Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи: На примере Республики Адыгея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Гучетль, Зухра Хачмафовна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гучетль, Зухра Хачмафовна
Введение.
Глава I. Традиции и ценности адыгских народов.
1.1 .Теоретические основы и истоки традиций и ценностных ориентаций адыгских народов на современном этапе.
1.2. Виды и содержание адыгских народных традиций.
1.3.Роль традиции адыгских народов в социализации молодёжи.
Глава II Отражение социальных традиций общества в адыгской прозе.
2.1. Отражение преемственности традиций как социального процесса в творчестве Т.М. Керашева.
2.2. Социальные процессы и традиции в произведениях Т.М. Керашева «Одинокий всадник», «Дочь шапсугов» и «Абрек»
2.3. Художественная литература, досуговые традиции как факторы социализации молодежи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики2005 год, доктор филологических наук Хачемизова, Мира Нуховна
Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе2000 год, кандидат филологических наук Дахужева, Нуриет Аслановна
Художественный конфликт как жанро- и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева2005 год, кандидат филологических наук Пшизова, Асъят Каральбиевна
Лингвокультурные концепты как отражение языковой картины мира: На материале языка оригиналов и переводов произведений Т.Керашева с адыгейского на русский и английский языки2004 год, кандидат филологических наук Кушу, Сулета Ахировна
Художественное осмысление нравственно-философских проблем в адыгской исторической прозе последнего десятилетия XX в. (И. Машбаш "Жернова". М. Кандур "Кавказ")2009 год, кандидат филологических наук Цей, Белла Адамовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи: На примере Республики Адыгея»
Актуальность темы исследования. В современный период жизни российского общества, когда возникает необходимость осмысления путей его прошлого и дальнейшего развития, представляется актуальным теоретическое рассмотрение механизмов поддержания целостности общественного организма, социальной стабилизации, процессов преемственности, при этом к важнейшим ценностям начинают относиться традиции и ценностные ориентации.
Нестабильность российской истории XX века на протяжении противоположных по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапов развития и, как следствие, различное толкование фундаментальных проблем человеческого бытия, привели общество к отходу от социально-экономической идентификации в пользу этносоциальной. Этому способствовали процессы национально-государственного самоопределения субъектов бывшего СССР, а также развитие национального самосознания. Результатом этих процессов стала постановка вопросов о сохранении национальной самобытности, аутентичности современной национальной культуры, о национальных традициях, ценностных ориентациях, обычаях и т.п. В современном общественном сознании национальным традициям и ценностям отводится практически ведущая роль в сохранении специфики национального бытия.
Сложнейшие процессы, происходящие в современном обществе и во многом определяющие социальную обстановку в стране, существенно повышают актуальность исследования вопросов отражения социальных традиций и ценностных ориентаций, социальных процессов, социализации личности, социально-педагогических проблем, а также изучения их отражения в художественной адыгейской литературе. Одним из главных направлений таких исследований является рассмотрение влияния духовной культуры, неотъемлемой ее составной части - художественной литературы на формирование личности, т.е. социализация подрастающего поколения как социокультурнный процесс.
Социальные зарождения молодой адыгейской литературы имеют теснейшую связь с важнейшими историческими этапами начала XX века, с эпохой развития государства и общества. Провозглашение единственно правильным классового подхода к объяснению всех существующих явлений не могло не привести к вульгарной социологии в молодой зарождающейся адыгейской литературе.
Каждый человек с раннего детства усваивает принятые нормы поведения и образцы мышления, причем процесс продолжается до тех пор, пока большинство из них не становится привычным. Подобное вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, традиций и ценностных ориентаций, образцов и навыков поведения, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина данного процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и потому постоянно он вынужден практически заново обучаться тому, как понимать окружающий мир.
В связи с подобным подходом возникает необходимость разобраться в понятиях «социальный процесс», «социокультурный процесс» и «социальный институт». Исходя из диалектической взаимосвязи, можно указать на то, что рассмотрение социальных процессов, в частности, социализации личности как социокультурного процесса, требует определенного знания вышеназванных социологических категорий с условием, что процесс социализации проходит в определенной социальной сфере. Поэтому лучше в первую очередь дать определение этой важной категории. Объективными факторами, детерминирующими сознание и поведение человека, как правило, являются, с одной стороны, материально -производственные, а с другой - политико-правовые и нравственно-идеологические отношения, которые складываются в обществе; в целом именно они определяют уровень социализации личности. В совокупности же они и составляют среду. Таким образом, если исходить из такого понимания категории «среда», то социальная среда есть вся совокупность общественных условий (факторов, отношений и т.д.), в которых пребывает личность, которые ее окружают, оказывают воздействие на ее сознание и поведение в обществе. Такое определение социальной среды не противоречит дефинициям, существующим в отечественной литературе (78, с. 138-166) Значима роль социальных институтов в социализации подрастающего поколения, данный важный процесс не обходится без их участия. В узком понимании «социальный институт» - это объединение людей для удовлетворения какой-либо конкретной и существенной потребности, а также для достижения определенной цели личностью, группой и обществом. Общество посредством своих социальных институтов не только утверждает, но и закрепляет конкретные виды социального взаимодействия в важнейших сферах жизнедеятельности. Они являются, с одной стороны, постоянными, а с другой - обязательными для членов общества в целом или определенной социальной группы. В качестве подобных социальных институтов выступают семья, система образования, научные, культурные организации, СМИ, религия и т.д. Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что социальные институты - это высокоорганизованные социальные системы образования, имеющие устойчивую структуру, высокую интегрированность элементов, отличающиеся многообразием и динамичностью их функций. С социальными институтами тесно связаны социальные процессы, выступающие в качестве основы и источника жизнедеятельности общества, его социальных изменений, социальной динамики.
Основные вопросы, составляющие ядро проблемы исследования, следующие: «В какой степени художественная литература способствует реализации этой цели воспитания и как реализовать ее в жизни? Какую роль играют традиции и ценности в социализации подрастающего поколения?»
Целью социализации личности является включение человека в систему общественных отношений, вживание индивидов в существующую социальную структуру, то есть воспитание человеческого в человеке. Достигается это путем формирования духовной близости с другими людьми в процессе социализации личности. Данный процесс ведет к совершенствованию, как самих индивидов, так и условий их общественной жизни.
В качестве особого средства отражения социальной действительности художественная литература на протяжении всей своей истории играла и сегодня играет серьезную роль в духовной жизни человека. Но в роли науки художественная литература стремится к изображению, следовательно, писатель отражает объективную реальность посредством художественного словесного образа, созданного его творческим воображением и содержащего субъективную оценку явления, события.
Мастер художественного слова, основоположник адыгейской литературы Тембот Магаметович Керашев в ходе своей деятельности способствует формированию нового человека - продукта всей эпохи. Он осмысливает разнообразные общественные явления, вследствие чего художественная литература как форма сознания и осуществляет определенные функции. Этим объясняется тот факт что при решении многих современных социальных проблем в сферу социологических исследований вовлекается художественная литература, которая дает художественную концепцию социального развития личности. Это тем более важно в современных условиях, когда пересматривается проблема соотношения общественного и личного, когда на первый план выдвигается саморазвитие личности, приоритет «Я». Данный подход имеет прямое отношение и к другой проблеме, в частности, к необходимости социально-экономического и культурного возрождения каждого народа.
Необустроенность российской жизни 90-х годов общественное сознание во многом связывает с практикой революционных преобразований, проводившихся как коммунистическим руководством, так и пришедшим ему на смену демократическим. Усталость народа от постоянных социальных экспериментов также способствует возникновению позитивного образа общества, основой которого являются традиционные социальные ценности: благосостояние, свобода личности, ответственность человека за свое собственное благополучие и т.д. На смену революционному идеалу постепенно приходит традиционный идеал.
В связи с этим становится актуальным исследование социокультурного аспекта феномена традиционности, традиции как элемента социокультурной динамики общественной системы, механизма накопления и передачи культурных концептов и их отражение в исторических произведениях Т.М. Керашева.
Проблема анализа традиций и ценностных ориентации как феномена культуры многоаспектна. Она включает в себя осмысление социального «видения» традиций и ценностных ориентаций на разных этапах развития социального знания; разработку понятийного аппарата, адекватного современному уровню развития социологии культуры; выбор методологии исследования, позволяющей получить нетривиальные результаты, имеющие необходимые характеристики новизны и вписывающиеся в общую «ткань» современной социологии культуры.
К числу рассматриваемых проблем следует также отнести выявление сущностных характеристик традиций и ценностей, исторических форм их бытия, места и роли традиций и ценностей на разных этапах развития социокультурной системы, рассмотрение связи традиций с другими составляющими процесса социодинамики культуры, осмысление способов культурного наследия и ряд других.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме традиций и ценностных ориентаций как одному из способов социальной преемственности уделялось и уделяется значительное внимание в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей.
Методологические положения, применяемые при изучении проблемы традиций, концептуальные взгляды и подходы разработанны зарубежными авторами: Г. Гадамером, И. Гоульдом, А. Грамши, К. Добровольским, В. Кольбом, К. Поппером, Б. Суходольский, М. Радиным, Р. Рэдфильдом, Э. Шилзом, К. Ясперсом.
Мы ставим своей задачей рассмотреть традиции и ценностные ориентации в социальном плане. В философско-социологической литературе нет единых определений традиций и ценностных ориентаций как социокультурных феноменов. Зарубежные и отечественные авторы дают разные определения.
И. Гоульд, В. Кольб, К. Добровольский, Г. Гадамер, К. Ясперс и др. пишут, что «традиции» в точном значении — термин нейтральный, используется для обозначения «трансмиссии», преимущественно устной, посредством которой способы поведения, оценок и верований передаются от поколения к поколению и таким образом закрепляются.
К. Ясперс считал, что традиция делает нас людьми: «Она охватывает всё то, что не является биологически наследуемым, а составляет историческую субстанцию человеческого бытия» (224, с. ?45).
Понимаем ли мы свою зависимость от традиции и возможное будущее, которое предначертывает., - задается вопросом крупный западный мыслитель Г.Г. Гадамер и сам же отвечает. - Конечно, традиция не просто сохраняет, а передача, переложение. Она перелагает, что ничто не остаётся неизменным, законсервированным, а господствует стремление понять и вызвать старое по-новому. Так и слово «переложение» может быть использовано для обозначения перевода. Феномен перевода, и правда, может служить моделью того, чем в действительности является традиция. То, что было застывшим языком литературного произведения, необходимо превратить в свой собственный язык» (2).
В социально-философском аспекте культуры проблему традиции рассматривают и отечественные ученые: В.В. Аверьянов, С.А Арутюнов,
Д.Д. Благой, А. Бердяев, Б.С. Ерасов, В.М. Каиров, К. Крылов, Э.С. Маркарян, Ю.А. Левада, В.Д. Плахов, И.В. Суханов, К.В. Чистов, Е. Шацкий, С.С. Флоров и др. Традиции рассматриваются ими как социальный феномен, как система, отдельными элементами которой являются социальное окружение, ценности и ценностные ориентации, традиции, потребности, интересы, поведение и т.д.
Структуру ценностей и ценностных ориентаций рассматривают ученые: Аристотель, В.Г. Алексеев, С.Ф. Анисимова, А.Г. Архангельский, Э.Дюркгейм, А.Г. Здравомыслов, Н. Смелзер, В.П. Тугаринов и др.
Огромное внимание влиянию традиций и ценностных ориентаций уделялось в работах разных лет ученых социологов, философов, этнографов Северо-Кавказского региона: Т.И. Афасижева К.И. Ашхамафова Б.Х. Бгажнокова, С.А. Ляушевой, С.Х. Мафедза, Х.К. Казанова, А.И., Мусукаева, В.М Зумакулова, А.И Першица, К.Х. Унежева, Р.А., Ханаху, А.Ю Шадже.
Цель исследования - выявить роль этнических традиций и социальных институтов в социализации современной молодежи в адыгском обществе.
В процессе достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме исследования, выявить адыгские народные традиции и ценностные ориентации в современном обществе.
2. Показать отражение преемственности традиций как социального фактора на примере исторических произведений Т.М. Керашева.
3. Определить условия позитивного влияния этнических традиций и ценностных ориентаций на подрастающее поколение.
Объект исследования - процесс социализации молодежи.
Предмет исследования - роль этнических традиций в социализации молодежи.
Гипотеза исследования состоит в том, что, поскольку в юношеском возрасте одновременно, взаимосвязано и интенсивно развиваются потребности в общении и самоопределении, то в воспитательном процессе они, вероятно, создают оптимальные предпосылки для социализации личности. Этим, по-видимому, обусловлена опережающая ориентация молодежи на ценности народных традиций, в значительной мере раскрывающие социальный опыт общения поколений и создающие основу субъектной позиции молодежи.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работе над проблемой автор использовал теоретические разработки отечественных и зарубежных социологов в области социологических концепций личности: Е.А. Ануфриева, Д.Д. Благой, Н.М. Заковича, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левада, А.Н. Леонтьева, 3. Фрейда, М. Дюфрена.
Методологическими основами исследования явились общенаучные методы исследования, цивилизационный подход к явлениям культуры, социокультурный и культурноантропологический подход к - проблеме традиций и ценностных ориентаций, системный анализ социодинамики культуры, структурно-функциональный и сравнительный анализ; принцип восхождения от абстрактного к конкретному, в отдельный случаях дескриптивный метод.
Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, этнографов.
Автором, с опорой на методологии, разработанные В.А. Ядовым, в 2004-2005 годах в Республике Адыгея (Тахтамукайский район, г. Майкоп), было проведено социологическое исследование, ставшее практическим подтверждением теоретических выводов диссертационного исследования. Объем выборочного исследования составил 500 респондентов, среди которых студенты вузов -38%, студенты колледжа - 24%, учащиеся школ - 19%, представители других социальных слоев - 19%.
Научная новизна произведенного исследования состоит следующем:
- выявлены различные концепции традиций и ценностных ориентаций, существующих в социально-философской литературе, в литературе по социологии культуры, что позволило определить направления дальнейшего исследования проблемы;
- проанализированы социальные процессы и их отражение в исторических произведениях Т.М. Керашева;
- обоснована возрастающая роль досуга в современных условиях в качестве фактора социализации молодежи в связи с кризисом и трансформацией ряда социальных институтов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современном обществе недостаточно функционируют этнические традиции в социализации молодежи.
2. Исторические произведения Т.М. Керашева отражают преемственность адыгских народных традиций.
3. Знание и понимание подрастающим поколением этнических традиций и ценностных ориентаций оказывают позитивное влияние на социализацию молодежи.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении глубинных процессов социологических и социально-педагогических проблем общественной жизни в такой специфической не большой, но многонациональной республике, как Адыгея; в углублении знаний и представлений об отражении в адыгской литературе этнических традиций и ценностей. Весьма важно было проследить характер социального развития молодой республики, становление человека в новых условиях через адыгейскую художественную литературу.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможностях формирования у адыгского этноса исторической памяти и понимания самобытности сознания культуры адыгов, внесших свой вклад в общечеловеческую культуру. Исследование может оказать помощь педагогам в процессе преподавания истории, художественной литературы. Положения диссертации могут быть использованы в практике формирования этнических традиций и ценностей, восстановления утраченных традиций национальной культуры адыгов.
Методы исследования. При сборе и анализе эмпирических данных автор использует методы системного анализа, метод сравнения аналогий. Контент-анализ документов использовался для обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из общей генеральной совокупности. Достоверность и обоснованность полученной информации обеспечивались путем применения конкретных социологических данных (в том числе и исследования, проведенного автором диссертации в 2004 году).
Апробация работы. Основные положения данного диссертационного исследования прошли апробацию на международных, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, в которых принимала участие автор диссертации.
Основное положения диссертационного исследования нашли отражения в девяти научных публикациях, общим объемом 2.35 п.л.
1. Гучетль З.Х. Адыгэ шэн-зэхэтык1эхэмрэ тхэк1ошхом игупшысэрэ (Адыгские традиции поведения в творчестве писателя)// Зэкъошыныгъ - (Дружба) - № 4 - Майкоп, 2002,-С.102-103. - 0,1 п.л.
2. Кубашичева J1.H. Гучетль З.Х Преемственность традиций в творчестве Т.М.Ккрашева //Адыгейский язык. Учебник для 9 класса русскоязычной школы. (Соавтор) Майкоп, 2002. С.21, 26, 27, 41-42, 45-46, 81,91, 116-117. - 1п.л.
3. Гучетль З.Х. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения у адыгов //Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона. Материалы региональной научно-практической конференции. - Краснодар, 2002.-С.142-144.-0.2 п.л.
4. Гучетль З.Х. Социальные традиции адыгов в воспитании молодежи //Россия на пути к демократии и устойчивому развитию: характер общества и его способность к модернизации. Материалы международной научной конференции. - Тула, 2003. -С.337-339.-0.2 п.л.
5. Гучетль З.Х. О традициях социализации молодежи у адыгов // Молодые голоса в науке. - Выпуск второй.- Майкоп 2003. -С. 19-20.-0.2 п.л.
6. Гучетль З.Х. Преемственность традиций как социальная потребность общества// Молодые голоса в науке. - Выпуск третий.-Майкоп 2004.-С.22-23. -0.1 п.л.
7. Гучетль З.Х. Роль двуязычия в социализации подрастающего поколения «Билингвизм в теории и практике». - /Под. ред. З.У. Блягоза. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. - С. 186-187. - 0.1 п.л.
8. Гучетль З.Х. Социокультурные ценности адыгов в повести Т. Керашева «Дочь шапсугов» // Молодые голоса в науке. - Выпуск четвертый.- Майкоп, 2005. - С.29-33. 0.25п.л.
9. Гучетль З.Х. Молодежный досуг как социальный феномен /Перспектива - 2005. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученных. - Нальчик, - 2005. С 268-270. - 0.2 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами и диаграммами, отражающими результаты проведенного социологического опроса.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях: На материалах Республики Адыгея2003 год, кандидат социологических наук Ильинова, Надежда Александровна
Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX - начале XX века: по материалам публицистики адыгских писателей-просветителей2007 год, кандидат социологических наук Чамокова, Эмма Туркубиевна
Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма,типологический аспект2005 год, кандидат филологических наук Бакова, Динара Зулькарнеевна
Историческая действительность и эволюция художественного сознания писателей черкесского зарубежья: Сравнительно-типологический анализ2006 год, доктор филологических наук Тимижев, Хамиша Тарканович
Социокультурные процессы и их отражение в черкесской художественной литературе: Социологический аспект1999 год, кандидат социологических наук Шебзухова, Фатима Айсовна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Гучетль, Зухра Хачмафовна
Заключение
В ходе исследования установлен высокий потенциал адыгских традиций, которые формируют образцы социального поведения; создают и регулируют образ жизни, соответствующий опыту народа, его обычаям, устанавливая тем самым сильные родственные и культурные связи; обеспечивают мотивацию поведения в процессе межличностного общения, в том числе и между поколениями; интенсифицируют адаптацию к социальным процессам и явлениям; обеспечивают оптимальный для молодого возраста характер социализации.
В адыгских традициях заключены большие возможности оптимизации процесса социализации молодежи в условиях многонациональной республики.
Адыгские традиции ориентированы на овладение правилами поведения - умение избегать неадекватных обстоятельств, предупреждать неудачи, осуществлять партнерское взаимодействие, строить межличностное общение на основах гостеприимства, почитания старших.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что традиции, ценностные ориентации и их отражение в произведениях Т.М. Керашева «Одинокий всадник», «Дочь шапсугов», «Абрек» играют позитивную роль в социализации молодежи. В своих произведениях Т.М. Керашев справедливо отражает социально-бытовую жизнь адыгов и способствует пробуждению и росту их национального самосознания.
В данном исследовании анализируются виды и содержание адыгских традиций, роль традиций в социализации молодежи, характеризуются социальные процессы и традиции в произведениях Т.М. Керашева «Одинокий всадник», «Дочь шапсугов», «Абрек», а также уточняется место среды досуга современной молодежи. Это дает представление о литературе целой эпохи и помогает понять, какими глубокими корнями она связана с историей и судьбой адыгского народа.
Важнейшей особенностью произведений Т.М. Керашева является, с одной стороны, социальная, а с другой - педагогическая направленность его творчества. Произведения вызывают живой интерес тем, что автор использовал мотивы народного сказания, события которого относятся к первой половине XIX века, т.е. когда в Адыгее происходила освободительная борьба бедного крестьянства с княжеско-дворянским сословием.
В творчестве Т.М. Керашева отражаются события, на фоне которых показаны положительные черты характера лучших представителей адыгского народа: адыгагъэ, (адыгство), справедливость, гуманизм, порядочность. Но писатель также показывает кровную месть адыгов - эта традиция препятствовала развитию общественных и экономических отношений в Адыгее, отнимая большое количество сил и средств для исполнения мести. Воспитательный потенциал определяется не только благородными поступками героев, достойными подражания, но и чисто человеческими качествами: храбростью, мужеством, непримиримостью к несправедливости.
В современных условиях развития общества, когда переосмысливаются исторические события и многие традиции, ценности, сложившиеся в обществе, необходимо признать и опираться на ту огромную воспитательную функцию, которую несет в себе адыгейская литература и, в целом, культура народа. Использование ее высокого воспитывающего потенциала особенно важно для возрождения и дальнейшего развития национальных традиций и обычаев.
Адыгейская художественная литература является составной частью национальной культуры адыгов. В ней отражены высоко значимые социальные институты адыгского народа, позволяющие глубоко вникнуть в историческую жизнь адыгов. Ныне наше общество переживает трудный период восстановления в правах национальных культур малочисленных народов. Но каждая национальная культура, независимо от численности ее носителей, имеет общечеловеческую значимость. Адыгская литература в целом не представляет собой неподвижную картину с жестко закрепленными соотношениями времени и отображаемой действительности. Ее следует рассмотреть как историческую перспективу с коррекцией на сегодняшний день с его бурно меняющимися социальными и художественными ориентирами.
Несмотря на качественно новый поворот в показе судеб народа, особенно в исторической ее ретроспективе - «Одинокий всадник», «Дочь шапсугов», «Абрек», проявляются черты, свидетельствующие о верности писателя традициям и ценностям, выработанным в начальный период формирования новой национальной литературы. Проявилось это в том, что писатель стремился внести революционную концепцию реальности в изображаемую историю. Автор в то же время пытался отойти от привычной модели социально-исторического романа. Сказалось это в том, что Т.М. Керашев, строго следовавший традициям социально-классового детерминизма, пытался обогатить эти тенденции углубленным анализом национального материала. Сочетание конкретно-аналитического показа с условным, фольклорно-романтическим постронием образа придало стилю новые очертания. Обращение к прошлому, использование в связи с этим мотивов народного творчества не помешало художнику освободиться от некоторых издержек фольклорно-эстетического мышления, которое раньше оказывало негативное влияние на его прозу.
Основной темой в творчестве Т.М. Керашева являются традиции и ценности адыгского народа. Знание и соблюдение традиций в произведениях писателя выступает одним из главных колоритов человеческого достоинства, нравственности в воспитании молодежи.
Традиции как элементы социального и культурного наследия передаются от поколения к поколению. Этнос сохраняет себя только благодаря собственной системе формирования личности, в которой ведущее место отводится семейному воспитанию. В современных условиях оно является одним из основных факторов социализации молодежи, а также сбережения культурных этнических ценностей.
Полезность народных традиций и ценностей признается многими людьми, в практической работе они используются в достаточной степени. Усвоение традиций очень важно для формирования полноценной личности, поскольку в них накоплен неисчерпаемый опыт жизни, борьбы многих поколений.
При любой социально-экономической формации в воспитании обеспечен успех, если оно основывается на духовных корнях народа, его национальной психологии и педагогике. Если этнические традиции и ценности формально признаются государством, но фактически их корни расшатывают, как это зачастую делают современные средства массовой информации, то они (традиции и ценности) обособляются, но не исчезают, а конспирируясь, все равно пробивают себе дорогу, сохраняясь в народе. В таких случаях возможно и необходимо расширение педагогической работы по более эффективному использованию родной литературы. Это основано на том, что существует диалектическая взаимосвязь между преемственностью социальных норм и процессов духовного становления поколений, их социализации.
153
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Гучетль, Зухра Хачмафовна, 2006 год
1. Алексеев В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности / В.Г. Алексеев // Социс. 1980 - № 1. - С.34-37.
2. Аверьянов В.В. Три аспекта традиции: опыт апологи традиции / В.В. Аверьянов Электронный ресурс. Режим доступа: http:/top.list. ru/iumn.from=8871.
3. Азаматова М.З. Художественные ремесла адыгов / М.З. Азаматова. -Майкоп, 1960.-308 с.
4. Андреенкова А.В. Материалистические постматериалистические ценности в России / А.В. Андреенкова // Социс. - 1994. -№11.- С.73-81.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.
6. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнение / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1870.-181 с.
7. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / JI.M. Архангельский. М.: Знание, 1978. - 64 с.
8. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. - Т.4. - С.53-295.
9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов.-М., 1989.- 139-с.160-161.
10. Ю.Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция / С.А. Арутюнов // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 43-47.
11. Афасижев Т.И. О социальной защите студенчества в условиях рынка / Т.И. Афасижев // Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993. -С. 17-24.
12. Афасижев Т.И. Во имя отечества: о военной культуре адыгских народов / Т.И. Афасижев. Майкоп, 1996. - 223 с.
13. Афасижев Т.И. Кладезь мудрости народа: к 100-летию со дня рождения адыгского, писателя Т.М. Керашева / Т.И. Афасижев // Люди большой судьбы. — Майкоп, 2004. С.67-69.
14. Афасижев Т.И. Краткий словарь социологических терминов / Т.И. Афасижев. Майкоп, 2002. - С.94.
15. Афасижев Т.И. Ногмов и Хан-Герей: социальные идеи адыгов / Т.И. Афасижев, А.Т. Афасижев. Майкоп, 2000. - 230с.
16. Афасижев Т. И. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / Т.И. Афасижев. Майкоп: Аякс, 2003. - 252 с.
17. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев / И.Л. Бабич.-М., 1995.- 129 с.
18. Багдасарьян Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов / Н.Г. Багдасарьян, Л.В. Кансузян, А.А. Немцов // Социс. 1995. - №4. -С. 125-129.
19. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология: в поисках новых концепций / Э. А. Баграмов // Евразия. Народы. Культура. Религия. -1993. -№1. -С.З.
20. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. М., 1970. - Т. 5. -253 с.
21. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры / А.А. Белик. М.,1999. - С. 14-15.
22. Белинский В.Г. Сочинение Александра Пушкина / В. Г. Белинский // Избранные статьи. 1974. - С. 132.
23. Боженко Л.Ф. Досуг школьников / Л.Ф. Боженко // Социс. 2000. -№1. - С. 34-38.
24. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет / Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Эльбрус, 1999.-96 с.
25. Бгажноков Б.Х. Мир культуры / Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Эльбрус, 1990.-280 с.
26. Благой Д.Д. О традициях и традиционности / Д.Д. Благой //Традиция в условиях культуры. 1978. - С. 28-37.
27. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / И.Ф. Бларамберг //АБКИЕА, 2000. С.237.
28. Богомолов А.С. Опредмечивание ценности и социологическое познание / А.С. Богомолов // Социс. 1975. - № 2. - С. 53-61.
29. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений: Дис. . .канд. социол. наук / И.С. Болотин. М., 1993. - 326 с.
30. Бочаров В.А. Становление и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи в конце 80-х начале 90-х гг.: дис. . канд. полит, наук / В.А. Бочаров. - М., 1994. - 171 с.
31. Бородич А.А. Ценностные регуляторы глобальных социальных действий / А.А. Бородич //Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Гродно: Изд-во ГТУ, 1992. - 4.1. - С. 130-136.
32. Бромлей Ю. В. Традиционная культура и этнография / Ю.В. Бромлей // Современные проблемы этнографии. М., 1981. — №3. - 326 с.
33. Бромлей Ю.В. Новая обрядность важный компонент советского образа жизни / Ю.В. Бромлей // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. - М.: Наука, 1981. - С.75-76.
34. Бромлей Ю.В. Этносы и этнические процессы как предмет исследования / Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов //Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. - 447с.
35. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. М., 1973. - 204 с.
36. Бурбулис Г.Э. Духовность и рациональность / Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров. — М.: Знание, 1986. 64 с.
37. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд. СПб., 1905. - Т.2. - 379 с.
38. Вишневский Ю.В., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю.В. Вишневский, Л.Я. Рубина // Социс .- 1997. №10. - С. 5668.
39. Военный сборник. СПБ, 1870. - Т. III. - С.335.
40. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1994. - № 6. - С. 16-31.
41. Гадагатль А.А. Особенности социализации детей у адыгов / А.А Гадагатль // Культура и быт адыгов. Майкоп, 2001. - С. 4-23.
42. Горданов В.К. Общественный строй адыгских народов / В.К. Горданов. -М, 1967.-345с.
43. Гонежук Г.Я. Из истории физической культуры и военной подготовки адыгов в прошлом / Г.Я Гонежук // Культура и быт адыгов. 1972. -№2.-С. 198-199.
44. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия / В.Д. Губин // Вопросы философии. 1995. - № 5. - С. 3-4.
45. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности, психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Я. Гудечек. М.: Наука, 1989. - 163 с.
46. Гуманистические ценности современной культуры. М., 1988. - 109 с.
47. Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое при переходе к рыночным отношениям / В.П. Давыдов // Социально-политические науки. 1991. - №6. - С. 3-12.
48. Даль В. Толковый словарь / В. Даль. Т.4. - М. 1955. - 425 с.
49. Делова Л.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях укрепления рынка / Л.А. Делова. // Известия ЦСИ МГТИ. 1998. - С. 35-39.
50. Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых, жизненных условий старшеклассников / И.Д. Дементьева // Социс. 1995. - № 6. - С. 130140.
51. Добрускин М.Е. Студент-кто он? / М.Е. Добрускин // Социс. 1994. -№9. - С.79-88.
52. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
53. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия / О.Г. Дробницкий. М.: Политиздат, 1967. -351 с.
54. Дудченко О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности О.Н. Дудченко, Д.В. Мытиль //Социс. 1995. - № 6. - С. 110-119.
55. Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / В.И. Толстых, Н.Н. Козлова, В.М. Межуев и др. М.: Наука, 1981.-352 с.
56. Дубровин Н. Черкесы (адыге) / Н. Дубровин. Краснодар, 1927.
57. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. Социально-политические исследования. 1993. -№1. - С. 83-88.
58. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения / Э. Дюркгейм // Социс. 1991. - № 2. - С. 106-114.
59. Нальчик, 1990.- 179с. 62.3дравомыслов А. К вопросу о типологии образа жизни в социалистическом обществе / А.К. Здравомыслов // Социс. 1974. -№2.-С. 81-90.
60. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. М., 1986. - 221 с.
61. Иванов В.Н. Социально-политическая ориентация и жизненные ценности учащейся молодежи / В.Н. Иванов, С.В. Бабакаев // Социально-политические науки. 1991. - № 6. - С. 79-82.
62. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции. Культурная деятельность: опыт социологического исследования / Л.И. Иванько.-М, 1981.-С. 50-151.
63. Игнатов А. "Евразийство" и поиск новой русской культурной идентичности / А. Игнатов // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 49-64.
64. Игнатьев А. А. Ценности науки и традиционное общество / А.А. Игнатьев // Вопросы философии. 1991. - № 4. - С. 3-30.
65. Иконникова С.Н. Социология о молодежи / С.Н. Иконникова. Л.: Знание, 1985-32 с.
66. Ильинова Н.А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (на материал. Республики Адыгея) :Автореф. дис. . канд. социол. наук / Н.А. Ильинова. Майкоп, 2003. - 22 с.
67. Казанов Х.М. Ценностные ориентации студенчества Республики Адыгея / Х.М. Казанов, И.Г. Дагамук // Известия ЦСИ МГТИ. 1998. -С. 40-44.
68. Казанов Х.К. Культура адыгов / Х.К. Казанов. — Нальчик: Эльбрус,1993.-256с.
69. Капитань А. О наших системах ценностей: вопросы исследования культуры / А. Капитань, Г. Капитань // Бюллетень совещания директоров институтов исследования культуры социалистических стран. 1988.-№2.-С. 15-22.
70. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс / В.М. Каиров. М.,1994.-С. 23-45.
71. Касьянова К. О русском национальном характере / К.О. Касьянова. -М.: Институтнациональной модели экономики, 1994. 367 с.
72. Кампарс П.П. Советская гражданская обрядность / П.П. Кампарс, Н.М Закович. М. 1967. - 341с.
73. Керашев Т.М. Слово об адыгах (черкесах) / Т.М. Керашев // Сокровища курганов Адыгеи. М., 1985. - С. 9-10.
74. Керашев Т.М. Избранное / Т.М. Керашев. Майкоп, 1997.
75. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений / О.Н. Козлова//Социс.- 1993.-№11.-С. 138-136.
76. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в современной России: Автореф. дис. . канд. социол. наук / Н.В. Котельникова. Ставрополь, 2003.-24 с.
77. Кравчеко А. И. Социология / А.И. Кравченко. М., 2005. - 534с.
78. Кремень В.Г. Коллективность и индивидуальность: цивилизационнй срез проблемы / В.Г. Кремень // Социс. 1990. - № 8. - С. 13-21.
79. Крухмалева О.В Динамика условий жизни студенчества / О.В. Крухмалева, В.В. Пациорковский // Социально-политический журнал.- 1994. -№9-10. -С. 156-105.
80. Крылов К. Традиция / К.Крылов Электронный ресурс. 2004. - Режим доступа: htm // traditio. ru
81. Кулакова П.А. Учащаяся молодежь и религия / П.А. Кулакова // Социс.- 1995. -№11,- С.91-98.
82. Культура в советском обществе: проблемы и перспективы развития. -М.: Наука, 1988.-192 с.
83. Купцов В. Образование в современном мире / В. Кулакова // Свободная мысль. 1991. - № 16. - С.70-81.
84. Курзанова Н.И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденции: Дис. канд. . социол. наук / Н.И. Курзанова. М.,1993. -147 с.
85. Курганов С.И. Социология для юристов / С.И. Курганов, А.И. Кравченко. М., 2004. - С.75.
86. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой Росси / Н.И. Лапин. М: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с.
87. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социс. 1996. - № 5. - С. 3-23.
88. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции Современной России / Н.И. Лапин // Социс. 1994. - № 5. - С. 3-8.
89. Лапинс'кий Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских / Т. Лапинский. Тифлис, 1962. - 231 с.
90. Левада Ю.А. Традиция / Ю.А Левада // Философская энциклопедия. -М., 1970.-467с.
91. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 110-121.
92. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность / В.Н. Липский. М.: Знание, 1987.-128 с.
93. Лисаускене М.В. Формирование научного мировоззрения студентов в условиях перестройки высшей школы / М.В. Лисаускене. М, 1988. -56с.
94. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки / Т.В. Лисовский. М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.
95. Личность в социалистическом обществе: философские аспекты формирования / Под общ. ред. М. В .Домина, Л. Ганзела. М.: Мысль, 1988.-348 с.
96. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1969. - Вып. 1. -163 е.; Вып. 2.-122 с.
97. Jlorya Р.А. Проблемы социализации молодежи в условиях рыночной экономики: Дисс. . канд. филос. наук / Р.А. Логуа. М., 1992.- 144 с.
98. Лосев А.В. Социальная экология: учебн. пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Проводкин. М.: Владос, 1998. - 312 с.
99. Лукичев П.Н. Поведенческая типология студенческой группы / П.Н. Лукичев, А.П. Скорик // Социс. 1995. -№ 1. - С. 109-115.
100. Люлье Л.Я. Черкессия: историко-этнографические статьи. -Краснодар: Изд-во общ-ва изучения Л. Л.О. и Адыгейского исторического музея, 1992. 48 с.
101. Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность / С.А. Ляушева. Ростов н/Д, 2002. - 184с.
102. Мальковская Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентации и интересов школьников / Т.Н. Мальковская //Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983. - С. 5-18.
103. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете/ Р. Мамхегова. -Нальчик: Эльбрус, 1993. 144 с.
104. Маркс К. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.- 2-е изд. Т.21. - С. 269-317.
105. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э.С. Маркарян // Советская этнография. М. - 1981. - № 2-3.
106. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX в. начале ХХ-го века: этнографические исследования / С.Х. Мафедзев. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 254 с.
107. Мафедзев С.Х. Адыгэ хабзэ как мировоззрение / С.Х. Мафедзев. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 395с.
108. Мафедзев С.Х. Адыги, обычай, традиции (Адыгэ хабзэ) / С.Х. Мафедзев. Нальчик, 2000. - С. 135-236.
109. Минц Г. И. Свободное время: желаемое и действительное / Г. И. Минц.-М.- 1978.- 189с.
110. Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция / П.Н. Милюков // Вопросы философии. 1991. - №1. - С. 106-159.
111. Миргород Н.В. Иерархия обшегуманитарных ценностей и процесс деидеологизации: Дис. . канд. филос. наук / Н.В. Миргород. -М., 1993.- 156 с.
112. Митрохин JI.H. Религиозная ситуация в современной России / Л.Н. Митрохин // Социс. 1995. -№11. - С. 79-80.
113. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С.Я. Матвеева. М., 1994. - 248 с.
114. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 3-11.
115. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под. ред. М.И Ильинского, А.В. Шаронова. М.: Мол. гвардия, 1993. - 224 с.
116. Молодой человек в условиях кризиса. М - СПб., 1994. - 186 с.
117. Мусукаев А. И. Народные традиции и кабардинцев, и балкарцев / А.И. Мусукаев, А.И. Першиц. Нальчик, 1995. - 238 с.
118. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов / З.М. Налоев. -Нальчик. 1978.-175с.
119. Ногмов Ш.Б. История адыгского народа: историко-этнические очерки / Ш.Б. Ногмов. Майкоп: Благодарение, 1994 - 114 с.
120. Носова И.В. Традиция как форма наследования социально -значимой информации / И.В. Носова //Информационная культура личности: вчера, сегодня, завтра. Тез. докл. Краснодар, 1996. - С.34-38.
121. Панова Е. Организация досуга молодежи как профилактика девиантного поведения в молодежной среде / Е. Панова // Сборник научных статей. Волгоград. - 2002. -№12 234с.
122. Панеш У.М. // Писатель, вершивший прогресс/ У.М. Панеш //Избранное. Майкоп. - 1997. - С. 3-11.
123. Першиц А.И. Традиции и культурно исторический процесс / А.И. Першиц // Народы Азии и Африки. № 4. - 1981. - С. 70.
124. Плахов В. Д. Традиции и общество опыт философско-социологических исследовании / В.Д. Плахов. М.,1982. - 237с.
125. Плотникова Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Дис. . канд. филос. наук / Е.В. Плотникова. М.,1993. -118 с.
126. Полупан Н.Г. Социальная позиция студенческой молодежи России 90-х гг.: Дис. . канд. социол. наук / Н.Г. Полупан. М., 1994. -138 с.
127. Попов С.И. К вопросу о специфике социалистических ценностей/ С.И. Попова // Социально-политические науки. 1990. - №4. - С. 3343.
128. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа / В.П. Пожидаев. — М. 1926.-77с.
129. Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада. -М.: Изд-во АН СССР, 1989. 140 с.
130. Резванов А.А. Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов: Автореф. дис. . канд. социол. наук / А.А. Резванов. Ростов-на-Дону, 2002. - С. 5-6.
131. Руткевич М.Н. Социальная дифференциация и интеграция в условиях перестройки / М.И. Руткевич // Социс. — 1988. — №6. С. 2231.
132. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России / Б.А. Ручкин // Социс. 1998. - №5. - С. 90-98.
133. Рушди Расим. Это моя нация. (Черкес рассказывает о своем народе) / Рушди Расим: пер. с араб. Абукир Гукемух. Нальчик: Эльфа, 1993.-92 с.
134. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России / Р.В. Рывкина. М. Наука, 1994. -240 с.
135. Рябов В.Ф. Наш духовный мир / В.Ф. Рябов. Л.: Лениздат, 1987. - 156 с.
136. Рябов О.В. Соотношение коллективизма и индивидуализма: социально-этический аспект: Дис. . канд. филос. наук / О.В. Рябов. -1992.- 138 с.
137. Савв Р.Х. Мудрость адыгейского этикета / Р.Х. Савв. Майкоп, 1995.-142 с.
138. Свиньин П. Празднование байрама в Черкесском ауле / П. Свиньин // Отечественные записки. 1825. - № 63.
139. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике / С.А. Сергеев // Социс. 1998. - №11. - С. 95-102.
140. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против": Заметки социолога / З.В. Сикевич. Л.: Лениздат, 1990. - 206 с.
141. Скасси Р. Извлечение и записки о делах Черкеси, представленный господином Скасси в 1816году/ Р. Скасси // АБКИЕА. -С.285.
142. Смелзер Н. Социология: (перевод с английского) / Н. Смелзер. -М: Феникс, 1994. 688с.
143. Словарь иностранных слов и выражений // Под. ред. Е.С. Зенович. М.: Изд-во ACT ОЛИМП АСТРЕЛЬ. 2000. - С. 626-627.
144. Социологический словарь // Под. ред. Н. Аберкарамби , С. Хилл, С. Гернер. Казань: Казанский университет. - 1997. - 679с.
145. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1990. 542 с.
146. Социальные отношения: познание и совершенствование / Н.Н.Мокляк, и др.; АНУССР. Ин-т философии. Киев, 1990. - 232 с.
147. Социология молодежи / Под. ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-н/Д, 2001. - 341с.
148. Социология молодежи // Под. ред. В. Т. Лисовского. М., 1995. -Кн. 1.-186 е.; Кн.2. - 228 с.;Кн.З.- 130 с.
149. Соколова А.В. Ценностные ориентации постановка гуманитарного студенчества / А. В. Соколова, И.О. Щербакова // Социс. 2003. - №5. - С.25-28.
150. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII -XIX вв. / Е. Н. Студенецкая. М., 1989. - С. 158.
151. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания. М., 1994. - 55 с.
152. Стукало С.М. Молодежь и рабочие профессии / С.М. Стукало, B.C. Небожешш. Киев: Наукова думка, 1989. - 124 с.
153. Спирикин А.Г. Человек, культура традиция в истории культуры / А.Г. Спирикин. М, 1978. - 345с.
154. Сурина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: учеб.-метод. пособие / И.А. Сурина. -М., 1996.- 132 с.
155. Суханов И.В. Традиции и преемственность поколении / И.В. Суханов. -М., 1976. С. 45-65.
156. Схаляхо А.А. Родник народного воспитания / А.А. Схаляхо // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп., 1995. — №9. - С.53.
157. Тлехуч A.M. О формировании интереса молодежи к традиционному народному творчеству адыгов / A.M. Тлехуч, Р.А. Ханаху // Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993. - С.56-57.
158. Традиции http: // www. stroymeh. ru / trad, html/ 2005. электронный ресурс.
159. Тугаринов В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 343 с.
160. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности / В.П. Тугаринов // Проблемы ценности философии. М- Л., 1966. - С. 15-16.
161. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов.- Л.: Изд-во ЛГУ, I960. 156 с.
162. Тугаринов В.П. Теория ценности в марксизме / В.П. Тугаринов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
163. Толковый словарь русского языка // Под. ред. Д.Н.Ушакова-Т.2. -М. — 1938.-С.740.
164. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность типология управление / Б.А. Трегубов. СПб.,-М. 1991.-158с.
165. Уварова Е.Л. Молодежь в условиях формирования нового политического мышления: соц. культурный аспект: Дис. . д-ра филос. наук / Е.Л. Уварова. Харьков, 1991. - 306 с.
166. Уледов А.К. Духовное обновление общества/ А.К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-333 с.
167. Урсуп Т.Д. Единство национального и интернационального в новой советской обрядности / Т.Д. Урсуп, B.C. Зеленчук // Традиции и новые обряды в быту народов СССР. М.: Наука, 1981.
168. Унарокова Р.Б. Формы общения адыгов / Р.Б. Унарокова. -Майкоп: Меоты, 1998. 128 с.
169. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры / К.Х. Унежев. Нальчик, 1997. - 228 с.
170. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский // Сочинения: в 6 т. Т 1. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998. -.256 с.
171. Философия и ценностные формы сознания. М.: Наука, 1978. -347с.
172. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: Материалы заочного "круглого стола" // Вопросы философии. 1995. -№ 11.-С. 3-34.
173. Философия. Основные идеи и принципы / Под. ред. А.И. Ракитова. М: Политиздат, 1990. - 367 с.
174. Философский энциклопедический словарь / Под. ред. И.Т. Фролова. М., 1989. - 588 с.
175. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений / С.С. Фролов. М. 1994. - С. 248.
176. Френхем А. Личность и социальное поведение / А. Френхем, П. Хейвен. СПб.- М., - 2001. - С.244.
177. Хан-Гирей. Записки о Черкесии / Хан-Гирей Нальчик: Эльбрус, 1978.- 283 с.
178. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) / Р.А. Ханаху Ростов н.Д, 2001.- 190 с.
179. Ханаху Р.А. Феномен адыгагэ: к постановке исследовательской проблемы / Р.А. Ханаху, О.М. Цветков // Философия и социология в республике Адыгея. Майкоп, 1994. - С. 21 -28.
180. Хапсироков X. Черкесия и ее литература / X. Хапсироков // Черкессия. Черкесск, 2002 - № 1. - С. 3-8.
181. Хапсироков X. Что принес Тембот Керашев в нашу культуру? / X. Хапсироков // Черкессия. Черкесск, 2002. - № 1. - С. 20-25.
182. Харчев А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. -222с.
183. Хомяков В.М. Политическая социализация студенчества на современном этапе развития российского общества,: Дис. . канд. социол. наук / В.М. Хомяков. Саратов, 1994. - 151 с.
184. Хунагов Р.Д. Проблема рациональности в политике и управлении / Р.Д. Хунагов. М.: Высш. шк., - 1995. - 196 с.
185. Хут Ш. Преемственность фольклорных традиции в творчестве Т. Керашева / Ш. Хут //Адыгэ макъэ. 2003. - 25марта.
186. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА, 1994. - 236 с.
187. Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990. - 132с.
188. Ценности массового сознания в СССР и США: некоторые результаты сравнительного советско-американского исследования. -М.: ИСАН, 1989.-69 с.
189. Ценности, образ жизни и жилая среда. М., 1987. - 120 с.
190. Ценности социальных групп и кризис общества. Тюмень, 1990. -90 с.
191. Ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. -1994.-№6.-С. 10-22.
192. Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990. -144 с.
193. Ценностные ориентации и социальное поведение в изменяющихся условиях. Региональные аспекты: сб. материалов межрегион, науч.-практич. конф. социологов. Самара, 1995. - 120 с.
194. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. Петрозаводск, 1984. - 92 с.
195. Ценностные ориентации-предпосылка программ переустройства общества / О.Н.Козлова, С.Рылева, В.Степанов, В.Федотова // Общественные науки и современность. 1992. — №1. - С. 36-44.
196. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. -Тбилиси, 1984.- 171 с.
197. Чайковский Ю.В. Молодежь в разнообразном мире / Ю.В. Чайковский // Социс. 1988. - №1. - С. 76-84.
198. Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных / С.В. Чесноков. М.: Наука, 1982. - 168 с.
199. Чеучева Т.М. Социокультурные аспекты языкового регулирования в современном полиэтническом обществе (на материалах Республики Адыгея): Автореф. дис. . канд. социол. наук / Т.М. Чеучева. Майкоп., 2004. - 174 с.
200. Чистов В.В. Народные традиции и фольклор / В.В. Чистов. М.: Наука, 1986.-С. 108-109.
201. Чупров В.И. Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи / В.И. Чупров // Социально-политические науки. 1991. -№3. - С. 30-41.
202. Чупров В.И. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития / В.И. Чупров, М.Ф Черныш. М., 1993.-98 с.
203. Шадже А.Ю. Этнические традиции как философская проблема. — Майкоп. 2005. с.
204. Шабанова М.А. Ценность и "цена" свободы в процессе социальной адаптации к рынку / М.А Шабанова // Социс. 1995. - № 4. - С. 88-96.
205. Шамраев B.C. Отцы и дети / B.C. Шамраев, Т.А. Лукьянова // Социс. 1996. - № 4. - С. 125-127.
206. Шацкий Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М., 1990.
207. Широкалова Г.С. Горожане и слияние в результате реформ 90-х годов / Г.С. Широкалова // Социс. 2002. - №2. - С. 71-72.
208. Шибинская Е. Верность теме / Е. Шибинская // Адыгейская правда. 1979. - 24 сент.
209. Шовгенов Х.И. Обычаи адыгов / Х.И. Шовгенов, З.П. Кардангушев. Нальчик: Эльбрус 1995. - 184 с.
210. Шоров И.А. Этнопедогогика адыгских народов / И.А. Шоров. -Майкоп, 1993.-408 с.
211. Шоров И.А. О некоторых особенностях взаимодействия ислама и адыгской культуры / И.А. Шоров. — Майкоп //Ежеквартальный научный журнал АТУ Ш1эныгъэгъуаз. Вып. 2) - 1998. - С. 141-143.
212. Шортанов А.Т. Адыгейские культуры / А.Т. Шортанов. -Нальчик: Эльбрус, 1992. 165 с.
213. Шубкин В.Н. Молодежь России: аспирации и реальность / В.Н. Шубкин // Социс. 1994. - № 7. - С. 156-158.
214. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Брокгауза и Ефрона, 1901. - Т. ХХХШ-а. - С. 693-694.
215. Этнографические этюды. Майкоп, 1997. - 138 с.
216. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. М., 1987.
217. Ядов В.А. Россия в мировом пространстве / В.А. Ядов // Социс. -1996.-№3.-С. 27-30.
218. Ясперс К. Истоки истории и её цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М., 1991. - С. 245.
219. Яхьин П. Д. Социология молодежного досуга / П.Д. Яхьин Электронный ресурс. Режим доступа: htt: /soz. list.ru/.
220. Gould I. A Dictionary of ihe Social Scinces / I Gould, W.C. Kolb. -London, 1964.-723 p.
221. Dobrowolski K. Studia nad zyciet spoieznym i kyltura / K. Dobrovolski. Warszawa; Krakow: Wrochaw,1966. - 77 s.
222. Malinowski B. Srike z terii kulturu / B. Malinovski. Warszawa, 1958.414s.
223. Ingelhart R. Cultural shift in advanced industrial society / R. Ingelhart. Princeton: University Press, 1990.
224. Redfield R. Peasant Society and Culture / R. Redfield. Chicago, 1956. S.215.
225. Radin M. Tradition / M. Radin // Ercyclopaedia of Social Sciences. -New-York, 1949. Т. XV. - P. 62.
226. Mauss M. Fragment d' un plan de sojciologie generale descriptive. -In: Annales Sociologiques, seria A, fasc. 1. Paris / M. Mauss. 1934 p. 31 -34.
227. Popper K. R. Krytycyzt i tradycia. In: Znak, / K. Poppen. -1963 -№ 109-110 (lipiec-sirpien), S. 868.
228. Czarnowcki S. Historia a historia kultury / S. Granowcki. Dziela. -1952-84 s.
229. Shils E. Tradition and Liberty. Antinamy and interdependence / E. Shils // Ethics. 1958. - Vol. LXIII, № 3. - P. 154.
230. Suchodolski B. Tradycje kultury polskiej i perspektywy jej rozwoju. / B. Suchodolski // Kultura i spoleczenstwo. - 1966. -Т. X, № 4. - S. 5-6.
231. Mercure D.Tipologie des respresentation de I Avenir. Montreal, 1983.-275 P.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.