Исполнительская деятельность и педагогические принципы Генриетты Ниссен-Саломан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Пономаренко, Елена Юрьевна

  • Пономаренко, Елена Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 165
Пономаренко, Елена Юрьевна. Исполнительская деятельность и педагогические принципы Генриетты Ниссен-Саломан: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пономаренко, Елена Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Творческий путь Генриетты Ниссен-Саломан: опыт научной реконструкции

§ 1. Источниковедческая база исследования жизни и творчества Генриетты

Ниссен-Саломан

§ 2. Годы становления

§ 3. Пятнадцатилетие гастрольных выступлений

§ 4. Петербургский период

ГЛАВА 2. Вокальная школа Генриетты Ниссен-Саломан в контексте русской культуры

§ 1. Русская вокальная школа второй трети XIX века

§ 2. Педагогические принципы Генриетты Ниссен-Саломан

§ 3. Развитие традиций вокальной школы Генриетты Ниссен-Саломан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Портреты Г. Ниссен-Саломан

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Репертуар Г. Ниссен-Саломан

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Программы концертных выступлений Г. Ниссен-Саломан

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исполнительская деятельность и педагогические принципы Генриетты Ниссен-Саломан»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение творческой деятельности выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов является одним из важнейших направлений музыкознания, позволяющим глубже осмыслить процессы, происходящие в культуре и искусстве определенного периода, выявить основные тенденции их дальнейшего развития. Зачастую сегодня об известных в свое время певцах и педагогах-вокалистах имеются лишь краткие справочные сведения, тогда как их творческая деятельность заслуживает пристального внимания и подробного изучения.

К таким выдающимся музыкантам относится Генриетта Ниссен-Саломан -шведская певица середины XIX века, продолжательница крупнейшей вокальной школы М. Гарсиа, которая стала первым профессором вокального класса Петербургской консерватории, создала в последние годы своей жизни фундаментальный труд «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан»1, оказала значительное влияние на развитие русской вокальной школы. Несмотря на ее прижизненную артистическую популярность и авторитет на педагогическом поприще в России и Европе, имя певицы сейчас практически забыто. Как в российском, так и в западноевропейском музыкознании до сих пор нет подробного исследования, посвященного анализу и выявлению значения деятельности Ниссен-Саломан. Между тем, многие из ее учениц прославили русское вокальное искусство во всем мире как исполнители и педагоги, их имена широко известны и сегодня, преемственность школы Ниссен-Саломан прослеживается до наших дней. Это позволяет утверждать, что подробное изучение творческого пути Ниссен, предпринятое в данной работе, является весьма актуальным.

Степень изученности проблемы. Историография данной темы невелика, как уже упоминалось, на сегодняшний день специального исследования творческого пу-

1 Ниссен-Саломан Г. Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан: Новое издание. Ч. 1. Теорети ческая. СПб.; М., 1911. 91 с.

ти Ниссен-Саломан не осуществлялось. Единственная небольшая работа, непосредственно связанная с певицей, принадлежит Д. Фруклунду: «Генриетта Ниссен, Зигфрид Саломан» . Она содержит важные биографические сведения о Ниссен и каталог архивных документов, подаренных автором Шведской музыкальной академии.

Отдельный пласт научных материалов, частично затрагивающих тему исследования, представляют отечественные работы, посвященные изучению становления и развития различных вокальных школ. Некоторые из них дают краткую биографическую справку и характеристику педагогической деятельности Ниссен-Саломан. В третьей части «Очерков по истории вокальной методологии» В.А. Ба-гадурова (1937) упоминается о педагогической деятельности Ниссен-Саломан в консерватории. И.К. Назаренко в своем исследовании «Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения» (1963) приводит выдержки из учебника «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан» с комментариями. Некоторые сведения о Ниссен-Саломан можно почерпнуть в работах Г.П. Машевского «Вокально-исполнительские и педагогические принципы A.C. Даргомыжского» (1976), Л.Г. Барсовой «Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая. Лекции» (1999), A.C. Яковлевой «Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи» (2007).

Так как в перечисленных выше работах не ставится цель специального изучения деятельности Ниссен-Саломан, то и сведения о ней весьма отрывочны, фрагментарны.

В исследованиях Г.М. Денисовой «Очерки по истории вокальной педагогики в России» (2003) и Е.П. Перлова «История вокальной педагогики» (2007) Ниссен-Саломан и вовсе не упоминается, что представляется странным, учитывая ее вклад в отечественную вокальную педагогику.

Другая группа источников, в которых можно почерпнуть очень краткие справочные сведения о Ниссен-Саломан, - труды по истории Петербургской консерватории, открытой по инициативе деятелей РМО. Среди них работы

2 Fryklund D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman. Haisingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. 19 P-

Н.Ф. Финдейзена «Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859-1909)», «Очерк пятидесятилетия деятельности Санкт-Петербургской Консерватории» под редакцией А.И. Пузырев-ского, «100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк», «Ленинградская консерватория в воспоминаниях» (1987).

Информацию о певице можно получить в шестом томе «Истории русской музыки» (1989), а также в словаре А.М. Пружанского «Отечественные певцы. 1755-1917» (1991).

«Литературное наследие» А.Г. Рубинштейна (1983) содержит ряд писем композитора к Ниссен-Саломан и ее мужу Зигфриду Саломану, с которыми он находился в дружеских отношениях. Эти письма позволяют выявить новые детали творческой биографии певицы.

В последние годы опубликованы несколько научных статей, посвященных непосредственно Ниссен-Саломан. Работа В.М. Ушаковой «Я пришла сюда не показываться, а петь» (2007) знакомит с неизвестными письмами Ниссен-Саломан из фондов Государственного музея политической истории России. Сборник научных статей Санкт-Петербургской консерватории включает работу Т.В. Бычковой «Генриетта Ниссен-Саломан - первый профессор сольного пения Петербургской консерватории» (2008), в которой осуществлена характеристика ее педагогической деятельности на основе анализа «Школы пения Генриетты Ниссен-Саломан». Статья И. Инквист в стокгольмском «Бюллетене Государственной музыкальной библиотеки» (2008) представляет документы семейного архива, хранящегося в этой библиотеке. Материалы этого собрания открывают широкие перспективы дальнейшего исследования темы.

Несколько научных статей характеризуют деятельность учениц Ниссен-Саломан - Е.А. Лавровской, А.Н. Молас и H.A. Ирецкой. Это работы А.Н. Сохора «Певица АН. Молас» в сборнике «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» (1958), A.C. Яковлевой «О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской», М.О. Узинг «Профессор Петербургской консерватории H.A. Ирецкая», включенные в сборник «Вопросы вокальной

педагогики» (1982), Н. Головниной «Наталия Александровна Ирецкая - педагог Божьей милостью» в альманахе «Малоизвестные страницы истории консерватории» (2004). Эти статьи содержат немногочисленные, но интересные факты из жизни Ниссен-Саломан.

Историография данной темы свидетельствует о том, что степень ее изученности очень мала. Проблема диссертации заключается в необходимости исследования творческой деятельности Ниссен-Саломан, определения ее значения в истории русской вокальной культуры XIX века, что будет способствовать более объективной оценке процессов развития музыкального и, в частности, вокального искусства.

Объект исследования - творческий путь Г. Ниссен-Саломан.

Предмет исследования — исполнительская деятельность и педагогические принципы Г. Ниссен-Саломан.

Цель исследования - сформировать объективное знание о деятельности Г. Ниссен-Саломан и ее значении для музыкальной культуры XIX века в целом и развития русского вокального искусства в частности.

Задачи исследования:

• реконструировать творческую биографию Г. Ниссен-Саломан;

• расширить источниковедческую базу по теме исследования за счет привлечения новых архивных источников, периодической, мемуарной, научной литературы; систематизировать полученные материалы;

• раскрыть характерные особенности исполнительской деятельности певицы и ее педагогические принципы;

• определить значение школы Ниссен-Саломан для развития русского вокального искусства, сопоставив ее с отечественными методиками М.И. Глинки и А.Е. Варламова и проследив преемственность и традиции педагогических принципов певицы в последующем развитии русской вокальной культуры.

Материалы исследования.

В результате поиска и введения в научный оборот новых материалов, автором составлена наиболее полная на сегодняшний день источниковедческая база исследования творческой биографии Ниссен-Саломан, которая включает архивные

документы Шведской библиотеки музыки и театра, Российских фондов; статьи русских и зарубежных периодических изданий; мемуарную и научную литературу. Особое место занимает «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан», созданная певицей в последние годы жизни и являющаяся отражением творческого портрета выдающейся вокалистки.

Теоретико-методологическая основа и методы исследования. Теоретико-методологической основой диссертации послужила современная искусствоведческая концепция комплексного исследования творческой деятельности выдающихся музыкантов в широком культурологическом контексте. Основополагающее значение для настоящей работы имеют труды по истории музыкального искусства (Б.В. Асафьева, Т.Н. Ливановой), театра (В.Н. Всеволодского-Гернгросса, A.A. Го-зенпуда, Т.Н. Ливановой, Н.В. Губкиной, И.Ф. Петровской), консерватории (Н.Ф. Финдейзена, И.Ф. Петровской), исследования, посвященные анализу развития вокальных школ и деятельности отдельных музыкантов (Б.В. Асафьева, В.А. Бага-дурова, Ю.А. Барсова, Л.Г. Барсовой, И.К. Назаренко, Л.И. Вайнштейна, Г.М. Денисовой, Д.Н. Лебедева, М.Л. Львова, Г.П. Машевского, Л.К. Ярославцевой, A.C. Розанова, А.Н. Сохора, A.C. Яковлевой).

Методы диссертационного исследования включают как общенаучные, так и сложившиеся в отдельных отраслях музыкознания. В диссертации изучается творческий путь музыканта и педагога, поэтому основными являются биографический метод и метод исторической реконструкции, позволяющие рассмотреть объект исследования в процессе становления и развития профессионального мастерства, в контексте определенного исторического периода.

Одна из отраслей исторического музыкознания - источниковедение - является ведущей в данном исследовании, создавая научно-познавательные предпосылки для его проведения. Соответственно методология источниковедения, разработанная выдающимися отечественными учеными (Н.Ф. Финдейзеном, Ю.В. Келдышем, Т.Н. Ливановой, И.Ф. Петровской, З.М. Гусейновой, Т.З. Сквирской, Н.С. Серегиной, Г.П. Овсянкиной, H.A. Огарковой, Э.А. Ван-Домбург) играет в работе важнейшую роль.

Методологические принципы источниковедения сложились в процессе собирания, систематизации и изучения различных материалов. Эти принципы лежат в основе отраслей источниковедческой науки, таких, как музыкальное источниковедение, в поле зрения которого находятся различные проблемы, в том числе изучение жизни и творчества выдающихся деятелей музыкального искусства.

На первом этапе источниковедческого исследования используется эвристический метод, позволяющий расширить спектр материалов по теме. Их внешняя критика в значительной степени использует инструменты текстологии. Далее атрибутируется каждый документ, выясняется его авторство, после чего в ходе анализа исследователь может приступать к интерпретации источника, внутренней критике. На этом этапе раскрывается информационный потенциал документа, полнота имеющихся в нем сведений, их достоверность и новизна. В заключение обобщаются полученные данные комплекса источников на основе компаративного подхода к результатам анализа отдельных материалов, проводится источниковедческий синтез, позволяющий сделать окончательные выводы из полученных новых данных, классифицировать источники.

Осуществленная актуализация методологической базы исследования: применение эвристики, анализа, сравнения, синтеза полученных в работе данных позволили значительно расширить наши знания по теме, ввести в научный оборот ранее неизвестные материалы, уточнить уже имеющиеся и выявить новые факты из жизни и артистической деятельности Ниссен-Саломан.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Г. Ниссен-Саломан - выдающаяся вокалистка середины XIX века, отличавшаяся высочайшим мастерством и профессионализмом, виртуозным владением голосом, умением глубоко и убедительно воплощать содержание музыкальных произведений различных стилей;

• исполнительская и педагогическая деятельность Г. Ниссен-Саломан способствовала укоренению основ профессионального вокального образования в России;

• педагогические принципы певицы органично вписываются в сложившиеся к XIX веку установки формирующейся русской классической вокальной школы, несмотря на небольшие расхождения во мнениях по отдельным вопросам;

• преемственность исполнительских и педагогических принципов певицы, передававшихся последующим поколениям через ее учеников, прослеживается в русской вокальной школе до наших дней;

Научная новизна заключается в том, что:

• проведено первое подробное исследование жизни и творчества Г. Нис-сен-Саломан с использованием всех имеющихся на данный момент достоверных источников;

• впервые введены в научный оборот многие архивные документы, статьи периодических изданий, составлена наиболее полная на сегодняшний день источниковедческая база исследования;

• осуществлен анализ творческой деятельности Г. Ниссен-Саломан, выделены основы ее исполнительского стиля и методики преподавания;

• педагогические принципы Ниссен-Саломан рассмотрены в контексте общих тенденций русской вокальной педагогики XIX века; выполнен сравнительный анализ вокальных школ М.И. Глинки, А.Е. Варламова, представляющих отечественные певческие традиции, и школы Ниссен-Саломан.

Теоретическая значимость.

• результаты исследования позволяют прояснить и уточнить ряд вопросов, связанных с процессами формирования, развития и взаимовлияния вокальных школ России и Европы на примере изучения деятельности выдающейся вокалистки ХЖ века;

• впервые введенные в научный оборот и систематизированные архивные источники, материалы периодической, мемуарной и научной литературы дают возможность восстановить утраченные страницы жизни и творчества Г. Ниссен-Саломан;

• недооцененная ранее в музыкознании исполнительская и педагогическая деятельность певицы обрела объективную оценку в исследовании;

• доказана преемственность педагогических принципов Г. Ниссен-Саломан в русской вокальной школе до наших дней.

Практическая значимость.

• разработанные в диссертации методологические подходы могут быть использованы в исследованиях творческой деятельности других выдающихся музыкантов;

• материалы диссертации имеют принципиальное значение для последующих научных исследований в смежных областях музыкознания;

• положения и выводы диссертации могут служить основой для дальнейшего исследования данной темы.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы исследования могут быть включены в содержание учебных программ по истории вокальной педагогики, вокального искусства, истории русской музыки, что позволит дополнить и уточнить содержание различных учебных пособий по этим дисциплинам.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РЕПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, отражены в выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 211 пунктов, среди которых 17 - на иностранных языках, трех приложений, содержащих неизвестные ранее фотографии Г. Ниссен-Саломан, ее репертуарный список и программы концертных выступлений. Содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЕНРИЕТТЫ НИССЕН-САЛОМАН:

ОПЫТ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ §1. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ГЕНРИЕТТЫ НИССЕН-САЛОМАН

Творческий путь выдающейся шведской вокалистки Генриетты Ниссен-Саломан на сегодняшний день исследован недостаточно, что в большой степени определяет актуальность диссертационного исследования.

Одной из основных задач работы является выявление источников и формирование на их основе как можно более полного представления о жизни Ниссен-Саломан, о значении ее творческой деятельности в истории музыкальной культуры. В ходе привлечения новых архивных документов, периодической, мемуарной, научной литературы автором составлена наиболее полная на сегодняшний день источниковедческая база исследования по данной теме. Большая часть источников, связанных с жизнью и творчеством Ниссен-Саломан, до сих пор не вводилась в научный оборот, не была известна в российском музыкознании.

Создание источниковедческой базы, систематизация доступных материалов, обзор и характеристика отдельных групп и всех источников в целом, анализ их содержания, синтез всего комплекса источников позволяют создать яркий и достоверный портрет певицы, сыгравшей важную роль в развитии русской вокальной школы.

Материалы можно разделить на несколько групп:

• архивные документы, хранящиеся в Шведской библиотеке музыки и театра;

• архивные документы, хранящиеся в Российской национальной библиотеке, Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, Государственном музее политической истории России;

• статьи и некрологи в периодической печати;

• мемуарная литература;

• учебник «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан»;

• научные сборники, исследования, посвященные вопросам изучения истории русской музыки и вокальных школ, научные статьи, посвященные Ниссен-Саломан.

Часть источников относится непосредственно к Ниссен, однако важную информацию о ней можно почерпнуть и из тех, где о певице упоминается лишь косвенно.

В работе цитируются письма и материалы периодики XIX века, тексты которых в большинстве случаев приводятся в соответствие с современной орфографией и пунктуацией, в ряде случаев особенности оригинала сохраняются.

Самое обширное, из известных на сегодняшний день, собрание рукописных документов и личных вещей Генриетты Ниссен и Зигфрида Саломана3 хранится в семейном архиве Шведской библиотеки музыки и театра.

Основная часть материалов этого архива не публиковалась, отдельные документы освещены в шведском сборнике «Бюллетень Государственной музыкальной библиотеки»4.

Архив содержит большую коллекцию писем, это более ста автографов, адресованных Ниссен и ее супругу тридцатью корреспондентами, среди которых выдающиеся музыканты и писатели XIX века, а также большая переписка 3. Саломана, которую он вел уже после смерти своей жены.

Эти письма в значительной степени дополняют наши знания о вокалистке, круге ее общения, дают возможность открыть новые факты биографии. Имена корреспондентов позволяют утверждать, что Ниссен-Саломан играла далеко не второстепенную роль в музыкальном искусстве XIX века как певица и впоследст-

3 Зигфрид Саломан (1816-1899) - датский скрипач и композитор, брат художника Гескеля Саломана, супруг Генриетты Ниссен с 10 сентября 1850 года. После замужества Ниссен носит двойную фамилию Ниссен-Саломан.

4 Enquist Inger. Stamböcker i Musikmuseets arkiv // Dokumenterat 40. Stockholm, 2008. P. 16-29. URL: http://statensmusikverk.se/musikochteaterbiblioteket/files/2012/12/dokumenterat_40.pdf.

вии как педагог. Здесь приведены фамилии наиболее известных людей, состоявших в переписке с Ниссен, чьи письма хранятся в Шведской библиотеке музыки и театра.

Кристина Нильсон (1843-1921) - шведская певица, считавшаяся соперницей знаменитой А. Патти. Она гастролировала в Европе, США и России, в1869 году стала членом Шведской королевской академии музыки.

Эмма Албани (1847-1930) - канадская оперная певица, начавшая свою артистическую деятельность в Америке. С 1868 года она живет в Европе. Здесь Э. Альбани берет уроки вокала у Ж. Дюпре, затем у Ф. Ламперти, становится солисткой Ковент-Гарден и Метрополитен-Опера.

Ливия Фреге (1818-1891) - немецкая певица, дебютировавшая в 1832 году в Гевандхаузе. Ее связывали дружеские отношения с семьей Клары и Роберта Шуман.

Антонио Котоньи (1831-1918) - итальянский оперный певец и педагог, гастролировавший в Европе и России. С 1894 по 1898 он преподает в Петербургской консерватории.

Одно из писем фонда принадлежит Дженни Линд (1820-1887) - знаменитой шведской певице XIX века, часто называемой «шведский соловей». Дж. Линд гастролировала по Европе и Америке, была членом Шведской королевской академии музыки, профессором пения Королевского музыкального колледжа в Лондоне. В 1841-1842 годах она занималась вместе с Ниссен вокалом под руководством М. Гарсиа-младшего.

Около 20 писем принадлежат сестре М. Гарсиа-младшего, другу Ниссен-Саломан - Полине Виардо-Гарсиа (1821-1910) - французской певице, дочери и ученице М. Гарсиа-отца. Много лет она жила и выступала в России, где у нее было множество друзей. Не все письма П. Виардо имеют датировку, самое раннее из них относится к 1844 году.

Датские писатели Ханс Кристиан Андерсен и Бернхард Ингеман также вели переписку с Ниссен-Саломан. В архиве хранятся два письма - Х.К. Андерсена (1860) и Б. Ингемана (1856) со стихами, посвященными певице.

Игнац Мошелес (1794-1870) - чешский пианист, композитор, дирижер и педагог. С 1846 года он живет в Лейпциге и преподает фортепиано в Лейпцигской консерватории.

Луи Фридрихович Гомилиус (1845-1908) - дирижер, композитор и педагог вел переписку с Ниссен-Саломан. В архиве хранится его письмо 1866 года.

Архив содержит автографы писем многих выдающихся европейских композиторов - Дж. Россини, Дж. Мейербера, К. Сен-Санса, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, адресованные Ниссен, с которой они были в дружеских отношениях.

Тринадцать писем А.Г. Рубинштейна чете Саломан охватывают 1857-1879 годы. До 1860 они адресованы в первую очередь 3. Саломану, с 1860 - Ниссен-Саломан, где он обращается к ней: «дорогой коллеге...», «дорогой мадам Саломан...»5. Письма А.Г. Рубинштейна написаны на французском языке.

Чете Саломан адресовано письмо Алексея Федоровича Львова - композитора, дирижера, возглавлявшего Придворную певческую капеллу в 1837-1861.

Среди других в фонде содержатся письма Ниссен-Саломан от ее учениц: Альмы Фострем, Вильгельмины Рааб. Более десятка писем адресовано Ниссен-Саломан Елизаветой Андреевной Лавровской, все они на французском языке, охватывают период с 1868 по 1871 год.

Более двадцати портретов певицы, представленных в собрании архива, относятся к периоду от начала до последних лет ее творческой деятельности. Наименее известные портреты еще начинающей певицы помещены в приложении данного исследования6, дополняя образ артистки.

В фонде хранятся и фотографии К. Шуман, X. К. Андерсена и многих других выдающихся личностей.

Несколько сохранившихся программ концертов Ниссен и ее учеников позволяют значительно расширить наши представления об исполнительском и педа-

5 Stora skandinaviska serien Nissen-Saloman, Henriette. The Music and Theatre Library of Sweden. Письма А.Г. Рубинштейна 3. Саломану и Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и театра.

6 Приложение 1. Портреты Г. Ниссен-Саломан.

гогическом репертуаре певицы . Около десяти статей из европейских газет и журналов, включающих рецензии на выступления вокалистки, дают возможность получить новые сведения о ее творческой деятельности.

Большой интерес в собрании представляет фонд «Henriette Nissen-Saloman. Sovenir, notes, agenda», содержащий некоторые памятные вещи, принадлежавшие супругам Саломан: собрание визитных карточек, небольшой темно-коричневый блокнот с заметками, охватывающими период от 1867 по 1878, а также дневник Ниссен-Саломан с записями с 1843 до 1876.

о

Дневник певицы является важнейшим документом этого фонда. Автор пишет на французском языке, на страницах блокнота она отмечает все события своей жизни, гастроли, концерты и спектакли, начиная с дебюта в Парижской итальянской опере в 1843, заканчивая 1876 годом. Дневник Ниссен - ценнейший источник информации о ней, позволяющий восполнить недостающие страницы биографии певицы, исправить неточности, встречающиеся в одних документах и переходящие в другие.

Дневник Ниссен послужил основой для создания лекции о вокалистке в 1940 году О. Рафаэль (1887-1952), внучкой Г. Саломана9. Машинописный текст лекции хранится в фонде Шведской библиотеки музыки и тетра10.

Еще один документ - альбом Ниссен из фонда «Henriette Nissen-Saloman. Stambok» содержит много интересных записей, оставленных в нем друзьями и знакомыми певицы. Среди других на страницах альбома находится романс, записанный рукой П. Виардо в 1843, музыкальные фрагменты, оставленные А. Вьета-

7 Presscutting collections. Stora skandinaviska serien Nissen-Saloman, Henriette. The Music and Theatre Library of Sweden. Программы концертов Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и театра. Приложение 3. Программы концертных выступлений Г. Ниссен-Саломан.

8 Henriette Nissen-Saloman. Sovenir, notes, agenda. The Music and Theatre Library of Sweden. Визитки, записные книжки, дневник Генриетты Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и тетра.

9 У самих супругов не было детей, единственными родственниками являются потомки брата Зигфрида Саломана - Гескеля.

10 Olga Raphael-Halleucreutz. Henriette Nissen-Saloman. The Music and Theatre Library of Sweden. Материалы лекции О. Рафаэль о Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и театра.

ном в 1850, А.Г. Рубинштейном в 1851 и множество других автографов11. Данные этого документа также способствуют расширению наших представлений о круге общения Ниссен.

Работа шведского музыковеда и коллекционера Д. Фруклунда «Генриетта

19

Ниссен, Зигфрид Саломан» , которая также хранится в Шведской библиотеке музыки и театра, содержит краткое жизнеописание певицы, составленное Д. Фрук-лундом на основе его коллекции писем и документов, связанных с жизнью и творческой деятельностью Ниссен-Саломан. Это собрание документов было подарено Д. Фруклундом Шведской королевской музыкальной академии в 1929 году. В его книге представлен каталог этих материалов, включающих письма Ниссен Ю. Ритцу, ее дополнения к письмам 3. Саломана, адресованным Б. Зенфу, портреты певицы, программы концертных выступлений, газетные вырезки с рецензиями, письма разным адресатам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Пономаренко, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно утверждать, что Г. Ниссен-Саломан - выдающаяся вокалистка и педагог XIX века, результатом деятельности которой стали несколько поколений блестящих исполнителей и преподавателей как в России, так и в Европе.

Личность певицы сейчас незаслуженно забыта. Данная работа является фундаментом для дальнейшего ее изучения, что представляется необходимым в силу принципиального значения ее творческой деятельности в истории русской вокальной школы.

Привлечение новых архивных источников, периодической, мемуарной, научной литературы, систематизация полученных материалов позволили впервые реконструировать творческий путь Ниссен-Саломан, составить наиболее полную на сегодняшний день и достоверную биографию вокалистки, осуществить исследование исполнительской и педагогической деятельности Ниссен-Саломан.

Выдающиеся музыкальные и вокальные данные, обучение в лучшей в XIX веке школе М. Гарсиа, разностороннее образование, позволили Ниссен-Саломан с большим успехом выступать на крупнейших оперных и концертных сценах Европы.

В результате исследования выявлены основные черты артистической деятельности вокалистки, отличающейся высочайшим мастерством и профессионализмом, позволяющим ей исполнять музыку разных стилей на разных языках. Главными особенностями творчества певицы являются законченность в воплощении сценических образов, отточенность и виртуозность вокальной техники, большой музыкальный вкус и глубина постижения музыкального содержания.

Ниссен как певица уступала по своей популярности таким вокалистам, как П. Виардо, Дж. Линд, являвшихся примадоннами многих оперных театров XIX века. В исследовании высказывается предположение, сделанное на основании

изучения различных источников, что этот факт может быть связан с некоторой эмоциональной сдержанностью, характерной для исполнительского стиля певицы, повышенным чувством самоконтроля.

Многолетний опыт оперных и концертных выступлений, несомненно, стал неотъемлемой составляющей частью, отразившейся в работе Ниссен в качестве преподавателя пения. В результате анализа найденных источников можно утверждать, что Ниссен-Саломан имеет в Петербурге большой авторитет как педагог и музыкант, ее метода и выступления лучших учениц заслуживают одобрительные отзывы у самых компетентных музыкантов и вокалистов, таких как А.Г. Рубинштейн, ученик М.И. Глинки О.Я. Петров, А.С. Даргомыжский.

В результате исследования выявлены педагогические принципы Ниссен-Салман, что позволяет объективно оценить значение ее деятельности для развития вокального искусства в целом и русской вокальной школы в частности.

Главный педагогический принцип Ниссен-Саломан - высокопрофессиональный подход к обучению пению, не допускающий неграмотности и любительства, что подтверждается требованиями, предъявляемыми к учителю пения. Во всех направлениях работы с голосом вокалистка придерживается постепенности и последовательности, считая их залогом сохранения здоровья и успешного развития голоса.

Проведенный сравнительный анализ методических работ трех авторов -М.И. Глинки, А.Е. Варламова и Ниссен-Саломан, показал, что в процессе занятий с учениками они стремятся к достижению одних и тех же целей: выявлению и развитию наилучших качеств голоса, выравниванию его звучания на всем диапазоне, избавлению от различных дефектов, умению управлять им свободно и без форсировки. Несмотря на некоторые различия самих методик, по многим принципиальным вопросам обучения пению они единодушны. Это дает возможность утверждать, что педагогические принципы Ниссен-Саломан очень близки тем, которым следуют лучшие русские преподаватели пения середины XIX века.

Среди ее учениц нужно назвать имена таких выдающихся вокалисток как H.A. Ирецкая, Е.А. Лавровская, А.П. Крутикова, В.И. Рааб, Е.Ф. Цванцигер, A.A. Бичурина, М.Д. Каменская, А.Н. Молас и многие другие.

Благодаря Ниссен-Саломан и многим другим иностранным педагогам-вокалистам самобытная русская вокальная школа освоила все самое лучшее, чего достигли к этому времени европейские вокальные школы, восприняв это как базовую систему приемов для грамотного развития певческого голоса. Это позволяет признать позитивное значение деятельности Ниссен-Саломан для русского профессионального вокального искусства.

Школа Ниссен-Саломан, а через нее — школа М. Гарсиа, нашла свое продолжение в исполнительской и педагогической деятельности многих певцов в России и Европе. Среди главных продолжательниц школы Ниссен-Саломан, преподававших в Петербургской и Московской консерваториях и придерживавшихся тех же педагогических установок, что и их учитель, нужно назвать H.A. Ирецкую и Е.А. Лавровскую.

Из класса H.A. Ирецкой вышли Н.И. Забела-Врубель, К.Н. Дорлиак, З.П. Лодий, Е.К. Катульская и многие другие. Е.А. Лавровская воспитала Е.Я. Цветкову и Е.И Збруеву, утверждавших, что для любых национальных школ техническая база профессионального пения едина. Преемственность школы Ниссен-Саломан прослеживается до наших дней.

Выводы, полученные в ходе проведенного исследования, подтверждают важную роль творческой деятельности Ниссен-Саломан в музыкальном искусстве XIX века, необходимость ее дальнейшего изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пономаренко, Елена Юрьевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк /

A. А. Баренбойм, С. Л. Гинзбург, М. С. Друскин, Е. М. Орлова и др. - Л. : ГМИ, 1962.-320 с.

2. Арапов, П. Летопись русского театра / П. Арапов. - СПб., 1861. — 387 с.

3. Асафьев, Б. В. М. И. Глинка / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1977. -311с.

4. Асафьев, Б. В. Русская музыка от начала XIX столетия / Б. В. Асафьев. -М.-Л.: «Академия», 1930. - 320 с.

5. Багадуров, В. А Очерки по истории вокальной методологии: в 3 ч. Вып. 1. / В. А. Багадуров. - М.: Госиздат, 1937. - Ч. 3. - 255 с.

6. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики /

B. А. Багадуров. -М.: ГМИ, 1956.-268 с.

7. Барсов, Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. А. Барсов. - Л.: Музыка, 1968. - 66 с.

8. Барсов, Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики / Ю. А. Барсов // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей. - 1982. - Вып. 6. -С. 6-22

9. Барсова, Л. Г. Из истории петербургской вокальной школы. Эве-рарди, Габель, Томарс, Ирецкая. Лекции / Л. Г. Барсова. - СПб.: Петровский фонд, 1999. -107 с.

10. Барсова, Л. Г. К И. Забела-Врубель глазами современников / Л. Г. Барсова. - Л.: Музыка, 1982. -120 с.

11. Бернард, М Без названия / М. Бернард // Литературное прибавление к «Нувеллисту». —1850. — декабрь. - С. 94-95.

12. Бородина, А. Мое воспоминание о А. С. Даргомыжском / А. Бородина// Русская старина. -1916. —№ 1. — С. 31.

13. Боткин, В. П. Итальянская опера / В. П. Боткин // Современник. -1850.-№2.-С. 84-87.

14. Боткин, В. П. С.-Петербургская итальянская опера в течение декабря 1848 и января 1849 г / В. П. Боткин // Отечественные записки. — 1849. -№2.-С. 241-247.

15. Бронников, П. К. Учебник пения / П. К. Бронников. — СПб. : П. Юргенсон, 1880. -121 с.

16. Булгарин, Ф. В. Заметки, выписки и корреспонденция / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1850. - № 274. - С. 1093-1094. - Стб. 13.

17. Булгарин, Ф. В. Журнальная всякая всячина / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. -1850. - № 282. - С. 1127. - Стб. 1-2.

18. Булгарин, Ф. В. Заметки, выписки и корреспонденция / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. -1850. -№ 285. - С. 1158. - Стб. 2-3.

19. Бычкова, Т. В. Генриетт Ниссен-Саломан - первый профессор сольного пения Петербургской консерватории / Т. В. Бычкова // Вокальная школа Петербургской консерватории: страницы истории: сб. науч. статей. -СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2008. — С. 6-20.

20. Вайнштейн, Л. И. Камилло Эверарди / Л. И. Вайнштейн. - Киев : Тип. С. В. Кульженко, 1895. - 56 с.

21. Варламов, А. Е Полная школа пения. - СПб.: Планета музыки, 2008. -120 с.

22. Васильева, А Начало (К истории становления исполнительских школ в Петербургской консерватории) / А. Васильева // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. - СПб. - 2001. - Вып. II. -С. 10-14.

23. Васильева, К Глинка в Петербурге / Е. Васильева // Музыкальная академия. - Изд. дом «Композтор». — 2004. - № 3. — С. 180-189.

24. Вольф, А. И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года: в 2 ч. - СПб.: Типография Р. Ролике, 1877-1884. -2 ч.

25. Всеволодский-Гернгросс, В. Н. История русского театра: в 2 т. / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. -М.-Л.: Теа-кино-печатъ, 1929. - 2 т.

26. Галлер, К Без названия / К Галлер // Всемирная иллюстрация. -СПб.: Изд. Гоппе Г. Д., 1879. - Т. ХХП. - С. 254-255.

27. Гарсиа, М. Полный трактат об искусстве пения / пер. с франц. под ред. В. АБагадурова. -М.: Музгиз, 1957. - 258 с.

28. Глинка, М И. Письма и документы / под ред. В. М. Богданова-Березовского. -М. : Дирекг-Медиа, 2012. -Ч. 1. -1453 с.

29. Глинка, М. И. Летопись жизни и творчества / А. А. Орлова. — М. : Музгиз, 1952. - 542 с.

30. Глинка, М И. Записки / Ред. и комментарии А С. Розанова. - М., 1988.-222 с.

31. Глинка, М И. Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса (для альта) / М. И. Глинка. — СПб.: П. Юргенсон, б. г. -11 с.

32. Гозенпуд, А А Русский оперный театр XIX века (1836-1856) / А. А. Гозенпуд. - Л.: Музыка, 1971. - Т. 1. - 461 с.

33. Гозенпуд, А А Русский оперный театр XIX века (1857-1872) / А. А. Гозенпуд. - Л.: Музыка, 1971. — Т. 2. - 334.

34. Гозенпуд, А А Музыкальный театр в России. Ог истоков до Глинки / А. А Гозенпуд. - Л.: Музгиз, 1959. - 781 с.

35. Головнина, Н. Наталия Александровна Ирецкая - педагог Божьей милостью / Н. Головнина // Малоизвестные страницы истории консерватории: Альманах. - СПб., 2004. - Вып. X. - С. 21-27.

36. Горчаков, Н. Опыт вокальной или певческой музыки в России, от древних времен до нынешнего усовершенствования сего искусства, с любопытными замечаниями об отличных авторах и реэнтах вокальной музыки, и с двумя гравированными фигурами старинных певческих нот / Н. Горчаков. -М. : Типогр. Решетникова, 1808.-41 с.

37. Губкина, Н. В. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX в / Н. В. Губкина. — СПб.: Буланин, 2003. — 568 с.

38. Гумерова, О. А Музыкальные общества России (история и современность) / О. А. Гумерова. - Челябинск, 1991. - 96 с.

39. Даргомыжский, А С. Избранные письма / ред М С. Пекелис. -М.: Музгиз, 1952. - Вып. 1. -76 с.

40. Дейша-Сионицкая, М. А Пение в ощущениях. С приложением 12 нотных примеров / М. А Дейша-Сионицкая. - М.: Гос. изд-во Музыкальный сектор, 1926. -29 с.

41. Денисова, Г. М Очерки по истории вокальной педагогики в России / Г. М. Денисова - Челябинск : Чеияб. Гос. акад. Культуры и искусства, 2004.-205 с.

42. Домбург, Э. А ван. Текстология в отечественном музыкознании: история, теория, практика: учебное пособие / РГПУ им. А И. Герцена, каф. муз. воспитания и образования. — СПб.: Астерион, 2011. — 96 е., 12 ил.

43. Иванов, М. М Первое десятилетие постоянного итальянского театра в Петербурге в XIX веке (1843-1853 тт) / М М Иванов // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1893-1894: приложения в 3 кн. - СПб. : Типография Императорских С.-Петербургских театров, 1895. — Кн. 2. - С. 5595.

44. История русской музыки: в 10 томах / Ю. В. Келдыш и др. - М.: Музыка, 1988. - Т. 5 (1826-1850). - 520 с.

45. История русской музыки: в 10 томах / Ю. В. Келдыш, Л. 3. Ко-рабелышкова, Е. М Левашев, Р. Н. Романова. - М. : Музыка, 1989. - Т. 6 (50-60-е годы XIX века). - 384 с.

46. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: уч. пособие / И. Н. Данилевский и др. - М., 1998. — 702 с.

47. Карелии, В. Александра Николаевна Молас / В. Каренин // Музыка и революция. -1929. -№ 4. - С. 41.

48. Корзухин, И. А. С. Даргомыжский / И. Корзухин // Артист. -1894.-№36.-С. 58.

49. Кублицкий, М. Е. История оперы в лучших ее представлениях (Композиторы. Певцы. Певицы). - М.: Печатня СЛ. Яковлева, 1874. - 268 с.

50. Лебедев, Д. Н. Исполнительские традиции русских оперных певцов. - М.-Л.: Музыка, 1964. — 84 с.

51. Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. / Г. Г. Тигранов. - Л.: Музыка, 1987. - Кн. 1. - 214 с.

52. Леонова, Д. Н. Воспоминания артистки Императорских театров // Исторический вестник. -1891. - Т. 43. - С. 338.

53. Ливанова, Т. Н. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века: в 6 вып. / Т. Н. Ливанова. — М. : ГМИ; Сов. Композитор, 1960-1967.-Вып. 1-4.

54. Ливанова, Т. Н. Критическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Н. Ливанова. - М.-Л.: Музгиз, 1950. -102 с.

55. Ливанова, Т. Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Н. Ливанова. — М.-Л.: Музгиз, 1951. -100 с.

56. Ливанова, Т. Н Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры / Т. Н. Ливанова. - М : «Искусство и образование», 1938. -Вып. 1.-350 с.

57. Ливанова, Т. Н. Русская музыкальная культура 18 века в её связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы: в 2 т. / Т. Н. Ливанова. - М : Музгиз, 1952-1953. - 2 т.

58. Ливанова, Т. Н Стасов и русская классическая опера / Т. Н. Ливанова. -М. : Музгиз, 1957. —432 с.

59. Ливанова, Т. R Русская музыка в период образования русской нации / Т. Н. Ливанова // Вопросы формирования русской народности и нации. -М.-Л., 1958. - С. 347-387.

60. Ломакин, Г. Я. Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам. — СПб., 1862. — 26 с.

61. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства / М. Л. Львов. -М.: Музыка, 1964. - 298 с.

62. Львов, М Л. Русские певцы / МЛ. Львов. — М : Музыка, 1965. -264 с.

63. Львов, Ф. П. О пении в России / Ф. П. Львов. - СПб, 1834. - 69 с.

64. Мазурин, К. М К истории и библиографии пения. Глава из введения в методологию пения /КМ Мазурин. - М : У нив. тип., 1893. - 133 с.

65. Манн, И. А. Петербургская летопись / И. А. Манн // Санктпетер-бургские ведомости. -1850 - № 246. - С. 987. - Стб. 4.

66. Манн, И. А. Без названия / И. А. Манн // Санктпетербургские ведомости. - 1850. -№264. - С. 1062 -1063.

67. Манн, И. А. Об утре квартетном Г. Вьётана с участием Г-жи Ниссен-Саломан / И. А. Манн // Санктпетербургские ведомости. — 1850. - № 275.-С. 1107.-Стб. 1-4.

68. Манн, И. А. Без названия / И. А. Манн // Санктпетербургские ведомости. - 1850. — № 286. - С. 1153. -Стб. 2-3.

69. Манфредини, В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке / В. Манфредини. - СПБ. : Театральная типография, 1805.-176 с.

70. Маренич, Г. А О первоначальном обучении пению / Г. А. Маре-нич. - СПб.: Тип. В. Безобразова, 1876. - 39 с.

71. Машевский, Г. П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы АС. Даргомыжского / Г. П. Машевский. - Л.: Музыка, 1976. - 64 с.

72. Мусоргский, М. П. Письма / М. П. Мусоргский. - М. : Музыка, 1981.-359 с.

73. Назаренко, И. К Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия / И. К. Назаренко. - М.: Музгиз, 1963. — 530 с.

74. Неизвестный автор. Большой театр. Итальянская опера. Норма. // Северная пчела. -1844. -№ 272. - С. 1085-1086. - Стб. 1-3.

75. Неизвестный автор. Без названия // Официальная газета Царства Польскаго. -1844. -№ 244. - С.1842 (2). - Стб. 1.

76. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. -1844. - № 231. - С. 1 - Стб. 1-3.

77. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. -1844. - № 225. - С. 1. - Стб. 1.

78. Неизвестный автор. Итальянская опера в Петербурге // Литературная газета. -1844. - № 37. - С. 628. - Стб. 1-2.

79. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. —1845. - № 6. - С. 4. — Стб. 3.

80. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. — 1845. - № 11, Понедельник. — С. 4. — Стб. 1.

81. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. — 1845. — № 53. - С. 3. - Стб. 4.

82. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. - 1845. - № 55. - С. 4. - Стб. 4.

83. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. - 1845. - № 57. - С. 4. - Стб. 4.

84. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. - 1845. - № 65. - С. 4. - Стб. 4.

85. Неизвестный автор. Без названия // Ведомости С.-П.-Бургской городской полиции. — 1845. — № 66. - С. 4. - Стб. 4.

86. Неизвестный автор. Без названия // Литературная газета. - 1845. - № 2. - С. 40.-Стб. 1-3.

87. Неизвестный автор. Без названия // Литературная газета. - 1845. -№3.-С. 49. — Стб. 3.

88. Неизвестный автор. Итальянская опера в Петербурге // Литературная газета. -1845. - № 3. - С. 55-59.

89. Неизвестный автор. Петербургские театры. Первые представления. Большой театр // Театральная летопись. —1845. - № 3. - С. 25.

90. Неизвестный автор. Петербургские театры. Первые представления. Большой театр // Театральная летопись. -1845. -№ 8. - С. 67-69.

91. Неизвестный автор. Без названия // Финский весгаик. - 1845. — Т. П.-Отд. VI.-С. 43.

92. Неизвестный автор. Фельетон. Музыкальная хроника // Санктпе-тербургския ведомости. —1849. — № 183. - С. 736. — Стб. 4.

93. Неизвестный автор. Без названия // Библиотека для чтения. -1850.-Т. 102.-С. 194.

94. Неизвестный автор. Без названия // Санкт-Петербургские ведомости. - 1850. -№66.-С. 266. - Стб. 4.

95. Неизвестный автор. Без названия // Литературное прибавление к «Нувеллисту». - 1850. - С. 39-40.

96. Неизвестный автор. Без названия // Литературное прибавление к «Нувеллисту». — 1850. - С. 32.

97. Неизвестный автор. Без названия // Литературное прибавление к «Нувеллисту». - 1850. - С. 48.

98. Неизвестный автор. Без названия //Литературное прибавление к «Нувеллисту». - 1850. - С. 72.

99. Неизвестный автор. Без названия // L'Europe artiste. — 1854. - 15 марта. - С. 23-27.

100. Неизвестный автор. Без названия // Русская сцена. - 1864. - Т. 4. -С. 38-41.

101. Неизвестный автор. Без названия // Голос. - 1873. — № 263. - С.

2.-Стб. 2.

102. Неизвестный автор. Без названия // Голос. - 1873. - № 266. - С.

3.-Стб. 1.

103. Неизвестный автор. Без названия //Русские ведомости. - 1874. -27 ноября. — С. 12—13.

104. Неизвестный автор. Без названия // Музыкальный листок. -1875/76.-№21.-С. 7-11.

105. Неизвестный автор. Генриетта Ниссен-Саломан. Некролог // Ну-веллист. -1879. - № 6. - С. 11-17.

106. Неизвестный автор. Без названия // Суфлер. - 1879. - № 12. - С.

1.

107. Неизвестный автор. Без названия // Суфлер. - 1879. - № 13. - С.

2.

108. Неизвестный автор. Без названия // Северная иллюстрированная музыкальная газета. - Христиания : 1880. - № 4,5.

109. Неизвестный автор. Без названия // Русский музыкальный вестник. -1881,-№ 3.-С. 1.

110. Неизвестный автор. Без названия // Русский музыкальный вестник.-1881.-№ 7.-С. 2.

111. Неизвестный автор. Без названия // Суфлер. - 1881. - № 20. - С.

4.

112. Неизвестный автор. Без названия // Русская старина. - 1883. - Т. XL.-С. 215.

113. Неизвестный автор. Без названия // Ежегодник Императорских театров. - 1891-1892,2-й год. - С. 308.

114. Неизвестный автор. Без названия // Артист. - 1892, февраль. - № 24.-С. 215.

115. Неизвестный автор. Без названия // Русская музыкальная газета. -1914. -№ 14/15. - С. 371-373.

116. Неизвестный автор. Без названия // Бирюч. - 1920. - С. 412.

117. Нильский, А. А. Закулисная хроника / А. А. Нильский. - СПб., 1897.-361 с.

118. Ниссен-Саломан, Г. Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан: в 3-х частях / Г. Ниссен-Саломан. - СПб. : Бессель, 1880. -4.1. Theorique. - 67 е.; Ч. 2. Pratique. - 405 е.; Ч. 3. Supplement. - 34 с.

119. Ниссен-Саломан, Г. Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан: в 3-х частях / Г. Ниссен-Саломан. - СПб. : В. Bessel. & C-ie, б. г. - Ч. 1. Théorique. - 67 е.; Ч. 2. Pratique. — 405 е.; Ч. 3. Supplément. — 34 с. URL: http://dhb.rsl.ru/01004474791,http^/dlib.rsl.ru/01004474695.

120. Ниссен-Саломан, Г. Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан: Новое издание. Ч. 1. Теоретическая / Г. Ниссен-Саломан. - СПб. ; М. : В. Бессель и К°, 1911. - 91 с.

121. Ниссен-Саломан, Г. Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан: Новое издание. Ч. 1. Теоретическая / Г. Ниссен-Саломан. - СПб. ; М. : В. Бессель и К°, б. г. - 91 с.

122. Огаркова, К А Церемонии, празднества, музыка русского двора: XVIII — начало XIX века / Н. А. Огаркова. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2004.-347 с.

123. Огаркова, H. А Примадонны в Петербурге: «свои» и «чужие» (1830-1850) / H. А Огаркова // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. XIX век. Страницы биографии. Т. 12. - СПб. : РИИИ ; Композитор, 2013. - с. 130-167.

124. Одниск, В. Несколько слов о Г. Ниссен / В. Одниск // Репертуар и Пантеон. - 1844. - Т. 8. - Кн. 10. - С. 237-239.

125. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Под ред. Г. Б. Бернандга. - М. : ГМИ, 1956. - 729 с.

126. Онноре, И. И. Одиннадцать лет в театре. (Из воспоминаний артистической жизни Ирины Ивановны Онноре, бывшей певицы Императорского Московского театра, ныне профессора пения в Петербурге). Русская опера / И. И. Оноре // Русская старина. -1912, февраль. - С. 320-321.

127. Очерк пятидесятилетия деятельности Санкт-Петербурской Консерватории / Сост. Пузыревский А И., Сакетга JL А - Петроград, 1914. -183 с.

128. Перлов, Е. П История вокальной педагогики / Е. П. Перлов. CI 16. : ЛГУ им. А С. Пушкина, 2007. - 73 с.

129. Петровская, И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII - начала XX века / И. Ф. Петровская. - М.: Музыка, 1983.-214 е.; 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1989.-318 с.

130. Петровская, И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801-1917: Энциклопедия / И. Ф. Петровская. - СПб.: Петровский фонд, 1999. - 367 с.

131. Петровская, И. Ф. Музыкальный Петербург 1801 — 1917. Энциклопедический словарь-исследование / И. Ф. Петровская. - СПб., 2009-2010. -Т. 10-11.

132. Пономаренко, Е. Ю. Генриетта Ниссен-Саломан и русская вокальная школа XIX века: к постановке проблемы / Е. Ю. Пономаренко // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Сборник статей по материалам П Международной научно-практической конференции (10-12 декабря 2009). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - Ч. П. - С. 119-123.

133. Пономаренко, Е. Ю. У истоков русской классической вокальной школы: методические пособия М.И. Глинки, А.Е. Варламова, Г. Ниссен-Саломан / Е. Ю. Пономаренко // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Сборник статей по материалам Ш Международной научно-практической конференции (22-23 ноября 2010). - СПб.: Перспектива, 2011.-Ч.П.-С. 133-141.

134. Пономаренко, Е. Ю. Педагогические принципы Генриетты Ниссен-Саломан / Е. Ю. Пономаренко // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. — СПб.: Астерион, 2011. — Вып. 6. -С.157-163.

135. Пономаренко Е.Ю. Преемственность традиций русской вокальной школы, как важнейший фактор ее развития (на примере школы Г. Ниссен-Саломан) / Е. Ю. Пономаренко // Процессы модернизации и ценности культуры: материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». - СПб. : Политехи. Ун-т, 2011. - С. 339-342.

136. Пономаренко, Е. Ю. Исполнительская деятельность Генриетты Ниссен-Саломан в 40-50-х годах XIX века / Е. Ю. Пономаренко // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сборник научных трудов. -СПб.: Астерион, 2012. - Вып. 7. - С. 167-173.

137. Пономаренко, Е. Ю. Гастроли Генриетты Ниссен-Саломан в России в 1844-1845 годах / Е. Ю. Пономаренко // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (2-3 декабря 2011). - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. -Ч. П. - С. 141-148.

138. Пономаренко, Е. Ю. Вокально-исполнительское искусство Генриетты Ниссен-Саломан / Е. Ю. Пономаренко // Общество. Среда. Развитие: Научно-теоретический журнал. - СПб.: Астерион, 2012. - Вып. 4. - С. 163166.

139. Пономаренко, Е. Ю. Генриетта Ниссен-Саломан: неизвестные письма и публикации (по материалам РНБ) / Е. Ю. Пономаренко // Источниковедение истории культуры: сборник статей. - СПб. : Изд-во «Перспектива», 2012. - Вып. 3. - С. 85-90.

140. Пономаренко, Е. Ю. Источниковедческая база исследования жизни и творчества Генриетты Ниссен-Саломан / Е. Ю. Пономаренко // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сб. научных трудов. — СПб. : Астерион, 2013. - С. 173-180.

141. Пономаренко, Е. Ю. Исследование материалов о Генриетте Нис-сен-Саломан на основе методов музыкально-исторического источниковедения / Е. Ю. Пономаренко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. 23. - С. 190-195.

142. Похитонов, Д. И. Из прошлого русской оперы / Д. И. Похитонов. -Л., 1949.-264 с.

143. Пружанский, А. М Отечественные певцы. 1755-1917: Словарь: в 2 ч. / А. М. Пружанский. - М : Сов. Композитор, 1991. -2 ч.

, f

144. Решетникова Т. В. «Полная школа пения А. Е. Варламова» и русская вокальная педаг огика / Т. В. Решетникова // Проблемы музыкальной науки.-2009.-№ 1.-С. 152-155.

145. Римский-Корсаков, А. R Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество / АН. Римский-Корсаков. — М.: Музгиз, 1937. - Вып. 4. —169 с.

146. Розанов, А С. Полина Виардо-Гарсиа. 3-е изд / АС. Розанов. -Л.: Музыка, 1982. - 240 с.

147. Росс их и на, В. К Советское камерно-вокальное исполнительство / В. П. Россихина. - М.: Советский композитор, 1976. -112 с.

148. Рубец, А И. Воспоминания о первых годах Петербургской консерватории /АН. Рубец // Новое время. -1912. - 25 июня. - № 13033.

149. Рубинштейн, А Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / А Г. Рубинштейн. -М.: Музыка, 1983. -215 с.

150. Рубинштейн, А Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 2. Письма (1850-1871) / А Г. Рубинштейн. -М.: Музыка, 1984. - 221 с.

151. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 3. Письма (1872-1894). Лекции по истории фортепианной литературы / А Г. Рубинштейн. - М : Музыка, 1986. - 276 с.

152. Савельева, Ю. В. Зрелищный Петербург: музыка и развлечения в первой трети XIX века / Ю. В. Савельева. - СПб.: Гиперион, 2013. - 236 с.

153. Савельева, Ю. В. Музыка в зрелищной культуре Петербурга в первой трети XIX века // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. Страницы биографии. Т. 12. / Отв. ред. и сост. Н. А Огаркова. - СПб.: РИИИ, Композитор-Санкт-Петербург, 2013. - С. 254 - 273.

154. Серегина, Н. С. «Слово о полку Игореве» и русская историческая гимнография XII века /Н. С. Серегина. - М : Памятники исторической мысли, 2011. - 400 с.

155. Серов, А Н. Критические статьи: в 4 т. / А Н. Серов. - СПб. : тип. Деп. уделов, 1895. — 4 т.

156. Сквирская, Т. 3. Источниковедение и текстология в музыкознании / Т. 3. Сквирская. - СПб.: Изд.-во Композитор, 2012. - 40 с.

157. Стасов, В. В. Статьи о музыке: в 2 вып. / В. В. Стасов. - М.: Музыка, 1974-1976. -Вып. 1,2.

158. Стасов, В. В. Избранные сочинения в трех томах / В. В. Стасов. -М.: Искусство, 1952. — Т. 2. - 775 с.

159. Стасов, В. В. Избранные статьи о музыке / ред. А В. Оссовский. - М.-Л.: ГМИ, 1949. - 328 с.

160. Сохор, А Н. Певица А.Н. Молас / А. Н. Сохор // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: сб. статей. Вып. 2. — М. : ГМИ, 1958. -С. 207-211.

161. Тернер, О. Г. Воспоминания жизни / О. Г. Тернер // Русская старина. -1909, август. - С. 255-256.

162. Тышко, С., Мамаев, С. Странствия Глинки. Киев — Санкт-Петербург / С. Тышко, С. Мамаев // Музыкальная академия. СПб.: Изд. дом «Композтор», 2004. - № 3. - С. 189-195.

163. Узинг, М. О. Профессор Петербургской консерватории Н. А. Ирецкая / М. О. Узинг // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей. Вып. 6. - Л.: Музыка, 1982. - С. 23-36.

164. Ушакова, В. М. Я пришла сюда не показываться, а петь (Неизвестные письма певицы и педагога Генриетты Ниссен-Саломан в фондах Государственного музея политической истории России) / В. М. Ушакова // История Петербурга. - СПб.: Полгорак, 2007. - № 6 (40). - С. 72-75.

165. Финдейзен, Н. Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859-1909) / Н. Ф. Финдейзен. - СПб. : Типография Главного управления уделов, 1909. -120 с.

166. Чайковский, П. И. Музыкально-критические статьи / П. И. Чайковский. - М: ГМИ, 1953. - 364 с.

167. Чешихин, В. История русской оперы (с 1674 по 1903 г.) / В. Че-шихин. - СПб. : изд. П. Юргенсона, 1905. - 650 с.

168. Шиков, В. И. Музыканты Верхневолжья / В. И. Шиков. - Кашин : Московский рабочий, Калининское отд-е, 1984. — 208 с.

169. Шишкова, Р. Г. Источниковедение как основа музыкальной науки / сост. Э.А. Фатыхова (Окунева) // Источниковедение истории культуры: сборник статей. — СПб. : Астерон, 2006. - Вып. 1. — С. 3-12.

170. Шишкова, Р. Г. Периодизация как теоретическая проблема (на примере творчества композиторов Нововенской школы) / Р. Г. Шишкова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 22. - Ч. 2. - С. 138-147.

171. Элькан, A. JL Концерт г-жи Саломан-Ниссен / A. J1. Элькан // Санктпетербургские ведомости. - 1850, 8 декабря. - № 277. - С. 1117. - Стб. 1-4.

172. Яковенко, С. Б. Театр одного певца / С. Б. Яковенко. - М. : Знание, 1982. - 56 с.

173. Яковенко, С. Б. M К Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура / С. Б. Яковенко // СПб. : Музыкальная академия. Изд. дом «Композтор», 2004. -№ 3. - С. 167-174.

174. Яковлева, А. С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи / А. С. Яковлева. - М. : Издательский дом «Информ Бюро», 2007.-480 с.

175. Яковлева, А. С. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской / А. С. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей. Вып. 6. — Л. : Музыка, 1982. - С. 36-56.

176. Ярославцева, Л. К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков / Л. К. Ярославцева. - М. : Золотое руно, 2004.-200 с.

177. Яхонтов, А. H Петербургская итальянская опера в 1840-х г. / А. Н. Яхонтов //Русская старина. -1886. - Т. 52. -№ 12. - С. 735-748.

178. Boumonville, A. Reiseminder, Reflexioner og biografiske Skizzer / A. Boumonville. - Reitzel, 1878. - 267 p.

179. Enquist, L Stambocker i Musikmuseets arkiv / I. Enquist // Dokumenterat 40. - Stockholm : Statens Musikbibliotek, 2008. - P. 16-29. URL: http://statensmusikverk.se/musikochteaterbiblioteket/files/2012/12/dokumenterat_ 40.pdf (дата обращения 03.04.2013).

180. Fryklund, D. Henrietta Nissen, Siegfried Saloman / D. Fryklund. -Halsingborg: Schmidts Boktryckeri A.-B, 1929. -19 p.

181. Garcia -fils, M. Traite complet de l'art du chant / M. Garcia -fils. -Mainz, 1840.

182. Krook, A Untitled / A. Krook // Svea Folkkalender. -1880. - № 238.

183. Lablache, L. A complete method of singing / L. Lablache. - London, 1843.

184. Unknown author. Den Svenska Larkan // Idim. - 1929. - № 52. - P. 1448-1449.

185. Unknown author. Untitled // Ny tidning for musik. - 1857. - № 8, February 16th.-P. 63.

186. Unknown author. Henriette Nissen-Saloman // Ny illustrerad tidning. - 1879. -№ 37. -P. 289-290.

187. Wieselgren, H. O. Ur var samtid: femtio portratt med nekrologer/ H. O. Wieselgren. -P.A. Norstedt, 1880. -218 p.

СПИСОК РУКОПИСЕЙ

188. Контракты, заключенные Дирекцией Русского музыкального общества с Г-жею Ниссен-Саломан и о Высочайше пожалованной награде. ЦГИА СПб. Ф. 408 (Русское музыкальное общество). On. 1. Д. 26.18 л.

189. Контракты. ЦГИА СПб. Ф. 408 (Русское музыкальное общество). On. 1. Д. 36.

190. Калгина Надежда. ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 2. Д. 2886.20 л.

191. Лавровская Елизавета Андреевна. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 2. Д. 3709.20 л.

192. Экзаменационные книги консерватории за 1868-1873. ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 8. Д. 3,7, И, 15,19,23.

193. Списки преподавателей 1862-1872. ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 11. Д. 1.48 л.

194. Протокол заседания 1863-1866. ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 11. Д. 3.12 л.

195. Журнал заседаний экзаменационной комиссии (с 1865 по 1871 г). ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 11. Д. 5А.

196. Дело об экзаменах за 1871-1872. 7-й выпуск. ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 11. Д. 53.36 л.

197. Об устройстве трех спектаклей учениками консерватории. ЦГИА СПб. Ф. 361 (Петроградская консерватория). Оп. 11. Д. 78.25 листов.

198. Об ангажементе итальянских артистов. РГИА СПб. Ф. 497 (Дирекция Императорских театров). Оп. 1. Д. 9860.73 л.

199. О расписании бенефисных дней артистов. Год 1844-1845. РГИА СПб. Ф. 497 (Дирекция Императорских театров). Оп. 1. Д. 9941.20 л.

200. О дозволении профессору пения Ниссен-Саломан дать 2 февраля концерт с участием своих учениц. Год 1867. РГИА СПб. Ф. 497 (Дирекция Императорских театров). Оп. 1. Д. 21121.4 л.

201. Итальянская опера с 1843 г. РГИА СПб. Ф. 678 (Дирекция Императорских театров). Оп. 1. Д. 1021.151л.

202. Архивные материалы А.Н. Молас. РГАЛИ. Ф. 805. 4 ед. хр. 1885-1912.

203. Письмо Г. Ниссен-Саломан A.A. Краевскому. ОР РНБ. Ф. 391. Ед. хр. 578. Л. 1. (На франц. языке).

204. Письмо Г. Ниссен-Саломан АН. Молас. ОР РЫБ. Ф. 492. Ед. хр. 22. JI. 1. (На франц. языке).

205. Henriette Nissen-Saloman. Stambok. The Music and Theatre Library of Sweden. Альбом Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и тет-ра.

206. Henriette Nissen-Saloman. Sovenir, notes, agenda. The Music and Theatre Library of Sweden. Визитки, записные книжки, дневник Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и тетра.

207. Olga Raphael-Halleucreutz. Henriette Nissen-Saloman. The Music and Theatre Library of Sweden. Материалы лекции Рафаэль О. о Генриетте Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и тетра.

208. Presscutting collections. Stora skandinaviska serien Nissen-Saloman, Henriette. The Music and Theatre Library of Sweden. Письма А. Г. Рубинштейна 3. Саломану и Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и театра.

209. Presscutting collections. Stora skandinaviska serien Nissen-Saloman, Henriette. The Music and Theatre Library of Sweden. Письма E. А Лавровской Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и театра.

ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

210. Программа концерта Г. Ниссен-Саломан 19 октября 1850 года в концертном зале города Турку. URL: http://bibbild.abo.fi/musik/2/9.jpg.

211. Presscutting collections. Stora skandinaviska serien Nissen-Saloman, Henriette. The Music and Theatre Library of Sweden. Программы концертов Г. Ниссен-Саломан. Шведская библиотека музыки и тетра.

159

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПОРТРЕТЫ Г. НИССЕН-САЛОМАН

Г. НИССЕН-САЛОМАН. Б. г.

Г. НИССЕН-САЛОМАН. 1843 г.

161

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕПЕРТУАР Г. НИССЕН-САЛОМАН

Оперные партии:

Беллини В. «Норма» - Адальджиза, Норма

Беллини В. «Сомнамбула» - Амина

Беллини В. «Пуритане» - Эльвира

Верди Дж. «Атилла» - Одабелла

Верди Дж. «Эрнани» - Эльвира

Верди Дж. «Ломбардцы» - Джизельда

Верди Дж. «Двое Фоскари» - Лукреция

Доницетти Г. «Анна Болейн» - Джоанна Сеймур

Доницетти Г. «Велизарий» - Ирена

Доницетти Г. «Лючия ди Ламмермур» - Лючия

Доницетти Г. «Лукреция Борджиа» - Лукреция Борджиа

Доницетти Г. «Паризина» - Паризина

Моцарт В.А. «Дон Жуан» - Донна Эльвира

Россини Дж. «Севильский цирюльник» - Розина

Россини Дж. «Танкред» - Аменаида

Саломон 3. «Бриллиантовый Крест»

Концертный репертуар:

Балакирев М.А. - Романс «Песня Золотой Рыбки»

Бах И.С. - Месса си минор, партия сопрано

Беллини В. «Пуритане» - Ария Эльвиры

Беллини В. «Сомнамбула» - Ария Амины

Верди Дж. «Эрнани» - Ария Эльвиры

Гайдн Й. - Оратория «Сотворение мира», партия сопрано

Гендель Г. - «Аэций», ария

Гендель Г. - Оратория «Иевфай», партия Ифизы

Клаписсон А. - «La Promise», Chanson a Boire

Марчелло Б. - Псалом для двух голосов (с Виардо)

Мейербер Дж. - «Крестоносец», ария

Мендельсон Ф. - Концертная Ария «Infelice»

Мендельсон Ф. - Романс «Зулейка»

Мендельсон Ф. - Романс «Es weis und rät es doch keiner»

Моцарт В. А. - Концертная ария «Bella mia fiamma»

Моцарт В.А. - «Свадьба Фигаро», ария

Моцарт В.А. - «Идоменей», ария

Россини Дж. - «Семирамида», дуэт (с Виардо)

Страделла. - Ария

Шведские народные песни

Шпор JI. - «Фауст», ария

Шуберт Ф. - Песня «Оцепенение» из цикла «Зимний путь» Шуберт Ф. - Песня «Ревность и гордость» из цикла «Прекрасная мельничиха»

Шуберт Ф. - Песня «Лесной царь» Geraldi. - Канцонетта (La Festa) Lachner F. (Лачнер, Лахнер). - Романс

163

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.