Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лыкова, Наталья Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лыкова, Наталья Геннадьевна
Введение
Оглавление
Глава I. Нравственные основы православного воспитания.
1. Психолого-педагогические аспекты религиозного воспитания.
1.1. Проблемы соотношения науки и религии в педагогике.
1.2. Понятия «нравственное воспитание» и «нравственная ценность».
1.3. Нравственные ценности христианства, иудаизма, ислама.
1.4. Психологические особенности влияния религии на личность ребенка.
2. История и современное состояние православной педагогики в России.
2.1. Краткая история православного воспитания.
2.2. Современный опыт православного воспитания в России.
2.3. Характеристика воспитательной работы в православных учреждениях г. Тюмени.
3. Сущность православного воспитания.
3.1. Понятийный аппарат православного воспитания.
3.2. Психологические принципы и условия православного воспитания.
3.3. Средства, методы и формы православного воспитания.
Глава И. Исследование возможностей православного воспитания в формировании нравственных ценностей учащихся общеобразовательных учреждений.
1. Сравнительный анализ нравственных ценностей учащихся светских и православных образовательных учреждений.
2. Особенности преподавания предметов духовно-нравственного содержания $ в общеобразовательных школах.
3. Опыт православного воспитания в общеобразовательной школе.
4. Результаты исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении2010 год, кандидат педагогических наук Миронов, Владимир Иванович
Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии2006 год, кандидат педагогических наук Баринова, Наталья Геннадьевна
Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского2006 год, кандидат педагогических наук Шевчук, Сергей Васильевич
Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема2008 год, доктор педагогических наук Берсенева, Тамара Александровна
Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника2006 год, кандидат педагогических наук Куликов, Александр Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся»
Кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни человечества -науку, религию и образование, привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубляющийся и разрушительный по своим последствиям разрыв между знанием и историко-культурными традициями, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования. Во всем мире идет поиск способов расширения и углубления гуманитарной культуры подрастающих поколений, возрождения духовных сил.
4 Опираясь на лучшие традиции отечественного образования, важно сберечь духовные основания и ценности, наполнить их более глубоким философским смыслом, обновить содержание, насытить процесс образования человека высоким гуманным смыслом, истинной культурой. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть целого знание религий, основанное на их философском осмыслении. «Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, переживающей трудный этап своего политического, экономического и социального переустройства, крайне важно осознание ценностных оснований религиозных Ф учений как компонента педагогической и общей культуры, необходимого для воспитания уважения, доброты, толерантности»1.
В недавнем прошлом отечественная система образования была сосредоточена в основном на обучении, а не на воспитании. В настоящее время педагогами признается необходимость создания в школе воспитательной системы, осуществляется поиск воспитательных мер по духовно-нравственному обогащению учащихся.
Судя по материалам международных Рождественских чтений и других Ж конференций, посвященных вопросам воспитания, многие видные деятели
Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 7-8 образования (В.М. Филиппов, Н.Д.Никандров, В.И. Стражев и др.) связывают возрождение Отечества с возрождением традиционных религий и в первую очередь православия. Все большее число педагогов прибегает к сотрудничеству с представителями православной церкви, используя в своей работе воспитательный опыт воскресных школ, монастырей. По всей стране активизируется работа в этом направлении: создаются новые православные образовательные учреждения, вводятся предметы по православному образованию в школах, осуществляется приобщение к историческим и культурным корням России, неотделимым от православия. Россия многонациональна, и наряду с возрождением православия осуществляется также развитие других традиционных для России конфессий, возобновляют работу мусульманские, иудейские школы.
Традиционные религии содержат в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Анализ имеющихся в России конфессий (православия, иудаизма, ислама) выявляет многие общие духовные ценности - стремление к Богу, любовь к ближнему, святость и нерасторжимость брака, воздержание, высокие нравственные идеалы, учение о душе, о бессмертии и др. Главный вопрос - как рационально использовать этот потенциал в современных условиях.
В данной работе проводится комплексное исследование особенностей, условий и принципов православной педагогики, опыта воспитания учащихся в современных православных образовательных учреждениях, а также возможности использования элементов православного воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Несмотря на большое количество литературы по православному воспитанию, опыт воспитательной работы в современных православных учебных учреждениях не получил научного обобщения, не исследованы возможность и эффективность проведения такой воспитательной работы в условиях общеобразовательных учреждений. Рассматриваемый нами подход к организации воспитания с использованием духовно-нравственных ценностей православия не является, конечно, единственным, это лишь один из возможных вариантов, мало изученный в настоящее время, но вызывающий большой интерес и неоднозначные оценки в современном обществе.
Теоретическое и научное обоснование методов и способов православного воспитания и возможности их использования в современных условиях становятся крайне актуальными в условиях педагогического поиска путей формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, что обусловило выбор темы исследования: «Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся».
Объект исследования - процесс воспитания учащихся православных и общеобразовательных учебных заведений.
Предмет исследования - способы и средства православного воспитания и их влияние на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся православных и общеобразовательных учреждений.
Цель исследования - раскрыть воспитательные возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся православных и светских образовательных учреждений.
Гипотеза исследования
Если в содержание образовательного процесса учащихся общеобразовательного учреждения включить мероприятия:
- по теоретическому знакомству с нравственными основами православной культуры;
- по развитию самоанализа и умения проводить аналогии между теоретическим знанием православной культуры и собственным поведением;
- по практической реализации духовно-нравственных ценностей православной культуры в своей жизни (мыслях, чувствах и поступках), то это будет способствовать формированию устойчивой системы духовно-нравственных ориентаций учащихся. Об этом будут свидетельствовать четкие представления о смысле жизни и духовно-нравственных идеалах, способность разграничивать в жизни наиболее значимые положительные и отрицательные ценности, представления о значимости семейных отношений, осознание своих обязанностей, развитость патриотических чувств, следование моральным нормам.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность православного воспитания, изучить его историческое развитие и современное состояние;
2) провести сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся православных (Тюменское духовное училище и Тюменская православная гимназия) и светских общеобразовательных учреждений;
3) разработать и реализовать в общеобразовательной школе программу по духовно-нравственному воспитанию с использованием элементов православной культуры; проследить динамику изменений духовно-нравственных ценностей учащихся.
В ходе исследования использовались методы: теоретического уровня - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ и синтез, обобщение, прогнозирование; эмпирического уровня - психологическое тестирование, анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение, собеседования, изучение продуктов деятельности школьников, методы качественной и количественной оценки и интерпретации результатов.
Теоретической основой исследования явились положения педагогических и психологических теорий воспитания (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили, Х.И. Лийметс, A.B. Мудрик, Ф.В. Крон и др.), исследования ценностных ориентаций и механизмов их формирования (В.П. Тугаринов, A.A. Ручка, А.Г. Здравомыслов, Б.Г.
Ананьев, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев), особенностей православного воспитания (В.В. Зеньковский, Е.Е. Пестов, H.A. Ильин, J1.B. Сурова, Евг. Шестун, Платон Игумнов, св. Иоанн Кронштадтский и др.); исторического анализа православного воспитания (П.Ф. Каптерев, A.B. Карташев, Е.Е. Голубинский, П.В. Знаменский, Н.Д. Тальберг, И.К. Смолич, Н.И. Пирогов и др.), идеи о необходимости возрождения православия и православного воспитания в современных условиях (В.М. Филиппов, Н.Д. Никандров, В.И. Стражев, JI.B. Сурова, И.Я. Яковлев и др.), методологические основы православного воспитания (И.А. Ильин, Е.Е. Пестов, JI.B. Сурова, Т.Н.Симонова, прот. Артемий Владимиров и др.)
Этапы исследования:
На первом этапе (2000 - 2001 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по теме исследования, сформулирован первый вариант рабочей гипотезы, разработан инструментарий ее проверки.
На втором этапе (2001 - 2003 гг.) проводились изучение результативности систем православного и светского воспитания, опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся, развитию их способности к самоанализу и умения применять воспринятые нравственные ценности в повседневной жизни.
На третьем этапе (2003 г.) осуществлялись сбор, обработка и сравнительный анализ результатов исследования, формулировались выводы. Проводилась работа по литературному оформлению диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Тюменская православная гимназия, Тюменское духовное училище, гимназия ТГУ, гимназия №21, средние школы № 31 и №63 г. Тюмени.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на научную методологию, использованием системного подхода к исследованию проблемы, апробацией важнейших идей, применением методов, адекватных целям и задачам исследования, и разнообразных методик качественной и количественной оценки и интерпретации результатов.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и полученные результаты исследования освещались автором в выступлениях на девятых международных Рождественских чтениях (г. Москва, 2001 г.), межрегиональном научно-практическом семинаре «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (г. Тюмень, 2001 г.), международной научно-практической конференции «Славянские духовные традиции в Сибири» (г.Тюмень, 2002 г.), областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (г. Тюмень, 2003 г.). Теоретические положения и эмпирические данные диссертации использовались в процессе проведения семинарских занятий по' курсуг «Педагогическая антропология», при проведении в общеобразовательной школе №63 спецкурса «Уроки нравственности на основах православия».
Научная новизна исследования состоит в следующем.
1. Выявлена продуктивность системы воспитательных мероприятий, проводимых в православных учебных учреждениях, как взаимосвязанных, интегративных компонентов единой воспитательной системы, построенной по принципу единства теоретических познаний и практической деятельности, охватывающей все сферы жизни воспитанников: учебу, семью, досуг.
2. Установлены основные различия в ценностных ориентациях учащихся православных и светских учебных заведений, отражающие специфику содержания проводимого в них воспитания. Кроме религиозных ценностей, у учащихся православных учреждений лучше сформированы альтруистические, патриотические, моральные ценности, содержательно богаче их представления о духовно-нравственных идеалах и смысле жизни.
3. Разработана и экспериментально проверена в общеобразовательной школе программа по духовно-нравственному воспитанию, включающая в себя изучение культурологических, личностно и социально ориентированных проблем и выполнение практических заданий по реализации православных духовно-нравственных ценностей в реальной жизни.
4. Доказана эффективность использования следующих элементов православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся светских школ: ознакомления с духовно-нравственными основами православной культуры, нацеленного развития самоанализа и умения проводить аналогии между теоретическими знаниями и собственным поведением, организации практической деятельности по реализации духовно-нравственных ценностей.
Теоретическая значимость исследования:
1. Раскрыт механизм православного воспитания, заключающийся в интериоризации духовно-нравственных ценностей, определяющих мировоззрение и поведение воспитанника.
2. Обоснованы средства, методы и формы православного воспитания, применяемые с целью развития у воспитанника способности к самоанализу, самоконтролю и добротворчеству через изучение духовно-нравственных основ православия, приобщение к таинствам церкви, участие в соборной церковной жизни, благотворительной деятельности и др. Содержание и методика воспитания в светских школах существенно обогащены за счет использования из арсенала православной культуры историко-культурологической, социально и личностно ориентированной информации, опыта постоянного обращения к внутреннему миру учащихся, способов побуждения их к нравственным поступкам и включения в благотворительную, социально значимую деятельность.
3. Выявлены имеющие глубокий воспитательный потенциал общие нравственные ценности православия, иудаизма и ислама: вера в единого Бога, в бессмертие души, загробное воздаяние, целомудрие, трезвость, трудолюбие, добротворчество, значимость семьи, уважение старших, доброжелательное отношение к другим религиям, любовь к своему народу, его традициям, уважение памяти предков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны:
- рекомендации по использованию в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственного потенциала православной культуры;
- программа факультативного спецкурса «Уроки нравственности на основах православия»;
- планы проведения занятий (уроков);
- система практических заданий;
- критериально-оценочный инструментарий.
Положения, выносимые на защиту
1. Православное воспитание - это систематическая деятельность, направленная на формирование у воспитанников знаний основ православного вероучения и устойчивой системы духовно-нравственных ценностей, определяющих их мировоззрение, поведение и поступки. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется благодаря механизму интериоризации, который состоит из следующих этапов: 1) формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; 2) перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личности через самоанализ, самооценку; 3) внутреннее согласие и готовность следовать духовно-нравственным ценностям в жизни; 4) включение личности в деятельность, имеющую нравственно ценную направленность (практическая реализация духовно-нравственных ценностей); 5) самоконтроль и самокоррекция в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Успешность «запуска» этого механизма зависит, с одной стороны, от подготовленности и мастерства педагогов, поддержки семьи и сверстников, с другой - от эмоционального отклика учащихся, понимания и принятия ими духовно-нравственных ценностей православия.
2. Используемые в православных учебных учреждениях формы воспитательной работы обладают мощным воспитательным потенциалом: приобщение к таинствам церкви (например, исповедь), построение жизни по церковному календарю, посещение богослужений и участие в них, изучение православной духовной литературы, трудовая деятельность (послушания), благотворительная деятельность, участие в церковной жизни и др. Они создают особую воспитательно-развивающую среду, обеспечивающую духовно-нравственное созревание личности. Используемые православные воспитательные мероприятия представляют собой интегративную воспитательную систему, связующим звеном которой является единство церкви, семьи и школы. Изучение истории и религиозной культуры страны (архитектуры, хорового пения, иконописи, агиографии) способствует повышению общего культурного и нравственного уровня личности, развивает чувство патриотизма. Участие в религиозных таинствах и традициях формирует чувство соборности (общности) не только с современниками, но и с предыдущими поколениями, обеспечивая преемственность и связь поколений.
3. Ценностные ориентации учащихся православных и общеобразовательных учреждений существенно различаются. У учащихся православных учреждений более ясные представления о смысле жизни, о духовно-нравственных идеалах, более стабильно внутреннее психическое состояние. У них сильнее выражены альтруистические чувства, самоконтроль и самодисциплина, снижена агрессивность. Религиозные и нравственные ценности обусловливают их представления о нерасторжимости брака, ориентацию на стабильные, здоровые семейные отношения, что проявляется в поведении, внешнем виде и во взглядах на добрачные отношения между юношей и девушкой.
4. В условиях общеобразовательной школы формирование духовно-нравственных ценностей учащихся успешно реализуется: а) в процессе изучения нравственных основ православной культуры в рамках факультативного спецкурса по духовно-нравственному воспитанию; б) при выполнении практических заданий, направленных на формирование способности к самоанализу, самокоррекции. Приобщение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры возможно в процессе изучения истории, литературы, художественного и музыкального искусства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ2006 год, кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна
Классические педагогические системы Ж.-Ж. Руссо и И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики2004 год, кандидат педагогических наук Кравченко, Дмитрий Николаевич
Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики2001 год, кандидат педагогических наук Чурсина, Элеонора Александровна
Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях1998 год, кандидат педагогических наук Федорова, Лариса Михайловна
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса "Основы православной культуры"2004 год, кандидат педагогических наук Ефименкова, Светлана Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лыкова, Наталья Геннадьевна
Выводы по главе II
1. Ценностные ориентации верующих и неверующих старшеклассников существенно различаются. У верующих старшеклассников четко сформированы религиозные ценности (Бог, церковь, ад, рай и др.). В связи с этим у них более ясное представление о смысле жизни, более спокойное отношение к смерти, так как они верят в жизнь после смерти и считают своей целью подготовиться к ней в течение земной жизни. Представление о нравственном идеале у них сформировано более четко, чем у неверующих. Внутренне психологическое состояние у них более стабильное, так как они постоянно его анализируют и корректируют под руководством духовника.
2. Подготовку к будущей жизни верующие старшеклассники связывают с работой над собой, устранением своих недостатков, служением людям и выполнением своих обязанностей. У верующих старшеклассников сформировано понятие «грех» (нравственное отклонение, нарушение), его причины и способы борьбы с ним. Таким образом, у них сильнее выражены альтруистические чувства, самоконтроль и самодисциплина, снижена агрессивность. Религиозные и нравственные ценности обусловливают представление о нерасторжимости брака, ориентацию на стабильные, здоровые семейные отношения.
3. У учащихся православных учебных заведений лучше, чем у учащихся общеобразовательных учреждений, сформировано понятие о моральных нормах, в том числе понятие «целомудренность», что проявляется во внешнем виде и в поведении, в отношении к добрачным отношениям между юношей и девушкой. Изучение истории и религиозной культуры страны (архитектуры, хорового пения, иконописи, агиографии) способствует повышению общего культурного и нравственного уровня личности, развивает чувство патриотизма. Участие в религиозных таинствах и традициях формирует чувство соборности общности) не только с современниками, но и с предыдущими поколениями, обеспечивая преемственность и связь поколений.
4. В условиях общеобразовательной школы формирование духовно-нравственных ценностей учащихся успешно реализуется: а) в процессе изучения нравственных основ православной культуры в рамках факультативного спецкурса по духовно-нравственному воспитанию; б) при выполнении практических заданий, направленных на формирование способности к самоанализу, самокоррекции. Приобщение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры возможно в процессе изучения истории, литературы, художественного и музыкального искусства.
5. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что духовно-нравственные ценности учащихся, с которыми проводилась воспитательная работа на основах православия, существенно отличаются от ценностей их ровесников, с которыми такая работа не проводилась: у них сильнее выражены стремление к послушанию родителям, негативное отношение к разводам, повышены чувство ответственности, патриотические чувства, лучше сформировано понятие о религиозной культуре России, они ощущают себя более счастливыми, у них низкий уровень конфликтности и агрессивности. Анализ процесса и результатов опытно-экспериментальной работы в 7-х, 10-м и 11-м классах позволяет сделать вывод и о том, что в младшем возрасте духовно-нравственные ценности усваиваются учащимися легче, они активнее выражают на занятиях свои мысли и чувства, у них лучше сформировано представление о моральных нормах, негативные установки легче поддаются корректировке.
Анкетирование родителей учащихся, беседы с администрацией школы и педагогами выявили их положительное отношение к проведению воспитательной работы, построенной на духовно-нравственных основах православия.
Заключение
1. Православное воспитание обеспечивает формирование у воспитанников прочных духовно-нравственных ценностей, которые становятся основой их мировоззрения и определяют их поведение и поступки, так как оно основано не только на теоретическом освоении духовно-нравственного потенциала православной культуры, но и на практической реализации полученных знаний в реальной жизни. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется благодаря механизму интериоризации, который состоит из следующих этапов: 1) формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; 2) перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личности через самоанализ, самооценку; 3) внутреннее согласие и готовность следовать духовно-нравственным ценностям в жизни; 4) включение личности в деятельность, имеющую нравственно ценную направленность (практическая реализация духовно-нравственных ценностей); 5) самоконтроль и самокоррекция в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Успешность «запуска» этого механизма зависит, с одной стороны, от подготовленности и мастерства педагогов, поддержки семьи и сверстников, с другой - от эмоционального отклика учащихся, понимания и принятия ими духовно-нравственных ценностей православия.
2. Православное воспитание сочетает в себе личностную и социальную направленность. В процессе постоянного духовного руководства и наставничества, знакомства с духовно-нравственными идеалами православной культуры как образцами для подражания осуществляется личностная ориентация православного воспитания. Соборная, церковная, благотворительная деятельность способствует благоприятной социализации ребенка, успешному усвоению норм и правил христианской жизни.
3. В результате исследования было установлено, что для учащихся православных учебных заведений важными являются не только религиозные, но и альтруистические и патриотические ценности; у них сформированы адекватные представления о смысле жизни и духовно-нравственных идеалах, развита способность к самоанализу и самоконтролю, хорошо выражена устойчивость к негативным социальным явлениям (курению, употреблению алкоголя, половой распущенности и т.д.). Ориентация этих детей на духовно-нравственные ценности проявляется и в образе их жизни, и во внешнем виде.
Используемые в православных учебных учреждениях формы воспитательной работы обладают мощным воспитательным потенциалом: приобщение к таинствам церкви, построение жизни по церковному календарю праздников и постов, посещение богослужений и участие в них, изучение православной духовной литературы, трудовая деятельность (послушания), благотворительная деятельность, участие в церковной жизни и др. Они создают особую воспитательно-развивающую среду, обеспечивающую духовно-нравственное созревание личности. Используемые православные воспитательные мероприятия представляют собой интегративную воспитательную систему, связующим звеном которой является единство церкви, семьи и школы. Участие в религиозных таинствах и традициях формирует чувство соборности (общности) не только с современниками, но и с предыдущими поколениями, обеспечивая преемственность и связь поколений.
4. Исследование выявило широкие возможности использования элементов православного воспитания и в условиях общеобразовательной школы. Результаты воспитательной работы в процессе проведения курса «Уроки нравственности на основе православия» позволили сделать выводы об ее эффективности в формировании у школьников духовно-нравственных ценностей. Теоретическое знакомство с нравственными основами православной культуры, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственными представлениями и поведением, выполнение практических заданий, ориентирующих на реализацию изучаемых ценностей в поведении, способствовали изменению представлений о смысле жизни и духовнонравственных идеалах, усилили значение семейных ценностей и чувства ответственности, повысили уровень самоконтроля, сформированность патриотических ценностей. Историко-культурологическая (православные традиции, праздники, эстетический потенциал православной культуры, агиография), социально ориентированная (нравственные основы православных заповедей, психологические аспекты отношений с окружающими в соответствии с христианскими нормами) и личностно ориентированная (смыслообразующее, эмоциональное влияние православия на личность) информация курса вызвала большой интерес учащихся, побудила их к размышлениям о духовно-нравственных проблемах, о смысле своей жизни и о себе как личности.
5. Исследование выявило положительное отношение большинства родителей учащихся к проведению воспитательной работы на основах православия как одному из средств формирования системы духовно-нравственных ценностей, повышения общего культурного уровня и устойчивости учащихся к негативным явлениям окружающей среды. По их мнению, такие предметы в школе нужны, так как они способствуют духовно-нравственному развитию детей, позволяют узнать историю и традиции русского народа. Большинство опрошенных в контрольных группах относятся к предметам, использующим информацию о православии, как к сугубо религиозным, в то время как в экспериментальных группах после прослушания курса «Уроки нравственности на основах православия» у учащихся и их родителей сложилось к нему отношение как к культурологическому, историческому и психологическому курсу.
6. Для успешного формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы кроме специализированных факультативных курсов возможны обращение к духовно-нравственному потенциалу православной культуры на уроках истории, литературы, других предметов (особенно при изучении художественного и музыкального искусства), организация благотворительной социально ориентированной деятельности вне рамок учебного процесса. Изучение истории и религиозной культуры страны (архитектуры, хорового пения, иконописи, агиографии) способствует повышению общего культурного и нравственного уровня личности, развивает чувство патриотизма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лыкова, Наталья Геннадьевна, 2003 год
1. Аверченко JI.K., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: ИНФРА М.; Н овосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с.
2. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. М.: Издательство МГУ, 2003.
3. Алфеев Ипарион, иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. Крутицкое Патриаршее Подворье. М. 1999. 235 с.
4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.
6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 567 с.
7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русское государство XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1985. 226 с.
8. Бахтин М.М. Проблема поэтики Ф. М. Достоевского. М., 1979. 148 с.
9. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. / Сост. Сельченок. — Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001. 355 с.
10. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии, 1965. № 1.
11. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. 863 с.
12. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
13. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М.: Издательский дом «Покров», 2002. 256 с.
14. Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании// Alma Mater, Вестник высшей школы. 1997. №6. С. 22-25.
15. Введенский А.И., Лосев А.П., Радлов ЭЛ., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 529 с.
16. Вернется ли в школу «Закон Божий»? // Alma Mater, Вестник высшей школы. 2002. №11. с. 45-51.
17. Владимиров Артемий, священник. Ошибки и чаяния православной гимназии //Просветитель. 1994. №1. С. 74
18. Владимиров Артемий, священник. О рождении и воспитании ребенка. Цикл лекций. Православное телевизионное агентство «Лествица», 1997.
19. Володина Е.Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000.
20. Воспитание детей в школе: новые подходы и технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998.
21. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984.
22. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии, 1972, № 2.
23. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 1998. С. 556
24. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ., ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1988.
25. Дернов A.A. Методика Закона Божия. СПб., 1913. 327 С.
26. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 432 с.
27. Донченко Jl.M. На уроке и вне урока. Духовные истоки воспитания. М.: НБФ «Славянский дом у истоков трек великих рек Волга-Днепр-Западная Двина», 2001. 120 с.
28. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. 228 с.
29. Дуранов М.Е., Орлов В.Б. Личность обучающегося и ее развитие: Учебное пособие. Челябинск:ЧГПУ, 1997. 154 с.32.3агвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 185 с.
30. ЗЗ.Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. 150 с.
31. Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». М., 1997.35.3алесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994. 140 с.
32. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Изд-во Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. 391 с.43.3осимовский A.B. Критерии моральной воспитанности // Вестник Моск. Унта. Сер. 14. Психология. 1998. №2. с. 67-73.
33. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.
34. Иванова С.Ф. Искусство диалога или беседы о риторике. Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1992. 200 с.
35. Игумнов Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 213 с.
36. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 3. М.: Новый город, 1994. 460 с.
37. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993.
38. Исраэль Саванчук. Еврейская культура в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
39. История образования и русская православная церковь. /Авт.-сост. М.Н. Костикова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 164 с.
40. Каган М.С. Мир общения. М., 1984. 345 с.
41. Казанский O.A. Педагогика как любовь. М.: Просвещение, 1996. 133 с.
42. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.
43. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. H.JI. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2000.
44. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Т. I. М.: Книга, 1988.
45. Карташов A.B. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991.Т2. 385 с.
46. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2-х томах. М., 1911.
47. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1990. Т. 9.
48. Козлов К.В. Православное религиозное образование в России во второй половине XIX — начале XX вв. Белгород. Pravoslavie.ru. 2002.
49. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. Т.2. 445 с.
50. Коменский Я.А. Великая дидактика//Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.
51. Крупин В. Как русскую школу отлучали от Церкви // Воскресная школа. 1997. №8.
52. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России//Педагогика. 1998. №8. С. 69-74.
53. Курмачев В.А. У истоков духовного образования в Западной Сибири. Тюмень, 1999. 55 с.
54. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии. 1996. №4.
55. Лихачев А.Е. Нравственное разложение и православие // Педагогика. 1999. №6. С. 114-118.
56. Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.
57. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. 413 с.
58. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 145с.
59. Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1934. 326 с.
60. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 1/ Сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. М: Педагогика, 1983.
61. Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев. Киев, 1903.
62. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.
63. Махортова M.B. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.
64. Медведева H.A. Формирование ценностных ориентаций у учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования средствами православного просвещения: Дис. .канд. пед. наук. Курган, 2000.
65. Медушевский В.В. Может быть, вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. 1988. № 8.
66. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под. Ред. A.A. Бодалева. М.: Институт наркотической психологии; Воронеж: НПО «СОДЭК», 1995. 336 с.
67. На пороге «осевого» времени // Знание-сила. 1995. № 6.
68. Никандров Н. Подлинные и мнимые ценности // Воспитание школьников. 2000. № 5.
69. Никандров Н.Д. Воспитание и религия (размышления педагога) // Советская педагогика. 1991. №12. С. 51-56.
70. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994. 265 с.820 вере и нравственности по учению Православной Церкви. М, 1991.
71. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Кон. XIX — нач. XX вв. /Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1991.
72. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников //Социологические исследования. 2002. № 5. С. 111-114.
73. Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.
74. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дис. .канд. психол. наук. М., 2000.
75. Песталоцци И.Г. Лебединая песня//Педагогическое наследие/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.
76. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб: САТИСЪ, 1996.
77. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
78. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.
79. Попов Л. А. Динамика изменения нравственных оценок студентов //Педагогика. 1998. №7. С. 66-69.
80. Попов Л.А. Нравственное воспитание и религия (в современных условиях) //Педагогика. 1999. №6. с. 109-114.
81. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И.С. Марьенко. М.: Педагогика, 1971.
82. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.
83. Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы. Дис. .канд. пед. наук. М., 1998.
84. Рачинский С.А. Сельская школа. М.,' 1991.
85. Рекомендации по методике нравственного воспитания школьников. // Вопросы нравственного воспитания учащихся. Материалы 5-й научной межвузовской конференции. Тамбов, 1970. 223 с.
86. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 595 с.
87. Рувинский Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983.
88. Русская Православно-ориентированная школа/ Под ред. к. п. н. Ивановой С.Ф. М.: Паломник, 1999. 256 с.
89. Рынковская Н. Аксиологическое воспитание в воскресной школе. http://www.ort.spb■/rvnkovsk.htm
90. Савкина Г.П. Освоение старшеклассниками нравственных ценностей (социологический анализ)//Регионология. 2001. № 1. С. 273-276.
91. Сборник общеобразовательных программ по духовно-нравственному воспитанию/ Под ред. Иерея Дмитрия (Кирьянова). Тюмень: Тюменский издательский дом, 1999. 223 с.
92. Свешников Владислав (протоиерей). Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000. 618 с.
93. Селиванов B.C. Основы обще педагогики: теория и методика воспитания. М. Академия. 2002. 336 с.
94. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995.
95. Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. М., 1973. Т.1
96. Сластенин В.А. Гуманистическая .парадигма педагогического образования//Магистр. 1994. №6.
97. Смирнова О.В. Педагогические проблемы молодых школ //Просветитель. 1994. №1 С. 93-96.
98. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Т. I.
99. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 415 с.
100. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М.: Одиссей, 1996. 1064 с.
101. ИЗ. Соловьев А.Ю. Религия в обучении и воспитании школьников // Духовные истоки воспитания. Выпуск 1. Москва, 2001. 120 с.
102. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности. Изд-во ЛГУ, 1984.
103. Степин B.C., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.
104. Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовных ценностных ориентаций молодежи: Дис. . канд. филос. наук. М., 1996.
105. Строков Ю.П. Методика формирования коллективистской направленности личности старших школьников // Актуальные проблемы нравственного развития личности. Томск, 1975. 175 с.
106. Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Издательство Владимирской епархии, 1996. 496 с.
107. Суровягин С.П., Худякова Г.П. Христианские и исламские традиции семьи // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Тюмень: Тюм ГНГУ, 2003. С. 214-222
108. Сурожский Антоний, митрополит. Человек перед Богом. М., 1993.
109. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр. произв. в 5-и т. Т. III . Киев, 1980.
110. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М., 1981. Т.З. 546 с.
111. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. 272 с.
112. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. 777 с.
113. Уроки добра и красоты / Сост. Л.Г. Потанина, Н.Е. Щуркова. Тюмень, 1997.
114. Ушинский К.Д. Собр. Соч.: в 11т. М.; Л., 1948. Т.2. Т. 8. Т. 11.
115. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении : В 6 т. Т 2., М.: Педагогика, 1988.
116. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 2 // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
117. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
118. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.
119. Флоренская Т. Мир дому твоему: Тело, душа и дух //Воспитание школьников. 1998. №6. С. 26-31.
120. Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни. Духовные истоки воспитания. М.: НБФ «Славянский дом у истоков трек великих рек Волга-Днепр-Западная Двина», 2001.
121. Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия. Богословские труды. М., 1977.
122. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 125 с.
123. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.
124. Хомяков A.C. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского // Сочинения А. Хомякова. М., 1911. Т. 1.
125. Хомяков A.C. Сочинения : в 2-х т. Т. 2. М.: 1994.
126. Церковь, дети и современный мир. СПб., 1997.
127. Чеботарева (Лыкова) Н.Г. Гуманитарная направленность православного воспитания: Материалы межрегионального научно-практического семинара. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. С. 55-62.
128. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологичесое исследование. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
129. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001. 559 с.
130. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
131. Школа православного воспитания / Под ред. Стрижева А.Н. М.: Паломник, 1999. 573 с.
132. Щуркова Н. Ценностные отношения И Воспитание школьников. 1999. №3. С. 17-22.
133. Яковлева Е. Просвящение//Российская газета. 2003. 13 августа.
134. Якубов 3. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов// Alma Mater, Вестник высшей школы. 2000. №5. С. 33-34.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.