Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования: на примере Детской музыкальной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Крыхтина, Светлана Юрьевна

  • Крыхтина, Светлана Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 236
Крыхтина, Светлана Юрьевна. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования: на примере Детской музыкальной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2009. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Крыхтина, Светлана Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.

1.1 Понятие и виды музыкально-творческой деятельности учащихся.

1.2 Цель, основные задачи и принципы работы преподавателя по формированию музыкально-творческих способностей учащихся.

1.3 Работа педагога учреждения дополнительного образования с одарёнными детьми в условиях внеклассной деятельности.

1А Внеклассная работа в системе дополнительного образования как фактор развития музыкального творчества учащихся.

Глава 2. Опыт формирования музыкально-творческих способностей у учащихся Детской музыкальной школы.

2.1 Характеристика педагогических условий музыкально-творческого развития детей различной степени музыкальной одарённости в процессе внеклассной деятельности.•.

2.2 Экспериментальная работа по формированию и развитию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования.

2.3. Модель развития музыкально- творческих способностей учащихся в процессе внеклассной деятельности музыкальной школы.

2.4 Оценка эффективности и результативности экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих способностей у учащихся.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования: на примере Детской музыкальной школы»

Актуальность исследования. Проблема внеклассной- и внешкольной' работы учащихся исследовалась психологами, педагогами, методистами. Как педагогическая проблема она стала изучаться с начала XX века в трудах П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки - Росинского и других.

В последнее десятилетие XX века в России существенно изменились условия- деятельности Учреждений дополнительного музыкально-художественного образования. Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при; общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение1 интереса родителей к музыкально-художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школы искусств. Часто отсутствие конкурса, вынуждает принимать^ в контингент учащихся практически^ всех желающих без учёта, специальных способностей. Преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватив все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере образования. Повышается статус образованного, творчески мыслящего и-высококультурного человека, как в, производственных, так и в непроизводственных сферах. Это вызвано, прежде всего, тем, что изменились социальные и экономические отношения, появились новые прогрессивные технологии. Подобные изменения предъявляют к личности повышенные требования. Обществу нужны не просто специалисты, а высококультурные и высокообразованные личности.

В русле новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития, и3 самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся. В работах учёных В.Н. Петрушина, Б.Т. Лихачёва, A.M. Матюшкина, Д.К. Кирнарской, Б.М. Теплова, Л.П. Крившенко, Л. Л. Шевченко и других отмечается то обстоятельство, что успех развития общества зависит от количества людей, способных к творчеству, в том числе, к музыкальному творчеству, музыкально-творческой реализации возможностей человека. Поэтому, мы считаем необходимым говорить о различных формах образовательного процесса, в том числе в системе дополнительного образования, способствующих развитию музыкальных способностей детей и подростков, которые в свою очередь способствуют музыкально-творческому развитию.

Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть соориентированы на формирование у учащихся потребности в. восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Вместе с тем, развивая способность понимать язык музыки, ощущать её" выразительность музыкальные- школы дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется" музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они в свою очередь вносят частицу этой культуры в семью. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной- работе. Основная цель воспитания и образования в школе искусств — художественное и эстетическое развитие ребёнка в широком смысле, воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью, умеющего культурно организовать и проводить свой досуг.

Изучение опыта работы Учреждения дополнительного образования г. Волгограда и педагогическое наблюдение за работой коллег показывают, что и у начинающих педагогов Детских музыкальных школ, и у педагогов с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации внеклассной и внешкольной работы с детьми. Возникает противоречие между современными требованиями и существующей практикой музыкального воспитания', так как организация внеучебной работы отстает современных требований педагогической и социокультурной сферы. Возникшее противоречие выявило проблему в необходимости разработке форм и методов формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования, в разработке критериев их оценки. В целом педагоги Детских музыкальных школ и Детских школ искусств остаются недостаточно подготовленными к организации* внеучебнойз работы. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы организации внеучебной работы как сферы развития музыкально-творческих способностей детей, необходим поиск научно обоснованных средств и методов, которые будут использоваться в этой сложной сфере работы Детских музыкальных школ. Намеченное направление исследования представляется достаточно актуальным в связи со слабой научной и методической разработанностью проблемы внеклассного и внешкольного воспитания учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Всё это и предопределяет актуальность нашего исследования.

Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей5 ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузка в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ. Построение образовательного процесса на принципах единообразия и усреднённости тормозит развитие учащихся, ставит преграды перед внедрением новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс. Очевидна всё возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к-обучению.

Учреждение дополнительного образования — это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодёжи в избранноё ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей». [140]1

Школа искусств, призванная осуществлять задачи- ранней профессиональной ориентации учащихся, должна создать реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования и социализации в* сфере искусства. Центр образовательного процесса — ребёнок, и задача школы — предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, помочь развитию его музыкально6 творческих способностей. Создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкально-художественного образования.

Перед исследованием стояла проблема - выяснить специфику внеклассной работы по развитию музыкально-творческих способностей учащихся в учреждениях дополнительного образования - на примере Детских музыкальных школ, что и обусловило выбор темы, исследования. На основе анализа научной литературы и педагогической практики были сформулированы цель, объект, предмет исследований, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.

Объект исследования — внеклассная деятельность Учреждения! дополнительного образования.

Предмет исследования - процесс формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы Учреждения дополнительного образования.

Цель исследования - разработка дидактических основ организации внеклассной работы Детской музыкальной школы как сферы формирования и развития музыкально-творческих способностей учащегося.

Задачи исследования/

1. Проанализировать основные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образовании.

2. Выявить критерии проявления музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной школы.

3.Выявить специфику работы педагога с музыкально-одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы: а) построение процесса формирования и развития способностей к творчеству у музыканта на основе развивающего обучения; б) диалогический характер отношений и использование специфических для искусства методов и средств обучения; в) создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.

4.Разработать и апробировать модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы.

5. Разработать и реализовать программу формирования музыкально-творческих способностей' учащихся в условиях внеклассной работы Учреждения дополнительного образования.

В исследовании мы исходим из гипотезы о том, что в условиях научно-обоснованного педагогического процесса,, во внеклассной деятельности происходит интенсивное формирование музыкально-творческих способностей у учащихся, если:

•теоретическое обоснование оптимального содержания внеклассной деятельности Учреждения дополнительного1 образования будет осуществлено на основе научных положений о природе музыкального творчества; о возможностях и музыкально-творческих способностях 8 учащихся; о целях, задачах и принципах деятельности преподавателя Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся;

•содержание внеклассной работы и ее организация в условиях Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа) будут включены в структурно-функциональную модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся;

•осуществлению внеклассной и внешкольной работы в Учреждении дополнительного образования будет рассматриваться как одно из важнейших условий формирования музыкально-творческих способностей учащихся и если будет создана Программа внеклассной работы Учреждения дополнительного образования по формированию музыкально-творческих способностей.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения о природе музыкальных способностей (Теплов Б.М.,

Кирнарская Д.К., Доровской А.И., Петрушин В.Н.); положения о природе творчества (Бердяев Н., Богоявленская Д.Б., Выготский JI.C.,

Лук А.Н., Энгельгеймер П.К., Гилфорд Дж.); о самореализации сущностных сил личности, индивидуальности (Цыпин Г.М.,

Рубиштейн C.JL, Теплов Б.М., Зеньковский В.В., Маслоу А.Г.,

Моляко В.А., Узнадзе Д.Н., Шульга Т.И.); о единстве общего и уникального (Петрушин В.Н., Кирнарская Д.К., Торранс Т.П., Панов

В.И., Годсдинер А.К., Торшина К.А.); единстве теории и практики

Далькроз Ж.Э., Бочкарёв JI.JL, Вилюнас В.К., Ковалёв В.И.,

Константинова Ф.В., Мелик-Пашиев А.А., Монахов» В.М.); о творческом характере педагогической деятельности (Гессен 9

С.И.,Гончарова О.В., Доровской А.И., Кан-Калик В.А., Симонов В.П., Сериков В.В.,Мильтонян С.О., Мясоедова Н.С., Ветлугина М.Е., Кузьмина Н.В., Пономарёв Я.А.). Методологическими ориентирами исследования являются положения об особенностях музыкально-творческого процесса в целом и в системе учреждений дополнительного образования в частности (Давыдов В.В., Дьяченко Н.Г., Ермилова Н.Ю., Задорина Е.Н., Дмитриева Т.А., Крюкова В.В.); положения о характере, целях, задачах и принципах внеклассной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных и музыкальных школ (Базиков А.С., Вазина К.Я., Сухомлинский В.А., Крившенко Л.П., Бондарева В.В., Воротникова Е.Н., Иванченко В.Н., Кабалевский Д.Б., Макаренко JI.C., Сорока-Росинский В.Н.); положения об особенностях музыкально-творческих проявлений детей школьного возраста (Алексеев А.Д., Ананьев Б.Г., Анисимов В.П., Гафитулин М.С., Зимина А.Н., Матюшкин A.M., Мид М., Рензули Дж., Симановский А.Э., Шевченко JLJL, Юдина Е.Н.).

Для решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов. Теоретических:

- анализ научной литературы по проблеме исследования;

- анализ массовой и передовой педагогической практики;

- проектирование структурно-функциональной модели формирования музыкально-творческих способностей у учащихся;

- моделирование воспитательных внешкольных и внеклассных ситуаций; эмпирических: - беседы,

- педагогическое наблюдение,

- анкетирование,

- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); методы обработки результатов исследования: математические, графические.

База исследования — Учреждения дополнительного образования (Детские музыкальные школы и Детские школы искусств) г. Волгограда.

На разных этапах исследования в опытной работе задействовано 550 учащихся и 70 преподавателей Детских музыкальных школ.

Организация исследования. Исследование осуществляется в три этапа:

Первый этап (2000-2002) — поисково-теоретический. На первом этапе анализировалось философская, психологическая, методическая и педагогическая литература, представляющая интерес для данного исследования; разрабатывались методические и теоретические основы исследования; определялись проблема, объект, предмет и цель исследования; разрабатывалось необходимое методическое обеспечение для проведения исследования.

Второй этап (2003-2007) - опытно-экспериментальный.

На втором этапе для проверки гипотезы была проведена серия экспериментов. Экспериментальной базой исследования являлась Детская музыкальная школа № 1 города Волгограда, методическое объединение Детских музыкальных школ и школ искусств при Управлении культуры города Волгограда. Всего в экспериментальной работе участвовало 550 детей.

Третий этап (2007-2009) - теоретико-обобщающий.

На третьем этапе проводилось теоретическое обобщение, анализ и интерпретация полученных результатов исследования, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Обобщены основные научные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования.

2. Определены основные критерии и показатели формированиия музыкально-творческих способностей учащихся, что открывает возможности целесообразного взаимодействия внеклассной работы в целостном образовательном процессе Детской музыкальной школы

3. Обоснована и экспериментально проверена модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности.

4. Впервые разработана программа содержания деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты дополняют соответствующие разделы теории музыкального образования в плане развития способностей учащихся, повышения качества музыкального образования, охвата большего количества детей для участия в музыкальнообразовательном процессе, культурно-просветительской деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации авторской программы и методики построения внеклассной работы как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся Детских музыкальных школ и социализации личности. Полученные результаты существенно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления о внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования и могут быть необходимой основой для дальнейших теоретических и практических исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

Научное обоснование того, что в условиях внеклассной воспитательной деятельности Учреждения дополнительного образования особого внимания и педагогической поддержки- требует работа с одарёнными детьми.

Критерии и показатели сформированности музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе, которые открывают возможности диагностики развития музыкально-творческих способностей, эмоционально-волевой сферы учащихся:

1) познавательные музыкальные способности;

2) творческие способности;

3) способность к интегративному творчеству.

Модель формирования музыкально-творческих способностей во внеклассной деятельности детской музыкальной школы. Обращение к внеклассной работе, как педагогическому средству, способствующему формированию

13 музыкально-творческих способностей учащихся, вполне обоснованно, так как возможности внеклассной и внешкольной работы Детской музыкальной школы еще недостаточно используются в массовой практике;

Программа содержания деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы активно развивает их творческий потенциал, профессиональные и интеллектуальные умения и навыки в области общей и музыкальной культуры.

Достоверность и обоснованность, проводимой работы обеспечивается теоретическим подтверждением заявленных позиций, использованием теоретических и< экспериментальных взаимодополняющих методов исследования, а также успешной» реализацией разработанной модели в условиях Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа г. Волгограда). Также достоверность результатов проведённого исследования была обеспечена его методологической* обоснованностью, широтой и комплексностью вовлечения членов педагогического персонала в опытную работу и в диагностику получаемых результатов, использованием методов (теоретических, эмпирических, методов обработки* результатов исследования), достаточным количеством испытуемых и пролонгированностью основного эксперимента.

Апробация результатов исследования осуществлялась в 20052008 гг. в ходе экспериментальной работы и обсуждения материалов исследования на заседаниях методических объединений преподавателей Учреждений дополнительного образования (музыкальные школы и школы искусств) г. Волгограда, проводились

14 лекции, семинары-практикумы с преподавателями музыкальных школ № 1, 2, 13, 14 г. Волгограда. В ходе исследования была разработана Программа по внеклассной работе Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа), на которую дана положительная рецензия и рекомендация для внедрения Методическим центром Комитета по культуре Администрации г. Волгограда.

Результаты исследования внедряются в практику работы Учреждений дополнительного образования (Детские музыкальные школы) г. Волгограда и Волгоградской области. Основные результаты исследования представлены, доложены и обсуждены в материалах:

1) II" Международной научной конференции «Наука, искусство,1 образование в III тысячелетии.// Проблемы интуиции в философии и психологии» (г. Волгоград, апрель 2006г).

2) Региональной научно-практической конференции «Особенности организации работы по воспитанию студентов- в социуме трёхступенчатого образовательного комплекса вуза искусств и культуры: школа - училище — институт// Организация внеклассной работы Учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа)», (г. Волгоград, Волгоградский государственный институт искусств и культуры. Кафедра психологии и педагогики, март 2007г).

3) Научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей МГОУ.// Формирование творческих способностей учащихся учреждения дополнительного образования (г. Москва, апрель 2007г.).

4) Региональных педагогических чтениях «Гуманно-личностное сопровождение пространства семьи в рамках 21 века», (г. Волгоград, ноябрь 2008г.)

5) Межвузовской научно-практической конференции «Образовательное пространство как фактор единения светской и православной культуры// Взаимодействие семьи и школы в рамках дополнительного образования», (г. Волгоград, февраль 2009г.)

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в пятнадцати публикациях, из них три в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования организовано путём проведения лекций, семинаров-практикумов с преподавателями музыкальных школ № 1,2,13,14 г. Волгограда. Результаты исследования внедряются в практику работы Учреждений дополнительного образования (Детские музыкальные школы) г. Волгограда и Волгоградской области.

Глава Т. Теоретические основы формирования музыкально-творческих способностей* учащихся в, условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Крыхтина, Светлана Юрьевна

Выводы.

1. Выявленная неудовлетворённость существующим положением дел в музыкальном образовании последних лет и наблюдающиеся в связи с этим тенденции, направленные на активизацию, рационализацию процесса формирования музыкально-творческих способностей вызвали необходимость анализа современных исследований, направленных на разработку общих музыкально-педагогических принципов обучения.

2. Представленные в I главе теоретические положения о сущности музыкально-творческих способностей, о внутренних и внешних механизмах их развития и выявленные тенденции современного музыкального образования, связанные с его обновлением, дали основание для выявления благоприятных педагогических условий, обеспечивающих возможность формирования и развития музыкально-творческих способностей детей. Проведённый анализ и опытное исследование позволили конкретизировать и систематизировать эти условия.

Исследование показало, что: музыкально-творческие способности ученика формируются и активно развиваются в Учреждении дополнительного образования (музыкальной школе), если он участвует во внеклассной и внешкольной деятельности школы; наиболее эффективной формой внеклассной и внешкольной работы в музыкальной школе является Детская филармония, участие в работе которой способствует активному развитию музыкально-творческих способностей учащегося;

- Детская филармония способствует созданию вокруг ребёнка художественной развивающей среды и, как следствие, обеспечивает расширение кругозора, стимулирование общего развития, музыкально-творческое участие ребёнка в деятельности, создание ориентационного поля развития, возбуждение и поддержание интереса к музыке, организацию и самоорганизацию деятельности ребёнка, стимулирующей формирование и развитие его музыкально-творческих способностей;

- педагогическая поддержка при этом должна быть личностной. Это выражается во взаимодействии и сотрудничестве педагога с ребёнком, в стимулировании его работоспособности, трудолюбия, самостоятельности, предоставлении ему возможностей для самовыражения и самопознания.

Заключение

Проведённое исследование на тему: «Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования (на примере Детской музыкальной школы)» позволяет придти к следующему заключению. Поставленные в начале работы задачи нашли соответствующее решение и получили как теоретическое, так и экспериментальное подтверждение.

В результате решения первой задачи проведён анализ теории и научной литературы, проанализирован педагогический опыт по развитию музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования (на примере Детской музыкальной школы), было выявлено, что музыкально-творческие способности включают интеллектуальные способности, способности к музыкальной деятельности, креативность, мотивацию и направленность её на данную деятельность. Формирование и развитие музыкально-творческих способностей зависит от взаимодействия биологического и социального факторов: природных предпосылок способностей - задатков и окружающей среды (сложившегося исторически социального опыта и окружения, в т.ч. оптимального педагогического влияния). Из этого следует, что, создавая благоприятные педагогические условия, можно влиять на формирование и развитие музыкально-творческих способностей.

Выявлено, что в условиях Детской музыкальной школы внеклассной работе не придаётся должного значения. На основе анализа литературы было выяснено, что основной характеристикой личности и возможности формирования у неё музыкально-творческих способностей следует считать не выдающийся интеллект, высокую креативность или наличие специальных способностей, как считалось ранее, а её мотивацию, так как мотивация обеспечивает возникновение положительного эмоционального фона и направленность на деятельность (таких качеств, как упорство, настойчивость, целеустремлённость, организованность и т.п., т.е. качеств, относящихся к волевой сфере), что создаёт дальнейшие стимулы для её продолжения и обеспечивает условия для формирования и развития музыкально-творческих способностей.

В процессе исследования выяснилось, что одними из основных качеств являются познавательная активность и познавательная потребность, так как высокий уровень активности личности является потенциалом, открывающем возможности формирования музыкально-творческих способностей. Этот потенциал обеспечивает процесс музыкально-творческой деятельности и удовлетворение от него. В итоге развитие музыкально-творческих способностей оказывается зависящим от активности и определяется ею. Высокий уровень активности является показателем развития субъективных свойств личности, а её- проявление связано со становлением субъектности ребёнка. Поэтому от осознания себя субъектом деятельности зависит успешность формированияг и развития музыкально-творческих способностей ребёнка.

В" результате решения^ второй задачи были выявлены устано критерии и показатели сформированности музыкльно-творческих способностей учащихся во внеклассной работе Детской музыкальной'школы, которые открывают возможности диагностики развития музыкально-творческих способностей, эмоционально-волевой сферы учащихся: познавательные музыкальные способности (сенсорные способности, интеллектуальные способности); творческие музыкальные способности (продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение, самостоятельное музицирование); способности к интегративному творчеству (музыкально-исполнительское, музыкально-литературное, сочинительство /композиция/).

В ходе решения третьей задачи выявлена специфику работы с одарёнными детьми в условиях внеклассной работы Детской музыкальной школы, которая обязывает к выработке педагогических условий развития музыкально одарённых детей. Поэтому при рассмотрении творческой одарённости и предпосылок её развития, была выделена музыкальная одарённость как один из видов. Говоря об общей и специальной одарённости, мы вернулись к положению о многозначности задатков, так как из этого следует вывод о том, что одарённость может проявляться не только в способностях к какой-либо узкой области человеческой деятельности, но и в способностях к более широкому кругу занятий. Характерными чертами музыкальной одарённости можно считать: чувство целого — специфическое проявление универсальной * человеческой способности целого мировосприятия.

- чувство аконстантности. Противоположное ему свойство константности даёт человеку возможность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обеспечивая независимость воспринимаемых им характеристик объектов от условий и положения органов чувств.

- идеомоторный феномен. В его основе лежит идеомоторный акт — непроизвольный переход представления в движение. Исследование подтвердило, что под музыкальной одарённостью следует понимать качественно своеобразное сочетание способностей, в том числе, триединство музыкального слуха, чувство ритма и музыкальной памяти, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.

В результате внеклассной деятельности интенсивно развиваются музыкальные способности, активизируется позитивная мотивации к учебному процессу; учащиеся привлекаются к креативной деятельности; интенсивно развивается их творческий потенциал.

В ходе исследования были выделены педагогические принципы, на основе которых строится содержание и отбираются средства развития музыкально-творческих способностей учащихся:

1) привлечение идей развивающего обучения, личностно ориентированного образования,

2)диалогический характер отношений и использование методов- и средств- обучения, соответствующих логике художественно-творческого процесса,

3)создание творческой ситуации, способствующей раскрытию творческого потенциала учащегося, делающей невозможным обыденное отношение ученика к концертной, внеклассной деятельности и образовательному процессу в музыкальной школе.

В i результате решения четвёртой задачи разработана и апробирована^ на практике модель формирования музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работы Детской музыкальной школы. Разработанная в ходе исследования программа внеклассной деятельности Учреждения дополнительного образования включена в структурно- -функциональную модель формирования творческих способностей учащихся, представленную в тексте диссертации.

При решении пятой задачи определено содержание деятельности Детской музыкальной школы по формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной- работы - это внутри и внешкольные концерты, фестивали, концерты-лекции. Разработана и апробирована технология формирования музыкально-творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе. Нами установлено, что активное участие детей во,всех формах работы Детской филармонии развивают их музыкально-творческий потенциал, профессиональные и интеллектуальные умения, и навыки в области общей и музыкальной культуры. В исследовании дано теоретическое обоснование условий организации внеклассной и внешкольной работы Учреждения дополнительного образования с позиций формирования музыкально-творческих способностей учащихся. На этих основаниях разработана и апробирована программа внеклассной деятельности Учреждения дополнительного'образования по формирования музыкально-творческих способностей учащихся в Детской музыкальной школе (см. приложение 1). В ходе изучения- проблемы данного- исследования установлено, что условием становления дополнительного образования (к системе которого относятся* Детские музыкальные школы и Детские^ школы искусств) как сферы свободного самоопределения личности является» реализация-вариативных и дифференцированных педагогических программ. К числу ведущих видов творческих потребностей для осуществления данных программ следует отнести:

1.Креативные потребности, обусловленные как желанием родителей развивать индивидуальные способности детей, так и! стремлением, детей к самореализации^ .избранном виде-деятельности.

2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением, к расширению объёма знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

3.Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4.Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счёт дополнительных знаний решить! личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5.Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

6.Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением* к содержательной^ организации, свободного времени.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей даёт возможность с помощью педагогических програлш дополнительного образования осуществить социально значимые цели развития личности, в том числе: познавательное развитие, реализуемое через дополнительные программы, а также программы для одарённых детей; социальную адаптацию, включающую опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки; раскрытие творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей < с проблемами в сфере обучения и общения, а также одарённых детей; развитие общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.

Экспериментально доказано, что участие школьников4 во внеклассной и внешкольной деятельности Учреждения дополнительного образования активно содействует развитию музыкально-творческих способностей. Анализ опытной работы позволил сделать выводы о том, что участие в работе Детской филармонии оказывает влияние на становление личности ребёнка. Формирование музыкально-творческих способностей повышает качественный уровень учебного процесса и при участии детей во внеклассной и внешкольной деятельности происходит:

1. Непрерывность образования и развития личности.

2. Интенсивное овладение субъектом общечеловеческой и профессиональной культурой.

3. Расширение кругозора ребёнка.

4. Осознание личностью своего места в социокультурном пространстве.

5. Свобода и открытость общения * ученика — исполнителя с аудиторией.

6. Осознанное отношение школьника к учебным дисциплинам.

7. Разработка и реализация субъектом программ самообразования и саморазвития.

8. Развитие музыкально-творческих способностей и потребностей учащихся на новом уровне.

Внеклассная и внешкольная деятельность Учреждения» дополнительного. образования (Детская музыкальная школа) способствует созданию и обогащению художественно-развивающей среды, стимулированию общего развития учащихся (посещение концертов, выставок, театральных спектаклей и др.), созданию ориентационного поля развития, возбуждению увлечённости- занятиями музыкой (подготовка концертных номеров, участие в концертах, подготовка тематических лекций о музыке, участие в подготовке мероприятий по сценариям), творческому участию ребёнка во внеклассной деятельности, организации и самоорганизации, деятельности ребёнка (участие педагога в жизни ребёнка, заинтересованность родителей в его деятельности и развитии, проявляющаяся во всесторонней помощи, поддержке ребёнка, в умении побуждать его к необходимым действиям). Разработанная в рамках исследования авторская программа по внеклассной и внешкольной работе Учреждения дополнительного образования "Детская филармония" была утверждена педагогическим советом, внедрена и успешно действует в Детской музыкальной школе № 1 г. Волгограда. Авторская программа получила положительную рецензию, рекомендована Комитетом по культуре г. Волгограда и апробирована в Детских музыкальных школах города. Полученные результаты позволяют считать задачи исследования решёнными, а гипотезу подтверждённой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Крыхтина, Светлана Юрьевна, 2009 год

1.Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».-2003. - 248 с.

2. Азарова JI.H. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. (Проблема трансцендентности в рамках психологического сопровождения): Журнал практического психолога.-1998.- №4.- с.80-83.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- Музгиз.- 1961.-272с.

4. Амонашвили Ш.А. Центр гуманной педагогики.//Три ключа:ежегодник. -М.-1987. 32с.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей.-М'.:Педагогика.-1962.-140с.

6. Андреева Л.Н.' Педагогическая технология управления процессом обучения одарённых детей:Автореферат дис.кандид.пед.наук.-Казань.-2000.-28 с.

7. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС».- 2004. 128с.

8. АнуфриеваН.И.Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования:Автореф.дис.на соиск.степени канд.пед.наук.-Москва.-2005.-23'с.

9. Белова Е.С. Одарённые дети// Дошкольное воспитание. -1991г. -№4.- с. 69-75, 1996г.-№5.- с. 31-38, 1996г. -№10.- с. 76-87.

10. З.Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков, в системе внешкольной работы по искусству:Автореф. дис. на соиск. учён. степ, кандид. пед. наук.- М.:Изд-во Гос. Пед ун-т им. Ленина.-1997.-16 с. 14.Бердяев Н. Философия свободы. -Москва.- 1990:-302с.

11. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х томах.-М.- 1994.

12. Богиович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Богиович и Л.В. Благонадёжной. -М.: Педагогика,- 1972. -с.22-29.

13. Богоявленская. Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа- просто устойчивое словосочетание (о феномене творческого мышления).-М.: Педагогика.- 1998. -№3,- с. 36-43

14. Богоявленская Д.Б., Ильясов И.И, Диагностика структуры одарённости и пути повышения творческой активности учащихся// Гуманизация образования.-М.- 2000.- №1.- с. 196-209.

15. Богоявленская Д.Б. Определение понятия "активность" как необходимое условие эффективного формирования данного качества личности// Актуальные проблемы формирования и воспитания активности. Тезисы докладов. -Рига.- 1979.- с. 17-19.

16. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. Москва.- 1981.-280с.

17. Бодалёв А.А. Проблема способностей в психологии//Психология о личности.- М.: Изд-во МГУ.- 1998. с.24-37.

18. Бодрова Е.В. И др. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании// Вопросы, психологии.-М,- 1989.-№1.-с. 174-176.

19. Бондаревская Е.В1. Педагогическая культура как общественная и личная ценность.-Педагогика.-1999.-№3 .-с.З 7-43.

20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов -на - Дону: Изд-во Ростов, пед. ун-та.-2000.-352 стр.

21. Борзов Н., Борзова Л. Развитие творческих способностей у детей,-Самара.- 1974.-157с.

22. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.:ИПРАН 1997.-352с.

23. Булычёв Б.Е.' Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути её совершенствования: Автореф. дис. кадид. пед. наук.- Чебоксары.- 1998.-18 с.

24. Вазина К.Я., Костыко Г.М., Клюев Ф.В. Управление новым типом учебного заведения. Концепция, опыт.- Челябинск.- 1996.-97с.

25. Венгер Л.А.Педагогика способностей.-М.: Педагогика.-1973". -140с.

26. Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве// Мир психологии.-1999.-№4(20)-стр.279-295.

27. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- Москва.- 1968.-150с.

28. Вилюнас В .К. Психологические механизсы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ.- 1990.- 228с.

29. Воротникова Е.Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах//Педагогика.- 2001. -№4.- с.44-47.

30. Выготский JI.C. Психология искусства.- Москва.- 1968.-403с.

31. Выготский JI.C. Воображение и творчество подростка// Собр. соч. в 6т.-т.4.-Москва.-1984.-с.21.

32. Выготский JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте.// Хрестоматия по психологии,- М.: Просвещение.-1987.- с.320-325.

33. Гагай В.В. Влияние творчества на личностное развитие младших школьников/В.В.Гагай,ТимошинаИ.Н.//Социально-психологическиеаспе-кты нравственного развития детей и подростков.-Шадринск.-1999.-с.69-77

34. Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе атриз: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-т.-1996.-22с.

35. Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одарённости личности: Автореферат дис. канд.пед.наук.-Красноярск.- 1996.- 20с.

36. Гессен С.И. Игра урок - творчество.// Основы педагогики.- Берлин.-1923.-С.224-230.

37. Гильбух' Ю.З.,Гарнец О.Н., Коробко C.JI. Феномен умственной одарённости.//Вопросы психологии.-1990.-№4.- с.147-155.

38. Голубева Э.А. Опыт комплексных исследований способностей.// Человек в системе наук,- М.: Изд-во «Наука».-1989.- с.252-370.

39. Гончарова О.В. О гуманистической направленности в работе с одарёнными детьми.// Гуманизация образования и проблемы развития личности.- Волгоград: Изд-во «Перемена».- 2000.- с.60-71.

40. Гончарова О.В. Педагогические условия развития музыкально одарённых детей: Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.- Волгоград: Изд-во Волгог. гос.пед. университет. -2002.-20с.

41. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: Автореферат дис.д-ра пед.наук.- М.- 1999.- 59с.

42. Готсдинер А. К проблеме многосторонних способностей.// Вопросы психологии.-1991.-№ 1.-е. 82-88.

43. Григораш В.В. Организация творческой познавательной деятельности учащихся на уроке как средство гуманистического развития личности: Этика: Опыт учителей сред. шк.№75 г.Харькова. /В.В. Григораш//Этика в школе.-Трубчевск.-1996.-с.93-97.

44. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления.// Новое педагогическое мышление.- Москва.-1989.-89с.

45. Далькроз Ж.Э. Ритм.- Москва:Изд-во «Классика-21 век».-2001. 248с.

46. Деятельностный подход к развитию творческой личности ребёнка в школе: Материалы региональной научной практической конференции .

47. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет.-1998.-91стр.

48. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки.// Музыкальное воспитание в школе.- Москва.-1982г,- вып.15.-90с. 53 .Дмитриева Л.Г., Черночваненко К. А. Методика музыкального воспитания.-Москва.-2000.-59с.

49. Дмитриева Т.А. развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации: Автореф.дис. на соиск.учён.степени канд.пед.наук. Москва.'Изд -во Моск.гос.пед.университет.-2005.- 17с.

50. Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся.-Москва:Российское педагогическое агенство.- 1998.-210с.

51. Дрозина В.В. Творческая самостоятельная- деятельность учащихся: теория и практика её организации: Монография.- Челябинск: ЧГПУ.-1997.-110с.

52. Дружинин В.Н.Психология интеллекта.-Педагогика.-1998.- №2.-с.32-37.

53. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей до и после Л.С. Выготского//Вопросы психологии.-1996.-№6.- с.98-109.

54. Ермилова Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста.-Волгоград:ВГПУ.-2000.-145с.

55. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.-Москва.- 2001.- с.6-37.

56. Ершов Д.А. Развитие творческих способностей у учащихся педкласса: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Волгоград:Волгогр.гос.пед.университет. --2001.-19с.

57. Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся: (На материале деятельности учреждений доп. образования): Автореф.дис. на соиск.учён.степ.канд.пед.наук.-Саратов.-2003 .-24с.

58. Игнатенко Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореферат дис.канд.пед.наук.-Брянск.-1996.-23с.

59. Интуиция, логика, творчество. Под ред. М.И.Панова.-Москва: Наука,-1987.-175с.

60. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.- 2001.-е. 15-21.

61. Кан-Калик В. А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М. :Педагогика.-1990.- 153с.

62. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях.//Вопросы психологии.-1988.-№2.-с. 129-137.

63. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.-Москва: Изд-во «Таланты-XXI века».-2004г.-496с.

64. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности.- Москва: Изд-во «Наука».- 1988.-192с.

65. Командышко Е.Ф. Эффективность факторов школьной среды в эстетико-творческом развитии учащихся// Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе).- Луганск.-2000.-Вып.2.-с.88-98.

66. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Учебное пособие. Пермь: Перм.гос.пед.ун-т.-2001.-182с.

67. КороленкоЦ.П.,ФроловаГ.В.Спасительнаяспособность вообразить//Пси-хология художественного творчества.-Минск:Харвест.-1999.-С.368-386.

68. Коростелёва И.С., Ротенберг В1.С, Поисковая' активность и проблемы обучения и воспитания.//Вопросы психологии.-1988.-№6.- с.60-70.

69. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону:Изд-во «Феникс».-2002. - 288 с.

70. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя.-Ленинград: Знание.-1985.-32с.

71. Кулюткин Ю.Н. Развитие творческого мышления. Ленинград.-1967.-75с.

72. ЮО.Левочкина И.А. Психофизические особенности музыкально одарённых подростков.//Вопросы психологии.- 1988.-№4.-с. 149-154.

73. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников.-Москва: Академия.-2003.-320с.

74. Лейтес Н.С. Ранние проявление одарённости.//Вопросы психологии.-1988.-№4.-с.98-107.103 .Лежнёва Н. "На творческих каникулах". Организация творческих праздников в средней школе г. Троицка Челябинской области./ Н.

75. Лежнёва, Г. Суворова.// Воспитание школьников.-1998 .-№4.-с.29-30.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-Москва.-1975.-97с.

77. Макаренко Л.С. Собрание сочинений в 5т.-Москва.-1987.

78. Маркева А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- Москва: Просвещение.-1990.-191с.

79. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости.// Вопросы психологии.- 1989.-№6.-с.29-33.

80. ПЗ.Матюшкин A.M. Одарённые и талантливые дети.// Вопросы психологии.-1988.-№4.-с.88-97.

81. Медушевский В.В. О содержании понятия "адекватное восприятие"//Восприятие музыки. -Москва.- 1976.-е. 110-134.

82. Мелик-Пашиев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству.-Москва.-1995.- с.43-45.

83. Мелик-Пашиев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития-школьников// Вопросы психологии.- 1989.-№ 1.-е. 15-23.

84. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: общество и способности.- Москва: Просвещение.- 1989.- 160 с.

85. Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности, самосознание. -Пермь.-1990.- 140с.119:Мид М. Культура и мир детства.-Москва.-1988.-205с.

86. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма.-Тверь: ООО «РТС-Импульс».- 2003.-216с.

87. Миронова P.M. Игра в развитии активности детей.- Минск.-1984.- с.36. 123 .Митина Л.М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. Москва.- 1999.-53с.

88. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одарённости// Вопросы психологии.-1994.- №5. с.86-95.

89. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.-Волгоград: Перемена.-1995.- 151с.

90. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под. ред. Е.А.Медведевой.-Москва :Издательский центр «Akademia».-2002. 224 с.

91. Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика: Пособие для начинающих педагогов-музыкантов. М.: Преет.- 1997.-80с.

92. Нейгауз Г.Г.- Об искусстве фортепианной игры.- Москва:Изд-во «Музыка»-.- 1988.-240с.

93. Панов В.И. Одарённые дети: выявление-обучение-развитие,-М.:Педагогика.- 2001.- №4.- с.30-43.

94. Педагогика:Учебник для вузов. Под ред. Л.П.Крившенко.- М.: Изд-во «Прогресс»- 2004.-430с.

95. Петрова Л.Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Автореферат дис. акад. пед. наук. Москва: Московский государственный педагогический университет.-1997.-16с.

96. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы развития одарённости учащихся. Москва: Педагогическое общество России.- 1999.-32с.

97. ПлатоновК.К.Проблемы способностей.-М!: Наука.- 1972.-312с.

98. Платонов К.К. Место характера и способностей в структуре личности// Структура и развцтие личности. Москва: Наука.- 1986.- с. 145-171.

99. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников// Вопросы психологии.-1990.-№1.-с.16-19.

100. Пономарёв Я.А. Психологический механизм творчества// Человек в системе наук. -Москва: Наука.- 1989.-С.370-492.

101. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика.-Москва: Педагогика.-1976.-280с.

102. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика, под ред. Г.М. Цыпина. -М.: Издательский центр «Академия».-2003.-368с.

103. Психология одарённости детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса.-Москва: Академия.-2000.-336с.

104. Психология одарённости: от теории к практике. Под ред. Д.В.Ушакова.- Москва: Изд-во «PerSe».- 2000.-336с.

105. Психология процессов художественного творчества. Под ред. Б.С.Мейлаха.- Ленинград: Наука.- 1986.-285с.

106. Рабочая концепция одарённости.- Москва: Магистр.-1998.-68с.

107. Резерв успеха творчество. Под ред. Г. Нойнера, В. Кальвейта, X. Клейна. - Москва: Педагогика.- 1989.- 116с.

108. Рензулли, Дж. С. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одарённости детей/ Дж. С. Рензулли, С. М. Рис// Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия.- 1997. - с. 214-242.

109. Ригина Г.С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Автореферат диссертации.-Москва:П.П.Н.СССР НИИ теории и методов воспитания. -1992.-18с.

110. Роджерс Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии.-1990.-№1.-с. 164-168.

111. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся// Ярославский педагогический вестник. -Ярославль.-1994.- №1.- с. 16-19.

112. Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Проблемы общей психологии. Под ред. Е.В. Шороховой-Москва: Педагогика.-1973.-с.220-23 5.

113. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его развития.- Москва.-1958.-289с.

114. Рылькова В.А. Дидактические основы использования музыкальной деятельности при- обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике: Автореферат дис. на соиск. степ.канд.пед.наук.-Москва:МГС)У.-2004.- 23с.

115. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства.-Москва: Педагогическое общество России.-1999.- 220с.

116. Савенков А.И. Детская одарённость и школьное обучение// Школьные технологии. -1999. -№ 1-2.-с.121-131.

117. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе.-Москва: Академия.- 2000.-232с.

118. Сериков В.В. Образованность и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем.- Москва: Логос.- 1999.-272с.

119. Симонов В.П., Пермяков Н.В. Культура и воспитанность личности: социально-педагогический и управленческий аспекты// Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров:Сборник научных трудов. -Вып.5- М».:МГОУ.- 2004.-c.3-8:

120. Симонов В.П. О функциях, методах и преодолении формализма в педагогическом менеджменте// Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сборник научных трудов. Вып.5.- М.:МГОУ.- 2004.- с.3-7.

121. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых:Учебное пособие.- Москва:Авторское издание.- 2004.-173с.

122. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: Учебное пособие.-Москва: Высшее образование.- 2006. 357с.

123. Симановский А.Э. Социальные механизмы формирования интеллектуальной творческой способности учащихся/ А.Э. Симановский. // Психологическая наука и образование.-2002.-№3.- с.76-821

124. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников.- Москва: Изд-во Московского психолого-социального института.-2003 .-272с.

125. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Москва: Школа-Пресс.- 1995.-384с.

126. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения.-Москва: Педагогика.-1991.- 239с.

127. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума.-Москва.-1979.-159с.

128. СухомлинскийВ.А. Сердце отдаю детям.-Киев:Раз.школа.-1988.-215с.

129. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая система.-Киев:Радянська школа. 1988г. - №6.-с.19-27

130. Тараканова Н.Э. Педагогические условия развития мотивационной сферы личности музыкально-одарённых подростков:Автореферат дис. на соискание учён.степени кандид.пед.наук.- Москва:Московский пед. гос. Университет.- 2003.-24с.

131. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Способность и одарённость:Избранные труды в 2 томах, т. 1 .-Москва:Педагогика.- 1985.-с. 15-41; с.42-222.

132. Теплов Б.М, Психология музыкальных способностей. М.: Наука.-2003.-377с.

133. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии.- 1998.- №4.-с.123-132.

134. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- Москва.- 1966;-198с.

135. Фейнберг Е. Интуиция и логика в искусстве и науке.- Москва.-1992.-153с.

136. Филосовский словарь. Под. ред. И.Т. Фролова. Москва: Республика.-2001. -719 с.

137. Фромм Э. Душа человека. Москва.- 1992.-203с.189:Холодная М:А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости// Вопросы психологии.-1993.-№1.-с.32-39.

138. Художественное творчество ребёнка. Под ред. НА. Ветлугиной.-Москва.- 1972.- Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения.- Москва: ВЛАДОС.-2000.- 320с.

139. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. -Москва.-1994.-372с.

140. Чернова Н.А.Творческая деятельность как средство развития личности учащегося:Учебное пособие.- Кемерово: Кузбассвузиздат.-1995.-104с. 193.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.- Москва: Знание.-1986.-79с.

141. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одарённость// Психологический журнал.- 1982.-№5.- с.3-10.

142. Юдина С.Д. Психологические факторы формирования и развития музыкальных способностей: Автореф.дис.канд.психолог.наук.-Новосибирск:Новосибирский гос.пед.университет.-1996.-20с.

143. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития.-Москва.-1994.-231с.

144. Юркевич B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность.- Москва: Просвещение.- 1996.-13 6с.

145. Яковлева E.JI.- Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии.-1996.-№3.-с.28-34.

146. Begley, S. Your Child's Brain //Newsweek. 1996. February 19, pp.55-62.

147. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N.Y.A Mc-Gaw Hill,1967.

148. Hughes, M. About the Suzuki Method. Электронная версия: http ://www. Suzuki-method.htm

149. Pratt D. Musical Development of the Young Child: Pitch, Melody, and Rhythm. Электронная «версия: http://www.music4kids.com.

150. Suzuki, Sh. About the Suzuki Method. Электронная версия: http://www.Suzuki-method.htm

151. Torrance T.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.