М.Д. Михайлов: творческая деятельность, исполнительский стиль тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Андрейко, Евгения Олеговна

  • Андрейко, Евгения Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 399
Андрейко, Евгения Олеговна. М.Д. Михайлов: творческая деятельность, исполнительский стиль: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2015. 399 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Андрейко, Евгения Олеговна

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ М.Д. МИХАЙЛОВА КАК ПЕВЦА.. 12

1.1. Детство и первые годы творчества....................................................................12

1.2. Творческие искания в Казани............................................................................25

1.3. Московский период творчества.........................................................................30

ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО М.Д. МИХАЙЛОВА В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ..................................................................................................41

2.1. Вокально-сценическое воплощение образов оперного репертуара..............41

2.2. Структура творческого процесса работы над ролью......................................75

2.3. Анализ исполнительского стиля в концертных ариях....................................80

ГЛАВА 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ М.Д. МИХАЙЛОВА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ.......................................................131

3.1. Исполнение народной песни............................................................................134

3.2. Исполнение песен и романсов.........................................................................180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................207

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................211

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА.................................................233

Том II ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕ М.Д. МИХАЙЛОВА............5

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ АНАЛИЗЫ КОМПОЗИТОРСКОГО ТЕКСТА И РАСШИФРОВОК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ М.Д. МИХАЙЛОВА В ОПЕРНОМ И КАМЕРНОМ ЖАНРАХ...................................................................59

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ФОТОДОКУМЕНТЫ................................................................132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «М.Д. Михайлов: творческая деятельность, исполнительский стиль»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено изучению одного из самых ярких и масштабных явлений в истории русского вокального искусства XX столетия -творчества солиста Государственного академического Большого театра СССР1 народного артиста СССР Максима Дормидонтовича Михайлова (1893 - 1971). Его вклад в отечественную музыкальную культуру был высоко оценен выдающимися дирижерами Большого театра С.А. Самосудом, А.Ш. Мелик-Пашаевым, Н.С. Головановым. Директор ГАБТ Ю.В. Муромцев писал, что образы, созданные на сцене М.Д. Михайловым, «не просто останутся, а обогатят сокровищницу отечественного оперного искусства»2.

Для исполнителей-вокалистов имеет немаловажное значение постижение исполнительских стилей выдающихся певцов прошлого, которое позволяет оценить возможности и границы интерпретации музыкального произведения, а также глубже заглянуть в процессы технические - владение и управление голосом, о чем писал еще Дж. Лаури-Вольпи3. В настоящее время мы можем видеть, как расширяется круг вопросов вокальной интерпретации в зарубежных работах «Cambridge companion to singing»4, «Great singers on Great Singing: A Famous Opera Star Interviews 40 famous Opera Singers on the Technique of singing»5, «The Great Singers: From Jenny Lind and Caruso to Callas and Pavarotti Paperback»6 и многих других. Общий интерес к проблемам вокального исполнительства, современное развитие оперного театра стимулируют появление все новых исследований и тем самым определяют актуальность данной работы. Изучение

1 Государственный академический Большой театр СССР (ГАБТ), ныне Государственный академический Большой театр России, до 1917 года - Императорский театр. В тексте для упрощения изложения используется наименование Большой театр.

2 Ендржевский В., Осипов Э. М. Михайлов. М.: Музгиз, 1951. С. 12.

3 Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л.: Музыка, 1972. 303 с.

4 The Cambridge Companion to Singing / Ed. by John Potter. Cambridge University Press, 2000. 207 p.

5 Hines J. Great singers on Great Singing: A Famous Opera Star Interviews 40 famous Opera Singers on the Technique of singing. N.Y.: Limelight Editions, Eleventh Printing, November, 2000. 361 p.

6 Pleasants H. The Great Singers: From Jenny Lind and Caruso to Callas and Pavarotti Paperback. Olympic Marketing Corp; Revised edition. November, 1985. 395 p.

оперного и камерного творчества М.Д. Михайлова фокусирует исследовательское внимание на проблемах и задачах интерпретации прежде всего русского репертуара, а также позволяет понять и оценить те достижения, которые связаны с деятельностью Большого театра второй трети XX века.

Нам также представляется необходимым заполнить существующую лакуну в изучении исполнительского наследия оперного баса М.Д. Михайлова, которого по масштабу дарования часто сравнивают с Ф.И. Шаляпиным. Б.А. Покровский писал: «...принципиальная особенность творческих портретов именитых певцов, таких как Ф.И. Шаляпин и М.Д. Михайлов, заключалась в том, что в трактовке своих героев они стремились не только угодить авторскому замыслу, но и показать художественное сочинение, ставшее открытием артистов и основанное на всестороннем познании первоисточника в совокупности с историей, с общественными устоями, жизнью» . О неугасающем интересе к личности и творчеству этого исполнителя свидетельствуют многочисленные перезаписи его вокального наследия и ежегодно проводимые в Чувашии Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова (с 1991 г.) и Международный конкурс молодых оперных певцов памяти артиста (с 2010 г.). Между тем музыковедческих трудов по этой теме не существует. Данная работа призвана восполнить имеющийся пробел.

Степень разработанности темы. Изучение отечественного вокального исполнительства пока что не богато научными исследованиями, связанными с творчеством российских певцов: имеются диссертации, посвященные исполнительству А.П. Иванова, П.Г. Лисициана, A.B. Неждановой, JI.A. Руслановой, H.H. Фигнера, Ф.И. Шаляпина8. Круг аспектов исследования весьма различен: как исполнительский стиль, так и актерское мастерство. В ряде других

7 Покровский Б.А. Гордость русской культуры // Правда. 1973. 12 февр.

8Кизин М.М. А.П. Иванов: актер-певец (творческий метод): дис. ... канд. искусств. М., 2008. 153 е.; ЯковенкоС.Б. Исполнительское искусство П.Г. Лисициана: дис. ... канд. искусств. М., 1995. 203 е.; ЛьвовМ.Л. Опыт характеристики певца на примере Народной артистки СССР A.B. Неждановой: дис. ... канд. искусств. М., 1941. 156 е.; Егорова И.Л. Исполнительский стиль Л.А. Руслановой в контексте художественной интерпретации народных песен: дис. ... канд. искусств. Саратов, 2009.206 е.; Сидякина А.Б. Николай Фигнер. Певец-актер в русском музыкальном театре XIX - начала XX веков: дис. ... канд. искусств. СПб., 2008. 242 е.; Семиколенова C.B. Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) и русский драматический театр конца XIX - первой четверти XX века: дис. ... канд. искусств. М., 20 И. 187 с.

'> 5

- /

я '

'h111 „9

/ 1 исполнительских диссертации рассматриваются различные стороны вокально-

исполнительского искусства: техника перевоплощения в образ, воздействие социокультурных факторов на формирование творческого амплуа, работа по развитию и совершенствованию певческого аппарата. Нам представляется необходимым сосредоточить свое внимание прежде всего на описании и осмыслении форм и техник академического пения. Исполнительское наследие М.Д. Михайлова, обладавшего уникальной вокальной техникой и отличавшегося умением создать на сцене достоверные образы разнохарактерных персонажей, способно стать фундаментом для многих инновационных музыкально-технических и драматургических решений в опере, а также помочь молодым певцам в убедительном представлении ими героев опер.

Существующие исследования, посвященные М.Д. Михайлову, трактуют творчество исполнителя преимущественно в художественно-описательном ключе. Основные вехи биографии певца отражены в научно-популярных работах В. Ендржевского, Э. Осипова «М.Михайлов»10 (1951) и А.С.Кузнецовой «Максим из Кольцовки»11 (1983). Данные труды тем не менее должны быть упомянуты, поскольку в них содержатся воспоминания самого М.Д. Михайлова. Помимо биографических изданий, обзор творчества оперного певца представлен

__1 А

параграфом в книге М.Л.Львова «Русские певцы» (1965). Особо следует отметить диссертационное исследование A.A. Панчук «Судьба и творчество советского оперного певца в эпоху тоталитаризма»13 (2006), в котором уделено внимание и М.Д. Михайлову.

9 Бержинская С.И. Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца: дис. ... канд. искусств. Н. Новгород, 2005. 182 е.; Богатырёв В.Ю. Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты: дис. ... докт. искусств. СПб., 2011. 335 е.; Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: дис. ... канд. филос. наук. М., 2006. 180 е.; Силантьева И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: дис. ... докт. искусств. М., 2007. 662 е.; Ткаченко Ю.О. Творческая личность в контексте музыкально-синтетических тенденций Серебряного века: дис. ... канд. искусств. Новосибирск, 2011. 274 е.; Юшманов В.И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: дис. ... докт. искусств. СПб., 2004. 262 с.

10 Ендржевский В., Осипов Э. М. Михайлов. М.: Музгиз, 1951. 56 с.

11 Кузнецова A.C. Максим из Кольцовки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. 320 с.

12 Львов M.J1. Русские певцы. М.: Музыка, 1965. 264 с.

13 Панчук A.A. Судьба и творчество советского оперного певца в эпоху тоталитаризма: дис. ... канд. искусств. Ярославль, 2006. 203 с.

Цель данной работы - анализ исполнительского стиля М.Д. Михайлова в оперном и камерном жанрах через раскрытие его индивидуальных подходов к интерпретации, выявление особенностей вокальной техники.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить основные факторы, оказавшие влияние на формирование исполнительского мастерства М.Д. Михайлова;

- уточнить значимые этапы в творческой биографии вокалиста, сыгравшие важную роль в становлении и формировании его как певца;

- охарактеризовать способ сценического воплощения М.Д. Михайловым образов его оперного репертуара;

- осуществить анализ наиболее значимых в творчестве М.Д. Михайлова арий в концертном исполнении;

- определить специфику исполнительских интерпретаций М.Д. Михайловым камерной музыки;

- выявить основные вокально-технические приемы, характеризующие особенности исполнительского стиля певца.

Объектом диссертационного исследования выступает творческая деятельность М.Д. Михайлова в контексте развития национального вокально-исполнительского искусства России второй трети XX века.

Предмет исследования - индивидуальные особенности исполнительского стиля М.Д. Михайлова в оперном и камерном жанрах.

Материал исследования. Биографические данные М.Д. Михайлова изучались по опубликованным трудам A.C. Кузнецовой, В. Ендржевского и Э. Осипова, M.JI. Львова, A.A. Панчук, отдельные периоды жизни конкретизировались по документам дома-музея М.Д. Михайлова в деревне Кольцовка Вурнарского района Чувашской Республики, музея Большого театра, а также уточнялись в интервью с внуком певца - М.И. Михайловым.

Для исследования творчества М.Д. Михайлова, анализа его исполнительских интерпретаций использовались студийные звукозаписи, представленные в архивах (Приложение А, А.1-А.З), на Интернет-сайтах (Приложение А, А.4-А.6), компакт-диске «Максим Михайлов» из альбома «Великие исполнители XX века» (Приложение А, АЛ), грампластинках Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия»

f II I II (I III III I I ' 1 I I I ! III Hill Hill I lili Mi IIIIIIIII IIHII

(Приложение А, А.8), в документальных и музыкальных фильмах (Приложение А, А.9), которые рассматривались в сопоставлении с оригинальными нотными источниками: клавирами опер, обработками народных песен, музыкальными текстами камерных произведений.

Информационной базой для сравнения исполнительской интерпретации М.Д.Михайлова с трактовками образов оперных персонажей Ф.И. Шаляпиным, М.О. Рейзеным, A.C. Пироговым выступила дискография аудио- и видеозаписей певцов14.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнены отдельные факты биографии и показаны важнейшие этапы творческого пути певца;

- проведено аналитическое сопоставление музыкальных текстов арий с исполнительскими творческими решениями М.Д. Михайлова, что позволяет судить о его авторской трактовке;

- описана четырехфазная структура процесса работы М.Д. Михайлова над созданием целостного образа оперного персонажа;

- на основе полученных данных охарактеризовано вокально-техническое мастерство М.Д. Михайлова и определены индивидуальные черты его исполнительского стиля;

- впервые выполнен музыковедческий анализ оперного (7 оперных партий) и камерного творчества (50 песен и романсов) вокалиста на основе комплексного изучения архивных аудио- и видеозаписей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в результате анализа творчества М.Д. Михайлова дана характеристика вокально-исполнительского стиля певца в оперных и камерных произведениях, что позволит расширить знания об истории русского вокального искусства и послужит основой для последующих монографических исследований творчества исполнителей-вокалистов.

14 «Ф.И. Шаляпин. Полное собрание граммофонных записей 1907-1936 гг.» (2002); записи опер с участием М.О. Рейзена - «Садко» H.A. Римского-Корсакова (1947), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1948), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1950), «Иван Сусанин» М.И. Глинки (1951), «Марк Рейзен. Арии из опер» (2005); «Александр Пирогов. Сцены и арии из опер» (2007), «Григорий и Александр Пироговы. Арии и сцены из опер, песни» (2009).

■ im ■ с

■ пив» (■

'1 Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в диссертационном исследовании основные положения и выводы могут быть использованы:

- искусствоведами, дирижерами, режиссерами музыкального театра в исследовательской и постановочной деятельности;

- педагогами по вокалу в методике обучения сольному академическому пению, а также в подготовке артистов музыкального театра;

- в педагогической практике, в разработке учебных курсов и факультативов по истории и теории вокального искусства, а также по дисциплинам «Орфоэпия в пении», «Сценическая речь», «Актерское мастерство», «Основы вокальной методики».

Методы исследования. Основой диссертационной работы выступил комплекс научно-теоретических и эмпирических методов, что обусловлено синкретической природой оперного жанра и многогранностью творческой личности М.Д. Михайлова. При рассмотрении творческого пути М.Д. Михайлова и выявлении историко-культурного контекста формирования и развития его таланта широко применялся сравнительно-исторический метод.

Для раскрытия индивидуального стиля певца нами использовался сравнительный метод, основанный на сопоставлении вокального прочтения арий М.Д. Михайловым с авторским нотным текстом. Данный метод, предложенный Л.Н. Лебединским15, базируется на нотной транскрипции аудиозаписей и последующем их сопоставлении с композиторским оригиналом. Этот способ восходит к практике отечественной музыкальной фольклористики и позволяет выявить и зафиксировать важные грани интерпретаторского искусства М.Д. Михайлова - использование им агогики и динамики.

В основу анализа вокально-исполнительской интерпретации концертных арий положена методика Т.В. Лымаревой, основанная «на представлении произведения исполнительского искусства в качестве звуковой текстовой модели..., что позволяет... выработать критерии, служащие выявлению индивидуальных и

15 Лебединский Л.Н. Певец и композиторы // В.В. Петелин. Триумф, или Жизнь Шаляпина: 1903-1922. Биографический роман. М.: Центрполиграф, 2000. С. 147-193.

стилистических особенностей конкретного исполнения, а также глубинного замысла исполнителя»16. Для исследования актерской техники при работе М.Д. Михайлова над воплощением образов использована методика фазового разделения «творческого процесса... художника»17, примененная В.Л. Дранковым для раскрытия природы таланта Ф.И. Шаляпина. При анализе литературного произношения текста М.Д. Михайловым в оперном и камерном творчестве используются дефиниции и вокальные транскрипции из правил орфоэпии в вокальном искусстве.

В качестве основного теоретического понятия рассматривается категория исполнительского стиля. Согласно определению, данному в музыкальной энциклопедии, «стиль - термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания»18.

Ю.Б. Сетдикова рассматривает исполнительский стиль «в трёх аспектах: как историческую категорию, меняющую своё содержание в разные эпохи; как связь с определёнными художественными направлениями, как индивидуальное явление... Вокально-исполнительский стиль - это способ или метод преподнесения вокального искусства своеобразным, внутренне присущим ему образом, при помощи художественно-выразительных средств, свойственных голосу. Вокально-исполнительский стиль выражает как современные господствующие установки,

19

так и творчески отражает стиль исполняемого композиторского текста» .

Исследователи Ю.С. Булучевский и В.Е. Фомин характеризуют стиль как «определённую систему и совокупность выразительных средств, приёмов, необходимую и характерную для воплощения определённого идейно-образного содержания в музыке»20.

Как видно из приведенных формулировок, исполнительский стиль можно определить как систему музыкально-выразительных средств, включающую

16 Лымарева, Т.В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств. / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. СПб., 2009. С. 4.

17 Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. С. 29.

18 Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. С. 278.

19 Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: дис.... канд. филос. наук. М., 2006. С. 91.

20 Булучевский Ю.С., Фомин В.Е. Краткий музыкальный словарь. М.: Музыка, 2010. С. 250.

особенности звукоизвлечения, индивидуальную манеру. представления и интерпретации музыкального произведения, обусловленную музыкально-художественным мышлением певца и выражающуюся в единстве его артистического и технического проявления.

На защиту выносятся следующие положения:

1) На становление и развитие М.Д. Михайлова как исполнителя оказали влияние музыкальная культура Среднего Поволжья конца XIX - начала XX вв., церковное пение, музыкальная жизнь Казани первой четверти XX в., что определило исполнительский стиль певца и развитие его художественно-актерского таланта.

2) М.Д. Михайлов продолжил традиции Ф.И. Шаляпина в работе над ролью, что проявилось в использовании четырехступенчатой модели воплощения оперных образов: а) изучение исторических фактов; б) проникновение во внутренний мир персонажа; в) создание внешнего облика персонажа; г) внутреннее перевоплощение.

3) Оперное и камерное творчество М.Д. Михайлова представляет собой взаимопересекающиеся области: при интерпретации камерной музыки певец голосом создавал целый драматический спектакль, не прибегая к сценографическим эффектам.

4) Образные сферы, являющиеся, по сути, основой репертуара М.Д. Михайлова, представляют собой два полюса: на одном - образы героические, патриотические, эпические, а на другом - комические.

5) Для творческого почерка М.Д. Михайлова характерно широкое использование импровизационных деталей, заключающихся в изменении темпа, динамики, ритмического рисунка, во включении междометий, варьировании звуковысотности, частом употреблении glissando, marcato и поп legato в передаче характера гротесковых персонажей, а также в применении экстралингвистических средств (пауз, всхлипов, фальцетных выкриков).

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на фундаментальные отечественные и зарубежные музыковедческие труды, явившиеся историко-теоретической базой

' I t

диссертации; применением сравнительно-исторического и компаративного методов, а также использованием апробированных методик изучения вокальной стилистики, исполнительской интерпретации репертуара академических певцов; привлечением значительного количества архивных документов, аудио- и видеоматериалов, отражающих творческое наследие М.Д. Михайлова и представленных в архивах музея Большого театра, отдела нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки, отдела аудио-, видео-, звукозаписи и киноматериалов Театрального музея имени A.A. Бахрушина, Гостелерадиофонда Российской Федерации; изучением журнальных и газетных статей, многочисленных интервью певца и его коллег; личными беседами автора с М.И. Михайловым - внуком М.Д. Михайлова, продолжателем басовой оперной династии.

Апробация результатов нашла отражение в публикациях по теме диссертации, а также в докладах и выступлениях в ряде научно-практических конференций21.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 273 наименования, приложений в отдельном томе, в которых представлены материалы о творчестве М.Д. Михайлова, содержащие аннотированные рецензии, репертуарный список, высказывания о певце (Приложение А), сопоставительные анализы композиторского текста и расшифровок исполнительских интерпретаций М.Д. Михайлова в оперном и камерном жанрах (Приложение Б), текстовые и фотодокументы, позволяющие проследить жизненный и творческий путь певца (Приложение В).

21 1) Всерос. науч.-практ. конф. «Вопросы вокального образования», 19-20 апреля 2011 г., Воронежская государственная академия искусств; 2) Всерос. науч.-практ. конф. «Вопросы вокального образования», 21-22 апреля 2012 г., Санкт-Петербургская государственная консерватория имени H.A. Римского-Корсакова; 3) Всерос. науч.-практ. конф. «Вопросы вокального образования», 20-21 апреля 2013 г., Санкт-Петербургская государственная консерватория имени H.A. Римского-Корсакова; 4) III Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические», 19 апреля 2013 г., ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»; 5) Междунар. науч.-практ. конф. «Опера в современном музыкальном театре», 13-15 ноября 2013 г., РАМ имени Гнесиных.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ М.Д. МИХАЙЛОВА КАК ПЕВЦА

Процесс становления и развития исполнительского стиля М.Д. Михайлова шел параллельно с формированием его личности на протяжении всего творческого пути.

1.1. Детство и первые годы творчества

22

М.Д. Михайлов родился 1 августа (по старому стилю) 1893 года в деревне Кольцовка Казанской губернии (ныне Чувашская Республика) в крестьянской семье. Сельская музыкальная культура народов Среднего Поволжья носила полиэтнический характер и эволюционировала в рамках устной традиции. Деревенская жизнь, несмотря на тяжелые условия труда и быта, имела свою эстетику: например, на особые события приглашались самые известные в окрестности музыканты. Свадьба «считалась более представительной, если на ней играл популярный в округе волынщик ("пузырщик"); его музыкальный "вес" определялся количеством "солыков" (коротких вышитых полотенец), которые давались по одному за каждую свадьбу только лучшему исполнителю»23. Таким образом, артистическое дарование даже в этих условиях получало заслуженную оценку.

А.Л. Маклыгин отмечает в деревенской культуре «типологические предвестники устного музыкального профессионализма»24, к которым он относит

22 Дата рождения установлена по церковной метрической книге и дана в тексте по старому стилю. В Большой Советской Энциклопедии (1969-1978 гг. издания) и Музыкальной энциклопедии (1973-1982 гг. издания) ошибочно указана дата рождения 13 (25) августа 1893 г. См. в статье В. Кудявнина «В метрике говорится иначе» (Советская Чувашия. 1993. 2 окт.).

23 Ефремов Т.Е. Изучение марийской инструментальной музыки // Марий илыш (Марийская жизнь). Йошкар-Ола, 1931. Вып. 4. С. 78.

24 Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. Казань, 2000. С. 38.

1 I

«элементы как инструментальной, так и певческой > "соревновательности",

существовавшей на деревенских действах»25.

Как известно из воспоминаний А.Ф. Риттих, «инструментальный конкурс

мог проходить в форме "командного соревнования", предполагающего состязание

26 .

двух групп инструменталистов со стороны жениха и невесты» . Подтверждением певческой соревновательности может служить отрывок из рассказа

27

И.С. Тургенева «Певцы», повествующий о вокальной дуэли Якова и рядчика .

В конце XIX - начале XX вв. происходит проникновение в сельскую

музыкальную среду новых инструментов: гармоники, скрипки, балалайки, с

которыми осуществляется «"выход в город" - показ своего мастерства на

поволжских ярмарках, а подчас и в сценической ситуации (в связи с

28

нарождающейся модой на "этнографические концерты" в залах и ресторанах)» . Начинается продвижение собственной национальной музыкальной традиции. Примером могут служить выступления в деревнях Казанской губернии марийских дуэтов волынщика с барабанщиком, пропагандирующих национальную музыку. Большой популярностью пользовалась Мария Григорьева, исполнительница на гуслях, которую «Казанский биржевый листок» (январь 1889 г.) именовал «талантливой "черемисской музыкантшей"» . Первым призом на Парижской

25 Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. Казань, 2000. С. 38.

26 Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. 2. С. 114.

27 «...в деревенском придорожном трактире происходило состязание двух певцов - Якова и рядчика -"кто кого одолеет, лучше споёт...". Слушатели должны решить этот спор по совести... Рядчик выступил вперёд... Его переходы были иногда довольно смелы, иногда довольно забавны... Рядчик совсем завихрился и уж такие начал отделывать завитушки, так защёлкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом...

Яков... закрылся рукой... Когда же наконец Яков открыл своё лицо - оно было бледно, как у мёртвого; глаза его мерцали сквозь опущенные ресницы... Первый звук его голоса был слаб и неровен... Последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь, полилась заунывная песня. "Не одна во поле дороженька пролегала", - пел он... голос... был слегка разбит и звенел, как надтреснутый... Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны... Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас... Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким...» (из рассказа И.С. Тургенева «Певцы» [239, с. 215-216,218].

28 Об этом подробнее см. Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. Казань, 2000. С. 39.

29 Михайлова С.Н., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья. Казань: Фэн, 1997. С. 82.

' I

музыкально-инструментальной выставке, состоявшейся в 1907 г., был отмечен талант крестьянина Павла Терентьева, мастерское владение гуслями которого получило широкое признание не только на родине, но и за границей. Известно, что его называли «черемисским Паганини»30.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Андрейко, Евгения Олеговна, 2015 год

сто -

6

т

е, ты раз - доль - е мо - с. ты ши - ро - о-ко - с.

2 куп iem

13

М.Д.Михайлов

Í ñf r-ffl^Mi^liggl

М.Д.Михайлов Г fr Р ?

По-сре-ди по - ля кус г, ра - ки 75 17

£=É

IOB

/.V

куст, как во э - том кус - ту тс -ло Ge - ло - е.

, 20 3 куплет jg

М.Д.Михайлов 3.......> I

22

Те-ло бе - ло - е. мо-ло - дой, ой, ка

М.Д.Михайлов

23 т ш ^ „ 25 26 ^ 27

зак не у - оит, ле - жит силь-но ра - ней - ный.

4 куплет

31

28

М.Д.Михайлов

29 _

а—£

ééÉI

Вору-ках у не - го - саб-ля во

cipa -

32 33*+- 34 35 36

я, во но - гах у не - го сто-ит до - брый конь. Рисунок Б.54 - «Уж, ты, поле моё, поле чистое» (куплеты 1-4)

Уж, ты. конь, ты мой конь, ты то - ва

риш

М.Д.Михайлов

41 -^42),-0 43 -—-V* 45

мой. ты бе - ги - бе - ги до род - но - ой зсм - ли.

б куплет

М.Д.Михайлов

Л 48

£

50

Ты ска- жи 01 - цу. род-ной ма 51 __ зз

—Г*- у— ^—т

М.Д.Михайлов ¡-—^.....у у-

Шт»:

52

гаи -

54

ке, мо-еи ми - лоиска-жи, что же- нил - са я.

58

7кутет --

РР 56

5

М.Д.Михайлов

Что же - ни - ла ме - ня пу-ля бы

60

стра

М.Д.Михайлов

62 Г\РР

63

59 61 -—63

1 -г—га

я, об-всн - ча - ла ме - ня саб-ля во - стра - я. Рисунок Б.55 — «Уж, ты, поле моё, поле чистое» (куплеты 5-7)

Б.13. «Глухой неведомой тайгою»

Русская народная песня

М.Д.Михайлов

Композ, текст

Ш

Медленно, певуче

7

"ГУ-—

1.Глу-

^фф^ФФ

хои не-ве-до-моитаи

шфф=

М.Д.Михайлов

Композ. текст

1.Глу - хой пе-ве-до-мойтай

си - бир - скойдаль-ней сто - ро -

М.Д.Михайлов

Композ. текст

пар Р р- р

ной, бе-жал бро

ЖЗр V р р

Ъ р' р рр

дя - га с Са ха ли - на зве ■

Р РФ

ш

ной, бе-жал бро - дя - га с Са ха - ли - на зве -

М.Д.Михайлов -/4}

11

3==?=Г

ри - нои уз - ко - ю тро - пои.

Композ. текст

Т=¥

ри - пои уз - ко - го тро - пой.

М.Д.Михайлов

Композ. текст

2.1Иу - мит, бу-шу-ет не-по - го - да, да

Рисунок Б.56 - «Глухой неведомой тайгою» (такты 1-14)

Композ. текст

лек, да - лёк бро - дя - ги путь.

ЬчгР—

лёк, да - лёк бро - дя - ги

М.Д.Михайлов

Композ. текст

•>. -П- ф--- • г л -..............- - »

л • О:,? - У - к{ --в- юн, тай * 0 - га, е - го г г - лу -0

ч ^-к-- /-?-

путь. У - крой, тай - га, 19

с - го г Л)

М.Д.Михайлов

Композ. текст

У—р-

ха - я, бед

ня - га хо-чсг

ха - я, бро - дя - )а хо-чег 01 - дох - ну|ь.

ох - дох -нуть.

М.Д.Михайлов

Композ. текст

22 23 24

З.А

там вда-ли за тсм-[на]м Ьо - ром ос-

'■! /

З.Л гам вда-ли за чём - ным бо - ром ос-

25

М.Д.Михайлов

Композ. текст

/_» Ауч _

26

27

£

га - вил ро - ди -

Щ

ну сво - ю,

ос-та-вил

£

га - вил ро-ди-ну сво - ю,ос-та-вил

Рисунок Б.57 - «Глухой неведомой тайгою» (такты 15-27)

Композ. текст

магьсво-ю род

ну - ю. де -

1ей, лто-би-му

'-Ч Л ^ * 0? 0

-ю же-пу.

мать сво-ю род - ну - то, де - тей, лю-ои-му - ю же - ну.

32

33

34

М.Д.Михайлов

Композ. текст

- рёт, в чу-жойзем-лс за -

т

р р р рр

ро - ют. за-

4.Ум - рёь в чу-жойзем-ле за - ро - ки, за-

М.Д.Михайлов

Композ. текст

Л

и

£

пла - чет ма - мель

36

ка е - го.

пла - чет ма-мепь-ка е

М.Д.Михайлов

Комио?. текст

у\>% Г-*-Р-£- Же - на най .-%-^-^- 4 Г 7 ? дет ее - бе д -----,- РУ -

—*—И—у- 14 Г ? ?

го, же - на най - дёт се - ое дру -

г'иетио

39

М.Д.Михайлов

Р

3

0- 40 ^

го - го, а гНепиЮ

41

мать сы-иоч-ка ни - ког

да.

го - го, а мать сы-ноч-ка ни-ког - да. Рисунок Б.58 - «Глухой неведомой тайгою» (такты 28—41)

Компот. текст

Не плачь, ты,

ма - туш-ка род -

на - я, при -

Пс плачь, ты, ма - туш-ка род - на - я, при -

М.Д.Михайлов

Компот, текст

О* 4(у

-------—

дет и ра - дость

т

т

дсг и ра - дость для тс - оя.

Рисунок Б.59 - «Глухой неведомой тайгою» (такты 42—46)

Б.14. «Титулярный советник»

А. Даргомыжский - П. Вейнберг

non legato 2

/

М.Д.Михайлов р-

шш

Он был ти - ту-ляр-ный со - вет - ник. О -

М.Д.Михайлов

пъ м ^ ш

г\

-8

на ге - не - раль - ска - я дочь. „ dolce мт

Он

М.Д.Михайлов /' у

т FH р f Р F г?—^—-—ñ—

,-<-,-¿-

скром-но в люб - ви объ - яс - НИЛ - ся,

о -

М.Д.Михайлов ^У'

Г ff J р — «< а— р- Fi >

i к—и- —¿-4—

на про-гна-ла е-го прочь, про-гна - ла е-го прочь.

legato

largo 12 pJ^h 13

М.Д.Михайлов I'

7 1

14

15

Р Р |f $

По - шёл ти-ту - ляр-ный со - вет - ник

М.Д.Михайлов £ У

'« ff Jí Í * ^ '« ulT Р 1 I ^НН?

79

и пьян - ство-вал [с го - ря] всю ночь.

dolce

20 т ^ % ж т

М.Д.Михайлов £ * Р | Г Р Р | ' г К | f р ^

рр legato 22

24

И в вин-ном ту - ма - не но - си-ласьпред ним

^ > > >):, Ьи «, f *— >• > > f^í ^—i ф- -\

} Р Р --Г— / j- —S Ь-1

ге-не-раль-ска-я дочь, ге - не-раль-ска-я дочь.

Рисунок Б.60 - «Титулярный советник» (такты 1-28)

Б.15. «Я помню, глубоко...»

А. Даргомыжский - Д. Давыдов

М.Д.Михайлов

Композ. текст

у р \)1

^ » 1/у

5 6

-О_

Я

пом - ню, глу •

ф-1—ф

£

да

бо - ко, глу

-&-

да

Я пом - ню, глу - бо - ко, глу

М.Д.Михайлов

Композ. текст

•'т Г Г' Р 1=г=?=^

бо - ко мой взор, [гм] как

рт г Г р I

ш

бо - ко мой взор,

ь.

М.Д.Михайлов

Композ. текст

/ 2 с1о1се

Р

Ш

кал и

т

ро - щи, и о'

щ

луч, про - ни как луч, про - ни-

73 Ьр^'-

бор,

и

степь об - ни -

т

кал и ро - щи, и бор, 15

М.Д.Михайлов

Композ. текст

Ж

т

мал он ши

^ 16

и степь об- ни-17,

ро - КО, ши -

-т9- ~

£

ро - [о]-ко!

г г

£

мал он ши - ро - ко, ши - ро - ко!

М.Д.Михайлов

19

Степь об-ни

I*

т

мал он гаи

Ш

Р 20 РР

21

т

- ро - ко, ши-

ро-ко!

Степь об-ни-мал он ши - ро - ко, ши - ро-ко! Рисунок Б.61 - «Я помню, глубоко...» (такты 1-21)

Композ. текст

Те зор - ки - е о - чи, по-

М.Д.Михайлов

Композ. текст

✓ и _ 24 _

тух - ли и вы! По -

Г\

25 V

тух - ли и вы! Я

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.