Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одаренной личности подростка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Левченко, Богдан Павлович

  • Левченко, Богдан Павлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Левченко, Богдан Павлович. Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одаренной личности подростка: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Воронеж. 2006. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Левченко, Богдан Павлович

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития творческого потенциала музыкально-одарённой личности.

1.1 Сущность и содержание понятия «творческий потенциал». Структура творческого потенциала музыкально-одарённой личности.

1.2 Особенности подросткового возраста, влияющие на развитие творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

1.3 Модель развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Глава 2. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала музыкально-одарённой личности подростка.

2.1 Констатирующий эксперимент.

2.2 Формирующий эксперимент.

2.3 Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одаренной личности подростка»

Актуальность исследования. В настоящее время вопрос воспитания и обучения одарённых детей приобретает особую актуальность, так как и государству, и обществу необходимы творческие работники высокой квалификации, те, кого мы обычно называем талантами.

Фундаментом для подготовки высоко образованных людей, готовых к творческому труду, должна быть школа. В настоящее время созданы специализированные учебные заведения, такие, как: гимназии, лицеи, колледжи, занимающиеся воспитанием и образованием талантливых детей.

Многие российские учёные, исследуя феномен одарённости детей, разрабатывают программы для обучения школьников с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями. Этот поиск идёт, в основном, в русле раскрытия неповторимого творческого потенциала ребёнка.

Известным отечественным психологом A.M. Матюшкиным установлено, что главным показателем одарённости является творческий потенциал личности. Для его раскрытия необходимо раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей. Это и должно являться приоритетной задачей в системе образования, что, в свою очередь, будет способствовать интенсивному развитию науки, культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Кроме того, различные науки (физиология, психология, социология, педагогика) и реальная практика обучения многократно доказали наличие не только индивидуальных различий в успешности обучения, но и различий в творческом потенциале одарённых и талантливых людей.

Дифференциация учащихся в каждом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна - от общей одарённости до высокой талантливости. При этом категория «творческий потенциал» остаётся недостаточно изученной в педагогической науке и требует дальнейшего исследования. Данное понятие тесно связано с рядом проблем, в связи с которыми его необходимо рассматривать.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной педагогике проблема одарённости детей и подростков рассматривается в работах Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, B.C. Юркевича, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Навлинского, Ю.З. Гильбуха, Н.В. Шумаковой, Н.П. Щербо, Е.И.Щеблановой, Г.Д.Чистяковой, А.И. Доровского, В.Э. Чудновского, Е.С. Беловой и других. Основное внимание уделено индивидуальным различиям по умственной одарённости и по одарённости к отдельным видам искусств. Рассматриваются способы выявления одарённости, а также особенности индивидуально-природных различий по одарённости.

Изучением творческих способностей занимались такие исследователи, как: М.П. Блинова, JI.JI. Гурова, B.C. Шубинский, И.П. Волков, Е.Я. Басин, Н.П. Гнатюк и другие.

Проблема развития музыкальных способностей рассматривается в работах Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, В.И. Петрушина, Г.М. Цыпина,

Концепция таланта представлена в контексте различных видов деятельности (учебной, профессиональной и т.д.) в работах И.П.Волкова, И. Акимова, В.В. Клименко.

Феномен «гения» в искусстве и науке рассмотрен Н.В. Гончаренко, Н.Н. Скатовым, В.П. Эфроимсоном.

Проблематика, связанная с творческим потенциалом, рассматривается в работах A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, E.JI. Яковлевой.

На современном этапе изучение творческого потенциала одарённой личности, а также выявление и обоснование необходимых для его развития педагогических условий требуют дальнейшего исследования. К настоящему времени возник ряд противоречий:

- между востребованностью современным обществом специалистов с развитым творческим потенциалом и отсутствием системы образования, направленной на развитие творческого потенциала личности;

- между большими возможностями музыкального искусства и их недостаточным использованием в процессе развития творческого потенциала одарённых музыкантов;

- между достаточно большим количеством одарённых подростков, обучающихся музыке, и сравнительно малым числом юных музыкантов, реализующих творческий потенциал в этом виде деятельности.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одарённой личности подростка? Решение этой проблемы является целью исследования.

Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы и её недостаточную разработанность, мы определили тему исследования: «Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одарённой личности подростка».

Объект исследования - развитие творческого потенциала музыкально-одарённой личности.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одарённой личности подростка.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза: развитие творческого потенциала одарённых подростков в рамках музыкально-исполнительской деятельности в условиях музыкального колледжа будет эффективнее, если:

• уточнено содержание понятия «творческий потенциал музыкально-одарённой личности», выявлена и обоснована его структура;

• выявлены особенности подросткового возраста, определяющие его как сензитивный период для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков;

• разработана модель развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков;

• выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи.

1. Уточнить содержание понятия «творческий потенциал музыкально-одарённой личности», выявить и обосновать его структуру.

2. Выявить особенности подросткового возраста, определяющие его как сензитивный период для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

3. Разработать модель развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

4. Выявить и обосновать совокупность педагогических условий, необходимых для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Методологической основой исследования являются системный (А.Н.Аверьянов, В.С.Манешин, Ю.П.Сокольников), деятельностный (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн), культурологический (Е.П.Белозерцев, М.Я.Виленский, Т.И.Власова, И.Ф.Исаев, И.А. Колесникова) и личностный

Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская) подходы, исследования одаренности и творческого потенциала (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарёв и др.), педагогические исследования выдающихся учителей-музыкантов (Г.Г.Нейгауз, К.Н.Игумнов, С.Е.Фейнберг и др.), исследования возрастных особенностей подросткового возраста (Д.И.Фельдштейн, А.М.Прихожан, Т.В.Драгунова, И.С.Кон, И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий, Т.В.Умнова и др.); исследования условий организации воспитательного процесса (Л.И.Маленкова, И.А.Колесникова, А.С.Петелин и др.).

Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных задачам и предмету исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта учителей - музыкантов); эмпирические (наблюдение, экспертные оценки, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент, анализ результатов). База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Воронежском музыкальном колледже (ВМК). Исследованием было охвачено 110 человек (103 подростка и 7 преподавателей).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• уточнено содержание понятия «творческий потенциал музыкально-одарённой личности», выявлена и обоснована его структура;

• выявлены особенности подросткового возраста, определяющие его как сензитивный период для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков;

• выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены существующие в педагогике представления о сущности, основных направлениях, стадиях и педагогических условиях развития творческого потенциала музыкально-одарённой личности подростка, разработана педагогическая модель данного процесса. Научное исследование вносит вклад в разработку педагогических аспектов теории развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Практическая значимость работы. Результаты исследования используются при организации образовательного процесса в Воронежском музыкальном колледже. Теоретические положения, результаты, полученные в ходе исследования, а также учебно-методическое пособие «Развитие творческого потенциала музыкально-одарённой личности» могут быть использованы в рамках образовательного процесса в специализированных музыкальных школах и колледжах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческий потенциал музыкально-одарённой личности - это сложное образование, в основе которого лежит комплекс слуховых, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, физических возможностей, взаимосвязанных между собой, направленных на активизацию энергетических ресурсов и реализующихся в музыкально-творческой деятельности посредством практических умений и навыков.

2. Особенностями подросткового возраста, определяющими его как сензитивный период для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков, являются: физические и физиологические изменения, способствующие выработке новых двигательных координаций, что необходимо для освоения сложных игровых приёмов; развитие психических функций (развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления, интеллектуализация процессов восприятия и памяти, развитие воображения) дают импульс к творчеству, порождают стремление опираться на собственные силы, желание работать самостоятельно; чувство взрослости, способствующее саморазвитию музыкально-одарённых подростков; становление «Я-концепции», позволяющее раскрыть индивидуальность юных исполнителей.

3. Модель развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков включает цель (гармоничное развитие компонентов творческого потенциала музыкально-одарённых подростков), задачи (развитие способности к постижению художественного замысла музыкального произведения, умения передавать музыкально-исторические и теоретические знания в исполнении, развитие художественно-технических навыков, формирование умений самостоятельной работы над музыкальным произведением, развитие сценического самообладания), этапы педагогической деятельности (диагностический, организационно-деятельностный, аналитический), основные направления (развитие интеллектуального и культурного уровня, совершенствование теоретических знаний, исполнительского мастерства, расширение музыкально-слуховых представлений), методы (музыкального обобщения, моделирования художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки, самостоятельного изучения новых музыкальных произведений, специальных упражнений), стадии (исходных возможностей, целенаправленной развивающей деятельности, реальных достижений).

4. Для обеспечения процесса развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков необходимы следующие педагогические условия:

• профессиональная направленность репертуара;

• взаимосвязь и взаимопроникновение общеобразовательных и специальных дисциплин;

• творческое взаимодействие педагога и ученика;

• установка на непрерывное саморазвитие;

• профессиональное мастерство учителя как музыканта-исполнителя и как педагога.

Апробация: результаты исследования и его основные положения отражены в выступлениях автора на конференциях: Межрегиональная научно-методическая конференция «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2004 г.), пятая Межрегиональная научно-практическая конференция (Воронеж, 2005 г.), шестая Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2006 г.), пятая Международная научно-практическая конференция «Формирование социально активной личности - основа развития гражданского общества» из серии «Образование -XXI век» (Воронеж, 2005 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Левченко, Богдан Павлович

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

• Творческий потенциал является центральным звеном одарённости личности. Творческий потенциал музыкально-одарённой личности имеет свою структуру, состоящую из ряда основных компонентов: слуховых, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, физических возможностей, энергетических ресурсов. Все виды возможностей, энергетические ресурсы, входящие в структуру творческого потенциала музыкально-одарённой личности, реализуются в исполнительско-творческом процессе интерпретации какого-либо музыкального произведения посредством практических умений и навыков. Они приобретаются в процессе деятельности одарённого человека и по мере его взросления. Только достаточно высокий уровень развития умений и навыков даёт основу для творчества и делает возможным достижение наивысшего результата. Творческий потенциал музыкально-одарённой личности может эффективно развиваться и приводить к результатам только при гармоничном сочетании и развитии всех возможностей, являющихся компонентами творческого потенциала.

• Особенностями подросткового возраста, определяющими его как сензитивный период для развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков, являются: физические и физиологические изменения, способствующие выработке новых двигательных координаций, что необходимо для освоения сложных игровых приёмов; развитие психических функций (развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления, интеллектуализация процессов восприятия и памяти, развитие воображения) дают импульс к творчеству, порождают стремление опираться на собственные силы, желание работать самостоятельно; чувство взрослости, способствующее саморазвитию музыкально-одарённых подростков; становление «Я-концепции», позволяющее раскрыть индивидуальность юных исполнителей.

• Развитию творческого потенциала музыкально-одарённых подростков способствует специально сконструированный педагогический процесс, в котором благодаря совокупности методов, направлений происходит последовательная смена стадий развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков. Выделенные стадии развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков (исходных возможностей, целенаправленной развивающей деятельности, реальных достижений) позволяют проследить эффективность данного процесса. Переходу музыкально-одарённых подростков на более высокий уровень развития творческого потенциала способствуют этапы педагогической деятельности (диагностический, организационно-деятельностный, аналитический), соответствующие каждой стадии.

• В содержание модели входят: цель (гармоничное развитие компонентов творческого потенциала музыкально-одарённых подростков), задачи (развитие способности к постижению художественного замысла музыкального произведения, умения передавать музыкально-исторические и теоретические знания в исполнении, развитие художественно-технических навыков, формирование умений самостоятельной работы над музыкальным произведением, развитие сценического самообладания), этапы педагогической деятельности (диагностический, организационно-деятельностный, аналитический), основные направления (развитие интеллектуального и культурного уровня, совершенствование теоретических знаний, исполнительского мастерства, расширение музыкально-слуховых представлений), методы (музыкального обобщения, моделирования художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки, самостоятельного изучения новых музыкальных произведений, специальных упражнений), стадии (исходных возможностей, целенаправленной развивающей деятельности, реальных достижений).

• Для осуществления поставленной цели, задач и обеспечения перехода музыкально-одарённых подростков на более высокий уровень развития их творческого потенциала необходимо создать следующие педагогические условия: профессиональная направленность репертуара, взаимосвязь и взаимопроникновение общеобразовательных и специальных дисциплин, творческое взаимодействие педагога и ученика, установка на непрерывное саморазвитие, профессиональное мастерство учителя как музыканта-исполнителя и как педагога.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что данная модель развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков способствует развитию их творческого потенциала на более высоком уровне.

Полученные результаты в конце опытно-экспериментальной работы можно рассматривать как исходные возможности для дальнейшего развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков.

Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов диссертационной проблемы. Представляется, что предметом дальнейшего изучения может быть разработка методов и средств развития творческого потенциала музыкально-одарённых подростков в рамках педагогического процесса.

155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Левченко, Богдан Павлович, 2006 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие / Г.С.Абрамова. Екатеринбург.: Деловая кн., 1999. - 624 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 336 с.

3. Акимов И. О природе таланта / И.Акимов, В.Клименко. М. : Мол. гвардия, 1994. - Т. 1. - 224 с.

4. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков, способностей / М.К.Акимова // Вопр. психологии. 1980. - № 3. - С. 101 - 108.

5. Алексеевский Н.А. Заменимых талантов не бывает / Н.А.Алексеевский // Муз. жизнь. М., 2002. - № 7. - С. 4-7.

6. Арановский М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора / М.Г.Арановский // Вопросы музыкального стиля. -Л.: Музыка, 1978.-С. 141-142.

7. Арнаудов М. Психология литературного творчества / М.Арнаудов. М.: Прогресс, 1970. - 664 с.

8. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Б.В.Асафьев // Из истории музыкального восприятия : сб. ст. М.: Просвещение, 1990. - С. 72-75.

9. П.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б.В.Асафьев // Из истории музыкального восприятия : сб. ст. М. : Просвещение, 1990.-С. 106-107.

10. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворённое образование / А.Ф.Ахматов // Педагогика. М., 2003. - № 8. - С. 35-41.

11. Баграмянц М.А. О некоторых аспектах создания развивающей среды для одарённых детей / М.А.Баграмянц // Прикладная психология и психологический анализ. М., 2004. - № 3. - С. 48-64.

12. Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одарённых детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. канд. пед. наук / О.Н.Бакаева. Воронеж, 2000. -18 с.

13. Банникова Е.И. Обобщение музыкально-педагогического опыта: научно-педагогические основы : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.И.Банникова. М.: МГПУ, 1999. - 24 с.

14. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А.Баренбойм. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.

15. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н.Баринова. Л.: Музгиз, 1961. - 60 с.

16. Бархин С.М. Музыка идёт с небес / С.М.Бархин // Муз. жизнь. -М., 2002.-№ 1.-С. 41-43.

17. Басин Е.Л. Психология художественного творчества / Е.Л.Басин. М.: Знание, 1985. - 64 с.

18. Белова Е.С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать / Е.С.Белова. М.: Флинта, 1998. - 227 с.

19. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности / Г.М.Белозерских // Нач. шк. М., 1994. - № 11. - С. 19-24.

20. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б.Л.Березовский // Вопр. психологии. М., 1982. -№5.-С. 94-100.

21. Бим-Бад Б.М. Психология музыки : восприятие, сочинение, исполнение, обучение / Б.М.Бим-Бад. М.: Музыка, 1995. - 121 с.

22. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П.Блинова. Л.: Музыка, 1974. - 144с.

23. Богоявленская Д.Б. Международная конференция по проблемам одарённости / Д.Б. Богоявленская // Вопр. психологии. М., 2004. - № 3. -С. 120-121.

24. Бондаревская Е.В. Кризис гуманитарности в российском обществе как исходная посылка современных концепций воспитания / Е.В.Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. ст. Волгоград.: Перемена, 2004. - С. 3-16.

25. Бородина Л.В. Что такое самооценка? / Л.В.Бородина // Психол. журн. М., 1992. - Т. 13, № 4. - С. 99-101.

26. Вейс П.Ф. О трёх сторонах творческого музыкального мышления / П.Ф.Вейс, Ю.Б.Алиев // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. М., 1982. - С. 245-247.

27. Волков И.П. Много ли в школе талантов? / И.П.Волков. М. : Знание, 1989. - 67 с.

28. Волков И.П. О формировании представлений в образно-художественном мышлении музыканта-исполнителя / И.П.Волков // Вопросы теории и эстетики музыки. JI.: Музыка, 1972. - Вып. 11. - С. 184-200.

29. Волков И.П. Приобщение к творчеству / И.П.Волков. М. : Просвещение, 1982. - 144 с.

30. Восьмая конференция европейского совета по высоким способностям // Вопр. психологии. М., 2003. -№ 1. - С. 143-147.

31. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский // Искусство в шк. М., 1996. - № 3. - С. 56-60.

33. Выготский Л.С. / Л.С.Выготский // Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1983. - Т.4. - 432 с.

34. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я.Гальперин, Р.Н.Котик // Вопр. психологии. М., 1982. - № 5. - С. 8084.

35. Гильбух Ю.З. Внимание : одарённые дети / Ю.З.Гильбух. М. : Знание, 1991.-80 с.

36. Гильбух Ю.З. Феномен умственной одарённости детей / Ю.З.Гильбух, О.Н. Гарнец, С.Л.Коробко // Вопр. психологии. М., 1990. -№4.-С. 147- 155.

37. Гридчин О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств : автореф. дис. канд. пед. наук / О.В.Гридчин. Белгород.: ОГУ, 2001. - 24 с.

38. Гнатюк Н.П. Мир увлечённых людей / Н.П.Гнатюк. М. : Педагогика, 1989. - 89 с.

39. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В.Гончаренко. -М.: Искусство, 1991. 432 с.

40. Готсдинер A.JT. Индивидуальные различия в восприятии музыки / А.Л.Готсдинер, Ю.Б.Алиев // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. М., 1982. - С. 103-106.

41. Грабовский А.И. К вопросу о классификации детской одарённости / А.И.Грабовский // Педагогика. М., 2003. - № 8. - С. 13-18.

42. Гуревич К.М. Лабиринты развития таланта / К.М.Гуревич // Искусство в шк. М., 1993. - № 1. - С. 48-53.

43. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в ситуации общей одарённости / Л.Л.Гурова // Вопр. психологии. М., 1991. - № 6. - С. 14-20.

44. Девятая Всемирная конференция по одарённым и талантливым детям // Вопр. психологии. М., 1991. -№ 6. - С. 173-175.

45. Деноткина О.А. Формирование творческого потенциала учащихся средствами художественной литературы в условиях школы-комплекса / О.А.Деноткина. М.: Просвещение, 1999. - 145 с.

46. Домашевская Е. Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК / Е.Домашевская // Искусство в шк. М., 2002. - № 3. - С. 66.

47. Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся / А.И.Доровской. М.: Рос. пед. агентство, 1998. - 210 с.

48. Егорычев A.M. Духовность как субъективная психологическая реальность / А.М.Егорычев // Прикладная психология и психол. анализ. -М., 2004.-№ З.-С. 5-21.

49. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей / А.И.Захаров. М.: Педагогика, 1986. - 109 с.

50. Земцовский И. Апология слуха / И.Земцовский // Музыка и время. М., 2003. - № 8. - С. 1-12.

51. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. М. : Логос, 2001.-384 с.

52. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И.П.Калошина. М.: МГУ, 1990. - 168 с.

53. Каратыгин В.Г. Восторг творчества / В.Г.Каратыгин // Муз. жизнь. М., 2002. - № 1. - С. 27-31.

54. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки / Г.Н.Кечхуашвили // Вопросы музыкознания : сб. ст. М.: Музгиз, 1960. -Т. З.-С. 302-323.

55. Кирнарская Д. Учитель музыки ищет таланты / Д.Кирнарская // Музыка в шк. М, 1987. - № 3. - С. 17-21.

56. Клименко В.В. Психологические тесты таланта / В.В.Клименко. СПб.: Кристалл, 1996. - 414 с.

57. Коган Г.М. О работе музыканта-педагога : основные принципы / Г.М.Коган // Вопросы музыкальной педагогики. М. : Музыка, 1979. -Вып. 1.-С. 71-84.

58. Коган Г.М. У врат мастерства / Г.М.Коган. М. : Музыка, 1969. -342 с.

59. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. М.: Акад., 2003. - 176 с.

60. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С.Кон. М. : Просвещение, 1982. - 207 с.

61. Костюк А.К. Эстетические аспекты восприятия музыки /

62. A.К.Костюк // Проблемы музыкальной культуры : сб. ст. Киев. : Муз. Украина, 1989. - Вып. 2.-176 с.

63. Кравцов Г. Игра как основа детского творчества / Г.Кравцов // Искусство в шк. М., 1994. - № 2. - С. 3-9.

64. Краткий словарь иностранных слов / под. ред. С.М.Локшиной. М.: Сов. энцикл., 1966. - 384 с.

65. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989. - 479с.

66. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

67. Крутецкий В.А. Психология : учеб. для учащихся педучилищ /

68. B.А.Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

69. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В.Крюкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 281 с.

70. Кукушкин B.C. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / В.С.Кукушкин. Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 224 с.

71. Кулагина И.Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.

72. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей / А.В.Кулемзина // Педагогика.-М., 2003. -№ 6.-С.27-33.

73. Культурология : большой толк. слов. М. : Вече ACT, 2003.512с.

74. Ландау Э. Одарённость требует мужества / Э.Ландау. М. : Акад., 2002.-144 с.

75. Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально одарённых подростков / И.А.Левочкина // Вопр. психологии. -М., 1988.-№ 4.-С. 149-155.

76. Левочкина И.А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы / И.А.Левочкина //Новые исследования в психологии. М., 1986. - № 1. -С. 9-14.

77. Лейтес Н.С. Б.М.Теплов и психология индивидуальных различий / Н.С.Лейтес // Вопр. психологии. М., 1982. - № 4. - С. 36-49.

78. Лейтес Н.С. Не упрощать проблему / Н.С.Лейтес // Вопр. психологии. М., 1990. - № 4. - С. 155-159.

79. Лейтес Н.С. О признаках детской одарённости / Н.С.Лейтес // Вопр. психологии. М., 2003. - № 4. - С. 13-19.

80. Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости / Н.С.Лейтес // Вопр. психологии. М., 1988. - № 4. - С. 98-107.

81. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. М. : АН РСФСР, 1948.-354 с.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

83. Леонтьев А.Н. Дискуссия о проблеме способностей / А.Н.Леонтьев, Б.МТеплов // Вопр. психологии. М., 2003. - № 2. - С. 433.

84. Личность. Творчество. Развитие. М.: Пед. вестн., 2001. - 290 с.

85. Лосева. А.А. Психологическая диагностика одарённости : учеб. пособие / А.А.Лосева. М.: Акад. проект : Трикста, 2004. - 176с.

86. Лукаш Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одарённых детей в России и США / Е.Ю.Лукаш // Вопр. психологии. М., 2004.- №4. -С. 22-29.

87. Макуренкова Е.П. О педагогике В.В.Листовой / Е.ИМакуренкова. М.: Музыка, 1971. - 86 с.

88. Маркова Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одарённости / Н.Г.Маркова // Психологическая наука и образование. М., 2002. - № 1. - С. 51-58.

89. Матюшкин A.M. Загадки одарённости / А.М.Матюшкин. М. : Шк.-пресс, 1993.-127 с.

90. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости / А.М.Матюшкин // Вопр. психологии. М., 1989. - № 6. - С. 29-33.

91. Матюшкин A.M. Одарённые и талантливые дети / А.М.Матюшкин, ДДСиск // Вопр. психологии. М., 1988. - № 4. - С. 9497.

92. Медкова Е. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства / Е.Медкова // Искусство в шк. М., 2004.-№4.-С. 63-69.

93. Медушевский В.В. О виртуозности в музыке / В.В.Медушевский // Музыка в шк. М., 2004. - № 1. - С. 27-35.

94. Медушевский В.В. Проблемы становления музыкального восприятия / В.В.Медушевский, Ю.Б.Алиев // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. М., 1982. - С. 83-86.

95. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста / Б.Е.Милич. М. : Кифара, 2002.- 118 с.

96. Михайлов В.О музыкальном восприятии / В.Михайлов // Искусство в шк. М., 1996. - № 2. - С. 9-11.

97. Москвина Г. Развитие воображения и творчества на уроках композиции / Г.Москвина // Искусство в шк. М., 1995. - № 1. - С. 38 - 39.

98. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе / А.В.Мудрик. М.: Знание, 1983. - 96 с.

99. Музыка управляет движениями нашей души // Искусство в шк. -М., 2004. -№1.- С. 85.

100. Музыкальное исполнительство и современность. М. : Музыка, 1988. — 319 с.

101. Музыкальная психология : хрестоматия. М. : Музыка, 1992.230с.

102. Мутли А.Ф. Звук и слух / А.Ф.Мутли // Вопросы музыкознания : сб. ст. М.: Музгиз, 1960. - Т. 3. - С. 325-345.

103. Мясищев В.Н. Проблема музыкальных способностей и их социальное значение / В.Н.Мясищев, А.Л.Готсдинер // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Музыка, 1981. - С. 14-29.

104. Мясищев В.Н. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение / В.Н.Мясищев, А.Л.Готсдинер // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика : хрестоматия. М., 1991.-Вып. 1.-С. 24-38.

105. Нартова-Бочавер С. К. Дифференцированная психология / С.К.Нартова-Бочавер. М.: Ижица, 2002. - 160 с.

106. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И.Науменко // Вопр. психологии. М., 1982. - № 5. - С. 85-93.

107. Немов B.C. Психология / B.C. Немов. М.: Владос, 2001. - 608с.

108. Немцов А.А. Целеполагание как творчество / А.А.Немцов // Педагогика. М., 2002. - № 4. - С. 15-21.

109. Непомнящая В.И. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности / В.И.Непомнящая // Вопр. психологии. М., 1980. -№ 1. - С. 23-30.

110. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики пианизма / А.А. Николаев. М.: Музыка, 1980. - 112 с.

111. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России : историко-теоретические и педагогические аспекты : автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В.Николаева. М.: МГЛУ, 2000. - 23 с.

112. Овчарова С.В. Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки : автореф. дис. канд. пед. наук / С.В.Овчарова. Липецк : ЛГПУ, 2001. - 21 с.

113. Одарённые дети. М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

114. Олзоева Г.Б. О выявлении и поддержке творчески одарённых детей / Г.Б.Олзоева // Искусство в шк. М., 1997. - № 5. - С. 41.

115. Орджоникидзе Г. Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления / Г.Ш.Орджоникидзе // Вопросы музыкознания : сб. ст. М. : Музгиз, 1960. - Т. 3.-С. 283-301.

116. Орлов Г.П. Психологические механизмы музыкального восприятия / Г.П.Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. М. : Музгиз, 1963. - Вып. 2. - 265 с.

117. Осенева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С.Осенева. М.: Акад., 2001. - 368 с.

118. Папуш М.П. Музыкальное восприятие с точки зрения интонационной концепции Б. В.Асафьева / М.П.Папуш, Ю.Б.Алиев //

119. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. -М., 1982.-С. 91-103.

120. Петрова В.Н. О процессе развития креативности студентов /

121. B.Н.Петрова, А.Н.Петров // Прикладная психология и психоанализ. М., 2004.-№З.-С. 76-79.

122. Петрова И.В. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников / И.В.Петрова // Вопросы музыкальной педагогики : сб. ст. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 39-51.

123. Петрова О.О. Возрастная психология : конспект лекций / О.ОЛетрова, Т.В.Умнова. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.

124. Петухов В.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции / В.В.Петухов, Т.В.Зеленкова // Вопр. психологии. М., 2002. - № 3. - С. 21 - 33.

125. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов. М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.

126. Поволоцкий С.Я. Анализ музыкального мышления старших подростков / С.Я.Поволоцкий, Ю.Б.Алиев // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. М., 1982. - С. 129 - 132.

127. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю.А.Полуянов. -М.: Знание, 1982.-96 с.

128. Пономарёв Я.А. Актуальные проблемы психологии творчества / Я.А.Пономарёв, И.Н.Семёнов, Н.Г.Алексеев // Вопр. психологии. М., 1982. -№ 5.-С. 161-167.

129. Пономарёв Я.А. Исследование творческого потенциала человека / Я.А.Пономарёв // Психол. журн. М., 1991. - Т. 12, № 1. - С. 3 - 11.

130. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарёв. М.: Педагогика, 1976. - 276 с.

131. Пономаренко В.А. Творчество как родовая сущность человека /

132. B.А.Пономаренко // Вопр. психологии. М., 2002. - № 3. - С. 149 - 151.

133. Портянкина 3. Метод воспитания таланта в американской музыкальной педагогике / З.Портянкина // Музыка в шк. М., 1991. - № 1.1. C. 60-63.

134. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. - 688 с.

135. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. М.: Прогресс, 1990. - 216 с.

136. Психологический журнал. М., 1986. - Т.7, № 3. - С. 150-156.

137. Психологический словарь-справочник. Минск; М. : Харвест : ACT, 2001.-576 с.

138. Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н.СЛейтеса. М.: Акад., 1996. - 416 с.

139. Психология одарённости : от теории к практике. М. : Ин-т психологии РАН, 2000. - 96 с.

140. Развитие творчества и становление личности подростка. -Воронеж.: МШПО, 1999. 67 с.

141. Ребёнок за роялем : Педагоги-пианисты о фортепиан. методике / ред.-сост. Я.Достал. -М.: Музыка, 1981. 334 с.

142. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии /

143. B.В.Рубцов. М.: Владос, 1996. - 279 с.

144. Савенков А.И. Детская одарённость и развитие её средствами искусства / А.И.Савенков. М.: Пед. о-во России, 1999. - 219 с.

145. Савенков А.И. Диагностика детской одарённости как педагогическая проблема / А.И.Савенков // Педагогика. М, 2000. - № 10.1. C. 87-94.

146. Савшинский С.И. О работе с музыкально-одарёнными детьми / С.И.Савшинский // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1979. -Вып. 1.-С. 37-43.

147. Самохвалов В .Я. Музыкальная красочность как фактор ценностно-ориентационных отношений к постановке проблемы / В.Я.Самохвалов // Проблемы музыкальной культуры : сб. ст. Киев : Муз. Украина, 1989. -Вып. 2.-С. 105-121.

148. Словарь иностранных слов / под ред. И. В.Лёхина и Ф.Н.Петрова. М.: Политиздат, 1949. - 805 с.

149. Словарь по социальной педагогике. М.: Акад., 2002. - 368 с.

150. Смирнов Д. О тайнах творческого процесса в музыке / Д.Смирнов // Муз. академия. 2002. - № 2. - С. 39-43.

151. Современный словарь по педагогике. Минск : Совр. слово, 2001. -928 с.

152. Соколовский В.В. Живопись и музыка // Муз. жизнь. М., 2002. -№ 4. - С. 34-35.

153. Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

154. Старчеус М.С. О хронотопах музыкального мышления / М.С.Старчеус // Муз. акад. 2004. - № 3. - С. 156 - 163.

155. Сударчикова Л.Г. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.Г.Сударчикова. М., 2001. - 19 с.

156. Тарасов Г.С. Методологические подходы к изучению музыкального восприятия / Г.С.Тарасов, Ю.Б.Алиев // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. М., 1982. - С. 88-91.

157. Тарасов Г.С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психический феномен / Г.С.Тарасов // Психол. журн. М., 1993. - Т. 14, №6.-С. 71 -77.

158. Тарасова Г.К. Исполнительское восприятие как способ познания интонационной природы музыки : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.К.Тарасова. Воронеж.: ВГУ, 2003. - 22 с.

159. Тарасова Г.К. Формирование музыкально-слуховых представлений в качестве единиц мышления в исполнительской деятельности учащегося -музыканта / Г.К.Тарасова. Воронеж : ВГУ, 2003. - 34 с.

160. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В.Тарасова. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.

161. Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одарённых детей / С.Ю.Тарасова // Психол. наука и образование. М., 2002. - № 1. - С. 59-63.

162. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Владос, 2001.-368 с.

163. Теплое Б.М. Общие и специальные элементы музыкальной одарённости / Б.М.Теплов // Искусство в шк. М., 1996. - № 4. - С. 41 - 47.

164. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов // Искусство в шк. М., 1999. - № 4. - С. 28 - 29.

165. Толмачёв С.К развитию творческого воображения ребят / С.Толмачёв // Искусство в шк. М., 1996. - № 3. - С. 41 - 42.

166. Трофимова Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М.Трофимова, Е.И.Ерёмина // Педагогика. М., 2003. - № 2. - С. 42 - 47.

167. Труды Государственного института музыкальной науки : сб. работ физиолого-психологической секции. М., 1925. - Вып. 1. - С. 7 - 55.

168. Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе «Мир музыки» / И.М.Трушкина // Музыка в шк. М., 2002. - № 6. -С. 35-42.

169. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И.Фельдштейн. М.: Педагогика, 1978. - 178 с.

170. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФА - М, 1997.-576 с.

171. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания АЛ.Коменского / В.Фролкин // Музыка в шк. М., 1991. - № 1. - С. 54 - 57.

172. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания детей // Музыка и время. 2002. - №11. - С. 24 - 25.

173. Художественное творчество (его психологические механизмы) // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М. : Просвещение, 1983.-304 с.

174. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности : проблемы, суждения, мнения / Г.М.Цыпин. М.: Просвещение, 1994. - 368 с.

175. Чистякова Т.Д. Творческая одарённость в развитии познавательных структур / Т.Д.Чистякова // Вопр. психологии. М., 1991. -№ 6. - С. 102-111.

176. Чудновский В.Э. Одарённость : дар или испытание / В.Э.Чудновский, В.СЛОркевич. М.: Знание, 1990. - 80 с.

177. Шапарь В.Б. Практическая психология : инструментарий / В.Б.Шапарь. 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 768 с.

178. Шапов А.П. Некоторые общие замечания о развитии исполнительских способностей / А.П.Шапов // Фортепианная педагогика. -М.: Сов. Россия, 1960. С. 41 - 43.

179. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся / В.С.Шубинский. М.: Знание, 1998. - 80 с.

180. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одарённости у детей / Н.Б.Шумакова // Вопр. психологии. М., 2004.-№2.-С. 119-127.

181. Шумакова И.В. Исследование творческой одарённости / И.В.Шумакова, Е.А.Щебланова, Н.П.Щербо // Вопр. психологии. М., 1991. -№ 1.-С. 27-32.

182. Щетинин В. Творческое развитие ребёнка в школе фортепианной импровизации и композиции / В.Щетинин // Искусство в шк. М., 1998. -№3.-С. 71-75.

183. Экерт Я. 500 музыкальных загадок / Я.Экерт. М. : Сов. композитор, 1971. - 124 с.

184. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

185. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала в среднем и старшем школьном возрасте / Е.ЛЯковлева // Психология развития творческого потенциала одарённых детей. М. : Флинта, 1997. -222 с.

186. Яконюк В.П. Музыкальный интерес как вероятность : методологический аспект / В.П.Яконюк, Ю.Б.Алиев // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательных школ : сб. тез. М., 1982. - С. 40-42.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.