Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики: На материале чувашских школ Республики Башкортостан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Иванова, Наталия Ивановна

  • Иванова, Наталия Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Стерлитамак
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 215
Иванова, Наталия Ивановна. Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики: На материале чувашских школ Республики Башкортостан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Стерлитамак. 2004. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванова, Наталия Ивановна

Введение.

Глава I. Историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

1.1.Понятие принципа природосообразности в педагогике.

1.2.Сущность принципа природосообразности в опыте народного воспитания.

1.3.Модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.

Выводы по первой главе.

Глава II. Педагогические условия природосообразного воспитания средствами народной педагогики в чувашской семье и школе.

2.1. Организация природосообразного воспитания в учебном процессе.

2.2. Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики

Башкортостан.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики: На материале чувашских школ Республики Башкортостан»

В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-био-социальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил. Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.

В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.

Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся педагогов-классиков, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. Так, впервые обоснованный Я.А. Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразность как основной принцип этнопедагогики выделяет исследователь народной педагогики Г.Н. Волков. Труды этого ученого выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и развитии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В. Кумарина, А. Кушнира, Н.Д.Виноградовой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И. Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П.П. Козловой. Проблемам методологии изучения народной педагогики посвящены исследования Ю.А. Рудь, E.JT. Христовой и др. Вопросы исторической этнопедагогики изучает Т.Н. Петрова, над проблемой функционирования афоризмов в народной педагогике работает З.Б. Цаллагова, изучением семейной этнопедагогики занимается Э.И. Сокольникова, этнопедагогики среды - JT.B. Кузнецова. Гуманистические проблемы педагогики находят отражение в исследованиях З.Н. Нигматова, Р.Х. Шаймарданова, Я.И. Ханбикова, К.Ш. Ахиярова. Проблемы связи народной педагогики с современной практикой воспитания рассматриваются в работах Р.И. Байчоровой, В.И. Элашвили, С. Танхасаевой, И.Г. Швецовой, Н.А. Матвеевой, Р. Сулейманова, У.Ш. Атангулова, С.А. Мухамедьянова, З.Ф. Исламовой, А.М.Сулейманова, Л. Канбековой, В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзина, A.M. Сафина и др. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики в учебно-воспитательный процесс освещены в исследованиях Л.М. Кашаповой, P.M. Салимовой, К.Х. Гизатуллиной, В.А. Афанасьева, А.Я. Бугаевой, В.А. Иванова, М.И. Стельмахович, М.Г. Харитонова, И.А. Шарова и др.

Вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания учащихся. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в Башкортостане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к природосообразному воспитанию чувашских детей в семье и школе. Вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.

Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление в исследованиях.

Проблема заключается в противоречии между необходимостью в природосообразном воспитании учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах в чувашских школах Республики Башкортостан.

Таким образом, актуальность избранной проблемы обусловлена социальными запросами совершенствования воспитания подрастающего поколения.

В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы условия природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан?

Целью исследования является решение данной проблемы. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в чувашских школах Республики Башкортостан.

В качестве предмета исследования выступает процесс природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан будет протекать эффективно, если:

- учитываются сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;

- учитывается процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;

- осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания; организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

2. Раскрыть сущность, специфику и природосообразную значимость средств чувашской народной педагогики.

3. Разработать модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.

Методологическую основу исследования составляют произведения классической педагогической литературы (Я. А Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), концепция освоения и творческой переработки историко-педагогического наследия (Г.Н. Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н. Петрова и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин, А. Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин); культурологический подход (М.М. Бахтин, Э-Г.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин); аксеологический подход (А.В. Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подход (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин, В.Г. Рындак); работы по философии культуры (М.С. Каган, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин), философии образования (Б.Т. Лихачев, Б.С. Гершунский), методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А .Я. Найн и др.); по основам моделирования (В.В. Краевский, А.И. Уемов, А.Т. Шумилин).

Теоретическую основу составили философские, культурологические и этнографические работы Л.Н. Гумилева, Д.С. Лихачева, Г.Д. Гачева, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и др.; работы по психологии, этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопедагогике И.А. Зимней, B.C. Мухиной, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, М.О. Мнацаканян, Р.С. Немова, Ю.П. Азарова, Г.Н. Волкова, Н.Д. Виноградовой, П.П. Козловой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, E.JI. Христовой, A.JL Бугаевой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, К.Ш. Ахиярова и др.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

В качестве экспериментальной базы исследования было задействовано 8 чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского районов Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 284 учащихся, 55 учителей и руководителей образовательных учреждений.

Исследование осуществлялось в период с 2001 по 2004 гг. и включало несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2001 - 2002 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, использование народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики; были определены исходные позиции исследования и проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и апробировалась модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2002 - 2003 гг.), осуществлялась работа по организации и проведению формирующего этапа эксперимента, проводились срезы по формирующему этапу эксперимента, анализировались результаты контрольного этапа эксперимента.

Третий, заключительно-оценочный, этап (2003 - 2004гг.), был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты возможности средств народной педагогики в природосообразном воспитании учащихся чувашских школ Республики Башкортостан;

- разработана модель природосообразного воспитания учащихся чувашских школ средствами народной педагогики;

- выявлены и обоснованы педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, оно является определенным вкладом в воспитание школьников. В нем осуществлен историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности и определены критерии и уровни природосообразной воспитанности учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по организации природосообразного воспитания способствуют совершенствованию воспитательного процесса национальной школы; материалы данного исследования и разработанная автором программа факультативного курса "Родной край как фактор природосообразного воспитания детей» могут быть использованы учителями и руководителями общеобразовательных школ при организации учебно-воспитательного процесса; преподавателями педвузов для разработки учебных программ и учебно-методических пособий по проблемам природосообразного воспитания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; последовательным проведением педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью его данных; практическим подтверждением и качественным анализом результатов исследования, анализом работы чувашских школ Ульяновской и Самарской областей, Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Чувашской Республики и известных педагогов Российской Федерации.

На защиту выносятся:

1. Модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики, включающая в себя цель, задачи, принципы, основные направления работы, формы, методы и средства.

2. Педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан: учет специфики природосообразных средств чувашской народной педагогики;

- учет процесса адаптации в полиэтническом пространстве как особенности природосообразного воспитания; сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания; целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Москва, 2001; г. Чебоксары, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2004; г. Белово, 2004; г.Новосибирск, 2004), всероссийских (г.Челябинск, 2002; г. Бирск, 2002; г. Стерлитамак, 2002; г. Нижнекамск, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2003), региональных (г.Уфа, 2003; г.Новосибирск, 2004) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики СГПИ (2001, 2002, 2003, 2004). Результаты исследования внедрены в практику работы Меселинской и других чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского, районов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Иванова, Наталия Ивановна

Выводы по первой главе

Изучение историко-этнографической, культурологической, социально-философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволяет нам сделать ряд обобщений и выводов:

1. До теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, что позволило выявить данный принцип из опыта народной педагогики и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.

Принцип природосообразности в различные периоды, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории Я.А. Коменского - через живую и неживую природу; в учении И.Г. Песталоцци - через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.-Ж. Руссо — через природу самого ребенка; в дидактике А. Дистервега - через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д Ушинского - как антропологическое явление.

В годы советской власти это принцип менялся несколько раз. Официальная педагогика сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а затем, обнаружив его ограниченность, - на другой, чуть шире трактующий подход к воспитанию - принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности.

Среди ученых, занимающихся изучением разных аспектов принципа природосообразности, следует отметить В.В. Кумарина, Н.Д. Виноградову, П.П. Козлову, А.Кушнира, О.Н. Козлову, З.И. Тюмасеву и др.

Бесспорно, педагогическая культура того или иного народа, являясь феноменом мировой цивилизации, основывается на общечеловеческих ценностях и идеях. Но в то же время каждый народ имеет свою оригинальную «систему» воспитания, основанную на его этнофилософии, этнопсихологии, этнокультуре. Так, своеобразие чувашской народной педагогики определяют, прежде всего, так называемые заповеди как программа воспитания гармоничного, совершенного человека (трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, доброта, честность), которые выступают содержательным элементом народного воспитания и характеризуются природосообразностью. В качестве специфики чувашской народной педагогики можно выделить также наличие возрастной периодизации детей, отличающейся тонкостью градации, так называемого «ребячьего пастуха» в деревнях, основного нравственного качества «камал», вбирающего в себя все стороны личности и др.

2. Рассмотрение понятия принципа природосообразности в педагогике и его сущности в опыте народного воспитания раскрыло возможности разработки концептуальных основ природосообразного воспитания средствами народной педагогики, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, приодосообразного воспитания в условиях полиэтничности.

Под природосообразным воспитанием мы понимаем такое воспитание, которое во всех своих основных характеристических свойствах соответствует природе субъектов воспитания, а также природе этноса и законам Природы в целом. Основная цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-био-социального существа.

Природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса (семь качеств народного идеала чувашей: доброта, здоровье, честность, трудолюбие, целомудрие, ум, дружелюбие), законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.).

3. Природосообразность воспитания предполагает учет реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социальноэкономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как организации процесса, так и средств воспитания. В частности, новая среда социального существования предполагает изменение привычного образа жизнедеятельности этноса и адаптацию к данным условиям. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в республике Башкортостан и других регионах страны. В связи с этим, в чувашских школах Республики Башкортостан происходит адаптация учащихся к качественно иным условиям полиэтнического пространства региона. Учитывая, что феномен адаптации имеет место в самой природе, данное явление способствует природосообразному воспитанию.

4. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования в учебно-воспитательном процессе школ традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление исследования.

5. Исходя из вышеизложенного:

-обоснована необходимость разработки педагогических условий природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан;

-составлена модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики;

-спланирована разработка учебно-методического обеспечения процесса природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики (программы спецкурса по этнопедагогике и методических рекомендаций по природосообразному воспитанию учащихся).

Глава II. Педагогические условия природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашской семье и школе 2.1 Организация природосообразного воспитания учащихся в учебном процессе

И природа, и деятельность людей, а, следовательно, и воспитание, подчинены определенным законам. Поэтому, утверждает Я. А. Коменский, детей нужно обучать и воспитывать, следуя этим законам природы в широком понимании этого слова, поскольку закономерность природосообразности обучения и воспитания соответствует самой сути человека. Это представляется особенно важным сейчас, когда, по утверждению П.П. Козловой, «сегодняшнее внимание к личностно-ориентированному воспитанию и обучению, развитию индивидуальных способностей, формирование духовного мира учащихся означает этап эволюции принципа природосообразности, его трансформацию в категорию еще более высокого уровня - в принцип философии образования» [101;319]. Однако, в психолого-педагогической литературе не в полной мере отражены особенности, педагогические условия природосообразного воспитания учащихся. Следует отметить, что под педагогическими условиями мы понимаем «целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлена наилучшая совокупность психологических, педагогических и других факторов, средств, обеспечивающая педагогу возможность эффективно осуществлять учебную или воспитательную ра-боту»[174;30].

Во второй главе дается описание проведенной экспериментальной работы по апробации разработанной модели природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан. Цель, этапы эксперимента, основные задачи, содержание, методы исследования, формы работы отражены в технологической карте эксперимента (таблица 1).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванова, Наталия Ивановна, 2004 год

1. Так, отметим сказку М. Трубиной «Шешке» («Орешник»), стилизованную под народную. Главная идея, которую учащиеся выделяют вместе с учителем это «будем беречь дары природы, станем ее друзьями».

2. Следует отметить, что в программу курса «Родная литература» младшего звена включены и художественные произведения известного педагога — академика Г.Н. Волкова. Это рассказы и притчи из книги «Дуб и солнце».

3. Далее учащиеся изучают поэму «Нарспи» «энциклопедию жизни чувашского народа в прошлых веках». При анализе поэмы ими выясняется главная идея произведения - единство природы и человека.

4. В 6 классе учащиеся изучают былинное творчество русского народа, знакомятся с богатырем Ильей Муромцем любимым героем русских былин.

5. До этого учащиеся были знакомы с Г.Н. Волковым как автором рассказов в курсе родной литературы младшего звена.

6. Семерт сески суралсассан килет варман илеме, Херсем вайа тухсассан - килет вайа илеме. Зацветет черемуха - станет красивым лес, Девушки придут на гулянье - станет гулянье «красивым».

7. В программу дисциплины включено не только обучение спортивным играм, но и знакомство с народными играми.

8. Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении пчеловодству с успехом можно решать задачи нравственного, экологического, трудового и других аспектов природосообразного воспитания учащихся.

9. Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного воспитания.

10. Работа над природосообразным воспитанием учащихся нами велась на следующих уровнях: 1) с учениками; 2) с общественными организациями (СДК); 3) с родителями.

11. Таким образом, взаимодействие школы, семьи и общественных организаций (СДК и др.) на основе использования средств народной педагогики позволит успешно решать задачи природосообразного воспитания учащихся.

12. Результаты опытно-эксперименатльной работы по природосообразному воспитанию учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.