“Я” и “другой” в лирике У. Б. Йейтса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Маркова Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат наук Маркова Екатерина Александровна
Содержание
Введение
Глава I. «Маска» В ранней поэзии У.Б. Йейтса
1. О лирическом субъекте стихотворения «Влюбленный рассказывает о розе своего сердца»
2. Образ влюбленного в стихотворении «Песнь скитальца Энгуса»
3. Субъектно-образная организация стихотворения «Шутовской колпак»
Глава II. Лирическое «я» зрелой лирики У.Б. Йейтса
1. Лирическое «я» стихотворения «Пасха, 1916»
2. «Я» и «другой» в стихотворении «Второе пришествие»
3. «Плавание в Византию»: поэт в поисках идеала
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэтика «Песен» Э. Паунда [URL: http://www.philol.msu.ru/~ref/001_25_14.htm]2015 год, кандидат наук Винокурова Алина Иосифовна
Поэтологические доминанты в драмах Ирландского литературного Возрождения на сюжеты кельтского эпоса2021 год, кандидат наук Олькова Алена Алексеевна
Лирическое в драме и драматическое в лирике А. Блока и У.Б. Йейтса: к проблеме символистской поэтики2004 год, кандидат филологических наук Иванова, Ольга Михайловна
Поэзия У. Х. Одена: Проблемы поэтики2001 год, кандидат филологических наук Дьяченко, Ирина Алексеевна
Мифопоэтический аспект ранней лирики У.Б. Йетса: 1889 - 1899 гг.2005 год, кандидат филологических наук Приходько, Вера Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «“Я” и “другой” в лирике У. Б. Йейтса»
Введение
Рубеж XIX и XX веков является переходным не только чисто хронологически, но и с точки зрения эволюции творческого сознания, которое на протяжении XIX века, постепенно отказавшись от литературной нормативности предыдущих столетий, сделало центром творчества индивидуальное и субъективное - культ личности творца и продолжающее его видение и символически соответствующий им художественный (поэтический) язык.
Казалось бы, действительность первой трети XX века должна была в корне изменить эту философию творчества. Речь идет о первой мировой войне, появлении диктаторских и тоталитарных режимов в Европе, научно-технических революциях и, наконец, о «смерти Бога». Однако все эти события реактуализировали романтический конфликт между «новым» и «старым», который, в свою очередь, породил модернизм. Иными словами, модернизм не отрекся от творческих свершений XIX века: романтическое сознание эволюционировало в XX век, который продолжил постигать все новые и все более изощренные грани субъективности1.
Совершенно особое место в этом процессе занимает творчество Уильяма Батлера Йейтса (William Butler Yeats, 1865-1939), которое было самым детальным образом изучено в англо-американском литературоведении. Отдельные исследования посвящены таким вопросам творчества Йейтса, как место его поэзии в романтической, символистской и модернистской
1 Подробнее см.: Толмачёв В.М. Где искать XX век? // Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М. Толмачёва. Изд. 2-е, дополн. и перераб. Т. 1. М.: Юрайт, 2014. С. 16-72.
2 3
традициях , жанровое своеобразие его стихотворений , влияние определенных философских идей4, история создания конкретных текстов5, эстетические взгляды Йейтса6, значимость оккультных теорий и практик в его жизни и
7 8
творчестве , история в трактовке поэта, а также его гражданская позиция .
2 Bornstein G. Poetic Remaking: The Art of Browning, Yeats, and Pound. State College (PA): Pennsylvania State UP, 1988.
Donoghue D. Yeats: The Question of Symbolism // Myth and Reality in Irish Literature / Ed. by J. Ronsley. Waterloo, Ontario: Wilfred Laurier UP, 1977.
Ellmann R. Eminent Domain. Yeats among Wilde, Joyce, Pound, Eliot and Auden. Oxford: Oxford UP, 1967.
Evans B.J. Tradition and Romanticism. Studies in English Poetry from Chaucer to W.B. Yeats. L.: Methuen, 1940.
Gibson M. Yeats, Coleridge and the Romantic Sage. L.: Macmillan, 2000.
Hickman M.B. The Geometry of Modernism: The Vorticist idiom in Lewis, Pound, H.D., and Yeats. Austin (TX): University of Texas Press, 2005.
Holdridge, J. Those Mingled Seas: The Poetry of W.B. Yeats, the Beautiful and the Sublime. Dublin: University College Dublin Press, 2000.
Jones, J. Land Adam's Dream: Mythic Consciousness in Keats and Yeats. Athens (GA): University of Georgia Press, 1975.
Longley E. Yeats and Modern Poetry. Cambridge: Cambridge UP, 2013.
O'ConnorL. W.B. Yeats and Modernist Poetry// The Cambridge Companion to Irish Modernism / Ed. by J. Cleary. Cambridge: Cambridge UP, 2014.
O'Driscoll R. Symbolism and some Implications of the Symbolic Approach: W.B. Yeats during the eighteen-nineties. Dublin: Dolmen, 1975.
Partridge A.C. The Language of Modern Poetry: Yeats, Eliot, Auden. L.: Deutsch, 1976. 351 p. Richardson J. Vanishing Lives. Style and Self in Tennyson, D.G. Rossetti, Swinburne and Yeats. Charlottesville: University of Virginia, 1988.
RosenthalM.L. Sailing into the Unknown: Yeats, Pound and Eliot. N.Y.: Oxford UP, 1978. 224 p. SewardB. The Symbolic Rose. N.Y.: Columbia UP, 1960.
Stead C.K. Pound, Yeats, Eliot and the Modernist Movement. New Brunswick (N.J.): Rutgers UP, 1986.
3 Meir C. The Ballads and Songs of W.B. Yeats. The Anglo-Irish Heritage in Subject and Style. N.Y.: Barnes & Noble Books, 1974.
4 Bell V.M. Yeats and the Logic of Formalism. Columbia (MO): University of Missouri Press, 2006. Bohlmann O. Yeats and Nietzsche: An Exploration of Major Nietzschean Echoes in the Writings of William Butler Yeats. L.: Macmillan, 1982.
5 Bradford C. Yeats at Work. Carbondale (IL): Southern Illinois UP, 1965.
Jakobson R.O. "The Sorrow of Love" through the Years. Lisse: Peter de Ridder Press, 1977. Stallworthy J. Between the Lines: Yeats's Poetry in the Making. Oxford: Clarendon Press, 1971.
6 Engelberg E. The Vast Design: Patterns of W.B. Yeats's Aesthetic. Toronto: University of Toronto Press, 1964.
7 Harper G.M. The Making of Yeats's "A Vision". A Study of the Automatic Script. L.: Macmillan, 1987.
Harper G.M. Yeats's The Golden Dawn. N.Y.: Barnes & Noble, 1974. Harper G.M. Yeats and the Occult. Toronto: Macmillan of Canada, 1975.
Cullingford E.B. Yeats, Ireland and Fascism. L.: Macmillan, 1981. O'Brien C.C. Passion and Cunning: An Essay on the Politics of W.B. Yeats // In Excited Reverie: A Centenary Tribute to William Butler Yeats, 1865-1939 / Ed. by A.N. Jeffares and K.G.W. Cross. N.Y.: Macmillan, 1965.
StanfieldP.S. Yeats and Politics in the 1930s. L.: Macmillan, 1987.
К примеру, Т. Уайтейкер определяет взаимоотношения Йейтса с историей следующим образом: «... история стала для Йейтса загадочным собеседником, иногда отражающим "я" поэта, а порой - его противоположность. [...] Он творчески перерабатывал историю... но также ожидал, что история проявит все,
9
что скрыто от его сознания» .
Более важен вопрос о связях Йейтса с романтизмом. О них написано немало. На наш взгляд, среди лучших работ этого рода монографии Х. Блума и Дж. Борнстейна. С одной стороны, Х. Блум «вписывает» поэзию и драму Йейтса в романтическую традицию, называя его «последним представителем высокого романтизма, без тени иронии провозглашающим культ воображения»10. В то же время Йейтс воспринимается Х. Блумом как новатор, который умышленно «неверно интерпретирует»11 творения романтиков (преимущественно Блейка и Шелли). Дж. Борнстейн в монографии «Йейтс и Шелли» прослеживает явное влияние Шелли на Йейтса лишь до 1903 года: в своей ранней поэзии Йейтс подражал Шелли, но на рубеже веков шеллиевские
стиль и представление об «интеллектуальной красоте» сменились
12
«антиномическим видением» . В более поздней книге Борнстейна, «Трансформации романтизма у Йейтса, Элиота и Стивенса», творчество Йейтса рассматривается одновременно в контексте романтизма и модернизма13.
Исследователи традиционно связывают творчество Йейтса не только с романтизмом, но и символизмом. Н. Фрай в своем эссе выделяет два основных источника «символистского языка» Йейтса: ирландские мифы и оккультизм14. Безусловно, лишь ими поэт не ограничивается, поэтому добавим наиболее
9 Whitaker T.R. Swan and Shadow: Yeats's Dialogue with History. University of North Carolina Press, 1964. P. 4.
10 Bloom H. Yeats. Oxford: Oxford UP, 1970. P. 471.
11 Bloom H. Ibid. P. 201.
12 Bornstein G. Yeats and Shelley. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1970. P. 113.
13 Bornstein G. Transformations of Romanticism in Yeats, Eliot, and Stevens. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1976.
14 Frye N. Yeats and the Language of Symbolism // Fables of Identity: Studies in Poetic Mythology / Ed. by N. Frye. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1963.
важные для Йейтса источники: религия (прежде всего христианская); творчество ряда поэтов, писателей, философов и художников; исторические события. Для ряда исследователей важным вопросом стало соотношение символизма у Йейтса и у европейских поэтов «конца века» - П. Валери, С. Малларме, П. Верлена, Р.М. Рильке15. Впрочем, возможное сходство преимущественно типологическое - Йейтс знал поэзию французских символистов лишь отрывочно и только в переводе, так как не владел французским языком16. В том числе поэтому специалисты квалифицируют влияние французского символизма на творчество Йейтса как весьма незначительное и находят своеобразие йейтсевского символизма в его связях
17 18
с философией истории , а его корни - в работах У. Блейка .
В целом можно согласиться с С. Патцелом, который, проанализировав основные эссе Йейтса, посвященные символизму19, приходит к выводу, что «йейтсевский концепт "образа" как "творения вечности" схож с концептом
"символа" как "единственно возможного способа выражения
20
трансцендентного"» . В результате, с точки зрения С. Патцела, многие стихотворения Йейтса можно рассматривать как «символистический акт», «чтобы понять, почему Йейтс называет символические образы в своей поэзии "творением вечности", и определить взаимосвязи, возникающие между живущими во времени писателем и читателем и вечным образом»21.
Связи Йейтса с модернистами и их поэзией имеют совершенно иной характер, чем его связи с романтизмом и символизмом. Йейтс был хорошо
15 Shaw P. W. Rilke, Valery and Yeats: The Domain of the Self. New Brunswick: Rutgers UP, 1964.
16 Foster R. W.B. Yeats: A life. 1: The Apprentice Mage, 1865 - 1914. Oxford: Oxford UP, 1998. P. 74.
17 Tindall W. The Symbolism of W.B Yeats // Yeats: A Collection of Critical Essays / Ed. by J. Unterecker. Upper Saddle River (NJ): Prentice Hall, 1963.
18 Adams H. Blake and Yeats: The Contrary Vision. N.Y.: Cornell UP, 1955.
19 Yeats W.B. The Symbolism of Poetry // The Collected Works of W.B. Yeats. Vol. IV. Early Essays / Ed. by R.J. Finneran, G. Bornstein. P. 113-124.
Yeats W.B. Symbolism in Painting // The Collected Works of W.B. Yeats. Vol. IV. Early Essays / Ed. by R.J. Finneran, G. Bornstein. P. 108-112.
20 Putzel S. Reconstructing Yeats: The Secret Rose and The Wind Among the Reeds. Dublin: Gill and Macmillan, 1986. P. 139.
21 Putzel S. Ibid. P. 140.
знаком с Э. Паундом и Т.С. Элиотом, поэтому совсем не удивительно, что
многие исследования, посвященные Йейтсу и модернизму, хотя бы отчасти
22
носят биографический характер . Л. О'Коннор очень четко определяет место Йейтса в английском модернизме: «. Йейтс, викторианец и самопровозглашенный "последний романтик", опровергает тезис о том, что модернизм отказывается от всего, что предшествовало ему»23. Творчество Йейтса не просто оказывается связующим звеном между литературными течениями разных эпох, но вскрывает всю сложность внутренних связей, существующих между ними.
Помимо анализа собственно произведений поэта, литературных текстов
24
(здесь выделяются уже ставшими классическими работы А. Джефферса , Х. Блума25, Дж. Антерекера26), европейские и американские исследователи обращают пристальное внимание на биографию Йейтса. Поэт воспринимал написание автобиографических работ скорее как способ «переделать себя», чем как точную хронику жизни. Поэтому важной задачей биографов Йейтса стал анализ соотношения автобиографической самопрезентации поэта и реальных фактов его биографии. Иначе говоря, в случае с Йейтсом привлечение биографического материала для анализа его произведений представляется более чем продуктивным: создавая поэтический «миф о себе», Йейтс сознательно использовал элементы своей биографии.
Один из самых авторитетных биографов ирландского поэта - Р. Эллманн. Название написанной им биографии Йейтса практически прямо говорит о
27
ирландском поэте как о мифотворце - «Йейтс: человек и маски» . В этой работе Эллман синтезирует биографию и литературную критику, прослеживает процесс
22 См., напр.: Ellmann R. Eminent Domain. Yeats among Wilde, Joyce, Pound, Eliot and Auden. Oxford: Oxford UP, 1967.
23 O'ConnorL. W.B. Yeats and Modernist Poetry// The Cambridge Companion to Irish Modernism / Ed. by J. Cleary. Cambridge: Cambridge UP, 2014. P. 77.
24 Jeffares A.N. The Circus Animals: Essays on W.B. Yeats. L.: Macmillan, 1970. Jeffares A.N. A New Commentary on the Poems of W.B. Yeats. N.Y.: Macmillan, 1984.
25 Bloom H. Yeats. Oxford: Oxford UP, 1970.
26 Unterecker J. E. A Reader's Guide to William Butler Yeats. Syracuse: Syracuse UP, 1959.
27 Ellmann R. The Man and the Masks. L.: Penguin Books, 1987.
«пересоздания [поэтического] "я"», уделяет особое внимание оккультным практикам Йейтса и влиянию его отца. Эллманн также исследовал творческую
биографию поэта через призму взаимоотношений Йейтса с другими писателями
28
и поэтами, в частности, с Дж. Джойсом, О. Уайлдом, Э. Паундом, Т.С. Элиотом .
29
Другой видный биограф Йейтса - Р. Фостер, написавший двухтомный труд о жизни и творческом развитии ирландского поэта и драматурга. Работа Р. Фостера сфокусирована в основном на духовном, чувственно-эмоциональном и гражданственном аспектах жизни поэта, а вопрос о ее связи с конкретными произведениями Йейтса в этом исследовании затрагивается мало. Во введении Р. Фостер ставит перед собой задачу «изучить влияние Йейтса и его жизненного пути на историю его Родины»30, то есть переносит биографию поэта из микроконстекста его творчества в макроконтекст культурной истории Ирландии, исканий ирландской богемы.
Значительная часть западных исследований поэзии Йейтса посвящена
31
мифу . В их ряду выделяется работа У. Петржака о мифе у Йейтса, Стивенса и Элиота. С точки зрения исследователя, «именно действительность служит для
32
него [Йейтса] источником того, что он называет "мифом о себе"» . У. Петржак устанавливает важную для нашей работы связь между мифом у Йейтса и лирическим «я» его стихотворений: «Йейтс использовал миф для... объединения плана воображения и тех событий реальной жизни, которые имели для поэта решающее значение. Как невозможно существование мифа вне реальности, так
28 Ellmann R. Eminent Domain. Yeats among Wilde, Joyce, Pound, Eliot and Auden. Oxford: Oxford UP, 1967.
29 Foster R. W.B. Yeats: A life. 1: The Apprentice Mage, 1865-1914. Oxford: Oxford UP, 1998. Foster R. W.B. Yeats: A life. 2: The Arch-poet, 1915-1939. Oxford: Oxford UP, 2005.
30 Foster R. W.B. Yeats: A life. 1: The Apprentice Mage, 1865 - 1914. Oxford: Oxford UP, 1998. P. 27.
31 Назовем только несколько из них:
Bhargava A. The Poetry of W.B. Yeats: Myth as Metaphor. New Delhi: Humanities Press, 1980. Hoffmann D.G. Barbarous Knowledge. Myth in the Poetry of Yeats, Graves and Muir. Oxford: Oxford UP, 1970.
GoodM. W.B. Yeats and the Creation of a Tragic Universe. L.: Macmillan, 1987.
Hough G. The Mystery Religion of W. B. Yeats. Sussex: Harvester Press, 1984.
Seiden M.I. William Butler Yeats: The Poet as a Mythmaker. East Lansing (MI): Michigan State UP,
1975.
Ure P. Towards a Mythology: Studies in the Poetry of W.B. Yeats. Brasted: Russell & Russell, 1946.
32 Pietrzak W. Myth, Language and Tradition: A Study of Yeats, Stevens, and Eliot in the Context of Heidegger's Search of Being. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2011. P. 42.
и Маска не может существовать без «я» автора. Эти связи, с свою очередь, обусловлены тем, что жизнь основана на постоянной борьбе и диалоге между «я»
33
и его Маской» .
Собственно проблеме «я» в поэзии Йейтса посвящено очень небольшое число отдельных работ34, что представляется значительным упущением, учитывая, что так или иначе эту тему затрагивает практически каждый исследователь творчества Йейтса. Особое внимание обращает на себя работа Г.
35
Шрикер , в которой анализируется преимущественно прозаические работы («Автобиографии», «Видение»), в то время как лирике уделяется лишь одна глава. Г. Шрикер рассматривает поэтическое «я» у Йейтса как единую сущность, черты которой можно найти во всех текстах поэта. Г. Шрикер анализирует взаимосвязи между разными произведениями Йейтса и их ядром, консолидирующим началом называет именно поэтическое «я»: «Если "я" произведения отделяется от творческого "я" поэта, поэзия становится отражением "гетерогенности современного мира", а не поиском единства бытия»36. Изъян концепции Г. Шрикер обнаруживает себя, когда исследовательница комментирует книгу стихотворений «Ветер в камышах»: йейтсевское поэтическое «я», как его понимает Г. Шрикер, проявляется в весьма специфической форме и только в одном стихотворении, а оставшаяся часть сборника остается не исследованной в свете проблемы «я».
Совсем иначе проблема раскрыта в книге Т. Диггори, который связывает своеобразие поэтического «я» у Йейтса с его увлечением американскими поэтами (прежде всего, У. Уитменом). Согласно Диггори, Йейтс «в поисках "я" обнаружил иной путь, отличный от традиционного, который в то же время стал
33 Pietrzak W. Ibid. P. 48.
34 Levine B. The Dissolving Image: The Spiritual-esthetic Development of W.B. Yeats. Detroit (MI): Wayne State UP, 1970.
Lynch D. Yeats: The Poetics of the Self. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1981. Richardson J. Vanishing Lives. Style and Self in Tennyson, D.G. Rossetti, Swinburne and Yeats. Charlottesville: University of Virginia, 1988.
35 Schricker G.S. A New Species of Man: The Poetic Persona of W.B. Yeats. Toronto: Bucknell UP, 1982.
36 Schricker G.S. Ibid. P. 185.
началом новой традиции» . Иными словами, в работе Т. Диггори Иейтс рассматривается как родоначальник особой традиции субъективности в американской поэзии середины XX века. Несмотря на то что имя Йейтса вынесено в название исследования, оно остается посвященным преимущественно творчеству отдельных американских поэтов-модернистов.
С точки зрения Дж. Райта, «вся поэзия Йейтса может рассматриваться как результат развития приема маски; поначалу она была традиционной романтической позой, но со временем для самого поэта она стала объектом изучения, полностью отделенным от личности автора»38. Признавая важность приема маски в развитии лирического «я» в поэзии Йейтса, отметим, что суждение Дж. Райта нам представляется в целом неверным и требующим корректировок.
В целом достаточно очевидно, что полноценный анализ проблемы «я» в творчестве Йейтса является важной литературоведческой задачей, которая в зарубежном литературоведении остается не вполне решенной. Обратимся к истории вопроса изучения поэзии Йейтса в России.
Первые отечественные работы, посвященные творческому наследию поэта, появились в середине 1980-х годов. Одной из первых к наследию Йейтса обратилась В. А. Ряполова в монографии «У .Б. Йейтс и ирландская
39
художественная культура: 1890-е - 1930-е годы» (1985) . Автор не случайно останавливает свое внимание именно на драматургии Йейтса: к 1980-м годам Йейтс уже почти полвека считался прежде всего крупнейшим ирландским поэтом, в то время как его драматические произведения не получили достаточного признания со стороны критиков. В.А. Ряполова изучила путь Йейтса к театру, его первые драматические опыты и историю создания и развития Театра Аббатства - первого национального театра в Ирландии.
37 Diggory T. Yeats and American Poetry: The Tradition of the Self. Princeton (N.J.): Princeton UP, 2014. P. 5.
38 Wright G.T. The Poet in the Poem: The Personage of Eliot, Yeats, and Pound. Los Angeles (CA): University of California Press, 1960. P. 100.
39 Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура: 1890-е-1930-е годы. М.: Наука, 1985.
В последние два десятилетия интерес к драматургии и особенно поэзии Йейтса значительно вырос у нас в стране. Были защищены ряд кандидатских диссертаций40, а также изданы несколько крупных монографий41. В центре подавляющего большинства диссертационных исследований поэзии Йейтса находится миф. Так, в диссертации «Мифопоэтический аспект ранней лирики У .Б. Йетса» (2005)42 В.С. Приходько
трактует миф в поэзии Йейтса как «универсальную культурную формулу», выраженную в конкретном облике. По мнению автора этой диссертации, ирландский поэт занимается не мифологизированием, а мифотворчеством. В. С. Приходько связывает явление мифотворчества у Йейтса с его поэтическим «я»: «С учетом непосредственной соотнесенности первых трех сборников Иейтса с мифотворческими тенденциями, динамика субъектной структуры, накладывающаяся на систему мотивов и символов рассматриваемых стихотворений должна интерпретироваться в мифопоэтическом ключе, представляя лирического субъекта как героя мифа, творимого Йейтсом о самом себе и, одновременно, о человеке вообще»43. В.С. Приходько рассматривает несколько мифологем, проходящих через все раннее поэтическое творчество Йейтса. Одна из них -мифологема пути, включающая в себя символы медиации (герой ирландской мифологии Кухулин как проводник между мирами, птицы-вестники, корабль). Другие мифологемы в ранней лирике Йейтса - мифологема центра мира, битвы, роза как мифологема посюстороннего мира.
Е.В. Косачева в кандидатской диссертации44 отмечает, что поэзию Йейтса можно считать переходной между мифотворчеством романтическим и модернистским. Автор диссертации выделяет особую мифотворческую схему
40 Иванова О.М. Лирическое в драме и драматическое в лирике А. Блока и У.Б. Йейтса: к проблеме символистской поэзии. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.
КружковГ.М. Сошшишо рое1агит: У.Б. Йейтс и русский неоромантизм. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2003.
41 Горбунов А.Н. Последний романтик: поэзия У.Б. Йейтса. М.: Прогресс, 2015. Кружков Г.М. У.Б. Йейтс. Исследования и переводы. М.: Издательство РГГУ, 2008.
42 Приходько В.С. Мифопоэтический аспект ранней лирики У.Б. Йейтса. Дисс. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
43 Приходько В.С. Там же. С. 15.
44 Косачева Е.В. Йейтс и Блейк: мистический язык и миф. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2002.
Йейтса, согласно которой поэт использует сюжеты ирландских мифов, наполняет их новыми смыслами и создает новый, собственный миф. Специальные исследования творчества Йейтса в контексте мифа также проводили К. А. Соболева45 и А.В. Машинян46.
В свете нашей работы особый интерес представляют две кандидатские диссертации: «Лирическое в драме и драматическое в лирике А. Блока и У.Б.
47
Йейтса: к проблеме символистской поэтики» (2004) О.М. Ивановой и «Сошшипю ро^аташ: У.Б. Йейтс и русский неоромантизм» (2003) Г.М. Кружкова48, работа, часть которой была впоследствии использована ее автором при написании книги «У.Б. Йейтс. Исследования и переводы»49. О.М. Иванова обсуждает крайне важный для нашей диссертации аспект творчества Йейтса - ее интердискурсивность. Автор диссертации называет «включение в лирическую структуру голосов других и их важную конституирующую роль - существенной особенностью всей лирики... У.Б. Йейтса»50. Проблеме символа у Йейтса посвящена еще одна работа - диссертация К.О. Голубович51.
Типологическое сходство52 между поэзией Йейтса и творчеством русских поэтов Серебряного века представляется явлением, в России изученным довольно мало, а за рубежом не исследованным вовсе. Диссертация и монография Г.М. Кружкова посвящены именно этой проблеме: «В потоке публикаций о Серебряном веке до сих пор чрезвычайно мало работ, анализирующих русскую поэзию в общеевропейском контексте. Это тем более
45 Соболева К.А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж.Р.Р. Толкин, У.Б. Йейтс). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.
46 Машинян А.В. Мифологическая поэтика драматургии У.Б. Йейтса. Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2000.
47 Иванова О.М. Лирическое в драме и драматическое в лирике А. Блока и У.Б. Йейтса: к проблеме символистской поэзии. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.
48 Кружков Г.М. Сошшипю рое1агиш: У.Б. Йейтс и русский неоромантизм. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2003.
49 Кружков Г.М. У.Б. Йейтс. Исследования и переводы. М.: Издательство РГГУ, 2008.
50 Иванова О.М. Там же. С. 148.
51 Голубович К.О. Символ в поэзии У.Б. Йейтса. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1998.
52 Под типологическим сходством мы понимаем такое сходство, которое вызвано не прямым влиянием одного поэта или писателя на другого, а общими культурно-литературными тенденциями.
удивительно, что русское поэтическое возрождение, начавшееся в 1890-х годах, во много было связано с западным влиянием»53.
Монография «Последний романтик. Поэзия Уильяма Батлера Йейтса» А.Н. Горбунова54 рассказывает о поэтической эволюции Йейтса, освещает практически все его поэтическое наследие, предлагает развернутый анализ самых значимых сборников стихотворений ирландского поэта. Такая структура книги помогает получить достаточно полное представление о творческом пути Йейтса. Особенно важны для нас замечания исследователя, связанные с использованием маски в стихотворениях Йейтса55. А.Н. Горбунов сопоставляет драматический монолог Р. Браунинга и идею маски у Йейтса: «Хотя Йейтс иногда сочинял стихи в жанре драматического монолога, маску он понимал совсем по-другому... Опыт Браунинга Йейтс как бы спроецировал на самого себя. Надевая маску, он перевоплощался не в знаменитых персонажей истории или поэтов прошлого, но в свое второе "я" художника»56.
Творчеству Йейтса посвящена глава в учебнике под ред. В.М. Толмачёва57, в которой представлен подробный разбор нескольких поздних стихотворений поэта - «Второе пришествие» (The Second Coming, 1920), «Плавание в Византию» (Sailing to Byzantium, 1928) и «Византия» (Byzantium, 1933). В.М. Толмачёв трактует позднюю лирику Йейтса как символистскую, отмечая ее связи с «кругом международного символизма»58. Некоторые из этих стихотворений будут проанализированы и в настоящей работе.
53 Кружков Г.М. У.Б. Йейтс. Исследования и переводы. М.: Издательство РГГУ, 2008. С. 129.
54 Горбунов А.Н. Последний романтик: поэзия У.Б. Йейтса. М.: Прогресс, 2015.
55 Горбунов А.Н. Там же. С. 127—133.
56 Горбунов А.Н. Там же. С. 129-130.
57 Толмачёв В.М. Английская поэзия рубежа веков и творчество У.Б. Йейтса // Зарубежная литература конца XIX-начала XX века / Под. ред. В.М. Толмачёева. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М.: Юрайт, 2014. С. 493-523.
58 Толмачёв В.М. Английская поэзия рубежа веков и творчество У.Б. Йейтса // Зарубежная литература конца XIX-начала XX века / Под. ред. В.М. Толмачёева. Изд. 4-е, дополн. и перераб. М.: Юрайт, 2014. С. 513.
Итак, краткий обзор отечественной и англо-американской критической литературы, посвященной поэзии Йейтса, демонстрирует необходимость фундаментального исследования проблемы лирического «я» у Йейтса.
Таким образом, предметом данной диссертации являются аспекты лирики Йейтса, связанные с проблемой субъекта и субъективности, вопрос о взаимоотношениях «я» и «другого».
Актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью проблемы лирического «я» в поэзии Йейтса при общей актуальности этой проблемы для литературы рубежа XIX - XX веков, и, во-вторых, неуклонно растущим интересом к поэзии Йейтса в России при недостатке фундаментальных исследований его творчества на русском языке.
Ключевые термины нашей диссертации «я» и «другой» мы заимствуем из работ М.М. Бахтина. Эти понятия являются базовыми для философии диалога - направления философской мысли, в рамках которого работал не только Бахтин, но и ряд западноевропейских философов XX века: М. Бубер59, Ф. Эбнер60, Э. Левинас61, М. Хайдеггер62 и Ж.-П. Сартр63.
В настоящей работе мы будем говорить прежде всего о характере присутствия автора-творца в мире стихотворения, специфике взаимосвязи между авторским началом и субъектом лирического высказывания.
Согласно Бахтину, «я» и «другой» - «основные ценностные категории, впервые делающие возможным какую бы то ни было действительную оценку»64. «Я» не может полноценно познать себя без взгляда на себя «другого», объективной может быть лишь оценка «другого». Как отмечают исследователи, «автор у Бахтина - это не инстанция истины, но "дискурс
59 БуберМ. Я и Ты / Пер. под ред. П.С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993.
60 Эбнер Ф. Слово и духовная реальность // От Я к Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога / Сост. и общ. ред. Щитцовой Т.В. Минск: Менск, 1997.
61 Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.
62ХайдеггерМ. Бытие и время. М.: Академический Проект, 2013.
63 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004.
64 Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука-классика, 2000.
другого"»65. Диалогические отношения автора и героя, их сближение в лирическом произведении и в то же время их очевидное несовпадение стали важной темой и для Йейтса. По его словам, с одной стороны, «поэт всегда пишет о собственной жизни», а с другой - «даже когда он кажется полностью самим собой... поэт оказывается перерожденным в абстракцию, нечто искусственное, завершенное... он становится в большей степени типом, чем человеком»66. Наш выбор пал на концепты «я» и «другой», потому что они терминологически точно характеризуют диалогический характер взаимоотношений автора и героя в лирике Йейтса.
Здесь возникает определенное методологическое затруднение - Бахтин развивал концепты «я» и «другого» относительно прозы, а наличие диалогических отношений в лирике и вовсе ставил под сомнение: «... в лирике. герою почти нечего противопоставить автору; автор как бы проникает его всего насквозь, оставляя в нем, в самой глубине его только потенциальную возможность самостояния»67. Иного мнения придерживается С.Н. Бройтман, развивая идею принципиальной диалогичности современной поэзии68. В своей работе исследователь синтезирует методологию М.М. Бахтина и достижения исторической поэтики, прослеживая эволюцию диалога в поэзии. По С.Н. Бройтману, для мифопоэтического сознания был характерен субъектно-образный синкретизм, немотивированный переход от одного субъекта речи к другому, косвенные и внеличные формы авторского присутствия. В традиционалистском художественном сознании, с его тягой к упорядочиванию, нормативности, ведущей тенденцией стала монологичность поэзии, уменьшилась способность «я» видеть себя со стороны, как «другого». Рождение индивидуально-творческого сознания в XIX веке вызвало, с одной
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Метафизическая поэзия в американской литературной традиции2006 год, доктор филологических наук Половинкина, Ольга Ивановна
Communio poetarum:У.Б. Йейтс и русский неоромантизм2003 год, кандидат филологических наук Кружков, Григорий Михайлович
Лингвопоэтический анализ стихотворных произведений У.Б. Йейтса: особенности эволюции индивидуально-авторской манеры2013 год, кандидат наук Аксенова, Анна Владимировна
Структура и поэтика лирических единств в поэзии О. Мандельштама2019 год, доктор наук Минц Белла Александровна
Драматургическая поэтика У. Б. Йейтса1998 год, кандидат филологических наук Мельницер, Григорий Зиновьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маркова Екатерина Александровна, 2018 год
Библиография I. Тексты
1. Поэтические тексты Йейтса
1. Yeats W.B. The Wind among the Reeds. L.: Elkin Mathews, 1899. 108 p.
2. Yeats W.B. The Variorum Edition of the Poems. N.Y.: Macmillan, 1903. 803 p.
3. Yeats W.B. Poems, 1899-1905. Dublin: Maunsel, 1906. 302 p.
4. Yeats W.B. Michael Robartes and the Dancer. Dundrum: Cuala Press, 1920. P. 91.
5. Yeats W.B. Early Poems and Stories. L.: Macmillan, 1925. 528 p.
6. Yeats W.B. The Tower. L.: Macmillan, 1928. 134 p.
7. Yeats W.B. The Collected Poems of W.B. Yeats: Definitive Edition with the Author's Final Revisions. N.Y.: Macmillan, 1956. 480 p.
8. Yeats W.B. The Collected Poems / Ed. by R.J. Finneran. L.: Macmillan, 1989. 544 p.
9. Йейтс У.Б. Избранное / Сост., предисл., коммент., эссе Г. Кружкова; пер. с англ. Г. Кружкова, А. Сергеева. М.: Эксмо, 2012. 416 с.
10. Йейтс У.Б. Плавание в Византию. СПб.: Азбука-классика, 2007. 304 с.
11. Кружков Г.М. УБ. Йейтс. Исследования и переводы. М.: Издательство РГГУ, 2008. 671 с.
2. Прозаические тексты Иейтса
12. Yeats W.B. A Vision. L.: Laurie, 1925. 303 p.
13. Yeats W.B. Autobiographies. L.: Macmillan, 1926. 238 p.
14. Yeats W.B. A Vision. L.: Laurie, 1937. 560 p.
15. Yeats W.B. A General Introduction for my Work // Essays and Introductions. L.: Macmillan, 1961. 509-526 p.
16. Yeats W.B. A Vision. L.: Macmillan, 1962. 305 p.
17. Yeats W.B. Memoirs / Ed. by D. Donoghue. N.Y.: Macmillan, 1973. 318 p.
18. Yeats W.B. Mythologies. N.Y.: Simon & Schuster, 1998. 384 p.
19. Yeats W.B. Per Amica Silentia Lunae. L.: Macmillan, 1918. 94 p.
20. Yeats W.B. Stories of Red Hanrahan: with The Secret Rose and Rosa Alchemica. N.Y.: Dover Publications, 2013. 128 p.
21. Yeats W.B. The Symbolism of Poetry // Essays and Introductions. L.: Macmillan, 1961. 530 p.
22. Йейтс У.Б. Видение / сост., предисл. К. Голубович; общ. ред., коммент. Н. Бавиной. М.: Логос, 2000. 717 с.
23. Йейтс У.Б. Избранные стихотворения лирические и повествовательные / пер. под ред. А.П. Саруханян. М.: Наука, 1995. 406 с.
24. Йейтс У.Б. Роза Алхимии / пер. под ред. В. Нугатова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 400 с.
25. Йейтс У.Б. Тайная Роза / пер. под ред. А.В. Машиняна. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. 224 с.
II. Общие работы по истории и теории литературы и культуры, стиховедению, философии диалога, англо-американскому модернизму
26. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 503 с.
27. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: проблема взаимодействия литературных эпох / Под ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлова. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 568 с.
28. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
29. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. 139 с.
30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
31. Бройтман С.Н. К истории форм лирическою высказывания // Проблема автора в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Ижевск: УдГУ, 1993. 52-69 с.
32. Бройтман С.Н. К проблеме субъектного синкретизма в устной народной лирике // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики: Межвуз. сб. науч. тр. Кемерово: КГУ, 1988. 23-32 с.
33. Бройтман С.Н. Проблема диалога в русской лирике 1 половины XIX века: Учеб. пособие но спецкурсу. Махачкала: ДГУ, 1983. 80 с.
34. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М.: РГГУ, 1997. 305 с.
35. Бройтман С.Н. Три концепции лирики (проблема субъектной структуры) // Известия РАН, серия литература и язык. Т. 54. 1995. №1. 18-29 с.
36. Бубер М. Я и Ты / Пер. под ред. П.С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.
37. Вейман Р. Литературоведение и структурализм // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. 404-434 с.
38. ВинокуроваА.И. Поэтика «Песен» Э. Паунда. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2015. 160 с.
39. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. СПб.: Азбука-Классика, 2005. 315 с.
40. Волюс Н.А. Колориметрия // Физическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988. 704 с.
41. Гаспаров М.Л. Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти. М.: РГГУ, 1999. 297 с.
42. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. 304 с.
43. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М.: Флинта, Наука, 2004. 240 с.
44. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур: Избранные труды. Л.: Наука, 1981. 301 с.
45. ИонкисГ.Э. Английская поэзия XX века (1917-1945). М.: Высшая школа, 1980. 200 с.
46. Конрад К. Диалектика содержания и формы // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. 309-321 с.
47. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 113 с.
48. Косиков Г.К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. 3-49 с.
49. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.
50. Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты. (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука, 2015. 23-45 с.
51. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб..: Искусство-СПб., 2001. 846 с.
52. Мукаржовский Я. К чешскому переводу «Теории прозы» Шкловского // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. 27-37 с.
53. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык // Пражский лингвистический кружок. Сборник статей / Отв. ред. Н.А. Кондрашова. М.: Прогресс, 1967. 406-432 с.
54. Паньков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. М.: Издательство МГУ, 2009. 721 с.
55. Половинкина О.И. Метафизическая поэзия в американской литературной традиции. Дисс. ... доктора филол. наук. М., 2006. 490 с.
56. Проблема автора в художественной литературе. Межвуз. сб. науч. работ / Отв. ред. Б.О. Корман. Устинов: УдГУ, 1985. 157 с.
57. Проблемы литературной формы: Сборник статей / Под ред. В.М. Жирмунского. Л.: Academia, 1927. 223 с.
58. Рошаль В.М. Энциклопедия символов. М.: АСТ, 2008. 1010 с.
59. СартрЖ.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. 639 с.
60. Славиньский Я. К теории поэтического языка // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. 259-276 с.
61. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчетва» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М.: Изд.-во Кулагиной, 2011. 400 с.
62. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике / Сост. М. Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры, 2000. 432 с.
63. Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистический кружок. Сборник статей / Отв. ред. Н.А. Кондрашова. М.: Прогресс, 1967.17-42 с.
64. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. 37-114 с.
65. Толмачёв В.М. Где искать XX век? // Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М. Толмачёва. М.: Юрайт, 2014. 16-72 с.
66. Томашевский Б.В. Избранные работы о стихе. М.: Academia, 2008. 441 с.
67. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
68. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: URSS, 2007. 176 с.
69. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 374 с.
70. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. 488 с.
71. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический Проект, 2013. 460 с.
72. Эбнер Ф. Слово и духовная реальность // От Я к Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога / Сост. и общ. ред. Щитцовой Т.В. Минск: Менск, 1997. 3043 с.
73. Эткинд Е.Г. Материя стиха. М.: РГБ, 2004. 506 с.
74. Якобсон Р. Ретроспективный обзор работ по теории стиха // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 239-269 с.
75. AbramsM.H. The Mirror and the Lamp: Romantic Theory and the Critical Tradition. Oxford: Oxford UP, 1971. 406 p.
76. Baer W. Writing Metrical Poetry: Contemporary Lessons for Mastering Traditional Forms. Cincinnati (OH): Writer's Digest Books, 2006. 264 p.
77. Bowra C. M. The Heritage of Symbolism. L.: Macmillan, 1947. 231 p.
78. Brooks C., Warren R. P. Understanding Poetry. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1965. 584 p.
79. Bush D. Mythology and the Romantic Tradition in English Poetry. N.Y.: Pageant Book Co., 1957. 647 p.
80. Butler C. Early Modernism. Literature, Music and Painting in Europe, 1900-1916. Oxford: Clarendon Press, 1994. 318 p.
81. Case P.S. True and Invisible Rosicrucian Order. Boston (MA): Weiser Books, 1989. 343 p.
82. ChildsP. The Twentieth century in poetry. N.Y.: Routledge, 1999. 234 p.
83. Christ C. T. Victorian and Modern Poetics. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1986. 188 p.
84. Huhn P., Kiefer J. The Narratological Analysis of Lyric Poetry: Studies in English Poetry from the 16th to the 20th Century. Berlin: Walter de Gruyter, 2005. 259 p.
85. Kermode F. Romantic Image. L.: Routledge & Kegan Paul, 1957. 171 p.
86. Khan J.L. Perspective: Romantic, Victorian, and Modern Literature. New Castle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015. 495 p.
87. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners / Ed. by Michael Mayor. Oxford: Macmillan, 2002. 1692 p.
88. Newell B.K. New Conservative Explications: Reasoning with some Classic English Poems. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2011. 135 p.
89. Nicolay T.F. Tolkien and the Modernists: Literary Responses to the Dark New Days of the 20th century. Jefferson (NC): McFarland & Company, 2014.204 p.
90. Parramore L. Reading the Sphinx: Ancient Egypt in Nineteen Century Literary Culture. N.Y.: Macmillan, 2008. 199 p.
91. Pierce D. Light, Freedom and Song: A Cultural History of Modern Irish Writing. New Haven (CT): Yale UP, 2005. 350 p.
92. Rader R. W. The Dramatic Monologue and Related Lyric Forms // Critical Inquiry 3. Chicago (IL): University of Chiacago Press, 1976. 131-151 p.
93. Rainey L. Modernism: An Anthology. Malden (MA): Blackwell Publishing, 2005. 1181 p.
94. Ransom J.C. The New Criticism. Norfolk (CT): New Directions, 1941. 339 p.
95. Romanticism and Consciousness: Essays in Criticism / Ed. by H. Bloom. N.Y.: Norton, 1970. 405 p.
96. Skeat W. An Etymological Dictionary of the English Language / Ed. by J. Donald. N.Y.: Dover Publications, 2005. 832 p.
97. Stade G., Karbiener K. Encyclopedia of British Writers, 1800 to the Present. N.Y.: Facts on File, 2010. 593 p.
98. Tambling J. Re: Verse: Turning Towards Poetry. Harlow: Pearson Education, 2007. 261 p.
99. Tate A. Reactionary Essays on Poetry and Ideas. N.Y.: Charles Scribner's Sons. 1936. 240 p.
100. Tindall W.Y. The Literary Symbol. N.Y.: Columbia UP, 1955. 278 p.
101. Tinker F. Pagan Portal Pathworking through Poetry. Winchester: Moon Books, 2012. 78 p.
III. Работы о У.Б. Йейтсе
102. Голубович К.О. Символ в поэзии У.Б. Йейтса. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1998. 238 с.
103. Горбунов А.Н. Последний романтик: поэзия У.Б. Йейтса. М.: Прогресс, 2015. 400 с.
104. Иванова О.М. Лирическое в драме и драматическое в лирике А. Блока и У.Б. Йейтса: к проблеме символистской поэзии. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005. 213 с.
105. Косачева Е.В. Йейтс и Блейк: мистический язык и миф. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2002. 245 с.
106. Кружков Г.М. Communio poetarum: У.Б. Йейтс и русский неоромантизм. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2003. 217 с.
107. Машинян А.В. Мифологическая поэтика драматургии У.Б. Йейтса. Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2000. 211 с.
108. Приходько В.А. Мифопоэтический аспект ранней лирики У.Б. Йейтса. Дисс. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 262 с.
109. Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура: 1890-е - 1930-е годы. М.: Наука, 1985. 268 с.
110. Саруханян А.П. Новое мифотворчество: У.Б. Йейтс и Дж. Джойс // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 284-304 с.
111. Соболева К.А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж.Р.Р. Толкин, У.Б. Йейтс). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005. 216 с.
112. Толмачёв В.М. Английская поэзия рубежа веков и творчество У.Б. Йейтса // Зарубежная литература конца XIX-начала XX века / Под ред. В.М. Толмачёва. М.: Юрайт, 2014. 493-523 с.
113. Adams H. The Contrary Vision. N.Y.: Cornell UP, 1955. 328 p.
114. Armstrong C. Refraiming Yeats: Genre, Allusion and History. L.: Bloomsbury, 2013. 192 p.
115. Bell V.M. Yeats and the Logic of Formalism. Columbia (MO): University of Missouri Press, 2006. 201 p.
116. Bhargava A. The Poetry of W.B. Yeats: Myth as Metaphor. New Delhi: Humanities Press, 1980. 260 p.
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
Bloom H. The Visionary Company: A Reading of English Romantic
Poetry. Ithaca: Cornell UP, 1971. 477 p.
Bloom H. Yeats. Oxford: Oxford UP, 1970. 500 p.
Bohlmann O. Yeats and Nietzsche: An Exploration of Major Nietzschean
Echoes in the Writings of William Butler Yeats. L.: Macmillan, 1982. 222
p.
Bornstein G. Poetic Remaking: the Art of Browning, Yeats, and Pound. State College (PA): Pennsylvania State UP, 1988. 164 p. Bornstein G. Transformations of Romanticism in Yeats, Eliot, and Stevens. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1976. 263 p. Bornstein, G. Yeats and Shelley. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1970. 239 p.
Bornstein G. Yeats's Romantic Dante // Colby Library Quarterly. Vol. 15. Waterville (ME): Colby College, 1979. P. 93-113. Bradford C. Yeats at Work. Carbondale (IL): Southern Illinois UP, 1965. 407 p.
Brown M. J. The Politics of Irish Literature: From Thomas Davis to W. B. Yeats. L.: Allen and Unwin, 1972. 431 p.
Burswick G. A Study Guide for William Butler Yeats's «The Second Coming». Farmington Hills (MI): Gale Cengage Learning, 2000. 20 p. Clayton D. Pierrot in Petrograd: Commedia dell'Arte/ Balagan in Twentieth-Century Russian Theatre and Drama. Montreal: MQUP, 1994. 400 p.
CullingfordE.B. Gender and History in Yeats's Love Poetry. Syracuse (NY): Syracuse UP, 1996. 334 p.
Cullingford E.B. Yeats, Ireland and Fascism. L.: Macmillan, 1981. 251 p. Denton M.J. The Form of Yeats Lyric Poetry. N.Y.: University Microfilms, 1957. 448 p.
Diggory T. Yeats and American Poetry: The Tradition of the Self. Princeton (N.J.): Princeton UP, 2014. 284 p.
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Donoghue D. Yeats: The Question of Symbolism // Myth and Reality in Irish Literature / Ed. by J. Ronsley. Waterloo, Ontario: Wilfred Laurier UP, 1977. 99-115 p.
Eagleton T. History and Myth in Yeats's 'Easter 1916' / Essays in Criticism 21. N.Y.: Schocken Books, 1971. P. 248-260. Ellmann R. Eminent Domain. Yeats among Wilde, Joyce, Pound, Eliot and Auden. Oxford: Oxford UP, 1967. 159 p. Ellmann R. The Identity of Yeats. L.: Macmillan, 1954. 343 p. Ellmann R. The Man and the Masks. L.: Penguin Books, 1987. 336 p. EngelbergE. The Vast Design: Patterns of W.B. Yeats's Aesthetic. Toronto: University of Toronto Press, 1964. 284 p. Evans B.J. Tradition and Romanticism. Studies in English Poetry from Chaucer to W.B. Yeats.
Finneran R.J. William Butler Yeats: The Byzantium Poems. Westerville (OH): Merrill Publishing Company, 1970. 160 p. FosterR. W.B. Yeats: A life. 1: The Apprentice Mage, 1865 - 1914. Oxford: Oxford UP, 1998. 640 p.
FosterR. W.B. Yeats: A life. 2: The Arch-poet, 1915 - 1939. Oxford: Oxford UP, 2005. 856 p.
Freyer G. W.B. Yeats and the Anti-democratic Tradition. Dublin: Gill and Macmillan, 1981. 143 p.
Frye N. Yeats and the Language of Symbolism // Fables of Identity: Studies in Poetic Mythology. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1963. 218237 p.
Gage J. Color and Culture: Practice and Meaning from Antiquity to Abstraction. Berkeley (CA): University of California Press, 1999. 335 p. Gibson M. Yeats, Coleridge and the Romantic Sage. L.: Macmillan, 2000. 224 p.
GoodM. W.B. Yeats and the Creation of a Tragic Universe. L.: Macmillan, 1987. 176 p.
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
Gorski W.T. Yeats and Alchemy. N.Y.: State University of New York Press, 1996. 223 p.
Grene N. Yeats's Poetic Codes. Oxford: Oxford UP, 2008. 272 p. Hengraves P. Poetry for All Seasons: Poems, Forms and Styles. Bloomington (IN): AuthorHouse, 2007. 200 p. Hardy B. The Advantage of Lyric: Essays on Feeling in Poetry. L.: Bloomsbury, 2013. 144 p.
Harper G.M. The Making of Yeats's "A Vision". A Study of the Automatic Script. L.: Macmillan, 1987. 301 p.
Harper G.M. Yeats's The Golden Dawn. N.Y.: Barnes & Noble, 1974. 322 p.
Harper G.M. Yeats and the Occult. Toronto: Macmillan of Canada, 1975. 322 p.
Hickman M.B. The Geometry of Modernism: The Vorticist idiom in Lewis, Pound, H.D., and Yeats. Austin (TX): University of Texas Press, 2005. 332 p.
Higgins G. Heroic Revivals from Carlyle to Yeats. N.Y.: Macmillan, 2012.226 p.
Hoffmann D.G. Barbarous Knowledge. Myth in the Poetry of Yeats, Graves and Muir. Oxford: Oxford UP, 1970. 282 p. Holdeman D. The Cambridge Introduction to W.B. Yeats. N.Y.: Cambridge UP, 2006. 148 p.
Holdridge, J. Those Mingled Seas: The Poetry of W.B.Yeats, the Beautiful and the Sublime. Dublin: University College Dublin Press, 2000. 258 p. Hough G. The Mystery Religion of W. B. Yeats. Sussex: Harvester Press, 1984.129 p.
Jakobson R.O. "The Sorrow of Love" through the Years. Lisse: Peter de Ridder Press, 1977. 55 p.
Jeffares A.N. A New Commentary on the Poems of W.B. Yeats. N.Y.: Macmillan, 1984. 543 p.
162. Jeffares A.N. The Circus Animals: Essays on W.B. Yeats. L.: Macmillan, 1970. 183 p.
163. Johnson A.N. Sign, Structure and Self-Reference in W.B. Yeats's "Sailing to Byzantium" // Literary Theories in Praxis. State College (PA): University of Pennsylvania Press, 1987. 137-142 p.
164. Jones, J. Land Adam's Dream: Mythic Consciousness in Keats and Yeats. Athens (GA): University of Georgia Press, 1975. 226 p.
165. Kline G.C. The Last Courtly Lover: Yeats and the Idea of Woman. Ann Arbor (MI): UMI Research Press, 1983. 199 p.
166. Larrissy E. Introduction // The First Yeats: Poems by W.B. Yeats 18891899/ Ed. Larrissy E. Manchester, 2011. 2-9 p.
167. Levine B. The Dissolving Image: The Spiritual-esthetic Development of W.B. Yeats. Detroit (MI): Wayne State UP, 1970. 180 p.
168. Longley E. Yeats and Modern Poetry. Cambridge: Cambridge UP, 2013. 249 p.
169. Lynch D. Yeats: The Poetics of the Self. Chicago (IL): University of Chicago Press, 1981. P. 240.
170. Mahaffey V. States of Desire: Wilde, Yeats, Joyce, and the Irish Experiment. Oxford: Oxford UP, 1998. P. 288.
171. Martin H.C. W.B. Yeats: Metaphysician as Dramatist. Ontario: Wilfrid Laurier UP, 1986. 153 p.
172. Meir C. The Ballads and Songs of W.B. Yeats. The Anglo-Irish Heritage in Subject and Style. N.Y.: Barnes & Noble Books, 1974. 141 p.
173. Moore V. The Unicom: W.B. Yeats's Search for Reality. N.Y.: Macmillan, 1954.519 p.
174. Murphy R.E. The Meaning of Byzantium in the Poetry and Prose of W.B. Yeats: The Artifice of Eternity. Lewiston (NY): Edwin Mellen Press, 2004.238 p.
175. O'Brien C.C. Passion and Cunning: An Essay on the Politics of W.B. Yeats // In Excited Reverie: A Centenary Tribute to William Butler Yeats,
1865-1939 / Ed. by A.N. Jeffares and K.G.W. Cross. N.Y.: Macmillan, 1965. 207-278 p.
176. O'ConnorL. W.B. Yeats and Modernist Poetry// The Cambridge Companion to Irish Modernism. Cambridge: Cambridge UP, 2014. 77-94 p.
177. O'Driscoll R. Symbolism and some Implications of the Symbolic Approach: W.B. Yeats during the eighteen-nineties. Dublin: Dolmen, 1975. 84 p.
178. O'NeillM. A Routledge Literary Sourcebook on the Poems of W.B. Yeats. L.: Routledge, 2004. 194 p.
179. Parkinson T.F. W.B. Yeats: The Later Poetry. N.Y.: Macmillan, 1964. 260 p.
180. Partridge A.C. The Language of Modern Poetry: Yeats, Eliot, Auden. L.: Deutsch, 1976. 351 p.
181. Pietrzak W. Myth, Language and Tradition: A Study of Yeats, Stevens, and Eliot in the Context of Heidegger's Search of Being. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2011. 330 p.
182. Pryor S. W. B. Yeats, Ezra Pound, and the Poetry of Paradise. L.: Routledge, 2016. 240 p.
183. Purdy D.H. Biblical Echo and Allusion in the Poetry of W.B. Yeats: Poetics and the Art of God. Lewisburg (PA): Bucknell UP, 1994. 169 p.
184. Putzel S. Reconstructing Yeats: The Secret Rose and The Wind Among the Reeds. Dublin: Gill and Macmillan, 1986. 242 p.
185. Richardson J. Vanishing Lives. Style and Self in Tennyson, D.G. Rossetti, Swinburne and Yeats. Charlottesville: University of Virginia, 1988. 240 p.
186. RosenthalM.L. Sailing into the Unknown: Yeats, Pound and Eliot. N.Y.: Oxford UP, 1978. 224 p.
187. Ross D. A Critical Companion to William Butler Yeats. N.Y.: Facts on File, 2009. 673 p.
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
RuddE.M. Divided Image: A Study of William Blake and W.B. Yeats. N.Y.: Routledge, 2015. 239 p.
Sarkar S.K. W.B. Yeats. Poetry and Plays. New Dehli: Atlantic Publishers and Distributors, 2002. 362 p.
Schricker G.S. A New Species of Man: The Poetic Persona of W.B. Yeats. Toronto: Bucknell UP, 1982. 214 p.
Seiden M.I. William Butler Yeats: The Poet as a Mythmaker . East Lansing (MI): Michigan State UP, 1975. 397 p.
SewardB. The Symbolic Rose. N.Y.: Columbia UP, 1960. 233 p. Shaw P. W. Rilke, Valery and Yeats: The Domain of the Self. New Brunswick: Rutgers UP, 1964. 278 p.
SinhaM.P. W.B. Yeats: His Poetry and Politics. New Delhi: Atlantic Publishers & Dist, 2003. 200 p.
Skene R. The Cuchulain Plays of W. B. Yeats. A Study. N.Y.: Columbia UP, 1974. 278 p.
Smith S. W.B. Yeats: A Critical Introduction. Lanham (MD): Rowman & Littlefield, 1990. 179 p.
SpurrB. HSC Advanced English. Glebe: Pascal Press, 2009. 311 p. Stallworthy J. Between the Lines: Yeats's Poetry in the Making. Oxford: Clarendon Press, 1971. 261 p.
StanfieldP.S. Yeats and Politics in the 1930s. L.: Macmillan, 1987. 227 p. Stead C.K. Pound, Yeats, Eliot and the Modernist Movement. New Brunswick (N.J.): Rutgers UP, 1986. 393 p.
Tindall W. The Symbolism of W.B:Yeats // Yeats: A Collection of Critical Essays / Ed. by J. Unterecker. Upper Saddle River (N.J.): Prentice Hall, 1963.180 p.
Unterecker J. E. A Reader's Guide to William Butler Yeats. Syracuse: Syracuse UP, 1959. 310 p.
Ure P. Towards a Mythology: Studies in the Poetry of W.B. Yeats. Brasted: Russell & Russell, 1946. 123 p.
204. Vendler H. Our Secret Discipline. Yeats and Lyric Form. Cambridge (MA): Harvard UP, 2007. 428 p.
205. Whitaker T.R. Swan and Shadow: Yeats's Dialogue with History. University of North Carolina Press, 1964. 340 p.
206. Wright G.T. The Poet in the Poem: The Personage of Eliot, Yeats, and Pound. Los Angeles (CA): University of California Press, 1960. 167 p.
207. Yeats's Political Identities: Selected Essays / Ed. by J. Allison. Ann Arbor (MI): University of Michigan Press, 1996. 352 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.