Проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов: В аспекте исполнения сопрановых партий в операх Глинки и Чайковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Пак Чон Сун
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пак Чон Сун
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИНТОНАЦИИ И ИНТОНИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО (ВОКАЛЬНОГО) ИСКУССТВА
1.1. Роль учения об интонационной природе музыки
в профессиональной подготовке певца
1.2. К изучению интонационной специфики мелодики
в оперной и камерно-вокальной музыке русских':$^по,зиторов
1.3. О музыкально-сценическом воплощении женских образов в операх Глинки и Чайковского: Из прошлого русского вокального искусства
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОРЕЙСКИМИ ПЕВЦАМИ СПЕЦИФИКИ РУССКОЙ ОПЕРНОЙ МУЗЫКИ
2.1. Интонационная культура и мастерство исполнителя
как комплекс взаимосвязанных качеств
2.2. Методы адаптации корейских певцов к русской музыкальной интонационности
2.3. Опыт интонационного анализа вокальной мелодики
(на материале сопрановых партий опер Глинки и Чайковского)
Заключение
Нотные примеры
Рисунки-схемы
Дискография
Фильмография
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Романсы П.И. Чайковского в контексте оперного творчества композитора. Жанрово-стилистические критерии2014 год, кандидат наук Ушуллу, Илья Ильич
Драматургия образа Евгения Онегина в одноимённой опере П. И. Чайковского: исполнительский аспект2022 год, кандидат наук Лю Явэй
Русская школа пения как феномен национальной музыкальной культуры2020 год, доктор наук Кизин Михайлович Михайлович
Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве2007 год, доктор искусствоведения Силантьева, Ирина Игоревна
Оперное вокальное исполнительство в Новосибирске: вопросы истории и художественной практики2021 год, кандидат наук Дитенбир Виктор Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов: В аспекте исполнения сопрановых партий в операх Глинки и Чайковского»
Введение
Последние десятилетия уходящего века характерны усилением геокультурных и социально-эстетических тенденций, отмеченных возрастающей в современном мире интеграцией национальных культур, ростом их взаимовлияния и взаимодействия, необходимых для сохранения гуманистических основ человеческого сообщества, обогащения накопленных духовных ценностей. Поэтому постижение народами Востока высочайшего духовного потенциала европейской культуры в единстве с овладением художественно-эстетической и профессиональной спецификой ее национальных ветвей становится одной из насущных задач в процессе развития музыкального (прежде всего — исполнительского) искусства в странах Азии — Корее, Вьетнаме, Малайзии и др. Это связано не только с их более поздним включением в мировые культурные процессы, но и с пониманием значимости последних для экономического и социального развития этих стран.
В многогранном процессе культурной интеграции впереди идет инструментальное исполнительство: представители некоторых стран азиатского контингента в последние 20-30 лет достигли заметных успехов в приобщении к европейской (в частности, российской) культуре фортепианного, скрипичного, виолончельного и других видов исполнительского творчества.
Вокальное же искусство, связанное со спецификой национальной речи и словесно-поэтической образности, в этих процессах еще отстает. Особенно трудным оказывается освоение духовных богатств и глубочайших гуманистических идей, которые воплощены в оперном наследии (шире — в вокальной музыке) великих русских композиторов. В силу многих причин задача приобщения к ним музыкантов и слушателей в музыкальной жизни стран Азии (в частности, Южной Кореи) еще не близка к своему разрешению. Таким образом, назрела потребность активизировать усилия в данном направлении. Они могут идти как по линии непосредственной профессиональной
подготовки исполнителей, достаточно овладевших национальной спецификой вокального (оперного, камерного) творчества русских композиторов, так и в плане создания теоретических и методических работ, посвященных научному осмыслению путей и средств познания специфики русской музыкальной и вокальной культуры — необходимого условия создания современной певческой школы в странах Востока.
Иными словами, сегодня в более широком культурном пространстве важное значение приобретает освоение художественных богатств русской оперной классики— наиболее демократичной сферы музыкального искусства, способной завоевывать симпатии иностранной публики, и тесно связанной с нею специфики российской певческой культуры.
Однако на этом пути существуют немалые препятствия, вызванные не только органическими различиями языков, вербальной речи, национальной специфики музыки и музыкального мышления, а также певческих традиций. Большое значение имеют и разные черты менталитета: строй характера, мировосприятие, психический склад. И, в частности, иная конструктивно-семантическая функция речевой интонационности. Проблема эта, как известно, существует не только в вокальном искусстве. Она актуальна и в отношении инструменталистов и дирижеров разных национальностей, выступающих на мировых эстрадах с исполнением произведений русских композиторов.
Применительно же к искусству оперы, к освоению певцами разных стран национально-художественной специфики русской оперной музыки эта проблема особенна сложна. Это связано с богатством и своеобразием интонаций русской вербальной и музыкальной речи, способных тонко отражать характеры, психологические состояния и поведение оперных персонажей, с выразительнейшей интонационной структурой вокальной мелодики в русских операх, со спецификой ее образно-поэтического содержания.
«Национальная опера, — писал Л. Б. Дмитриев в книге „Основы вокальной методики", — с присущими ей особенностями предъявляет певцу свои
требования как в отношении общего характера исполнительской манеры, так и в чисто вокальном отношении. Драматургия оперы, используемые композитором выразительные средства — характер и тесситура вокальных партий, плотность и динамика оркестрового сопровождения и т. п. определяют голосовые приспособления певцов. Певческая манера профессиональных певцов в каждой национальной школе определяется прежде всего характером музыки, которую им приходится исполнять» (50, 9-10; курсив везде мой. —77. Ч. С.).
О том же говорит и А. С.Яковлева: «... от того, что исполняет певец, зависит и к а к у него будет работать голосовой аппарат в плане звукообразования и звуковедения. Достаточно вспомнить, — подчеркивает она, — какое влияние на искусство певцов, а вслед за ним и на эволюцию педагогических принципов оказала музыка итальянских композиторов романтического направления (Беллини, Доницетти, Верди), творчество плеяды представителей большой французской оперы, эстетика музыкальных драм Вагнера» (175, 76-77; разр. автора. — П. Ч. С.).
И далее ею высказаны мысли, которые легли в основу настоящей работы: «Оперы Глинки, затем Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского и других русских композиторов потребовали сообразно особенностям драматургии каждого из их творцов своих интерпретаторов. Следуя требованиям музыкального материала певцы изменяли технику пения. В свою очередь вокальная педагогика отреагировала на это пересмотром методики воспитания голоса. В результате появились школы Ламперти в Италии, Днепре и Гарсиа во Франции, школа примарного тона в Германии... <.. .>
Далее также говорится о вещах, близко затрагивающих тему настоящей диссертации. «Концентрический метод Глинки в России, по словам Яковлевой, был вызван к жизни музыкой композитора, потребовавшей большей правдивости и реалистического подхода певца к ее исполнению с использованием новых методов развития голоса не по традиционной линеарной сис-
теме, а за счет выработки свободного звучного центра и распространения его на края диапазона» (175,16-17;курсив мой. —П. Ч. С.).
Вернемся, с учетом этих мнений, к обсуждению правомерности постановки обозначенной проблемы в настоящем диссертационном исследовании. Данная проблема, конечно, во много раз усложняется, когда речь идет об освоении русской оперной музыки певцами стран Восточной Азии, где речь и национальная музыка, не говоря уже о культурно-художественном менталитете в целом, кардинально отличаются от европейской. Не случайно в этих странах (в частности, в Южной Корее) в последнее время стали появляться специальные исследования, посвященные адаптации европейского музыкального языка и культуры в целом к иной системе музыкального восприятия и мышления, к другим принципам и методам деятельности музыканта (183). Но соответствующие проблемы вокального искусства в них еще не затрагивались.
Таким образом, актуальность диссертационной темы продиктована: во-первых, задачей поиска путей и эффективных средств подготовки корейских певцов к исполнению русской оперной классики, осуществляемой в контексте решения более общей проблемы постижения духовного своеобразия русской музыкальной культуры музыкантами-неевропейцами; во-вторых, вытекающей из этого потребностью осмыслить наиболее существенные черты русской вокальной музыки и, соответственно, вокально-интонационной культуры певцов — выдающихся интерпретаторов русского оперного наследия.
Своеобразие русской оперно-вокальной культуры в аспекте приобщения к ней певцов азиатских стран, пути и средства овладения ее духовно-эстетическими и профессиональными основами, таким образом, еще не становились объектом и предметом специального научного исследования в российском и зарубежном музыкознании. Не касалась этого круга проблем и во-
кальная педагогика, в рамках которой нам известна лишь одна статья о воспитании певцов национальных республик бывшего СССР (1964 г.).
Методологической и источниковой базой диссертации послужили основные положения учения об интонационной природе музыки, созданного в российском музыкознании Б. В. Асафьевым и Б. Л. Яворским, а затем развитого их последователями В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, Б. М. Орловой, С. С. Скребковым, В. П. Костаревым, зарубежными исследователями Д. Куком, Д. Христовым и др.
Обширный материал о специфике русской песенности и типических чертах мелодики в вокальных сочинениях русских композиторов автор нашел в трудах А. Г. Алынванга, В. А. Васиной-Гроссман, Л. В. Кулаковского, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана и др. Важные теоретические положения, раскрывающие принципы современного музыкального исполнительства, его ин-терпретаторскую природу и специфику исполнительского интонирования почерпнуты из работ в области фортепианного и смычкового искусства (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, В. Ю. Григорьев, М. М. Бер-лянчик, И. А. Лесман, А. В. Малинковская и др.).
Автор диссертации неизменно опирался на монографические работы и исследования, посвященные творчеству великих русских певцов — А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, выдающихся исполнительниц более позднего времени (В. В. Барсовой, Н. Д. Шпиллер и др.), а также деятельности крупных русских педагогов-вокалистов В. М. Зарудной-Ивановой, М. М. Мирзоевой, С. Г. Рубинштейн, О. Н. Благовидовой, П. Л. Трониной и др. Эмпирические данные об их исполнительском и педагогическом творчестве автор диссертации стремился соотнести с научными положениями в области методологии, теории и методики вокального искусства, содержащимися в трудах Л. Б. Дмитриева, А. Л. Доливо, В. П. Морозова, Л. К. Ярославцевой, А. В. Яковлевой и др., в многочисленных статьях педагогов-исследователей, опубликованных в
гогов-исследователей, опубликованных в различных журналах и вузовских сборниках.
Наконец, побуждающим стимулом и ориентиром в процессе теоретических изысканий были наблюдения творческой практики выдающихся современных российских певцов И. К. Архиповой, Г. П. Вишневской, Е. Е. Нес-теренко, Е.В.Образцовой и др., а также постановка обучения певцов в вокальных классах Московской консерватории и Российской академии музыки, в частности, в классе В. Н. Левко.
Цель настоящей диссертационной работы состоит в содействии подготовке корейских певцов-профессионалов и любителей пения к освоению богатейшей сокровищницы русской вокальной музыки, сконденсированной в оперном наследии великих русских композиторов, в первую очередь Глинки и Чайковского.
Объект исследования — интонационно-смысловые особенности мелодики в вокальной музыке русских композиторов, постижение которых может стать основой подготовки иноязычных певцов-артистов к исполнению русской оперной классики.
Предметом исследования в настоящей диссертации является определение комплекса предпосылок, условий и методов, в рамках которых может осуществляться достаточный для самостоятельной артистической деятельности процесс подготовки корейских певцов к интонационно содержательному исполнению ведущих партий в операх русских композиторов (в первую очередь Глинки и Чайковского). Иначе говоря — процесс формирования у вокалистов стран Азии основ интонационной культуры исполнения русского оперного репертуара.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, в настоящей диссертации поставлены следующие задачи:
- уяснить сущность разработанного российским музыкознанием учения об интонационной природе музыки как вида искусства и вытекающих из него основных положений современной теории исполнительского интонирования;
- постичь интонационно-структурные особенности и связанную с ними художественно-образную специфику мелодики оперных партий и камерно-вокальной музыки русских композиторов;
- обобщить основные характеристики индивидуальной интонационной культуры и мастерства выдающихся русских певцов, проявившиеся в создании исторически непреходящих музыкально-сценических образов в операх Глинки и Чайковского;
- раскрыть комплексный (системный) характер явлений и понятий «интонационная культура» и «мастерство исполнителя-вокалиста» применительно к профессиональной деятельности оперного певца;
- обосновать, исходя из предыдущего, некоторые, наиболее существенные пути и методы адаптации корейских певцов к исполнению русской оперной музыки;
- осуществить, в порядке эксперимента, интонационный анализ некоторых фрагментов сопрановых партий опер Глинки и Чайковского с целью конкретизации приведенных положений и сделанных наблюдений.
Научная достоверность диссертации обусловлена рассмотрением темы с современных, утвердившихся в России, общенаучных и музыковедческих позиций, предполагающих системный подход к изучению объекта и предмета исследования, осуществляемый во взаимосвязи его различных ракурсов: эстетико-философского, историко-теоретического, культурологического, психологического, методического и пр.
Методы исследования, использованные в настоящей работе, включали:
- анализ музыковедческих источников и литературы в области исполнительского искусства, посвященных изучению интонационной природы музы-
ки и ее воплощения в интерпретаторском творчестве музыкантов различных специальностей;
- анализ специальной литературы по вокальному искусству, посвященной, в частности, характерным чертам творческой деятельности выдающихся исполнительниц женских партий в операх русских композиторов;
- наблюдение и обобщение особенностей творческой практики современных российских певцов и педагогов-вокалистов;
- анализ интонационно-мелодической структуры фрагментов сопрановых партий опер Глинки и Чайковского;
- моделирование целостной системы подходов и методов подготовки корейских певцов к участию в постановках русских опер.
Основные положения и выводы диссертации апробированы в ходе личной ассистентской практики автора в Российской академии музыки имени Гнесиных и самостоятельной педагогической работы в музыкальном колледже университета г. Пусан (Южная Корея). Отдельные положения работы были представлены в трех открытых публикациях, доложены на Российской научно-практической конференции по музыке и музыкальному образованию в г. Оренбурге и Международной научной конференции «педагогический процесс как культурная деятельность (секция „Интонирование в художественной культуре") в г. Самаре.
Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих шесть параграфов, Заключения и Приложений.
В первой главе применительно к задачам воспитания профессиональной культуры певца-актера сначала осмыслены сущность учения об интонационно-речевой природе музыки и концепция исполнительского интонирования. Затем проанализированы интонационно-смысловые особенности мелодики в вокальной музыке русских композиторов и рассмотрены характерные черты воплощения выдающимися певцами женских образов в операх Глинки и Чайковского.
Во второй главе сделана попытка представить интонационную культуру и мастерство певца как сложное, комплексное явление и на этом основании разработана целостная система (программа) мер, способствующих подготовке корейских вокалистов к исполнению русского оперного репертуара. В последнем разделе главы даны образцы интонационного анализа вокальных партий опер Глинки и Чайковского, который, по мнению диссертанта, интегрируя различные компоненты предложенной системы, усиливает их нацеленность на конечный результат.
В Заключении подведены итоги исследования: суммированы данные глав и разделов, уточнены формулировки основных положений, высказано мнение о возможности практического применения разработанных рекомендаций. Кроме того намечены перспективы дальнейшего изучения актуальной проблемы освоения корейскими вокалистами русской оперной музыки, а также в этом плане сказано об известной универсальности предложенной программы для подготовки певцов в восточно-азиатском регионе.
В Приложении содержатся нотные примеры, рисунки (графические схемы), дискография и фильмография исследования, список литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: на примере сочинений Г.Ф. Генделя2007 год, кандидат искусствоведения Круглова, Елена Валентиновна
Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика2008 год, кандидат искусствоведения Хоффманн, Анна Евгеньевна
Оперное творчество певца-актера: историко-теоретические и практические аспекты2011 год, доктор искусствоведения Богатырев, Всеволод Юрьевич
Взаимодействие драмы и музыки: Вокальная эстетика оперного спектакля2004 год, кандидат искусствоведения Богатырёв, Всеволод Юрьевич
Совершенствование вокальной подготовки будущих оперных певцов средствами инновационных творческих проектов в Китае2023 год, кандидат наук У Цзинь
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Пак Чон Сун, 1999 год
ЛИТЕРАТУРА
1. АГАРКОВ О. М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении// Вопросы физиологии пения и вокальной методики/ Тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1975. — Вып. 25. — С. 70-89.
2. АЛЫЛВАНГА. П. И. Чайковский. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 1970. — 815 с.
3. АРЗАМАНОВ Ф. Г. Теория музыки и работа исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1977. — Вып. 32. — С. 36-69.
За. АСАФЬЕВ Б. В. «Евгений Онегин. Лирические сцены П.И.Чайковского»: (Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии) // Избр. труды. — М.: АН СССР, 1954. —Т. 2. — С. 73-141.
4. АСАФЬЕВЕ. «Иван Сусанин»: Спектакль в Большом театре// Его же. Избр. труды: В 5-ти тт. — М.: Изд. АН СССР, 1952. — Т. 1. Избр. работы о Глинке. — С. 284-288.
5. АСАФЬЕВ Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Часть 2. Интонация. — Л.: Музыка, 1963. — С. 211-365.
6. АСАФЬЕВ Б. В. О романсах Чайковского// Избр. труды— М.: АН СССР, 1954. —Т. 2. —С. 182-184.
7. АСАФЬЕВ Б. Речевая интонация / Под ред. Е. М. Орловой. — М.; Л.: Музыка, 1965. — 136 с.
8. АСАФЬЕВ Б. Русский романс XIX века // Его же. Русская музыка.— Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1979. — С. 55-99.
9. АСАФЬЕВ Б. В. Слух Глинки.— Гл.1. Интонационная культура Глинки. Самовоспитание слуха, его рост и питание // Избр. труды. — М.: АН СССР, 1952. —Т. 1. —С. 189-328.
10. АСАФЬЕВ Б. В. Чародейка. Опера П.И.Чайковского: (Опыт раскрытия интонационного содержания) // Его же. Избр. труды: в 5 т. — М.: Музгиз, 1954. — Т. 2. — С. 142-172.
11. БАЛАКИРЕВ М. А. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано / Ред., предисл., исслед. и примеч. Е. В. Гиппиуса. — М.: Музгиз, 1957. — С. 27-29,293-295.
12. БАРЕНБОЙМЛ. А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система К. С. Станиславского // Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974. — С. 3-61.
13. БАРСОВ Б. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки. — Л.: Музыка, 1968. — 64 с.
14. БАРСОВ Б. Из истории российской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. —М.: Музыка, 1982. —Вып. 6. — С. 34-51.
15. БАРСОВА Л. Г. Вокально-эстетические принципы искусства Н. И. Забелы-Врубель. — Дис. ... канд. иск. — Л., 1978. — 219 с.
16. БЕРЛЯНЧИКМ. М. Музыкально-педагогические взгляды Б. Л. Яворского: проблема преемственности (из писем к Л. А. Авербух в Магнитогорск) // Вопросы подготовки музыканта-педагога: Сб тр. Моск. и Магнитог. коне. — М.; Магнитогорск: изд. МаГК, 1997. — С. 27-43.
17. БЕРЛЯНЧИК М. О развитии интонационного слуха исполнителя (к проблеме межпредметных связей) // Вопросы воспитания музыкального слуха. — Л.: Изд. ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1987. — С. 20-43.
18. БЕРЛЯНЧИКМ. М. О развитии культуры мелодического интонирования в процессе воспитания скрипача (вопросы методологии и теории) // Вопросы смычкового искусства / Тр. ГМПИ им. Гнесиных.— М., 1980.— Вып. 49. —С. 46-79.
19. БЕРЛЯНЧИКМ. М. О рефлексии предпосылок исполнительского интонирования // Тез. докл. и сообщ. к науч.-метод. конф. «Рефлексия в науке и обучении» 12-14 ноября 1984 г. — Новосибирск: ИИФФ СО АН, 1984. —С. 84-87.
20. БЕРЛЯНЧИК М. М. О роли интонационного анализа в интерпрета-торском творчестве музыканта-исполнителя// Проблемы исполнительского
искусства: Эстетика, теория, методика / Тр. Новосиб. коне. — Новосибирск, 1989. —С. 27-38.
21. БЕРЛЯНЧИКМ. М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: Дис. ... д-ра искусствоведения. — М., 1995. —535 с.
22. БИХТЕР М. Листки из книги воспоминаний // Сов. музыка, 1959. — №9. —С. 121-134; № 12. —С. 111-117.
23. БУЙ КОНГ ТХАНЬ. Развитие мелодического интонирования на скрипке в аспекте тоновой специфики вьетнамской речи: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 1998. — 34 с.
24. БУХАРИ МУГАРИ. Проблемы различий алжирской и европейской музыкальных культур и возможности творческой их интерпретации // Методические проблемы современной музыки Востока: Материалы Международной конференции. — Душанбе, 1991. — С. 18-37.
25. БЫКОВА Э. В. К вопросу о взаимодействии музыкальной и речевой интонации// Некоторые вопросы истории и теории эстетики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — Вып. 2. — С. 210-223.
26. ВАНСЛОВ В. В. Понятие интонации в советском музыкознании: В порядке обсуждения// Вопросы музыкознания.— М.: Музгиз, 1954.— Вып. 1. —С. 178-204.
27. ВАСИНА-ГРОССМАН В. Музыка и поэтическое слово: Часть 2. Интонация. — М.: Музыка, 1978. — С. 23-164'.
28. ВАСИНА-ГРОССМАН В. Русский классический романс XIX века. — М.: АН СССР, 1956. — 351 с.
29. ВИЛИНСКАЯИ. Н. Значение репертуара в воспитании певца // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 3. — С. 45-90.
30. ВИНОГРАДОВ К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца// Музыкальное исполнительство и современность. — М.: Музыка, 1988. — Вып. 1. — С. 156-178.
31. ВИНОГРАДОВ Г. Проблемы совершенствования музыкально-теоретической подготовки вокалиста: (К вопросу о создании комплексного курса) // Вопросы воспитания музыкального слуха / Тр. Ленингр. коне, им. Н. А. Римского-Корсакова. — Л., 1987. — С. 44-56.
32. ВИХАНСКАЯА. М. Романсы и песни М. И. Глинки: Дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1956. — 288 с.
33. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей.— М.: Музыка, 1962— 1982.— Вып. 1-6.— Вып. 1.— 147 с.— Вып. 2. — 214 с.— Вып. 3.— 151 с. — Вып. 5. — 262 с. — Вып. 7. — 214 с.
34. Воспоминания о Московской консерватории. — М.: Музыка, 1966. —606 с.
35. Восприятие музыки: Сб. статей / Сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. —256 с.
36. ГИЛЬБУРД Г. И. Художественно-исполнительская культура как сфера проявления искусства интерпретатора // Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика: Межвуз. сб. трудов /Новое, коне. — Новосибирск, 1989. — Вып. 11. — С. 6-17.
37. Глинка в воспоминаниях современников.— М.: Музгиз, 1955.— 432 с.
38. ГЛИНКА М. И. Записки // Его же. Литературное наследие. — М.: Музыка, 1966. — Т. 1. — 144 с.
39. ГЛУМОВ А. Н. О музыкальности речевой интонации // Вопросы музыкознания. — М.: Музгиз, 1956. — Вып. 2. — С. 125-138.
40. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. Б. Несколько мыслей о воспитании певца // Сов. музыка, 1952. — № 9. — С. 72-74.
41. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А. О музыкальном искусстве.— М.: Музыка, 1975. —287 с.
42. ГОРДЕЕВА Е. Глинка-исполнитель // Памяти Глинки. Исследования и материалы. —М.: Музгиз, 1958. — С. 227-278.
43. ГОРОЩЕНКО О. Работа Б. JI. Яворского с вокалистами // Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка.— М.: Сов. композитор, 1972.— Т. 1. —711 с.
44. ГРИГОРЬЕВ В. Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением // Актуальные вопросы струнно-смыч-ковой педагогики. — Новосибирск.: Изд. НТК, 1987. — С. 25-37.
45. ДАБАЕВА И. П. Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения: Дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1985. — 195 с.
46. ДАЛЕЦКИЙ О. В. К оценке вокального мелодического материала на основе анализа народных песен // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1976. —Вып. 5. — С. 231-246.
47. ДМИТРИЕВ Л. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1984. — Вып. 7. — С. 97-118.
48. ДМИТРИЕВ Л. Наука помогает педагогике. — М.: Сов. музыка, 1966. —№1, —С. 61-73.
49. ДМИТРИЕВ Л. Б. О воспитании певцов в Центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 5. — С. 61-90.
50. ДМИТРИЕВ Л. Б Основы вокальной методики.— 2-е изд.— М.: Музыка, 1996. — 368 с.
51. ДОБРЫНИНА И. Н. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов // Вопросы физиологии пения и вокальной методики / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1975. — Вып. 25. — С. 90-117.
52. ДОЛИВО А. Заметки об истоках русской классической и советской вокальной школы // О музыкальном исполнительстве: Сб. статей. — М.: Муз-гиз, 1954. —С. 171-185.
53 .ДОЛИВО А. Л. Певец и песня. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — 251 с.
54. ДОНЕЦ-ТЕССЕЙР М. Э. Опыт воспитания сопрано // Вопросы вокальной педагогики. —М.: Музыка, 1967. —Вып. 3. — С. 120-133.
55. ЕВТУШЕНКО Д. Г. Выдающийся педагог-вокалист: воспоминания о Е. А. Муравьевой // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 3. —С. 134-145.
56. ЖДАНОВ В. Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. — М., 1996. — 41 с.
57. ЖДАНОВ В. Ф. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1973. —25 с.
58. ЗДОБНОВ Р. Исполнительство— род художественного творчества // Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 98-148.
59. 30 ОКХИ Сравнительный анализ национально-культурных особенностей корейского и русского романса: Дис. ... канд. искусствоведения.— М., 1987. —247 с.
60. Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы. 1862-1917 гг. — Л.: Музыка, 1964. — 327 с.
61. Интонация и музыкальный образ: Статьи и исследования музыковедов СССР и других социалистических стран / Общ. ред. Б. М. Ярустовс-кого. — М.: Музыка, 1965. — 354 с.
62. Интонация (муз.)// МСЭ: 3-е изд.— М.: Изд-во БСЭ, 1959.— Т. 4. —Кол. 141.
63. Интонация в языкознании// МСЭ: 3-е изд.— М.: Изд-во БСЭ, 1959. —Т. 4. —Кол. 141.
64. Интонация / Сохор А. И. // Муз. энциклопедия. — М.: изд-во «Сов. энциклопедия», 1974. — Т. 2. — Кол. 550-557.
65. КАРИН В. Воспитание певцов национальных республик // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1964. — Вып. 2. — С. 85-98.
66. КИКВАДЗЕ С. С. Вокальное исполнительство как творческий процесс: Дис. ... канд. искусствоведения. — Тбилиси, 1987. — 111 с.
67. КОГАН Г. К вопросу о русской исполнительской традиции // Его же. Избр. статьи. — М.: Сов. композитор, 1985. — Вып. 3. — С. 64-71.
68. КОГАН Г. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения / Его же. Избр. статьи. — М.: Сов. композитор, 1985. — Вып. 3. —
69. КОРРЕДОР X. М. Беседы с Пабло Казальсом / Вступ. статья и ком-мент. Л. С. Гинзбурга. — Л.: Музгиз, 1960. — 370 с.
70. КОРЫХАЛОВА Н. Интерпретация музыки. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
71. КОСТАРЕВ В. П. Интонационные прообразы темы вокального произведения: Учеб. пособие по комплексному курсу теории музыки. — Екатеринбург: Изд. УГК, 1997. — 23 с.
72. КОСТАРЕВ В. Рубикон Мусоргского: Вокальные формы речевого генезиса. — Екатеринбург: Изд. УГК, 1993. — 195 с.
73. КОСТРИЦКАЯ М. В. Формирование певца-актера и некоторые проблемы становления оперного театра в Республике Молдова: Дис. ... канд. искусствоведения. — Киев, 1991. — 196 с.
74. КОСТЮКА. О мелодической ориентации музыкального восприятия // Восприятие музыки. — М.: Музыка, 1980. — С. 112-126.
75. КРАСИНСКАЯЛ. Оперная мелодика П. И. Чайковского: К вопросу взаимодействия мелодии и речевой интонации. — Л.: Музыка, 1986. — 247 с.
76. КРЕМЛЕ^ Ю. Интонация и образ в музыке // Интонация и музыкальный образ / Отв. ред. Б. М. Ярустовский. — М.: Музыка, 1965. — С. 41-
77. КУЛАКОВСКИЙЛ. Анализ выразительности народных мелодий// Музыкальное образование. — 1930. — № 4-5. — С. 25-35.
С.59-63.
62.
\
78. КЮИЦ. Избранные статьи об исполнителях.— М.: Музгиз, 1957. —276 с.
79. ЛЕБЕДЕВА И. А. О. Н. Благовидова— педагог.— М.: Музыка, 1984. —80 с.
80. ЛЕВИК С. Записки оперного певца. — Изд. 2-е. — М.: Искусство, 1962. —712 с.
81. ЛЕСМАН И. А. Интонация // Очерки по методике обучения игре на скрипке. Очерк 3-й. Под ред. Ю. Н. Parca. — М.: Музыка, 1964. — С. 172262.
82. ЛИБЕРМАНМ., БЕРЛЯНЧИКМ. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития. — М.: Музыка, 1985. — 160 с.
83. ЛОБАНОВА О. Ю. Об отражении интонационной структуры стихотворной речи в вокальном произведении: Дис. ... канд искусствоведения. — М., 1984. —224 С.
84. ЛЬВОВ М. Из истории вокального искусства.— М.: Музыка, 1964. —228 с.
85. МАЗЕЛБ Л. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М.: Сов. композитор, 1978. — 352 с.
86. МАЗЕЛБ Л. Заметки о мелодике романсов Глинки // Памяти Глинки: 1857-1957: Исследования и материалы, — М.: Изд. АН СССР, 1958. — С. 80-114.
87. МАЗЕЛБ Л. Основные черты мелодики Чайковского // О мелодии. — М.: Музгиз, 1952. — С. 252-268.
88. МАЛИНКОВСКАЯА. В. Изучение народной интонационной культуры как один аспектов воспитания исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. — М.: Изд. ГМПИ им. Гнесиных, 197. — С. 95-99.
89. МАЛИНКОВСКАЯ А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков: Очерки.— Очерк пятый. 1. Новый этап в изучении искусства исполнительского
интонирования. Значение интонационного учения Б. В. Асафьева. 3. Мелодическое интонирование. Горизонтальная перспектива. — Заключение. — М.: Музыка, 1990. —С. 159-169; 176-183.
90. МАЛЫШЕВА Н. О вокальном исполнении: (В свете мыслей К. С. Станиславского) // Вопросы музыкознания: Ежегодник / Общ. ред. А. С. Оголевца. — М.: Музгиз, 1954. — Вып. 1. — С. 15—177.
91. МАРКОВА Е. Н. Эстетический аспект интонационной теории и анализ музыкальных произведений: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Киев, 1983. —21 с.
92. МАСЛЕНКОВА Л. Значение мелодики Мусоргского для развития музыкального слуха // Вопросы музыкального слуха / Сб. тр. Ленингр. коне, им. Н А. Римского-Корсакова. — Л., 1987. — С. 121-136.
93. МАСЛЕННИКОВА И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1969. — Вып. 4. — С.
94. МАШЕВСКИЙГ. П. Вокальное искусство в воззрениях и творческой практике А. С. Даргомыжского: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1970. —19 с.
95. МАШЕВСКИЙ Г. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С. Даргомыжского. — Л.: Музыка, 1976. — 63 с.
96. МЕДУШЕВСКИЙ В. В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993. — 268 с.
97. МЕЗРИНА В. М. Интонационный" анализ арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» // Сборник статей по музыкальному образованию: Науч.-метод. зап. — Свердловск, 1961. — Вып. IV. — С. 225-234.
98. МЕЛИК-ПАШАЕВ А. А. Теоретические основы формирования и развития художественной способности: Дис. ... д-ра психологических наук. — М., 1995. —360 с.
99. МЕЛЬТЦЕР М. Л. Работа К С. Станиславского над образом Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» // Музыкально-творческое воспита-
ние артистов оперной сцены / Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1981. — Вып. 57. —С. 45-69.
100. МИРЗОЕВА М. М. Анализ исполняемого вокального произведения// Вопросы вокальной педагогики.— М.: Музыка, 1964.— Вып. 2, —С. 5-51.
101. МИРЗОЕВА М. Педагогические принципы Софьи Григорьевны Рубинштейн// Музыкальное исполнительство: Сб. статей.— М.: Музыка, 1973. —С. 39-56.
102. МИХАЙЛОВА Т. Н. Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут// Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 3. — С. 146-150.
103. МОРОЗОВ В. Вокальный слух и голос.— М.: Музыка, 1965.—
86 с.
104. МОРОЗОВ В. П. Обзор исследований вокала // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1982. — Вып. 6. — С. 27-44.
105. МОРОЗОВ В. П. Тайны вокальной речи. — М.: Музыка, 1967. — 146 с.
106. МОСТРАС К. Г. Интонация на скрипке: Методический очерк. Материалы по вопросу о скрипичной интонации. — М.: Музгиз, 1962. — 155 с.
107. МОТТ-ЗАБОТИНА И. М. О работе над вокальным произведением // Вопросы вокальной педагогики.— М.: Музгиз, 1962.— Вып. 1.— С.131-146.
108. Музыкально-творческое воспитание артистов оперной сцены/ Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Отв. ред.-сост. О. М. Огарков, Л. К. Ярославце-ва. —М., 1981. —Вып. 57. — 138 с.
109. МЯСИЩЕВ В., ГОТСДИНЕРА. Что есть музыкальность?// Сов. музыка, 1975. — № 2. — С. 81-85.
110. НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. — М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 245-283.
111. НАЗАЙКИНСКИЙ Е. Слух Асафьева// Сов. музыка, 1983.— №7. — с. 81-89.
112. НЕЖДАНОВА А. Воспоминания, письма. Материалы и исследования. — М.: Музыка, 1967. — 248 с.
ИЗ. НЕЖДАНОВА A.B. Из воспоминаний// Сов. музыка, 1952.— № 6. — С. 57-58.
114. НЕЙГАУЗ Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. — М.: Сов. композитор, 1975. — 528 с.
115. НЕСТЕРЕНКО Е. Некоторые вопросы произношения в пении// Вопросы вокальной педагогики. — М., 1984. — Вып. 7.
116. НИКОЛАЕВ А. Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа // Музыкальное исполнительство.— М.: Музыка, 1974.— 7-й сб. — С. 3-24.
117. ОВЧИННИКОВ М. Творцы русского романса.— М.: Музыка, 1992. —414 с.
118. ОГОЛЕВЕЦ A. H. А. Н. Серов об исполнительском искусстве // О музыкальном исполнительстве: Сб. статей. — М.: Музгиз, 1954. — С. 38-77.
119. ОЖИГОВА М. Интонирование как одно из средств создания художественного образа // Музыковедение и вопросы теории искусства. — Ростов: РМПИ, 1975. — С. 16-31.
120. ОРЛОВА Е.М. Б. В. Асафьев: Путь исследователя и публициста. — JI. : Музыка, 1964. — 461 с.
121. ОРЛОВА Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История, становление, сущность. — М.: Музыка, 1984. — 302 с.
122. ОРЛОВА Е. Романсы Чайковского. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — 160 с.
123. ПАВАРОТТИ Л. И каждая нота на вес золота... // Аргументы и факты. — М., 1990. — № 46. — С. 11.
124. ЛАЗОВСКИЙ А. М. Записки дирижера. — М.: Музыка, 1966. — 562 с.
125. ПАПУШ М. К анализу понятия мелодии // Музыкальное искусство и наука. — М.: Музыка, 1973. — Вып. 2. — С. 135-174.
126. ПЕРЕВЕРЕВ Н. Исполнительская интонация. — М.: Музыка, 1989. —208 с.
127. ПИДОРИНА В. И. А. Ф. Мишуга— выдающийся певец и вокальный педагог// Вопросы вокальной педагогики.— М.: Музыка, 1976.— Вып. 5. —С. 135-155.
128. ПОКРОВСКИЙ Б. Заметки о работе режиссера и актера в оперном театре// Вопросы музыкально-исполнительского искусства.— М.: Музгиз, 1958. — Вып. 2. — С. 25-41.
129. ПОКРОВСКИЙ Б. Размышления об опере. — М.: Сов. композитор, 1079. —279 с.
130. ПОЛЯНОВСКИЙ Г. А. В.В.Барсова. — М.: Музыка, 1975.— 160 с.
131. ПОЛЯНОВСКИЙ Г. А. В. Нежданова. — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1976.— 144 с.
132. ПОНТРЯГИН Г. Формирование и воспитание певца-актера// Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1969. — Вып. 4. — С. 3-18.
133. ПУСТОВАЛ Н. В. О цельности педагогических убеждений педагога-вокалиста (по мотивам книги П. Л. Тронйной) // Вопросы подготовки музыканта-педагога / Сб. статей Магн. гос. коне.— Магнитогорск, 1998.— Вып. 2. — С. 378-394.
134. РАГС Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами// Тр. кафедры теории музыки Моск. коне.— М.: Музыка, 1960. Вып. 1. —С. 338-349.
135. РАГС Ю. Н Концепция зонной природы музыкального слуха Н. А. Гарбузова: Пути становления, разработка проблемы и дальнейшее ее
развитие// Гарбузов H.A.— музыкант, исследователь, педагог.— М.: Музыка, 1980. —С. 11-48.
136. РАЖНИКОВ В. Г. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы психологии, 1978. — № 2. — С. 69-80.
137. РАЦЕР Е. Я. Работа с певцами над музыкальными образами Григория Грязного, Любаши и Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста» // Музыкально-творческое воспитание артистов оперной сцены / Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1981. — Вып. 57. — С. 107-137.
138. РОВНЕР В. Е. Камерное вокально-ансамблевое исполнительство в русской музыкальной культуре: первая половина XIX-середина XX веков. — Дис. ... канд. искусствоведения. — Л., 1989. — 197 с.
139. РУЧЬЕВСКАЯЕ. Слово и музыка. — Л.: Музгиз, 1960. — 56 с.
140. САРКИСЯН A.B. О некоторых вопросах вокального искусства// Вопросы вокальной педагогики.— М.: Музгиз, 1962. — Вып. 1. — С. 9-28.
141. САХАЛТУЕВА О., НАЗАЙКИНСКИЙ Е. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении (на примере анализа пьесы Р.Шумана «Грезы»)// Музыкальное искусство и наука.— М.: Музыка, 1970. — С. 59-94.
142. СЕРОВ А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке // Глинка М. И. Записки. — М.; Л.: Академия, 1030. — С. 519-540.
143. СЕРОВ А. Я Избранные статьи.— М.: Музгиз, 1950-1987.— Сс. 35-44; 44-49; 55-63.157.
144. СЕРОВ А. Н. Музыка и виртуозы // Его же. Избр. статьи. — М.: Музгиз, 1957. — Т. 2. — С. 525-538.
145. СЕРОВ А. Н. Роль одного мотива в целой опере «Иван Сусанин» // Его же. Избр. статьи. — М.: Музгиз, 1957. — Т. 2. — С. 35^3.
146. СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. С. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретации// Проблемы музыкального стиля/ Тр. Моск. коне. — М., 1990. —С. 121-133.
147. СМИРНОВ M. А. Эмоциональный мир музыки. — М.: Музыка, 1990. —318 с.
148. СОХОР А. Н. Интонация. — Муз. энциклопедия, 1974 — Т. 2. — Кол. 550-557.
149. СТАНИСЛАВСКИЙ К. Работа актера над собой// Его же. Собр. соч.: В 8-ми тт. — М.: Искусство, 1954-1957. — Т. 3. — 502.
150. СТЕПАНИДИНА О. Д. Проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе: Дис. ... канд. искусствоведения. — М., 1984. —223 с.
151. ТАГИАНОСОВА M 77. О значении этики в процессе воспитания певца-актера// Сб. статей по музыкальному образованию: Науч.-метод. зап. — Свердловск, 1961. — Вып. IV. — С. 87-114.
152. ТРОНИНА П. Из опыта педагога-вокалиста: Практические советы начинающим педагогам. —М.: Музыка, 1976. — 112 с.
153. ТУМАНОВ А. «Она, и музыка, и слово...»: Жизнь и творчество М. А. Олениной-д'Альгейм. — М.: Музыка, 1995. — 392 с.
154. ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН В., МЕЛЬХИНГЕР 3. Беседы о музыкальном театре / Пер. с нем. и примеч. С. Барского. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1977. — 63 с.
___ W
155. ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН В. Письмо коллективу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, господину директору Чайковскому, находящемуся в настоящее время* в Берлине, от 11 октября 1964 года // Его же. О музыкальном театре. — М.: Радуга, 1984. — С. 318-319.
156. ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН В. Речь на торжествах, посвященных А.М.Горькому // Его же. О музыкальном театре. — М.: Радуга, 1984. — С. 302-304.
157. ХОЛОПОВА В. Н. Мелодика. — М.: Музыка, 1984. — 88 с.
158. ХРИСТОВ Д. Теоретические основы мелодики: Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии/ Пер. с болг. под ред. Е. Н. Абызовой. — М.: Музыка, 1980. — Т. 1. — 250 с.
159. ЦУККЕРМАН В. Выразительные средства лирики Чайковского. — М.: Музыка, 1971. — 245 с.
160. ЦУККЕРМАН В. Истоки экспрессии, широта дыхания // Сов. музыка, 1968.—№ 11. —С. 107-116.
161. ЧАЙКОВСКИЙ П. Литературное наследие и переписка. — Полн. собр. соч. — Музыка, 1977. — Т. 15 6.
и 1>
162. ЧАИКОВСКИИ П. О композиторском творчестве и мастерстве. — М.: Музыка, 1964. — 138 с.
163. ШАЛЯПИН Ф. Маска и душа. — М.: В/О «Союзтеатр» СТД СССР, 1990. —318 с.
164. ШПИЛЛЕР Н. Заметки о формировании вокальной культуры// Музыкальное исполнительство: Сб. статей.— М.: Музыка, 1973.— Вып. 8. — С. 20165. ШПИЛЛЕР Н. Д. Особенности и трудности партий Марфы, Царевны-Лебедь, Оксаны и Волховы из опер Римского-Корсакова // Музыкально-творческое воспитание артистов оперной сцены / Сб. тр. ГМГТИ им. Гнесиных. — М., 1981. — Вып. 57. — С. 6-44.
166. ШУЛЬПЯКОВ О. Ф. Проблема художественного и технического в теории и практике музыкального исполнительства// Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики.— Новосибирск: Изд. НТК, 1987.— Вып. 5. —С. 7-24.
167. ЮДИН С. Певец и голос. — М.: Музгиз, 1948. — 76 с.
168. ЮРЕНЕВА Н. Высшее и вечное в искусстве— правда// Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии / Материалы науч.-практич. конф. — М.: РАМ имени Гнесиных, 1994.—Вып. 1. —С. 116-126.
169. ЮШМАНОВ В. И. О принципах профессиональной подготовки вокалистов в классе сольного пения консерватории: (На материале исслед. ра-
боты проф. Ленингр. коне.: Е. Г. Ольховского, И. И. Плешакова и В. М. Лука-нина): Дис. ... канд. искусствоведения. —Л., 1986. — 199 с.
170. ЯВОРСКИЙ Б. Л. Музыкальное мышление.— 1941-1942.— ГЦММК. — Фонд 146, ед. хран. 353. — 63 с. — Машинопись.
171. ЯВОРСКИЙ Б. Письмо Ф. С. Петровой // Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка.—- Т. 1.— 2-е изд.— М.: Сов. композитор, 1972.— 711с.
и _
172. ЯВОРСКИИБ. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1 / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1972. —711 с.
173. ЯВОРСКИЙ Б. Текст и музыка // Музыка, 1914. — № 163. — С. 8-14.—№ 166. —С. 88-93.—№ 168. —С. 151-156.
174. ЯКОВЛЕВА А. С. В классе М. М. Мирзоевой // Вопр. вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1984. — Вып. 7. — С. 32-65.
175. ЯКОВЛЕВА А. С. Вокальная школа Московской консерватории: Дис. ... д-ра искусствоведения. — М., 1994. — 414 с.
176. ЯКОВЛЕВА А. В. М. Зарудная-Иванова—педагог // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Тр. ГМПИ имени Гнесиных. — М., 1976. —С. 247-265.
177. ЯКОВЛЕВА А. С. Из истории классификации певческих голосов // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства / Тр. Моск. коне. им. П. И. Чайковского. —М., 1991. — С. 65-81.
178. ЯКОВЛЕВА А. С. Мастера вокальной школы Московской консерватории о технике пения (Развитие техники кантилены в классах профессоров М. М. Мирзоевой, В. Ф. Рожденственской, Г. И. Тица) // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории / Сб. статей. — М., 1993. —С. 112-131.
179. ЯКОВЛЕВА А. С. О певице Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1982. — Вып. 6. — С. 34-52.
/
180. ЯКОВЛЕВА А. С. Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 5. — С. 110— 134.
181. ЯРОСЛАВЦЕВА Л. Зарубежные вокальные школы: Учебное пособие по курсу истории вокального искусства. — Изд. 2-е. — М.: РАМ имени Гнесиных, 1997. — 151 с.
182. ЯРОСЛАВЦЕВА Л. К Особенности дыхания у певцов и некоторые методы его исследования // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. — М.: изд. ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 5-32.
183. СО У СОК Соян ымагый суёнква пальчон (Перенятие и развитие западной музыки). — Сеул, 1988. — 324 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.