Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бородина, Наталия Валерьевна

  • Бородина, Наталия Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Сочи
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 154
Бородина, Наталия Валерьевна. Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Сочи. 2001. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бородина, Наталия Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ.

1.1. Понятие, типология и содержание социализации личности.

1.2. Культурологический аспект социализации подростка.

1.3. Педагогический потенциал адыгских традиций.

ГЛАВА II. ПУТИ И СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА.

2.1. Подросток как объект и субъект социализации.

2.2. Процесс педагогически направленной социализации подростка.

2.3. Педагогическая поддержка социализации подростка в процессе освоения адыгских традиций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа»

Актуальность исследования. Исторический переход российского общества к своему новому социально-культурному состоянию сопряжен с изменениями способов интеграции в него человека. Соответственно иным становится и процесс его социализации как вхождение в окружающую среду на основе освоения ее культуры. По отношению к формирующейся личности он всегда педагогически направлен. В этом аспекте возникает необходимость учета особенностей социальной среды в связи с ее национально-территориальной характеристикой [219, с.39]. Такая необходимость продиктована задачей формирования личности, способной к адекватному социальному самоопределению, что является одним из факторов развития общества. Это обусловливает ведущие функции педагогически направленного процесса социализации: поддержка личности в оптимальной адаптации к сложившимся социальным условиям как его результату и, тем самым, ее подготовка к активному участию в общественном прогрессе [104].

Проблема социализации изучается разными науками: философией (А.Н. Аверьянов, Н.М. Амосов, И.Л. Андреев, Л.П. Буева, И.А. Бутенко, М.В. Демин, Н.П. Дубинин, Ю.И. Салов и др.), социологией (Н.В. Андреенкова, Е.А. Ануфриев, С.Г. Вершловский, В.В. Касьянов, И.С. Кон, Д.Г. Стрелков, Ф.Р. Филиппов и др.), педагогикой (И.В. Бестужев-Лада, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, Р.Г. Гурова, М.В. Крупенина, А.И. Кочетов, Т.Н. Мальковская, С.А. Расчетина, А.П. Тряпицына, Ю.С. Тюнников, Г.Н. Филонов и др.), психологией (Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, В.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, И.Ю. Истомин, Н.В. Ковалева, В.М. Шепель и др.).

Особое внимание ученых сосредоточено на межпредметном поле социологии и педагогики. Выявлена общность взглядов педагогов и социологов на формирование личности на основе социальных ценностей

Т.И. Афасижев, Н.Ф. Голованова, А.В. Кирьякова и др.); неразделимость социализации и индивидуализации личности (Н.Н. Верцинская, О.С. Газман и др.); перемещение центра внимания с пассивного учета воспитательных возможностей социальной среды на диагностику и оптимальный перевод актуальных средовых факторов в факторы внутреннего мира личности (В.И. Журавлев, А.П. Караковский, В.М. Полонский и др.); приоритет общечеловеческих ценностей над национальными и социально-локальными как главной предпосылки формирования ценностей воспитанника (А.В. Мудрик, В.А. Петровский и др.); свойства бинарности межличностного и межгруппового общения, которые выражают отношения на уровне социальных и педагогических связей (Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и др.).

В науке реализуется многомерный подход к проблеме социализации. Он заключается в том, что учитываются во взаимосвязи не только механизмы социальной, но и педагогической адаптации как элемента социализации (В .Т. Ащепков). Целеполагание рассматривается как связь целей индивида, общества, социальных групп, разных поколений людей (А.С. Прангишвили, О.А. Раковская и др.); средств и методов целенаправленного педагогического воздействия и самих педагогических ситуаций как проявлений социальной среды (С.А. Расчетина, Н.И. Сарджеваладзе, В.Д. Семенов и др.); воспитания и самовоспитания субъекта социализации (Б.П. Битинас, И.А. Донцов, А.Г. Ковалев и др.). При этом подчеркивается, что проблема педагогически направленной социализации особо актуальна в настоящее время, поскольку рыночные отношения и технократические процессы стали доминировать над человеком и его ценностями (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров и др.). Это ведет к стихийной адаптации в социуме, к ее непредсказуемым, негативным результатам: к массовой духовной деградации, детской и юношеской преступности, ориентации на антисоциальные идеалы (Т.В. Драгунова,

С.В. Кульневич, Л.А. Пергаменщик, А.А. Реан, М.И. Шилова и др.).

В сущностном аспекте с социально-педагогических позиций социализация определена как взаимосвязь социальной адаптации и нравственного самоопределения личности (А.В. Мудрик, Н.М. Таланчук и др.). Установлено, что самые благоприятные предпосылки для этого имеются в подростковом возрасте (Г.М. Андреева, Р.П. Гурова, И.С. Кон, В.Э. Чудновский, Д.И. Фельдштейн и др.). Отсюда возникает необходимость создания новых педагогических технологий усвоения социальных норм и ценностей традиционными средствами этнопедагогики (Г.Н. Волков, О.Г. Дробицкий, Ф.Т. Михайлов, К.Б. Семенов, А.В. Шаронов и др.); гармоничного сочетания инновационного и традиционного в организации педагогически направленной социализации (JI.C. Подымова, В.А. Сластенин и др.).

Исследования С.Н. Иконникова, В.Н. Шубкина и др. установили, что ребенок со дня рождения находится в многофакторном микросоциокультурном окружении. Факторами выступают: родители; родной язык; образ жизни в семейном микросоциуме, традиции семьи; национальная культура; система школьного воспитания. Современная педагогика утверждает, что именно семья - источник духовного развития ребенка, а национальная культура - основание для усвоения средств его социализации в семье и школе.

Однако на практике возникает немало сложностей, препятствующих такой гармоничной взаимосвязи. Это накладывает негативный отпечаток на процесс социализации личности, тормозит реализацию современных образовательных и воспитательных концепций и программ. Отсюда вытекает необходимость мобилизации и целенаправленного использования в социальном самоопределении личности всех педагогических возможностей. Выявлено, что одной из них выступает опора на прогрессивные народные традиции как связующий элемент новых общественных и непреходящих общекультурных ценностей. Данное направление работы представлено в науке как перспективное, что в теоретическом плане показано в трудах В.А. Анучина, С.А. Арутюнова, А.О. Боронаева, Ю.В. Бромлея, В.В. Васильковой, О.И. Даниленко, Ю.Н. Емельянова, О.Н. Козловой, В.И. Овсянникова, В.Ф. Сержантова, Н.Н. Чебоксарова, Н.А. Чебоксаровой и др. Социально-психологические основы традиций рассматриваются в работах социологов и психологов М.И. Бобневой, B.C. Грихнева, А.П. Левкович, А.К. Уледова, В.М. Шепель.

Несомненную ценность для нашего исследования представляют научные труды Б.Х. Бгажнокова, К.И. Бузарова, Х.Х. Казанова, М.О. Косвена, Ю.С. Крушкола, М.Р. Кудаева, С.Х Мафедзева, А.К. Тхакушинова, А.А. Хагурова, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже, в которых раскрыты педагогические возможности и социальное содержание традиций народов Кавказа, в том числе и адыгского. Рассмотрены национально обусловленные воспитательные возможности традиций балкарцев, карачаевцев (И.Д. Бларамберг и др.), абхазцев (Ш.Д. Инал-Ипа и др.), кабардинцев (Л.И. Лавров и др.). Данные исследования выполнены в историческом и этнопедагогическом аспектах и касаются традиций семейного воспитания с учетом пола ребенка.

Проблема социализации школьника применительно к подростковому возрасту на основе усвоения традиций адыгского народа теоретически не обоснована и практически не решена. Это определило выбор темы исследования: «Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа».

Объект исследования: процесс социализации подростка в полиэтнической социокультурной среде.

Предмет исследования: особенности его педагогического обеспечения средствами традиций адыгского народа.

Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка содержания и способов реализации педагогически направленной социализации подростка с учетом интернациональных ценностей адыгских традиций.

Гипотеза исследования состояла в предположении того, что, поскольку в подростковом возрасте одновременно, взаимосвязанно и интенсивно развиваются потребности в общении и самоопределении, то в педагогическом процессе они, вероятно, создают оптимальные предпосылки для социализации личности. Отсюда, по-видимому, опережающая ориентация подростка на ценности народных традиций, в том числе и адыгских, в значительной мере раскрывающих социальный опыт общения поколений, создает основу субъектной позиции подростка.

А так как ценности традиций реализуются, преимущественно, в семье и школе, то подчинение воспитательных действий в этом аспекте интересам индивидуального саморазвития и самореализации подростка в микросоциуме, возможно, составит сущность педагогически направленной социализации. Активное усвоение на этой основе социальных ценностей, скорее всего, обеспечит готовность подростка к этому процессу. Его практический аспект должна, предположительно, составить система социальных умений взаимодействовать со средой. Это, скорее всего, потребует следующего содержания педагогической деятельности: социально направленное целеполагание, то есть взаимопроникновение целей образования; семейного воспитания на основе адыгских традиций и целей самого воспитанника; определение базовых ценностей национальных традиций адыгского народа в сфере социальных отношений и стимулирование их сознательного личностного присвоения подростком; создание оптимальной педагогической среды, адекватной опыту адыгской народной педагогики с учетом взаимодополняемости воспитательных функций семьи и школы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность педагогически направленного процесса социализации индивида.

2. Представить типологию ценностей прогрессивных традиций адыгского народа и охарактеризовать их как средство социализации.

3. Охарактеризовать современного подростка как объекта и субъекта социализации на местно-региональном уровне жизнедеятельности.

4. Раскрыть динамику его социально-личностного самоопределения на основе ценностей адыгских традиций.

5. Апробировать в опытно-экспериментальной работе различные формы использования традиций адыгского народа как инструмента педагогически направленной социализации подростка.

Методологическую основу исследования составляют философские теории личности, социологическая концепция связи развития индивида и общества, социально-психологические теории конвергентности и адаптивности, педагогические концепции самоопределения и самовоспитания, пе-дагогизации социокультурного окружения, культурологической направленности образования, гуманистические идеи этнопедагогики, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к педагогическому процессу. Все они максимально объединены общенаучной категорией «социализация», которая аккумулирует сложные, многофакторные, взаимообусловленные, взаимозависимые связи социосреды и индивида. Исходной позицией данного исследования служило диалектическое взаимодействие социально-обусловленного сознания и самосознания личности как корреляция общего и частного. Методы исследования носили комплексный характер. Использовались: теоретический анализ литературных источников по проблеме; анализ и обобщение педагогического опыта; метод теоретического моделирования при построении разноуровневого социума и иерархической структуры парциальных связей индивида и социума; констатирующий и формирующий эксперименты; эмпирические методы: обсерви-рованные (наблюдение, индивидуальная беседа), диагностические (анкетирование, тестирование); ранжирование.

Личный вклад соискателя определяется разработкой общего замысла и основных положений исследования, его непосредственным участием в планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, осуществлением персональной поисковой экспедиции по СевероКавказскому региону в связи с изучением традиций адыгского народа, получением новых данных о современном значении ценностей адыгских традиций и эффективных формах их педагогического применения.

Основные этапы исследования:

1 этап (1994 - 1996 гг.): анализировалась научная литература по проблеме социализации, изучались традиции адыгского народа на предмет заложенных в них социальных ценностей, разрабатывались диагностические методики относительно ориентации подростков на ценности традиций адыгского народа, проводился констатирующий эксперимент.

2 этап (1996 -1998 гг.): обобщался инновационный опыт работы школ по социализации подростков, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению системы воспитания этнокульту-рологической направленности на концептуальной основе ценностных ориентиров адыгских народных традиций.

3 этап (1998 - 2000 гг.): систематизировались результаты исследования, проводилась апробация предлагаемых форм воспитательной работы на основе приобщения подростков к традициям адыгского народа, разрабатывались методические рекомендации по организации этого процесса.

Экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы г. Сочи №44, №90, УК №20, УВК №87, школа №7 г. Майкопа (300 учащихся), Сочинский Центр развития образования (курсы и семинары повышения квалификации педагогических работников), Детский оздоровительный психолого-медико-социальный центр г.Сочи.

Научная новизна исследования: осуществлен педагогический подход к проблеме социализации личности в аспекте ее национального и полиэтнического окружения; определены место, роль и педагогические возможности адыгских традиций в социализации личности в период подросткового возраста, представлена их типология, ценностная база, установлена их общекультурная ценность и созвучная с традициями других кавказских народов воспитательная направленность; выявлены функции традиций в формировании у школьника системы ценностей, необходимых для адаптации к изменяющимся социальным условиям; раскрыты этапы педагогически направленной социализации подростка в рамках национальных традиций адыгского народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано понятие социализации личности в аспекте исследования; установлена его педагогическая сущность и содержание; выявлена система педагогических средств обеспечения указанного процесса; раскрыта взаимосвязь его внутренних и внешних факторов как объективной основы осуществления; разработана модель готовности подростка к оптимальной социализации; выявлено ядро этого личностного качества и дана его качественная характеристика; раскрыта технология индивидуальной педагогической поддержки подростка в процессе социализации на основе подражательной и творческой деятельности по актуализации адыгских традиций.

Практическая значимость исследования состоит в реальном получении новой информации о процессе социализации личности в обществе на основе усвоения национальных адыгских традиций; выявлении системы социальных умений подростка во взаимодействии со средой; разработке диагностических методик их определения; установлении критериев и показателей сформированности готовности подростка к оптимальной социализации; проведении процедуры диагностирования ее динамики; разработке организационных форм педагогически направленной социализации и представлении технологии их реализации; обобщении опыта работы педагогов школ Северо-Кавказского региона в аспекте инновационной деятельности по созданию национальной школы и возрождению народных традиций; раскрытии этапов педагогически направленной социализации и в ее рамках - этапов индивидуальной поддержки субъекта данного процесса.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической выраженностью исходных положений исследования; соответствием комплекса методов поставленным задачам; практической апробацией теоретических выводов исследования; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью экспериментальной выборки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Две основные группы факторов определяют процесс социализации подростка: социально жестко контролируемые и исторически сложившиеся. В первую входят: образование, общение, воспитание (внешние факторы) и соответствующие им познавательная, практико и творчески ориентированная деятельность, самовоспитание (внутренние факторы). Ко второй относятся: национальная культура, особенности микросреды (внешние факторы) и социальное обусловленное ими самосознание и индивидуальная культура индивида (внутренние факторы).

2. Основной личностной характеристикой подростка как объекта и субъекта социализации на этнокультурной основе и интегративным показателем ее оптимальной динамики выступает готовность к этому процессу, которая включает четыре базовых компонента: ориентацию на ценности национальных традиций; адекватную самооценку своего отношения к ним и адаптационных умений; самоактуализацию как осознанное намерение следовать национальным традициям; самореализацию в социальной традиционно-ценностной деятельности.

3. Критериями готовности подростка к социализации выступают: субъектно-ориентировочный; самооценочный; рефлексивноповеденческий; социально-коммуникативный; статусно-ролевой.

4. Традиции адыгского народа направлены на воспитание четырех групп ценностей: ценности человека (личностные качества мужчины, женщины, статус ребенка, взрослого, старика, соплеменника); ценности труда (добросовестность, трудолюбие, взаимопомощь, мастерство); ценности общения (этика отношений старших и младших, родителей и детей, супругов); ценности семьи (почитание женщины, преданность семье, ответственность за нее). Ценности адыгских традиций содержательно идентичны ценностям традиций других народов, принимаются ими и отражают их традиции. Это делает возможным ориентацию на адыгские традиции как на обобщенное средство социализации, прогнозирование и проектирование на их основе плодотворного социального взаимодействия людей разных национальностей и вероисповедания.

5. Эффективность процесса педагогически направленной социализации подростка на основе адыгских традиций достигается благодаря его системной организации, при которой ведущим способом выступает стимулирование активной подражательной и творческой деятельности подростков по возрождению и обновлению национальных традиций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы, его промежуточные результаты и итоги излагались перед учителями, заместителями и директорами общеобразовательных учреждений, обсуждались на педагогических советах школ, на коллегии Управления образования и науки г. Сочи с приглашением представителей городской администрации, администрации сельских округов, руководителей общественных и национально-культурных центров; на Сочинских педагогических фестивалях «Образование-1999», «0бразование-2000», «Образо-вание-2001»; на международных конференциях по проблемам национальной школы: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 1999-2001гг.), «Стратегия и способы решения образовательных проблем в условиях многонациональной среды» (Сочи, 2000 г.), «Поликультурное образование: взгляд в будущее» (Сочи, 2001 г.); на информационных семинарах в системе Сочинского регионального образования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, включает 10 таблиц и 9 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бородина, Наталия Валерьевна

Выводы по первой главе.

1. В основе педагогически направленной социализации подростка находится формирование жизненных ценностей в процессе усвоения культуры своего народа. При этом темпы становления и развития этих ценностей определяются, прежде всего, содержанием и характером вхождения детей и подростков в организованную социокультурную среду, каковой, в первую очередь, выступает школа. Здесь вековые культурные корни, традиции связываются с обновляющимися условиями жизни и новыми явлениями в культуре, новыми факторами развития мезо-, макро- и микро- социума.

В настоящее время появляется множество негативных тенденций, которые могут быть нейтрализованы именно устойчивыми чертами национальной культуры. Сущность социализации подростка заключается в том, чтобы новые ценности и установки обогащались или отсеивались через призму национальной культуры и традиций как формы ее проявления.

2. Социальное воспитание подростка подчинено общим принципам и механизму социализации личности, которое отражено в исследованиях по социологии. Однако, социологическая концепция приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям не равнозначна педагогической концепции социализации подростка. Исследование позволило выделить четыре отличия в этом аспекте.

Первое: социология рассматривает личность взрослого человека с оформленным социальным статусом, фундаментальным социальным сознанием, целостным мировоззрением, сформированной Я-концепцией. Подросток же находится на стадии, когда только формируется социальная направленность, социальные ценности и установки. Здесь элемент внешнего регулирования важно связать с возрастным, половым развитием и индивидуальной саморегуляцией.

Второе: процесс социализации в социологии ориентирован на адаптацию к социуму, на активное включение в развитие реальных социальных процессов и явлений, тогда как подростки включаются в специально организованные, смодулированные, игровые социальные ситуации. Поэтому в руководстве социализации подростка преобладают педагогические, а не социальные факторы.

Третье: в социализации подростка формируется механизм самоуправления, саморегуляция поведением, самоанализ ценностей и их при-■f ' нятие, тогда как у взрослых осуществляется полная реализация моральных >,| ценностей, правовых норм, гражданских прав и обязанностей, социального * статуса. В социализации подростков преобладают этико-психологические, ■'■, педагогические аспекты, тогда как у взрослых - социально-правовое регулирование.

Четвертое: социализация личности взрослого определяется свободным выбором сферы его жизненных интересов и сфер социальной деятельности. Подросток, прежде всего, объект и субъект воспитания. Отсюда, в социализации взрослых и детей задействованы разные психологические механизмы, цели и ценности.

3. Педагогическая поддержка воспитания социальной адаптивности строится на трех основаниях - диагностике и использовании педагогического потенциала социокультурного окружения, усвоении национальных культурных ценностей, национальных эталонов поведения в содержании учебно-воспитательного процесса и целенаправленном формировании Я-концепции подростка.

4. Педагогически направленная социализация подростка имеет свои особенности: а) полноценное общее и возрастное развитие создает самые благоприятные предпосылки для развития механизма социальной адаптации подростка; б) в первую очередь формируется ценностная ориентация, включающая ценности национальной культуры, гражданские мотивы поведения, чувство солидарности и ответственности за себя перед старшим поколением; в) семья в наибольшей мере адаптирует происходящие в обществе изменения. Отсюда, работа с родителями - важнейший элемент педагогически направленной социализации подростков; г) происходит нарастание активности школьника в процессе его социализации, что требует развития механизма саморегуляции поведения, и некоторого изменения школьной педагогической системы. Тогда формирование Я-концепции подростка становится основанием его психологической готовности к творческому включению в социальные процессы и явления, заключенные в традициях конкретного народа.

ГЛАВА И. ПУТИ И СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

2.1. Подросток как объект и субъект социализации

Подростковый возраст выступает объектом особо пристальных исследований почти весь XX век. Этот возраст считается переломным, критическим, опасным, противоречивым. Одновременно в нем отмечают множество положительных факторов: физиологическое взросление, высокая активность во всех сферах жизни, качественные изменения в развитии самосознания, одаренности, способностей и др. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [15].

В связи с этим особое значение приобретают следующие ярко выраженные возрастные особенности подростка: формирование Я-концепции как представления о себе на основе собственных убеждений, жизненных позиций и самооценки. Именно это образование служит главным внутренним фактором и одновременно результатом социализации; общение со сверстниками выступает как организованная самими подростками социальная среда, обладающая особыми свойствами учитывать их особенности, возможности и потребности. В результате складывается подростковая субкультура как определяющееся содержание социализации; самопознание, самоутверждение, самореализация, самоактуализация становятся источником большинства мотивов их деятельности и поведения, что составляет ориентировочную основу для подростка и педагога в выборе способов социального взаимодействия и двухсторонней адаптации; происходит выбор социальных ценностей, которые служат основными критериями оценки себя, других, жизненных обстоятельств и условий жизни. Так создается основа для адекватной социализации; осознано определяется образ жизни и образ мыслей за счет обогащающейся эмоциональной сферы (чувства дружбы, первой любви, первые переживания в связи с жизненными трудностями, конфликтами, повышенной эмоциональной чувствительностью, критичностью) как предпосылка реальной и адекватной социализации; резко снижается во мнении подростка статус взрослых, в первую очередь статус школы, учителя, авторитет родителей. Возникает своего рода оппозиция к традиционной «взрослой» культуре, к поучениям и нравоучениям и одновременно проявляется некритическое отношение к новым тенденциями в культуре, ценностям и образцам жизни.

Это обусловливает необходимость педагогической поддержки изучаемого процесса. Кроме того, у подростка складывается неповторимое «Я», характеризующееся особыми взглядами и установками. При этом существующие в обществе нравственные нормы и правила вступают в противоречия с господствующими ценностями подростковой среды. Происходит сложное и противоречивое их взаимодействие. Оно регулируется педагогически с учетом указанных возрастных особенностей.

Л.И. Божович объясняет особенности и трудности подросткового возраста тем, что быстрые темпы умственного, физического, эмоционального развития рождают качественно иные уровни развития социальных . потребностей, которые они сами удовлетворить не могут.

Учет этих особенностей имеет особое значение для социализации подростка. Она протекает опосредованно через самоощущение, самовосприятие, интроспекцию, рефлексию, самоанализ, самооценку, то есть, всего того, что связано с саморегуляцией. Происходящие внутри Я-процессы требуют самопонимания и самоотношения на основе осознаваемых ценностей. Обслуживающая внутренний мир информация о них становится актуальной и решающей.

Она опосредованно обусловливает определение жизненных перспектив, планов, прогнозирования своего будущего. Это способствует отбору ценностной информации, которая бы в наибольшей мере освещала жизненный путь и помогала создать свою жизненную программу.

С целью определения ориентации подростков на социальные ценности, мы провели их опрос в разных регионах. Обследовано 300 человек. Для этого был разработан опросник, который использовался нами в Адыгее, Сочи (опрос проводил автор), Ростове-на-Дону (опрос проводил А.В. Тищенко). Получены следующие данные (см. таблицу 2.1).

Школьники, независимо от региона, не сориентированы на ценности народных традиций, в том числе и адыгских. Подростки всех регионов назвали отдельные ценности (семья, спорт, здоровье), которые составляют содержание вышеназванных традиций (гл.1, параграф 1.З.). Но появились новые, соответствующие современному социуму: материальное благосостояние, культурно-насыщенная жизнь, учебные успехи, статус в среде сверстников, острые ощущения, талант, природа. Как свидетельствует полученный материал, ценностные ориентации подростков совпадают в аспекте материального благосостояния (соответственно 70,4%, 94,7%, 70,6%). У школьников Сочинского региона процент указавших на эту ценность значительно выше. Высокий личностный статус среди сверстников как особую значимость отмечают преимущественно школьники Адыгеи и Ростовской области (95,1% и 90,8%). Проявляют обостренный интерес к новому, необычному, что связано с высокой эмоциональной восприимчивостью, свойственной подростковому возрасту, одинаково подростки всех регионов (84,1%, 82,8%, 80,3%).

Однако, есть и некоторые отличия, что связано с особенностью местной культуры. Отмечается школьная дезадаптация, которая в наибольшей мере свойственна сочинским и адыгским школьникам, что сказалось на самом низком показателе заинтересованности учебными успехами в школе (33,2% и 24% опрошенных).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование подтвердило гипотезу и установило, что две общественно-организованные формы микросоциума - семья и школа - определяют, в основном, социализацию подростка. Будучи педагогически направленной, она представляет собой часть целостного образовательного процесса и призвана включить школьника в активное культурологическое исследование окружающей действительности с целью оптимальной и творческой к ней адаптации.

Педагогически организуемый ситуационный анализ социокультурных норм, требований и одобряемых способов поведения наиболее эффективно протекает на базе изучения национальных культурных традиций, синтезирующих социальные ценности. В силу их историчности, устойчивости и целесообразности, традиции востребуются обществом и личностью, что особенно актуально для воспитания подрастающих поколений. Соответственно народные традиции объективно выступают ведущим средством адекватной социализации личности. Оптимальность процесса социализации по отношению к подростку означает своевременное обращение к социокультурным ценностям, их сознательное присвоение с учетом возрастных особенностей и практическое совершенствование социальных умений в рамках реального микросоциума.

В адыгских традициях заключены большие возможности оптимизации процесса педагогически направленной социализации подростка в условиях многонационального Северо-Кавказского региона. Их ценностные ориентиры в достаточном объеме отражают инвариантные установки других народов, определяющие жизнедеятельность человека на Северном Кавказе. Они особенно актуальны в условиях рыночной парадигмы общества, требующей большей регламентации поведения людей в социальном, возрастном, профессиональном аспектах жизнедеятельности, раннего включения несовершеннолетних в трудовую жизнь взрослых, более жесткой дифференциации воспитания с учетом пола, системы определенных личностных качеств и практических социальных умений, обеспечивающих быструю ориентацию в социуме. Адыгские традиции ориентированы на овладение технологией адекватного социального поведения: избегать неадекватных ценностям обстоятельств, предупреждать неудачи, осуществлять партнерское взаимодействие, строить межличностное общение на основах гостеприимства, почитания старших.

В ходе исследования установлен высокий педагогический потенциал адыгских традиций, которые: формируют образцы социального поведения; обогащают идеальные представления о людях разной национальной принадлежности; создают и регулируют образ жизни, соответствующий опыту народа, его обычаям, устанавливая тем самым сильные родственные и культурные связи; обеспечивают мотивацию поведения в процессе межличностного общения, в том числе между поколениями; интенсифицируют адаптацию к социальным процессам и явлениям; формируют социально востребованные позитивные черты национального характера; побуждают к самооценке, самоконтролю, саморегуляции, самоактуализации в обусловленной традициями деятельности подражательного и творческого характера на основе адекватной Я-концепции; способствуют самоопределению подростка и формированию его личностного и деятельностно-социокультурного статуса; обеспечивают оптимальный для подросткового возраста характер социализации.

Исследование позволило выявить перспективные направления научных поисков в данной области: сопоставительный анализ взаимопроникновения культурно-нравственных основ традиций разных народов, проживающих в конкретном социуме, и установление путей их применения в процессе педагогически направленной социализации детей разного возраста; выявление и раскрытие взаимосвязи ценностных ориентации и личностных качеств как фундамента опыта социализации и адаптации; рассмотрение роли образовательного компонента в педагогически направленной социализации подростка; изучение особенностей данного процесса в более старшем возрастном периоде.

Дальнейшие научные изыскания в указанных аспектах будут способствовать созданию целостной педагогической теории социализации формирующейся личности с учетом полиэтнической специфики Российской Федерации и подъему современной педагогической практики на более высокий качественный уровень.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бородина, Наталия Валерьевна, 2001 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности /Проблемы методологии, теории и исслед. реал, личности М.: МО-ДЭК, 1999.-216 с.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. -263 с.

4. Адлер А. Социальный интерес: вызов человечеству //Первое сентября, 1993. № 6. -С.3-5.

5. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. - 607 с.

6. Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся //Сб. науч. тр. АПН СССР под ред. Т.Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1988.

7. Алексеев В.В. Происхождение народов Кавказа. Хронологическое исследование. М., 1974. - 316 с.

8. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. - 180 с.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское изд-во, 1990. - 162 с.

10. Ю.Амосов Н.М. Мое мировоззрение //Вопросы философии. 1992. №6. -С.50-74.11 .Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980. Т.1 - 230 е., Т.2 - 287 с.

12. З.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. -238с.

13. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -415с.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -376 с.

15. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности. Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. - С.43.

16. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект общественных отношений. М.: МГУ, 1984. -324 с.

17. Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии //Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. М., 1997. №3. - С.34-44.

18. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. - С.3-5.

19. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992. 207 с.

20. Артемьева Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.67-87.

21. Арутюнов С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре //Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. - С. 103-108.

22. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.

23. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.

24. Асеев В.Г., ШкаратанО.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. - 136 с.

25. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.206-220.

26. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.-103 с.

27. Аутлев М.Г., Зевакин Е.С., Хоретлев А.О. Адыги. Ист.-этногр. очерк. -Майкоп: Адыг. кн. изд., 1957. 140 с.

28. Афасижев Т.И. Великая сила патриотизма. Майкоп, 1982. - 112 с.

29. Афасижев Т.И. Во имя отечества. Майкоп, 1996. -С.59.

30. Афасижев Т.И. Военно-патриотическое воспитание учащийся молодежи. -Майкоп: Краснодар, кн. изд. Адыг. отд-ние., 1988. 126 с.

31. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы /Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Ростов н/Д: РГУ, 1997. - 43 с.

32. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. Вып. 2. - 143 с.

33. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы //Сб. науч. трудов. Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. -М.: АПН СССР, 1989.

34. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -264 с.

35. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. М.: Наука, 1975. -445 с.

36. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 159 с.

37. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура //Советская этнография. 1978.-С. 18-23.

38. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.-229 с.

39. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. - 226 с.

40. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-422 с.

41. Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик: Нарт, 1991. - 166 с.

42. Бескина P.M., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе. М.: Просвещение, 1993. - 124 с.

43. Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с.

44. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышление социолога. М.: Педагогика, 1988. - 260 с.

45. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. - 400 с.

46. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. - 190 с.

47. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов //Педагогика. 1992. №5-6. - С.38-44.

48. Бларамберг И.Д. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

49. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. 304 с.51 .Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1978.-311с.

50. Богословский В.В. Психология воспитания школьника. СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - 78 с.

51. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. -198 с.

52. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. №5. С. 11 -17.

53. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 435 с.

54. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. №4. С.29-36.

55. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н. Антропология в современном виде //Социально-политический журнал. 1993. №5-6. С.21-22.

56. Борщов А.Н. Философия мировоззренческая ценность личности. - М.: Прометей, 1991. - 142 с.

57. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 272 с.

58. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -268 с.

59. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

60. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука, 1987.- 141 с.

61. Валлон А. Психологическое развитие ребенка /Пер. с фр. М.: Просвещение, 1967.-193 с.

62. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев. Тифлис: СМОМПК, 1901. -56 с.

63. Вебер М. Основные социологические понятия. М., 1990. - 672 с.

64. Вентцель К.Н. Свободное воспитание //В сб. сост. Л.Д. Филоненко. -М.: Ассоц. проф. образования, 1993.

65. Верцинская Н.Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе /Автореф. дисс. . .д-ра пед. наук.-М, 1991.-36 с.

66. Взаимодействие коллектива и личности //В сб. докладов под ред. М.Й. Лийметса. Таллин: Таллинский ГПИ, 1982.

67. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект /Под общ. ред. Я.С. Турбовского. М.: Ин-т теорет. педагогикии междунар. исслед. в образовании РАО, 1993. 286 с.

68. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. - 142 с.

69. Вичев В. Мораль и социальная психика /Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978.-357 с.

70. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -334 с.

71. Воспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски //Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся. М.: Фил. Моск. ин-та повышения квалификации работников образования, 1994.

72. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации //Сб. науч. тр. под ред. Л.И. Новиковой. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992.

73. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред. Л.И. Новиковой. -М.: Прогресс, 1981. 115 с.

74. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -77 с.

75. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. - 95 с.

76. Выготский Л.С. Проблема сознания //Собр. соч. в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - С.156-167.

77. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. - 573 с.

78. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

79. Вяккерев Ф. Самодвижение. Философская энциклопедия: В 5 т. Т.4. -М.: Сов. энциклопедия, 1967. 670 с.

80. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века //Вопросы философии. 1992. №2. С.3-25.

81. Газман О.С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в будущее //Советская педагогика. 1990. №7. С.38-44.

82. Гарданов В.К. Аталычество //XIII Международный конгресс антропологических и исторических наук. М., 1973. - С. 14.

83. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. №5-6. С.3-13.

84. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности /Пер. с англ., фр. Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. - 88 с.

85. Голованова Н.Ф. Педагогический эксперимент //В сб. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. Отв. ред. А.И. Кочетов. Рязань: Рязанский ГПИ, 1978. - С.117-123.

86. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. СПб.: Образование, 1996.

87. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Образование, 1992. - С.8-17.

88. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация //Советская педагогика. 1991. №2. С.38-43.

89. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания школьников: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1979. - 412 с.

90. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-176 с.

91. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992. №1-2. С. 22-33.

92. Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности.1. М., 1980.-С.9-10.

93. Даниленко О.И. Культурная традиция и душевное здоровье человека //Социально-политический журнал. 1993. №8. С.36.

94. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности: Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 1993. - 54 с.

95. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX века. - М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. ис-след. в образовании РАО, 1994. - 140 с.

96. Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. - 285 с.

97. Домбинская М.Г. Понятие личности и ее социализация. Томск: Том. политехи, ун-т, 1992. - 21 с.

98. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. - 140 с.

99. Дубровин К. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927. - 52 с.

100. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. -М.: МГУ, 1980.

101. Закон РФ «Об образовании» /Сборник международных и Российских законодательных актов. М.: Новая волна, 1999. - С.60-82.

102. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-426 с.

103. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. - 268 с.

104. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -144 с.

105. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. - 346 с.

106. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. - 200 с.

107. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М.: Высш. школа, 1991. -93 с.

108. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

109. Инал-Ипа Ш.Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми: Алашара, 1971. - 312 с.

110. ИЗ. Иорданский Н.Н. Основы и практика социального воспитания. -М.: Работник проев., 1923. 190 с.

111. Истомин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения //Психологоческие механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.

112. Иудин А.А., Стрелков Д.Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Ниж. Новгород: Волго-Вят. кадровый центр, 1994. - 24 с.

113. Кабардино-русские отношения в XVI XVIII вв. -М., 1957. Т2. (XVIIIb.). №119. - С. 159.

114. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.

115. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. JL: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981. - 69 с.

116. Казанов Х.К. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. - С.103.

117. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Теория и практика активного социального обучения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988. - 301 с.

118. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. - 125 с.

119. Касьянов В.В., Слепцов Н.С., Ревенко Л.В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар: КубГУ, 1994. - 175 с.

120. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). М., 1981. - 241 с.

121. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Учебное пособие к спецкурсу. Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991.-83 с.

122. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дисс. . .д-ра пед. наук. JI., 1991.-32 с.

123. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и в Грузию предпринятое в 1807-1808 гг. //Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.

124. Ковалев А.Г. Психическое развитие ребенка и жизненная среда /Вопросы психологии. 1993, №1. С. 13-23.

125. Ковалева Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: (Социал.-психол. аспект): Автореф. дисс. .канд. психол. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1997. - 24 с.

126. Коган JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

127. Козлова О.Н. Духовная культура современного общества //Социально-политические науки. 1991. №10. С.3-8.

128. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. М.: МГУ, 1993. - 141 с.

129. Кон И.С. Социальные изменения, культурные особенности и традиционные модели социализации детей //Социологические теории и социальные изменения в современном мире. М., 1986. - С.116-123.

130. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - С.22-23.

131. Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства //Советская педагогика. 1981. № 9. С.44-48.

132. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988.-63 с.

133. КонИ.С., Ольшанский В.Б. Социализация //Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. - С.66-67.

134. Косвен М.О. Авункулат //Сов. этнография, 1948. №1.

135. Косвен М.О. Аталычество //Сов. этнография., 1935. № 2.

136. Косвен М.О. Из истории брака и семьи у народов Кавказа //Этнография и история Кавказа. М., 1961. - С.116-125.

137. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. -Якутск: Якут. гос. ун-т, 1992. 212 с.

138. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск: Народная асвета, 1990. - 261 с.

139. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. -Нальчик, 1974. 599 с.

140. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. - 348 с.

141. Крахмалева А.Д. Традиции и новаторство как механизмы социализации и воспитания личности //Социально-психологические факторы перестройки. М., 1989. -с.171-185.

142. Критика теории социализации учащейся молодежи в капиталистических странах //Сб. научн. трудов. Отв. ред. М.А. Соколова. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980.

143. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Акад. наук СССР, 1960.-520 с.

144. Крушкол Ю.С. Древняя Синдика. М., 1971. - 251 с.

145. Кряжев П.Е. Некоторые социологические вопросы формирования личности //Вопросы философии. 1966. №7. С.13-24.

146. Лавров Л.И. Кабардино-адыгейская культура XIII-XV вв. //СЭ. 1957.

147. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 148 с.

148. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1 - 391 е., Т.2 - 318 с.

149. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. - 64 с.

150. Лихачев Б.Т. Социально-педагогические противоречия воспитания //Советская педагогика. 1990. №5. С.72-77.

151. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика.1994. №2. С.35-40.

152. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.

153. Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. Педаг. соч.: В 8 т. Т.4. М.: Правда, 1987. - 573 с.

154. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. Л.: Знание, 1978.-36 с.

155. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. - 228 с.

156. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

157. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. М.: МГУ, 1982.

158. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1984. - 170 с.

159. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 101 с.

160. Мелентьев Ю.П. Библиотека и социализация личности: Учебное пособие. М.: Гос. ин-т культуры, 1993. - 106 с.

161. Меретуков М.А. Из общественного быта адыгов (XVIII-первая половина XIX в.) //Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.

162. Мерлин B.C. Личность и общество: Учебное пособие к спецкурсу. -Пермь: Перм, гос. пед. ин-т, 1991. 90 с.

163. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. /Пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 316 с.

164. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990.-220 с.

165. Мифтахова Л.А. О потребностях человеческой личности в процессе ее социлизации //Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциолизации. Уфа, 1994. - С.35-38.

166. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. - 319 с.

167. Москаленко В.В. Социализация личности: Философский аспект. -Киев: Вища шк., 1986. 216 с.

168. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. - 96 с.

169. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -78 с.

170. Наторп П. Культура народа и культура личности /Пер. с нем. СПб.: Книгоиздательство Богдановой, 1912. - 189 с.

171. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания /Материалы Первой респ. науч.-практ. конф. Майкоп: Адыгея, 1994. - 544 с.

172. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Советская педагогика. 1991. № 11. С.61-64.

173. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1986. 184 с.

174. Образовательная программа маршрут ученика: 4.1. /Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: ЮИПК, 1998. - 118 с.

175. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.-151 с.

176. Особенности социального формирования учащихся в разных регионах страны /Под ред. Р.Г. Гуровой. М.: АПН СССР НИИ ОПВ, 1986. -178 с.

177. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я. психология пунитивного правосудия //Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. - С.215-260.

178. Панасенко Э.С. Критический анализ исследований социализации школьной молодежи в США: Автореф. дисс. .канд. философ, наук. -М., 1982.-37 с.

179. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.

180. Педагогика среды и методы ее изучения /Под ред. М.В. Крупениной.- М.: Работник просвещения, 1930. 247 с.

181. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высш. шк., 1990. - 175 с.

182. Першиц А.И. Этнография как источник первобытно-исторических реконструкций //Этнография как источник реконструкций истории первобытного общества. М., 1979. - С.38

183. Петренко Л.И., Смышляев В.А. Экологические аспекты современной культуры и процесса социализации личности //Культура как фактор социализации личности. Воронеж, 1992. - С.47-57.

184. Петрова Н.И. Социальная сущность развития личности //История и политика: методология, историография, практика. Н. Новгород, 1997.- С.135-136.

185. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С.227-228.

186. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУ, 1993. - 210 с.

187. Плюснин Ю.М. Проблемы социализации маргинальной личности //Туманит, науки в Сибири. Новосибирск, 1994. №1. С.49-55.

188. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы и установки //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мицниереба, 1974.

189. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок //Вопросы философии. 1992. №5.-С.3-15.

190. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. - 101 с.

191. Расчетина С.А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1989.

192. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. - 214 с.

193. Рошка А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности. Кишинев: Штиинца, 1991. - 68 с.

194. Рюле Отто. Ребенок и среда /Пер. с нем. JL: Госиздат, 1924. - 74 с.

195. Салов Ю.И. Гуманизация образования как культурологическая проблема //Гуманизация образования. -1996, №1. С.8-16.

196. Салов Ю.И. Культуроведческие концепции: социально-философский синтез //Современные проблемы гуманизации образования. Бийск: НИЦБиГПИ, 1996.-С.5-13.

197. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 227 с.

198. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 312 с.

199. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. -М.: Педагогика, 1986. 146 с.

200. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990.-206 с.

201. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 222 с.

202. Соколов Э.Ф. Культура и личность. Л., 1972. - С.76-115.

203. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции //Сб. научн. трудов. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1993.

204. Социальная психология личности /Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. - 350 с.

205. Социальная философия /В.Н. Лаврененко, В.Н. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 133 с.

206. Социальные ориентиры изменяющегося общества //Сб. научных трудов. Отв. ред. В.З. Роговин. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.

207. Социальные ориентиры обновления: Общество и человек /Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. - 448 с.

208. Сычев Ю.В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. - 192 с.

209. Тхакушинов А.К. В зеркале социологии. -Майкоп, 1995. 65 с.

210. Тхакушинов А.К. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. - 34 с.

211. Тхакушинов А.К. Социальные процессы и личность. Состояние и проблемы. Майкоп, 1995. - 72 с.

212. ТюнниковЮ.С. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань: КГУ, 1994. - 88 с.

213. Тюнников Ю.С., Ворожбитова А.А., Чугай И.В., Юрченко Ю. Центр педагогической культуры: культурологические доминанты образовательно-воспитательного процесса. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 1998. -123 с.

214. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. - 271 с.

215. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333 с.

216. Федеральная программа развития воспитания в системе образования России в 1999-2001гг. //Вестник образования. Декабрь 1999. М., -С.2-10.

217. Федотов Е.В. Основы социально-психологической культуры: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегород. ун-т, 1993. - 268 с.

218. Фельдпггейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 412 с.

219. Филиппов Г.Г. Духовное производство как фактор развития личности. Новгород: Новгор. гос. пед. ин-т., 1993. 75 с.

220. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. -157 с.

221. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-223 с.

222. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 629 с.

223. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими /Пер. с англ. М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993.-338 с.

224. Формирование социально активной личности: Материалы конференции /Отв. ред. И.И. Купцов. Рязань: Ряз. гос. пед. ин-т, 1990.

225. Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ., нем. Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 79 с.

226. Фрейд 3. Психология бессознательного /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

227. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. -559 с.

228. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1990. - 116 с.

229. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов н/Д, 1991. - 205 с.

230. Хагуров А., Тхакушинов А. Реформа и социокультурная среда. М., 1995.- 189 с.

231. Ханаху Р.А. Национальный менталитет: этнокультурологический анализ. М., 1997. - 116 с.

232. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1997. - 194 с.

233. Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. -222 с.

234. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества /Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1994.

235. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова Н.А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.

236. Человек и общество. Проблемы социализации индивида /Сб. статей под общ. ред. Б.Г. Ананьева. Л.: ЛГУ, 1971. - 320 с.

237. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1936. - 108 с.

238. Шадже А.Ю. Гармонизация межнациональных ценностей: Некоторые аспекты духовной жизни. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние, 1990. - 77 с.

239. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. -Майкоп, 1996. -С. 140.

240. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания //Советская педагогика, 1991. №7. С.53-58.

241. Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 544 с.

242. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика. 1994. №5. С.34-36.

243. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос /Пер. с нем. -Калуга: Духовное познание, 1992. 111 с.

244. Штайнер Р. Социальное будущее /Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1993. - 239 с.

245. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика. 1992. №3-4. С.37-43.

246. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -М.: 1989. -35 с.

247. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-428 с.

248. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. ак. РАН Осипова Г.В. 1995. 939с.

249. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994. -153 с.

250. Ядов В.А. Анализ социального в индивидуальном //Вопросы психологии. 1979. №1. С. 125-126.

251. Ядов В.А., Кон И.С. Интерпретация основных понятий и набросок процедур сбора первичных данных //Личность и ее ценностные ориентации. -М.: АН СССР, 1969.

252. Turner G. Social Interaction. N. Y.s 1989.162 p.

253. Parsons T. The Social System. N. Y., 1952. 552 p.

254. Cooley C.N. Human Nature and The Social Order. N. Y., 1962.115 p.

255. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934,152 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.