рассматривается как важнейшее условие решения основной цели массового музыкального образования - формирования музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры (Д.Б. Кабалевский).
Музыка, искусство в целом - основная сфера жизнедеятельности ребенка в школе - вот идеал, выражающий отношения ребенка и музыки» [119, 31]. Такой подход требует в свою очередь моделирования личностно-деятельностных характеристик будущего учителя музыки, качественные изменения которых помогут обеспечить динамику процесса формирования его готовности к компе-тентностной деятельности. Одной из особенностей предлагаемой в исследовании модели виделось то, что, будучи ориентированной на музыкально-педагогическую деятельность с учетом ее видов, форм, закономерностей и требований, модель раскрывает специфику музыкально-педагогической деятельности главным образом через анализ особенностей субъекта деятельности.
На основании вышеизложенного теоретическую проблематику исследования целесообразно представить в виде совокупности противоречий между:
-имеющимися теоретическими разработками и меняющимися объективными потребностями музыкально-педагогической практики;
-содержательной и технологической сторонами обучения учителя музыки в вузе;
-востребованностью сформированности ЕМЭП в общеобразовательной школе и состоянием разработанности педагогических условий его создания.
С учетом вышесказанного была избрана тема исследования: «Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства в общеобразовательной школе», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП школы? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
В связи с этим объектом нашего исследования выступает профессиональная подготовка учителя музыки в современной системе высшего образования, а его предметом - процесс формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП школы в ходе его профессионального становления.
В соответствии с обозначенными объектом и предметом исследования, а также для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-проанализировав философско-эстетическую, психолого-педагогическую литературу обосновать и определить педагогическую сущность понятия «единое музыкально-эстетическое пространство школы»;
-спроектировать и экспериментально проверить модель и технологию формирования готовности учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы;
-выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы;
-разработать и апробировать содержание специального курса по подготовке будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность и эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки возрастает, если подготовка протекает в рамках образовательного процесса, ориентированного на формирование готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы и обеспечивается следующим комплексом педагогических условий:
-пониманием данного процесса как целостного процесса общекультурного и профессионального развития учителя музыки в ходе его профессиональной подготовки;
-внедрением в образовательный процесс педагогического вуза модели формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы, раскрывающей современную специфику профессии «учитель музыки»;
-использованием педагогического потенциала дисциплин общепредметного и специального блоков государственного образовательного стандарта и педагогической практики в развитии творческого потенциала студента на основе освоения ими новых музыкальных технологий;
-формированием личностной направленности студента на педагогическую реализацию образовательного потенциала музыкального искусства в музыкальном просвещении и воспитании школьников с ориентацией на гарантированный конечный результат;
-внедрением в подготовку учителя музыки спецкурса «Формирование единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы».
Методологическую основу исследования составили следующие современные подходы: личностно ориентированный подход в образовании, согласно которому человек является абсолютной ценностью (В.А. Беликов, Е.В. Бонда-ревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); деятельностный подход к процессу обучения, позволяющий определить условия, вызывающие активность субъекта, а через активность его развитие (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.); системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); личностный подход, означающий ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности (К.А. Абульханова - Славская, А.Н. Леонтьев, A.B. Мудрик, A.B. Петровский, С.Я. Рубинштейн, E.H. Шиянов и др.); междисциплинарный подход, позволяющий рассматривать указанную проблему с точки зрения философии, педагогики, теории и методики музыкально-педагогического образования; а также следующие теории и концепции: теория деятельности, раскрывающая человека в процессе исторического развития целостно, во всем многообразии его взаимоотношений с окружающей средой; культурологическая концепция, позволяющая сделать акцент на творчестве как проявлении духовной сущности человека; концепции воспитания искусством Д.Б.Кабалевского и Б.М. Неменского, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусством; отечественная теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), «ядро» которой - теория учебной деятельности -позволяет обосновать необходимость и возможность единства учебной и музыкально-художественной деятельности в урочных и внеурочных формах деятельности в условиях единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы.
Теоретической базой послужили идеи о целостном педагогическом процессе (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, А.Н. Мищенко, М.Н. Скаткин и др.); положения, раскрывающие ценностные основания гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.С. Розов, Л.П. Разбегаева, E.H. Шиянов и др.), а также принципы педагогической направленности целостного обучения учителя музыканта в вузе (Э.Б. Абдуллин, И.В. Арановская, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, A.A. Пиличяускас, J1.A. Рапацкая, P.A. Тельчарова, Г.М. Цыпин и др.).
В процессе исследования для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, изучение рабочей документации, методы диагностики, педагогическое наблюдение, описание, обобщение и систематизация полученных данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Организация и этапы исследования. Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 2000 по 2005 год и проводилась поэтапно.
Первый этап - поисково-теоретический (2000-2002 гг.). В ходе него осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы, рассматривалось состояние изучаемой проблемы в теории и практике образования с целью выявления ее актуальности в теоретическом аспекте и выборе исходных теоретических установок; разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель и задачи, методологические основы и методы исследования. На данном этапе также был сформулирован понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза. Выбранные методы исследования, такие как наблюдение, анкетирование, диагностирование будущих учителей музыки и учителей школ позволили определить состояние начального уровня готовности к формированию ЕМЭП школы.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2002-2004 гг.) - был посвящен поиску новых подходов к решению проблемы, что позволило разработать модель формирования готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы, выявить условия эффективного функционирования модели; провести экспериментальную работу по апробации программы спецкурса «Формирование ЕМЭП общеобразовательной школы», уточнить полученные выводы, оценку и анализ результатов формирующего эксперимента. На этом этапе мы использовали следующие методы: моделирование, анкетирование, тестирование, наблюдения за реальной деятельностью студентов и учителей музыки, в том числе в период прохождения педагогической практики.
На третьем - обобщающем - этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась систематизация полученных результатов, их осмысление и обобщение, уточнение теоретических положений, коррекция выводов предыдущих этапов исследования, оформление его результатов, внедрение результатов в практику подготовки и повышения квалификации учителей музыки.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Ставропольский государственный педагогический институт (студенты музыкального отделения факультета искусств), курсы повышения квалификации учителей музыки СКИПКРО, базы педагогической практики СГПИ (гимназии № 25, № 39, средние общеобразовательные школы № 1, № 23 г. Ставрополя). В формирующем эксперименте приняли участие 140 человек.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, определенных на основе обращения к смежным отраслям знаний, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов, а также практическим подтверждением основных положений и гипотезы научной работы.
Научная новизна исследования заключается в:
-научном осмыслении феномена «единое музыкально-эстетическое пространство общеобразовательной школы»;
-теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении необходимости включения формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП школы в логику процесса его профессиональной подготовки в высшей школе;
- в определении сущности и структуры готовности учителя музыки к созданию ЕМЭП в условиях общеобразовательной школы, а также раскрытии педагогического потенциала педагогического вуза в ее формировании.
Теоретическая значимость исследования. В работе раскрыта сущность понятий «единое музыкально-эстетическое пространство школы» и «готовность будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП в условиях общеобразовательной школы»; выявлены оптимальные педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП школы; представлена целостная модель формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы, раскрывающая современную специфику профессии «учитель музыки», содержательные характеристики которой рассматриваются в качестве атрибутов процесса формирования готовности будущего учителя музыки к созданию обозначенного пространства.
Практическая значимость результатов исследования. Раскрыта эффективность и возможность творческого вариативного применения на практике разработанного спецкурса «Формирование единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы». Результаты работы могут послужить основанием для повышения методического уровня музыкально-образовательной деятельности учителя музыки. Внедрение результатов работы в практику вузовского образования и работу по музыкально-эстетическому воспитанию школьников может происходить путем обновления лекций и практических занятий по результатам исследования, написания курсовых и дипломных работ, чтения спецкурса и методических лекций, разработанных на основе исследования для учителей в школах, на методических объединениях и в институте повышения квалификации работников образования. Исследование призвано способствовать формированию будущих учителей музыки, обладающих высоким профессионализмом в избранной области, ориентированных на реализацию в музыкально-педагогической практике личностно развивающей педагогической стратегии.
Положения, выносимые на защиту:
- единое музыкально-эстетическое пространство общеобразовательной школы может быть рассмотрено как компонент ее культурно-образовательного пространства, образующий область функционирования музыкальной культуры как части всей культуры; как сфера творческого общения, которая в подготовке учителя музыки имеет значение профессиональной среды, обладающей мощным образовательным потенциалом, реализующей субъект-субъектные отношения педагога и воспитанников, обеспечивающая их творческое взаимодействие, развитие личности учителя музыки и школьников; как система, включающая структурные элементы: личность ребенка как субъекта образования; урочная и внеурочная музыкальная деятельность, во всех ее многообразных формах, построенная на единых принципах организации; комплекс новых музыкально-образовательных технологий.
- готовность будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы представляет собой интегративное образование его профессиональных и личностных качеств, проявляющееся на субъективном уровне как сложный процесс, синтезирующий в себе такие взаимосвязанные компоненты как мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-рефлексивный, направленный на осознание будущим учителем музыки целостности процесса организации образовательной и музыкально-творческой урочной и внеурочной деятельности с целью более эффективного решения профессионально-педагогических задач;
- модель формирования указанной готовности, раскрывающая современную специфику профессии «учитель музыки»; структурные компоненты модели (они же критерии готовности к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы) - когнитивный, эмоционально-рефлексивный, мотивационно-ценностный; в качестве уровней обозначенной готовности мы выделяем высокий, достаточный, малый и минимальный; конечный результат реализации модели на практике - сформированная готовность к созданию ЕМЭП не ниже достаточного уровня;
-педагогическими условиями формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы являются: понимание данного процесса как целостного процесса общекультурного и профессионального развития учителя музыки в ходе его подготовки; обеспечение продуктивности и эффективности формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы использованием педагогического потенциала дисциплин общепредметного и специального блоков государственного образовательного стандарта и педагогической практики в развитии творческого потенциала студента на основе освоения ими новых музыкальных технологий; формирование личностной направленности студента на педагогическую реализацию образовательного потенциала музыкального искусства в музыкальном просвещении и воспитании школьников с ориентацией на гарантированный конечный результат.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих направлениях: публикации статей и тезисов выступлений на научно-практических конференциях «Проблемы детской антропологии» (2001), «Педагогическая наука и практика - региону» (апрель 2002, 2003, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (ноябрь 2004), студенческой межвузовской научно-практической конференции «Молодежь и образование 21 века» (март 2004), республиканской научно-практической конференции, посвященной 40-летию факультета музыки ДГПИ «Актуальные проблемы подготовки педагогов-музыкантов в свете современных тенденций развития образования в мире» (ноябрь 2004), в периодическом журнале «Вестник Ставропольского государственного педагогического института» (вып. 2/2003, 4/2004); обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедр музыкально-теоретических, исполнительских дисциплин, народных инструментов, общей педагогики, социализации и развития личности СГПИ; непосредственная педагогическая деятельность диссертанта (преподавание теоретико-методологических и методических дисциплин, руководство педагогической практикой, курсовыми и дипломными исследованиями на музыкальном отделении факультета искусств СГПИ, консультативная и преподавательская деятельность в рамках курсов повышения квалификации СКИПКРО); разработка и внедрение в образовательный процесс СГПИ спецкурса «Формирование основ единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы»; реализация разработанных материалов через систему повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки1986 год, доктор педагогических наук Арчажникова, Людмила Григорьевна
Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования2006 год, доктор педагогических наук Петелин, Анатолий Степанович
Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников2005 год, кандидат педагогических наук Фуртас, Татьяна Владимировна
Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе1985 год, кандидат педагогических наук Суслова, Тамара Дмитриевна
Формирование готовности учителей музыки к реализации преемственности музыкального образования: в системе "ДОУ - начальная школа"2010 год, кандидат педагогических наук Слепкина, Юлия Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Пикалова, Ольга Николаевна
Выводы
На основании всестороннего анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что построение образовательного процесса, направленного на формирование готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП, пока не может опираться на исследованную теоретическую базу (вследствие недостаточной изученности проблемы), а также значительный и многократно проверенный практический опыт (вследствие ограниченности такового). Нами была предпринята попытка разработать собственную теоретическую модель формирования готовности учителя музыки к созданию ЕМЭП школы, реализуемую в конкретном вузе.
Проектируя модель в рамках педагогического исследования, мы опирались на имеющийся опыт в этой области Л.Г. Арчажниковой, Т.П. Королевой, И.Н. Немыкиной, а также использовали теоретические положения A.A. Ивина, Э.В. Каракозовой, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, В.А. Штофа. Структурно данная модель представлена единством когнитивного, эмоционально-рефлексивного и мотивационно-ценностного компонентов. Они же одновременно являются критериями сформированности готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП в условиях общеобразовательной школы.
Профессиональная и социальная потребность учителя в совершенствовании себя, как творца образовательного процесса, делает понятие «готовность будущего учителя к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы» не завершенной характеристикой личности, а напротив, открытым, динамичным, системным образованием.
Исходя из этого, и разделяя взгляды педагогов и психологов на готовность к деятельности как единство мотивационных, познавательных, эмоционально-волевых компонентов, мы определяем готовность будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП в условиях общеобразовательной школы как интегративную систему профессиональных и личностных качеств, проявляющееся на субъективном уровне как сложный процесс, включающий в себя следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-рефлексивный, и направленный на осознание будущим учителем музыки целостности процесса организации воспитательно-образовательной и музыкально-творческой урочной и внеурочной деятельности с целью более эффективного решения профессионально-педагогических задач. Опираясь на классификации таких ученых как Е.Е. Боровкова, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Н.М Яковлева, В.А. Сластенин, а также на собственный опыт работы на музыкальном отделении факультета искусств СГПИ, в качестве основных мы выделяем следующие уровни готовности студентов к предстоящей деятельности по созданию ЕМЭП в условиях общеобразовательной школы: высокий, достаточный, малый и минимальный, отражающие каждый компонент ее структуры. Позволим себе утверждать, что для обеспечения продуктивного саморазвития выпускников в условиях самостоятельной деятельности необходимо сформировать у подавляющего большинства студентов музыкального отделения факультета искусств к моменту выпуска уровень готовности к созданию ЕМЭП не ниже достаточного.
На основании проведенного исследования мы сделали вывод о недостаточной разработанности в психолого-педагогической и музыкально-методической литературе проблемы формирования готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы и отсутствии соответствующих педагогических технологий его реализации. Это вызвало необходимость разработки и внедрения процесса формирования их готовности к данной деятельности на основе реализации определенного комплекса педагогических условий.
В рамках обозначенной нами проблемы был предпринят педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Первый этап эксперимента был связан с диагностикой и выявлением сформированности уровня готовности к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы будущих учителей музыки и практикующих учителей музыки по трем критериям: когнитивному, эмоционально-рефлексивному и мотивационноценностному, а также степени их удовлетворенности качеством организации существующей в вузе системы формирования исследуемой готовности.
Анализируя полученные данные констатирующего этапа эксперимента, мы определили недостаточно эффективное формирование готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы, преобладание у большинства респондентов уровня исследуемой готовности ниже достаточного, что определило необходимость ведения специальной работы по формированию указанной готовности в рамках вуза и курсов повышения квалификации учителей музыки СКИПКРО.
Формирующий этап эксперимента состоял в разработке методического обеспечения формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы, а также обосновании педагогических условий для успешного протекания данного процесса. С этой целью нами был разработан и в экспериментальной группе апробирован спецкурс «Формирование единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы»; отобраны и апробированы методы и формы воспитания и обучения, подобранные с учетом их воздействия на каждый из выделенных нами компонентов формируемой готовности; выявлен большой дидактический потенциал дисциплин теоретико-методологической, методической подготовки и педагогической практики в формировании указанной готовности. Исследование также показало, что формирование личностной направленности студента возможно, если в процессе формирования исследуемой готовности будет точно определена и поддержана его субъективная позиция посредством стимулирования личностных достижений студентов деятельности по созданию ЕМЭП и включения студентов в личностно-значимую для них деятельность. Создание условий, подчеркивающих личностные достижения студентов в процессе формирования их готовности к созданию ЕМЭП школы, стимулирует активность студентов по освоению педагогического творчества, и тем самым, делает их субъектами собственно личностного профессионального развития.
Анализ музыкально-методической и научно-педагогической литературы, наше исследование показали, что критериями личностных достижений в педагогической реализации образовательного потенциала музыкального искусства в условиях создания ЕМЭП выступают осмысленность собственных достижений в музыкально-педагогической деятельности; заинтересованность студента в личностных достижениях в педагогической реализации образовательного потенциала музыкального искусства в условиях ЕМЭП; практическая готовность к самосовершенствованию достижений в музыкально-педагогической деятельности по созданию ЕМЭП.
На заключительном этапе исследования нами была проведена работа по выявлению эффективности формирующего эксперимента. Анализ полученных результатов выявил повышение уровня сформированности готовности к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы по всем критериям в экспериментальной группе. В ходе эксперимента нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза о том, что успешность и эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки возрастает, если подготовка протекает в рамках образовательного процесса, ориентированного на формирование готовности будущих учителей музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы и обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: пониманием данного процесса как целостного процесса общекультурного и профессионального развития учителя музыки в ходе его профессиональной подготовки; обеспечением продуктивности и эффективности формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы с использованием педагогического потенциала дисциплин общепредметного и специального блоков государственного образовательного стандарта и педагогической практики в развитии творческого потенциала студента на основе освоения ими новых музыкальных технологий; формированием личностной направленности студента на педагогическую реализацию образовательного потенциала музыкального искусства, на музыкальное просвещение и воспитание школьников с ориентацией на гарантированный конечный результат.
Заключение
Проблема формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы в вузе, адекватной современным требованиям общества, является одной из актуальных дидактических проблем обучения. Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя музыки, закономерность процесса профессионального становления его творческой саморазвивающейся личности, реалии времени диктуют необходимость улучшения подготовки учительских кадров данной специальности в рамках высшего учебного заведения. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и наше экспериментальное исследование практического состояния данной проблемы показали необходимость поиска продуктивных путей и средств подготовки будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы в условиях музыкального отделения факультета искусств СГПИ, позволяющих сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным, так как действующая система не обеспечивает достижения необходимого уровня обозначенной готовности.
Теоретическое изучение обозначенной проблемы позволило нам разработать авторский подход по формированию готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы, апробированный в ходе педагогического эксперимента, имевшего целью исследование уровня обозначенной готовности. При этом под готовностью к созданию ЕМЭП мы понимаем интегративное образование профессиональных и личностных качеств, проявляющееся на субъективном уровне как сложный процесс, синтезирующий в себе следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-рефлексивный и направленный на осознание будущим учителем музыки целостности процесса организации воспитательно-образовательной урочной и внеурочной деятельности с целью более эффективного решения профессионально-педагогических задач. Методическое обеспечение формирования указанной готовности будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: понимании данного процесса как целостного процесса общекультурного и профессионального развития учителя музыки в ходе его профессиональной подготовки; обеспечении продуктивности и эффективности формирования готовности будущего учителя музыки к созданию ЕМЭП общеобразовательной школы с использованием педагогического потенциала дисциплин общепредметного и специального блоков государственного образовательного стандарта и педагогической практики в развитии творческого потенциала студента на основе освоения им новых музыкальных технологий; формировании личностной направленности студента на педагогическую реализацию образовательного потенциала музыкального искусства, на музыкальное просвещение и воспитание школьников с ориентацией на гарантированный конечный результат; разработкой и апробацией спецкурса «Формирование единого музыкально-эстетического пространства общеобразова-, тельной школы».
Эксперимент подтвердил правильность выдвинутой нами гипотезы. Предложенное нами методическое обеспечение формирования готовности к созданию ЕМЭП и выделенные педагогические условия эффективного протекания данного процесса доказали свою состоятельность и право применяться на-практике.
Поставленные нами исследовательские задачи решены, а цель предпринятого научного поиска достигнута.
Вместе с тем очевидно, что полученные нами результаты не претендуют на окончательный ответ по всем возникшим в ходе проводимых изысканий вопросам. Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в направлении поиска перспективных путей подготовки будущего учителя музыки к творческой деятельности в условиях ЕМЭП общеобразовательного учреждения с привлечением дополнительных специализаций, через разработку инновационных обучающих и управляющих моделей, за счет целенаправленного объединения усилий всех преподавателей соответствующих отделений учебного заведения на данном направлении образовательно-воспитательной деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пикалова, Ольга Николаевна, 2006 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки в вузе/ Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции.- М., МПГУ. 1999. - 118 с.
3. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. -М.: Академия, 2002.- 272 с.
4. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя: уч. пособие. -М.: Просвещение, 1984. 186с.
5. Абоимова Н.В., Жирова H.A. Музыка. Программа интегрированного курса педагогического училища по специальности 0312-«Преподавание в начальных классах». Научный руководитель Т.В.Челышева. М.: АПК и ПРО, 2000. - 82 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.- 352 с.
8. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта. М., Владос, 2000. -336 с.
9. Альтшуллер Г.С. Творчество как наука М.: Советское радио, 1979.- 14 с.
10. Ю.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом1. Амонашвили, 1996. 494 с.
11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
12. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 128 с.
13. Античная музыкальная эстетика. Собрание текстов А.Ф. Лосева. Предисловие В.П. Шестакова. М., Музгиз, 1960. - 288 с.
14. Апраксина O.A. Современные требования к учителю музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе. 1983.-№1.-С. 20 - 26.
15. Апраксина O.A. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М., 1990. - 59 с. (Библиотека учителя музыки).
16. Апраксина O.A. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12: Сборник статей / Сост. O.A. Апраксина. - М.: Музыка, 1977.- 110 с.
17. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
18. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М.: АПН СССР, Институт общей педагогики. - 1986. - 37 с.
19. Арчажникова Л.Г. К вопросу построения профессиограммы учителя мукзыки / Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе // М/сб. науч. тр. Саратов, СГПИ, 1982. - С. 27-35.
20. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение. - 1984. - 111 с.
21. Арчажникова Л.Г. Подготовка будущего учителя музыки // Советская педагогика, 1980.- №7. С. 99 - 103.
22. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л. 1965. - 144 с.
23. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (дид.аспект). М.: Педагогика, 1982. - 192с.
24. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
26. Батракова С.Н. Основы профессионального педагогического общения -Ярославль: ЯрГУ, 1986. 80 с.
27. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века.- М.: РОУ, 1994. -112 с.
28. Блинова М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. 144 с.
29. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика, 1991. -№9. С. 124.
30. Бодалев A.A. Диалоги о формулах и красоте: Кн. для учителя. М., 1990. - 224 с.
31. Болотов В., Спиро Дж. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы // Директор. М.: Российский салон, 1995.-№1.-С. 67-73.
32. Бондаревская Е.В. Культурные смыслы современного воспитания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика региону», 22-25 апреля 2003. - Ставрополь: СГПИ, 2003.-352 е., с. 10-13.
33. Ванслов B.B. Изобразительное искусство и музыка. Изд.2-е, доп. JL, Худ-к РСФСР, 1983.-400 с.
34. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. 1989. №3.- С. 10-16.
35. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение/ Монография.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 75 с.
36. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Знание, 1983. - 146 с.
37. Вишнякова Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества: Пособие для учителя. Минск: БелНИИ образования, 1992. - 76 с.
38. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.- 18 с.
39. Восприятие произведений искусства на уроках музыки. Методич. рекомендации по изучению программы в пятом классе одиннадцатилетней средней школы. Сост. JI. JI. Маслова. Новосибирск, 1988. - 20 с.
40. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского.- М., 1987.-334 с.
41. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
42. Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983. - 109 с.
43. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1988. - № 2. - С. 23-37.
44. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры школьников: Дис. канд. пед. наук.- М., 1991.- 160 с.
45. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. Монография. М., Искусство в школе, 2001. - 372 с.
46. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
47. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988. -№2.-С. 7-17.
48. Горюнова JI.B. Развитие ребенка как его жизнетворчество// Музыка в школе. 1992.- №4.- С. 15-18.
49. Горюнова JI.B. Говорить языком самого предмета// Теоретические основы учебника «Музыка». Пособие для учителя. М., 1989. - 68 с.
50. Горюнова JI.B., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства. М., Прометей. - 1989. - 104 с.
51. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030700 "Музыкальное образование" // Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. - 33 с.
52. Гришанович H.H. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности 2119 "Музыка и пение"): Науч.-метод. разработка. Минск, 1985. - 161 с.
53. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Вопросы психологии 1988. - № 4. - С 22 - 32.
54. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебн. пособ. / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
55. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1989. -207 с.
56. Дорошенко С. И. Музыкальное образование в России: историко -педагогическое исследование: Монография. Владимир: ВГПУ, 1999. -212 с.
57. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дисс. докт. пед. наук. М., 1983. - 340 с.
58. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. - 176 с.
59. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 3. М.: «Знание», 1973. - 78 с.
60. Ильина Т.А. Развитие концепций педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М: Знание, 1984. - С.34 - 68.
61. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984. - 495 с.
62. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практика применения). Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 24 с.
63. Ильин Г.Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. -М., 1992.-78 с.73 .Исследование художественных интересов школьников / Под общей редакцией С.В.Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина. М., 1974. - 169 с.
64. История педагогики: Учебное пособие для пед. ун-тов. В 2 ч. / Под. ред. А.И. Пискунова. М: Сфера, 1997. - Ч. 1. - 192 с.
65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
66. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. 192 с.
67. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. (Статьи и выступления разных лет). М.: Знание, 1984.-64 е.- (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Эстетика»; №1).
68. Кабалевский Д.Б. Поле деятельности огромное.// Музыка в школе. -1988.-№1.-С. 8-15.
69. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.
70. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Советская музыка. 1987. - №1.- С. 26-38.
71. Кагаров Е.Г. НОТ и учитель. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 141 с.
72. Кадобнова И.В., Усачева В.О. и др. Искусство слышать: Учебно-методический комплект. М.: Радуница, 1994. - 108 с.
73. Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в целостном учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994.- 19 с.
74. Калапуша Л.Р. Моделирование в изучении физики. К.: Рад. Школа, 1982.- 158 с.
75. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.144 с.
76. Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках: Филос.-методол. пробл. М.: Высш. шк., 1986. - 101 с.
77. Кардашев В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных категорий в биологии. М.: Наука, 1972. - С. 208 - 219.
78. Кацура A.B., Келле В.В., Новик И.Б. Философско-гносеологические аспекты системного моделирования. М.: ВНИИСИ, 1982. - 52 с.
79. Ключевский В.О. Два воспитания. Собр. соч. Т.9. М., 1990. - 256 с.
80. Козлов Н.И. Проблема методов в музыкальной педагогике: Научно-методическое пособие к спецкурсу. Чита: ЗГПУ, 1998. - 51 с.
81. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся (проект) / В.В. Алексеева, Л.В. Горюнова, И.Г. Димова и др.; Под.рук. Б. М. Неменского // Искусство в школе. -1991.-№1.- С. 8-15.
82. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М.: Учпедгиз, 1959. - 320 с.
83. Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. Монография / Т.П. Королева, Мн.: «Технопринт», 2003. -216 с.
84. Кормина Е.Я. Реализация образовательного потенциала художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки // Актуальные проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. науч. тр. -Саранск, 2000. -С. 122 130.
85. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философско гуманистические основания педагогики. - Ростов н/Д.: Изд - во РГПУ, 1997. - 80 с.
86. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога — исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
87. Краткий психологический словарь / Ред. составитель J1.A. Карпенко; Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов/Д; изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.
88. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. М., 1968. 246 с.
89. ЮО.Кубанцева Е.И. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач на уроке музыки: Дис.канд. пед. наук. М., 1999. - 192 с.
90. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. - № 2. - С. 34-56.
91. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1994. - № 1. - С. 20 - 26.
92. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М: Высшая школа, 1990. - 117 с.
93. Кукушин B.C. Теория и методика воспитательной работы. Ростов-на-Дону, 2002.-316 с.
94. Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии 1983.-№ 3. - С. 51 - 61.
95. Юб.Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М, 1970. -147 с.
96. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.
97. Леонтьев А.Н. Деятельность: Сознание: Личность. М., 1975. - 220 с.
98. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 с.
99. Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень №9. -М., 1969. -36 с.
100. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. / Труды по русской и славянской филологии. Т. XI. вып. 209. Тарту. - 1968. -С.5-50.
101. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование. - М: КГУКИ, 1999. - 65 с.
102. Матвеева Л.В. Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.
103. М.М. Бахтин как философ. Отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. -М., Наука, 1992. 256 с.
104. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? Высшее образование. - 1988. - № 8. - С. 56-62.
105. Методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности 030700 -Музыкальное образование. Сост. Абдуллин Э.Б, Николаева E.B. М., МПГУ, 2003. - 28 с.
106. Мисаилова И.И. Прогрессивные идеи и методологические принципы русских музыкантов второй половины XIX начала XX вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования: Дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 172 с.
107. Моделирование педагогических ситуаций: Пробл. повышения качества и эффективности общепед. подготовки учителя / Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, Я.И. Петров и др.; Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.
108. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр,
109. Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
110. Муцмахер В.И. О развитии профессионально значимых качеств личности учителя музыканта // Музыка в школе. - 1989. - №4. - С. 24-27.
111. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб. статей / Ред. сост. В.Н. Максимов. - М., 1980. - С.91-111.
112. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-383 с.
113. Наин А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы. Монография. Шадринск: Изд-во ПО (Сеть), 1999 - 328 с.
114. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы, 2001. № 1. - С. 97-111.
115. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования/ Роль искусств в общеобразовательном процессе. М., 1999. - С. 3-26.
116. Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. -3-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
117. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск, 1988. - 64 с.
118. Немыкина И. Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки,- Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т, 1997. 156 с.
119. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. -Екатеринбург: УГПИ, 1993. 64 с.
120. Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу исследователю). М., 1994. - 146 с.
121. Образовательная область «Искусство» // Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования / Отв. ред. Курнешова JI.E. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000. - 136 с.
122. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.-960 с.133.0сеннева М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов нач. фак-тов педвузов. М.: Академия, 2001. - 368 с.
123. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования // Сов. педагогика. 1981. - № 6. - С. 86 - 94.
124. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, H.H. Тарасевич и др. Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
125. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. - 638 с.
126. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа Пресс, 1998. - 512 с.
127. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
128. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. С.А.Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.
129. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТО "Пассим". 1994. - 304 с.
130. Пиличяускас A.A. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. 1989. - № 1. - С. 6-11.
131. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003. - 496 с.
132. Практическая логика: Учеб. пособие / A.A. Ивин.-М.: Фаир пресс, 2002. - 288 с.
133. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций отечественного музыкального образования: история и современность. Методическое пособие для учителей музыки. / Авторы составители: С.М. Едунов, Г.А. Праслова. - СПб: Изд-во СПбГУПМ, 2001.- 140 с.
134. Прозорова А.Н. «В некотором царстве, музыкальном государстве»: Сказка-учебник. М.: Крипто-логос, 1997. - 56 с.
135. Профессиональная подготовка учителя музыки в условиях личностно-ориентированного образования. / Под общ. ред. Шевченко H.H. Петрозаводск, 1998. - 48 с.
136. Психология формирования и развития личности / Ред. Анциферова Л.И. -М.: Наука, 1981.-С. 8-9.
137. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского,- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
138. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 1ч.- 608 с. II ч. - 400 с.
139. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96 с.
140. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. -141 с.
141. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности.-М., 1985.-71 с.
142. Рапацкая Л.А. «Четвертая мудрость»: О музыке в культуре древней Руси. М.: Музыка, 1997. - 181 с.
143. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. - 192 с.
144. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие по курсу «История русской музыки». М.: МГО-ПУ, 1996.- 146 с.
145. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 193 с.
146. Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1977. - 413 с.
147. Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1989. 238 с.
148. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учебно-методическое пособие. СПб.: ГУПМ, «Мим-Экспресс», 1997. - 128 с.
149. Редько Л.Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. -Ставрополь; Ставропольсервисшкола, 2001. 320 с.
150. Решение коллегии Министерства образования в общеобразовательных учреждениях // Искусство в школе. 1995. - № 3. - С.7
151. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: , Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 е.- (Педагогическая мастерская).
152. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: ЗАДРУГА, 1920. - 540 с.
153. Семенов Н. О некоторых перспективах развития трудовой деятельности. «Коммунист», 1973. № 15. - С.З - 5
154. Сергеева Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1997. - 94 с.
155. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд ний и фак. сред. учеб.заведений. -2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 128 с.
156. Семушина Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: НИИВШ, 1989. - 40с.
157. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994.-№5.-С. 16-21.
158. Сластенин В.А., Матросов В.Л. Новой школе нового учителя // Педагогическое образование. - 1990.- №1. - С.11.
159. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. - 224 с.
160. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. М.,1993. - 260 с.
161. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Гилярова М.С., Худа-кова E.H. и др. М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.
162. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки. Ленинград: Музыка. - 1975. -64 с.
163. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн. 1. Л., 1980. - 295 с.
164. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. - 192 с.
165. Спутник учителя музыки. / Сост. Т.В. Челышева. М., 1993.- 240 с.
166. Сухомлинский В.А. О воспитании. 4 изд.- М.: Политиздат, 1982. - 279 с.
167. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. М., 1990. - 228 с.
168. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2002. - 128 с.
169. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу «Педагогика» / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. - 48 с.
170. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
171. Тельчарова P.A. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа. Автореферат дис. доктора философ, наук. М. -1992.-30 с.
172. Тенюкова Г.Г., Медведева И. А. Организация научно-исследовательской работы студентов на музыкально-педагогическом факультете: Учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И .Я. Яковлева, 2000. - 136 с.
173. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие / Под. ред. JI.B. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской. М., 1998.-336 с.
174. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В.Я. Струминского. М., 1953. - Т. 1. - 639 с.
175. Фридман С. М. Социалистическая перестройка воспитания и политехнизм. М.: Работник Просвещения, 1930. - 104 с.
176. Фридман A.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. - 80 с.
177. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., Музыка. - 1990. - 175 с.
178. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / Сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. - 528 с.
179. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. - 527 с.
180. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред.А.Н. Алексеева и А.И. Щербакова. Сост. М.И. Анисов. М.: Просвещение, 1972.-407 с.
181. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М., 1994.- 384 с.
182. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.
183. Челышева Т.В. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. Теория и практика. М.: АПКиПРО, 1999. - 104 с.
184. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: ЛОГОС, 1993.- 181 с.
185. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия АПН РСФСР. М., Л. 1947. - Вып. 2.- С. 29 - 42.
186. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М., 1975.-200 с.
187. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед.вузов. М.: издательский центр «Академия», 2000.- 228 с.
188. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 314 с.
189. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. М., 1999.- 88 с.
190. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения). Автореферат дис. доктора пе-дагогич. наук. М., 1999. - 43 с.
191. Школяр JI.B. На единых принципах / Музыка в школе. 1988. - №3. - С. 7-10.
192. Шостакович Д. Знать и любить музыку. М., Молодая гвардия, 1958. -200 с.
193. Штофф В.А. Моделирование в философии. М., Наука (Лен. отделение), 1966. - 301 с.
194. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Виконт, 1994. - 104 с.
195. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: СБ. М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. - 400 с.
196. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
197. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.: Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.
198. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
199. Winteler A. Professionell lehren und lernen: Ein Praxisbuch. -Darmstadt, 2004.- 183 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.