Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Неофитиди, Эльвира Равильевна

  • Неофитиди, Эльвира Равильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 168
Неофитиди, Эльвира Равильевна. Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2001. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Неофитиди, Эльвира Равильевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ П

1.1. Сущность и содержание творчества в психолого- ^ педагогических исследованиях

1.2. Особенности учебной творческой деятельности в туристском вузе

1.3. Творческий потенциал студентов туристского вуза как педагогическая проблема

Выводы по главе I

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ТУРИСТСКОГО ВУЗА

2.1. Структура и содержание модели учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала студента

2.2. Использование коллективных форм творческой деятельности ^

2.3. Организация исследовательской деятельности студентов

2.4. Содержание творческих задач для учебной творческой деятельности

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза»

Актуальность исследования. Современной основой профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности является гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям и новым социокультурным реалиям, предполагающая применительно к профессиональной подготовке менеджеров в сфере туристской деятельности создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности. Приоритетной задачей профессиональной подготовки становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы , творческого подхода к труду, что является условием успешности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников туристского вуза.

В современных условиях необходим мощный прорыв человечества к новым формам его общественного бытия. Требуется выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии его движения. Нужны прогнозы развития сферы туристской деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях. Наконец, нужны критический анализ имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующие научные разработки и рекомендации.

Сделать все это может только творчески, смело и свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Словом, нужны новые знания, новые системы их формирования и реализации.

Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования важным представляется проблематика личностно ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, И.А.Зимняя, Е.В.Куканова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Вопросов формирования индивидуальных особенностей учащихся в обучении в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: гуманистическая концепция в педагогике (Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, И.Б.Котова,); саморазвитие личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев,

A.А.Бодалев, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.А.Петровский,

B.М.Розин, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И.Фельдштейн); инновации в образовании (Ю.Г.Круглов, А.Я.Найн, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, З.И.Калмыкова,

C.А.Смирнов, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин,); содержание образования (В.И.Загвязинский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, И.И.Ильясов, М.И.Махмутов, Н.Ф.Талызина, Е.И.Унт, И.И.Чередов, Г.И.Щукина); познавательный интерес, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б.Богоявленская, П.И.Пидкасистый, Я.А.Пономарев, Т.И.Шамова, Е.А.Яковлева); вопросы управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов (Л.М. Митина, Л.В. Тодоров, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.М.Шепель, П.В. Худоминский); особенности разработки технологий (В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, В.А.Кальней, В.М.Монахов, Т. Пломб, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин, С.Е.Шишов, Н.Е.Щуркова, Е.А.Ямбург).

Решающим условием решения обозначенных задач является четкая направленность профессиональной подготовки менеджера в сфере туристской деятельности на формирование его творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования. Анализ ряда исследований (Т.Г.Браже, Л.К.Веретенникова, П.Ф.Кравчук, М.Г.Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских, О.К.Черепанова, Н.М.Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала преподавателя рассматривается в различных сферах образования, кроме профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности, состоит в том, что с одной стороны - основой и целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является самореализация человека, а с другой - наблюдается слабая разработанность теоретических вопросов проблемы развития творческого потенциала студентов туристского вуза.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза, стимулирующие развитие его творческого потенциала.

Все вышесказанное определило цель нашего исследования.

Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза, обеспечивающие развитие его творческого потенциала; разработать и экспериментально проверить содержание учебных задач для организации творческой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема нашего исследования: "Педагогические основы организации творческой деятельности студентов туристского вуза".

Объект исследования: творческая деятельность студентов туристского вуза.

Предмет исследования: педагогические основы огранизации творческой деятельности студентов туристского вуза в современных условиях.

Гипотеза исследования: учебная деятельность деятельность будет способствовать развитию творческого потенциала студентов туристского вуза, если:

- на основе анализа психолого-педагогических исследований будет уточнено понятие "творческая деятельность студентов туристского вуза на основе художественного творчества", раскрывающее его целеполагание в повышении профессиональной квалификации менеджера, и понятие "творческий потенциал преподавателя";

- будет разработана модель творческой деятельности, раскрывающая ее структуру, содержание, методы, формы, на основе взаимосвязи теории и практики в процессе профессиональной© подготовки;

- будут определены эффективные формы организации творческой деятельности студентов туристского вуза, раскрывающие ее индивидуальный и коллективный характер;

- будет разработана совокупность учебных задач в структуре творческой деятельности студентов туристского вуза с учетом их сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений;

- будут разработаны критерии оценки творческого потенциала студентов туристского вуза

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий "творчество", "творческая деятельность", "творческий потенциал личности" и их уточнения применительно к повышению профессиональной квалификации студентов туристского вуза.

2. Разработать модель творческой деятельности студентов туристского вуза.

3. Определить эффективные формы и методы учебной деятельности с целью развития творческого потенциала студентов туристского вуза.

4. Разработать содержание и определить классификацию творческих задач в структуре творческой деятельности студентов.

5. Выявить критерии оценки развития творческого потенциала студентов туристского вуза.

Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений; принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик; принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта; принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности, и затем - к построению новой теоретической модели становления педагогической реальности на примере развития общих компетенций.

Теоретическими предпосылками исследования служили работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "деятельность", "развитие", "личность", "способность" в общепризнанном понимании, конкретизированные в основных положениях психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев,

A.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн,), и категория системы в понимании П.К.Анохина, Л. фон Берталанфи, И.Клира, В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина.

Исследование велось под значительным влиянием теории содержания образования (В.С.Леднев и др.) с опорой на "теорию когнитивных целей образования" Бенджамина Блума. Материалы данной диссертации является развитием исследований по мониторингу качества образования

B.А. Кальней и С.Е.Шишова.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов (1996-2001 г.г.) на базе Уральского института туризма и кафедре теории и методики профессионального образования в туризме РМАТ.

На первом этапе (1996-1997) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1997-2000) разрабатывалась технология процесса развития творческого потенциала студентов туристского вуза. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался проведением контрольных срезов, последующим анализом, обобщением, систематизацией полученных данных.

На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформле-р ние диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по музыкально-художественному творчеству выявлены и уточнены понятия "творчество", "творческая деятельность" и "Творческий потенциал студентов туристского вуза". Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты. Как любой творческий акт, рассматриваемая деятельность содержит и конкретно-чувственные и абстрактно-^ логические элементы. Ее структурным основанием является творческая деятельность как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебных творческих задач.

Особенность творческой деятельности на основе музыкально-художественного творчества состоит в том, что она, имея своим предметным содержанием различные виды искусства, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.

Выявлено, что творческая деятельность музыкально-художественная характера с исследовательским компонентом является оптимальным по эффективности механизмом и содержательной основой процесса актуализации творческого потенциала студентов туристского вуза.

Творческий потенциал студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (музыкальных, художественно-теоретических и технологических основ), умений (музыкальных, художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих студентов туристского вуза к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на музыкально-художественную творческую деятельность.

2. Разработана модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

3. Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений в процессе повышения профессиональной квалификации студентов туристского вуза.

4. Определены эффективные методы (такие, как: проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческого потенциала студентов туристского вуза.

5. Выявлены признаки творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности на основе музыкально-художественного творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическое обоснование развития творческого потенциала студентов туристского вуза в процессе учебной деятельности послужило основанием для разработки программы спецкурса "Основы творческой деятельности", разработано и издано учебно-методическое пособие для студентов туристского вуза. Разработанные автором методические рекомендации по развитию творческого потенциала студентов туристского вуза используются в учебном процессе Уральского института туризма. Они могут быть использованы также при повышении квалификации преподавателей туристского вуза. На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности.

2. Совокупность признаков творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, музыкально-художественные знания, художественно-технологические умения); характеристики уровней проявления творческой активности для каждого признака в качестве критериев оценки творческого потенциала студентов туристского вуза.

3. Совокупность творческих задач и заданий в творческой деятельности студентов туристского вуза, отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.

4. Эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и формы организации обучения (индивидуальная, совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), стимулирующие развитие творческого потенциала студентов туристского вуза. и

Апробация Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма, г. Екатеринбург, 1998-2000 годы, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона (1999г.), на научно-практической конференции "Индустрия туризма на Урале: проблемы и перспективы развития", Екатеринбург, 2000г., на научно-практической конференции "Государственное регулирование современной туристской индустрии", Екатеринбург, 2001 г., на кафедре теории и методики профессионального образования Российской международной академии туризма, г. Сходня Московской области, 2000-2001 гг. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Неофитиди, Эльвира Равильевна

14. Результаты исследования позволяют утверждать, что наиболее эффективными с точки зрения развития творческого потенциала личности являются такие нетрадиционно структурированные лекции, как лекция-полилог и лекция-ателье. Лекция-полилог включает такие ин-тегративные компоненты, как монолог, внешние и внутренние диалоги и является одним из эффективных методов обучения творческому применению теоретических знаний. Лекция-ателье - такой вид лекции, при котором предельно сокращается дистанция между преподавателем и студентами. Характеризуется интенсивной включенностью обучаемых в совместный поиск. Главная задача такой лекции - активизация мыслительной деятельности студентов, развитие гибкости и оригинальности мышления. Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атмосфера. В процессе взаимного обучения устанавливается связь между отдельными теоретическими понятиями. Лектор, осуществляя управление деятельностью студентов, стимулирует их активность вопросами проблемного характера.

142

Заключение

1. В соответствии с целью и гипотезой исследования раскрыты сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях. Выявлены особенности учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества, рассматриваемой как средство развития творческого потенциала личности.

2. Уточнены сущность и содержание учебной творческой деятельности применительно к профессиональной деятельности в сфере туризма. Раскрыто содержание учебной творческой деятельности музыкально-художественного характера с исследовательским компонентом, способствующей развитию творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта данного вида деятельности.

3. Проведен анализ сущности понятия "творческий потенциал личности" и уточнена его структура и содержание применительно к студентов туристского вуза как субъекту учебной творческой деятельности музыкально-художественного характера с исследовательским компонентном.

4. На этом основании определен творческий потенциал студентов туристского вуза обучения как интегративная характеристика личности, система способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (художественно-теоретические и технологические основы декоративно-прикладного искусства), умений (художественно-технологические), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учителя трудового обучения к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим его динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую деятельность.

5. Под теорией учебной творческой деятельности мы в данном исследовании мы понимаем - деятельность субъекта по усвоению знаний в области музыки и декоративно-прикладного искусства (художественно-исторических; художественно-теоретических и технико-технологических основ ДПИ). Практикой в нашем исследовании является сама учебно-творческая деятельность музыкального и декоративно-прикладного характера в совокупности форм, методов, средств и условий ее осуществления на определенном предметном содержании.

6. Развитие творческого потенциала нами рассмотрено в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей.

7. Разработана модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

8. Модель включает следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества).

9. Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являются условия, способствующие реализации вышеуказанных принципов. Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятель-ностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние.

10. В исследовании мы определяем комплекс педагогических условий, которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели творческой деятельности на основе взаимосвязи теории и практики как средства развития творческого потенциала студентов туристского вуза: использование творческих методов самим преподавателем; поощрение поискового творческого подхода к общепринятому, привычному; поддержка попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположений; включение в программу обучения разделы (темы), позволяющие обучающимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческого потенциала слушателей; под-держкапопыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идеи и результатов творческой деятельности; обучая креативности, необходимо научить студентов переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.

11. Применительно к нашему исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы выделили следующие функции: организационную, образовательную, развивающую. Организационная функция процесса взаимосвязи теории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский. Образовательная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности студентов туристкого вуза, когда систематизируются знания и вырабатываются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развивающей функции взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.

12. В процессе исследования мы выделили совокупность компонентов учебно-творческой деятельности - мотивационного, содержательного, операционного - которая позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческого потенциала студентов туристского вуза. В процессе осуществления мотивационного компонента у студентов туристского вуза формируется отношение к творческой деятельности, направленность на творчество, выражающееся в эстетической потребности. В ходе содержательного компонента учебного творческого процесса происходит усвоение обучающимися системы знаний основ декоративно-прикладного искусства, приобретения умений, навыков, опыта творческой деятельности. Содержательный компонент обеспечен соответствующей программой учебного курса, учебно-методическими и дидактическими пособиями, средствами наглядности. Операционный компонент отвечает за формирование действий, адекватных их содержанию, овладение способами деятельности, приемами, процедурами, механизмами учебно-творческой деятельности. Операционный компонент включает в себя формы активного обучения, методы средства на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

13. Рассмотрев этапы процессы обучения мы предположили, что в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза, возможно прохождение следующих этапов: организационно-подготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного.

Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества. Деятельностно-оценочный этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Неофитиди, Эльвира Равильевна, 2001 год

1. Авдулова Т.Г. пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство, 2000. № 5, с.54-55.

2. Авторизованная педагогика.- М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. 184 с.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 239 с.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационый курс. Книга 1. Казань, 1996. - 566 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

7. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. М.: Искусство, 1968.-654 с.

8. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 439 с.

9. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. -1991. -№ 5. -с.56-57.

10. Ю.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

11. П.Бердяев H.A. О назначении человека. М.:Республика, 1993. - 201 с.

12. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. - 542 с.

13. З.Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М.: Ин-т философии РАН, 1993.- 196 с.

14. Библер B.C. Мышление как творчество-М.: Политиздат, 1975.-399 с.

15. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./ Подгот. Вал.А.Луков, Вл.А.Луков. СПб.: СОЮЗ, 1998. - 432 с.

16. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1984. - 189 с.

17. П.Блонский П.П. Избранные педагогические исследования. М.: 1964. -547 с.

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

19. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.328-349.

20. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

21. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений ХГФ пединститутов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 6 с.

22. Болыиаков A.B., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество "Знание" России, 1997. - 256 с.

23. Болыцая советская энциклопедия. В 30 т.т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: БСЭ, 1976.

24. Боно Э. де. Серьезное творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности М. Молодая гвардия, 1997 - с.90-95.

25. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. - № 8. - с.89-94.

26. Брушлинсикй A.B. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. -с.39-56.

27. Бутенко В.Г. формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1980. - 18 с.

28. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Научно-метод. пособие. -Архангельск: АО ИППК, 2000. 68 с.

29. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения (Сост. Л.Н.Литвин, Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

30. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Под ред.К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Изд.Центр Академия, 1998. - 192 с.

31. Венгер Jl.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973- 117 с.

32. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1997.-41 с.

33. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект: Пособие для студентов педвузов и учителей / Под общ.ред. Я.С.Турбовского. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 193 с.

34. Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во КРУ С, ФТ и П Mill У, 1995. - 70 с.

35. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчествоб Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.По-ровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 е., ил.

36. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М.: Знание, 1974.-48 с.

37. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995. - 191 с.

38. Вульсфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. Развитие образования в современном мире (программа спецкурса) // Педагогика, 1995. № 6, с.107-113.

39. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. // Педагогика, 1998. № 2, с.79-89.

40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Искусство, 1965 - 676 с.

42. Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. .доктора филос.наук. Вильнюс, 1984. - 365 с.

43. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. - с.236-277.

44. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1976.-256 с.

45. Геронимус Т.М. "Серая" технология или "яркий" дизайн ? // Школа и производство, 2001. № 2, с. 7-9.

46. Гильман P.A. Педагогическое руководство творческой деятельности студентов на занятиях по художественному оформлению тканей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986 - 19 с.

47. Гирева Л.Д. Творческий потенциал учителя как одна из приоритетных национальных ценностей отечественного образования. В кн.: Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И.Равкина. М.: РАО, 197. - с.262-312.

48. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1992. -128 с.

49. Глубокова E.H. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. канд.пед.нуак. Л., 1989. - 178 с.

50. Гольденрихт С.С. О природе эстетического творчества. М: Изд-во МГУ, 1977.-248 с.

51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600. "Технология и предпринимательство". -М., 2000.-20 с.

52. Григорьев В.Ф. Эстетическое и трудовое воспитание студентов ХГФ пединститутов на основе обучения граверно-медальерному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1979. с.

53. Громкова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, № 3, с.21-24.

54. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.- 165 с.

55. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение,1986.-239 с.

56. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

57. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.

58. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМ и К, 1993. - 112 с.

59. Гутчин И.Б. Кибернетические модели, творчества. М.: Знание, 1969. - 63 с.

60. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992. № 1, с. 22-33.

61. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

62. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. -М.: Изд-во Прометей, МГПИ, 1990. 168 с.

63. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие / Под ред. И.Е.Курова. Горький: ГГ11И, 1988.-100 с.

64. Диалектика деятельности и культура. Киев: Наукова думка, 1983. - 296 с.

65. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

66. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Роспедагентство, 1998. 21 с.

67. Дудецкий А .Я. Теоретические основы воображения и творчества. -Смоленск: Гос.пед.ин-т, 1974. 153 е., ил.

68. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

69. Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование, 1998. № 7, с. 159-167.

70. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика, 1998. № 2, с.43-45.73.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика,1987.- 160 с.74.3агвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: 1980. - 87 с.

71. Ивин A.A. Основание логики оценок-М.: Изд-воМГУ, 1970.-229 с.

72. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 464 е., ил.

73. Илиади А.Н. Формирование эстетического поля человеческой деятельности и его практическая природа. // Проблемы этики и эстетики, Вып.2, ЛГУ 1975.-е. 13-24.

74. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд.Рос. открытого гос. ун-та, 1992. - 140 с.

75. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. - 570 с.

76. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции. Оренбург, 1993.-400 с.

77. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1996. - 131 с.

78. История эстетической мысли. В 6-ти т./Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1985.

79. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФР, 1961. - 160 с.

80. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

81. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормальный подход). М.: Изд. МГУ, 1983. - 168 с.

82. Кальней В.А., Шишов С.Е Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие для учителя. - М.: Роспедагентство, 1999. - 86 с.

83. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. М., 1966. - т.5. -564 с.

84. Каргин A.C. Народная художественная культура: Учебное пособие. М.: Гос.респ. центр русского фольклора, 1997. - 288 с.

85. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис. . доктора пед.наук. М., 1990. - 419 с.

86. Киященко Н.И., Лейзеров H.A. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984.- 112 с.

87. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996. -414 с.

88. Клюге К.-И. Цель обучения интеллектуально одаренных: "думая, делать ход конем". В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности.- М.: Молодая гвардия, 1997. с.96-109.

89. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 е., ил.

90. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-339 с.

91. ЮО.Колесникова Е.В. Эстетическое воспитание в развитии творческого потенциала будущего инженера: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Киев, 1989.-21 с.

92. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. ~ 144 с: ил.

93. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. -М.: Педагогическое общество России, 2000. ~ . с.

94. ЮЗ.Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998. - 106 с.

95. Комплект № 1 методического обеспечения для работы практического психолога в системе народного образования. 4.IV. Научно-педагогический кооператив "Гайденс". Петрозаводск, 1991. - 29 с.

96. Концептуальные основы образовательной области "Технология" / Под ред. Ю.Л.Хотунцева. М.: РАО, 1999. - 43 с.

97. Юб.Корниенко B.C. О законах красоты. Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. - 224 с.

98. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: (специфика и соотношение): Дис. . доктора филос.наук. Пермь, 1983. - 240 с.

99. Кравчук Р.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дис. доктора пед.наук. М., 1992. - 334 с.

100. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога. Что это значит сегодня ? -Бийск, 1996. 51 с.

101. Ю.Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. сост., общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 1995. - 510 с.

102. Ш.Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е., ил.

103. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -143 с.

104. ПЗ.Кубланов Б. Эстетика и психология. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.99-113.

105. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М., 1968. -36 с.

106. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. - 304 е., ил.

107. Кузнецов В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности: Дис. канд.филос.наук. М, 1967. - 171 с.

108. П.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.

109. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования, 1995. № 1, с.41.

110. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.

111. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. -Л., 1972.-263 с.

112. Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.

113. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пелинг, 1993. - 56 с.123 .Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Академия последипломного образования. - 1998. -344 с.

114. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дис. канд.пед.наук. Минск, 1991. - 178 с.

115. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. -В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.1. Харьков, 1907. - 445 с.

116. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд.-М.:Политиздат, т.25,-646 с.

117. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.- 304 с.

118. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961.-319 с.

119. Лепская H.A. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков". М.: Научно-практич. Центр непрерывного образования, 1995. - 54 с.

120. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.

121. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

122. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. - 462 с.

123. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.-.Педагогика, 1972.-159 с.

124. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи. Концепции. Взгляды./ Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухотская СПб: Изд-во ин-та образования взрослых; изд-во Тускарора, 1996. - 175 с.

125. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Дис. канд.филос.наук. М., 1989. - 236 с.

126. Лозовой В.А., Пугина H.H. Культура личности, интеллект, творчество. В кн.: Интеллектуализация общества и творчество. Новосибирск: Арсенал, 1991. - с.91-110.

127. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства (книга для учителя). М.: Исполнит, дирекция по программе "Дети России". Мин.образ. России, 1997. -58 с.

128. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 176 с.

129. Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала "Учимся работать самостоятельно" на уроках труда во втором классе. М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.

130. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

131. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

132. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1956. -VIII.-689 с.

133. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. /Сост. М.Лифшиц. М.: Искусство, 1976. - Т.1 - 576 с.

134. Мартынов Ф.Т. Искусство и воображение // Проблемы этики и эстетики. -ЛГУ. 1975. - вып.2. - с.60-64.

135. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. -М.: Школа-Пресс, 1993. 127 с.

136. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - с.29-33.

137. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогка. 1975,- 368 с.

138. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. - 288 с.

139. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы М.: Искусство, 1985-318с.

140. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе: Дис. канд.пед.нуак. СПб. 1995. - 187с.

141. Молчанова A.C. На вкус, на цвет . Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. - 199 с.

142. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. -351 с.

143. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995.-96 с.

144. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000. - 84 с.

145. Мухин М.И. В.А Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика, 1991. № 9, с. 104-110.

146. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности // Школа и производство, 1998. № 4, с.3-7.

147. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.-104 с.

148. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. -М.: Изд-во ЛГУ, 1962. - 125 с.

149. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 е., ил.

150. Натев А. Искусство и общество.-М.: Прогресс, 1966.-320 с.

151. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. - 230 с.

152. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 345 с.

153. Неменский Б.М. культура искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1993. - 79 с.1 бб.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-315 е., ил.

154. Нешатаев A.A. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 272 с.

155. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: Попурри. 1996. - 240 с.

156. Новиков A.M. Вектор становления творческой личности // Школа и производство. 1999. — № 3. - с.2-4.

157. Новиков A.M. Национальная идея России.-М.: ЭГВЕС, 2000.-8 с.

158. ПЗ.Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.174,Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энциклопедия, 1970.175.0конь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. - 208 с.

159. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование, 2000. № 8. с.67-74.177.0сновные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997, 1997. - 416 с.

160. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1997. № 7-8, с.З-15.

161. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагентсто, 1996. - 602 с.

162. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 200. - 512 с.

163. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.М.В.Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. - 48 с.

164. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 23 с.

165. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.

166. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика, 1999. № 8, с. 16-23.

167. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М.: ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1989. - 144 с.

168. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. - 480 с.

169. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

170. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В сб.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - с.47-76.

171. Поташник М.М. Педагогическое творчество. М., 1988. - 189 с.

172. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 184 с.

173. Праздников Г. А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Д., 1974. -с.

174. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. (I-IV классы). М.: Просвещение, 1996. - 91 с.

175. Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд. Часть II (5-9 классы). -М.: МПО, 1995,- 169 с.

176. Психология и педагогика. Учебное пособие/ под.ред. К.А.Абуль-хановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство, 1998.-320 с.

177. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Изд.Центр Академия, 1996. - 416 с.

178. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. -М.: ИП РАН, 2000. 96 с.

179. Разумный В. А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интегративной педагогики). М.: Межд.пед.академия, инт переподготовки работников культуры, искусства и туризма. - 1999. - 65 с.

180. Разумный В.А. Художественная педагогика. М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999. - 74 с.

181. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М.: Мысль, 1969. 190 с.

182. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. -М.: ВЛАДОС, 1999. 128 е., ил.

183. Родчанин Е.Г., Зязюн H.A. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. - 112 с.

184. Розет И.М. Психология фантазии. Мн.: Университетское, 1991.-341 с.

185. Романенко Л.Е. Взаимосвязь видов художественной педагогической деятельности учащихся педагогических училищ как условие эффективности профессиональной подготовки учителя начальных классов: Дис. . канд.наук. Минск, 1993. - 177 с.

186. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т., 1998.

187. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -276 с.

188. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1981.- 104 с.

189. Рунин Б. Логика науки и логика искусства. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с. 114-138.

190. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 g.

191. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. - 165 с.

192. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. - 116 с.

193. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис . канд.пед.нуак. -Оренбург, 1998. 199 с.

194. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

195. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 158 с.

196. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.286-311.

197. Северикова Н.М. А.В Луначарский о воспитании: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 190 с.

198. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

199. Симонов П.В. Что такое эмоция ? -М.: Наука, 1966. 93 с.

200. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов Энциклопедия, 1982.

201. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 111-126.

202. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески ! В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.186-213.

203. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271 с.

204. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. -269 с.

205. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.

206. Творчество как средство развития способностей студентов: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. Рига, 1989. -28 с.

207. Творчество педагога в науке и практике: тезисы докладов научно-практической конференции. М.: 1993. - 34 с.

208. Теплов Б.М. Способность и одаренность .// Избранные труды: в 2 т. Т.1 М., 1985. с.

209. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1969.-304 с.

210. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999. № 8, с.3-11.

211. Толстой Л.Н. Что такое искусство ? М.: Современник, 1985 - 592 с.

212. Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. Методическая библиотека дополнительного образования. М.: Родник. - 1997. - № 2. - 144 с.

213. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.78-89.

214. Федоров С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях линогравюрой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 21 с.

215. Федотова Г.А. Подготовка учителей ИУУ к реализации гуманистических функций трудового обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994. - 18 с.

216. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-512 с.

217. Филиппенко Л.А. -Формирование эстетической потребности: Дис. . канд.филос.наук. М., 1972. - 182 с.

218. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

219. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Изд-во политической литературы, 1986.

220. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. - М., 1989.

221. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве и новаторстве// Советская педагогика. 1992. - № 7-8. - с.11-15.

222. Хотунцев Ю.Л., Кожина O.A. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области "Технология": Метод. Рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства. М.: РАО, 1999. - 43 с.

223. Художественная культура и народное творчество. Сборник статей. М.:i

224. МХПИ им.С.Г.Строганова, 1994. 107 с.

225. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 г.г.) М.: Педагогика, 1986. - 184 с.

226. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М/.ВЛАДОС, 2000.-320 с.

227. Человек в мире художественной культуры / Отв.ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 335 с.

228. Черепанова O.K. Формирование профессионально- творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2000. - 23 с.

229. Черник Б.П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика, 1999. № 5, с.26-31.

230. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (диссертация). Соч. В 2-х т.т. Т.1. М.: Мысль, 1986. - 805 с.

231. Чухина Jl.А. Эстетическая сущность труда. В кн.: Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинайне, 1969. -с.3-31.

232. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.

233. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.-295 с.

234. Шмаков С. Какой должна быть коллективная творческая деятельность // Народное образование, 1999. № 5, с. 194-200.

235. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: - Р-на-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.

236. Шнирман А.Н. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки. Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 68 с.

237. Энгельмейер П.К.Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. - 206 с.

238. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. М.: АПО, 1999. .

239. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т.т. /Под ред. С.Я.Батышева. М.: АПО, 1998.

240. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1979. - 200 с.

241. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

242. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В.Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 326 с.

243. Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 127-142.

244. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972.- с.

245. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 224 с.

246. Яковлева Н.М. подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. - 128 с.

247. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск, 1987. 68 с.

248. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.

249. Torrance E.P. Edication and creative potential. Minneapolis, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.