Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся: На примере образовательной области "Технология" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сердюк, Марина Леонидовна

  • Сердюк, Марина Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Киров
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 209
Сердюк, Марина Леонидовна. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся: На примере образовательной области "Технология": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Киров. 2002. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сердюк, Марина Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ ]

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ. ПРЕДПОСЫЛКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Творческое развитие школьников как педагогическая 9 проблема

1.2. Генезис использования метода проектов в учебном 20 процессе

1.3. Особенности учебной творческой деятельности на 49 уроках технологии

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Структура и содержание модели учебной творческой 88 деятельности, стимулирующей развитие творческих с п о с о б н о с т е й ш к о л ь н и к о в

2.2. Дидактические возможности организации 107 образовательного процесса по методу проектов

2.3. Организация исследовательской деятельности 118 школьников по методу проектов

2.4. Итоги опытно-экспериментальной работы 123 Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся: На примере образовательной области "Технология"»

Актуальность исследования. Одной из ведущих тенденций реформирования общего образования выступает гуманистическая парадигма, предполагающая создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности. Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников школы.

В современных условиях необходима выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии формирования творческих способностей человека. Для этого целесообразно прогнозирование развития сферы человеческой деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций.

Таким образом, одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования важной представляется проблематика развития творческих способностей (H.A. Алексеев, И.А. Зимняя, Е.В. Куканова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) [7] . Вопросов формирования индивидуальных особенностей учащихся в обучении в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: гуманистическая концепция в педагогике (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, И.Б. Котова); саморазвитие личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, В.М. Розин, C.JI. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн) [1, 146, 179, 225, 248, 257]; инновации в образовании (Ю.Г. Круглов, А.Я. Найн, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин); концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, JT.B. Занков, E.H.

Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, С.А. Смирнов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин) [72]; содержание образования (В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) [87, 149]; организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт, Г.И. Щукина) [18, 52, 96, 165, 245]; познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева) [26, 74, 75, 76, 206, 207, 208]; вопросы развития трудовой школы, управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов (Л.М. Митина, Н.В. Котряхов, Л.В. Тодоров, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.М. Шепель, П.В. Худоминский) [123, 124, 125, 250, 275, 265]; использование личностно-ориентированных технологий в образовании (B.C. Данюшенков, Т.В. Машарова и др.) [74, 75, 76, 167]; особенности разработки технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.А. Кальней, В.М. Монахов, Т. Пломб, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирин, С.Е. Шишов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург) [67, 104, 236, 276, 277, 278, 279].

Условием решения задач гуманизации является четкая направленность процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования. Анализ ряда исследований (Т.Г. Браже, Л.К. Веретенникова, П.Ф. Кравчук, М.Г. Мерзлякова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских, O.K. Черепанова, Н.М. Яковлева) [34, 41, 126, 171, 228, 229, 230, 231, 268, 294, 295] позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования, однако нам не удалось найти работ, связанных с развитием творческих способностей методом проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности школьников, стимулирующие развитие их творческих способностей.

Все вышеизложенное определило цель нашего исследования.

Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности школьников, обеспечивающие развитие их творческих способностей; разработать и экспериментально проверить содержание учебных задач с целью организации творческой деятельности.

Была сформулирована тема нашего исследования: «Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»)».

Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности (на примере образовательной области «Технология»),

Гипотеза исследования: учебная деятельность, организованная по методу проектов, будет способствовать развитию творческих способностей школьников, если:

- на основе анализа психолого-педагогических исследований будет уточнено понятие «творческая деятельность школьников на уроках технологии», раскрывающее его целеполагание в повышении качества образования, и понятие «творческие способности ученика»;

- будет разработана модель развития творческих способностей, раскрывающая ее структуру, содержание, методы, формы, на основе взаимосвязи теории и практики в процессе обучения на уроках технологии с использованием метода проектов;

- будут определены необходимые и достаточные условия организации проектной деятельности школьников, раскрывающие ее индивидуальный и групповой характер и способствующие формированию творческих способностей;

- будут разработаны критерии оценки развития творческих способностей.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «творческая деятельность», творческие способности личности» и их уточнения применительно к организации обучения методом проектов на уроках технологии.

2. Разработать модель развития творческих способностей школьников на уроках технологии на основе метода проектов.

3. Определить эффективные формы и методы учебной деятельности с целью развития творческих способностей школьников на уроках технологии.

4. Разработать содержание, определить классификацию творческих задач на уроках технологии и выявить критерии оценки развития творческих способностей школьников.

5. Экспериментально проверить модель и проследить динамику формирования творческих способностей учащихся.

Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений; принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик; принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта; принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности и затем к построению новой теоретической модели становления педагогической реальности на примере развития общих компетенций. Теоретическими предпосылками исследования служили работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Применение метода проектов в технологии рассматривали М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, П.А. Петряков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко, A.B. Марченко, С.Е. Шишов и др [276, 277, 278, 279]. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории «деятельность», «развитие», «личность», «способность» в общепризнанном понимании, конкретизированные в основных положениях психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн) [1, 35, 50, 146, 225, 248, 257], и категория системы в понимании П.К.Анохина, Л. фон Берталанфи, И.

Клира, В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. Исследование велось под значительным влиянием теории содержания образования (B.C. Леднев и др.) с опорой на «теорию когнитивных целей образования» Бенджамина Блума. Материалы данной диссертации являются развитием исследований по мониторингу качества образования В.А. Кальней и С.Е. Шишова [104, 276, 277, 278, 279] .

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов (1996-2001 гг.) на базе общеобразовательных учреждений Московской и Вологодской областей.

На первом этапе (1996-1997) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1997-2000) разрабатывалась технология процесса развития творческих способностей школьников. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался контрольными срезами, последующим анализом, обобщением, систематизацией полученных данных.

На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования и собственно диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по творчеству выявлены и уточнены понятия «творчество», «творческая деятельность» и «творческие способности школьников». Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты. Как любой творческий акт рассматриваемая деятельность содержит и конкретно-чувственные и абстрактно-логические элементы. Ее структурным основанием является творческая деятельность как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебных творческих задач.

2. Обоснована особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках технологии, которая состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.

3. Выявлено, что творческая деятельность проектного характера с исследовательским компонентом - оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей школьников. Творческие способности школьника как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на технологическую творческую деятельность.

4. На основе взаимосвязи теории и практики технологической деятельности разработана модель развития творческих способностей школьников на основе метода проектов на уроках технологии, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

5. Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноты использования приобретенных знаний и умений в процессе развития творческих способностей школьников на уроках технологии.

6. Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.

7. Выявлены признаки развития творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическое обоснование развития творческих способностей школьников в процессе учебной деятельности послужило основанием для разработки программы спецкурса «Развитие творческих способностей». Кроме того, разработано и издано учебно-методическое пособие для школьников. Подготовленные автором методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников используются в учебном процессе ряда школ Московской и Вологодской областей, а также при повышении квалификации учителей технологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность признаков творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, музыкально-художественные знания, художественно-технологические умения); характеристики уровней проявления творческой активности для каждого признака в качестве критериев оценки развития творческих способностей учащихся.

2. Эффективным средством формирования творческих способностей учащихся является проектная деятельность в процессе обучения «Технологии», которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.

3. Модель развития творческих способностей школьников на основе взаимосвязи теории и практики в проектной деятельности.

4. Совокупность творческих задач и заданий в творческой деятельности школьников, отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.

Апробация. Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях ряда школьных и районных методических советов в Московской и Вологодской областях в 1998-2001 гг. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики Вятского государственного педагогического университета (2002), кафедры педагогического мастерства Московского института повышения квалификации работников образования (1997), кафедры педагогики Российской международной академии туризма (1998), коллегии Зеленоградского учебного округа (2001); в дискуссиях на российско-американских и российско-голландских встречах по проблемам экономического образования; на встречах с американской организацией Корпус Мира на базе Института Международного Бизнес Образования; для преподавателей российских вузов по теме «Методика обучения школьников приемам развития критического мышления» (Зеленоград, 1999); Современные педагогические технологии: опыт, проблемы, выбор (Москва, 2000); Здравый смысл и достоинство в школе (Москва, 2001).

Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сердюк, Марина Леонидовна

Выводы по главе 2

• Проблема исследования потребовала обращения к взаимосвязи теории и практики как главному фактору творческих способностей личности. Развитие творческих способностей нами рассматривается в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей.

Разработана модель творческой деятельности школьников на основе метода проектов, включающая структуру этой деятельности (теорию, практик} ; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики). а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности

• (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

Модель включает следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества).

Важным элементом функционирования рассматриваемой модели явф ляются условия, способствующие реализации вышеуказанных принципов.

Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятельностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние.

В нашем исследовании мы определяем комплекс педагогических условий, которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели творческой деятельности на основе метода проектов как средства развития творческих способностей школьников: использование творческих методов самим преподавателем; поощрение поискового творческого подхода к общепринятому, привычному; поддержка

• попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположении; включение в программ}- обучения разделов (тем), позволяющих об}чающимся демонстрировать их творческие способности; проводить про

• верку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческих способностей школьников; поддержка попыток находить. формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов творческой деятельности, обучая креативности, необходимо научить школьников переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.

Применительно к нашему исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей школьников мы выделили сле

• дующие функции: организационную, образовательную, развивающую. Организационная функция процесса взаимосвязи теории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский. Образовательная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности школьников, когда систематизируются знания и вырабатываются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развивающей функции взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей школьников мы видим в разви

• тии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.

В процессе исследования мы выделили совокупность компонентов учебно-творческой деятельности - мотивационного, содержательного, операционного - которая позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческих способностей школьников. В процессе осу ществления мотивационного компонента у школьников формируется отношение к творческой деятельности, направленность на творчество, выражающаяся в эстетической потребности. В ходе содержательного компонента учебного творческого процесса происходит усвоение обучающимися системы знаний основ технологии, приобретения умений, навыков.

• опыта творческой деятельности. Содержательный компонент обеспечен соответствующей программой учебного курса, учебно-методическими и дидактическими пособиями, средствами наглядности. Операционный

• компонент отвечает за формирование действий, адекватных их содержанию, овладение способами деятельности, приемами, процедурами, механизмами учебно-творческой деятельности. Операционный компонент включает в себя формы активного обучения, методы, средства на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

Рассмотрев этапы процесса обучения, мы предположили, что в развитии творческих способностей школьников, возможно прохождение следующих этапов: организационно-подготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного. Организационно-иодготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Под руководством учителя школьники

• включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение анализировать. оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества. Деятельност-но-оценочный этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности.

За км ючен не

1. В соответствии с целыо и гипотезой исследования раскрыты сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях. Выявлены особенности учебно-творческой деятельности на основе проектно-технологической деятельности, рассматриваемой как средство развития творческих способностей личности. Уточнены сущность и содержание учебной творческой деятельности применительно к методу проектов на уроках технологии. Раскрыто содержание учебной творческой деятельности проектно-технологического характера с исследовательским компонентом, способствующей развитию творческих способностей школьника как субъекта данного вида деятельности. Проведен анализ сущности понятия "творческие способности личности" и уточнена его стру ктура и содержание применительно к у чащимся на уроках технологии.

2. На этом основании определены творческие способности школьника как интегративная характеристика личности, система способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуника-тивно-творчеекая способность), знаний (теоретические и технологические основы курса «Технология»), умений (художественно-технологические), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих у чителя тру дового обучения к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как у стойчивая направленность на творческую деятельность.

3. Разработана модель творческой деятельности школьников на основе взаимосвязи теории и практики проектной деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты. этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативностью, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осу ществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).

4. Модель включает следующие принципы: креативности, наглядности. единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обу чения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства ре

• продуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества).

5. Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являются условия, способствующие реализации вышеуказанных принципов. Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные. содержательные, мотивационные, деятельностные: субъективные и объективные, внешние и внутренние.

6. Определен комплекс педагогических условий, которые обусловливают эффективность функционирования и реализации модели творческой деятельности на основе взаимосвязи теории и практики как средства раз

• вития творческих способностей школьников на уроках технологии: использование творческих методов самим учителем: поощрение поискового творческого подхода к общепринятом}, привычному; поддержка попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположений; включение в программу обучения разделов (тем), позволяющих обучающимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческих способностей учащихся; поддержка попыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов творческой деятельности; обучая креа-гивности, необходимо научить школьников переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.

7. Определены функции развитии творческих способностей школьников: организационная, образовательная, развивающая. Организационная функция выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества учителя и учеников при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский. Образовательная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности школьников, когда систематизируются знания и вырабаты

• ваются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развивающей функции мы видим в развитии эстет ической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.

Вместе с тем. пути дальнейшего совершенствования предлагаемых методик и повышения эффективности развития творческих способностей школьников методом проектов в области технологии, вероятнее всего, следует искать в углублении исследований психологических аспектов формирования необходимых знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств и именно на этой основе совершенствовать методологию учебного процесса.

Целесообразным представляется исследовательское внимание к использованию метода проектов в других учебных дисциплинах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сердюк, Марина Леонидовна, 2002 год

1. Абульханова-Славская К".А. Стратегия жизни - М.Мысль, 1 991. - 299 с.

2. Агапов И.Г. Додока С.И. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения (история и теория) i Под научной редакцией Академика РАО, д.п.н., профессора В.С.Леднева. д.п.н., профессора С.Е.Шишова Москва: НЦСиМО, 2000. 292 с.

3. Агапов И.Г. Роль деловых экономических игр в формировании готовности к профессиональной деятельности / Под. ред. B.C. Данюшенкова. С.Е.Шишова Киров: Издательство ВГПУ. 1999. 162 с.

4. Агапов И.Г. Учимся проду ктивно мыслить Москва: издательство «Про-Пресс» (библиотечка «Вестника образования») - №2. - 2001. - С.1 - 46.

5. Агапов И.Г. Формировать навыки критического мышления Москва: Московская школа (Информационно-аналитическое издание) - №3. - 2000. - С. 21-23.

6. Агапов И.Г. Современные проблемы развития общих компетенций на этапе модернизации образования Москва: НЦСиМО, 1999.- 31 е.

7. Алексеев H.A. Личностью ориентированное обучение: вопросы теории и практики Тюмень: Изд-во 'ГГУ, 1997. - 216 с.

8. Алексеев П.Г. Алгоритмы в процессе обучения /7 Тезисы докладов на II съезде Общества психологов М.: Изд-во АНН РСФСР, 1963. - С.27-39.

9. Авдулова Т.Г. пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство. 2000. № 5, с.54-55.

10. Авторизованная педагогика.- М.: Акад. Изд-во МЭГУ. 1999. 184 с.

11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. Изд-во Казанского ун-та. 1988. - 239 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационый курс. Книга 1. Казань, 1996. - 566 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -386 с.

14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей. 1994. -352 с.

15. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. -- М.: Искусство, 1968. 654 с.

16. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 439 с.

17. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. -1991. ~.М> 5. с.56-57.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы) . М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

19. Бердяев H.A. О назначении человека. М.-Республика, 1993. -201 с.

20. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. 542 с.

21. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М.: Ин-т философии РАН. 1993. - 196 с.

22. Библер B.C. Мышление как творчест во М.: Политиздат, 1975.-399 с.

23. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./ Подгот. Вал.А.Луков. Вл.А.Луков. СПб.: СОЮЗ, 1998. 432 с.

24. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1984,- 189 с.

25. Блонский П.П. Избранные педагогические исследования. М.: 1964. 547 с.

26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.

27. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. 1997. - с.328-349.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание. 1981. - 96 с.

29. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений ХГФ пединститутов: Автореф. дис. . канд. пел. наук. М., 1985. - 6 с.

30. Большаков A.B., Грехнев B.C. Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество "Знание" России. 1997. - 256 с.

31. Большая советская энциклопедия. В 30 т.т. Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: БСЭ. 1976.

32. Bono Э. де. Серьезное творчество. В кн.: Основные современные концепции т ворчества и одаренности. М.:Молодая гвардия. 1997,- с.90-95.

33. Бочкарева М.В. Педагогика прагматизма и ее влияние на теорию и практику советской школы 1920-1930 годов. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Киров. 1999. - 21 с.

34. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. - Л!> 8. - с.89-94.

35. Брушлинсикй A.B. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия. 1997.-с.39-56.

36. Бутенко В.Г. формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Киев, 1980.- 18 с.

37. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Научно-метод. пособие. Архангельск: АО ИППК. 2000. 68 с.

38. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения (Сост. Л.Н.Литвин. Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика. 1987. 400 с.

39. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Под ред.К.М.Г\ревича, Е.М.Борисовой. М.: Изд.Центр Академия. 1998. - 192 с.

40. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973 - 117 с.

41. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997.-41 с.

42. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект: Пособие для студентов педвузов и учителей / Под общ.ред. Я.С.Турбовского. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 193 с.

43. Вислогузова М.А. Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во КРУС, ФТ и П МПГУ. 1995. -70 с.

44. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчествоб Учебно-методическое пособие /' Под ред. Т.Я.Шгшкаловой, Г.А.По-ровской. М.: ВЛАДОС. 2000. 272 е. ил.

45. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М.: Знание. 1974. 48 е.

46. Воловмкова М. Трофимов Л. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М.: РАО. Ин-т психологии. 1995. 191 с.

47. Вульсфсон Б.Л. Сравните.тьная педагогика. Развитие образования в современном мире (программа спецкурса) // Педагогика, 1995. № 6. с. 107113.

48. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. // Педагогика. 1998. № 2. с.79-89.

49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз. 1997. - 96 с.

50. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Искусство, 1965.- 676 с.

51. Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. .доктора филос.наук. Вильнюс. 1984. 365 с.

52. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, i960. - с.236-277.

53. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика. 1976. - 256 с.

54. Геронимус Т.М. "Серая" технология или "яркий" дизайн ? // Школа и производство, 2001. № 2, с.7-9.

55. Гильман P.A. Педагогическое руководство творческой деятельности студентов на занятиях по художественному оформлению тканей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986 - 19 с.

56. Гирева Л.Д. Творческий потенциал учителя как одна из приоритетных национальных ценностей отечественного образования. В кн.: Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И.Равкина. М.: РАО. 197. с.262-3 1 2.

57. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1992.1 28 с.

58. Глубокова E.H. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. канд.пед.нуак. Л., 1989. 178 с.

59. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дис. . канд. пед. на\ к. М. 1997. 247 с.

60. Глуховская H.A. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дне. . канд. пел. наук. Оренбу рг. 1997. - 250 с.

61. Гольденрихт С.С. О природе эстетического творчества. -- М: Изд-во МГУ, 1977.- 248 с.

62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600. "Технология и предпринимательство". М„ 2000. - 20 с.

63. Григорьев В.Ф. Эстетическое и трудовое воспитание студентов ХГФ пединститутов на основе обучения граверно-медальерному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 18 с.

64. Гроужова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993. № 3, с.2 1 -24.

65. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993. - 165 с.

66. Громов Г.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение. 1986.-239 с.

67. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

68. Гулы га A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат. 1987. - 286 с.

69. Гумерова М.М. Стимулирование мотивации творческой самореализации учащихся в условиях учебно-творческой деятельности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань. 2001. - 22 с.

70. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМ и К. 1993. 1 12 с.

71. Гутчин И.Б. Кибернетические модели, творчества. М.: Знание, 1969. - 63 с.

72. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1. с. 22-33.

73. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

74. Данюшенков B.C. Целостное формирование познавательной активности у чащихся в базовой школе. М., 1995. 246 с.

75. Данюшенков B.C. О модернизации выполнения практических работ. -Физика в школе. 1994. - JVb 4. С. 32-34.

76. Дашошенков В.С. Методические аспекты развития личности обучаемого в процессе преподавания общеобразовательных предметов !> Теория и методика обучения физике. Астрахань. 1996. - С. 24.

77. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. -М.: Изд-во Прометей. МГПИ. 1990. 168 с.

78. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие / Под ред. И.Е.Курова. Горький: ГГПИ, 1988.-100 с.

79. Диалектика деятельности и культура. Киев: Наукова думка, 1983. 296 с.

80. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

81. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Роспедагентство. 1998. 21 с.

82. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. -Смоленск: Гос.пед.ин-т, 1974. 153 е., ил.

83. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.

84. Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование. 1998. № 7. с. 159-167.

85. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика, 1998. № 2, с.43-45.

86. Заг вязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.

87. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: 1980. - 87 с.

88. Закон Московской области "Об образовании". М., 1996. - 12 с.

89. Закон Российской федерации "Об образовании". М., 1996. - 23 с.

90. Зеленов Л.А. процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. 175 с.

91. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Иску сство, 1987. - 252 с.

92. Зорина Л.Я. Отражение идеи самоорганизации в содержании образования // Педагогика, 1996. №4, с. 105-109.

93. Ивин А.А. Основание логики оценок.- М.: Изд-во МГУ, 1970.-229 с.

94. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 464 е. ил.

95. Илиади А.П. Формирование эстетического поля человеческой деятельности и его практическая природа. /' Проблемы этики и эстетики. Вып.2, ЛГУ 1975. с. 13-24.

96. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд.Рос. от крытого гос. ун-та. 1992. - 140 с.

97. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М. 1962. - 570 с.

98. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции. Оренбу рг, 1993.-400 с.

99. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1996.- 131 с.

100. История эстетической мысли. В 6-тп т./'Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство. 1985.

101. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФР. 1961. 160 с.

102. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат. 1974.-328 с.

103. Калошина И.Г1. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормальный подход). М.: Изд. МГУ. 1983. 168 с.

104. Кальней В.А., Шишов С.Е Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие для учителя. - М.: Роспедагентство, 1999. - 86 с.

105. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. М., 1966. - т.5. 564 с.

106. Каргин A.C. Народная художественная культура: Учебное пособие. М.: Гос.респ. центр русского фольклора. 1997. 288 с.

107. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис. . доктора пед.наук. М., 1990. 419 с.

108. Килпатрик. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Ленинград: Ьрокгауз и Ефрон, 1925. 44 с.

109. Кил патрик. Основы метола. Москва-Ленинград. 1928. -116 с.

110. Киященко H.H. J 1ей зеров H.A. Эстетическое творчество. М.: Знание. 1984. - 1 12 с.11!. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио. 1996. -414 с.

111. Комарова Т.С. Савенков A.M. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998. 106 с.

112. Комплект № 1 методического обеспечения для работы практического психолога в системе народного образования. 4.IV. Научно-педагогический кооператив "Гайденс". Петрозаводск, 1991.- 29 с.

113. Концептуальные основы образовательной области "Технология" / Под ред. Ю.Л.Хотунцева. М.: РАО. 1999. - 43 с.

114. Корниенко B.C. О законах красоты. Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. - 224 с.

115. Короткое Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: (специфика и соотношение): Дис. . доктора филос.наук.- Пермь. 1983. 240 с.

116. Котряхов Н.В. Педагогический ручной труд в русской общеобразовательной школы конца 19 начала 20 века. Учебное пособие. Киров. 1995. 162 с.

117. Котряхов Н.В. Хомс Л.Г. Теория и практика трудовой школы в России «1917-1932 г.». Киров. 1 993. - 96 с.

118. Котряхов Н.В., Тр\довой школа // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х тома, том 2. М. 1996. - сгр. 447-447.

119. Кравчук Р.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дне. . доктора пед.наук. М. 1992. - 334 с.

120. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога. Что это значит сегодня ? -Ьийск, 1996. 51 с.

121. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимовнч. Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. сост. общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 1995. - 5 10 с.

122. Крутиков Г.П., Симоненко В.Д. Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для у чителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е. ил.

123. Крылова П.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -143 с.

124. Кубланов Б. Эстетика и психология. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. М.: Иску сство, 1968. - с.99-1 13.

125. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М., 1968. - 36 с.

126. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР. 1997. 304 е., ил.

127. Кузнецов В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности: Дис. . канд.филос.нау к. М. 1967. - 171 с.

128. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.

129. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития /У Гуманизация образования, 1995. № 1, с.41.

130. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение. 1985. ~ 128 с.

131. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности.1. Л. 1972. 263 с.

132. Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.

133. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пелинг. 1993. 56 с.

134. Левина MM. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Академия последипломного образования. 1998. 344 с.

135. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональном} творчеству у студентов педвуза: Дис. . канд.пед.наук. Минск. 1991. - 178 с.

136. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли.- В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.1. Харьков. 1907. -445 с.

137. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд.- М.Политиздат, т.25.-646 с.

138. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.- 304 с.

139. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М. 1961. - 319 с.

140. Лепская H.A. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков". М.: Научно-практич. Центр непрерывного образования, 1995. - 54 с.

141. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. 1981. - 186 с.

142. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание. 1974. - 64 с.

143. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. 462 с.

144. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.:Педагогика, 1972.-159 с.

145. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи. Концепции. Взгляды./ Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухотская СПб: Изд-во ин-та образования взрослых; изд-во Тускарора, 1996. - 175 с.

146. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Дис. . канд.филос.наук. М., 1989. - 236 с.

147. Лозовой В.А., Путина H.H. Культура личности, интеллект, творчество. В кн.: Интеллект)ализация общества и творчество. Новосибирск: Арсенал. 1991.-c.91-l 10.

148. Ломов СЛ. Крылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства (книга для учителя). М.: Исполнит, дирекция по программе "Дети России". Мин.образ. России, 1 997. 58 с.

149. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. 176 с.

150. Лутцева H.A. Колисниченко И.И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала "Учимся работать самостоятельно" на у роках гру да во втором классе. М.: АРКУИ, 2001. - 48 с.

151. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обу чения. М.: Просвещение. 1084. - 143 с.

152. Маркова А.К. Психология тру да у чителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

153. Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат. 1956. -VIII. 689 с.

154. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Сост. М.Лифшиц. М.: Искусство, 1976. - Т.1 576 с.

155. Мартынов Ф.Т. Искусство и воображение // Проблемы этики и эстетики. ЛГУ. 1975. - вып.2. - с.60-64.

156. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. - 127 с.

157. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. -- № 6. - с.29-33.

158. Махмудов М.И. Проблемное обу чение. Основные вопросы теории. М.: Педагогка. 1975,- 368 с.

159. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. - 288 с.

160. Машарова Т.В. Использование личностно-орпентпрованных технологий в образовании. Материалы семинара. Киров, 2000. 84 с.

161. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы,- М.: Искусство, 1985.3 1 8 с.

162. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы художественного творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. 1997. - с.349-360.

163. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Ху дожественное развитие ребенка в семье. М.: Иску сство в школе. 1995. 144 е. ил.

164. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе: Дис. канд.пед.нуак. СПб. 1995. 187с.

165. Молчанова A.C. На вкус, на цвет . Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство. 1966. 199 с.

166. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир. 1966. - 351 с.

167. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры. 1995. - 96 с.

168. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000. - 84 с.

169. Мухин М.И. В.А Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности /./ Педагогика. 1991. № 9. с. 104-1 10.

170. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности / Школа и производство. 1998. № 4. с.3-7.

171. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика. 1990.-104 с.

172. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. - М.: Изд-во ЛГ У, 1962. - 125 с.

173. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс. 2000. - 96 е., ил.

174. Нате в А. Искусство и общество.-М.: Прогресс, 1966.-320 с.

175. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М„ 1 996. - 230 с.

176. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство. 1983. - 345 с.

177. Йеменский Б.М. культура искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО. 1993. - 79 с.

178. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия. 1994. - 315 с. ил.

179. Нешагаев A.A. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.: Легпромбытиздат. 1987. - 272 с.

180. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск:• Попурри. 1996. 240 с.

181. Новиков A.M. Вектор становления творческой личности V Школа и производство. 1999. — № 3. - с.2-4.

182. Новиков A.M. Национальная идея России.-М.: ЭГВЕС, 2000. 8 с.

183. Новинский И.И. Понятие связи в марксисткой философии. М.: Высшая школа. 1961. - 200 с.

184. Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: Лвтореф. Дис. . доктора филос.наук. М., 1982. - 31 с.

185. Одаренные дети; Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого.

186. М.: Прогресс, 1991. 376 с.

187. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энциклопедия, 1970.

188. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.

189. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детст ва // Народное образование, 2000. № 8. с.67-74.

190. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. 1997. 1997. 416 с.

191. Панасюк М.П. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся 5-7 классов техническому творчеству в процессе изучения образоватиельной области «Технология». Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Брянск. 1997 23 с.

192. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1997. № 7-8. с.3-15.

193. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роепедагентсто, 1996. - 602 с.

194. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. Е.Н.Шия-нов. М.: L1I ко л а-Пресс, 200. 512 с.

195. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.М.В.Крулехт. Cl 16: Акцидент, 1998. - 48 с.

196. Пилипенко Д.Г. Исследование ктетико-воспитателытых возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Двтореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 23 с.

197. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. 1972.-312 с.

198. Полонский B.iVl. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика, 1999. № 8. с. 16-23.

199. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М.: ВНМЦ ИТ КПР МК СССР, 1989. - 144 с.

200. Пономарев Я.Д. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж. 1999. -480 с.

201. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика. 1976. -280 с.

202. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В сб.: Исследование проблем психолог ии творчества. М., 1983. с.47-76.

203. Поташник М.М. Педагогическое творчество. М., 1988. - 189 с.

204. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного иску сства: Дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 184 с.

205. Праздников Г.А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Автореф. дис. . канд.филос.наук. JI. 1974.с.

206. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное иску сство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. (1-IV классы). М.: Просвещение, 1996. - 91 с.

207. Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд. Часть 11 (5-9 классы). -М.: МПО. 1995, 169 с.

208. Психология и педагогика. Учебное пособие/ под.ред. ЬС.А.Абуль-хановой, И.В.Васиной. Л.Г.Лаптева. В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство. 1998.- 320 с.

209. Психология одаренности детей и подростков' Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Изд.Центр Академия. 1996. 416 с.

210. Психология одаренности: от теории к практике Под ред. /(.В.Ушакова. М.: 1 П1 РАН. 2000. 96 с.

211. Разумный В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интеграгивной педагогики). М.: Межд.пед.академия, ин-т переподготовки работников культуры, искусства и туризма. 1999. -65 с.

212. Разумный В.А. Художественная педагогика. М.: Ин-т переподготовки работников нск-ва. культуры и туризма. 1 999. 74 с.

213. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -¡VI.: Мысль. 1969. 190 с.

214. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: ВЛАДОС. 1999. - 128 е. ил.

215. Родчанин Е.Г. Зязюн H.A. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. 112 с.

216. Розег И.М. Психология фантазии. Ми.: Университетское, 1991. - 341 с.

217. Романенко Л.Е. Взаимосвязь видов художественной педагогической деятельности у чащихся педагогических у чилищ как у словие эффективности профессиональной подготовки учителя начальных классов: Дис. . канд.наук. Минск. 1993. - 177 с.

218. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т., 1998.

219. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -276 с.

220. Рузавнн Г.И. Математизация нау чного знания. М., 1981- 104 с.

221. Рунин Б. Логика науки и логика искусства. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусст во. 1968. - с.1 14-138.

222. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческою потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник. 1997. 244 с.

223. Рындак В.Г\ Школа в условиях обновления. М., 1993. 165 с.

224. Рындак В.Г. Мещерякова J1.B. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник. 1998. - 116 с.

225. Ряховеких И.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис . канд.пед.нуак. Оренбург. 1998. 199 с.

226. Савенков A.M. Детская одаренность: развитие средствами искусства. VI.: Педагогическое общество России. 1999. - 220 с.

227. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977. 1 58 с.

228. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство. 1968. - с.286-3 1 1.

229. Северикова Н.М. А.В Луначарский о воспитании: Метод, пособие. М.: Высшая школа. 1990. 190 с.

230. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование. 1998. - 256 с.

231. Симонов Г1.В. Что такое эмоция ? М.: Наука. 1966. - 93 с.

232. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества: Автореф. дис. . доктора, пед. наук. М.„ 1997. - 35 с.

233. Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XXI века. Материалы Московской городской научно-практической конференции. М„ 2000. 124 с.

234. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов Энциклопедия, 1982.

235. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. -- М.: Молодая гвардия, 1997. — с. 1 1 1-126.

236. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески ! В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. с. 186-2 13.

237. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271 с.

238. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. - 269 с.

239. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. VI.: Просвещение, 1988. - 1 75 с.

240. Творчество как средство развития способностей студентов: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. Рта. 1989. 28 с.

241. Творчество педагога в науке и практике: тезисы докладов научно-практической конференции. М.: 1093. - 34 с.

242. Теплов Б.М. Способность и одаренность . У Избранные труды: в 2 т. Т.1 М. 1985. с.

243. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во МГУ. 1969. 304 с.250. 'Годоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Педагогика. 1999. № 8. с.3-1 1.

244. Толстой Л.П. Что такое искусство ? М.: Современник. 1985,- 592 с.

245. Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. Методическая библиотека дополнительного образования. М.; Родник. - 1997. -№ 2. - 144 с.

246. Тюрберт С.Н. Метод проектов. Теоретические предпосылки и практика. -М:Мир, 1925. 107 с.

247. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. 1997. - с.78-89.

248. Федоров С.А. Развитие художественно-творческих способностей у чащихся подросткового возраста на занятиях линогравюрой: Автореф. дне. . канд. пед. наук. М., 1983. 21 с.

249. Федотова Г.А. Подготовка учителей ИУУ к реализации гуманистических функций трудового обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб. 1994,- 18 с.

250. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: НПО МОДЭК. 1996. - 512 с.

251. Филиппенко Л.А. Формирование эстетической потребности: Дис. . канд.филос.наук. М., 1972. - 182 с.

252. Философия культу ры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

253. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Изд-во политической литературы. 1986.

254. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. - М. 1989.

255. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве и новаторстве// Советская педагогика. 1992. -№ 7-8. - с.1 1-15.

256. Хотупцев Ю.Л., Кожина O.A. Развитие творческих способностей• учащихся в образовательной области "Технология": Метод. Рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства. М.: РАО. 1999. -43 с.

257. Художественная культура и народное творчество. Сборник статей. М.: МХИИ им.С.Г.Строганова. 1994. - 107 с.

258. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 г.г.) М.: Педагогика, 1986. - 1 84 с.

259. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.:ВЛАДОС, 2000. -320 с.• 267. Человек в мире художественной культуры / Отв.ред. Ю.У.Фохт

260. Вабушкин. М.: Паука. 1982. 335 с.

261. Черепанова O.K. Формирование профессионально- творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: Автореф. дне. . канд.пед.наук. М., 2000. - 23 с.

262. Черник В.П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика. 1999. №5. с.26-31.

263. Чернышевский П.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (диссертация). Соч. В 2-х т.т. Т. 1. М.: Мысль, 1986. 805 с.

264. Чухина Л.А. Эстетическая сущность труда. В кн.: Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинапне, 1969. - с.3-3 1.

265. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.

266. Шепель В.М. Оргобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна. ЮПИ 111, 1996. 295 с.

267. Шепель В. М. Основы человековедения / АГ1Н СССР. Всесоюз. ассоц. работников проф. образования М. 1991. - 79 с.

268. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера М.: Дом педагогики,2000. 544е.• 276. 1 Пиитов С.Г. Государственные стандарты общего среднего образования:опыт, проблемы, перспективы М. 1997. 214 с.

269. Шишов C.Ii. Методология и технология разработки образовательных стандартов общего среднего образования. Автореф. лис. док. пед. наук: 13.00.01. М., 1997. - 34с.

270. Шишов С.Е. Организация и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования М. - Вологда. 1997. - 314с.

271. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе -М.: Педагогическое общество России. 1999. 320 с.

272. Шиянов E.H. Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личност и Ростов-на-Дону, 1995. - 3 14 с.

273. Школа самоопределения. Шаг второй М.: НПО «Школа самоопределения». 1994. - 480 с.

274. Шмаков С. Какой должна быть коллективная творческая деятельность /7 Народное образование, 1999. № 5, с. 194-200.

275. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: - Р-на-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.

276. Шнирман А.Н. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки. J1.: Изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 68 с.

277. Энгельмейер П.К.Теория т ворчест ва. СПб.: Образование, 1910. - 206 с.

278. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. М.: АПО, 1999.

279. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т.т. /Под ред. С.Я.Бат ышева. М.: АПО. 1998.

280. Эсаудов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1979. -200 с.

281. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат. 1989. - 447 с.

282. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В.Лармина. М.: Изд-во МГУ. 1978. 326 с.

283. Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия. 1997. - с. 127-142.

284. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972,- с.

285. Яковлева ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личное! и. -М.: Флинта. 1997. 224 с.

286. Яковлева Н.М. подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск. 1991. - 128 с.

287. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск, 1987. 68 с.

288. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y. 1954.

289. Torrance С.P. Edication and creative potential. Minneapolis, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.