Подготовка православных педагогов в учреждении дополнительного образования к преподаванию "Основ православной культуры" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Перевертайло, Виктор Викторович

  • Перевертайло, Виктор Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 198
Перевертайло, Виктор Викторович. Подготовка православных педагогов в учреждении дополнительного образования к преподаванию "Основ православной культуры": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Волгоград. 2008. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Перевертайло, Виктор Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ "ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ".

1.1. готовность как целевой ориентир и результат подготовки православного педагога.

1.2. Ведущие критерии и уровневые характеристики готовности православного педагога. выводы первой главы.

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ "ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ".

2.1. Модель подготовки православных педагогов к преподаванию курса "Основы православной культуры" в учреждении дополнительного образования.

2.2. Ведущие педагогические средства подготовки православных педагогов к преподаванию курса "Основы православной культуры"101 Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка православных педагогов в учреждении дополнительного образования к преподаванию "Основ православной культуры"»

Актуальность исследования продиктована радикально изменившимся в последние десятилетия социокультурным контекстом российского общества. В образование постепенно на различных уровнях стали возвращаться традиционные духовные ценности, ценности русской культуры, ценности Православия. Приведем слова президента Российской Академии образования Н. Д. Никандрова, сказанные им на XI Международных Рождественских образовательных чтениях: «Я уверен и надеюсь, что Россия и дальше будет идти - пусть не быстро, пусть постепенно — по пути духовного возрождения для общей пользы всех ее граждан, и опора на традиционную российскую духовность, на Православие является самой правильной и надежной опорой». Общество все яснее начало сознавать потребность в подготовке педагогов на принципиально иной, чем атеистическая и материалистическая, мировоззренческой основе.

В настоящее время сложились и практические предпосылки, способствующие разработке целевых и процессуальных аспектов подготовки православных педагогов. В Курске, Калининграде, Смоленске, Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др. городах в школьную практику активно внедряются предметы и курсы под обобщенным названием «Основы православной культуры», реализуются учебные программы (прот. Виктора Дорофеева, А. В. Бородиной, О. Л. Янушкявичене), учебные пособия (Л. Л. Шевченко, О. Л. Янушкявичене), обобщается опыт (иеромонах Киприан (Ященко), прот. Борис Пивоваров). К сожалению, эти тенденции не получили еще достаточного теоретического осмысления, в науке не сформирован целостный образ готовности православного педагога и не исследованы процессуальные аспекты подготовки педагога на православной духовно-ценностной основе.

Подготовка педагога на православной духовно-ценностной основе представляет собой пока что новый предмет для исследователя. Но вместе с тем можно утверждать, что современные интегративные тенденции в науке создают определенные теоретические предпосылки, формируют условия для успешного решения означенной проблемы. Теологическое знание активно внедряется в систему светского образования, мировоззрение и культуру (В. Н. Назаров). Существенный вклад в интеграцию идей светской и православной педагогики вносят работы современных психологов (В. И. Слобод-чиков, Б. С. Братусь), педагогов (Е. П. Белозерцев, Т. И. Власова, И. А. Со-ловцова).

В связи с внедрением в различных регионах страны в практику государственных и муниципальных образовательных учреждений за рамками общеобразовательного стандарта предметов и курсов под обобщенным названием «Основы православной культуры», вопрос о подготовке православных педагогов приобрел подлинную актуальность и остроту.

В отношении курса «Основы православной культуры» разработаны законно-правовые основания его введения (К. А. Чернега), показано его место в учебном плане современной школы (И. В. Метлик), подготовлены первые учебные пособия (А. В. Бородина, В. А. Никитин, Л. Л. Шевченко), учебные программы (прот. Виктор Дорофеев, Л. В. Сурова, А. В. Бородина). Интересна личностно-ориентированная концепция подготовки учителей, предложенная в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства (М. В. Захарченко). Однако остается не выявленной специфика готовности православного педагога в качестве целевого ориентира и результата подготовки на материале курса «Основы православной культуры».

Ввиду отсутствия на настоящий момент вузовской специальной подготовки, православные педагоги готовятся на епархиальных курсах или на курсах в системе повышения квалификации работников образования. По официальным данным можно сделать вывод о тенденции к росту числа подготовленных педагогов. Однако исследование показало, что вопрос о критериях и уровнях подготовки решается во многом стихийно, не получает достаточного осмысления, отчего снижается качество работы православного педагога.

Следует отметить, что в практике работы православные педагоги встречаются со значительными трудностями. Учителя требуют методических указаний, разработок, учебников, учебных пособий, но вскоре понимают, что необходима в первую очередь богословская методологическая подготовка самого педагога. Опыт работы с учителями свидетельствует, что эклектизм в мировоззрении и установка на просвещенчество без образования самого педагога, носителя православной культуры, способны принести детям не пользу, а вред. И с другой стороны, новизна предмета и его сложность заставляют учителей отказываться вести «Основы православной культуры». То же можно сказать и о воспитателях детских дошкольных учреждений, педагогах дополнительного образования.

Такое положение на практике в значительной степени обусловлено недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса подготовки православных педагогов в учреждении дополнительного образования, а также невыявленностью системы педагогических средств подготовки на материале курса «Основы православной культуры».

Однако в науке сложились определенные теоретические предпосылки на религиозно-философском, философском, психологическом, педагогическом уровнях для решения объективно новых исследовательских задач.

Русская религиозная философия (В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков), впитавшая традицию славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) исповедала идеал цельного знания, где разум и вера не противоречат друг другу.

В европейской философии исчерпанность классического способа мышления (Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель), трагические прозрения иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) поставили человека перед тайной его собственного существования. Направления феноменологии (Э. Гуссерль), экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс), гуманистической философии (К. Роджерс, А. Маслоу) определили интерес к конкретному бытию человека, его жизненным потребностям и смыслам, способам его самореализации.

В отечественной философии и психологии значительными представляются идеи диалога, со-бытийности (М. М. Бахтин), понимания личности как иерархии смыслообразующих мотивов (А. Н. Леонтьев), единства деятельности и созерцания (С. Л. Рубинштейн), целостного отношения Человек - Мир (А. С. Арсеньев).

В современных исследованиях подготовка педагога рассматривается в единстве личностной и профессиональной составляющих (В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. В. Зайцев) как формирование субъектной позиции (Н. М. Борытко). Подготовка православных педагогов наряду с личностно-субъектными и профессиональными качествами предполагает углубленное усвоение православного мировоззрения (В. В. Зеньковский, митр. Амфилохий (Радович), Л. В. Сурова).

Аспект готовности педагога к профессиональной деятельности исследовался в работах Н. К. Сергеева, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, Н. Е. Щурковой и др. Вопрос о критериях и уровнях подготовки педагога нашел отражение в исследованиях В. С.Ильина, О. С. Гребенюка, В. В. Зайцева и др. Различным аспектам моделирования целостного педагогического процесса, таким как стадийность, ситуационность, интенциональность, посвящены исследования В. С. Ильина, В. А. Павлова, Н. М. Борытко, И. А. Соловцовой. Аспект технологического обеспечения подготовки педагога с позиций лич-ностно-ориентированного подхода представлен в работах В. В. Серикова, Е. А. Крюковой, Е. А. Руденко и др. Однако в отношении подготовки православных педагогов научные выводы указанных исследователей не учитывают положений православной педагогики, необходимости включёния богословского знания в контекст подготовки православного педагога как носителя православного миропонимания, православной культуры.

Следует особо отметить интуицию триадности в русской культуре и образовании, восходящую к христианскому пониманию Бога как единосущной и нераздельной Троицы. «Следует преклоняться перед величием отцов Церкви, которые смогли создать безупречную логику триединости, не обращаясь к рациональной сфере человеческого бытия» (Е. П. Белозерцев). Подготовка православных педагогов предполагает единство иррациональной и рациональной сфер человеческого бытия, проявляющееся в смыслах и целях профессиональной деятельности (троичная многомерность сознания человека) и отражающееся в содержательных процессуальных характеристиках подготовки православного педагога (трехуровневая система содержательных абстракций).

Итак, можно констатировать наличие следующих противоречий:

- между объективной потребностью общества в педагоге, сочетающем православное мировоззрение и профессиональную деятельность и невыяв-ленностыо целостного образа его готовности;

- между необходимостью качественной подготовки педагогов к преподаванию курса «Основы православной культуры» и неразработанностью критериев и уровней готовности православного педагога;

- между динамическим характером педагогического процесса и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процессуальных характеристик подготовки православных педагогов;

- между наличием учебных программ, учебных пособий и недостаточной обоснованностью средств подготовки православных педагогов.

Отсюда проблема нашего исследования заключается в следующем: каковы теоретические основания и эффективные средства подготовки православных педагогов в рамках учреждения дополнительного образования к преподаванию «Основ православной культуры».

Это обусловило выбор темы исследования: «Подготовка православных педагогов в учреждении дополнительного образования к преподаванию «Основ православной культуры».

Объект исследования — образовательный процесс в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования - целевой, содержательный и процессуальный аспекты подготовки православных педагогов в учреждении дополнительного образования к преподаванию «Основ православной культуры».

Цель исследования - разработать теоретические основания подготовки православных педагогов к преподаванию «Основ православной культуры» в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования - педагог сможет более успешно по сравнению с массовой практикой реализовать задачи курса «Основы православной культуры», если: готовность православного педагога к преподаванию «Основ православной культуры» будет рассматриваться с точки зрения формирования у него православного миропонимания, основанного на целостном методологическом богословском и педагогическом знании; критериальные характеристики подготовки православного педагога будут выделены с учетом следующих структурных компонентов готовности: смыслообразующего, когнитивного и деятельностного; модель подготовки православных педагогов к преподаванию курса «Основ православной культуры» будет строиться с учетом структурно-функциональных характеристик готовности и включать описание стадий подготовки в их целевом, содержательном и процессуальном аспектах; критериев сформированности готовности; педагогических средств с учетом их применения для педагогов с разными уровнями сформированности готовности; ведущими педагогическими средствами подготовки православных педагогов на материале курса «Основы православной культуры» будут выступать проблемно-развивающие ситуации как инвариант системы педагогических средств, содержание которых конструируется в контексте культуры Православия.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Уточнить сущность готовности православного педагога к преподаванию «Основ православной культуры» как целевой ориентир и результат подготовки православного педагога в учреждении дополнительного образования.

2. Определить ведущие критерии и уровневые характеристики готовности православного педагога.

3. Разработать стадийную модель процесса подготовки православных педагогов на материале курса «Основы православной культуры».

4. Обосновать ведущие педагогические средства подготовки православных педагогов на материале курса «Основы православной культуры».

Методологическую основу исследования составили идеи русской религиозной философии об укорененности личности в бытии (В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев), теоретические предпосылки корреляции богословского знания и философии экзистенциализма в трудах представителей школы неопатристического синтеза (прот. Георгий Фло-ровский, прот. Иоанн Мейендорф, В. Н. Лосский), концептуальная идея троичного синергизма или со-трудничества Бога, человека и мира в едином образе существования (митр. Амфилохий (Радович)); идеи диалогизма и событийности (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. И. Слободчиков); идеи диалогического включения человека в мир культуры (Е. В. Бондаревская); на общенаучном и конкретнонаучном уровне мы использовали идеи и положения целостного системного подхода (В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, В. В. Зайцев), гуманитарного подхода (И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, И. А. Соловцова); на технологическом уровне в исследовании нашли отражение отдельные выводы концепции личностно-ориентированного образования о конструировании педагогических ситуаций (В. В. Сериков, Е. А. Крюкова), проблемно-развивающего (О. С. Гребенюк) и развивающего обучения (В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин).

Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, построение теоретических моделей обучения, процедуры описания и обоснования, проектирование педагогической деятельности;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, качественная и количественная диагностика, естественный эксперимент;

- статистические: ранжирование, шкалирование, математическая и статистическая обработка полученных результатов.

Исследование проводилось в 2001-2006 гг. и включало в себя три этапа.

Первый этап (2001-2002 гг.) - осознание исследовательской задачи, формулирование научной проблемы, анализ богословской, религиозно-философской, психологической, педагогической литературы, выдвижение предварительной гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2002-2004 гг.) - уточнение рабочей гипотезы, разработка принципов, системы понятий, опытно-экспериментальная работа во время курсовой подготовки учителей, формулирование предварительных выводов.

Третий этап (2004-2006гг.) - оформление выводов, написание научной работы, определение перспективы исследования.

Базой исследования являлись Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВГИПКРО) и богословский факультет Царицынского православного университета (ЦПУ) г. Волгограда.

Положения, выносимые на защиту:

1. Готовность православного педагога к преподаванию «Основ православной культуры» рассматривается как сложное интегративное качество субъекта педагогической деятельности, которое реализуется в системе сущностных характеристик троичного синергизма, включает мотивы смыслооб-разования, богословское цельное знание доктринальных основ Православия, субъектную позицию педагога. Данная готовность реализует следующие функции: гносеологическую (отбирать содержание мировоззренческого характера), онтологическую (умение раскрывать смыслы, заключенные в православной культуре) и этическую (умение корректно использовать методы и приемы православной и светской педагогики). Эти функции находят отражение в структурных компонентах готовности: смыслообразующем, когнитивном и деятельностном.

2. Ведущими критериями готовности православного педагога к преподаванию курса «Основы православной культуры» являются: критерий религиозного отношения, позволяющий выявить сформированность мотивационной сферы, критерий богословского знания факта, позволяющий выявить сформированность когнитивной сферы; критерий аскетико-педагогического умения, дающий возможность выявить сформированность деятельностной сферы педагогов. Данные критерии являются основанием для выявления трех уровней готовности православного педагога: репродуктивный уровень (желание работать по готовым методичкам без соотнесения с собственным религиозным и профессиональным опытом, с одной стороны, и жизненным и религиозным опытом учащихся — с другой, непонимание смысла богословского знания, особенностей деятельности по донесению до учащихся специфики православной культуры, воспроизведение готового знания, стандартность суждений и оценок, «законничество», стереотипность поведения и деятельности); адаптивный уровень (ситуативное соотнесение учебной программы с собственными религиозными переживаниями и опытом профессиональной деятельности, неустойчивость понимания смысла основ православной культуры, частично-поисковая направленность, эпизодическая включенность в творческую деятельность, «приспособляемость» к возрастным особенностям учащихся и условиям деятельности); творческий уровень (способность разработать программу на основе собственного духовного опыта и в соотнесенности с бытийными и религиозными переживаниями детей, устойчивая смысло-поисковая направленность деятельности в соработничёстве с Богом и ближним, умение применить знания в новой ситуации, оригинальность суждения и оценок, внимание к собственному духовному совершенствованию, субъектность позиции).

3. Модель подготовки православных педагогов описывает процесс, состоящий из трех стадий. На первой стадии происходит главным образом становление смыслообразующего компонента готовности православного педагога как способность осуществлять выбор, рефлексировать, производить самооценку в ситуациях религиозного- и профессионального ценностно-смыслового выбора, рефлексии, самопонимания, церковной самооценки. На второй стадии акценты смещаются на становление когнитивного компонента готовности православного педагога, ориентированного на формирование системного, осознанного знания доктринальных основ Православия через ситуации богословского диалога в контексте проблемно-развивающего обучения, системного исследовательского поиска, богословской учебной дискуссии. На третьей стадии происходит развитие преимущественно деятельностного компонента готовности православного педагога, направленное на развитие у педагогов диалоговых, проективно-конструктивных, аналитических умений на материале курса «Основы православной культуры» через ситуации личностного практического диалога, конструктивные (проективные) ситуации, ситуации самоанализа и прогнозирования.

4. Ценностно-смысловой основой" построения педагогических ситуаций выступает трехуровневая система понятий содержательных обобщений. Ведущими педагогическими средствами подготовки православных педагогов являются проблемно-развивающие ситуации, инвариант системы интегра-тивных педагогических средств: на первой стадии процесса педагог постигает смысл профессиональной деятельности в контексте культуры Православия через использование ситуаций «Бог» (религиозный ценностно-смысловой выбор), «Вера» (рефлексия и самопонимание состояния веры), «Церковь» (церковная самооценка), стимулирующие смыслопоисковую и смыслотвор-ческую деятельность; на второй стадии педагог овладевает цельным богословским знанием, используя ситуации «Богословие» (проблемно-развивающий диалог), «Мир» (системно-исследовательский поиск), «Искупление» (богословская учебная дискуссия), способствующие овладению ие-рархизированным системным осознанным богословским знанием; на третьей стадии педагог осваивает умения осуществлять образовательный процесс на материале курса «Основ православной культуры» через использование ситуаций «Диалог» (личностный практический диалог), «Проект» (проективно-конструктивные занятия), «Итог» (мини-конференция, круглый стол), стимулирующие становление практической готовности православных педагогов к указанному виду деятельности.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые комплексно представлены специфические особенности, критерии и уровни готовности- православного педагога, обоснована система средств формирования готовности православного педагога к преподаванию «Основ православной культуры», которая опирается на трехуровневую систему понятий содержательного обобщения как ценностно-смысловую основу построения проблемно-развивающих ситуаций в контексте культуры Православия; уточнено содержание понятия «готовность православного педагога к преподаванию «Основ православной культуры» как целевого ориентира и результата подготовки православного педагога с позиции формирования у него православного миропонимания, основанного на целостном методологическом богословском знании, и уточнено научное представление о стадийном характере педагогического процесса, что нашло отражение в модели процесса подготовки православных педагогов к преподаванию курса «Основы православной культуры»; конкретнзировано представление о педагогической ситуации как средстве подготовки педагогов в системе дополнительного образования.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена разработкой целостного представления о процессе подготовки православных педагогов к преподаванию курса «Основы православной культуры» на основе синтеза разных типов знаний, что обогащает новым содержанием положения онтологической педагогики в контексте подготовки православных педагогов на материале курса «Основы православной культуры», вносит вклад в интеграцию идей православной и светской педагогики на основе разработки N 1 концептуальной идеи троичного синергизма, позволяет углубить теорию проблемно-развивающей педагогической ситуации на основе синтеза богословского и педагогического знания.

Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы для научно обоснованной организации процесса подготовки учителей на курсах повышения квалификации и постоянно действующих семинарах по духовно-нравственному воспитанию, на курсах преподавателей воскресных школ, в работе методических объединений по проблемам православной педагогики. Результаты исследования составляют основу для решения таких актуальных задач практики образования, как проектирование процесса подготовки учителей в светских и конфессиональных образовательных учреждениях разных типов, поиск путей и средств совершенствования его организации, обеспечивающих качественно новый результат. Обоснованная в исследовании система проблемно-развивающих ситуаций может служить технологической основой деятельности педагогов образовательных учреждений разных типов, служить основанием для проектирования педагогических ситуаций в сфере воспитания. Подготовленная в помощь учителю рабочая тетрадь-конспект может быть использована для самообразования педагогами общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели и задачам, общей логике исследования; практической апробацией результатов исследования; устойчиво повторяющимися результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация материалов исследования осуществлялась через участие в работе семинара «Опыт разработки и преподавания предмета «Основы православной культуры» (г. Москва, 25-29 июня 2002 г.), через участие в работе конференции «Социально-педагогическая адаптация детей и подростков: проблемы и решения» (г. Волгоград, 28-29 апреля 2003 г.), конференции

Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: целостный подход» (г. Волгоград, 27-30 сентября 2004 г.) во время преподавания на курсах повышения квалификации (2001-2004гг.), в разработке учебных программ для воскресной школы «Афон» (2001-2006 гг.), в подготовке и проведении учебно-воспитательных смен в православном летнем лагере «Зеленый Афон» (2002-2006 гг.), в работе круглых столов, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания (2004-2006 гг.), в работе лаборатории по духовно-нравственному воспитанию совместно с Научно-исследовательким центром современных проблем воспитания (2003-2006 гг.), в работе лаборатории проблем личностно-ориентированного образования (2007 г.). Результаты исследования отражены в 11 публикациях, в том числе 1 публикация в издании ВАК.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования внедрены в практику образовательных учреждений: Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского, Центр педагогических исследований «Афон», МОУ Центр «Истоки», лицей №8 «Олимпия» г. Волгограда.

Структура и объем диссертации обусловлена логикой проведенного исследования. Диссертация объемом в 197 страниц состоит из введения (13 страниц), первой главы (47 страниц), второй главы (73 страницы), заключения (4 страницы), списка использованной литературы (170 наименований) и 6 приложений (43 страницы). Диссертация содержит в тексте 5 таблиц, 6 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Перевертайло, Виктор Викторович

Выводы второй главы

Вторая глава настоящего исследования была посвящена обоснованию модели подготовки православных педагогов в учреждении дополнительного образования к преподаванию курса "Основы православной культуры". Содержательные выводы данной главы суть следующие.

1. Проведенный нами анализ научной, научно-популярной религиозно-педагогической литературы позволил обнаружить три основных подхода к преподаванию православного компонента в учреждениях образования: зако-ноучительный, культурологический и личностный. Особенность православного понимания личности заключается в том, что она интерпретируется как единство индивидуальности, личностности и субъектности в характеристике целостного человека. Отсюда модель процесса подготовки православных педагогов была выстроена нами в гуманитарной образовательной парадигме как реализующая направление проблемно-развивающего обучения онтологического подхода.

Моделирование подготовки православных педагогов в учреждении дополнительного образования включало в себя процедуры формулирования принципов, выделения стадий, конструирования содержания, определения системы педагогических средств как композиции проблемно-развивающих ситуаций. Понятийно-смысловым каркасом конструирования ситуаций выступила трехуровневая система понятий содержательного обобщения в ее схематическом описании и богословском обосновании.

Интенциональность процесса подготовки слушателей курса "Основы православной культуры" нашла выражение в принципах изначальности, всеединства, личностности, которые ориентировали процесс на открытие идеального смысла, усвоение универсальной ценности Православия, событийность, сотрудничество со значимым Другим.

Первая стадия процесса приходилась на начало работы курсов и была посвящена становлению мотивации, смыслообразующего компонента готовности. Вторая стадия падала на середину курсов и посвящалась формированию когнитивного компонента в структуре готовности православного педагога. Третья стадия приходилась на окончание курсовой подготовки и была посвящена становлению практической готовности, становлению деятельно-стного компонента.

Типология проблемно-развивающих ситуаций в системе педагогических средств включала в себя на первой стадии ситуации религиозного ценностно-смыслового выбора, рефлексии и самооценки; на второй стадии ситуации богословского проблемного диалога, системного исследовательского поиска и учебной дискуссии; на третьей стадии ситуации практического диалога, проективно-конструктивные ситуации, ситуации самоанализа.

Согласно целевым ориентирам и композиции средств, предполагался результат как постадийная уровневая сформированность компонентов готовности православного педагога.

2. Реализация системы педагогических средств в процессе курсовой подготовки православных педагогов была показана нами на примере описания девяти педагогических ситуаций. Нами была разработана структура описания ситуации: тема, понятийная триада, проблема, задача, вопросы обсуждения, форма работы, используемые средства обучения, методы, ход (логика занятия), диагностический элемент, анализ ситуации. По теме "Бог" слушатели учились делать ценностно-смысловой выбор, по теме "Вера" они учились рефлексии внутренних состояний, по теме "Церковь" слушатели производили самооценку. По теме "Богословие" православные педагоги осваивали иерархичность богословского цельного знания, по теме "Мир" его системность, по теме "Искупление" овладевали осознанным знанием. Тема "Диалог" была использована нами для развития диалоговых умений слушателей. Проективно-конструктивные умения слушатели осваивали, работая над проектами авторских программ и давая уроки по "Основам православной культуры" в логике курсовой подготовки. Православные педагоги осуществляли самоанализ во время работы итоговой мини-конференции.

Качественный и количественный анализ всей совокупности данных позволил нам сделать вывод о том, что разработанная система педагогических средств в процессе курсовой подготовки слушателей вцелом работает успешно; наблюдается снижение репродуктивного уровня (на 21%), повышение адаптивного уровня (на 17%) и творческого уровня (на 1%) готовности православных педагогов на выборке 120 человек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка педагога на православной духовно-ценностной основе представляет собой пока что новый предмет для исследователя. Вместе с тем эта проблема чрезвычайно актуальна для современной образовательной практики, в условиях внедрения в общеобразовательной школе широкого круга культурологических дисциплин. Особое место среди них занимает курс "Основы православной культуры", требующий при подготовке педагогов учета не только содержательного и методического, но и мировоззренческого аспекта.

В качестве целевого ориентира и результата подготовки православного педагога к преподаванию курса "Основы православной культуры" в нашем исследовании выступает готовность как интегративное качество субъекта педагогической деятельности, предполагающее умение строить диалог с Богом и ближним, миром культуры, текстами; умение проектировать как собственную жизнь в сотрудничестве с Богом и другими людьми, в первую очередь с учащимися, так и проектировать педагогические ситуации. Данное качество реализуется в системе базовых характеристик концептуальной идеи троичного синергизма, включает мотивы смыслообразования, богословское цельное знание доктринальных основ Православия, субъектную позицию педагога. Данная готовность реализует гносеологическую (отбирать содержание мировоззренческого характера), онтологическую (умение раскрывать смыслы, заключенные в православной культуре) и этическую (умение корректно использовать методы и приемы православной и светской педагогики) функции и включает в себя смыслообразующий, когнитивный и деятельностный компоненты с православным содержанием.

Исследование показало, что ведущими критериями готовности православного педагога к преподаванию курса "Основы православной культуры" являются: критерий религиозного отношения, позволяющий выявить сфор-мированность мотивационной сферы, критерий богословского знания факта, позволяющий выявить сформированность когнитивной сферы; критерий ас-кетико-педагогического умения, дающий возможность выявить сформированность деятельностной сферы педагогов. Данные критерии являются основанием для выявления трех уровней готовности православного педагога: репродуктивный уровень (желание работать по готовым методичкам без соотнесения с собственным религиозным и профессиональным, с одной стороны, и жизненным и религиозным опытом учащихся - с другой, непонимание смысла богословского знания, особенностей деятельности по донесению до учащихся специфики православной культуры, воспроизведение готового знания, стандартность суждений и оценок, "законничество", стереотипность поведения и деятельности); адаптивный уровень (ситуативное соотнесение учебной программы с собственными религиозными переживаниями и опытом профессиональной деятельности, неустойчивость понимания смысла основ православной культуры, частично-поисковая направленность, эпизодическая включенность в творческую деятельность, "приспособляемость" к возрастным особенностям учащихся и условиям деятельности); творческий уровень (способность разработать программу на основе собственного духовного опыта и в соотнесенности с бытийными и религиозными переживаниями детей, устойчивая смысло-поисковая направленность деятельности в со-работничестве с Богом и ближним, умение применить знания в новой ситуации, оригинальность суждения и оценок, внимание к собственному духовному совершенствованию, субъектность позиции).

В нашем исследовании мы пришли к выводу, что модель подготовки православных педагогов описывает процесс, состоящий из трех стадий.

На первой стадии происходит главным образом становление смыслооб-разующего компонента готовности православного педагога как способность осуществлять выбор, рефлексировать, производить самооценку в ситуациях религиозного и профессионального ценностно-смыслового выбора, рефлексии, самопонимания, церковной самооценки.

На второй стадии преимущественно происходит становление когнитивного компонента готовности православного педагога как сформирован-ность у педагогов иерархизированного системного осознанного знания док-тринальных основ Православия через ситуации богословского диалога в контексте проблемно-развивающего обучения, системного исследовательского поиска, богословской учебной дискуссии.

На третьей стадии преимущественно происходит развитие деятельно-стного компонента готовности православного педагога как развитие у педагогов диалоговых, проективно-конструктивных, аналитических умений на материале курса "Основы православной культуры" через ситуации личностного практического диалога, конструктивные (проективные) ситуации, ситуации самоанализа и прогнозирования.

В нашем исследовании дано описание девяти проблемно-развивающих ситуаций, инварианта системы педагогических средств. Ценностно-смысловой основой построения педагогических ситуаций выступила трехуровневая система понятий содержательных обобщений. Композиция педагогических ситуаций включала в себя типологию из трех групп.

С м ы с л о п о и с к о в ы е - «Бог» (религиозный ценностно-смысловой выбор), «Вера» (рефлексия и самопонимание состояния веры), «Церковь» (церковная самооценка).

Когнитивные - «Богословие» (проблемно-развивающий диалог), «Мир» (системно-исследовательский поиск), «Искупление» (богословская учебная дискуссия).

Педагогико-деятельностные — «Диалог» (личностный практический диалог), «Проект» (проективно-конструктивные занятия), «Итог» (мини-конференция, круглый стол).

С целью технологизации деятельности по православно-профессиональной подготовке педагогов была разработана структура проблемно-развивающих ситуаций, включающая: актуализацию (принятие учебной задачи); совместный поиск и постановку проблемы; выдвижение гипотезы (вариантов решения); конструирование композиции дидактических средств; диагностический срез; анализ итогов занятия.

При планировании занятий нами обращалось внимание в первую очередь на уточнение формулировок ведущих понятий, поиск и формулирование проблемных вопросов, определение оптимального сочетания используемых средств обучения, на определение возможностей слушателей различных уровней.

Качественный и количественный анализ диагностических данных позволил обнаружить тенденцию к снижению репродуктивного уровня, росту адаптивного и творческого уровней готовности православных педагогов.

Возможности дальнейших исследований в контексте рассматриваемой проблематики мы связываем с углублением и конкретизацией знаний о педагогическом потенциале богословского знания, с поиском и обоснованием педагогических средств, адекватных рассматриваемому процессу, с конструированием понятийного аппарата, отражающего в полной мере специфику исследуемого феномена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Перевертайло, Виктор Викторович, 2008 год

1. Августин, А. Исповедь / пер. с лат. М. Е. Сергеенко ; общ. ред. И ст. А. А. Столярова. М. : Канон +, 1997. - 464 с.

2. Алферова, Г.А. / Г.А. Алферова. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию. Диссерт. на соискан. ст. кандидат, пед. наук. Волгоград, 1998. На правах рукописи.

3. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. М., Воронеж, 1998. - 544 с.

4. Амфилохий (Радович), митр. Литургия и подвижничество // Основы православного воспитания / митр. Амфилохий (Радович). Пермь, 2000. — С. 63-67.

5. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания // Основы православного воспитания / митр. Амфилохий (Радович). Пермь, 2000.-С. 123-189.

6. Амфилохий (Радович), митр. Святость — мера человеческого достоинства // Основы православного воспитания / митр. Амфилохий (Радович). — Пермь, 2000. С. 54-62

7. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — Т.1 / Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. - 212 с.

8. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности : Учебное пособие / А. С. Арсеньев. М., 2001. - 592 с.

9. Ю.Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения. В 4 т. М. : Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 191-264.

10. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы : Очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. Волгоград : Перемена, 2000.-461 с.

11. Бердяев, Н. А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) / Н. А. Бердяев // Ступени. 1991. № 1. С. 79-106.

12. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. — М. : Республика, 1999. -480 с.

13. Библия : Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М. : Российское библейское общество, 2001. — 1320 с.

14. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 1991. -352 с.

15. Бондаревская, Е. В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки инновационной практики / Е. В. Бондаревская // Педагогика. №. 6. М., 2007. - С. 3-10.

16. Бородина, A.B. Основы православной культуры : Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А. В. Бородина. М. : Покров, 2002. - 256 е.: ил.

17. Борытко, Н. М. Методология психолого-педагогических исследований : Учебник для магистрантов и студентов пед. вузов / Н. М. Борытко,

18. А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. Волгоград : ВГИПК РО, 2006. - 284 с.

19. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход : Учебник для студентов и магистрантов пед. вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова. — Волгоград : ВГИПК РО, 2005. 285 с.

20. Борытко, Н. М. Разработка и экспертиза авторских учебных программ / Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкий. Волгоград : Перемена, 1996. -80 с.

21. Борытко, Н. М. Пространство воспитания : Образ бытия : Монография. — Волгоград : Перемена, 2000. 225 с.

22. Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для студентов пед. вузов. Волгоград : ВГИПК РО, 2006. 72 с.

23. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза : Учебно-методическое пособие. — Волгоград, 2004.

24. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология / Б.С. Бра-тусь. М., 2000.

25. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. М. : Республика, 1995.464 с.

26. Булгаков, С. Н. Свет невечерний : Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М. : ACT ; Харьков : Фолио, 2001. - 672 с.

27. Владимиров, Ю. С. Возводя храм науки и веры. / ЮС. Владимиров // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. М., 2003. - С. 94-103.

28. Власова, Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике / Т.И. Власова // Педагогика. № 10. М., 2006. - С. 36-43.

29. Власова, Т.И. Современное воспитание в свете христианской антропологии / Т.И. Власова // Под сводами православной культуры: Сб. науч. ст. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - С. 178-192.

30. Выготский, JI.C. Собрание сочинений в 6т. / Л.С. Выготский. М.,1982.

31. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. М. : Республика, 1994. - 368 с.

32. Гайденко, П. П. Наука и христианство: противостояние или союз? / П. П. Гайденко // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. -М., 2003.-С. 20-30.

33. Гармаш, Л. С. Назначение, цели и задачи примерного содержания образования по учебному предмету "Православная культура" / Л. С. Гармаш // Религия школа в современной России : Документы. Материалы. Выступления. М. : Планета-2000, 2003. - С. 146-155.

34. Глинянова, И.Ю. / И.Ю. Глинянова. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками. Диссерт. на соискан. ст. кандидат, пед. наук. Волгоград, 1995. На правах рукописи.

35. Геронимус А., прот. Богословие культуры и фундаментальная наука / прот. А. Геронимус // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. -М., 2003.-С. 38-88.

36. Геронимус, А., прот. Православное богословие и пути фундаментальной науки / прот. А. Геронимус // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. М., 2003. — С. 208-256.

37. Гребенюк, О. С. Общая педагогика : Курс лекций / О. С. Гребенюк. -Калининград, 1996. 107 с.

38. Гребнев, JT. С. Православное образование в светской школе / JT. С. Гребнев // Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2003. - С. 57-66.

39. Григорий Богослов, свт. Слово 31 // Собрание творений. Т. I. / свт. Григорий Богослов. Мн. ; М., 2000. - С. 539-561.

40. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / свт. Григорий Нисский. СПб., 2000. - 220 с.

41. Григорий Нисский, свт. О цели жизни по Богу / свт. Григорий Нисский // Творения древних отцов-подвижников. — М.: Мартис. 1997. — 427 с.

42. Давыдов, В. В. О понятии личности в современной психологии / В.

43. B. Давыдов // Психол. журнал. 1988. №4. С. 22-32.

44. Джуринский, А. Н. Педагогика: история педагогических идей : Учебное пособие для высшей школы / А. Н. Джуринский. М. : Педагогическое общество России, 2000. - 352 с.

45. Дивногорцева, С. Ю. Теоретическая педагогика /

46. C. Ю. Дивногорцева. М. : ПСТГУ, 2004. - 195 с.

47. Дурай-Новакова, K.M. / K.M. Дурай-Новакова. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис-серт. на соискан. ст. д-ра пед. наук. М., 1983. На правах рукописи. — 356 с.

48. Дьяченко, М. И., Кандыбович, JI. А. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза / М. И. Дьяченко, JL А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1987. - 319 с.

49. Евдокимов, П. Женщина и спасение мира / П. Евдокимов. — Мн.: Лучи Софии, 1999. 270 с.

50. Епифанович, С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / С. Л. Епифанович. М. : Мартис, 2003. — 224 с.

51. Живов, В. М. Святость : Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М. : Гнозис 1994. - 112 с.

52. Зверева, М. В. Проблема обучения и развития в исследованиях Л. В. Занкова // Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М. : Педагогика, 1990.-С. 9-21.59.3елененко А., прот. Не будем предаваться иллюзиям / прот.

53. A. Зелененко // Православная культура в светской школе. М. : Самшитиз-дат, 2003. - С. 243-246.бО.Зеньковский В., прот. История русской философии. В 2 т. Т.1. /

54. Зеньковский В., прот. Педагогика / В. В. Зеньковский. — Клин : Христианская жизнь, 2002. 224 с.

55. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — М. : Академия, 1996. 320 с.

56. Игнатий (Брянчанинов), свт. Об образе и подобии Божиих в человеке // Аскетические опыты. Соч. в 6 т. Т. II. / свт. Игнатий (Брянчанинов). -М. : Сретенский монастырь, 1996.-С. 128-136.

57. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Аскетические опыты. Соч. в 6 т. Т. II. / свт. Игнатий (Брянчанинов). М. : Сретенский монастырь, 1996. -С. 364-412.

58. Иларион (Алфеев), игум. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие / игум. Иларион (Алфеев). Клин : Христианская жизнь, 2000. -304 с.

59. Иларион (Алфеев), игум. Мистицизм в Православии // Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни / игум. Иларион (Алфеев). Клин : Христианская жизнь, 2001. - С. 266-289.

60. Ильин, B.C. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение / B.C. Ильин // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Сб. научн. трудов. Волгоград, 1984. С. 3-27.

61. Ильин, B.C. / B.C. Ильин. Формирование личности школьника (целостный процесс). М. : Педагогика, 1984. — 144 с.

62. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры / преп. Иоанн Дамаскин. М. ; Ростов н/Д, 1992. - 446 с.

63. Иустин (Попович), преп. Агония гуманизма // Философские пропасти / преп. Иустин (Попович). М. : Изд. совет РПЦ, 2004. - С. 17-128.

64. Иустин (Попович), преп. Христианство по учению преподобного Макария Египетского // Православная философия истины : Статьи / преп. Иустин (Попович). Пермь, 2003. - С. 69-117.

65. Иустин (Попович), преп. Догматика Православной Церкви. Кн. III. / преп. Иустин (Попович). Белград, 1980. - 340 с.

66. Каллист (Уэр), еп. Святая Троица парадигма человеческой личности / еп. Каллист (Уэр) // Альфа и омега. 2002. № 2.

67. Каллист (Уэр), еп. Таинство человеческой личности / еп. Каллист (Уэр) // Вестник РХД. № 181. С. 102-112.

68. Камнев, A.C. / A.C. Камнев. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах. Диссерт. на соискан. ст. кандидат, пед. наук. Волгоград, 2000. На правах рукописи.

69. Карсавин, Л.П. О личности. / Л.П. Карсавин. Т.1. М. : Ренессанс, СПб. : EWO-S&D, 1992.

70. Киприан (Керн), архим. Тема о человеке и современность. Речь перед защитой диссертации "Антропология св. Григория Паламы" / архим. Ки-приан (Керн) // Православная мысль : Труды Православного Богословского института в Париже. Вып. VI, 1948. С. 125-139.

71. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы / архим. Киприан (Керн). М. : Паломник, 1996. - 450 с.

72. Клеман, О. Истоки : Богословие отцов Древней Церкви : Тексты и комментарии / О. Клеман. М. : Путь, 1994. - 384 с.

73. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. М. : Академия, 2003. - 176 с.

74. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадиг-мальной рефлексии/ И.А. Колесникова. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001. 288 с.

75. Коломейцев П., свящ. Христианство и наука пути сотрудничества / свящ. П. Коломейцев // Христианство и наука : Сборник докладов конференции.-М., 2004.-С. 89-98.

76. Копейкин К., прот. Богословский и естественнонаучный взгляд на онтологическую природу мироздания / прот. К. Копейкин // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. М., 2003. — С. 40-93.

77. Кукушкин, В. С. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушкин. Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 224 с.

78. Кураев А., диак. "Основы православной культуры" как лекарство от экстремизма : Очень личные размышления / диакон А. Кураев. М. : Изд. совет РПЦ, 2003. - 64 с.

79. Кураев А., диак. Школьное богословие : Взрослым о детской вере / / диакон А. Кураев. Ростов н/Д : Троицкое слово, 2003. - 640 с.

80. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.

81. Лешкевич, Т. Т. Философия науки: традиции и новации : Учебное пособие для вузов / Т. Лешкевич. — М., 2001. — 428 с.

82. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М., 1974.

83. Лосский, В. Н. Богословие и боговидение : Сборник статей / В. Н. Лосский. — М. : Издательство Свято-Владимирского братства, 2000. -630 с.

84. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В. Н. Лосский. -М. : Центр СЭИ, 1991. 288 с.

85. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло : Основы теодицеи // Ценность и бытие / Н. О. Лосский. Харьков ; М., 2000. - С. 105-214.

86. Максим Исповедник, преп. Творения. Богословские и аскетические трактаты. Книга 1. / преп. Максим Исповедник — М.: Мартис, 1993. 354 с.

87. Мандзаридис, Г. Вневременный характер христианской нравственности // Глобализация и глобальность / Г. Мандзаридис. М., 2004. - С. 7587

88. Мандзаридис, Г. Социологический подход к этике // Глобализация и глобальность / Г. Мандзаридис. М., 2004. - С. 88-103.

89. Мандзаридис, Г. Христианская этика и социальные отношения // Глобализация и глобальность / Г. Мандзаридис. М., 2004. - С. 104-115.

90. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие / прот. И. Мейендорф. Минск, 2001."- 226 с.

91. Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / прот. И. Мейендорф. Минск: Лучи Софии, 2001.-336 с.

92. Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христианская мистика / прот. И. Мейендорф. М.: Институт ДИ-Дик, ПСТБИ, 2003. - 576 с.

93. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. М., Воронеж, 1996.

94. Метлик, И. В. Религия и образование в светской школе / И. В. Метлик. М. : Пересвет, 2004. - 384 с.

95. Мутовкина,. О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению. Диссерт. на соискан. ст. кандидат. пед. наук. Волгоград, 1999. На правах рукописи.

96. Назаров, В. Н. Введение в теологию: Учебное пособие / В. Н. Назаров. -М. : Гардарики, 2004. 320 с.

97. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М., Воронеж, 1998.

98. Немезий Эмесский, свт. О природе человека / Свт. Немезий Эмес-ский.-М., 1998.-358 с.

99. Никандров, Н. Д. Вера и нравственность: православные традиции и современность / Н. Д. Никандров // Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений. — М., 2003.

100. Никитин, В. А. Основы православной культуры / В. А. Никитин. — М. : Просветитель, 2001. 488 с.

101. Ничипоров Б., прот. Времена и сроки : Очерки онтологической психологии. Кн. I. / прот. Б. Ничипоров. -М. : Паломник, 2002. 192 с.

102. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины : Основное богословие / А. И. Осипов. М. : Даниловский благовестник, 1997. — 336 с.

103. Осипов, А. И. Православное понимание смысла жизни / А. И. Осипов. Киев, 2001. - 240 с.

104. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста : Книга для учителя / сост. О. К. Харитонова ; под ред. прот. В. Дорофеева. -М.: Покров, 2002. -240 е.: ил.

105. Пестов, Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. IV. / Н. Е. Пестов. СПб., 1996. - 256 с.

106. Пигалев, А. И. Культурология : Учебник / А. И. Пигалев. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. 424 с.

107. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Мысль, 1986.-225 с.

108. Постовалова, В. И. Религия, наука и философия в концепции цельного знания А. Ф. Лосева (монаха Андроника) / В. И. Постовалова // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. -М., 2003. — С. 114—166.

109. Православная культура : Концепции, учебные программы, библиография. М. : Покров, 2003. - 304 с.

110. Православная культура в светской школе : XI Международные Рождественские образовательные чтения. М. : Самшит-издат, 2003. — 254 с.

111. Православная культура в школе : Учебные программы : Альманах. -М., 2003.- 160 с.

112. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е.Д. Божович. М. : ПЕР СЭ, 2005. С. 39-74.

113. Религия и школа в современной России : Документы. Материалы. Выступления. М. : Планета-2000, 2003. - 304 с.

114. Розеншток-Хюсси, О. Бог заставляет нас говорить / О. Розеншток-Хюсси.-М., 1998.-286 с.

115. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений мира / С. Л. Рубинншейн. — М.:АПН СССР, 1957.-328 с.

116. Руденко, Е. А. Подготовка будущего учителя начальных классов к развитию личностной свободы учащихся : дисс. . кандидата педагогических наук. — Волгоград, 2005.

117. Сергеев, Н.К., Борытко, Н.М. / Н.К. Сергеев. Концепция профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогического образования. Волгоград : Перемена, 2006. - 20 с.

118. Сергеев, Н.К., Арнаутов, В.В. / Н.К. Сергеев. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): Монография. Волгоград : Перемена, 1997.-206 с.

119. Сериков, В. В. Образование и личность : Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. — М. : Логос, 1999. — 272 с.

120. Склярова, Т.В. Православное воспитание в контексте социализации / Т.В. Склярова. М. : Изд-во ПСТГУ, 2006. - 149 с.

121. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд. - М. : Изд.центр "Академия", 2006. - 576 с.

122. Слободчиков, В. И. / В. И. Слободчиков. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М., 1997.

123. Слободчиков, В. И., Исаев Е. И. Психология человека/В. И. Слободчиков. М. : Школа-пресс, 1995.

124. Соловьев, Вл. С. Философские начала цельного знания // Сочинения. В 2-х т. Т. 2. / Вл. С. Соловьев. 2-е изд. - М. : Мысль, 1990. - С. 139— 288.

125. Сорокин, Э. И. Роль религиозной философии в современном мире: взгляд с позиций панентеизма / Э. И. Сорокин // Христианство и наука : Сборник докладов конференции. М., 2004. - С. 98-112.

126. Софроний (Сахаров), иером. Об основах православного подвижничества // Преподобный Силуан Афонский : Житие, учение и писания / иером. Софроний (Сахаров). Минск, 2001. — 526 с.

127. Столяров, А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания / А. А. Столяров. М. : ГЛК Ю. А. Шичалина, 1999. - 208 с.

128. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики : Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко. — Волгоград : ВГИПК РО, 2006. 60 с.

129. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Монография / И. А. Соловцова; науч. ред. Н. М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2006. - 248 с.

130. Сурова, Л. В. Мироведение : Комплекс методических разработок / Л. В. Сурова. Клин : Христианская жизнь, 2004. - 384 с.

131. Сурова, Л. В. Методика православной педагогики. Ч. I. Педагогика. Школа. Человек / Л. В. Сурова. изд. 2-е. - Клин : Христианская жизнь. 2002. - 64 с.

132. Таскаева, Т.А. Формирование у будущих учителей готовности к воспитательной работе в школе в процессе педагогической практики I-II курсов. Диссерт. на соискан. ст. кандидат, пед. наук. — Волгоград, 1991. На правах рукописи.

133. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.

134. Фаддей (Успенский), свщмч. Творения. Книга II. Записки по дидактике / свщмч. Фаддей (Успенский). Тверь : Булат, 2003. — 336 с.

135. Фельми, К. X. Введение в современное православное богословие / Карл Христиан Фельми. М.,1999. - 304 с.

136. Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / свт. Феофан (Говоров). М. : Правило веры, 1997. - 416 с.

137. Филарет (Вахромеев), митр. Богословие добрососедства / митр. Филарет (Вахромеев). — Киев : Дух i лггера, 2002. — 212 с.

138. Филиппов, В. М. Духовность и образование / В. М. Филиппов // Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Планета-2000, 2003. — С. 6—14.

139. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / свящ. П. Флоренский. — М. : ACT, 2003. 640 с.

140. Флоренский П., свящ. Христианство и культура / свящ. П. Флоренский. М. : ACT , 2001. - 672 с.

141. Флоровский Г., прот. Христос и Его Церковь / прот. Г. Флоровский // Богословие и боговидение : Сборник статей / В. Н. Лосский. М. : Издательство Свято-Владимирского братства, 2000. — С. 560-580.

142. Франк, С. Л. С нами Бог / С. Л. Франк. М. : ACT, 2003. - 750 с.

143. Хоружий, С. Антропология и кризис современного человека / С. Хоружий // Учение Церкви о человеке : Материалы. М., 2002. - 504 с.

144. Шевченко, Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. 1 класс / Л. Л. Шевченко, прот. Е. Шестун. М. : Покров, 2003. - 120 с.

145. Шестун Е., прот., Православная семья / прот. Е. Шестун, Н. Огу-дина. Самара, 2001. — 270 с.

146. Шестун Е., прот. Педагогика русской цивилизации / прот. Е. Шестун // Православная культура : Концепции, учебные программы, библиография. М. : Покров, 2003. - С. 10-12.

147. Шестун Е., прот. Православная педагогика : Учебное пособие / прот. Е. Шестун. М., 2001. - 560 с.

148. Школьник, В.Г. Роль систематизации знания в формировании у школьников диалектико-материалистической убежденности / Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Сб. научн. трудов. — Волгоград, 1984. С.113-121.

149. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. / Н.Е. Щуркова. М. : Педагогическое общество, 2005. - 256 с.

150. Яннарас, X. Вера Церкви : Введение в православное богословие / X. Яннарас. — М. : Центр по изучению религий, 1992. 232 с.

151. Янушкявичюс, Р. В. Основы нравственности : Учебное пособие для школьников и студентов / Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене. — 4-е изд. М. : ПРО-ПРЕСС, 2002. - 456 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.