Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики: на материале Республики Казахстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Саиткасимханова, Дурдона Мухаматолихановна

  • Саиткасимханова, Дурдона Мухаматолихановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 194
Саиткасимханова, Дурдона Мухаматолихановна. Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики: на материале Республики Казахстан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2008. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Саиткасимханова, Дурдона Мухаматолихановна

Введение.:.

Глава I. Историко-теоретические подходы к раскрытию сущности ириродосообразного воспитания.

1.1. Исторический анализ понятия принципа природосообразности в народной педагогике республик СНГ и Республики Казахстан.

1.2. Сущность принципа природосообразности в опыте народного воспитания казахского народа

1.3. Характеристика педагогических условий ириродосообразного воспитания учащихся средствами казахской народной педагогики.

Выводы по первой главе

Глава П. Содержание, формы и методы природосообразного воспитания средствами народной педагогики в казахской семье и школе.

2.1. Организация природосообразного воспитания в учебном процессе

2.2. Внешкольные, внеклассные работы и семейные формы природосообразного воспитания.

2.3. Результаты экспериментальной работы по реализации педагогических условий природосообразного воспитания учащихся средствами народной ^ педагогики в казахских школах Республики Казахстан.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики: на материале Республики Казахстан»

В центре воспитательного процесса стоит человек как космобиосоциальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, обычаи, обряды и ритуалы, направленное на развитие своих сущностных сил. Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных информационных и коммуникативных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.

В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицитном состоянии.

В этом смысле работа Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «В потоке истории» является важным и многозначимым событием в научной, культурной жизни всех центральноазиатских народов, ибо это культурологическое исследование, как по своему содержанию, так и по многим методологическим аспектам раскрывает новую страницу в решении проблем переосмысления и более глубокого освоения нашей истории. Язык, память и культура — важная трилогия народного менталитета—находят в работе важное переосмысление.

Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями вглубь веков Казахстана—край орлиных крыльев, и действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи — жители Великой степи — испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру. На этой земле родился великий сын казахской степи, ученый-энциклопедист - Аристотель Востока Абу Наср аль-Фараби. Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников. Нашествия арабов, монголов, джунгар, длившиеся почти десять веков, разрушили древнюю казахскую цивилизацию. Одна Отрарская трагедия, героическая борьба жителей этого центра цивилизации казахской степи напоминает о многом. Несмотря на варварское уничтожение, казахский народ сохранил самобытную культуру, язык, почти не подвергая его деформации. Удивительно и то, что изречения, философские толгау первого степного философа Асана Кайгы устно, слово в слово передавались из поколения в поколение на протяжении пяти веков. Это тоже свидетельствует об этнопсихологических особенностях народа.

В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком. В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания кочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (песенные состязания) и др. Долгое время, бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов, не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствует действительности. Археологические исследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, скульпторами, художниками.

Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся до нашей эры Сократа, Платона, Аристотеля, педагогов-классиков, .как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, И.Я.Яковлев, Сен-Симон, Джон Локк и др. Так, впервые обоснованный Я.А.Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразность как основной принцип этнопедагогики выделяют исследователи народной педагогики Г.Н.Волков, С.Умурзакова, К.Кожахметова, А.Калыбекова. Труды этих ученых выходят далеко за пределы региональной Средней Азии и Казахстанской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и развитии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В.Кумарина, А.Кушнира, Н.Д.Виноградовой, Г.Кунантаевой, Г.А.Усмановой, С.Умурзаковой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И.Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П.П.Козловой. Проблемам методологии изучения народной педагогики посвящены исследования Ю.А.Рудь, Е.Л.Христовой и др. Вопросы исторической этнопедагогики изучает Т.Н. Петрова, над проблемой функционирования афоризмов в народной педагогике работает З.Б.Цаллагова, изучением семейной этнопедагогики занимается Э.И.Сокольникова, этнопедагогики среды - Л.В.Кузнецова. Гуманистические проблемы педагогики находят отражение в исследованиях З.Н.Нигматова, Р.Х.Шаймарданова, Я.И.Ханбикова, К.Ш.Ахиярова. Проблемы связи народной педагогики с современной практикой воспитания рассматриваются в работах Р.И.Байчоровой, В.И.Элашвили, С.Танхасаевой, И.Г.Швецовой, Н.А.Матвеевой, Р.Сулейманова, У.Ш.Атангулова, С.А.Мухамедьянова, З.Ф.Исламовой, А.М.Сулейманова, Л.Канбековой, В.И.Баймурзиной, Х.Х.Баймурзина, А.М.Сафина и др. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики в учебно-воспитательный процесс освещены в исследованиях Л.М.Кашаповой, Р.М.Салимовой, К.Х.Гизатуллиной, В.А.Афанасьева, А.Я.Бугаевой, В.А.Иванова, М.И.Стельмахович, М.Г.Харитонова, И.А.Шарова. Проблемы народной педагогики рассматриваются в современных исследованиях среднеазиатских ученых С.Ражабова, А.Э.Исмаилова, И.Кадырова, А.Зунунова, И.Т.Чариева, У.Нишаналиева, К.А.Дуйсенбаева, А.Алеуова, С.Нишонова, У.Махкамова, С.Умурзакова, К.Кожахметова и др.

Вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие, как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания учащихся. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания казахского народа в условиях полиэтничности. Так, эта ситуация характерна для казахской диаспоры, проживающей в Казахстане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к природосообразному воспитанию казахских и узбекских детей в семье и в школе. Вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям. Следует также отметить, что в педагогической теории и практике отсутствуют специальные исследования по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что свидетельствует о необходимости изучения данного направления, особенно в условиях модернизации содержания образования.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между потребностью в природосообразном воспитании учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения организации этого процесса, как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах работы в казахских школах Республики Казахстан.

В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы теоретические основания и педагогические условия воспитания обучающихся, способствующие природосообразному обучению средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан?

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики в школах Республики Казахстан.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в казахских школах Республики Казахстан.

Предмет исследования - педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан.

Гипотеза исследования: природосообразное воспитание обучающихся средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан будет эффективным, если:

- определена сущность и специфика природосообразных средств казахской народной педагогики;

- учитываются особенности процесса адаптации школьников в полиэтническом пространстве;

- осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;

- организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

На основании цели и гипотезы определены задачи исследования:

1. Осуществить историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

2. Раскрыть специфику и природосообразную значимость казахской народной педагогики.

3. Разработать и экспериментально проверить модель природосообразного воспитания казахских школьников и её практико-ориентированное обеспечение.

4. Определить критерии и уровни природосообразной воспитанности обучающихся средствами народной педагогики в казахских школах Республики Казахстан.

Методологическую основу исследования составляют произведения классической педагогической литературы (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.), историко-педагогическое наследие ученых (Г.Н.Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н.Петрова, С.Умурзакова, К.Кожахметова и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин,

A.Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева, Г.Кунантаева, С.Нишанова и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин, И.Т.Чариев, К.А.Дуйсенбаев); культурологический (М.М.Бахтин, Г.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин); аксиологический (А.В.Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подходы (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин, В.Г.Рындак) к решению проблемы природосообразного воспитания.

Теоретическую основу составили философские, культурологические и этнографические работы Л.Н. Гумилева, Д.С.Лихачева, Г.Д. Гачева, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А.Арутюнов и др.; работы по психологии, этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопедагогике И.А. Зимней,

B.С.Мухиной, Т.Г.Стефаненко, В.Г.Крысько, Э.А.Саракуева, М.О.Мнацаканян, Р.С.Немова, Ю.П.Азарова, Г.Н.Волкова, Н.Д.Виноградовой, П.П.Козловой, Т.Н.Петровой, М.Г.Тайчинова, Е.Л.Христовой, А.Л.Бугаевой, Я.И.Ханбикова, М.Г.Харитонова, К.Ш.Ахиярова, А.А.Калыбековой, С.Умурзаковой, Г.Кунантаевой и др.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей; моделирование, педагогический эксперимент

Экспериментальной базой исследования явились: СОШ №1 им.

Юсуфа Сайрами, СОШ №50 им. А.Байтурсынова, СОШ №4 им. Аль-Фараби, лицей №9 им. Жолдасбекова и колледж ЮКПУ г. Шымкента и Сайрамского района Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. В исследовании приняли участие 320 учащихся, 65 учителей и 10 руководителей общеобразовательных учреждений.

Исследование осуществлялось в период с 2004 по 2008 гг. и включало несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2004-2006 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, формы и методы использования народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика природосообразных средств казахской народной педагогики; разрабатывались исходные позиции исследования и констатирующий этап эксперимента, обосновывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и проверялась модель природосообразного воспитания учащихся средствами казахской народной педагогики.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2005-2008 гг.), проводилась работа по организации и проведению формирующего этапа эксперимента, анализировались его результаты; анализировались результаты контрольного этапа эксперимента; систематизировались полученные данные;

- формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлена сущность природосообразной значимости казахской народной педагогики; раскрыты возможности использования средств народной педагогики в природосообразном воспитании учащихся казахских школ Республики Казахстан; разработана модель природосообразного воспитания учащихся казахских школ средствами народной педагогики и её практико-ориентированное обеспечение; определены и обоснованы критерии и уровни природосообразной воспитанности учащихся казахских школ Республики Казахстан.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании целостного процесса природосообразного воспитания школьников средствами народной педагогики, где ведущая роль отводится деятельности, ориентированной на предметный продуктивный результат и формирование социального опыта воспитанников, организуемой в соответствии с природой ребенка во взаимосвязи с социокультурными процессами, учетом регионально-этнических особенностей, гармоническим взаимоотношением человека с природой.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по организации природосообразного воспитания способствуют совершенствованию воспитательного процесса в национальной школе; материалы данного исследования и разработанная автором программа факультативного курса «Родной край как фактор природосообразного воспитания детей» могут быть использованы учителями, руководителями общеобразовательных школ; преподавателями педвузов; студентами педагогических колледжей и вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; последовательным проведением педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью его данных; практическим подтверждением и качественным анализом результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность принципа природосообразности заключается в закономерности единства природы и человека, основывается на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей региональных и этнических культур, во всех своих проявлениях соответствует природе субъектов воспитания и предусматривает реализацию комплекса аспектов - психологического, философского, естественно-биологического и прослеживается во всех сферах народной жизни (трудовой деятельности, бытовой практике, отношениях в обществе, семье, сфере обрядности, фольклоре, поведении, морали).

2. Природосообразное воспитание ориентировано на воспитание качеств, соответствующих природе ребенка (его собственным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса -семь качеств народного идеала казахов: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам природы в целом (любви, гармонии и т.д.). Специфика природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.

3. Модель природосообразного воспитания школьников и её практико-ориентированная направленность включает все аспекты жизнедеятельности и все стороны развития учащихся, рассматривается как целостный процесс, включающий организацию учебной, внеучебной работы (внешкольные, семейные формы работы), и направлен на приоритетность нравственных, интеллектуальных и физических качеств личности.

Практико-ориентированная направленность природосообразного воспитания предусматривает включение школьников в социально значимую деятельность, имеющую продуктивный результат (забота об окружающей среде, людях; совместная трудовая, игровая, художественная, общественно-полезная работа детей и взрослых и др.).

4. Критерии природосообразной воспитанности школьников (мотивационный, информационный, деятельностный, результативный), соответствующие уровни позволяют изучать данное качество в динамике.

5. Эффективность природосообразного воспитания достигается с помощью следующих педагогических условий:

- учет сущности и специфики природосообразных средств казахской народной педагогики;

- рассмотрение процесса адаптации казахских школьников в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;

- сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;

- включение этнопедагогического компонента в учебную деятельность, не нарушая ее логики, а также внеклассную, внешкольную работу учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Алма-Ата, 2004; г. Шымкент, 2004; г. Ташкент, 2005;) научно-практических конференциях; на кафедре педагогики ЮКПУ (2005, 2006,2007, 2008), в ЮКГУ им. М.Ауезова, МКТУ им. А.Яссавий. Результаты исследования внедрены в практику работы Сайрамской и других казахских и узбекских школ города Шымкента, Сайрамского, Туркестанского районов Южно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Саиткасимханова, Дурдона Мухаматолихановна

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила верность разработанной нами модели и позволяет сделать следующие выводы:

1. И природа, и деятельность людей, а следовательно, и воспитание подчинены определенным законам. Поэтому, как утверждал Я.А.Коменский, детей нужно воспитывать, следуя этим законам природы в широком понимании этого слова, поскольку закономерность природосообразности воспитания соответствует самой сути человека. Вместе с тем, природосообразное воспитание невозможно без учета социально-исторических, географических, региональных и локальных условий, определяющих своеобразие данного процесса в конкретной ситуации. Так, условие полиэтничности, характерные для многонациональной России, ярко проявляются и в Республике Казахстан, что сказывается на организации природосообразного воспитания национальных школ, тем самым, актуализируя данное направление исследований.

2. Работу по природосообразному воспитанию учащихся можно проводить в процессе изучения многих дисциплин школьной программы. С одной стороны, это ведет к повышению результативности данной работы, с другой стороны, происходит экономия времени как учителей, так и учащихся, что в последствии предотвратит их перегрузку.

Особенно большими возможностями для природосообразного воспитания средствами народной педагогики обладают предметы гуманитарного (родной язык и литература, русский язык и литература, история, обществознание, мировая культура, иностранный язык, история и культура Казахстана), естественно-биологического (природоведение, география Казахстана, биология, анатомия, экология) циклов, а также музыка, физическая культура, трудовое обучение и изобразительное искусство. В работе даны проводимые нами анкеты, вопросники, мероприятия по внеклассной и внешкольной работе, проводимые факультативные курсы, которые дали I ощутимые результаты (таблица 1,2.)

3. Природосообразное воспитание невозможно без организации вне-^ классной и внешкольной работы с использованием средств народной педагогики. Одним из направлений внеклассной работы является проведение факультативного курса «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека», задачей которого является раскрытие природосообразной сущности человека и его жизни через традиции и культуру родного народа, формирование ценностного отношения к природе, человеку как к части природы и др. В качестве внеклассных и внешкольных форм воспитания выступают также кружковая и клубная деятельность, организация совместно с работниками культуры и родителями народных праздников, обычаев, вечеров, фестивалей и других мероприятий, утверждающих единство природы и человека.

4. Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей. В связи с этим, одним из направлений работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование возможностей и ресурсов семьи. Формами сотрудничества школы и семьи являлись: педагогическое просвещение родителей, участие семьи в организации и проведении учебных, внеклассных, внешкольных форм природосообразного воспитания. Следует также отметить непосредственно семейные формы природосообразного воспитания, отличающиеся действенностью, эффективностью: совместная работа по хозяйству, по дому, семейные вечера, беседа членов семьи за ужином, семейные поездки, праздники, традиции и др.

Положительные результаты проведенной экспериментальной работы позволяют сделать вывод о ее эффективности и дать методические рекомендации учителям, студентам педагогических колледжей и вузов и родителям:

- строить воспитание детей по принципу природосообразности;

- овладевать самому всем богатством средств народной педагогики и использовать в практике воспитания;

- привлекать родителей и старшее поколение для передачи опыта народного воспитания молодым;

- организовывать сотрудничество школы, семьи и общественных организаций в деле природосообразного воспитания учащихся;

- учитывать в процессе воспитания особенностей адаптации учащихся к условиям полиэтничности.

Заключение.

Понимание сущности человека как органической части природы предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.

1. Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности позволил констатировать, что природосообразность являлась одним из важнейших принципов педагогики. Это берет свои истоки из недр народного опыта по воспитанию. В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, что предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. В народной педагогике ребенок с первых лет жизни получал исходные мировоззренческие установки, ориентирующие его на то, что природа и человек неразрывно связаны и, поэтому необходимо знать законы их бытия и правильно жить, чтобы сохранить единство и, как следствие, обрести собственное благополучие.

Природосообразное воспитание - это такое воспитание, которое во всех своих основных свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам природы в целом.

Историко-теоретический анализ принципа природосообразности и анализ педагогической действительности выявил необходимость изучения и использования средств народной педагогики в современном воспитательном процессе.

2. Сущность и специфика природосообразности народного воспитания заключается в том, что оно специально не формирует, не воспитывает, а естественным образом наполняет растущего человека жизнесообразными качествами.

Семья в народной педагогике является самой естественной, а потому и самой благоприятной средой для природосообразного воспитания детей. В связи с этим, одним из направлений работы по природосообразному воспитанию учащихся является организация сотрудничества школы и семьи, максимальное использование ее возможностей и ресурсов.

Природосообразность воспитания предполагает учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие, как организации процесса воспитания, так и его средств.

Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая предусматривает наличие качеств, соответствующих природе человека (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса, его народному идеалу - семь качеств народного идеала казахов: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие, законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.).

3. Разработанная в ходе экспериментальной работы модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики позволяет конструировать данный процесс как целостный. Он включает организацию учебной и внеучебной работы (внеклассные, внешкольные, семейные формы) и направлен на развитие нравственного, интеллектуального и физического потенциала воспитуемых.

4. Эффективность природосообразного воспитания определяется следующими условиями:

- учет сущности и специфики природосообразных средств казахской народной педагогики;

- процесс адаптации в полиэтническом пространстве рассматривается в общем контексте природосообразного воспитания как его особенность;

- сотрудничество семьи, школы и общественности, рассматривается как целостный институт природосообразного воспитания;

- обеспечение целенаправленной этнопедагогизации учебной и внешкольной деятельности учащихся, не нарушая логики образовательного процесса в целом.

5. В ходе педагогического эксперимента определены критерии (мотивационный, информационный, деятельностный, результативный) и соответствующие им показатели и средства диагностики, позволяющие выявлять динамику природосообразной воспитанности учащихся.

Результаты экспериментальной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики подтвердили выдвинутую гипотезу.

Вместе с тем результаты данного исследования свидетельствуют, что 1 оно не исчерпывает всей проблемы природосообразного воспитания учащихся средствами казахской народной педагогики. Исследования и изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены.

В частности, требуют специального изучения влияние условий полиэтничности на развитие педагогической культуры казахов; создание системы контроля, позволяющей получать объективную оценку уровня природосообразной воспитанности, разработка методического обеспечения деятельности педагогов по природосообразному воспитанию (1-11 классы).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Саиткасимханова, Дурдона Мухаматолихановна, 2008 год

1. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. -Алма-Ата: Fылым, 1995-245с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. - 254с.

3. Аймауытов Ж. Педагогическое руководство (учебное поспобие) Оренбург. Госиздат, 1924; Психология. Алматы, «Рауан» 1995.

4. Айтпаева А.К. Казахские народные игры как средство воспитания младших школьников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Алматы, 1997. -23с.

5. Акбашев Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни». — Челябинск: ТОО «Версия», 1995. 90 с.

6. Акатаев С. Мировоззренческий синкретизм казахов. — Алма-Ата, 1994.

7. Акпарова ЖМ Формирование интереса к казахскому народному творчеству детей старшего дошкольного возраста: Автореф. . канд.пед.наук. — Алматы, 1997. -23с.

8. Алпамыс батыр. Казахский героический эпос. Алма-Ата, Наука, 1981. -20с.

9. Алтынсарын Ы. Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства // Записки Оренбургского отделения Императорского Русского Географического общества. -Казань. -1870. Вып. 1.-С 101-116.

10. Аль-Фараби. Естественно-научные тракты. Алма-Ата, 1987. -282с.

11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1996.-568 с.

12. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. — М.: Аспектпресс, 1999. — 376 с.

13. Анохин A.M. Педагогика в системе культуры. — Стерлитамак,2001.-99 с.

14. Анохин A.M. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. — Казань: КГПУ, 2003. 200 с.

15. Антология педагогической мысли Казахстана / Сост.: К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев. Алматы: Рауан, 1995. — 512с.

16. Аргынбаев Х.А. Обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством // Хозяйство казахов на рубеже Х1Х-ХХ вв.-Алма-Ата, 1980. -с.132

17. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М.: Нар. Акад.культурных и общечеловеческих ценностей, 1993.

18. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.:МПСИ, 1992.-240 с.

19. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.

20. Асадуллин Р.М. В лабиринте педагогики: Размышления о вальдорфской школе.—Казань, 1997.—144 с.

21. Асфендияров С. История Казахстана: с древнейших времен / под ред. А.Такенова . — Алматы: Санат, 1998. 304с,

22. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. Уфа, 1993. - 18 с.

23. Ахерн Сьюзен. Воспитание во имя экологического будущего /Приоритеты современной педагогики. М, 1993. - С. 133-150.

24. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. — Уфа:БГПУ, 2000. 328 с.

25. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: Теория и практика.—Уфа, 1998.—141 с.

26. Ахметов Ш. Народные традиции воспитания детей у казахов в кн. Свидетель древней культуры. Алматы, 1966.

27. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1982.—216с.

28. Баймурзина В.И., Баймурзин Х.Х. Бесценный клад народнойпедагогики // Народное образование. 2000. - № 6. - С. 316.

29. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур:Учебное пособие. М: РГГУ, 1998. - 241 с.

30. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000. — 188 с.

31. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993. - 125 с.

32. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер с англ. — М.: Просвещение, 1986. — 420 с.

33. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад, Ун-т РАО. Кафедра пед. антропологии. — М.: УРАО, 1998.-575 с.

34. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания: С учетом принципа культуре и природосообразности. // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29 - 38.

35. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. академия, 1995. -205 с.

36. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М.: Наука, 1983.-90 с.

37. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М.: Наука, 1981.-120 с.

38. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск, 1989.

39. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования (методологический аспект). Автореферат дис.канд. пед. наук: (13.00.01). РАО, Ин-т теории образования и педагогики. - М., 1995.-18 с.

40. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Советская педагогика. 1989. - № 7. - С. 98 - 103.

41. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары,1993. —85 с.

42. Волков Г.Н. Педагогика любви. В 2-х тт. — М.3 2003.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 1999. - 168 с.

44. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.-161 с.

45. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. — Educati onal strategy in the West: toward the XXI century / Ун-т РАО. - M: УРАО, 1999. - 207 с.

46. Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1997.-479 с.

47. Газман О.С., Иванов А.Г. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. М.: Новая школа, 1992. - 114 с.

48. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. — М.: Академия, 1998.-432 с. (

49. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.

50. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432с.

51. Гизатуллина К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания учащихся многонациональных сельских школ на традициях народной педагогики.—Дис. канд. пед. наук.—Уфа, 1999.—160 с.

52. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. 176 с.

53. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М.: Калашников - Комаров и К, 1993.-527 с.

54. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы.- М: Прогресс, 1993.

55. Гурлитт JI. О воспитании // Народное образование, 2001. №8.- С. 241.

56. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика, 1992. № 1 - 2.

57. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. - № 7 — 8. — С. 193 —197.

58. Джангельдин Н. Природа национальной психологии. А-Ата, «Казахстан», 1971.

59. Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996.-160 с.

60. Дулатов М. История происхождения казахов и киргизов. Оренбург, 1925; Алматы, «Жазушы», 1991.

61. Жамансариева С.Д. Идеи и традиции казахской народной педагогики в современной практике воспитания в семье и школе: Дисс.канд. пед. наук.-М., 1993. —202 с.

62. Жарикбаев К. Психологические воззрения аль Фараби. «Вопросы психологии», 1974, №4.

63. Жарикбаев К.Развитие психологической мысли в Казахстане. А-Ата, «Казахстан», 1986.

64. Жарикбаев К., Калиев С. Из истории казахской народной педагогики. Алматы. «Китап», 1992.

65. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. 162 с.

66. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.

67. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья. — СПб.: Союз, 2002.-3 20 с.

68. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000. - 383 с.

69. Зубарев П.В. Природа как фактор нравственного воспитания в педагогическом наследии Л.Н. Толстого. Автореферат дис. канд. пед. наук.-М., 1995.-16 с.

70. Иванова Н.С. Народная педагогика как средство экологическоговоспитания подростков в условиях обновления современного образования. Дисс. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998.-229 с.

71. Измайлова А.О. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., «Педагогика», 1991.

72. История педагогики. Часть 2. / Под. ред. А.И.Пискунова. — М.: Сфера, 1997.-304с.

73. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

74. Казахские сказки о животных / Сост.Турсынов Е. Алма-Ата, 1997.

75. Казахская национальная одежда. Алма-Ата: Наука, 1964.

76. Казахский народный костюм. Казгослитиздат. Алма-Ата, 1958.

77. Казахские пословицы и поговорки. Еревод М.Аккозина. — Алма-Ата, 1985.

78. Калыбекова A.A. Отражение в казахской народной педагогике проблемы воспитания здорового образа жизни ^подрастающего поколения // В сборнике трудов Межд. симпозиума, посвященного 100-летию со дня рождения К.И.Сатпаева. Алматы, КазНТУ, 1999. -С.264-267.

79. Калыбекова A.A. Роль казахских народных традиций в семейном воспитании // В сб.научных трудов II Международной научно-практической конференции «Психология родительства и семейного воспитания». Курган, 2004. - С.58-60.

80. Калыбекова A.A. Об исследованиях этнокультуры, ее особенности в Южном регионе Казахстана // Веб.мат. Межд. научно-практ .конф. «Освоение целинных земель и современное развитие регионов Казахстана и России». Петропавловск: СКГУ и ТС, 2004. -С.318.

81. Кан-Калик В.А. Педагогика как культура // Магистр. М., 1991.-№б.-С. 28-38.

82. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993. - 182 с.

83. Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. М.:Гос.респ. центр русского фольклора, 1993. 164 с.

84. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.-Оренбург: ОГНИ, 1996. 188с.

85. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994.— 851 с.

86. Кобылянский В.А. Природа и общество: Специфика, единство, взаимодействие. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985.—199с.

87. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. -Алматы: Гылым, 1998. 317с.

88. Козлова П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры. Уфа, 1995.-145с.

89. Козлова П.П. Природосообразное воспитание человека в Учении Этики. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребенка: Учеб. пособие. — Стерлитамак, 1998.

90. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дис. доктора пед. наук. — Уфа, 1998.

91. Колосова Э.В. Природа и человек: Философский очерк. —Минск: БГУ, 1979.-174с.

92. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-тт./Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1982.

93. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.-Самара, 1994.

94. Краткая казахская энциклопедия. Алматы, 1985-1989.

95. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Институт практической психологии. - 1996. - 344 с.

96. Кузнецова JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: Дис.доктора пед. наук. — Чебоксары, 2001. — 338 с.

97. Кукушин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология: Для студентов вузов / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 443 с.

98. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2002.-232с.

99. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. - 279 с.

100. Кумарин В. Какая педагогика такая школа: о необходимости разработки и использования принципа природосообразности в образовании: Критические заметки. // Народное образование. — 1999. - № 9. - С. 77-91.

101. Кумарин В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе / Педагогическое расследование/. — М.: Ассоциация независимых педагогов, 1996. 64 с.

102. Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но природосообразная: Исторические и современные аспекты. // Народное образование, 1997 -№5 .-С. 10-20.

103. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождения школы // Педагогика. 1995. - № 2. - С. 14 - 20.

104. Кунц О.Р. Секреты личности ребенка и его воспитания: Метод, пособие для студентов педвузов. Стерлитамак: СГПИ, 1997.-140 с.

105. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. 1990. - № 1 - 2. - с. 86 - 90.

106. Лихачев Д.С. Экология культуры. — М., 1979. — 249 с.

107. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // педагогика, 1999. № 4.

108. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс. М.: Прометей, 1995.

109. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1978. T.I. - 387с.; Т.Н. - 320с.

110. Маргулан А.Х. Казахское прикладное искусства. Алматы, «Онер», 1986.

111. Методологические основы педагогического исследования пособие для аспирантов, соискателей и молодых исследователей/ Сост. К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров, Г.Х. Валеев, Уфа: Ваш. ГПУ, 2000. -64с.

112. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и национальные конфликты: Учебное пособие для студентов. Чебоксары, 1974. 186 с.

113. МудрикВ.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. - 184 с.

114. Мухина B.C. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. -М.: Академия, 1995. 456 с.

115. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. A.B. Комаровой. — М.: Роспедагенство, 1997. — 230 с.

116. Наурызбаев Ж.Ж. Этнокультурное образование. Алматы, «Наука», 1994.

117. Немов P.C. Психология. В 2 тт. Книга 1. Общие основы психологии. Книга 2. Психология образования. — М.: Просвещение, Владос,1994.

118. Нерадовский В., Нерадовская Э. О природосообразном обучении детей Севера // Народное образование, 2000. № 3. — С. 190 - 196.

119. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания.-Казань, 1996.-182с.

120. Низамов И.М. Формирование позитивных и практических умений у школьников: Учебно-метод. пособие. Уфа: БГПИ, 1991. - 124 с.

121. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М: Педобщество России, 2000. - 304 с.

122. Нифантова М.В. Этнокультурные основания социоигрового метода обучения в школе. Автореферат дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001.-20 с.

123. Нордланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: Размышление о новой парадигме // Приоритеты современной педагогики. — М.Д993.-С. 8-28.

124. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с.

125. Основы психокоррекционной работы в школе. / Сост. Мазурина C.B., Стрелков В .Б. Уфа, 1993. - 77с.

126. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

127. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.

128. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб, заведений/ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. — М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.

129. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.

130. Педагогическая энциклопедия /Гл. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. В 4-х т. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.

131. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика. М.: Прометей, 2000. - 201 с.

132. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2т. —М., 1981.

133. Платонова Е.Б. Реализация идей народной педагогики в образовании студентов валеологов: Дисс. канд. пед. наук. - Оренбург,2000.-171 с.

134. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М: Владос, 2000. - Кн. 2. Процесс воспитания.-256с.

135. Полшцук В.И. Культурология. -М.: Гардарики, 1999- 444 с.

136. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.:1. Новая школа, 1996. 159 с.

137. Принцип природосообразности в воспитании и обучении детей: Методические рекомендации / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1993. — 98 с.

138. Профессиональная педагогика. Учебник для вузов/Под ред. С.Я.Батышева. -М.: Профессиональное образование, 1999. -904с.

139. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.—Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-544с.

140. Рындак В.Г. Методологические основы образования (Учеб. пособие к спецкурсу) / Оренб. гос. пед. институт. Оренбург, 2000.-191 с.

141. Сабитов Н. Мектеби и медресе у казахов. А-Ата, 1950.

142. Саиткасимханова Д.М. О необходимости организации педагогической технологии в учебном процессе. Сборник трудов профессорско -преподавательского состава КЖПУ. Чимкент 2005. стр. 243-246.

143. Саиткасимханова Д.М. Педагогическая поддержка семьи. Сборник трудов профессорско-преподавательского состава ЮКПУ. Чимкент — 2005. стр. 246-249.

144. Саиткасимханова Д.М., Захидова Д. Проблема инноваций в современной педагогике. Материалы республиканской научно — практической конференции. Ташкент 2005.стр. 84-86.

145. Саиткасимханова Д.М., Чариев И.Т. Теоретический анализ инновационной деятельности учителя. Общие тенденции развития инновационных процессов. Сборник трудов профессорско преподавательского состава ЮКПУ. Чимкент 2006. стр. 3-12.

146. Саиткасимханова Д.М., Чариев И.Т. Социокультурные проблемы инновационной деятельности учителя. Сборник трудов профессорско-преподавательского состава ЮКПУ .Чимкент 2006. стр. 12-20.

147. Саиткасимханова Д.М., Чариев И.Т. Историко-педагогические предпосылки подготовки учителя к инновационной деятельности. Сборниктрудов профессорско-преподавательского состава ЮКПУ. Чимкент 2006. стр. 20-32.

148. Саиткасимханова Д.М., Чариев И.Т. Мотивация инновационной деятельности учителя. Научно практическое конференция. Алматы - 2007. стр. 255-258.

149. Саиткасимханова Д.М. Воспитательное значение национального праздника Наурыз. Ташкент: Профессиональное образование. Журнал № 2. 2007. С. 32.

150. Саиткасимханова Д.М. Методическое пособие «Родной край как фактор природосообразного воспитания человека». Чимкент, «Нурлыбейне», 2007. 84с.

151. Саиткасимханова Д.М. Природосообразное воспитание учащихся средствами казахской народной педагогики. Материалы научно-практической конференции. Ташкент 2007. стр. 163-166.

152. Саиткасимханова Д.М. Природосообразность воспитания. Сборник трудов профессорско-преподавательского состава ЮКПИ. Чимкент 2008.

153. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2001. — 304 с.

154. Сарсенбаев Н. Обычаи, традиции и общественная жизнь. А-Атат, «Казахстан», 1974.

155. Сегизбаев O.A. Казахская философия XY начало XX века. Алматы. 1996.

156. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.: Учебное пособие для вузов/Под ред. Сластенина В.А. —М.: Академия, 2000. 338с.

157. Ситдыков А. Педагогические идеи и просветительская деятельность

158. И.Алтынсарина. А-Ата, «Мектеп», 1968.

159. Стельмахович М.И. Семейная этаопедагогика— заслон бездуховности // Советская педагогика. 1989. - № 7. - С. 116-119.

160. Сулейманов P.C. Жемчужины народного творчества Урала.—Уфа:Китап, 1995.—248с.

161. Сухомлинский В.А. Книга о любви. — М., 1983. — 176 с.

162. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. — М.: Мол. Гвардия, 1988.-304 с.

163. Тагиров К.К. Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников.—Дис. канд. пед. наук.—У фа, 1997.—156 с.

164. Тажибаев Т. Педагогические взгляды Абая Кунанбаева. Алматы, «Образование», 1968.

165. Тажибаев Т. Просвещение в школе Казахстана во второй половине XIX века. Алма Ата. 1962.

166. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа: Монография. — М.: МГОПУ, 1999.-198с.

167. Таникеев М. Мир народного спорта. Алматы «Санат», 1998.

168. Тарабрина Л.С. Педагогические условия реализации принципа природосообразности в образовательной практике северного города: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 155 с.

169. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб, 1995.-352 с.

170. Толыбеков С. Кочевое общество казахов в XYII — XX вв. Алма Ата,1. Наука», 1971.

171. Тюмасева З.И. Пприродосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых.// Народное образование. — 2003. -№ 3. — С.35-43.

172. Убайдуллаев Г.У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -Ташкент, 1983.

173. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы. Алматы: Энер, 1998. -20с.

174. Управление воспитанием в условиях современной школы: Учебно-методическое пособие / Автор — сост. JI.M. Кашапова. — Уфа: БИРО, 2000. 85 с.

175. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой. — М.: Пед. общество России, 1999.-264с.

176. Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск: Детская литература, 1994.-424 с.

177. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1990. — 402 с.

178. Флорова Г. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. Москва., 1986.

179. Хамидуллина Р.А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1995. -195с.

180. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов: Учеб. пособие / Ассоциация «Народная педагогика»; Под.ред.Г.Н.Волкова. М., 1994. - 110 с.

181. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

182. Хисаметдинова Ф.Г. Роль матери в воспитании, образовании и социализации детей. Уфа, 1996. - 137 с.

183. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики.

184. Советская педагогика», 1989., №7.

185. Цаллагова З.Б. Афоризм как этнопедагогический феномен // Педагогика. 1998.-№ 7. - С. 62 - 65.

186. Цаллагова 3. Народные рецепты воспитания // Народное образование.-2001 .-№ 1.-С.212-216.

187. Шабаева М.Р.Вопросы об изучении истории народной педагогики Материалы проблемно-историко- педагогического симпозиума. Г.Череповец, 1971.

188. Шведова И. Г. Социализация сельского школьника — подростка средствами народной культуры. — Дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 1997.-157 с.

189. Шеваенко Л.И., Заплатников Л.Г. И.Г. Песталоцци. Внутренний покой и внешний порядок 1746 1827 гг. //Педагогика. — 1996. - № 3. - С. 68-71.

190. Шимина А.Н. Принцип природосообразности и его философско -педагогический смысл // Педагогика. 2001. №1.-С. 88-91.

191. Щетинин М. Постижение природы человека-основа педагогического мышления: Воспитание и обучение с позиций природосообразности. // Воспитание школьника. 1995. - № 4. - С. 2 - 6.

192. Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. материалов Международной научно-практической конференции (г. Стерлитамак, 4 — 7 октября, 2000 г.): в 3-х частях. — Стерлитамак. СГПИ, 2000.

193. Эфендиев Ф.С. Этническая культура и национальное самосознание (на материале Северного Кавказа). Дис. д-ра философских наук.— Нальчик, 1999.-324с.

194. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Народное образование. 1995.- № 2. -С. 85-91.

195. Dietrich, Т. Die Padagogik Peter Petersens: der Jena-Plan: Beispiel einer humanen Schule. -Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1995.—S.-214.

196. Hopf, C. Autorismus und soziale Bezihunger in der Familie // Zeitschrift für Padagogik, 38 (1990) 3, S. 371 391.

197. Walper, S. Familienbeziehunger und Sozialentuicklund Jugendlicher in Kern Einpadagogische Psychologie, 27(1995) 2, S. 91 - 121.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.