Формирование природосообразного миропонимания старшеклассников: На примере предметов химико-биологического цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Иванов, Владимир Петрович

  • Иванов, Владимир Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Стерлитамак
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 204
Иванов, Владимир Петрович. Формирование природосообразного миропонимания старшеклассников: На примере предметов химико-биологического цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Стерлитамак. 2005. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванов, Владимир Петрович

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования миропонимания на основе принципа природосообразности

1.1. Философские основания формирования природосообразного миропонимания.

1.2. Природосоообразность как основной принцип педагогики.

1.3 Особенности формирования природосообразного миропонимания старшеклассников в процессе изучения предметов химико-биологического цикла.

Выводы по первой главе.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию природосообразного миропонимания старшеклассников

2.1. Формирование природосообразного миропонимания старшеклассников на уроках химико-биологического цикла.

2.2. Содержание, формы и методы формирования природосообразного миропонимания старшеклассников во внеурочное время.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию природосообразного миропонимания старшеклассников.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование природосообразного миропонимания старшеклассников: На примере предметов химико-биологического цикла»

Поступательное развитие человечества постепенно наступало на природу и тем самым изменяло весь строй мысли людей, уклад их жизни и духовные ценности. Так, господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности «иметь» как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека — «быть», что привело к мировоззренческому кризису человечества.

Современная эпоха является, несомненно, эпохой напряженных мировоззренческих поисков. Вместе с тем ни одно из налично существующих типов миропонимания не соответствует вызовам современности (необычно возросшим темпам социальных и природных изменений, глобализации общественной жизни), что требует выявления жизнеспособных составляющих в древних и вновь сложившихся мировоззренческих образованиях на основе новых принципов природосообразного миропонимания.

Следовательно, суть кризиса во взаимоотношениях человека с природой и в миропонимании вообще лежит в фундаментальном слое личности человека и его потребностей, что объясняет в определенной степени неготовность человека осознать опасность данного положения. Выход видится в становлении принципиально нового - природосообразного миропонимания на основе идей коэволюции природы и человека и глобализации мироустройства. Для этого необходимо коренное изменение характера и типа мышления человека, отход от идеи простого антропоцентризма. В связи с этим, ряд крупных ученых пишут о необходимости воспитания нового вида человека — гомо глобалис, человека «всемирного», обладающего природосообразным миропониманием, ориентированного на решение проблем взаимоотношения человека с природой, космосом, Вселенной.

Основой формирования миропонимания человека является усвоение им смысла научных знаний о мире, о явлениях природы и общества. В этом отношении школьное образование играет основную роль. Наиболее благоприятным периодом для формирования миропонимания является юношеский возраст. Это объясняется тем, что в юношеском возрасте учащиеся достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к пониманию мира во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к окружающему миру, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений, являющихся базовыми компонентами природосообразного миропонимания.

Проблема формирования мировоззрения учащихся в образовательном процессе привлекает пристальное внимание ученых и практиков учителей в течение достаточно продолжительного времени. Однако, практически отсутствуют исследования, специально направленные на изучение проблемы формирования миропонимания учащихся, что отрицательно влияет на эффективность процесса формирования мировоззрения, так как именно миропонимание лежит в основе мировоззрения. Мировоззрение, являясь целостным представлением о природе, обществе, человеке, включает в себя следующие компоненты: миропонимание, мироотношение и мироощущение, где миропонимание, как совокупность определенных знаний о мире, выступает в качестве главного, интеллектуального компонента.

Общефилософские вопросы мировоззрения и миропонимания нашли отражение в работах М.Н. Алексеева, В. Дильтея, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, А.С. Капто, А.И. Клизовского, И .Я. Лойфмана, М.Д. Ахундова, А.З. Валидовой, И.Р. Пригожина, А.И. Селиванова, B.C. Смирнова, B.C. Овчинникова, П.Н.Федосеева, Г.Н. Филонова, В.Ф. Черноволенко, B.C. Хазиева и др.

Психологические основы формирования мировоззрения раскрываются в работах Л.И. Божович, Н.А. Менчинской, B.C. Мухиной, И.А. Зимней и др.

Проблема формирования научного мировоззрения школьников в разнообразных видах деятельности изучается в исследованиях П.Р. Атутова,

Н.К Гончарова, Ф.Б. Горелика, И.Я Лернера, В.М. Медведева, Э.И. Моносзона, Г.С. Ошоровой, P.M. Роговой, М.Н. Скаткина, Ю.Ф. Фоминых, и др.

Важное значение имеет ряд работ, посвященных раскрытию роли школьных предметов в становлении мировоззрения школьника. Так, вопросы формирования мировоззрения учащихся в процессе изучения физики и математики рассматривается в исследованиях В.Ф. Ефименко, В.Н. Мощанского, В. Г. Разумовского, Н.В. Шароновой, Б.В. Гнеденко, Э.В. Ильенкова, А.А. Столяр и др. В работах Т.Г. Герасимовой, М.К. Ковалевской, JI.M. Памчинниковой, Ф.Х. Шагмановой выявляются возможности предмета географии и предметов гуманитарного цикла в формировании мировоззрения учащихся.

Анализ литературы показал, что общепедагогический аспект формирования мировоззрения учащихся хорошо разработан. Однако, при всей безусловной значимости упомянутых выше исследований, многие из них носят традиционный материалистический характер (Ф.Б. Горелик), что указывает на несоответствие условиям объективной действительности. Так, условия кардинальных преобразований в нашей стране, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, повлекли за собой появление ситуации переосмысления традиционных форм мировоззрения и напряженного мировоззренческого поиска, а также изменение философского понимания мировоззренческого воспитания подрастающего поколения. Следует также отметить, что отдельные аспекты формирования мировоззрения остаются еще недостаточно изученными, в частности, остается недостаточно разработанной проблема формирования природосообразного миропонимания учащихся.

Так, в современных школах формирование миропонимания разграничено на предметные области, где нарушение границ не приветствуется. Внутри каждой области принята соответствующая классификация явлений, знакомство с которыми производится от простого к сложному. Безусловно, открывающийся таким образом учащимся «мир выглядит достаточно регулярным и детерминированным. Но есть что-то ущербное в нем, искажающее образ того мира, в котором мы живем реально. Картина мира, расчлененная на учебные дисциплины, дидактична, но не жизнеспособна, что способствует формированию нецелостного понимания мира.

Еще древние мыслители (Демокрит, Конфуций) видели ключ к пониманию всего мироздания в человеке, рассматривая его как микрокосм, или малую Вселенную в противоположность большой Вселенной, или макрокосму. Тем самым они утверждали идею неразрывного единства Природы и человека, органической целостности микрокосма и макрокосма, сформировавшуюся в дальнейшем в принцип природосообразности в педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Ф. Дистервег и др.).

Согласно современной трактовке принципа природосообразности, образование учащихся должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за ход эволюции ноосферы и самого себя. Таким образом, формирование миропонимания невозможно без опоры на принцип природосообразности.

Природосообразность как этнопедагогическая закономерность естественного развития и воспитания рассматривается Г.Н. Волковым, А. Кушниром, П.П. Козловой. Рассмотрением природосообразности в качестве экологического направления и здоровьесберегающей технологии воспитания в современной педагогике занимаются З.И. Тюмасева, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Природосообразность развития детей как психолого-педагогического направления рассматривается в работах JI.C. Выготского, JI.E. Никитиной, А.З. Рахимова и др. Природосообразность как фактор развития личности исследуется В.В. Кумариным, Н.Д. Виноградовой и др. Природосообразность в рамках глобализации мироустройства изучается А.В. Мудриком, В.Г. Торосяном и др. Однако, в педагогической теории и практике нет специальных работ, исследующих природосообразность в качестве фактора формирования миропонимания учащихся.

Проблема выражается в противоречии между необходимостью формирования миропонимания старшеклассников на основе принципа природосообразности и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах обучения.

В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования природосообразного миропонимания старшеклассников?

Острота проблемы, недостаточная ее разработанность, поиск способов и путей разрешения существующих противоречий послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование природосообразного миропонимания старшеклассников (на примере предметов химико-биологического цикла)».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить условия формирования миропонимания старшеклассников на основе принципа природосообразности.

Объектом исследования является процесс формирования миропонимания учащихся.

Предметом исследования выступают педагогические условия эффективного осуществления процесса формирования природосообразного миропонимания старшеклассников.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: формирование природосообразного миропонимания старшеклассников будет протекать эффективно, если:

- процесс строится на основе принципа природосообразности обучения и воспитания; - природосообразность миропонимания основывается на идее коэволюции природы и глобализации мироустройства; - учитывается мировоззренческая специфика предметов химико-биологического цикла;

- осуществляется взаимосвязь учебных занятий на уроках с исследовательской деятельностью во внеурочное время.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования природосообразного миропонимания.

2. Определить педагогические условия реализации принципа природосообразности в формировании миропонимания старшеклассников.

3. Разработать модель формирования природосообразного миропонимания старшеклассников, включающую такие компоненты, как учебная, познавательно-развлекательная, научно-исследовательская и просветительская деятельность.

4. Апробировать модель формирования природосообразного миропонимания старшеклассников.

Методологическую основу исследования составляют концепция о единстве развития природы и человека (коэволюционный подход) (В.И. Вернадский, Б.С. Галимов, Р.С. Карпинская, Н.Н. Моисеев, Г.Х. Мусин и др.); синергетический подход (И.Р. Пригожин, С.П. Капица, А.П. Назаретян, С.П. Курдюмов и др.); герменевтический подход (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В. Дильтей,); культурологический подход (М.С. Каган, B.JI. Бенин); деятельностный подход (В.А. Сластенин, P.M. Асадуллин); философские труды по проблемам мировоззрения и миропонимания (М.Н. Алексеев, А.С. Капто, А.И. Клизовский, И.Я. Лойфман, и др.); педагогические работы по вопросам формирования мировоззрения учащихся (Г.И. Школьник, В.Г. Школьник, Б.Т. Лихачев, Ф.Б. Горелик, В.М. Медведев и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В. Кумарин, А.В. Мудрик, В.Г. Торосян, П.П. Козлова и др.); работы по методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г.В. Воробьев, В.И. Загвязинский, А .Я. Найн и др.); по основам моделирования (В.В. Краевский, А.И. Уемов, А.Т. Шумилин).

Теоретическую основу составили работы Н.А. Бердяева, Г. Войткевич, Г.В. Гершунского, JLH. Гумилева, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Лосева, Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой и др.; работы по психологии, педагогике С.Д. Дерябо и В.А. Левина, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, В.М. Медведева, Э.И. Монозсона, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, К.Ш. Ахиярова, В.В. Кумарина, П.П. Козловой, А.В. Мудрика, В.Г. Торосяна, Ф.Ш. Терегулова и др.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, ретроспективный анализ опыта образовательной деятельности учителей, моделирование, педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

В качестве экспериментальной базы исследования были задействованы 6 школ Аургазинского, Стерлитамакского районов Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 270 старшеклассников (10-11 кл.), 50 учителей и руководителей образовательных учреждений.

Исследование осуществлялось в период с 2002 по 2005 гг. и включало несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2002 — 2003 гг.) изучались и анализировались социально-философские, психолого-педагогические источники, школьная документация, использование в школах принципа природосообразности; раскрывались сущность, специфика и мировоззренческая значимость предметов химико-биологического цикла, были определены исходные позиции исследования и проведен констатирующий эксперимент, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

На втором этапел опытно-экспериментальном (2003 — 2004 гг.), осуществлялась работа по организации и проведению формирующего эксперимента, проводились срезы по формирующему эксперименту, анализировались результаты контрольного эксперимента.

Третий, заключительно-оценочный этап (2004 - 2005 гг.), был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: проведена сравнительная комплексная оценка дисциплин химико-биологического цикла с позиции потенциала развития у старшеклассников основ природосообразного миропонимания;

- предложена модель формирования природосообразного миропонимания старшеклассников, включающая такие компоненты, как учебная, просветительская, познавательно-развлекательная и научно-исследовательская деятельность;

- теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие успешному формированию природосообразного миропонимания старшеклассников; разработаны критерии сформированности природосообразного миропонимания старшеклассников, отражающие сформированность природосообразных знаний (когнитивный критерий), устойчивость интереса к познанию мира (мотивационный критерий), наличие познавательных умений (деятельностный критерий), наличие высокого уровня сформированности природосообразного миропонимания (результативный).

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, что новым моментом в теоретическом анализе процесса формирования природосообразного миропонимания у школьников является попытка более конкретного рассмотрения отношений между его элементами; раскрыты противоречия, несоответствия, трудности, как объективного, так и субъективного характера в исследуемой реальности школьного образования; прослежена взаимосвязь развивающих функций учебных занятий, исследовательской, просветительской, познавательно-развлекательной деятельностей при формировании природосообразного миропонимания старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования используются в средних образовательных учреждениях. Разработанный факультативный курс «Этноэкология» и результаты исследования могут быть использованы преподавателями для разработки учебных программ и методических пособий по проблеме формирования природосообразного миропонимания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ; родителями в воспитании детей в семье, при подготовке и переподготовке педагогов; определены регламентирующие нормы и требования в рамках оптимальных педагогических условий для формирования адекватного природе миропонимания школьников.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую сторону исследуемой проблемы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Эффективность формирования природосообразного миропонимания старшеклассников обеспечивают следующие педагогические условия:

- процесс строится на основе принципа природосообразности обучения и воспитания;

- природосообразность миропонимания включает представление о коэволюции природы и человека и глобализации мироустройства;

- учитывается мировоззренческая специфика предметов химико-биологического цикла; осуществляется взаимосвязь учебных занятий на уроках с исследовательской деятельностью во внеурочное время.

2. Модель формирования природосообразного миропонимания отражает целенаправленную интеграцию учебной, научно-исследовательской, познавательно-развлекательной и просветительской деятельности старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г.Пермь, 2003; г.Казань, 2004; г.Пенза, 2004; г.Белово, 2004), всероссийских (г. Бирск, 2002; г. Нижнекамск, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2003; г.Уфа, 2004), региональных (г.Уфа, 2003; г.Новосибирск, 2004; г.Челябинск, 2004) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики СГПИ (2002, 2003, 2004,2005). Результаты исследования внедрены в практику работы средних общеобразовательных школ Аургазинского, Стерлитамакского районов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Иванов, Владимир Петрович

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальная работа подтвердила верность разработанной нами модели и позволяет сделать следующие выводы:

1. Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, миропонимание вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия природы и общества. В качестве элементов этой системы выступают знания, представления, направленные на осмысление человеком окружающего мира, познание законов природы. В данном контексте принцип природосообразности рассматривается как конкретное воплощение законов природы в жизни человека, в его воспитании, а в частности, в формировании его миропонимания.

2. Ведущим принципом формирования миропонимания старшеклассников является принцип природосообразности в таком его аспекте, как глобализация мироустройства. Это направление функционирования принцип природосообразности предполагает, что человек должен осознавать себя гражданином Вселенной, понимать происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы, осознавать взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих существ, иметь чувство сопричастности природе и социуму как ее части, формировать у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой деятельности, осознавать самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.

3. Задача среднего образования состоит в том, чтобы способствовать становлению природосообразного миропонимания у обучаемых, формировать не только знания, но и способность постигать смысл явлений окружающего мира. Знания только тогда обретают личностный смысл и систематизируются в определенное понимание мира, когда они «прожиты» старшеклассником в мыслях, отношениях, делах, что должно служить руководством для организации образовательного процесса.

4. Формирование природосообразного миропонимания - одна из первостепенных задач школьного образования. Особенно большими возможностями для формирования природосообразного миропонимания обладают предметы химико-биологического цикла (химия, биология, экология), так как непосредственно связаны с изучением явлений природы.

Вместе с тем, преподавание предметов химико-биологического цикла в средней общеобразовательной школе в рамках знаниевой парадигмы слабо способствует формированию природосообразного миропонимания. В связи с этим, опытно-экспериментальная работа предполагает реализацию содержания на двух уровнях: как сквозная в процессе преподавания предметов химико-биологического цикла; как акцентированная при проведении факультативного курса «Этноэкология».

С одной стороны, это ведет к повышению результативности данной работы, с другой стороны, происходит предотвращение перегрузки субъектов образовательного процесса.

4. Процесс формирования природосообразного миропонимания должен охватывать все аспекты деятельности старшеклассников, что указывает на необходимость организации внеклассной и внешкольной работы, содержащей познавательно-развлекательную, просветительскую и научно-исследовательскую деятельности мировоззренческого характера.

Одним из направлений внеклассной работы является проведение факультативного курса «Этноэкология», целью которого является раскрытие природной сущности человека и его жизни, формирование знаний и представлений об окружающем мире и экологической культуре этносов, формирование ценностно-смыслового отношения к природе, человеку как к части природы. Такой подход соединяет естественнонаучные и гуманитарные знания, что способствует формированию природосообразного миропонимания.

В качестве внеклассных и внешкольных форм воспитания являются: кружковая деятельность («Природоведы»), турпоходы, экскурсии и другие мероприятия.

5. В процессе формирования природосообразного миропонимания важную роль играет исследовательская работа старшеклассников. В процессе исследовательской работы формируются не только знания, но и осуществляется поиск смысла знаний. Связи с этим, на уроках и во внеурочное время, во время бесед о коэволюционных процессах в развитии природы и человека старшеклассникам должна отводиться роль активных исследователей, изучающих и анализирующих объекты и явления окружающего мира. Так, возможности для осуществления исследовательского подхода к знаниям эффективно реализуются как на уроках химии, биологии, так и во внеклассных формах исследовательской деятельности старшеклассников («Клуб великих химиков» и др.).

6. Положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать о ее эффективности и дать методические рекомендации по формированию миропонимания учащихсяучителям, студентам педагогических колледжей и вузов и родителям:

- строить процесс формирования миропонимания учащихся на основе принципа природосообразности;

-осуществлять интеграцию учебной и исследовательской деятельности через организацию поисково-исследовательской работы учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время;

-учитывать специфику и возможности учебных предметов в формировании миропонимания. Школьные предметы, выступая в качестве адаптированных к изучению основ наук, предлагают свою картину мира, что следует учитывать при организации образовательного процесса, усиливая моменты сближения естественнонаучного и гуманитарного понимания мира.

Заключение

С первых шагов своей осознанной истории человек пытался осмыслить окружающий его мир, понять законы природы, Космоса. По мере накопления знаний о себе самом, об окружающей его природе, своем месте в ней, человек менял свое миропонимание, а вместе с ним и свое отношение к природе. Обращение к философии и истории позволяет проследить ход изменения характера миропонимания человека в самом широком диапазоне: от провозглашения идей о неразрывной связи и единстве человека с природой до возведения человека до «царя природы». Однако, подобные представления сравнительно быстро развенчивались самим естественным ходом истории.

Необходимость рассмотрения проблемы формирования природосообразного миропонимания обусловлена рядом объективных факторов и тенденций. Назревший кризис во взаимоотношениях человека с природой, приведший к появлению глобальных проблем, выявил наличие ограниченного, неадекватного миропонимания современного человека. Пути решения данной проблемы видятся в коренном изменении характера и типа мышления человека, становлении принципиально нового -природосообразного миропонимания, включающего идею коэволюции природы и человека и глобализацию мироустройства, что способствует воспитанию человека глобального мышления.

Положение о единстве природы и человека выражает ту всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности. Философские, естественнонаучные, педагогические теории, раскрывающие необходимость восстановления естественной связи человека с природой, расширение миропонимания до космического уровня представляют собой основы принципа природосообразности - ведущего принципа формирования миропонимания.

На основе анализа философской и общепедагогической литературы следует заключить, что природосообразное миропонимание - это такое понимание мира, которое основано на идеях коэволюции человека и природы, на осознании ответственности человека за ход эволюции ноосферы и саморазвития и на становлении планетарного мышления.

Миропонимание человека формируется на основе усвоенных им научных знаний о мире, в результате поиска смыслов явлений природы и общества, что свидетельствует о ведущей роли школьного образования в данном процессе. Однако, знания, сообщаемые учащимся в школах, систематизированы в предметы, а время обучения разделено на традиционные уроки. Картина мира разграничена на предметные области, где нарушение границ не приветствуется. Внутри каждой области принята определенная классификация явлений, знакомство с которыми производится от простого к сложному. Такой подход к формированию миропонимания был оправдан на этапе первоначального исследования окружающего мира. Однако в новых реалиях жизни назрела потребность в новой парадигме образования, выводящей на процессы системного познания, когда объясняющие процедуры обучения сорганизованы с процессом понимания, осмысления объектов и явлений окружающего мира.

Взгляд на мир с позиций системного знания во всех областях человеческой деятельности становится актуальным сегодня, когда человечество начало осознавать, что многообразное, но разрозненное, не опирающееся на единое начало, знание все чаще оказывается силой, действующей против него, становящейся не просто досадной помехой, но угрожающей существованию самого человечества.

Рассмотрение проблемы формирования природосообразного миропонимания в данном исследовании обогащает мировоззренческий потенциал принципа природосообразности путем обоснования, раскрывает возможности предметов химико-биологического цикла и их интеграции в формировании миропонимания старшеклассников, разработки концептуальных основ формирования природосообразного миропонимания, включающего идеи коэволюции природы и человека и глобализации мироустройства.

Разработанная в ходе исследования модель формирования природосообразного миропонимния старшеклассников, благодаря своим компонентам, охватывающим все аспекты деятельности старшеклассников, позволяет конструировать данный процесс как целостный.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию миропонимания старшеклассников на основе принципа природосообразности подтвердили выдвинутую гипотезу. Формирование природосообразного миропонимания старшеклассников будет протекать эффективно, если: процесс строится на основе принципа природосообразности обучения и воспитания; учитывается мировоззренческая специфика предметов химико-биологического цикла; осуществляется взаимосвязь учебных занятий на уроках с исследовательской деятельностью во внеурочное время.

Материалы данного исследования и разработанный автором факультативный курс могут быть использованы преподавателями, учителями и руководителями школ в организации образовательного процесса, а также для разработки учебных программ и методических пособий по изучению проблемы формирования природосообразного миропонимания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ; родителями в воспитании детей в семье.

Мы далеки от мысли, что исчерпывающе исследовали проблему формирования миропонимания старшеклассников на основе принципа природосообразности. Исследования в этой области должны быть продолжены и углублены. Внимания требуют, в частности, такие аспекты проблемного процесса, как тендерные, этнологические особенности миропонимания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванов, Владимир Петрович, 2005 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. — 154с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. - 565 с.

3. Ахметов А.Р. Место современного принципа антропности в философии: Дис.канд. Философ. Наук. Уфа, 2001. - 160с.

4. Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке// Природа. 1987. - № 12.-С. 58-69.

5. Барсуков B.JI. Космохимия сегодня.// Природа. 1988. - № 10. - С.412.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков: Фолио; М.: Аст, 2002.

7. Большой толковый философский словарь/ Ребер Артур. В 2 тт.: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. - 592 с.

8. Букин А.П. В дружбе с людьми и с природой. М.: Просвещение, 1991.

9. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. М.: Знание, 1998.-304с.

10. Бялко Ф. Солнце — Земля: клубок гипотез.// Природа. 1994. - № 9. — С.43-48.

11. Вернадский В.И. «Царство моих идей впереди.»// Природа. 1990. -№6.-С. 88-103.

12. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

13. Вернадский В.И. Биосфера и «ноосфера». М.: Мысль, 1989. — 248 с.

14. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Знание, 1989.-205 с.

15. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Молодая Гвардия, 1988.- 340 с.

16. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Молодая Гвардия, 1989.-180 с.

17. Винокурова Н.Ф. Трушин В.В. Глобальная экология: Учебник для 1011-х Пл. профил. Шк. М.: Просвещение, 1998.- 270 с.

18. Вихаллем Р.А. Возможна ли химическая картина мира?// Философские науки. 1982.-№ 1.-С. 148-151.

19. Владимирский Б.М. Солнечная активность и биосфера -междисциплинарная проблема.// Природа. 1994. - № 9. - С. 10-14.

20. Войткевич Г. Основы учения о биосфере. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-456 с.

21. Воронцов Н.Н., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира. -М.: Просвещение, 1991.-223с.

22. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. М.: Прометей, 2002. - 316с.

23. Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: Опыт потребности ого подхода. Уфа: БГУ, 2000. - 123с.

24. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо- Психо- Логос. М., 1995.

25. Гегель Г.Ф. Философия природы.// Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т2. М.: Мысль, 1975. - 695 с.

26. Гезенко О.Г., Гюрджиан А.А. Человек и космос// Человек в системе наук. М.:Наука, 89. с.262-272.

27. Герасимова Т.П., Ковалевская М.К, Памчинникова JI.M. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии М.: Педагогика, 1982-94 с.

28. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М.: Интер. Диалект, 1997.-697 с.

29. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива богу // Вопросы философии 1995 № 2 с. 37-47.

30. Гиляров A.M. От эволюции биосферы к эволюции сознания // Природа. 1995.- №2. -С. 119-121.

31. Голованов А.В. Связать мир астрономических и мир биологических явлений// Общественные науки и современность. 1997. - № 6. - С. 141-149.

32. Голубев B.C. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставления// Человек. 1996. - № 3. - С. 187-189.

33. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. — М., 1986.

34. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. Вузов. М: Владос, 2000. - 512с.

35. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993.- 520 с.

36. Гуревич П.С. Человек как микрокосм// Общественные науки и современность. 1993. - № 6. - С. 179-188.

37. Гусев С.С., Пушканский Б .Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. Спб: Наука, 1994.

38. Данилов-Данилян Л.И. Возможна ли коэволюция природа и общества?// Вопросы философии. 1998. - № 8. - С. 15-25.

39. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Учеб. Пособие для студентов вузов

40. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. Педвузов. М.: Владос, 2000. —432с.

41. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.// Культурология XX века. Антология. М., 1995.

42. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении //Народное образование. 1998. - № 7 - 8. - С. 193- 197.

43. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. М.: Медицина, 1991. -176 с.

44. Дубинин Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы био-социальной природы человека. -М.: Наука, 1976. 192 с.

45. Егоров В.В. Наглядный образ архетип - мир.//Мир как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура». - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.

46. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.:Новая школа,1996.-64 с.

47. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». Уфа, 1997.24с.

48. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М: Тривола, 1994. - 304с.

49. Зотов А.Ф. Новая формулировка антропного принципа// Вопросы философии. 2000. - №2. - С. 54-56.

50. Иванов В.Г. Мировоззрение в системе духовности (Материалы республиканской научной конференции). Уфа: БГПИ, 1999.

51. Ишбердина Г.Н. Социально-философские основания формирования мировоззрения А.З. Валидова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. БГУ. Уфа, 2000. 155с.

52. Каган М.С. Философия как мировоззрение.// Вопросы философии. —1997. № 9. — С.23-27.

53. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения. Новосибирск: Наука, 1991. - 304с.

54. Казютинский В.В. и др. Международная конференция «Философия естествознания 20 в.: итоги и перспективы// Вопросы философии. 1997. -№10. - С.132-156.

55. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. M.:JIoroc, 1998. - 352 с.

56. Капра Ф. Дао физики. Киев: София; М: Гелиос, 2002.

57. Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М.: Знание, 1990.-372 с.

58. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993. - 182с.

59. Карпинская Р.С. Коэволюция: развитие темы// Природа. 1992. - № 11. — С 3-8.

60. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. - 350с.

61. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. -Магнитогорск: Амрита Урал, 1994. - 851 с.

62. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. - №12. - С. 3-20.

63. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его этноэкологические аспекты.// Этническая экология: теория и практика. — М.: Наука, 1990.-134 с.

64. Козлова П.П. Природосообразное воспитание человека в Учении Живой Этики. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребенка: Учеб. Пособие. Стерлитамак, 1998.-73с.

65. Козлова П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры. Уфа, 1995. - 145 с.

66. Колосова Э.В. Природа и человек: Философский очерк. Минск: БГУ, 1979.- 174 с.

67. Комаров Б.Н. Астрономия и мировоззрение. — М.: Просвещение, 1987.- 160 с.

68. Кон И.С. Психология ранней юности. М: Политиздат, 1989.

69. Концепции современного естествознания: Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 448с.

70. Кордоуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник/ Пер. с англ. К.С. Ткаченко. М.: Фаир-Пресс, 2000. - 448с.

71. Косыгин Ю. А. Человек. Земля. Вселенная. М.: Наука, 1995. - 335с.

72. Коханова Л. Истоки принципа природосообразности.// Вестник высшей школы. 1987.- N2. - С. 78- 85.

73. Краевский В.В. Методология педагогического исследования — Самара: Издательство Сам.ГПИ, 1994. 165с.

74. Краснянская К.А., Грабарь И.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. -М., 1997.

75. Крупник И.И Арктическая этноэкология. М.: Наука, 1989. — 201 с.

76. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.: МГПУ, 1991.77. .Кумарин В. Людей нельзя воспитывать по шаблону // Народное образование. — 1997. №6. С. 43.

77. Кумарин В. Среда влияет, природа определяет // Народное образование. 1998. - №7-8. - С. 190-192.

78. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995 - № 2. - С. 14-20

79. Курашов В.И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний. М.: Наука, 1995. 283с.

80. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика. Народное образование.

81. Лебедева Л.П. Психологические аспекты этнической экологии.- М.: Наука, 1990.- 134 с.

82. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 282 с.

83. Лихачев Д.С. Экология культуры. Методологическая основа педагогики. Самара: Издательство СИУ, 1998.-280с.

84. Лойфман И.Я. Три уровня мировоззренческого самоопределения личности.// Онтология и мировоззрение. Уфа: УТИС, 2000.

85. Максимова И.М. Экологическое воспитание студентов педагогического вуза: Монография/ Под ред. Н.М. Мочаловой. — Стерлитамак: Стерлитамак. Гос. Пед. Ин-т, 2002. 112с.

86. Махов С. И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» 1998 № 3 - с. 76-78.

87. Миркин Б. М. Наумова JI. Г. Мыслить глобально действовать локально: Экологизация школьного образования // Народное образование -2000 - № 6 с. 229-237.

88. Миркин Б.М. Наумова Л.Г Ролевые игры по экологии: Пособие для учителей. — М.: Устойчивый мир, 2000. 272 с.

89. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Куршаков С.В., Юнусбаев Б.Х. Хрестоматия по экологии. Уфа, 1994. 122с.

90. Мировоззрение и естественнонаучное познание. — Киев: Наукова думка, 1983.-325с.

91. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность.// Вопросы Философии. -1994.-№9.-С. 3-13.

92. Моисеев Н.Н. Естественнонаучные знания и гуманитарное мышление.// Общественные науки и современность. 1993. - № 2. - С. 63-75.

93. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции.// Вопросы философии. 1998. - № 8. - С.26-32.

94. Моисеев Н.Н. О мировоззрении и миропонимании // Экология и жизнь. 1996 - 1999 - № 4 с. 4-9.

95. Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции.// Общественные науки и современность. 2000. - № 2. — С. 123130.

96. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990. -351 с.

97. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320с.

98. Мухамадеев И.Г. Формирование у студентов педагогических, политических знаний и умений 1996 г.

99. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. - 456с.

100. Назаретян А.П. Законы природы и инерция мышления./Юбщественные науки и современность. 1998. - № 4. - С 152161.

101. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания.- М.: Гардарики, 1999.-411 с.

102. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993.-554 с.

103. Небел Б. Наука об окружающей среде: в 2-х т. / Пер. с англ. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 348с.

104. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М: Просвещение:Владос, 1994.-496с.

105. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. Тр./ Под ред. В.Д. Божович. -М.: Новая школа, 1995. 95с.: ил.

106. Никитина JI.E. Принцип природосообразности в современной теории воспитания.// Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - ЧII. - 162с. - С.54-59.

107. Николаев JI.A. Химия космоса. -М.: Просвещение, 1974. 152с.

108. Ничипорович А. А. Человек как участник целостного саморазвивающегося потока жизни на Земле.// Общественные науки и современность. 1993. - № 6. - С.98-109.

109. Новиков B.C., Деряпа Н.Р. Биоритмы, космос, труд. СПб.: Наука, 1992.-236с.

110. Нордланд E. Воспитание в эпоху глобальных проблем: Размышление о новой парадигме // Приоритеты современной педагогики. -М., 1993.-С. 8-28.

111. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. И доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

112. Онтология и мировоззрение (тематический сборник). Уфа: УТИС, 2000.- 162с.

113. Орлов В.Н. Знания, умения, навыки обучения./ Моск. Ун-т потреб кооперации. — М., 1995. 46 с.

114. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии./ Сост. B.C. Кучменко. М.: Дрофа, 2001. - 96с.

115. Ошорова Г.С. Теория и практика формирования научного мировоззрения старшеклассников: Автореферат дис.доктора пед. Наук. -Улан-Удэ, 2001.-38с.

116. Парнюк М.А., Деркач J1.A., Коноплев Н.С. Мировоззренческие проблемы формирования нового мышления./ Межвузовский сборник научных трудов. Чебоксары: ЧТУ, 1989. - 155с.

117. Горностаев П.В. Педагогика В.П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения)// Педагогика. 2003. - №4. - С. 75-79.

118. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. - 602 с.

119. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Учеб. Заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.

120. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.

121. Поляков В. А. Космософия миропостроения и теория относительности сознания. Минск: Вэвэр, 2000. - 192с.

122. Пригожин И.Р. Мы только начинаем понимать природу .//Краткий миг торжества. О том как делаются научные открытия. М.: Наука, 1989. — С. 310-315.

123. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл //Педагогика. -2001. №1. -с.88-91.

124. Принцип природосообразности в воспитании и обучении детей: Методические рекомендации / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1993.-98 с.

125. Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8-11 кл./ Сост. Н.И. Габрусева. М.: Дрофа, 1999. - 160с.

126. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. М.: Дрофа, 1999. - 224с.

127. Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М: Политиздат, 1990. 494с.

128. Рахматуллин Р.Ю. Научная картина мира, мировоззрение и онтология: взгляд с точки зрения модернистской традиции.// Философская мысль. 2001. - №2.

129. Российская педагогическая энциклопедия: В2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. - 608с.

130. Рубин А.Б. Биофизика: В 2 т. Т. 1. Теория биофизики. М.: Университет, 1999. - 148 с.

131. Рыбаков П.С. От мировоззрения к постмировоззрению?// Мировоззренческие основания человеческой деятельности. — М., 1998. С.З-5.

132. Самсонов АЛ. Культура и экологическое мировоззрение // Экология и жизнь. 2001. - № 2.-С. 3-6.

133. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 255с.

134. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. — Уфа, 1997.-160с.

135. Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь, 1998. -200с.

136. Синицын А.С. Онтологические и гносеологические основания системно-плюралистического мировоззрения: Дис. Канд. Философ. Наук. — Уфа, 2003.- 170 с.

137. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов вузов.-М., 1998.-288 с.

138. Состояние мира 1999: Доклад института Worldwatch о развитии по пути к устойчивому обществу/ Пер. с анг. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. — 384с.

139. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. - 558с.

140. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа: Монография. М.: Ред. - изд. Центр МГОПУ, 1999.-198 с

141. Талызина В.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-343с.

142. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1997. — 240с.

143. Терегулов Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. — Уфа, 1999.-386с.

144. Токарева И. Ф. Содержание формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета Химия и Экология 2000 г.

145. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Владос-Пресс, 2003. -352с.

146. Тюмасева З.И. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию?// Народное образование. 2003. - №2. — С.50-57.

147. Умов Н.А. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм. М.: Педагогика-пресс, 1993. - С. 114-128.

148. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1996. - 321с.

149. Филатов В.П. Живой космос: Человек между силами земли и неба// Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 3-12.

150. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-576с.

151. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1999. -576с.

152. Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энц., - 1989. -815 с.

153. Фомина М.Н. Философия культуры: мировоззренческий аспект.// Credo. М., 1990. - №2. - С. 70-76.

154. Хабибуллина З.Н. Мировоззренческая природа человека (социально-философский анализ): Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа, 2000.

155. Хазиев B.C. Из мышления о педагогике. Уфа: БГПИ, 1998. - 200с.

156. Хазиева Е.В. Философское мировоззрение как субъективная реальность: Дис. кандидата философских наук; БГПУ. Уфа, 2002. -137с.

157. Хизбуллина Р.З. Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы. -Уфа, 2002. 208 с.

158. Хокинг С. Край Вселенной.// Природа. 1985. - № 4. - С.21-27.

159. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке// Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс. - 1993. - С.332-344.

160. Циолковский К.Э. Живая Вселенная// Вопросы философии. 1992. -№ 6. -С.135-158.

161. Чижевский A.JL Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. -М.: Мысль, 1995. 168 с.

162. Шагманова Ф.Х Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации (социально-философский анализ): Дис. кандидата философских наук. Уфа,2001. - 144с.

163. Шеваенко Л.И., Заплатников Л.Г. Песталоцци И.Г. Внутренний покой и внешний порядок // Педагогика. 1996. - №3. - с.68-71.

164. Шелер М. Философское мировоззрение.// Избранные произведения. -М.,1994.

165. Школьные годы чудесные: Сценарии шк. Праздников, конкурсов, викторины, игры для учащихся 10-11-х Пл. (Авт. Сост. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б.) 2-е изд. - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. - 319 е.: ил. - (Серия «Школа радости»).

166. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования: концептуально-философский анализ. Казань, 1989.

167. Щелкунов М.Д. Мировоззрение и общенаучные знание (общенаучные феномены познания в социально-мировоззренческом контексте. -Казань, 1990.

168. Щетинин М. Постижение природы человека основа педагогического мышления: Воспитание и обучение с позиции природосообразности. // Воспитание школьников. - 1995. - № 4 - С. 2 - 6.

169. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

170. Программы для общеобразовательных учреждений: Экология. М.: Просвещение, 1999.

171. Carnap R. Der logische Aufbau der Welt. Hamburg: Meiner, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.