Педагогические традиции и методики русской классической вокальной школы XVIII - XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Косовцов, Николай Евгеньевич

  • Косовцов, Николай Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 188
Косовцов, Николай Евгеньевич. Педагогические традиции и методики русской классической вокальной школы XVIII - XIX вв.: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2018. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Косовцов, Николай Евгеньевич

Введение..................................................................................... 3

Глава 1. Становление педагогических традиций русской классической вокальной школы......................................................................... 20

§ 1.1. Генезис русских вокально-педагогических традиций и методик

обучения пению............................................................................ 20

§ 1.2. «Русская европейскость» как основа развития вокальной педагогики

XVIII века.................................................................................... 44

Выводы........................................................................................ 54

Глава 2. Формирование русской классической вокальной школы XIX века и её значение для развития вокально-музыкального

образования................................................................................. 57

§ 2.1. Вокальная школа А.Е. Варламова............................................... 58

§ 2.2. Вокальная школа М.И. Глинки................................................... 65

§ 2.3. Вокальная школа А.С. Даргомыжского........................................ 86

§ 2.4. Тенденции осуществления вокально-музыкального образования во

второй половине XIX века......................................................................................................................................................103

Выводы........................................................................................ 117

Глава 3. Адаптация классических методик обучения вокальному

искусству в современных условиях.................................................. 121

§ 3.1. Актуальное значение методов обучения в русской классической

вокальной педагогике...................................................................... 122

§ 3.2. Классические методы обучения певцов-вокалистов в практике

современных педагогов.................................................................... 141

Выводы....................................................................................... 154

Заключение.................................................................................. 156

Список литературы...................................................................... 166

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические традиции и методики русской классической вокальной школы XVIII - XIX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Российская культура представляет собой синтез накопленного духовного опыта, идеалов, ценностей, традиций и знаний. Важнейшей задачей образования, в том числе и вокального образования, является трансляция культурной традиции формирования духовного мира подрастающего поколения, приобщения его к истинным ценностям национальной культуры.

В России на протяжении веков сложились крупнейшие педагогические, исполнительские, инструментальные, музыковедческие, хоровые, вокальные школы. При этом важную роль всегда играли традиции певческого обучения. Значимо, что традиции и достижения российского вокально-музыкального образования общепризнанны. В данной связи существенным является обращение к исторически сложившимся отечественным вокально-педагогическим традициям и школам, которые должны быть сохранены и вместе с тем обогащены, адаптированы к современности.

В соответствии с этим повышается значение изучения истории вокального образования, являющейся существенным фактором интеграции основ педагогической традиции певческого обучения с задачами современного вокального образования. Выполнение таких исследований в контексте связи эпох создаёт возможность использовать при осуществлении вокального образования в современных музыкальных учебных заведениях вокально-педагогические достижения предшествующего времени.

Все это актуализирует задачу обращения к истокам российских традиций певческой культуры. В фундаментальном исследовании нуждаются исторически сложившиеся традиционные педагогические основы вокального образования. Необходимо представить, критически осмыслив, апробированные в прошлом методы и формы вокального образования, обосновать возможность применения их в современных условиях. Потребность в изучении отечественного вокально-педагогического наследия обусловлена и тем, что, выполняя важную функцию социальной памяти, такие ретроспективные исследования способствуют

сохранению этого наследия от забвения, помогают восстановить столь необходимую в настоящее время, но во многом утраченную преемственность в развитии российского вокального образования.

Отметим и еще один существенный аспект - изучение рассматриваемого явления (формирование «Русской классической вокальной школы») необходимо не только потому, что оно обладает несомненной научной и практической значимостью, но и потому, что представляет собой самостоятельную ценность, как один из уникальных феноменов отечественной вокально-педагогической культуры.

Особое значение приобретает осуществление в данной области научного знания специальных историко-педагогических исследований. Важно рассмотреть духовно-нравственные традиции российского музыкального образования, которые являются неотъемлемой ипостасью культурного наследия России и основой вокального образования в XVIII - XIX веках.

Изучение процесса вокально-музыкального обучения в учебных заведениях России XIX века, его дифференциации и индивидуализации, углубленного преподавания особенностей вокального искусства, методов работы предоставляет обширный фактический материал, существенно значимый для обновления современного вокального образования, в котором решаются аналогичные задачи.

Актуальность и большое значение заявленной тематики исследования состоит также в необходимости использования методического наследия ведущих музыкантов и педагогов-вокалистов XIX века с целью повышения на данной основе общего уровня обучения классическому вокальному искусству, что содействует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию вокалистов.

Основные дефиниции исследования. Ведущим понятием в диссертации выступает «русская классическая вокальная школа», которая трактуется как результат синтеза русских народных певческих традиций обучения, традиций обучения храмовому певческому искусству, западноевропейских методик подготовки вокалистов, методов русских вокальных школ XIX века.

Русскую классическую вокальную школу XIX века характеризуют следующие основания:

1. Опора на русские народные и церковные певческие традиции.

2. Систематический характер обучения.

3. Синтез отечественных и западноевропейских методик обучения с целью воспитания и обучения певца для нового оперно-концертного стиля.

4. Придание приоритетного значения в вокальном образовании содержательной стороне произведения.

5. Приоритетность в обучении певцов художественного слова над техникой исполнения.

Обоснование хронологических рамок исследования. Нижняя хронологическая граница исследования представлена началом XVIII века, когда возникает большой интерес к западноевропейской культуре и образованности. В этот период в Россию приглашаются западноевропейские деятели науки и искусства, в том числе и для обучения россиян классическому вокальному искусству для участия их в оперных постановках.

Верхняя граница определена окончанием XIX века. Это обусловлено тем, что именно к этому времени российское музыкальное образование, в частности, педагогика вокального образования, достигли классического уровня.

Состояние изученности проблемы. Как показал историографический обзор изучения процесса развития вокального образования в России в нем условно можно выделить 4 периода: 1920-е - 1950-е гг.; 1960-е - 1970-е гг.; 1980-е - 1990-е гг.; с 2000 г. - до настоящего времени.

1. В период 1920-х - 1950-х г.г., наиболее значимыми были исследования Б.В. Асафьева, В.А. Багадурова, Т.В. Ливановой, Н.Ф. Финдейзена, в которых характеризуется исторический процесс становления и развития музыкального искусства в России, специально рассматриваются история вокального образования и творчество видных педагогов-вокалистов XIX века.

2. В 1960-е - 1970-е г.г. выделяются исследования Ю.А. Барсова, Ю.В. Келдыша, М.Л. Львова, Г.П. Машевского, А.С. Яковлевой, в которых, в

основном в персоналистском плане, рассматриваются педагогические аспекты в творчестве видных композиторов, музыкантов и педагогов-вокалистов XIX века.

3. В 1980-е - 1990-е г.г. значительными являются следующие диссертационные исследования и монографии: И.Ю. Алиева, В.П. Ильина, И.Н. Курочкиной, М.П. Рахмановой, в которых: проанализированы тенденции развития российской музыкальной культуры, что позволило представить процесс вокального образования в XVIII - XIX веках; с современных философских и педагогических позиций рассмотрено значение для российского образования творчества педагогов-вокалистов прошлого.

4. С 2000 - до настоящего времени. В диссертационных исследованиях, монографиях и учебных пособиях М.С. Агина, В.И. Адищева, М.В. Антоновой, Л.В. Астафьевой, В.Д. Булгакова, Т.Ф. Владышевской, С.И. Дорошенко, Д.А. Кочаровой, Е.В. Николаевой, К.Ф. Никольской-Береговской, Г.А. Прасоловой, Л.А. Рапацкой, А.С. Стрельцовой, Л.В. Шишкиной, А.С. Яковлевой представлены традиции российского музыкального образования и воспитания XVIII — XIX веков, что позволило определить основные направления процесса становления и развития русской классической вокальной школы.

В целом историографический анализ дает основания констатировать, что отечественной педагогической наукой сформирована первичная методологическая, эвристическая и источниковая база для осмысления процесса развития русской классической вокальной школы XVIII - XIX веков. Однако этот феномен не получил достаточного освещения, поскольку не уделялось специального внимания его целостному историко-педагогическому рассмотрению. Даже важнейшие аспекты — дидактические принципы, методические основы, вокальные школы, практика обучения и воспитания вокалистов - в полной мере не охарактеризованы. История вокального обучения, как целостный развивающийся процесс не получила научного осмысления и не была предметом специального исследования. Это обусловлено тем, что исследования в сфере истории вокального образования были преимущественно сосредоточены на характеристике вокально-педагогической деятельности

отдельных композиторов и педагогов, а процесс формирования системы классического вокального образования в России целенаправленно не рассматривался.

Все это существенно снижает продуктивность историко-теоретического осмысления принципов и методик вокального образования, разработанных в русской классической вокальной школе рассматриваемого периода, что затрудняет возможности их использования, как на современном этапе развития отечественного вокального образования, так и в перспективе.

Осуществленное диссертационное исследование, посвященное педагогическим традициям и методикам русской классической вокальной школы XVIII - XIX веков, создает основу для целостной трактовки рассматриваемого процесса становления и развития русской классической вокальной педагогики и использования её потенциала в современном вокальном образовании.

В связи с этим были выявлены противоречия между:

• стремлением к сохранению и упрочению отечественных традиций вокального образования - и отсутствием обобщающих исследований, посвященных анализу традиций вокальной педагогики России;

• накопленными в музыковедческих трудах знаниями о творчестве педагогов-вокалистов - и недостатком исследований педагогических основ русской классической вокальной школы;

• использованием в современной вокально-педагогической практике принципов и методик работы русских педагогов-вокалистов XIX века - и отсутствием целостного обобщения их творческого потенциала.

Рефлексия необходимости разрешений противоречия между востребованностью современной вокально-педагогической практикой традиций и методик вокального образования в России XVIII - XIX веков и их недостаточной изученностью явилась основанием для формулирования проблемы исследования - на каких педагогических традициях и методических подходах осуществлялось классическое вокальное образование в России XVIII - XIX веков?

Ведущая идея исследования. Становление в XVIII - XIX вв. феномена русской классической вокальной школы стало возможным благодаря творческой деятельности композиторов и педагогов-вокалистов, которые, основываясь на традиционных народных церковных и западноевропейских вокально-педагогических методах обучения пению, сформировали методологическую и методическую основу для осуществления в России классического вокального образования.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические традиции и методики русской классической вокальной школы XVIII - XIX вв.».

Объект исследования - вокальное образование в России XVIII - XIX вв.

Предмет исследования - воплощение педагогических традиций вокального образования в методиках русской классической вокальной школы XVIII - XIX вв.

Цель исследования: охарактеризовать процесс становления и развития русской классической вокальной школы на протяжении XVIII - XIX веков как духовного, культурного и педагогического феномена.

Задачи исследования:

1. Обосновать трактовку понятия «русская классическая вокальная школа».

2. Установить периодизацию процесса формирования русской классической вокальной школы.

3. Охарактеризовать генезис отечественных вокально-педагогических традиций и методик обучения пению XI - XVII вв.

4. Выявить особенности развития вокальной педагогики XVIII века в процессе взаимодействия русской традиционной (духовной) и западноевропейской (светской) культур.

5. Проанализировать методики вокального образования видных представителей русской классической вокальной школы России первой половины XIX века А.Е. Варламова, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского.

6. Представить тенденции осуществления вокально-музыкального образования во второй половине XIX века.

7. Определить способы адаптации продуктивных методик русской классической вокальной школы в вокальном образовании начала XXI века.

Теоретико-методологические основы исследования составили:

• философско-культурологические и историко-культурные труды (Н.А. Бердяев, С.Н. Иконникова, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, В.В. Розанов);

• труды отечественных педагогов и психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин);

• публикации в области теории и методологии историко-педагогических исследований (В.Г. Безрогов, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, М.А. Лукацкий, А.В. Овчинников, З.И. Равкин, А.А. Романов, И.З. Сковородкина);

• публикации по истории русской музыки (Б.В. Асафьев, Т.Ф. Владышевская, А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова, Л.А. Рапацкая);

• труды по проблемам педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, И.С. Авраменкова, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая);

• публикации по теории и методологии историко-педагогических исследований в сфере музыкального образования (В.И. Адищев, Н.А. Асташова, Е.А. Бодина, С.И. Дорошенко, Д.Л. Локшин, Т.Г. Мариупольская, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Николаева, Ф.Ш. Салитова);

• труды по истории музыкального образования (В.И. Адищев, Е.В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, Г.А. Просолова, Н.Ф. Финдейзен, Л.В. Шишкина);

• исследования в области истории и теории педагогики вокального искусства (М.С. Агин, Л.Б. Дмитриев, В.П. Ильин, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова, Д.В. Щирин, А.С. Яковлева);

• публикации, посвященные обучению профессиональному певческому искусству в истории музыкального образования: И.Ю. Алиев, В.А. Багадуров, Ю.А. Барсов, М.В. Бражников, Г.К. Вагнер, И.А. Гарднер, Н.А. Герасимова-Персидская, З.М. Гусейнова, М.Л. Львов, В.М. Металлов, Д.В. Разумовский, Л.А. Рапацкая, Н.Д. Успенский, Д.С. Шабалин. Методы исследования. Применен комплекс общетеоретических (анализ,

синтез, актуализация, систематизация) и историко-педагогических методов, направленных на изучение процесса развития педагогических традиций и методик русской классической вокальной школы XVIII - XIX веков:

• историко-структурный - выявление основных системообразующих компонентов русской классической вокальной школы;

• конструктивно-генетический - анализ эволюции традиций и процесса развития методов вокального образования на разных исторических этапах;

• историко-компаративный - сравнительно-сопоставительное изучение вариативных методик и технологий, продуцировавшихся на различных этапах становления и развития русской классической вокальной школы.

Использован метод стандартизированного интервьюирования ведущих современных педагогов-вокалистов.

Источниковая база исследования:

1. Произведения педагогов-вокалистов XIX в., отражающие методы вокального образования:

- Варламов А.Е. Школа пения (М., 1840);

- Глинка М.И. Записки (СПб., 1870);

- Глинка М.И. Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса (М., 1903);

- Гарсиа Мануэль. Школа пения (Майнц, 1847);

- Джиральдони Л. Аналитический метод воспитания голоса (М.,1893).

2. Методические труды, отражающие процесс развития вокального образования в России рассматриваемого периода:

- Арнольд Ю. Теория постановки голоса по методу старой итальянской школы и применение теории к практическому обучению красивому образованию певческих звуков. Вып. I - III. (СПб., 1898);

- Гарно П. Речь и пение (СПб., 1899);

- Карасев А. Детское пение (М., 1884); Методика пения. Ч.1. (Пенза, 1897), Ч.2. (Пенза, 1898);

- Ломакин Г.Я. Краткая метода пения для общего учения с примерами со словами (СПб., 1861); Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам (СПб., 1862); Руководство к обучению пению в народных школах (СПб., 1866);

- Маркези М. Новейшая школа пения (М.; СПб., 1888).

3. Мемуары, дневники, письма:

- Автобиография и письма А.С. Даргомыжского // Артист. 1894. № 35;

- Глинка М.И. Литературное наследие. Т. 2 (М. - Л., 1953);

- Глинка в воспоминаниях современников (М., 1955);

- Глинка М.И. Сборник материалов и статей (М. - Л., 1950);

- Компанейский Н. Великий русский певец Петров: Личные воспоминания и записи бесед // Русская музыкальная газета. 1903. № 9;

- Корзухин И. А.С. Даргомыжский // Артист. 1894. № 38;

- Кюи Ц.А. К характеристике А.С. Даргомыжского // Избранные статьи (М., 1952);

- Серов А.Н. Критические статьи. Т.4 (СПб., 1895).

Были использованы воспоминания наиболее известных вокалистов о своих учителях: Н.К. Иванов, Л.И. Кармалина, В.Н. Кашперов, Д.М. Леонова, П.М.

Михайлов-Остроумов, О.А. Петров, А.Н. Пургольд-Молас, А.М. Степанова, А.Б. Xессина.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Дана трактовка понятия «русская классическая вокальная школа», выступающая результатом синтеза народных традиций певческого обучения, традиций обучения храмовому певческому искусству, западноевропейских методик подготовки вокалистов и методик обучения отечественных педагогов-вокалистов.

2. Представлена периодизация процесса формирования педагогических традиций и методик русской классической вокальной школы: VII — X вв., когда происходило накопление базовых традиций в народном певческом искусстве; XI -XVII вв., характеризующиеся складыванием канона воспитания и обучения храмовому певческому искусству; XVIII век, на протяжении которого на основе западноевропейских методик происходило становление классической системы вокального обучения; первая половина XIX века, в течении которой осуществлялось воплощение певческих традиций в концептуальную базу русской классической вокальной школы; вторая половина XIX века, на протяжении которой происходила реализация потенциала русской классической вокальной школы.

3. Установлено, что процесс становления отечественного вокального образования в условиях православной культуры XI - XVII вв. представлял собой целостную религиозно ориентированную систему обучения и воспитания певцов на основе овладения ими религиозного и певческого материала в сочетании с соответствующими молитвенными практиками.

4. Представлены педагогические традиции становления и развития русской классической вокальной школы XVIII - XIX вв. на основе взаимодействия народной, православной и западноевропейской культур.

5. В сравнительно-сопоставительном анализе охарактеризованы основные вокальные школы в России XIX века А.Е. Варламова, М.И. Глинки,

А.С. Даргомыжского, которые способствовали процессу формирования русской классической вокальной школы.

6. Определены ведущие тенденции реализации потенциала русской классической вокальной школы в осуществлении вокально-педагогического образования во второй половине XIX века: расцвет русского оперного искусства; ренессанс православной духовной музыки и совершенствование систематической подготовки певцов; демократизация певческого обучения; развитие общественно -педагогической деятельности в сфере массового вокально-музыкального образования; возрождение традиций хорового пения; формирование научно-педагогических основ вокального образования; складывание вокально-педагогических систем; разработка программно-методических материалов в системе общего образования; начало преподавания пения и создание хоров в общеобразовательных учебных заведениях.

7. Установлено актуальное значение и определены способы адаптации в современных условиях методов обучения русской классической вокальной школе: методика показа голосом педагога А. Е. Варламова; концентрический метод обучения М.И. Глинки; синтетический метод развития голоса А.С. Даргомыжского.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. В результате комплексного подхода в исследовании определено понятие «русская классическая вокальная школа», что содействует обогащению теории и истории вокального образования.

2. Установлено традиционное и инновационное в вокально-педагогических методах основателей русской классической вокальной школы, ведущих педагогов-вокалистов XIX века А.Е. Варламова, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, благодаря чему внесён вклад в обогащение истории отечественной вокальной педагогики.

3. Актуализированы в современных условиях педагогические методы русской классической вокальной школы XIX века, доказана их высокая эффективность на всех ступенях вокального образования, что способствует

развитию теории и практики вокальной педагогики, имеет большое значение для современного вокального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем научно-педагогические данные и сделанные выводы могут быть использованы:

1. При составлении программ по курсу «История вокального искусства» (направления подготовки: 53.03.03 Вокальное искусство [уровень бакалавриат]. Академическое пение; 53.03.02 Вокальное искусство [уровень магистр]. Академическое пение).

2. При составлении примерных учебных программ ГОС ВПО по предметам и дисциплинам вокальной специальности «Музыка», «Пение», «боровое пение», «Академическое сольное пение», «История вокального искусства», «Концертно-камерное пение», «Оперная подготовка» для музыкальных школ, музыкальных колледжей и консерваторий.

3. При разработке курсов лекций по истории русской музыки и истории вокального искусства.

4. Для подготовки учебного пособия по направлению подготовки «История вокального образования в России» и 53.05.04 Музыкально-театральное искусство [специалист].

5. При подготовке соответствующих разделов учебников и учебных пособий в сфере музыкального образования «Исторические традиции вокального образования в России», «Методики вокального образования в русской классической вокальной школе XIX века», «Теоретическая и практическая значимость для современного вокального образования методик российских педагогов-вокалистов XIX века».

6. При подготовке и проведении спецкурсов и семинаров в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов-вокалистов («Основы русской классической вокальной школы в творчестве педагогов-вокалистов XIX века А.Е. Варламова, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского», «Значение изучения

истории русской классической вокальной школы на современном этапе развития вокального образования»).

Этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении 8 лет с 2011 по 2018 г.г. и состояло из трёх этапов:

Первый этап (2011 - 2013 г.г.) — изучение историко-теоретической литературы по проблеме исследования, определение на этой основе степени её разработанности; анализ источниковой базы по проблеме исследования.

Второй этап (2014 - 2016 г.г.) — аналитическое осмысление с позиций современной педагогической науки педагогических традиций и методик русской классической вокальной школы, дидактических принципов, форм и методов обучения вокалистов в XVIII — XIX веках.

На третьем этапе (2017 - 2018 г.г.) происходила апробация результатов исследования в выступлениях на конференциях, в публикациях в журналах из перечня ВАК, были сформулированы выводы и оформлена диссертационная работа.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается:

• опорой на системный характер его теоретико-методологических оснований;

• многообразием источникового материала исследования;

• использованием системы исследовательских методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

• преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений.

Личный вклад автора состоит в том, что:

1. Дана трактовка феномена «русская классическая вокальная школа», осуществлена характеристика русской классической вокальной школы XVIII -XIX вв. как целостного вокально-педагогического феномена.

2. Представлена многомерная модель процесса формирования русской классической вокальной школы, базирующаяся на взаимосвязанных вокально-педагогических парадигмах: народного певческого обучения; церковного

певческого обучения; европейского вокального обучения; классического вокального образования.

3. Обоснована периодизация процесса формирования русской классической вокальной школы на основе следующих критериев:

• доминирующая педагогическая традиция вокального обучения;

• своеобразие методик обучения певцов;

• значение периода для формирования русской классической вокальной

школы.

4. Охарактеризованы методики, применяемые в школах российских педагогов-вокалистов XIX века А.Е. Варламова, М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского.

5. Установлены основные тенденции реализации потенциала русской классической вокальной школы в вокально-музыкальном образовании второй половины XIX века.

6. Определены подходы к адаптации классической методики обучения вокальному искусству в современных условиях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Тема диссертационного исследования и результаты диссертационной работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования: история развития педагогической науки и образовательной практики (анализ исторического развития практики образования; становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий; монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого; развитие педагогической лексики и терминологии).

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на:

Международных научных конференциях: V Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, МГГУ им. Шолохова, 2014); VII Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Косовцов, Николай Евгеньевич, 2018 год

Литература

52. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1983. -112 с.

53. Агин М.С. История отечественного вокального искусства. Учеб. пособие. -М.: Пробел, 2017. - 500 с.

54. Агин М.С. Мастера вокального искусства. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. - 498 с.

55. Адищев В.И. Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа: вторая половина XIX - начало XX века: дисс. ... докт. пед. наук. - Пермь, 2007. - 433 с.

56. Александрова Н.В. Частная жизнь российского дворянства во второй половине XVIII - начале XIX в.: дисс.. канд. ист. наук. - Челябинск, 1999.

- 156 с.

57. Алиев И.Ю. Методическое содержание деятельности педагога-вокалиста (теоретический аспект): дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 152 с.

58. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985.

- 363 с.

59. Антонова Л.В. Становление вокального образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 35(76), ч.1: (Общественные и гуманитарные науки). - С. 29-34.

60. Антонова М.В. Античная и славянская мифология в контексте русской культуры XVIII -XIX веков: дисс. ... канд. культурологических наук. — М., 2000. — 143 с.

61. Ануфриев Е.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 4. - С. 33 - 38.

62. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: учеб. пособие. - М.: Московский государственный педагогический институт им. Ленина, 1984. — 111 с.

63. Артемова Е.Ю. Культура и быт России последней трети XVIII века в записках французских путешественников: дисс. . канд. ист. наук. М., 1990.

64. Асафьев Б.В. М. Глинка. - М.: Музгиз, 1950. - 225 с.

65. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 3. - М.: Музгиз, 1954. - 423 с.

66. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. - М.-Л.: Академия, 1930. - 305 с.

67. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М.-Л.: Музгиз, 1952. - 191 с.

68. Астафьева Л.В. Функции диалога культур в генезисе знаменного распева: на материале нового направления в духовной музыке: дисс. ... канд. культурологии. - Кострома: 2007. - 232 с.

69. Багадуров В.А. Глинка как певец и вокальный педагог. Сб. материалов и статей. - М.: Музгиз, 1950. - 343 с.

70. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с.

71. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. - Л.: Музыка, 1967. - 65 с.

72. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки: дисс. ... канд. искусствоведения. - Л., 1968. - 216 с.

73. Белоненко А.С. М.В. Бражников - исследователь древнерусской профессиональной музыки // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. статей. - М.: Музыка, 1979. - С. 73-99.

74. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. - М.: Советский композитор, 1962. - 134 с.

75. Белякаева-Казанская Л.В. Силуэты музыкального Петербурга. - СПб.: Лениздат, 2001. - 499 с.

76. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. -220 с.

77. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С. 42-271.

78. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.

79. Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. Монография. - М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2015. — 119 с.

80. Богуславский М.В. История отечественной педагогики (первая треть XX века). — Томск: НТЛ, 2005. — 312 с.

81. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. - М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.

82. Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2002. - 96 с.

83. Богуславский М.В. Развитие российской школы на рубеже XIX-XX столетий: методология и теория. - Тверь: ЦНИИССУЗ, 2004. - 96 с.

84. Большой толковый словарь русского языка / ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2008. - 1536 с.

85. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV-XVII вв. - Л.: Музыка, 1972. - 422 с.

86. Бражников М.В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. - М., 1979. - С. 7-61.

87. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

88. Булгаков В.Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX -первой половины XX столетия. - Казань: Свет, 2000. - 280 с.

89. Брычков А.С. Менталитет российского общества // Социально -психологические проблемы ментальности. Методологические и теоретические проблемы ментальности и менталитета. Материалы конференции. - М.: Прогресс, 1996. - С. 10-15.

90. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ni/w/weselowskii а n/text 0060^Ыт1, свободный.

91. Веремьев А.А. Эстетическая культура личности // Искусство и образование. - 2004. № 3 (29). - С. 14-28.

92. Взаимодействие культур Востока и Запада. - Вып. 2. - М.: Наука, 1991. -166 с.

93. Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., Искусство, 1993. - 246 с.

94. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php

95. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура древней Руси [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36089. Php?ELEMENT _ID=36089

96. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка XI - XVII веков: дисс. ... докт. искусствоведения. - М., 1993. - 460 с.

97. Волков А.Н. История философии. Учебное пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 1997. — 214 с.

98. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. - 323 с.

99. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

100. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История. Т.1. - Сергиев Посад, ПСТБИ, 1998. - 592 с.

101. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века - встреча двух эпох. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.

102. Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 14. - М.: изд. Академии наук СССР, 1958.

103. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. - Л.: Музыка, 1986. - 224 с.

104. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб.: Алетейя, 1995. -336 с.

105. Гнесин М.Ф. Начальный курс практической композиции. - М.: Музгиз, 1962. - 214 с.

106. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - 3-е изд.

- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 155 с.

107. Гошевский В. У истоков народной музыки славян. - М.: Советский композитор,1971. - 304 с.

108. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т.2. Ч. 2. - М.: Музгиз, 1959.

- 492 с.

109. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. для вузов / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. - 336 с.

110. Гусейнова З.М. Христианское вероучение в русских музыкально-теоретических трактатах XVII века // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса. Материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры. - СПб.: ГУКИ, 2004. - С. 134- 146.

111. Доброхотов Б.В. Народные песни в записях и обработках Алябьева // Вопросы музыкознания: ежегодник. Т. 2. - М.: Музгиз, 1956. - С. 387-406.

112. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2007. - 367с.

113. Доливо А. Певец и песня. - М.-Л.: Музгиз, 1948. - 61 с.

114. Дорошенко С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX - XX вв.: дисс.... докт. пед. наук. Владимир, 2012. — 403 с.

115. Дубинский И. Ференц Лист и Россия // Neue Zeiten. - 2011. - № 04 (118). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neuezeiten.rusverlag.de/2011/04/24/0950/, свободный.

116. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М.: Музгиз, 1962. - 171 с.

117. Елистратов В.С. Россия как миф // Россия - Запад: диалог культур. Вып. 1. - М.: МГУ, 1994.

118. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М.: Музыка, 1965. - 147 с.

119. Зисман Г.А., Тодес О.М. Курс общей физики. Т.1. - М.: Наука, 1969. - 339 с.

120. Иванов А.П. Жизнь артиста. - М.: Советская Россия, 1978. - 210 с.

121. Илизаров С.С. Москва в науке и культуре России XVIII века: дисс.... докт. ист. наук. — М., 2004. — 380 с.

122. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII - начала XX веков. - М.: Советский композитор, 1985. - 231 с.

123. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987. - 205 с.

124. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 205 с.

125. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2012.

126. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001 - 752 с.

127. Ильин И.А. О русской идее [Электронный ресурс] / http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin/russid.php

128. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. I. Душа // Москва. 1996. № 1. - С. 170-190.

129. История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1996. - 254 с.

130. История русской музыки: учебник. - Вып. 1. С древнейших времен до середины XIX века. / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашева. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1990. - 431 с.

131. История русской музыки: в 10 т. - М.: Музыка, 1989. - Т.1. - 383 с. Т.6. -478 с.

132. История русской музыки в 10-т. Т. 10А: 1890-1917 гг. - М.: Музыка, 1997. - 542 с.

133. Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб.: Щ 1996. - 232 с.

134. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Щ 1996. - 415 с.

135. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997. -544 с.

136. Кармин А.С. Культурология: учебник. 4-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2006. -928 с.

137. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея / сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. - М.: Республика, 1992. - С. 313-323.

138. Качалова В.Г. Государственная политика России в области охраны культурных ценностей. ХУШ — XX вв.: дисс.... докт. ист. наук. СПб., 2000. — 364 с.

139. Келдыш Ю.В. Древняя Русь. История русской музыки в 10 т. Т.1. - М.: Музыка, 1983. - 383 с.

140. Келдыш Ю.В. Неизвестная опера русского композитора // Советская Музыка. 1966. № 12. - С. 66-78 с.

141. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. - М.: Советский композитор, 1978. - 511 с.

142. Клюев А.С. Философия музыки. - СПб.: СПГУВК, 2004. - 367 с.

143. Компанейский Н. Великий русский певец Петров: Личные воспоминания и записи бесед // Русская музыкальная газета. 1903, № 9. - С.227-259.

144. Компанейский Н. Метод М.И. Глинки // Русская музыкальная газета. 1903. № 47. - С. 1144-1145.

145. Кондратьева Л.Н. Культура России в концепциях Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: (Опыт сравнительного анализа): дисс.... канд. культурологических наук. — Краснодар, 2002. — 175 с.

146. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, верований, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск: Русичи, 1995. - 648 с.

147. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 135 с.

148.138. Коровин К.А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. - М.: Московский рабочий, 1993. - 222 с.

149. Кочарова Д. А. Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2014. — 27 с.

150. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. 2 изд. - Л.: Музыка, 1988. - 70 с.

151.132. Кравченко А.И. Культурология: учебник. - М.: Проспект, 2005. - 288 с.

152. Кремлев Ю.А. Национальные черты русской музыки. - Л.: Музыка, 1968. - 119 с.

153. Круглова Л.К. Теория культуры. Введение в теорию культуры: учеб. пособие/ Л.К. Круглова. Часть 1. - СПб.: СПГУВК, 2005. - 104 с.

154. Кручинина А.Н. О семиографии попевок знаменного распева в музыкально-теоретических руководствах конца XV - середины XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. - М.: Музыка, 1979. - С. 148-160.

155. Кручинина А.Н. Патриарх Никон и церковно-певческое искусство его времени // Человек верующий в культуре Древней Руси: материалы международной научной конференции. - М.: ПСТБИ, 2005. - С. 104-107.

156. Куфтырева Е.А., Рапацкая Л.А. Голос расширенного диапазона: поэтапное построение процесса обучения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 2. - С. 80-85.

157. Кузнецов Ю.М. Взаимодействие сознательного и бессознательного в вокальном исполнительстве // Научные труды Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сборник 8. Философия, эстетика, культурология. Выпуск 1. - М., 1995. - С. 77-88.

158. Культурология: учебник / В.П. Большаков, Е.П. Борзова, С.Н. Иконникова. - М.: Проспект, 2011. - 528 с.

159. Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 2001. - 304 с.

160. Курочкина И.Н. Взаимодействие этикета, обычаев и традиций в русском обществе второй половины XVIII века (Историко-культурный аспект): дисс.... канд. ист. наук. - М., 1997. - 186 с.

161. Кюи Ц.А. К характеристике А.С. Даргомыжского. Избранные статьи. - М.: Музгиз, 1952. - 172 с.

162. Лада О.Д. О церковном пении. [Электронный ресурс] / Мужской монастырь, Спаса нерукотворного пустынь. Учеб. материалы. - Режим доступа: http://klikovo.ru/db/book/msg/9524, свободный.

163. Ланской М.И. Исследование взаимосвязи дикции, артикуляции и фонации в пении. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1990. - 28 с.

164. Лебедев В.Н. Православная культура России XVII столетия и патриарх Никон // Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: материалы восьмых чтений факультета истории русской культуры. СПб.: ПСТБИ, 2004. - С. 148-155.

165. Лебедев Д.Н. Исполнительские традиции русских оперных певцов. - М.-Л.: Музыка, 1964. - 84 с.

166. Левашов Е.В. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825-1917: Исторический очерк, нозография, библиография. - М.: ТехноИнфо, 1994. -105 с.

167. Левяш И.Я. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд. -Минск: Тетра Системс, 2000. - 496 с.

168. Ливанова Т. В. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып. 1. - М.: Искусство, 1938. - 360 с.

169. Линьсян У. Специфика формирования исполнительской культуры обучающихся вокалистов // Образование и общество. 2010. № 3. - С. 116122.

170. Лихачев Д.С. Русская культура. - СПб.: Искусство, 2007. - 440 с.

171. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. - М.: Музгиз, 1953. - 134 с.

172. Лосский Н.О. Характер русского народа. Книга первая. - М.: Ключ, 1990. - 64 с.

173. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). 2-е изд. доп. - СПб.: Искусство-СПб, 1998. - 414 с.

174. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992. - 478 с.

175. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gramotey.com, свободный.

176. Луканин В.А. Обучение и воспитание молодого певца / Сост. и общ. ред. Е.Е. Нестеренко. - Л.: Музыка, 1977. - 86 с.

177. Лушин Б.М. На уроках маэстро Дж. Барра // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6. М.: Музыка, 1982. - С. 123-140.

178. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. - М.: Музыка, 1964. - 125 с.

179. Мазель Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музык // Интонация и музыкальный образ. М.: Музгиз, 1965. - С. 237-238.

180. Мазурин К. Методология пения. Ч I. - М.: П. Юргенсон, 1902. - 996 с.

181. Максакова М.П. Воспоминания, статьи. - М.: Советский композитор, 1985. - 340 с.

182. Малышева Н.М. Значение принципов К.С. Станиславского для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. - М., 1969. - С. 180229.

183. Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. Методич. пособие. - М.: Советский композитор, 1988. - 130 с.

184. Малюков А.Н. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся-подростков // Искусство и образование. 2002. -№ 2 (20). - С. 2126.

185. Маркези Г. Опера: Путеводитель / Пер. с итальянского Е. Гречаной. - М.: Музыка, 1990.- 383 с.

186. Мартынов В.И. Богослужебное пение как аскетическая дисциплина [Электронный ресурс] иЯЬ:1Шр: //www.canto.ru /тёех.рЬр?шепи =риЬНс&М= агйс1е.шаг1упоу

187. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 224 с.

188. Масленникова И.И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. М.: Музгиз, 1969. - С. 57-71.

189. Машевский Г.П. Вокальное искусство в воззрениях и творческой практике А.С. Даргомыжского: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Л., 1970. - 43 с.

190. Медведева М.В. Духовные стихи в жизни русского народа // Благодатный дом. Духовные стихи русского народа. - М.: Всероссийское музыкальное общество, 1998. - С. 55.

191. Межусь В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

192. Мейендорф И. История византийской церкви. [Электронный ресурс]. Библиотека свящ. Якова Кротова. - Режим доступа: http://krotov.info/library/13 m/yendof 003.Ы:т#2. свободный.

193. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. - М.: Прометей, 1995. - 30 с.

194. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина и др. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

195. Мигай С.И. Дыхание в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. -М.: Музгиз, 1969. - С.163-179.

196. Митринович-Моджеевска Л. Патофизиология речи, голоса и слуха / Пер. с польского. - М.: Музгиз, 1965. - 353 с.

197. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л.: Наука, 1977. -231 с.

198. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 591 с.

199. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики; вып.6. - М.: Музыка, 1982. - С. 141-180.

200. Мотт-Заботина И.М. О работе над вокальным произведением // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. - М.: Музгиз, 1962. - С. 131-146.

201. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. - М.: Музгиз, 1966.

202. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

203. Мурр Д. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. - М.: Радуга, 1987. - 268 с.

204. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.

205. Назаренко И.К. Искусство пения. - М.: Музыка, 1963. - 618 с.

206. Нестеренко Е.Е. Размышление о профессии. - М.: Музыка,1987. -184 с.

207. Нидерле Л. Славянские древности. - М.: Музгиз, 1956.

208. Николаев Б., протоиерей. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: Опыт исследования мелодии и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной. - Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995. - 300 с.

209. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: Историко-теоретический и педагогический аспекты: дисс. ... докт. пед. наук. - М.: МПГУ, 2000. - 393 с.

210. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Дирижирование (по видам)». - М.: Лань, 2003. - 161 с.

211. Никольский А. Краткий очерк церковного пения в период I - X веков // О церковном пении: сб. статей. - М.: Патриархия, 1997.

212. Новикова А. Русские народные песни // Русские народные песни. М.: Музгиз, 1957.

213. Огаркова Н.А. Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора: (XVIII - начало XIX века): дисс.. докт. искусствоведения. СПб., 2004. -130 с.

214. Орлов Г. Древо музыки. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.

215. Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях. -М.: КомКнига, 2007. - 384 с.

216. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до начала XVIII века / автор-составитель А. Куреляк. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 327 с.

217. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3-5. - М.: Наука, 1951-1954.

218. Павловская-Боровик В.И. Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. - М.: Музгиз, 1982. - С. 57-69.

219. Панофка Г. Искусство пения. 24 вокализа для сопрано, меццо-сопрано или тенора. - М.: Музгиз, 1958. - 60 с.

220. Петров А.К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005), основные тенденции, новые композиторские подходы: Автореф. дисс... канд. искусствоведения. - М., 2008. - 24 с.

221. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

222. Поликов Д.С. Феномен дворянской культуры в России XVIII - первой половины XIX века: дисс.. канд. культурологии. Нижневартовск, 2004. -243 с.

223. Померанц Г.С. Диалог культурных миров // Общественные науки и современность. 1994. № 5. - С. 170 -174.

224. Православие. Полная энциклопедия. - СПб.: ИГ «Весь», 2007. - 448 с.

225. Прасолова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века: Автореф дисс. .....докт. пед. наук - М., 2007. - 46 с.

226. Преображенский А.В. Культовая музыка в России. - Л.: Academia, 1924. -123 с.

227. Привалов С.Б. Русская музыкальная литература. - СПб.: Композитор, 2005. - 392 с.

228. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь в 2-х частях. Ч.1. - М.: Советский композитор, 1991. - 423 с.

229. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь в двух частях. Ч.2. - М.: Советский композитор, 2000. - 393 с.

230. Рапацкая Л.А. Образ мира в православном храме / URL: http: // mmedia.nsu.ru/ culture/DATA/obj2752/NEW_VIEW_2 .htm

231. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

232. Рапацкая Л.А. История русской музыки. - М.: Владос, 2001.

233. Рапацкая Л.А. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века». - М.: Владос, 2013. - 384 с.

234. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2008. - 384 с.

235. Рапацкая Л.А. Православный музыкальный ренессанс в отечественном искусстве и образовании: диалог культур // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (51). - С. 32-43.

236. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя. - М.: Прометей, 1991. - 139 с.

237. Рапацкая Л.А. "Четвертая мудрость": о музыке в культуре Древней Руси. -М.: Музыка, 1997. - 179 с.

238. Рахманова М.П. Истоки оперных концепций М.П. Мусоргского: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1987;

239. Реан А.А. Стили общения педагога с учащимися // Начальная школа: плюс минус. 2001. №2. - С. 11-14.

240. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования: монография. - СПб.: Образование -Культура, 2001. - 484 с.

241. Розанов А.А. Полина Виардо-Гарсиа. - Л.: Музыка, 1969. - 245 с.

242. Розеншильд К. История Зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1978. - 544 с.

243. Россия - Европа: Контакты музыкальных культур: сб. научных трудов. -СПб.: Российский институт истории искусств, 1994. - 296 с.

244. Румянцев П.И. Станиславский и опера. - М.: Искусство, 1969. - 493 с.

245. Рунов Б. Пленительный талант // Московская правда. - 1973. 16 июня.

246. Русские народные песни. - М.: Художественная литература, 1957. - 735 с.

247. Русские народные песни для сопрано / сост. Ю. Эрман. - Челябинск: MPI, 2006. - 121 с.

248. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 784 с.

249. Рыцарева М.Г. Композитор М.С. Березовский. Жизнь и творчество. - Л.: Музыка, 1983. - 144 с.

250. Рыцарева М.Г. Композитор Д.С. Бортнянский: жизнь и творчество. - Л.: Музыка, 1979. - 256 с.

251. Рыцарева М. Г. Русская музыка XVIII века. - М.: Знание, 1987. - 128 с.

252. Садовников В.И. Элементы художественно-исполнительского становления певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. - М., Музгиз, 1969. - С. 112-136.

253. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост. А.С. Белоненко. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 с.

254. Свое и чужое в европейской культурней традиции: литература, язык, музыка: сборник докладов участников научной конференции. -Н.Новгород: Деком, 2000. - 349 с.

255. Серегина Н.С. Песнопения русским святым. - СПб.: Наука, 1994. - 470 с.

256. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1-2. - М.: Наука, 1952. - 510 с.

257. Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -368 с .

258. Словарь русского языка. В 4-х т. под ред. А.П. Евгеньевой. Т.1. - М.: Русский язык, 1985. - 696 с.

259. Соболевская О.С. Станиславский работает, беседует, отдыхает. - М.: СТД РСФСР, 1988. - 368 с.

260. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

261. Станиславский - реформатор оперного искусства. Материалы, документы [сост. Г.В. Кристи, О.С. Соболевская]. - М.: Искусство, 1988. - 366 с.

262. Степанова Л.А. Основные положения русской вокальной школы. Камерно-вокальное исполнительство: Монография. Учебное пособие для вузов культуры и искусств. Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. - 72 с.

263. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Академический проект, 1999. -320 с.

264. Стрельцова А.С. Педагогическая школа Синодального училища: учебно-образовательные и воспитательные аспекты. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2013. — 144 с.

265. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Музыка, 1992. - 133 с.

266. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. - М.: Владос, 2002. - 173 с.

267. Сюбарева И.Ф. Историко-педагогические традиции в условиях эксклавного региона России (XIII - начало XXI вв.): дисс. ... докт. пед. наук. - СПб., 2006. - 361 с.

268. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

269. Теребихин Н.М. Богословие русской земли или теософия русской души (к разработке православной культурной антропологии) Концепты. Вып. 2. -Архангельск: Изд-во Поморского ГУ, 1997. - С. 126-151.

270. Тимохин В.В. Выдающиеся итальянские певцы. - М.: Музыка, 1962. - 176 с.

271. Успенский Н.Д. Образцы Древнерусского певческого искусства. - М., 1985. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www. canto .ru/index.php?menu=public&j d=medieval .00. свободный.

272. Федор Иванович Шаляпин: сборник. Т. 2. - М.: Искусство, 1960. - 678 с.

273. Федотов Г.П. Мать-земля (к религиозной космологии русского народа) // Судьба и грехи России. - СПб.: Прогресс,1992. — 65 с.

274. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). - М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 190 с.

275. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. - М.: Мысль, 1953. Т.1. - 576 с.

276. Фигнер Н.Н. Воспоминания, письма, материалы / сост. Л.М. Кутателадзе. общ. ред. А.Я. Альтшуллера. - Л.: Музыка, 1968. - 191 с.

277. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. Т.1. - Л.: ГИЗ, Музсектор, 1928. - 371 с.

278. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. - М.: Согласие, 2010. - 672 с.

279. Фрид С.Б. А.С. Даргомыжский. - СПб.: П. Юргенсон, 1913. - 245 с.

280. Фриш С.Э., Тиморева А.В. Курс общей физики. Т.1. - М.: Высшая школа, 1959. - 379 с.

281. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания. - М.: Музыка, 1990.

- 173 с.

282. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

283. Хессин А.Б. Из моих воспоминаний. - М.: ВТО, 1959. — 248 с.

284. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. - СПб.: Лань, 2000. - 319 с.

285. Хопрова Т., Красногородцева Г. А.С. Даргомыжский. - Л.: Музгиз, 1959.

— 69 с.

286. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, теория и практика. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

287. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Первый выпуск. - М.: Долгопрудный Аллегро-Пресс, 1994. - 118 с.

288. Чернушенко В.А. Первый русский хор // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (Творчество, исполнительство, образование): сб. статей. - Л., 1982. - С. 5-16.

289. Шишкина Л.В. Музыкальное обучение в Древней Руси XV - XVII веков (по древнерусским певческим учебным пособиям): учеб. пособие по курсу «История музыкального образования». - М.: Владос, 2007. - 237 с.

290. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: Метафора, 2007. - 128 с.

291. Шлукина Н.А. Быт провинциального дворянства во второй половине ХУШ столетия: дисс.... канд. ист. наук. М., 2001. — 169 с.

292. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. / Пер. с немецкого Ю.И. Айхенвальда.- М.: Московский клуб, 1992. - 395 с.

293. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

294. Юдин С.П. Певец и голос. - М.- Л.: Музгиз, 1947. - 138 с.

295. Юдина Н.П. Развитие гуманистической демократической традиции в отечественной педагогике 70-х годов XIX века - начала XX века: дисс.. ..доктора педагогических наук. Хабаровск, 2004. — 412 с.

296. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Пер с фр. - М.: Музыка, 1974. -262 с.

297. Юсфин А.Г. Диалог музыкальных культур как модель духовного собеседования // Онтология диалога. 2002, № 13. - С. 272-290.

298. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. Изд. второе. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2007. - 128 с.

299. Яковенко С.Б. М.И. Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура // Музыкальная академия. 2004. № 3. - С. 167-174.

300. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории. Первое пятидесятилетие; 1866-1916. - М., Лань,1999. - 108 с.

301. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1994. - 52 с.

302. Яковлева А.С. Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 1975. — 45 с.

303. Яковлева А.С. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. - М., Музыка, 1982. - С. 36-56.

304. Яковлева А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. Учеб. пособие к лекционному курсу «История вокального искусства». - М., Лань, 1999. - 96 с.

305. Яковлева А.С. Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. - М.: Музгиз, 1976. - С. 110-134.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.