Педагогические условия формирования доброжелательных отношений подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Нажалова, Наида Сулеймановна

  • Нажалова, Наида Сулеймановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 207
Нажалова, Наида Сулеймановна. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений подростков: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2015. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нажалова, Наида Сулеймановна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

1.1. Сущность и структура доброжелательности как нравственной категории

1.2. Доброжелательные отношения детей в исторических типах образования

1.3. Специфика доброжелательных отношений подростков

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

2.1. Содержание и программа формирования доброжелательных отношений подростков

2.2. Технологии формирования доброжелательных отношений подростков

2.3. Экспериментальное обоснование условий формирования

доброжелательных отношений

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования доброжелательных отношений подростков»

ВВЕДЕНИЕ

Одним из базовых документов, лежащих в основе образовательных стандартов общего образования второго поколения, является «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина Российской Федерации». Такая потребность возникла в связи с тем, что реформы образования в России, проводимые в последние годы, почти вытеснили из образовательного пространства воспитание как самоценное явление, которое по значимости намного шире образования.

Во всех, исторически сложившихся тинах образования нравственное воспитание, формирование молодежи на идеях добра и справедливости считались одной из основных задач воспитания личности. При этом доброжелательность считается одной из базовых категорий нравственного сознания человека, помыслы и намерения которого направлены на содействие благу, совершение добра, признание, понимание и уважение других люден. Однако при этом надо иметь в виду, что доброжелательность, с одной стороны, является душевным свойством человека, которое он вправе проявить к другим людям, а с другой стороны, она выступает как моральная категория, предписанное правило, требование общества к человеку.

Специалисты считают, что для совмещения этих двух сторон доброжелательности в воспитании человека необходимо понять ту общественную причину, которая создала проблемы их несоответствия и, исходя из них, влиять на мысли и чувства молодежи в поведении и действиях, от которых можно ожидать негативное влияние выявленной причины.

Следуя такой логике, актуально обращение к негативным социальным факторам, влияющим на еще не сформировавшееся нравственное сознание и отношения подростков. В их числе можно выделить:

- социальная несправедливость в распределении материальных средств, от которого зависит благополучие семьи, в которой живут дети;

- навязчивая пропаганда искусственно создаваемых средствами информации образцов массовой культуры и поведения;

- увлеченность детей и подростков компьютерными технологиями, приводящими их к замкнутости и оторванности от открытых социальных отношений людей;

- протестное поведение детей, связанное с непониманием требований родителей и взрослых к их поведению и свободному образу жизни;

- отражение на требованиях родителей к детям рыночных условий, основанных на индивидуализме, личном благополучии и нездоровой конкуренции.

Поиск причин этих реальных явлений, негативно влияющих на нравственное здоровье школьников, является прерогативой научных исследований. Анализ социологических и психолого-педагогических исследований в области нравственного воспитания подростков позволяет выделить следующие аспекты разработанности проблемы исследования.

Предметом исследований (Аль-Газали Абу-Хамид, Ш.А, Амонашвпли, Р.Г. Апресян, Л. Е. Балашов, A.A. Гусейнов, Н.Г. Дебольский, B.C. Ключевский, И.С. Кон, Ф. Ницше и др.) стало уточнение категориального аппарата п оценка существенных связей добра со злом, доброжелательности и долга, доброжелательных отношений, доброде1елей и деяний человека. Понимание и оценка такого рода сущностных связей помогает определить уровни и динамику формирования доброжелательноеIи как качества морального сознания.

Место и роль доброжелательных отношений в целях разных типов педагогических систем позволяет уточнить ретроспективный анализ исследований Г. Алкадарского, Аль-Газали Абу-Хамида, А.Ю.Белогурова, И.И. Бецкого, В.И. Гпнецинского, Э.Д. Днепрова, Г.Ф. Карповой, A.C. Макаренко, М.В. Савина, A.B. Сухомлпнского, Т.В. Цырлппой, С.Т. Шацкого и др.

Психологические аспекты специфики формирования доброжелательных отношений подростков выявлены в paöoiax А.П. Захарова, А.Г. Ковале-

ва, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Р.К. Пемова, K.M. Поливановой, Д.И. Фель-дштейна, А.Г. Хрииковой и др. Особое значение для исследования имели их выводы о социальной направленности активности подростков и сензптивно-сти подросткового возраста воспитанию доброжелательных отношений.

Социальные причины поведения подростков раскрыты в исследованиях И.Н. Афанасьева, H.H. Бараковскоп, И. Вагина, С. Добротворской, А.Фернхейм, П. Хейвен, К. Хорни и др. Их анализ позволил оценить и понять причины негативного влияния социальных факторов на индивидуализацию и замкнутость интересов подростков на собственных желаниях и потребностях.

Проблемы актуальности духовно-нравственного восгппания детей и молодежи в современном нестабильном обществе подняты и в разной мере решены в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, ILIO. Городчиковой, А.П. Ва-лицкой, А.Я. Данилкжа, И.Г.Дженкинс, О.С. Карповой, Д.М. Маллаева, II.Д. Никандрова и др. В результате их анализа удалось определить концептуальные направления программы формирования доброжелательных отношений подростков.

Этиопедагогические проблемы нравственного воспитания в СевероКавказском регионе с разных позиций исследованы в работах Б.Ш. Алиевой, К.Х. Г изатулина, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева. А.П. I Ьодюрмагомедо-ва, М.А. Савзихановой, Т.Г. Саидова, К.Д. Ушинского, З.Я. Якубова и др.

Методические проблемы воспитания духовно-нравственных отношений школьников счал и предмеюм исследований С.С. Гасановой, В.А. Дубко, JIM. Дончепко, О.Ю. Колосовой, Т.В. Коржева, Т.Н. Петровой, Л.И. Полупановой, М. Поспеловой, М.Р. Рожковой и др. Их анализ определил примерное содержание и методику технологий воспитания доброжелательных отношений подрос I ков.

Обобщение теории и практики формирования духовно-нравственных отношений школьников позволяет выделить ряд противоречий между:

- декларативным принятием за основу новых образовательных стандартов «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России» и отсутствием в школах условий для ее практической реализации;

- добром как категорией этики, отражающей общечеловеческий опыт, и нравственностью, как расположенностью конкретного человека к добрым отношениям к другим людям,

- программой духовно-нравственного развития и воспитания школьников и необходимостью разработки и реализации подпрограммы формирования доброжелательных 01 ношений школьников на различных уровнях общего образования.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования как актуальность создания и реализации подпрограммы формирования доброжелательных отношений школьников как одного из условий реализации концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России, лежащей в основе новых стандартов общего образования. В связи с этим определена тема исследования: «Педагогические условия формирования доброжелательных отношений подрос I ков».

Объект исследования - нравственное воспитание в основной общеобразовательной школе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования доброжелательных отношении подростков.

Цель исследования - выявление и обоснование эффективных педагогических условии формирования доброжелательных отношений подростков.

Гипотеза исследования. Формирование доброжелательных отношений подростков стане! одним из базовых направлений реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России» при обеспечении следующих педагогических условий:

- выявлении сущности, специфики и структуры доброжелательных отношений и процесса их формирования;

- объективной и разносторонней диагностике нравственной позиции подростков;

- принятии базовыми компонентами доброжелательности отношений отзывчивости, сочувствия, сострадания, милосердия и справедливости;

- моделировании существенных механизмов влияния доброжелательных отношений на нравственное поведение подростков;

- выявлении и обосновании эффективных условий формирования доброжелательных отношении.

Задачи исследования:

1. Выявление сущности, содержания и структуры доброжелательных отношений в педагогике и содержании воспитания.

2. Выявление и оценка специфики формирования доброжелательных отношений подростков в современных условиях модернизации образования.

3. Разработка модели и программы формирования доброжелательных отношений и технологий их реализации.

4. Выявление и обоснование педагогических условий формирования доброжелательных отношении подростков как базового качества благородного человека.

Методологические основы исследования: гуманистические основы воспитания, теория нравственного воспитания, методология гумаппо-личностного подхода к самоактуалпзации личности, принципы реализации воспи'1 ывающеП функции обучения, культурологический подход к воспитанию, методики диагностирования отношений подростков.

Теоретические основы исследования: теория рассмотрения воспитания как встречу с личностью (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, Ш.А. Амо-нашвили), теория сензитивности подросткового возраста формированию духовно-нравственного воспитания (А.Я. Данилюк, В.А. Кутецкий, Д.И. Фель-дштейн, А.Г1. Валицкая, Н.Д. Никандров, Д.М. Маллаев), теория экологии личности в образовании (A.M. Нюдюрмагомедов), теория единства физиче-

ского, разумного и нравственного в формировании личности (Ы.Г. Деболь-ский).

В исследовании использованы следующие методы и методики: методика воспитания па общечеловеческих нравственных ценностях; сравнительный анализ соотношения добра, доброжелательности, блага, добродетели долга в оценке доброжелательных отношений; уровневый подход к диагностике доброжелательных 01 ношений; ретроспективный анализ динамики развития доброжелательности в образовании; эксперимент; апробация результатов; оценка независимых экспертов; квалиметрические методы оценки ре-зулыатов, методика формирования доброжелательных отношений.

Базой исследования явилась средняя школа №28, гимназия №52, школа-интернат №4 г. Махачкалы. Результаты исследования апробированы студентами ДГУ на педагогической практике в школах №3, №4, №13, РМПЛ, №16 г. Махачкалы.

Исследование проводилось в четыре этапа:

На первом (2008 г.) была выделена область проблем, определена и обоснована тема исследования, проведен анализ источников исследования.

На втором этапе (2009-2010 гг.) выявлены сущность, специфика, структура и содержание доброжелательности, выявлена динамика отражения доброжелательности в целях и содержании различных сислем образования, выявлена специфика доброжелательных отношении подростков.

На третьем этапе (2010-201 1 гг.) на основе принятой концепции и специфики исходного состояния доброжелательных отношений подростков, создана модель, разработана программа, технологии и методика их реализации в формировании доброжелательных отношений подростков.

На четвертом этапе (2011-2012 гг.) экспериментально выявлены эффективные условия формирования доброжелательных отношений подростков и обобщены результаты исследования.

Научная новизна исследования:

- доброжелательность определена как базовая ценность нравственного достоинства благородного человека;

- выявлена и определена специфика становления доброжелательных отношений подростков в условиях переориентации общественных целей, ценностей и отношений;

- разработана методика формирования доброжелательных отношении как одного из основных средств реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания граждан России», положенной в основу новых стандартов общего образования;

- выявлены эффективные условия формирования доброжелательных отношений подростков в образовательной среде школы.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены сущностные связи и пути переориентации социальных отношений подростков с направленности на себя на признание благополучия других людей;

- установлена необходимость, достаточность и динамическое соотношение отзывчивости, сочувствия, сострадания, милосердия и справедливости в доброжелательных отношениях подростков;

- методологической основой модели, программы и методики процесса формирования доброжелательных отношений определена структура доброжелательности, включающая нравственное сознание, добрые намерения, импровизация и социальная закалка;

- выявлены и использованы в процессе формирования доброжелательных отношений подростков, следующие принципы: альтруизма, гуманизма, коллективной зависимости, синтеза общечеловеческих и этнокультурных ценностей, смыслосозидания, диалогического равенства, социальной закалки отношений;

- установлена закономерная связь между динамическими механизмами методики и уровнями формирования доброжелательных отношений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможностях эффективного использования в воспитательной работе общеобразовательной школы и центров дополнительного образования:

- многоаспектного тестирования для выявления и оценки состояния влияния работы образовательного учреждения па уровень развития доброжелательных отношений обучающихся;

- методики формирования доброжелательных отношений на разных уровнях становления этих отношений школьников;

- приложений диссертации, содержащих разнообразный практический материал разработок классных часов п других технологий воспитания доброжелательных отношений подростков.

- использовании разработанных методик в практической профессиональной подготовке педагогов;

- использовании рекомендаций в повышении квалификации учителей и воспитателей образовательных учреждений.

Достоверность результатов исследования обеспечена сравнительным и ретроспективным анализом фундаментальных исследований и исторических типов образования с позиции отражения в их целях и содержании формирования доброжелательных отношений, разработки и использовании в диагностике характера доброжелательных отношений многоуровневого и динамического тестирования, репрезентативностью выборки респондентов для экспериментальной работы, использованием объективных критериев оценки уровня сформированности доброжелательных отношений подростков, подтверждением гипотезы результатами эксперимента.

Основные положения, вынос1Шые на защиту:

1. Доброжелательность является базовой ценностью нравственной культуры человека и выражается в намерениях совершения добра другим людям.

2. Подростковый возраст является сензитивным для воспитания доброжелательных отношений на основе базовых проявлений отзывчивости, сочувствия, сострадания, милосердия и справедливости.

3. Спецификой модели, программы и методики формирования доброжелательных отношений является динамический характер механизмов связи цели, принципов, технологий и критериев оценки результатов.

4. Эффективными условиями формирования доброжелательных отношений подростков являются:

- диагностика состояния, специфики и причин влияния социокультурной среды на нравственное становление школьников;

- разработка программы, технологий и динамической методики формирования доброжелательных отношений подростков;

- подготовка педагогического коллектива к реализации программы и методики формирования доброжелательных отношений;

- целенаправленное создание благоприятных условий формирования и социальной закалки доброжелательных отношений подростков;

- рефлексия и оценка позитивного влияния доброжелательных отношений на нравственную культуру подростков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ежегодных научных отчетах на кафедре общей педагогики ДГУ, через использование разработанных технологий в педагогической практике студен-юв, через участие в работе научно-практических конференций, через опубликование научных статей.

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ДОБРОЖЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

1.1. Сущность и структура доброжелательности как нравственной категории

Процесс воспитания во все времена истории человечества строился па идеях и ценностях доброты, гуманизма и оптимистпчностп. В народной традиции воспитание отождествлялось с формированием добродетелей, как существенных качеств хорошего человека и возможных ориентиров его осознанного поведения. Доброжелательные отношения - одно из общих понятий морального сознания. Это понятие основывается на категории этики «добро». В понятие добра и строящихся на ней доброжелательных отношений люди издавна включали своп наиболее общие интересы и желания. С помощью критериев добра оценивали социальную действительность, общественные явления, поведение отдельных лиц и их поступки. Поэтому добро, наряду с человеческой жизнью, счастьем, правдивостью, справедливостью и рядом других феноменов, относится к общечеловеческим ценностям. В сознании личности эти ценности, в том числе отношения, основанные на добре, отражаются в форме ориентации, принципов, мотивов и обуславливает ее потребности, поведение, убеждения [166J.

В философии и педагогике сложились разные мнения и позиции по отношению к добру и доброжелательности как категории этики и позитивного нравст венного качества человека.

Доброжелательность является отношением к человеку, ориентированному на содействие благу, па совершение добра по отношению к другим людям.. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, уважении достоинства человека. По отношению ко всем людям требования доброжелательности в этике определяются поступи-

руемым моралью равенством людей и правом каждого человека на уважение. При этом в доброжелательности подчёркивается не только безусловное признание в человеке его морального достоинства, но и дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству [15, С.46].

Ж.М. Гюпо считал, что у человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда ссть возможность всем желать добра. Соответственно доброжелательность он рассматривает как намерение человека к благополучной жизни и отношениям к другим людям [56]. В мыслях и целях человек может быть настроен на пожелание добра для других людей, хотя реально может и не делать этого или не нме!ь возможности для этого.

Чтобы выявить сущность доброжелательности, проанализируем ее связи со смежными нравственными категориями. Доброжелательность является как бы сопровождением очеловечиванием добра как категории этики, отражающей положительные, нравственные значения явлений общества и личной жизни человека в его отношении к идеалу [164, С. 75]. В зависимости от того, что именно оценивается (поступок, моральное качество личности, или взаимоотношения), добро приобретает форму более конкретных понятии - благодеяния, добродетели, справедливости. В обыденном сознании содержание понятия «добро» помимо моральных явлений включает и другие положительные ценности, которые отождествляются с благом, обозначают приятное, полезное, целесообразное, отвечающее интересам тех или иных социальных групп. В ряде случаев трудно правильно определить грань между действиями, направленными на удовлетворение частных и общих интересов. Наблюдается разное понимание добра в зависимости от оценок, сделанных под воздействием преходящих обстоятельств, суждениями, имеющими общечеловеческое основание и между решениями, обусловленными субъективными желаниями или актуальными в данный момент потребностями. В социальном плане добро обозначает те действия и общественные начинания, которые помогают преодолению разобщённости и отчуждения между людьми, утверждению взаимопонимания, морального равенства и братского единства. Такое понимание добра

способствует независимости человека от собственных прихотей, от материальной нужды, от группового и общественного давления в его стремлении к идеалу и задает гуманистическую определённость историческим и ситуативным конкретизациям добра. В идее добра отражается стремление человека к совершенству [164].

Проведенный анализ сущности и содержания добра позволяет смоделировать его по следующим логическим связям между компонентами (схема 1).

Добро

Добро как категория этики

Имперашвы справедливого ре1улироваиия отношений людей

Моральное доб-

ро

г

Расположенное! ьчеловека к добрым отношениям

Добродушие как субъективная природная харак1еристика человека

Добрые намерения, помыслы, рассуждения

Добрые желания

Добрые отношения к людям

Добрые деяния

Добропорядочность как соответствие деяний человека императивам справедливое! и, гуманности

Схема 1 Структурная модель добра как нравственной ценности

Анализ иерархических связей компонентов доброты показывает, что доброжелательность относится к отношениям человека к другим людям, они ориентированы на императивы справедливости и гуманности. Но эти отношения могут формироваться на основе природных гуманных характеристик самого

человека и на опыте нравственного сознания и знаний. Эта структурная схема позволяет определить логику исследования по следующим линиям: нравственные знания, нравственное сознание, нравственные индивидуальные качества открытости людям, опыт нравственного познания, нравственные желания как внутренние добрые мысли человека и добрые отношения к людям. Предмет нашего исследования ограничен в рамках воспитания добрых отношений к людям у учащихся подростковых классов.

Об остальных компонентах добра в работе будет упоминаться но мере возможных связей их с сущностью или характером влияния доброжелательных отношений на поступки и поведение человека.

Содержание добра обретает практическую направленность в его противоположности злу, воплощается в поступках, в качествах личности, когда оно осознаётся ею как антитеза зла. Выбирая добро, человек должен определить своё отношение к злу, понять необходимость его искоренения и преодоления причин, породивших данную противоположность добра. Идея добра обретает свою социальную конкретность не просто в противоположности к злу, но и будучи претворенной в обязанностях человека перед другими людьми и самим собой. Об этом высказывались известные мыслители и моралисты во всем мире в разные исторические периоды.

Так известный русский педагог Ключевский В.О. считал, что добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла [82, С. 396].

А.И. Герцен, считал, что «зло является необходимым моментом в жизни. Он считал, что без зла все было бы так бесцветно, как бесцветен был человек, лишенный страстей. Страсть и зло он определял как источник энергии, огненный двигатель. Добро, но его мнению, не может быть без зла, поскольку доброта, не имеющая в себе зла. эгоистического начала, будет выглядеть как пустая, сонная доброта [46, С. 240].

Некоторые исследователи убеждены в неразрывном существовании добра и зла и считают, что все то, что представлено нам безусловным благом,

оказывается, имеет смысл лишь постольку, поскольку существует еще и зло [69, С.38].

Добро в его утилитарном значении представлено состоящим из совокупности добра и зла как удивительного сочетания противоположностей. Считается, что полное значение добра можно понимать только в сравнении со злом.

Но разве можно утверждать, что для существования добра обязательно и зло, что добро только тогда является добром, когда оно противостоит реально существующему злу?

Ответить на этот вопрос поможет анализ связей добра и долга, ответственности человека, которые являются не противоположностью добра, а как бы его началом, императивом, причиной, исходным постулатом. Императив долга объясняет, почему возникло добро, зачем оно нужно в человеческих отношениях. Проблема соотношения добра и долга ставилась ещё классической философией. Эти понятия в идеальном виде отражают разные, но взаимоопосредованные моменты механизма регуляции поведения людей. Добро как цель оказывает регулятивное воздействие на поведение людей и тем самым выступает в виде социального требования, долженствования [15, С. 46].

Специально эту проблему изучал русский философ и педагог Н.Г. Де-больский, в труде «Философские основы нравственного воспитания». Он считал, что как физическая необходимость проявляется в законе природы, так и нравственная необходимость проявляется в правилах поведения и деятельности человека. Поэтому начало нравственной необходимости имеет, столько же прав на существование, как и начало физической необходимости. Исходя из их сравнения, Н.Г. Дебольский выводит свой основной закон разума, как начала противоречия постоянства, неизменности понятий. Исходя из этого закона соотношения физического, разумного и нравственного начал, он считал, что правило (нравственное требование) предполагает постоянства нравственного порядка, т.е. постоянства того мерила, при помощи которого одна цель ставится выше другой» [182, С. 15-17].Этим мерилом в общественных отношениях, занимающих более высокое положение и требующих устанавливать

разумный порядок, определено добро, доброта, доброжелательность и как идеал благородство (доброродство).

Н.Г. Дебольский считает правильным методом воспитания такой, который требует «понять ту общественную причину, которая породила то или другое достоинство, и затем влиять на чувства и мысли питомца в духе этой причины, а не в духе формального, отвлеченного представления о добродетелях», которые существуют в практике повседневных взаимоотношений людей. Это формальное отвлеченное представление о добре п добродетелях превращает их в бездейственные правила, лишая живой силы, влияющей на людей и через них на общество [182, С. 1 8].Одновременно с этим педагог утверждал, что «правило, указывающее на ограниченную цель, является несовершенным, не вполне разумным и его исполнение ничем не гарантировано». Это напрямую относится к теории приспособления к среде, которая признает приоритет временно существующих правил и ложных ценностей [181, С. 21]

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нажалова, Наида Сулеймановна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аасамаа И. Как себя вести - 7-е изд. - Махачкала: Дагучпедгпз, 1982.-208 с.

2. Абакарова Р.К. Формирование добрых человеческих отношений у учащихся сельской многонациональной школы: Дисс...канд. Пед. Наук. -Пятигорск, 1995.-227 с.

3. Абдулатипова Э.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Р. Гамзатова. Дисс...канд.пед.наук. - Махачкала: ДГПУ, 2008. - 164 с.

4. Абдуллаева М.И. Формы выражения этнокультуры: Дисс...канд. Филос. Наук. - Махачкала: ДГУ, 2007. - 164 с.

5. Албажин C.B. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе: Дисс... канд.пед.наук. - Челябинск, 2000. - 160 с.

6. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006. - 604 с.

7. Алимирзаева Э.А. Технологии воспитания правдивости у младших школьников: Практикум. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009. - 16 с.

8. Алимурадова И.Б. Дидактические условия организации ролевых учебных занятий в школе: Дисс...канд. Пед. Наук. - Махачкала: ДГПУ, 2009. - 160 с.

9. Алкадари Г.Э. Асари - Дагестан - Махачкала, 1994. - 284 с.

10. Аль-Газали Абу Хамид. Весы деяний и другие сочинения: Пер. с арабского. - М.: Ансар, 2004. - 216 с.

11. Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. - М.: АнсарФаунд-штейн; М.: Умма, 2006. - 363 с.

12. Амонашвили LLI.A. Школа жизни. - М.: Изд.дом. III.А. Амонашви-ли, 2000. - 144 с.

13. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. - 364 с.

14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX— началаХХ в. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: 11едагогика, 1990. - 608 с.

15. Апресян Р.Г., Гусейнов A.A. Этика. Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 2001671 с.

16. Арнаутов Г.А. Опыт личностного миропонимания. - М., 2001. - 230

с.

17. Асильдарова М.М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье: Дисс...канд.пед. Наук. - Махачкала: ДГПУ, 2005.-140 с.

18. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в условиях длительной нестабильности общества (родители и дети) // Диалог культур народов Северного Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие - Чебоксары, 1999. - С. 41-43.

19. Ахмедханова P.A. Психологические детерминанты позитивного отношении я подростков со сверстниками других этносов: Автореф. дисс... канд. псих.наук. Сочи, 201 1. - 24с.

20. Бабаян A.B. Формирование нравственности в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX- начала XX в, - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. -164 с.

21. Балашов Л.Е. Человек среди людей. - М.: 2002.-61 с.

22. Бараковская H.H. Воспитание отношений сотрудничества между школьниками 5-7 классов на основе гуманистических ценностей методами педагогического консультирования: Дисс... канд.пед. наук. — Екатеринбург, 1998,- 178с.

23. Бебко В.А. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя: из опыта использования метода игровых ситуаций // nsportal.ru/chkola/klassnoerukovodstvo/library...

24. Белинская Е.П. Проблемы социализации: история и современность. М.: МПСУ, 2013.-216с.

25. Белогуров А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков: Дисс...докт.пед. наук. - Пятигорск, 2003. - 457 с.

26. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // История педагогики в России. - М.: Академия, 1998. - с. 101104.

27. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово: Алеф, 1993. - 162 с.

28. Библия: Книги священного писания Ветхого и нового завета. В русском переводе с параллельными местами. - PrintedinUSA. 1994 г. - 1220 с.

29. Благословение от Благошенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVIIbb. - М., 1985. - С. 226 -229.

30. Большой энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, СПБ: Норинт, 2001.-1456 с.

31. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избр. пед. Произв. В 2-х Т.) - T. II. - Ростов на/Д: пзд-во РГПУ, 2006. - 504 с.

32. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избр. пед. Произв. В 2-х Т.) - T. I. - Ростов на/Д: пзд-во РГПУ, 2006. - 420с.

33. Бондаревская Е.В., Кульневпч C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. -М.: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.

34. Бондарь И.Л. Приемы воспитательного аспекта образовательного процесса. /xreferat.rn/78./l 925-1 -prevemy-vospitatel-nogoaspekta-obrazovatel-nogo-processa-html.

35. Вагин И., Глуша!! А. Поднимись над толпой: Тренинг лидерства. — СПб: Питер, 2002.- 192 с.

36. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания // Вестник Герценовско-го университета. 2010. № 2 (76). - С. 20-28.

37. Влияние круга общения подростков на формирование нравственного поведения //fs.nashaucheba.ru/docs/270/indexl099703... (выставл. 05.04.2013)

38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991.- 385 с.

39. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: Мпрос, 2002. - 294 с.

40. Гайспна Г.И. Образование как социокультурный феномен. - М.Уфа: МГГУ, Баш. ГПУ, 2000. - 148с.

41. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с.

42. Гарунов Э.Г. Особенности учебного процесса в школе с многонациональным составом учащихся. - Ростов на/Д: РГПЦ., 1986. - 96с.

43. Гасанов З.Г. Педагогика межнационального общения. - М., 1999. -390 с.

44. Гасанова С.С. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования: Дисс...канд.пед. наук, - Махачкала: ДГПУ, 2005.-205 с.

45. Гасанова С.С., Нюдюрмагомедов А.Н. Проблемы организации многокультурного образования. - Махачкала: ДП 1У, 2005. - 45 с.

46. Герцен А.И. Собрание сочинений //philolog.petrsu.ru/herren/ 501ех1/ЫтШЗ.

47. Гете И.В. Фауст. - М.: Мартин, 2007.-416 с.

48. Гизатуллина К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания в многонациональной сельской школе на традициях народной педагогики: Дисс...канд.пед. наук. - Уфа, 1999. -210 с.

49. Гинецинский В.И. Знания как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. - J1.: Изд-во ЛУ, 1989. - 144с.

50. Горочикова НЛО. Инновационные формы духовно-нравственного воспитания учащихся. //festival./September. Ru/articls/553510

51. Горячева М.В. Моделирование педагогических процессов //www.econt.rac.ru/pdf/2007/

52. Государственные образовательные стандарты: Пояснительная записка/www. School.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no= 14392.

53. Григоряш В.В. Формирование совестливости как нравственного качества личности в процессе этического воспитания: Дисс...канд.пед.наук. — М.: Институт развития личности РАО, 1994. —186 с.

54. Гугучкина Е.Е. Русский язык. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс» II полугодие. - Волгоград: Учитель, 2005.-204 с.

55. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

56. Гюйо Ж.М. Нравственность без обязательства и без санкции / Ж.М.Пойо. -М.: Голос труда, 1923. - 146 с. Lib.usla.ru/cgi-bin/'irbis 32r/cgiirb.

57. Данилгок А.Я., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос-сии.//Социальная педагогика, 2010, № 2- С. 5-15

58. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников /lomonoholding.ru/articles /detail /?catalogoque_id=l 525

59. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // А.Н. Дахин. - Идеи и идеалы, 2010, № 1 (3),т. 2.-С. 10-20.

60. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность //Педагогика, 2003, № 4. - С. 21 - 26.

61. Дженкинс П.Г. Воспитание духовности у детей / Пер. с англ. — М.: «София», 2007. - 224с.

62. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.- М.: Народное образование, 1999. -208с.

63. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.

64. Доброжелательность делает человека привлекательным // Учительская газета, 2007, № 11 от 20.03. 2007.

65. Добротворская С., Минкии В. Духовное здоровье молодежи // Народное образование, 2002, № 2. - С. 163-167.

66. Долгова В.М. Программа духовно-нравственного воспитания школьников: почитание старших (для УП-1Хкл,). - Пермь; Энергетик: МОУ СОШ № 2, 2011 -20 с.

67. Донченко Л.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: на уроках литературы и внеурочной деятельности: Дисс...канд.пед.наук. -Елец, 2005. -209с.

68. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - M., 1966. - 320 с.

69. Еремкина О. Понимать проблемы, соучаствовать в саморазвитии школьников // Народное образование, 2007, № 2. - С. 184 - 188.

70. Жапина О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе //Вестник Самарской гуманитарной академии, 2012, №1,- с. 42-53.

71. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков /Солдагова и др. //www.tolerance.ru/G it-v-mire.php?prpage=master (помешено 24.07.2013)

72. Зеньковский B.B. Психология детства. - M.: Академия, 1996. -347с.

73. Ильин E.H. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982. - 112 с.

74. Исаев З.И. Дидактические условия реализации смыслосозидающих учебных технологий в основном общем образовании: Дисс...канд.пед.наук. -Махачкала: ДГПУ, 2011. - 174 с.

75. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Академия, 1999. - 400 с.

76. Кабардиева А.А. Воспитание социальной компетентности подростков в этнокультурной среде: Дисс...канд.пед.наук. - Махачкала: ДГГТУ. -2011.- 156 с.

77. Казанская В. Подросток. Трудности взросления //https:lub.rus.es/b/165391/read

78. Кирпкович Т.Е. Моральные качества - важный ресурс на рынке труда // Воспитание школьников, 2013, № 5. с.31 -34

79. Карпова О.С. Ценностно-смысловая ситуация как средство духовного воспитания подростка. Автореф. дисс...канд.пед.наук. - Волгоград: ВГПУ, 201 1,- 180 с.

80. Клепиков В.П. Методика построения современного этического занятия // Педагогика, 2014, № 2. - с.36-41

81. Клепцова Е. Выявление отношения подростков и молодежи к различным субъектам действительности // Воспитание школьников, 2008, № 7. -С. 17-21.

82. Ключевский В.О. Два воспитания // Антология педагогической мысли России во второй половине XIX-начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. - С. 390-400.

83. Ковалев А.Г. Психология личности: Изд. 3. — М,- Педагогика, 1970. -416с.

84. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов вузов. - М.: Академия, 2001.- 176с.

85. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников, 2004, № 6, 7, 8.

86. Колосова О.Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности. // Фундаментальные исследования, 2011, № 8. - С. 32-35.

87. Коменский Я.А. Великая дидактика // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1971. - С. 91-180.

88. Кон И.С., Фельдштейн Д.П. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогпчсские характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1980. - С. 15-28.

89. Конвенция о правах ребенка // Народное образование, 1993, № 5. -С. 24-31.

90. Корнеева Т.В. Лпчностно-орпентпрованные технологии нравственного воспитания учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дисс...канд.пед.наук. - Ростов на-Дону: РГПУ, 2003. - 193 с.

91. Коран: Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. — М.: Аль-Фуркан, 1997. - 792 с.

92. Корчак Я. Дети и воспитание // Интегральная педагогика и жизнь, 1995, №2, С. 3-10.

93. Краткий словарь по философии // Под ред. И.В, Блауберга. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1979. - 413 с.

94. Кривцова С. Плохих чувств не бывает: ПС, 2013, № 47 //ps/ lseptember.ru/article.php?...

95. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

96. Куликова Т.Н. Воспитательная система класса «Быть человеком» //www/myshared.ru/slide/179857.

97. Культурология образования // www.Values-edu.ru/wp-content/uploads/ 20011/05/krylova-meanings-l.pdf.

98. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований: Учебное пособие. / Под ред. И.М.Быковской - М.: Смысл, 2010.

99. Кэролл Ли, Тоубер ДЖ. Дети «Индиго». Новые дети уже пришли / Пер. с англ. - М.: ООО «София», 2007. - 88с.

100. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: НПО «Модэк», 1997.-32с.

101. Лиханов А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М.: Педагогика, 1990. - 480 с.

102. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. — М.: Прометей. Фрайт, 1998.-454 с.

103. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. - 10-е изд., - М.: Русский язык, 1988.-632с.

104. Магомедов A.M. Золотые правила народной педагогики Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2010. -225 с.

105. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей // Избр. Соч. Т. 1. - М., 1972.-206 с.

106. Макаренко A.C. О воспитании [Текст] / A.C. Макаренко. - М.: Политиздат, 1990.-415 с.

107. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Поиск истины - Дагестан, 2003, № 9-10. -С. 46-50.

108. Маслоу А. Гуманистическая теория личности // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: 11итер, 2004. - С. 480-527.

109. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Кольберга) // vstesti.ru/329

110. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Учебник для 4 класса дагестанской общеобразовательной школы. - Махачкала: «Лотос», 2009. - 160 с.

111. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992,- 125 с.

112. Мугадова С.Т. Технология педагогического моделирования // teoria-practica.ru/-l-2011/pedagogika/ mugadova. pdf.

113.Нажалова Н.С.Воспитание доброжелательных отношений среди подростков в целях предупреждения экстремизма. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия

национальному и политическому экстремизму», Махачкала: «Лотос», 2008. Ч. II - С. 338-390.

114. Нажалова Н.С.Воспитание доброты как мировоззренческого качества личности. //Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29-30 ноября 2006 г. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. - С. 211 -213.

115. Нажалова Н.С.Доброжелательные отношения как сущностный признак толерантности. Современные технологии обучения / Составитель Л.В. Газаева. Вып.7 Владикавказ: Изд.: СОГПИ, 2007. - С. 365 - 369.

116. Нажалова Н.С.Добродетельный человек в истории и современном обществе. // Вестник ДНЦ РАО № 9, 2009. - С. 6- 12.

117. Нажалова Н.С.Инновационные технологии воспитания доброжелательных отношений школьников // Международный научно исследовательский журнал Ч. 3 8(15), Екатеринбург, 2013.-С. 115-116.

118. Нажалова Н.С. Нравственный потенциал интерактивных технологий. // Вестник ДГУ, 2014, №4. - с. 301-304.

119. Нажалова Н.С. Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений учащихся подростков // Сибирский педагогический журнал №9, 201 1. - С.176-182.

120. Нажалова Н.С.Педагогические условия воспитания доброжелательных отношений учащихся-подростков. // Гуманитарные науки: новые технологии образования: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 15-16 мая 2008 г.: В 2 ч. / Отв. ред. К.И. Хаджиали-ев,-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. ч. II. - С. 158-161.

121. Нажалова II.С.Причины падения нравственности современной молодежи. //Гуманитарные науки: новые технологии образования: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 17-18 мая 2007г.: В 2 ч. / Отв. ред. К.И. Хаджиалиев,- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. ч. И. - С. 194-197.

122. Нажалова H.С.Специфика доброжелательных отношений подростков в этнокультурной школе // Проблемы национально ориентированного образования для бесписьменных народов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Махачкала: РПА, 2014 - с. 140-147.

123. Нажалова Н.С.Специфика доброжелательных отношении современных подростков // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXIX международных психолого-педагогических чтений. — Ростов н/Д: НПО ПИ ЮФУ, 2010. - Ч. I С. 242 - 247.

124. Нажалова Н.С.Технология создания компьютерных презентаций для оформления маегер-классов //Разработка и внедрение интерактивных технологий в высшей школе: научно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Нюдюрмагомедова. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - с.25- 27

125. Нажалова Н.С. Технологии формирования доброжелательных отношений подростков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2012, №2 (19). - С. 50-54.

126. Назаревич А.Ф. Отобранные по крупицам. Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. - Изд.дом «Эпоха», 2006. - 112 с.

127. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Алмаматер, 1999. № 9. - С. 18-20.

128. Национальная идея: воспитание человека: rusrand.ru / idqa/ idea_36/

html.

129. Немов P.K. Психология: Психодиагностика. - M.: Владос, 2003 — 640 с.

130. Никандров II.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Махачкала: Юпитер, 2000. - 229 с.

131. Никитин Е.П., Харламенкова Л.Г. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб.: Алагейа, 2000. - 21 7 с.

132. Николаев И.Г. Педагогические условия моделирования воспитательных систем: Дисс...канд.пед. наук. - Краснодар: КГУ, 2000. -334 с.

133. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Ростов на/Д: Феникс, 2006. - 381 с.

134. Ницше Г. К генеалогии морали: Сочинения. В 2-х Т., Т. 2 - М.: 1990. - С. 421 -456.

135. Нравственные принципы, или Законы этики /www.posv.ru/umk/info.aspx?ob_no=20396.

136. Нравственность (мораль): Учеб. Программа / Козлов Э.П., Куликова М.И. //Учебные стандарты школ России. — М.: Просвещение, 1997. — С. 284321.

137. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании: Дисс...докт.пед. паук. - Ростов па Дону: РГПУ, 1999. -340 с.

138. Нюдюрмагомедов А.Н. Основы педагогической экологии: Монография. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 101 с.

139. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов, - М,: Азбуковник, 1999. - 944 с.

140. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.

141. Патриарх Кирилл Познавательная ценность обучения должна органично сочетать с воспитательной функцией // www.Pattiachiva.ru /ab/ text/ 1973645. Html.

142. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов /Под ред. Пи-дкасистого П.И. - М.: Педобщество РФ, 2001. — 640 с.

143. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим-Бад Г.М. -М.: БРЭ, 2003. - 528 с.

144. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. Дисс...докт.пед. наук.-М.: МПГУ, 1999.- 33 с.

145. Плеханова Е.А. Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте: Автореф. дисс... канд.пспх.наук - Казань, 2012. - 24с.

146. Подласый И.П. Педагогика: Учебн. для студентов вузов. - М.: Просвещение, Владос, 1996. -432 с.

147. Поливанова К.И. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии, 1996, № 1,- С. 20-33.

148. Полупанова Л.И. Формирование духовно-нравственной личности на основе православных русских традиций — Старый Оскол, 2010. - 32 с.

149. Поспелова М. Час общения «Добро. Зло. Перпимость» // Воспитание школьников, 2007, № 1. - С. 19-22.

150. Пробуждение: Самое прекрасное сердце // probuzhde-nie.org/articles/l-parable/421-themost-beautiful-heart/html

151. Программа трснпнговых занятий по социальной адаптации подростков «Твой мир» //5fan.ru/wievjob.php?id-9150 (помешено 24.02.2013)

152. Рамазанова Л.М. Условия расширения воспитательной функции инновационных форм обучения. // Вестник ДГУ, 2012, № 4. - С. 151-157.

153. Рамазанова М.М. Формирование этнической толерантноеги учащихся в поликультурной среде: Дисс.. .каид.пед. наук, - Махачкала: ДГПУ, 2011.-165 с.

154. Роджерс К. Несколько важных открытий // Гуманистическая и трансперсональная психология. - Минск: Харвет, М.: ACT, 2000. - С. 6-18.

155. Рожкова М.А. Роль классного руководителя в нравственном воспитании учащихся // nsportal.ru/shkolaq/klassnoerukovodstvo/library/rol-klassnogorukovoditelya...

156. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова Т.1.-М.: БРЭ, 1993.-607 с.

157. Савзиханова М.А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: Дисс...канд.пед. наук. — Махачкала: ДГПУ, 2007,- 160 с.

158. Савин М.В. Генезис традиционности в педагогике России: истори-ко-педагогический аспект. - Волгоград: Перемена, 2004. - 268 с.

159. Савотина H.A. Стратегия развития технологий воспитания // Педагогика, 2013, №6.- с.26-31

160. Саидов Т.Г., Саидова А.Г. Культура и традиции народов Дагестана: Учебн. для 10 класса. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2010. - 164 с.

161. Сеченов И,М. Психофизиологическая теория развития мышления из чувствования //Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциаций - СПб.: Питер, 2007. - С. 40-54.

162. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодежной среде. / Под ред. А.Н. Нюдюрмагомедова - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. -168 с.

163. Скиннер Б.Ф. Теория операптпого научения // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2004. - С. 332-372.

164. Славинецкий Е. Гражданство обычаев детских // История педагогики в России: Хрестоматия. - М.: Академия, 1999.-е. 56-61.

165. Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнова А.Л., И.С. Кона - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

166. Соловьев B.C. Оправдание добра: Сочинения. В 2-х Т., Т.1. - М., 1988.-364 с.

167. Старченко Л.В. Педагогическая технология нравственного воспитания старшеклассников в лицее Северо-Кавказского ГТУ //Сборник научных трудов Северо-Кавказского ГТУ: Гуманитарные науки, 2008, № 6 .

168. Стихотворения Расула Гамзатова: - М.: Сов. Россия, 1979. - 93 с.

169. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - М.: МО РФ, 2006. - 38 с.

170. Струценко Л. Идея свободного воспитания в альтернативной педагогике (на материале русской и зарубежной педагогики конца XIX- начала ХХв.)//www. Prof. msu.ru/pubi/omsk 151 .htm.

171. Сухомл и некий В. А. Нравственность, убеждения //Сухомлпнский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1979. - С. 209260.

172. Сухомлинский В.А. Две матери // happy-school.ru\publ/v_a_sukhomlinskij_dve_materi/8-1-0-1817

173. Терехова O.B. Психологические особенности личности подростков с разным уровнем толерантности //psychology.area7.ru/?m=3806 (выставлено 09.11.2012)

174. Толстой JI.H. Яснополянская школа за ноябрь декабрь месяцы: общий очерк характера школы // История педагогики в России. - М.: Академия, 1999.-С. 234-245.

175. Традиции и тенденции развития национально-ориентированного образования: Ма1ериалы конференции. / под. Ред. А.Н. Нюдюрмагомедова,-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010.-232 с.

176. Тучалаев С.Т. Национальная школа Дагестана: Проблемы, опыт, перспективы развития. - Ростов н/Д. - 2001. - 214 с.

177. Ушинский Д.К. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // Антология педагогической мысли Росс второй половины XIX- начала XX в. - М.: 1 [едагогика, 1990. - С. 60-68.

178. ФГОС /go.mail.ru/slarch? mail.ru=l&9.общая + структура образовательных +стаидартов+2010+года.

179. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: состояние и перспективы развития / go.mail.ru/slarch? mail.ru=l&9 = Феденко + Л.Н....

180. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.-623 с.

181. Фетисов В.П. Добро и зло. - Воронеж, 1982. - 127 с.

182. Философия нравственного воспитания Н.Г. Дебольского // Бабаян A.B. Формирование нравственности в трудах отечественных мыслителей второй половиныХ1Х- начала XX века. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С. 6-47.

183. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 2003. — 578 с.

184. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ.и нем. - М.: Прогресс, 1990.-365 с.

185. Ходусов А.И. Воспитание в XX- XXI вв. //Педагогика, 2013, № 8. -с. 34-36.

186. Хорни К. Социокультурная теория личности // Хьелл JT., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2004. - С.254-269.

187. Харитонова Е.В. Проблемы социальной детерминации агрессивного поведения подростков //ms. znate/ru/docs/194 l/index-285 82... (выставлено 13.02.2013)

188. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

189. Хуторский A.B. Человекообразное обучение на уроке - цели и задачи эксперимента // Интернет-журнал «Эйдос», 2008. — 12 июля, http: //www.eidos.ru/journal/2008/0712-1 .htm.

190. Хьелл JT., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Ппгер, 2004.-607 с.

191. Цырлина Т.В. Встречное движение. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

192. Чурекова Т.М., Москаленко И.В. Принципы формирования нравственных ценностей личности // qisap.lu/ru/node/716.

193. Шацкий С.Т. Мой педагогический путь // Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т. Т. 1. - М.: Педагагика, 1980. - С. 25-40.

194. Шевелева С.С. Огкрьпая модель образования. Синергетический подход. - М.: Магистр, 1997.-48 с.

195. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: Методологические рекомендации. - //go.mail.ru/slarch? =Шемшурина + П.И...

196. Шефер Г. «Зигзаг» как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? // Вестник московского университета.: Сер. 16 «Биология», 1994, №2,-С. 60-69.

197. Шиянов E.H., Котова Н.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов на/Д: РГПУ, 1995. — 256 с.

198. Школы доброжелательные к детям в Туркменистане: Руководство для проведения тренинга. / www.uniset.orq/turkmenistan/CFS-trainer_manual.PDF.

199. Щетинин В.11. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки //Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 12. - с. 44-52.

200. Щуркова U.E. Научить быть человеком: О специфике нравственного воспитания. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

201. Энтони Р. Главные секреты абсолютной уверенности в себе. - СПб.: Питер, 2012. -224с

202. Этика / Под ред. A.A. Гусейнова и E.JT. Дубко. - М.: Гардарики, 2003.-496 с.

203. Этический кодекс психолога/psirus.ru/rpo/documentation/ethics.php.

204. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999,- 224с.

205. Юности честное зерцало // История педагогики в России: Хрестоматия. - М.: Академия, 1999. - С. 74-77.

206. Ядровская М.В. Моделирование педагогического взаимодействия //ifets.ieee.org/Russian/deporitory/vl2_i3/html

207. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984 .- 143 с.

208. Якубов З.Я. Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанских семьях // Педагогика, 1996, № 5. - С. 31-34.

209. Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. -М.: Аст: Аст-рель, 2002.-464 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.