Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Югфельд, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Югфельд, Ирина Александровна
Введение.
Стр. 3
Глава I. Подготовка будущих учителей к использованию 12.77 игровых технологий как педагогическая проблема.
1.1. Психолого-педагогические основы игровых технологий.
1.2. Теоретические аспекты формирования игровой компетентности будущих учителей
1.3. Модель подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения 51.77 психолого-педагогических дисциплин
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
2.1. Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
2.2. Пути и средства подготовки студентов к применению игровых технологий на этапе пропедевтики
2.3. Особенности формирования игровой компетентности студентов на основном и заключительном этапах
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теория и практика становления профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе непрерывного педагогического образования2000 год, доктор педагогических наук Федотенко, Инна Леонидовна
Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза2007 год, кандидат педагогических наук Савельева, Светлана Станиславовна
Система формирования информационной и коммуникационной компе-тентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе2011 год, доктор педагогических наук Зайцева, Светлана Анатольевна
Развитие профессионального адаптационного потенциала будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Толстых, Юлия Игоревна
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя2008 год, кандидат педагогических наук Гончарова, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин»
Актуальность исследования. В современном российском обществе возрастает потребность в социально и профессионально активной и ответственной личности учителя, готовой к творческому поиску, к инновационным гуманистическим преобразованиям. Реальное воплощение в школьную повседневность идеи гуманизации образования в значительной степени определяется технологической компетентностью сегодняшних выпускников педагогических вузов.
Результаты многочисленных социально-педагогических и психолого-педагогических исследований убеждают: для современной школы характерна ярко выраженная тенденция сокращения применения учителями игровых технологий, постоянного уменьшения времени на игровую деятельность школьников.
Пространство игровой деятельности в современной школе постоянно сокращается: даже в младшем школьном возрасте игра на уроке занимает не более 12% -15 % учебного времени, в подростковых классах уменьшается до 8% - 10%, а в старших классах дидактические игры практически не используются. Парадоксальность современной образовательной ситуации связана с насыщением и перенасыщением социальной (внешкольной) среды ребенка многочисленными играми, в основном примитивными и однообразными. Низкое качество большинства компьютерных игр, игровых программ на телевидении, их агрессивный натурализм при отсутствии психологической, педагогической и медицинской экспертиз, рост игровой зависимости среди людей различного возраста - всё это приводит к дискредитации идеи обучающих игр и конкретных игровых технологий в учительском сообществе. Однако, сокращая удельный вес игровой деятельности учащихся в образовательном процессе школы, общество несет существенные потери в нравственном, интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии ребенка, в его физическом и психическом здоровье. Поскольку игровые технологии обладают обучающим, воспитывающим, развивающим, коррекционным, психотерапевтическим потенциалом, гуманизация образовательного процесса с необходимостью акцентирует их значимость. Проблему применения игры также актуализирует внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения.
Анализ психолого-педагогических исследований, изучение практической деятельности школ показали, что учителя недостаточно готовы к выбору, адаптации, а тем более к проектированию и грамотному применению на своих уроках различных игровых технологий. Эффективное внедрение в образовательный процесс школы игровых технологий мы связываем с целенаправленной подготовкой выпускников в педагогических университетах, с развитием их игровой компетентности.
В педагогике высшей школы периодически и ситуативно возникает интерес к использованию игровых технологий в профессиональной подготовке будущего учителя. Вопросы психолого-педагогической подготовки будущих учителей к использованию игры частично освещаются в трудах В.П.Бездухова, Е. П. Белозерцева, В.Л.Борзенкова, А.А.Вербицкого, Л.К.Гребенкиной, М.В.Кларина, В.Г.Мамигонова, Н.В.Самоукиной,
B.А.Сластенина, А.И.Тимонина, В.И.Хазана, Г.П.Щедровицкого и других. Методические аспекты применения игры в процессе вузовской подготовки нашли отражение в работах О.Ю.Богдановой, Н.А.Демидовой, Е.А.Жадан, Т.М.Жирковой, Р.И.Жуковской, И.А.Зимней, А.А.Калюжного, Н.И.Кудряшева,
C.А.Леонова, Е.И.Матецкой, Г.В.Роговой, A.K.Gordon, R.Harrison, W.R.Lee и других.
Игра как психолого - педагогическое средство развития личности ребенка, реализации его потенциалов исследовалась в работах В.И.Андреева, Н.П.Аникеевой, Н.К.Ахметова, Л.С.Выготского, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, А.С.Макаренко, Ж.Пиаже, П.И.Пидкасистого,
А.С.Прутченкова, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сухомлинского, Ж.С.Хайдарова, Д.Н.Узнадзе, С.А.Шмакова, Д.Б.Эльконина и многих других.
Несмотря на ценность представленных исследований, возможности развития игровой компетентности у будущих педагогов остаются мало разработанными, отсутствуют научные труды, посвященные процессу подготовки будущего учителя к применению игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Изучая педагогические, психологические, философские, методические, предметные дисциплины, студенты получают весьма разнообразные, но слабо связанные и недостаточно систематизированные сведения о сущности игровой деятельности, о роли игры в развитии ребенка, об особенностях игры на уроках и во внеучебной деятельности, об отдельных игровых технологиях и технике игры. Разрозненная, фрагментарная, нередко противоречивая информация о различных аспектах и потенциальных возможностях игры, отсутствие собственного практического игрового опыта не позволяют говорить об эффективной подготовке студентов к использованию игровых технологий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, разработка проблем игрового обучения имеет весьма длительную историю и является одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований, с другой стороны, очевиден дефицит научных работ, выявляющих возможности использования игровых технологий в процессе психолого-педагогической подготовки студентов. Проблема качественной подготовки будущих педагогов к применению игровых технологий в своей профессиональной деятельности не была предметом специального изучения. Таким образом, на основе анализа научных исследований, требований практики и запросов общества были выделены следующие противоречия:
- между потребностью современного общества в учителях, способных эффективно применять игровые технологии, обладающих необходимой для этой цели игровой компетентностью, с одной стороны, и отсутствием теоретического обоснования и научно-методического обеспечения их вузовской подготовки к освоению игровых технологий, с другой; между пониманием необходимости формирования игровой компетентности у будущего учителя в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и недостаточным методическим оснащением этого процесса;
- между значительными потенциальными возможностями игровых технологий как актуального и эффективного средства профессионально-личностного развития будущего специалиста в вузе и отсутствием обоснования необходимых педагогических и психологических условий, позволяющих включать игровые технологии в образовательный процесс.
Осмысление указанных противоречий и поиск путей их разрешения определили проблему исследования: каковы пути и средства подготовки студентов (в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин) к эффективному использованию игровых технологий.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная научная разработанность в теории и методике современного высшего профессионально-педагогического образования определили выбор темы исследования -«Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин».
Объект исследования - образовательный процесс педагогического вуза.
Предмет исследования - подготовка будущих учителей к эффективному применению игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и проверка на практике модели эффективной подготовки будущих учителей в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин к использованию игровых технологий.
В основу исследования положена следующая гипотеза: подготовка будущих учителей к применению игровых технологий будет успешной, если:
• развитие игровой компетентности, как результат вузовской подготовки будущих учителей, вычленяется в качестве специальной цели в процессе изучения студентами психологических и педагогических дисциплин;
• в структуре игровой компетентности выделяются когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-ценностностный, личностный и конативный компоненты;
• обоснована и реализована на практике модель (цель, содержание, технологии, результат, критерии и показатели) подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психологических и педагогических дисциплин;
• внедрение данной модели осуществляется при соблюдении психолого-педагогических (осуществление диагностики студентов; обеспечение субъектной позиции будущего учителя; учет его личностного опыта; создание комфортной образовательной среды) и организационно-педагогических (интеграция содержания педагогических, психологических, предметных и методических дисциплин; вариативность заданий, преемственность в использовании игровых технологий; модернизация заданий производственных практик)условий;
• разработана методика поэтапной (пропедевтический, основной, заключительный этапы) подготовки будущих учителей к эффективному применению игровых технологий;
• разработана и внедрена в образовательный процесс дисциплина по выбору студентов «Психолого-педагогические основы использования игровых технологий в современной школе».
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1.изучить состояние проблемы в теории, осуществить сравнительно-сопоставительный анализ категориального аппарата исследования, уточнить понятие «игровые технологии» в контексте профессионально-педагогического образования;
2.исследовать понятие «игровая компетентность» как результат подготовки будущего учителя к применению игровых технологий, определить его структуру, уровни, возможности формирования данного феномена при изучении психологических и педагогических дисциплин;
3.разработать модель (цель, содержание, технологии, результат, критерии) подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий;
4.обосновать методику поэтапной (пропедевтический, основной, заключительный (интегрирующий) этапы) подготовки будущих учителей к эффективному применению игровых технологий;
5.определить психолого-педагогические и организационно-педагогические условия внедрения разработанной модели в образовательный процесс; б.разработать содержание и технологии изучения дисциплины по выбору студентов «Психолого-педагогические основы использования игровых технологий в современной школе».
Методологической основой исследования явились:
- общая теория деятельности и теория педагогической деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков), концептуальные положения психологической и педагогической теории игры (Н.П.Аникеева, М. Я. Басов, О.С.Газман, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, П.И.Пидкасистый, А.А.Тюков, С.А.Шмаков, Г.П.Щедровицкий, Д.Б.Эльконин);
- теории системного, деятельностного, аксиологического, компетентностного, культурологического и технологического подходов (Э.Г.Юдин, И.В.Блауберг, В.И.Загвязинский, Т.А.Ильина, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.А.Сластенин, Л.И.Божович, В.И.Гинецинский, В.П.Зинченко, В.Н.Мясищев, М.В. Богуславский, В.И. До донов, Н.Д.Никандров, Б.Блум, В.П. Беспалько, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, В.В.Гузеев, М.В.Кларин, М.М. Левина, В.М.Монахов, Т.С.Назарова, Ю.О. Овакимян и другие);.
- исследования по проблемам профессионального педагогического образования (O.A. Абдуллина, С.И. Архангельский, Ф.Н. Гоноболин, В.И.Загвязинский, Э.Ф.Зеер, Т.А.Ильина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д.Никандров, Ю.О. Овакимян, А.А.Орлов, В.Я.Пилиповский, В.Г.Подзолков, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, В.А. Сохранов, И.Л.Федотенко, В.А. Фокин, Н.А.Шайденко, Л. А. Ядвиршис).
Методы исследования: логика исследовательской работы обусловила применение системы методов, взаимно дополняющих и обогащающих друг друга: теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; изучение педагогического опыта; анализ государственных стандартов, учебных пособий по психологическим и педагогическим дисциплинам; анкетирование, педагогическое наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, методы математической статистики.
База исследования: факультет математики и информатики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, в опытно-экспериментальной работе участвовало 287 студентов и 21 преподаватель.
Логика и этапы исследования:
Исследование осуществлялось в период с 1998 по 2007 годы и включало несколько этапов. На первом этапе (1998 - 2000 гг.) происходило определение исходных позиций будущего исследования. Для этого, с одной стороны, изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, педагогике, культурологии, раскрывающие основные теоретические вопросы, с другой стороны, анализировалось реальное состояние школьной практики.
Второй этап исследования (2000 - 2002 гг.) включал в себя разработку и подбор диагностического инструментария, определение методики проведения констатирующего этапа эксперимента, анализ его результатов. Была определена также база исследования.
На третьем этапе (2002 - 2006 гг.) реализована опытно-экспериментальная работа, включающая формирующий и контрольный этапы.
Заключительный этап (2006 - 2007 гг.) был посвящен анализу, обобщению, интерпретации результатов опытно-эспериментальной работы, оформлению материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- игровая компетентность учителя рассматривается как результат подготовки студентов к применению игровых технологий; обоснованы уровни развития игровой компетентности: низкий (нормативно-репродуктивный), средний (ситуативно-поисковый), высокий (творческий);
- определена дефиниция «игровая компетентность» - интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, включающая когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-ценностный, личностный и конативный компоненты;
- уточнено понятие «игровые технологии» в аспекте профессиональной психолого-педагогической подготовки будущих учителей: игровые технологии рассматриваются как профессионально ориентированные, гуманистические, интерактивные, включающие цель, алгоритм организации, результат; описана методика поэтапной (пропедевтический, основной, заключительный (интегрирующий) этапы) подготовки будущих учителей к эффективному применению игровых технологий в процессе изучения дисциплин психологического и педагогического цикла;
- спроектирована модель (цель, содержание, структура, технологии, критерии и результат) подготовки студентов к использованию игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин; обоснованы психолого-педагогические и организационно-педагогические условия её внедрения;
- разработаны содержание и технологии изучения дисциплины по выбору студентов «Психолого-педагогические основы использования игровых технологий в современной школе».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы теоретического анализа и результаты опытно-экспериментальной работы способствуют приращению научных знаний в области теории и методики профессионального образования будущих учителей в аспекте формирования их игровой компетентности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методика изучения психологических и педагогических дисциплин, а также авторская модель подготовки студентов к эффективному использованию игровых технологий могут быть при определенной модификации перенесены в образовательный процесс различных педагогических вузов, колледжей, в систему повышения квалификации учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1 современные социокультурные условия и специфика образовательной ситуации с необходимостью требуют целенаправленной подготовки будущего учителя к корректному применению игровых технологий в образовательном процессе школы; развитие игровой компетентности студентов как итог данной подготовки рассматривается в качестве специальной цели изучения педагогических и психологических дисциплин;
2 игровая компетентность является уровневым образованием и имеет сложную структуру: когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-ценностный, личностный и конативный компоненты;
3 игровые технологии, применяемые в высшем профессионально-педагогическом образовании, относятся к профессионально ориентированным, гуманистическим, интерактивным. Они содержат цель, алгоритм организации, результат; характеризуются гибкостью, воспроизводимостью, системностью, вариативностью.
4 модель подготовки будущих учителей к реализации игровых технологий в образовательном процессе (цель, содержание, технологии, результат, критерии эффективности), а также условия ее внедрения: психолого-педагогические (осуществление диагностики студентов, обеспечение субъектной позиции будущего учителя, учет его личностного опыта, создание комфортной образовательной среды) и организационно-педагогические (интеграция содержания педагогических, психологических, предметных и методических дисциплин; вариативность заданий, преемственность в использовании игровых технологий; модернизация заданий производственных практик);
5 методическая подготовка будущих учителей к применению игровых технологий осуществляется поэтапно (пропедевтический, основной, заключительный (интегрирующий) этапы); на пропедевтическом этапе доминирует формирование эмоционально-ценностного компонента игровой компетентности, на основном - когнитивного и личностного, на заключительном - операционально-деятельностного и конативного.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в научных статьях, тезисах и материалах выступлений на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им.Л.Н.Толстого 2001-2006 г.г., (Тула), на Российских и Международных научных конференциях: Москва (1998), Рязань (1998, 1999), Минск (2005), Варна (1998), София (Болгария) (2003, 2005), Седлице (Польша) (2005, 2006) и других.
Достоверность выводов и результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразными источниками информации; позитивными изменениями в динамике игровой компетентности будущих учителей, данными математико-статисти ческой обработки результатов исследования, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Развитие социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе2012 год, кандидат наук Бабенко, Наталья Львовна
Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза2004 год, кандидат педагогических наук Гайнуллова, Фазиля Салиховна
Формирование социокультурной компетентности будущих учителей иностранных языков2008 год, кандидат педагогических наук Рыченкова, Любовь Александровна
Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства2007 год, кандидат педагогических наук Перцева, Ольга Юрьевна
Педагогическая технология формирования управленческой компетентности студентов-будущих учителей-дефектологов в процессе обучения в вузе2010 год, кандидат педагогических наук Суфьянова, Ляйсан Вафировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Югфельд, Ирина Александровна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- На основе анкетирования учителей были определены основные причины сокращения использования игровых технологий в образовательном процессе средней школы: недостаток времени и перегруженность учебных программ; отсутствие или низкое качество предметных методических разработок; трудности в управлении игровой ситуацией; а главное, неготовность учителей к организации игровой деятельности школьников.
- студенты считают себя недостаточно подготовленными к применению игровых технологий (не достает непосредственных наблюдений игры, собственного опыта участия в игре и опыта применения игровых технологий).
- логика проведения опытно-экспериментальной работы предполагала выделение контрольной и экспериментальной групп на первом курсе факультета математики и информатики по результатам констатирующего этапа эксперимента.
- подготовка будущих учителей к организации игровой деятельности школьников в условиях педагогического вуза включала: пропедевтический (1 курс), основной (2-3 курсы), интегрирующий (4-5 курсы) этапы.
- в опытно-экспериментальной работе была реализована система заданий, направленных на: развитие эмоционально-ценностного отношения студентов к игровым технологиям (например, задания, спроектированные на основе литературного материала, исследовательские задания, групповые дискуссии, дебаты); формирование когнитивного компонента игровой компетентности (задания на систематизацию, обобщение, анализ, конкретизацию учебного материала, тестовые задания); развитие операционально-деятельностного компонента игровой компетентности (проигрывание ситуации, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые игры, микропреподавание и др.); становление личностного и конативного компонентов игровой компетентности (самодиагностика, взаимодиагностика, анализ фрагментов использования игровых технологий на производственной практике).
- сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы выявил определенную позитивную динамику в развитии игровой компетентности будущих учителей: снизилось количество студентов с низким уровнем развития игровой компетентности, увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем. В контрольной группе существенных изменений в уровнях развития игровой компетентности не было выявлено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ многочисленных социально-педагогических и психолого-педагогических исследований показал, что для современной школы характерно резкое сокращение применения учителями игровых технологий, что приводит к существенным потерям в нравственном, интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии ребенка, в его физическом и психическом здоровье. Учителя, работающие в разных типах образовательных учреждений, недостаточно готовы к выбору, адаптации, а тем более к проектированию и грамотному применению на своих уроках различных игровых технологий.
Эффективное внедрение в образовательный процесс игровых технологий мы связываем с целенаправленной подготовкой выпускников в педагогических университетах, с развитием их игровой компетентности. Изучая педагогические, психологические, философские, методические, предметные дисциплины, студенты получают весьма разнообразные, но слабо связанные и недостаточно систематизированные сведения о сущности игровой деятельности, о роли игры в развитии ребенка, об особенностях игры на уроках и во внеучебной деятельности, об отдельных игровых технологиях и технике игры. Разрозненная, фрагментарная, нередко противоречивая информация о различных аспектах и потенциальных возможностях игры, а также отсутствие собственного практического игрового опыта не позволяют говорить об эффективной подготовке студентов к использованию игровых технологий. Необходимо и целесообразно выделить в качестве специальной цели в процессе изучения студентами психологических и педагогических дисциплин подготовку будущих учителей к эффективному применению игровых технологий.
Теоретический анализ различных подходов (В.И.Андреев, Н.П. Аникеева, Н.К. Ахметов, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, П.И. Пидкасистый, И. И. Фришман, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов,, М.В.Минкин, Г.П.Щедровицкий, С.Ф.Щербак, Д.Б.Эльконин) к игровой деятельности, к педагогически организованной игре, позволил нам уточнить место игровых технологий в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. Рассматривая игровые технологии на пересечении понятийных полей «игра» и «технологии», мы провели сопоставительный анализ категориального ряда: «игра», «игровая деятельность», «педагогически организованная игра», «дидактические игры», «игровые технологии». Игровые технологии по целевым установкам относятся к группе личностно-ориентированных, антропоцентрических, они отличаются гуманистической и психотерапевтической направленностью, имеют целью развитие субъектных характеристик личности. Игровые технологии также могут быть отнесены к группе технологий сотрудничества, так как предполагают демократические, партнерские отношения педагога и студентов, совместное согласование цели, содержания, правил, процедур игровой деятельности, участие в групповой рефлексии. Игровые технологии относят также к группе активных (или интерактивных) так как они ориентированы на взаимодействие (интеракцию), кооперацию, сотрудничество равноправных субъектов образовательного процесса. Итогом проведенного анализа стало рассмотрение игровых технологий как профессионально ориентированных, гуманистических, интерактивных, включающих цель, алгоритм организации, результат (как игровой, так и педагогический). Для игровых технологий характерно: обоснование целей на диагностической основе; наличие обратной связи; воспроизводимость; системность; эффективность; вариативность; гибкость.
В высшей профессиональной школе игровые технологии являются средством постижения, освоения студентами будущей профессиональной реальности, насыщения ее новыми смыслами и ценностями, адекватными представлениям личности о стандартах и нормативах избранной профессии. Применение игровых технологий создает благоприятные предпосылки для адресной коррекции профессионально необходимых личностных качеств. В профессионально-педагогическом образовании целесообразно использование различных игровых технологий: ролевой, деловой, технологии имитационного моделирования и других. Технология деловых игр представляется достаточно сложной и предполагает серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя. Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют профессиональную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений и взаимодействия, позволяя студентам приблизиться к будущей профессии, освоить сферу субординационных отношений в педагогическом сообществе, понять разнообразные барьеры, конфликты.
В высшем профессионально-педагогическом образовании особенно значимы также ролевые (сюжетно-ролевые) игры. Технология ролевых игр проста, понятна, не требует длительной подготовки студентов и преподавателей. Основу роли составляют отношения между субъектами образовательного процесса. Дидактическая ценность исполнения ролей заключается в том, что позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность специалистов, обучая студентов на основе синтетических моделей учебной и профессиональной деятельности.
В профессионально-педагогическом образовании применяются также организационно-деятельностные игры. Эта технология наиболее интересна, однако требует значительно больших затрат труда как от преподавателя и от студентов, а также специальной подготовки преподавателя вуза. Конечный результат организационно-деятельностной игры обладает высокой степенью неопределенности. Особенно важно, что студенты учатся переносить знания и опыт из учебной ситуации в квазипрофессиональную и далее в реальную производственную деятельность. В педагогической деятельности невозможно исключить действие субъективного личностного фактора. Определенная неоднозначность, некоторая вариативность - отличительные черты игровых технологий: успех их реализации в значительной степени определяется уровнем педагогической техники конкретного учителя.
Подготовку студентов к применению игровых технологий при изучении психологических и педагогических дисциплин мы рассматриваем как процесс, предполагающий:
- усвоение студентами системы знаний об игре, игровой деятельности, технологиях и технике игры и др.;
- становление эмоционально-ценностного отношения будущих учителей к игровым технологиям, их позитивное восприятие игры, понимание ее потенциальных возможностей, а также рисков и барьеров;
- формирование у студентов умений, навыков, компетенций, позволяющих включать различные игровые технологии в образовательный процесс;
- обогащение субъективного опыта студентов применением, адаптацией, а также проектированием различных игровых технологий; развитие у студентов профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного использования игровых технологий;
- формирование готовности студентов занимать игровую позицию, использовать различные модели поведения.
Итогом подготовки студентов к применению игровых технологий в своей будущей профессионально-педагогической деятельности является, на наш взгляд, их игровая компетентность. Игровую компетентность мы рассматриваем как видовое понятие относительно понятия педагогическая компетентность. Игровая компетентность понимается как интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, структура которой включает когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-ценностный, личностный и конативный компоненты. Игровая компетентность свидетельствует о способности и готовности будущего учителя эффективно применять игровые технологии. В формировании игровой компетентности будущих учителей особую роль играет когнитивный компонент: знания студентов об игре как ведущей деятельности дошкольника, о специфике игровой деятельности, понимание теорий происхождения игры, особенностей дидактических игр; наличие собственного опыта участия в деловых и ролевых играх на занятиях по психологическим и педагогическим дисциплинам, а также опыта проектирования и проведения игровых технологий в студенческой группе и школьном классе на производственной практике. Операционально-деятельностный компонент игровой компетентности включает необходимые умения, навыки, компетенции (диагностическую, прогностическую, коммуникативную, рефлексивную, проектировочную и др.), владение алгоритмом, технологиями организации различных игр. Эмоционально-ценностный компонент игровой компетентности связан с принятием студентами игровых технологий как личностной и профессиональной ценности. Позитивно воспринимая различные игровые технологии, студенты понимают их значительные потенциальные возможности в личностном развитии ребенка, их влияние на становление мышления, воображения, фантазии детей; осознают их значимость в стимулировании гуманистических межличностных отношений в группе. Эмоционально-ценностный компонент связан с наличием у будущих учителей личных предпочтений, с их избирательным отношением к различным играм. Вместе с тем, студенты стараются нейтрализовать возможные негативные последствия используемых игровых технологий. Личностный компонент включает две подструктуры: интраперсональные и интерперсональные качества (субъектность, ответственность, креативность, толерантность, эмпатию, рефлексию). Интерперсональные качества во многом схожи с интраперсональными, однако они характеризуют отношение учителя к другим. Они выступают как признание ценностей, субъектности, ответственности, креативности, толерантности, эмпатии другого, его стремления к независимости и свободе.
Особую значимость имеет конативный компонент, предполагающий готовность выпускника принять игровую позицию, освоить модели поведения, связанные с сокращением дистанции между учителем и школьниками, активизацию «внутреннего ребенка».
Игровая компетентность также может носить потенциальный или реальный характер, быть открытой или латентной.
Определяя совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу подготовки студентов к применению игровых технологий, мы обосновали целесообразность использования системного, деятельностного, аксиологического, культурологического подходов.
Обоснована и апробирована на практике модель подготовки будущих учителей в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин к эффективному использованию игровых технологий. Разработанная модель включает цель, содержание, технологии, результат подготовки, а также критерии и показатели эффективности этого процесса. Выявлены и рассмотрены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, позволяющие успешно реализовать разработанную модель. К организационно-педагогическим условиям были отнесены следующие: интеграция содержания педагогических, психологических, предметных и методических дисциплин; вариативность заданий, преемственность в использовании игровых технологий; модернизация заданий производственных практик. В группу психолого-педагогических условий включены следующие: осуществление диагностики студентов; обеспечение субъектной позиции будущего учителя; учет его личностного опыта; создание комфортной образовательной среды.
В диссертации теоретически обоснована и практически реализована методика поэтапной (пропедевтический, основной, заключительный (интегрирующий) этап) подготовки будущих учителей к эффективному применению игровых технологий. Каждый из выделенных этапез имеет свою специфику, временные рамки, особые целевые установки, ориентирован на становление различных компонентов игровой компетентности, характеризуется определенным результатом.
Игровую компетентность мы рассматриваем как многоуровневое образование, выделяя следующие уровни развития: низкий (нормативнорепродуктивный), средний (ситуативно-поисковый), высокий (творческий).
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена в образовательный процесс дисциплина по выбору студентов «Психолого-педагогические основы использования игровых технологий в современной школе», обосновано ее содержание и технологии реализации.
Итогом опытно-экспериментальной работы, проводившейся на математическом факультете, стал существенный рост числа выпускников, имеющих средний и высокий уровень игровой компетентности. При этом позитивная динамика наблюдалась практически во всех структурных компонентах игровой компетентности. Максимальная позитивная динамика прослеживается в когнитивном компоненте, существенные изменения наблюдаются также в эмоционально-ценностном, личностном и операционально-деятельностном компонентах. Наименьшая динамика отслеживается в конативном, наиболее инертном компоненте игровой компетентности. Статистическая обработка данных, полученных в опытно-экспериментальной работе, выявила значимые различия в характеристиках игровой компетентности студентов экспериментальных и контрольных групп. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу, действенность и эффективность разработанной модели подготовки студентов к применению игровых технологий.
За рамками данного исследования остался ряд проблем, требующих направленного и целостного изучения. Перспективами дальнейшего исследования может стать определение оптимального для различного возраста школьников соотношения игровых и неигровых технологий, а также выявление эффективных условий и средств развития игровой компетентности у учителей различных дисциплин в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Югфельд, Ирина Александровна, 2007 год
1. Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования Текст. / O.A. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990.
2. Абульханова, К.А. Личность в условиях дефицита общения Текст. К.А. Абульханова // Воспитание школьников. 2000. - №10.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова -М.: Мысль, 1994.
4. Адакин, Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза Текст. : Автореф. дис. д-ра пед. наук./ Е.Е. Адакин Кемерово, 2006 - 46 с.
5. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст. : Автореф. дисс. . д.п.н. / В.А. Адольф М., 1998.-48 с.
6. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя Текст. / В.А. Адольф // Педагогика. 1998. - № 1.
7. Аксёнова, Г.И. Психология и педагогика становления субъекта Текст. / Г.И. Аксёнова М.: Рязань: РИНФО, 1999 - 210 с.
8. Ананьев, В.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды Текст. : В 2-х т. Т.2. М., 1980.
9. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В.И. Андреев. 2-е изд. - Казань: Центр инновац. Технологий, 2000 -608с.
10. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой Текст. / Н.П.Аникеева М., 1998.
11. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А.Г. Асмолов. М., 1984.
12. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности Текст.: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина Рязань: Изд-во РГПУ, 2005 -120 с.
13. Балакирева, Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника Текст.: Дис. кан. пед.наук / Е.И. Балакирева- Саратов, 1996.
14. Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя Текст./В.П. Бездухов-Самара, 2001.
15. Бедерханова, В.П. Образовательные возможности обучающих игр как одной из моделей концентрированного обучения Текст. / В.П. Бедерханова // Школьные технологии. 2003. - №2. - С. 137-139.
16. Белянкова, Н. Игра? Не только.Текст. / Н. Белянкова, К. Чунаева // Воспитание школьников. 2002. - № 7, - С. 19-21.
17. Бердяев, H.A. О назначении человека Текст. / Н.А.Бердяев М.: Республика, 1993 - 383 с.
18. Березовская, Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников Текст.: Дис. . кан. пед.наук / Т.В. Березовская- Якутск, 1999.
19. Берне, Р. Развитие «Я концепции» и воспитание Текст. /Пер. англ./ Общая ред. В.Я. Полиповского. - М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
20. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст./В.П. Беспалько. М., 1992.
21. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания Текст. / И.Е. Берлянд -Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 2003 96 с.
22. Богомолова, Г.Н. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст. / Г.Н. Богомолова // Теория и практика образования: история и современность. Липецк, 2001. - Вып. 7. -С. 37-49.
23. Болотов, В.А., Исаев, Е.И., Слободчиков, В.И., Шаиденко, H.A. Проектирование профессионального педагогического образования Текст. / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, H.A. Шайденко //Педагогика. -1997,-№4.
24. Богуславский, М.В., Сухомлинский, В.А. Уроки радости познания Текст. / М.В. Богуславский, В.А.Сухомлинский М. - Тверь: Золотая буква, 2005.
25. Борисенков, В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки Текст. / В.П. Борисенков //Педагогика. 2004 -№1
26. Борзенков, B.JL Теоретико-методологические основания педагогической игротехники Текст.: Дис. . кан. пед.наук / B.J1. Борзенков-Великий Новгород, 2001.
27. Борзова, Л.П. Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала на уроках истории (на материале истории России XIX века) Текст.: Автореф. дисс. . д.п.н./ Л.П. Борзова- М., 2000.
28. Боно, Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении Текст. / Э. Боно; Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Прогресс, 2000.
29. Борисова, Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре Текст.: Дис. . кан. пед.наук / Н.В. Борисова- Волгоград, 2001.
30. Брунер, Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. // Д. Брунер. М., 2004
31. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие Текст. / В.М. Букатов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 152 с.
32. Бурнард, Ф.Тренинг межличностного взаимодействия Текст. / Ф. Бурнард. СПб, 2002.
33. Брушлинский, A.B. Мышление и прогнозирование Текст. // A.B. Брушлинский. М.: Мысль, 2000.
34. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика Текст. // Л.Ф. Бурлачук. СПб, 2003.
35. Букатов, В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников Текст. : Дис. . кан. пед.наук. / В.М. Букатов- М, 2001.
36. Бухаркина, М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе Текст. : Дис. . кан. пед.наук. / М.Ю. Бухаркина- М, 1994.
37. Вараксин, В. В игре развиваем личность Текст. / В. Вараксин // Воспитание школьника. -2005. -№5. -С. 55-61.
38. Варданян, Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) Текст.: Автореф. дисс. . д.п.н. / Ю.В. Варданян- М., 1999.
39. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст./A.A. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991 -207с.
40. Вербицкий, A.A. Контекстное обучение: теория и технологии Текст. / A.A. Вербицкий // Новые методы и средства обучения. Педагогические технологии контекстного обучения. М., 1994. -№ 2 (16). - С. 3- 57.
41. Вербицкий, A.A. Психолого педагогические особенности деловой игры как знаково - контекстной формы обучения Текст./ A.A. Вербицкий // Хрестоматия по педагогической психологии,- М., 1995, с. 244-261.
42. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 2000.
43. Воронина, Т. Играя, обучаем и воспитываем Текст. / Т. Воронина // Воспитание школьников. 2002. - №8. - С. 62-65.
44. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии Текст. / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин М., 1995.
45. Выготский, J1.C. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка Текст./ JI.C. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - №6. -С.63.
46. Гаврилова, Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся Текст.: Дис. . кан. пед.наук / Е.Д. Гаврилова- СПб, 2002.
47. Газман, О.С. Неклассическое воспитание Текст. / О.С. Газман. М., 2002.
48. Газман, О.С. В школу с игрой Текст. / О.С. Газман - М., 1991.
49. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б.С. Гершунский М.: ИТОП РАО, 1998.- 605 с.
50. Гессен, Е.А. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / Е.А. Гессен М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.
51. Гессен, С.И. О принуждении и свободе Текст. / С. И. Гессен // Родительское собрание. 2000. - № 1. - С. 9-18
52. Гик, Е. Интеллектуальные игры Текст. / Е. Гик ACT., Астрела, М.,2005
53. Головко, В.А. Роль интеллектуально-познавательных задач в процессе обучения младшего школьника иностранному языку Текст.: Дис. . кан. пед.наук / В.А. Головко- Орел, 2002.
54. Горятнина, В.В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системных обобщенных знаний учащихся начальных классов Текст.: Дис. . кан. пед.наук / В.В. Горятнина Петрозаводск, 1999.
55. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Монография Текст. / Л.К. Гребенкина / Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2000. - 204 с.
56. Гроос, К. Душевная жизнь ребенка. Текст. / К. Гроос Киев, 1916.
57. Гусинский, Э. Показать перспективу и дать надежду, или этапы роста компетентности учителя Текст. / Э. Гусинский, Ю. Турчанинова // Директор школы. 1998. - № 7. - С. 3 - 8.
58. Гуторова, A.B. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза Текст.: Автореф. дис. .к.п.н / A.B. Гуторова -Волгоград, 1996.
59. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и . неопределённость Текст. / А.Н. Дахин // Педагогика. -2003. -№4.-С. 21-26.
60. Денисова, В.Г. Система дидактической игры как средство формирования познавательных интересов учащихся Текст.: Дис. . кан. пед.наук / В.Г. Денисова- Волгоград, 1997.
61. Ефимова, Е.Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя Текст.: Автореф. дисс. . к.п.н / Е.Е. Ефимова- Волгоград, 2001. 23 с.
62. Жадан, Е.А. Социально-игровая контекстность в обучении как средство социализации старшеклассников Текст.: Дис. . кан. пед.наук / Е.А. Жадан -Волгоград, 1997.
63. Жиркова, Т.М. Дидактическая игра по правовым дисциплинам Текст. / Т.М. Жиркова, A.B. Караваев // Школьные технологии. 2001. - №3. - С. 148154.
64. Жукова, Е.А. Профессионализм: социально-философский аспект Текст.: Автореф. дисс. к.ф.н / Е.А. Жукова- Томск, 2002. 22 с.
65. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. Текст. / Р.И. Жуковская. М.: Педагогика, 1990.
66. Загвязинский, В. И. Педагогическое предвидение Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 2001.
67. Занько, С.Ф. Игра и ученье Текст. / С.Ф. Занько М., 1992.
68. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Текст. / И.А. Зимняя. М., 2002.
69. Иванова, Е.М. Технология психологической оценки профессионала Текст. / Е.М. Иванова // Вопросы психологии. 1991. - № 4.
70. Игра, творчество, развитие (материалы межрегиональной педагогической конференции). Обнинск: Интерколледж, 1994.
71. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Текст. / И.Ф. Исаев -М.: Белгород, 1993.
72. Исаенко, В. Мастер-класс игры Текст. / В. Исаенко // Воспитание школьников. 2004. - №4. - С. 22-25.
73. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения Текст. / Д.Н. Кавтарадзе. М.: 1998. - 129 с.
74. Калашников, В.Э. Интеллектуальные игры. Текст. // В.Э. Калашников. М.: Инновационно-образовательный центр, 2000.
75. Категории мышления и индивидуальное развитие Текст. Алма-Ата, 1991.-215с.
76. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров М.: Педагогика, 1990. - 141 с.
77. Кирилова, A.A. Формирование познавательной активности младших школьников в дидактической игре на уроке Текст. / A.A. Кирилова -Чебоксары, 1997.
78. Киселева, О.В. Методика использования компьютерных игр в обучении английской орфографии на начальном этапе в школе с углубленным изучением иностранному языку Текст.: Дис. . кан. пед.наук / О.В. Киселева-СПб, 1995.
79. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике Текст. / М.В. Кларин. -Рига, 1995.
80. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта Текст. / М.В. Кларин. М., 1989.
81. Козырев, В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: Монография. Текст. / В.А. Козырев СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 328 с.
82. Коменский, Я.А. Великая дидактика Текст. / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч.: В 2 т.-М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
83. Коменский, Я.А. Законы хорошо организованной школы Текст. / Я.А. Коменский // Там же Т. 2.
84. Конвенция о правах ребенка Текст. // Сов. Педагогика. -1991.-№10, С. 3-18.
85. Корнилов, Ю. К. О формах мышления, непосредственно связанного с практикой Текст. / Ю. К. Корнилов // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1999.
86. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Текст. / Н.В. Кузьмина. Ленинград, 1985.
87. Курбанов, Г.С. Узнай свои способности. Задания, тесты, упражнения. Текст. // Г.С. Курбанов, Е.С. Моренко. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
88. Кулюткин, Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М., Педагогика, 1970.
89. Крылова, О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения. Текст. / О.Н. Крылова -СПб, 1995.
90. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования. Текст. / Н.В. Кузьмина-М., 1980.
91. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Текст. / Н.В. Кузьмина М., 1990.
92. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной диагностики. Текст. / Б.В. Кулагин-М.: Медицина, 1984.
93. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Текст. / Н.В. Кухарев-М.: Просвещение, 1990.
94. Левина, М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности Текст. / М.М. Левина. М.: 1996.
95. Левитес, Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии Текст./Д.Г. Левитес. -Мурманск, 1997.
96. Лендрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений Текст. / Г. Л. Лендрет. -М., 1994.
97. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н.Леонтьев. М., 1975.-304с.
98. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса Новосибирск: НГПУ, 1995.
99. Лук, А.Н. Мышление и творчество Текст. / А.Н. Лук. М.: Политиздат, 1996.
100. Лебедева, Н.В. Формирование активности и предприимчивости подростков в системе деловых игр Текст.: Дис. . кан. пед. наук / Н.В. Лебедева-М., 1996.
101. Левитан, K.M. Личность педагога: Становление и развитие. Текст. / K.M. Левитан Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991.-261 с.
102. Лившиц, О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе Текст.: Дис. . кан. пед. наук / О.Л. Лившиц Ростов на Дону, 1990.
103. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Текст. / Б.Т. Лихачев -Прометей, 1995. -284 с.
104. Макаренко, A.C. Воспитание характера в школе Текст. // Избр. пед. соч.: В 2 т. / Ред. колл.: В.Н. Столетов (пред.) и др.; Под ред. H.A. Каирова. М.: Педагогика, 1977. - Т. 1 - 400 с. (АПН СССР. - Пед. б-ка).
105. Макаренко, A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта Текст. Соч. в 7-ми томах/A.C. Макаренко.-М., 1988.-Т.5. 375с.
106. Малютина, И. Интерактивные игры Текст. / И. Малютина // Воспитание школьников. 2005. - №1. - С. 53-55.
107. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин Текст. / Б.Р. Мандель Педагогика, № 7, 2006 г.-С. 44-48
108. Мамигонов, В. Г. Педагогические игры: содержание и возможности Текст. / В. Г. Мамигонов // Советская педагогика. -1981. №2. - С.97-98.
109. Маркова, А.К. Психология профессионализма. Текст. / А.К. Маркова- М.: Международный фонд «Знание», 1996. С. 22 - 31.
110. Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога Текст. / Н.В. Мартишина // Педагогика. 2006. - № 3. - С. 48-57.
111. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практ. пособие. Текст. / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина Минск: Харвест, 2003. - 431 с. - (Б-ка практической психологии).
112. Минкин, Е.М. От игры к знаниям Текст. / Е.М. Минкин. М., 1991.
113. Митина, А. Рефлексивно-игровая технология обучения Текст. / А. Митина // Высшее образование в России. -2003. -№4. -С. 86.
114. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л.М. Митина // Вопросы психологии. 1997. - № 4.
115. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. Текст. / Л.М. Митина-М.: Флинта, 1998.
116. Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция Текст.: Уч. пособие. / Л.М. Митина, Н.С. Ефимова М.: Флинта, 2003.
117. Мойсенко, С. Игровой имитационный эксперимент Текст. / С. Мойсенко // Высшее образование в России. -2004. -№5. -С. 163.
118. Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности Текст. / В. А. Моляко. -М.: Машиностроение, 1999.
119. Моляко, В. А. Психологические проблемы творческой деятельности Текст. / В. А. Моляко. Киев, 1990.
120. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения Текст. / В.М. Монахов М., 1993.
121. Мудрик, A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов Текст. / Под ред. В.А. Сластёнина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
122. Нагоева, З.Н. Организационно-обучающие игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Дис. . кан. пед.наук /
123. Н. Нагоева- Корачаевск, 2002.
124. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции. Текст. / Т.С. Назарова // Педагогика, 1997. №3 с.20-27.
125. Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров. Текст. / С.Д. Неверкович -М.: Высшая школа, 1995.
126. Нестеренко, A.A. Игры по развитию творческого воображения Текст. / A.A. Нестеренко // Школьные технологии. 2001. - №1. - С. 180-183.
127. Немов, P.C. Практическая психология. Текст. / P.C. Немов. -М.,1998.
128. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н.Д. Никандров. М, 2000.
129. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. / Б.П. Никитин. М., 1996.
130. Об образовании: Закон Российской Федерации № 3266-1. М.: Велби; Проспект, 2005. - 48 с. - (Проф. юридические системы «Кодекс»).
131. Общая педагогика Текст. / Под ред. В.А. Сластёнина. В 2-х частях.4. 2.-М.: Владос, 2002.
132. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1998. - С. 234.
133. Орлов, A.A. Педагогика: Концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза Текст. / A.A. Орлов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. - С. 3.
134. Орлов, A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность Текст. / A.A. Орлов // Педагогика. 1995. - №6. - С. 63-68.
135. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Текст. / Ю.М. Орлов-М., 1991.
136. Орлов, A.A. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза Текст. / A.A. Орлов, Е.И. Исаев, И.Л. Федотенко -Педагогика, 2004, №3, с.53-60
137. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей Текст. / М.А. Панфилова. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. -160 с.
138. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие Текст. / Под. ред. JI.K. Гребёнкиной, JI.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
139. Петров, К. Экономическая игра как творческая форма социализации Текст. / К. Петров // Воспитание школьников. -2005. -№3. -С. 15-21.
140. Петров, A.B. Игра как средство преодоления учебных затруднений школьника связанных с деятельностью руководителя Текст.: Дис. . кан. пед. наук /A.B. Петров-СПб, 1997.
141. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений Текст. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
142. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Е. JI. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. - 368 с.
143. Педагогические теории, системы, технологии: Справ, материалы Текст. / Авт.-сост. В.А. Фадеев, В.П. Свиридова, О.В. Наумов, Под общ. ред. В.А. Фадеева. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. - 100 с.
144. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие Текст. / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой; Педагогическое общество России. 3-е изд., испр. и доп. - М., 2000. -256 с.
145. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии Текст. / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М., 1996. -269 с.
146. Пилосян, С.М. Психология и научно-технический прогресс Текст. /С. М. Пилосян.-М, 1999.
147. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Текст. / В.Я. Платов. -М., Профиздат, 1991.
148. Подготовка и профессиональное становление молодого учителя Текст. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. пед. ин-та, 1990. - 60 с.
149. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я.А. Пономарев. М.: Педагогика, 2001. - 280 с.
150. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1 Текст. / И.П. Подласый М.: Владос, 2001. -530 с.
151. Познавательные процессы и способности в обучении Текст. / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
152. Пономарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Текст. /Я.А. Пономарев. М. Просвещение. 2001.
153. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. Текст. / В.М. Полонский М., 2000. - 189 с.
154. Прутченков, A.C. Возможности игровой технологии: понятия и термины. Текст. / A.C. Прутченков. // Педагогика. 1999. - №3. - с. 121-126
155. Пряжников, Н. Игра знакомит с профессией Текст. / Н. Пряжников // Народное образование. 2002. - №8. - С. 188.
156. Пушкин, В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. / В.Н. Пушкин.-М., 1967,- 271 с.
157. Рабкина, Н.В. Использование развивающих игр и управления в учебном процессе Текст. / Н.В. Рабкина//Начальная школа, №4, 1998, с 11-18.
158. Репринцева, Е. «Невинные забавы» российского студенчества: симптомы «болезни роста» или признаки деградации? (Феномен игры всубкультуре будущей интеллигенции) Текст. / Е. Репринцева // Альма матер. -2003.-№11.-С. 17.
159. Репринцева, Е. Тревожные тенденции и векторы надежды (о статусе игры в практике современного профессионального образования) Текст. / Е. Репринцева // Альма матер. -2005. -№6. -С. 6.
160. Рогов, Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности Текст.: Авт. дисс. .д.п.н / Е.И. Рогов Ростов-на-Дону, 1999.-С.22.
161. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов Текст. / Н.С. Розов, 1993-1994.-С. 138.
162. Романовская, С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Текст. / С. Романовская // Воспитание школьников. 2002. - №8. - С. 430-43.
163. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Текст. /Гл. ред.
164. B.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т. 1.-608 с.
165. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций. Тесты. Текст. / К. Роджерс- М.: Изд-во МГУ, 1998.
166. Рубинштейн, С. Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, обобщения. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1989.
167. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования. Текст./
168. C. Л. Рубинштейн. М., 1960.
169. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т., т.1. Текст. / С.Л. Рубинштейн. М., 1989.
170. Рубинштейн С.Л. Очерки педагогической психологии. Текст. / С.Л. Рубинштейн. М., 1920. С. 393.
171. Рыбинский, В. Развитие тзорческого мышления. Текст. / В. Рыбинский, И. Мельченко. М., 2002.
172. Сальникова, JI. Детские игры эпохи перестройки Текст. / Л. Сальникова. М.: Знание, 1993.
173. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании Текст. / Н.В. Самоукина // М.: Народное образование, 1996.
174. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Текст. / Г.К. Селевко М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
175. Серебряков, В. Универсальные тесты. Текст. / В. Серебряков. М., 2002.
176. Сергеева, И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков Текст.: Дис . кан. пед. наук/И. А. Сергеева -М, 1998.
177. Славская, К.А. Мысль в действии. Психология мышления Текст. / К.А. Славская. М.: Политиздат, 1968. - 208 с.
178. Скляднева, В. Игра-путешествие «Герой живет рядом» Текст. / В. Скляднева // Воспитание школьников. 2004. - №1. - С. 29-30.
179. Сластёнин, В.А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации Текст. / В.А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. 2005. - № 3. - С. 20-28.
180. Сластёнин, В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя Текст. / В.А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. -2005. -№3-С. 37-42.
181. Сластёнин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Текст. / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова М.: МАГИСТР, 2000. - 224 с.
182. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя Текст. Казань: Таглимат, 2001.
183. Ситаров, В.А. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога Текст. / Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. М., 1997.
184. Смирнов, С.Д. Еще раз о технологиях обучения Текст. / С.Д. Смирнов //Высшее образование в России.-2000. -№6. -С.115-120.
185. Словарь иностранных слов. Изд. 7, перераб. Текст. М.: Русский язык, 1979.- С.247.
186. Стрелкова, Е.А. Педагогические основы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Текст.: Дис. кан. пед. наук / Е.А. Стрелкова М., 1993.
187. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Текст. / Л.Д. Столяренко. Ростов-на Дону, 2003.
188. Спиваковский, A.C. Игра это серьезно Текст. / A.C. Спиваковский. - М., 1992.
189. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. Текст. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1981. - С. 359.
190. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. Текст. / В.А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1969.-С. 40-41.
191. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе Текст. / Г.В. Терехова
192. Тестов, В.А. «Жёсткие» и «мягкие» модели обучения Текст. / В.А.Тестов Педагогика. - 2004. - № 8. - С. 35-39.
193. Толченов, О. Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми Текст. / О. Толченов // Воспитание школьников. 2003. - №5. - С. 29-36.
194. Тимонин, А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогические средства Текст.: Дис. . кан. пед. наук /Тимонин, А.И.-Ярославль, 1995.
195. Тихомиров, О. К. Психология мышления Текст. / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2002.
196. Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека Текст. / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
197. Тихомирова, JT.B., Тихомиров, М.Ю. Юридическая энциклопедия Текст. / Под ред. М.Ю.Тихомирова. М.: 1998.
198. Тубельский, А.Н. Правовое пространство школы Текст. / А.Н. Тубельский. М., 2001.
199. Тюков, A.A. Организационные и обучающие игры и моделирование процесса социального развития личности Текст. / A.A. Тюков // Игровое моделирование методология и практика. 1987.
200. Тюктеева, Г. Психолого-педагогическая игра «Все во зсем» Текст. / Г. Тюктеева // Воспитание школьников. 2003. - №4. - С. 45-47.
201. Тюнников, Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего Текст. / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова // Гуманизация.- М., 2002.
202. Уваров, А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа Текст. /А.Ю. Уваров. -М., 2001.
203. Узнадзе, Д.Н. Теория игры Текст. / Д.Н. Узнадзе // Педагогика и психология игры. Новосибирск. - 1998.
204. Федотенко, И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентации будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе Текст. / И.Л.Федотенко Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. - Тула: Гриф и К, 1998.- 301 с.
205. Финн, Е. Основные феномены человеческого бытия Текст. // Проблема человека в западной философии / Общ. ред. Ю.И.Попова. М., 1988.
206. Фомина, А. Игра в структуре свободного времени детей Текст. / А. Фомина // Воспитание школьников. -2005. -№3. -С. 30-34.
207. Фромм, Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики Текст. // Психоанализ и этика. М.,1993.
208. Ходырева, Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников Текст.: Дис. . д-ра психол. наук / Е.А. Ходырева. Киров, 1998.
209. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Барс, 1997.
210. Халперн, Дайана Психология критического мышления. Текст. / Халперн Дайана. Санкт-Петербург. Мастера психологии, 2000.
211. Хейзинга, Йохан.Ношо ludens; В тени завтрашнего дня Текст. / под ред. Г.М. Гавричяна. М.: «Прогресс - Академия», 1992
212. Холодная, М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Дис. . д-ра психол. наук Текст. / М. А. Холодная. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
213. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие Текст. / М.А. Чошанов М.: Народное образование, 1996.
214. Шаронова, С. Игротехнологии и социализация Текст. / С. Шаронова // Высшее образование в России. -2003. -№5. -С. 74.
215. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Текст. / В.Б. Шапарь, A.B. Тимчинко, В.Н. Шведченко. Инструментарий. Ростов-на-Дону., 2002.
216. Шевченко, Н.В. Проблемно-игровые ситуации как средство развития творческой способности младших школьников. Дис. . д-ра психол. наук Текст. / Н.В. Шевченко. М, 2000.
217. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры Текст. / С.А. Шмаков.-М., 1992.
218. Шмаков, С.А. Ее величество игра. Текст. / С.А. Шмаков. - М.: Магистр, 1992.
219. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции Текст. / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1993.
220. Шорина, С. Играя в успех, будь готовым к успеху. Текст. / С. Шорина // Народное образование. 2003. - №3. - С. 93.
221. Щедровицкий, Г.П. «Педагогика и логика» Текст. / Г.П.Щедровицкий, Н.Г.Алексеев, Н.И. Непомнящая М., 1996.
222. Шукурова, Т.А. Дидактическая система активизации познавательной деятельности школьников средствами игры Текст. Душанбе, 2002.
223. Щуркова, Н.Е. Новые технологии образовательного процесса Текст. / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко. М.: Новая школа,1999.-112с.
224. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001.-250с.
225. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории J1.C. Выготского). Текст. / Б.Д. Эльконин -М.: Тривола, 1994. 168 с, ил. - (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).
226. Эльконин, Д.Б. Психология игры Текст.: / Д.Б. Эльконин. М., 1991.
227. Эркенова, М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике Текст.: Дис. . д-ра психол. наук / М.А. Эркенова. Карачаевск,2000.
228. Эсаулов, А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике Текст. / А. Ф. Эсаулов. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1999.
229. Юдин, В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий Текст.: Автореф. дис. к.п.н. СПб., 1996. - 17 с.
230. Юткина, C.B. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе Текст.: Дис. кан. пед.наук. -М, 1995.
231. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. Текст. / П. М. Якобсон М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1998. - 303 с.
232. Яковлева, И.М. Реализация индивидуального подхода к учащимся как одного из условий эффективности дидактической игры Текст.: Дис. . д-ра психол. наук / И.М. Яковлева. Курган, 2000.
233. Ярмакеев, И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя Текст. / И.Э. Ярмакеев Педагогика, № 2, 2006г. с. 42-59.
234. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов. Текст. //В.А. Якунин.-М., 2003.
235. Baird R.B. Good psychologists must also be good citizens. // Professional Psychology: Research and Practice. 2000, Vol. 30, No. 5. P. 34-45.
236. Blampied N.M. Single-case research designs: a neglected alternative// American Psychologist. 2000, Vol. 55, No. 8. P. 57-86.
237. Brown G. Cultural values: The interpretation of discourse // ELT Journal. 1990.-44(1).-P. 11-17.
238. Hadfield Jill Elementary Communication Games.//Nelson, 1985.
239. Hadfield Jill Intermediate Communication Games. // Longman, 1990.
240. Kuhn D. Children and adults as intuitive scientists // Psychol. Rev. 1989. V. 94. P. 674-689.
241. Landousse Gillian Porter Speaking Personally/ Quizzes and Questionnaires for Fluency Practice/ Cambridge University Press, 1993.
242. Mally A., Drama Techniques in Language Learning.// Cambridge University Press, 1995.
243. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1984.
244. Medin D., Lynch E., Solomon K. Are there kinds of concepts? Annu. Rev. Psychol., 2000.V. 51. P.121-147.
245. Novak J.D. Learning how to learn. Cambridge, Cambridge University Press. 1984. -158 p.
246. Novak J.D. Metalearning and metaknowledge: strategies to help students to learn how to learn. West, L.H.T.1985. - 352 p.
247. Olson D. Concept as a subject of analysis. AJP Renal 1997. 273: P. 658-662.
248. Osborne R.J., Gilbert J.K. A method for investigating conceptunderstanding in science. European journal of science education (The Hague). 1980. Vol. 2. No. 3. P. 311-321.
249. Osborne R.J., Wittrock M.C. Learning science: a generative process. Scienceeducation (London). 1983. Vol. 67. No. 4. P. 489-508.
250. Psychology / By D.A Bernstein, A. Clark Stewart, E.J. Roy etc. Houghton Mifflin Company. - Boston; Toronto, 1994.
251. Radom M., Seeman J. Analyses of research problems solution methods. -NY, Cornell University. 1987. 235 p.
252. Watcyn Jones Peter. Pair Work One. Penguin English. 1984.
253. Watcyn Jones Peter. Top Class Activities: 50 Fun Games and Activities. Penguin Books. 1987.
254. Wright A. How to be Entertaining. // Cambridge University Press. 1993.
255. Wright A. Games for Language Learning. // Cambridge University Press. 1994.1. АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
256. Как часто Вы используете игры на уроках по Вашему предмету:а) достаточно часто;б) скорее часто, чем редко;в) скорее редко, чем часто;г) редко;д) не использую.
257. Если Вы проводите игры на Ваших уроках, то приведите, пожалуйста, конкретные примеры
258. Считаете ли Вы, что целесообразно чаще включать игры в структуру Ваших уроков:а) даб) нет
259. Закончите, пожалуйста, следующие предложения: Позитивное влияние игрына учащихся состоит в
260. Негативное воздействие игры на уроках на учащихся состоит в
261. Перечислите основные этапы, которые необходимы, на Ваш взгляд, для эффективной подготовки и использования дидактических игр:
262. Предложите свой вариант алгоритма проведения любой игровой технологии (ролевой, деловой игры и др.)
263. Многие исследователи считают, что современные дети стали меньше играть. Согласны ли Вы с этим мнением? Объясните свою позицию.а) да, согласен;б) скорее да, чем нет;в) скорее нет, чем да;г) нет, не согласен.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.