Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сергеева, Татьяна Борисовна

  • Сергеева, Татьяна Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 213
Сергеева, Татьяна Борисовна. Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ставрополь. 1998. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сергеева, Татьяна Борисовна

Введение.

Глава 1. Педагогические взгляды Г1.А. Сорокина в контексте гуманистической мысли России конца Х1Х - начала XX века

1.1. П.А. Сорокин - педагог и организатор науки.

1.2. П.А. Сорокин и культурно - педагогическая традиция России

1.3. Педагогические проблемы периода социальной деструкции в оценке П.А. Сорокина.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Педагогические традиции и инновации в учении П.А. Сорокина

2.1. Взгляды П.А. Сорокина на задачи воспитания и образования

2.2. Взаимодействие как способ самоакгуализации личности основа содержания научной концепции П.А. Сорокина.

2.3. Альтруистическая любовь как основа педагогического взаимодействия в учении П.А. Сорокина.

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Процесс трансформации институтов российского общества в связи с переходным периодом серьезно отразился на его социальной структуре, переосмыслении норм и ценностей. Особое место в социальной динамике всегда занимает подрастающее поколение. Будущее российского общества во многом определяется его окончательным выбором между традиционными ценностями и ценностями культурных систем Запада, так как процесс интегрирования культур в настоящее время приобретает интенсивный характер. Трудность выбора обусловлена комплексом негативных явлений в жизни современного российского общества, который можно охарактеризовать как процесс социальной деструкции.

В связи с этим российская школа, учительство и молодежь оказались в ситуации поиска новых, скорректированных реалиями жизни, ценностных установок и моральных норм. Процесс смены ценностей, являющийся с исторической точки зрения закономерным, в рамках жизни одного поколения воспринимается трагически, так как аксиологические системы старшего и младшего поколений расходятся по многим параметрам. Это явление служит причиной трудностей в организации педагогического процесса, воспитании и социализации молодежи.

Процесс социальной деструкции воспринимается учителями на уровне обыденного сознания. По этой причине они часто не в состоянии с научной точки зрения разъяснить воспитанникам социальную перспективу и поддержать в них чувство социального оптимизма, что приводит отдельных учащихся к ощущению обреченности и бесперспективности. Для педагогического знания исключительно важны понимание детерминационной сущности происходящих процессов и разработка педагогических технологий, способствующих адаптации учащихся и самих педагогов к условиям социальной аномии.

Обращение к историческому опыту, к личному опыту педагогов и ученых, осмысливших подобный деструктивный период, позволяет не только понять диалектическую сущность происходящих процессов, но и прогнозировать процессы генерации педагогических тенденций. В этой связи мы сочли необходимым обратиться к анализу интегрального социологического и культурологического учения Питирима Александровича Сорокина (1889-1968гг.) и вычленить из его контекста педагогический смысл. Обращение к его учению обусловлено также и тем, что гуманистические тенденции русской педагогики Х1Х века были не только глубоко усвоены им, но и получили в его системе взглядов новое конкретно-историческое содержание. Кроме того, учение П.А. Сорокина носит надклассовый и наднациональный характер, оно содержит философско-гуманистические основания для рассмотрения всех форм социального взаимодействия и педагогического как его частного случая.

Научной заслугой П.А. Сорокина является интегрирование гуманистических тенденций русской педагогики, нашедших отражение в трудах А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахте-рова, Н.К. Вентцеля, В.М. Бехтерева, этических воззрений русской социологической школы, представленной П.Л. Лавровым, М.М. Ковалевским, В.Е. Де-Роберти,

Н.К. Михайловским, Н.И. Кареевым, С.Н. Южаковым, В.М. Черновым, Л.И. Пет-ражицким, и либеральных воззрений западноевропейских и американских психологов и социологов (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г.Спенсер, Г. Тард, В. Парето, Ж. Пиаже) на основе собственной системы взглядов на человека и возможности его жизненного выбора.

Труды П.А. Сорокина представляют собой комплекс научных исследований в области социологии, этики, культурологии, истории, социальной педагогики, психологии, в силу чего они стали объектом изучения российскими учеными. Основное внимание при этом уделяется социологическим аспектам его учения. Значительно меньше изучены педагогические взгляды П.А. Сорокина, хотя в последнее время в педагогической литературе появляется все больше идей, высказанных П.А. Сорокиным в период разветвления российской педагогики на два альтернативных направления: классово-партийной и аксиологической ориентации.

Интерес педагогической науки к наследию П.А. Сорокина, с нашей точки зрения, вызван прежде всего поиском новой парадигмы воспитания и образования, потребность в которой возникла в современном обществе в связи с кризисным состоянием идеологии, традиционных ценностей и норм. Трудность этого периода обусловлена появлением экономических и политических реалий, которые в своей совокупности можно охарактеризовать как социальную деструкцию, сопровождающуюся деструкцией личности. В исторической ретроспективе Россия переживала подобный период в конце Х1Х - начале XX веков. Обострение кризиса пришлось на период наиболее активной педагогической деятельности П.А. Сорокина. Педагогические проблемы кризисного периода начала века рассматривались им в комплексе с культурологическими, социологическими, философскими, аксиологическими, психологическими аспектами. Это чрезвычайно важно для современной педагогики, поскольку он рассмотрел наиболее продуктивные формы человеческого поведения, позволяющие сохранить культуру личности в период социального распада. Эта конструктивная часть его учения, на наш взгляд, должна быть рефлексирована современной педагогикой.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена и тем, что П.А. Сорокин предложил оригинальную системную концепцию формирования личности, основанную с одной стороны, на традиционных отечественных представлениях, а с другой стороны - на учете социально необходимых для личности нового времени особых черт рационализма, сознательного отношения к миру, сохраняющих как собственную личность, так и свободу и неприкосновенность окружающих.

Современные исследователи научного наследия П.А. Сорокина считают его выдающимся социологом образования и основателем научной школы социально-педагогического направления (Е.Г, Осовский). В частности, эмпирические наблюдения и социологический анализ позволили ему сделать выводы о социальной роли школы в демократическом обществе. Его социологические исследования проблем образования имеют для нашей страны прогностический характер.

Актуальным для развития идеи личностно-ориентированного педагогического взаимодействия является его учение о методе любви, которая должна присутствовать «в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка».

Актуальность выбранной проблематики определяется также тем, что издание его работ в настоящее время ограничено. Это не позволяет иметь полное представление о системе гуманистических, в том числе и педагогических, взглядов П.А. Сорокина. Частично переведены и изданы его главные социологические и культурологические труды. Это потребовало обратиться к оригинальным источникам русского периода его деятельности, что, в свою очередь, дало представление о путях формирования его педагогических взглядов.

Учение П.А. Сорокина интересно тем, что оно основано на многоплановом и содержательном личном опыте. Начало его педагогической деятельности совпало с периодом наивысшего обострения социальных кризисов: Первая мировая война, буржуазная, а затем социалистическая революции, начало перехода к тоталитарному режиму. Опираясь на свой педагогический опыт, анализируя явления социальной деструкции, он разработал в период своей «русской» деятельности концепцию, суть которой заключается в том, что на основе самопознания и саморегулирования личность должна самоопределиться в системе общественных координат. Это, по его определению, является задачей педагогической деятельности.

Несмотря на усилия современных теоретиков и практиков, попытки создать педагогическую концепцию для переходного периода до сих пор не увенчались успехом. Педагогическое сообщество отвергает предлагаемые проекты, не принимают их и другие участники педагогического процесса. Закон Российской Федерации «Об образовании» остается лишь нормативным документом, не несущим в себе концептуальной нагрузки.

Таким образом, в настоящее время продолжает существовать необходимость обращения к историческому опыту функционирования нашего общества в ситуации социальной деструкции и выработки на этой основе педагогических взглядов, в которых, с одной стороны, сохранились бы гуманистические основания отечественной педагогики, а с другой - учитывались бы реалии современной жизни.

Степень разработанности проблемы. Первым опытом исследования жизни и научного наследия П.А. Сорокина являются работы А.Н. Липского, И.А. Голосенко, В.В. Сапова, А.Ю. Согомонова. Анализ трудов русского периода

П.А. Сорокина дан его современниками: Н.И. Кареевым, М.М. Ковалевским, К.М. Тахтаревым.

В советской наукографии его имя было запрещено, издания уничтожены. Только лишь в конце 60-х гг. в связи с обсуждением мировой наукой его теории конвергенции П.А. Сорокин стал фигурировать в «закрытых» диссертациях. В 1992 году в Москве в серии «Мыслители XX века» вышел объемный (543с.) сборник работ П.А. Сорокина досоветского и советского периода «Человек. Цивилизация. Общество». В 1993 году впервые в России появилась его работа «Система социологии» в двух томах, а затем книга под названием «Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет». Она посвящена проблемам социологии, социальной педагогики, этики, проблемам методологии общественных наук, социальным вопросам развития России накануне и во время революции 1917 года, в первые годы после революции. Отдельные фрагменты переписки П.А. Сорокина публиковались в «Социологическом журнале», в специализированной информации по академической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования». В 1997 году Российским гуманитарным фондом была издана книга П.А. Сорокина «Главные тенденции нашего времени», посвященная тенденциям развития человеческой цивилизации в прошлом, настоящем и будущем. По научному наследию П.А. Сорокина в 1994-1998 гг. защищено шесть кандидатских диссертаций в рамках философии, социологии, культурологии и истории (A.M. Беляев, М.В. Золхаева, А.П. Воронина, Н.З. Воробьева, Л.Г. Петухова и В.В. Василенко).

Первые исследования научного наследия П.А. Сорокина появились в середине 70-х годов, в которых он характеризуется как представитель буржуазного социологического направления. Социологический аспект научных трудов П.А. Сорокина изучался И.А. Голосенко, В.В. Саповым, А.Ю. Согомоновым, Т.С.

Васильевой, С.В. Корпушиной, А.В. Липским, Э.П. Петровым, С.Н. Коневым. В последнее время культурологический аспект трудов П.А. Сорокина был исследован Л.Г. Петуховой, исторический - В.В. Василенко. В контексте истории зарубежной русской педагогики вклад П.А. Сорокина в становление социально-педагогической научной школы рассматривался Е.В. Осовским.

Педагогический смысл трудов П.А. Сорокина до настоящего времени изучался Шияновым Е.Н., Котовой И.Б. при рассмотрении ими идей гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Они высоко оценивают вклад П.А. Сорокина в разработку философско-гуманистических оснований российской педагогики.

Анализ названных исследований свидетельствует о том, что в систему педагогических взглядов П.А. Сорокина входят вопросы, еще не получившие должного освещения со стороны ученых, занимающихся вопросами теории и истории педагогики. В то же время сравнительный анализ его трудов с исследованиями современных педагогов показывает, что педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина адекватен современным концепциям гуманистической педагогики (И.Г. Абрамова., Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, Е.И. Казакова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), личностно ориентированного образования и воспитания (Е. В. Бондаревская, В.В. Сериков, С.В. Кульневич, В.А. Петровский и др.), философским основаниям современной парадигмы образования (П.Г. Щедровицкий, А.П. Валицкая, Б.С. Гер-шунский, Б.М. Бим-Бад и др.), педагогики ненасилия (Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, Р.В. Петропавловский, В.А. Ситаров), гуманистическим основаниям народной педагогики (Г.Н. Волков, Б.А. Рыбаков, Д.С. Лихачев, Н.Н. Макарцева и др.) .концепции человека (Н.О. Лосский, С.И. Гес-сен, В.В. Зеньковский, НА Бердяев, И.А. Ильин. С.Л. Франк).

В этой связи объектом исследования был избран современный социально-педагогический процесс, происходящий в момент перехода от одной социокультурной системы к другой, так как несмотря на историческую неопределенность в выборе политического устройства, современное российское общество уже вобрало ряд новых культурных ценностей, которые осмысливаются педагогической теорией.

Предметом исследования стало научное наследие П.А. Сорокина и система его гуманистических взглядов, определяющая человека как личность свободную и призванную к самовоспитанию и самореализации, включенную в систему общества.

Целью исследования является оценка значимости трудов П.А. Сорокина для современной педагогической теории и выяснение возможности практического использования его идей в педагогическом процессе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

- проанализировать труды П.А. Сорокина и выявить их педагогический смысл;

- определить конкретно-историческую ситуацию, вызвавшую обостренный научный интерес П.А. Сорокина к гуманистическим основаниям воспитании и образовании;

- изучить методологические основания педагогических взглядов П.А. Сорокина;

- вычленить из научного наследия П.А. Сорокина те положения, которые по исторической аналогии имеют наибольшее значение для современной педагогической теории и практики;

- изучить педагогический процесс в современной школе и определить целесообразность практического применения педагогических идей П.А. Сорокина.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что основные противоречия переходного периода общественного развития непосредственно влияют на характер педагогического процесса. В этой связи использование гуманистических идей П.А. Сорокина как философско-методологических положений при разработке современных моделей личностно-ориентированного образования позволит утвердить идею развития самостоятельной сознательной личности, гармонично сочетающей индивидуальные формы поведения с пониманием общественного долга. Введение в операционное поле практической педагогики научных положений, выдвинутых П.А. Сорокиным, поможет педагогическому сообществу выработать взгляд на сущность педагогического процесса в переходный период.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования. Основным методом исследования выступал сравнительный анализ философских, педагогических, социологических, исторических и литературных источников, документальных материалов. Кроме того, проводились опрос (анкетирование, беседа) участников современного педагогического процесса, наблюдение за его организацией и личностным ростом воспитанников.

В качестве источниковой базы исследования были взяты труды П.А. Сорокина, педагогические работы современников П.А. Сорокина, педагогические философские, социологические труды русских ученых Х1Х - начала XX века, классиков западной социологии по проблемам личности и образования, русских историков и публицистов, мемуарная и художественная литература, труды современных отечественных и зарубежных педагогов, периодические педагогические, социологические и исторические русские и международные издания, архивные материалы.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности исследования, единства теории и практики, социального детерминизма и историзма, а также аксиологический подход, в соответствии с которым человек рассматривается как высшая ценность общества, и цивилизационный подход, который позволяет рассматривать отечественный педагогический процесс во взаимосвязи со всемирным историко-культурным и историко-педагогическим процессами.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1992-1994гг.) формировалась эмпирическая база исследования в условиях создания альтернативных форм обучения и воспитания, проводился анализ философской, социологической и педагогической литературы, основных трудов П.А. Сорокина, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы

На втором этапе (1995-1996гг.) осуществлялось изучение педагогических взглядов П.А. Сорокина в контексте гуманистического учения, совершенствовалась модель организации педагогического взаимодействия в экспериментальной школе.

На третьем этапе (1996-1998гг.) обобщались и систематизировались теоретические положения и результаты практической деятельности, проводился анализ достоверности отдельных педагогических теоретических положений П.А. Сорокина в условиях переходного периода.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Научное наследие П.А. Сорокина представляет собой уникальный комплекс исследований в области философии, этики, социологии, культурологии, антропологии, психологии, педагогики, истории, в основе которых лежит идея самоценности человеческой личности, ее субъектности. Методология эволюции общественного прогресса, предложенная им, содержит в себе как априорное начало идею познавательной и культуротворческой деятельности человека, что адекватно современному пониманию философско-гуманистических оснований педагогики.

2. Период научной деятельности П.А. Сорокина в России характеризуется интегрированием российских философско-гуманистических и культурно-педагогических традиций, которые впоследствии, в американский этап его деятельности, в период научной зрелости были им рефлексированы и получили научное подтверждение путем социологических исследований. Интуитивные идеи русских философов, социологов, педагогов приобрели в его учении законченный вид и представляют собой целостную теорию развития личности, носящую надклассовый и наднациональный характер.

3. П.А. Сорокиным была проанализирована социальная ситуация, сложившаяся в России на рубеже веков, уникальность которой состояла в резкой переориентации неоднородного по культуре общества на новые ценности, что послужило обострению социальных противоречий, вызвавших деструкцию личности. На основе проведенного анализа П.А. Сорокин разработал теорию, раскрывающую научно обоснованную, педагогически корректную систему воспитания и самовоспитания личности, в основе которой лежит знание имманентных потребностей личности и способов их регулирования и актуализации. Его педагогическая система базировалась на аксиологических основаниях в противовес классово-государственным интересам воспитания в официальной советской педагогике.

4. П.А. Сорокин рассмотрел взаимодействие как способ самоактуализации личности, частным проявлением которого является педагогическое взаимодействие. Его результатом выступает надорганическое приращение в форме новых знаний, культуры. Он рассматривал взаимодействие как «триаду», изначально сделав личность субъектом культуры.

5. П.А. Сорокин положил в основу педагогического взаимодействия идею альтруизма, доказав ее материалистическую сущность. Она создает ценность в субъекте, ранее не обладавшим ею. Эта идея может служить методологическим основанием для развития таких педагогических идей, как педагогика солидарности, успеха, партнерства, ненасилия. Он также рассмотрел формы поведения и взаимодействия, связанные с сохранением гуманистических черт личности в периоды кризисных эпох и основанные на сочетании автономности и «сообщественности» индивида, что является актуальным для организации современного педагогического процесса.

6. П.А. Сорокин разработал дидактические принципы преподавания общественных наук, среди которых основными являются достоверность, научность, ненормативность, и впервые поставил вопрос об интенсификации учебного процесса, определив ее дидактические условия.

7. П.А. Сорокин определил демократизм образования как условие создания эгалитарной системы общества, проанализировал роль современной школы в системе социальных институтов общества, доказал, что в условиях современной эпохи она не выполняет роль воспитателя духовной элиты, а является скорее первичным звеном социальной стратификации общества, тем самым спрогнозировал негативную тенденцию.

8. Теоретическую и практическую педагогическую деятельность П.А. Сорокина следует рассматривать как организатора научной социально-педагогической школы.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоят в следующем: проведен сравнительный анализ педагогических взглядов П.А. Сорокина с передовыми педагогическими концепциями конца Х1Х - начала XX веков, выявлено влияние русской культурно-педагогической традиции на педагогические взгляды П.А. Сорокина; определены исторические причины, побудившие П.А. Сорокина обратиться к изучению влияния деструкции общества на деструкцию личности, социологии детства и образования; установлено отличие его социально-педагогических взглядов от положений классово-ориентированной педагогики, показано приращение знаний П.А. Сорокиным в понимании философско-гуманистических оснований образования в условиях смены социокультурных суперсистем; проанализировано учение П.А. Сорокина о взаимодействии, вычленены личностно-ориентированные основания педагогического взаимодействия, показана его применимость к современному педагогическому процессу и соотнесенность с идеями педагогики сотрудничества и ненасилия; изучены педагогические аспекты теоретического учения П.А. Сорокина, относящиеся к проблемам дидактики, в частности, к преподаванию социальных наук; доказано, что сформулированные П.А. Сорокиным принципы отношения к личности являются универсальными для педагогического процесса любого конкретно-исторического периода.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения, раскрывающие педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина, могут быть использованы при разработке концепций личностно-ориентированного воспитания и образования, создании программ, учебных пособий и в преподавании социальных дисциплин, теории и истории педагогики в образовательных учреждениях разного уровня, в разработке спецкурсов для слушателей курсов по переподготовке педагогических и управленческих кадров.

Достоверность полученных результатов обеспечена адекватностью методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью источни-ковой базы, результатами опытно-экспериментальной работы, признанием инновационного опыта работы руководимой нами школы-лицея № 14 г. Ставрополя коллегией Министерства образования Российской Федерации, присвоением ей звания «Школа года» по итогам конкурса Российской Федерации, награждением школы Соросовской номинацией, а также реализацией большинством выпускников школы своих способностей и потребностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и психологии высшей школы и научно-практических конференциях Ставропольского государственного технического университета (1996-1998 гг.), заседаниях круглого стола Комитета по образованию при Государственной Думе России (1997г.), на Ставропольской краевой научно-практической конференции по вопросам развития, социализации и воспитания личности (1993г.), совместном российско-французском семинаре по проблемам образования (1995г.). Материалы исследования были использованы автором при составлении Программы развития образования г. Ставрополя (1997г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 287 наименований (из них 8 на иностранных языках), приложения. Общий объем работы - 169 машинописных страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сергеева, Татьяна Борисовна

ВЫВОДЫ

1. Педагогическая и научная деятельность П.А. Сорокина представляет собой процесс интегрирования предшествующего научного знания и инновационных предложений. Опираясь на совокупный социальный опыт, интегрировав идеи передовых педагогических течений, опираясь на собственный педагогический опыт, он выработал ряд инновационных научных идей, имеющих ценное значение для педагогики.

2. К числу педагогических инноваций П.А. Сорокина следует отнести его предложения по интенсификации учебного процесса, преподаванию общественных наук с позиций ненормативности, научности, бесклассовости. Современному научному сообществу следует использовать научные выводы П.А. Сорокина о роли современной школы в социальной структуре общества. Исследованные им тенденции развития школы в демократическом обществе показывают, что она все более становится на путь социального селектирования и выполняет первичные функции социальной стратификации. С этой точки зрения, на наш взгляд, следует повергнуть педагогической рефлексии взгляды П.А. Сорокина на цели и методы тестирования учащихся, переосмыслить их, спрогнозировать социальные последствия практики организации дифференцированного обучения. Это, на наш взгляд, может быть темой специального исследования.

3. Исследования П.А. Сорокина, относящиеся к многообразию социального общения каждого индивида, необходимости расширения социального опыта через вхождение личности в различные группы, раскрывают роль современной школы как организатора социальных коммуникаций воспитанников.

4. Учение П.А. Сорокина о взаимодействии (его формах, продуктивности, субъект-объектных отношениях, диаде и триаде во взаимодействии, культуре как третьем субъекте во взаимодействии) является не только современным, но и может служить методологическим основанием в решении педагогической проблемы личностно-ориентированного взаимодействия. Педагогический аспект организации взаимодействия личности и коллектива, личности и общества детально раскрыт П.А. Сорокиным в инновационном учении о проводниках взаимодействия, которое не только недостаточно используется в педагогической практике, но и неизвестно широкому кругу педагогов-практиков. Детально разработанная П.А. Сорокиным концепция непсихического воздействия различных видов проводников является основанием для разрешения педагогических проблем, относящихся к дифференцированному обучению.

5. Общая часть теории взаимодействия П.А. Сорокина разработана с точки зрения личностных потребностей, удовлетворяемых во взаимодействии, то есть в сообществе, в коллективе. Инновационным здесь является то, что ценностным основанием самоактуализации личности является развитие потребностей, осмысленных индивидом с точки зрения собственных индивидуальных возможностей и путей их удовлетворения, интеграция целенаправленно сформированных потребностей с выбором пути личной социальной мобильности.

6. Актуальность учения П.А. Сорокина возрастает в силу того, что современная школа продолжает пребывать в состоянии перехода от классово-государственной ориентации к аксиологической. Школа как наиболее консервативный институт, с одной стороны, в вопросах воспитания придерживается субъект-объектных отношений, а с другой стороны, невольно ставит себя в положение социального института, выполняющего задачи стратифицирующего общества. Это противоречие было выявлено нами в результате историко-сравнительного анализа его трудов, посвященных проблемам образования того периода. Материал, полученный П.А. Сорокиным, дает основание полагать, что современная российская школа с исторической необходимостью может повторить все негативные результаты школ демократических обществ, воспитав поколение «технологов», растиражировав опыт создания безнравственной технической и политической правящей элиты.

7. Заслуга П.А. Сорокина как инноватора состоит и в том, что он корректным методом исследовал философские гипотезы и концепции русских мыслителей. Русская философская школа Х1Х века, которую традиционно считают архаической, основанной на устаревших представлениях православия, I предложила миру множество конструктивных идей, в том числе идеи миролюбия, ответственности каждого за всех, ненасилия. В его исследованиях эти идеи приняли законченный научный вид, так как исследования Центра творческого альтруизма, руководимого П.А. Сорокиным, статистически подтвердили интуитивные открытия русских мыслителей. Он как бы подвел итог философских исканий России, подтвердив их фактами. Идеи педагогики ненасилия и сотрудничества имеют в своем основании философию альтруизма. Альтруизм как гуманистическое направление, по его мнению, продуктивен, как с точки зрения воспроизводства моральных и культурных ценностей, так и с точки зрения жизнеобеспечения человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление ученого такого масштаба, как П.А. Сорокин, который вошел в историю мировой науки как создатель новой теории смены социокультурных систем, свидетельствует о том, что общественные и культурные процессы, давшие ему огромный эмпирический материал, имели всемирно-историческое значение и отражали мировые тенденции исторической эволюции человечества. Научные выводы П.А. Сорокина о тенденциях современной эпохи завершили философские и гуманистические искания русских мыслителей XIX века, пытавшихся объединить в единое целое русский идеал личности, соответствующий менталитету нации, с идеалами общественного поведения. Педагогические концепции XIX - начала XX веков рассматривали общие и отдельные задачи формирования такой идеальной личности, но сопоставление типа личности с типом эпохи впервые было проведено П.А. Сорокиным на основе эмпирических данных, которые он получал как социолог с помощью соответствующих методов исследования, а также из исторического и статистического материала.

Научная и творческая биография П.А. Сорокина состоит из двух больших периодов: русского, охватывающего 1910-1922 годы, и зарубежного -1923 -1968 годы. Каждый из них является по законченности определенным циклом, содержащим моменты эмпирического накопления, теоретического обобщения и деятельного участия в реализации своей концепции: от профессиональной педагогической работы к педагогическому просветительству, от него к деятельной общественной практике. В русский период это были преподавательская работа, заведование кафедрой, пропаганда альтернативных педагогических идей, введение новых университетских курсов, в американский период - преподавательская работа, руководство факультетом, просветительская работа по альтруизму, создание Центра творческого альтруизма.

Период жизни в России явился наиболее важным этапом в формировании его личности и созревании научной теории, отличающейся высокой степенью обобщения и интегративности. Мироощущением П.А. Сорокина было преклонение перед жизнью, целостность, гармоничность, особое ощущение справедливости, свободы, воля и ответственность. В годы обострения социального кризиса 1917-1920 годов, анализа его причин П.А. Сорокин пережил мировоззренческий кризис, переосмыслил роль истинных ценностей, высшей из которых он определил человека.

П.А. Сорокин в своих этических взглядах, их педагогической реализации, основывался на культурно-исторической традиции России, которая была обстоятельно им изучена. Из всего многообразия философских идей П.А. Сорокин избрал для себя социальной ценностью либерализм, а по теоретическим основаниям - эмпирический неопозитивизм.

П.А. Сорокин - философ и социолог - рассматривал исторический процесс как смену трех социокультурных типов: чувственного, религиозного и интегрального при доминировании одного из них. Он определил каждый социо- ] культурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

Анализируя поведение человека в период социальной деструкции, вызванной переходом от одного социокультурного типа к другому, опираясь при этом на широкий исторический и современный материал, П.А. Сорокин создал типологию поведения индивидов и сообществ, обосновал задачи, цели и способы самовоспитания личности. Конкретно-историческая ситуация в России конца XIX - начала XX века, наиболее ярко обозначившая все основные кризисные явления, характерные для смены эпохи (кризис морали, культуры, ценностей, политический кризис, две революции, гражданская война, установление тоталитарного режима), предоставила ему как ученому возможность проанализировать эволюцию ценностных ориентаций личности и смену парадигм воспитания и образования.

Уникальность изучаемой П.А. Сорокиным действительности заключалась в том, что она на исторически коротком промежутке времени одновременно содержала в себе все черты, характерные для различных эпох: патриархальной, феодальной и индустриальной с присущими им этическими и ценностными установками, отражаемыми в педагогических идеалах и предлагаемых педагогических системах.

П.А. Сорокин обосновал причинно-смысловые основания гуманистического подхода к воспитанию и образованию, стал создателем концепции воспитания, имеющей универсальное значение и предвосхитившей многие существующие ныне направления педагогической теории и практики. Он создал такую теорию динамики общества и личности, основанную на фундаментальных гуманистических положениях, которая может служить общефилософским и методологическим базисом для разработки теории педагогического взаимодействия.

Педагогическим наследием П.А. Сорокина следует считать большинство его работ, поскольку они посвящены проблемам и факторам формирования личности, взаимодействию личности внутри элементарных и кумулятивных групп, к каким он относит семью и школу, роли школы в системе общества, проблемам эволюции сознания на основе сотрудничества и альтруизма.

Ключевым моментом для социологии либерализма, в русле которой работал П.А. Сорокин, была приверженность идеалам индивидуальной свободы (естественных прав и свобод человека, равноправие). Этот идеал у П.А. Сорокина отражал общие надежды эпохи на просвещение и образование, где доминирующим фактором являлось знание, исполнение должного, общечеловеческие моральные установки, отвергающие насилие в любой форме. Он совпадал с педагогическими взглядами Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.П. Нечаева, Н.Е. Румянцева, В.П. Вахтерова.

Основанием, объединяющим П.А. Сорокина с выдающимися педагога-ми-инноваторами, является единство их взглядов на личность, народную педагогику, необходимость проведения демократизации в образовании. Последнее является, по мнению П.А. Сорокина, основным условием эгалитарной системы общества.

П.А. Сорокин, по признанию его коллег-современников, был наиболее осведомлен о состоянии западных социологических и психологических теорий личности и впервые в истории русской науки синтезировал передовые теории личностного развития, разработанные зарубежными педагогами, психологами, социологами, философами и русские гуманистические основания народной педагогики, создав учение о строении общества, деятельности людей, поведении и общественной динамике, изложив его в системном виде в двухтомной «Системе социологии», ряде монографий и статей. Он впервые в русской социологии и педагогике ввел в научный оборот понятие бихевиоризма, который как социологическое направление широко используется в современной педагогической теории и практике.

П.А. Сорокин первым в период с 1919 по 1921 год исследовал влияние социальной деструкции общества на состояние физического и психического здоровья людей. Он сделал вывод о том, что процесс перехода от одной социокультурной суперсистемы к другой может продолжаться неопределенно длительное время, но неизбежно сопровождается трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. П.А. Сорокин проделал колоссальную исследовательскую работу по выяснению влияния голода и распада моральных норм на состояние детей и пришел к выводу, что гражданские войны особенно деградируют народ в биологически-расовом отношении, а их последствия имеют роковой характер, проявляющийся в ряде будущих поколений.

П.А. Сорокин выделил первые признаки начинающейся деструкции общества (распад гуманитарного знания, кризис ценностей, уменьшение числа ценностей до незначительного количества, деперсонализация личности, кризис норм и семейных отношений) и последствия, свидетельствующие о дегуманизации общества: насилие превращается в норму и поощряется, голод уменьшает способность к рефлексии, самопожертвование как высший акт гуманизма теряет смысл в силу привычности смерти, жизнь исключается из категории высших ценностей, целомудрие заменяется половой свободой.

П.А. Сорокин впервые сделал вывод о том, что в ситуации социальной аномии необходимо предложить иные фундаментальные гуманистические основания с целью сохранения личности, а именно - самоактуализацию как сознательное и стоическое отношение к реалиям жизни, как позитивное знание, умение соотносить свои социально-психологические и биологические возможности с системой общественных координат, сознательно регулировать свои потребности, соблюдать автономную форму поведения с высокой общественной ответственностью.

Педагогическим требованием П.А. Сорокина было введение в сознание воспитанника с целью самоактуализации не ложных, а истинных знаний о самом себе, о данных ему природой потребностях и возможных формах их удовлетворения и развития, о законах функционирования и эволюционирования общества. Незнание своего внутреннего и социального «Я» может привести, с одной стороны, к социальной, эмоциональной или физической аномии, что противоречит принципам гуманизма. С другой стороны, то же незнание может привести к неполноценности жизни из-за безмерного и неукротимого удовлетворения потребностей, что приводит к тем же результатам. Владение приемами сознательного регулирования потребностей, внутренней тренировки он считал признаком культуры личности.

Наше исследование показало, что основные антропологические, этические и педагогические положения теорий выдающихся деятелей русской школы конца XIX- начала XX веков, являющихся для того времени инновационными и ставшими классическим образцом для современных педагогических теории, легли в основу системы педагогических взглядов П.А. Сорокина. Его учение идентично передовой педагогической мысли и отличается лишь уровнем обобщения и абстрагирования, большей интегративностью с другими науками.

Однако по отношению к поставленным В.И. Лениным и другими руководителями государства задачам воспитания молодежи он занял непримиримую позицию. Проведенный в исследовании компаративистский анализ положений, выдвинутых официальной советской педагогикой, и положений, утверждаемых П.А. Сорокиным, показал, что последний имел альтернативную точку зрения на задачи обучения и воспитания: развитие опыта и логики (в отличие от задачи учиться для построения коммунизма), воспитание морали и нравственности путем моральных поступков и морального поведения (в отличие от положения В.И. Ленина о зависимости морали и нравственности от задач классовой борьбы, что приводило к оправданию любого поведения), воспитание любви и воли к производительному труду, потребности во внутренней работе по развитию интеллекта и физической силы, что в конечном счете приведет к сознательной и целесообразной деятельности (в отличие от добровольного участия в коллективном труде для решения задач социалистического строительства). Альтернативными были взгляды П.А. Сорокина и на задачи интернационального воспитания. Он подчеркивал, что необходимо иметь среди других народов свое лицо, место и роль в истории, мыслил международное братство как сообщество необезличенных общественных организмов.

В числе главных целей воспитания и образования он указывал чистую науку (освобожденную от псевдознаний), любовь к труду, религиозное отношение к жизни, ощущение принадлежности к народу, имеющему свое оригинальное лицо, совесть, моральное богатство, выбор достойного спутника, руководителя, нравственного образца, здоровье, создание семьи как основы физического и нравственного здоровья.

В период с 1919 по 1922 годы П.А. Сорокин в ряде работ публично высказал откровенное несогласие с положениями исторического материализма, основанного на монистическом подходе к общественным явлениям, упрощении, однофакторности, и обосновал научные принципы преподавания общественных наук. Теория, созданная для одного класса, не может быть объявлена наукой, в противном случае она становится нормативной, субъективной. Общественная наука должна отправляться от фактов, идти к фактам и заканчивать фактами, быть конкретной. Он оценивал исторический материализм как идеалистическое учение: марксистско-ленинская теория линейного развития истории исключает возможность формулирования законов общественной жизни. В отличие от линейности, т.е. метафизического понимания исторического процесса, П.А. Сорокин предложил иную методологию в изучении эволюции общественного прогресса, основанную на изучении социокультурных процессов и связей, остающихся неизменными везде и всегда или повторяющимися во времени и в пространстве. Он выступил против исторических упрощений в преподавании общественных наук в ряде рецензий на учебники для высшей и начальной школы, созданных по заданию коммунистического руководства страны рядом советских педагогов.

В исследовании вычленены взгляды П.А. Сорокина на организационные и технологические аспекты обучения. Установлено, что он одним из первых педагогов-практиков поставил вопрос об интенсификации процесса обучения (этот термин употреблен им впервые в 1915 году) и предложил соответствующие технологии для его организации. П.А. Сорокин утверждал, что интеллектуальное развитие в суммарном виде может быть разложено на два элемента: на приобретение знаний или познаний и на развитие способностей правильного логического мышления (умственный анализ, дедукция, индукция и т.д.). Задача интенсивного культивирования интеллекта, по его мнению, сводится к более быстрому усвоению знаний и более быстрому усвоению логизма, а для интенсификации обучения необходимы два фактора: соответствующая культурная среда и научение мыслительным операциям.

В работе представлены взгляды П.А. Сорокина на систему образования и роль в ней школы, которую он считал вторым социальным институтом после семьи. Школа, по его мнению, как и вся система образования, имеет неверные ориентиры: ею готовятся «техники», а не «творцы». Школа является инструментом первичной стратификации, определенного социального селектирова-ния. П.А. Сорокин был убежден, что подлинная «аристократия» должна рекрутироваться через школу из тех, кто обладает настоящим талантом в интеллектуальном, моральном, художественном или социальном отношениях. Только такая «аристократия» в своей последующей деятельности будет полезна для своего народа и всего человечества. Школа и ее работники должны, считал он, перестроить себя в духе императивов «идеалистической» культуры.

Абсолютной педагогической инновацией, как показало наше исследование, является новая парадигма взаимоотношений, основанных на энергии любви. Несмотря на то, что в русской педагогике эта идея была не нова, П.А. Сорокин на многочисленных фактах доказал, что это не метафизическое, а материалистическое явление, создающее ценность даже в лишенном ранее ценности субъекте или объекте. Он считал, что любовь - организующий закон природы. В этой связи особое внимание в своих исследованиях он уделял роли любви в воспитании детей.

Исследования П.А. Сорокина показали прямую зависимость биологического и умственного развития детей, состояния их здоровья от количества энергии любви со стороны родителей и воспитателей. Он считал любовь самым эффективным и специфическим явлением, данным, с одной стороны, природой, а с другой - постоянно воспроизводимым людьми в том или ином объеме.

Социальная ценность любви должна постоянно возрастать, что и было подкреплено его научными исследованиями, доказавшими ее закономерно продуктивный характер.

Изучение многочисленных трудов П.А. Сорокина позволило также установить, что он разработал самостоятельное и оригинальное учение о взаимодействии, его формах и продуктивности. Оно имеет большое практическое значение для организации педагогического взаимодействия как частного случая. П.А. Сорокин априорно признает, что процесс всякого взаимодействия может быть основан только на принципах субъект-субъектных отношений, где субъектами могут являться индивиды, совокупность индивидов, приобретая свойства отдельного субъекта. Во взаимодействии, считал он, объективно всегда присутствует третий субъет - надорганические явления, культура. Он обусловил процесс взаимодействие тремя компонентами, перевел его из диады в триаду, что изначально делает личность субъектом культуры. Субъект взаимодействия, личность, считал он, должна быть абонентом нескольких элементарных и кумулятивных групп, что является условием настоящего продуктивного взаимодействия в каждой отдельной группе, создающим новые приращения в интеллектуальном и социальном содержании личности.

Итак, проведенное исследование показало, что гуманистическое учение П.А.

Сорокина имеет явный педагогический смысл. Оно во многом характеризует современный подход к проблемам образования и воспитания и может служить методологическим основанием для их рассмотрения

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сергеева, Татьяна Борисовна, 1998 год

1. Агамов А.А., Горшков В.А. История русской философии. Курс лекций,-Ставрополь: Издательство Ставропольского университета, 1994.- 256 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М. Топикал, 1994,- 608 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Проспект, 1997. -568с.

4. Алексеюк А.Н., Савенок Г.Г. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496С.- С.3-27

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград.: Изд-во Л ГУ, 1968.-338с.

6. Аникеев А.А. Проблемы методологии истории Ставрополь: СГПУ, 1996.- 215 с.

7. Антология культурологической мысли/ Сост. С.П. Мамонотов, А.С. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996- 352 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У- ХУ11 вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. Вступ. ст. Д.С, Лихачева, Г.М. Прохорова.- М., 1985.- 367с.

9. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал.- 1992.- №5.-С. 17-24.

10. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985.- М., 1986. 153с. - С. 109-112.

11. Белый А. Символизм и философия культуры. // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.- 528с.

12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / АН СССР, науч. совет по пробл. культуры. Репринт воспроизвед. - М.: Наука, 1990. -220с.

13. Бердяев Н.А. О смене поколений и вечном возвращении (к спорам о личности и коллективе). // Хрестоматия. Педагогика русского зарубежья: Пособие для педуниверситетов, институтов, колледжей. -М.: Ин-т практической психологии, 1996. 528с. - С.29-34.

14. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.-124с.

15. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб.: Психо-неврологический ин-т, 1909. 39с.

16. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. С-Пб, 1905.

17. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования.-М.: РОУ, 1995.-111 с.

18. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. -1996. № 1.- С. 3-8.

19. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века // Педагогика.- 1996.- № 3.- С. 72-75.

20. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.-1997.- № 4.-С. 11-17.

21. Боричевский И. Ортодоксальный марксизм и российско-американская резиновая социология. // Сорокин П.А. Система социологии. М.: Наука, 1993. - Т.2. - С.614-621.

22. Бородина О.И. Россия на рубеже двух веков.(Современный подход к преподаванию истории. М.: Знание, 1992.- 96 с.

23. Бочкарева В.И. "Вера без дела. знания без чувства мертвы"// Российская социология: Историко-социологические очерки/ Отв. ред. А.О. Бороноев, В.В. Козловский М.: Российский гуманитарный ун-т. 1997.-245с.-С. 53-70.

24. Брежнев А.П. Пирогов. М.: Молодая гвардия, 1990.- 476 с.

25. Бухарин Н.И. Учительство и комсомол. Доклад на всесоюзном съезде учителей 12-17 января 1925 г. // Педагогика.-1989.- № 11.-С. 101-111.

26. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. -1997.- № 3.- С. 15-19.

27. Васильева Т.С. Социология Питирима Сорокина. // Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. - 351с.- С. 326-328.

28. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики.Т. 1.- М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1913,- 581с.

29. Вебер М. Избранные произведения./ Пер с нем. М.: Прогресс, 1990.-808с.

30. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. / Сост. Л.Д. Филоненко.- М.: Педагогика, 1993.- 172с.

31. Верт Н. История Советского государства / Пер. с фр. 2-е изд.; испр.-М.; Пресс-Академия, 1994. - 543с.

32. Виненко С.С. Синергетика в школе //Педагогика.- 1997.- № 2.-С 55-60.

33. Воспитание с любовью и логикой / пер. с англ. М.: Ценр общечеловеческих ценностей, 1995. - 479 с.

34. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во, 1989.-334с.

35. Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 224с.

36. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Методологическое исследование /Собр. соч. в 6 т.- М.: Педагогика, 1982.-1т. -С. 292-438.

37. ЗЭ.Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии.- 1996.- №3.- С.8-15.

38. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие// Вопросы философии. 1992.- № 3,-С. 65-66.41 .Герцен А.И. Публичные чтения г-на профессора Рульке. Собр. соч. в 30т. М.: Изд-во АН СССР, 1954.- 2т. - С.140-143

39. Герцен А.И. С того берега. Собр. соч. в 30 т. М.: Изд-во АН СССР,1955. -6 т. - С. 118-122.

40. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХ1 века. Челябинск, 1993.- 240с.

41. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знаний и веры // Педагогика. -1998. №2. - С.49-57.

42. Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования. // Хрестоматия. Педагогика русского зарубежья. Пособие дляпедуниверситетов, институтов, колледжей.- М.: Ин-т практической психологии, 1996.-С.454-464.

43. Гозман А.Я. Психология перехода // Вопросы философии. 1995.-№5.-С. 19-22.

44. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, Коми книжное изд-во, 1991.- 248с.

45. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. Самара: Социологический центр "Социо", 1992.-154 с.

46. Голосенко И.А., Копанева Н.П. Письма Питирима Сорокина // Социологический журнал. -1995.- №1.- С. 187-194.

47. Голосенко И.А. Проблема кризиса общества и культуры в социологии Питирима Сорокина.// Российская социология: Историко-социологические очерки/ Отв. ред. А.О.Бороноев, В.В. Козловский. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997.- 248с.-С. 127- 154

48. Горинов М.М., Данилов А.А., Ляшенко В.П. История России. 4.111. XX век: выбор моделей общественного развития. М., 1994.-192с.

49. Горский Д.П. Ошибки гения самые опасные: развитие теории Маркса и ее изъяны. М.: Наука, 1995. - 176с.

50. Горшков В.А., Медведев Н.П., Морозов Е.Г. Аксиология и современность: Проблемы философии и социологии. Ставрополь, 1993,- 176 с.

51. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросы философии. 1995.- №5.- С. 3-5.

52. Гуманитарное знание: сущность и функции. Межвузовский сборник.// Под ред. Ю. Н. Солонина, Г.А. Подкорытова, Б.А. Ерунова, Е.К. Краснухина. Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.-147 с.

53. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995.- №5.- С. 5-12.

54. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. -М.: Интерпракс, 1994.- 136с.

55. Де-Роберти Е.В. Задачи социологии. // Социология в России. Конец Х1Х начало XX веков. Тексты./ Под. ред. В.И. Добренькова.- М.: Межд. ун-т бизнеса и управления, 1997. - 622с.- С.39-54.

56. Джонсон Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: институтский конфликт и происхождение ведущей традиции.// Вестник МГУ. Сер. 18.- 1995,- № 2.-С. 112-128.

57. Диспут проф. П.А. Сорокина.//Сорокин П.А. Система социологии.- М.: Наука, 1993.- 2т.- С.621-628.

58. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России./ Предис. А.В. Петров. М.: Интерпракс, 1994.- 241 с.

59. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин //США: экономика, политика, идеология. 1992.-№6.-С. 57- 59

60. Дойков Ю.В. Где было написано отречение // газета «Слово» Сыктывкарского ун-та. 1998, N 27. - С. 12.

61. Дойков Ю.В. Материалы Питирима Сорокина в Пушкинском доме // Отечественные архивы. -1995.- N 6.- С. 60-68.

62. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П.А. Сорокина ( Переписка с С. Харпером)// Социологические исследования. 1996.- № 1.- С. 119-133.

63. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/ Пер. с фр., прим. В.В. Сапова М.: Наука, 1991. - 572с.

64. Естесственно научное и социогуманитарное знание : методологические аспекты взаимодействия: Межвузовский сборник

65. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Вступит, ст. Ш.А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1966.- 432 с.

66. Ильин В.Н. Кончина профессора Питирима Сорокина (1889- 1968).// Возрождение. -1968. № 5, - С. 120-122.

67. Ионин J1.Г. Основания социокультурного анализа: Учеб. пособие. М.: Российский гуманитарный ун-т, 1996.- 151 с.

68. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. 1Х-начало XX века. М., 1994.-207с.

69. Исторический опыт трех русских революций. Книга первая. Генеральная репетиция Великого Октября. М.: Политиздат. - Книга 1. -1985.- 573 с.

70. Каганова З.В., Сивоконь П.Е. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. 1993.- № 1.-С.45-49.

71. Кан-Калик В.А.; Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М; 1990.-140с.

72. Кантор В.К. Насилие как провокация цивилизационных срывов в России // Вопросы философии. 1995. - №5.- С.39-48.

73. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.- 704с.

74. Кареев Н.И. Основы русской социологии. С-Пб.: Изд-во Ивана Лимбаха,1996.- 358 с.

75. Киммел Т. Наследие любви. / Воспитание с любовью и логикой. Пер. с англ. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.- С.9-184.

76. Кпючевский В.О. Сочинения в 8 т. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. - 8т,- 487с.

77. Князев Е.А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопросы психологии. -1993. №3,- С.39-46.

78. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. -1993. №1. - С. 13-23.

79. Ковалевский М.М. Понятие генетической социологии и ее метод. //Социология в России Х1Х начала XX веков. Социология как наука. Тексты. Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Международный институт Бизнеса и Управления, 1997.- 672с. - С.361-377.

80. Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия.: дис. докт. педаг. Наук.: С-Пб, 1997. 372с.

81. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели// Вопросы философии. -1995. № 7. - С.59-78.

82. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: "Наука", 1988.- 269с.

83. Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства// Вопросы философии. -1996. № 10. - С.46-57.

84. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина Х1Х начало XX века): Пособие для студентов. - М.: АО «Капитал и культура», 1994.- 149с.

85. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 1994.- 290 с.

86. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 1997. -144 с.

87. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 1997. - 111с.

88. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического унта,1997. -143 с.

89. ЮО.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического унта, 1977. - 80 с.

90. Концепция педагогического образования. ВАСластенин, Н.Д. Никандров, Е.П. Белозерцев, Е.Н. Шиянов и др. М., 1988.- 79с.

91. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека.// Вопросы философии. 1997. - №2.- С.57-70.

92. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола).// Вопросы философии.-1997. № 2. - С.3-57.

93. Ленин В.И. Речь на Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919 года. II Полн. собр. соч. -Т.39.- С. 131-138.

94. Ленин В.И. Речь на первом Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 года. IIПолн. собр. соч. Т.37. - С. 74-78.

95. Ленин В.И. Речь на собрании 20 ноября 1918 г., посвященном чествованию В.И. Ленина.// Полн. собр. соч. Т.37.- С. 198-199.

96. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. // Полн. собр. соч. -Т. 37.-С. 188-197.

97. Ленин В.И. План статьи «Заметки публициста»// Полн. собр. соч. Т 44.-С. 501-505

98. Ленин в.И. О значении воинствующего материализма. // Полн. собр. соч. Т.45 - С.23-33

99. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 320с.

100. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Сост. И.Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988.- 400с.

101. Липский А.В. Житие неистового Питирима. // Сорокин П.А. Система социологии в 2т. М.: Наука, 1993. - 1Т. - 447с. - С.3-45.

102. Липский А.В., Кротов П.П. «Зырянский след» в биографии Питирима Сорокина // Социологические исследования. -1990. № 2. - С.53-58.121 .Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика. -1998. -№ 4.- С. 18-23.

103. Лихачев Д.С. О национальном характере русских II Вопросы философии. 1990.- №4. С.3-6.

104. Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика.- 1992. № 1-2. -С.42-49.

105. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. М., 1954.-421с.

106. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизации // Вопросы философии. -1992. № 3. -С. 39-54.

107. Лосский Н.О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности. // Хрестоматия. Педагогика русского зарубежья. Пособие для студентов педуниверситетов, институтов, колледжей. М.: Институт практической психологии, 1996.- 528 с. - С.35-47.

108. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.

109. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. -1998. № 1. - С.81-86.

110. Маркузе. Г. Одномерный человек. М.: «RIFL-ВООК», 1994. - 368 с.

111. Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П. А. Сорокина // Социологические исследования.- 1992. № 12. - С. 117-122.

112. Медынский Е. Основы педагогической системы К.Д. Ушинского. // Ушинский К.Д. Собр. соч. Т1. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т.1. -С. 24-40.

113. Мертон Р.К. Фрагменты из воспоминаний // Социологические исследования. -1992. № 10.- С.70-74.

114. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. -1992. №2. - С. 104-114.134М1ЛД М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988 - 356с.

115. Михайловский К.Н. Записки профана. Борьба за индивидуальность./ Соч. в 8т. С-Пб. - 1878. - Т.З. - С.407-424.

116. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии. - 1995. - № 9. - С. 43-54.

117. Мясищев В.М. Бехтерев- замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель. Киров: Книжное изд-во, 1956. - 40 с.

118. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. С-Пб.: 1912.- 144с.

119. Невский В. Взаимодействие или монизм // Красная новь. М.: 1921, № 2, июль- август. - С. 335- 340.

120. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. - № 3. -С. 3-11.

121. Никифоров А. С. Бехтерев. М.: Молодая гвардия, 1986. - 286с.

122. Оболенский J1.E. Научные основания учения любви // Русское богатство. 1886.- №1.

123. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР/ Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991.- 446 с.

124. Парсонс Т., Говард Д. Человек в современном мире.(Сборник)- М.: Прогресс, 1985.-485с.

125. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. С-Пб., 1909. 84с.

126. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1996. 512с.

127. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать».- 88 с.

128. Петухова Л.Г. Искусство как фактор социокультурной динамики в философии Питирима Сорокина. Авторефер. дис. канд. философ, наук. М.: Изд-во МПГУ, 1977.

129. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496с.

130. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Вступ. ст. В. Большаковой. М.: Педагогика, 1984.- 376 с.

131. Письма В. Фрея к Л.Н. Толстому. Женева, 1887.

132. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории.-М.: Мысль, 1985.-253с.

133. Плеханов А.В. Теория воспитания мыслящих реалистов. К 150-летию со дня рождения Д.И. Писарева // Педагогика. 1990. - № 10. - С. 98105.

134. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории.// Собр.соч. в 6 т. Т2.- С. 236-266

135. Рейснер М. Проф. П.А. Сорокин. Система социологии. Т.1 Социальная аналитика. 1-Х1 У, 1-300. Т.2.Социальная аналитика, 1-436. Изд. "Колос". Петербург, 1920. / Сорокин П.А. Система социологии. В 2т.- М.: Наука, 1993.-Т.2.- 687с. С.598-609.

136. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994. - 102с.

137. Ромаева Н.Б. Гуманистические идеи русской педагогики середины Х1Х- начала XX вв. и их реализация в современной школе. Автореф. дис. канд.педаг. наук.- М.: МПГУ, 1993

138. Романюк Л.В. Проблема гуманизации в русской педагогике второй половины Х1Х века. Автореф. дис. канд. педаг. наук. М.: МПГУ,1997

139. Российская социология: Историко-социологические очерки / Отв. ред. А.О. Бороноев., В.В. Козловский. М.: Российский гуманитарный университет. 1997,- 248 с.

140. Рубинштейн С.Л. Основы педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: Изд-во К. Тихомирова, 1913. - 594с.

141. Рукавишников В.О. Социология переходного периода // Социологические исследования. -1994.- №8. С. 16-26.

142. Савчук В.В. Деантропологизация гуманитарного знания. // Гуманитарное знание. Сущность и функции. С-Пб, 1991. - 147с. - С. 40-55.

143. Сапов В. В. «Зырянский проповедник» // Социологические исследования. 1991. - № 2. - С. 118-119.

144. Сапов В.В. Годы учения, годы скитаний // Свободная мысль.-1992.- № 18.- С. 110

145. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // Социологические исследования. -1996 № 2 - С. 140-142.

146. Сапов В.В. Творческая эволюция Питирима Сорокина. // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.-560 с.-С. 541-550.

147. Сергеев в.В. Правовая социализация подростков в условиях обострения криминогенной ситуации в современном российском обществе( социологическое исследование). Дис. канд. социол. наук. Ставрополь, 1997.

148. Сиволапов А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования. -1994. №3,- С.25-33.

149. Ситаров А.В., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 336с.

150. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. - М.: 1990. - 92с.

151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М.: Школа-пресс, 1997.- 512 с.

152. Смирнова З.В. Русская мысль первой половины Х1Х века и проблема исторической традиции (Чаадаев, славянофилы, Герцен) // Вопросы философии. 1995. - № 9. - С. 95-105.

153. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

154. Современная западная философия. Словарь. М. Политиздат, 1991.

155. Согомонов А.Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина. // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество./ Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 542с. - С.5-24.

156. Соколов А.Е. Проблема цивилизации в социально-философской концепции Н.И. Хлебникова / Российская социология: Историко-социологические очерки / Отв. ред. А.О. Бороноев, В.В. Козловский -М., 1997. 245с. - С. 109-127.

157. Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. - 496 с.

158. Сорокин П.А. проф. С. Харперу//Социологические исследования. -1996.-№1.-С. 121.

159. Сорокин П.А. Реконструкция человечества./ Российская социология.-М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997.- 248с.- С. 181-197

160. Сорокин П.А. «Смена вех» как социальный симптом / Там же. С.403-407

161. Сорокин П.А. Во власти преторианцев/Там же. С. 312-313

162. Сорокин П.А. Война и милитаризация общества/ Там же. С 356-367

163. Сорокин П.А. Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настроений/ Там же. С. 215-229

164. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени/ Пер. с англ., сост. и предисл. Т.С. Васильева. М.: Наука, 1997.- 351с.

165. Сорокин П.А. Даже большевики не выдержали/ Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1994,- 560с.- С. 314-315

166. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. А.В. Липского. М.: ТЕРРА, 1992.- 303с.

167. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя. Черновик статьи. ЦГИА, Ф. 602, Оп 1. Д. 13

168. Сорокин П.А. Заметки социолога. Грядущее молодого поколения./ Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука. 1994.-560с.-С. 308-310

169. Сорокин П.А. Историческая необходимость/Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543с.- С.513-521

170. Сорокин П.А. Кризис нашего времени / Там же. С.427-505

171. Сорокин П.А. М.М. Ковалевский и его западные друзья/ Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.- С . 267-273

172. Сорокин П.А. Народное просвещение и наука в России. В кн.: Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья. Пособие для педуниверситетов, институтов, колледжей. -М.: Институт практической психологии, 1996.- 528с,- С. 426-427

173. Сорокин П.А. Новый труд о Бентаме / Общедоступный учебник социлогии. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1994.-С.273-282

174. Сорокин П.А. Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть?/ Там же. С 229-248

175. Сорокин П.А. О так называемых факторах социальной эволюции/ Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Наука, 1992.- С. 521-531

176. Сорокин П.А. Об англо- саксонской позиции/ Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1994.- С.407-410

177. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. / Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., Наука, 1994.- 560 с. С.5-188

178. Сорокин П.А. Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова./ П.Л. Лавров. Статьи. Воспоминания. Материалы. С-Пб. - С.249-291

179. Сорокин П.А. Отправляясь в дорогу ( Речь на торжественном собрании вдень 103-й годовщины Петербургского университета/ Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.- С. 410-414

180. Сорокин П.А. Письмо в редакцию (газеты « Крестьянские и Рабочие думы») / Там же. С. 330- 331

181. З.Сорокин П.А. Политическая программа Временного правительства/ Там же. С. 282-293

182. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира / Там же. С. 491- 501

183. Сорокин П.А. Проблема новой социальной педагогики/Там же. С. 248-256

184. Сорокин П.А. Проблема социального равенства/ Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992.- 560с.-С.245-266

185. Сорокин П.А. Программа преподавания социологии Яам же. С. 531536

186. Сорокин П.А. Рецензия на книгу З.И. Лилиной « От коммунистической семьи к коммунистическому обществу» / Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.-560с.-С. 331-333

187. Э.Сорокин П.А. Рецензия на книгу Н. Бухарина «Теория исторического материализма». Популярный учебник марксистской социологии./ Там же. С.395-403

188. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т. -М.: Наука, 1993.- 1т.-446с.

189. Сорокин П.А. Система социологии в 2-х т.- М.: Наука, 1993.- 2т.- 687с.

190. Сорокин П.А. Современное состояние России/ Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.-М.: Наука, 1994.- С. 418-491

191. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность/ Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992.- С. 297-425

192. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. В кн. Антология культурологической мысли/Авт. сост. С. П. Мамонов, А.С. Мамонтов. - М.: Изд-во РОУ, 1996 .- 352с.- С.278-282

193. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм. В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Изд-во МГУ. 1994. - 496 с. - С.358-378

194. Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья/ Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М.: Политиздат, 1992 - С. 507513

195. Сорокин П.А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542с.-С.32-156

196. Сорокин П.А. Революция и социология / Там же. С. 223-294

197. Сорокин П.А. Структурная социология/Там же. С. 156-220 231 .Сорокин П.А. Таинственная энергия любви// Социологическиеисследования, 1991, № 2, с 121-137

198. Сорокин П.А. Трагедия революции /Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет.- М.: Наука, 1994.- С. 305-308

199. Социология в России XIX начала XX века. Социология как наука. Тексты./ Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд -во Международного университета бизнеса и управления. 1997.- 672 с.

200. Спенсер Г. Основы социологии. Индукция социологии./ Пер. с англ. -С-Пб, 1876.- 678с.

201. Спенсер Г. Статьи о воспитании / Пер.с англ.- С.Пб, 1914.-176с.

202. Спирин В.А. "Вечная проблема" человека: свод идей российского ренессанса./ Вечные философские проблемы, Новосибирск.: Наука, Сиб. отделение, 1991-208с,-С. 123-139

203. Степанова Е.И. Бехтерев и комплексное изучение человека /История становления и развития экспериментальных психологических исследований в России / отв. Ред. Б.Ф. Ломов, Е.А. Будилова, В.А. Кольцова. М., 1990.

204. Сурова Л.В. Куда нам плыть? (на путях к подлинному диалогу) // Педагогика, 1998, № 3 с. 48-53

205. Тарнас Р. История западного мышления/Пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1995.- 444с.

206. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Материалы «круглого стола» // Педагогика.- 1996.- № 5.- С. 72-80

207. Тимашев Н.С. Три книги о Питириме Сорокине. Социология. Антропология. Метафизика. М.: Социо-Логос, 1991.-445с.

208. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1976.- 398 с.

209. Тишков В.А. Что есть Россия? //Вопросы философии. 1995, N2, с 3-17

210. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.-736с.

211. Толстой Л.Н. О жизни. Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни. Собр. Соч. В 22 т. М.: 1984. Т. 17. С. 88-90, 93-97

212. Толстых А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии.-1995.- №7.- С. 7-11.

213. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. Т.2. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

214. Ушинский К.Д. Лекции в Ярославском университете. Собр.соч. Т.1.-М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- 437с.- С.51-121

215. Ушинский К.Д. О камеральном образовании. Собр. соч. Т.1- М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-738c.-C. 121-253

216. Фахрутдинова А.З. Философия и становление гуманитарного познания // Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Г.А. Антипов.- Новосибирск, Наука, Сибирское отделение, 1991, с.172-185

217. Философия образования. Материалы «круглого стола» И Педагогика. 1995. № 4.-С 3-27.

218. Философия XX века. Учебное пособие. М.: ЦИНО Общества "Знание" России, 1997. -288с.

219. Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Коллективная монография /Под ред. Б.М. Синельникова, В.А. Горшкова, Е.Н. Шиянова. Российская академия социальных наук. Северо- Кавказский научный центр высшей школы. Ставрополь, 1997 -171 с.

220. ФинкЛ. Гарвардский профессор из вологодских мужиков.// Литературное обозрение, 1993, №5, с 59-61 ПАС не просто констатировал, а задумался и предложил возможности прогрессивнойэволюции человека , использовал социологические методы для проверки догадок

221. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М.: Издательство « Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 192 с.

222. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. Корпорация «ЛОГОС», 1998.- 360с.

223. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447с.

224. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.-391 с.

225. Холл С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. Спб,: 1912.- 88с.

226. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности// Педагогика 1998, № 1, с 54-60

227. Холостова Т. В. Естесственно научное и социогуманитарное знание// Естесственно- научное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвузовский сборник.-Л.: ЛГУ. 1990.-200с.- С 23-36

228. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М.: АО " Аспект- пресс", 1994.-192 с.

229. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ под ред. Ш.И. Ганелина. М., 1974. -430 с.

230. Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. Пособие для пед. университетов, институтов и колледжей. -М., 1996.- 528 с.

231. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.в 15-ти томах. М.: ГИХЛ, 1956,Т.7-цит 97-98

232. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.в 15-ти томах.- М.: ГИХЛ, 1956, Т.10. -М„ 1950.

233. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования.-1995.- №9.- С. 81-88 .

234. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования.- М., 1997.-173с.271 .Шенталинский В. Осколки серебряного века/ Новый мир.- 1998.- № 5.-С. 180- 197

235. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО "Цветная печать", 1995.-310с.

236. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования,-1992.- № 2.- С. 47-60.

237. Щедровицкий П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. -М.: Касталь, 1993.- 412 с.

238. Щербаков В.Н. Суд истории нелицеприятен // Педагогика.- 1991.- № 3.- С. 84-87

239. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.- М.: "Прогресс" 1996.- 344 с.

240. Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия для детей» // Вопросы философии.- 1996.- № 10.-С. 32- 45

241. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени./Пер. с нем. М.: Изд-во «Прогресс», 1996.- 336с.

242. Ясперс К. Смысл и значение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-227с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.