Персонаж, маска и имидж в русской поэзии рубежа тысячелетий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Арнаутова Виктория Валерьевна

  • Арнаутова Виктория Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 161
Арнаутова Виктория Валерьевна. Персонаж, маска и имидж в русской поэзии рубежа тысячелетий: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2022. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Арнаутова Виктория Валерьевна

Введение

Глава 1. Персонаж как носитель чужого сознания в современной поэзии

1.1. Генезис и типология русской ролевой лирики

1.2. Персонаж в русской лирике рубежа XX -XXI веков

1.2.1. Социальный тип: Олег Григорьев, Иван Волков

1.2.2. Мифологические и мифологизированные персонажи: Мария Галина

1.2.3. Неантропоморфный персонаж: Федор Сваровский

1.2.4. Автор как персонаж: Лев Лосев

2.1. Специфика понятия «литературная маска»

2.2. Функционирование маски в лирических текстах рубежа XX-XXI вв

2.2.1. Маска авторская как способ сокрытия собственного лица: Бахыт Кенжеев, Кирилл Решетников, Мария Кустовская

2.2.2. Герой-маска как способ создания лирического субъекта: Игорь Иртеньев, Тимур Кибиров, Мария Степанова

Глава 3. Имидж как способ конструирования авторского «я»

3.1. Феноменология понятия «имидж»

3.2. Имиджмейкерство в новейшей поэзии

3.2.1. Имидж на основе архетипа «любовник»: Вера Павлова, Дмитрий Воденников, Евгений Горон

3.2.2. Имидж на основе архетипа « бунтарь»: Андрей Родионов, Вера Полозкова

3.2.3. Имидж на основе архетипа «мудрец»: Линор Горалик

Заключение

Библиография

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персонаж, маска и имидж в русской поэзии рубежа тысячелетий»

Введение

В комплексе проблем современного литературоведения выделяется так называемая «проблема автора», связанная в первую очередь с многозначностью самого термина «автор». Традиционно исследователи разделяют автора биографического (реально существующая личность) и автора эстетического. Последний, в свою очередь, может рассматриваться как «носитель концепции целого произведения» [Трапезникова 2008: 123], как повествователь или как форма, отличная от лирического героя [Корман 1978: 8]. В данном случае следует говорить об «образе автора», разграничивая пространства жизни и искусства. Первичный, биографический автор не входит в структуру произведения, но воплощает различные образы, вольно или невольно отражая в них собственный жизненный опыт.

Определение специфики воплощения авторского сознания в различных исследованиях варьируется от моноцентризма до «смерти автора» и появления «скриптора», который «рождается одновременно с текстом, у него нет никакого бытия до и вне письма <...>» [Барт 1994: 387].

Наиболее остро данная проблема обозначилась в лирике, так как особенность этого литературного рода заключается в том, что автор является одновременно создателем произведения, объектом и субъектом изображения [Гинзбург 1974: 7].

В отечественном литературоведении первым рассматривать лирику как отношения субъектов стал М. М. Бахтин. Ученый считал, что лирика выражает отношения между «я» и «другим», то есть реальную форму существования человека, а также настаивал на том, что самообъективизация в данном литературном роде невозможна, поскольку «<...> лирическое «я» еще не выступило из хора как герой -протагонист его. В лирике я еще весь в хоре и

говорю из хора» [Бахтин 1986: 157].

Развитие идей о субъектности в лирике в том же русле продолжил С. Н. Бройтман. Он отмечал, что граница между субъектами («я» и «другой») в лирике тонкая и практически неуловимая, но является «исторически меняющейся величиной» [Бройтман 1997: 21]. Исследователь рассматривал «субъектную структуру лирики как некую целостность, двумя полюсами которой являются авторский и геройный планы», где «ближе к авторскому будут располагаться внеличные формы выражения авторского сознания, ближе к геройному (почти совпадая с ним) - герой ролевой лирики; промежуточное положение займут лирическое «я» и лирический герой» [Бройтман 2008: 113].

Одной из наиболее разработанных и влиятельных концепций субъектности в лирических произведениях является теория Б. О. Кормана, предложенная в 1970-е годы. Исследователь выделял четыре формы: собственно автор (если в центре внимания определенное обстоятельство, ситуация или пейзаж, неважно, кто именно видит и изображает это), автор-повествователь (когда рассказывается о другом человеке, при этом характеристика повествователя скрывается в том, как и что он говорит о своих героях), лирический герой и ролевой герой [Корман 1964].

В настоящее время данная концепция может быть дополнена - в классификации исследователя отсутствует такое явление, как «герой-маска», -однако более полной и точной типологии пока не существует. Таким образом, одной из важных проблем русской поэзии рубежа XX-XXI веков видится осмысление форм выражения авторского сознания в лирике.

Актуальность избранной темы обусловливается необходимостью, во-первых, уточнить понятийный аппарат, определяющий формы выражения авторского сознания в лирике, во-вторых, рассмотрев часть русской поэзии рубежа ХХ-ХХ1 веков сквозь призму определённой проблематики,

приблизиться к её системному исследованию.

Большинство исследователей сходятся на утверждении, что поэзия рубежа тысячелетий - явление крайне неоднородное и недостаточно исследованное. Критик Е. В. Коновалов констатирует: «Современная поэзия -чрезвычайно обширное пространство, где мало кто хорошо ориентируется. Terra incognita, разделенная на самодостаточные ландшафты глубокими и трудно преодолимыми стилистическими расщелинами» [Коновалов 2018: 37]. Поэты склонны к индивидуализации творческого пути, авторы даже с близко родственной поэтикой редко объединяются в группы и ещё реже издают манифесты. Как заметил И. В. Кукулин, «<...> применительно к современной русской поэзии точнее будет говорить не о направлениях, но об эстетических тенденциях, которые по-разному взаимодействуют в творчестве разных авторов» [Кукулин 2010:155].

Немногочисленные исследователи современной русской поэзии пока не ставят перед собой задачу составить исчерпывающую классификацию ее художественных феноменов. Обычно, выпуская монографии, посвященные состоянию современной русской поэзии, филологи и критики осмысливают предмет под каким-либо определенным углом зрения [Зубова 2000 и 2010, Скворцов 2005, Фатеева 2006, Житенев 2012], либо публикуют вместе статьи, условно связанные между собой тематически [Кулаков 1999 и 2007, Шайтанов 2007, Иванова 2013, Бак 2015, Кукулин 2019].

Одни исследователи, как А. М. Уланов, видят важными чертами современной поэзии «отход <...> от идеи самовыражения, вообще - описания авторских переживаний» и стремление «установить контакт человека с другими, равными и независимыми, сущностями» [Уланов 2001: 4-5]. Но также поэт и критик добавляет, что «<...> настороженное отношение к самовыражению не отменяет понимания поэзии как поиска индивидуальной

речи, вообще способов сохранения индивидуальности» [Уланов 2001: 6]. Другие аналитики утверждают, что «вектор движения новейшей поэзии, независимо от возраста и поколенческих градаций, направлен традиционно - на личное высказывание о текущей жизни» [Плеханова 2012: 7].

Таким образом, одним из многообещающих исследовательских подходов является определение отношения авторов к проблеме лирического героя или лирического субъекта (важный шаг в этом направлении сделан в работе Штраус 2009).

По характеру выражения авторского сознания современные поэты могут быть объединены в три условные группы [Матвеева, Доманский, Скворцов 2017]:

• Ликвидирующие устойчивое лирическое «я», то есть создающие авангардный, радикальный тип письма (В. Соснора, М. Ерёмин, С. Бирюков, А. Скидан, С. Завьялов, Д. Безносов и др.);

• Создающие образ постоянного лирического героя/субъекта (О. Чухонцев, А. Тимофеевский, Е. Рейн, А. Кушнер, А. Цветков, С. Гандлевский, И. Ермакова, М. Бородицкая, М. Амелин, О. Дозморов и др.);

• Разнообразно конструирующие в стихах некую индивидуальность (или индивидуальности), в той или иной степени отдаляющуюся от образа автора или даже резко контрастирующую с ним. Основные творческие стратегии в этом русле: стремление авторов к созданию имиджа, маски или персонажа (авторы, чье творчество является материалом данного исследования, а также Э. Лимонов, Л. Рубинштейн, А. Ерёменко, В. Емелин, Е. Фанайлова, Ю. Гуголев, А. Чемоданов, Д. Тонконогов и др.). Разумеется, поэты в отдельных случаях совмещают два или даже все три

подхода, но чаще они придерживаются какой-либо одной линии творческого поведения.

Разнообразные изменения лирического субъекта можно объяснить тем, что «литература участвует в антропологической эволюции, предлагая модели и механизмы психоисторической адаптации, корректировки, трансформации <...>» [Берг 2000: 6].

Филолог и поэт Е. Е. Прощин, говоря о герое как «носителе смысла», отмечает, что «.современный поэт предпочитает работать с «чужой» речью, стараясь воспроизвести ее максимально близкой к возможному подлиннику, или вообще делает невозможным ощущение её генезиса, цитируя совсем уже безличные конструкции» [Прощин 2013: 242].

Текст, не связанный личностью субъекта, становится дискретным. Как правило, поэты не только исключают грамматические формы, выражающие категорию лица, но и используют различные игровые приемы (в основном иронию), чтобы предоставить читателю возможность самому стать субъектом стихотворения. В таком случае, как замечает Прощин, «.на месте категории лирического героя оказывается некий «лирический читатель» [Прощин 2013: 243].

Характеризуя поэтические тексты 1990-х годов, Л. Г. Вязмитинова фиксирует, что «"я" автора, фрагментированное в условиях безопорности, пытается собрать себя как некую автономную целостность» [Вязмитинова 1999: 272]. Данный процесс «сборки», принимая различные формы, протекает до сих пор. Н. В. Барковская, анализируя поэзию 2010-х годов, отмечает, что в творчестве «младших» поэтов «по-прежнему ощущаются внутренний разлад, невозможность самоидентификации, фрагментарность лирического «я» и - как следствие - напряженное стремление к диалогу с Другим, к взаимопониманию и поддержке» [Барковская 2011: 59].

Проблемы маски и персонажа давно известны в литературоведении (Леви -Стросс 2000, Иванов 2006, Софронова 2006, Осьмухина 2008, 2009), однако на

материале русской поэзии, особенно современной, они слабо изучены (из наиболее важных работ последних лет - см. Арустамова 1999, Софронова 2006, Моисеева 2007, Бакиров 2015).

В литературоведении на данный момент понятия «лирический герой» (а также более абстрактное «лирический субъект») и «ролевой герой» сформированы в достаточном объеме и четко разграничены, тогда как термины «ролевой герой» и «маска» («герой-маска») некоторые исследователи склонны сближать или даже смешивать. Трудности трактовки связаны с тем, что этим субъектным формам выражения авторского сознания в русской культуре соответствует использование местоименной формы 1 -го лица единственного числа, концентрация на явлениях внутренней жизни, и в то же время определенное дистанцирование от биографического автора. В ещё меньшей степени исследована проблема имиджа в современной поэзии - академических работ на эту тему нет, за исключением трудов в смежной области русской рок -поэзии, так или иначе затрагивающих данный вопрос (Доманский 2010, Никитина 2011).

Таким образом, научная новизна диссертации заключается в следующем:

• Уточнено литературоведческое наполнение термина «имидж».

• Исследовано имиджмейкерство как наиболее характерная для современной поэзии творческая стратегия.

• Предложено системное рассмотрение масочности, персонажности и имиджмейкерства в современной русской поэзии как способов реализации лирического «я».

Объект диссертационного исследования - корпус текстов русской поэзии рубежа тысячелетий, в которых проявляются устойчивые индивидуальности (конструируется имидж, создаются маски и/или персонажи).

Контекст современной поэзии неограниченно широк и предельно

поляризован. На одном его полюсе - гигантский массив любительского стихотворства, на другом - столь же внушительный по объёму корпус поэтических текстов, создаваемых более или менее профессионально ответственными авторами.

Технологии XXI века предоставляют авторам большие возможности для самопрезентации. В настоящее время, чтобы «почувствовать себя поэтом», достаточно просто иметь доступ к интернету. Так, на непрофессиональном сайте «Стихи.ру» по состоянию на май 2021 года представлены тексты 865 525 авторов, и это число, очевидно, будет неуклонно расти. В то же время существует довольно представительный корпус бумажных и электронных периодических изданий, специализирующихся на публикации поэтических текстов, осуществляющих их более или менее строгий редакторский отбор, а также систематически занимающихся критической рефлексией над текущим поэтическим процессом («Новый Мир», «Знамя», «Дружба народов», «Интерпоэзия», «Дети Ра», «Воздух», «Prosodia», «Лиterraтура», «Textura» и др.). Также имеется ряд издательств, сосредоточенных на выпуске новейшей поэзии и ответственно относящихся к своей деятельности («Воймега», «ОГИ», «Б.С.Г.-Пресс», «Арго-РИСК», «Новое издательство», «Время», «Стеклограф» и др.). Совокупное число авторов, издающихся в рамках профессионального редакторского отбора, не поддаётся точному учёту, но по самым скромным оценкам не опускается ниже 500 в год.

Охватить весь контекст русской поэзии рубежа тысячелетий в рамках даже обзорной работы в настоящий момент не представляется возможным. Но в этом и нет необходимости: на эволюцию поэтического искусства влияют всё же не сотни тысяч авторов, а их заметно меньшее число (Скворцов 2014, Бак 2015). Поэтому данная диссертация строится на анализе произведений тех авторов, которые независимо от их принадлежности той или иной генерации и иных

биографических обстоятельств воспринимаются профессиональной критикой и литературоведением в качестве важных для формирования контекста современной русской поэзии.

Материалом диссертации явилось в первую очередь творчество Льва Лосева (1937-2009), Олега Григорьева (1943-1992), Игоря Иртеньева (р. 1947), Бахыта Кенжеева (р. 1950), Тимура Кибирова (р. 1955), Марии Галиной (р. 1958), Веры Павловой (р. 1963), Дмитрия Воденникова (р. 1968), Ивана Волкова (р. 1968), Андрея Родионова (р. 1971), Федора Сваровского (р. 1971), Марии Степановой (р. 1972), Кирилла Решетникова (р. 1975), Линор Горалик (р. 1975), Даны Сидерос (Мария Кустовская) (р. 1985), Веры Полозковой (р. 1986), Евгения Горона (р. 1989). В качестве дополнительного материала привлекался и ряд иных имён: Юлий Ким (р. 1936), Дмитрий Пригов (1940-2007), Игорь Меламед (1961-2014), Дмитрий Быков (р. 1967).

Подобная выборка персоналий включает в себя авторов старшего, среднего и более молодого поколения, что способствует получению более объективной картины развития некоторых тенденций современной русской поэзии.

Современные приемы речевой характеристики лирического субъекта стихотворения многообразны, в соответствии с этим грамматика, орфография и пунктуация цитируемых произведений в работе сохранены.

Предмет исследования - специфика воплощения авторского сознания в современной русской поэзии, а именно: персонаж, маска, имидж.

Целью работы является рассмотрение способов функционирования персонажности, масочности и имиджмейкерства в современной поэзии и их интерпретация с точки зрения генезиса.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: • выявить особенности ролевой лирики на современном этапе развития

поэзии и охарактеризовать наиболее репрезентативные типы персонажей;

• исследовать свойства маски как литературного приёма и рассмотреть специфику проявления масок автора и героя в лирических текстах рубежа XX-XXI веков;

• осмыслить имиджмейкерство как одну из показательных творческих стратегий современной поэзии и проанализировать варианты формирования и функционирования авторских имиджей.

Для решения поставленных задач в качестве основных были выбраны следующие методы исследования:

• системно-субъектный метод анализа художественного текста (по Б. О. Корману);

• семантико-стилистический;

• сравнительно-сопоставительный;

• Концептуальный анализ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе формируются понятия «маска автора», «герой-маска», «персонаж». Предложенные концепции позволяют провести грань между субъектными формами выражения авторского сознания, что впоследствии может упростить работу литературоведов.

Практическое значение результатов, полученных в работе, обусловливается возможностью их использования в курсе «Русская литература XX-XXI веков», при разработке спецкурсов и семинаров по проблемам изучения русской поэзии рубежа ХХ-ХХ1 веков.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

• Поэзия отражает общие закономерности изменения человеческого сознания, поэтому создание в творчестве персонажей и масок, а также использование имиджа свидетельствует о попытках самоидентификации,

а, возможно, и о проблемах с нею, может констатировать потерю внутренней целостности и стремление к взаимодействию с «другим». Конструируя определенную индивидуальность, автор не только проводит эксперимент по моделированию иного типа лирического субъекта, но и пытается обнаружить и обозначить собственную идентичность.

• Масочность и персонажность в поэзии чаще проявляются в 1980-90-е (и более ранний период), тогда как 2000-е и последующие годы проходят под знаком имиджмейкерства. К масочности и персонажности тяготеют преимущественно авторы старшего и среднего поколения, тогда как более молодые, напротив, отдают предпочтение конструированию имиджа (хотя исключения встречаются во всех трёх группах).

• Масочность и персонажность в поэзии рубежа тысячелетий являются сложным игровым феноменом, который восходит к разным традициям -позднесоветской (эзопов язык, ирония, мистификация) и постсоветской, имеющей постмодернисткий генезис.

• В современной поэзии активно эксплуатируются различные типы персонажей, сформировавшихся на протяжении эволюции русской ролевой лирики, но наиболее продуктивным оказывается социальный («маленький человек»). Среднестатистическим ролевым героем лирики рубежа веков становится неудачник, аутсайдер и чудак, при этом подобный герой воспринимается типичным представителем среды и утверждается как ситуативная норма.

• В лирических текстах рубежа ХХ-ХХ1 вв. авторы используют множество масок, меняя их в рамках своего творчества или произведения, наслаивая одну на другую. Доверяя «авторство» маскам, поэт сохраняет собственную идентичность и расширяет границы своего творчества, наполняя его новым звучанием.

• Имидж в поэтическом творчестве рубежа веков является особым типом выражения творческой индивидуальности, который тщательно создается и поддерживается поэтом. Данный тип конструирования авторского «я» включает в себя внелитературные элементы (поведение автора, в том числе и речевое, его внешний вид, отношения с окружающими и пр.) и собственно творчество, где особый акцент сделан на телесности. Имидж осознаётся как нечто самодостаточное и самоценное и становится определенным метатекстом. После своего формирования он начинает жить отдельной жизнью, отличной от жизни автора, и зачастую существовать фактически до и помимо литературного творчества, иногда заменяя и подменяя его.

Данное диссертационное исследование включает в себя Введение, три главы, Заключение, Библиографию. Структура работы определяется поставленной целью и связанными с нею задачами.

Логика изложения научной мысли может строиться на основании разных принципов. Данное исследование предполагает выбор между тремя потенциальными вариантами. Возможно следование хронологии: в таком случае, следует расположить категории в порядке их возникновения и функционирования - маска, персонаж, имидж. Допустим также социокультурный принцип - тогда, поскольку в последний по времени период имиджмейкерство выходит на передний план, порядок категорий меняется, -имидж, маска, персонаж. Наконец, возможен и субъектный принцип: здесь намечается движение от наиболее отдаленной от биографического автора фигуре к той, которая мыслится как совпадающая с ним, - персонаж, маска, имидж. Исходя из того, что главным вопросом настоящей работы является осмысление форм выражения авторского сознания в лирике, а именно субъектная организация лирического текста, было принято решение следовать

последнему принципу.

В первой главе «Персонаж как временная роль» рассматривается персонаж как наиболее отдаленная от жизни и биографического автора фигура в диахроническом аспекте. В параграфе 1.1 «Генезис и типология русской ролевой лирики» обозначаются основные этапы развития и изменения типов лирических персонажей. Прослеживается, как менялся персонаж на протяжении становления и развития русской ролевой лирики. В параграфе 1.2. «Персонаж в русской лирике рубежа XX-XXI веков» исследуются наиболее типичные герои на примере произведений Юлия Кима, Льва Лосева, Олега Григорьева, Марии Галиной, Ивана Волкова, Федора Сваровского.

Вторая глава «Маска как субъектная форма выражения авторского сознания в лирических текстах» посвящена изучению масочности. В параграфе 2.1 «Специфика понятия "литературная маска"» рассматриваются сущностные и отличительные черты данного явления культуры. Параграф 2.2 «Функционирование маски в лирических текстах рубежа XX -XXI вв.» посвящён анализу литературной маски на материале текстов Игоря Иртеньева, Бахыта Кенжеева, Тимура Кибирова, Марии Степановой, Кирилла Решетникова, Даны Сидерос (Мария Кустовская).

В третьей главе «Имидж как способ конструирования авторского "я"» исследуется имиджмейкерство как творческая стратегия, характерная для новейшей части современной поэзии. В параграфе 3.1. «Феноменология понятия «имидж»» освещаются этимология и особенности применения термина в научной среде. В параграфе 3.2. «Имиджмейкерство в новейшей поэзии» анализируются имиджевые стратегии Дмитрия Пригова, Дмитрия Быкова, Веры Павловой, Дмитрия Воденникова, Линор Горалик, Андрея Родионова, Веры Полозковой, Евгения Горона.

Основные положения и результаты исследования изложены:

а) в виде докладов на конференциях различного уровня:

1. Научно-практическая конференция, посвященная 95-летию со дня рождения профессора Е. И. Никитиной, «Русская словесность: проблемы и решения»; 16 октября 2018 г. Ульяновск;

2. Молодежный форум «Имя. Язык. Мир», 1 -3 ноября 2018 г., Ульяновск;

3. VII Международная конференция молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы», 7 декабря 2018 г., Екатеринбург;

4. VII международная научно-практическая конференция «Текст. Произведение. Читатель», 20-21 мая 2019 года, Прага, Чехия.

б) в публикациях:

Публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (под фамилией Арнаутова):

1. Маски Бахыта Кенжеева как моделирование игровых поэтик // Филология и культура. Philology and Culture. - 2019. - №1(55). - С. 142-146.

2. Маска как субъектная форма выражения авторского сознания в лирических текстах рубежа XX-XXI вв. // Филологические науки. - 2019. - № 5. - С. 100-104.

3. Персонаж как временная роль (на материале творчества Ю. Ч. Кима) // Известия ЮФУ. Филологические науки. - 2019. - № 4. - С. 154-159.

Публикация в издании БД Scopus (под фамилией Матвеева): • Matveeva, V., Domanski, Y., & Skvortsov, A. (2017). Image, Mask and Persona in the Russian Poetry at the Turn of 21st Century // Journal of History

Culture and Art Research. - 2017. - № 6(4). - р. 615-622. (в соавторстве с Ю. В. Доманским, А. Э. Скворцовым).

Другие научные публикации автора (под фамилией Арнаутова):

1. Развитие авторского самосознания в современной русской поэзии // LITTERA TERRA: материалы VII Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы», 2018 г., Екатеринбург / Урал. Гос. пед. ун-т; гл. ред. И. А. Семухина. -Электрон. дан. - Екатеринбург: [б.и], 2018. - Вып. 13. - С. 180-185.

2. Медиапоэзия: об изменении статуса автора и читателя // Text. Literary work. Reader: materials of the VII international scientific conference on May 20-21, 2019/ - Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ". 2019. - С. 57-59.

3. Имидж как способ конструирования авторского «Я» // Молодая филология - 2019 (по материалам исследований молодых ученых): межвузовский сборник научных трудов. Часть 2 / М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун -т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - С. 100-106.

4. Специфика воплощения авторского сознания в современной поэзии // Имя. Язык. Мир: материалы первого молодежного форума (Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 1-3 ноября 2018 г.) / под ред. С.В. Рябушкиной. В 4 т. - М.: Директ-Медиа, 2019 (в печати).

5. Мифологические и мифологизированные персонажи в современной русской поэзии (на материале стихотворений Марии Галиной) // Молодая филология - 2020 (по материалам исследований молодых ученых): межвузовский сборник научных трудов : в 2 ч. Часть 2 / Министерство

просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : Изд -во НГПУ, 2020. - С. 99-103.

Глава 1. Персонаж как носитель чужого сознания в современной поэзии

Термин «персонаж» в литературоведении имеет различные трактовки, в частности, определяется как субъект действия, высказывания в произведении. Вопрос о применимости данного термина к поэтическим текстам до сих пор открыт. Вслед за Г. Н. Поспеловым, который утверждал, что «объектом лирической медитации становится отдельная личность, воплощающая в себе характерность социального бытия, обладающая какими-то индивидуальными чертами, а иногда и собственным именем и поэтому достойная названия «персонажа» произведения» [Поспелов 1976: 151], будем пользоваться при анализе лирических произведений данным определением.

В литературоведческой традиции принято называть персонажными стихотворения, в которых повествование идет от первого лица, но это лицо -всего лишь роль, которую сознательно разыгрывает автор, поэтому существует синонимичный термин - ролевой герой.

При синонимии терминов «ролевой герой» и «персонаж» последний имеет более широкое значение. Это объясняет существование иной трактовки: персонажной называют лирику, в которой «внимание лирического субъекта привлекают другие лица, то есть персонажи» [Сайт филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова: эл. ресурс].

При анализе субъектной организации лирических произведений исследователи пользуются дихотомией «я - другой». В зависимости от отношений, в которые вступают данные категории, можно выделить основные типы персонажей лирического произведения:

- «я как другой», когда автор говорит за другого, собственно «ролевая лирика», лирика «чужого я»;

- «я и другой», когда автор говорит о другом или с другим. В таком

случае в произведении появляется полноценный образ - персонаж, наделенный определенным индивидуальным обликом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Арнаутова Виктория Валерьевна, 2022 год

Библиография I. Источники

1. Ахматова 2017 - Анна Ахматова: Листки из дневника. Проза. Письма / А.А. Ахматова. - АСТ, 2017. - 432 с.

2. Бродский 2019 - Бродский И.А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Т. 2 / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. Л.В. Лосева / И.А. Бродский. -СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Книжная лаборатория», 2019. -672 с.

3. Воденников 2011 - Воденников Д. Небесная лиса: стихотворения и поэмы / Дмитрий Воденников. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 224 с.

4. Волков 2011 - Волков И. Стихи для бедных / И. Волков. - М.: Воймега, 2011. - 62 с.

5. Галина 2018 - Галина М. Четыре года времени / М. Галина. - Ozolnieki: Literature without Borders, 2018. - 56 с.

6. Горон 2019 - Горон Е. Номинация «Поэзия». Короткий список премии «Лицей» 2019 / ред. А. Азаренков. - «Издательские решения», 2019. - С. 94-107.

7. Григорьев 1997 - Григорьев О. Птица в клетке / О. Григорьев. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1997. - 272 с.

8. Живые поэты 2018 - Живые поэты / ред. А. Орловский. - Москва: Эксмо, 2018. - 248 с. - (Книги, которые все ждали).

9. Иртеньев 2005 - Иртеньев И.М. Избранное / И.М. Иртеньев. - М.: Эксмо, 2005. - 384 с.

10. Иртеньев 2008 - Иртеньев И.М. Точка ру / И.М. Иртеньев. - «WebKniga», 2008. - 54 с.

11. Иртеньев 2015 - Иртеньев И.М. Повестка дна (сборник) / И.М. Иртеньев - <^еЬКш§а», 2015. - (Поэтическая библиотека (Время)). - 136 с.

12. Кенжеев 2000 - Кенжеев Б. Из семи книг: Стихотворения / Сост. П. Крючкова; Послесл. С. Аверинцева. - М.: Издательство Независимая газета, 2000. - 265 с.

13. Кенжеев 2006 - Вдали мерцает город Галич. Стихи мальчика Теодора / Вступительное слово и публикация Бахыта Кенжеева // Новый мир. -2006. - №7. - С. 101-106.

14. Кенжеев 2012 - Кенжеев Б.Ш. Сообщение / Б.Ш. Кенжеев. - М.: Эксмо, 2012. - 536 с.

15. Кибиров 2001 - Кибиров Т.Ю. Кто куда - а я в Россию / Т.Ю. Кибиров. -М.: Время, 2001. - 512 с.

16. Ким 2002 - Ким Ю.Ч. Белеет мой парус: Стихи и песни с нотным приложением / Ю.Ч. Ким / Сост. Р. Шипов; дизайн И. Мидова. - М: Локид-Пресс, 2002. - 448 с.

17. Лосев 2012 - Лосев Л. Стихи / Л. Лосев. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2012. - 600 с.

18. Меламед 2020 - Меламед И.С. Литературные маски: Друзья и родственники Сёмы Штапского / И.С. Меламед. - М.: ОГИ, 2020. - 254 с.

19. Павлова 2011 - Павлова В.А. Семь книг: стихотворения / В.А. Павлова. - М.: Эксмо, 2011. - 544 с.

20. Павлова 2011 - Павлова В. Письма в соседнюю комнату: Тысяча и одно объяснение в любви / В. Павлова. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 616 с.

21. Полозкова 2016 - Полозкова В.Н. Осточерчение / В.Н. Полозкова. -Москва: Лайвбук, 2016. - 184 с.

22. Полозкова, Паволга 2017 - Полозкова В., Паволга О. Фотосинтез / В. Полозкова, О. Паволга. - М.: Livebook, 2017. - 112 стр., илл.

23. Полозкова 2018 - Полозкова В.Н. Непоэмание / В.Н. Полозкова. -Москва: Лайвбук, 2018. - 224 с.

24. Приборов 2014 - Приборов Р. Гражданская лирика и другие сочинения. 1969-2013 / Ремонт Приборов. - М.: ОГИ, 2014. - 264 с.

25. Родионов 2018 - Родионов А. Поэтический дневник, начатый в день смерти Юрия Мамлеева 25 октября 2015 / А. Родионов - «НЛО», 2018 -(Художественная серия) - 232 с.

26. Сидерос 2015 - Сидерос Д. Ученик дурака (сборник) / Д. Сидерос — Издательство «Livebook/Гаятри», 2015. - 114 с.

27. Степанова 2017 - Степанова М. Против лирики / М.М. Степанова. -Москва: Издательство АСТ, 2017. - 448 с.

II. Научно-критическая литература

28. Александров 2004 - Александров Н. Женский поэт Вера Павлова и её «Совершеннолетие» / Н. Александров // Арион. - 2004. - №2. - С. 48-54.

29.Алешка 2013 - Алешка Т.В. Самопрезентация поэта в современном литературном пространстве / Татьяна В. Алешка // Имидж, диалог, эксперемент. Поля современной русской поэзии. - München, Berlin, Washington, D.C.: Verlag Otto Sagner, 2013. - С. 271-284.

30. Алешка 2010 - Алешка Т.В. Автор и читатель в новой коммуникатовной ситуации (на материале поэзии Д. Воденникова) / Алешка Т.В. // Русская и белорусская литературы на рубеже XX-XXI вв.: сборник научных статей. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. С.Я. Гончаровой-Грабовской. - Минск: РИВШ, 2010. - С.106-113.

31.Альфонсов 2002 - Альфонсов В.Н. Поэзия русского футуризма / В.Н. Альфоносов // Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Сб. ст. под ред. С.И. Тиминой. - СПб. - М., 2002. - С.

75-85.

32. Амелин 2020 - Амелин М.А. Игорь Меламед и его гетеронимы // Меламед И.С. Литературные маски: Друзья и родственники Сёмы Штапского / Игорь Меламед. - М.: ОГИ, 2020. - С. 5-8.

33. Антонова, Дятлова 2011 - Антонова Н.В., Дятлова А.А. Индивидуальный имидж как результат самоопределения личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8. - № 2. - С. 59-68.

34. Арустамова 1999 - Арустамова А.А. Игра и маска в поэтической системе Высоцкого / А.А. Арустамова // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. 3. Т. 1. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. - С. 218-226.

35.Бак 2009 - Бак Д. Сто поэтов начала столетия. О поэзии Ивана Волкова и Аркадия Штыпеля / Д. Бак // Октябрь. - 2009. - № 12. - С. 172-177.

36.Бак 2010А - Бак Д. Сто поэтов начала столетия. О поэзии Дмитрия Быкова и Марии Степановой / Д. Бак // Октябрь. - 2010. - № 3. - С. 178184.

37. Бак 2010 Б - Бак Д. Сто поэтов начала столетия. О поэзии Марианны Гейде, Линор Горалик, Федора Сваровского и Андрея Сен-Сенькова / Д. Бак // Октябрь. - 2010. - №7. - С. 169-179.

38. Бак 2015 - Бак Д.П. Сто поэтов начала столетия: Пособие по современной русской поэзии / Д.П.Бак. - М.: Время, 2015. - 576 с.

39. Бакиров 2015 - Бакиров Р.А. Модификации литературной маски «простака» в творчестве Н.А.Львова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. / Бакиров Ринат Альбертович. - Казань, 2015. - 183 с.

40. Балла 2019 - Балла О. Скоропись Ольги Балла / О. Балла // Знамя. - 2019. -№ 2. - С. 236-237.

41.Барковская 2009 - Барковская Н.В. Поэзия 2008 года: проблемы и тенденции

/ Н.В. Барковская // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2009. - Вып. 3. - С. 101-109.

42. Барковская 2011 - Барковская Н. В. Лирика третьих лиц: о поэзии 2010 года / Н. В. Барковская // Филологический класс. - 2011. - № 26. - С. 59-62.

43. Барт 1994 - Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. сл. Г. К. Косикова / Р.Барт. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

44. Бахтин 1986 - Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: «Искусство», 1986. - 445 с.

45. Бахтин 1990 - Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

46. Берг 2000 - Берг М.Ю. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / М.Ю. Берг. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 352 с.

47.Бичевин 2014 - Бичевин А.Г. «Маска» как феномен субъектной структуры в ранней лирике Н. С. Гумилева / А.Г. Бичевин // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 379. - С. 5-9.

48. Божкова, Шабалина 2014 - Божкова Г.Н., Шабалина Н.Н. Лицо и маска в лирике М.И. Цветаевой / Г.Н. Божкова, Н.Н. Шабалина // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. - 2014. - № 5 (35): в 2-х ч. Ч. II. - С. 34-36.

49. Бокарев 2018 - Бокарев А.С. Ролевой герой в субъектной структуре лирики Евгения Кропивницкого / А.С. Бокарев // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2018. - № 3. - С. 140-148.

50. Бройтман 1997 - Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в

свете исторической поэтики (Субъектно-образная структура) / С.Н. Бройтман. - М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т., 1997. - 307 с.

51.Булкина 2019 - Булкина И. Бахыт Кенжеев: в старинном доме языка / И. Булкина // Знамя. - 2019. - № 4. - С. 191-196.

52. Быков 2001 - Быков Д. Вокруг отсутствия / Д. Быков // Новый Мир. -2001. - № 8. - С. 189-194.

53. Вежлян 2006 - Вежлян Е. Портрет поколения на фоне поэзии. Молодая литература в поисках мейнстрима / Е. Вежлян // Новый Мир. - 2006. - № 10. - С. 154-163.

54.Вежлян 2012 - Вежлян Е. Метафизика тела и хора / Е. Вежлян // Знамя. -2012. - № 5. - С. 194-202.

55. Волкова 2006 - Волкова Н.В. Авторское «я» и «маски» в поэзии В.С. Высоцкого: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. / Волкова Наталья Васильевна. - Тверь: [б. и.], 2006. - 20 с.

56.Вязмитинова 1999 - Вязмитинова Л.В поисках утраченного «я» / Л. Вязмитинова // Новое литературное обозрение. - 1999. - №39. - С. 270279.

57.Галина 2005 - Галина М. В поисках четвертого измерения. Бахыт Кенжеев. Невидимые / М. Галина // Знамя. - 2005. - №8. - С. 209-212.

58.Гандлевский 1993 - Гандлевский С. Дмитрий Александрович Пригов. Между именем и имиджем / С. Гандлевский // Литературная газета. - 12 мая 1993 г. - №. 19. - С. 3-7.

59. Гаркави 1976 - Гаркави А.М. Проблема родовой классификации литературных жанров и некоторые возможности изучения лирики Н.А. Некрасова / А.М. Гаркави // Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сборник. - Калининград: Изд-во КГУ, 1976. -

Вып. 2. - С. 49-63.

60. Гинзбург 1974 - Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург - Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.

61. Гиппиус 1966 - Гиппиус В.В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока / Отв. ред. Г.М. Фридлендер. -М., Л.: Наука, 1966. - С. 225-275.

62.Григорьева 2013 - Григорьева Е.А. Автокомментарий как составляющая творческого поведения Дмитрия Быкова / Е.А. Григорьева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - №3 (13). - С. 10-20.

63. Доманский 2010 - Доманский Ю.В. Русская рок -поэзия: текст и контекст. - М.: Гп^^а - Издательство Кулагиной, 2010. - 230 с.

64. Доманский 2016 - Доманский Ю.В. Ролевые песни в русском роке 1980-х годов / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Электрон. Науч. Журн. - Екатеринбург; Тверь, 2016. - Вып. 16. - С. 49-65.

65.Ермолин 2001 - Ермолин Е. Слабое сердце / Е. Ермолин // Знамя. - 2001. -№8. - С. 200-211.

66.Ермолин 2013 - Ермолин Е. Роль и соль. Вера Полозкова, её друзья и недруги / Е. Ермолин // Знамя. - 2013. - № 2. - С. 166-176.

67. Ермошина 2003 - Ермошина Г. Фокус про страдание / Г. Ермошина // Новое литературное обозрение. - 2003. - № 61. - С. 323-326.

68. Житенев 2012 - Житенев А.А. Поэзия неомодернизма: монография / А.А.Житенев. - СПб.: ИНАПРЕСС, 2012. - 480 с.

69. Зинурова 2016 - Зинурова Е.С. Русская поэзия рубежа XX-XXI вв.: векторы развития / Е.С. Зинурова // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 2. - С. 69-76.

70. Зубова 2000 - Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте

истории языка / Л.В. Зубова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. -432 с.

71. Зубова 2010 - Зубова Л.В. Языки современной поэзии / Л.В.Зубова. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 384 с.

72. Иванов 2006 - Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры / В.В. Иванов // Культура сквозь призму идентичности. - М.: Индрик, 2006. - С. 27-43.

73. Иванов 2007 - Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки / Вяч. Вс. Иванов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - С. 333-344.

74. Иванова 2013 - Иванова Е.А. Кризис языка и язык кризиса в поэзии конца XX - начала XXI века / Е.А. Иванова. - Саратов: ИЦ «Рата», 2013. -152 с.

75.Идлис 2010 - Идлис Ю. Рунет: сотворенные кумиры / Ю. Идлис. - М.: АНФ. - 2010. - 586 с.

76. Исаев 2012 - Исаев С.Г. Литературно-художественные маски: теория и практика / С.Г. Исаев. - СПб.: Дмитрий Буланин. - 2012. - 336 с.

77. Исакова 2003 - Исакова И.Н. О субъектной организации и системе персонажей в лирике / И.Н.Исакова // Филологические науки. - 2003. -№1. - С. 27-36.

78. Исакова 2004 - Исакова И.Н. Система номинаций литературного персонажа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.08. / Исакова Ирина Николаевна. -Москва: [б. и.], 2004. - 28 с.

79. Каргашин 2006 - Каргашин И.А. Эпиграф как способ маркирования «ролевой» лирики / И.А. Каргашин // Вестн. ОГУ. - 2006. - № 2. - С. 1217.

80. Константинова 2011 - Константинова В.Г. Феномен имиджа в научных исследованиях / В.Г. Константинова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - №4. - С. 221-225.

81.Коновалов 2018 - Коновалов Е.В. Словесная алгебра и цифровая гармония / Е.В. Коновалов // Арион. - 2018. - № 4. - С. 36-53.

82.Коробкова 2013 - Коробкова Е. Из книжных лавок / Е. Коробкова // Арион. - 2013. - № 2. - С. 112-116.

83. Корман 1992 - Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. -236 с.

84. Корман 1964 - Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова / Б.О. Корман. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964. - 389 с.

85.Котлер 2019 - Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. - СПб.: ООО «Диалектика», 2019. - 496 с.

86.Кузьмин 2001 А - Кузьмин Д. Постконцептуализм / Д. Кузьмин // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 50. - С. 459-476.

87.Кузьмин 2001 Б - Кузьмин Д. Плотность ожиданий: Поэзия: Сб. / под ред. О. Славниковой и Д. Кузьмина. - М., 2001. - С. 3-18.

88.Кукулин 2010 - Кукулин И. «Создать человека, пока ты не человек...». Заметки о русской поэзии 2000-х / И. Кукулин // Новый Мир. - 2010. - № 1. - С. 155-170.

89.Кукулин 2002 - Кукулин И. Актуальный русский поэт как воскресшие Алёнушка и Иванушка. О русской поэзии 90 -х годов / И. Кукулин // Новое литературное обозрение. - 2002. - №53. - С. 273-297.

90. Кукулин 2001 - Кукулин И. От перестроечного карнавала к новой акционности / И. Кукулин // Новое литературное обозрение. - 2001. -

№51. - С. 248-262.

91. Кукулин 2019 - Кукулин И.В. Прорыв к невозможной связи. Статьи о русской поэзии / И.В.Кукулин. - Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2019. - 696 с.

92. Кулаков 1999 - Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах / В.Г. Кулаков. - М. Новое литературное обозрение, 1999: илл. - 400 с.

93. Кулаков 2007 - Кулаков В.Г. Постфактум. Книга о стихах / В.Г. Кулаков. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 232 с.

94.Лебедушкина 2007 - Лебедушкина О. Поэт как Теодор. Бахыт Кенжеев: попытка портрета на фоне осени / О. Лебедушкина // Дружба народов. -2007. - № 11. - С. 191-198.

95. Леви-Строс 2000 - Леви-Строс К. Путь масок / К. Леви-Строс - М.: Республика, 2000. - 399 с.

96. Левин 1998 - Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю.И. Левин. - М.: «Язык русской культуры», 1998. - 824 с.

97. Левицкая 2001 - Левицкая Л.В. Маска и лицо в русском искусстве конца 19 - начала 20 веков: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. / Левицкая Людмила Владимировна. - Москва, 2001. - 156 с.

98. Леухина 2008 - Леухина А.В. Особенности поэтики и эстетики литературного примитивизма / А.В. Леухина // Вестник СамГУ. - 2008. -№ 5/1 (64). - С. 17-22.

99.Марков 2019 - Марков А. Высшая этика с оркестром / А. Марков // Новый Мир. - 2019. - № 7. - С. 210-214.

100. Марк, Пирсон 2005 - Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / Пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

101. Маурицио 2013 - Маурицио М. Маргинальная (суб)культура в

творчестве А. Родионова / Массимо Маурицио // Имидж, диалог, эксперемент. Поля современной русской поэзии. - München, Berlin, Washington, D.C.: Verlag Otto Sagner, 2013. - С. 371-380.

102. Моисеева 2007 - Моисеева А.А. Эволюция ролевой лирики на рубеже XIX-XX веков: формирование ролевого героя нового типа: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. / Моисеева Анна Александровна - Пермь: [б. и.], 2007. -183 с.

103. Нититина 2011 - Никитина О.Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах / О.Э. Никитина. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2011. - 350 с.: ил.

104. Нурмухамедова 2008 - Нурмухамедова Р.А. Лирический субъект Тимура Кибирова и дискурс постмодернистской поэзии / Р.А. Нурмухамедова // Вестник Вятского государственного университета. -2008. - С. 72-75.

105. Оборин 2017 - Оборин Л. «На виду у злата и булата» / Л. Оборин // Октябрь. - 2017. - № 5. - С. 154-156.

106. Орлова 2008 - Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении: учеб. Пособие / Е.И. Орлова. - М.: 2008. - 44 с.

107. Осьмухина 2009 - Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе 1760-1830-х гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. / Осьмухина Ольга Юрьевна. -Саранск: Издательство МГПИ, 2009. - 495 с.

108. Осьмухина 2011 - Осьмухина О.Ю. Авторская маска в процессе становления авторского сознания (к вопросу о жанровой норме) / О.Ю. Осьмухина // Пушкинские чтения, 2011. - С. 7-15.

109. Панасюк 2009 - Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия,

психотехники, психотехнологии / А.Ю. Панасюк // Омега - Л, 2009. - 266 с.

110. Панн 2006 - Панн Л. Метафизиология Марии Степановой /Л. Панн // Новый Мир. - 2006. - №1. - С. 178-183.

111. Переверзин 2018 - Переверзин А. Другой Меламед / А. Переверзин // Арион. - 2018. - № 1. - С. 96-102.

112. Перелыгина 2002 - Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 221 с.

113. Перелыгина 2003 - Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: Содержание и пути развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук: 19.00.05, 19.00.13. / Перелыгина Елена Борисовна. - Москва, 2003. - 68 с.

114. Петрова 2014 - Петрова С.А. Авторская идентичность и понятие имиджа в литературе: теоретический аспект / С.А. Петрова // Пушкинские чтения, 2014. - С. 232-236.

115. Плеханова 2012 - Плеханова И.И. О витальности новейшей поэзии: Андрей Родионов, Вера Павлова, Мария Степанова, Вера Полозкова: монография / И.И. Плеханова. - Иркутск: Изд -во ИГУ, 2012. - 153 с.

116. Погорелова 2010 - Погорелова И.Ю. Концептуалистская стратегия как жанрообразующая система творчества Д.А. Пригова: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. / Погорелова Ирина Юрьевна. - Пятигорск. 2010. - 177 с.

117. Подрезова 2010 - Подрезова Н.Н. Категория телесности в лирике Веры Павловой / Н.Н. Подрезова // Сибирский филологический журнал. -

2010. - № 2. - С. 91-99.

118. Поспелов 1976 - Поспелов Г.П. Лирика среди литературных родов / Г.П. Поспелов. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 207 с.

119. Почепцов 2004 - Почепцов Г.Г. Имиджеология / Г.Г. Почепцов. -М.: Рефл-Бук: Ваклер, 2004. - с. 576.

120. Руссова 2005 - Руссова С. Н. Автор и лирический текст / С. Н. Руссова. - М.: Знак, 2005. - 312 с. - (БШ&а рЫ1о1о§юа).

121. Рыклин 1992 - Рыклин М. Террорологики / М. Рыклин. - М., Тарту: Эйдос, 1992. - 221 с.

122. Саломатин 2013 - Саломатин А. Сделайте нам красиво! / А. Саломатин // Арион. - 2013. - № 2. - С. 68-72.

123. Саломатин 2010 - Саломатин А. От кича к кэмпу. О стихах Веры Полозковой и Алины Кудряшевой / А. Саломатин // Вопросы литературы. - 2010. - № 5. - С. 97-111.

124. Сидорова 2009 - Сидорова А.Г. Коммуникативные стратегии и культурные практики в поле литературы / А.Г. Сидорова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. - 214 с.

125. Симонова 2012 - Симонова И.Ф. Педагогика имиджа. Монография. / И.Ф. Симонова. - СПб.: Ультра Принт, 2012. - С. 4-26.

126. Ставицкий 2001 - Ставицкий А.В. Зомби нашего времени, или «великий поэт-милицанер» Дмитрий Александрович Пригов (имиджмейкерство как имидж) / А.В. Ставицкий // Вестник Омского университета. - 2001. - №2. - С. 64-67.

127. Скворцов 2002 - Скворцов А.Э. Едкий лирик / А.Э. Скворцов // Арион. - 2002. - № 4. - С. 110-117.

128. Скворцов 2011 - Скворцов А.Э. Письма с Волги / А.Э. Скворцов // Знамя. - 2011. - № 8. - С. 234-237.

129. Скворцов 2014 - Скворцов А.Э. Живой контекст (заметки составителя антологии) / А.Э. Скворцов // Арион. - 2014. - № 3. - С.31-40.

130. Скворцов 2016 - Скворцов А.Э. Не только «Поэт» / А.Э.Скворцов // Вопросы литературы. - 2016. - № 2. - С. 7-17.

131. Скворцов 2005 - Скворцов А.Э. Игра в современной русской поэзии / А.Э. Скворцов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. - 364 с.

132. Скворцов 2015 - Скворцов А.Э. Поэтическая генеалогия / А.Э. Скворцов. - М.: ОГИ, 2015. - 528 с.

133. Скобелев, Шаулов 1986 - Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней / А. Скобелев, С. Шаулов // Лит. Грузия. Тбилиси. - 1986. - № 4. - С. 154-169.

134. Софронова 2006 - Софронова Л.А. Маска как прием затрудненной идентификации / Л.А. Софронова // Культура сквозь призму идентичности. - М.: Индрик, 2006. - С. 343-359.

135. Степанов 1973 - Степанов Л.Н. Лирика Пушкина / Л.Н. Степанов. -М.: «Художественная литература», 1973. - 367 с.

136. Степанов 2013 - Степанов Е.В. Жанры и строфы современной русской поэзии. Версификационная практика поэтов XX и XXI веков. В III т. / Е.В.Степанов. - М.: Вест-Консалтинг, 2013. - Т. 1. - 384 с., Т. 2 -286 с., Т. 3 - 234 с.

137. Сущий 2015 - Сущий С.Я. Современная русская поэзия - стадия ливня / С.Я. Сущий // Prosodia. - 2015. - № 3. - С. 217-226.

138. Тилипина 1999 - Тилипина Т.П. О соотношении ролевого и лирического героев / Т.П. Тилипина // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. 3. Т. 1. / Сост. А.Е. Крылов и В.Ф. Щербакова. - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. - С. 212-217.

139. Трапезникова 2008 - Трапезникова О.А. Еще раз об образе автора и

его смысловых коррелятах / О.А. Трапезникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2008. - № 2 (2). - С. 122-125.

140. Уланов 2001 - Уланов А. Общие места / А. Уланов // Вопросы литературы. - 2001. - № 3. - С. 3-13.

141. Фатеева 2006 - Фатеева Н.А. Открытая структура. О поэтическом языке и текстах рубежа ХХ-ХХ1 / Н.А. Фатеева. - М.: Вест-консалтинг, 2006. - 160 с.

142. Шайтанов 2007 - Шайтанов И.О. Дело вкуса. Книга о современной поэзии / И.О.Шайтанов. - М.: Время, 2007. - 656 с

143. Шендерович 2017 - Шендерович В. Печальный смех / В. Шендерович // Октябрь. - 2017. - № 5. - С. 97-98.

144. Шепель 1994 - Шепель В.М. Имиджеология. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - М.: ЮНИТИ, 1994. - 320 с.

145. Штраус 2009 - Штраус А.В. Проблема лирического героя в современной поэзии: новые тенденции 1990-х - 2000-х годов: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. / Штраус Антонина Валерьевна. - Пермь, 2009. - 138 с.

146. Яхонтова 2004 - Яхонтова А. Отходы деятельности центрального фантома / А. Яхонтова // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 65. -С. 255-259.

147. Гайнутдинова и др. 2018 - Gaynutdinova A.R., Skvortsov A.E., Galimullina A.F., Nickolsky E.V. Main characteristics of modern russian female poetry / A.R. Gaynutdinova, A.E. Skvortsov, A.F. Galimullina, E.V. Nickolsky // Journal of interdisciplinary research. - 2018. - №. 8. - pp. 187189.

148. Матвеева, Доманский, Скворцов 2017 - Matveeva, V., Domanski, Y., & Skvortsov, A. (2017). Image, Mask and Persona in the Russian Poetry at the

Turn of 21st Century // Journal of History Culture and Art Research. - 2017. -№ 6(4). - р. 615-622.

IV. Справочная литература

149. Артемова 2008 - Артемова С.Ю. Ролевая лирика / С.Ю. Артемова // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 214-215.

150. Бройтман 2008 - Бройтман С.Н. Лирический субъект / С.Н. Бройтман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - С. 112-114.

151. Осовский 2001 - Осовский О.Е. Маска авторская / О.Е. Осовский // Литературная энциклопедия терминов и понятий - М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 511-512.

V. Интервью и опросы

152. Воздух 2007 - Поэзия в публичном пространстве. Опросы // Воздух. - 2007. - №3. - С.160-172.

153. Полозкова 2012 - Вера Полозкова. Конец вундеркинда. <Интервью Н. Зайцевой> // Русский репортер. - 22 ноября 2012, № 46 (275). - С. 6671.

VI. Интернет-источники

154. Брянский 2001 - Брянский Шиш. В нежном мареве [Электронный

ресурс] // СПб. - Тверь: Митин журнал - Kolonna Publications, 2001. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/brvanskii-shish/v-nezhnom-mareve (дата обращения 25.03.2019).

155. Вишневецкий 2001 - Вишневецкий И. Шиш Брянский. В нежном мареве. // Новая русская книга. - 2001. - №3 URL: https://magazines.gorky.media/nrk/2001/3/shish-bryanskij-v-nezhnom-mareve.html (дата обращения 11.08.2018).

156. Галина 2009 - Галина М. На двух ногах. [Электронный ресурс] // М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение. - 2009. URL: http://www.vavilon.ru/texts/galina1.html (дата обращения 11.08.2018).

157. Горон 2017 - Горон Е. Молодая русская литература: Евгений Горон <Интервью Д. Воденникова> [Электронный ресурс] // Хороший текст. -30 августа 2017. URL: https://horoshiy-text.m/talks/3/103/1703(дата обращения 14.07.2019).

158. Горалик 2019 - Линор Горалик: тексты и др. / Linor Goralik: texts, pics etc. [Электронный ресурс]. URL: http://linorgoralik.com/index.html (дата обращения 29.06.2019).

159. Горалик 2017 - Линор Горалик. «То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии. <Интервью Е. Писаревой> [Электронный ресурс] // FORBES WOMAN. - 07. 09. 2017. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/349921-chto-my-nazyvali-knizhnym-rynkom-bolshe-ne-sushchestvuet-linor-goralik-o (дата обращения 11.08.2018).

160. Дарк 2007 - Дарк О. Изобретение Родионова / О. Дарк // Русский журнал URL: http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/lzobretenie-Rodionova (дата обращения 11.08.2018).

161. Павлова 2009 - Вера Павлова. Мать и дочь. <Интервью Л.

Павловой> [Электронный ресурс] // ELLE. - 25 Марта 2009. URL https://verapavlova.ru/another_int/liza_int.html (дата обращения 25.03.2019).

162. Павлова 1999 - Вера Павлова. Понять себя как партитуру. <Интервью И. Шевелёва> [Электронный ресурс] // 1999. URL: https://www.verapavlova.ru/another_int/int8.html (дата обращения 25.03.2019).

163. Сидерос 2011 - Дана Сидерос: Шутки кончились <Интервью М. Рудина> [Электронный ресурс] // Арт-журнал «Около». - 16 марта 2011. URL: https://okolo.me/2011/03/dana-sideros-lllutki-konchilis/ (дата обращения 24.01.2019).

164. Коровин 2007 - Коровин А. / Литобоз [Электронный ресурс] // Дети Ра. - № 11. - 2007. URL: https://magazines.gorky.media/ra/2007/11/knigi-chitali-andrej-korovin-bahyt-kenzheev-vdali-merczaet-gorod-galich-stihi-malchika-teodora-german-vlasov-prosto-lirika-bahyt-kenzheev-vitalij-dmitriev-pervaya-kniga-stihotvorenij-irina-goryunov.html (дата обращения 24.01.2019).

165. Кукулин 2000 - Кукулин И. Заметки по следам статьи Людмилы Вязмитиновой. О стихах Дмитрия Воденникова [Электронный ресурс] // Text Only. - 2000. - №5. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/kukulin-o-vodennikove/view_print/ (дата обращения 29.03.2019).

166. Кукулин 2016 - Кукулин И. Андрею Родионову [Электронный ресурс] // Воздух. - 2016. - № 2. URL: http ://www. litkarta. ru/proj ects/vozdukh/issues/2016 -2/kukulin-o-rodionove/ (дата обращения 29.03.2019).

167. Курчатова 2004 - Курчатова Н. О стихах Андрея Родионова [Электронный ресурс] // Критическая масса. - 2004. - № 4. URL: https://magazines.gorky.media/km/2004/4/andrej-rodionov-pelmeni-

ustriczy.html (дата обращения 29.03.2019).

168. Воздух 2006 - О женской поэзии. Опросы [Электронный ресурс] // Воздух. - 2006. - №4. URL http ://www. litkarta. ru/proj ects/vozdukh/issues/2006-4/questionary/ (дата обращения 25.06.2019).

169. Решетников 1995 - Решетников К.Ю. [Электронный ресурс] // Вавилон: Вестник молодой литературы.Вып. 3 (19). - М.: АРГО-РИСК, 1995. URL http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon3/reshetnik.html (дата обращения 25.06.2019).

170. Решетников 2009 - Решетников К.Ю. Шиш, филолог и дед Пихто. Из чего складывается современная русская поэзия. <Интервью Е.Костылевой> [Электронный ресурс] // Русский репортер. - 16 июня 2009. - № 23 (102). URL: http://www.rusrep.ru/2009/23/literatura/ (дата обращения 11.08.2018).

171. Русс 2007 - Русс А. Атака поэтов // [Электронный ресурс] // Огонек. - 2007. - №6. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2298388 (дата обращения 06.09.2019).

172. Садчиков 2009 - Садчиков М. Дмитрий Быков: «Выглядеть идиотом для литератора - норма» [Электронный ресурс] // Информационный портал медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленобласти и СевероЗападного региона. - Lenizdat.ru. - 2009, 27 февраля. URL: https://lenizdat.ru/articles/1072080/ (дата обращения 24.01.2019).

173. Сайт филологического факультета МГУ - Сайт филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Теория литературы: Анализ художественного произведения. Лирика персонажная.

URL: http ://www. philol. msu. ru/~tezaurus/docs/3/dictionary. php?label=%CB&

word=%CB%E8%F0%E8%EA%E0%20%EF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%E 6%ED%E0%FF (дата обращения 24.01.2019).

174. Сваровский 2007 - Сваровский Ф. Все хотят быть роботами / Ф. Сваровский [Электронный ресурс] // М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение, 2007. URL: http://www.vavilon.ru/texts/svarovsky1.html (дата обращения 24.01.2019).

175. Таран 2011 - Таран А.В. Дмитрий Быков. Литератор / А.В. Таран [Электронный ресурс] // Культура в современном мире. — 2011. — № 4. URL:http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM archive/articles/201 1/04/2011-04 r kvm-s8.pdf (дата обращения: 28.07.2019).

Книга Веры Павловой «Письма в соседнюю комнату. Тысяча и одно объяснение в любви». Стихотворения в этом сборнике написаны как будто от руки каллиграфическим почерком, нумерация страниц отсутствует, текст дополняется личными фотографиями и рисунками дочери поэтессы, на которые как бы «наслаивается» текст.

Фотограф Максим Авдеев для проекта Анны Балалы «Лица Русской жизни»

Новая стш.п-ц

Фотографии с официального сайта Дмитриева Воденникова.

Личный блог Евгения Горона. Фотографии с фотосессий используются для афиш, поэтических спектаклей, дополняют сборник стихов поэта.

Фотографии Андрея Родионова, которые используются для афиш, постов на официальном аккаунте или газетных статей.

Личный блог Веры Полозковой в Инстаграм. Афиша поэтического тура. Музыкальный альбом «Высокое разрешение» - стихи, начитанные вслух автором под медитативную электронику.

Личный блог в Инстаграм и сайт Линор Горалик. Линор Горалик занимается маркетингом (маркетинговый консультат, ведет телеграм-канал про маркетинг The Content Is The Queen, в котором почти 20 тысяч подписчиков), преподает теорию костюма, создает ювелирные работы, а также является автором популярного комикса «Заяц ПЦ и его воображаемые друзья»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.