Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Шайхов, Магомед Адилмирзаевич

  • Шайхов, Магомед Адилмирзаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 201
Шайхов, Магомед Адилмирзаевич. Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2012. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шайхов, Магомед Адилмирзаевич

Оглавление

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Социально - педагогические предпосылки взаимодействия культуры и

1.3. Сравнительно-сопоставительный анализ практики мультикультурного образования

ГЛАВА П. УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНЕ

2.1. Этнокультурный компонент в мулътикулыпурном образовании

2.2.Модель мультикультурного образовательного пространства

2.3. Реализация модели мультикультурного образовательного пространст-

2.4.Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

образования

1.2 Сущность мультикультурного образования

11

27

ва

96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

156

145

142

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня общество, социальные институты выделяют целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с сохранением единого социокультурного пространства, преодолением этнонациональной напряженности, подготовкой к жизнедеятельности и т.д. С этих позиций образование выступает транслятором культур и объективно должно стать консолидирующим и системообразующим фактором для полиэтнического сообщества в целом. При этом функционирование образовательного учреждения должно предопределяться процессами, связанными с изменением культуросозидательной функции, сохранением, передачей и воспроизводством культуры, воспитанием человека культуры, интеграцией образования и культуры и т д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что современные системы образования при формировании общечеловеческих и национально-этнических ценностей недостаточно четко определяют роль и место социальной адаптации и межкультурной интеграции, что актуализирует проблему обоснования воспитательно-образовательного пространства, разработки и внедрения моделей, нацеленных на обеспечение готовности к восприятию многообразия социокультурной среды. С этих позиций для нашего исследования важное значение имеют основополагающие идеи зарубежных (А.Ф. Дистервег, Я.А. Коменский, Я. Корчак, И.Песталоцци и др.) и отечественных (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) педагогов-мыслителей, в которых обосновываются этнокультурные и этнопсихологические аспекты образования.

Важное значение для нашего исследования имеют работы Ю.К. Ба-банского, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Г.М. Гад-жиева, Д.М. Маллаева, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, С.Т. Тучалаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, В.Н. Цатурова, E.JI. Жиркова, A.JI. Оконешнико-вой, Б.Д. Попова, К.Д. Уткина и других, в которых исследованы вопросы

формирования этнонациональных аспектов культуры, включения субъекта в социальную среду и т д.

Проблемам мультикультурного образования и воспитания посвящены исследования Б.Ш. Алиевой, A.B. Аракеляна, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, A.JI. Джуринского, Н.Б. Крыловой, М.Н. Кузьмина, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, А.Д. Семеновой, JI.JI. Супруновой, A.B. Шафиковой и др., в которых обосновывается необходимость этнопедагоги-зации учебно-воспитательного пространства, ориентации на аккультурацию, инкультурацию и социализацию личности как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.

Сравнительно - сопоставительный анализ практики обеспечения мультикультурного характера образования в регионе указывает на наличие противоречий между:

• значимостью формирования личности, способной интегрироваться в мулътикулътурное пространство, и недостаточными знаниями, умениями и навыками, получаемыми в образовательном учреждении;

• потребностью общества в выпускниках, способных к взаимодействию в условиях многонациональности культуры, и недостаточностью возможностей системы образования;

• достигнутым уровнем развития теории мультикультурного образования и отсутствием конкретных научно-методических рекомендаций по ее реализации um д.

Приведенные противоречия актуализируют проблему поиска, суть которой в обосновании педагогических условий реализации мультикуль-турной модели образования, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность которой обусловил выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия оптимизации мультикультурного образовательного пространства в условиях Дагестана».

Оптимизация обучения предполагает научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения задач и рациональности затрат времени учеников и учителей. Ю.К. Бабанский неоднократно отмечал, что, как всякая научная теория, оптимизация педагогического процесса возникла под влиянием практики: преодоления неуспеваемости, необходимости интенсификации и снятия учебных перегрузок в процессе перехода к новому учебному содержанию.

Цель исследования - обоснование педагогических условий оптимизации мультикультурного образовательного пространства, способствующего формированию толерантной личности.

Объект исследования - мультикультурное образовательное пространство инновационной школы.

Предмет исследования - педагогические условия функционирования мультикультурного образовательного пространства .

Гипотеза исследования. Мультикультурное образовательное пространство в условиях многонациональной Республики Дагестан будет эффективно функционировать, если:

• обеспечить сохранение культуры этносов и приобщить к ней учащихся на основе диалога, тесной взаимосвязи с социумом, развития культурно-эстетических потребностей и т д.;

• создать оптимальные условия функционирования мультикуль-турной образовательной среды;

• педагогический процесс осуществлять с позиций обеспечения единства духовно-личностных, социально-психологических и национально-региональных факторов;

• учебно-воспитательный процесс ориентировать на формирование общечеловеческих ценностей, толерантности, единство национального и общечеловеческого ит д.

Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ и концептуальных положений мультикультурного образования.

2. Обоснование педагогических условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в национальной системе образования.

3. Разработка модели мультикультурного образовательного пространства и технологии приобщения учащихся к культурам родного и других этносов.

4. Экспериментальная апробация условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства в национальной системе образования.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции: становления личности и индивида (A.M. Леонтьев и др.); взаимовлияния культуры и образования (М.М. Бахтин и др.); адаптации системы образования к социокультурным изменениям среды, взаимосвязи теории и практики (Ю.К. Бабанский, В.А. Поляков и др.); культурологический (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, А.Ф. Лосев и др.); сре-довой (К.С. Кон, A.B. Мудрик и др.), аксиологический (М.С. Каган, A.C. Макаренко и др.) подходы к изучению этнического и культурного наследия.

Теоретическую основу исследования составляют теории: развития культур (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, О. Шпенглер и др.); межкультурных контактов (М.Ж. Бахтин, B.C. Библер и др.); деятельности и развития личности (Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др.); общения (Б.Г.Ананьев, A.A. Бодалев, A.M. Леонтьев и др.); этнопедагогики (Г. Н. Волков, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, А.Д.Семенова и др.); мультикультурного образования и воспитания (C.B. Аракелян, А.Н. Джурин-

ский, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, Н.Б. Крылова, М.Н. Кузьмин, В.В. Ма-каев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, Л.Л. Супрунова и др.).

Методы исследования. Для решения задач исследования использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы; обобщение и анализ материалов периодической печати, государственных стандартов и учебных программ; моделирование, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней общеобразовательной школе с. Гуни Казбековского района Республики Дагестан, где в эксперименте участвовали 245 учащихся, 35 учителей и т д.

Этапы исследования:

• первый этап (2004-2006гг.) предполагал теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение положительного опыта организации мультикультурного образовательного пространства, формирование научного аппарата, накопление эмпирического материала и определение основных направлений исследования;

• второй этап (2006-2008 гг.) включал проектирование мультикультурного образовательного пространства, обоснование педагогических условий функционирования мультикультурной среды, апробацию технологии и основных теоретических положений в опытно-экспериментальной работе на базе средней общеобразовательной школы;

• третий этап (2008-2011 гг.) был ориентирован на обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование и формулирование основных выводов, систематизацию теоретической и практической частей исследования, подготовку диссертационной работы к защите.

Научная новизна исследования состоит в:

• определении основных положений мультикультурного образовательного пространства в условиях региональной системы образования;

• обосновании и апробации организационно-педагогических условий оптимального функционирования мультикультурной образовательной среды (рациональная организация учебно-воспитательного процесса, разработка учебного плана, учебных программ с этнокультурным компонентом, этнопедагогизация учебно-педагогического процесса в школе и т д., отбор учебных дисциплин культурологического характера, использование специфических форм и методов обучения, повышение квалификации педагогов, творческое отношение к педагогической деятельности в современных условиях и т д).;

• разработке модели мультикультурной образовательной среды, ориентированной на формирование толерантной и творчески мыслящей личности выпускника.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании модели мультикультурного образовательного пространства в условиях многонациональной Республики Дагестан как целостной системы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, условий оптимального функционирования мультикультурного образовательного пространства школы в полиэтнической среде на основе диалога культур, разработке технологии формирования толерантной и творческой личности выпускника.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в учебный процесс программы «Культуры мира», «История Салатавии», «Литературная Салатавия», «Толерантность личности», «Гармония», НОУ «Тропинка», созданы организационно-педагогические условия, способствующие оптимизации системы мультикультурного образования, повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются действенностью системы мультикультурного образования в общеобразовательной школе, научным обоснованием концептуальных положений, целесообразным сочетанием комплекса методов, адекватных предмету исследования, его цели и задачам; репрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы, практическим опытом автора исследования в качестве ответственного за проведение эксперимента.

На защиту выносятся положения:

• мультикультурное образовательное пространство как среда формирования личности, способной к социализации, проявляющей уважительное отношение к языкам, традициям и культурам этноса, условие развития национальной системы образования Республики Дагестан;

• этнокультурный компонент как системообразующий фактор реализации учебно-воспитательного процесса в школе с позиций рационального сочетания общечеловеческого и национально-регионального факторов взаимодействия культур, формирующий толерантную личность субъекта той или иной национальной культуры;

• организационно-педагогические условия эффективного функционирования мультикультурного образовательного пространства (рациональная организация учебно-воспитательного процесса, отбор учебных дисциплин культурологического характера, использование специфических форм и методов обучения, повышение квалификации педагогов, творческое отношение к педагогической деятельности в современных условиях и Т д.).

• модель и технология формирования толерантной личности выпускника, проявляющей уважительное отношение к культуре, традициям, языку этносов совместного проживания.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования ДГПУ, на коллегии министерства образования Республики Дагестан, прошли апробацию на международных ( Мо-сква-1995, Ростов, 2000), региональных (Казань-1996, Санкт-Петербург-2002), республиканских (Махачкала, 2005) научно-практических конференциях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении анализируется степень научной разработанности проблемы, определена актуальность темы, формулируется цель, объект, предмет и гипотеза исследования, охарактеризованы методологические и теоретические основы и методы научного поиска, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, формулируются положения, выносимые на защиту и достоверность проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы мультикультурного образования», состоящей из трех параграфов, обосновывается основной методологический аппарат: культура, мультикультура, поликультурное образование, диалог культур, этнокультурный компонент, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, раскрывается сущность мультикультурного образования, представлен опыт ее организации в условиях многонационального Дагестана.

Во второй главе «Условия оптимизации мультикультурной образовательной среды в регионе», состоящей из трех параграфов, раскрыты условия реализации модели мультикультурной образовательной среды, представлены содержание и результаты опытно- экспериментальной работы, проведенной на базе средней общеобразовательной школы с. Гуни Казбековского района РД

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Социально - педагогические предпосылки взаимодействия

культуры и образования

В настоящее время стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

В настоящее время в мире много стран, которые имеют полиэтнический состав населения, вследствие чего существует многообразие культур, традиций, ценностей, где мультикультурное образование получило широкое признание (Канада, США, Германия, Россия и т.д.) Изучение опыта этих стран по теме исследования необходимо для сопоставления и выделения общего и особенного в мультикультурном образовании, поиска его эффективных форм и средств. Следует отметить, что проведение анализа мультикультурного образования по всем странам не представляется возможным, поэтому, на наш взгляд, можно это сделать на примере двух систем, поскольку исследования отечественных специалистов А.Н.Джуринского [45], Г.Д.Дмитриева [47,48], В.В. Веселовой [30], М. Кларина [69] , В.А.Тишкова [149, 150] и др., а также зарубежных ДБэнкса [29, 174,175], Д.Линча [174] и др. позволяет провести подробный анализ специфики, особенностей функционирования, содержания и т.д., что обеспечит более систематизированную картину происходившего.

В начале XX века в качестве альтернативы форсированному процессу ассимиляции появилась теория культурного плюрализма, основу которого составляет представление об обществе как объединении этнических групп, сохраняющих отличительные черты культуры, поскольку выиграет от сохранения культурного

многообразия, что полное единообразие лишит нацию одного из главных источников ее жизнеспособности и обогащения. Следует отметить факт того, что доктрина культурного плюрализма распространения не получила, поскольку во время второй мировой войны под напором либеральных сил стала набирать обороты кампания за так называемое межкультурное образование. При этом сторонники «межкультурного образования» считали необходимым для государства посредством структур системы образования воспитывать в людях высокую толерантность и уважение чужим традициям, для чего необходимо было уделять больше внимания культурной специфике различных этнических групп в гуманитарных курсах средних учебных заведений.

Следовательно, центральное место стали занимать вопросы содержания образования, разработки по которым велись в четырех основных содержательных областях: жизнь семьи, жизнь муниципальной общины, культура страны, межличностные отношения. Однако уже тогда стало понятно, что люди проявляют интерес к своей культуре и не испытывают большого желания знакомиться с чужими традициями,что привело к росту этноцентризма, который является необходимой предпосылкой мультикультурализма [110, С.32].

Другой важной предпосылкой актуализации проблем мультикультурализма выступала «революция» гражданских прав середины 60-х годов XX века, которая дала «зеленый свет» требованиям, которые видели себя этнорасовой группой с особым статусом, что привело к началу культурализации социальных отношений. Прежде всего, культурализация социальных отношений проявилась в образовании, когда так называемое мультикультурное образование при поддержке либеральных сил получило право на существование уже в середине 1960-х годов [14, С.42-46]. Следует отметить, что общество стало содействовать поддержанию культурных различий между этнорасовыми группами посредством системы государственного образования, вследствие чего в 1968 году мультикультурное образование было укреплено посредством Акта о двуязычном образовании, который был принят по требованию испаноязычных американцев. При этом, этот документ несколько раз пересматривался, вследствие чего в сред-

них учебных заведениях были введены билингвистические программы, по которым обучалось значительное количество иммигрантов.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов в обществе развернулась широкая и острая дискуссия по проблемам мультикультурализма, где речь шлао культурном разнообразии, о цивилизационном фундаменте, находящемся в процессе становления нации, которая в силу ряда исторических обстоятельств вновь вынуждена решать проблему собственной культурной идентичности и утверждать собственную систему ценностей. По мнению умеренных представителей проблема мультикультурализма останется в обозримом ближайшем будущем, и ее разрешение зависит от западной ментальности, которая должна «переработать» его [110, С.20-22].

В современной жизни европейского сообщества взаимодействие этнических групп выступало и продолжает выступать как одна из острых проблем, которая волнует всех представителей, поскольку открыто обсуждается и на протяжении многих десятилетий находится в поле зрения научных исследований, в том числе и психолого-педагогических.

Кроме того, в последние годы в педагогике стали уделять специальное внимание проблемам межэтнических отношений (Великобритания, Австралия, Канада и т д.), складывающаяся как «кросскультурная» или «поликультурная» педагогика, в котором выделяются несколько подходов в части изучения проблем поликультурного воспитания и образования, среди которых сосуществование культур, ассимиляционизм, полиэтнический характер.

Сосуществование культур ставит основной задачей школы приспособление процесса обучения к особенностям каждой из этнических групп, оперативно учитывая перемены в социальных условиях и внося соответствующие изменения в школьное обучение, в результате которых осуществляется корректировка самого педагогического процесса, несмотря на достаточно равнодушное отношение к проблемам детей представителей различных этнических групп.

Ассимиляционизм исходит из того, что в современном мире идет стирание национальных и этнических различий, вследствие чего задачей школы

рассматривается помощь процессу стирания национальных и этнических различий, содействие в преодолении имеющихся традиционных для этноса «не обще-

и /-1 и

принятых» норм поведения и ценностных ориентации и т д. С этих позиции содержание образования, все обучение призвано включить ребенка в общую культуру, приобщить к единой, общегосударственной идеологии (ценностям образа жизни).

Полиэтнический характер культуры констатирует, что каждый человек одновременно является членом этнической группы и макрокультурной общности, где задача школы сводится к созданию условий для формирования основы общности, обучение ребенка тому, как существовать в рамках общей культуры, не отрекаясь от культуры своего этноса, приобщаться к другим культурам и т д.[69,; С.89-90]

С позиций цели исследования нам близок третий подход, для применения которого необходимыми условиями выступают:

• равно уважительное, заботливое отношение учителей к детям всех этнических групп.

• благоприятная атмосфера школы, стимулирующая межэтнические контакты.

• этнический (этнокультурный) плюрализм в содержании образования.

Следует отметить, что в основе данных условий располагается учитель, его

человеческая широта и терпимость, высокая культура и т д. Между тем опыт показывает, что в повседневном общении учителя руководствуются предубеждениями и предрассудками, исходя из этнических стереотипов, где необходимым условием эффективного поликультурного воспитания и образования школьников является соответствующее обучение самих педагогов. При этом речь идет о необходимости выработки осознанного, вдумчивого и непредвзятого отношения к тем этническим и культурным различиям, с которыми они имеют дело.

Анализ современной практики реализации системы образования указыва-

ет на сложность вопроса содержания образования, и в особенности обучающих на двух языках - родном и неродном (билингвизм). Кроме того до 4-го класса учащиеся обучаются приоритетно на родном и параллельно - на неродном, только в 5 классе переходят к билингвизму[120,С.З-4].

Прежде всего, необходимо выделить основные, взаимосвязанные цели, на которые направлена разработка полиэтнического содержания образования:

• формирование историко-культурного этнического сознания и самосознания, а также связанных с ними чувств: гордости за свою культуру и уважения к другим этническим культурам;

• формирование международной компетентности, т.е. понимание и освоение способов общения (как словесных, так и невербальных), выработанных в других культурах;

• преодоление расовых и этнических предрассудков, предубеждений, дискриминации;

• формирование социально значимых умений - самовыражения, принятия решений, разрешения проблем, преодоления конфликтов[69, С. 87].

На наш взгляд, современные педагоги, правильно расставляя акценты по формированию полиэтнической культуры, работая по вышеуказанным направлениям, служат реальной основой для преодоления негативных стереотипов, построения обучения и воспитания с позиций приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям и многообразии этнокультурных проявлений. Следовательно, концептуальное оформление системы мультикультурно-го образования в педагогике, которое произошло в 90-х годах, несмотря на существование широкого разброса мнений, продолжает поиск механизмов систематизации. Один из ведущих исследователей в области мультикультурного образования, профессор, директор центра мультикультурного образования при Университете штата Вашингтон (США) Джеймс Бэнкс в концепции выделяет 4 модели содержания образования:

• модель А, где большинство курсов построено на англо-американских

точках зрения или перспективах;

• модель В, где этнический компонент дополняет основное содержание, которое остается англо-американским, поскольку курсы изучения истории и культуры афро-американцев, мексикано-американцев, а также специальные темы и уроки, посвященные этническим группам, представляют собой примеры осуществления, реализации поликультурного подхода к реформированию содержания образования;

• модель С, где школьники изучают историю и социальные события с точки зрения различных этнических групп, когда изучение какого-либо периода, например, колониального, не сводится к рассмотрению его только с позиций англоамериканских историков и писателей, напротив, через знакомство с тем, как историки-индейцы рассматривают колониальный период, анализируют, находят общее и отличия ит д.

• модель Д где мультикультурное образование рассматривается как конечная цель реформы содержания, а школьники изучают исторические и современные события в многонациональной перспективе, с позиций этнических групп, населяющих другие государства..Сравнительно — сопоставительный анализ показывает, что четвертая модель обеспечивает возможности для соединения поликультурного образования с глобальными т д. [29, С.15-19].

Поскольку подрастающее поколение часть мирового сообщества, то необходимо учиться быть эффективными его членами, для чего важно реализовать ряд положений (всего 23), которые образуют основу концепции, которые нам показались весьма полезными, значимыми для руководства при создании поликультурного содержания образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шайхов, Магомед Адилмирзаевич, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: дис. ...доктора пед. наук: 13.00.01. Пятигорск,2006

2. Аракелян A.B. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: автореф. дис, ... канд. пед. наук / А.В, Аракелян; Моек, гос. открытый пед, ун-т, - М.?1997, - 20 с.

3. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры / А.И. Арнольдов, - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.

4. Бабанский Ю.К. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983г

5. Бахтин М.М. Человек в мире слова / М.М, Бахтин. - М.: Изд-во Рос, открытого ун-та, 1995, - 139 с,

6. Бахтин. М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин, - М,: Искусство, 1986, - 444 с.

7. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е.П. Бе-лозерцев, - М.: Педагогика, 1989, - 208 с,

8. Бердяев H.A. Новое средневековье: размышления о судьбе России и Европы/H.A. Бердяев. -М.: Феникс, 1991.-81 с.

9. Бердяев H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. - М,: 1993.-382 ЮБердяев H.A. Самопознание: (опыт философской автобиографии) / H.A.

Бердяев. - М: Книга, 1991.-445 с,

11. Бердяев H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. - М., 1990.

12. Бердяев H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. - М.: Совет, писатель,

1990, - 346 с,

13. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в2т,/ H.A. Бердяев, - М.: Искусство, 1994.-Т. 1,-541 с

14. Бернстайн Р. Развенчание Дикого Запада / Р. Бернстайн // Америка. -

1991,-№414,-С. 42-46.

15. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1991.-413с.

16. Библер, B.C. Школа диалога культур. Основы программы / B.C. Библер. -Кемерово: центр «Алеф», 1992,

17. Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности / А. А Бодалев // Советская педагогика, - 1990. - № 5. - С. 77-81.

18. Бодалев A.A. Психология личности / A.A. Бодалев. - М: Изд-во МГУ, 1988.-188 с.

19. Бодалев A.A. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / A.A. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова // Педагогика.-1991.-№ 5.

20. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И. Божович. - М: Знание, 1979. - 39 с.

21. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания: в 2 ч, - Ростов н/ Д.: ОИУУ, 1993. - Ч, L- С. 11-42.

22. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Бондаревская Педагогика. -1997. -№ 4.-е-11-17

23. Бондаревская Е.В Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская// Педагогика, - 2001. -№ 1.-е.17.

24.Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания. Педагогика. - 2007. - № 3. - с. 3-14.

25.Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М.: Ростов, 2004- - 576с.

26.Ботнарь В. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов. Дошкольное воспитание. -1994. №3.-с.36-39.

27.Бромлей Ю. Человечество - это, - М.: Мысль, 1990. - 391 с.

28. Бочарова Ю.Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России - М, 2002.

29. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования / Д. Бэнкс. - М: Инноватор, 1996. - Вып. 4, - с. 15-19.

30. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-

1990-е годы) / В.В. Веселова. - М: Витязь, 1999. - 144 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Волков, - М.: Академия, 1999. -168

32. Выготский Л.Д, Собрание сочинений - М., 1983. -Т.З.

33. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания. Педагогика. - 2005. - № 6. - с. 59-63.

34. Гегель, Георг. Лекции по истории философии / Георг Гегель. -СПб.: Наука, 1994. -Кн. 3. -569 с.

35. Гегель, Георг. Феноменология духа М.: Наука, 2000. -495 с.

36. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

37. Гоббс Томас. Сочинения: в 2 т, - М: Мысль, 1989,

38. Гукаленко О.В. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития. Педагогика. - 2007. №2. - с.3-11.

39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли - СПб.; Кристалл, 2001.

40. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М: Изд-во Рус. яз., 1998. - 779 с.

41. Данилевский Н.Я. Россия и Европа - М.: Книга, 1991.-552 с.

42. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе.- Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1991, -125 с.

43.Данилов, Д.А. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. - Якутск: ИПКРО, 2000. - 96 с.

44. Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема культурных влияний - М.: Изд-во РУДН, 1999. -176 с.

45. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. - М.52002.

46. Дистервег. Избранные педагогические; [сост. В.А. Ротенберг]. - М.; Политиздат, 1956. - 371 с.

47. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование М.: Нар. образование, 1999. - 203 с.

48. Дмитриев Г.Д. Теоретические аспекты многокультурного образования в США. Педагогика. - 1999. - № 7. - с. 107-117,

49. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. - М., 1983,

50. Дробижева JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР. Советская этнография. -1977. - № 6. -С. 11-20.

51.Дьюи Джон. Демократия и образование: [пер. с англ.]. - М.: Педагогика-пресс, 2000.

52. Евладова Е.Б. Программа «Путешествие к истокам». - М„ 1993.

53. Жирков E.JL- Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). - М.; Просвещение, 1992. - 238 с.

54. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М,

1963-

55.3агвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Академия, 1998. - 208 с.

56. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М: Педагогика, 1990.-424 с-

57. Зеньковский В.В. История русской философии: [введение]. О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990, - С- 379-398.

58. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996,-336с

59. Иващенко A.B. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. - М.: Ин-т молодежи, 1993. -122 с.

60.Ильин И.А. Путь к очевидности. - М,; Республика, 1993,-431 с,

61. История эстетики: в 5 т. - М, 1989. - Т. 2.

62. Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988. -315 с.

63. Кант Иммангуил. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. -367 с.

64. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М, 1982.

65. Караковский В.А. Воспитай гражданина., 1987, - 142 с.

66. Караковский В.А. Воспитательная система школы. - М„ 1992.

67. Караковский В.А. Стать человеком. - М, 1983.

68. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочин.- М.1992.-325 с.

69. Кларин М.В. Средство профилактики межэтнических конфликтов. Народное образование. -1992. - № 11-12. - с. 80-93.

70. Колобова JI.H. Тенденции развития языкового поликультурного образования. Вестник высшей школы. - 2006. - №11 -с.24-29.

71. Коменский Я.А. Избранные педагогич. сочинения.-М., 1939.-Т.2.

72Кон И.С. Дружба; этико-психологический очерк .- 2-е изд., перераб. и

доп. - М.: Политиздат, 1987. - 348 с.

73.Кон И.С. Психология старшеклассн.. - М.: Просвещ., 1980.- 192 с.

74. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988, - 269 с.

75. Комплексная программа для воспитания и дополнительного образования «Путешествие к истокам»: реализация культурологического подхода. -М.: МИРОС, 1997.

76. Корн Н. Принципы мультикультурного образования. Методология и практика мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов. - Якутск, 1996, - с.65-67.

77. Корчак JI. Воспитание личности. - М,: Просвещение, 1992.-е. 287.

78. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 5 т. -М.;Изд-во АПН РСФСР, 1957,-Т. 3.-451 с.

79. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 5 т. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-Т. 5.-480 с,

80. Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования. Культурная и мультикультурная среда школ. Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - с. 132-152.

81. Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики.Новые ценности образования: культурные модели школ. ~ М.: Инноватор, 1997. - Вып. 7. -с. 185-204.

82. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М: Нар. образ., 2000.

83. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высш. шк.,1990, -142 с.

84. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. - М.: Прометеи, 1990. -146 с.

85. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. Педагогика. -1999, - № 6.

86. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. - Минск, 1994.

87. Лихачев Д.С. Раздумья. - М: Дет, лит., 1991. - 318 с.

88. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - Изд. 3-е. - М.: Дет, лит., 1989. - 238 с.

89. Лихачев Б.Т. Теоретико-методологич. основы педагог. -М., 1996.

90.Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

91. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурнуюпсихологию. - М.: Ключ, 1999.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Созн. Личность. - М.: Политизд., 1975,

93. Локк Д. Педагогические сочинения. -M.s1969.

94.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999.-350 с.

95. Лосский К.О. История русской философии. - М.: Совет, писатель, 1991.-478 с.

96. Лосский К.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики.-М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 416 с.

97. Лосский К.О. Усл. абсолюта, добра. - М.: Политизд, 1991. - 367 с.

98.Магомедов А.М.Этнопедагогическая культура Дагестана-Махачкала,2005.-340 с.

99. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. Педагогика. -1999. - № 4. - с. 310.

100. Макаренко A.C. Собрание сочинений: в 7 т.- М.: Акад. пед, наук СССР. - Т, 5: Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе, -1957. - 588 с.

101. Макаренко A.C. Собрание сочинений: в 7 т, [ред. ИА Каиров]. - М.: Акад. пед. наук СССР, - Т, 7: Публицистика. Рассказы и очерки,-1957.-583 с.

102. Магомедов A.M. Золотые правила народной педагогики Дагестана. -Махачкала.: Дагестанское книжное издательство, 2010-224 с.

103. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. - М.: Дет, лит., 1986.-622 с.

104. Маллаев Д.М. Модель современного учителя. - Махачкала,: Пед. о-во, 2010.

105. Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. - Барнаул: БГПУ, 1999. - 328 с.

106. Михайлов В.Д. Философ.согласия. - М,: Гуманитарий, 1995.-224с,

107. Монтень Мишель. Опыты. - М,: Изд-во Правда, 1991.

108. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации / под ред. Г.К Зверевой.-М.: Аспект Пресс, 2003. - 188 с.

109. Найн А .Я. Общенаучные понятия в педагогике. Педагогика. -1992. - № 7-8. - с. 15-19,

110. Народы России: энциклопедия /гл. ред. В. А. Тишков,- М.: Большая энцикл,, 1994,-479с,

111. Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике; (анализ концепции Д. Бэнкса). Педагогика. -1993. - № L- С 104-109,

112. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Высшее образование сегодня. - 2001. - № 2. - cl-4.

113. Национальная школа: концепция и технология развития.[Под общ, ред. EJI Жиркова]. - Якутск, 1993. - 318 с.

114. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика как единство национального и интернационального в воспитании детей коренных народов Севера. Народное образование Якутии. - 1994. - № 4. - с. 65-69.

115. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. Педагогика. - 2007.-№1.-с 3-14.

116. Никитина С.С. Из опыта работы экспериментальной площадки полиэтнической школы г. Нерюнгри. Север: проблемы и перспективы. - 2000. -№ 2. - С. 23-25.

117. Новиков А.Г. Интеграция ментальносте народов - гарантия защи-

щенности и свободы развития ребенка. Методология и практика мультикулыур-ного образования в условиях возрождения традиций народов Республики Саха (Якутия): - Якутск, 1996. - С. 56-60.

118. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 1999 365 с. РГБ ОД, 71:00-13/118-1

119. Оконешникова A.JI. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга / АЛ. Оконешникова. - Пермь: Звезда, 1999. - 406 с,

120. Оконешникова, А.П. Постановка проблемы мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов. - Якутск, 1996. -с. 3-16.

121. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей.-Пермь: Звезда, 1996.- 149 с.

122. Оконь Винценты. Введение в общую дидактику. - М: Высш. шк, 1990. -с.382.

123. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе: под ред. И.Г, Огородникова. -М.: МГПИ, 1972. - 74 с.

124. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: автореф. канд. пед. наук. - Астрахань, 2001.-19 с.

125. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, ИХ. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989- - 416 с.

126. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци. - М., 1981,

127. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дисс ... д-ра пед. наук. -М„ 1999. - 25 с.

128. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика. -1998. - № 3. - с. 122-124.

129. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / [под ред.:М.А. Данилова, Н.И. Болдырева]. -М.: Педагогика, 1971-350 с.

130. Программа приобщения детей к процессу развития культуры народов Дагестана. - Махачкала, 1992.

131. Пряникова В.Т. Интернациональное воспитание в коллективе школьников: (на опыте работы КИДа); [под ред. З.И. Равкина].- М.: Просвещение, 1987, -128 с,

132. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль: роман. -М: Худ. лит, 1973.-256 с.

133. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. - М.: Пед. опыт Рос, 2001.

134. Рерих Н.К. О вечном. - М.: Республика, 1994.-462 с.

135. Ш.Рерих Н.К. Нерушимое. -Рига: Виеда, 1991.-236 с.

136. Розанов В.В. Сумерки просвещен. - М: Педагогика, 1990. - 324 с,

137. Российская педагогическая энциклопедия. -М, 1993.-Т. 1.-634 с.

138. Сиденко A.C. Как создать авторск. педагогич. разработку. -М.,2000.

139. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. - М: Правда, 1989. - Т. 1: Философская публицистика. - 687 с.

140. Соловьев B.C. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - Т. 2: Чтения о бо-гочеловечестве. - 735 с.

141. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. -С. 463-490.

142. Степашко JT.A. Философия и история образования. - М.: Моск. пси-хол.-социал, ин-т: Флинта, 1999. - 272 с.

143. Супрунова JI.JI. Поликультурное образование в современной России. Magister, - 2000- -№ 3, - С. 79-81,

144. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М„ 1975.

145. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М,: Мол. гвардия, 1971.-336 с.

146. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Мол.гвар, 1980. - 175 с.

147. Сыродеева A.A. Поликультурное образ-е. - М. :МИРОС,2001.-192с.

148. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликуль-

турном, многонациональном обществе. Педагогика. - 1999. - № 2.

149. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России.-М.,1997.

150. Тишков В.А. После многонациональности: культурная мозаика и этническая политика России. - М., 2003.

151. Тучалаев С.Т. Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт и перспективы развития. Ростов-на- Дону,2001.-25с.

152. Фармер Дж. Черная власть и белые либералы. Америка.-1969.-№155,-С.30-31.

153. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. - М.42004, -Ч. 1.-221 с; 4,2.-266 с.

154. Федотов Г.Л. Будет ли существовать Россия? О России и русской философской культуре, - М,: Наука, 1990, - с. 450-463.

155. Федотов Т.П. Национальное и вселенское. О России и русской философской культуре - М.: Наука, 1990. - С. 444-450,

156. Филинчук Г.Г Общечеловеческое и этнокультурное в образовании: взгляд из Украины. Педагогика. - 2007. -№ 2. - с. 15-22.

157. Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 2000.-Т. 3.

158. Франк С.Л. Дух.основы общества. - М.: Респ-ка, 1992-510 с.

159. Франк С.Л. Сочинения. - М,: Правда, 1990. - 607 с.

160. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции:. -М.:Наука, 1989,-455 с,

161.Цатуров В.Н.Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан): дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 1999

162. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве; [под ред. М. Л. Гаспарова]. -М.: Наука, 1972,-472 с.

163. Шамова Т.М. Упр-е образоват.проц. в адапт. школе. -М,:, 2001.

164. Шафикова А.З. Мультикульт. подход в обуч. и вос-пит.школьников: автореф, дис, ... канд. пед. наук; Казан, гос. ун-т. - Казань, 1999,- 17 с.

165. Шпенглер О. Закат Европы. Антология. - М, 1994. - 320 с.

166. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М: Пед. о~во России, 1998. - 250 с.

167. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. -М: Пед. о~во России, 2001.-48 с.

168. Щуркова Н.Е. Совр.урок. - М.; Пед. о-во России, 2001.-112 а

169. Эксперимент в школе: организация и управление / [под ред. М.М. Поташника]. - М., 1991. -213 с.

170. Этнопед-ка в усл-х модер-ии рос.образ-я- Якутск, 2004.-228 с.

171. Уткин К.Д. Самовыбор: парадигма Севера. - Якутск, 2004. - Кн. 1.

172. Ушинский КД. Избр.пед. сочин., - М.: Просвещ., 1968. - 557 с.

173. Ядрихинская JI.C. Воспит-е культуры межнацион.общения детей 5-8 лет в полиэтнич. среде: автореф. дисг.„ канд. пед. наук:. -Якутск, 1998,-19с.

174. Banks, J. Multicultural Education in Western Societies / J. Banks, J, Lynch. - London; New York; Sydney; Toronto: Holt, Rinehart and Winston, 1986.207 c.

175. Banks, G. Multiethic Education: Theory and Practice / G. Banks, -Boston, 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.