Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Яхина, Лилия Альфатовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яхина, Лилия Альфатовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Социально-исторические и культурологические аспекты развития музыкального образования республике Башкортостан . 10 1.1 .Этнос и башкирская этнопедагогика: историко-педагогический анализ.
1.2.Народная музыкальная культура и её роль в этнопедагогике
1.3. Становление музыкального образования в республике Башкортостан.
ГЛАВА 2. Организационно-методические основы профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан
2.1. Структура и содержание профессиональной подготовки учителя музыки.
2.2. Содержательное наполнение национально-регионального компонента ГОС по специальности "Музыкальное образование" в республике Башкортостан.
2.3. Ход и результаты эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: на материале Республики Башкортостан2010 год, кандидат педагогических наук Политаева, Татьяна Ивановна
Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки2004 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Татьяна Владимировна
Формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки2006 год, кандидат педагогических наук Северинова, Лариса Ивановна
Этнопедагогическая подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в сельской школе Чувашии2004 год, кандидат педагогических наук Дзюба, Татьяна Алексеевна
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки в Республике Башкортостан»
Сегодня одним из важнейших направлений государственной политики в регионах является возрождение системы национального образования, основанной на народных традициях. Всё большее значение приобретает необходимость усиления национально-регионального компонента в подготовке учителя музыки и приобщения студентов к этнической художественной культуре.
Включение национального музыкального материала в профессиональные образовательные программы высшей школы требует комплексного изучения проблемы на философском, социологическом, искусствоведческом, музыкально-этнографическом уровнях. Однако следует помнить, что комплексное освоение народного искусства должно быть вплетено в систему образования не в качестве отдельных этнографических элементов, играющих роль национального символа, а в форме целостного освоения традиций в её системном виде. Только это позволит познать теснейшую связь народного искусства с жизнью и историей конкретной республики, ее народа.
Данная ситуация обусловила необходимость переосмысления исходных теоретических положений профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан на базе всестороннего изучения закономерностей развития башкирской музыкальной культуры и народной педагогики: в единстве народной и профессиональной музыки (народный фольклор и профессиональное музыкальное творчество), в неразрывной связи исторических воспитательных и образовательных традиций башкир и современных достижений национальной педагогики.
Постоянные социальные перемены и потрясения в обществе заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и народного согласия. К настоящему времени накоплено значительное количество исследований, посвященных проблеме взаимосвязи научной и народной педагогики. Теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах С.А.Аничкина, В. Ф. Афанасьева, Г. Н.Волкова, В. А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др. Идеи реализации этнических традиций в воспитании представлены в работах И. С. Кона.
Особый интерес представляют научные материалы, в которых этно-педагогические проблемы рассматриваются применительно к особенностям республики Башкортостан (К.Ш.Ахияров, В.И.Баймурзина, Ю.З. Кутлугильгина, JI.M. Кашапова, З.Ф. Мубинова, А.М.Сафин и др.).
Вопросы теории этноса рассматриваются в работах Ю. В. Бромлея, П. JI. Белкова, JI. Н. Гумилёва, С. В. Лурье, С. А. Токарева, Н. Н. Чебок-сарова и других.
Диссертационные исследования С.Е.Беляева, Е.В.Бизиной-Аккерман, И.А.Богданова, Л.М.Кашаповой, И.С.Кобозевой, Т.И.Надеждинской, Н.Х.Халитовой, З.М.Явгильдиной посвящены различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса с использованием народного музыкального опыта.
В решении вопроса музыкального образования учителей музыки с учетом национального компонента и региональных особенностей мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, филологов и историков (Л.П. Атанова, Н.В. Ахметжанова, Р.Г. Кузеев, Л.Н. Лебединский, Л.Н.Нагаева, С.Г.Рыбаков, Р.С.Сулейманов, М.Н.Фархшатов, М.П. Фоменков и др.).
Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований проблема использования традиций национальной музыкальной культуры в музыкальном образовании студентов остаётся недостаточно разработайной: до сих пор не сложилось ее целостного видения в практике высшей школы. Недостаточная сформированность этнопедагогических знаний и умений у выпускников педагогических учебных заведений порождает значительные трудности в сохранении духовного наследия народов Башкортостана, их творческом развитии в условиях современной этнокультурной и этносоциальной ситуации.
Таким образом, обнаруживается явное противоречие между объективной необходимостью музыкального воспитания средствами национальной музыкальной культуры и неразработанностью содержания национально-регионального компонента профессиональных образовательных программ подготовки учителей музыки в республике Башкортостан.
Возникшее противоречие между объективными потребностями практики и инертностью педагогического образования в данном направлении определило выбор темы нашего исследования: "Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки ".
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и выявлении этнопедагогических основ содержания профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан.
Объектом исследования выступает профессиональная подготовка учителя музыки в ее целостном виде.
Предмет исследования - этнопедагогические основы содержания музыкального образования в республике Башкортостан.
Гипотеза исследования конкретизирована нами следующим образом: эффективность подготовки учителя музыки в республике Башкортостан будет достигнута при условии реализации в учебно-воспитательном процессе педвуза основ традиционной системы музыкального воспитания башкир, включающих:
• опору на исторически сложившуюся систему форм, методов и средств воспитания;
• синкретическое единство народной и профессиональной культуры башкир;
• воспитание ценностного отношения к национальной музыкальной культуре.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
• проанализировать становление и развитие башкирской этнопеда-гогики;
• раскрыть национальное своеобразие музыкальной культуры и музыкального воспитания башкир;
• определить этнопедагогические основы и на их основе разработать национально-региональный компонент учебного плана и технологию его введения в образовательный процесс;
• проверить и практически подтвердить эффективность построения профессиональной подготовки учителя музыки с учетом этнопедагогиче-ских основ.
Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры, его отношении к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов (Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Д.С.Лихачев и др.); идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой (А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов, С.А. Шмаков и др.); психолого-педагогическая теория личности и творчества (Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская, Н.В.Кузьмина); ведущие положения теории народной музыкальной культуры и ее роли в музыкальном воспитании (Б.В.Асафьев, В.А.Афанасьев, В.И.Баймурзина, З.Кодай и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин).
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: исторический и теоретический анализ философско-эстетической, социально-культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ этнопедагогического материала с целью выявления эффективности его включения в национально-региональный компонент профессиональной образовательной программы подготовки учителя музыки в республике Башкортостан; изучение и анализ передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа.
Научная новизна состоит в следующем:
• проведен ретроспективный анализ развития музыкального образования и воспитания в республике Башкортостан;
• проанализированы и введены в научно-педагогический оборот малоизвестные источники и архивные материалы из области становления системы музыкального образования и воспитания в Башкортостане;
• выявлены и систематизированы традиционные формы, методы и средства музыкального воспитания.
Теоретическая значимость диссертации заключается в:
• определении и адаптации к современной образовательной практике этнопедагогических основ, обеспечивающих воспитание национального самосознания, патриотизма, ценностного отношения и уважения к национальным традициям и обычаям в процессе профессиональной подготовки учителя музыки;
• обосновании и разработке содержания национально-регионального компонента профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 030700 - "Музыкальное образование".
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные об основных закономерностях музыкального воспитания и образования башкир в их взаимообусловленности с этнопедагогическими основами могут быть использованы для возрождения национального самосознания и реконструкции системы музыкального обучения и воспитания в республике в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Результаты исследования нашли отражение в содержании теоретических и практических курсов, используются при подготовке педагогических кадров в республике Башкортостан.
На защиту выносятся следующие положения^
1. Этнопедагогические основы содержания профессиональной подготовки учителя музыки, являющиеся составной частью обновления существующей системы музыкального образования в республике Башкортостан, включают опору на исторически сложившуюся систему воспитания, синкретическое единство народной и профессиональной культуры башкир, воспитание ценностного отношения к национальной музыкальной культуре.
2.Внесение в содержание национально-регионального компонента учебного плана специальности 030700 - "Музыкальное образование" дисциплин, ориентированных на знакомство, возрождение и сохранение национальных культурно-музыкальных традиций башкир, способствует повышению эффективности профессиональной подготовки учителя музыки и ее содержательному обновлению в соответствии с современной социокультурной ситуацией.
Экспериментальное исследование проводилось на базе музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института, средних общеобразовательных школ № 3, 11, 18, 32 г. Стерлитамака.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995-1997) изучались теоретические аспекты проблемы, происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, определялись цель, предмет, объект и задачи исследования. На втором этапе (19971998) уточнялась гипотеза исследования, определялись структура и организация экспериментального исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (1998-2000) осуществлялись интерпретация и оформление полученных результатов исследования, уточнялись выводы.
Апробация результатов осуществлялась при обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедрах теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ и СГПИ, в выступлениях на научно-практических конференциях в гг. Уфе (1997 г.), Москве (1999 г.), Екатеринбурге (2000 г.), через публикацию научно-исследовательских материалов, путем внедрения в практику работы музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора2006 год, кандидат педагогических наук Хулхачиева, Галина Шургаевна
Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора2007 год, кандидат педагогических наук Кириченко, Татьяна Дмитриевна
Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: На материале башкирского музыкального искусства2002 год, кандидат педагогических наук Зиннурова, Альфия Саитовна
Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании: На материале Республики Бурятия2002 год, кандидат педагогических наук Алешина, Эржена Стальевна
Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.2005 год, кандидат педагогических наук Валиахметова, Альфия Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Яхина, Лилия Альфатовна
Заключение
Результаты проведенного теоретического и практического исследования послужили основой для следующих выводов.
Современные общественно-экономические преобразования в нашей стране обусловливают новые требования к профессиональной подготовке национальных педагогических кадров. Важнейшим направлением государственной политики в регионах является возрождение системы национального образования, основанной на народных традициях. В связи с этим в профессиональной подготовке учителя музыки все более актуальным представляется необходимость включения национального материала в профессиональную образовательную программы высшей школы по специальности "Музыкальное образование" с целью приобщения студентов к этнической художественной культуре, что подразумевает: воспитание ценностного отношения к культуре Башкортостана; знание национальной музыкальной культуры; приобретение навыков исполнения народной и профессиональной башкирской музыки; стремление применять этнокультурный материал в практической деятельности.
Этнопедагогические основы профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан, включают в себя опору на исторически сложившуюся систему традиционных форм, методов и средств воспитания как идеальных образцов, стереотипов деятельности, обеспечивающих преемственность социального, духовного, художественного опыта народа. Это позволяет формировать личность учителя музыки с учетом народно-педагогической практики, фольклорно-музыкальных традиций и произведений современных башкирских авторов, трансляции ценностей народной музыки и опыта песенного и инструментального исполнительства в практическую деятельность на основе синкретического единства народной и профессиональной музыкальной культуры башкир.
Исследование заставило изменить расстановку акцентов по степени важности исходных моментов. Мы предполагали равнозначность выявленных этнопедагогических основ. Результаты эксперимента показали, что ведущим фактором, определяющим содержание профессиональной подготовки учителя музыки в республике Башкортостан, является воспитание ценностного отношения к национальной музыкальной культуре. Аксиологическая установка тем более необходима, поскольку от ориентации личности на общечеловеческие ценности и ценности национальной культуры зависит профессиональное развитие учителя.
Одним из условий воспитания ценностного отношения к национальной музыкальной культуре является включение в национально-региональный компонент учебного плана по специальности "Музыкальное образование" дисциплин, позволяющих обеспечить "двуединую задачу достижения мирового уровня образования" при сохранении национальной самобытности и всестороннем приобщении к собственной национальной культуре.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования: содержательные основы профессиональной подготовки учителя музыки определяются ценностным отношением к национальной музыкальной культуре; опорой на традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания; взаимодействием элементов народной и профессиональной музыкальной культуры.
Актуализация аксиологического потенциала национальной культуры дает осознание значимости общечеловеческих ценностей и обеспечивает формирование эстетических предпочтений и ориентаций личности педагога-музыканта в профессиональной деятельности, то есть способствует повышению эффективности профессиональной подготовки учителя музыки и ее содержательному обновлению в соответствии с современной социокультурной ситуацией в республике.
В перспективе представляется возможной разработка следующих направлений обозначенной проблемы: влияние русской музыкальной культуры на развитие музыкального образования в Башкортостане; музыкальное образование в мусульманских учебных заведениях; становление и развитие профессионального музыкального образования в крае и т.п.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яхина, Лилия Альфатовна, 2000 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. -112 с.
2. Абдуллин Э.Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования// Преподаватель. 1999. №4. -С.20-24.
3. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Уфа: Башкнигоиздат, 1977.-320 с.
4. Алябьев А.А. Азиатские песни ( 4 песни: 2 башк.,1 туркмен., 1 киргизская): увертюра для симф. оркестра. Санкт-Петербург, 1830.
5. Аничкин С.А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований: Методические рекомендации/СГПИ. Свердловск, 1980.-41 с.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983. 224с.
7. Ардашев И. Современное состояние мусульманских конфессиональных школ в России и стремление мусульман к их преобразованию. -Уфа, 1915.- 15 с.
8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1988.-243 с.
9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. - С. 47- 67.
11. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
12. Атанова Л.П. Музыкальная культура Башкортостана // Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа: Китап, 1994. - 160 с.
13. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского фольклора." Уфа, Йэшлек, 1992. 190 с.
14. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика русских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 231с.
15. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. - 242 с.
16. Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки/ УГИИ. Уфа, 1995,- 119 с.
17. Багуманова М.Х. Указатель литературы о башкирах. 4.2. -Уфа:Китап, 1997. 144 с.
18. Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики. Уфа, 1995. - 136 с.
19. Баймурзина В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1992. -18 с.
20. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978. - 190 с.
21. Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку. М.: Музгиз. -1956.-48 с.
22. Башкирское народное творчество: Богатырские сказки.- Уфа: Китап,1988, Т.3.- 448 с.
23. Башкирское народное творчество: Песни. Уфа: Китап, 1995, Т.8. - 400 с.
24. Башкирское народное творчество: предания и легенды. Уфа: Китап, 1987, Т. 2. - 274 с.
25. Башкирское народное творчество: Эпос. Уфа: Китап,1987, Т.1.540 с.
26. Башкирские народные песни, песни-предания/ Сост.: Ф.А.Над-ршина. Уфа: Китап, 1997. - 288 с.
27. Башкирские шежере /Сост., перевод Р.Г.Кузеев. Уфа: Баш-книгоиздат, 1960. -79 с.
28. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
29. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления/ Свердл. обл. ин-т усоверш. учителей. Науч.-исслед. лаб. "Альтернативная педагогика". Екатеринбург, 1996. - 93 с.
30. Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Дом учителя, 2000. - 236 с.
31. Белкин А.С. Возрастная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999.-27 с.
32. Белков П.Л. О методе построения теории этноса// Этносы и этнические процессы. М.: Восточная литература, 1993.- С. 48- 61.
33. Беляев С.Е. История музыкальной культуры Урала ( ХУ111-ХIX вв.): Курс лекций. Екатеринбург: Диамант, 1996. - 64 с.
34. Беляев С.Е. Музыкальное воспитание на Урале в 20-е годы: организация, содержание, проблемы: Дис. . канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1993.- 122 с.
35. Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика: Учебное пособие к спецкурсу. Мурманск, 1991. - 69 с.
36. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир филосо-фии.Ч.2. М.: Политиздат, 1991. - 624 с.
37. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.
38. Биишева 3. Емеш. Уфа:Башкнигоиздат, 1969. - 460 с.
39. Бобровников Н.А. Русско-туземные училища, мектебы и медресе в Средней Азии //Журнал Министерства народного просвещения . 1913. №6. - С. 228.
40. Богданов И.А. Теоретические и практические проблемы этнопе-дагогики (на примере народов Севера) : Автореф. дис. . . .канд. пед. наук в форме научного доклада. М.,1992. - 55 с.
41. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис. . . . докт.пед.наук. М., 1992. 38 с.
42. Борев Ю.Б. Эстетика. Смоленск: Русич, 1997. -Т. 1. -576 с.
43. Бромлей Ю.В. Свод этнографических понятий и терминов.- М: Наука, 1988.-156 с.
44. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука,1981.- 390 с.
45. Вертков К.А., Благодатов Г.И., Язовицкая Э.Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1975. - 369 с.
46. Вестник Европы. 1822. - № 9. - С. 84-86; - 1823. - № 15. -С.167-170.
47. Витевский В.Н. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758г. Вып.5. Казань, 1897. - 870 с.
48. Волков Т.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 168 с.
49. Гальцева Т.Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия. Дис. .канд. пед. наук. М.:, 1994, - 176 с.
50. Гафури М. Избранные стихи. М.: Художественная литература. -М., 1980.-269 с.
51. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности "030700 Музыкальное образование". - М.,1995.-32 с.
52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. - 384 с.
53. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Санкт-Петербург: OMS, 1994. - 192 с.
54. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л:ЛГУ,1989. - 495с.
55. Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора //Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. - 223 с.
56. Даль В. Башкирская русалка //Башкирия в русской литературе. -Уфа: Башкнигоиздат, 1989. Т. 1. - С. 172 - 187.
57. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
58. Добротворский П.И. В глуши Башкирии. Уфа: Башкнигоиздат,1989. -254 с.
59. Добротворский П.И. Радость Муффазала. Башкирия в русской литературе. - Уфа, 1964, Т.2. - 420 с.
60. Жакман П.П. Из воспоминаний Оренбургского старожила //Исторический вестник. Т. 100, №4,- 1905. С.87-88.
61. Журнал Преподаватель. Музыкант педагог. № 4, 1999. С.42-44.
62. Журнал совещания при Уфимской Губернской Земской управы по вопросу о типе начальной общеобразовательной мусульманской школы (23 25 мая 1911г.). - Уфа,1911. - 73с.
63. Загузов Н.И. Теоретико-методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Метод, рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. - 34 с.
64. Закон Республики Башкортостан об образовании // Ведомости Верх. сов. и правительства Р.Б. 1993. - №4 - С.223 - 262.
65. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогкика,1990. 424 с.
66. Земцовский И.И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991.- С. 152 -189.
67. Злобин С. П. Салават Юлаев. Уфа:Башкнигоиздат, 1978. - 672с.
68. Иванов В.А. Путям степных кочевий. Уфа: Башкнигоиздат, 1984. - 136.
69. Игнатьев Р.Г. Сказания, сказки и песни./Записки Оренбургского отдела императорского русского географического общества. Вып. 3. -Оренбург, 1875. 262 с.
70. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.- 207с.
71. Из жизни Благовещенской учительской семинарии. Уфа, 1900.103 с.
72. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. - 250 с.
73. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учеб-ном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899). Вып.1.- Оренбург, 1901.-209 с.
74. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25- летие его существования (1875-1899гг.) В-2. -Оренбург, 1901,- 250 с.
75. История Татарии в материалах и документах. М., 1937. - 176с.
76. История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов 19в./ Под ред. Х.Ф.Усманова Уфа:Китап, 1997. - 520 с.
77. Интервью профессора, заслуженного деятеля искусств России М.И.Ройтерштейна. // Преподаватель. Музыкант-педагог. М.,1999. - №4.-С. 42-44.
78. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1982. - 172 с.
79. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. ст. и докл. М.: Педагогика, 1986. - 190 с.
80. Карим М. С. Избранные произведения. Уфа: Башкнигоиз-дат,1969. - Т.1.- 336 с.
81. Касьянов М.И. Последний из рода Сартаевых. БФАН, 3 фонд. 12 порядок, 259 единиц, 1935.
82. Киекбаева Д.Г. Родные и знакомые. Уфа: Башкнигоиздат, 1991. -120 с.
83. Кильдебеки X. Музыка у мусульман. Уфа, 1908. - 132 с.
84. Кильдибяков Г.Н. Магоментанские школы ( мектеб и медрессе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензелинск, 1913. - 78 с.
85. Ковальский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг. Харьков ,1959. - С. 130.
86. Козлов В.И. Большая советская энциклопедия. М.,1978, Т.30.-С.880.
87. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики / Сост. и автор предисл. И.Д. Чечель. М.: Изд. Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с.
88. Кон И.С., Решетов A.M. Этнография детства. -М.:Наука,1988.190 с.
89. Копцев В. К глубинам народной культуры // Искусство в школе. -1991. -№3.-С.64-65.
90. Корзникова Г.Г., Гутовская Е.А. Региональный компонент содержания образования в учебных программах по предметам образовательной области "Технология": Метод, разработка/ У р.ГПУ- Ека-теринбург, 1997.-Ч. 1.-65 с.
91. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. - 19 с.
92. Краткая энциклопедия Башкортостана. Уфа, 1996. -670 с.
93. Краткий исторический очерк 75-летия Уфимской мужской гимназии (1828-1903). Уфа, 1904. - 93 с.
94. Кудаш С. Ф. Незабываемые минуты. М.: Советский писатель, 1964. - 283 с.
95. Кудряшов П.М. Предрассудки и суеверия башкирцев// Отечественные записки. 4.28. 1826, № 78. - С. 5- 9.
96. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997.128 с.
97. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Баш. кн. изд., - 1978. - 263 с.
98. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Просвещение, 1967. - 237 с.
99. Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание. - 1982. - 96 с.
100. Кутлугильдина Ю.З. Традиции народной педагогики. Стер-литамак, 1996. - 116 с.
101. Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: Дис.кандидата педагогических наук. Казань, 1984. - 201с.
102. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. -М.,1965,- 245 с.
103. Лепехин И. Полное собр. ученых путешествий по России. -Спб.: 1771-1780.Т 4. -С.129.
104. Лепехин И. Полное собрание ученых путешествий по России. -Спб.: 1771-1780.-Т.1,4.11,- 139 с.
105. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе// Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1986. № 2. - С. 14-18.
106. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
107. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1998.448 с.
108. Любимов А. Мактабы и медресе г. Уфы и 1-го района Уфимского уезда. Оттиск из "Вестника Оренбургского учебного округа". -Уфа,1914. Юс.
109. МазельА.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.-М., 1967.- 752 с.
110. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса//Пед. соч.: в 8-ми т. М., 1983. - 286 .
111. Мамин-Сибиряк Д.Н. Байгуш: Из путешествия по Южному Уралу. М.,1914.-13 с.
112. Майнулов Ю.С. Средовый подход в воспитании // Воспитательная система учебного заведения: Тез. докл. науч.-метод, конф. М., 1992.-С.138 -140.
113. Мациевский И.В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования. (К насущным проблемам этноинстру-ментоведения) //Актуальные проблемы современной фольклористики. -Л.Музыка, 1980. - С.143-170.
114. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки// Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта: Наука, 1998. -336 с.
115. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 288 с.
116. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 184 с.
117. Музыка и пение в наших учебных заведениях. // Русская музыкальная газета, 1900, № 1.
118. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995. - 139 с.
119. Надеждинская Т.И. "Усвоения студентами народных основ музыки как условие совершенствования их профессиональной подготовки": Автореф. дис. . . . канд. пед. наук. М., 1980. - 16 с.
120. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФК, 1994. - 144 с.
121. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие / Уральский пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. - 64 с.
122. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки. Екатеринбург, 1997. - 156 с.
123. Нефёдов Ф.Д. В горах и степях Башкирии. Русская мысль, Спб.1882, №2. - С.210-233.
124. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального обра-зо-вания в Древней Руси с XI до середины ХУ11 столетия. М., 1998. -136 с.
125. Новикова Л.И. Школа и среда. М.,1985. - 92 с.
126. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губерни 1912-13года. Уфа, 1914.-95 с.
127. Отчет уфимского общества любителей пения и музыки за сезон 1887-88 гг. Уфа, 1888. - 23 с.
128. Отчет по временным летним педагогическим курсам для учащих народных училищ Белебеевского уезда в г.Белебее, Уфимской губернии в 1914г. -Белебей, 1914.- 90 с.
129. Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа: Башкнигоиздат, 1956, Т. 1. 4.1. - 304 с.
130. Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа: Башкнигоиздат, 1959, Т. 1.,4.2.-540 с.
131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19в.- М: Педагогика, 1976.- 600 с.
132. Песталоцци И.Г. избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М. :Пе даго гика, 1981, Т.1-2. 750 с.
133. Пидкасистый П.И. Педагогика/ 2-е изд. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
134. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-367 с.
135. Покровский И.П. Сборник башкирских и татарских песен// Записки Оренбургского географического общества. Вып. 1. Оренбург, 1870. -С.151-229.
136. Попов Н. Хозяйственное описание Пермской губерни по гражданскому и естественному её состоянию. Ч. 3. Спб., 1813. - 60 с.
137. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998гг. Уфа, 1993,- С.43.
138. Проект усовершенствованного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "030700 Музыкальное образование// Преподаватель. - 1999. - № 4. -С.2-10.
139. Протоколы 1-го съезда директоров гимназий и реальных училищ и инспекторов прогимназий Оренбургского учебного округа (23-24 сентября 1912г.). Уфа, 1913. - 99 с.
140. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1896. - 785 с.
141. Путешествие ибн-Фадлана на Волгу//Под ред. И.Ю. Крачков-ского. -М. Л, 1939. -193 с.
142. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. М.: Правда, 1981. - Т.5. -С.251 -359; Т.7. - С. 5 - 143.
143. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М.,1991. 38 с.
144. Ремезов Н.В. Быль в сказочной стране. Очерки. Уфа: Башкни-гоиздат, 1956. - 26 с.
145. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. Спб., 1897.- 330 с.
146. Рыбаков С.Г. О поэтическом творчестве Уральских мусульман: татар, башкир, тептярей. Спб.: Тип. С.Н.Худекова, 1889. - 37с.
147. Рыбаков С.Г. По Уралу, среди башкир. Путевые очерки. //Наблюдатель, Спб, 1899, № 9.- С.62-88; № 12,- С.223 248.
148. Рычков В. И. Топография Оренбургская. Оренбург, 1887.137 с.
149. Рычков П.И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896. -405 с.
150. Сафин A.M. Башкирское народное воспитание и его сущность/ СГПИ. Стерлитамак, 1994. - 190 с.
151. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. Спб, 1869. - 522 с.
152. Семенов В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие. Екатеринбург, 1993.-63 с.
153. Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сборник статей. Уфа: Союз композиторов Республики Башкортостан, 1997. - 155 с.
154. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
155. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
156. Смирнов В. И. Общая педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.
157. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
158. Соловьянюк М.Г. Проблемы национально-регионального компонента образования//Национально-региональный компонент образова-ния в условиях его стандартизации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бирск, 1997. - С.174-177.
159. Сохор Н.А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. - 204 с.
160. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. -Уфа: Китап, 1995.-246 с.
161. Султанов М.И. Башкирское предание "Зояк-Туляк и Су-Сулу'7/ Самарская газета, 1902, № 83, С. 3-4.
162. Султанов Ф.В. Культура общенародное достояние. - М.: Сов. Россия, 1985,- 160 с.
163. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1994. - 360с.
164. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1976. - С. 137-152.
165. Татищев В.Н. История Российская. M.-JL, 1962. - 247 с.
166. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М.,1997. С.271.
167. Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей // Вопросы философии. 1964, № 11.-С.43.
168. Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителя. М.: Учпедгиз. - 1955. - 479с.
169. Толстой Л.Н. Ильяс. Уфа: Башкнигоиздат, 1979. - С. 145-149.
170. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкири к Русскому государству. Уфа: Китап, 1982. - 347 с.
171. Уметбаев М. Ядкарь. Казань, 1897. - 125 с.
172. Успенский Г.И. От Оренбурга до Уфы. Уфа: Башкнигоиздат, 1974. - 124 с.
173. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. -М., 1974. Т. 1. 309 с.
174. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90е годы 19 века. М: Наука, 1994. - 144 с.
175. Фахретдинов Р. Асар. Т.1.Кн.9. Оренбург,1904 .- С.73,93.
176. Философский словарь. М.: Политическая литература, 1981.446 с.
177. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: БКИ, 1976. - 204 с.
178. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1995. - 163 с.
179. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (ХУ111-Х1Х века). Уфа,1973. - С.138-139.
180. Хусаинов Г.Б. К вопросу о башкирском стихосложении. Вопросы башкирской филологии. М.,1959. - С. 85-96.
181. Цыпин Г.М. психология музыкальной деятельности проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Мытерпракс, 1994. - 384с.
182. Черемшанский В. Описание Оренбургской губерни в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. -Уфа, 1859. -240с.
183. Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985271с.
184. Чекановска А. Музыкальная этнография. М.: Советский композитор, 1983. - 192 с.
185. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых //Советская этнография. 1967,- №4. - С.99.
186. Шацкий С. Т., Шацкая В .Н. Бодрая жизнь. М.,1962. - Т.1.445 с.
187. Школьная статистика за 1912-13 учебный год. Уфа, 1914. - 72 с. - 51 с.
188. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.,1994.240 с.
189. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. - 156 с.
190. Эвальд З.В. Песни Белорусского Полесья. М.,1979. - 240с.
191. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. -Уфа, 1972.-336 с.
192. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство развития интереса у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Казань, 1998. - 20 с.
193. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки -Минск, 1979,- 103с.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
194. ЦГИА РБ, ф.Р-798, оп.1,д.2919,л.З.
195. ЦГИА РБ, ф.Р-4753, оп.1, предисловие, с.2-3.
196. ЦГИА РБ, ф.Р- 4753, оп.1, д.6, лл.108-110.
197. ЦГИА РБ, ф.933, оп.5, д. 290, лл. 61-66.
198. ЦГИА РБ Центральный Государственный Исторический Арх Республики Башкортостан
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.