Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики: Из опыта школ Республики Татарстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович

  • Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Елабуга
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 207
Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович. Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики: Из опыта школ Республики Татарстан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елабуга. 2006. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович

Введение.

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности учащихся

§1.1. Сущность и структура понятия «этническая толерантность».

§1.2. Научно-педагогические подходы к воспитанию этнической толерантности учащихся общеобразовательной школы.

Выводы по I главе.

ГЛАВА II. Народная педагогика как средство целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности учащихся

§2.1. Использование народной педагогики в процессе преподавания государственных языков и литературы.

§2.2. Духовно-нравственные ценности народа - основа организации внеучебной деятельности по воспитанию этнической толерантности.

Выводы по II главе.

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики

§3.1. Программа опытно-экспериментальной работы по воспитанию этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и условия ее реализации.

§3.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности на основе использования народной педагогики.

Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики: Из опыта школ Республики Татарстан»

В связи с возникновением суверенных государств в рамках федерального устройства, стремлением их к равноправным взаимоотношениям с другими государствами, а также происходящими глубокими, кардинальными политическими и социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации идут процессы переоценки общечеловеческих ценностей, роста национального самосознания, соответственно встает серьезная проблема воспитания этнической толерантности у каждого гражданина многонационального государства. В этой связи большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи формирования нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всякой национальной предвзятости граждан всего государства. В условиях приобретения политической и культурной независимости, переосмысления общечеловеческого самосознания проблема воспитания этнически толерантной личности представляется сегодня в педагогической науке как одна из важнейших и актуальных.

Толерантное самосознание можно сформировать, используя в учебно-воспитательном процессе все достояние духовного опыта народа (язык, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, традиции, обычаи, устное народное творчество и т.д.), привлекая краеведческий материал, осуществляя, таким образом, один из важнейших педагогических принципов - народность воспитания. В свете этих задач перед учеными, учителями и воспитателями-практиками закономерно возникает необходимость по-новому осмыслить роль народной педагогики, краеведения, устного народного творчества, религии, национального языка и литературы, истории в практике воспитания и обучения подрастающего поколения нации.

Требование времени - возродить прогрессивные традиции народного воспитания, восстановить в своих правах народную педагогику и поставить ее на службу обществу, обеспечивая его духовное возрождение. Соответственно задача современной школы и заключается в организации сбора, изучения, освоения, и внедрения в практику воспитания подрастающего поколения народной педагогики в целях формирования этнической толерантности у каждого школьника как будущего гражданина демократического общества.

Естественно, важную роль в решении этой задачи играет национальная школа, которая должна закладывать основы народной жизни. Она призвана способствовать возрождению и дальнейшему развитию народного (национального) искусства, созданию фольклорных коллективов, пропагандирующих отдельные методы, формы и средства народной педагогики, участию в этнографической и фольклористической деятельности, краеведческой работе в возрождении прогрессивных сторон народного быта.

Возрождаемая сегодня национальная школа является идеалом истинно народной школы, в которой осуществляется диалектическое единство преемственной связи народной и научной педагогики.

Как и у всего человечества, так и у многих народов, проживающих в составе Российской Федерации, в процессе жизнедеятельности накопилась огромная сумма эмпирических знаний и сведений, из которых вырастает народная педагогика. Эти сведения передавались из поколения в поколение устным путем, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, сказках, преданиях, и закреплены в ряде письменных источников. Педагоги-мыслители прошлого (Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, К. Насыйри, И.Г. Песталоцци, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Р. Фахреддин, Т. Ялчыгол и т.д.) в своей исследовательской деятельности широко опирались на идеи народного опыта.

Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика» и считал невозможным проводить общественное воспитание без учета принципа народности. Зачатками народной педагогики он считал народные сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки и т.д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, его нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, его чаяния и надежды, в том числе его опыт и идеи воспитания. Поэтому родной язык он называл «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории». К.Д. Ушинский считал, что педагогическая наука должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания.

По его верному утверждению «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

Татарский просветитель Каюм Насыйри считал, что народная педагогика -это совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания.

Большую ценность представляют труды отечественных современников ученых, практиков по проблемам применения этнопедагогики в нравственном, духовном, эстетическом, умственном, художественном, музыкальном, трудовом, физическом, экологическом воспитании молодежи, которые могут быть использованы для гармонического сочетания национально-культурной самобытности с общечеловеческой педагогической культурой.

К настоящему времени проведены исследования педагогических традиций многих народов: русских (Б.Александров, Г.В. Виноградов), татар (С.Г. Исма-гилова, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Р.Г. Сибгатуллин, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов), чувашей (Г.Н. Волков), якутов (В.Ф. Афанасьев), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), киргизов (С.М. Абрамзон), дагестанцев (З.М. Магомедо-ва), узбеков (Г.Д. Баубекова), тувинцев (К.Б. Салчак), башкир (К.Ш. Ахияров), таджиков (М.Аринов), бурят (В.Бальжиев), карачаевцев (Х.Х. Батчаева), туркмен (К.Пирлиев), алтайцев (Р.К. Санбасова), удмуртов (Г.А. Никитина), мордвы

Т.Г. Тимошина), марийцев (В.А. Акцорин и др.). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

В наше время появилась реальная возможность активно исследовать в педагогической науке этнопедагогические процессы. Расхождение между желаемым и возможным, представляемым и реальным, посильным и непосильным -характерное противоречие, которое необходимо учитывать в процессе воспитания этнической толерантности народов, населяющих Российскую Федерацию. Анализ литературы по этнопедагогике позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.

Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших проблем педагогики.

К сожалению, следует констатировать, что вопросы воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и продолжающимися национальными конфликтами в мировом уровне и государственном масштабах остается до настоящего времени мало изученными. Не исследованы еще в полном объеме ни его политические предпосылки, социальные условия, содержание и методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям и действительности. Лишь в последнее время стали появляться работы, посвященные отдельным вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения. В их ряду следует отметить весьма актуальные публикации (И.В.Абакумова, Е.Белинская, Г.Бондарева, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Г.В.Платкин, С.И.Репко, Н.Н.Руденко, П.Степанов, Я.И.Ханбиков,

В.Ю.Хотинец, Р.Х.Шаймарданов и др.). Однако отсутствуют труды, посвященные вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в процессе изучения государственных языков и внеучебной деятельности с использованием народной педагогики.

Представляется также важным и исследование механизма воспитания этнической толерантности у наций, проживающих в Республике Татарстан, поскольку их проживание в поликультурной среде (татар, русских, удмуртов, башкир, чувашей, мари, украинцев, евреев и т.д., которых большинство в Республике Татарстан) имеет ряд особенностей и накладывает определенный отпечаток на взгляды, обычаи, обряды, традиции, межнациональные отношения, историю, самосознание и другие сферы их жизнедеятельности. В ряде районов Республики Татарстан имеются школы с преподаванием на родном (украинском, марийском, чувашском, башкирском, еврейском, удмуртском и т.д.) языке.

Анализ материалов проведенных опросов и семинаров учителей татарского и русского языков и литературы, деятельности классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе школ, руководителей учреждений дополнительного образования Республики Татарстан показывает, что учителя и воспитатели, которые осознают и воспринимают народную педагогику как одно из ведущих средств воспитания, активно используют в педагогическом процессе материалы краеведения, этнографии, фольклора, народных промыслов, праздников и др. Результаты изучения деятельности тех учителей и воспитателей, которые показали высокий уровень знаний, использование традиций народной педагогики (а их оказалось 24%), также свидетельствует о признании ими высокой роли использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. А это, на наш взгляд, является гарантией обеспечения существования самого гражданского общества, связанного с самобытными традициями и ценностью самого народа.

Изучение состояния разработанности проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость целенаправленной разработки проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики. К сожалению, учитель современной школы затрудняется максимально использовать традиции и обычаи духовно-нравственного формирования личности, шедевры народного фольклора, идеалы добра, человечности и терпимости.

В этой связи выявились противоречия:

- между объективной необходимостью воспитания этнической толерантности у учащихся образовательной школы и недостаточной разработанностью этой проблемы в отечественной педагогической науке;

- между отсутствием целостного рассмотрения процесса воспитания этнической толерантности в учебной и внеучебной деятельности школы и необходимостью поиска эффективных решений названной проблемы;

- между наличием реальных возможностей прогрессивных традиций народной педагогики и недостаточным использованием их в практике воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения;

- между требованием к современной школе воспитания этнической толерантности учащихся и неготовностью учителя к качественному решению этой важной государственной проблемы.

Вышеизложенное позволило выделить проблему исследования - каковы педагогические условия совершенствования процесса воспитания этнической толерантности средствами народной педагогики?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Мы определили тему исследования следующим образом: «Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс воспитания этнической толерантности у школьников средствами народной педагогики.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что успешное воспитание этнической толерантности школьников средствами народной педагогики определяют следующие условия:

- выявление воспитательного потенциала татарской и русской народной педагогики как средства воспитания этнической толерантности личности учащихся;

- разработка авторской научно обоснованной программы, нацеленной на воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и внедрения ее в процесс преподавания государственных языков и литературы;

- творческое использование народной педагогики (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;

- диагностика уровня сформированности воспитание этнической толерантности школьников.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние, определить особенности воспитания этнической толерантности учащихся как качества личности.

2. Выявить возможности татарской и русской народной педагогики как средства воспитания этнической толерантности личности учащихся.

3. Разработать научно обоснованные программы, нацеленные на воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и внедрить их в процесс преподавания государственных языков и литературы, внеурочную и внешкольную деятельность школьников.

4. Разработать методики диагностики уровней сформированности воспитание этнической толерантности учащихся.

5. Разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Методологической основой исследования являются положения ученых -философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, о сущности «толерантности», гуманности, духовности, гражданственности, традициях, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени; современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании; обусловленность развития личности социальными факторами, содержанием, характером деятельности и общения; директивные документы по вопросам воспитания и образования.

В ходе работы мы опирались на теоретические положения философской науки о сущности толерантности (Н.Бердяев, Вольтер, И.А. Ильин, Дж.Локк и др.) концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопеда-гогике (С.М. Абрамзон, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, К.Насыйри, Г.А. Никитина, К.Пирлиев, Р.К. Санба-сова, Н.А. Сафаров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шай-марданов, И.А. Шоров), личностно-деятельностным подходам к вопросам воспитания (О.С. Богданова, З.И. Васильева, Н.М. Таланчук), дидактическим концепциям формирования личности (Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, и др.), концепции гуманизации (Ш.А. Амонашвили, Л.А. Воло-вич, В.И. Загвязинский, З.Г. Нигматов); социализации личности (Л.П. Буева, Н.Т. Фролов), психического развития личности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Л.М. Попов, А.О. Прохоров, С.Л. Рубинштейн и др.). Принципы и идеи, содержащиеся в трудах названных ученых, помогли глубже вникнуть в вопросы воспитания этнической толерантности у учащихся средней школы как нравственного качества личности.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ передового педагогического опыта; изучение нормативно-законодательных документов, материалов правительства РФ и РТ, Министерств образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан; рейтинговая система анализа, наблюдения; беседа; опрос, анкетирование; тестирование; интервьюирование среди учителей, учащихся их родителей; самоанализ и самооценка; диагностирование; моделирование; научные дискуссии, массовые обсуждения; анализ школьной документации: содержание национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, учебных планов, образовательных программ, поурочных планов учителей, продуктов творческой деятельности учителей и учащихся, протоколов заседаний педагогических советов, методических объединений по учебным дисциплинам; социально-педагогический эксперимент; обработка, обобщение и интерпретация результатов произведенного исследования.

Организация и основные этапы исследования:

Исследование выполнялось в рамках концепций модернизации, гуманизации образования, внедрения инновационного образования и проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-1998 гг.) были проведены теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике работы средних школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района Республики Татарстан, экспертная оценка программ, учебников, внеучебной воспитательной деятельности школы, семьи по воспитанию этнической толерантности учащихся средней школы. На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза, конкретизированы цель и задачи исследования.

Второй этап (1999-2001 г.г.) включал изучение передового педагогического опыта, разносторонней творческой деятельности учителей по использованию потенциала народной педагогики в учебном процессе и системе внеучебной работы школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района. На данном этапе проводилась экспериментальная проверка выдвинутой нами гипотезы.

Третий этап (2002-2003 г.г.) явился завершающим этапом, включающим систематизацию, осмысление, обобщение полученных результатов, оформление диссертации, апробирование результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: Опытно-экспериментальная работа была проведена в средних школах г. Елабуги Республики Татарстан. Всего в эксперименте участвовало 587 учащихся (в контрольных школах - 273, экспериментальных - 314), 144 учителя, 267 родителей.

Научная новизна исследования:

1. Осуществлен научно-теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики, раскрыта ее сущность и механизм формирования.

2. Разработаны основные показатели и уровни сформированности этнической толерантности учащихся.

3. Выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики.

Теоретическая значимость исследования:

1. Рассмотрены теоретические основы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики в целостном педагогическом процессе.

2. Определены сущность, содержание, направления и способы формирования данного качества.

3. Результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику воспитания и обучения школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны Программы целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности, которая может быть использована в средних общеобразовательных школах Российской Федерации в соответствии с особенностями ее субъектов, в системе деятельности ее субъектов; в системе деятельности учреждений дополнительного образования; в средних и высших педагогических учебных заведе-/ ниях в процессе преподавания специального курса воспитания этнической толерантности учащихся.

Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации целостной и непрерывной системы воспитания этнической толерантности учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы, на курсах повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на методологические основы изучения проблемы воспитания этнической толерантности личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования; целенаправленным анализом педагогического опыта образовательных учреждений, по использованию народной педагогики при решении задач воспитания этнической толерантности у учащихся как граждан России; многолетним опытом работы автора в качестве учителя школы; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность разработанной программы воспитания этнической толерантности учащихся, репрезентативностью выборки экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая толерантность - необходимое качество современного школьника Российской Федерации и феномен общественного бытия, принадлежащий к числу высших базовых ценностей культуры. Формирование этнической толерантности у учащихся не происходит стихийно, необходима организация специальной работы в школе, в семье, в обществе и т.п.

2. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы за счет средств, методов, форм татарской и русской народной педагогики позволяет существенно повысить эффективность воспитания этнической толерантности у учащихся.

3. Воспитание этнической толерантности школьников на основе средств народной педагогики возможно при создании следующих педагогических усло-< вий: а) внедрение в учебно-воспитательный процесс авторских программ, содержание которых усилено за счет средств татарской и русской народной педагогики; б) использование средств татарской и русской народной педагогики в воспитании этнической толерантности школьников во внеурочной и внешкольной деятельности; в) диагностика уровня сформированности воспитание этнической толерантности школьников и учет ее результатов для совершенствования педагогического процесса; г) создание в коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, уважения и открытости;

- в воспитании этнической толерантности в процессе обучения активно используется знание государственных языков на основе знания родного языка и культуры своего народа;

- во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) как основное средство воспитания этнической толерантности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику деятельности ряда образовательных учреждений, городских и районных управлений образования Республики Татарстан, докладывались на Международных научно-практических конференциях «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (г. Казань, 2003), «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004); Всероссийских научно-практических конференциях «Этнопедагогика народов России: природосообразные модели, системы, технологии» (г. Нижнекамск, 2004), «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004) и межвузовской научно-практической I конференции «PR в образовании» (Ижевск, 2003), Состоялись выступления на педагогических советах школ, внешкольных образовательных учреждений, родительских собраниях, на заседаниях кафедр педагогики и психологии Аль-метьевского муниципального института, Елабужского государственного педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и 7 приложений, включает 2 схемы, 52 таблицы, 1 тест. Объем диссертации - 172 стр. Список использованной литературы состоит из 148 литературных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

В III главе диссертации подробно изложен механизм воспитания этнической толерантности у учащихся на основе использования русской и татарской народной педагогик в средней школе.

В данной главе представлена опытно-экспериментальная работа по реализацию Программ воспитания этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики. Она содержит педагогический мониторинг по исследованию развития этнической толерантности. Изложены как методики измерения уровней развития этнической толерантности учащихся, так и результаты этой исследовательской работы. К каким же основным научным результатам мы пришли после проведения опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме?

Огромен не использованный потенциал государственных языков, русской и татарской народной педагогик в воспитании этнической толерантности у учащихся. В связи с этим необходимо обогатить регионально-национальным компонентом содержание программ учебных предметов: татарского языка и литературы, русского языка и литературы, музыки, физического воспитания, истории. Нужно подобрать материалы и по другим народным педагогикам и культуре тех народов, с которым соседствует Республика Татарстан. Эту особенность мы учитывали, прежде всего, поскольку эти исследуемые школы функционируют в поликультурной среде. Региональная среда функционирования этих школ заставляет учитывать этот существенный фактор их жизнедеятельности.

Особое внимание необходимо уделять механизму использования этнопеда-гогического материала как на уроках, так и в системе внеклассной воспитательной деятельности школы и в семейном воспитании по развитию этнической толерантности учащихся. Во внеклассной воспитательной деятельности был реализован механизм изучения «Народной педагогики» с V по XI классы школы. В главе описано своеобразие работы кружков, классных часов, факультативов, праздников, обрядов, обычаев, традиций, языка, устное народное творчество в освоении народной культуры, что в свою очередь и способствовала развитию этнической толерантности учащихся.

Следует обратить внимание на возможности семейного воспитания в развитии этнической толерантности школьников. Поскольку семья в народной педагогике занимает одно из основных мест в воспитании подрастающего поколения. Серьезное внимание к этому аспекту связано с тем, что именно здесь происходит закладывание основ развития личности, в том числе развитие ее этнотолерантности. В связи с этим, учителя, следуя разработанной программе, осуществляли пропаганду народной педагогики и использования ее в семейном воспитании. С этой целью и были продуманы разнообразные формы привлечения родителей к этой деятельности: родительский университет, родительские конференции, родительские собрания, деловые игры, программа «Неделя семьи», что содействовало углублению культуры семьи в развитии этнотолерантности.

Результаты педагогического мониторинга позволили сделать позитивное заключение об эффективности системы воспитания этнической толерантности учащихся на основе изучения государственных языков, использования народной педагогики в педагогическом процессе и социуме. Следовательно, отсюда можно сделать заключение, что выдвинутая нами в исследовании гипотеза имеет основу существования, поскольку ее состоятельности мы обосновали как теоретически, так и путем опытно-экспериментального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом исследования данной диссертации стал глубоко личностный процесс становления индивида в осознании своего места в лоне своей нации, ее культуры, истории, языка, обычаев, обрядов, психологии, менталитете, самобытности и т.д., что в научном обороте принято называть проблемой воспитания этнической толерантности личности учащегося. Как подтверждает нами проведенный теоретический анализ существующих научных работ, диссертаций, монографий, материалов конференций различного ранга, наблюдения за живым педагогическим процессом данная проблема в настоящее время, особенно после запрета коммунистического воспитания в рыночных экономических условиях, - одна из ключевых проблем гуманистически ориентированной педагогики, имеющей принципиальное значение для возрождения и развития школы, системы образования в многонациональном обществе.

В исследовании основной акцент мы делали на существующие светские, смешанные школы, считая что, такие школы тоже решают эту насущную проблему современности. Школьный возраст составляет ту основу закладывания жизненных и этнических ценностей, в число которых относят: язык, род, культура, история, устное народное творчество, обычаи, обряды, праздники, традиции, менталитет (воззрения), самобытность, психология, национальные черты характера, родной дом и т.д.

Ориентируясь и определяясь в нашем исследовании в сущности данного феномена и пытаясь соотнести с потребностями гуманистической педагогики, особо выделили, помимо его специализирующей направленности процесс этнической самоидентификации личности как результат ее самореализации.

В теоретическом и практическом решении данной проблемы мы ориентировались на единственно верное средство — на народную педагогику, в частности, на русскую и татарскую народные педагогики.

Раскрывая арсенал народной педагогики мы остановились на несколько ее составляющих:

• Они могут быть охарактеризованы со стороны их содержания, основой которой составляют общечеловеческие, нравственные ценности: гостеприимство, уважение к старшим, почтение к матери, любовь к детям, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам и нациям, трудолюбие и т.д. (мировоззренческая, ценностно-ориентационная и нравственно-регулятивная воспитательные функции).

• Они обладают возможностями формирования культуры взаимоотношений в поликультурном социуме: в семье, с друзьями, соседями, незнакомыми людьми (коммуникативная функция).

• Народные обычаи, обряды, традиции легко трансформируются к потребностям и условиям среды школьного коллектива, становясь естественным атрибутом его культуры, создавая его воспитательное пространство (ин-тегративно-коллективообразующая функция).

• Обычаи, обряды, праздники, традиции, ценности по своей природе обладают огромным позитивным эмоциональным зарядом для тех, кто с ними соприкасается: зарядом энергии, любви к жизни, создавая ощущения полноты бытия и стабильности (эмоционально-стимулирующая и эмоционально-стабилизирующая функция).

• Функционирование народной педагогики создает духовно-генетическую связь поколений в культурологическом виде (культурологическая воспитательная функция).

Большое внимание в исследовании было уделено разработке теоретических и организационно-процедурных основ реализации развития этнической толерантности личности ученика на основе использования народных педагогик.

Реализация идеи использования народной педагогики в развитии этнической толерантности учащихся базировалась на основополагающие принципы: народности, преемственности, последовательности, непрерывности, системности, регионально-культурологический.

На основе вышеназванных принципов проектировалась система использования народных педагогик в развитии этнической толерантности учащихся. Данная система отражает общую структуру организации процесса развития этнической толерантности на основе народной педагогики и включает в себя следующие компоненты:

1. методологический и организационно-процедурный (обоснование принципов; разработка педагогического мониторинга; создание программ);

2. содержательно-методический (содержание, методы, формы деятельности содержательного характера по трем направлениям:

• учебно-познавательная деятельность;

• внеклассной деятельность;

• семейное воспитание).

Целевой компонент (установка на достижение сформированности достаточно высокого уровня развития этнической толерантности личности подростка).

На базе исходной ведущей идеи разработали содержание и механизм развития этнической толерантности учащихся на основе русской и татарской народной педагогик по каждому направлению педагогического процесса школы. Рассмотрим кратко научные результаты по этим направлениям проведенного исследования.

Актуализация потенциала народных педагогик в учебно-познавательной деятельности в преподавании русского языка и литературы, татарского языка и литературы, истории, музыки. Механизм осуществления этой задачи включала в себя анализ и внесение дополнений в структуру содержания этих предметов с целью более тесной его увязки с народной педагогикой и разработку Программу «Воспитание этнической толерантности учащихся в процессе преподавания государственных языков и литературы». Далее по ней и осуществляли учебный процесс в экспериментальных школах.

Этнопедагогизация внеклассной воспитательной деятельности с активным применением народных педагогик представляла собой широкий комплекс воспитательных дел в рамках организации деятельности кружков, секций, классных часов, факультативов, экскурсий, конференций, диспутов, встреч, праздников, обрядов, обычаев и т.д. Стержнем этой деятельности выступила Программа «Воспитание этнической толерантности учащихся во внеклассной и внешкольной воспитательной работе». Программа была предназначена для ознакомления учащихся с родным краем, ее природой, этнокультурой, и выполнения обычаев, обрядов, традиций и т.д.

Экспериментальная работа показала, что насыщение внеклассной деятельности учащихся народной педагогикой позволяет достичь существенных позитивных изменений в росте уровня развития этнической толерантности.

Особое значение придавалось осуществлению намеченной задачи в семейном воспитании. Именно семья с национальными признаками располагает огромным потенциалом в развитии этнической толерантности. Поскольку в такой семьи не только родной язык общения, но и присутствуют все элементы народной педагогики. Интересной формой сотрудничества родителей, учителей и детей явилась реализация программы «Неделя семьи». Она посвящена использованию в семейном воспитании детей народной педагогики. Это направление экспериментальной программы явилось одним из важных факторов в создании социума, то есть регионально-этнического пространства в условиях семьи как средства развития этнической толерантности.

Все выше представленные направления в их совокупности и явились стержнем организованного в ряде школ гг. Елабуги и Альметьевска, Актаныш-ского района Республики Татарстан экспериментального исследования в течение 5 лет.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема развития этнической толерантности личности ученика в условиях построения правового, демократического общества в Российской Федерации является весьма актуальной и вписывается в рамки возрождения гуманистической школы.

2. Именно, да и только, народная педагогика в состоянии решать проблему развития этнической толерантности у подрастающего поколения. Народная педагогика выполняет мировоззренческую, культурологическую, ценностно-ориентационную, нравственно-регулятивную, коммуникативную, интегратив-но-коллективообразующую, эмоционально-стимулирующую, эмоционально-стабилизирующую функции. И поэтому является эффективным механизмом в развитии этнической толерантности у учащихся.

Организационно-методические основы управления процессом развития этнической толерантности на основе народной педагогики обусловлены требованиями системности, преемственности, непрерывности, народности, региональ-но-этничности.

3. В воспитании этнической толерантности учащихся огромен потенциал преподавания государственных языков и литературы через использование народной педагогики и культуры своего народа. В нашей инновационной Программе «Воспитание этнической толерантности учащихся в процессе преподавания государственных языков и литературы» образовательный потенциал был направлен на воспитание этнической толерантности учащихся на основе использования русской и татарской народной педагогики в каждом учебном предмете, что позволило рассчитывать на интеграционный результат.

4. Во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) как основное средство воспитания этнической толерантности.

На основе проведенного исследования удалось разработать рекомендации для учителей и воспитателей образовательных учреждений: 1. Использование народной педагогики в процессе преподавания государственных языков и литературы вносит существенные коррективы относительно содержания и методики воспитания этнической толерантности в процессе обучения.

2. Необходимо добиваться, чтобы педагоги ясно представляли себе характер работы воспитания этнической толерантности учащихся, ее специфику, а также содержание, формы и методы народной педагогики, позволяющие воспитывать этническую толерантность учащихся.

3. Успех воспитания этнической толерантности учащихся может быть обеспечен при условии их включения в активную познавательную и практическую деятельность по овладению основами народной педагогики и культуры. Для этого необходимо пересмотреть учебные программы по языкам и литературе, разработать специальные Программы воспитания этнической толерантности в образовательном процессе школы.

4. В воспитании этнической толерантности необходимо использовать возможности семьи, особенно с национальными признаками, располагающим огромным потенциалом в использовании народной педагогики.

5. Проведенный эксперимент подтверждает необходимости подготовки национальных педагогических кадров для школы и наличии в их профессиональной подготовки этнокультурного компонента.

Проведенное нами исследование не охватывает решения всех аспектов исследуемой проблемы. За рамками нашего исследования остались аспекты подготовки учителей к решению задачи воспитания этнически толерантной личности ученика, этнокультурной подготовки учителя для светской школы. В диссертации не изложены возможности других учебных предметов в воспитании этнической толерантности учащихся, потенциала учреждений дополнительного образования, детских общественных объединений в решении данной проблемы.

Дальнейшая разработка проблемы воспитания этнической толерантности учащихся будет служить практической реализацией задач построения демократического общества в многонациональной Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович, 2006 год

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 78-82.

2. Абдуллатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991.-П

3. Анищенко А.Н. Структура общественного сознания. М.: Высшая школа, 1973.-86 с.

4. Амонашвили Ш.А. Единство цели // В добрый путь, ребята // Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1987.

5. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. 1991. -№ 12. - С. 23.

6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якуткнигоиздат. 1979. - 184 с.

7. Бабочкин П.И. Состояние современного воспитания глазами обучающихся // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под общей ред. И.А. Зиленев. М., 2001

8. Багин С.А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис // Известия Общества Археологии, Истории, Этнографии при Императорском Казанском университете. Т. 26. Вып. 3. Казань, 1910.

9. Баймурзина А.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1997. -41 с.

10. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат. 1971. 28 с.

11. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат., 1991. -192 с.

12. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1996. -16 с.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.