Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Нагель, Ольга Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Нагель, Ольга Ивановна
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях.
1.2. Особенности учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества.
1.3. Творческий потенциал учителя трудового обучения как педагогическая проблема.
Выводы по главе.
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
2.1.Структура и содержание модели учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя трудового обучения.
2.2. Использование коллективных форм творческой деятельности
2.3. Организация исследовательской деятельности учителя.
2.4. Содержание творческих задач для учебно-творческой деятель -ности.
2.5. Итоги опытно-экспериментальной работы.
Выводы по главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза2001 год, кандидат педагогических наук Неофитиди, Эльвира Равильевна
Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся: На примере образовательной области "Технология"2002 год, кандидат педагогических наук Сердюк, Марина Леонидовна
Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников2000 год, кандидат педагогических наук Руссков, Станислав Пименович
Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству: на примере вузов Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Рахимов, Саидмухамадхон
Подготовка будущих учителей технологии к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников2002 год, кандидат педагогических наук Валитов, Ришат Маратович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе»
Современной основой профессиональной подготовки учителя является гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям и новым социокультурным реалиям, предполагающая применительно к профессиональной подготовке учителя создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности.
Важнейшей задачей ингегративной образовательной области "Технология" становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что является условием успешности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации школьников.
Поэтому главным условием решения обозначенных задач является четкая направленность профессиональной подготовки учителя трудового обучения на формирование его творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования.
Анализ ряда исследований (Т.Г.Браже, Л.К.Веретенникова, П.Ф.Кравчук, М.Г.Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских, О.К.Черепанова, Н.М.Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала учителя рассматривается практически во всех предметных областях, за исключением образовательной области "Технология".
Особенность профессионального труда учителя в образовательной области "Технология" определяется тем, что в базисном учебном плане она является единственной, где наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится предметно-практической созидательной деятельности учащихся.
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа профессиональной деятельности учителя трудового обучения, состоит в том, что с одной стороны -целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является самореализация человека, а с другой - наблюдается слабая разработанность теоретических вопросов проблемы творческого потенциала учителя.
Проблема исследования заключается в определении, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения, стимулирующие развитие его творческого потенциала.
Все вышесказанное определило цель нашего исследования.
Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения, обеспечивающие развитие его творческого потенциала.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема нашего исследования: "Педагогические основы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения в современной школе".
Объект исследования: учебно-творческая деятельность учителя.
Предмет исследования: учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения в современной школе.
Гипотеза исследования: учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения будет способствовать развитию его творческого потенциала, если:
- на основе анализа психолого-педагогических исследований будут выявлены сущность и содержание учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения в современной школе;
- будет разработана модель учебно-творческой деятельности, раскрывающая ее структуру, содержание, методы, формы на основе взаимосвязи теории и практики в процессе трудового обучения ( в образовательной области "Технология");
- будут определены эффективные методы и формы организации учебно-творческой деятельности учителя, раскрывающие ее индивидуальный и коллективный характер;
- будет разработана совокупность творческих задач в структуре учебно-творческой деятельности учителя с учетом их сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений;
- будут разработаны критерии оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. На основании анализа научной литературы выявить сущность и содержание учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения в современной школе.
2. Разработать модель учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения.
3. Разработать содержание и определить классификацию творческих задач в структуре учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения.
4. Определить эффективные формы и методы учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения.
5. Выявить критерии оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения.
Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, причинно-следственных связях.
Структура, логика и ведущие идеи нашего исследования базируются на концепции интегративной педагогики В.А.Разумного, рассматривающего единство эмоционального, интеллектуального и духовно-нравственного аспектов обучения на основе предметно-практической деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов (1996-2001 г.г.) на базе кафедры технологий и предпринимательства И ПК и ПРНО МО и 32х ОУ Моековской области (лицей № 11 г.Химки, шк.№ 2 г.Сходня Химкинского р-на, шк. № 17 г.Дубна, шк. № 9 г.Серпухов и др.).
На первом этапе (1996-1997) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1997-2000) разрабатывалась технология процесса развития творческого потенциала учителя труда. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался проведением контрольных срезов, последующим анализом, систематизацией, обобщением полученных данных.
На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
I. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по художественному творчеству выявлены сущность и содержание учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения, под которой в нашем исследовании понимается учебно-творческая деятельность декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты.
Творческий потенциал учителя трудового обучения как субъекта учебно-творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знании (художественно-теоретических и технологических основ ДПИ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учителя трудового обучения к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую деятельность.
2. Разработана модель учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения на основе взаимосвязи теории и практики образовательной области "Технология", включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: поощрение сомнений по отношению к общепринятому; поощрение умения находить, формулировать и переопределять проблему; включение в программу обучения разделов, позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности и др.).
3. Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений в процессе повышения квалификации учителей трудового обучения.
4. Определены эффективные методы (такие, как: проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческого потенциала учителя трудового обучения.
5. Выявлены признаки творческого потенциала учителя трудового обучения как субъекта учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения).
6. Определены критерии оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения - уровни творческой активности (стимульно-продуктивный, эвристический, креативный) и дана их качественная характеристика применительно к каждому признаку творческого потенциала.
Практическая значимость исследования: разработана и апробирована программа спецкурса "Основы творческой деятельности" (см. Приложение № 6), разработано, издано и апробировано учебно-методическое пособие для учителя. Разработанные автором методические рекомендации по развитию творческого потенциала учителя трудового обучения используются в учебном процессе кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО. Они могут быть использованы также при повышении квалификации педагогов дополнительного образования.
На защиту выносятся .
1. Модель учебно-творческой деятельности учителя трудового обучения на основе взаимосвязи теории и практики образовательной области "Технология", включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: поощрение сомнений по отношению к общепринятому; поощрение умения находить, формулировать и переопределять проблему; включение в программу обучения разделов, позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности и др.), способствующая развитию творческого потенциала учителя трудового обучения.
2. Совокупность творческих задач и заданий в учебно-творческой деятельности учителя труда, построенных на содержании учебных программ образовательной области "Технология", и отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.
3. Эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и формы организации обучения (индивидуальная, совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), стимулирующие развитие творческого потенциала учителя трудового обучения.
4. Совокупность критериев оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения (уровней творческой активности: стимульно-продуктивного, эвристического, креативного).
Апробация основных положений диссертационного исследования была проведена в процессе повышения квалификации учителей трудового обучения в ИПК и ПРНО МО. Материалы исследования докладывались на Всероссийском научно-методическом семинаре "Народные ремесла в этнохудожественном воспитании детей" (ноябрь, 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Современные формы приобщения детей к традиционным художественным ремеслам" (ноябрь, 1997 г.), семинаре-совещании "Методика преподавания технологии в условиях действия государственных образовательных стандартов" (июнь, 1998 г.), Московской городской научно-практической конференции "Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XX века" (март, 2000 г.), областной выставке детского творчества "Ребенок в мире народной культуры" (Балашиха, апрель 2001 г.), VII международной конференции по проблемам технологического образования школьников "Технология-2001" (октябрь-ноябрь 2001 г.). Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие творческой активности студентов туристского вуза в условиях учебно-производственного центра2004 год, кандидат педагогических наук Жителева, Мария Владимировна
Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов туристского вуза2003 год, кандидат педагогических наук Малая, Вера Васильевна
Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в процессе повышения квалификации2006 год, кандидат педагогических наук Самигуллина, Галина Савельевна
Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества1997 год, доктор педагогических наук Скворцов, Константин Алексеевич
Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза2010 год, доктор педагогических наук Брякова, Ирина Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Нагель, Ольга Ивановна
Выводы по главе 2
Проанализированы и обобщены результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы, осуществленной нами в процессе повышения квалификации учителей трудового обучения в ИГОС и ПРНО МО. Прослежена динамика развития слушателей курсов повышения квалификации - учителей трудового обучения, определена и проанализирована зависимость роста творческого потенциала учителей от времени педагогического воздействия.
В процессе исследования разработана и апробирована модель учебно-творческой деятельности учителей трудового обучения, реализуемая на основе взаимосвязи теории и практики декоративно-прикладного творчества. Модель, построенная в рамках личностно-деятельностного подхода, предусматривает, что учебно-творческая деятельность, превращаясь в личностно-мотивированный процесс, ставит учителя в активную творческую позицию, создает условия для творческого развития и саморазвития, так как сама деятельность связана с необходимостью изменения образа мышления, повышением эмоциональной восприимчивости, освоением приемов исследовательской деятельности.
Экспериментальная работа подтвердила, что взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности является важнейшим фактором развития творческого потенциала учителя трудового обучения. Реализация взаимосвязи осуществI лялась посредством применения совокупности творческих задач и заданий с использованием проблемных методов и разнообразных форм обучения.
На формирующем этапе эксперимента были апробированы педагогические условия осуществления учебно-творческой деятельности, методы проблемного бучения, коллективные формы коммуникативной организации, эффективные формы организации обучения, влияющие на развитие творческого потенциала учителя трудового обучения.
Вышеизложенное позволяет отметить, что выделенные компоненты модели учебно-творческой деятельности на основе взаимосвязи теории и практики являются целесообразными и обеспечили, согласно гипотезе, устойчивый рост показателей развития творческого потенциала учителя трудового обучения.
162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | i
Проведенное диссертационное исследование и результаты экспериментальной работы привели к следующим выводам, подтверждающим положения гипотезы:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме определены сущность и содержание понятий "творчество", "учебно-творческая деятельность", "творческий потенциал личности" и уточнены их характеристики применительно к повышению профессиональной квалификации учителя трудового обучения.
2. Реализация процесса развития творческого потенциала учителя трудового обучения обеспечивается моделью учебно-творческой деятельности на основе взаимосвязи теории и практики образовательной области "Технология". Модель включает структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), раскрывает принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничество и др.) и условия ее осуществления (такие, как: поощрение сомнений по отношению к общепринятому, поощрение умения находить, формулировать и переопределять проблему; включение в программу обучения разделов, позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности и др.). Динамичность модели реализуется за счет развития творческого потенциала путем перехода с более низких уровней творческой активности на более высокие.
3. Разработана система творческих задач в системе учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом, построенный: на содержании учебных программ образовательной области "Технология", отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.
4. Определена эффективность форм и методов учебно-творческой деятельности, стимулирующих развитие творческого потенциала учителя трудового обучения (коллективные формы: совместно-индивидуальная, совместно
163 | последовательная, совместно-взаимодействующая; методы проблемного обучения: проблемное изложение, эвритический, исследовательский; формы организации занятий: проблемная лекция, зачет, экскурсия, мастер-класс, выставка-конкурс и т.п.).
5. На основе теоретического анализа выявлены признаки творческого потенциала личности, его структура; определены и охарактеризованы признаки творческого потенциала учителя трудового обучения как субъекта учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества; дана характеристика критериев оценки развития творческого потенциала учителя трудового обучения, в качестве которых выступают уровни творческой активности (стимульно-продуктивный, эвристический, креативный) применительно к каждому признаку творческого потенциала учителя. !
Разработан учебный курс "Основы творческой деятельности". Разработано и издано учебно-методическое пособие для учителей трудового обучения. Учебный курс и пособие прошли апробацию в практике курсовой подготовки учителей трудового обучения в системе повышения квалификации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Нагель, Ольга Ивановна, 2001 год
1. Авдулова Т.Г. Пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство, 2000. № 5, с.54-55.
2. Авторизованная педагогика М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. - 184 с.
3. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: Сб. Научн.тр./ Ис-след. Центр качества подгот. спец-тов, Акад. Акмеологич. наук, Шуйс. гос. пед. ун-т; Редкол.: Н.В.Кузьмина и др. М; Шуя, 1999. - 191 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. Изд-во Казанского ун-та, 1988.-239 с. |
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационый курс. Книга 1. Казань, 1996. - 566 с.
6. Андрианов П.^ Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1985.-31 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.
9. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. М.: Искусство, 1968.-654 с. !
10. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 19)1.-439 с.
11. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика, 1991. №5, с.56-57.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы) . М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
13. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 201 с.
14. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. - 542 с.
15. Бескова И.Л. Как возможно творческое мышление. М.: Ин-т философии РАН, 1993. - 196 с.
16. Библер B.C. Мышление как творчество М.: Политиздат, 1975.-399 с.
17. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./ Подгот. Вал.А.Луков, Вл.А.Луков. СПб.: СОЮЗ, 1998. - 432 с.
18. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1984. - 187 с.
19. Блонский П.П. Избранные педагогические исследования. М.: АПН РСФСР, ин-т теории и истории педагогики. 1964. - 547 с.
20. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность к , облема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.
21. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.328-349.
22. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
23. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений ХГФ пединститутов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 16 с.
24. Большаков А.В., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество "Знание" России, 1997. - 256 с. j
25. Большая советская энциклопедия. В 30 т.т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: БСЭ, 1976.
26. Боно Э. де. Серьезное творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности М.:Молодая гвардия, 1997 - с.90-95.
27. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагоги^ 1989. № 8, с.89-94.
28. Брушлинсикй А.В. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с.39-56.
29. Бутенко В.Г. формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1980. - 18 с.
30. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Научн1>-метод. пособие. Архангельск: АО ИППК, 2000. - 68 с.
31. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения (Сост. JI.H.Литвин, Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
32. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Под ред.К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Изд.Центр Академия, 1998. - 192 с.
33. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973 - 117 с.
34. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997.-41 с.
35. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект:I
36. Пособие для студентов педвузов и учителей / Под общ.ред. Я.С.Турбовского. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 193 с.
37. Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во КРУС, ФТ и П Mill У, 1995. - 70 с.
38. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчествоб Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.По-ровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 е., ил.
39. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М.: Знание, 1974.-48 с.
40. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995. - 191 с.
41. Вуль фсон Б.Л. Сравнительная педагогика. Развитие образования в современном мире (программа спецкурса) // Педагогика, 1995. № 6, с. 107-113.
42. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. // Педагогика, 1998. № 2, с.79-89.
43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.
44. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Искусство, 1965.- 676 с.
45. Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. .доктора филос.наук. Вильнюс, 1984. - 365 с.
46. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. - с.236-277.
47. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика,1976.-256 с.
48. Геронимус Т.М. "Серая" технология или "яркий" дйзайн ? // Школа и производство, 2001. № 2, с.7-9.
49. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельности студентов на занятиях по художественному оформлению тканей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1986 23 с.
50. Гирева Л. Д. Творческий потенциал учителя как одна из приоритетных национальных ценностей отечественного образования. В кн.: Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И.Равкина. М.: РАО, 197. - с.262-312.
51. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1992. - 128 с.
52. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. канд.пед.нуак. -Л., 1989.- 178 с.
53. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук.—М., 1997. 247 с.
54. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1997. - 250 с.
55. Гольденрихт С.С. О природе эстетического творчества. М: Изд-во МГУ,1977. 248 с.
56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600. "Технология и предпринимательство". -М„ 2000. 20 с.
57. Григорьев В.Ф. Эстетическое и трудовое воспитаниеjстудентов ХГФ пединститутов на основе обучения граверно-медальерному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 22 с.
58. Громкова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, № 3, с.21-24.
59. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993. - 165 с.
60. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
61. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
62. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
63. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМ и К, 1993. - 112 с.
64. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. М.: Знание, 1969. - 63 с.
65. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992. № 1, с. 22-33.
66. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
67. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. -М.: Изд-во Прометей, МГПИ, 1990. 168 с.
68. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие / Под ред. И.Е.Курова. Горький: ГГПИ, 1988.-100 с.
69. Диалектика деятельности и культура. Киев: Наукова думка, 1983. - 296 с.
70. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
71. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Роспедагентство, 1998. 21 с.
72. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск: Смоленский гос.пед.ин-т, 1974. - 153 е., ил.
73. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
74. Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование, 1998. № 7, с.159-167.
75. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика, 1998. №2, с.43-45.
76. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
77. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание. - 1980. - 96 с.
78. Закон Московской области "Об образовании". М., 1996. - 12 с.
79. Закон Российской федерации "Об образовании". М., 1996. - 23 с.
80. Зеленов Л.А. процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. -175 с. '
81. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. - 252 с.
82. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика, 1996. № 4, с. 105-109.
83. Ивин А.А. Основание логики оценок,- М.: Изд-во МГУ, 1970.-229 с.
84. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 464 е., ил.
85. Илиади А.Н. Формирование эстетического поля человеческой деятельности и его практическая природа. // Проблемы этики и эстетики, Вып.2, ЛГУ 1975, с. 13-24.
86. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд.Рос. открытого гос. ун-та, 1992. - 140 с.
87. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. - 570 с.
88. Ингенкама К. Педагогическая диагностика. М.: 1991. - 238 с.
89. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции. Оренбург, 1993.-400 с.
90. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1996. - 131 с.
91. История эстетической мысли. В 6-ти т./Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1985.
92. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. J1.: Художник РСФР, 1961. - 160 с.
93. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
94. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормативный подход). М.: Изд. МГУ, 1983. - 168 с.
95. Кальней В.А., Шишов С.Е Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие Jщя учителя. - М.: Рос-педагентство, 1999. - 86 с.
96. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. М., 1966. - т.5. -564.
97. Каргин А.С. Народная художественная культура: Учебное пособие. М.: Гос.респ. центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
98. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис. . доктора пед.наук. -М., 1990.-419 с.
99. Киященко Н.И., Лейзеров Н.А. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984.- 112 с.
100. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Царьков: Фолио, 1996. -414 с.
101. Юпоге К.-Й. Цель обучения интеллектуально одаренных: "думая, делать ход конем". В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.96-109.
102. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 е., ил.
103. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. - 339 с.
104. Колесникова Е.В. Эстетическое воспитание в развитии творческого потенциала будущего инженера: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Киев, 1989.-21 с.
105. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с: ил.
106. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. -М.: Педагогическое общество России, 2000. . с.
107. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998. - 106 с.
108. Комплект № 1 методического обеспечения для работы практического психолога в системе народного образования. M.IV. Научно-педагогический кооператив "Гайденс". Петрозаводск, 1991. - 29 с.
109. Корниенко B.C. О законах красоты. Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. - 224 с.
110. Короткое Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: (специфика и соотношение): Дис. . доктора филос.наук. Пермь, 1983. -268 с.
111. Кравчук Р.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системеIвысшего образования: Дис. доктора пед.наук. М., 1992. - 334 с.
112. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога. Что это значит сегодня ? -Бийск, Бийский гос.пед.ин-т, 1996. 51 с.
113. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. сост., общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 1995.-510 с.
114. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е., ил.
115. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -143 с.
116. Кубланов Б. Эстетика и психология. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.99-113.
117. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М, 1968.-35 с.
118. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. - 304 е., ил.
119. Кузнецов В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности: Дис. . канд.филос.наук. -М, 1967. 171 с.
120. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант, учителя. JL: Знание, 1985.-32 с.
121. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования, 1995. № 1, с.41-48.
122. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
123. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л.: Акад.пед.наук СССР. (Н.-исс.ин-т общ.обр-я взрослых)1972. - 263 с.
124. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
125. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пелинг, 1993. - 56 с.
126. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Академия последипломного образования. -1998 - 344 с.
127. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дис. . канд.пед.наук. Минск, 1991. - 178 с.
128. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. -В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.1.- Харьков, 1907. 445 с.
129. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд.- М.Политиздат, т.25,-646 с.
130. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997. - 304 с.
131. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 310 с.
132. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков". М.: Научно-практич. Центр непрерывного образования, 1995. - 54 с.
133. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
134. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
135. Лихачев Б.Т. Педагогика. -М.: Прометей, 1996. 462 с.
136. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.-159 с.
137. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи. Концепции. Взгляды./ Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская СПб: Изд-во ин-та образования взрослых; изд-во Тускарора, 1996. - 175 с.
138. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Дис. . канд.филос.наук. М., 1980. - 189 с.
139. Лозовой В.А., Пугина Н.Н. Культура личности, интеллект, творчество. В кн.: Интеллектуализация общества и творчество. Новосибирск: Арсенал, 1991. - с.91-110.
140. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства (книга для учителя). М.: Исполнит, дирекция по программе "Дети России". Мин.образ. России, 1997. - 58 с.
141. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 176 с.
142. Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала "Учимся работать самостоятельно" на уроках труда во втором классе. М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
143. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. -М.: Просвещение, 1984. 143 с.
144. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192174 |i
145. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. -VIII.-689 с.
146. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. /Сост. М.Лифшиц. М.: Искусство, 1976. - Т.1 - 576 с.
147. Мартынов Ф.Т. Искусство и воображение // Проблемы этики и эстетики. -ЛГУ, 1975. вып.2, с.60-64.
148. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. -М.: Школа-Пресс, 1993. 127 с.
149. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989. №6, с.29-33.
150. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогка. 1975,- 368 с.
151. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. - 288 с.
152. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы М.: Искусство, 1985.-318 с.
153. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. с.349-360.
154. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Искусство в школе, 1995. - 144 е., ил.
155. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы Образования в средней школе: Дис. канд.пед.нуак. СПб. 1995. - 187с.
156. Молчанова А.С. На вкус, на цвет . Теоретический очерк об эстетическом вкусе. -М.: Искусство, 1966. 199 с.
157. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. -351 с.
158. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. - 96 с.
159. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000. - 84 с. j
160. Мухин М.И. В.А Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика, 1991. № 9, с.104-110.
161. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности // Школа и производство, 1998. № 4, с.3-7.
162. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.-104 с.
163. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. - М.: Изд-во ЛГУ, 1962. - 125 с.
164. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 е., ил.
165. Натев А. Искусство и общество.-М.: Прогресс, 1966.-320 с.
166. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. - 230 с.
167. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 345 с.
168. Неменский Б.М. культура искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1993. - 79 с.
169. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-315 е., ил.
170. Нешатаев А.А. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 272 с.
171. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: Попурри. 1996. - 240 с. j
172. Новиков A.M. Вектор становления творческой личности // Школа и производство, 1999. №3, с.2-4.
173. Новиков A.M. Национальная идея России.-М.: ЭГВЕС, 2000.-8 с.
174. Новинский И.И. Понятие связи в марксисткой философии. М.: Высшая школа, 1961.-200 с.
175. Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Автореф. Дис. . доктора филос.наук. М., 1982. - 31 с.
176. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.
177. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энц1иклопедия, 1970.
178. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208 с.
179. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование, 2000. № 8. с.67-74.
180. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997,1997. - 416 с.
181. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1997. № 7-8, с.З-15.
182. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспеда-гентсто, 1996. - 602 с.
183. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шия-нов. М.:I1. Школа-Пресс, 200. 512 с.
184. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.М.В.Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. - 48 с.
185. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 19 с.
186. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.
187. Поволяева М.Н. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном обучении (1955-1996 г.г.): Автореф. дис. . доктора пед.наук. М., 1997. - 36 с.
188. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // ПеIдагогика, 1999. № 8, с. 16-23. >
189. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М.: ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1989. - 144 с.
190. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. - 480 с. |I
191. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
192. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В сб.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - с.47-76.
193. Поташник М.М. Педагогическое творчество. Проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. - Киев, Рад. Шк., 1988. - 189 с.
194. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 184 с.
195. Праздников Г.А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Автореф. дис. . канд.филос.наук. J1., 1974. - 23 с.
196. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. (I-IV классы). -М.: Просвещение, 1996. 91 с.
197. Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд. Часть II (5-9 классы). М.: МПО, 1995,- 169 с.
198. Психология и педагогика. Учебное пособие/ под.ред. К.А.Абуль-хановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство, 1998.-320 с.
199. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Изд.Центр Академия, 1996. - 416 с.
200. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова.1. М.: ИП РАН, 2000. 96 с. Ii
201. Психология одаренности ■ от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова -М.: ПЕРСЭ, 2000. 80 с.
202. Разумный В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интегративной педагогики). М.: Межд.пед.академия, инпереподготовки работников культуры, искусства и туризма. 1999. - 65 с.
203. Разумный В.А. Художественная педагогика. М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999. - 74 с.
204. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.
205. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческоп)| воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. - 128 е., ил.
206. Родчанин Е.Г., Зязюн Н.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. - 112 с.
207. Розет И.М. Психология фантазии. Мн.: Университетское, 1991. - 341 с.
208. Романенко Л.Е. Взаимосвязь видов художественной педагогической деятельности учащихся педагогических училищ как условие эффективности профессиональной подготовки учителя начальных классов: Дис. канд.наук. -Минск, 1993.-177 с.
209. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т., 1998.
210. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -276 с. !
211. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1981.- 104 с.
212. Рунин Б. Логика науки и логика искусства. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.114-138.
213. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 с.
214. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. - 165 с.
215. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). -М.: Педагогический вестник, 1998. 116 с.
216. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики |как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис . канд.пед.нуак. Оренбург, 1998. - 199 с.
217. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
218. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 158 с.
219. Салямон JI. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусств 1968. - с.286-311.
220. Северикова Н.М. А.В Луначарский о воспитании: етод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 190 с.
221. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
222. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку: Практическое руководство. М.: Ассоциация учителей физики. 2000. - 48 с.
223. Сиденко А.С. Рефлексивный педагогический диалог: Практическое руководство. М., 2000. - 16 с.
224. Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. - 93 с.
225. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. . диктора, пед. наук. М., 1997.-35 с.
226. Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XXI века. Материалы Московской городской научно-практической конференции. М., 2000. - 124 с.
227. Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов Энциклопедия, 1982.
228. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - c.l 11-126.
229. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески ! В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.186-213.
230. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271 с.
231. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. -269 с. !
232. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
233. Творчество как средство развитая способностей студентов: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. Рига, 1989. - 28 с.
234. Творчество педагога в науке и практике: тезисы докладов научно-практической конференции. М.: 1993. - 34 с.
235. Теплов Б.М. Способность и одаренность .// Избранные труды: в 2 т. T.l М., 1985. 328 с.
236. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с. I
237. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999. № 8, с.3-11.
238. Толстой Л.Н. Что такое искусство ? М.: Современник, 1985.- 592 с.
239. Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. Методическая библиотека дополнительного образования. М.: Родник. - 1997. - № 2. - 144 с.
240. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы). /Под ред.А.С.Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. - 160 с.
241. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.78-89.
242. Федоров С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях линогравюрой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1983. 21 с.
243. Федотова Г.А. Подготовка учителей ИУУ к реализации гуманистических функций трудового обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994. -21 с.
244. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-512 с.
245. Филиппенко JI.А. Формирование эстетической потребности: Дис. . канд.филос.наук. -М., 1972. 182 с.
246. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
247. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. - М., 1989.
248. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве и новаторстве// Советская педагогика, 1992. №7-8, с.11-15.
249. Художественная культура и народное творчество. Сборник статей. М.: МХПИ им.С.Г.Строганова, 1994. - 107 с.
250. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 г.г.) М.: Педагогика, 1986. - 184 с.
251. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.:ВЛАДОС, 2000.-320 с.
252. Человек в мире художественной культуры / Отв.ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 335 с.
253. Черепанова O.K. Формирование профессионально- творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2000. - 23 с.
254. Черник Б.П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика, 1999. № 5, с.26-31. |
255. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (диссертация). Соч. В 2-х т.т. Т.1. М.: Мысль, 1986. - 805 с.
256. Чухина Л.А. Эстетическая сущность труда. В кн.: Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинайне, 1969. - с.3-31.
257. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.
258. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. - 295 с.
259. Шмаков С. Какой должна быть коллективная творческая деятельность // Народное образование, 1999. № 5, с. 194-200.
260. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: - Р-на-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.
261. Шнирман А.Н. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки. Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 68 с.
262. Энгельмейер П.К.Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. - 206 с.
263. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. -М.: АПО, 1999.
264. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Научн. метод. Пособие. - М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.
265. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. - 216 с.
266. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с. ,
267. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В.Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 326 с.
268. Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997.-с.127-142.
269. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа,1972. - с.
270. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 224 с.
271. Яковлева Н.М. подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991.- 128с.
272. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. Челябинск, 1987.-68 с.
273. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 е., ил.
274. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.
275. Torrance E.P. Edication and creative potential. Minneapolis, 1963.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.