Подготовка будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи в школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Карнаева, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Карнаева, Ирина Николаевна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы подготовки будущего учителя к организации диалога в учебном процессе.
1.1 Диалог в теории и практике педагогического образования.
1.2 Феномен понимания в культурологическом и психолого-педагогическом аспекте.
1.3. Понимание произведения живописи как текста в учебном процессе.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи.
2.1 Обоснование и структура экспериментальной работы.
2.2. Педагогические условия организации подготовки будущего учителя к диалогу в школе.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Язык и искусство в формировании методической компетенции будущих учителей-словесников2005 год, доктор педагогических наук Сычугова, Лия Павловна
Коммуникативные основы моделирования уроков литературы2010 год, доктор педагогических наук Сомова, Людмила Александровна
Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки2005 год, кандидат педагогических наук Зимина, Ольга Викторовна
Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки2013 год, кандидат педагогических наук Пайдуков, Павел Васильевич
Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования: 5-11 классы2012 год, доктор педагогических наук Ядровская, Елена Робертовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи в школе»
В диссертации рассматривается проблема подготовки будущего учителя изобразительной деятельности к организации диалога в школе.
В условиях перехода к гуманитарной парадигме образования становится все более очевидным, что онтологической характеристикой педагогической деятельности является обращенность к другому. Это выступает характеристикой образовательного процесса как гуманитарного феномена: педагогический процесс в той мере гуманитарен, в какой он строится на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества, на обращенности к духовному миру другого.
Ярко выраженными тенденциями в современном образовании выступают направленность к смене типов сознания и бытия человека в культуре, ориентированность на организацию особого взаимодействия между педагогом и учеником, отношений взаимного учения и сотворчества. В этой связи возникает необходимость подготовки студентов педагогических вузов к организации диалога в школе.
Современная российская культурологическая школа (Г.С. Батищев, B.C. Библер, В.П. Зинченко и др.) предполагает подготовку специалиста, профессионально владеющего коммуникативными средствами культуры, готового органично сочетать решение педагогических задач и задач организации партнерских отношений в образовательном процессе.
В исследованиях, посвященных анализу взаимодействия «текст культуры - читатель», диалог связывается с процессом понимания научных, учебных, художественных текстов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.А. Доманский, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько и др.). Этот подход предполагает включение в образовательную практику произведений искусства как культурологических текстов с учетом их диалогической природы (М.Ю. Лотман, В.Е. Хализев). Понимание произведения искусства происходит в процессе нахождения смысла, который рождается во взаимодействии, на пересечении текстов: готового (авторского) и создаваемого, «встречного», в котором встречаются два субъекта, два автора (М.М. Бахтин).
В исследовании мы также исходим из утвердившегося в культурологии положения о тексте как форме и способе представления культуры. Главным в понимании произведения (художественного, музыкального, изобразительного) как текста культуры является его осмысление, то есть наделение личностными смыслами. Однако субъекту, обращенному к произведению искусства, необходимо многое преодолевать не только в его понимании, но и в себе самом, вступая во внутренний диалог (Г.М. Кучинский). Диалог выступает не только как способ трансляции и усвоения накопленного человечеством социального опыта, но и как творческий, эстетический акт, осуществляемый конкретными людьми. При таком подходе целевым ориентиром образования, в том числе профессионального, становится «человек культуры» (B.C. Библер), способный вступать в диалог людей и диалог культур на основе текста (А.А. Брудный, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили и др.). В трудах зарубежных ученых диалог рассматривается как процесс осмысления, построения живого знания и поиск смысла (В. Франкл, П. Рикер, М. Хайдеггер и др.)
Специфическую интерпретацию диалог получает в педагогических исследованиях. Он трактуется как форма межличностного взаимодействия субъектов (Г.М. Кучинский, А.А. Леонтьев, К.Г. Митрофанов), как неотъемлемый компонент технологии обучения (В.В. Сериков, Г.К. Селевко). Диалог - это партнерское сотворчество учителя и ученика (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин, Е.Н. Емельянов и др.), взаимодействие культур, особая форма подачи культурологических знаний, позволяющая поместить субъекта в культуру той или иной эпохи (B.C. Библер), «спор нескольких образов мира» (С.Ю. Курганов), «диалог культур учителя и ученика» (В.Э. Тамарин), «творческая свобода в русле заданной темы» (Е.Н. Ильин), как средство развития студентов и одновременно саморазвития преподавателя (Г.Л. Станкевич, В.А. Сластенин, Г.Г. Столяров).
Особое значение приобретает диалог в процессе изучения произведений искусства в школьной и вузовской практике (В.Г. Горяев, Г.Е. Гуров, Б.М. Неменский и др.), где часто не учитывается диалогическая природа, специфика восприятия и понимания произведений искусства. В современной теории и практике высшей школы существует разрыв между декларированием диалога как формы реализации гуманитарных целей и дефицитом адекватных средств для их достижения.
Наибольшую разработку эта проблема получила в методиках преподавания языка, литературе, культуры речи и риторике (JI.A. Ходякова, Т.А. Ладыженская, В.Г. Маранцман, В.А. Доманский, Г.Б. Вершинина и др.)
Тема исследования актуализируется пристальным вниманием современных исследователей и учителей-практиков к диалогу. Представленный в научной литературе анализ процесса подготовки будущих учителей, занятий по изобразительной деятельности в школе, сложившихся традиций подготовки учителя к изобразительной деятельности в системе повышения квалификации позволяет констатировать, что при организации работы с произведением живописи основное внимание, главным образом, обращается на одностороннее (либо искусствоведческое, либо историческое) его рассмотрение, что неизбежно приводит к ретрансляционному изучению текста культуры. Переносят в своей деятельности такую форму обращения к произведению живописи и студенты, выходя на педагогическую практику.
Анализ теории и практики организации учебного процесса в вузе и школе позволяет сделать вывод о том, что в высшей школе образовательный потенциал диалога реализуется не в полной мере. В частности, остается открытой подготовка будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи как текстом культуры. Таким образом, обостряется противоречие между необходимостью подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи в школе и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов, отсутствием содержательной методической основы организации данного процесса в практике образования. Этим обусловлен выбор темы исследования, проблема которого заключается в разработке содержания, форм, методов подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи как текстом культуры.
Цель исследования: разработать педагогические условия подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи как текстом культуры.
Объект исследования: процесс подготовки будущего учителя к организации занятий по изобразительной деятельности в школе.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущего учителя к организации в школе диалога учащихся с произведением живописи как текстом культуры.
Гипотеза исследования: процесс подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи в школе будет успешным, если:
- используется довузовский опыт процесса понимания студентом произведения изобразительного искусства;
- организован учебный диалог, обеспечивающий понимание картины и особенностей организации диалога учащихся с произведением живописи по следующим уровням: 1) перевод (вербализация восприятия); 2) комментарий (составление культурологического контекста); 3) интерпретация (истолкование); 4) методологический уровень (выявление специфики построения картины и организации диалога другого);
- осуществляется перенос полученного будущем учителем опыта диалогического взаимодействия с произведением живописи в педагогическую практику.
Задачи исследования: 1. Проанализировать подходы и положения, образующие теоретическую основу процесса понимания текста культуры.
2. Определить этапы подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением изобразительного искусства.
3. Разработать методическое сопровождение подготовки студентов к организации диалога в школе.
4. Выявить эффективность условий подготовки будущего учителя к организации диалога с произведением живописи в ходе опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие диалогический характер деятельности и текста (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.К. Мамардашвили); положения о диалоге как о важнейшем способе взаимодействия на основе организации процесса понимания (А.А. Брудный, С.А. Васильев, С.С. Гусев, Г.А. Тульчинский); исследования феномена переживания (Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), эмоционального восприятия искусства (JI.C. Выготский, Б.М. Теплов, С.А. Васильев, А.Н. Малюков); работы, рассматривающие взаимодействие человека с произведением искусства (И.В. Баева, Ю.М. Лотман, и др.); педагогические исследования по проблемам культурологического, гуманитарного подходов в образовании (Ю.В. Сенько, В.П. Зинченко, В.А. Доманский и др.).
Методы исследования: -теоретический анализ смежных с педагогикой исследований в контексте проблемы исследования; моделирование; выдвижение гипотез; -эмпирические: беседы, организация педагогических ситуаций, эксперимент; наблюдение, сравнение, анкетирование, тестирование, ранжирование, качественный и количественный анализ полученных данных, математическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 166 студентов художественно-графического факультета Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, 183 учащихся и 3 учителя Бийского лицея, 61 учащийся и 5 преподавателей кафедры декоративно-прикладного искусства профессионального лицея №22, 18 учителей ИЗО методического объединения г. Бийска. Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (1999-2000гг.) включал анализ философской, психологической, педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования, а также анализ содержания изобразительной деятельности, влияющей на организацию диалога и понимание произведений ИЗО в педагогическом процессе. В этот же период предварительно были определены цель, объект, предмет, задачи.
На втором этапе (2001-2002гг.) разрабатывалась теоретическая модель поуровневого понимания произведения изобразительного искусства как текста, выявлялись барьеры понимания картины и критерии уровней его понимания, внедрялась методика подготовки студентов к организации диалога на занятиях ИЗО.
На третьем этапе (2003-2004гг.) систематизировались результаты экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования и подготовка автореферата.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
• процесс подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи рассмотрен как педагогическая проблема;
• определены этапы подготовки будущего учителя к организации диалога с произведением живописи в вузе и школе;
• разработаны педагогические условия подготовки будущего учителя: актуализация довузовского опыта студентов; введение теоретических аспектов организации диалога в содержание методических дисциплин; организация рефлексии на занятиях в вузе и после проведения уроков студентами во время прохождения педагогической практики; ориентация будущего учителя на партнерское взаимодействие с учащимися; использование активных методов обучения в подготовке будущего учителя; • предложена теоретически обоснованная и экспериментально апробированная методика подготовки студентов к организации диалога на уроках изобразительного искусства в процессе понимания произведения живописи как текста культуры.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании методики подготовки будущего учителя к организации диалога с произведением живописи в школе; в подготовке и внедрении спецпрактикума «Организация диалога с произведением изобразительного искусства как текстом культуры»; в использовании предложенной методики для повышения квалификации учителей ИЗО.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на современные дидактические концепции; использованием соответствующих предмету, цели, задачам исследования методов гуманитарных наук; результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи осуществляется на основе сотрудничества преподавателя и студентов и включает в себя: а) организацию диалога с произведением живописи в вузе; б) совместное осмысление особенностей организации процесса понимания произведения изобразительного искусства; в) включение будущего учителя в практическую деятельность по организации диалога учащихся с произведением живописи в ходе педагогический практики.
2. Диалог на занятиях изобразительной деятельностью предполагает поуровневое понимание студентами произведения живописи, где картина выступает в качестве текста культуры.
3. Вовлечение студентов в процесс понимания картины и совместное осмысление самой организации этого процесса на основе диалога обеспечивает условия для понимания и переноса в собственную практику тех педагогических действий, в которые они были вовлечены. В этом случае будущие учителя выступают организаторами данного процесса, что свидетельствует об их подготовленности к организации диалога в школе.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Выступления на межвузовских научно-практических конференциях (Бийск, Барнаул 2000, 2001, 2002, 2003), а также на Всероссийской конференции (Барнаул, 2003г.). Материалы исследования прошли апробацию на практических занятиях по методике изобразительного искусства и на уроках изобразительной деятельности, проведенных самим автором и студентами в Профессиональном Лицее № 22, Бийском Лицее.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов2000 год, доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович
Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника2006 год, кандидат педагогических наук Шайгозова, Жанерке Наурызбаевна
Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде2000 год, доктор психологических наук Иванова, Светлана Павловна
Подготовка будущих учителей к применению технологий личностно-развивающего обучения в начальной школе: На основе герменевтической традиции2001 год, кандидат педагогических наук Самойлов, Леонид Павлович
Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства2006 год, доктор педагогических наук Шишкина, Виктория Авенировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Карнаева, Ирина Николаевна
Выводы по второй главе
Во второй главе определены содержание и структура опытно-экспериментальной работы, включающей три этапа: предварительный, формирующий и итоговый. Выделены условия подготовки будущего учителя к организации диалога учащегося с произведением живописи: 1. Организация партнерской позиции; 2. Включение теоретических аспектов организации диалога в содержание методических дисциплин; 3. Организация рефлексии на занятиях в вузе и после проведения уроков студентами во время педагогической практики; 4. Использование активных методов обучения.
Установлена целесообразность структуры второго (формирующего) этапа, состоящего из двух ступеней, каждая из которых включает следующие уровни понимания, перевод, комментарий, интерпретация, методологический уровень.
На основе разработанных критериев и показателей, по которым определялась подготовка студентов к организации диалога с картиной на уроке изобразительной деятельности в школе, установлено, что участвуя в подготовке к организации диалогического процесса, субъект деятельности проходит через две ступени, каждая из которых содержит четыре последовательно организуемых уровни понимания. При этом осуществляется перенос партнерских отношений преподаватель — студент в педагогическую будущих учителей, что находит отражение в их взаимоотношениях с учениками.
Анализ результатов реализации двух этапов разработанной экспериментальной программы позволили обнаружить положительную динамику в процессе подготовки студентов к организации диалога, что подтверждено данными самооценки и экспертной оценки формируемых качеств. Была выявлена возрастающая динамика в подготовке экспериментальной группы к организации диалога в школе. Все выше сказанное подтвердило эффективность разработанной модели подготовки будущего учителя к организации диалога с произведением живописи в школе и правильность выбранных условий успешности функционирования данной модели.
135 Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Своеобразие проблематики диалога в теории и практике педагогического образования заключается в том, что он отражает новый, гуманитарный тип взаимоотношений, основанный на принципах соучастия, сотворчества между учителем и учениками, способствующий снятию психологических барьеров, создающий положительную мотивацию и благоприятный для коллективной деятельности эмоциональный фон, стимулирующий развитие рефлексии и эмпатии.
2. Педагогический процесс представлен множеством текстов. В диалоге не только строиться высказывание, но и предвосхищается ответ, что в свою очередь, оказывается активное воздействие на высказывание, предполагающее наличие в сознание каждого речевого субъекта двух позиций - говорящего и слушающего, в чем также проявляется диалогическая основа общения.
3. Выявлено, что переживание представляет неразрывное единство с процессом понимания; осмысление есть результат столкновения, диалога, взаимодействия.
4. Произведение изобразительного искусства рассматривается как текст культуры, диалог с которым осуществляется на основе учета амбивалентных по своей природе барьеров и уровней понимания, при этом будущие учителя лично и личностно прожив процесс понимания произведения изобразительного искусства, проходят подготовку к организации диалога «другого», включающую:
• целенаправленную деятельность преподавателя вуза, которая представляет собой систему осознанных действий, обеспечивающих процесс понимания картины на первом этапе и понимание специфики профессионально-педагогической организации данного процесса в школе на втором этапе;
• систему подготовки, в которую входит: а) установление партнерских отношений преподавателя и студентов, б) организация диалога с произведением живописи на основе поуровневого понимания, в) организация процесса понимания, предполагающего осмысление специфики профессиональной деятельности.
5. Рассмотренные подходы, связанные с пониманием текста определяют понимание произведение изобразительного искусства как текста, так как оно включает в себя образно-знаковую систему, выраженную благодаря изобразительному языку. Понимание произведения живописи создает предпосылки для овладения заложенными в нем значениями и смыслами и способно порождать встречные личностные смыслы в соответствии с уровнями понимания. Лично прожив процесс понимания произведения изобразительного искусства, субъекты проходят определенную подготовку в организации диалога.
6. Подготовка будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи, возможна при реализации следующих условий: организация партнерской позиции, активизация довузовского опыта студентов, включение теоретических аспектов организации диалога в содержание методических дисциплин, организация рефлексии, на занятиях в вузе и после проведения уроков студентами во время прохождения педагогической практики, использование активных методов обучения.
7. Для осуществления такой подготовки необходима организация понимания произведения живописи как текста культуры включающая последовательную реализацию четырех уровней погружения в текст (перевод, комментарий, интерпретация, методологический) и включает две части:
Первая часть: заключается в организации диалога будущих учителей с произведением живописи как текстом на основе его поуровневого понимания осуществляться через реализацию уровней понимания: перевод, комментарий, интерпретация, методологический уровень, в процессе которого они являлись его участниками.
Вторая часть: включает организацию работы преподавателя и студентов направленную на понимание профессиональных способов организации диалога учащихся с произведением живописи, который осуществляется на основе выше обозначенных уровней понимания. При этом студенты становятся организаторами диалога учащихся с произведением живописи на уроках изобразительной деятельности.
8. Разработана и апробирована методика подготовки студентов к организации диалога учащегося с произведением живописи как текстом культуры и определено ее содержание в соответствии со следующими уровнями: перевод (вербализация восприятия картины), комментарий (составление культурологического контекста), интерпретация (истолкование, достройка понимания), методологический (перенос полученного опыта диалогического взаимодействия студентов с произведением живописи и его организации на педагогической практике).
Проведенный эксперимент и полученные в ходе исследования результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать выводы:
1. Организация диалога с произведением живописи осуществляется через реализацию последовательных уровней понимания: перевод, комментарий, интерпретация, методологический уровень. На первой ступени студент выступает участником процесса, проходя при этом через все уровни понимания, на второй ступени становится организатором понимания произведения живописи на уроках изобразительной деятельности в школе.
2. Подготовка будущего учителя к организации понимания произведения живописи включает в себя две части. Лично «прожив» процесс понимания произведения живописи в диалоговом взаимодействии, студенты способны к анализу предложенной методики, тех педагогических действий, в которые они были вовлечены. В заключительной части они выступают организаторами этого процесса, вступая в диалог со всеми субъектами диалогического взаимодействия, осуществляя перенос полученного опыта данного взаимодействия в педагогическую практику.
3. Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительной деятельности к организации диалога в школе включают преодоление монологической позиции будущего учителя, активизацию довузовского опыта студентов, введение теоретических аспектов организации диалога в содержание методических дисциплин, организацию рефлексии на занятиях в вузе и после проведения уроков студентами во время прохождения педагогической практики; использование активных методов обучения.
4. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности выдвинутой гипотезы и продуктивности разработанной методики подготовки студентов к организации диалога в вузе и школе сообразно гуманитарной природе педагогического процесса.
Проведенное исследование процесса подготовки будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи не является исчерпывающим. В частности, остаются открытыми: проблема преемственности школьных и вузовских учебных программ по изобразительной деятельности, их ориентация на диалог; разработка оптимальных приемов подготовки специалистов к организации диалогового взаимодействия с картиной, обеспечивающих выход на методологический уровень ее понимания; подготовка студентов к организации диалога с картиной на основе индивидуальных психологических (психотипических) особенностей; влияние диалога с картиной на уровень общей культуры; выявление уровней рефлексии речевых реакций и впечатлений.
139
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Карнаева, Ирина Николаевна, 2005 год
1. Абасов З.А. Диалог учебного процесса /З.А. Абасов //Народное образование.-1993.- № 9-10. - С. 43-45.
2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? Кн. для учителя /Ш.А. Амонашвили. -2-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметка /Ш.А. Амонашвили. М.: Знание, 1980. - 96 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Б.Г. Ананьев //Собр. Соч.: В 2 т. -М., 1980.-Т. 1.-280 е.- Т. 2.-230 с.
5. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности /П.К. Анохин. М.: Наука, 1979. - 192 с.
6. Аникина О.Ф. Подготовка студентов педвузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /О.Ф. Аникина; МГПУ им. В.И. Ленина. М., 1993. - 22с.
7. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе /Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1983. - 94 с.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
9. Бабайлова А.Э. Психолингвистический аспект анализа структуры учебного текста: Дис. доктора филолог, наук: /А.Э. Бабайлова М., 1988. 509 с.
10. Баева И.В. Понимание как творческое отношение и диалог культур /И.В. Баева. //Творческая активность сознания: Меж. вуз. сб. науч. тр. -Ленинград. 1986. - С. 98 - 106.
11. Байкова Л.А. Теоретические основы разработки системы педагогической подготовки и переподготовки учителей на. гуманистических принципах самоопределения /Л.А. Байкова. //Завуч. 2003. - №1. - С. 15-33.
12. Балакина Л. Л. Педагогические приемы организации диалога на уроке: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. /Л.Л. Балакина; Томский ЦНТИ. Томск, 2000. - 260 с.
13. Балакина JI. JI. Диалог как содержание и форма педагогической деятельности /JI.JI. Балакина. Томск: Томский ЦНТИ, 2004. - 120 с.
14. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка /Ш. Балли. -М., 1955. С. 21-28.
15. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся /С.Н. Батракова. Ярославль, 1992. - 81 с.
16. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре /С.Н. Батракова //Педагогика. 2002. - №4. - С.27-33.
17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского /М.М. Бахтин. 4-е изд. - М.: Советская Россия, 1979.-318 с.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин. М., 1986. -444 с.
19. Беляева А.В., Короткова В.А., Тарабарина Н.В. Личностный аспект вербального взаимоотношения в диалоге /А.В. Беляева, В.А. Короткова, Н.В. Тарабарина //Психологические исследования. М.: Наука, 1985. - 204 с.
20. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии /Н.А. Бердяев. -М.: Мысль, 1990. 320 с.
21. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века /B.C. Библер //Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: «Алеф», 1993. - С. 9-106.
22. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век /B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991.- 413 с.
23. Библер B.C. Школа диалога культур /B.C. Библер //Советская педагогика. -1998.-№ 11.-С. 29-34.
24. Библер B.C. Бахтин или поэтика культуры /B.C. Библер. М: Просвещение, 1990.- 125 с.
25. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения /П.П. Блонский //Собр. соч.: В 2т. -М.: Педагогика, 1989.
26. Богин Г.И. Филологическая герменевтика /Г.И. Богин. Калинин, 1983. 85 с.
27. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А.А. Бодалев. — Л.: Изд-во Ленингр. у-нта , 1970. 135 с.
28. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения /А.А. Бодалев //Советская педагогика. 1990.- № 12. - С. 65 - 71.
29. Богданова E.JI. Педагогические функции диалога: Дис. . канд. пед. наук: /E.JI. Богданова; -Томск, 1997.- 180 с.
30. Богоявленская Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества /Д.В. Богоявленская //Вопросы психологии. — 1976.- №4.-С. 69-79.
31. Болотова А.К. Урок как диалог общение /А.К. Болотова // Химия в школе. -1994.- №1. - С.22 - 25.
32. Брудный А.А. Диалог и коммуникация философские проблемы (материалы круглого стола) /А.А. Брудный //Вопросы философии. -1989.- № 7.
33. Брудный А.А. Понимание и текст /А.А. Брудный //Загадки человеческого понимания. Под общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1991. - С.114-128.
34. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения /А.А. Брудный //Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. - С. 162-172.
35. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Уч. пособие /А.А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.
36. Буш Г.Я. Диалогика и творчество /Г.Я. Буш. Рига.: Автос, 1985. — 318 с.
37. Васильев С.А. Уровни понимания текста /С.А. Васильев //Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1982. - С. 91-121.
38. Васильева И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения /И.И. Васильева //Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. - С.81-84.
39. Василюк Ф.Е. Психология переживания /Ф.Е. Василюк. М.: МГУ, 1984. -200 с.
40. Вилюнас Ф. Е. Психология эмоциональных явлений /Ф.Е. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1976. - 142 с.
41. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении /А.Е. Войкунский. 2-е изд., дораб. и доп. -М.: Знание, 1990. - 238 с.
42. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т. /JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1983. Т. 2.-504 с.
43. Выготский J1.C. История развития высших психических функций /JI.C. Выготский // Собр. соч.: В 3 т. М., 1983. - Т. 3. - 328 с.
44. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т. /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. - 368 с.
45. Выготский JI.C. Психология искусства /Л.С. Выготский; Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987.
46. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
47. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного /Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.-367 с.
48. Глазман М.С. Творчество как диалог / М.С. Глазман //Научное творчество. — М.: Наука, 1969. С. 221-233.
49. Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии /В.В. Горшкова. Комсомольск на Амуре, 1997. - 125 с.
50. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р.Л. Грегори. Пер. Е.Д. Хомской. М., 1970.
51. Григорьева Т.П. Диалог и коммуникация философские проблемы /Т.П. Григорьева //Вопросы философии. - 1989. - №7. - С. 3 -28.
52. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии /С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
54. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя /С.М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
55. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение из в метафизических системах /В. Дильтей. //Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.-С. 213-255.
56. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие /В.А. Доманский. М.: Флинта; Наука, 2002. - 386 с.
57. Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: принципы, системы и подготовка учителей /А.К. Дусавицкий. М.: Русская энциклопедия, 1996. С.38-49.
58. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общение, поведение учителя: Пособие для учителей /А.П. Ершова, В.М. Букатов. М.: МПСИ; Флинта, 1998.-336 с.
59. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации /Н.И. Жинкин. М.: Наука, 1982.-159 с.
60. Залевская А.А. Понимание текста: психолингвистический подход /А.А.Залевская . Калинин, 1988 С. 4.
61. Залюбовская Е.Б. Понимание коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. /Е.Б. Залюбовская; МГУ. -М., 1993. 21с.
62. Занков В.В. Понимание в познании и общении /В.В. Занков. М.: Просвещение, 1994. -237с.
63. Захарова Т.В. Подготовка будущих учителей к коммуникативной деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. /Т.В. Захарова; Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 2003. - 23 с.
64. Зинченко В.П. Живое знание /В.П. Зинченко. Самара, 1997. - 216 с.
65. Зинченко В.П. Мир образования и/или образование мира /В.П. Зинченко //Мир образования. -1996. №3. - С. 7-15.
66. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования /В.П. Зинченко //Педагогика. 1997. - № 5. - С. 3-16.
67. Зуев Ю.И. Учебный эвристический диалог /Ю.И. Зуев //Интеллектуальное развитие организаций. Новосибирск, 1992. - С. 110-124.
68. Ильина Н.А. Лингвистические аспекты диалога /Н.А. Ильина //Диалог: лингвистические и методические аспекты. М., 1992. - 80 с.
69. Ивин А.А. Ценности и понимание /А.А. Ивин //Вопросы философии. -1987. -№8.-С. 31-43.
70. Каган M.G. Морфология искусства /М.С. Каган. Д.: Искусство, 1972.
71. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений'/М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
72. Каменская O.JI. Текст и коммуникация /О.Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990.-152 с.
73. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении /В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
74. Кларин Н.В. Учебная дискуссия /Н.В. Кларин //Мир образования, 1996. - № 1,-С. 28-31.
75. Клингберг Л. Проблемы теории обучения / Л. Клингберг. Пер. с нем. М., 1984. - С. 60-61.
76. Ковалев Г.А. Об активном обучении педагогическому общению / Г.А. Ковалев //Активные методы обучения педагогическому общению и его активации. М., 1983. - С. 56-58.
77. Ковалева Е.Г. Лекция диалог /Е.Г. Ковалева //Использование в учебном процессе высшей школы методов активного обучения. - Л., 1990. - С. 5-11.
78. Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в школе Совместной деятельности /Е.Н. Ковалевская //Школа Совместной деятельности: Концепция, проекты, практика развития. Томск, 1997. - 91 с.
79. Костенчук И.А. О чём мы говорим? (О предмете педагогического общения) /И.А. Костенчук //Химия в школе. 1996. - № 7. - С. 58 - 62.
80. Костенчук И.А. Что мешает взаимопониманию между педагогами и детьми /И.А. Костенчук //Химия в школе. 1995. - № 3. - С. 13 - 17.
81. Корягина О.В. Формирование у студентов педагогических вузов готовности к управлению познавательной деятельностью учащихся /О.В. Корягина. -Алма-Ата, 1989. 75 с.
82. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание /В.Г. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. ун.-та, 1991. 192 с.
83. Кузнецова Н.А. Дидактические проблемы понимания учебного текста старшеклассниками (на материале гуманитарных предметов): Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. /Н.А. Кузнецова; КГПУ -Красноярск, 1998. -20 с.
84. Кузнецова Н.А. Понимание учебного текста как дидактическая проблема: Монография /Н.А. Кузнецова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 84 с.
85. Кукарцева М.А. Организация позиции учителя в диалоге: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. /М.А. Кукарцева; ТГПУ. Томск, 2004. - 20 с.
86. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя /С.Ю. Курганов. -М.: Просвещение, 1989. 127 с.
87. Кучинский Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач /Г.М. Кучинский //Проблема общения в психологии. М., 1981. — С. 92-120.
88. Кучинский Г.М. Диалог и мышление /Г.М. Кучинский. Минск: БГУ, 1983. -190 с.
89. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет общения: Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. № 210 «Рус. яз. и лит.» /Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1986. - 124 с.
90. Ладыженская Т.А. Педагогическое речеведение /Словарь справочник. М.: МГПУ, 1993. С.33-38.
91. Леви В.П. Искусство быть другим /В.П. Леви. М.: Знание, 1981. - 207 с.
92. Левин Г.Д. Спор как форма диалога /Т.Д. Левин //Диалектика и диалог. М., 1992.-С. 30-49.
93. Леонтьев А.А. Педагогическое общение /А.А. Леонтьев. М.: Знание, 1979. -47 с.
94. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность /А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. -211 с.
95. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
96. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения /А.Н. Леонтьев //Собр. Соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. - 391 с.
97. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения /А.Н. Леонтьев //Собр. Соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 318 с.
98. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с.
99. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. - 487 с.
100. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. - 444 с.
101. Лотман Ю.М. Культура и взрыв /Ю.М. Лотман. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. -271 с.
102. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста /Ю.М. Лотман //Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. - С. 3-7.
103. ЮЗ.Лукач Д. Своеобразие эстетического /Д. Лукач //Собр. соч.: В 4 т. Пер. с нем., общ. ред. и послесловие К.М. Долгов. М.: Прогресс, 1985 — 1987.
104. Лурия А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
105. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя /Ю.Л. Львова. М.: Просвещение, 1992. - 220 с.
106. Юб.Майман P.P. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 210 «Рус. яз. и лит.» /P.P. Майман. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
107. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности /А.Н. Малюков. Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.
108. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию /М.К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
109. Маслоу А.Х. Мотивация и личность /А.Х. Маслоу. М., 1954. - 159 с. ПО.Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитиепознавательной активности. /A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. — 1982.-№4. -С. 38-51.
110. Ш.Матюшкин A.M., Петросян А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения /A.M. Матюшкин, А.Г. Петросян. М., 1981. -42 с.
111. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. /Под. ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В.Г. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1984. -288 с.
112. НЗ.Мигунов А.С. Искусство и процесс познания /А.С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 1986.-126 с.
113. Митрофанов К.Г. Учительское ученичество /К.Г. Митрофанов. М.: Знание, 1991,-80 с.
114. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособ. для вузов /А.В. Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
115. Муравьева Г.Е. Подготовка студентов педвузов к проектированию процесса обучения на уроке: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. /Т.Е. Муравьева. -М., 1991. 16 с.
116. Мурашов А.А. Педагогическая риторика /А.А. Мурашов. — М.: Педагогическое сообщество России, 2001. 480 с.
117. Мухина Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса /Т.К. Мухина //Советская педагогика. 1989. - №10. - С. 74-77.
118. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблема общей и социальной психологии /В.Н. Мясищев //Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми. Л., 1970, - 370 с.
119. Неменский Б.М. Приоритеты на путях гармонизации образования /Б.М. Неменский //Советская педагогика. 1989. -№1.
120. Неменский Б.М. Мудрость красоты (о проблемах эстетического воспитания) /Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1987.
121. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни /А.С. Никифоров. — 2-е изд., М.: Советская Россия, 1978. 271 с.
122. Нишанов В.К. Феномен понимания: когнитивный анализ /В.К. Нишанов. -Фрунзе: Илим, 1990. 228 с.
123. Новиков И.П. Умеете ли вы слушать? /И.П. Новиков //ЭКО. -1982. № 12. -С. 37 -42.
124. Новикова Л.И. К методологии гуманитарного познания /Л.И. Новикова //М.М. Бахтин как философ /С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Трубин и др. М.: Наука, 1992. - С.97-109.
125. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов /С.И. Ожегов /Под. ред. Чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. - М.: Рус. Яз., 1987.- 750 с.127.0конь В. Введение в общую дидактику /В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. - С. 262-292.
126. Панарина Г.Н. Роль активных методов обучения в формировании у будущих учителей готовности к воспитательной деятельности /Т.Н. Панарина //Активные формы и методы обучения студентов в педагогике и психологии. -Ярославль, 1989. С. 4-15.
127. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособ. /Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
128. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
129. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 328 с.
130. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии /П.И. Пидкасистый. М., 1996. - 269 с.
131. Пилипенко А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретических исследований /А.И. Пилипенко. Курск: КГТУ, 1995. — 103 с.
132. Пиз А. Язык телодвижений /А. Пиз. М., 2000.- 272 с.
133. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие/В.Ю. Питюков. 3-е изд., испр. и доп. - М: «Гном и Д», 2001. - 192 с.
134. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей/Т.С. Полякова. -М.: Педагогика, 1983. 128 с.
135. Психолого-педагогический словарь /Под. Ред. П.И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону, 1998. - 544 с.
136. Прозументова Г.Н. Образование в инновационной, саморазвивающейся системе школы /Т.Н. Прозументова //Образование и наука: современные стратегии развития. — Томск, 1995. С. 167-177.
137. Прозументова Г.Н., Ковалевская Е.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы /Т.Н. Прозументова, Е.Н. Ковалевская. Томск: Изд-во Томского университета, 1997. - 79с.
138. Прозументова Г.Н. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития: Книга 1 /Т.Н. Прозументова. Томск, 1997. - 79с.
139. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. и вступ. статья В.К. Вилюнаса /Я. Рейковский; общ ред. О.В. Овчинниковой. -М.: Прогресс, 1979.
140. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике /П. Рикер. М.: Академия-центр; Медиум, 1995. 416 с.
141. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /К. Роджерс. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
142. Родионова Е.А. Общение как условие формирования личности /Е.А. Родионова //Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л.И. Анциферова. М.: Наука, 1981. - С. 177-197.
143. Розин В.М. Психологические ловушки культуры /В.М. Розин. //Психология формирования молодежной социализации: наблюдениия, оценки, суждения /Под. ред. А.Г. Быстрицкого, М.Ю. Рощина. М: Российский открытый университет, 1992. С. 177-197.
144. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
145. Рузавин Г.И. Проблема понимания и герменевтика /Г. И. Рузавин //Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. - С. 163-178.
146. Рыданова И.И. Основы педагогики общения /И.И. Рыданова. Минск: Беларуская навука, 1998. - 319 с.
147. Рябухина Е.А. Развитие и коррекция профессионально-педагогических умений организации и ведения учебного диалога: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13. 00.08. /Е.А. Рябухина; Калуга, 1996. - 19 с.
148. Савостина Н.А. Проблемы формирования будущих специалистов /Н.А. Савостина //Педагогика. 1997. - № 1 - С. 58-69.
149. Сартр Ж.-П. Проблемы метода /Ж.-П. Сартр. М.: Прогресс, 1994. 237 с.
150. Семенов С.В., Ткаченко А.А. Диалог культур: заметки на полях /С.В. Семенов, А.А. Ткаченко // Народное образование. 2000. - № 5. - С. 140-146.
151. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся /Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин. М.: Знание, 1989. - 80 с.
152. Сенько Ю.В. Диалог в обучении /Ю.В. Сенько //Вестник высшей школы. -1991.- №5.-С. 35-40
153. Сенько Ю.В. Диалог в контексте непрерывного образования /Ю.В. Сенько //Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Кемерово, 1995. - 296 с.
154. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося /Ю.В. Сенько //Педагогика. 1997. - №3. - С. 40-45.
155. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.В. Сенько. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
156. Сериков В.В Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1994. -№ 5.-С. 16-21.
157. Симонов П.В. Что такое эмоция? /П.В. Симонов. М.: Наука, 1966.
158. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций /П.В. Симонов. -М: Наука, 1970.
159. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя /В.А. Сластенин //Советская педагогика. -1983. -№11.- С.80-84.
160. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /В.А. Сластенин //Советская педагогика. 1991. - №10. - С. 79-84.
161. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности /З.С. Смелкова. М.: Флинта, Наука, 1999, -232 с.
162. Созонова O.K. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 /O.K. Созонова; НГПУ Новосибирск, 2000. - 16 с.
163. Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения ЮЛ. Сорокин. М.: Наука, 1979. 327 с.
164. Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции /A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
165. Станиславский К.С. Работа над ролью /К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1991.-398 с.
166. Столяров Г.Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. /Г.Г. Столяров. РГПУ им. А.И. Герцена -Санкт-Петербург, 1993. 19 с.
167. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика /Э. Стоуне. М.: Педагогика, 1984. - 472 с.
168. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. -1999.-№ 1.- С. 36-43.
169. Ухтомский А.А. Учение о доминанте /А.А. Ухтомский. М.: Наука, 1978. -С.89-90.
170. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологического консультирования. Духовно-ориентированный подход /Т.А. Флоренская // Психологический журнал. 1994. - № 5. - С. 44.
171. Франкл В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
172. Фроловская М.Н. Понимание в работе учителя практика: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /М.Н. Фроловская; КГПА Новокузнецк, 2003. - 21 с.
173. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет /М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993.-333 с.
174. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. пос. /В.Е. Хализев. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2000, - 398 с.
175. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления /А.У Хараш //Вопросы психологии. 1978. - №4. - С. 84-95.
176. Хараш А.У. Теория диалога и кризис психологического знания /А.У. Хараш //Человек в мире диалога.- JL, 1990.- С. 112-113.
177. Ходякова JI.A. Сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» /Л.А. Ходякова //Русский язык в школе. 2005, № 1. — С. 3-9.
178. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993.-269 с.
179. Шалавина Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущих учителей к профессиональному самоопределению школьников: Автореф. дисс. . док. пед. наук: /Т.И. Шалавина; МПГУ-М., 1995. 32с.
180. Швырев B.C. Понимание в структуре научного сознания /B.C. Швырев //Загадка человеческого понимания /Под общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Полит-издат, 1991. С. 9-20.
181. Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения /С.А. Шейн //Вопросы психологии. -1991. №1- С. 44-52.
182. Шибяева А.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащегося: Автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 /А.А. Шибяева; МПГУ М., 1994. 19 с.
183. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств /Г.Х. Шингаров. -М.: Знание, 1978.
184. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности /Г.Х. Шингаров. М.: Наука, 1971.
185. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации высшего педагогического образования: Автореф. дис. докт. пед. наук: /Е.Н. Шиянов; МПГУ-М., 1993. -36 с.
186. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Алеф, 1993. -416 с.
187. Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Книга 1. / Под ред. Г.Н. Прозументовой, Томск , 1997.-79 с.
188. Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Книга 2. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 1997.- 91 с.191.1Цедровицкий Г.П. Коммуникация и когнитивная природа понимания /Т.П. Щедровицкий. М., 1989. - 49 с.
189. Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельного подходов /Г.П. Щедровицкий //Избранные труды. Ярославль, 1997. - С. 143-154.
190. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
191. Щукина Г.И. Деятельность основа педагогической практики /Г.И. Щукина //Советская педагогика. - 1982. - №8 - С.74-78.
192. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе /Н.Е. Щуркова. М.: Новая школа, 1998.-С. 9-11.
193. Экспертиза инновационных процессов в образовании: Подходы к проблеме экспертизы в образовании. Кн. 1 /Под ред. Г.Н. Прозументовой, С.Г. Баронене.- Томск, 1999,- 164 с.
194. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
195. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов /А.Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.
196. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника /П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1996. (Психологический очерк).
197. Якобсон П.М. Психология чувств /П.М. Якобсон. 2-е доп. изд. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
198. Яковлева E.JI. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся /Под ред. В.И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997. 78 с.
199. Яковлева E.JI. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии. 1996.-№ 3.- С. 28-34.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.