Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Зимина, Ольга Викторовна

  • Зимина, Ольга Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 194
Зимина, Ольга Викторовна. Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2005. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зимина, Ольга Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.

§ 1. Диалог как основа музыкальной коммуникации.

§ 2. Диалог в сознании музыканта.

§ 3. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки (сущность, функции, структурные компоненты, технология реализации).

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ДИАЛОГУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ 1. Констатирующий этап экспериментального исследования.

§ 2. Формирующий этап экспериментального исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалог как компонент вузовской подготовки будущего учителя музыки»

Актуальность исследования. Современное состояние российского общества характеризуется стремительным развитием и постоянным совершенствованием технических средств массовой коммуникации. В то же время наблюдается тенденция к разобщенности людей в различных сферах социальной жизни. Одной из действенных форм взаимодействия человека с человеком, направленной на восстановление и укрепление духовной связи между ними, все в большей степени признается диалог.

Обращение к диалогу в музыкально-педагогической науке связано с идеей демократизации современного образования и с его ориентацией на гуманистические ценности, определяющие духовное развитие личности. Весь процесс музыкального обучения и воспитания совершается преимущественно путем межличностного контакта, что является свидетельством превосходства диалога по сравнению с другими видами общения. Именно диалог, включая идеи свободы, любви, равенства, сотрудничества и согласия, определяет характер взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса.

Специфика диалога на уроке музыки заключается в том, что активным участником живой диалогической схемы «учитель-ученик» выступает композитор1. «Присутствие» композитора опосредовано звучащей музыкой, представляющей собой форму «инобытия» ее создателя, в которой он воспроизводит свою собственную структуру и строит «модель своей психической жизни» (выражение Л.Я. Дорфмана). Это означает, что возможность установления диалога между композитором, учителем и учащимися, отвечающего природе музыки и способу взаимодействия с ней, обусловлена личностным измерением музыкального текста.

1 Данную специфику мы отмечаем в связи с обращением к музыке профессиональной, композиторской. Вместе с тем, при изучении, например, народной музыки, сам факт «отсутствия» в ней композитора также дает повод говорить о нем.

Организация, реализация и эффективность диалога на уроке музыки зависит от личностных и профессиональных качеств учителя, от наличия у него соответствующих теоретических знаний, от практических умений устанавливать духовно-личностный контакт с композитором и учащимися и от навыков педагогического управления этим процессом.

Анализ деятельности учителей музыки позволяет констатировать, что в педагогике музыкального образования существует очевидное противоречие, проявляющееся, с одной стороны, в потребности учителя музыки в диалоге с композитором и учащимися, а с другой — неготовностью к нему. Таким образом, подготовка будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности является актуальной задачей музыкально-педагогического образования в ВУЗе.

К настоящему времени накоплено значительное количество работ, основные положения которых указывают на актуальность разработки категории диалога в педагогике музыкального образования (Д.Б. Кабалевский, А.И. Николаева, В.Г. Ражников, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.) и выявляют различные аспекты его применения в профессиональной деятельности учителя музыки (П.В. Анисимов, Т.С. Кононенко, JI.H. Меща-нова, М.И. Тукмачева, П.З. Феттер, Хазанов П.А. и др.).

Тем не менее, в педагогике музыкального образования диалог как категория музыкально-педагогическая не подвергался специальному теоретическому и практическому анализу. В этой связи такие его исходные положения, как сущность, функции, структурные компоненты и технология реализации в профессиональной деятельности учителя музыки остаются неразработанными.

Таким образом, актуальность проблемы диалога в профессиональной деятельности учителя музыки позволила определить тему данного исследования.

Цель исследования: разработка теоретической модели-представления о диалоге в музыкально-педагогической деятельности и создание методики его формирования в процессе вузовской подготовки будущего учителя музыки.

Объект исследования: процесс диалога в профессиональной деятельности учителя музыки.

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования:

1. Диалог в музыкально-педагогической деятельности является необходимым компонентом вузовской подготовки будущего учителя музыки.

2. Реализация диалога в профессиональной деятельности учителя музыки обеспечивается функционированием в системе высшего музыкально-педагогического образования его теоретической модели, включающей в себя представления о его сущности, функциях, структурных компонентах и технологии его осуществления на уроке музыки в школе.

3. Содержание подготовки будущих учителей музыки к диалогу в профессиональной деятельности предполагает: а) формирование личностно-ценностного отношения к диалогу в музыкально-педагогической деятельности; б) усвоение теоретических знаний о диалоге как категории музыкально-педагогической; в) формирование практических умений и навыков реализации диалога в музыкально-педагогической деятельности.

4. Эффективность подготовки будущего учителя музыки к диалогу зависит от: а) выявления и создания оптимальных педагогических условий ее осуществления; б) использования специальных методов формирования готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования на основе разноуровневого методологического анализа.

2. Разработать теоретическую модель-представление о диалоге в музыкально-педагогической деятельности.

3. Создать методику формирования готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной методики формирования готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности.

Методологической основой данного исследования являются: философские труды М.М. Бахтина, М. Бердяева, М. Бубера, Г.Я. Буша, B.C. Биб-лера, Д.И. Дубровского, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, П. Флоренского, C.JL Франка, Х.Р. Яусс и др.; психологические концепции и теории А.А. Бодалева, А.Б. Добровича, Л.Я. Дорфмана, А.А. Брудного, А.В. Брушлинского, JI.C. Выготского, Л.П. Гримака, Г.А. Ковалева, И.С. Кона, Г.М. Кучинского, Б.А. Ломова, А.Н. Леонтьева, Л.А. Петровской, Л.А. Радзиховского, В.В. Столина, А.У. Хараша и др.; работы по психологии искусства и психологии творчества Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Е.П. Крупника, Д.А. Леонтьева, А.А. Ме-лик-Пашаева и др.; музыковедческие и музыкально-психологические труды Б.В. Асафьева, М.Ш. Бонфельда, Л.П. Казанцевой, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г.М. Цыпина, A.M. Якупова и др.; общепедагогические исследования Ш.А. Амонашвили, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др.; музыкально-педагогические концепции Э.Б. Аб-дуллина, Д.Б. Кабалевского, А.И. Николаевой, В.Г. Ражникова, Б.М. Целков-никова, А.И. Щербаковой и др.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования.

Теоретические методы:

- разноуровневый методологический анализ проблемы на основе изучения соответствующей философской, психологической, музыковедческой, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

- построение гипотез, прогнозирование.

Эмпирические методы:

- педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта работы учителей музыки общеобразовательных школ, а также анализ результатов собственной работы в рамках профессиональной деятельности музыкально-литературного лектория ГУ «Тамбовконцерт» с позиции исследуемой проблемы;

- беседы-диалоги с учителями музыки, методистами и студентами музыкально-педагогических факультетов;

- анкетирование студентов - будущих учителей музыки;

- педагогический эксперимент и статистический обсчет его результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Диалог в музыкально-педагогической деятельности является необходимым компонентом подготовки будущего учителя музыки в ВУЗе.

2. Теоретическая модель-представление о диалоге в профессиональной деятельности учителя музыки, которая формулируется в следующем виде: а) сущность диалога в музыкально-педагогической деятельности составляет процесс духовного сотворчества композитора, учителя и учащихся, отвечающего природе музыки и способу взаимодействия с ней; при этом диалог имеет «внешний» (реальное межличностное взаимодействие) и «внутренний» (диалог в сознании) уровни; б) диалог в музыкально-педагогической деятельности выполняет следующие функции:

- функцию выявления художественно-смысловой позиции композитора и порождения на этой основе личностных смыслов учителя музыки и учащихся;

- функцию со-организации деятельности композитора, учителя музыки и учащихся;

- аффективную (эмоционально-положительную) функцию, проявляющуюся в результате взаимоотношений учителя музыки и учащихся; в) структуру диалога в профессиональной деятельности учителя музыки составляют мотивационный, содержательный и операциональный компоненты; г) содержание подготовки будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности, включающее в себя:

- формирование личностно-ценностного отношения к диалогу в музыкально-педагогической деятельности;

- усвоение теоретических знаний о диалоге как музыкально-педагогической категории, необходимых представлений об «образе автора» в музыке и психологических особенностях протекания в сознании музыканта диалога с композитором;

- формирование практических умений и навыков осуществления диалога с композитором и учащимися.

3. Педагогическими условиями подготовки будущих учителей музыки к диалогу в профессиональной деятельности являются: а) усвоение студентами сущности, специфики, функций диалога, логики его организации, механизмов установления и технологии управления им в музыкально-педагогической деятельности на основе представлений об «образе автора» в музыке и психологических особенностях установления духовно-личностного контакта с композитором; б) организация занятий, направленная на развитие способности у будущего учителя музыки к проникновению во внутренний мир «Другого» (композитора, учащегося) и к созданию собственной «вербальной модели» музыкального произведения, включающей в себя содержательно-смысловую, эмоционально-волевую и наглядно-изобразительную стороны; в) принцип работы со специальной литературой, сущность которого состоит в воспроизведении смысловой позиции автора и рождении собственной смысловой позиции на основе диалога с ним; г) моделирование студентами на семинарских и практических занятиях музыкально-педагогических ситуаций, направленных на установление диалога учащихся с композитором; д) установление в процессе занятий диалога преподавателя со студентами, способствующего возникновению между ними доверительных межличностных отношений.

4. Основными методами формирования готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности являются: а) проблемный метод, вызывающий диалогическую реакцию у студентов; б) использование видеозаписей уроков музыки с целью их совместного обсуждения и анализа.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось в период с 2001 по 2005 гг.

На первом этапе (2001 - 2003 гг.) изучался эмпирический опыт работы по исследуемой проблеме; осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, музыковедческой, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы; разрабатывалась теоретическая модель-представление о диалоге в музыкально-педагогической деятельности; определялась процедура начального этапа констатирующего исследования.

На втором этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности, включающая в себя разработку содержания спецкурса «Диалог как сущностная основа профессии учителя музыки» и его внедрение в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета МШУ.

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) осуществлялась контрольная проверка полученных результатов исследования, уточнялись теоретико-методические выводы и рекомендации по формированию готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыта сущность диалога в музыкально-педагогической деятельности, выявлена его специфика и уровни;

- обоснованы и сформулированы функции диалога в музыкально-педагогической деятельности;

- выявлены структурные компоненты диалога в профессиональной деятельности учителя музыки;

- определены логика организации диалога в профессиональной деятельности учителя музыки, механизмы его установления и способы управления им на уроке музыки в школе.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- сформулирована позиция, согласно которой диалог в музыкальной коммуникации является ее сущностной основой и условием эффективности функционирования;

- сформировано представление о процессе диалога с композитором, протекающем в сознании музыканта;

- создана теоретическая модель-представление о диалоге в профессиональной деятельности учителя музыки;

- разработана методика подготовки будущих учителей музыки к диалогу в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов в систему вузовской подготовки будущего учителя музыки будет способствовать:

- овладению теоретическими знаниями о диалоге как категории музыкально-педагогической;

- формированию у будущего учителя музыки готовности к диалогу в профессиональной деятельности;

- дальнейшему совершенствованию процесса обучения и воспитания на музыкально-педагогических факультетах вузов специалистов высокой квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается наличием в исследовании соответствующей его цели и задачам методологической базы, системы исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.

Апробация основных теоретических положений диссертационного исследования осуществлялась: а) в ходе выступлений на Международной научно-практической конференции в Mill'У (2002 г.), региональной научно-практической конференции в Тамбовском колледже искусств (2002 г.), межвузовской научно-практической конференции в ТГУ им. Г.Р. Державина (2003 г.), в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2005 г.); б) через публикации материалов по теме исследования в печати.

Внедрение результатов исследования осуществлялось: а) в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Московского педагогического государственного университета; б) в курсе преподавания методики музыкального обучения и воспитания на кафедре музыкального образования в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, в Нижегородском государственном педагогическом университете и в Костромском государственном педагогическом университете.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, основных выводов, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Зимина, Ольга Викторовна

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

I. Изучение и теоретический анализ философской, эстетической, психологической, музыковедческой, педагогической, музыкально-педагогической и другой литературы, посвященной проблеме диалогического взаимодействия субъектов в различных сферах их жизнедеятельности, позволили сделать следующие выводы:

1.1. Диалог в музыкально-педагогической деятельности является необходимым компонентом вузовской подготовки будущего учителя музыки.

1.2. Сущность диалога в музыкально-педагогической деятельности составляет процесс духовного сотворчества композитора, учителя и учащихся, который направлен на установление между ними духовно-личностного контакта, отвечающего природе музыки и способу взаимодействия с ней.

1.3. Диалог в музыкально-педагогической деятельности имеет два уровня - «внешний» (реальное межличностное взаимодействие) и «внутренний» (диалог в сознании). Реализация диалога в музыкально-образовательном процессе связана с взаимопереходами его «внешнего» и «внутреннего» уровней.

1.4. Структуру диалога как в профессиональной деятельности учителя музыки составляют мотивационный, содержательный и операциональный компоненты, которые в своем единстве выполняют следующие функции: а) функцию выявления художественно-смысловой позиции композитора и порождения на этой основе личностных смыслов учителя музыки и учащихся; б) функцию со-организации творческой деятельности композитора, учителя музыки и учащихся; в) аффективную (эмоционально-положительную) функцию, проявляющуюся во взаимоотношениях его участников.

1.5. Организация диалога на уроке музыки в общеобразовательной школе в целом соответствует фазам межличностной коммуникации и этапам педагогического общения, а с учетом специфики профессиональной деятельности учителя музыки может быть отражена в последовательности следующих фаз: подготовительной, ориентировочной, контактной, фазы совместной художественно-ценностной ориентации и фазы завершения.

II. В результате проведения опытно-экспериментального исследования проблемы подготовки будущего учителя музыки к диалогу как виду его профессиональной деятельности мы сделали следующие выводы:

II. 1. Содержание подготовки будущих учителей музыки к диалогу в профессиональной деятельности в себя включает: а) формирование у будущего учителя личностно-ценностного отношения к диалогу в музыкально-педагогической деятельности, связанным с представлением о нем как способе существования в профессии; б) усвоение теоретических знаний о диалоге как категории музыкально-педагогической, необходимых представлений об «образе автора» в музыке, а таюке психологических особенностях протекания диалога с композитором в сознании музыканта; в) формирование у будущих учителей музыки практических умений и навыков осуществления диалога с композитором и учащимися.

II.2. Педагогическими условиями подготовки студентов к диалогу с учащимися и композитором являются: а) усвоение студентами сущности, специфики, функций диалога в музыкально-педагогической деятельности, логики его организации, механизмов установления и технологии эффективного управления им на уроке музыки на основе представлений об «образе автора» в музыке и психологических особенностях установления с композитором духовно-личностного контакта; б) организация занятий, направленная на развитие способности у будущего учителя музыки к проникновению во внутренний мир «Другого» (композитора, учащегося) и созданию собственной «вербальной модели» музыкального произведения, включающей содержательно-смысловую, эмоционально-волевую и наглядно-изобразительную стороны; в) моделирование студентами на семинарских и практических занятиях музыкально-педагогических ситуаций, направленных на установление диалога учащихся с композитором; г) принцип работы со специальной литературой, сущность которого состоит в воспроизведении смысловой позиции автора и рождения у будущего учителя собственной позиции на основе диалога с ним. д) установление в процессе занятий диалога преподавателя со студентами, способствующего возникновению между ними доверительных межличностных отношений.

II.4. Основными методами формирования готовности будущего учителя музыки к диалогу в профессиональной деятельности являются: а) проблемный метод, вызывающий диалогическую реакцию у студентов; б) использование видеозаписей уроков музыки в школе с целью их совместного обсуждения и анализа.

П.5. Проведенная опытно-экспериментальная работа выявила эффективность предлагаемых в исследовании содержания, условий и методов формирования у студентов готовности к диалогу в музыкально-педагогической деятельности.

Ш. Проведенное исследование позволило наметить перспективы решения данной проблемы в следующих направлениях:

III. 1. Разработка проблемы «Личность диалогичного учителя музыки».

111.2. Изучение путей развития диалогичности мышления учителя музыки как способа формирования его музыкального сознания.

111.3.Разработка музыкально-педагогической риторики как технологии управления диалогом в музыкально-образовательном процессе.

111.4. Исследование динамики художественно-смысловых образований у учащихся в процессе музыкально-педагогического диалога.

В заключение второго практического занятия, связанного с поиском форм присутствия автора в собственной музыке, совместно со студентами на основе обобщения делаются следующие выводы:

1. Образ автора как элемент содержания музыкального сочинения появился в эпоху барокко, укрепил свои позиции в произведениях композиторов эпохи классицизма, самоутвердился в музыке романтиков и часто обнаруживает тенденцию «ухода в тень» в современной музыке.

2. Формы авторского «присутствия» в музыке, с одной стороны, являются универсальными («повествователь», «лирический герой»), так как имеют место и в других видах искусства (например, в литературе), а с другой -специфичными, то есть рожденными самой музыкой (импровизация, вступление, речитатив, каденция, кода и др.).

3. Автор-художественный во многом есть плод нашей фантазии, воображения, творческого усилия, а главное - опыта музыкальной деятельности.

Проведение третьего и четвертого практических занятий осуществляется по единому плану. На занятиях студенты обретают практические умения и навыки установления диалога на уроке музыки. Эффективность обучения студентов зависит от их понимания того, с какой целью они вступают в диалог с учащимися и музыкой. Иначе говоря, успех практических занятий во многом обусловлен наличием сформированной у студентов установки на осуществление духовно-личностного контакта с учащимися и композитором.

Как правило, студенты отмечают, что профессиональная деятельность учителя музыки связана, в первую очередь, с созданием своего завершенного, логически обоснованного, образного, вызывающего диалогическую реакцию у учащихся, развернутого высказывания-отношения, в котором отражен собственный опыт диалога с миром средствами музыкального искусства.

В процессе овладения искусством создания собственного художественного «слова» о музыке студенты осознают, что его «изобретение» включает в себя три стороны, а именно: содержательно-смысловую, эмоционально-волевую и наглядно-изобразительную.

В процессе занятий постоянно подчеркивается, что овладеть искусством создания художественного «слова» о музыке и его реализацией будущий учитель может только на основе «живого» диалога с учащимися и музыкой. Учитывая это, практические занятия проводятся в форме моделирования ситуаций, близких к реальной музыкально-педагогической практике, где каждый студент выступает в роли учителя.

Перед проведением каждого практического занятия студенты выполняют специальное домашнее задание, которое в себя включает: а) создание своего замысла диалога с детьми и композитором; б) поиск соответствующего музыкального материала; в) анализ и интерпретацию музыкальных произведений (или их фрагментов); г) выбор коммуникативных средств, с помощью которых замысел диалога может быть реализован; д) создание собственной «вербальной модели» произведения, вызывающей диалогическую реакцию у учащихся. Своеобразным методическим руководством в создании собственного художественного «слова» о музыке для студентов может служить книга Д.Б. Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке» (84).

Важно, чтобы при проведении практических занятий одним из обязательных условий реализации студентом своего замысла диалога с детьми и композитором являлось «эюивое» исполнение музыки. Очевидно, что собственное исполнение музыки позволит каждому студенту наглядно продемонстрировать степень своего проникновения в замысел композитора, его эстетическую позицию, а также качество реализации собственного «истолкования» музыки, то есть своей смысловой позиции, являющейся результатом личностного диалога с ее создателем.

При подготовке студентов к практическим занятиям внимание студентов заостряется на том, что процесс создания собственного художественного «слова» о музыке в себя включает: а) конструирование его содержания (содержательно-смысловая сторона высказывания), базирующегося на древней античной формуле «тезис - аргументация - иллюстрация»; б) поиск его необходимых психологических составляющих (эмоционально-волевая сторона высказывания); в) поиск художественных средств его выражения (наглядно-изобразительная сторона высказывания).

Студенты, анализируя этот процесс, как правило, осознают, что только в совокупности этих трех сторон высказывание учителя способно вызвать детей на собственные размышления о музыке, на диалог с композитором и друг с другом. Иначе говоря, студенты понимают, что все три выделенные стороны художественного «слова» о музыке являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, а потому их развитие должно осуществляться одновременно.

После показа студентами своих домашних заданий проводятся совместные обсуждения качества их выполнения. При этом «первое слово» предоставляется самому автору «выступления». Таким образом, на занятиях особое внимание уделяется профессиональной рефлексии будущих учителей музыки, связанной с умением обстоятельно проанализировать свое выступление в качестве законченного фрагмента диалога с учащимися и музыкой, а также с конструктивностью в восприятии критики, замечаний и пожеланий.

Совместный анализ «выступлений» студентов позволяет им убедиться в том, что способность к убедительному и образному «слову» о музыке служит яркому проявлению творческой индивидуальности учителя музыки.

В заключение практических занятий намечаются основные пути развития способности к созданию учителем собственного художественного «слова» о музыке. К ним относятся:

1. Обращение к запечатленным на страницах научной, художественной и другой литературы высказываниям, размышлениям и воспоминаниям видных деятелей искусства.

2. Анализ речи выступлений музыкантов, музыкантов-педагогов с позиций диалога и диалогических отношений.

3. Собственная деятельность в процессе музыкально-педагогической практики.

В ходе дальнейшей практической работы студентов в общеобразовательной школе создаются необходимые условия для совершенствования приобретенных ими в ходе обучения на спецкурсе знаний, практических умений и навыков, обусловливающих успешное осуществление профессиональной деятельности в исследуемом аспекте. Как показал опыт работы, процесс «живого» взаимодействия студентов с детьми и музыкой является мощным стимулирующим фактором дальнейшего развития потребности к МПД.

Работая со студентами в процессе их подготовки к урокам музыки, преподаватель осуществляет совместную разработку замысла каждого предстоящего МПД и поиск условий его (МПД) возникновения и развития. Все это помогает студентам проследить зависимость качества реализации МПД от знания учителем музыки основных механизмов установления диалога, от уровня развития практических умений и навыков его управления на уроке.

По окончании второго этапа данного экспериментального исследования нами был проведен контрольный «срез», основная задача которого заключалась в определении уровня готовности студентов к МПД. С этой целью проводились контрольные уроки в конце педагогической практики, а также была предложена еще одна анкета, позволяющая выявить уровень их теоретических знаний по проблеме МПД, полученных на занятиях спецкурса.

АНКЕТА для студентов музыкально-педагогического факультета МПГУ

1. Является ли для Вас диалог категорией музыкально-педагогической?

Если да, то Ваше отношение к нему?.

2. Рассматриваете ли Вы диалог в музыкально-образовательном процессе в качестве многомерного явления? Если да, то в чем это выражается?.

3. Испытываете ли Вы желание вести диалог с музыкой и её создателем? Если да, то как часто, в какой форме, в каких видах музыкальной деятельности и какие проблемы являются его предметом?.

4. Есть ли у Вас потребность сделать учащихся активными участниками такого диалога? Если да, то что побуждает Вас к этому?.

5. Раскройте сущность диалога в музыкально-образовательном процессе. На что, по Вашему мнению, он направлен?.

6. Опишите структуру диалога на уроке музыки. Какие уровни он имеет? Какова позиция учителя при взаимодействии учащихся с музыкой?.

7. Какие функции выполняет диалог на уроке музыки?.

8. Какие этапы реализации музыкально-педагогического диалога Вы можете выделить? Какова их взаимосвязь?.

9. Зависит ли, по Вашему мнению, эффективность диалога на уроке музыки от личности самого учителя музыки? Если да, то какими духовно-личностными качествами должен обладать учитель, вступающий в диалог с музыкой и учащимися?.

10.Какие методы, прокладывающие путь к диалогу с композитором Вы знаете и используете в своей музыкальной деятельности?.

11.Какие приёмы межличностной коммуникации наиболее эффективны для установления диалога между учителем и учащимися, а так же между самими учащимися?.

12.Какие специальные знания, умения и навыки необходимы учителю музыки для успешной реализации диалога в музыкально-образовательном процессе? .

Уровень подготовки каждого студента выявлялся исходя из критериев готовности будущего учителя музыки к МПД, разработанных и представленных нами в изложении констатирующего этапа экспериментального исследования. Полученные данные исследования о состоянии готовности студентов к МПД по каждому из его компонентов на констатирующем этапе и по окончании формирующего этапа были сведены в следующую таблицу:

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зимина, Ольга Викторовна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Дисс.докт. пед. наук. -М., 1991. -443 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.

3. Абрамов А.И. О специфике музыкального содержания. // Эстетические очерки. Вып. 3. / Сост. В.К. Скатерщиков. М.: Музыка, 1973. - С. 123141.

4. Абулкасова Г.С. Диалог как духовная ценность. Дисс.канд. философ, наук.-М., 1998.- 145 с.

5. Аганисьян В.М. Учебный диалог как психологический фактор развития эвристического мышления обучающихся. Дисс.докт. псих. наук. -СПб., 1999.-223 с.

6. Айнштейн В.Г. Преподаватель и студент: (практика общения). // Высшее образование в России. 1998. № 2. - С. 51-57.

7. Акопян К.З. Эстетическое: диалоги о таинственном. Quasi una sinfonia. Часть 1. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1996.-352 с.

8. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во ДНК, 2001. -200 с.

9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 335 с.

10. Алынванг А. Иосиф Гайдн. -М.-Л.: Изд-во Музгиз, 1947. 48 с.

11. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2000. - 144 с.

12. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. // Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, -1999.-С. 452-464.

13. Андреев Е.Г. Как вызвать и сохранить интерес аудитории. М.: Знание, 1984.-64 с.

14. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. // Психология влияния. (Серия «Хрестоматия по психологии»), / Сост. А.В. Морозов. -Спб.: Питер, 2001. С. 31-42.

15. Ансерме Эрнст. Беседы о музыке. Л.: Музыка, 1985. - 104 с.

16. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии. 1978. № 1. - С. 37-49.

17. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Уч. пособие. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.

18. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

19. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

20. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности. // Вопросы психологии. 1978. № 1. - С. 70-80.

21. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии. 1984. № 1. - С. 51-57.

22. Барсова И. А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира. // Худ. творчество: Вопросы комплексного изучения. / Отв. ред. Б.С. Мейлах. 1984. Л.: Наука, 1986. - С. 94-116.

23. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла. // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 13-23.

24. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии. 1995. № 3. - С. 109-129.

25. Батищев Г.С. Диалогизм или полифонизм (Антитетика в идейном наследии М.М. Бахтина). // М.М. Бахтин как философ. / Отв. ред. JI.A. Гого-тишвили, П.С. Гуревич и др. -М.: Наука, 1992. С. 123-141.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

27. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -318с.

28. Белова С.В. Диалог основа профессии педагога. Уч. метод, пособие. -М.: АПКиПРО, 2002. - 148 с.

29. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Харьков: «Фолио» - М.: «АСТ», 2002. - 688 с.

30. Бессонова С.Ю. Характеристика индивидуального стиля внутреннего диалога при чтении художественной литературы и его формирование у студентов гуманитарного ВУЗа. Дисс. канд. псих. наук. Пятигорск, 1998.-209 с.

31. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. - 169 с.

32. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. -М.: Политиздат, 1975. 339 с.

33. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность). // Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1999. - С. 465-503.

34. Богданова E.JI. Педагогические функции диалога. Дисс.канд. пед. наук. Томск, 1997. - 223 с.

35. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань: Ряз. высш. шк., 1994. - 90 с.

36. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Диалог как форма психологического воздействия. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. науч. тр. / Редкол.: А.А. Бодалев (отв. ред.) и др.-М., 1987.-С. 17-27.

37. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. //Педагогика. 1997. № 1. - С. 11-17.

38. Бонецкая Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория. // Контекст. -1995. Литературно-теоретические исследования. / Отв. ред. Н.К. Гей. -М.: Наука, 1986. С. 241-267.

39. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

40. Бочкарева О.В. Дидактические функции и возможности диалога при решении педагогических задач (на материале профессионально-педагогической подготовки будущих учителей музыки к учебно-воспитательной работе). Дисс.канд. пед. наук. Кострома, 1992. - 208 с.

41. Брудный А.А. Понимание и общение. -М.: Знание, 1987. 64 с.

42. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания. // Познание и общение. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. - С. 63-64.

43. Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993.- 173 с.

44. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. / Материалы «круглого стола»: Духовность, художественное творчество, нравственность. // Вопросы философии. 1996. № 2. - С. 3-9.

45. Булыго К.М. Проблемные ситуации в учебной деятельности музыканта. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1983. 176 с.

46. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига: АВОТС, 1985. - 318 с.

47. Васильева И.И. Психологические особенности диалога. Дисс.канд. псих. наук. -М., 1984. 181 с.

48. Вишневская Г.П. Галина. Смоленск: Русич, 1998. - 637 с.

49. Волков А.А. Основы риторики: Уч. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

50. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии. К вопросам социологической поэтики. // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. / М.М. Бахтин (под маской). М.: Лабиринт, 2000. - С. 72-94.

51. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дисс.канд. философ, наук. Л., 1983. - 163 с.

52. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

53. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2001. - 366 с.

54. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога. Уч. метод, пособие. -Екатеринбург: УрГПУ, 1995. - 204 с.

55. Гоготишвили Л.А. Философия языка М. М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма. // М.М. Бахтин как философ. / Отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич и др. М.: Наука, 1992. - С. 142-174.

56. Гоготишвили Л.А. Опыт построения теории употребления языка: На основе общефилол. концепции М.М. Бахтина. Дисс.канд. филол. наук. -М., 1984.-219 с.

57. Горностаева В.В. Два часа после концерта: Сб. статей и материалов. / Сост. P.M. Зимянин. -М.: Сов. композитор, 1991. 211 с.

58. Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Уч. пособие. -Комс.-на-Амуре: Гос. пед. ин-т, 1997. 124 с.

59. Горюнова Л.В. Музыка дети - учитель. // Музыка в школе. № 1. Методический журнал. - М., 1987. - С. 35-48.

60. Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Политиздат, 1991. - 320 с.

61. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. -319 с.

62. Грум-Гржимайло Т.Н. Ростропович и его современники. М.: Агар, 1997.-376 с.

63. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М. Бахтина. // М.М. Бахтин как философ. / Отв. ред. JI.A. Гоготишвили, П.С. Гуревич и др. М.: Наука, 1992. - С. 83-96.

64. Давыдов В.В. Значение творчества Л.С. Выготского для современной психологии. // Сов. педагогика. 1982. № 6. - С. 84-87.

65. Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы «круглого стола»). // Вопросы философии. - 1989. № 7. - С. 3-27.

66. Дикун Т.П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания. Дисс.канд. пед. наук. Оренбург, 1999. - 213 с.

67. Добрович А.Б. Анатомия диалога. // Психология влияния. (Серия «Хрестоматия по психологии»), / Сост. А.В. Морозов. Спб.: Питер, 2001. -С. 138-183.

68. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М.: Смысл, 1993. 456 с.

69. Дорфман Л.Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидульному миру. // Психологический журнал. Том 16. 1995. № 2. С. 94-102.

70. Дорфман Л.Я. Полисистемная органазация метаиндивидуального мира. //Психологический журнал. Том 18. 1997. № 2. С. 3-17.

71. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. - 424 с.

72. Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства. // Творчество искусства искусство творчества. / Под ред. Л.Я. Дорфмана и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 14-35.

73. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. - 368 с.

74. Дубровский Д.И., Черносвитов Е.В. К анализу структуры субъективной реальности. //Вопросы философии. 1979. № 3. - С. 57-69.

75. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Уч. пособие. Л.: Изд-воЛГУ, 1991.- 107 с.

76. Живов JI.В. Выразительность речи как прообраз музыкально-исполнительской выразительности. // Риторика в современном обществе и образовании. / Сб. материалов III-V Международных конференций по риторике. -М.: Флинта; Наука, 2003. С. 113-121.

77. Захаров Ю.К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты. Дисс.канд. искусств, наук. -М., 1999. 374 с.

78. Зедльмайер Ганс. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. / Пер. с нем. Ю.Н. Попова. СПб.: Axioma, 2000. - 272 с.

79. Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 1998. - 216 с.

80. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. // Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.Н. Давыдова. Уч. пособие. М.: Гардарики, 2002. -431 с.

81. Ильин Е.Н. Искусство общения. Из опыта работы учителя литературы. -М.: Педагогика, 1982. 110 с.

82. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. - 508 с.

83. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Сов. композитор, 1977.-256 с.

84. Каган М.С. Искусство и общение. // Искусство и общение. Сб науч. тр. / Сост. А.Я. Куклин. Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, 1984. - С. 15-28.

85. Каган М.С. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса. // Сов. искусствознание. М., 1985. Вып.19. - С. 184-219.

86. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 310 с.

87. Каган М.С. Музыка в мире искусств. // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып.1,часть вторая. / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. М.: МПГУ, 1991. С. 12-18.

88. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.

89. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии. 1998. № 4. - С. 25-33.

90. Казанцева Л.П. Автор в музыкальном содержании. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 1998. - 247 с.

91. Кан-Калик В.А. Проблемы профессионально-педагогического общения. .// Сов. педагогика. 1979. № 6. - С. 113-117.

92. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

93. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988.-68 с.

94. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внему-зыкальных представлений при восприятии музыки. // Художественное восприятие. / Сб. статей под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. — С. 348-353.

95. Киященко Н.И., Лейзеров Н.А. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). М.: Знание, (Нар. университет. Фак. литературы и искусства), 1984. - 112 с.

96. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 816 с.

97. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -192 с.

98. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации. //Вопросы психологии. 1985. № 1. - С. 110-120.

99. Ковалев Г.А., Радзиховский JI.A. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов. // Общение и развитие психики. / Сб. статей под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева и др. М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1986. - С. 7-21.

100. Ковда Д.И. О роли эмоций и неосознаваемых психических процессов в художественном творчестве. // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Том 2. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - С. 622-627.

101. Коган JI.H. Искусство и зритель (некоторые исходные принципы социологического исследования зрительской аудитории). // Художественное восприятие. / Сб. статей под ред. Б.С. Мейлаха. JL: Наука, 1971. - С. 79-93.

102. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

103. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

104. Кононенко Т.С. Проблема педагогического общения в процессе занятий музыки. Дисс. .канд. пед. наук. Одесса, 1989. - 143 с.

105. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности. Дисс. канд. псих. наук. СПб., 1998. - 180 с.

106. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

107. Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1972.-318 с.

108. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства. // Вопросы психологии. 1989. № 4. - С. 102-109.

109. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. Изд. второе, исправленное. М.: Институт психологии РАН, 2001. - 240 с.

110. Кудашов В.И. Роль диалогичности сознания в самодетерминации личности. Дисс.канд. философ, наук. Иркутск, 1996. - 135 с.

111. Кудашов В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования. Дисс.докт. пед. наук. Красноярск, 1998. - 320 с.

112. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. // Вопросы психологии. 1988. № 2. - С. 87-96.

113. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. // Народное образование. 1989. № 2. - С. 183-187; 1989. № 5. - С. 68-73.

114. Курганов С.Ю. Учебный диалог. // Народное образование. 1989. № 4. -С. 59-62.

115. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 190 с.

116. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988. - 304 с.

117. Куштым В.А. Духовное творчество как диалог. Дисс.канд. философ, наук. Екатеринбург, 1995. - 156 с.

118. Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. М.: Музыка, 1988. - 303 с.

119. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. 2-е изд. доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-350 с.

120. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. // Вопросы психологии. 1979. № 3. - С. 11-15.

121. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. - 511 с.

122. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. унта, 1998. - 110 с.

123. Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства. // Творчество искусства искусство творчества. / Под. ред. Л.Я. Дорфмана и др. - М.: Наука; 2000.-С. 69-80.

124. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Наука, 1999. - 487 с.

125. Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. // Вестник высшей школы. 1989. № 1. - С. 39-45.

126. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. // Худ. творчество и психология. / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. - С. 109-133.

127. Либерман Е.Я. Фортепианные сонаты Бетховена. В 4-х выпусках. Вып. 1.-М.: Музыка, 2003. 88 с.

128. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки. // Сов. музыка. 1990. №11. - С. 65-74; 1990. № 12. - С. 66-69.

129. Лотман Ю.Н. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 271 с.

130. Лохтина М.П. Личность художника и ее проявление в произведениях искусства. Дисс.канд. философ, наук. Л., 1986. - 144 с.

131. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. М.: Изд. МГУ, 1998.-336 с.

132. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983. - С. 64-73.

133. Мазель Л.А. О стиле Шостаковича. // Черты стиля Д. Шостаковича. Сб. теоретических статей. -М.: Композитор, 1962. С. 3-23.

134. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия. Сб. статей. / Ред.-сост. В.Н. Максимов. -М.: Музыка, 1990. С. 54-90.

135. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Хрестоматия по пед. психологии. / Сост. А.И. Красило. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - С. 312-326.

136. Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия). // Худ. творчество. Вопросы комплексного изучения. / Отв. ред. Б.С. Мейлах. 1984. Л.: Наука, 1986. - С. 82-99.

137. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие». Сб. статей. / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1990. - С. 141-155.

138. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1, часть вторая. / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Цел-ковников. М.: МПГУ, 1991. -С. 19-34.

139. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки. Сб. статей. / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1990. - С. 178-194.

140. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

141. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-265 с.

142. Мелик-Пашаев А.А. JI.C. Выготский и М.М. Бахтин: подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу. // Вопросы психологии. 1996. №5. -С. 51-56.

143. Мелик-Пашаев А.А. Личность художника и проблемы эстетического воспитания. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и псих, консультации. Сб. научн. тр. / Редкол.: А.А. Бодалев (отв. ред.) и др.-М., 1987.-С. 87-92.

144. Методологическая культура педагога-музыканта. Уч. пособие. / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.

145. Мещанова Л.Н. Формирование образно-смыслового компонента речи учителя музыки. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1989. 173 с.

146. Минакова С.Ф. Мировоззрение формируется в диалоге. // Вестник высшей школы. 1986. № 2. - С. 67-69.

147. Мудрик А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями. // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева и В.Я. Ляудис. М.: НИИ ОП, 1980. - С. 9-16.

148. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 479 с.

149. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 456 с.

150. Мухина Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса. // Сов. педагогика. 1989. № Ю. - С. 74-77.

151. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

152. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

153. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. Сб. статей. / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1990. - С. 195-228.

154. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. Уч. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

155. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Сов. композитор, 1983.-525 с.

156. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. Монография. М.: МПГУ, 2003. - 253 с.

157. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания. // Вопросы психологии. 1979. № 3. - С. 153-158.

158. Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. М.: Классика XXI, 2004. -56 с.

159. Носков М.В. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения. Дисс.канд. пед. наук. Новгород, 1999. -179 с.

160. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

161. Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог. // Вопросы психологии. 1983. № 2. - С. 87-89 .

162. Петровский А.В. К пониманию личности психологии. // Вопросы психологии. 1981. № 2. - С. 40-46.

163. Полушкин И.А. Диалоговые технологии обучения учащихся в допро-фессиональном гуманитарном образовании. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Тольятти, 2002. - 24 с.

164. Радзиховский JI.A. Диалог как единица анализа сознания. // Познание и общение. / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1989. - С. 24-35.

165. Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания в трудах М.М. Бахтина. // Вопросы психологии. 1985. № 6. - С. 103-116.

166. Радзиховский Л.А. Проблема языка в практической психологии. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и псих, консультации. Сб. науч. тр. / Редкол.: А.А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1987. - С. 4250.

167. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141с.

168. Ражников В.Г. Партитурная транскрипция. // Вопросы психологии. -1980. № 1,-С. 137-141.

169. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1991. -450 с.

170. Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ. // Эстетические очерки. Вып. 3. / Сост. В.К. Скатерщиков. М.: Музыка, 1973.-С. 45-94.

171. Роджерс И. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. -1990. № 1. С.164-168.

172. Ростропович МЛ. Мастер-класс. // Российский музыкант. Газета Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. 2002. - № 5 (1212).

173. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

174. Рунин Б.М. О психологии импровизации. // Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, -1999.-С. 626-641.

175. Рунин Б.М. Информация и художественность. // Художественное восприятие. / Сб. статей под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - С. 113132.

176. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. -Н.-Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. 163 с.

177. Рыклин М.К. Сознание и речь в концепции М.М. Бахтина. // М.М. Бахтин как философ. / Отв. ред. JI.A. Гоготишвили, П.С. Гуревич и др. М.: Наука, 1992.-С. 175-189.

178. Садовничий В.А. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 352 с.

179. Саяпина Н.Н. Организация учебного диалога в образовательном процессе. Дисс.канд. пед. наук. Саратов, 2002. - 197 с.

180. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. / Социально-психологическая концепция. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. -200 с.

181. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. -1994. №5.-С. 16-25.

182. Скворцов Л.В. О сущности творчества. (Введение). // Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты): Ежегодник. / РАН. ИНИОН. / Ред-кол.: Л.В. Скворцов и др. М., 2001. - С. 7-20.

183. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 223 с.

184. Слободтчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. // Вопросы психологии. 1991. № 2. - С. 37-49.

185. Снетков В.М. Психология коммуникации в организации: Уч. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 112 с.

186. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. М.: Изд. дом «Федоров», 1996. - 224 с.

187. Сосновский Б.А. Мотив и смысл: (Психолого-пед. исслед.). -М.: Прометей, 1994. -197 с.

188. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. // Художественное восприятие. / Сб. статей под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-С. 325-334.

189. Столин В.В., Каловиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3. - С. 38-46.

190. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

191. Столяров Г.Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. - 202 с.

192. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс,- 2000. - 576 с.

193. Страхов И.В. Психология внутренней речи. Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1969.-56 с.

194. Субботинский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1977. № 1. - С. 62-72.

195. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1974. - 288 с.

196. Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности. На материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. - 191 с.

197. Тарасов Г.С. Соотношение коммуникативного и когнитивного в процессе формирования духовной потребности личности. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. Сб. статей. / Отв. ред. Д.Ковач и др.- М.: Наука, 1983. С. 126-132.

198. Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия школьников. // Вопросы психологии. 1991. № 2. - С. 107-112.

199. Тодорова И.С. Психологические факторы подготовки будущих учителей к диалогическому общению. Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1988. - 172 с.

200. Толстой Л.Н. «Крейцерова соната». Собр. соч. в 22 томах. Т. 12. Повести и рассказы. -М., 1982.-С. 123-196.

201. Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1968. Т. III-IV.

202. Ускова Н.Г. Формирование культуры диалога специалиста социально-культурной сферы в процессе среднего профессионального образования. Автореф. .канд. пед. наук. -М., 2003. -25 с.

203. Ушакова Т.Н. Проблема внутренней речи. // Вопросы психологии. -1985. №2.-С. 39-51.

204. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. -М.: Музыка, 1978. -206 с.

205. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.

206. Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А.А. Ухтомского. // Общение и развитие психики. / Сб. статей под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева и др. М., 1986. - С. 21-31.

207. Флоренская Т.А. Диалогические принципы в психологии. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и псих, консультации. Сб. науч. тр. / Редкол.: А.А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1987. - С. 27-36.

208. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 208 с.

209. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. 510 с.

210. Фурман А.В. Уровни решения проблемных задач учащимися. // Вопросы психологии. 1989. № 3. - С. 43-53.

211. Хазанов П.А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано). Автореф.канд. пед. наук. М., 1996. - 22 с.

212. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубек-тивного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. Хрестоматия по пед. психологии. / Сост. А.И. Красило и др. М.: Между-нар. пед. акад., 1995. - С. 216-227.

213. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия. // Вопросы философии. 1993. № 4. - С. 106-114.

214. Холопов Ю.Н. К проблеме музыкального анализа. // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып.1, часть вторая. / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. -М.: МПГУ, 1991.-С. 57-62.

215. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Изд-во МГК, 1994. - 258 с.

216. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерки жизни и творчества. -М.: Сов. композитор, 1990. 346 с.

217. Хоперскова И.Ю. Научно-педагогические основы диалога в личностно ориентированном образовательном процессе. Дисс.канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000. - 185 с.

218. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование. / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. -М., 1999. 231 с.

219. Цыпин Г.М. Концертная сцена России. М.: Феникс APT, 1993. - 177 с.

220. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс, 1994. 373 с.

221. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

222. Чичерин Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд. Изд.-4-е. М.: Музыка, 1979.-245 с.

223. Шалыгина И.В. Дидактические условия развития диалогичности мышления школьников. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1994. 170 с.

224. Шевелев И.Н. Афоризмы, мысли, эмоции. Книга жизни. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 3 81 с.

225. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. 1991. № 1. - С. 44-52.

226. Шибаева А.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся. Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. - 197 с.

227. Шилин В.Н. О диалогической природе художественной идеи. // Искусство в системе культуры (социологический аспект). Сб. науч. тр. / Ред,-сост. Ю.М. Шор. Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, 1981. - С. 102-106.

228. Шмидель Ф.Я. Метафизика смысла. -М.: Carte Blanche, 1999. 160 с.

229. Шумакова Н.Б. Условия развития активности субъекта в постановке вопросов. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и псих, консультации. Сб. науч. тр. / Редкол.: А.А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1987.-С. 70-75.

230. Щербакова А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения. // Искусство и общение. Сб. науч. тр. / Сост. А.Я. Куклин. Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова, 1984.-С. 127-135.

231. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. Уч. пособие. / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. М.: Прометей, 2001. - 423 с.

232. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 250 с.

233. Якупов A.M. Музыкальная коммуникация. Дисс.докт. искусств, наук. -М., 1995.-370 с.

234. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания. // Вопросы философии. 1994. № 12. - С. 97-106.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.