Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мустафаева, Аида Рафиковна

  • Мустафаева, Аида Рафиковна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 164
Мустафаева, Аида Рафиковна. Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2013. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мустафаева, Аида Рафиковна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ

1.1. Нравственное воспитание в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема

1.2. Специфика нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде

1.3 Модель формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

2.1 Программа и средства нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде

2.2 Технологии формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы

2.3 Анализ результатов эксперимента и рекомендации по организации нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

134 140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы»

ВВЕДЕНИЕ

Реформы, проводимые в России в последние годы развития общества, изменили общественное мнение о качестве образования и воспитания молодежи. Современное общество идет по пути поиска многими россиянами своей национальной особенности, культурной идентичности, сопровождающихся надеждами, сомнениями, ожиданиями, связанными со свободой развития человеческих возможностей и способностей. В связи с этим общество требует от образования тесного взаимодействия с другими институтами общественного воспитания, поиска путей улучшения нравов, уважения к менталитету и нормам социальной жизни своего народа, открытости взаимоотношений между представителями разных народов страны. Это требование выражено в официальных документах государства об образовании, в которых одной из основных задач школы определены сохранение, защита и развитие национальных культурных традиций и норм социальной жизни.

Известно, что многонациональное, полиэтничное общество играет ключевую роль в воспитании молодежи с использованием вековых нравственных традиций, что является надежным противодействием разрушительным силам национализма и массовой разъединительной культуры. Но в связи с трудной и противоречивой политической, экономической и культурной обстановкой в стране в эпоху социальных перемен проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в общественном воспитании осложняется рядом негативных факторов. В числе основных факторов выступают экономическая и социальная нестабильность общественного развития. Но более существенное влияние на молодежь имеет социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью, ухудшением общей культуры и нарушением адаптационных возможностей. Традиционные духовно-нравственные ценности девальвируются и вытесняются групповыми интересами, разрушается система нравственных норм социальной жизни, наблюдается хаос мнений по отношению к новым ценностям жизни. В этих условиях молодой человек теряет привычные ориента-

ции, чувство опоры на свои традиционные корни, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации, бездуховной жизни, потери духовной связи со своим народом, непонимания культурных различий и норм межэтнического взаимодействия.

Но эта проблема настолько сложна, что постоянно привлекала внимания исследователей. В известных в педагогической теории исследованиях выявлены сущность и специфика разных аспектов проблемы духовно нравственного воспитания молодежи.

Так широкое признание получили идеи и результаты исследований в аспекте воспитания молодежи как «человека мира», основанных на идеях мира, безопасности, межнационального сотрудничества, взаимного доверия и общенациональных духовно-нравственных ценностях (Г.Д. Дмитриев, М.В.Кабатченко, Г.Б.Корнетов, В.Н.Цатуров и др.). Одним из вариаций такого подхода к решению проблемы гуманного воспитания можно считать идеи педагогики ненасилия, разрабатываемые В.И Валеевым, Г.Н. Волковым, А.Н.Нюдюрмагомедовым, Т.Н.Петровой, В.А.Ситаровым, Я.И. Ханбиковой и др.

Во многих педагогических исследованиях (Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, А.М.Магомедов, В.В.Макаев, Ш.А.Мирзоев, Л.Л.Супрунова и др.) возможности качественного улучшения нравов молодежи связывают с облагораживанием поликультурной социальной среды.

Для решения проблемы межнациональных отношений среди молодежи строят и региональные программы разработки национального компонента содержания образования, использования специфики этнического сознания, народных традиций и обычаев, потенциала этнопедагогики (А.Г.Агаев, Б.Ш. Алиева, И.А.Арабов, Л.М.Дробижева, Г.И.Магомедов, Т.Г.Саидов, З.Я. Якубов и др.)

Психологические особенности данной проблемы раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Г.Е.Залесского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К. Пла-

тонова, С.Л.Рубинштейна и других ученых. В частности в этих исследованиях раскрываются особенности нравственного воспитания подростков в разных этнических группах.

Целостный, интегративный подход как изучение нравственной позиции молодежи встречается в исследованиях В.А. Арамавичюте, В.Г. Алексеевой, Л.Б. Волченко, С.Л. Копотева, H.H. Крылова, Э.Ю. Мартишаускене, Г.И. Ру-мыниной, В.В. Хахалевой, Р.Г. Яновского и других.

Несмотря на широту педагогических исследований и предпринимаемых социальных мер по оздоровлению социального поведения детей и молодежи, в практике социальной жизни они предпочитают образцы поведения, насаждаемые массовой культурой. Анализ научных исследований и практики духовно-нравственного поведения молодежи позволяет выделить рад актуальных противоречий в подходах к формированию межэтнических взаимоотношений в социальной жизни детей и молодежи:

- в этнопедагогических исследованиях предлагают возвращения к традициям социальной жизни народов, а в обществе идут интенсивные этноре-лятивистские процессы, которые делают такой возврат невозможным;

- принципы единого образовательного пространства во всех регионах России требуют и единых нравственных ценностей, а социальная жизнь в регионах невозможна без учета специфики традиционной жизни отдельных народов, проживающих на разных территориях;

- при явной актуальности проблем поликультурного воспитания еще не разработаны средства и методическое обеспечение интеграции специфических особенностей традиционной социальной жизни этносов в общенациональные духовно-нравственные ценности.

Актуальность решения этих социальных и педагогических проблем стала основанием выбора темы исследования «Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы».

Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования - формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.

Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.

Гипотеза исследования. Формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы будет эффективным, если:

- будет выявлен характер отношения педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничной школьной среды;

- существенные связи компонентов межэтнического взаимодействия подростков будут выявлены в модели и программе духовно-нравственного воспитания;

- будут выявлены педагогические условия тренинга нравственных взаимоотношений подростков в технологиях имитации традиций социальной жизни этносов;

-для оценки позитивных изменений в нравственной позиции подростков будут использованы адекватные критерии мониторинга.

В соответствии с целью и гипотетическими положениями сформулированы следующие задачи исследования:

1. Теоретическое обоснование сущности и характера духовно-нравственных отношений школьников в полиэтничной среде.

2.Выявление и оценка характера отношений педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничной среды.

3. Моделирование новой полиэтничной среды и разработка программы формирования нравственных взаимоотношений подростков в этой среде.

4. Выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы.

Методологической основой исследовании являются: основные принципы этнопедагогики (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Г. Тайчи-нов и др.), теория и модели межкультурной коммуникации (М. Беннет, З.Т.

Гасанов, А.П. Садохин, Л.Л.Супрунова и др.), концепции использования особенностей национального сознания в образовании (В.Г. Алексеева, Г.Д. Дмитриев, Э.Г Исаева, Г.И. Кислова, А.Н.Нюдюрмагомедов, В.Н. Цатуров и др.), теории организации социокультурной среды (Ф. Зимбордо, A.M. Магомедов, В. Тишков, А.Фернхейм и др.), психологические особенности сознания подростков (В.Г.Дорохина, Л.И.Воробьева, И.С. Кон, В.А. Петровский, A.A. Реан, Д.И.Фелдштейн и др.).

При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:

- изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- социологические методы (наблюдение, беседа, дискуссия тестирование, интервью);

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка результатов исследования.

- имитационный тренинг социокультурной жизни

-многолетнее монографическое исследование проблемы в работе автора.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе исследования (2008 - 2009 г.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался опыт работы ряда школьных учреждений, органов народного образования; разрабатывались исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая позиция, разработана концептуальная модель формирования нравственных качеств (на примере полиэтничного региона Дагестана).

Одновременно проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить наиболее типичные недостатки, проблемы, а также эффективные методы работы школ по взаимодействию с семьями, использованию со-

циальными педагогами народных обычаев и традиций в семейном социуме.

На втором этапе (2010 г.) была разработана модель и программа духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтнической среде. На этом этапе были разработаны тренинги традиционной социальной жизни народов Дагестана для эксперимента.

На третьем этапе (2011 — 2012г) осуществлялась практическая реализация опытно-экспериментальной работы на базе СОШ №5, № 33, № 26 г. Махачкалы и Мискинджинской сельской средней школе Докузпаринского района , в процессе которой практически проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективности процесса нравственного воспитания школьников в полиэтничной среде школы

На четвертом этапе (2012-2013 гг.) подводились итоги, анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы школ.

Научная новизна исследования

1. Доказано, что естественное стремление подростков к групповой консолидации можно продуктивно использовать в их взаимопонимании и взаимной поддержке в межэтнической школьной среде.

2. На основе существенных связей компонентов в модели нравственного воспитания в полиэтничной среде составлена и реализована программа формирования межэтнических взаимоотношений подростков.

3. Выявлены эффективные условия нравственного воспитания подростков и готовности к межэтническому взаимодействию в полиэтничной среде.

4. Доказано, что формирование готовности учащихся к межэтническому взаимодействию возможно только основе твердой этнической идентичности и способности подростков в достойном представлении и защите ценностей традиционной жизни своего народа в общении с представителями других этносов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что этнические нравственные ценности определены как основа формирования межэтнических взаимоотношений; установлена аналогия между групповой солидарностью подростков и характером их взаимоотношений в полиэтничной среде; разработаны типы педагогических ситуаций, позволяющих раскрывать воспитательный потенциал нравственных ценностей в учебных дисциплинах гуманитарного цикла; разработаны критерии оценки и формы мониторинга процесса становления нравственной позиции подростков в полиэтничных группах учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в использовании методических рекомендаций по исследованию народных нравственных традиций во взаимоотношениях подростков в полиэтнической среде школы. Разработанные и апробированные в работе тренинги подростков в имитационных событиях традиционной социальной жизни помогут классным руководителям, учителям, и организаторам внеучебной деятельности в повышении качества воспитательной работы в подростковых классах

Рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки учащихся высших и средних педагогических учебных заведений с целью воспитания межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. Работа содержит большой объём информации по использованию народных традиций в формировании региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена тем, что автор руководствовался научными методами, теориями и концепциями, адекватными предмету исследования. В эмпирической части работы использованы тренинги-аналоги веками испытанных форм событий традиционной социальной жизни народов Дагестана. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились на ежегодных отчетах на кафедре, выступлениях автора на заседа-

ниях методических объединений учителей школ, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Автор участвовал и выступал с докладами на Международной конференции (Таганрог 2010), пяти Всероссийских конференции (Москва, 2008, 2009, 2010 и Махачкала, 2009) и трех межвузовских конференциях (Махачкала, 2008, 2009, 2010).

Основные научные положения исследования обнародованы в опубликованных двадцати четырех статьях автора.

Защищаемые положения исследования.

1. Нравственный потенциал традиционных событий социальной жизни и культуры народов Дагестана, на основе которых разработаны тренинги взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы.

2. Модель нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде школы, раскрывающий существенные связи компонентов: взаимодействия педагогов, учащихся и этнических нравственных ценностей, методологических основ и принципов, цели и задач, методов, технологий и условий организации полиэтничной среды и критериев оценки результатов.

3. Программа формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде школы, включающая:

- приобщение подростков к нравственным ценностям традиционной самобытной жизни своего этноса.

- тренинг подростков в нормах нравственных отношений в полиэтнич-ных группах.

- использование ситуаций традиционной социальной жизни на уроках по предметам гуманитарного цикла;

- дискуссии подростков по проблемам этнорелятивизма в этнических нравственных традициях и их взаимодействии с ценностями массовой культуры.

- формы сотрудничества с институтами общественного воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов).

4. Критерии оценки уровня сформированности нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничной среде: этническая и гражданская идентичность; способность к презентации и защите нравственных ценностей своего этноса в своем поведении; способность в построении своего толерантного поведения в отношениях с представителями иных этносов в школьной среде; готовность к освоению форм социальной жизни в полиэтничной среде.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ

1.1 Нравственное воспитание в поликультурной среде как научно-педагогическая проблема

Категория нравственного воспитания имеет как более широкое философское, так и узкое понятие как формирование конкретных нравственных качеств и привычек соблюдения правил приличия и норм поведения.

Так нравственность рассматривается как форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов организации социальной жизни с помощью норм, правил, принципов принятых в культуре, традициях и жизненном укладе людей [103, С. 92]. В таком понимании нравственность выступает как внешний регулятор поведения человека, границы, устанавливающие допустимые поступки и формы поведения человека или предел свободы человеческих желаний.

В широком философском значении нравственность (мораль) рассматривают как сформированную внутреннюю культуру человека, которая проявляется во взаимоотношениях с людьми. Она может быть основана на «гуманистических» идеалах доброты, справедливости, сопереживания, сочувствие, готовности прийти на помощь человеку [103, С. 92].

Предельно значимыми и противоречивыми категориями науки о морали, этики являются категории добра и зла. Известный философ А.А.Гусейнов считает, что они не могут существовать друг без друга, если не будет одного, то нельзя понять и оценить другое. Он утверждает, что добро и зло связаны друг с другом. Если добром считать то, что желательно, ценно и необходимо поощрять и сохранять в своих отношениях с людьми, то злом становится то, что нежелательно, необходимо не допустить, преодолеть и устранить из своего поведения [ 203, с.85]. Объективным основанием добра он считает потребность людей друг в друге во взаимном признании и открытом общении

и согласовании своих поступков и поведения. Но добро существует в этике и как наиболее обобщенное представление о нравственно- положительном, как императиве идеала совершенного человека. Такое добро философы считают абсолютным добром. Содержание и границы применения понятий добра и зла связаны с пониманием сущности морали, ее назначения в обществе и в жизни человека, в отношении человека к конкретным поступкам и жизненным ситуациям, в которых сам осознанно принимает решение [203 , С.87 ].

В нашем исследовании добро используется как морально положительное требование к человеку и как реализуемое в поведении ценность конкретного человека, поскольку нашей проблемой является нравственное воспитание, которое должно привести к конкретному результату.

В таком аспекте интерес для нашего исследования представляет оценка А.А.Гусейновым научного труда Ф.Ницше «К генеологии морали». Он назвал ницшевское понимание нравственной природы человека веским основанием переоценки ценностей творческого человека, поскольку Ницше считает, что «сама ценность ценностей должна быть поставлена однажды по вопрос...» [145 , С. 412 ]. Ф.Ницше в своем генеологическом методе считает, что за любого рода ценностями скрываются их исходный смысл как добра и причины скрытия или деформации первоначальной формы. Как считает А.А.Гусейнов, Ницше осуществляет редукцию к отношению к смыслу исходя из недоверия к явно видимому, поверхностному его проявлению и выходя на необходимость в социально-психологическом его обосновании в отношении конкретного человека и в заданной ситуации жизни или социокультурной среде его обитания. В таком понимании генеологический метод становится инструментом в разработке и реализации программы и технологий нашего исследования. Особое значение он приобретает в оценке достоверности полученных результатов.

Поскольку мы исследуем проблему нравственного воспитания в поли-этничной среде, нас интересовали и социальные механизмы в генеологическом методе Ницше. Анализ его работы и оценок других философов показал,

что за социальную основу нравственности и нравственных взаимоотношений людей он берет степень неравенства, зависимости людей друг от друга. Сравнение человеком себя с другими людьми приводит к противоречию реальных творческих возможностей человека и теми границами, которые ставят нравственные императивы и границы. С таких позиций нравственные традиции любого народа становятся границами свободных действий человека. Если кто-то признал свою идентичность с народом, то он должен держать себя в рамках культурных традиций этого народа. Здесь можно проводить параллели между императивами нравственности в социально-культурных отношениях и взаимоотношениями между педагогами и учащимися в школьной среде.

Но заслуга или протест Ницше заключается не в этих безобидных утверждениях по отношению к поведению человека, а в том, что он опровергает вознесенные над человеком нравственные нормы и правила. По его мнению, нравственные нормы и границы парализуют творческую деятельность и волю к свободе. В такой позиции оказываются в школе и подростки, которые по своим возрастным особенностям рвутся к свободе, самостоятельности и самореализации. Действительно наблюдения в практике образовании я показывают, что распространяемые в последние годы интерактивные технологии и ожидаемая в связи с этим инициатива и активность учащихся приходят в противоречие с нормами дисциплины и ответственности, без которых нельзя сохранять существующие пока формы массового обучения. Такая позиция может стать предупреждением в нашем исследовании о том, что разрабатываемые технологии межэтничных отношений могут стать помехой активности и свободе мнений учащихся.

Надо иметь в виду, что значение категории «нравственность» не ограничивается этими двумя позициями. Нравственность рассматривают как регулятор поведения людей посредством строго фиксированных норм в сфере нравственной свободы личности, когда общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами человека, уровнем совестли-

вости, стыда и скромности человека [181, С.224].

В этике нравственность рассматривают еще шире: человеческая добродетель, область сознания душевного состояния, усилия особенным образом направленной воли, общественно необходимого поведения, совокупность норм, требований, правил приличия, мировоззрения человеческого существа [203, С. 219]

Известный моралист Ислама Абу Хамид аль-Газали считал, что «счастье человека» достигается только через благородство и очищение души, и ее совершенствование [12, С. 50]. Это совершенствование он связывал с двумя видами добродетелей: благоразумием и благонравием. Он считал, что «благоразумие» показывает человеку вещи в их истинном виде, такими, какими они есть, при помощи убедительных доказательств. А благонравие, по его мнению, заключается в избавлении человека от всех плохих привычек, в воспитании отвращения к ним и в создании в себе хороших привычек [12, С. 5051].

На пути к добродетели он выделял четыре типа людей, по-разному реагирующих на нравственное влияние:

- невежды, которые еще не отличают истину, добро от ложи и зла. Сообщив им это отличие, можно поставить их на правильный путь;

- невежды и заблудившиеся, которые познали вред плохого, но не привыкли делать доброе. Их мысли и деяния необходимо обратить на хорошее и избавление от плохого;

- невежды, заблудшие и порочные, уверенные в том, что пороки необходимы и желательны в конкретных ситуациях человеческих отношений. Их будет очень трудно вылечить от этой душевной болезни;

- невежды, порочные, заблудшие и злые, которые выросли на неверном убеждении и воспитаны на претворении зла. Их может исправить только божественное озарение [12, С. 47-48].

Такая классификация людей по мере их нравственной сущности показывает сложность процесса воспитания людей, особенно в массовом образо-

вании, когда у одного воспитателя их много.

Известный современный мусульманский мыслитель Мухаммед Аль-Газали дает отличие нравственности для всех от нравственности мусульманина. Он указывает на то, что в Исламе установлены определенные нормы наклонения, соблюдение которых вменено в обязанность его последователям и считаются установленными только лишь для них и не касающихся никого более. Но учение о нравственности вообще является более широким понятием и ее нужно соблюдать всем людям. И Мусульманин, как и все другие люди, обязан встречать всех жителей Земли с таким добродетелями, на счет которых ни у кого не закрадывается ни единого подозрения. Каждый мусульманин обязан относиться искренно по отношению к мусульманину и к немусульманам [13, С. 50].

Такой принцип толерантности должен быть распространен и на межнациональные отношения в полиэтничных регионах. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию нравственности, духовности уделено немало внимания не только в педагогике, но и философии, культурологии, психологии, социологии и других науках, сформулировано понятие морали и морального поведения человека. Но вопрос состоит в том, как сформировать нравственное поведение человека. Краткий словарь по философии понятие «нравственность» приравнивает к понятию «мораль». «Мораль (латинское шогеБ-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [10]. Соответственно нравственное воспитание детей по этим правилам поведения должно быть направлено на приобщение к ценностям культуры, созданной разными народами. Слово «мораль» поясняет как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». По мнению автора словаря: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому; духовный, душевный. Нравственный быт че-

ловека важнее быта вещественного» [109]. Получается нравственный это такой поступок, который ограничивает желания человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мустафаева, Аида Рафиковна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулатипов Р.Г. Позывные разума [Текст]. М., 1996. - 112 с.

2. Абдуллаев М. Нравственные традиции горцев и современная подростки. Наше культурное наследие[Текст]. Информационный бюллетень №2. Махачкала : Издательский дом «Эпоха», 2005. - 145 с.

3. Агаев А.Г. Дружба народов Дагестана: миф или реальность? [Текст]. // Дагестанская правда. 1992. 29 октября. - С.44-49.

4. Адлер Ф, О нравственном воспитании [Текст]. Под ред. И.Д. Городецкого. М., 1989. - 168 с.

5. Адухов, М. Д. Истоки духовных ценностей в Дагестане[Текст]. / М. Д. Адухов // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 89-95.

6. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIIIXIX вв. [Текст]. Нальчик, 1974. - 688 с.

7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. [Текст]. - М., Просвещение, 1985.-317 с.

8. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. Тезисы докладов и выступлений на XV сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки 17-18 мая 1994 г. [Текст]. М.: РАО, 1994. -280 с.

9. Акутина С.П. Направления деятельности классного руководителя с семьей. Организация педагогического сопровождения семейного воспитания в общеобразовательном учреждении [Текст]: Уч.-метод. пособие; под ред. В.В. Востокова [и др.] Арзамас : АГПИ, 2006. - С. 8-16.

10. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. [Текст]. Советская педагогика. 1981.,-481 с.

11. Алимова Т.М. Интегративный подход к обеспечению качества высшего профессионального образования (на материале Северного Кавказа) [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2008. -200 с.

12. Аль-Газали Абу Хамид «веры деяний » и другие сочинения.-

М.:Амсар,2004.-216с.

13. Аль-Газали.М. Нравственность мусульманина .- М.: Амсар Фаун дейши;М.:Умма,2006.-363с.

14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. [Текст]. Л., 1968. - С. 319-321.

15. Андреев С.А. Вопросы национальной психологии. [Текст]. — Новосибирск. 1996. - 64 с.

16. Анисимов Ф. Нравственные ценности: производство и потребление. [Текст]. М Мысль, 1988.-253 с.

17. Анцыферова Л.И. Методические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. [Текст]. М.: Наука, 1981. 395с.

18. Апаас К, Сабарайкин С. В. Педагогическая система воспитания на народных традициях // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока[Текст]: Материалы V межрегион, науч. конференции. -Хабаровск, 1997. - С. 3-4.

19. Арабов Н. А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект) [Текст]. Карачаевск, КЧГПУ, 1999. - 215с.

20. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст]. М.: Знание, 1978. - 318 с.

21. Архандеева, Г. А. Формирование жизненных стратегий подрост-ков[Текст]. / Г. А. Архандеева. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2000. - 121 с.

22. Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценно-стей[Текст]. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 272с.

23. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст]. - М., 1977.-413 с.

24. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельно-сти[Текст]. -М.: Знание, 1981. - 128 с.

25. Бабанский Ю.И. Избранные педагогические труды[Текст]. - М.,

1989.-558с.

26. Бадмаева О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся дагестанской школы[Текст]: Дисс. канд. пед. Наук. М, 1999. - 174 с.

27. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка // www.koob.ru/belinskaya_e_p/ethnik

28. Белогуров А.Ю. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания образования[Текст]. / Вестник Пятигорского лингвистического университета: ПГЛУ, 2000. -№3. - С. 59 - 65.

29. Белоенко O.K., Грудинский Н.В., Монгуш К.К. Воспитание школьников на традициях родного края.[Текст]. (Из опыта Дулебской школы Белоруссии). -М.: Изд-во ВНИК «Школа-микрорайон», 1991. - 312 с.

30. Белоусова, Е. В. Особенности использования народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения [Текст]. / Е. В. Белоусова // Проблемы управления воспитательными пространствами : сб. науч. тр. -М. ; Чебоксары, 2001. - С. 216—220.

31. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика[Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец. 033400 (050701) - Педагогика] / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М. : Академия, 2007. - 233 с.

32. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем)[Текст]. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. - 304 с.

33. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека[Текст]. // Под ред. А.В.Брушлинского и В.А.Кольцовой. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-416 с.

34. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком. [Текст]. - М.: Педагогика, 1996. -№5. - С.3-9.

35. Бирюкова Т.С. Возрождение традиции народной педагогики - воспитания «всем миром»[Текст]. - М.: Изд-во ВНИК «Школа-микрорайон», 1991.- 112 с.

36. Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассни-ков.[Текст]. - М., 1988. - 206 с.

37. Богомолова М.М. Народность как основа воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского. Преемственность народных традиций [Текст]. Материалы V Международной научно-практ.конф. Ч. I.- Казань: КГПУ, 1998. - 108 с.

38. Богоудинова Р.З. Национально-региональный фактор в системе образования. [Текст]. // Этнокультурный фактор совершенствания системы образования Республики Дагестан. / Материалы межрегиональной научно-практической конференции. РИЦ "Школа", 2000. - С. 111 - 121.

39. Бойко В. В. Общение и взаимовлияние в процессе воспита-ния[Текст]. // Советская педагогика. -1988. -№ 2. - С. 65-69.

40. Боготей JI.JL Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих покалений . //psyedu/joznal /З/Bokotey.ph.

41. Бондаренко, Е. Путешествие в старину: (литературно-музыкальное представление по народно-религиозным праздникам)[Текст]. / Е. Бондаренко // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2001. - № 46. -С. 4-13.

42. Борисова, Е. Мудрость народной педагогики [Текст].: (о традициях воспитания детей в русской крестьянской семье) / Е. Борисова // Народное образование. - 1998. - № 9—10. - С. 74—76.

43. Борликов, Г. М. . Природосообразность воспитания лично-сти[Текст]. / Г. М. Борликов // Гегярлт (Просвещение). - 2005. - № 1, 2(22-23).-С. 3-15.

44. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Россыпи мыслей. М., 2001. -

604 с.

45. Буданцова, А. А. Формирование эмпатической культуры у учащихся 5—7 классов на этнопедагогической основе [Текст]. / А. А. Буданцова, Т. Н. Петрова. - Чебоксары :Чуваш.гос. пед. ун-т, 2007. - 386 с. - Библиогр.: с.

141—160.

46. Буданцова, А. Воспитание эмпатической культуры школьни-ков[Текст]. / А. Буданцова // Народная школа. - 2000. - № 5—6. - С. 4—7.

47. Будигай, А. А. Воспитание духовности и нравственности у учащих-ся[Текст]. / А. А. Будигай // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие. - Чебоксары, 1999. — С. 102—103.

48. Валеева P.A. Перспективы гуманизации воспитания в современной школе.[Текст]. Преемственность народных традиций. Материалы Международной научно-практ. конф. Ч. I. - Казань: КГПУ, 1998.- 108 с

49. Взятышев В. А., Ромашова Я. Н. Социальная психология в образо-вании[Текст]. //Высшее образование в России. -1998. -№ 1 С. 28-38.

50. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной шко-лы[Текст]. // Национальная школа: концепция и технология развития: Докл. и матер.междунар. конф., Якутск, 16-21 марта 1993 г. - М.: Просвещение, 1993, С. 45-52.

51. Волков, Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания: лекции, прочитанные в Чуваш, респ. ин-те повышения квалификации работников народ, образования весной 1993 года[Текст]. / Г. Н. Волков. - Чебоксары : РИПКР-НО, 1993.-87 с.

52. Волков, Г. Н. Этнопедагогика[Текст]: [учеб.для сред, и высш. пед. учеб. заведений] / Г. Н. Волков. - М. :Academia, 1999. - 168 с.

53. Волков, Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей [Текст]. / Г. Н. Волков // Мир образования - образование в мире. — 2003. -№ 1.-С. 3—16.

54. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе[Текст]. Казань, 1997.- 143 с.

55. Володина Л. О. Содержание нравственного воспитания детей в ис-

тории отечественной семейной педагогики [Текст]. / JI. О. Володина // Подростки и подростки - будущее России. Материалы Российской научно-практической конференции. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002. - С. 164 - 171.

56. Воробьева, И. В. Продолжение этнопедагогических идей И. Я. Яковлева в просветительно-педагогической деятельности Н. М. Охотнико-ва[Текст]. / И. В. Воробьева // И. Я. Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе : сб. науч. тр. - Чебоксары, 2003.-С. 155—159.

57. Вороненко, И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи[Текст]. / И. Вороненко // Воспитание школьников.-2008.-№ 1.-С. 15—17.

58. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах[Текст]. - М., 1999. —

418 с.

59. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст]. - Минск, 1988. - 412 с.

60. Гаджиева Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале ХХв[Текст]. - М.: Наука, 1985. - 360с.

61. Галазунский В.М. О структуре процесса индивидуализации воспитания и критериях его измерения[Текст]. // Измерения в исследовании проблем воспитания / Под.ред. Киричука A.B. - Тарту: Из-во гос.университета, 1973.-С. 26-28.

62. Галкина Е.М. Методологический аспект изучения проблемы этнической идентичности [Текст]. / Духовная культура и этническое самосознание нации. - М.: Просвещение, 1990. - Вып.1. - С. 57-82.

63. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала[Текст], 1989. - 286 с.

64. Гасанова С.С. Программа и методические рекомендации . Мягкая игрушка в культуре народов Дагестана .- Махачкала ,2005.-38с.

65. Гасанова С.С. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования .- Автореф. дис.... к.п.н..- Махачка-

ла : ДГПУ,2005.-24с.

66. Гилязов, Д. Традиции народной педагогики в действии [Текст]. / Д. Гилязов // Воспитание школьников. - 2000. - № 6. - С. 8 - 10.

67. Годунова, М. И. Мудрые заповеди народной педагогики: (в работе классного руководителя 5 класса)[Текст]. / М. И. Годунова // Образ жизни: гуманность, духовность, нравственность. - Чебоксары, 2000. - С. 45—46.

68. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования[Текст]. // Педагогика. - 1999. - № 8. - 82 с

69. Григорьева А. А. Методологические и теоретические проблемы эт-нопедагогики[Текст]. Москва, МГОПУ, 1993. - 147 с.

70. Григорьева, Н. А. Этноэтикет как средство этического воспитания подрастающего поколения [Текст]. / Н. А. Григорьева // Этнопедагогическая направленность процесса (Теоретический аспект). - Чебоксары, 2004. - С. 117—119.

71. Грушевицкая Т.Г.,Попков В.Д.,Садохин А.П. Основы монокультурной каммуникации. - М.:ЮНИТА-ДАМА,2003.-352с.

72. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников [Текст]. - М., 1988. -418 с.

73. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания.[Текст]. -М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

74. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе [Текст]. - М, 2001. - 590 с.

75. Данилюк А.Я.,Кондаков А.Н.,Тишков В.А. Духовно -нравственное воспитание российских школьников // Lomon Moelding.

76. Данилюк А.Я Программа духовно-нравственного развития и воспитание обучающихся на ступени начального образования .-М.:Просвещение ,2012. -32с.

77. Дармодехин C.B. Проблемы развития систем воспитания детей в РФ [Текст]. // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 10-17.

78. Дашичев В. О путях России в будущее. Социально-гуманитарные

науки в XXI в.[Текст]. // Материалы международной конференции, посвященной 35-летию журнала «Социально-гуманитарные знания». 4.1. М., 2009. -С. 314-315.

79. Дегтярева, М. А. Народная педагогика и патриотизм [Текст]. / М. А. Дегтярева // Мир образования - образование в мире. - 2003. - № 1. - С. 176— 181.

80. Джаппуева Т.Б. Теория и практика управления инновационными процессами в муниципальной системе образования (на материале сельского района национальной республики)[Текст]: дис. ...канд. пед. наук. Пятигорск: ПГлу, 2002.-167 с.

81. Дзюба, Т. А. Этнопедагогическое исследование в контексте культу-ры[Текст]. / Т. А. Дзюба // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш.гос. пед. ун-т. - Чебоксары, 2003. - № 1, т. 1. -С. 177—182.

82. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование .- М.: Народное образование ,1999. -208с.

83. Дулкарнаева Т.Г. Из опыта организации этносоциологического исследования как одной из предпосылок формирования гражданской культуры. [Текст]. // Этнокультурный фактор совершенствования системы образования / Материалы межрегиональной научно-практической конференции. РИЦ "Школа", 2000. - 172 с.

84. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст]. / Л. Евстратова // -2006.-№ 1.-С. 17-20.

85. Емельянова, М. В. Этнопедагогизация воспитательного процесса общеобразовательной школы[Текст]. / М. В. Емельянова // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 2. - С. 185—191.

86. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу [Текст]. М., 1992. -239 с.

87. Жуковский П.В. Этнокультурное образование в многонациональ-

ном регионе[Текст]. Педагогика. 2001. - С. 37-41.

88. Замолоцких Е.Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании межличностного общения школьников [Текст]: дис. ...докт. пед. наук. М., 2005. - 459 с.

89. Земляков, А. Е. Патриотическое и интернациональное воспитание родителей на основе народной пед агогики [Текст]. / А. Е. Земляков // Этнопе-дагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении : (Теоретический аспект). - Чебоксары, 2004. - С. 51— 55.

90. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования.[Текст]. Педагогика. 1997, №25.-С. 44-48.

91. Иванова, Н. С. Экологическое воспитание подростков средствами народной педагогики [Текст]. / Н. С. Иванова. - Чебоксары : ЧГПУ, 2005. -112 с.

92. Игнаткина, М. Приобщение к культуре народа - основа патриотического воспитания школьников [Текст]. / М. Игнаткина // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С. 7—9.

93. Ильин В. С. Формирование личности школьника. [Текст]. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

94. Ильяшевич, О. Образование в условиях модернизации этнокультурного пространства[Текст]. / О. Ильяшевич // Almamater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 6. - С. 53—55.

95. Интеллектуально-нравственный потенциал народной педагоги-ки[Текст]. // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Материалы Международной научно-практической конференции (13 декабря 2007г.). - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - С. 37-40.

96. Исламшин P.A. Национально-региональный компонент в програм-ме.[Текст]. // Магариф. - Казань, 1997. - № 5. - С. 5-6.

97. Исламшин P.A., Габдулхаков В.Ф. Развитие коммуникативной культуры в школе.[Текст]. // Известия Академии педагогических и социаль-

ных наук. - М.: Педагогика, - 2001. - № 5. - С. 71-82.

98. Исрафилов, Р. С. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана [Текст].: диссертация ... кандидата педагогических наук: Махачкала, 2001 - 158 с.

99. Каршинова, JI. В. Народная культура : метод, пособие для учителя / JI. В. Каршинова[Текст]. - М.: Школа, 2001. - 70 с.

100. КаюмНасыри. "Книга о воспитании"[Текст]. / Каюм, Насыри // Воспитание школьников. - 2000. - № 6. - С. 43 - 46.

101.Керимова A.B. Формирования нравственности как актуальная проблема современного воспитания. Сборник научных трудов «Актуальные проблемы специального образования » Махачкала ДГПУ 2004.С.56-62

102. Керимова A.B. Семейное воспитание как фактор становления нравственной основы личности . Известия педагогического университета . Серия естественных наук. №2. Баку АГПУ,2009.С.172-179.

103. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь .-М.:Академия ,2001.-176с.

104. Кожанова, М. Б. Этнопедагогика[Текст].: (учеб.-метод. пособие) / М. Б. Кожанова. - Чебоксары :Чуваш.гос. пед. ун-т, 1998. - 40 с.

105. Коменский Я. А. Великие мысли великих люд ей [Текст].. Т.1. М., 1998.-581 с.

106. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст].: Учеб. пособие для студентов вузов по психол. и пед. спец. / И. С. Кон. - М. :Academia, 2003. - 335 с.

107. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росии.-М.: Просвещение ,2010//standart.edu.ru/catalog.

108. Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог куль-тур».[Текст]. // «Классный руководитель», 2003, № 2, - 269 с.

109. Краткий словарь по философии /под ред. И.В. Балуберга -М.:Политиздия ,1979.- 413с

110. Косочаева A.C. Дьякова М.Б. Поликультурная среда в многона-

ционнальной школе как условие успешной адаптации выпускников //Современные проблемы науки и образования ,2008,№3- с.44-48

111. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России [Текст]. // Педагогика. 1999. №6. - С.9-12.

112. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология [Текст].: [учеб.пособие] / В. С. Кукушин, JI. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 443 с.

113. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Черкесск,[Текст]. 1993. - 534 с.

114. Куприянов, Б. Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций / Б. Куприянов // На путях к новой школе. На стороне подрост-ка[Текст].. - 2002. - № 3. - С. 28—31.

115. Куржаева Т.И. Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде :дисс к.п.н.-Май-Коп,2006.-235с.

116. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. [Текст]. - М.: Политиздат, 1981. -256 с.

117. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности [Текст].. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 1997. - 245 с.

118. Лихачев Б.Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей [Текст]. // Педагогика. - 1995. - №3. - С.137-141.

119. Лихачёв Б.Т. Педагогика[Текст].. - М., 1996. - 569 с.

120. Локк Дж. Мысли о воспитании [Текст].. Пер. с англ.-М., 1913213 с.

121. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культу-ры[Текст].: учеб.-метод. пособие / Г. В. Лунина. - М. :ЭлизеТрэйдинг, 2004. -126 с.

122. Магомедов P.M. Обычаи, традиции народов Дагестана[Текст]. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 140с.

123. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания.[Текст]. - Махачкала: Дагучпедгиз,

1980.-256с.

124. Магомедова Л.И. Воспитание и преемственность поколений: состояние, проблемы, перспективы развития. [Текст] / Л.И.Магомедова/Сборник научных трудов и материалов всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, 2006. - С. 263-266.

125. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей [Текст]. // Макаренко А.С Педагогические сочинения. Т. 4. М., 1984. - 412 с.

126. Макарова Н.Г.Педагогический опыт реализации авторской программы «Поликультурное воспитание школьников»//с]1^,шо2/ги/риЬе/ 2701-0-4301

127. Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков [Текст].: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1996. - 38 с.

128. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе [Текст].. М., 2000.-316 с.

129. Малиновская, С.М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном процессе [Текст].. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007.- 231 с.

130. Манджеева С.Н. Национально-региональный компонент в образовательной области [Текст]. /Манджеева С.Н. // Гегэрлт.- 1998. - № 2. - С. 5460.

131. Марьенко И.С. Примерное содержание воспитания школьни-ков.[Текст]. - М., 1996. - 513 с.

132. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание школьников через национально-региональный компонент [Текст] - Биробиджан: ОблИУУ, 2007. -С.3-23.

133. Маслова, Т.М. Становление национально-регионального компонента содержания образования, его роль в создании предпосылок для развития патриотических чувств школьников [Текст] / Т.М.Маслова / / Культура педагогического труда в XXI веке: материалы Всерос. науч. конф. 18-19 но-

ября 2004г.: в 2 т. / под ред. Н.Г. Григорьевой. - Хабаровск: Изд - во ДВГУПС, 2004. - Т.2. - С. 27-31.

134. Морозова О.В., Морозова С.Б.культура межнационального общения :к определению понятия //misipgo.ru///1007/1008/1281/1284/.

135. Мухина, B.C. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество:[Текст]. Учебник для студентов вузов / B.C. Мухина. -М.: Академия, 1998. - 456 с.

136. Мустафаева А.Р. Проблема формирования нравственных качеств в поликонфессиональных регионах.// Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов.-Махачкала: АЛЕФ, 2010- Вып 9.- С 83-88.

137. Мустафаева А.Р. Исторические предпосылки и проблемы формирования нравственных качеств в поликонфессиональных регионах. //Ученые записки университета имени Л.П. Лесгафта №5 5(75) Санк-Петербург, 2011г.-С.89-93

138. Мустафаева А.Р. Ценности воспитания в современной семьей/Актуальные вопросы современной науки: Материалы VII-я Международная Интернет - конференция - М.: Издательство «Спутник+», 2010. С 323-327

139. Мустафаева А.Р. Проблема формирования нравственных качеств в поликонфессиональных регионах.// Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов.-Махачкала: АЛЕФ, 2010- Вып 9. С 83-88.

140. Мустафаева А.Р. Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи как актуальная проблема современности// Международная научно-практическая конференция «Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе» - Москва ,2013г

141. Народная педагогика в воспитании толерантности // Этнодидак-тика народов России [Текст].: Обучение и воспитание в состязательной среде: Материалы VI Международной научно-практической конференции (24 апреля 2008 г.). - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. - С.172-173.

142. Нархоменко Н.А. Морально нравственное воспитание школьни-

ков на традициях народной культуры.[Текст]. Дис... к. пед. наук. Курск, 2002. -38 с.

143. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751)[Текст]. // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002.-С. 11-17.

144. Немов P.C. Психология [Текст].: Учеб. для студ. пед. вузов / P.C. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. - 632 с.

145. Ницше Ф. К генеологии морали // niltzsche.ru/wprks/main-works/geneologia

146. Новожилова Н.Б. Поликультурное воспитание и методы сплочения поликультурного коллектива воспитанников в учереждении дополнительного образования //miapp.ru/srolpolernoe.

147. Нюдюрмагомедов А.Н., Ахмедова М.Г. Синтез нравственных ценностей в многокультурной молодежной среде.- Махачкала.: ИПЦ ДГУ,2005.-168с.

148. Овчинникова, К. П. Актуализация народных идеалов в духовном развитии школьников : учеб.-метод. пособие [Текст]. / К. П. Овчинникова. -Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2004. - 65 с.

149. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского язы-ка[Текст]. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

150. Организация педагогического сопровождения семейного воспитания в общеобразовательном учреждении [Текст].: учебно-методическое пособие; под ред. В.В. Востокова [и др.] Арзамас: АГПИ, 2006. - 312 с.

151. Орлова А.П. Национальной школе - опыт народной педагогики //

Советская педагогика. 1991, №7. - С. 88-91.

152. Паиькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пособие [для вузов по спец. 031200 - педагогика и методика нач. образования (ОПД.Р.ОО - нац.-регион. (вуз.) компонент)] [Текст]. / А. Б. Панькин. - М. : Большая медведица ; Элиста : Калм. гос. ун-т, 2004. - 271 с.

153. Пафова М.Ф. Территориальные программы развития поликультурного образования // portalus.ru/modules/sukola.

154. Педагогика народов мира. История и современность [Текст].: учеб. пособие для вузов / К. Салимова, Н. Додде. - Междунар. проект. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 568 с.

155. Педагогическая энциклопедия[Текст]. М., 1964. - 317 с.

156. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского в нравственном воспитании детей на традициях народной пед агогики [Текст]. // Сухомлинский В.А. - выдающийся педагог XX столетия и современная школа[Текст].: Материалы II Международной научно-практич. конференции. (2-3 октября 2008 г.). -Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - С. 58-60.

157. Педагогические традиции народов [Текст].: [сб. ст.] / [ред.-изд. совет: Бондырева С. К. и др.]. - М.; Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. инта: МОДЭК, 2006. - 639 с.

158. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. / Под ред. Б.М.Бим-Бада. - М., 2002. - 587 с.

159. Педагогическое наследие A.C. Макаренко о нравственном воспитании подрастающего поколения [Текст]. // Востребованность и реализация инновационных идей педагогического наследия A.C. Макаренко в практике современных образовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения A.C. Макаренко / Под общ.ред. д.п.н., проф. Ю.И. Юрички (4 апреля 2008г). -Москва-Уфа: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2008. - С. 65-68.

160. Песталоцци И.Г. Избранные нед. сочин. в 2-х т.[Текст]. М.: Педагогика, 1981. Т. 2.-416 с.

161. Петровский А. В. К построению социально-психологической теории коллектива[Текст]. // Вопросы философии. - 1995. - №12. - С. 56-58.

162. Подласый И.П. Педагогика[Текст].: В 2 кн. - М., 1999. - 587 с.

163. Поштарева Т.В. Формирование компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автор.дисс.д.п.н.- Владикавказ, 2009

164. Проблемы нравственного воспитания студентов [Текст]. / Под ред. В.П. Агафонова. М., 1977. - 228 с.

165. Программа духовно-нравственного воспитания учащихся 7-9 классов «Почитание старших» //knowledge.allbest.ru/pedagogics.

166. Программа духовно-нравственного воспитания учащихся на 2010-2015 годы «Истоки нравственности и патриотизма» //rudocs/exdat. Com\docs\index- 362572.htme.

167. Пулатова Г.Ш. Педагогической управление в многонациональных детских объединениях: Автореф.дис.... к.п.н.-Махачкала:ДГПУ,2004.-22с.

168. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. - №6.

169. Реализация национально-регионального компонента в этнопеда-гогизации учебно-воспитательного процесса [Текст]: [сб. науч. тр.: по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 26 марта 2008 г., г. Чебоксары] / Чу-ваш.гос. пед. ун-т ; [отв. ред. Т. Н. Петрова]. - Чебоксары: ЧГПУ, 2008. - 217 с.

170. Рерих Н.К. О вечном. - М.: Республика ,1994.-462с.

171. Романовская O.JI. Методы анализа идентичности в исследованиях и практике психологического тестирования //www.edit.muh.ru /shop/goods/piltuels/130 .htm

172. Российская педагогическая энциклопедия[Текст].: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993. - 31 с.

173. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии [Текст]. Изд. 2-е. -М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

174. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности [Текст]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 416 с.

175. Сайдов Т.Г.Методическое руководство к учебнику КТНД для учащегося младшего школьного возраста «Мудрые адаты народа» - Махачкала :Изд-во НИИ Педагогики,2002.-56с.

176. Сайфулаева Д.Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни [Текст].: Автореф. дис...к.п.н. - Алма-Ата, 1994.-С. 39.

177. Сарсенбаев Н.Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь[Текст]. - Алма - Ата, 1974. -76с.

178. Сейненский А.Е. Развитие идей родиноведения (краеведения) в отечественной педагогике (до 1917) [Текст]. // Новые исследования в пед. науках. - Вып. 13. - М., 1969. - С. 77-79.

179. Скокова, Г. В. Современные методы духовно-нравственного воспитания [Текст] / Г. В. Скокова // Начальная школа. - 2006. - № 11. - С. 4549.

180. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагоги-ка[Текст]. М., 2000. - 615 с.

181. Словарь по этике[Текст]. - М.: Политиздат, 1989. - 412 с.

182. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: материалы междунар. науч. конф. (6—7дек. 2001 г.) [Текст]. / [редкол.: Бор-ликов Г. М. (отв. ред.) и др.]. - М. ; Элиста : КалмГУ, 2003. - 415 с.

183. Стандарты второго поколения '.проект для основной школы //www.standart.edu.ru.

184. Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. [Текст]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 414 с.

185. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: [Текст]. В 3-х т. - М.,1980. - Т.2. - 672 с.

186. Темирова Ф.А. Психологические особенности формирования толерантности подростков образовательном процессе школы

//cyderlenirka.ru\articlen\piholog.

187. Тогузова Л.И. Нравственное воспитание в зеркале истории этической мысли[Текст]. М.: Идеал, 1998. - 132 с.

188. Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе: (сб. науч. тр.) [Текст]. / Чуваш.гос. пед. ин-т и др.; [отв. ред. Павлов И. В.]. - Чебоксары: ЧГПИ, 1997. - 392 с.

189. Фетисова О.П. Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 167 с.

190. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога[Текст]. / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

191. Филиппов Ю.В. Социализация этноса. [Текст]. Н. Новгород, 1997.-256 с.

192. Формирование социально устойчивой личности учащейся подро-сткиов в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы [Текст].: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: [В 3 ч.]. Ч. 1 / Чуваш.гос. пед. ин-т и др. ; [отв. ред. Павлов И. В.]. - Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - 267 с.

193. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков [Текст]. / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127128.

194. ХамидулинаР.А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье [Текст].: Автореф. Дис....к.п.н.-Уфа, 1995. - 40 с.

195. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса[Текст]. / Ф.Ф. Харисов: Рвтореф.дис...д-ра пед. наук: 13.00.01.-Элиста, 1999.-39 с.

196. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст].. -М., 1983.

197. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) [Текст]. / Е.Л. Христова. - М.: Педаго-

гика, 1987.-584 с.

198. Цатуров В.Н. Формирования нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде : на материале Республики Дагестан. :Дисс. к.п.н.- Махачкала 1999.-173с.

199. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности [Текст].. Тбилиси: ТГУ, 1984.- 171 с.

200. Чурсин Т.Ф. Очерки по этнологии Кавказа[Текст]. Тифлис, 1913.

171с..

201. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек [Текст]. /Социально- филологический аспект. Майкоп, 1996. - 166 с.

202. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис //vmo.rgub.ru/research/lit/review/erikson.php

203. Этика : Учебник /Под ред.А.А. Гусейнова -М.: Гардарики,2003-

496с.

204. Этнокультурные процессы в древнем Дагестане [Текст].. - М., 1987.- 108 с.

205. Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования [Текст].: материалы межрег. науч.-практ. конф. (24 июня 2004 г.) / Якут, гос. ун-т, Пед. ин-т ; [редкол.: Ф. В. Габышева]. - Якутск : ЯГУ, 2004. - 228 с.

206. Этнос и личность: исторический путь, проблемы и перспективы развития [Текст].: материалы Межрегион.науч.-практ. конф. / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова ; [редкол.: Ю. И. Щербаков и др.]. - М. ; Чебоксары : Моск. гос. открытый пед. ун-т, 2003. - 171с.

207. Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосозна-ние[Текст].. Нальчик. Изд. центр Эль-фа, 1999 г. - 305с.

208. Якубов, 3. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов [Текст]. / 3. Якубов // Almamater (Вестник высшей школы). - 2000. -№5.-С. 33—35.

209. Якубов, 3. Традиционный уклад семьи у дагестанских наро-дов[Текст]. / 3. Якубов // Воспитание школьников. - 1999. - № 5. - С. 38—

210. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. [Текст]. - М., 1986. - 126с.

211. Allport G. Becoming. Basic consideration for a psychology of person-aliti. New Иауе, 1955.-P. 12.

212. Combs A. Achiening self-discipline: some basic principes. Theory into practice, 1995. Vol. 24(4). P. 263

213. Maslow A.H. A theory of metamotivation: the biological rooting of value-life Journal of humanistic phychology, 1967, N 7. P. 93-127.

214. RogersC.Freedom to leam for the 80s. Colombuse.a. .'Merrill, 1984. PI79. Combs A. Yumanism, education and the future. Educational lea ship, 1978. Vol. 35(4).-P. 301.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.